Проблемные вопросы по сказке о мертвой царевне и семи богатырях

Добрые
и злые силы
 в «Сказке о мёртвой царевне»
А.С.Пушкина

Цель урока –
раскрыть смысл борьбы добра и зла в сказке.

Для достижения
цели урока  выполняются  следующие учебно-воспитательные задачи:

обучающая: раскрыть
особенности приёма противопоставления, дать представление о добре и зле на
примере сказки А.С. Пушкина;

развивающая:
продолжить развитие умения лаконично формулировать и высказывать свои мысли,
умения сравнивать и сопоставлять, делать выводы;

воспитательная:
продолжить формировать доброжелательное отношение к окружающим, способствовать
формированию у учащихся навыков взаимодействия друг с другом.

Урок проводился в
5 классе, характеризующемся высокой активностью, работоспособностью, достаточно
развитой техникой чтения, проявляющем интерес к предмету.

 Эпиграф 
к уроку
:    … Сказка ложь, да в ней намек!

                                    Добрым молодцам урок.
(А.С. Пушкин)

Оформление
доски:

1.      Проблемный
вопрос
:

 Что
нужно сделать, чтобы победило добро? Как Пушкин отвечает на этот вопрос?

2.      Эпиграф  :    Сказка ложь, да в ней намек!

                                    Добрым молодцам урок.

                                                                                         
 
(А.С. Пушкин)

3.     
Оргмомент.

I.                  
Мотивация

В
нашей жизни встречаются добрые и злые люди, но мы с вами знаем, что добро
всегда побеждает зло, поэтому мы должны быть добрыми, совершать добрые дела,
помогать младшим, уважать старших. И этому нас учит литература.

II.               
Проверка домашнего задания.

Вам
нужно было заполнить таблицу.

Заполняем таблицу
выписывая ключевые слова из описания Царицы и Царевны)

Царица

Царевна

Внешность

 Высока,
стройна, бела

Белолица,
черноброва, красавица

Поведение,
характер

Горда///////ломлива
своенравна, ревнива, злая

Нрава
кроткого такого, душа,  милая, приветливая

Цвет

Черный

Белый,
красный

Другие
качества

И
умом, и всем взяла, Черной завести полна, бездельница

Невеста
молодая, царевна молодая, трудолюбивая

Отношение
автора

Баба
гневная, царица злая, злая мачеха

моя
душа, царевна молодая, милая девица

III.
Актуализация знаний

— Мы продолжаем работу над «Сказкой о мёртвой
царевне и семи богатырях» .  Вы уже успели понять, ребята, что Пушкин  велик.
Он является нашим классиком, т.е. человеком, который  смог увидеть и донести до
нас такое, что,  оказывается,  может быть и в нашей с вами жизни. У нас другая
одежда, другие прически, другой уровень жизни по сравнению с тем, что было 200
лет назад,  но Александр Сергеевич сумел увидеть через время очень много важных
и главных вопросов, которые трогают и нас с вами.

II
Подведение к теме урока

На сегодняшнем уроке мы рассматриваем один
из таких вечных вопросов бытия, жизни. Ребята, на доске карточки, 
расположенные вразнобой. Распределите их по двум группам: положительные и
отрицательные качества человека. (Один из обучающихся выполняет эту работу)

На доске появляется ряд:

Положительные
качества
:    

 Доброта
, любовь, отзывчивость,

 верность,
кротость

Отрицательные
качества
:    

Зависть,
злоба, ревность,   эгоизм, предательство

— Что причиняют
людям те, кто обладает положительными качествами? А отрицательными?

 (Возможные
ответы:

1)добро, радость,
удовольствие, счастье, тепло, любовь   

2) боль,
страдание, досада, обиду, несчастье

— О чем мы  будем сегодня говорить?
добре и зле)

Они дружат? (Нет, конфликтуют)

— Попытайтесь сформулировать тему урока.

 Тема  демонстрируется на слайде  (Дети
делают запись в тетрадях)

III.            
Беседа, подводящая к проблемному вопросу 
и к определению целей урока.

         
Рамиль, прочти, пожалуйста, эпиграф к
сегодняшнему уроку.

         
«Добрые молодцы»  в данном случае – это
кто? (Мы,  ученики).

         
А нам, взрослым, уроки не нужны? (Люди
учатся всю свою жизнь
)  

— Ребята, Пушкина 
мы потому и называем великим, что он взял великую, вечную тему. Почему эта тема
вечная? (Она существовала всегда. Она присутствовала до Пушкина и существует
до сих пор, в нашей жизни)

 А ведь сюжет
сказки нам тоже знаком. Где еще присутствовал данный сюжет , где злые люди
покушались на красоту? (Шарль Перро. «Спящая красавица». В.А. Жуковский . «
Спящая красавица»).

— Это свидетельство
того, что тема имеет действительно вневременное,  всеобщее и жизнеполагающее 
звучание. Это один из важнейших вопросов и для Пушкина, и для всего
человечества, и для нас с вами.

— Что вы можете
сказать о заглавии пушкинской сказки?(«Сказка о мертвой царевне»)

_ Кто жестче? (Пушкин.
У него царевна мертвая. Убили красоту. Чтобы её оживить,  нужно совершить
подвиг?)

_Почему данный
сюжет привлекал великих творцов?(Красота – это все, что есть хорошего в
нашей жизни. Когда есть ум, красота, чистая душа, естественность – это вызывает
у злых людей зависть, злобу, желание уничтожить эту красоту )

—  А почему
все-таки злые люди хотят уничтожить красоту?  (Она мешает им, на фоне
красоты и доброты четче выделяются их собственные недостатки)

— Какие вопросы
могут у нас сегодня возникнуть?

 Возможные
варианты, предложенные детьми:

1. Кто в сказке
совершает добрые, а кто злые поступки?

2. А легко ли
распознать добро и зло?

3. Легко ли и
всегда ли побеждает добро?

Итак, на какой вопрос мы должны ответить в
конце урока?

Что нужно сделать, чтобы победило
добро? Как Пушкин отвечает на этот вопрос?

— А мы с Пушкиным? (Да)

— Важно ли это сегодня? (Очень)

Чтобы ответить на проблемный вопрос,
мы должны вместе поработать и достичь определенных целей.

1.                 
обучающая: мы
должны увидеть ЗЛО в сказке А.С. Пушкина и научиться приемам сопоставления
образов, олицетворяющих добро и зло.

2.                 
развивающая: продолжить
развитие умения кратко и красиво формулировать и высказывать свои мысли, умения
сравнивать и сопоставлять, делать выводы; продолжать развивать свою речь,
чувства. А для этого слушать выразительную речь и самим учиться говорить
выразительно.

3.                 
воспитательная: мы
должны научиться видеть и побеждать добро

В конце урока вы сами сделаете  выводы.

— А что нам
необходимо в первую очередь сделать, чтобы найти ответы на эти вопросы?

(Обратиться к
тексту сказки, сделать наблюдения по тексту).

IV.            
Деятельность обучающихся по освоению  новых
первичных знаний и выработке новых умений

1.      Инсценированное
чтение фрагментов текста

— Пушкин – это
великое искусство. Его язык и образы  — это великая музыка русского языка.

2. Работа в группах по
добыванию знаний.
Сейчас
поработаем в группах.. Каждая группа составляет со словами, которые вы видите
на слайдах, предложения, характеризующие сцену, которую вы сейчас наблюдали.
Критерии оценок вы знаете: логичность размышлений, аргументация выводов,
правильная речь.  Разрешается добавлять другие слова и менять форму слова.

На слайде слова,
распределенные по частям речи:

1) царица-мачеха,
 убийство, зло, зависть,  злоба,  гнев,  подтверждение,
 самоутверждение,  кривляние,  доброта;

 3)
красива,  тщеславна,  лишён (а),  доверчива,  отвратителен (а),  коварна, 
обречено;

 4) несправедливо, жестоко, эгоистично;

5) иметь
право,  
не уверена в себе,  красота души,  красота  внутренняя,  нуждается в защите,  внутренняя несостоятельность и
обречённость зла, автор показывает.

— Какие слова непонятны? (самоутверждение,  
кривляние,  подтверждение)

Словарная работа:

 Самоутверждение
это утверждение себя, своей личности, своего значения,
ценности.

Подтверждение  это чья-либо окончательная уверенность в истинности, правдивости чего-либо,
отсутствие сомнений в чём-либо.

Предложения
запишите в тетрадь.( Ребята составляют предложения).

Возможные ответы:

Царица тщеславна,
она считает себя самой красивой и постоянно  хочет слышать подтверждение этому.
Однако при всей своей красоте она не уверена в себе. Зеркальце необходимо ей
для самоутверждения. Рассказывая о доброте и кротости юной царевны, автор
подчёркивает, что красота души важнее всего.
   Изображая кривляние царицы-мачехи, её гнев, зависть и злобу, Пушкин
показывает, как отвратителен может быть внешне красивый человек, если лишён
красоты внутренней.
   Доброта доверчива, она нуждается в защите, потому что зло жестоко и коварно,
но изначально обречено.
    Таким образом, автор показывает внутреннюю несостоятельность и обречённость
зла.

— А теперь
взгляните на слайд. Если ваши мысли логически совпадали с предложениями данного
текста, то вы дали правильные ответы. Читай,  Руслан.

Вывод:
Нет сомнения в том, что царица злая.

3.Работа
со словом-концептом.

·        
Выделите
корень в слове ломлива

·        
Запишите
однокоренные слова

·        
Случайно
ли автор употребил именно это слово для характеристики царицы? Что, по-вашему,
он хотел подчеркнуть?

·        
Работа
с разными лингвистическими словарями (выдаются): толковые словари Даля и
Ожегова, фразеологический словарь (работа в парах, выписки)

·        
Какие
мысли появились после словарной работы? Узнали ли вы что-то новое?

·        
Стало
ли для вас это слово-характеристика более объемным с точки зрения оттенков
смысла?

Слово
ломлива объясняется как «упряма», «капризна». Однако у Ожегова для слова
ломаться есть и другое объяснение – «кривляться», а у Даля – и
«кривляться», и «корчиться», и «коверкаться». Найдите подтверждение в тексте
(дети зачитывают, что говорила царица, смотрясь в волшебное зеркало).

Какие
еще свойства слова ломлива имел в виду Пушкин? Дело здесь не только в
«кривлянии», смысл гораздо глубже: душа царицы «искривлена», «сломана»,
«исковеркана» – ею владеют зависть, ненависть, злоба. Поэтому и сотворить
ничего хорошего такой человек не может – а наоборот, коверкает судьбы ни в чем
не повинных людей.

4. Предварительные выводы и их
обобщение

Еще кто противопоставлен злой царице?
Обратили внимание?  (первая царица) Опишите её. (Ждет  «с поля глаз
не сводит» , родила дочь, любит
«день
и ночь так долго жданный»,  «восхищенья не снесла /И к обедне умерла»).

Вторая царица: Не любит
мужа, ревнует , сварливая, капризная, бездельница

Вывод:  несчастливый
муж

_- Он за что-то наказан? Он
злой? (Нет, это нейтральный персонаж, а хотя

Долго
царь был неутешен,
Но как быть? и он был грешен;
Год прошел, как сон пустой,
Царь женился на другой. )


Пушкин осуждает его? (Нет, скорее всего, он его понимает)

— Кого
ещё отнесем к нейтральным? (зеркало, Чернавка (делает черную работу)

 – Что вы скажете
о Чернавке? Ведь именно она отвела Царевну в лес (но у нее доброе сердце, и,
не осмелившись ослушаться госпожу, она отводит Царевну в лес, но там, желая ей
добра и надеясь на лучшее, отпускает).

Поработаем
в рабочих тетрадях. Распределим персонажей в 2 колонки, злые и добрые . Работаем
в темпе
.

Вы забыли ещё один персонаж. На
чьей стороне Соколко? Почему?
(Соколко
пытается помочь Царевне, он даже съедает отравленное яблоко, чтобы объяснить
богатырям, что произошло с Царевной
).


Каких персонажей больше? Добрых или злых? Кто добрые? (царевна, королевич
Елисей, месяц, ветер, семь богатырей)

Злые?(царевна, королевич Елисей, Соколко, ветер, месяц)

— Что мы можем сказать об этих образах? По какому
принципу они существуют в произведении (по принципу контраста,
противопоставления, антитезы).

На
каких уровнях проявляется эта антитеза (на уровне цвета, света, речи,
поступков и др.)

Запись
в тетрадях

Физкультминутка

На тему добра и зла пишут
музыку и композиторы.  Сделаем физкультминутку под музыку П.И. Чайковского.
Звучит вальс из балета «Спящая красавица».

V.               
Первичная проверка уровня освоенности
новых знаний и сформированности умений, их практическое применение

-Получается, ребята, что
Зло победило. Царица торжествует, устранив соперницу. Так ли это? (Нет!
Царевич Елисей, обратившись к помощи Солнца, месяца, ветра спасает свою невесту).

Вывод:

-В сказках у добра
всегда много помощников, а зло – одиноко.

В “Сказке о
мертвой царевне и о семи богатырях” мы видим, что даже явления природы помогают
Елисею найти невесту.

Что
же происходит со злой царицей-мачехой?
Найдите
строки, в которых говорится о последних минутах ее жизни.


Пять
раз в сказке царица названа злой. И она, действительно, причиняет зло тем, кто
рядом с ней. Но справедливость восстановлена. Добро торжествует
.

Что вы можете
сказать о сказке Пушкина. Сравните со сказкой «Спящая царевна Жуковского. (Народный
язык, царевна мертвая, у Жуковского красавицу только усыпили, а здесь она
мертвая. Пушкин более реалистичен. У него зло слишком конкретное, непоправимое
народная речь).

Что нужно сделать, чтобы победить такое
зло? (Бороться, совершить подвиг, стараться, предпринимать конкретные
действия)

Вывод В
произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра
со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на
добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла.
Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И
тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.

VI.
Рефлексия

1.      Ответ
на проблемный вопрос

— А теперь, ребята, мы
подошли к самой ответственной части нашего урока. Вспомните проблемный вопрос,
который звучал в начале урока

Что
нужно сделать, чтобы победило добро? Как Пушкин отвечает на этот вопрос?

Сначала послушаем
ваши рассуждения

— Зло иногда
бывает в красивой оболочке. Вспомните наливное яблоко, символ зла. В жизни тоже
есть много примеров красивого зла.

— В одном человеке
или образе могут уживаться и добро, и зло (Чернавка, зеркало)

— Нужно стремиться
творить добро. Этим мы спасаем многие жизни

— Чтоб добро
победило, нужно действовать,   даже совершать подвиг (Россия против ИГИЛ).

 Итак, что же нужно сделать, чтобы
победило добро?

— Надо
научиться распознавать добро в нашей жизни

— Нужно
творить добро

— Нужно
действовать, иногда даже совершать подвиг

1.      Проверка
освоения знаний

Мир будет добрее, если….

Мы будем счастливее,
если…

Россия будет успешной
страной и мы будем счастливы, если…

Почему должно
победить добро?  Это вопрос сохранения жизни человечества и каждого отдельного
человека.  

ВЫВОД:
Если б победили отравители, то мир бы стал черным и для них тоже.  Мир без
красоты,  доброты  и мужества станет мерзким болотом. Прежде всего,  для самих
отравителей.

— Аргументируйте данный вывод. (Человек,
погубивший другого,  не сможет быть счастливым)

2. Проставление оценок

VII. Домашнее задание (по выбору):

1.       Найти
и выписать
по 5 пословиц,
какие, по-вашему мнению, могут быть отнесены к царице-мачехе,
 к царевне?

2.      Запишите
ответ
на вопрос  «Чему научила вас сказка А. С.
Пушкина, и считаете ли вы себя добрыми?»

Литература. 5 класс.

А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Противоборство добрых и злых сил в сказке.

Урок – исследование

Цели урока.

  1. Содержательная. Рассмотреть образы героев сказки в их сопоставлении.
  2. Деятельностная.  Помочь учащимся научиться анализировать текст сказки. Развивать навыки монологической, диалогической речи и выразительного чтения. Формировать умения сравнивать, обобщать. Формировать прочную нравственную позицию, положительные ориентации на распознавание истинной красоты.

Планируемые результаты.

Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям.

Метапредметные УУД.

Личностные: положительно относиться к учению, познавательной деятельности, имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно)  необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных задач.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания,, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Оборудование урока. Компьютер. Мультимедийный проектор. Презентация к уроку. Раздаточный материал. Портрет А.С.Пушкина.

Ход урока.

1-ый этап.  Самоопределение к деятельности.

Вступительное слово учителя.

Добрый день, мои дорогие друзья. Мне очень приятно находиться  в окружении настоящих читателей, обладающих не только умом, воображением, но и чутким сердцем.

                                                                                                                            Слайд 1.

Девиз нашего урока: « Наблюдать, слушать, думать, находить, доказывать, запоминать.»

Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы  меня слушать и слышать.

2-ой этап.  Постановка учебной задачи.

Учитель рассказывает притчу.  

— Когда-то давным-давно жил Человек на свете и не знал, что существует на земле Добро и Зло. Отправился человек в дорогу, встретилась ему на пути гора. На вершине горы стояли  два сосуда. Один  сосуд был наполнен Добром, другой – Злом. Заинтересовало Человека содержимое сосудов, решил он заглянуть  вовнутрь и узнать, что же такое  Добро и Зло. Разбил он кувшины, перемешалось всё их содержимое.  Наполнило содержимое кувшинов душу человека. Живёт человек и не знает,  так что же такое добро и зло, чего в его душе больше.

— Так о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

Ученики отвечают, что мы  будем говорить о добрых и злых героях  в сказке А.С.Пушкина, о царевне и мачехе, будем сравнивать их.

— Правильно, молодцы.  Вот вы и сформулировали цель нашей работы – раскрыть значение  терминов «добро» и «зло» на примере анализа сказки А.С.Пушкина. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.

                                                                                                               Слайд 2

Работа с эпиграфом к уроку.

                                                Лишь добро одно бессмертно.

                                                 Зло подолгу не живет.

                                                                                 Шота Руставели.

— Как вы думаете, так ли это?

— Отвечают.

— Сразу тяжело ответить  на этот вопрос.  Предлагаю проверить, анализируя сказку А.С.Пушкина.

3-ий этап. Актуализация знаний и пробного учебного действия.

Нам всем хорошо знакомо выражение: «В сказках Добро  всегда  побеждает Зло».

Работа в парах. Посоветуйтесь с соседом по парте и ответьте, что же такое Добро, а что такое Зло. Слушаем ответы.

— Хорошо, ребята, молодцы.  Заглянем в словари и дадим определение этим понятиям.

                                                                                                      Слайд 3

4-ый этап.  Работа над темой урока. Построение проекта выхода из затруднения.

— Образы каких героев в сказке, по – вашему, самые яркие, самые запоминающиеся?

— Царевны и царицы.                                                                        Слайд 4.

— Вспомним героев сказки, совершающих добрые дела. (Царевна, Елисей, Соколко, ветер, месяц, солнце, зеркальце). Ученики рассказывают отрывки из сказки, где они заметили проявление добрых качеств героев.

— Мы встретились в сказке не только с положительными, но и с отрицательными героями. Кого отнесём к отрицательным героям?  ( Царицу – мачеху).

Работа с иллюстрациями, на которых изображена царица – мать и царица – мачеха.

                                                                                                         Слайд 5.

— А кто эти героини? Почему иллюстрация с изображением царицы – матери обведена жёлтым, а царицы – мачехи – чёрным. Как вы думаете, почему?

( Царица-мать – положительный герой, она олицетворяет нежное материнское начало. Царица-мачеха – отрицательный герой, олицетворяющий злые силы).

Работа с новыми литературными понятиями: противопоставление = антитеза.

Составление небольшого монологического высказывания.

— Как  разворачиваются события дальше?

— Царица умирает. Царь женится на другой. Новая царица умна, красива, но очень злая и любит только себя. Проходит время, подрастает дочь царя. Она становится самой красивой девушкой. У неё появляется жених – Елисей.

5-ый этап. Первичное закрепление

Работа над образом царевны.                                                 Слайд 6 .

Работа в группах по заданному плану.

План.

  1. Представление сказочного персонажа.
  2. Описание внешности.
  3. Черты характера.
  4. Отношение к окружающим.
  5. Отношение окружающих к героине
  6. Кому героиня противопоставлена в сказке?

Учитель распределяет задания по группам. Учащиеся готовятся и выступают.

Работа над образом царицы-мачехи.

Ученик подготовил мини – проект по образу царицы – мачехи. Выступает только с выводами.

Составление сравнительной характеристики. Заполнение таблицы.

                                                                                                    Слайд 7.

Отмечают сходства и различия. И только про царевну молодую мы можем сказать, что она обладает ещё и душевной красотой.

Чтение по ролям эпизода, в котором волшебное зеркало сообщает царице – мачехе о том, что падчерица «милее» и «белее», чем она.

Учащиеся делают выводы.                                                      Слайд 8

Снятие утомления с глаз.                                                      Слайд 9

6-ой этап.  Самостоятельная работа с проверкой.

1.Анализ эпизода: «Царевна в тереме у семи богатырей».

Работа в парах. Составить вопросы по эпизоду и ответить на них.

2   Что предпринимает царица в очередной раз, чтобы избавиться от царевны?

Прослушивание фонограммы.  Черница дарит царевне наливное отравленное яблочко.

Учащиеся делают выводы, что зло не может победить. В сказках у добра много помощников. Добро побеждает зло. Царица умирает.

Составление КЛАСТЕРА  «Царевна и её помощники» из открыток – иллюстраций худ. Л.Присекиной.

7-ой этап.  Рефлексия деятельности.

— Какой урок мы извлекли из  «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях?

Какими нельзя быть?

Итог урока.                                                                  Слайд 10

Оцените свою работу на уроке по оценочной лестнице.  Выставляют себе оценки, учитель контролирует.

Покажите мне смайлик, соответствующий вашему настроению в конце урока.

На  «Золотых» рыбках, подаренных учителем учащимся, дети пишут добрые пожелания близким, одноклассникам, учителям … и озвучивают их.

Д/З    На выбор: 1. Написать поздравление Королевичу и Царевне.

         2  Выучить понравившийся отрывок  наизусть.

Цели:

  1. Отработать навык анализа произведения, работы в группе.
  2. Обобщить и расширить знания учащихся о творчестве А.С. Пушкина, выявить,
    насколько усвоена сказка.
  3. Сформировать у детей умения выразительно читать отрывки из сказки.
  4. Инсценировать эпизоды, развивать артистические способности.
  5. Воспитать чувство дружбы, коллективизма и любви к русской поэзии.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

А.С. Пушкин…

Мы знакомы с его сказками с раннего детства. Трудно найти человека, который
не знал бы замечательные произведения русского писателя. Прошло много лет, как
погиб поэт, а наша любовь к нему все не ослабевает. А стихи и сказки становятся
все ближе, дороже и нужнее.


Рис. 1 – фото Пушкина.

Мы чтить тебя привыкли с детских лет.
И дорог нам твой образ благородный;
Ты рано смолк, но в памяти народной.
Ты не умрёшь возлюбленный поэт!

3. Задания различного уровня сложности.

Для нас А.С. Пушкин, прежде всего, поэт-сказочник. Сегодня нам предстоит
выяснить, насколько понята “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”. В
качестве эпиграфа взяты слова из пушкинской сказки “О золотом петушке”:

Сказка – ложь, да в ней намек:
Добрым молодцам урок.

Урок наш необычный, т.к. мы будем работать в группах, использовать задания с
различным уровнем сложности. Сначала выберем задания из I уровня, затем из II и
т.д. Задания распределяются согласно жеребьевке, проведенной на перемене. В
процессе работы используется презентация к уроку (см.
Приложение
).

I-й уровень сложности.

1. Чей это портрет?

Белолица, черноброва
Нраву кроткого такого. (Царевна.)


Рис. 2 – портрет царевны.

2. Чей это портрет?

Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла,
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива. (Царица.)


Рис. 3 – портрет царицы.

3. Кто и к кому обращается со словами?

Жизнь моя! В чем, скажи, виновна?
Не губи меня, девица!
А как буду я царица,
Я пожалую тебя. (Царевна к Чернавке.)

4. Кто и к кому обращается со словами?

Что за диво!
Все так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал.
Да хозяев поджидал. (Старший богатырь к царевне.)

5. Кто и к кому обращается со словами?

Не видал я девы красной,
На стороже я стою
Только в очередь мою. (Месяц к Королевичу Елисею.)

II-й уровень сложности

1. Найдите в тексте сказки эпизоды, изображенные на рисунках (см.
Приложение
, Слайд 9–13)?

III-й уровень сложности.

1. Какие пословицы, по-вашему мнению, могут быть отнесены к царице-мачехе, а
какие – к царевне?

  1. При солнышке тепло, а при матери добро. (Царевна.)
  2. Злой человек – как уголь: если не жжет, то чернеет. (Царица.)
  3. На языке мед, а на сердце – лед. (Царица.)
  4. Терпенье и труд все перетрут. (Царевна.)
  5. Белые руки чужие труды любят.
  6. Берут завидки на чужие пожитки.
  7. Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах.
  8. Не всё то золото, что блестит.

2. Какой персонаж видит такую картину?

Только видит: вьется вьюга.
Снег валится на поля,
Вся белешенька земля. (1-ая Царица.)

3. Какому эпизоду соответствует данное описание природы:

Там речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора…

4. Восстановите полный текст пушкинских строк:

Позвала к себе … (Чернавку)
И наказывает ей,
… девушке своей, (сенной)
Весть царевну … лесную (в глушь)
И, связав ее, живую
… оставить там (под сосной)
На съедение … (волкам).

IV-й уровень сложности.

1. Найдите эпитеты в отрывке:

Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаёшь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий
,
И, обычай твой любя,
Звёзды смотрят на тебя.

2. Найдите эпитеты в отрывке:

Перед ним, во мгле печальной,
Гроб качается хрустальный,
И в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным сном.

3. Назовите встречающиеся в сказке повторы:

Путь – дорогу
Ждет – пождет
Царь – отец
Красавица – девица
Елисей обращался к силам природы – 3 раза
Царица обращается к зеркалу – 3 раза

4. Объясните значения слов:

“издалеча”
“приданое”
“клюка”
“кручиниться”
“светлица”
“мачеха”

5. Объясните значения выражений:

“Молва трезвонить стала”
“Аль товар не по купцам”
“Тихоструйная речка”

4. Инсценировки понравившихся отрывков из сказки.

5. Творческая работа (мини-сочинение “О чём заставила задуматься меня
сказка?” или “Чем особенно изумила меня сказка “О мертвой царевне и семи
богатырях?”).

Итог урока.

Заключительное слово учителя.

В сказках все бывает,
В сказках чудеса:
Спящая царевна,
Девица – краса,
Золушки и принцы,
Ведьмы, короли.
Чудо совершится, если
Веришь ты.
Мертвая царевна
Проснулась не спроста,
Ей людская верность
Счастье принесла,
Потому что миром
Правит доброта,
Людям помогает
Светлая мечта.
Сказка нас научит,
Зло как победить,
Как с врагами сладить,
Счастье как добыть,
Нам всегда помогут
Добрые друзья.
Будут рядом биться
Верные сердца.

По итогам урока учитель обращается к учащимся. Что понравилось или не
понравилось на уроке? Что показалось сложным (легким)? (Ответ необходимо
аргументировать.)

Открытый урок по литературе в 5 классе

Тема: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина.

Противостояние добрых и злых сил.

Цели урока: 1) Обучающая: помочь учащимся понять определение «сказка».

Раскрытие нравственного смысла сказки Пушкина, рассмотрение категории добра и зла на примере «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях». Продолжение обучения (элементам анализа художественного текста), умению сравнивать, обобщать. Формирование культуры эмоционального восприятия сказок как способа развития русской речи учащихся;

2) Развивающая: углубить знания учащихся по сказкам, полученные в начальных классах (I-IV кл.). Развитие навыков и умений выразительного чтения народных и литературных (авторских) сказок; развитие мышления, устной (связной) речи, фантазии и смекалки, творческих способностей учащихся;

3) Воспитательная: воспитание чувства прекрасного, пробуждение интереса к народным и литературным сказкам на примере сказки А.С.Пушкина; воспитание таких качеств, как скромность, доброта, возбуждение чувства гордости за высокий уровень развития русской литературы. Формирование прочной нравственной позиции, положительных ориентаций на распознавание истинной красоты.

Методические приёмы: беседа, анализ эпизодов, выразительное чтение…

Оборудование: 1) Портрет А.С.Пушкина; 2) Выставка книг по сказкам А.С.Пушкина и других сказочников; 3) Текст «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»; 4) Иллюстрации к сказке (открытки); 5) Компьютерные слайды; 6) Мультипликационный фильм по сказке; 7) Творческие работы учащихся; 8) ТСО: ноутбук, проектор.

Эпиграф к уроку:

Лишь добро одно бессмертно,

Зло подолгу не живёт.

Шота Руставели.

Ход урока:

  1. Эмоциональный настрой.

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

Мы сегодня не одни,

Гости на урок пришли.

Повернитесь поскорей

Поприветствуйте гостей.

Сядьте ровно, ножки вместе,

Руки положи на стол.

Подтянитесь, улыбнитесь

И тихонько все садитесь.

  1. Развитие дикции: работа со скороговоркой.

Ткач ткет ткани на платки Тане.

-прочитать

-тихо – громко

— медленно – быстро — быстрее

III. Вступительное слово учителя.

−Мы продолжаем путешествие по стране сказок. Ребята, давайте вспомним, что же называется сказкой? (На доске даётся определение «сказки»).

Сказка − один из видов народной повествовательной литературы: произведение в прозе или – реже — в стихах, в котором идёт речь о вымышленных событиях и приключениях, иногда фантастического характера.

II. Проверка знаний учащихся, полученных в начальных классах (I-IV кл.).

− Ребята, какие же сказки вы изучали в прошлом году? (русские народные, литературные / перечисляют…).

III.

− А вот в этом учебном году мы с вами всё более углубляем, развиваем по сказкам те знания, умения и навыки, которые вы получили в IV классе.

— С самого начала учебного года мы с вами изучили очень много различных сказок. Какие они? Перечислите их, пожалуйста

− Ребята, а чем же отличаются народные сказки от литературных и в чём их общность?.. (Отличаются они тем, что народные сказки сочиняли талантливые люди из народа, и многие столетия они передавались из уст в уста. А литературные сказки имеют своих авторов, их создали замечательные поэты и писатели-сказочники, а источником вдохновения для них являлись и являются произведения устного народного творчества: народные сказки, пословицы, поговорки, загадки, былины, народные песни… / Общность (или сходство) их заключается в том, что они (т.е. народные и литературные сказки) имеют зачин и концовку, троекратные повторения и особые сказочные выражения. В них, как правило, побеждает добро…).

— Какую сказку мы прочитали на предыдущем уроке? Как создавалась эта сказка? Кто помнит? (ответы детей)

— Сейчас мы определим тему нашего урока и цели. Посмотрите на экран. Перед вами слова: Кощей Бессмертный, Аленушка, Баба Яга, Иван-дурак, чудо-юдо, лягушка царевна, царь Матвей.

— Что объединяет все эти понятия? (герои сказок)

— Что различного в них? На какие группы мы можем их разделить? (положительные и отрицательные).

Что движет этими героями? (подводим, что продолжение темы звучит: Противостояние добрых и злых сил.)

Цель нашей работы — рассмотрение категории добра и зла на примере «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях». Мы будем учиться сравнивать образы героев…

— Давайте вспомним героев сказки.

Кроссворд «Герои сказки»

Ответив на вопросы по горизонтали, получите название волшебного предмета из сказки.

1. «Чёрной …полна». (Зависти)

2. Имя королевича. (Елисей)

3. Кто повёл в лес царевну? (Чернавка)

4. Должность возлюбленного царевны. (Королевич)

5. В каких родственных отношениях были богатыри? (Братья)

6. К кому обращены слова «Ты ходишь круглый год по небу»? (Солнце)

7. Кличка собаки? (Соколко)

8. Волшебный предмет в сказке? (Зеркало)

Инсценировка «Царица с зеркалом»

— Почему царица так поступила с зеркалом? Почему она общается с зеркалом? (таким образом она самоутверждается, она неуверена в себе.)

— Нам всем знакомо выражение «В сказках Добро всегда побеждает Зло». Что же это такое – Добро и Зло? Напишите ассоциации. (на листочках в кружочках записаны слова).

Значение этих слов посмотрим в толковом словаре:

Добро – это то, что хорошо, полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды людей, представления о свободе и счастье.

Зло всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, влекущее за собой беды, страдания, горе, несчастье.

— Можем ли мы утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями? (Да, добро и зло — противоположные понятия). Мне хотелось бы, чтобы вы усвоили не только значения слов, данные в словаре, но и попытались увидеть, как А.С.Пушкин показывает добро и зло в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Для этого давайте вспомним значения некоторых слов.

Словарная работа

Нрав – характер, душевные качества.

Кроткий – незлобливый, покорный, смирный.

Гордый – сознающий свое превосходство.

Ломлива – от слова “ломаться”, т.е. кривляться, воображать о себе слишком много.

Своенравный – упрямый, капризный, поступающий так, как вздумается.

Ревнива – здесь: мучительно желающая быть лучшей.

— Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла? (Царевны и царицы).

— Почему царица-мачеха решила погубить царевну? (Царица считает себя самой красивой, а царевна становится её соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица «милее и белее», чем она).

— А как относится царевна к царице, которая её решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в тёмный лес? (Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить).

И царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой? (Царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают).

Составление таблицы

Сравнительная характеристика Царицы и Царевны

Царица

Царевна

Внешность

Высока

Стройна

Бела

Белолица

Черноброва

Поведение, характер

Горда

Ломлива

Своенравна

Ревнива

Злая

Красавица-душа

Милая

Приветливая

Цветовая гамма

Черны

(зависть)

Белый

Красный

Румяный

Физкультминутка.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгали как зайки.

Стоп. Немножко отдохнем.

И домой пешком пойдем.

− Прочитайте, пожалуйста, пословицы. Подумайте, какие из них мы можем отнести к злой царице, какие − к царевне.

Кто правдой живёт, тот добро наживёт.

Доброму человеку весь мир − дом.

Тьма света не любит, злой доброго не терпит.

Добрый сын отцу − радость, плохой − печаль.

Злой человек не проживет добром век.

Красота до вечера − доброта навек.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Худо тому, кто добра не делает никому.

— В сказках у добра всегда много помощников, а зло – одиноко. В «Сказке о мёртвой царевне…» мы видим, что даже явления природы помогают Елисею найти невесту.

— Что же происходит со злой царицей-мачехой? Найдите строки о последних минутах её жизни. (Учащиеся зачитывают строки):

«Злая мачеха, вскочив,

Об пол зеркальце разбив,

В двери прямо побежала

И царевну повстречала

Тут её тоска взяла,

И царица умерла».

— Пять раз в сказке царица названа злой. И она действительно причиняет зло тем, кто рядом с ней. Но справедливость восстановлена. Добро торжествует.

— А сейчас обратите внимание на эпиграф. Можем ли мы, рассмотрев образы царицы и царевны, согласиться с высказыванием поэта Руставели «Лишь добро одно бессмертно, || Зло подолгу не живёт?» (Да, ведь царица умирает, а царевна оживает. Значит, добро победило.)

IV. Проверка подготовленности учащихся по домашнему заданию.

— Ребята, я вижу, очень много рисунков вы нарисовали и принесли. Расскажите, пожалуйста, о ваших рисунках…(учащиеся выходят, показывают свои иллюстрации и рассказывают по ним, пересказывают содержание понравившегося эпизода).

В сказке все время идет борьба между добрыми и злыми героями, между добром и злом.

— Скажите, ребята, а как мы можем определить, злой человек или добрый?

— По его поступкам! Если человек совершает добрые поступки, от которых другим хорошо, то этот человек добрый, хороший. А если поступки человека причиняют другим боль, страдания, то этот человек злой, недобрый.

Рисование (ассоциации).

— Оказывается, слова можно не только увидеть, услышать, их можно почувствовать: одни слова ласковые, теплые, другие – грубые, холодные. А еще слова можно раскрасить. Ребятушки, перед вами белые карточки со словами “добро” и “зло” и цветные карандаши (фломастеры). Раскрасьте, пожалуйста, эти слова так, как вы считаете нужным, как подсказывает вам ваша фантазия.

— Вы все прекрасно знаете, что свои сказки Пушкин писал стихами. Так они читаются на одном дыхании: легко и непринуждённо. Рождается такое ощущение, что мы их не читаем, а поём. Так вот многие произведения Пушкина положены в музыку. Высочайшие чародеи музыки − композиторы М.Глинка, Г.Свиридов, П.И.Чайковский, Римский-Корсаков и другие − написали к ним музыку. А выдающиеся художники создавали к ним свои иллюстрации, картины, замечательные режиссёры ставили по ним фильмы. А вот к этой «Сказке о мёртвой царевне…» художник А.Куркин создал целый комплект открыток со цветными иллюстрациями-рисунками. (− Я раздам вам их, а вы посмотрите, определите, к какому отрывку из «Сказки…» соответствуют эти иллюстрации…). Режиссёр-постановщик И.Иванов-Вано снял по сказке мультипликационный фильм, а музыку к нему написал Юрий Никольский.

Слушание музыки.

— Ребята, музыка многое может нам рассказать: например, какой человек – добрый или недобрый; какие чувства он испытывает: сердится, грустит, радуется, злится… Я предлагаю вам послушать отрывки музыкальных произведений и по характеру музыки определить, какую героиню “рисует” музыка: царицу-мачеху или царевну.

Рефлексия.

Сказка – ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок.

— Какой урок мы извлекли из “Сказки о мёртвой царевне”? Какими нельзя быть? (Нельзя быть злыми, эгоистичными, жестокими)

— Можем ли мы, рассмотрев образы царицы и царевны, согласиться с высказыванием грузинского поэта Шота Руставели “Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живет”?

(Да, ведь Царица умирает, а царевна оживает. Значит,  добро победило).

— Ребята, я хочу на память подарить вам вот такую золотую рыбку, которая исполняет все желания. Но исполнит она ваши желания, если вы будете добрыми, отзывчивыми, любить своих родителей, с уважением относиться к взрослым и товарищам.

Оценивание.

Оцените свою работу на уроке с помощью оценок-карточек.

Домашнее задание.

— Для вас пришли сегодня письма из Страны Сказок. Там – ваше домашнее задание. Оно состоит из отрывков сказки А.С.Пушкина. Сказку мы хорошо знаем, но нужно прочитать отрывок выразительно, отгадать, какому герою принадлежат слова, и выучить отрывок наизусть. У каждого – свое задание.

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина изучается в 5 классе на уроках литературы.

Автор: Гаврилюк Дария Васильевна

Урок-исследование

Цели урока

Содержательная: раскрыть нравственный смысл сказки А.С.Пушкина, рассмотреть категории добра и зла на примере данной сказки; подвести учащихся к пониманию различия между добром и злом, красотой внешней и внутренней на примере сказки А.С. Пушкина.

Деятельностная:  помочь учащимся научиться анализировать текст сказки; развивать навыки монологической, диалогической речи и выразительного чтения; формировать умения сравнивать, обобщать; формировать прочную нравственную позицию, положительные ориентации на распознавание истинной красоты.

Задачи

Образовательные:

учить различать положительных и отрицательных героев; учить давать краткую характеристику главным героям, оценку их поступкам; обучать умению работать с текстом учебника, давать ответы, опираясь на текст.

Коррекционно-развивающие:

способствовать развитию познавательных возможностей учащихся, внимания, восприятия, памяти, развивать умение анализировать; обогащать словарный запас учащихся; отрабатывать навыки выразительного и беглого чтения; активизировать слова ломлива, своенравна, горделива, кротка; развивать творческие способности учащихся; при помощи музыки и эмоционально-экспрессивной окраски слов обогащать чувственный опыт учащихся через умение сопереживать и эмоционально выражать свое отношение к героям литературного произведения.

Воспитательные: способствовать формированию представлений о нравственных и безнравственных поступках; воспитывать интерес к литературному творчеству и урокам литературы.

Оборудование урока. Компьютер. Мультимедийный проектор. Презентация к уроку. Раздаточный материал. Маршрутный лист урока. Портрет А.С.Пушкина. Иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина.

Словарная работа: приём противопоставления, нрав, кротость, гордость, ломливость, своенравность, ревнивость.

Ход урока

1-ый этап.  Самоопределение к деятельности.

Вступительное слово учителя. А.С. Пушкин… Трудно найти человека, который не знал бы его  замечательные произведения.  Мы с раннего детства знакомы с его сказками. Пушкин жив, пока живут его сказки.

Сегодня мы продолжим работу по знакомству со сказкой.

Поэтому наш урок я предлагаю провести в форме исследования.

2-ой этап.  Постановка учебной задачи.

Я расскажу вам притчу.

– Когда-то давным-давно на свете жил Человек и не знал, что существует на земле Добро и Зло. Отправился ОН в дорогу, встретилась ему на пути гора. На ее вершине стояли  два сосуда. Один  сосуд был  невзрачный  и наполнен Добром, другой очень красивый, где было  Зло. Заинтересовало Человека содержимое  этих сосудов, и решил он заглянуть  вовнутрь и узнать, что же такое  Добро и Зло. Разбил кувшины, перемешалось всё их содержимое и наполнило этой смесью душу человека. Живёт человек и не знает, какова его душа и  чего в ней больше.

Так о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке? Что же будет предметом нашего исследования?

Ученики отвечают, что мы  будем говорить о добрых и злых героях  в сказке А.С.Пушкина, о царевне и мачехе, о красоте человека.

Учитель: правильно, молодцы. 

А какую цель вы для себя ставите?

Узнать: Кто в сказке совершает добрые, а кто злые поступки?

А легко ли распознать добро и зло?

Легко ли и всегда ли побеждает добро?

Цель нашего исследования: Раскрыть нравственный смысл  «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина

Да, ребята, Пушкин велик.  Он является нашим классиком, т.е. человеком, который  смог увидеть и донести до нас такое, что,  оказывается,  может быть и в нашей с вами жизни в 21 веке. Конечно, у  нас другая одежда, другие прически, другой уровень жизни по сравнению с тем, что было 200 лет назад,  но Александр Сергеевич сумел увидеть через время очень много важных и главных вопросов, которые трогают и нас с вами.

Гипотеза нашего исследования – это слова грузинского поэта Шота Руставели:

Лишь добро одно бессмертно.

Зло подолгу не живет.

Предлагаю проверить, анализируя сказку А.С.Пушкина, и вы мне в конце урока скажите: так ли это?

Девиз нашего урока: «Наблюдать, слушать, думать, находить, доказывать, запоминать».

3-ий этап. Актуализация знаний.

Что же такое Добро и Зло? Как Вы понимаете значение этих слов? (Ученики раскрывают своё понимание данных понятий).

Ребята,  а я нашла определение этих понятий в разных словарях . Давайте прочитаем и сравним с тем, что сказали Вы.

  • Добро – всё положительное, хорошее, полезное.

(Словарь С.И. Ожегова)

  • Добро – нечто положительное, хорошее, полезное; добрый поступок.

(Большой толковый словарь русского языка)

  • Зло – нечто дурное, вредное.

(Словарь С.И. Ожегова)

  • Зло – действие, имеющее отрицательный смысл и всегда влекущее за собой беды, страдания, горе. (Большой толковый словарь русского языка)

4-ый этап.  Работа над темой урока. Изучение нового материала.  Работа с текстом.

Учитель:

– Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла?

Ученики: В персонажах Царевны и царицы.

Учитель: Для того чтобы представить образы Царицы-мачехи и Царевны, мы обратимся к тексту и зачитаем строки, характеризующие царицу и царевну:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

Работа с лексикой.   – Скажите, как вы понимаете слова:

Нрав – характер, душевные качества.

Кроткий – незлобливый, покорный, смирный.

Гордый – сознающий своё превосходство.

Ломлива (от глагола «ломаться» – упряма, капризна.

Своенравный – упрямый, поступающий так, как вздумается.

Ревнива – здесь: мучительно желающая быть лучшей.

На партах у вас таблица, которую вы должны заполнить «Какими автор показывает в сказке обеих героинь?»

Заполняем таблицу, выписывая ключевые слова из описания Царицы и Царевны)

Царица

Царевна

Внешность

Высока, стройна, бела

Белолица, черноброва, красавица

Поведение, характер

Горда, ломлива, своенравна, ревнива, злая

Нрава кроткого такого, душа,  милая, приветливая

Цвет

Черный

Белый, красный

Другие качества

И умом, и всем взяла, Черной завести полна, бездельница

Невеста молодая, царевна молодая, трудолюбивая

Отношение автора

Баба гневная, царица злая, злая мачеха

моя душа, царевна молодая, милая девица

Учитель

 Итак, мы видим, что царица красива, но в обращении холодна и бездушна. Приятна ли такая  красота?  (нет). Мы видим, что за красивой внешностью  прячется ревность, своенравие, зависть..

Заметьте, на что указывает союз НО противопоставление красоты внешней и внутренней.

Работа с новыми литературными понятиями: противопоставление = антитеза.

Вот такой прием в литературоведении называется АНТИТЕЗОЙ.

Антите́за (происходит от греческого «противопоставление»)

Антитеза – прием, основанный на резком противопоставлении понятий и образов, чаще всего основывается на употреблении антонимов.  Записываем в тетрадь

Учитель: Какими словами описывает автор новую героиню?

Но царевна молодая

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла

Поднялась – и расцвела.

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

Обратите внимание  здесь опять  союз но…

Если в описании царицы красота внешняя пративопоставлена внутренней, то,  говоря о красоте царевны, автор в один ряд с внешней красотой ставит красоту внутреннюю:   подчёркивает, что красота души важнее всего

А какие общие черты их соединяют? (Обе красивы, Обе царского происхождения, Отмечают сходства и различия. И только про царевну молодую мы можем сказать, что она обладает ещё и душевной красотой)

– Какие средства выразительности использует автор, показывая образы царицы и царевны? Эпитеты

Изображая ломание и кривляние царицы-мачехи, её гнев, зависть и злобу, Пушкин показывает, как отвратителен может быть внешне привлекательный человек, если он лишён красоты внутренней.

Народная пословица говорит: “Встречают по одежке, а провожают по уму”. Согласны ли вы с этим?

Мысль о том, что красота внешняя — ничто без красоты внутренней, пронизывает всю сказку. Автор напоминает нам, читателям, что красота внешняя может быть обманчива

Не редко человек заботится только о внешней красоте, забывая о внутренней. А иногда из-за невзрачной внешней красоты, трудно увидеть внутреннюю красоту человека. Давайте стремиться к гармонии! Давайте развивать в себе как внешнюю, так и внутреннюю красоту!

Физкультминутка

И царица хохотать,

И плечами пожимать.

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться подбочась.

Гордо в зеркальце глядясь.

Учитель: Как можно определить добрый человек или злой?  По поступкам и по отношению к другим людям.

Работа в группах по заданному плану.

1 группа:  рассказать о поступках молодой царевны в тереме богатырей, почему не приняла  их предложение?

Пушкин показывает, как после изгнания царевны из родного дома всеми её поступками движет исключительно доброта, любовь и естественное доверие к людям и к жизни.Молодую девушку поэт рисует доброй, кроткой, трудолюбивой и беззащитной. Ее внешняя красота соответствует красоте внутренней. Трудно ей жить в мире, где есть зависть, зло и обман.

В тереме богатырей Царевна доброжелательная, скромная, ласковая девушка, соблюдающая правила народного этикета (“честь хозяям отдала…”), она показана трудолюбивой (“все порядком убрала”), ей присущи религиозность (“засветила Богу свечку”), верность своему жениху (“Но другому я навечно отдана.Мне всех милей королевич Елисей”).

2группа: как характеризуют поступки царицу-мачеху? (Царица благосклонна и ласкова только к зеркалу, потому что оно сообщает о её красоте, а кроме пригожести её ничего не интересует. «…Она, Черной зависти полна…» приказывает Чернавке избавиться от царевны, отдать ее на съедение волкам, дает ей отравленное яблоко)

—  А почему все-таки злые люди хотят уничтожить красоту?  (Она мешает им, на фоне красоты и доброты четче выделяются их собственные недостатки)

Что Пушкин имел в виду, говоря, что царица ломлива? Дело здесь не только в «кривлянии», смысл гораздо глубже: душа царицы «искривлена», «сломана», «исковеркана» – ею владеют зависть, ненависть, злоба. Поэтому и сотворить ничего хорошего такой человек не может – а наоборот, коверкает судьбы ни в чем не повинных людей.

3 Группа: Рассказать о героях, которые борются со Злом, не хотят, чтобы Зло торжествовало? Соколко, он не пускает Чернавку в терем богатырей, он даже съедает отравленное яблоко, чтобы объяснить богатырям, что произошло с Царевной. Не хочет торжества злых сил и Королевич Елисей, который спасает свою невесту, потому что по-настоящему любит царевну. Он поцеловал ее, и царевна ожила, вот на что способна ЛЮБОВЬ.Верная любовь королевича Елисея спасает царевну, пробуждая её от вечного сна.

Любовь героев,  их красота и доброта могут творить ЧУДЕСА

Что же происходит со злой царицей-мачехой? Найдите строки, в которых говорится о последних минутах ее жизни.

Учащиеся зачитывают строки:

“Злая мачеха, вскочив,

Об пол зеркальце разбив,

В двери прямо побежала

И царевну повстречала

Тут ее тоска взяла,

И царица умерла”.

За что она наказана?

Учитель: А сейчас, ребята, вернемся к гипотезе нашего исследования…

Можем ли мы, рассмотрев образы царицы и царевны, согласиться с высказыванием грузинского поэта Шота Руставели: “Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живет”?

Ученики: Да, ведь Царица умирает, а царевна оживает. Значит,  добро победило.

– Каковы главные нравственные идеи сказки?

Таким образом, сказки Пушкина учат нас мудрости, великодушию, осторожности в совершении выбора. Они напоминают, как важно не делать зла и сохранять в себе мудрость.

Автор показывает, к чему приводят такие человеческие пороки, как: зависть, злость, бесчестие.

Поэт возвышает человечность, доброту, душевность, честность, верность, благородство, способность любить.

7-ой этап. Рефлексия деятельности.

Мир будет добрее, если….

Мы будем счастливее, если…

Россия будет успешной страной и мы будем счастливы, если…

Учитель: Это, ребята, в сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.

Оцените свою работу на уроке по оценочной лестнице:

1. Насколько ты доволен собой, своим участием в общем деле?

а) очень доволен;

б) доволен;

в) не доволен;

г) остался безразличным.

2. На уроке я работал

в группе,

отвечал на вопросы.

Храните добро в себе, не давайте злым мыслям становиться сильнее Вас.

Добро должно побеждать не только в сказках, но и в нашей реальной жизни.Идите дорогою добра

Песня «Дорогою добра» (Слова Юрия Энтина,  музыка Марка Минкова) 

Домашнее задание:

  1. Составить Синквейн царица, царевна, поэт.
  2. Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Какие уроки для себя вы извлекли, прочитав «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях»?

  • Проблемы повести портрет гоголя сочинение
  • Проблематично как пишется слово
  • Проблемы отцов и детей в романе тургенева отцы и дети сочинение с цитатами
  • Проблематика сказок пушкина таблица
  • Проблемы отцов и детей в романе и в современной жизни сочинение