Анализ «Премудрый пескарь» Салтыков-Щедрин
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 757.
Обновлено 10 Июля, 2021
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 757.
Обновлено 10 Июля, 2021
Сказки М. Салтыкова-Щедрина адресованы в первую очередь взрослым, ведь под маской своих персонажей автор умело скрывал пороки общества. Тем не менее, произведения Михаила Евграфовича интересны и детям среднего школьного возраста. Они учат подростков анализировать свое поведение, подсказывают «правильный путь». Сказку «Премудрый пескарь» школьники изучают в 7 классе. Знакомясь с ней, нужно учитывать историко-культурный контекст ее создания. Предлагаем краткий анализ сказки, который облегчит поиски того, что скрыто между строк, а также станет помощником в подготовке к ЕГЭ.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Краткий анализ
Год написания – декабрь 1882 – январь 1883.
История создания – К созданию сказки М. Салтыкова-Щедрина подтолкнули общественно-политические события. Либерально настроенные интеллигенты пыталась «затаиться» от реакции властей, чтобы не рисковать своим положением, а может быть, и жизнью. Анализируемое произведение – критика такой позиции.
Тема – Воспринимать сказку можно как в прямом, так и в переносном смысле, поэтому в ней можно выделить несколько тем: жизнь премудрого пескаря; бездействие, вызванное боязнью опасности.
Композиция – Как смысловая, так и формальная организация сказки «Премудрый пескарь» несложная. Автор начинает ее традиционным «Жил-был», знакомит с рыбьим семейством и постепенно переходит к рассказу об основных событиях. Заканчивается произведение риторическим вопросом, который подталкивает читателя к размышлениям о сказанном.
Жанр – Сказка.
Направление – Реализм.
История создания
История создания произведения тесно связана с общественно-политической ситуацией второй половины XIX века. В 1881 г. члены организации «Народная воля» совершили покушение на Александра II. Смерть императора усилила гонения за интеллигентами. Интеллигенты-либералы решили занять пассивную позицию, чтобы не рисковать своей свободой и жизнью. Михаил Евграфович не разделял такого мнения, однако открыто критиковать либералов не мог. Так появилась сказка Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь». Года написания – декабрь 1882 – январь 1883.
Русская цензура долго не допускала сказку Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» к печати, поэтому впервые оно было опубликовано в 1883 г. в эмигрантской газете «Общее дело» в Женеве. «Премудрого пескаря разместили в рубрике «Сказки для детей изрядного возраста», как бы намекая, что в ней раскрываются вовсе не детские мотивы. В России женевскую газету с анализируемым произведением распространяли члены «Народной воли».
В 1884 г. сказку опубликовал журнал «Отечественные записки».
Тема
Для лучшего понимания смысла сказки «Премудрый пескарь» анализ ее следует начинать с характеристики мотивов.
В литературе есть множество произведений, в которых завуалировано развиваются запрещенные властями темы. М. Салтыков-Щедрин – один из самых известных русских писателей, работавших с аллегорическими образами. Его сказку «Премудрый пескарь» можно читать как поверхностно, не задумываясь о переносном смысле, так и учитывая аллегорическое значение, поэтому в нём развиваются две основные темы: жизнь пескаря и бездействие, причина которому – страх.
В контексте указанных тем сформировалась проблематика. В произведении поднимаются такие проблемы: родительское воспитание и его влияние на судьбу детей, страх, смысл жизни, человек и общество и др.
Для создания аллегорий автор погружает читателя в подводный мир, поэтому главные герои сказки – рыбы. Тем не менее находится место и для образов людей. Начинается произведение с рассказа о семье пескарей. Глава семейства поучал детей быть предельно осторожными, так как маленьких рыб опасность подстерегает на каждом шагу. Главный герой, наслушавшись этих наставлений, решил спрятаться от мира, чтобы дожить до старости и умереть своей смертью.
Пескарь вырыл себе нору, где прятался днём. Даже поесть он выплывал ночью. Так в одиночестве и постоянном дрожании от страха он прожил более ста лет. И действительно умер своей смертью. Герой так и не понял, что суть жизни в борьбе за свое счастье, в радости, которую ощущаешь в кругу друзей и близких, в простых забавах.
Только дочитав сказку до конца, можно понять «смысл названия». Называя пескаря премудрым, Михаил Евграфович на самом деле намекает на глупость героя. Приставка пре- в этом случае является синонимом к слову «чересчур», ведь пескарь чересчур боялся за свою жизнь и поэтому чересчур много думал, как уберечь себя.
Чтобы намекнуть читателю, что и среди людей есть такие пескари, автор вводит в рассказ о рыбе человеческие реалии: «В карты не играет, вина не пьёт, табаку не курит, за красными девушками не гоняется»; «Выиграл будто бы он двести тысяч, вырос на целых пол-аршина и сам щук глотает»
.
Исходя из содержания, можно определить идею сказки. Автор осуждает людей, которые боятся рисковать, проживая свою жизнь бессмысленно. Основная мысль – страх может стать серьезной преградой на пути к счастью.
Композиция
Особенности композиции произведения такие же, как у фольклорных сказок. Организация его предельно проста, начинается текст традиционным вступлением. Все элементы сюжета расположены в логической последовательности.
В экспозиции читатель знакомится с главным героем сказки и его семьей, узнает о том, какие опасности подстерегают небольших рыб. После прочтения этой части складывается первое впечатление о пескаре. Завязка – рассказы и наставления пескаря-отца. Развитие событий – рассказ о жизни пескаря-сына после смерти родителей, размышления рыбы, как сложилась бы его жизнь, живи он по-другому.
Ярко выраженной кульминации в сказке нет, однако кульминационными точками можно считать эпизоды, где рак и щука подстерегают пескаря. Развязка произведения – смерть пескаря.
Примечательно, что сказка заканчивается риторическим вопросом, который подсказывает, чему учит писатель.
Жанр
Жанр «Премудрого пескаря» Салтыкова-Щедрина – сатирическая сказка. В произведении есть реальные и фантастические события, а человеческие качества и характеры автор скрывает под образами рыб. В то же время писатель использовал сатирические приемы для разоблачения либералов. Он высмеивает пескаря посредством описания его характера и поведения, художественных средств, например, постоянного повторения эпитета «премудрый».
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Михаил Антонов
6/10
-
Наталья Степанова
9/10
-
Давид Микулеску
10/10
-
Алпият Магомедова
10/10
-
Sfdsdff Sdafds
9/10
-
Денис Аллаяров
10/10
-
Яна Рамазанова
10/10
-
Марина Шитова
10/10
-
Катя Шишкина
10/10
-
Сергей Каштырёв
7/10
Рейтинг анализа
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 757.
А какую оценку поставите вы?
Предназначенная для взрослых сказка «Премудрый пескарь» при тщательном анализе демонстрирует типичные черты творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. Писатель был мастером тонкой иронии. В рамках выбранного стиля автор рисует очень характерные образы, помогая себе использованием приемов гротеска и гиперболизируя фигуры главных героев.
Литературная критика советской школы стремилась искать в русской классике имперского периода черты классового противостояния и социальной борьбы. Та же судьба постигла и сказку о премудром пескаре – в главном герое старательно отыскивали черты презренного мелкого чиновника, дрожащего от страха, вместо того, чтобы посвятить жизнь классовой борьбе.
Однако большинство русских писателей волновали все же не столько революционные идеи, сколько нравственные проблемы общества.
Краткий анализ
Год написания — 1883 г.
История создания — Годы реакции не могли позволить открыто высказывать свои политические взгляды, и писатель завуалировал социально — политический смысл своих высказываний в форме сказок.
Тема — Социально — политическая подоплека подразумевает политическую тему, выраженную в высмеивании русской либеральной интеллигенции.
Композиция — Композиционное построение сказки простое: зачин сказки, описание жизни, и смерть пескаря.
Жанр — Жанр «Премудрого пескаря» — эпическая иносказательная сказка.
Направление — Сатира.
История написания
Творческая история создания этого произведения представляет собой череду интересных фактов. Главными из них являются:
- Сказка написана в 1882 г., когда интеллигенция разочаровалась в провале реформ и началась эпоха реакций. Россия полностью стала капиталистической страной, это со временем превратило общество в безликую массу, где была лишь конкуренция, и отсутствовало место для жалости.
- Создавая это произведение, автор пытался изобразить людей новой эпохи, но почему именно в образе пескаря, неясно.
- Впервые сказку издали в эмигрантском женевском журнале «Общее дело» в 1883 г. Произведение распространяло подполье, российская цензура его запретила. Но в 1884 г. оно все же было опубликовано в «Отечественных записках».
- В своих выступлениях отсылки на эту сказку любил делать Владимир Ульянов. Он говорил, что пескари — это все люди, которые хотят упрекнуть его в трусости.
История создания
Великому русскому сатирику выпало время жить и творить в годы реакции. Власти и цензура тщательно следили за тем, что попадает в умы граждан, всячески замалчивая политические проблемы.
Возможно, вам также будет интересна статья: Чехов «Дама с собачкой» — анализ произведения
Суровая действительность происходящих событий должна была быть скрыта от народа. Люди, открыто высказывающие свои прогрессивные взгляды, строго наказывались. Люди, занимающиеся литературной деятельностью, всеми способами пытались донести до народа революционные идеи. Поэты и прозаики использовали различные художественные средства, чтобы рассказать всю правду о судьбе простых людей и об их угнетателях.
История создания сатирических сказок Салтыкова-Щедрина явилось прямой необходимостью против политики государства. Для высмеивания человеческих пороков, гражданской трусости и малодушия писатель использовал сатирические приемы, придавая человеческие характеристики различным зверям и животным.
Над «Премудрым пескарем» автор начал работу в конце 1882 года, окончательный год написания — 1883, в том же году сказка была опубликована в газете.
Сочинения
Салтыков-Щедрин — писатель, который очень часто прибегал к такому жанру, как сказка, ведь с ее помощью в иносказательной форме всегда можно было раскрыть пороки человечества, в то время, как его творческая деятельность была окружена неблагоприятными условиями. С помощью данного жанра он мог писать в тяжкие годы реакции и цензуры. Благодаря сказкам Салтыков-Щедрин продолжал писать, несмотря на страх либеральных редакторов. Вопреки цензуре он получает возможность бичевать реакцию. И вот с одной из его сказок под названием Премудрый пескарь мы познакомились на уроке и теперь сделаем краткий анализ по плану.
Краткий анализ сказки Премудрый Пескарь
Делая анализ сказки Салтыкова-Щедрина Премудрый пескарь, мы видим, что главный герой является иносказательным образом. Начинается же сказка, как обычно, со слов Жили-были. Дальше мы видим совет родителей пескаря, после чего следует описание жизни этой маленькой рыбки и ее кончины.
Читая произведение Щедрина и анализируя его, мы прослеживаем параллель между жизнью в реальном мире и сюжетом сказки. Мы знакомимся с главным героем пескарем, который жил сначала, как обычно. После смерти родителей, которые оставили ему напутственные слова и просили себя беречь и смотреть в оба, он стал жалким и трусливым, но считающий себя премудрым.
Сначала мы видим в рыбке мыслящее существо, просвещенное, умеренно либеральных взглядов, да и родители его были совсем не глупы, и сумели дожить до естественной кончины. Но после смерти родителей он затаился в своей маленькой норке. Он все время дрожал, как только кто-то проплывал мимо его норы. Выплывал оттуда только ночью, иногда днем для перекуса, но тут же прятался. Не доедал и не досыпал. Вся жизнь его и прошла в страхе, и таким образом прожил Пескарь до ста лет. Без жалованья, прислуги, не играя в карты, не развлекаясь. Без семьи, без продолжения рода. Были как-то мысли выплыть из убежища, зажить полной жизнью, но тут же страх побеждал намерения и он оставил эту затею. Так и прожил ничего не видя и ничего не зная. Умер скорее всего премудрый Пескарь своей смертью, ведь на больного пескаря даже щука не позарится.
Всю жизнь пескарь себя считал премудрым и только ближе к смерти увидел бесцельно прожитую жизнь. Автор нам сумел показать какой унылой и жалкой становится жизнь, если жить премудростью труса.
Вывод
В своей сказке Премудрый пескарь, краткий анализ которой мы только что сделали, Салтыков-Щедрин изображает политическую жизнь страны прошлых лет. В образе пескаря мы видим либералов обывателей эпохи реакции, которые только и спасали свои шкуры, сидя в норах и заботясь лишь о своем благе. Они не пытаются что-то менять, не хотят свои силы направить в нужное русло. У них были лишь мысли о собственном спасении, а за правое дело никто из них не собирался бороться. И в то время таких пескарей было очень много среди интеллигенции, поэтому читая в свое время сказку Щедрина, читатель мог провести аналогию с чиновниками, что работали в канцелярии, с редакторами либеральных газет, с работниками банков, контор и другими людьми, которые ничего не делали, боясь всех, кто выше и влиятельнее.
Прочитав работу Салтыкова-Щедрина, и сделав ее анализ, мы можем сказать одно: в сказке автору удалось создать и показать нам образ трусливого и жалкого чиновника.
Тема
Тема «Премудрого пескаря» включает в себя социально — политическую проблематику общества той эпохи. В произведении беспощадно высмеивается поведение обывателей реакционной эпохи, их трусливое бездействие и равнодушие.
В нравоучительном произведении Салтыкова — Щедрина главный герой — рыбка-либерал, который своим существованием полностью отражает политику либерально настроенной интеллигенции. В этом образе заключена основная мысль сказки, которая обличает интеллигентов — либералов, скрывающихся от правды жизни за собственным малодушием, старающимися провести свою жизнь незаметно. Здесь опять всплывает вечная тема того времени, когда каждый ведет себя так, думая лишь о том, «как бы чего не случилось, как бы чего не вышло».
Возможно, вам также будет интересна статья: Н.М. Карамзин «Бедная Лиза» — краткое содержание для читательского дневника
Обличение такого общества наглядно доказывает, что такое поведение ни к чему не приведет, суть в том, что все — равно не удастся спастись, прячась в своей норе.
В «Премудром пескаре» анализ произведения невозможен без определения смысла названия, которое автор дал своей сказке. Иносказательная и сатирическая сказка подразумевает и сатирическое название.
Живет пескарь, который считает себя «премудрым». В его понимании, это действительно так. Родители пескаря сумели прожить долго, они умерли от старости. Это они и завещали родному сыну — пескарю, «живи тихо и спокойно, никуда не лезь, проживешь долго и счастливо». Автор вкладывает сарказм в название пескаря «премудрый». Невозможно быть мудрым, живя серой, бессмысленной жизнью, боясь всех и вся.
Проблемы
Проблематика сказки «Премудрый пескарь» знакомит нас с проблемами, которые всегда стояли перед человечеством:
- Трусость
– основная проблема. Салтыков-Щедрин жестоко высмеивает трусость человека перед жизненными трудностями. Но подчёркивает, что именно воспитание и общественное устройство делает людей такими, какие они есть. Страхи были навязаны герою с рождения. - Тщетность жизни
– тщетность жизни, потраченной исключительно на создание уютного мирка только для себя, становится очевидна даже самому премудрому пескарю. Однако он уже оказывается неспособным изменить свою судьбу. - Иллюзии
– на протяжении всей своей жизни пескарь убеждал себя в опасности внешнего мира и собственной слабости. Многочисленные страхи, многие из которых были выдуманы им самим, вынудили его уйти в его собственный мир, где он отдался во власть другим иллюзиям – мечтам о могуществе. - Заблуждения
– с самого детства пескарь жил в заблуждениях, его картина мира была искажена. В конце жизни он осознал свои ошибки и умер, полным сожалений из-за не реализованных амбиций.
Композиция
Особенности композиции сказки писателя в том, что эта сказка-иносказание. Экспозиция сказки в начале развития действия. В ней начинается зачин: рассказывается о пескаре и его родителях, о тяжелой жизни и способах выживания. Отец делает пескарю завещание, как надо жить, чтобы сохранить свою жизнь.
Завязка действия: пескарь хорошо понял отца, принял его пожелания к действию. Дальше идет развитие действия, рассказ о том, как жил пескарь, не жил, а прозябал. Всю свою жизнь он дрожал, от любого звука, шума, стука. Он боялся всю жизнь, и все время прятался.
Кульминационный момент сказки в том, что, когда, наконец, пескарь задумался о том, чтобы было тогда, если бы все жили так, как он живет. Пескарь ужаснулся, представив такую картину. Ведь так вывелся бы весь пескарий род.
Наступает развязка: пескарь исчезает. Куда и как, осталось неизвестным, но все говорит о том, что он умер своей смертью. Автор с сарказмом подчеркивает, что никто не станет есть старого, тощего пескаря, да еще и «премудрого».
Вся сказка сатирика построена на иносказании. Герои сказки, события, окружающая среда — все это в иносказательном смысле отражает человеческую жизнь того времени.
Все сатирические сказки писателя написаны в ответ на какое — либо событие, или общественное явление. Сказка «Премудрый пескарь» — это реакция писателя на покушение народовольческих сил на монарха Александра Второго.
Возможно, вам также будет интересна статья: Максим Горький «Челкаш» — анализ произведения
То, чему учит произведение сатирика, показывает смерть пескаря. Надо жить ярко, с пользой для общества, а не прятаться от проблем.
Анализ 2
Салтыков-Щедрин по-своему уникальный писатель 19 века. Начиная свою литературную деятельность с рассказов, повестей и романов, в конце жизни он обращается к жанру сказки. В иносказательной форме автор обращается к проблемам общества, в целом, и раскрывает судьбу конкретного человека, в частности, описывает своих героев саркастически. Подобные сказки сродни басням Эзопа и Крылова, где все герои – это животные, при этом они проживают вполне человеческую жизнь: создают семьи, трудятся, страдают, радуются и даже думают. Главный герой сказки «Премудрый пескарь» – обычная мелкая речная рыбешка. Тонко чувствующий читатель понимает, что за этим кроется смех свозь слезы, грустная правда жизни.
Автор в красках повествует, как опасна жизнь пескаря: пучеглазый рак, щука-хищница и рыбаки всегда могут его поймать и съесть. С детских лет пескарь запомнил наставления отца по поводу опасностей внешнего мира. Больше всего он предупреждал сына остерегаться «уды», то есть удочки, на которую можно попасться по глупости.
Пискарь, подобно человеку имел мечту. Она заключалась в том, чтобы заработать двести тысяч и вырасти до таких размеров, чтобы можно было самому щуку проглотить. На деле получается, что он никак не стремился воплотить мечту в жизнь. Мы понимаем, что вырасти и стать хищной рыбой у него вряд ли получилось бы, но, следуя авторской логике, денег пескарь вполне мог заработать на какой-нибудь «пескарьей» работе.
В чем заключается премудрость пескаря? Для себя он решил, что быть умным – это значит много думать и при этом за всю жизнь не быть пойманным и съеденным. К реализации своего плана пескарь подошел очень старательно: вырыл нору на глубине, плавал по реке только ночью, когда никого нет, еду добывал украдкой, тайком, а если не получалось ничем поживиться, то и вовсе голодал.
Сказка не была бы сказкой, если бы не содержала поучений для читателя. Я думаю, ее главная идея заключается в том, что если всегда избегать опасностей и прятаться от мира, то жизнь может пройти даром. Финал сказки раскрывает эту идею: мы узнаем, что, придерживаясь своей философии, пескарь сумел прожить очень долгую жизнь (более ста лет), при этом у него не было ни семьи, ни друзей, из-за ночного образа жизни он почти ослеп, часто не доедал, ослаб здоровьем. Саркастически автор сообщает, что его герой «вина не пьет, табаку не курит…». Самое ужасное чувство, которое его постоянно преследовало, — непреодолимый страх, заставляющий его долгие годы проводить в норе в темноте.
Узнав о прожитой пескарем жизни, открытым остается вопрос: а был ли он на самом деле премудрым?
Жанр
Реакционная эпоха привела к рождению разных способов выражений своих мыслей, автор «Премудрого пескаря» использовал для этого жанр иносказательной сказки, разумеется, сатирического направления. Сказка «Премудрый пескарь» — эпическое сочинение для взрослых. Сатирическая направленность указывает на обличение общественных пороков, их жесткое высмеивание. В короткой по объему сказке, автор раскрыл взаимосвязанные между собой пороки — трусость и бездействие. Для Салтыкова-Щедрина характерно изображать нелицеприятные стороны жизни через гиперболические образы и гротеск.
Главные герои и их характеристика
Система образов в сказке «Премудрый пескарь» представлена Многомудрым Литреконом в формате таблицы:
герои сказки «премудрый пескарь» | характеристика |
премудрый пескарь | маленькая трусливая рыбка, которая больше всего в жизни ценила свою безопасность. всю свою жизнь пескарь прожил в страхе перед окружающими, однако сам всегда мечтал стать большим и опасным хищником, чтобы терроризировать и поедать других рыб. в образе пескаря автор изобразил представителей интеллигенции, которые были запуганы жандармами и обысками, поэтому мирились со своей жалкой участью и открыто не высказывали власти свое неодобрение. в либеральных кругах их уважали, но на самом деле их протест выражался только в неуверенном шепоте. |
обитатели водоёма | представлены в основном раками и щуками, которых так боится пескарь. несмотря на абсурдность страхов пескаря, они представляют собой реальную опасность. в их образе автор воплотил жандармов, чиновников и других людей, от которых исходила угроза в адрес инакомыслящих. они действительно страшны к гневе и голоде, могут сломать чужую жизнь, но бояться их — это значит добровольно отказываться от свободы ради жалкого рабства. |
Краткое содержание сказки
Умные и осторожные родители были у пескаря, всех опасностей сумели избежать и гордились тем, что дожили до глубокой старости. И сынок, вспомнив все предостережения отца и хорошо поразмыслив, решил устроить свою жизнь так, чтобы всех опасностей избежать. Жил он так, чтобы никто его не замечал, ни с кем не водился, никого в гости не приглашал. Дрожал пескарь весь день. И голодать ему приходилось, потому что боялся днем он высунуться из норы. Только ночью выплывал, чтобы сделать моцион. Нору себе он выдолбил такую, чтобы только он один поместиться в ней мог. Не женился он и детей не имел, опасаясь лишних проблем. Умным себя считал пескарь, ведь сумел прожить он больше ста лет и умирал своей смертью. Только жил – дрожал и умирал – дрожал. Старого, никому не нужного и всеми забытого пескаря никто премудрым не называл. Многие, наоборот, считали его глупцом. Когда пришла ему пора умирать, он осознал всю никчемность и бесполезность своей жизни. И умер пескарь своей смертью. Какому хищнику придет в голову глотать старого больного пескаря? Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.
История создания сказки
В 1882 году правила жесткая цензура, убирающая все произведения, которые обличали действующую власть. Салтыкову-Щедрину необходимо было создать такую сказку, чтобы ее опубликовали. Тогда и появляются сатиристические сказки. Тема для создания произведения появилась после покушения на Александра II людьми из “Народной воли”. Все интеллигентное общество промолчало, авторы писали “в стол”, вслух не обсуждалась власть, чтобы сохранить хоть какую-то свободу. Михаилу Евграфовичу не нравилось такое “замалчивание”, но и открыто он не мог об этом говорить. После создания сказки “Премудрый пескарь” в 1883 году в свободной газете эмигрантского происхождения “Общее дело” сказка была опубликована в разделе сказок для детей изрядного возраста.
Основные темы
Бездействие и трусость — две основных темы сказки “Премудрый пескарь”. Реакция соотечественников-либералов высмеивается Салтыковым-Щедриным в самых жестоких аллегорических сравнениях. Главный герой — пескарь. Рыба-либерал живет сам по себе, незаметно для окружающих, думая, что чем она будет менее заметна, тем лучше будет ее жизнь. Пескаря этой жизненной позиции научили родители, которые на собственном примере доказали, что залог долгой жизни — жить тихо и спокойно. Но в том обществе, в котором живет пескарь, это не удастся. Прячась в свои домики и норки, не удастся не вмешиваться в происходящее. В названии сказки присутствует сатиристическое отношение автора к пескарю. Мудрость пескаря — поверхностная, он слишком много думает, и от этого считает себя умным и мудрым. Но приставка “пре”, добавленная Салтыковым-Щедриным, указывает на значение “слишком” или “чересчур” умным. Думы пескаря ни к чему не приводят, а только лишь усиливают страх. Автор указывает нам в сказке, что могут быть такие же пескари и среди людей, которые и вино не пьют, и в карты не играют, и за девушками не ухаживают. Про таких людей и писалась сказка. Салтыков-Щедрин негативно относится к тем людям, которые боятся жить. Автором поднимается тема евангельского происхождения, где человек закапывает свой талант в землю. Михаил Евграфович предостерегает нас от пустой жизни, дает наказ не только младшему поколению, но и взрослым — необходимо продумывать свой финал жизни. И только ваш выбор — будет этот финал достойным и счастливым в кругу семьи или одиноким и унылым в сырой, не пропускающей свет норе.
Композиция
Произведение написано по канонам фольклорных сказок. Сказка начинается со вступления, где проводится основная идея сказки — живи так, чтобы ни в суп не попасть, ни быть съеденным щукой. Экспозиция сказки — знакомство читателя с главным героем, устоями его жизни. Завязкой произведения стали рассказы отца пескаря и жизнь главного героя после смерти своих родителей. Пескарь — хороший сын, он следует заповедям своего отца, но доводит их до апогея. Пескарь перестает выходить из своей норы ночью. Случалось так, что из-за страха он мог просидеть несколько дней без еды. Главный герой практически ни с кем не общался.
Важно! В сказке есть события, являющимися композиционными точками. Это встречи с раком и щукой, когда пескарь испытывал наиболее высокое эмоциональное напряжение.
Кульминация — раздумья пескаря уже перед смертью. Он только сейчас понял, что весь его страх приводит к скучной и неинтересной жизни, а самое главное — при таком образе жизни у него никогда не будет потомства. Пескарь все дрожал и боялся, но теперь он хотел что-то изменить. Тем не менее слабоволие не позволило ему что-то изменить. Пескарь исчезает, и автор в такой трагической развязке подчеркивает, что никто не знает, как исчез главный герой, потому что никому не было до него дела.
Особенности жанра
Сатиристическая сказка — ответ писателей на жесткую редакцию произведений. Сатирики обличали пороки людей, вождей и целых эпох, не боясь редактуры, ведь жанр сказки подразумевал иносказательность, и именно этот факт позволял наделить животных, рыб и птиц “волшебными” свойствами человека.
Важно! Гипербола — основная особенность сказок Салтыкова-Щедрина, он доводил пороки человека до абсурдности. Это помогало читателю понять, что более мелкие проступки могут привести к определенному исходу событий.
Таким образом, детская, с первого взгляда, сказка при детальном рассмотрении становится глубоким и сильным произведением с философской идеей и посылом будущему поколению.
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Анализ сказки Салтыкова-щедрина Премудрый пескарь
Анализ сказки Салтыкова-щедрина Премудрый пескарь
Сказки Салтыкова-Щедрина написаны «для детей изрядного возраста», а значит, для взрослых. Писатель подводит в них итог жизненных размышлений. В отличие от народных сказок, Щедрин не просто рассказывает о добре и зле. Смешивая фантастическое и реальное, трагическое и комическое, он высмеивает общественные пороки и иллюстрирует политическую обстановку в России XIX века. Русские либералы, отказавшиеся от борьбы, заботились только о самосохранении. Таков был и премудрый пескарь — главный герой сказки.
Композиция произведения проста. Автор начинает её традиционным сказочным зачином «Жил-был пискарь». В экспозиции рассказывается о жизни рыбьего семейства, о том, как глава семьи учил всех быть предельно осторожными, ведь опасность подстерегает на каждом углу. Завязка – урок, который усвоил маленький пескарь («намотал себе на ус»). Развитие действия. Главный герой решил спрятаться от мира и спокойно прожить до смерти. Днём пескарь укрывался в норе, ночью ненадолго выплывал за едой. И действительно у него получилось дожить до ста лет («жил-дрожал»). Кульминация. Пескарь начинает анализировать прожитую жизнь («Этак весь карасий род переведётся»). Развязка. Пескарь исчезает так же незаметно, как и прожил весь век.
Заканчивается сказка риторическим вопросом, предлагающим читателю задуматься о бессмысленности такой жизни.
Основная идея
Нельзя жить с единственной целью — сохранить свою жизнь. Страх может стать серьёзным препятствием на пути к счастью. Автор осуждает людей, не умеющих рисковать и наслаждаться полнотой жизни.
Художественные средства
Сказка построена на иносказании. В образе мелкой, дрожащей рыбки легко угадывается трусливый обыватель, беспокоящийся только о своей жизни. С помощью гиперболы (намеренное преувеличение), гротеска (смешивание реальности и фантастики), иронии (отрицательная оценка с целью осмеяния), сарказма (едкая, злая насмешка сатирического свойства) писатель высмеивает позицию либералов, сознательно отказавшихся от борьбы из страха перед опасностью.
Гениальность Салтыкова-Щедрина заключается в том, что в таком коротком жанре, как сказка, он поднял философский вопрос смысла жизни. За сто лет Пескарь не только ничего не сделал, но даже ни разу не почувствовал радости. Жизнь его скучна и однообразна. Именно такой финал ждёт трусливых, осторожных людей.
Анализ 2
Салтыков-Щедрин по-своему уникальный писатель 19 века. Начиная свою литературную деятельность с рассказов, повестей и романов, в конце жизни он обращается к жанру сказки. В иносказательной форме автор обращается к проблемам общества, в целом, и раскрывает судьбу конкретного человека, в частности, описывает своих героев саркастически. Подобные сказки сродни басням Эзопа и Крылова, где все герои – это животные, при этом они проживают вполне человеческую жизнь: создают семьи, трудятся, страдают, радуются и даже думают. Главный герой сказки «Премудрый пескарь» – обычная мелкая речная рыбешка. Тонко чувствующий читатель понимает, что за этим кроется смех свозь слезы, грустная правда жизни.
Автор в красках повествует, как опасна жизнь пескаря: пучеглазый рак, щука-хищница и рыбаки всегда могут его поймать и съесть. С детских лет пескарь запомнил наставления отца по поводу опасностей внешнего мира. Больше всего он предупреждал сына остерегаться «уды», то есть удочки, на которую можно попасться по глупости.
Пискарь, подобно человеку имел мечту. Она заключалась в том, чтобы заработать двести тысяч и вырасти до таких размеров, чтобы можно было самому щуку проглотить. На деле получается, что он никак не стремился воплотить мечту в жизнь. Мы понимаем, что вырасти и стать хищной рыбой у него вряд ли получилось бы, но, следуя авторской логике, денег пескарь вполне мог заработать на какой-нибудь «пескарьей» работе.
В чем заключается премудрость пескаря? Для себя он решил, что быть умным – это значит много думать и при этом за всю жизнь не быть пойманным и съеденным. К реализации своего плана пескарь подошел очень старательно: вырыл нору на глубине, плавал по реке только ночью, когда никого нет, еду добывал украдкой, тайком, а если не получалось ничем поживиться, то и вовсе голодал.
Сказка не была бы сказкой, если бы не содержала поучений для читателя. Я думаю, ее главная идея заключается в том, что если всегда избегать опасностей и прятаться от мира, то жизнь может пройти даром. Финал сказки раскрывает эту идею: мы узнаем, что, придерживаясь своей философии, пескарь сумел прожить очень долгую жизнь (более ста лет), при этом у него не было ни семьи, ни друзей, из-за ночного образа жизни он почти ослеп, часто не доедал, ослаб здоровьем. Саркастически автор сообщает, что его герой «вина не пьет, табаку не курит…». Самое ужасное чувство, которое его постоянно преследовало, — непреодолимый страх, заставляющий его долгие годы проводить в норе в темноте.
Узнав о прожитой пескарем жизни, открытым остается вопрос: а был ли он на самом деле премудрым?
3 вариант
Больше всего на свете Салтыкову-Щедрину нравилось писать в стиле аллегорий. Также он является профессиональным и уникальным писателем девятнадцатого века. И именно в такой форме он раскрывал все жизненные ситуации, которые происходили в настоящем времени. Кроме этого в этом стиле намного лучше и удобнее читать все о чем думает автор. Данные произведения могут читать не только маленькие дети, но и подростки и взрослые. В каждом его произведении рассказывается не просто о добре или зле, здесь смешивается реальное и фантастическое, а также комическое и трагическое. Также ему нравится высмеивать государство и все его проблемы и пороки, и показывать политическую обстановку в том виде, которая есть на самом деле. Либералы заботились лишь о том, что выжить в таких условиях и при этом ничего не потерять. И вот таких героев в произведении «Премудрый пискарь» очень много.
Композиция здесь является простой и без сложных элементов. Произведение начинается с обычной народной сказки. Главным героем является настоящий рыбак, который зарабатывал себе на жизнь тем, что каждый день ходил в море и привозил огромное количество рыбы. Кроме этого он старался научить всю свою семью быть всегда осторожными и прежде, чем что-то делать нужно хорошенько подумать. А ведь опасность может подстерегать абсолютно везде и никто не знает, где она ждет. Больше всего на свете главному герою хотелось подальше убраться от своей семьи и до конца своих дней прожить в одиночестве и самое главное, чтобы никто его не нашел. Днем он сидел у себя, а когда наступала ночь выходил в море для того чтобы добыть все необходимые продукты и возвращался назад. В таком положении он прожил около ста лет. Также он постоянно анализирует свою жизнь, вот только менять что-то в ней не собирается.
Кроме этого жить, так как живет пескарь не только тяжело, да к тому же еще и опасна, ведь на каждом шагу его поджидают опасности, с которыми он врядли справиться.
Оказывается, жить в таких условиях очень тяжело и практически невозможно. Кроме этого невозможно жить только с одной мыслью о своей жизни. Если человек чего-то очень сильно боится, но при этом хочет многое поменять в своей жизни, то что-то поменять не получится, потому что постепенно страх становится все больше и больше. Автор осуждает таких людей, которые не имеют цели и ничем за всю свою жизнь не рисковали. А все потому что они не умеют наслаждаться жизнью и жить в свое удовольствие.
7 класс
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ сказки Салтыкова-щедрина Премудрый пескарь
Популярные сегодня темы
- Легенда и действительность в Старухе Изергиль
Максим Горький написал свое произведение «Старуха Изергиль» в 1895 г. Работа считается ранней, и автор его насытил романтизмом. В повествовании присутствует увлекательная комбинация, в которую входит три отрывка.
- Сочинение Роль Чацкого в комедии Горе от ума Грибоедова
Произведение под названием «Горе от ума» написано гениальным писателем 19 века Александром Грибоедовым. По вкладу, внесенному в русскую и мировую литературу, он подобен Александру Сергеевичу Пушкину.
- План рассказа Живое пламя Носова 7, 8 класс
Ольга Петровна, заглянув в комнату жильца, позвала его помочь разделать клумбу. Она подготовила к посеву семена разных цветов. Жилец спросил, почему не сеет мак. Тетя Оля ответила, что мак сеют на овощных грядках.
- Сочинение Человек в тоталитарном государстве
Единственные качества, которые невозможно отобрать ни у одного человека живущего в нашем мире это свобода и стремление к свободе, вольнодумию, и невыносимую потребность в справедливости в этой жизни.
- Сочинение по картине Левитана Золотая осень описание для 3, 4, 5, 8 класса
Пейзаж Золотая осень написана русским художником Исааком Левитаном в 1895 году. Золотистая гамма цветов привлекает внимание зрителя. Выбранные тёплые оттенки подчёркивают приход золотой осени
Светлана Владимировна Томченко
Эксперт по предмету «Литература»
Задать вопрос автору статьи
История написания сказки «Премудрый пескарь»
Прежде, чем приступить к основным аспектам анализа данного произведения, нам следует рассмотреть историю его создания.
История создания «Премудрого пескаря» довольно тесно граничит с политической и социальной ситуацией конца девятнадцатого века. В этот период появляется много подпольных организаций и революционных народных течений, совершаются первые покушения на Александра Освободителя. Михаил Евграфьевич Салтыков-Щедрин не относил себя к либералам, но и не мог их открыто критиковать. Все это легло в основу замысла «Премудрого пескаря», написанного в 1882-1883 годах.
Замечание 1
Впервые опубликована данная сказка в городе Женеве, в газете для эмигрантов «Общее дело» в тысяча восемьсот восемьдесят третьем году. В тысяча восемьсот восемьдесят четвертом году сказка была опубликована под редакцией самого писателя в журнале «Отечественные записки».
Основные аспекты сказки «Премудрый пескарь»
Итак, к основным аспектам анализа данной сказки можно отнести следующие.
Тема и мотивы. Мотивом данной сказки можно назвать бездействие, неспособность что-либо изменить, обусловленную страхом и боязнью. На основе этого мотива формируется тема произведения: жизнь пескаря, его бездействие, страх. Сказку «Премудрый пескарь» можно читать как поверхностно, не вникая глубоко в смысл, так и понимая аллегорию, приведенную автором. Вообще, можно сказать, что аллегория является фактически главным средством выразительности в данном произведении, помогающим раскрыть идейный замысел.
Проблематика. К главной проблеме данного произведения относятся плоды родительского воспитания, его влияния, судьбы детей, зависящих от него. В основе сказки можно разглядеть конфликт: человек и общество; родители и дети. Также в произведении поднимаются достаточно философские темы.
Средства выразительности и их значение. Как уже говорилось выше, одним из главных средств выразительности, определяющим жанр произведения, является аллегория. Главные герои произведения — рыбы, которые символизируют людей. Обычное семейство рыб, аналогичное семейству людей, где старшое поколение учит младшее быть осторожным в жизни, чтобы не попасть в беду. Главный герой воспринял этот совет буквально и вырыл себе норку, в которой прятался всю жизнь. Так, в одиночестве, он прожил до старости, не в силах что-либо изменить. Он так спешил всеми силами сохранить свою жизнь, что она потеряла всякий смысл для него.
«Анализ «Премудрый пескарь» Салтыкова-Щедрина» 👇
Смысл произведения. Название «Премудрый пескарь» можно расценивать как иронию, сарказм. Салтыков-Щедрин называет его премудрым, намекая на его глупость, страх перед жизнью и неспособность постоять за себя. Так, аллегорично, беззащитным и бессильным представлен весь русский народ, который не способен был в эпоху перемен изменить свою судьбу. Автор в своем произведении осуждает и презирает людей, не способных изменить свою жизнь, людей скучных, ничем не рискующих, считающих свою жизнь надежной и стабильной, когда она на самом деле — болото, затягивающее все глубже и глубже. Все это определяет идейный замысел произведения, его глубинный смысл.
Жанровая уникальность произведения. «Премудрый пескарь» по своему жанру является сказкой, в традиционном понимании этого определения, а также сатирой, включающей в себя аллегорическую и поучительную функции. Все это, безусловно, определяет саму сказку как выдающееся явление. Однако, подобное произведение далеко не единственное в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина. Оно входит в целый цикл подобных значимых произведений – сатирических сказок, главным элементом которых является аллегория.
Композиция данного произведения включает в себя основы русского фольклора. В частности, это хорошо заметно в начале произведения, а также в его финале. Композицию этой сказки можно назвать линейной, то есть последовательно развивающейся. В произведении пролёживается четкая логическая цепочка, одни события сменяют другие последовательно.
Жанр «Премудрого пескаря» можно определить, как сатиру и как сказку одновременно. В произведении есть как реальные события, так и фантастические. А также присутствует аллегория, благодаря которой образы рыб соединяются с человеческими чертами. Автор в своем произведении высмеивает жизнь без риска, без изменений, что подчеркивает постоянным ироническим повторением эпитета «премудрый». Употребление столь характерного эпитета в непрямом его значении и создает ироническую часть аллегории. Это является чуть ли не главным элементом самой сказки.
Значение произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина следующее:
- Сочетание реальности и фантастики породило так называемую сатирическую сказку, в основе которой одновременно лежит ирония и философский замысел. Все это обуславливает ее жанровую уникальность.
- «Премудрый пескарь» занимает достаточно большое место в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина. Это произведение-сатира характеризует людей того времени, эпохи перемен и первых революционных народных течений.
- Сказка по своему значению также несет поучительно-философскую функцию, затрагивая достаточно важную остросоциальную тему: что лучше – риск или стабильность? Ответ на этот вопрос можно найти в этой сказке.
- «Премудрый пескарь сочетает в себе также и исторический подтекст – достаточно вспомнить хотя бы историю ее написания.
Таким образом, можно прийти к выводу о том, что сказка «Премудрый пескарь» имеет достаточно большое значение в творчестве Михаила Евграфьевича, а также во всей русской литературе в целом, включая в себя поучительную, философскую, историческую, политическую, а также социальные функции. Недаром эта сказка не относится к обычному «сказочному» разделу – детского в ней нет.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме