Проблемы сказки черная курица или подземные жители

Эта повесть была написана Антонием Погорельским для своего племянника – Алексея Толстого. В ней присутствуют и автобиографические мотивы. «Черная курица» считается первым авторским фантастическим произведением, изданным на русском языке, в ней зарождается ядро романтической фантастики. Давайте в компании с Литреконом проанализируем это произведение по плану.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Жанр и направление
  • 3 Композиция и конфликт
  • 4 Смысл названия
  • 5 Суть о чём?
  • 6 Главные герои и их характеристика
  • 7 Темы
  • 8 Проблемы
  • 9 Смысл
  • 10 Чему учит?
  • 11 Критика

История создания

Погорельский назвал главного героя повести Алёшей, в честь своего племянника. Настоящее имя самого автора тоже Алексей. Писатель переживал чувство одиночества и ненужности в детстве, так как являлся незаконнорожденным ребёнком и все время проводил вдали от родственников. Для таких детей всегда находились интернаты, где отношение к ним оставляло желать лучшего. Даже преподаватели давали понять, что эти воспитанники «второго сорта» по сравнению с признанными наследниками семейств. Свои переживания автор отобразил в произведении.

На творчество Погорельского сильно повлиял модный в ту пору немецкий писатель Эрнст Гофман. В «Чёрной курице» мы встретим несколько отсылок к «Щелкунчику» Гофмана. Например, главные герои – дети, подземное царство со своим королём и т.д.

Многие элементы повествования связаны с масонской символикой. В особенности с обрядом посвящения в масоны, который подразумевает ритуал в подземелье, скрытый от посторонних глаз и подразумевающий сохранение тайны. Как и масоны, Алеша узнал кое-какие секреты, которые помогли ему преуспеть.

Жанр и направление

«Черная курица» именуется волшебной повестью для детей. С этим можно поспорить, ведь при прочтении мы сталкиваемся с двоемирием – реальным и волшебным миром, а это больше характерно для сказки.

Главный герой должен пройти испытания, обладает волшебным предметом, присутствует помощник-даритель и многократное повторение одного и того же действия. Всё это указывает, что перед нами романтическая сказка. Черты романтизма мы перечисляем тут.

Композиция и конфликт

Композиция произведения «Черная курица» изложена в списке:

  1. Экспозиция – знакомство с Алёшей. Он спасает курицу-министра, в ответ получает благодарность и знакомится с подземным миром.
  2. Завязка конфликта – герой получает волшебное зёрнышко и условие хранить тайну.
  3. Развитие действия – сначала Алёша стыдился незаслуженной похвалы, но затем его характер меняется в худшую сторону. После того, как он теряет зёрнышко — получает наказание и осуждение сверстников.
  4. Кульминация – выбор мальчика между сохранением тайны и наказанием или разглашением секрета и прощением преподавателем.
  5. Развязка – Алёша совершает предательство, из-за чего министр-курица оказывается в наручниках, а всё его царство вынуждено покинуть своё любимое место жительства.
  6. Эпилог – Алёша сильно болеет после пережитого, но со временем всё становится на круги своя. С ним снова начинают дружить, он ведёт себя скромно и послушно.

Смысл названия

Название «Чёрная курица или подземные жители» говорит нам о друге главное героя – курице, по прозвищу Чернушка. 

Эта курица в реальном мире просто птица, а в подземном царстве является настоящим министром.

Суть о чём?

Это волшебная повесть о десятилетнем Алёше, которого родители отдали в пансион. Он тоскует по ним, от скуки развлекается игрой с курицами и рассматриванием улиц через дыры в заборе. 

Однажды он спасает свою любимую чёрную курицу Чернушку от участи быть приготовленной на обед. Мальчик отдал самое ценное, что у него было – единственный империал. 

В благодарность за спасение, курица знакомит его с подземным миром. Король подземного царства дарит мальчику зёрнышко, которое стало помогать ему рассказывать любые уроки безо всяких усилий. Курица просит Алёшу лишь об одном — никому не рассказывать об увиденном мире.

Спустя время характер Алёши портится. Он становится самым популярным учеником из-за того, что может пересказывать дословно любые тексты. В конечном счёте, он теряет волшебное зёрнышко и предаёт Чернушку, рассказав обо всём учителю из-за страха быть наказанным.

Жители подземного мира вынуждены покинуть свой любимый город. В конце повествования мы узнаём, что Алёша исправляется и снова становится скромным и дружелюбным.

Вот подробное краткое содержание повести.

Главные герои и их характеристика

Алёша – добрый впечатлительный мальчик с богатой фантазией. Общение с родственниками ему заменяют книги. Он был добр и скромен, до момента получения зёрнышка. После обладания им он становится заносчивым, дерзким, неуправляемым и забывает о своём друге. Столкнувшись с искушением, он предаёт курицу. После того как зёрнышко исчезло, мальчик снова становится добрым и послушным.

Чернушка – курица, которая оказалась министром подземного царства. После того как Алёша избавил её от гибели, она отблагодарила его, познакомив с подземным миром. Курица была недовольна ленью мальчика, но всё равно была ему благодарна за спасение. После разглашения тайны мальчиком, ей пришлось покинуть своё подземное царство вместе со всеми жителями подземного мира.

Темы

Тематика произведения «Черная курица» может быть расширена, если Вам чего-то не хватило. Это так? Напишите об этом в комментариях!

  1. Тема трудолюбия. Автор пытался донести до читателей мысль о том, что всего надо добиваться своим трудом, а полученное даром может сыграть с человеком злую шутку.
  2. Тема порядочности. Надо стараться всегда держать данное слово, как бы при этом ни было тяжело.
  3. Тема тщеславия – успех и слава большое испытание для каждого, от этого может испортиться характер, человек начинает быть гордым и заносчивым, что произошло и с нашим героем.

Проблемы

Проблематика «Чёрной курицы» тоже может быть раскрыта глубже, если нужно. Напишите, чего не хватает, в комментариях:

  1. Проблема искушения. Как меняется человек, получая большие и незаслуженные возможности – овладев конопляным зёрнышком, Алёша стал меняться в худшую сторону.
  2. Предательство. Сложности хранения чужой тайны – из страха мальчик предал друга.
  3. Проблема одиночества – Алёша тоскует без родителей, чувствует себя покинутым.
  4. Проблема дружбы – Алеша спасает Чернушку, отдав последний империал. Курица прощает Алёшу несмотря ни на что.
  5. Страх наказания – Алёша боится, что его высекут розгами. Ему страшно потерять авторитет среди преподавателей и однокашников. Было бы уместно затронуть тему жестокости в школе. Взрослые люди бьют детей за малейшую шалость — такая система может воспитать только травмированную личность.

Смысл

Основная идея произведения «Черная курица» в том, что всего нужно добиваться собственным трудом и не стоит искать лёгкого пути. Ведь даже если Вам на помощь придёт волшебство, ещё не факт, что оно пойдёт вам на пользу. 

Главная мысль в тексте «Черная курица» о том, как важно держать данное слово. Мы видим, как мучается Алёша – болеет физически от душевных мук из-за того, что выдал секрет лучшего друга. Важно сохранять верность своему слову, несмотря ни на что, иначе человек лишается душевного равновесия.

Чему учит?

Мораль повести «Черная курица» в том, что не нужно держать зла, даже если тебя предали – это мы видим в поведении курицы. Важно делать добрые дела, за это люди могут быть вознаграждены. Алёшу наградили волшебным даром. Но он не смог им правильно воспользоваться, потому что не заслужил его.

Нельзя ставить себя выше других, даже если ты многое знаешь. Ведь интеллектуальное превосходство лишено смысла, если не служит людям и миру во благо.

Вывод: надо развивать в себе скромность, доброту и уважение к другим.

Критика

Произведение «Черная курица» впервые опубликовали в 1829 году. В прессе положительно отзывались о повести. Критики отмечали схожесть сюжета сказки с обрядами инициации в масонских ложах.

О. И. Тиманова: «В повествовании присутствует двоемирие, в нём есть две основные линии — волшебная и реалистическая. Волшебное при этом в сказке дискредитируется: всё, обретенное героем с помощью волшебства, приносит ему и другим только беды.»

А. П. Ефремов утверждает, что в сказке Погорельского берёт начало тенденция «бессрочного душевного сокрушения» героев после совершения ими какого-либо недостойного поступка, «греха», в детской литературе XIX века. Фактически «Черная курица» даёт начало «литературе совести».

Автор: София Яковлева

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ сказки Погорельского Чёрная курица, или Подземные жители

Анализ сказки Погорельского Чёрная курица, или Подземные жители

Произведение по жанровой направленности относится к сказочной повести, отличающимся необыкновенным сюжетным действием, напоминающим фантастические события.

Основной темой повести является рассуждения о правильном воспитании детей, характеризующемся в передаче им положительных человеческих качеств в виде доброты, ответственности за ближнего, сострадания.

Композиционная структура повести представляет собой четырехчастное построение в виде экспозиции, заключающейся в предыистории событий, разворачивающихся непосредственно в ходе повествовательного сюжета, завязки, где главный герой заступается за любимую курицу, кульминации, подчеркивающей наивысшую точку напряжения всех сюжетных проблем, а также развязки-эпилога, в котором происходит разоблачение предательства подземных жителей и их уход.

Главным героем произведения является мальчик Алеша, изображенный писателем в качестве умного, любознательного, романтического ребенка, отличающегося одновременно щедростью, старательностью, добротой, скромностью, но при этом проявляющим ветреность, лукавство, самоуверенность и самолюбие.

Вторым персонажем повести, играющим ключевую роль, становится любимая курица мальчика Алеши по кличке Чернушка, описанная автором как ласковая, благодарная и добрая птица.

Стилистически повесть представляется глазами ребенка, демонстрирующими своеобразие детского мышления и отличающимися свободной, разнообразной лексикой с редким включением в повествовательный текст архаизмов и устаревших речевых оборотов, а также эмоциональными, живыми, непринужденными диалогами.

Сюжетная линия произведения имеет в своем динамическом развитии два мира, в которых оказывается главный герой. Первый мир сталкивает его в пансионе с курице-министром Чернушкой, которую он спасает. Затем мальчик попадает в фантастическое подземелье, где король гномов одаривает Алешу конопляным семечком, помогающим отвечать на уроках. Этот подарок становится для Алеши серьезным испытанием, поскольку в результате использования зернышка поведение мальчика портится, он проявляет лень, зазнайство.

Однако семечко теряется, а сказочное повествование завершается болезнью мальчика, по окончании которой он возвращается к себе прежнему, послушному и ответственному ребенку.

Смысловая нагрузка повести заключается в необходимости воспитания у ребенка положительных черт характера, позволивших ему в будущем стать настоящим человеком.

2 вариант

Антоний Погорельский написал рассказ «Черная курица, или Подземные жители» для своего племянника. По жанру произведение напоминает сказку с романтическими нотками. В произведении можно наблюдать такой прием как двоемирие. Первый мир – это реальность, здесь Алеша проходит свое обучение. Второй мир – это волшебное подземное царство. Эти миры взаимодействуют друг с другом. Чернушка в реальном мире является обыкновенной курицей, в волшебном измерении она представляется нам в образе заслуженного министра. В произведении главный герой должен преодолеть массу испытаний. На его пути встретятся различные волшебные персонажи и предметы.

Главным действующим персонажем произведения является мальчишка по имени Алеша. Он живет в городе Санкт-Петербурге. Обучается он в том же городе в пансионате. С самого начала мальчика можно охарактеризовать как любознательного и умного парня. Ему нравится учиться и познавать новое. У него много друзей. Алеша с нетерпением ждет выходных, чтобы получить весточку от родителей. Мальчик по своей натуре очень добрый. Он постоянно кормит куриц во дворе, а когда узнает, что Чернушку хотят зарезать начинает защищать ее. Алеша ради спасения курицы отдал кухарке золотой империал.

За такой поступок Чернушка решила отблагодарить мальчика. Она поведала Алеше про подземное царство. Она думала, что там он не будет чувствовать себя одиноко. С этого момента жизнь парня изменилась в лучшую сторону и стала интереснее. В волшебном мире Алеша встретился с рыцарями, успел пообщаться с королем. В новой реальности все другое и необычное. Мальчику нравится сад том много необыкновенных деревьев и цветов. Здесь много диких зверей прикованных цепями. Чернушка рассказала ему все о подземном царстве.

Там ему преподнесли подарок – это конопляное семечко. Благодаря ему он смог отвечать на любой вопрос учителя доже, если не готов. С этого момента он стал получать хорошие оценки просто так.

Вскоре мальчик зазнался и стал вести себя высокомерно по отношению к своим товарищам. В конце у мальчика не осталось друзей. Погорельский таким поведением мальчика хотел показать читателю, что в любом человеке борется добро и зло, но чаще всего побеждает плохая сторона. Мальчик, получив конопляное семечко из доброго и отзывчивого превратился в эгоиста. Произведение показывает читателям, что нужно трудиться, учиться и развиваться. Легкая слава приводит к разрушению личности.

Анализ 3

Воспитательное значение

Произведение твердит нам о главном: все мы честны и благородны в наших сердцах, но к добру себя нужно приучать. Быть честным, ответственным, заслужить признание и любовь окружающих — все это требует усилий. В противном случае несчастье может угрожать даже тому, к кому мы привязаны, и кто дорог нам. Истинное чудо может возможно лишь один раз, и нужно быть готовым и достойным к нему. Нужно учить себя скромности, трудолюбию, честности, уважению к людям, доброте. Нужно жестче обращаться с самим собой.  Достигать своих целей нужно самому.

Нужно жить без лжи, быть смиренным, прислушиваться к другим людям. Нельзя превозносить себя так, будто ты лучше, быть эгоистом. Нужно прислушиваться к совести.

Черты стиля

Своеобразное мышление мальчика, героя рассказа, видевшего многие события произведения, помогло автору выбрать изобразительные инструменты. Поэтому читателям интересно наблюдать за историей в «Черной курице».

Автор, профессиональный в выдуманных историях, также не оставил без внимания детальную реконструкцию настоящей жизни. Словно полон деталей, словно с реальности, набросал картину прекрасного Петербурга, если быть точным, одной из его древнейших улиц — Первой линии Васильевского острова с ее тротуарами, сделанными из дерева, маленькими домами, покрытыми голландской плиткой, и свободными внутренними дворами, окруженными барочными досками. Погорельский внимательно и детально описал наряд Алеши, украшение стола, мудреную прическу жены учителя, выполненную в популярном на тот момент стиле, и многие другие предметы петербургской жизни XVIII века.

В бытовых событиях истории проскальзывает легкая насмешливая улыбка писателя. Так создаются эпизоды, воспроизводящие веселую суматоху в квартире преподавателя до того, как приехал директор. «Черная курица» легка и понятна людям сегодняшнего мира. Практически нет архаичной лексики, устарелых поворотов разговора. И наравне с этим история построена на разнообразии в стилях. Это эпическая неторопливая экспозиция, эмоциональный рассказ о спасении Чернушки, о замечательных инцидентах, происходивших с подземными жителями. Зачастую писатель обращается к обычной, реалистичной и живой беседой между героями рассказа.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ сказки Погорельского Чёрная курица, или Подземные жители

Анализ сказки Погорельского Чёрная курица, или Подземные жители

Популярные сегодня темы

  • Главные герои Сказки о мертвой царевне Пушкина

    «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» запоминается на всю жизнь. В этом произведении много героев. Почти все они являются главными.

  • Анализ рассказа Бирюк Тургенева

    В рассказе Ивана Сергеевича Тургенева «Бирюк», написанном в 1848 году, описывается порядок действий, которые как нельзя лучше раскрывают характер героев. Здесь в большей степени акцентируется внимание на чувствах героев

  • Сочинение Большов в пьесе Свои люди — сочтемся! Островского

    Большов является человеком, который полностью отражает буржуазию Руси в 19 веке. Персонаж этот был изначально беден, находился в низших слоях общества, зарабатывал тем, что торговал.

  • Проблемы рассказа Конь с розовой гривой Астафьева (нравственные проблемы)

    Каждый человек на нашей планете представляет особый интерес с точки зрения тех норм, ценностей, которые в нем заложены. Без противоборства разных сил – добра и зла невозможно представить мир, отношения людей.

  • Лермонтов

    Михаил Юрьевич Лермонтов – выдающийся русский писатель-романтик первой половины XIX века. Поэт, драматург, прозаик, художник-живописец… Грани его одаренности безграничны.


0

Какая проблематика сказки Погорельского «Черная курица»?

Какие проблемы подымает автор в сказке «Черная курица или подземные жители»?

1 ответ:



1



0

Антоний Погорельский, на мой взгляд, преподает молодому поколению хороший урок через свою «Черную курицу». Ведь человек понимающий разглядит в этом произведении сказку-предостережение.

Именно благодаря дружеским отношениям с черной курицей Алеша на деле узнал, что такое верность и прилежание.

Как и в обычной жизни Алеше предстоит самому разобраться, где добро, а где зло, где правда, а где обман. Он учится их распознавать. Но вначале Алеше неспециально обманывает своих друзей и в подземном царстве, и в жизни. Мальчик может исправиться лишь после того, как признается черной курице в своем предательстве.

Сказка очень поучительная и интересная. Помогающая детям разобраться, где в жизни добро, а где зло, и на какую сторону лучше стать.

Читайте также

Сказка «Черная курица» — это вообще сказка о морали и этике. Поэтому морали в ней много. Я бы назвала эту сказку нравоучительной историей, учебником по нормам и правилам поведения человека в обществе.

Основная мысль этой сказки в том, что нельзя плохо относится к другим людям. Не следует считать себя выше других, кем-то исключительным. Такое зазнайство никого не доводило до добра. И Алеша на собственном опыте познал справедливость золотого правила морали, когда все товарищи от него отвернулись, а учителя стали относится к нему плохо, считая обманщиком.

Мальчик сделал верные выводы из этого урока и эти же выводы писатель предлагает сделать своим читателям. Относись к другим с добром и они отплатят тебе таким же добрым отношением.

Также важным в этой сказке оказывается тема честного слова. Любое честное слово называется так потому, что за него человек отвечает своей честью, своим добрым именем. Нарушить слово — значит потерять честь, потерять свое доброе имя. Автор призывает беречь свою честь смолоду, как бы тяжело это не было. Иначе могут случится самые неприятные события. А нарушенное слово часто оказывается предательством.

Алеша стал гордиться своими способностями, которые он получил от министра Ченсушка и его характер стал портится, он стал заносчивым и непослушным, начинает считать себя лучшим, чем сверстники. Так дар от Чернушки вместо благословения, превратился в проклятие.

Так случилось, что когда мальчик из пансионата Алеша спасал от плохо говорящей по-русски кухарки свою любимицу — черную курицу по прозвищу Чернушка, он никак не рассчитывал, что это приведет его в подземный мир, и познакомит с его волшебными и загадочными обитателями.

Но в сказке «Черная курица» А. Погорельского все так и произошло.

Чернушка, в благодарность за спасение своей жизни, привела Алешу в подземный мир и мальчик познакомился с королем. Именно король начал благодарить Алешу за спасение своего Главного министра, но мальчик сперва никак не мог понять, за что его благодарят. Ведь он первый раз видел одетого в черное министра. Но потом Алеша все-таки узнал Чернушку. Вот оказывается кем была эта обычная курица в подземном мире.

Верный ответ Б: главный министр.

Эта повесть была написана в далеком 1829 г. после ухода Антония Погорельского (Алексей Алексеевич Перовский) в отставку.

А ребенок которому она предназначалась, был его племянником, само произведение было направленно на развитие многих нравственных качеств, таких как :

shhyqAKhhG773Qe8YKK9Sng4ibwLDLX.png

Произведение получилось волшебным, оно делится на два мира, есть мир обычный и есть мир фантастический.

Ребенку постепенно в течении всей повести показывается как надо правильно поступать, что к любому делу надо прикладывать силу.

Стоит еще сказать о том кто был племянником А. Погорельского, им был Алексей Константинович Толстой, он в будущем сам стал писателем.

Волшебство — это артефактная магия, то есть работа с энергетикой человека или энергетикой мира с помощью созданного волшебником Артефакта. Артефакт — любая вещь привязанная к энергетике волшебника, при помощи днк, с набором свойств необходимых ему. В произведение есть, как бы волшебство:

  1. Превращение курицы в сказочного человечка, но увы, это уровень мага, а не волшебника. Но для обычного человека это норма, люди намеренно валят в кучу всё, что связано с магией, под давлением воспитания, а воспитание христианское, последние 300 лет.
  2. Подземный мир, в котором живут особые люди, это так же уровень мага.
  3. Волшебное семечко, которое Чернушка дает Алеше, чтобы тот всегда мог ответить любой урок правильно, и только этот эпизод касается конкретно волшебства. Здесь зёрнышко является Артефактом, которому волшебник привил определённые свойства.

Про остальное нельзя писать, как о волшебстве, это магия.

Сказка учит тому, что ничего не дается просто так, за всё в жизни нужно платить или отдариваться. А если дать человеку халяву, ничего хорошего из этого не выйдет: он возомнит, что лучше остальных, будет считать, что ему все должны и обязаны, бесплатно — это без платы, то есть на халяву, а это опасно для любого человека.

Ответ: волшебство перестаёт действовать тогда, когда выполнена заложенная в артефакт программа или закончилась энергетика для работы артефакта. Энергетику закладывают соразмерно тому, как долго предполагается работа Артефакта.

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 г. Павлово

Нравственные проблемы фантастической повести А.Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»

Разработала учитель русского языка и литературы:

Гусева Лидия Валентиновна

Пояснительная записка

В наше непростое время педагогу – словеснику предстоит довольно сложная работа – не только расчленить, «что такое хорошо и что такое плохо», но и научить ребенка жить, следуя духовно – нравственным законам, «сотрудничать» с ним в деле его духовного становления. Этот процесс ни в коем случае не может быть насильственным. Ребенок, незаметно руководимый взрослым, сам способен понять, как необходимо строить ему свою жизнь, чтобы потом не было «мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Каждый, наверное, еще в детстве задавал себе вопрос: «Как стать счастливым? В чем оно, счастье?» Позже приходит вопрос: «Для чего я живу?» Современный мир давно приготовил ответы на эти вопросы и услужливо, а порой и навязчиво, предлагает их с экранов телевизоров, со страниц газет и журналов. Деньги, сила, власть – вот приоритеты современного общества.

Именно учитель-словесник может здесь быть полезным, так как наш предмет, как никакой другой, нацелен на решение «вечных» вопросов. Русская литература во все времена видела свою задачу в возжигании и поддерживании духовного огня в сердцах человеческих. Русский писатель всегда сознавал свое служение как пророческое.

    Свою задачу я вижу в том, чтобы, говоря о художественно-эстетической ценности и уникальности произведений русской классики, дать им и нравственное приложение, попытаться найти на уроках тот духовный ориентир, который, подобно спасательному жилету, удержит детей в бурных волнах житейского моря.

     Большое значение для духовно-нравственного развития школьников имеет урок литературы в 5 классе «Сказка ложь, да в ней намек…». Урок посвящен сказке А.Погорельского «Черная курица, или Подземные жители».

Урок «Сказка ложь, да в ней намек»:

  • Помогает ребенку находиться в гармонии с самим собой, с окружающими его людьми и с природой;

  • Учит детей размышлять о самом себе, о своих близких, о добре и зле в жизни людей;

  • Развивает умение общаться.

Задача учителя на уроке – сформировать у учащихся потребность размышлять над «вечными» вопросами, донести до сознания детей мысль, что русская литература может стать помощницей в осмыслении многих вопросов духовного порядка. Привить вкус к чтению лучших произведений классической литературы – это значит и уберечь ребенка от многих падений на его жизненном пути.

Возможности для бесед по нравственному воспитанию в рамках урока литературы поистине неисчерпаемы…

Надеюсь на полезность моего опыта коллегам.

С уважением Гусева Лидия Валентиновна, преподаватель русского языка и литературы средней школы №3 города Павлова Нижегородской области.

Нравственные проблемы фантастической повести А.Погорельского «Черная курица, или Подземные жители».

Антоний Погорельский – это литературный псевдоним Алексея Алексеевича Перовского (1787 – 1836). Современной культурной публике А.А. Перовский известен как писатель, автор замечательных фантастических повестей для детей и юношества. Самая известная, переведённая на множество языков «фантастическая повесть» «Чёрная курица, или Подземные жители. Фантастическая повесть для детей».
Помимо «сочинительства» Перовский (человек чрезвычайно и разносторонне одарённый) серьёзно занимался ботаникой (в 19 лет стал доктором), педагогикой, сделал успешную чиновничью карьеру. Несколько лет Перовский служил попечителем Харьковского учебного округа, по распоряжению Николая I разработал, как сейчас говорят, «проект», (раньше скромнее называлось) «записку»: «О народном просвещении в России».
То, что мы привыкли считать лишь литературными произведениями (фантастические повести А.А. Перовского) на самом деле являлись первыми в России учебниками, лучше сказать своеобразными «задачниками» морали и нравственности.
Перовский видит предназначение своих книг в том, чтобы:
— «помочь детям глубоко задуматься о смысле жизни»;
— «обнаружить в самом обыденном новые, доселе неизвестные стороны, принципиальную неисчерпаемость, несводимость к одному толкованию, одному смыслу»;
— «показать как знакомое, очевидное, не переставая быть таковым, вдруг ни с того ни с сего замерцает, засветится своей неожиданно открывающейся глубиной».
Свои произведения Алексей Алексеевич совершенно справедливо считал «педагогическими» – и потому что адресат его книг – дети, и потому что проблематика его творчества – мировоззренческая, воспитательная. Так и хочется предварить урок, посвященный фантастической повести «Черная курица, или Подземные жители» словами А. С. Пушкина: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма». Философский и тонкий подтекст «Черной курицы» волшебным образом готовит ребенка к вхождению в реальную жизнь, потому что идея ее проста и глубока: прочно только то, что дается трудом, прилежанием, а главное – успехи не должны мешать человеку оставаться добрым и скромным…

Надеюсь на полезность данной методической разработки моим коллегам. С уважением Гусева Лидия Валентиновна, учитель литературы

средней школы №3 города Павлова Нижегородской области.
   

Цели урока:

Общие

  • Поговорить с учащимися о том, что только труд способен развить и укрепить в человеке высокие нравственные качества;

  • Подвести их к осознанию того, что нельзя ставить себя выше других людей, даже если ты много знаешь и умеешь;

  • Отметить важность таких черт характера человека как скромность, трудолюбие, прилежание, чувство долга, честность, уважение к людям, доброта;

  • Обсудить с детьми проблему ответственности за совершаемые поступки.

Частные

  • Закрепить понятие «литературная (авторская) сказка», сочетание реального и фантастического — одна из особенностей литературной сказки.

  • Формировать навыки аналитической работы с текстом;

  • Развивать читательскую наблюдательность, умение выделять важные смысловые части произведения и понимать авторский замысел;

  • Закрепить представление о художественном пересказе эпизода.

Оформление:

Портрет А.Погорельского, детские рисунки к сказке «Чёрная курица, или Подземные ж844Ыи» , на доске эпиграф: «Не для того дан вам ум, чтоб вы во зло его употребляли» А.Погорельский.

Ход урока

1.Слово учителя.

Учитель:

Сказка… Чудесный мир, мир загадочный, каждый раз удивляющий. Каждый человек с детства знает и любит сказки. Сегодня мы познакомимся со сказкой, которую написал Антоний Погорельский, писатель, о жизни которого известно не так много. Давайте восстановим некоторые факты из биографии писателя.

2.Слово об авторе. Краткие сообщения об А.Погорельском, подготовленные учащимися, в качестве домашнего задания. (Приложение 1)

Автор «Черной курицы»

Антоний Погорельский (1787-1836)

По холодным улицам зимнего Петербурга едет карета. Ее пассажир — седой человек с удивительно добрыми и какими-то детскими глазами — глубоко задумался. Он думает о мальчике — тезке, которого собирается навестить. Это его племянник, Алеша-маленький. Ведь самого пассажира тоже зовут Алеша — Алексей Алексеевич Перовский. Перовский думает о том, как одинок его маленький друг, которого родители отправили в закрытый пансион и даже навещают редко. К Алеше часто ездит только его дядюшка — потому что очень привязан к мальчику и еще потому что он хорошо помнит свое одиночество в таком же пансионе много лет назад. Кто же такой этот человек?
Алексей Перовский был сыном вельможи, богатого и м огущественного графа Разумовского. Сын такого человека мог быть почти принцем, но — Алеша был незаконнорожденным. Только когда он стал уже взрослым, его отец решился признать сына. Граф Разумовский любил Алексея. Но человек он был горячий, способный на страшные взрывы гнева. И вот в одну из таких злых минут он и сослал сына в закрытый пансион. Как Алеша был одинок в холодных казенных комнатах! Он очень тосковал и вот однажды решил бежать из пансиона. Памятью о побеге осталась на всю жизнь хромота: Алеша упал с забора и повредил ногу. Потом Алеша вырос. Воевал против Наполеона в Отечественную войну 1812 года — быть храбрым боевым офицером ему не помешала даже его хромота. Был дружен с Пушкиным, который очень ценил его добрую душу. Начал писать книги под
псевдонимом Антоний Погорельский — от названия своего родового имения «Погорельцы». Погорельский написал несколько книг для взрослых, но одна его книга была для него особенно важной — это его сказка «Черная курица». Ее он написал для своего племянника. Алеша-маленький рассказывал Погорельскому, как, гуляя на пансионатском дворе, он подружился с курицей, как спас ее от кухарки, которая хотела сделать бульон. А потом этот реальный случай превратился под пером Погорельского в волшебную сказку, добрую и мудрую. Сказку, которая учила мальчика честности и мужеству.
. .. Умер писатель рано, так и не успев попасть на юг, в теплый климат, который, как считали врачи, вылечил бы его. Но остались после смерти Погорельского люди, помнившие его доброту. Остался Алеша-маленький, из которого вырос знаменитый русский писатель — Алексей Константинович Толстой, им мог бы гордиться его старший друг и воспитатель. Остались повести Погорельского и его прекрасная сказка, которую он подарил всем нам.

Учитель задает вопросы учащимся о значении слов:

Тезка –

Пансион – школа-интернат, в которой воспитанники не только учились, но и жили.

 Псевдоним — придуманное литературное имя, которым писатель подписывает свои произведения. Псевдонимы бывают не только у писателей; псевдоним может взять себе актер, журналист, художник. В современном компьютерном мире мы встречаемся с псевдонимами очень часто, только называем их иначе: ник.       

Итак, Алексей Перовский взял себе псевдоним Антоний Погорельский.

3.Сказка «Черная курица». Комментарий учителя.

Учитель:
Существует версия, что именно для племянника, чтобы рассеять его одиночество, Погорельский написал сказку «Черная курица…» Но есть и другая версия, по которой «Черная курица…» — это мемуары. В толковом словаре найдите значение слова «мемуары».

Учащиеся:
      «Мемуары» — записки о прошлых событиях, сделанные участником этих событий.

Учитель:

Какие события, происходящие в сказке, указывают на то, что «Черная курица…» — мемуары?

Учащиеся:

В сказке много бытовых подробностей: описание дома, в котором находится пансион, забора с дырочками; приготовление к обеду в честь директора училищ…

4.Аналитическая работа. Фантастическое и реальное в сказке. Увлекательный сюжет.

Учитель:

  • Можно ли назвать прочитанную вами историю сказкой? Почему?

  • Какие события и явления можно назвать в этом повествовании сказочными, фантастическими?

Учащиеся:

  • В «Черной курице…» происходят чудеса, превращения, волшебство: курица Чернушка – министр подземного королевства;

  • Есть волшебный предмет, который помог Алеше,- конопляное семечко, наделенное силой осуществлять все желания;

  • Поставлено условие, сберегающее силу волшебства,- честное слово, клятва молчания.

Учитель:

  • Чем эта сказка отличается от тех, с которыми мы знакомились раньше?

  • Какие факты, описания показывают нам действительную, реальную жизнь того времени, достоверно рисуют перед нами события и обычаи той эпохи?

Учащиеся:

  • В сказке реальные события переплетаются с фантастическими, волшебными. Писатель описывает реальный мир, Петербург конца 19 века:

  • Мужской пансион, быт и нравы воспитанников и учителей, их взаимоотношения.

  • Автор пишет: «Лет сорок тому назад…»- то есть в 80-х годах

19 века. Как известно, сказка написана в 1829году.

  • «… на Васильевском острову, в Первой линии…» Васильевский остров – часть Петербурга, между Большой и Малой Невой. Линия – ряд домов по каждой стороне улицы.

Учитель:

Сравним героев русских народных сказок с главным героем сказки Погорельского?

Учащиеся:

В русских сказках Иван – царевич, Василиса Премудрая, Баба Яга. А в сказке «Черная курица…» главный герой обыкновенный мальчик Алеша.

Учитель:

Какими изображались герои народных сказок?

Учащиеся:

Иван – царевич, Василиса Премудрая – добрыми; Баба Яга – злой.

Учитель:

Персонажи народных сказок делились на положительных и отрицательных. А каков Алеша?

Учащиеся:

У него хорошие и плохие черты характера соседствуют, как у каждого из нас.      

Учитель:

О чем же сказка «Черная курица…»? Коротко перескажите ее сюжет. Когда перед нами стоит задача сделать краткий пересказ, это значит, что мы должны выделить и пересказать сюжет произведения. Вспомним, что

 

сюжет —  это ряд событий, описанных в художественном произведении, положенных в его основу.

По желанию, один из учащихся пересказывает содержание сказки

5.Нравоучительное содержание сказки.

Учитель:

  • Найдите в тексте и прочитайте, каким рисует автор Алешу до того, как он получил конопляное семечко?

  • Каким его знали близкие?

  • За что любили?

  • Чем он занимался в свободное от уроков время?

Дети:

…Алеша был мальчик умненький, миленький, учился хорошо, и все его любили и ласкали.

…Ему часто скучно бывало в пансионе, а иногда даже и грустно.

…Алеша горько чувствовал свое одиночество.

…Единственным утешением его было чтение книг.

…Любимым его занятием в длинные зимние вечера, по воскресеньям и другим праздничным дням, было мысленно переносится в старинные, давно прошедшие века…юное воображение его бродило по рыцарским замкам, по старинным развалинам или по темным дремучим лесам.

Учитель:

Спасая любимую Чернушку, Алеша отдает кухарке самое дорогое, что у него было.

Художественный пересказ эпизода спасения Чернушки.

Когда кухарка вышла ловить курицу, Алеша убежал и спрятался за курятником.

Вдруг сердце у Алеши сильнее забилось: ему послышался голос его любимой Чернушки. Алеша не мог оставаться на своем месте. Он так неожиданно бросился на шею кухарке, что та отпустила из рук Чернушку.

«Душенька, Тринушка! – говорил он,- ты такая хорошенькая, чистенькая, добренькая… Пожалуйста, оставь мою Чернушку! Вот посмотри, что я тебе подарю, если ты будешь добра!»

Алеша вынул из кармана империал

( во времена Екатерины II русская золотая монета в 10 рублей, а после 1897 г. — в 15 рублей. Содержала 11,61 г золота),
составляющий все его имение, который берег он пуще глаза своего, потому что это подарок доброй его бабушки…

Алеше очень жаль было империала, но он вспомнил о Чернушке – и с твердостью отдал драгоценный подарок.

Таким образом Чернушка спасена была от жестокой и неминуемой смерти.

Учитель:

  • Как этот случай характеризует Алешу?

  • Как вы понимаете слово: «самопожертвование»?

  • Каким стал Алеша, когда получил волшебное семечко? Что изменилось в самом Алеше, вокруг него?

Дети:

  • Мальчик добрый, умеет дружить, способен на самопожертвование.

  • Самопожертвование – жертвование собой, своими личными интересами для блага других.

  • Алеша не принимал хвалу учителя с удовольствием, внутренне стыдился его похвал. Но мало-помалу стал к ним привыкать и дошло до того, что он принимал, не краснея похвалы, которыми его осыпали.

  • Он много важничал и вообразил, что он лучше и умнее всех осальных.

  • Алеша сделался гордым и непослушным, товарищи меньше стали его любить.

  • Он нарочно шалил и внутренне смеялся угрозам учителя, зная, что семечко непременно ему поможет.

Учитель:

А ведь Чернушка предупреждала Алешу о том, что с ним может случиться. Давайте вспомним эти слова.

Выбирают из текста и читают

  • «Ты ветрен и никогда не слушаешься с первого слова, а это нехорошо!».

  • «Алеша, к теперешним худым свойствам твоим не прибавь еще худшее – неблагодарности!»

  • «Не полагай, что так легко исправиться от пороков, когда они уже взяли над нами верх…Если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собою».

  • «…Для исправления самого себя необходимо начать тем, чтоб откинуть самолюбие и излишнюю самонадеянность»

Учитель:

Как выдумаете, эти советы обращены только к Алеше?

Дети:

Ко всем нам, к читателям.

Учитель:

Какие выводы вы сделали, прочитав эту сказку?

Дети:

  • Праздность портит нрав.

  • Нельзя ставить себя выше других, даже если ты много знаешь и умеешь.

  • Надо учиться быть скромным, трудолюбивым, прилежным, честным и добрым.

  • Надо уважать людей.

  • Надо быть строгим к себе.

  • Подлость и предательство худшее, что может быть.

Учитель:

Общий смысл всех этих выводов заключен в словах учителя, обращенных к Алеше. Именно эти слова стали эпиграфом нашего урока: «Чем более вы от природы имеете способностей и дарований, тем скромнее и послушнее вы должны быть. Не для того дан вам ум. Чтоб вы во зло его употребляли».

Осознал ли Алеша свою вину, раскаялся ли? Найдите в тексте подтверждение тому, что Алеша раскаялся.

Чтение выбранных фрагментов сказки
…Он, рыдая, бросился к учителю и обещал совершенно исправиться…

…Слезы и раскаяние Алеши тронули товарищей, и они начали просить за него. А Алеша, чувствуя, что не заслужил их сострадания, еще горше стал плакать…

…С поникшею головою, с растерзанным сердцем Алеша пошел в нижний этаж, в спальные комнаты. Он был как убитый…

Стыд и раскаяние наполняли его душу…

…Ввечеру, когда другие дети пришли спать, он тоже лег в постель. Но заснуть никак не мог. Как раскаивался он в дурном поведении своем! Он решительно принял намерение исправиться…

Учитель:

Приведите примеры пословиц и поговорок, соответствующих авторскому замыслу.

Ребята читают пословицы и поговорки, подготовленные заранее.

«Умный и согрешит и поправит»

«С умом и найти и потерять»

«На то человек на свет родился, чтоб жить своим умом». (УМ)

«Плохо жить без забот, худо без доброго слова»

«Без дела жить, только небо коптить»

«Лентяй да шалопай – два родных брата»

«Труд человека кормит, лень портит». (РАБОТА-ПРАЗДНОСТЬ)

«Не молвя, крепись, а молвя, держись!»

«Назвавшись груздем, полезай в кузов!»

«Будь своему слову господин». (ОБМАН, ПРЕДАТЕЛЬСТВО)

«Не подымай носу: спотыкнешься»

«Гордым быть – глупым слыть»

«Спесь к добру не ведет». (ГОРДОСТЬ, ЗАЗНАЙСТВО)

Слово учителя

История с Алешей закончилась вполне благополучно. А все потому, что у этого мальчика кроме способностей, которые даются природой и отнимаются ею же, есть то, что мало зависит от природы, но всецело – от воспитания.

Даже если весь мир рушится. А земля уходит из-под ног, все равно самый правильный выбор для человека – это выбор нравственный. И Алеша его сделал.

6. Домашнее задание

Создать серию иллюстраций к сказке. Картинки и краткие тексты к ним должны образовать сюжетное повествование «Черной курицы».

Литература

  • М. А. Турьян «Жизнь и творчество Антония Погорельского»

  • С. Малая «Погорельский Антоний»

  • Антоний Погорельский – Биография. Сайт www. pogorelskiy. org. ru

  • Р. В. Иезуитов «Русская фантастическая проза эпохи романтизма»

  • Е. Пилюгина «Природа фантастического в повести А. Погорельского «Лафертовская маковница»».

  • Детский сказочный журнал «Почитай-ка», статья «Автор «Чёрной курицы»».

  • Нелли Закусина. «Вестник АСКИ».

  • «Читаем, учимся, играем» №1, 2002.

  • А.Погорельский «Черная курица». Любое издание.

  • Арутюнова Дарья Михайловна. Духовно-нравственные аспекты преподавания русской литературы в школе. Сибирская православная газета.

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Другие
  4. Анализ сказки Чёрная курица, или Подземные жители Погорельского

Анализ сказки Чёрная курица, или Подземные жители Погорельского

Произведение «Черна курица или Подземные жители» было написано Погорельским в 1829 году. Есть факты, которые подтверждают, что сказка была написана для племянника писателя Толстого, будущего виртуоза русской литературы. История сказки началась с того, что маленький Толстой сказал своему дяди, что он когда-то играл во дворе с курицей. Вот эти слова и стали родоначальниками сказки, которая актуальна и сегодня.

Автор присвоил произведению подзаголовок «Волшебная повесть для детей». Но, если обратиться к литературоведению, то повесть это произведение среднего объёма, в котором присутствуют несколько линий сюжета. Но, по сути, это не повесть, так как сюжетная линия одна и объем произведения ближе к рассказу. Данное произведение можно отнести к жанру сказка, ведь в ней кроме реальных событий есть и фантастические.

Автор построил сюжет так, что довольно легко можно разглядеть двоемирие, оно всегда характерно для романтизма. Читатель читает о событиях в реальном мире, это пансионат, а также в вымышленном, в произведении это подземное царство. Погорельский склонен к романтизму, возможно это из-за того, что он служил с Гофманом. Основная тема сказки — это приключение Алеши, который ищет приключения то в подземном царстве, то в пансионате. Автор в произведении пытается сказать, что очень важно сдерживать своё слово, а также лучше сделать что-то самому. Кроме этого, в произведении можно увидеть мысль, что нельзя себя ставить выше остальных.

С самого начала произведение, читатель погружается в него, ведь практически с первых строк автор переносит читателя в город Санкт-Петербург. Практически в два абзаца автор описывает город и пансионат, в котором непосредственно и происходят события. Центральным персонажем является Алеша, а также Чернушка, курица. Герои второго плана — это учитель, кухарка и бабушки Голландии. Кроме этих персонажей есть и сборные, такие как ученики пансионата и обитатели подземелья.

Все события происходят по цепочке, все логично. Алеша знакомится с людьми в пансионате, далее с курицей, и вскоре спасает Чернушку. Далее мальчик попадает с министром в подземелье и учеба с зернышком конопли. Потом он теряет это зернышко, но в концовке Алеша все исправил, а все что было теперь похоже на смутный сон.

Благодаря «двоемирию», автор смог показать с помощью произведения много проблем, которые являются вечными, а значит актуальными и сегодня. Эта сказка является неким примером, как необходимо преподносить вечные проблемы читателю. Данное произведение очень полезно читать детям, но не менее важно прочитать произведение и взрослым людям.

Подробный анализ

Сказка Антона Погорельского не случайно изучается в школьной программе. Это замечательное литературное произведение. Узнаваемое, самобытное, русское.

Вроде бы и сказка, но не походит ни на одну из известных нам. В этой сказке больше реальных событии, чем вымысла.

Действие происходит не в три-девятом царстве, а в Петербурге, на Васильевском острове. Мальчика Алёшу родители отдают в пансионат, заплатив за обучение за несколько лет наперёд. По каким-то житейским причинам они совершенно забывают о своём сыне.

Алёша тоскует и скучает по дому, по родителям. Особенно остро своё одиночество и заброшенность он ощущает в праздники и выходные, когда все его товарищи разъезжаются по домам. Учитель разрешает ему пользоваться своей библиотекой. Алёша много читает, особенно романы о благородных рыцарях.

Когда погода хорошая и надоедает читать, Алёша выходит во двор. Пространство двора ограничено забором из барочных досок, за который ему выходить нельзя. Он любит наблюдать за жизнью проулка сквозь отверстия от деревянных гвоздей, которые как будто специально для него в барочных досках просверлила добрая волшебница.

Еще Алёша подружился с курами, особенно с Чернушкой. Он угощал её крошками с обеденного стола и подолгу разговаривал с ней. Ему казалось, что она его понимает и отвечает искренней привязанностью.

Замечательный стиль и язык рассказа: обстоятельный, образный. Чего стоит, например, наблюдение о том, что люди с годами стареют, а города наоборот, молодеют, хорошеют.

Действующие лица сказки изображены несколькими точными штрихами. Но предстают перед читательским воображением объёмно, реалистично, живо. Это не трафаретные герои, это живые люди, персонажи, птицы, звери, животные.

Действие в рассказе развивается логически, последовательно. Все обитатели усадьбы, в которой расположен пансионат, в один из выходных дней ожидают приезда директора училищ. Особенно ждёт его семья учителей. Они с утра затеяли уборку в пансионате. Идут приготовления и на кухне.

Алёшу эти события не радуют. Он замечал, что обычно в такие дни количество курочек, с которыми он привык общаться, уменьшается. Не без оснований он предполагает, что к этому причастна кухарка. Вот и на этот раз она вышла во двор с намерением поймать очередную курочку, чтобы из неё приготовить мясное блюдо к праздничному столу.

«Бранчливая чухонка» внушала мальчику ужас. Она погналась за курицами, и поймала его любимую Чернушку. Алёше показалось, что курочка зовёт его на помощь. Не раздумывая, он бросился на выручку. Кухарка от неожиданности выпустила курицу из рук, и та взлетела на крышу сарая. Разгневанная чухонка кричала: «Зачемь помешаль? Он яишка не делать, он сыплатка не сижить!»

Чтобы успокоить кухарку, Алёша отдаёт ей золотой империал, который был ему очень дорог, потому что монету подарила ему родная бабушка на память.

Потом приехали гости. Директора училищ Алёша представлял рыцарем в доспехах с «пернатым шлемом» на голове. Оказалось, что это маленький, щупленький человечек с лысиной вместо шлема, во фраке вместо лат. Приехал он на извозчике, а не верхом на коне. Совершенно непонятно было, почему все относятся к нему с таким почтением.

Алёшу нарядили и заставили тоже перед гостями изображать способного ученика. Утомлённый событиями дня, он, наконец, отправляется спать.

Вот здесь-то как раз и начинаются сказочные события. Читатель может гадать: на яву они происходят или во сне Алёши.

Чернушка появляется из-под простыни на соседней кровати. Она разговаривает человеческим голосом. В благодарность за спасение, хочет показать Алёше чудесную страну с подземными обитателями. Предупреждает, что пройти в неё предстоит через комнаты столетних старушек-голландок, которые жили здесь же, в пансионате, и про которых Алёша много слышал. Проходя через их комнаты, ничего нельзя трогать и ничего нельзя делать.

Два раза курочкапроводила мальчика в подземное царство, и оба раза он ослушался её. Первый раз поздоровался за лапку с ученым котиком, второй – кивнул куколке. Поэтому рыцари спускались со стен и преграждали путь в подземное царство, Чернушке приходилось биться с рыцарями, чтобы попасть к королю.

В благодарность за спасение своего любимого министра (которым оказалась Чернушка) король подземного царства вручает Алёше чудесное конопляное зёрнышко, которое может выполнять любые желания.

Алёша пожелал всё знать по учёбе, не готовясь к урокам. Первое время он удивлял и учителей, и своих товарищей своими способностями, но потом пришлось признаться, что чудесный дар он получил от короля подземного царства.

Алёша теряет зернышко, а вместе с ним и свои способности. Чернушка и подземные обитатели не обижаются на него, хотя им пришлось покинуть любимые свои места. Алёше дается шанс исправиться.

Сказка учит тому, что уважение окружающих надо постараться заслужить. Незаслуженный успех делает человека гордым, чванливым, заносчивым. Одна ложь тянет за собою другую. От пороков не просто избавиться. Но всегда есть шанс начать новую хорошую жизнь.

Анализ сказки Чёрная курица, или Подземные жители Погорельского

Анализ сказки Чёрная курица, или Подземные жители Погорельского

Несколько интересных сочинений

  • Взятки Хлестакову в комедии Ревизор

    Гоголь Николай Васильевич в своей известной комедии показал все пороки чиновничества, «проплешины» в правительстве и дурные характеры людей. Одни из самых ярких моментов в «Ревизоре» — это взятки.

  • Характеристика героев произведения Калевала

    Вяйнемейнен. Вещий песнопевец и мудрец. Рожден владычицей морей Илматар в море. Волны вынесли его на берег. Вяйнемейнен живет в солнечной стране Калевале. У него много друзей. Своим пением и игрой на кантеле Вяйнемейнен всем приносит радость.

  • Сочинение Хлеб всему голова (по пословице про Хлеб)

    Хлеб – это символ достатка и благополучия, этот продукт мы каждый день видим у себя на столе. Но мало кто задумывался, какой же долгий и тернистый путь он проходит, прежде чем попасть к нам в дом

  • Сочинение Моя любимая музыка

    Я настоящий поклонник современной музыки. Среди любимых жанров могу выделить поп, рок и реп. Казалось бы такое различие

  • Каждый ли человек ищет смысл жизни? Сочинение

    Очень часто смысл жизни сравнивают с поиском счастья или объединяют с понятием цель. На примере некоторых произведений, я хочу сам во всем разобраться.

Жанр произведения «Чёрная курица, или Подземные жители»

Произведение имеет подзаголовок «Волшебная повесть для детей», хотя оно больше соответствует жанру романтической сказки. Здесь есть характерное для романтизма двоемирие: мир реальный – пансион, где обучался главный герой Алёша, и мир волшебный – подземное царство. Причём эти два мира не изолированы друг от друга. Например, Чернушка в действительности обычная курица, а в волшебном мире – заслуженный министр.

С волшебной сказкой произведение роднит наличие героя, который должен пройти испытания, присутствие волшебных предметов (конопляное семечко), мотив троекратного повтора. Анализ рассказа «Чёрная курица» это явно показывает.

Начало повести

Главные герои «Черной курицы, или Подземных жителей» — это мальчик Алеша и Чернушка — персонаж, с которым Алеша знакомится на птичьем дворе. Именно там мальчик проводит значительную часть своего свободного времени. Ему очень нравится наблюдать за тем, как живут птицы. В особенности ему приглянулась курица Чернушка. Алеше кажется, что Чернушка безмолвно пытается ему что-то сказать и обладает осмысленным взглядом. Как-то раз Алеша просыпается от криков Чернушки и спасает курицу из рук кухарки. И этим поступком мальчик открывает для себя необычный, сказочный мир. Так начинается волшебная сказка «Черная курица, или Подземные жители» Антония Погорельского.

Образ главного героя произведения «Чёрная курица»

Главный герой – мальчик Алёша, который живёт и учится в пансионе в Санкт-Петербурге.

Вначале он показан любознательным и умным ребёнком, которому нравится учение, он дружит с товарищами, только грустит по выходным и праздникам, ожидая писем «от папеньки и маменьки». Ещё одно хорошее качество Алёши – его доброта. Он кормит курочек во дворе, а когда кухарка собирается зарезать его любимую Чернушку, со слезами бросается защищать курочку и отдаёт свой золотой империал, лишь бы спасти её. Рассматривая сюжет сказки, продолжим анализ «Чёрная курица» Погорельского.

За добрый поступок хохлатка решила отблагодарить своего спасителя. Она показала ему подземное царство, чтобы мальчик не так остро чувствовал своё одиночество. Его жизнь становится интересной: в волшебном царстве он видит рыцарей, беседует с королём, гуляет по необычному саду, рассматривает красивые деревья необыкновенных цветов, диких зверей на цепях. Чернушка подробно рассказывает его о подземном мире и своём народе.

В награду же за доброту Алёша получает ещё один дар – конопляное семечко, благодаря которому он может отвечать любой урок, совершенно ничего не уча. Следует отметить, что король со вздохом дарит мальчику такое семечко: он вынужден это сделать, так как обещал исполнить его желание за спасение Чернушки. Но правителю совсем не нравится, что Алёша будет лениться и получать похвалы, не прикладывая усилий.

Мечта ленивого ученика

Однако слово есть слово, и ему пришлось выполнить свое обещание. Алеша получил особое конопляное зернышко , которое нужно было всегда носить с собой, чтобы отвечать на домашние задания. На прощание Алеше велено было никому не говорить о том, что он увидел в подземном царстве. Иначе его жителям придется покинуть свои места, чтобы уйти навсегда, и начать обустраивать свою жизнь в неведомых землях. Алеша поклялся, что не нарушит этого обещания.

С той поры герой сказки «Черная курица, или Подземные жители» становится лучшим учеником во всем Петербурге. Сначала ему неловко, так как учителя хвалят его совершенно незаслуженно . Но в скором времени Алеша и сам начинает верить в то, что является избранным и исключительным. Он начинает гордиться, нередко шалит. Его характер становится все хуже и хуже. Алеша все больше ленится , становится злым, проявляет нахальство.

Выводы в анализе рассказа «Чёрная курица»

Обратим внимание, что и сам Алёша вначале чувствует неловкость, когда его хвалят за хороший ответ: внутренний голос твердит, что он не заслуживает похвалы, ведь «урок этот не стоит ему никакого труда».

Погорельский показывает, как изменился Алёша: вскоре его перестали терзать муки совести, он сам поверил в собственные необыкновенные способности, стал важничать перед другими мальчиками. В итоге герой растерял всех друзей. Погорельский отмечает, что в Алёше, как и в любом человеке, происходит внутренняя борьба. Он чувствовал, что похвалы несправедливы, он должен исправиться, но самолюбие брало верх, и мальчик становился всё более эгоистичным.

Кроме того, анализ рассказа «Чёрная курица» выявляет, что в этом произведении Погорельский даёт нравственный урок своим читателям: чужие заслуги не принесут счастья, незаслуженный успех, не являющийся результатом труда, приводит к эгоизму и потере добрых качеств характера.

Кульминацией произведения становится момент предательства Алёши. Он рассказывает о подземном царстве, нарушая запрет, и Чернушка вместе со всеми жителями вынуждена переселиться «далеко-далеко от здешних мест».

Погорельский противопоставляет великодушного Чернушку и Алёшу, ставшего мелочным и трусливым. Подземный министр перед уходом прощает Алёшу, он помнит своё спасение и по-прежнему благодарен за него. Об одном только просит он мальчика: снова стать добрым и хорошим. Алёша долго страдает из-за своего поступка, чувствует вину и всеми силами стремится исправиться. Ему это удаётся, он становится «послушным, добрым, скромным и прилежным». И еще отметим одну важную мысль, делая анализ рассказа «Чёрная курица».

Погорельский на примере Алёши показывает своим маленьким читателям, что доброту, любознательность, честность надо постоянно воспитывать в себе. Один наш неосторожный, трусливый поступок может принести несчастье окружающим. Заслужить любовь и уважение людей можно, только совершая добрые поступки для других.

Вы прочитали анализ рассказа «Чёрная курица», автором которого является Антоний Погорельский. Надеемся, что эта статья оказалась интересной и понятной. Почаще заходите в наш блог , ведь там вы найдете сотни статей с подобной тематикой.

Чему нас учит сказка

  1. Нужно быть добрым и спасать невинных от гибели.
  2. Нельзя гордится поступками и делами, успех в которых не заслужен собственными силами. Награда за такие поступки не заслуженная.
  3. Нужно стараться в учебе и в жизни, не лениться, прикладывать усилия и, не зависимо от результатов, все окружающие это заметят и оценят.
  4. Нельзя предавать людей, которые надеются на тебя, и чья жизнь и счастье зависит от твоих поступков. Как в сказке — жизнь и спокойствие целого народа зависела от честности и преданности мальчика.
  5. Сказка учит прощению и раскаянию. Министр простил Алёшу и остался его верным и любящим другом, несмотря на то, что его заковали в кандалы и ему придется понести наказание. А Алёша раскаялся в своём поступке и запомнил этот урок на всю жизнь.

Вот она, единственная сказка моего детства, которая казалась мне жуткой. А ведь я росла в компании Андерсена, с его «Красными башмачками» и братьев Гримм у которых, например, одному мальчику перерубает шею крышка сундука (« и отлетела голова и упала между красными яблоками») Но карающие ангелы и злые мачехи, это где то там, за тридевять земель. Другое дело черная курица. Почему бы ей, в самом деле, не вылезти из — под бабушкиной кровати? Тем более, что зима, сумерки и ты в доме один. Да что там! Когда я думаю о Петербурге, первым делом в голове всплывает: дом, полумрак, портреты с буклями на стенах, темные провалы дверей и Чернушка. Парочки с картин Сомова и блоковские Пьеро с Коломбиной, отлично вписываются в это пространство. Стоп. Кажется, я пишу мемуары..

О книге. Оказывается, я кроме общей фабулы все забыла. А там ведь и деревья из разноцветного мха, и дорожки из драгоценных камней и зверинец и охота — на Гофмана похоже, но не так рассудочно. Реалистичная часть не хуже. Пансион, учителя, дортуары… А забор из барочных досок? А старушки голандки, говорившие с Петром? А их серый попугай с красным хвостом? Читала бы и читала. Есть разные теории относительно смысла этой сказки. Одни говорят о развенчании идеалов романтизма; другие, что ночное путешествие Алеши к подземным жителям, это зашифрованное описание масонского ритуала. Или же, это просто история о том, как важно быть прилежным, скромным и держать слово. Конечно, по нынешним меркам, Погорельский преподносит эти нравственные уроки, слишком уж прямым текстом. Но видно, что автор говорит от чистого сердца, а за искренность многое можно простить.

Экранизации две: анимация 1975-го года и фильм 1980-го. Сначала мультик, который мне совершенно не понравился. Он кукольный, выдержан в бело-голубых, тонах и сюжет разворачивается в крайне условном пространстве. С пансионом на фоне белых парусов и Чернушкой разгуливающей по пустынной площади. А кухарки там нет вовсе. Чернушку хотела схватить хищная птица. Но эти отступления можно было бы списать на авторское виденье и простить, когда бы не патетичность и морализаторство. Всего один пример: в сказке, Алеша, высказывает желание всегда знать урок, смутившись перед лицом подземного короля и не сумев ничего другого придумать. Здесь, Чернушка проводит его в сад, где растут семена Доброты, Мудрости и Здоровья. Но Алеша только и думает, как бы не учиться. И я его понимаю. Какой нормальный ребенок, станет мечтать о мудрости? Далее, наш герой, бывший до того ангелочком, целый день постигавшим азы наук и искусств (так что не ясно, зачем ему зернышко) в раз превращается в мелкого хулигана и даже плеваться начинает. Финал, вроде книжный, а вроде и с намеком на Смысл, хотя, казалось бы, какие уж там подтексты..

Фильм слишком авторский, чтобы его можно было считать экранизацией. Слишком много всего добавлено. На первый план выступают тяготы казенной жизни, наказания и тоска по дому. Бесысходность и бесправность. Мальчик в главной роли такой славный, что не сопереживать невозможно. А режиссер все нагнетает и нагнетает. Я бы оценила фильм намного выше, потому что актерская игра очень хороша и атмосфера (хотя Погорельским там и не пахнет),но его очень тяжело смотреть. Меня Бергман так не грузил, честное слово. И эта нарочитость. Съемка и то как и на чём они расставили акценты… есть в этом какой то снобизм типа: «смотрите, мы творим Искусство, а не сказочки глупые снимаем». Не люблю этого.

Итого: Сказка, отменная, а экранизации уж очень мудреные и не о том.

Сказка под названием «Черная курица, или Подземные жители» была написана русским писателем А. Погорельским в 1829 году. Но произведение не потеряло своей актуальности и сегодня. Сказка будет интересна многим школьникам, а для некоторых может послужить настоящим источником жизненной мудрости.

Как создавалась книга

Многим школьникам пришлась по душе сказка «Черная курица, или Подземные жители». Отзывы об этой книге у читателей самые положительные. Однако не всем известно, с какой целью создавалась сказка изначально. Это произведение было подарком А. Толстому, которому Погорельский заменил отца. Алексей Толстой был родственником по отцовской линии великого русского писателя Льва Толстого. Известно, что со временем Алексей Николаевич также стал популярным сочинителем и даже поспособствовал созданию известного образа Козьмы Пруткова.

Однако это ожидало его лишь в будущем, а пока что отрок доставлял немало трудностей Погорельскому из-за того, что не хотел учиться. Именно поэтому Погорельский решил сочинить сказку, которая подвигла бы его воспитанника на труд в учебе. Со временем книга обретала все большую популярность, и уже каждый школьник мог составить о ней свой отзыв. «Черная курица, или Подземные жители» стала классикой для каждого учащегося. Возможно, поклонникам сказки будет интересно узнать о том, что фамилия Погорельский в действительности является псевдонимом. На самом деле писателя звали Алексей Алексеевич Перовский.

сказка черная курица или подземные жители

Основные идеи сказки

Чернушка дает Алеше немало советов, с помощью которых он мог бы сохранить себя, не стать злым и ленивым. Министр подземного мира предупреждает его, что от пороков избавиться не так-то просто — ведь пороки «входят в дверь, а выходят через щелочку ». Стоит отметить, что советы Чернушки совпадают с теми выводами, которые делает школьный учитель Алеши. Труд, как считает и учитель, и Черная курица — это основание нравственности и внутренней красоты любого человека. Праздность же, напротив, только развращает — напоминает Погорельский в произведении «Черная курица, или Подземные жители». Главная мысль волшебной повести — добро есть в каждом человеке, однако чтобы оно проявилось, нужно прилагать усилия, стараться его взращивать и проявлять. Иначе никак. Если этого не делать, беда может обрушиться не только на самого человека, но и на тех близких и дорогих ему людей, которые находятся рядом с ним.

Книга, которая понравится каждому

Отзывы о «Черной курице, или Подземных жителях» у большинства читателей самые теплые. Несомненно, эта сказка не оставит равнодушным ни одного школьника. В ней переплелись волшебство и реальность, уроки жизни и трагический сюжет. Отзыв о «Черной курице, или Подземных жителях» каждый школьник может написать по своему усмотрению. Однако обязательно необходимо упомянуть главные уроки, вынесенные после прочтения этой книги. Повесть напоминает, что всеми силами стоит стараться развивать в себе скромность, чувства долга, честность и трудолюбие – словом, лучшие качества, при помощи которых только и возможно преодолеть пороки. Еще один урок, который преподносится в произведении: нужно быть строгим к самому себе.

  • Проблемы сказки о мертвой царевне и семи богатырях
  • Проблемы русского языка в современном мире сочинение
  • Проблемы русского национального характера сочинение
  • Проблемы рассказа человек из сан франциско
  • Проблемы рассказа спать хочется