1.ПРОБЛЕМА ОДИНОЧЕСТВА
Людочка в одноименном рассказе В.Астафьева пытается вырваться из одиночества. Но уже первые строки произведения, где героиня сравнивается с вялой, примороженной травой, наводят на мысль, что она, как и эта трава, не способна к жизни. Девушка уезжает из родительского дома, где остаются чужие ей люди, которые тоже одиноки. Мать давно привыкла к устройству своей жизни и не хочет вникать в проблемы дочери, а отчим Людочки никак не относился к ней. Девушка чужая и в родном доме, и среди людей. От нее все отвернулись, даже собственная мать ей как чужая.
2.ПРОБЛЕМА РАВНОДУШИЯ, УТРАТЫ ВЕРЫ В ЧЕЛОВЕКА
Людочка в одноименном рассказе В.Астафьева всюду сталкивалась с равнодушием, а самое страшное для нее – предательство близких ей людей. Но отступничество проявилось раньше. В какой-то момент девушка осознала, что сама причастна к этой трагедии, потому что тоже проявляла равнодушие, покуда беда ни коснулась её лично. Не случайно Людочка вспоминала отчима, тяжкой судьбой которого она прежде не интересовалась; не ей зря вспомнился умирающий в больнице парень, всю боль и драму которого не хотели понимать живые.
3. ПРОБЛЕМА ПРЕСТУПЛЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ
Проблема преступления и наказания в рассказе «Людочка» В. Астафьева — воплощение переживаний автора, который указывает людям на их грехи, за которые они, так или иначе, несут ответственность.
Социальные преступления здесь воспринимаются буднично. Однако и по сей день самым страшным преступлением является насилие против человека. Его совершил Стрекач, надругавшись над Людочкой. Девушка понесла наказание за вялость и равнодушие, искупая своей смертью не только свои грехи, но и грехи своей матери, школы, Гавриловны, милиции, молодёжи городка. Но ее смерть разрушила царившее вокруг равнодушие: она вдруг стала нужна матери, Гавриловне…За нее отомстил отчим.
4.ПРОБЛЕМА МИЛОСЕРДИЯ
Наверное, никто из нас не мог остаться равнодушным к судьбе Людочки в одноименном рассказе В.Астафьева. Любое человеческое сердце содрогнется от сострадания, но мир, который показывает писатель, жесток. Оскорбленная, униженная девушка ни у кого не находит понимания. Не замечает страданий девушки и Гавриловна, уже привыкшая к оскорблениям и не видевшая в них ничего особенного. Мать, самый близкий и родной человек, тоже не чувствует боли дочери…Писатель призывает нас к состраданию, милосердию, ведь даже имя у девушки означает «людям милая», но как же жесток по отношению к ней окружающий мир! Астафьев учит нас: надо вовремя сказать доброе слово, вовремя остановить зло, вовремя не растерять себя.
5.ПРОБЛЕМА ОТЦОВ И ДЕТЕЙ, непонимания близких людей в сложной ситуации
Чувствуется какая-то дисгармония в отношениях между матерью и дочкой в рассказе В.Астафьева «Людочка», нарушено то, что каждому из нас привычно: ребенка надо любить. А героиня не ощущает материнской любви, поэтому даже в самой страшной для девушки беде не признается близкому человеку: ее не понимают в семье, чужим для нее является родной дом. Мать и дочь разделяет нравственная пропасть отчуждения.
6.ПРОБЛЕМА ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Мы привыкли к тому, что парк – это место, где человек может расслабиться, подышать свежим воздухом, отдохнуть. Но вот в рассказе В.Астафьева «Людочка» все иначе. Ужасное зрелище предстает перед нами: вдоль канавы, вламываясь в сорные заросли, стоят скамейки, из грязной канавы и пены торчат бутылки разных форм, и всегда тут, в парке, вонь, потому что в канаву бросают щенят, котят, дохлых поросят. И люди ведут себя здесь по-звериному. Этот «пейзаж» напоминает кладбище, где от рук человека принимает смерть природа. Человеку же, по утверждению В.Астафьева, без нее существовать невозможно. Вот и разрушаются нравственные основы – таков итог наказания за совершённое преступление против природы.
7. Детские впечатления и их влияние на дальнейшую жизнь человека
Неуютно и одиноко жилось Людочке дома в одноименном рассказе В.Астафьева, потому что нет в отношениях матери и дочери теплоты, понимания и доверия. И Людочка даже во взрослой жизни осталась стеснительной, боязливой и замкнутой. Нерадостное детство как бы отпечаталось и на ее дальнейшей короткой жизни.
8.Проблема исчезновения деревень
Вымирает духовно и постепенно исчезает в рассказе В.Астафьева «Людочка» деревня Вычуган, а вместе с ней уходят в прошлое традиции и культура. Писатель бьет тревогу: деревня, как догорающая свеча, доживает свои последние месяцы. Люди разрывают связи между человеком и природой, забывают свои истоки, откуда произрастают их корни. Даже хоронить в родной деревне Вычуган Людочку не решились, потому что скоро объединенный колхоз перепашет все под одно поле и кладбище запашет.
9.Проблема алкоголизма
Горько, больно читать, как ведут себя пьяные молодые люди на дискотеке в рассказе В.Астафьева «Людочка». Автор пишет, что беснуются, как «стадо». Отец девушки тоже был закоренелым пьяницей, суетлив и туповат. Мать даже боялась, что ребенок может родиться больным, а потому зачала его в редкий от мужних пьянок перерыв. И все же девочка была ушиблена нездоровой плотью отца и родилась слабенькой. Мы видим, как под воздействием алкоголя люди деградируют.
10.Падение общественной нравственности
Что погубило Людочку? Безразличие и страх окружающих, их нежелание вмешиваться. И Астафьев говорит о том, что в городе люди живут разрозненно, каждый сам за себя, что волчьи законы царят вокруг. Кругом пьянство, насилие, падение нравов. Но в наших силах сделать этот мир лучше, чтобы мы могли радоваться жизни!
11. «Чтиво» и истинная, живая книга.
В рассказе Виктора Астафьева «Людочка» описана жестокая реальность жизни. Автор написал его в конце восьмидесятых годов двадцатого века, но произведение актуально и сейчас, потому что в нем поднимаются проблемы, волнующие моих современников, — это загрязнение окружающей среды, падение нравственности и деградация личности, гибель русской деревни, душевное одиночество. Рассказ заставляет задуматься об окружающем нас мире, о безразличии и равнодушии. По-моему, «Людочка» — одно из лучших произведений русской литературы. Рассказ побуждает, нас, юных читателей, задуматься о жизни, о выборе пути, о нравственных проблемах общества.
12. Проблема чистоты родного языка, речевой культуры. Проблема связи языка и общества.
Герои В.Астафьева наследуют стиль и дух своего времени, и их речь не просто говор, а «выразитель» умственных и нравственных качеств человека. Слова разухабистых молодых людей — показатель бездуховности: «рвём когти», «кореши», «отвали», «пахан». Засорение языка уголовным жаргоном отражает неблагополучие общества, а у читателя такие персонажи и их речевое бескультурье вызывают отторжение.
13. Проблема позднего раскаяния, осознания того, что пропустил в жизни что-то важное.
Повсюду главная героиня сталкивалась с равнодушием и не смогла выдержать предательства близких людей, которые не выслушали ее, не помогли. Только после смерти она вдруг стала необходима матери, Гавриловне, но, увы, уже ничего нельзя было изменить. Позднее раскаяние пришло к матери Людочки и теперь будет сопровождать ее по жизни. Она дает себе слово, что будущее дитя скрепит их с мужем, на плаву жизни удержит, будет им в радость.
14. Проблема воспитания.
Росла Людочка, как придорожная трава. Девушка по характеру робкая, стеснительная, она мало общалась с одноклассниками. Мать свою любовь к дочери открыто не проявляла, в душу дочери, как говорится, не стучалась, советы не давала, не предостерегала от жизненных невзгод и, вообще, воспитанием практически не занималась, поэтому теплоты и родственной духовной близости между ними не было.
15. О Боге.
Мы не видим в рассказе верующих людей: у героев отсутствует эта нравственная опора, которая могла бы их поддержать в трудную минуту, могла бы спасти от пагубного шага… Жутко было слушать Вычуганиху. Бабы трусливо, неумело, забыв, с какого плеча начинать, крестились. Вычуганиха срамила их, заново учила класть крестный знак. И в одиночестве состарившиеся, охотно и покорно, бабы возвращались к вере в Бога. О нем вспоминает мать Людочки, которая понимает свою вину перед уже мертвой дочерью. Сама девушка перед смертью обращается к Богу с просьбой простить ее. Она не верила в него, но на уровне подсознания понимала, что обратиться за помощью ей больше не к кому, но сходить в церковь так и не решилась…
16.Об отсутствии любви
Рассказ В.Астафьева «Людочка» шокирует читателя жесткостью, равнодушием его героев и отсутствием тепла, добра, доверия в отношениях между людьми. Но, пожалуй, больше всего потрясает читателей отсутствие любви, без которой невозможны ни гармония, ни будущее. Дети, рожденные не по любви, — обреченное поколение или циников, или слабых, безвольных людей.
17. Об отношении к своим профессиональным обязанностям, о добросовестности; о равнодушном отношении к своей профессии
Молодая фельдшер в рассказе брезгливыми пальчиками помяла взбухший на виске молодого человека нарыв. А через день она же вынуждена была лично сопровождать молодого лесоруба, впавшего в беспамятство, в районную больницу. А там в неприспособленном для сложных операций месте вынуждены сделать больному трепанацию черепа и увидели, что ничем помочь уже невозможно. Смерть человека на совести недобросовестной брезгливой девушки, которая даже не опечалилась по этому поводу.
- Сочинения
- По литературе
- Астафьев
- Анализ рассказа Людочка
Анализ произведения Людочка Астафьева
История создания
Астафьев был замечательным писателем, который придавал большое значение простой, человеческой душе. Он познал много трудностей: война, послевоенное время, голод, разруха. Это не может оставлять человека равнодушным, а уж тем более циничным.
Данное произведение автор написал в восьмидесятых годах прошлого столетия, хотя идея возникла ещё за пятнадцать лет до публикации. Он хотел показать читателю до какого уровня докатилась русская глубинка. Какими стали бывшие крестьяне. Все эти обыкновенные люди старались сделать жизнь лучше, стать намного цивилизованнее. Кстати, данный рассказ основан на реальных событиях, но только настоящее имя главной героини остаётся загадкой для читателей.
Проблемы
Одной из главных проблем произведения является воспитание. Старое поколение не даёт правильного воспитания новому поколению. Та криминальная ситуация, которая сложилась в городе, не давала жизни местным. Бывшие заключённые учат молодых людей не тем вещам, которым нужно. Из-за этого в молодёжи формируются неправильные ценности, а если точнее то их и вовсе нет. Здесь писатель видит, что система института власти терпит неудачи и вовсе рушится. Преступники управляют целым городом. Астафьев как-будто предвидел лихие 90-е годы. Из этот вытекает проблема жестокости. Власть не в состоянии защитить мирных граждан, которые в дальнейшем решают вершить собственный суд над преступниками, а преступники относятся не лучшим образом к невинным.
Проблема равнодушия. Людочка не получает никакой поддержки, когда случается горя. Никто её не хочет понять, да и всем всё равно на какую-то девушку. Это чувство ненужности, беспомощности может съесть человека изнутри.
Главной идеей этого произведения является то, что большой мир равнодушен, жесток. Когда Людочка приезжает в большой город её мечты рушатся. Там нет никому дела до чужого горя, каждый сам за себя и готов растоптать любого на своём пути. На пути у девушки встречается много несправедливости и безнравственности. Автор хотел показать читателю реальный мир, который существует здесь и сейчас.
Тематика произведения не сложна — эгоистичный, жестокий городской устой и нищета в глубинках. Люди может и не бежали из деревень, если бы было на что жить и кормить семью, а городским людям нет дела не до кого. Они не понимают тех чистых помыслов и страданий Людочки. Их души давно мертвы.
Таким образом, рассказ «Людочка» — это глубокая и серьёзная история, которая происходит в реальной жизни. Люди должны осознавать, что доброта спасёт куда больше людских душ, чем жестокость, которая способна лишь выесть и уничтожить душу ещё чистого и невинного человека.
2 вариант
Произведение писателя Людочка, который большое внимание гибели русской деревни, посвящено процессу роста городов, тому, как переезд людей туда меняет их мораль. Для иллюстрации негативной составляющей этого процесса автором была выбрана трагическая история обыкновенной девушки.
Людочка родилась и выросла в колхозе. Отец ее спился, а мать вышла замуж. Главная героиня, как и многие другие, отправилась в город, надеясь обрести там жизнь лучшую, чем в вымирающей родном селе.
Астафьев показал, что сначала девушке очень везло. Она уговорила (в чем ей, вероятно, помогала деревенская непосредственность) случайную знакомую парикмахершу взять ее в ученицы и даже послилась у нее.
Однако Астафьев на примере своей героини показывает, что в городе все построено не на взаимопомощи, а на личных усилиях. В отличие от деревни, здесь люди живут сами по себе и равнодушно, в своей массе, относятся друг к другу. Людочка не смогла выучиться и осталась в парикмахерской на положении уборщицы, только время от времени она выполняла самые простые стрижки.
На своем рабочем месте она познакомилась с предводителем местной шпаны Артемом, по кличке Мыло. Он в рассказе является одним из олицетворений городской жизни, потребительского отношения к другим. Затем, когда уголовник Стрекач, освободившись из тюрьмы, насилует героиню и побуждает остальных гопников сделать то же, мыло не смог защитить Люду, которая ему нравилась. Этот эпизод, помимо личной трагедии героини, должен был показать слабость городских, у которых нет сдерживающего общинного начала. Сила шпаны состоит только в том, что их сравнительно слабая кучка заведомо сильнее каждого, живущего по- одиночке, в обществе, где не помогают друг другу.
Попытка Людочки вернуться в деревню ни к чему не приводит. Ее жители умерли от старости или разъехались по городам, старого мира больше нет.
Смерть героини должна была показать, что в городе свои порядки и он уничтожает людей, устроенных по другому. Не умея защищать себя без поддержки родственников и соседей, Людочка столкнулась снова с той же самой шпаной, которая хотела ее вновь изнасиловать. В результате, она разыгрывает небольшой спектакль и вешается.
Писатель все же не хотел сделать свой рассказ беспросветно мрачным. Мыло, отсидев в следственном изоляторе, но, не попав в тюрьму, выучивается на связиста, женится и заводит ребенка. Отчим Людочки, отсидевший в лагерях, сорвав крест с груди Стрекача, швыряет его в кусты, отомстив в некоторой степени за смерть падчерицы. Однако общей картины эти эпизоды не меняют.
Изложенная в рассказе история призвана заставить задуматься о людском равнодушии, которое зачастую приводит к трагедиям.
Анализ 3
Астафьев считается самым профессиональным, а также и самым читаемым автором. Он родился еще до наступления войны и поэтому он на себе ощутил всю боль данной войны. Он очень хорошо понимал чувства обычного человека.
Многие писатели стараются рассказать в своих рассказах жизнь, которую они прожили и все чувства, которые испытывали. Если писатель действительно профессионал своего дела, то он будет рассказывать только правду. Вот так и Астафьев рассказал всю правду в произведении «Людочка».
Данное произведение было написано больше тридцати лет назад, но все равно до сих пор остается актуальным. Здесь он затрагивает такие вопросы как загрязнение окружающей среды, падение общественной нравственности и деградация людей, а также уничтожение русских деревень.
Наверное, многим людям, которые живут в деревне поскорее отучиться в школе, а потом отправиться в большое плавание в большой город. Вот этого же хотелось и нашей главной героини по имени Люда. Писатель называет ее Людочка потому что это очень хорошая и хрупкая девушка. Она родилась и выросла в деревне. Родители старались сделать все для того чтобы у девочки все было и чтобы она ни в чем не нуждалась. Но вскоре отец очень сильно заболел, а потом умер. Спустя некоторое время мать девочки нашла себе другого мужчину. С тех пор в жизни девочки все стало вяло, и мир стал бесцветным. Отчим к ней никак не относился, и ему было вообще на нее все равно. Больше всего на свете Люда хотела вырваться поскорее в город, где ее мир заполнится красками.
Девочка ничем не отличалась от других ребят. Она училась также как и все остальные ребята. Но одно в ней было прекрасно, это характер. Она никогда не пройдет мимо человека, которому было плохо и всегда поможет и выручит, если у него беда.
Когда Люда приехала в город, то поселилась у одной женщины. Как только женщина поняла, что у девушки обычный и простой характер, та потихоньку начала складывать на нее работу по дому, а потом и вовсе все переложила на нее. Теперь девочка должна отвечать за все, что происходит в доме.
Также ей было очень жалко парня, который работал постоянно в лесу, но в этот день с ним приключилась беда и если вовремя ему не помогут врачи, то парень расстанется с жизнью. Вот только врач в больнице был молодым и неопытным. Кроме этого парень был грязным, а он боялся замараться.
Больше всего на свете Астафьев был возмущен тем, что люди совсем не чувствуют сострадание к другим людям и думают только о себе.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ рассказа Людочка
Популярные сегодня темы
- Герои пьесы Вишневый сад: характеристика героев Чехова
Любовь Раневская главная героиня произведения олицетворяющая собой прошлое. Все события пьесы разворачиваются в её имении, где большую площадь занимает вишнёвый сад
- Маковский Константин
С самого рождения Константина Егоровича Маковского окружала атмосфера творчества деятелей русского изобразительного искусства. Отец его, Егор Иванович, нередко принимал в гостях множество широко известных живописцев
- Образ и характеристика Гаева в пьесе Вишнёвый сад Чехова сочинение
Как писал сам Чехов в письмах касательно Гаева, он – аристократ. Конечно, Чехов имеет в виду не рыцаря-аристократа, эталонного представителя благородной семьи и обладателя всяческих достоинств.
- Любовь в творчестве Тургенева
Иван Сергеевич Тургенев умел изобразить любовь с особым трепетом, ее пропитано каждое произведение великого поэта. Он, как никто, отразил весь спектр оттенков этого всепоглощающего чувства
- Сочинение Недоросль — против каких пороков направлено произведение Фонвизина
Комедия Дениса Фонвизина «Недоросль» имеет сатирическую направленность и высмеивать многие пороки современного ему общества.
- Сочинения
- По литературе
- Астафьев В.П.
- Анализ произведения Людочка
Анализ рассказа Астафьева Людочка
Произведение относится к философской лирической прозе писателя и в качестве основной тематики рассматривает вопрос о падении нравственности и деградации личности, описывая жестокую действительную реальность.
Центральным персонажем рассказа является шестнадцатилетняя девушка по имени Людочка, представленная писателем в образе юной, простой русской женщины, не отличающейся по внешности от обычных людей, но характеризующейся автором в качестве порядочного, доброго, милосердного человека, испытывающего искреннее уважение к окружающим людям.
Сюжетная линия рассказа повествует о сложной судьбе деревенской девушки, оказывающейся в непростой жизненной ситуации, которая заканчивается трагическим финалом в виде самоубийства Людочки.
После окончания девяти классов Людочка оставляет деревню и перебирается в город в надежде достойного устройства собственной жизни. В родной деревне у девушки остается мать с отчимом, жизнь с которыми не приносит Людочке счастья, поскольку близкие отличаются равнодушным отношением к девушке, полностью поглощенные решением собственных проблем.
Городская жизнь неприветливо встречает девушку, которая вынуждена снимать угол в доме местной парикмахерши Гавриловны, занимаясь всеми бытовыми делами, а также убирая помещение парикмахерской за мизерную зарплату. В один из вечеров Людочка подвергается нападению группы молодых людей во главе с недавно освободившимся уголовником Стрекачом, которые принуждают ее к совершению насильственных действий. Физически и морально раздавленная девушка пытается найти поддержку со стороны хозяйски квартиры Гавриловны, а затем и собственной матери, но близкие люди оказываются безразличными к душевному состоянию Людочки, которая, не сумев пережить случившееся, решает покончить с собой.
Идейное содержания рассказа подчеркивается писателем средствами художественной выразительности, применяемыми в виде многочисленных афоризмов, устойчивых оборотов, жаргонного лексикона, передающих экспрессивный, эмоциональный характер произведения. Кроме того, посредством пластичного, емкого художественно выразительного языка, наполненного простыми олицетворениями, сложными метафорами и эпитетами, писатель придает рассказу колоритное, неповторимое, насыщенное мелодичное звучание. Также автор применяет литературный прием контраста, изображающий духовную взаимосвязь природы с человеком, показывая существование светлого начала в человеческой жизни.
Смысловая нагрузка произведения позволяет продемонстрировать авторский замысел, заключающийся в изображении недолгой, трагичной жизни девушки, ставшей беспросветной, серой, однообразной, отличающейся безучастным равнодушием окружающих, а также отсутствием ласки, нежности и заботы. Тем самым писатель обращает внимание читательской аудитории на деградацию современного общества, погрязшего в аморальных пороках, звериных инстинктах, развратных законах.
Анализ 2
Из самого названия рассказа можно сделать вывод о характере главной героини. Это юная хрупкая девушка, наивная, полная надежд и мечтаний.
Действительно, Людочка выросла в деревне в самой обыкновенной семье. Родители всю жизнь работали в колхозе. Со временем старая система начала разрушаться, жить стало тяжелее. Оставшись без работы, отец героини нашел утешение в алкоголе, еще более усложняя жизнь домашним. Маленькая Люда мечтала переехать из опостылевшей деревни в город. Он представлялся ей местом перспектив, неограниченных возможностей и свободы.
К сожалению юной и наивной героине придется столкнуться с реальностью, разрушающей мечты. В городе вроде все начинается неплохо. Девушка сразу находит работу и жилье. Только вот хозяйка сваливает на нее всю работу по дому, а профессия никак не дается. Вскоре суровые реалии жизни в городе проявляются еще больше.
У Астафьева город представляет собой каменные джунгли, где кто сильнее, тот и прав, и каждый сам за себя. Безраздельную власть имеют шпана и хулиганы, вдохновленные бывшими заключенными. Они собираются в парке, олицетворяющем все самые неприглядные стороны жизни. Милиция же предпочитает обходить это место стороной. Отчасти из страха перед властью, имеющейся у преступников. С другой стороны представителям правопорядка это даже удобно. Закрывая глаза на реальные преступления, милиция демонстрирует отличные показатели раскрываемости.
В таком поведении вся суть жизни советского общества тех времен. Это показной идеализм на руинах человеческих жизней. В гниющем заброшенном парке висят красивые плакаты с лозунгами о счастливом будущем. В то же время людские сердца зачерствели и потеряли способность к сочувствию.
Факт надругательства над героиней никого не повергает в шок. Наоборот, окружающие считают, что через это должна пройти каждая женщина. Не найдя отклика среди родных, Людочка пытается найти ответ в себе. Она приходит к выводу, что и сама является черствой и неспособной к сочувствию.
Дабы разбить этот порочный круг она приносит себя в жертву, пытаясь ценой собственной жизни искупить вину человечества. И ее поступок не проходит бесследно. Казалось бы безразличный к ней отчим становится человеком, отомстившим за нее. Однако добиться справедливости в таком мире можно только приняв правила игры, самому одолеть зло.
Автор с любовью относится к героине, усиливая отрицательное восприятие действительности, отравляющей жизни людей.
Анализ произведения Людочка
Несколько интересных сочинений
- Характеристика героев повести А зори здесь тихие (Главные и второстепенные)
Федоту Евграфовичу тридцать два года. Звание военнослужащего – старшина. Верен своему Отечеству, любит свою страну всей душой. Ранее был женат. Однако, первый брак был неудачным. Жена предпочла Федоту другого мужчину
- Герои произведения Слепой музыкант Короленко
Главный герой Петрусь родился слепым. Подвижный и любознательный мальчик может развиваться только с помощью звуков. Мать и его дядя всячески этому способствуют.
- Сочинение Любовь в романе Капитанская дочка Пушкина
Наверное, трудно назвать хотя бы одного писателя, который бы в своем творчестве не обратился к теме любви. Это чувство божественно красиво, оно необходимо каждому человеку. Без него невозможно постичь счастье.
- Сочинение по поэме Василий Теркин 8 класс
Александр Твардовский написал поэму «Василий Теркин» в 1941 году в марте. Поэма посвящена вечно теме, которая всегда остается актуальной. Это тема – война. И имеется в виду даже не только война на поле боя, но и война
- Сочинение на тему Моя любимая еда
У каждого человека в любой сфере жизни есть свои предпочтения и пристрастия. Так же и в выборе пищи у всех есть свои любимые или не очень продукты и готовые блюда. В течение всей жизни вкус у человека