- Сочинения
- По литературе
- Пушкин
- Анализ Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях
Анализ Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях Пушкина
Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях написал всеми нам известный русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Он на основе всей сказки показывает что красота, которая скрыта внутри человека может сотворить чудо. Также он показывает, то, что у человека внутри дороже того, что у человека снаружи.
Основная завязка сказки это ссора между царицей и царевной. И зачинщиком этой ссоры является царица. Царица начала завидовать невиданной красоте юной падчерице. Она начинает ее считать главной своей конкуренткой. Царица всегда хотела быть самой красивой в своем государстве. Ради сохранения этого титула она готова на все. Царица начинает борьбу за красоту и одновременно пытается убрать со своего пути свою падчерицу. Вступив в эту гонку, она забыло о главном, внутренней красоте. Ее внутренний мир остался без важных человеческих качеств, таких как любовь родных и сострадание. Она начала ставить себя выше всех в государстве. Все эти действия породили враждебный мир между царицей и царевной.
Это женщина была неуверенна и всегда сомневалась в себе. Из-за этого она просила у волшебного зеркала комплементы в свою сторону. Зеркало постоянно поддерживало царицу и стало ей другом, но царица все ровно его разбила. Это еще один поступок, который портит внутренние качества царицы. После этого царица и сама умирает из-за возрождения царевны. Можно сказать, что царицу погубило чужое счастье, которая она хотела испортить.
Также содержание сказки касается достоинства человека. Когда царевна, бродя по лесу зашла в дом к богатырям она сразу принялась за уборку. Богатыри оценили труд девушки и сразу же полюбили ее. Царевна признается богатырям, что влюблена в царевича Елисея и что всю жизнь будет ему верна. В это время царевич Елисей отправляется в поиски царевны. И спустя время он ее находит.
В этой сказке получился счастливый конец. Царевна вышла замуж на Царевича Елисея. И всю жизнь они прожили в любви и согласии. Пушкин смог правильно описать и выразить, через что смогли пройти царевна и царевич для того чтобы создать свою сваю семью, которая была основана на счастье и любви. Иногда, чтобы проверить свою любовь на прочность судьба преподносит нам нелегкие испытания.
Анализ 2
Александр Сергеевич Пушкин в сказочной истории о царевне и семи богатырях рассказывает нам о том, как любовь творит чудеса, а внутренняя красота важнее, чем внешняя. В этой истории говорится о том как между двумя персонажами происходит ссора. Причём главным зачинщиком конфликта является царица. Из-за того что от природы царевна была красива внешним видом царица ей очень завидовала. Царица в падчерице видела свою главную соперницу, она мечтала быть самым прекрасным человеком, среди всех людей. Но в своем стремлении быть самым красивой и уничтожением соперницы, она позабыла о таких добродетелях как милосердие, дружелюбие, кротость.
Царица очень сомневалась в себе, что ей необходима была похвала от зеркала. Зеркало было её единственным другом, которое женщина в конце сказочной истории уничтожила. После этого царица умерла, она так и не могла спокойно смотреть на счастье других людей.
В сказке также описывается благородство и преданность. Убегая от мачехи, девушка приходит в дом где живут богатыри и находит дом без хозяев. Когда богатыри вернулись, они понимают кто передними, воспитание выдает происхождение. Она им очень нравится, но царевна любит только Елисея и хранит ему верность.
В сказке почти каждый герой симпатизирует царевне, это также стало причиной для зависти царицы. Царь очень грустит по дочери. Чем не предлог для ревности мачехи?! В произведении жизненные обстоятельства тесно переплетаются со сказочным мотивом. Это мотивирует читателя задуматься над происшедшим и возможно, научит не делать таких же промашек, которые совершили герои сказки. Конечно же, сказка оканчивается счастливо, и добро победило зло.
Все произведения Пушкина учат созиданию, и показывают читателям, до чего доводят недоброжелательное обращение к людям. Зло всегда будет повержено, а добро победит. В конце этой сказки молодая царевна выходит замуж за Елисея. В своём произведении писатель показывает, через какие жизненные испытания прошли влюблённые, чтобы быть вдвоём. Ведь не каждый раз отношения людей складываются хорошо.
Бывает так, чтобы проверить чувства, судьба преподносит влюблённым нелегкие испытания. И только крепкие и настоящие взаимоотношения смогут выстоять перед натиском. В жизни людям не дается не посильных испытаний. И как бы иногда не было очень тяжело и горестно, вера, дружба и любовь смогут сотворить настоящие чудеса.
3 вариант
В одной царской семье рождается дочь, но ее мать при родах умирает, а опечаленный царь через некоторое время женится второй раз.
Новая царица, несмотря на редкую красоту, отличается эгоизмом, гордыней, завистливостью и жестокостью. Ее единственным развлечением являются беседы с волшебным зеркальцем, которое всегда подтверждает ее исключительную красоту.
Годы идут и постепенно взрослеет молодая царевна, которая к своему совершеннолетию становится восхитительной красавицей, к которой сватается королевич Елисей.
Однажды царица в очередной раз обращается к зеркальцу и узнает, что она является не единственной красавицей, поскольку появляется конкуренция в виде ее падчерицы. Тогда мачеха отдает приказ служанке заманить царевну в лес и оставить нам связанную на съедение волкам. Однако добрая служанка не выполняет приказ царицы и оставляет девушку свободной в лесной глуши.
Царевна набредает на терем, в которой проживают семь богатырей. Юноши принимают девушку в свою семью в качестве сестры.
В это время королевич Елисей предпринимает попытки поиска пропавшей возлюбленной. Он призывает на помощь силы природы в лице солнца и месяца, однако они не могут ему помочь.
Царица же вновь берет в руки зеркало, но узнает, что царевна не погибла. Мачеха переодевается в старуху и отправляется в терем, где живет девушка. Там она обманом вручает царевне отравленное яблоко, откусив которое девушка умирает. Расстроенные богатыри изготавливают для царевны хрустальный гроб, в который помещают тело девушки.
Отчаявшийся Елисей обращается в последней надежде к ветру, который находит месторасположение царевны, но сообщает юноше о смерти возлюбленной. Королевич решает проститься с любимой. Подойдя к гробу, он не сдерживается и целует девушку и в этот момент царевна оживает.
Счастливые влюбленные возвращаются в царский дворец, при этом злая мачеха, увидев живую царевну, от гнева умирает.
5 класс
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях
Популярные сегодня темы
- Истории героев в пьесе На дне Горького
Любое действующее лицо сочинения «На дне» оказывается степенью развития некоторой части социума в самодержавной Российской империи, следовательно, для осмысления литературной работы жизненно необходимо знать описание любого фигурировавшего в ней героя.
- Анализ рассказа Большой шлем Андреева
В 1899 году Леонид Андреев создал свой замечательный рассказ «Большой шлем». Сюжет состоит в следующем: шесть лет подряд трижды в неделю: во вторник, в четверг и в субботу, играют в винт четыре игрока,
- Мое отношение к Молчалину — сочинение (9 класс)
Комедия Грибоедова «Горе от ума» появилась за полтора года до восстания декабристов. Главный герой Чацкий представляет новых людей и новыми идеи, владеющие передовыми умами.
- Герои романа Обломов Гончарова (образы и характеристики, таблица)
И. А. Гончаров в своем романе «Обломов» тщательно прорисовывает каждый образ. Все герои обладают цельными характерами. Каждый из них является носителем черт современного И. А. Гончарову общества.
- Образ и характеристика Пирогова в рассказе Чудесный доктор Куприна сочинение
Одним из основных персонажей произведения является Пирогов, представленный писателем в образе дружелюбного и отзывчивого доктора, прототип известного хирурга Пирогова Николая Ивановича.
- Сочинения
- По литературе
- Пушкин
- Анализ Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях
Знакомая всем с детства сказка А.С.Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях» описывает чудеса любви, доброты, нравственности, верности.
В центре произведения поставлен конфликт между молодой царевной и ее мачехой, прекрасной царицей. Конфликт возникает из-за ревности царицы к своей падчерице.
Прекрасная царица хочет быть единственной красавицей во всем «белом свете». Стремясь в этой цели, она полностью забывает о таких качествах как доброта, порядочность, отзывчивость. Подрастающая молодая царевна становится главной конкуренткой перед поставленной задачей, стать «всех красивей, всех милей».
Гоняясь за званием «самой красивой» царица идет на преступление, забывая обо всем. Она слишком «своенравна и горда», чтобы думать о других. Царица враждебно относится ко всему своему окружению.
Когда узнает, что служанка не убила в лесу молодую царевну, и та спокойно живет среди 7 богатырей, решается на преступление. Царица хочет отравить молодую царевну. В своем порыве быть «самой, самой» решает убить молодую девушку, что в результате у царицы не получилось.
Обладая решимостью, царица в то же время не уверенна в себе. Ей требуются похвалы «зеркальца» в своей красоте, неповторимости. Когда она узнает от зеркала, что падчерица жива и здорова, то ее сердце разрывается на части от ужаса, царица умирает.
Воскресшая прекрасная молодая царевна, обладающая добродетелью, кротостью, отзывчивостью, верностью, становится женой царевича Елисея. Царевну все любят отец, каждый из 7 богатырей рад взять ее в жены, царевич Елисей. Но она остается верной своему возлюбленному, ждет, когда Елисей отыщет свою невесту. В конце сказке они играют пышную свадьбу.
Как и во всех сказках, в данном произведении зло наказывается, добро побеждает.
Сказка А.С.Пушкина учит нас добру, что нельзя ради красоты, карьеры, пренебрегать важнейшими качествами людей, нельзя «перешагивать через людей». Только доброта, понимание, взаимовыручка, дружба, любовь могут творить чудеса не только в сказках, но и в реальной жизни.
Вариант 2
Пушкин Александр Сергеевич самый великий поэт. Он с детства заслушивался рассказами своей няни Арины Родионовны. Стал записывать народные песни и сказки, любил фольклор. А потом начал сочинять и свои. Он автор многих произведений. «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях» написал Александр Сергеевич в 1833 году в Болдино.
В сказке Пушкина А.С. описываются такие качества человека, как доброта, верность, нравственность, любовь, которая творит чудеса. Главный корень в произведении: зависть мачехи (царицы) к молодой царевне. Царица ревнует свою падчерицу. А всё из-за чего? Всего лишь красота становится виной. Царица мечтает быть самой красивой во всём свете, хотя она, итак, очень красива. Но она впала в полное забвение о том, что есть добро, чувство любви, милосердия, отзывчивости. Ей надо устранить свою первую соперницу царевну, которая год за годом подрастает и становится всех краше и милее.
Царица совершает тяжкий грех. Хочет убить царевну ради своего титула «Красавица во всём свете». Она «горда и своенравна», ей некогда подумать о других людях. Всё окружающее ей чуждо, лучше сеять вокруг зло, враждебность.
Служанка по приказу царицы не смогла убить царевну, оставила её одну в глухом лесу. Царевна, блуждая, вышла к дому семи богатырей и начала жить там, дожидаясь своего любимого царевича Елисея. Царица, конечно же, узнала об этом с помощью своего говорящего зеркала. И злая мачеха сама идёт в далёкий путь, чтобы убить падчерицу. Но добро побеждает зло. И царевна всеми чудесами остаётся жива.
Полная решимости, но всё же не уверенная в себе, царица вновь обращается к своему зеркальцу. Зеркало опять ей ответило, что царевна лучше неё. Ужас охватывает царицу. Гнев и жестокость, сидящие внутри царицы настолько охватывают разум, что сердце не выдерживает и наступает смерть.
Царевна, имеющая все хорошие качества, душевная, любящая, верная, кроткая выходит замуж за царевича Елисея. Семь богатырей, у которых она жила, были влюблены в неё. Но она была верна только Елисею. Его любовь помогла ему разыскать свою возлюбленную. Их свадьба была пышной.
Добро победило зло, как это всегда бывает. Сказка на том и стоит, чтобы показать насколько бессильно зло. А добро всегда в цене.
Сказка «О мёртвой царевне и о семи богатырях» показывает нам, что нельзя думать только о себе, печься о красоте наружной. Нужно хранить в себе и красоту духовную. Беречь и ценить друзей. Относиться к людям с пониманием, потом может случиться и так, что они тебе тоже в нужный момент протянут руку помощи.
Анализ сказки 3
Александр Пушкин один из величайших писателей русской литературы. С раннего детства он увлекался народными песнями и сказками. А рассказывала ему их его няня Арина Родионовна. И уже во взрослой жизни Пушкин использовал фольклорные сюжеты услышаны с детства при создании своих замечательных сказок. Он был известным автором стихов, поэм, романов, поэтому для многих показалось странным, что писатель взялся писать сказки. На самом деле это не была обычная обработка народной сказки, Пушкин в произведении нарушил вечные вопросы, на которые мудрецы многих поколений не могли дать ответа.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» написана в Болдино в1833 году. В сказке рассказывается о том, что в одном королевстве жили-были царь и царица. Однажды правитель отправился в дальний путь, а пока его не было царица родила дочь. Как только царь возвращается, его жена умирает. Царь тоскует, но со временем он находит себе новую жену. Она прекрасна, но бессердечная, завистливая.
Также у нее есть магическое зеркальце, которое ежедневно говорит ей, что она самая красивая в мире. Но проходят годы, ее падчерица подрастает, у нее уже есть жених. И как-то раз зеркало сказало царице, что нет никого прекраснее на свете, чем ее падчерица. Царица как будто сходит с ума от гнева, немедленно зовет служанку и приказывает ей отвести падчерицу в лес и оставить ее волкам. Служанка не хочет этого делать, но не может идти против ее воли. Царевна обо всем догадывается и просит ее отпустить.
Царь горюет, что потерял дочь, Елисей, невеста царевны, отправляется на ее поиски. А царевна наткнулась на дом семи братьев богатырей и остается в них. Царица узнает, что царевна жива и решает сама ее убить. Притворяется старой нищей и идет к дому братьев богатырей и дарит царевне яблоко, пропитанное ядом. Только она откусила кусочек яблока, как упала не дыша. Братья увидев ее тело, решили положить ее в хрустальный гроб в пещере. Между тем ее жених ее повсюду ищет, спрашивает помощи у солнца, луны и ветра. Ветер рассказал ему о пещере. Елесей мчится туда. От отчаяния он разбивает гроб, и царевна оживает. Они возвращаются в королевства и когда царица встречает свою соперницу, то умирает он злобы и зависти. Сказка заканчивается свадьбой царевны и королевича.
Сравнивая образы царевны и ее мачехи читатели хорошо понимают, что внешняя красота ничего не стоит без красоты внутренней, доброты и искренности. А зависть, коварство теряют красавицу — царицу. В мире, где искренние чувства, преданность и любовь побеждают, нет и не может быть места коварства. Концовка пушкинского произведения, как и полагается в сказке, — счастлив. Человеческие добродетели — вознаграждаются. Красота, Добро и Справедливость — побеждают.
Анализ Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях
Несколько интересных сочинений
- Сочинение на тему Спорт
Каждый человек в своей жизни ищет свой путь. Ту жизненную дорогу, которая ведёт к цели всей его жизни. У кого то — она ровная, без серьёзных жизненных лабиринтов, а у кого-то — закручена в такой сложный узел, что иногда не хватает сил его распутать
- Сочинение по картине Без вести пропавший Горского
Это очень трогательная картина. На ней изображена встреча солдата и, скорее всего, его девушки (или даже жены). Но когда узнаешь название картины, то она по-новому смотрится – ещё более трогает. Ведь тогда получается, что героиня уже
- Кого можно назвать обывателем? Итоговое сочинение
Кто такой обыватель? Сложно ответить на поставленный вопрос, но попытаемся разобраться. Во-первых, слово не повседневное и вспомнить его непростая задача. Ранее это слово имело одно значение, сейчас – другое.
- Лиза Калитина в романе Дворянское гнездо Тургенева сочинение
Одним из основных персонажей произведения является Елизавета Михайловна Калитина, представленная писателем в образе старшей дочери помещицы Марьи Дмитриевны Калитиной.
- Левий Матвей в романе Мастер и Маргарита Булгакова
Левий Матвей является второстепенный героем, очень мало текста отводится ему в романе. Но несмотря на это, его образ важен, и несет большую смысловую нагрузку.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10
г.о. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ
Школьная научно-практическая конференция
«Мы познаем мир – 2016»
Противоречия
между внешней и внутренней сущностью героев в
«Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина.
Автор: Бибалаева Фатима Магомедовна, ученик 5 «А» кл., МБОУ СОШ №10
Руководитель: Шестакова Валентина
Николаевна, «Почетный работник
образования РФ», учитель русского языка
и литературы.
г.о. Железнодорожный,
2016 г
Оглавление.
- Введение.
- Основная часть
- Фольклорные мотивы в сказке.
- Главные героини сказки как противоборствующие силы.
- Деталь в художественном произведении.
- Чернавка и черница – две героини, два характера.
- Роль авторских замечаний в сказке.
- Отступление от фольклорных традиций – способ создания положительных персонажей.
- Всепобеждающая сила любви.
- Заключение.
- Список литературы
Введение.
Известно, что Пушкин писал сказки в период с 1830 по 1834 год, то есть в годы своей поэтической зрелости. Писал для взрослых, а не для детей. (2-194)
Пушкин – «моралист», «пора уже произнести это слово», — говорила Ахматова. «Моралистом» и проповедником он выступает и в своих сказках. В них изложен тот нравственный кодекс, который Пушкин почитал, в который верил. (1-256)
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина, хотя и следует распространенному фольклорному сюжету, произведение удивительно богатое по содержанию. В нем по-пушкински лаконичны, но емкие и выразительные характеры, и тесное переплетение жизненной правды и фантастики, и десятки смысловых оттенков в развитии сюжета, и изумительные стихи, красивые, мелодичные, сочные, и тонкая ирония, и наконец, сам автор – по-русски открытый, добрый и мудрый.
В данной работе речь пойдет о внешней и внутренней сущности персонажей, их поступков и даже имен.
Цель работы:
- Выяснить, как, почти полностью сохраняя фольклорную основу сказки, Пушкин создает принципиально новое видение героев и их поступков
- проанализировать отдельные детали сказки, помогающие понять противоречивость явного и скрытого в них.
Предмет исследования: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Объект исследования: внешняя и внутренняя сущность героев сказки.
Гипотеза: если предположить, что народные сказки, на основе которых создана литературная сказка Пушкина, дают цельный образ героя в единстве внешней и внутренней характеристики, то можем предположить, остался ли автор верен этому принципу или предложил новое видение героев и их поступков.
Методы исследования:
- изучение текста сказки
- анализ и обобщение полученных данных
Основная часть
Описывая фольклорных героев, мы говорим, что все они созданы по одной схеме. Положительные качества героев сочетаются с красивой внешностью, а отрицательные — с безобразной. Народная сказка даёт цельный образ героя в единстве внешней и внутренней характеристики. (3 – 25)
Обращение к герою народной сказки понадобилось нам для того, чтобы увидеть те отклонения от фольклорной нормы, которые есть у Пушкина.
Царица – мачеха и царевна в сказке – две противоборствующие силы. Можем ли мы их внешне представить? Да, Пушкин описывает своих главных героинь. Мачеха «высока, стройна, бела». Царевна «белолица, черноброва». Обеих героинь (и положительную и отрицательную) поэт рисует одинаково красивыми. Он определённо отступает от фольклорной традиции. Почему? Этот вопрос, несмотря на его непритязательность, должен вывести читателей на главную проблему сказки.
Пушкин, давая характеристики главных героинь сказки, не ограничивается только описанием их внешности, он говорит и об их характерах. Сказав о внешности царицы, он тут же замечает: «Но зато горда, ломлива, своенравна и ревнива». Союз но здесь выполняет акцентирующую функцию, он указывает на противоречие между внешностью царицы и её внутренней сущностью. В дальнейшем повествовании эта характеристика подтверждается. Внешний блеск царицы-мачехи прикрывает её внутреннее уродство. Другое дело царевна. Она «нраву кроткого такого». Пушкин сразу, в самом начале сказки, заявил о гармоничности её натуры, что также подтверждается последующим повествованием.
Итак, Пушкин представляет героинь сказки (добрую и злую) одинаково красивыми, чтобы сосредоточить внимание на их внутренней противоположности. Но не только. Поэт заявляет о существовании в нашей жизни более общей и глубокой проблемы – проблемы видимости и сущности. Эти две категории далеко не всегда находятся в гармонии. Чаще – в дисгармонии, в чём и убеждается читатель, едва познакомившись с главными героинями.
Пушкин не ограничивается обозначением проблемы – он её всесторонне рассматривает. Обратим внимание на то, как выглядело яблоко, которое принесла черница в терем семи богатырей. Можно ли увидеть яблоко? Да. Пушкин подробно – в красках и даже в звуках и запахах его описывает: «наливное, молодое, золотое», «оно соку спелого полно, так свежо и так душисто, так румяно-золотисто, будто мёдом налилось! Видны семечки насквозь…». Такое пристальное внимание автора всего лишь к деталям сюжета. Зачем? Уместен ли будет в описании яблока союз но? Разумеется, яблоко прекрасно, но ядовито. Откусив от него, царевна отравилась.
Надо заметить, что Пушкин всегда, и в сказках тоже, рассчитывает на внимательного, думающего читателя. На его способность читать художественный текст. Поэтому, описывая яблоко, он словом не обозначает его ядовитость, о ней читатель узнаёт позже и опосредованно. Красивое яблоко отравлено. Оказывается, в нём есть две стороны: внутренняя и внешняя — снова они в дисгармонии. Причём, если в случае с мачехой Пушкин прямо указал на существование дисгармонии между видимым и сущностным, то здесь он избегает прямого на неё указания. Пушкин делает это намеренно. Ему важно было сказать, что противоречия между внешним и внутренним не всегда на виду – налицо. Часто они выступают в скрытых формах, и почти всегда сущностное в конфликте становится определяющим. Главное не то, что яблоко красиво, а то, что оно ядовито.
Вспомним героиню, которую звали Чернавка. Пушкин написал это слово с большой буквы. Почему, разве это имя? Нет. Что же тогда? Так обозначена роль героини среди людей, её функция, предназначение. Чернавка делает чёрную работу, она – служанка. Называя её с большой буквы, Пушкин как бы намекает на значительность Чернавки. (3-31)
Посмотрим, как реализуется этот намёк в сказке. Чернавка получает приказ: «Весть царевну в глушь лесную и, связав её, живую под сосной оставить там на съедение волкам.» Царица поручила Чернавке выполнить чёрную работу, в соответствии с её предназначением. А царевна верит в то, что Чернавка способна причинить ей зло? Верит — «царевна догадалась и до смерти испугалась». Оправдались ли надежды царицы на Чернавку и подозрение царевны? Нет. Почему же Чернавка не исполнила приказ? Есть ли у Пушкина ответ на этот вопрос? Он прямо пишет: «Та (Чернавка), в душе её любя, не убила, не связала, отпустила…». Царевна была спасена. Сила, спасшая царевну – любящая душа Чернавки. Таким образом, внешнее и внутреннее (видимость и сущность) выступают в разных формах.
Не всегда внешнее – это только внешность как таковая. В случае с Чернавкой внешнее – это её работа. Внутреннее – её душа. И снова между ними дисгармония, и снова внутреннее является определяющим. Внутренняя значительность Чернавки очевидна, что и подтверждается известными уже фактами.
Но есть в сказке героиня со сходным по звучанию именем.
Её имя черница. Пушкин пишет её имя с маленькой буквы. Опять он на что-то намекает? Что означает это слово?
Чернецами называют монахов – тех, кто посвятил себя служению Богу. Для понимания образа черницы это значение необходимо. Мы впервые увидели черницу глазами царевны – «видит: нищая черница ходит по двору…». Как царевна к ней отнеслась? С сочувствием и лаской. «Бабушка, постой немножко, — ей кричит она в окошко… — кой-что тебе снесу». Можно ли объяснить хорошее отношение царевны к чернице? Можно. Здесь проявилась сердечность царевны. Но не только – она воспринимает черницу как человека, который служит Богу (а это изначально положительная характеристика). Вдобавок черница – «нищая». Но черница не оправдала хорошее отношение к себе. В «благодарность» она подарила царевне отравленное яблоко, сопроводив подарок словами: «Бог тебя благослови». Что совсем уже кощунство.
Но есть ли кто-нибудь в сказке, кто подозревает, что черница совсем не та, за кого себя выдаёт? Да, это пёс Соколко. Он не пускает царевну к чернице – «лишь пойдёт старуха к ней, он лесного зверя злей». Но только ли он один? От кого мы слышим: «к старухе не пускает», «старушонка хлеб поймала», «старушоночка сказала»? Вопросы призваны обратить внимание на рассказчика и его роль в повествовании.
Своеобразие литературной сказки, в частности пушкинской, в том и состоит, что она не скрывает присутствия автора. В нужный момент он всегда выходит на авансцену. Автор расставляет акценты в той истории, что рассказывает.
В данном случае он больше знает о чернице, чем царевна, и внимательному читателю кое-что подсказывает. А царевна в ней обманулась. Почему? Этим вопросом мы возвращаемся к проблеме видимости и сущности.
Царевна доверилась своему представлению о чернецах как божьих людях. Как и в случае с Чернавкой, видимый образ она отождествила с внутренним и ошиблась. В чернице они были несоединимы. Черница только делала вид, что служит Богу. На самом деле она служила совсем не ему.
Кому же она служила? Что говорит Пушкин об этом? Вспомним финал встречи царевны и черницы. «Старушоночка сказала, поклонилась и пропала…» В этих словах хотя и не прямой, но есть ответ на вопрос. Она «пропала…» как нечистая, дьявольская сила. Теперь понятно, кому она служила. В отличие от неё, Чернавка, отпустив царевну, «сама пришла домой».
Пушкин, написав слово «черница» с маленькой буквы, подсказал своему читателю, что она совсем не та, за кого себя выдаёт. Её смиренная внешность, её роль обманчивы. Они не совпадают с внутренней злобной сущностью героини.
Оставленная в лесу царевна «на терем набрела», в котором жили семь богатырей. Как ведёт себя царевна в тереме? «Дом царевна обошла, всё порядком убрала, засветила Богу свечку, затопила жарко печку…». Она ведёт себя как крестьянская девушка. Она напоминает тех, кому приходилось быть Золушкой, или подобных ей. Но совсем не сказочных царевен, принцесс, чьи заботы не связаны с приборкой теремов. Значит, пушкинская царевна поступает не по «правилам».
Почему же Пушкин отступил от фольклорной традиции? Царевна ведь должна вести себя по-царски, исключая выполнение «чёрной» работы. Ну, а правила, по которым человеку приходится жить, это внешняя или внутренняя сторона его характера? Правила – это внешняя сторона жизни, то, что определено заранее. В случае с царевной – это то, что дано ей изначально, от неё не зависит. Действия и поведение царевны продиктованы её внутренними побуждениями. Она не должна была по своему положению прибирать терем, но царевна поступила так, как велел её характер.
Таким образом, Пушкин, наделяя царевну качествами крестьянской девушки, снова говорит о том, что во всяком явлении, предмете и, конечно, человеке есть видимое и сущностное. В данном случае это сочетание выступает в форме, которая не очевидна, не явна, что и затрудняет понимание конфликта.
Вся история жизни героев дана в рамках любви – она её начало и конец. А внутри этих рамок – смерть, испытания, людская злоба, жестокость, обман, коварство, неверность («Долго царь был неутешен, но как быть? и он был грешен; год прошёл, как сон пустой, царь женился на другой»). Но была и сердечность Чернавки («Та, в душе её любя…»), доброта и любовь семи богатырей («тебя все мы любим»), верность и любовь Елисея и самой царевны.
Сказка закончилась. Любовь (в широком смысле слова) и есть то добро, которое победило зло и злое мстительное сердце мачехи, по вине которой и случились все несчастья. «Сказка о мёртвой царевне…» — упование на верность и любовь; это попытка упорядочить в пределах сказочной системы разлетающийся, хаотический и зловещий мир реальной жизни… это сказка о последнем оружии человека в его борьбе – силе его духа. В этой сказке Пушкина, как, впрочем, и в других, «грозные вопросы морали», «оставаясь общечеловеческими…предстали как насущная национальная забота» (4-95).
Заключение.
Таким образом, отступая от некоторых традиционных фольклорных мотивов, Пушкин заставляет читателя внимательнее взглянуть на героев, на их явные и скрытые черты характера, разобраться в содержании сказки, понять ее глубокий смысл. Только вдумчивому читателю это под силу.
Список использованной литературы.
- Анкова Е.И. Литературная сказка. XIX века. М., — 2000, с.120
- Лотман Ю.И. Пушкин в школе. Книга для учителя. М., -1988, с.340
- Пивнюк Н.А. Перечитываем «Сказку о мертвой царевне…», ЛВШ, — №6-1999
- Соловей Т.Г. Сказка о любви и верности. Уроки литературы. Приложение к ЛВШ, 3 – 2006
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина изучается в 5 классе на уроках литературы.
Автор: Гаврилюк Дария Васильевна
Урок-исследование
Цели урока
Содержательная: раскрыть нравственный смысл сказки А.С.Пушкина, рассмотреть категории добра и зла на примере данной сказки; подвести учащихся к пониманию различия между добром и злом, красотой внешней и внутренней на примере сказки А.С. Пушкина.
Деятельностная: помочь учащимся научиться анализировать текст сказки; развивать навыки монологической, диалогической речи и выразительного чтения; формировать умения сравнивать, обобщать; формировать прочную нравственную позицию, положительные ориентации на распознавание истинной красоты.
Задачи
Образовательные:
учить различать положительных и отрицательных героев; учить давать краткую характеристику главным героям, оценку их поступкам; обучать умению работать с текстом учебника, давать ответы, опираясь на текст.
Коррекционно-развивающие:
способствовать развитию познавательных возможностей учащихся, внимания, восприятия, памяти, развивать умение анализировать; обогащать словарный запас учащихся; отрабатывать навыки выразительного и беглого чтения; активизировать слова ломлива, своенравна, горделива, кротка; развивать творческие способности учащихся; при помощи музыки и эмоционально-экспрессивной окраски слов обогащать чувственный опыт учащихся через умение сопереживать и эмоционально выражать свое отношение к героям литературного произведения.
Воспитательные: способствовать формированию представлений о нравственных и безнравственных поступках; воспитывать интерес к литературному творчеству и урокам литературы.
Оборудование урока. Компьютер. Мультимедийный проектор. Презентация к уроку. Раздаточный материал. Маршрутный лист урока. Портрет А.С.Пушкина. Иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина.
Словарная работа: приём противопоставления, нрав, кротость, гордость, ломливость, своенравность, ревнивость.
Ход урока
1-ый этап. Самоопределение к деятельности.
Вступительное слово учителя. А.С. Пушкин… Трудно найти человека, который не знал бы его замечательные произведения. Мы с раннего детства знакомы с его сказками. Пушкин жив, пока живут его сказки.
Сегодня мы продолжим работу по знакомству со сказкой.
Поэтому наш урок я предлагаю провести в форме исследования.
2-ой этап. Постановка учебной задачи.
Я расскажу вам притчу.
– Когда-то давным-давно на свете жил Человек и не знал, что существует на земле Добро и Зло. Отправился ОН в дорогу, встретилась ему на пути гора. На ее вершине стояли два сосуда. Один сосуд был невзрачный и наполнен Добром, другой очень красивый, где было Зло. Заинтересовало Человека содержимое этих сосудов, и решил он заглянуть вовнутрь и узнать, что же такое Добро и Зло. Разбил кувшины, перемешалось всё их содержимое и наполнило этой смесью душу человека. Живёт человек и не знает, какова его душа и чего в ней больше.
– Так о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке? Что же будет предметом нашего исследования?
Ученики отвечают, что мы будем говорить о добрых и злых героях в сказке А.С.Пушкина, о царевне и мачехе, о красоте человека.
Учитель: правильно, молодцы.
А какую цель вы для себя ставите?
Узнать: Кто в сказке совершает добрые, а кто злые поступки?
А легко ли распознать добро и зло?
Легко ли и всегда ли побеждает добро?
Цель нашего исследования: Раскрыть нравственный смысл «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина
Да, ребята, Пушкин велик. Он является нашим классиком, т.е. человеком, который смог увидеть и донести до нас такое, что, оказывается, может быть и в нашей с вами жизни в 21 веке. Конечно, у нас другая одежда, другие прически, другой уровень жизни по сравнению с тем, что было 200 лет назад, но Александр Сергеевич сумел увидеть через время очень много важных и главных вопросов, которые трогают и нас с вами.
Гипотеза нашего исследования – это слова грузинского поэта Шота Руставели:
Лишь добро одно бессмертно.
Зло подолгу не живет.
Предлагаю проверить, анализируя сказку А.С.Пушкина, и вы мне в конце урока скажите: так ли это?
Девиз нашего урока: «Наблюдать, слушать, думать, находить, доказывать, запоминать».
3-ий этап. Актуализация знаний.
Что же такое Добро и Зло? Как Вы понимаете значение этих слов? (Ученики раскрывают своё понимание данных понятий).
Ребята, а я нашла определение этих понятий в разных словарях . Давайте прочитаем и сравним с тем, что сказали Вы.
- Добро – всё положительное, хорошее, полезное.
(Словарь С.И. Ожегова)
- Добро – нечто положительное, хорошее, полезное; добрый поступок.
(Большой толковый словарь русского языка)
- Зло – нечто дурное, вредное.
(Словарь С.И. Ожегова)
- Зло – действие, имеющее отрицательный смысл и всегда влекущее за собой беды, страдания, горе. (Большой толковый словарь русского языка)
4-ый этап. Работа над темой урока. Изучение нового материала. Работа с текстом.
Учитель:
– Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла?
Ученики: В персонажах Царевны и царицы.
Учитель: Для того чтобы представить образы Царицы-мачехи и Царевны, мы обратимся к тексту и зачитаем строки, характеризующие царицу и царевну:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Работа с лексикой. – Скажите, как вы понимаете слова:
Нрав – характер, душевные качества.
Кроткий – незлобливый, покорный, смирный.
Гордый – сознающий своё превосходство.
Ломлива (от глагола «ломаться» – упряма, капризна.
Своенравный – упрямый, поступающий так, как вздумается.
Ревнива – здесь: мучительно желающая быть лучшей.
На партах у вас таблица, которую вы должны заполнить «Какими автор показывает в сказке обеих героинь?»
Заполняем таблицу, выписывая ключевые слова из описания Царицы и Царевны)
Царица |
Царевна |
|
Внешность |
Высока, стройна, бела |
Белолица, черноброва, красавица |
Поведение, характер |
Горда, ломлива, своенравна, ревнива, злая |
Нрава кроткого такого, душа, милая, приветливая |
Цвет |
Черный |
Белый, красный |
Другие качества |
И умом, и всем взяла, Черной завести полна, бездельница |
Невеста молодая, царевна молодая, трудолюбивая |
Отношение автора |
Баба гневная, царица злая, злая мачеха |
моя душа, царевна молодая, милая девица |
Учитель
Итак, мы видим, что царица красива, но в обращении холодна и бездушна. Приятна ли такая красота? (нет). Мы видим, что за красивой внешностью прячется ревность, своенравие, зависть..
Заметьте, на что указывает союз НО противопоставление красоты внешней и внутренней.
Работа с новыми литературными понятиями: противопоставление = антитеза.
Вот такой прием в литературоведении называется АНТИТЕЗОЙ.
Антите́за (происходит от греческого «противопоставление»)
Антитеза – прием, основанный на резком противопоставлении понятий и образов, чаще всего основывается на употреблении антонимов. Записываем в тетрадь
Учитель: Какими словами описывает автор новую героиню?
Но царевна молодая
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла
Поднялась – и расцвела.
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
Обратите внимание здесь опять союз но…
Если в описании царицы красота внешняя пративопоставлена внутренней, то, говоря о красоте царевны, автор в один ряд с внешней красотой ставит красоту внутреннюю: подчёркивает, что красота души важнее всего
А какие общие черты их соединяют? (Обе красивы, Обе царского происхождения, Отмечают сходства и различия. И только про царевну молодую мы можем сказать, что она обладает ещё и душевной красотой)
– Какие средства выразительности использует автор, показывая образы царицы и царевны? Эпитеты
Изображая ломание и кривляние царицы-мачехи, её гнев, зависть и злобу, Пушкин показывает, как отвратителен может быть внешне привлекательный человек, если он лишён красоты внутренней.
Народная пословица говорит: “Встречают по одежке, а провожают по уму”. Согласны ли вы с этим?
Мысль о том, что красота внешняя — ничто без красоты внутренней, пронизывает всю сказку. Автор напоминает нам, читателям, что красота внешняя может быть обманчива
Не редко человек заботится только о внешней красоте, забывая о внутренней. А иногда из-за невзрачной внешней красоты, трудно увидеть внутреннюю красоту человека. Давайте стремиться к гармонии! Давайте развивать в себе как внешнюю, так и внутреннюю красоту!
Физкультминутка
И царица хохотать,
И плечами пожимать.
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться подбочась.
Гордо в зеркальце глядясь.
Учитель: Как можно определить добрый человек или злой? По поступкам и по отношению к другим людям.
Работа в группах по заданному плану.
1 группа: рассказать о поступках молодой царевны в тереме богатырей, почему не приняла их предложение?
Пушкин показывает, как после изгнания царевны из родного дома всеми её поступками движет исключительно доброта, любовь и естественное доверие к людям и к жизни.Молодую девушку поэт рисует доброй, кроткой, трудолюбивой и беззащитной. Ее внешняя красота соответствует красоте внутренней. Трудно ей жить в мире, где есть зависть, зло и обман.
В тереме богатырей Царевна доброжелательная, скромная, ласковая девушка, соблюдающая правила народного этикета (“честь хозяям отдала…”), она показана трудолюбивой (“все порядком убрала”), ей присущи религиозность (“засветила Богу свечку”), верность своему жениху (“Но другому я навечно отдана.Мне всех милей королевич Елисей”).
2группа: как характеризуют поступки царицу-мачеху? (Царица благосклонна и ласкова только к зеркалу, потому что оно сообщает о её красоте, а кроме пригожести её ничего не интересует. «…Она, Черной зависти полна…» приказывает Чернавке избавиться от царевны, отдать ее на съедение волкам, дает ей отравленное яблоко)
— А почему все-таки злые люди хотят уничтожить красоту? (Она мешает им, на фоне красоты и доброты четче выделяются их собственные недостатки)
Что Пушкин имел в виду, говоря, что царица ломлива? Дело здесь не только в «кривлянии», смысл гораздо глубже: душа царицы «искривлена», «сломана», «исковеркана» – ею владеют зависть, ненависть, злоба. Поэтому и сотворить ничего хорошего такой человек не может – а наоборот, коверкает судьбы ни в чем не повинных людей.
3 Группа: Рассказать о героях, которые борются со Злом, не хотят, чтобы Зло торжествовало? Соколко, он не пускает Чернавку в терем богатырей, он даже съедает отравленное яблоко, чтобы объяснить богатырям, что произошло с Царевной. Не хочет торжества злых сил и Королевич Елисей, который спасает свою невесту, потому что по-настоящему любит царевну. Он поцеловал ее, и царевна ожила, вот на что способна ЛЮБОВЬ.Верная любовь королевича Елисея спасает царевну, пробуждая её от вечного сна.
Любовь героев, их красота и доброта могут творить ЧУДЕСА
— Что же происходит со злой царицей-мачехой? Найдите строки, в которых говорится о последних минутах ее жизни.
Учащиеся зачитывают строки:
“Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала
И царевну повстречала
Тут ее тоска взяла,
И царица умерла”.
За что она наказана?
Учитель: А сейчас, ребята, вернемся к гипотезе нашего исследования…
Можем ли мы, рассмотрев образы царицы и царевны, согласиться с высказыванием грузинского поэта Шота Руставели: “Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живет”?
Ученики: Да, ведь Царица умирает, а царевна оживает. Значит, добро победило.
– Каковы главные нравственные идеи сказки?
Таким образом, сказки Пушкина учат нас мудрости, великодушию, осторожности в совершении выбора. Они напоминают, как важно не делать зла и сохранять в себе мудрость.
Автор показывает, к чему приводят такие человеческие пороки, как: зависть, злость, бесчестие.
Поэт возвышает человечность, доброту, душевность, честность, верность, благородство, способность любить.
7-ой этап. Рефлексия деятельности.
Мир будет добрее, если….
Мы будем счастливее, если…
Россия будет успешной страной и мы будем счастливы, если…
Учитель: Это, ребята, в сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.
Оцените свою работу на уроке по оценочной лестнице:
1. Насколько ты доволен собой, своим участием в общем деле?
а) очень доволен;
б) доволен;
в) не доволен;
г) остался безразличным.
2. На уроке я работал
в группе,
отвечал на вопросы.
Храните добро в себе, не давайте злым мыслям становиться сильнее Вас.
Добро должно побеждать не только в сказках, но и в нашей реальной жизни.Идите дорогою добра
Песня «Дорогою добра» (Слова Юрия Энтина, музыка Марка Минкова)
Домашнее задание:
- Составить Синквейн царица, царевна, поэт.
- Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Какие уроки для себя вы извлекли, прочитав «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях»?
Анализ сказки Пушкина «О мертвой царевне и о семи богатырях»
Анализ сказки Пушкина «О мертвой царевне и о семи богатырях»
Знакомая всем с детства сказка А.С.Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях» описывает чудеса любви, доброты, нравственности, верности.
В центре произведения поставлен конфликт между молодой царевной и ее мачехой, прекрасной царицей. Конфликт возникает из-за ревности царицы к своей падчерице.
Прекрасная царица хочет быть единственной красавицей во всем «белом свете». Стремясь в этой цели, она полностью забывает о таких качествах как доброта, порядочность, отзывчивость. Подрастающая молодая царевна становится главной конкуренткой перед поставленной задачей, стать «всех красивей, всех милей».
Гоняясь за званием «самой красивой» царица идет на преступление, забывая обо всем. Она слишком «своенравна и горда», чтобы думать о других. Царица враждебно относится ко всему своему окружению.
Когда узнает, что служанка не убила в лесу молодую царевну, и та спокойно живет среди 7 богатырей, решается на преступление. Царица хочет отравить молодую царевну. В своем порыве быть «самой, самой» решает убить молодую девушку, что в результате у царицы не получилось.
Обладая решимостью, царица в то же время не уверенна в себе. Ей требуются похвалы «зеркальца» в своей красоте, неповторимости. Когда она узнает от зеркала, что падчерица жива и здорова, то ее сердце разрывается на части от ужаса, царица умирает.
Воскресшая прекрасная молодая царевна, обладающая добродетелью, кротостью, отзывчивостью, верностью, становится женой царевича Елисея. Царевну все любят отец, каждый из 7 богатырей рад взять ее в жены, царевич Елисей. Но она остается верной своему возлюбленному, ждет, когда Елисей отыщет свою невесту. В конце сказке они играют пышную свадьбу.
Как и во всех сказках, в данном произведении зло наказывается, добро побеждает.
Сказка А.С.Пушкина учит нас добру, что нельзя ради красоты, карьеры, пренебрегать важнейшими качествами людей, нельзя «перешагивать через людей». Только доброта, понимание, взаимовыручка, дружба, любовь могут творить чудеса не только в сказках, но и в реальной жизни.
Читать сказку о мертвой царевне и о семи богатырях
Другие сказки про царевну