Проблемы в рассказе обломов

Проблематика романа «Обломов»

Введение

Роман «Обломов» был написан Гончаровым в середине 19 века – в переломный для крепостной России период, ознаменованный стремительными политическими, экономическими и социальными изменениями. В произведении писатель поднял не просто острые для той эпохи темы, но и затронул вечные вопросы, касающиеся цели человеческой жизни и смысла человеческого бытия. Проблематика романа Гончарова «Обломов» охватывает различные социальные, психологические и философские темы, раскрывая глубокую идейную суть произведения.

Социальная проблематика

Основные проблемы романа Гончарова «Обломов» связаны с центральной темой произведения – «обломовщиной». Автор изображает ее, прежде всего, как явление социальное, тенденциозное для целого слоя русских помещиков, которые остаются верны старым традициям своей семьи и архаичному, патриархальному укладу феодальной эпохи. «Обломовщина» становится острым пороком российского общества, воспитанного на нравах и понятиях, в основе которых лежит использование труда других людей – крепостных, а также культивация идеалов беззаботной, ленивой, праздной жизни.

Ярким представителем «обломовщины» является главный герой романа – Илья Ильич Обломов, воспитанный в старопомещицкой семье в далекой деревне Обломовке, граничащей с Азией. Отдаленность поместья от Европы и новой цивилизации, «законсервированность» в привычном, размеренном времени и существовании, напоминающем полудрему – именно сквозь сон Обломова автор изображает перед читателем Обломовщину, воссоздавая таким образом ту самую, близкую Илье Ильичу атмосферу спокойствия и умиротворения, граничащими с ленью и деградацией, характеризующейся полуразваленным поместьем, старой мебелью и т. д.

В романе «обломовщина» как исконно русское явление, присущее российским помещикам, противопоставляется европейской активности, постоянному самостоятельному труду, непрерывному обучению и развитию собственной личности. Носителем новых ценностей в произведении является друг Обломова – Андрей Иванович Штольц. В отличие от Ильи Ильича, который вместо того, чтобы самостоятельно решить свои проблемы ищет человека, способного сделать все за него, Штольц сам прокладывает пути в своей жизни. Андрею Ивановичу некогда мечтать и строить воздушные замки – он уверенно движется вперед, умея собственным трудом получать то, что ему нужно в жизни.

Социально-психологическая проблематика «Обломова»

Вопрос национального характера

Большинство исследователей определяют роман «Обломов» как социально-психологическое произведение, что связано с особенностями раскрытых в книге проблем. Затрагивая тему «обломовщины» Гончаров не мог обойти вопросы национального характера, основанных на различиях и сходстве русского менталитета и европейского. Не случайно Обломову – носителю русского менталитета и русских ценностей, воспитанному на национальных сказках, противопоставлен практичный и работящий Штольц, родившийся в семье русской мещанки и немца-предпринимателя.

Многие исследователи характеризуют Штольца как некое подобие машины – совершенного автоматизированного механизма, работающего ради самого процесса работы. Однако образ Андрея Ивановича не менее трагичен, чем образ живущего в мире мечтаний и иллюзий Обломова. Если Илье Ильичу с детства прививали только единонаправленные «обломовские» ценности, которые и стали для него ведущими, то для Штольца полученные от матери, схожие с «обломовскими» ценности были забиты привитыми отцом европейскими, «немецкими» ценностями. Андрей Иванович, как и Обломов, – не гармоничная личность, в которой могли бы совместиться русская душевность и поэтичность с европейским практицизмом. Он постоянно ищет себя, пытается понять цель и смысл своей жизни, но не находит их, – о чем свидетельствуют попытки Штольца всю жизнь стать ближе к Обломову как к источнику исконно русских ценностей и спокойствия души, которых ему не хватало в жизни.

Проблема «лишнего героя»

Из проблемы изображения национального характера проистекает следующие социально-психологические проблемы в романе «Обломов» – проблема лишнего человека и проблема самоотождествления личности со временем, в котором он живет. Обломов – классический лишний герой в романе, для него чуждо окружающее его общество, ему тяжело жить в быстро меняющемся мире, абсолютно непохожем на родную тихую Обломовку. Илья Ильич словно погрязает в прошлом времени – даже планируя будущее, он все равно видит его сквозь призму прошлого, желая, чтобы будущее было таким же, как было его прошлое, а именно, похожим детские годы в Обломовке. В конце романа Илья Ильич получает желанное – атмосфера, царящая в доме Агафьи, словно возвращает его в детство, где родная, любящая мать постоянно его баловала и оберегала от всяческих потрясений – не удивительно, что Агафья очень похожа на обломовских женщин.

Философская проблематика

Тема любви

В романе «Обломов» Гончаров затрагивает ряд вечных философских вопросов, актуальных и в наши дни. Ведущей философской темой произведения является тема любви. Раскрывая отношения между героями, автор изображает несколько типов любви. Первый – романтичные, наполненные высоким чувством и вдохновением, но быстротечные отношения между Ольгой и Обломовым. Возлюбленные идеализировали друг друга, создавая в воображении далекие, непохожие на реальных людей образы. Кроме того, у Ольги и Обломова были разные понимания сути любви – Илья Ильич видел любовь к девушке в отдаленном обожании, недоступности, ирреальности их чувств, тогда как Ольга воспринимала их отношения как начало нового, реального пути. Для девушки любовь была тесно связана с долгом, обязывающим ее вытащить Илью Ильича из «болота» Обломовщины.

Совершенно иной предстает любовь между Обломовым и Агафьей. Чувства Ильи Ильича походили больше на любовь сына к матери, тогда как чувства Агафьи представляли собой безоговорочное обожание Обломова, подобное слепому обожанию матери, готовой дать все своему ребенку.

Третий тип любви Гончаров раскрывает на примере семьи Штольца и Ольги. Их любовь зародилась на почве прочной дружбы и полного доверия друг к другу, однако со временем чувственная, поэтичная Ольга начинает осознавать, что в их стабильных отношениях все же не хватает того великого всеохватывающего чувства, которое она ощущала рядом с Обломовым.

Смысл жизни человека

Главной проблемой романа «Обломов», охватывающей все рассмотренные выше темы, является вопрос о смысле человеческой жизни, полном счастье и способе его достижения. В произведении ни один из героев не находит истинного счастья – даже Обломов, который в конце произведения якобы получает то, о чем мечтал всю жизнь. Сквозь пелену засыпающего, деградирующего сознания Илья Ильич просто не мог понять, что путь разрушение не может привести к истинному счастью. Нельзя назвать счастливыми и Штольца с Ольгой – несмотря на семейное благополучие и спокойную жизнь, они продолжают гоняться за чем-то важным, но неуловимым, что они ощущали в Обломове, но так и не смогли поймать.

Заключение

Раскрытые вопросы не исчерпывают идейной глубины произведения, а только представляют собой анализ проблематики «Обломова» кратко. Гончаров не дает конкретных ответов на вопрос: в чем же счастье человека: в постоянном стремлении вперед или в размеренном спокойствие? Автор только приближает читателя к решению этой извечной дилеммы, верным выходим из которой, возможно, является гармония двух ведущих в нашей жизни начал.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Полина Ёж

    18/19

  • Андрей Надежин

    19/19

  • Чупанова Патимат

    15/19

  • Римма Шахбазян

    16/19

  • Вера Матросова

    19/19

  • Дарима Намдакова

    18/19

  • Елена Ермакова

    14/19

  • Ева Шестакова

    12/19

  • Аля Бесталанная

    19/19

  • Валентина Пожидаева

    18/19

Содержание

  1. Проблематика отчужденности от общества
  2. Проблематика лени
  3. Проблематика дружбы
  4. Проблематика разной любви

Иван Александрович Гончаров нередко обращался к описанию проблем общества своего времени. В своем произведении «Обломов» он в очередной раз выделил данную тему, что, в свою очередь, послужило неким толчком для всей страны. Роман стал самой настоящей революцией литературы нашего государства. Однако, несмотря на год его написания, свою актуальность он не теряет и сейчас. Именно поэтому в данной статье мы рассмотрим основные проблемы, поднятые писателем в своем произведении.

Проблематика отчужденности от общества

Илья Ильич Обломов изначально пытался влиться в общество, однако должного внимания не получил. Мировоззрение нашего героя отличается от общепринятого, поэтому места себе он найти так и не смог. Все вокруг были искусственные, а Обломов был настоящий, такой, каким его создала жизнь. Так и не найдя никого близкого себе по духу, он улегся на свой диван.

И только Андрей Штольц был способен возродить огонь, что был затушен самим Обломовым. Посещение вечеров, балов — все это начало оживлять Илью Ильича. Он вновь становился живым, связь с диван постепенно рушилась. После того, как он влюбился в Ольгу Ильинскую, Обломов окончательно освободился от лежачего образа жизни. Данная череда событий показывает, что главный герой — не типичный лентяй, отказывающийся делать хоть что-то со своей жизнью. Он лишь жертва окружающего общества, которое приняло его очень сухо. Это и подтолкнуло Илью Ильича к лежанию на диване.

Проблематика лени

Да, Обломов привык к спокойному и размеренному образу жизни, который у него был в родной деревне. Но это не значит, что он берет его за основу своей жизни. Выше было описано, что определенные события в жизни героя способны спасти его из власти лени. Однако без них Илья Ильич так и останется на своем диване.

Дело в том, что окружающий мир не привлекает Обломова. Скучные вечера, приторные люди — все это вызывает у него лишь тоску и желание побыстрее оказаться дома. Так он раз за разом оказывается на своем любимом диване. У героя просто иной тип мышления, поэтому и прижиться в обществе у него не получается. Выходит, что Обломов — не типичный лентяй, а просто непризнанный член окружающей действительности. Общество самостоятельно вогнало его в это сонное состояние, а вытащить уже не может. И только истинный друг способен это сделать.

Проблематика дружбы

Андрей Штольц — настоящий друг Обломова. Илья Ильич ждет его приезда в начале произведения, однако прочих гостей он попросту прогоняет. Это показывает нам ценность Андрея для Обломова. Также сам факт того, что за достаточно короткий промежуток времени тот поднимает Илью с дивана, знакомит с хорошим обществом и даже находит ему любовь является доказательством истинной дружбы между двумя мужчинами. Илья Ильич испытывает самое искреннее чувство к Андрею, поэтому даже перед смертью попросит взять на воспитание своего сына. И Андрей сделает это ради своего товарища. И это действительно потрясающе, ведь вряд ли кто-то из ближайшего окружения Ильи Ильича сделал бы подобное!

Проблематика разной любви

Ольга Ильинская представляет собой чистую любовь, наполненную чувствами и страстью. Ее энергия поднимает Обломова с любимого дивана и заставляет полюбить все вокруг. Он становится живее, веселее, жизнь Ильи Ильича вновь обретает смысл. Однако, к сожалению, этим чувствам суждено разбиться в пух и прах, а Ольге — выйти замуж за Андрея Штольца. Их темпераменты больше подходят друг другу, поэтому влюбленность становится очевидной.

Обломову же достается Агафья Матвеевна, которая сначала просто заботилась об Обломове, а потом и полюбила. Эта женщина отвечала всем качествам Ильи Ильича — она дарила комфорт мужчине, вкусно готовила. Казалось, что Обломов нашел свое счастье, которое так долго от него ускользало. Да, эти отношения не назовешь страстной и горячей любовью, однако это она и есть, просто в другом проявлении. Вот такая вот разная бывает любовь, Гончаров это прекрасно показал!

Надеемся, вам было интересно! Помните, жизнь дана всего один раз, нельзя тратить ее на собственный диван. Изгоняйте Обломова из своей жизни!

Гончаров «Обломов». Проблемы романа

Истоки мироощущения Ильи Ильича весьма примечательны, имеют свои корни. В главе «Сон Обломова» показаны причины той глубокой душевной дремы, от которой страдал главный герой. Имя тому – «обломовщина». Это страшное слово толкуется в произведении как подсознательное нежелание жить, развивать деятельность, стремиться к высоким результатам и достижениям.

Может быть, такой характер у героя сформировался в результате того, что в детстве его чрезмерно опекали, но забота эта оказалась пагубной для развития, постепенно ограничила ум и сердце. Если на дворе стояла ненастная погода, то маменька с батюшкой не только не отпускали его выйти во двор погулять, но и не отправляли в этот день учиться «к немцу». Такая излишняя опека постепенно сделала из мальчика изнеженное, ни к чему не приспособленное существо. Он боялся холода, любой болезни и много времени проводил дома.

Введение

Роман «Обломов» был написан Гончаровым в середине 19 века – в переломный для крепостной России период, ознаменованный стремительными политическими, экономическими и социальными изменениями. В произведении писатель поднял не просто острые для той эпохи темы, но и затронул вечные вопросы, касающиеся цели человеческой жизни и смысла человеческого бытия. Проблематика романа Гончарова «Обломов» охватывает различные социальные, психологические и философские темы, раскрывая глубокую идейную суть произведения.

Быт и образ жизни

Проблемы Обломова в романе «Обломов» видны читателю не сразу, но постепенно открываются сообразно тому, как их начинает осознавать главный герой повествования. Илья Ильич живет, словно в глубоком сне: его не волнует окружение, не хочется вести активную светскую жизнь – он находит ее скучной. Сначала он еще выходил в гости, а потом и вечера надоели. Вскоре он бросил службу в департаменте, так как она наводила на него тоску. В какой-то момент Обломов решил, что ему вполне достаточно того состояния, что он имеет, и работать больше не нужно — он не находил в том необходимости.

Нормальным состоянием героя обозначено лежание. Он отдыхает не от физической или душевной усталости, а просто потому, что не знает другого образа жизни. Это для него норма. Илья Ильич в каждом своем действии ищет смысл и, прежде чем сделать какое-то движение, наперед продумывает его полезность. Он быстро устает, его утомляют светские беседы. Душа жаждет чего-то возвышенного, поэты «задели его за живое». Главного героя можно назвать излишне нежной и впечатлительной натурой. Проблемы произведения «Обломов» пронзительны и глубоки: когда читаешь, возникает чувство сопереживания, но не осуждения.

Образ Обломова

Образ Обломова

1. Образ жизни Ильи Ильича.

2. Образ Обломова и окружающие.

3. Что такое обломовщина?

Илья Ильич Обломов живет в большом доме на Гороховой улице. Это молодой человек, помещик «лет тридцати двух от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица… мягкость была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души; а душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, руки».

Образ Обломова предпочитает удобный халат, в котором он ходит дома без жилета и галстука. Его времяпровождение одинаково для любого времени суток: Илья Ильич почти всегда лежит. Он не находит в себе сил даже встать и умыться. Гончаров сравнивает своего героя с больным, говоря, что лежание и для больного, и для Обломова — насущная необходимость. В доме все идет без участия в этом Обломова, даже старый слуга Захар, который воспитывал его с детства и живет с ним до сих пор, не следит за порядком. Он сам решил, что входит в его обязанности, и ничего другого делать не будет.

Все пущено на самотек, Илье Ильичу, конечно, нравится чистота, но он предпочел бы, чтобы она возникала сама собой. Из деревни Обломовки, вотчины Ильи Ильича, приходит письмо: староста пишет, что мужики разбредаются, урожая нет, и, значит, денег Обломовка принесет меньше. Очевидно, что староста не чист на руку, но Обломов не может ни поехать разобраться на месте, ни написать ему ответ. Сначала для ответа есть пыл, но нет бумаги, потом, когда бумагу для письма находят, пропадает пыл. То надо завтракать, то чернила кончились. Так же движется переезд с квартиры, которую хозяева собираются ремонтировать, и поиски нового жилья.

Обломов живет в Петербурге двенадцатый год. Он понемногу отдаляется от общества, ограничиваясь общением с приходящими к нему знакомыми. Сначала он был полон готовности поступить на службу, но она вскоре разочаровала: нудно писать бесконечные бумаги. Раньше он понимал служебные отношения почти как семейные, думал, что начальник должен о нем заботиться как о самом себе, быть как отец родной. Но иллюзии рухнули, когда Обломов, канцелярский чиновник, случайно отправил важный документ вместо Астрахани в Архангельск, перепутав города. Илыо Ильича не уволили, но он сам, опасаясь выговора от начальства, сказался больным и потом, так и не выйдя на службу, уволился.

В обществе своенравный Образ Обломова тоже не ужился, ему постепенно надоедает ходить на вечера, тяжко надевать фрак и бриться каждый день. С женщинами он не имел близких отношений, только кланялся на расстоянии. Вытащить в люди со временем его мог только Штольц, а его часто не было в городе. Поэтому все больше времени Обломов был дома. Он отвык от выходов и опасался их, так как не привык к многолюдной суете. Если даже и загорается искорка в Обломове, то его решимости хоть немного изменить свою жизнь хватает ненадолго.

Читать ему тяжело, закладка в книге может лежать на одном месте долгое время, даже сама книжка неизвестно где потеряется, пока Обломов «читает» ее. Увлечение поэзией прошло бесследно. Глядя на Штольца, Образ Обломова заражается его юношеским жаром, но быстро охладевает, если Штольц не будет контролировать его ежечасно.

Гончаров сравнивает голову своего героя с библиотекой из разрозненных томов разного содержания. Обломов в минуты душевного подъема, приободренный Штольцем, серьезно думает о своем предназначении, ищет свое место в жизни. Но все заканчивается мечтами на диване. Внутренняя его жизнь кипит, Илья Ильич воображает себя великим полководцем, художником, мыслителем. Но все вокруг по-чему-то считают, что он ничем не занимается. В конце концов Обломов думает о тихом семейном счастье и заботах об имении, мысленно чертит планы и составляет сметы. Так продолжается несколько лет.

Вокруг Обломова кипит жизнь, его навещают знакомые, рассказывают о свадьбах, о повышении по службе, куда-то псе время приглашают. Он неподвижен. Илья Ильич принимает визитеров, чтобы было, кому пожаловаться и попросить поднять платок, почитать книг)’ или написать письмо. Врач говорит, что при таком образе жизни Обломов через два-три года умрет от удара. Рекомендует ему не читать, избегать мыслей, больше гулять, заниматься танцами и охотой, съездить за границу. Но Образ Обломова не способен к таким решительным шагам.

Ему помогает Штольц, знакомя его с Ольгой, ради которой Образ Обломова стал более подвижный образ жизни. Но отношения не завершились свадьбой, как мечталось: он не выдержал этот ритм. Идиллия жизни Обломова возникает в его сне: тихая сонная деревня Обломовка, где людей ничто не волнует, даже гроза приходит в установленное время. Особенно поражает картина всеобщего послеобеденного сна, который, как повальная болезнь. Обломов с детства впитывал отношение окружающих, не обремененных делами, к жизни, и это принесло свой результат.

Ближе всего Обломову верный слуга Захар и приятель Андрей Штольц. Для Захара его барин выше всех. Штольц по отцу — немец, по матери — русский, получил трудовое практическое воспитание, отличное от обломовского. Он много успел: служил и вышел в отставку, нажил дом и деньги. Образ Обломова же, по словам Штольца, как ком теста. Андрей возит его всюду с собой, но Обломов устает и говорит, что его идеал — жениться, уехать в деревню и неторопливо жить там. Штольц говорит ему, что это не жизнь, а обломовщина. Этим и заканчивается жизнь Ильи Ильича: он обретает свою мечту в доме Агафьи Пшеницыной, которая не требует от него изменений в жизни.

Добролюбов в статье «Что такое обломовщина» осуждал «апатичного» барина, говорил о косности крепостнической России, увидел в «Обломове» ее распад. Герой для Добролюбова — «живой, современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью». Он причислил Обломова к «лишним людям» — Онегину, Печорину, Рудину, Бельтову.

Эстетическая критика видела в герое чистую, нежную натуру. Обломовщина — типично национальное явление, это обычный для провинциальных дворян путь. Служба в департаменте не по силам Обломову, который предпочел карьере лежание на диване. Первая часть романа описывает болезнь, а вторая дает ей объяснение. Царство крепостной России — вот истоки обломовской апатии, бездеятельности, страха перед жизнью. Обломовщина — это выражение общественного неустройства крепостнической России. Ее причина — привычка получать все даром, без труда.

Обломов, как писал Гончаров — «воплощение сна, застоя, неподвижности, мертвой жизни, — переползание изо дня в день, в одном лице и одной обстановке, и при этом Образ Обломова вобрал главные черты национального характера… как лучшие, так и худшие».

Тема дружбы

Несмотря на свою некоторую отстраненность и замкнутость у Обломова есть единственный близкий друг – Андрей Штольц. Они сблизились еще в детстве, когда вместе учились в гимназии. Однако, достигнув зрелого возраста, один стал важным влиятельным человеком, а другой так и остался наивным ребенком, который пытается всюду укрыться от жизни. Проблемы Обломова в романе «Обломов» открываются одна за другой, но постепенно, все больше интригуя и завораживая читателя.

Несмотря на явную противоположность взглядов Илья Ильич очень любит Андрея, искренне к нему привязан. Да и Штольц готов при любом случае помочь своему другу и не раз выручал его в сложных ситуациях. Характер одного дополняет индивидуальность другого. Они оба – личности, самодостаточные и искренние.

Непревзойденное чувство

Проблема любви в «Обломове» занимает особое место. С появлением Ольги Ильинской, казалось, жизнь героя должна была измениться. В какой-то момент в нем действительно началось движение к переменам: он стал ездить в гости к Ольге, подолгу там задерживался, и они вместе с девушкой гуляли в саду, слушали «Каста дива». Но потом все прекратилось и замерло: Обломов опять улегся на любимый диван, позволял себе спать после обеда и в любое другое время. Очень запоминается эпизод, когда герою надо было ехать к барышне, а он сказался больным и остался дома. Почему так произошло? Возможно, Обломов счел себя недостойным любви такой девушки, как Ольга, и ему не хватило уверенности в себе.

Должно быть, ему было настолько сложно поверить в то, что его искренне могут полюбить, что подтверждения этой истины он просто не стал дожидаться. А может, дело все в том, что барышня не стремилась принимать героя таким, какой он есть? Насколько Ольга лелеяла свои собственные фантазии, настолько она любила Илью Ильича. Вспомним, девушка мечтала его изменить, даже строила планы, как он преобразится, значит, ее не устраивал прежний образ Обломова. Истинная же любовь далека от подобных стремлений. Именно по этой причине то нежное, возвышенное чувство, столь внезапно вспыхнувшее между ними, овеянное сладостной мелодией «Каста дива», не нашло опоры для развития в реальности.

«Проблематика романа И. А. Гончарова «Обломов»»

«Обломов» публиковался в «Отечественных записках» начиная с января 1859 года, частями, в течение четырех месяцев и вызвал бурную ответную реакцию критики. В статье Добролюбова «Что такое обломовщина?» проблематика романа рассматривалась в социологическом плане, тин Обломова истолковывался как воплощение всех сословных пороков дворянства, философский же аспект «Обломова» остался без рассмотрения. Однако содержание романа Гончарова значительно шире, чем критика господствующего класса. Безусловно, Гончаров рассматривает проблему упадка русского дворянства, однако рассматривает ее не с позиций обличения, а с точки зрения человека, стремящегося понять смысл и последствия перемен, происходящих в русском обществе. Дворянство, принадлежность к которому обусловила характер гончаровского героя, было носителем высоких культурных традиций и одновременно сохраняло органические связи с народной почвой; именно дворянство выработало русскую личность и дало лучшие ее образцы в своих представителях. Но оно оказалось несостоятельным в условиях изменившегося общества, втянутого в гонку буржуазного «прогресса». Обломов сознает свою непригодность к «делу», неспособность к штольцевской дисциплине и, так сказать, к активной жизненной позиции. Но при этом он не столько сознает, сколько ощущает, что его упрямое противостояние «прогрессу» не лишено смысла. Следует ли состояние внутренней гармонии, которое столь дорого герою, разменивать на практическую выгоду и карьерный рост, наличное или даже общественное благополучие? Не дороже ли внутреннее состояние человека внешнего жизненного успеха? Потому-то Обломов столь упорно отстаивает неприкосновенность своей духовной жизни, отгораживается своим безобразным бытом, апатией от агрессивных требований русской действительности середины XIX века. Бесспорно, лень и неповоротливость Обломова могут быть объяснены его социальным происхождением, но и присущие герою врожденное благородство и безупречная честность — также часть его сословного наследия. «Обломовщина» мгновенно слетает с Ильи Ильича, когда негодяем задета честь его друга и возлюбленной. В этой сцене с Тарантьевым он — рыцарь, великолепный в своем благородном гневе. Штольц (по-немецки — «гордый») ценит ум и душу своего друга, именует его поэтом, философом, актером. Однако за Штольцем стоят другая культурная традиция, другие ценностные приоритеты, и потому в его отношении к Илье Ильичу есть оттенок снисходительного пренебрежения. Прозаический немец Штольц — наследник протестантской культуры и носитель индивидуалистического типа сознания, характерного для буржуазной цивилизации. Русский мечтатель Обломов — наследник многовековой общинной культуры, патриархального жизненного уклада. Проблема несовместимости двух «миров» — патриархально-дворянского в лице Обломова и буржуазного в лице Штольца — имеет не только культурно-исторический, по и философский аспект. Если жизненный сценарий Штольца определяется вопросом «Как жить?», то философский поиск Обломова направлен на решение вопроса «Зачем жить?». Гончаров задумывал образ Штольца с намерением противопоставить апатичному, мечтательному Обломову энергичного, целеустремленного, практического деятеля, которому предстоит преобразить Россию. Однако жизненная правда повествования внесла существенные коррективы в художественно-идеологические расчеты автора. На фоне характера Обломова, органически вырастающего на «русской почве, Штольц выглядит героем странным, «о котором не знаешь, откуда и зачем он», как с некоторым недоумением признался сам романист. О том, что Штольцу не удалось «перевесить» Обломова, свидетельствует и финал романа: деятельность Штольца находит окончательное завершение, успокоение в семейном благополучии в крымском имении, которое, по сути, та же Обломовка, только устроенная в новейшем вкусе. Совместимы ли буржуазный прогресс и традиционные ценности, выработанные русской историей и культурой? Зачем живет человек? Какие потрясения ожидают Россию, какая уготована ей судьба? Роман Гончарова не дает ответа на эти вопросы, а лишь ставит их перед читателем. Для людей, подобных Штольцу, таких вопросов не существует, люди обломовского склада не готовы дать на них ответы. «Или я не понял этой жизни, — признается Обломов Штольцу, — или она никуда не годится…» Современную действительность Обломов понял верно: в эпоху штольцев жизнь становится все более безразличной к человеку, все менее совместимой со светлыми началами человеческой природы. Но герой не нашем своего слова, чтобы ответить на вопросы своей эпохи, требующей от мыслящей части общества новой «идеи бытия», новой «идеи человека». Гончаров же не оставляет надежды найти такое слово в русской жизни.

Отношение к труду

Проблемы Обломова в романе «Обломов» затрагивают все сферы жизни человека. Всякая деятельность, если она не отвечала внутренним порывам Ильи Ильича, была ему противна. В самом деле он с гораздо большей охотой посвятил бы день отдыху, чем ехать в гости только потому, что там можно познакомиться с влиятельными людьми и завести полезные связи.

Бессмысленная деятельность не вдохновляла его. Если не находилось такого предмета, который вовремя будоражил его внимание, то бесконечный сон героя продолжался, лишь изредка прерываясь на что-то интересное. Вот в чем заключена основная проблема произведения. Обломова погубила не болезнь, а подлинное нежелание жить.

Социальная проблематика

Основные проблемы романа Гончарова «Обломов» связаны с центральной темой произведения – «обломовщиной». Автор изображает ее, прежде всего, как явление социальное, тенденциозное для целого слоя русских помещиков, которые остаются верны старым традициям своей семьи и архаичному, патриархальному укладу феодальной эпохи. «Обломовщина» становится острым пороком российского общества, воспитанного на нравах и понятиях, в основе которых лежит использование труда других людей – крепостных, а также культивация идеалов беззаботной, ленивой, праздной жизни.

Ярким представителем «обломовщины» является главный герой романа – Илья Ильич Обломов, воспитанный в старопомещицкой семье в далекой деревне Обломовке, граничащей с Азией. Отдаленность поместья от Европы и новой цивилизации, «законсервированность» в привычном, размеренном времени и существовании, напоминающем полудрему – именно сквозь сон Обломова автор изображает перед читателем Обломовщину, воссоздавая таким образом ту самую, близкую Илье Ильичу атмосферу спокойствия и умиротворения, граничащими с ленью и деградацией, характеризующейся полуразваленным поместьем, старой мебелью и т. д.

В романе «обломовщина» как исконно русское явление, присущее российским помещикам, противопоставляется европейской активности, постоянному самостоятельному труду, непрерывному обучению и развитию собственной личности. Носителем новых ценностей в произведении является друг Обломова – Андрей Иванович Штольц. В отличие от Ильи Ильича, который вместо того, чтобы самостоятельно решить свои проблемы ищет человека, способного сделать все за него, Штольц сам прокладывает пути в своей жизни. Андрею Ивановичу некогда мечтать и строить воздушные замки – он уверенно движется вперед, умея собственным трудом получать то, что ему нужно в жизни.

Поиски смысла жизни

Так уж устроен Илья Ильич, что душа его постоянно искала невидимый источник вдохновения. Хождение на службу он воспринимал как каторгу и вскоре ее оставил. Но и находясь дома, он не нашел ничего для себя важного, ничем не занял свое воображение, которое на самом деле требовало от него напряженной внутренней мысли. Не найдя высокой идеи, которой можно было бы служить годами, ум героя скучал и постепенно начинал сосредоточиваться на сне. Илья Ильич засыпал не только физически, а долгое время также не пробуждался душой. Проблемы в романе «Обломов» действительно насущные, они заставляют о многом задуматься. Роман будет особенно полезно прочесть тем людям, которые в зрелом возрасте до сих пор ищут свой уникальный путь.

Таким образом, проблемы Обломова в романе «Обломов» рассматриваются с чрезвычайным мастерством. Литературный талант, которым обладал И. Гончаров, породил замечательное произведение, не теряющее своей актуальности и в наши дни.

Иван Гончаров не стал легендарной фигурой в русской литературе, как Толстой, Тургенев или Гоголь. Его произведения ничуть не менее значимы, чем творения самых великих писателей. Так, роман «Обломов» отобразил важный общественный процесс, который стал нормой ко второй половине девятнадцатого века. Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор произведения.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Направление и жанр
  • 3 Композиция и конфликт
  • 4 Суть
  • 5 Главные герои и их характеристика
  • 6 Темы
  • 7 Проблемы
  • 8 Основная идея
  • 9 Чему учит?
  • 10 Художественные особенности и детали
  • 11 Критика

История создания

«Обломов» является вторым произведением в знаменитой трилогии Гончарова – «Три О», в которую также вошли романы «Обыкновенная история» и «Обрыв». В основу замысла романа легла публицистика литературного критика – Виссариона Белинского, который был ярым противником помещичьего дворянства и сословного общества. Творческая история романа «Обломов» тесно связана с жизнью писателя:

  1. Гончаров признавался, что образ Обломова во многом автобиографичен. Писатель сам был довольно ленивым человеком, предпочитавшим покой и размышления беспокойному шуму жизни.
  2. Образ Ольги Ильинской вобрал в себя сразу нескольких женщин, с которыми был знаком Гончаров.
  3. Андрей Штольц был вдохновлён отцом жены брата писателя.

Роман «Обломов» стал важным этапом в жизни Гончарова. О нем он писал:

«Я писал свою жизнь и то, что к ней прирастало».

Работал Гончаров медленно и тяжело, много раз перерабатывая текст. Выход в свет романа «Обломов» состоялся в 1859 году — спустя 12 лет после того, как автор взялся за написание.

Направление и жанр

Роман «Обломов» — яркий образец реалистического направления в русской литературе. Автор стремится к достоверному изображению действительности. Созданные им образы реалистичны и типичны. Персонажи действуют согласно своей природе.

Это произведение можно смело отнести к жанру социально-философского романа. Повествование охватывает обширный промежуток времени и включает в себя множество персонажей. Автор «Обломова» поднимает не только социальные проблемы, затрагивая тему дворянства, но и философские вопросы, рассуждая о смысле жизни и человеческой жизни.

Композиция и конфликт

Кольцевая композиция романа «Обломов» тесно переплетена с окружающей природой, и в этом ее особенность: 

  1. Начало повествования приходится на зиму, когда герой погружён в себя и оторван от остального мира. 
  2. Начало пробуждения Обломова совпадает с весной. 
  3. Кульминация романа и любовной линии происходит летом. 
  4. В финале композиция замыкается в кольцо. Герой возвращается в своё замкнутое состояние с началом осени.

В произведении раскрыто несколько конфликтов. Первый повествует о конфронтации между героем и обществом, которое он не принимает. Второй конфликт раскрывает противостояние главного героя со своей собственной природой. Также можно отметить традиционное для русской литературе противопоставление равнодушного и суетливого города душевной деревне. Кроме того, можно выделить любовный конфликт: Обломов выбирает среди двух женщин с диаметрально противоположными характерами.

Суть

Сюжет открывает сцена пробуждения помещика Ильи Ильича Обломова. Главному герою становится известно о плачевном состоянии его родового имения – Обломовки, и о недостатке денег, однако Обломов так и не решается что-либо предпринимать.

Внезапно героя навещает его старый друг Андрей Штольц – успешный предприниматель и деятельный человек. Штольц предпринимает попытку расшевелить Обломова, познакомив его с красивой девушкой – Ольгой Ильинской.

Между Ильёй Ильичом и Ольгой начинается роман. Герой временно избавляется от апатии и лени и искренне влюбляется.

Однако со временем Обломов остывает и начинает возвращаться в состояние духовной спячки.

Переезжая из своей старой квартиры, Обломов становится жертвой мошенников и едва не теряет все свои деньги, однако в последний момент его спасает Штольц, который берёт имение Обломова под своё управление.

Спустя некоторое время главный герой сблизился с мещанкой Пшеницыной, у них родился сын. Окончательно отстранившийся от реального мира Обломов умирает от апоплексического удара, опеку над его сыном берёт Штольц, женившийся на Ольге.

Главные герои и их характеристика

Система образов в романе «Обломов» представляет собой солнечную систему: в центре Илья Ильич, а вокруг него те или иные люди. Почти все герои имеют антиподов, равных по значению. Так, ленивому и меланхоличному Илье противостоит деятельный и активный Андрей, образованной и настойчивой Ольге — простая и покорная Агафья. Антитеза в романе «Обломов» является основой системы образов. Вот наглядная таблица от Многомудрого Литрекона:

имя характеристика
илья ильич обломов помещик, потомок древнего дворянского рода, отставной чиновник. апатичный и ленивый толстяк. в то же время очень чувствителен и сострадателен. склонен к философствованию. воспитывался в семейном имении, окружённый заботой и всеобщим обожанием. в результате вырос абсолютно не приспособленным к реальной жизни человеком. попробовал пойти на государственную службу, но, не выдержав давления, ушёл в отставку и снял квартиру, где проводил свою жизнь в праздности и мечтаниях. попытка вывести героя из этого состояния заканчивается полной неудачей, и он ещё глубже погружается в себя.
андрей иванович штольц антипод обломова. сын русской дворянки и немца-иммигранта. худощав, целеустремлён и прагматичен. воспитывался в строгости, а после и вовсе был выставлен из дома. добился дворянства и разбогател. с детства дружил с обломовым и проявлял большое участие к его судьбе. с помощью ольги ильинской попытался вывести друга из состояния хандры, но потерпел неудачу. спас обломова от мошенников, взял в управление его имение, а позже взял на себя воспитание сына обломова. женился на ольге ильинской, но брак не был счастливым.
ольга сергеевна ильинская молодая дворянка. красавица. активная, жизнерадостная и образованная девушка. ради интереса вызвалась помочь штольцу вернуть к жизни обломова. однако со временем их отношения переросли в серьёзные чувства. была некоторое время помолвлена с главным героем, но свадьба так и не состоялась. разочаровавшись в любви, выходит замуж за нелюбимого штольца. отношения между супругами вполне благополучны, но прохладны.
агафья

матвеевна

пшеницына

антипод ильинской. недалёкая, но добрая женщина. скромная, обходительная и трудолюбивая домохозяйка. единственное её увлечение – работа по дому и походы на рынок. домоседка. не читает книг и не интересуется внешним миром. стала идеальной супругой для обломова. подарила ему всю свою заботу и искренне тосковала по нему.
захар крестьянин. слуга обломова. грубый, ленивый и зловредный мужик. плутоват. никудышный работник. любит говорить гадости про своего хозяина. в то же время искренне предан ему и не терпит оскорблений в сторону обломова от других людей. после смерти главного героя становится бездомным попрошайкой и искренне тоскует по хозяину.

Темы

Тематика романа «Обломов» охватывает все сферы жизни дворян 19 столетия:

  • Воспитание – Писатель подчёркивает важность воспитания. Он показывает, насколько разными могут вырасти дети, воспитывавшиеся в разных условиях. Для сравнения он показывает две крайности — строгие родители и мягкотелые родители. В обоих случаях результаты слишком утрированы и категоричны: Андрею для счастья не хватает душевности, а Илье — активности и практицизма.
  • Детство – Детство в романе изображено важным этапом в построении человеческой личности. Уже в детстве герои романа стали теми, кто они есть. Однако воспринимают они его совершенно по-разному. Для Штольца детство стало источником опыта, а для Обломова — потерянным раем и мечтой.
  • Любовь – По мнению Гончарова, любовь – прекрасное чувство. Она способна действительно изменить человека. Однако в то же время она способна причинить и ужасный вред. Ильинская переживает неудачный роман, хоть и не без последствий, а Обломов ещё сильнее закрывается в себе. Поэтому в чувстве важно идти до конца, и если уж менять под его влиянием, то меняется необратимо. Иначе неудачная попытка перемен обернется разбитым сердцем и изменой самому себе.
  • Мечта – Человек, который способен мечтать – прекрасен. Однако Гончаров показывает, что тот, кто живёт только мечтами, обречён на трагедии в реальной жизни. Илья Ильич и его «хрустальная душа» не приспособлены к самостоятельному существованию и обрекают всех окружающих на необходимость жертвы во имя их спасения.
  • Дружба – Гончаров изобразил довольно редкое явление в русской литературе – настоящую дружбу. Штольц и Обломов, являясь полными противоположностями, всегда готовы помочь друг другу. Они дополняют себя за счет общения с товарищем и открывают для себя то недоступное, что отделено от них самих.
  • Счастье Обломова заключалось в воспоминаниях о давно ушедшем детстве, в котором он был огорожен от суеты реального мира. Безопасность, изобилие и комфорт — вот его стихия. Идеалом Ильи Ильича была инфантильная и сытая жизнь на широкую ногу, не обремененная трудом. 
  • Труд – Гончаров бесконечно уважает трудящегося человека, который самостоятельно добился успеха. Однако на примере Штольца он демонстрирует, что такой человек может впасть в крайность, превратиться в надёжный, но шаблонный механизм, который воспринимает жизнь лишь с точки зрения работы ради самой работы.

Проблемы

Проблематика романа «Обломов» столь же интересна и насыщена:

  • Лишний человек – Гончаров изобразил образ человека, который из-за своего барского воспитания оказывается не способным жить в реальном мире. Через образ Обломова писатель демонстрировал деградацию помещичьего дворянства, не способного приспособиться к изменениям в быту и нравах. Хорошо это или плохо, но общество не может вечно содержать паразитов вроде Ильи Ильича, несмотря на их хрустальную душу. Поэтому вполне логичным представляется его положение атавизма, который понемногу уходит в прошлое.
  • Обломовщина – Под этим словом Гончаров подразумевал образ мыслей, при котором человек, отказываясь от настоящего, погружается в идеалистические воспоминания о прошлом. Он не созидает и не разрушает, а просто созерцает галерею воспоминаний. Обломовщина – это отказ от действий, неизбежно заканчивающийся смертью души.
  • Образ жизни Обломова – Писатель в определённой степени симпатизирует своему герою, показывая его моральное превосходство перед бездушностью и суетливостью окружающих, однако Гончаров демонстрирует, что образ жизни Обломова губителен не только для него, но и для тех, кто от него зависит. Сын его остался сиротой из-за инфантильности отца.
  • Смысл жизни – Писатель демонстрирует нам две крайности. С одной стороны, мы видим Обломова, который всю свою жизнь посвятил ленивым рассуждениям и мыслям, а с другой стороны, Штольца, для которого в этой жизни не существует ничего, кроме работы. Ни Обломов, ни Штольц так и не обрели подлинного счастья и смысла жизни. Гончаров показал бесперспективность двух жизненных крайностей.
  • Причины лежания Обломова – Гончаров показал несовершенство дворянского воспитания и общества, которые в конечном итоге породили прослойку людей, не приспособленных к любой человеческой деятельности. Именно барин нашел свое место на диване, ведь только его жизнь не принуждала к труду. Он родился с серебрянкой ложкой во рту и не имел достаточной мотивации, чтобы найти свое место под солнцем. Зачем, если и так все есть? Обломов мог бы являться в общество и транжирить деньги там, как и большинство его сверстников-дворян, но по характеру он был замкнутым и апатичным человеком без интересов. Только мечты и думы занимали его, а потому его образ мышления и происхождение соединились в одной точке — на диване.
  • Лень показана в романе, как самый опасный человеческий порок, который приводит человека сначала к духовной, а потом и физической смерти.

Основная идея

Гончаров изобразил в романе отмирание старой России и начало новой эпохи, в этом общественный смысл романа «Обломов»:

  1. С одной стороны, мы видим помещичье дворянство в лице Обломова, находящееся в глубоком мировоззренческом кризисе, бессильное и безразличное ко всему.
  2. С другой стороны, мы можем наблюдать новое поколение русских людей в лице Штольца – трудолюбивых, талантливых капиталистов, дельцов, которые живут только работой и зарабатыванием денег.

Главная мысль автора заключается в надежде, что Россия сможет подчерпнуть из двух миров только самое лучшее.

Чему учит?

Роман «Обломов» учит нас избегать крайностей. Человек должен честно работать, чтобы чего-то добиться в этой жизни, а не только рассуждать о смысле бытия. Однако в то же время он не должен подавлять в себе человечность. Ведь только рассуждая о своей жизни и окружающем мире, мечтая, думая, отдаваясь ностальгии, мы, возможно, сможем стать по-настоящему счастливыми. Такой вывод можно сделать из романа «Обломов».

Гончаров показал, что даже совершенно разные люди могут стать настоящими друзьями, а даже самая нежная любовь — привести к беде. Это и есть мораль произведения «Обломов»: нет чего-то абсолютно хорошего и плохого, верного и ложного. Благие намерения Ольги обернулись травмой и для Ильи, и для нее самой. Забота Андрея о друге лишь подтолкнула его к еще большей деградации.

Художественные особенности и детали

Художественное своеобразие романа заключается, прежде всего, в неторопливости и внешней простоте основного действия, скрывающей под собой комплексную философскую и социальную дилемму.

Весьма любопытную роль выполняет эпизод, в котором Обломову снится его детство в семейном имении. Этот эпизод – ключевой во всём романе. Он обнажает конфликт героя и мира, показывает то основание, на котором покоится характер Обломова. Такова роль сна в романе.

Критика

Роман был восторженно принят и читателями, и критиками, и породил множество споров. Обломов в русской литературе стал универсальным поводом для обсуждения разных социальных проблем.

Литературный критик Дмитрий Писарев, оценил роман за ювелирный образ Обломова, который, по его мнению, выражал тяжёлую болезнь русского общества. В то же время Писарев очень негативно оценил образы Штольца и Ильинской, не увидев в них жизни и достоверности.

Знаменитый русский публицист – Герцен, напротив, увидел в романе лишь попытку сыграть на образе лишнего человека, популяризированного Пушкиным и Лермонтовым. Он утверждал, что в новом российском обществе нет и не может быть лишних людей.

Обломов в русской критике стал едва ли не самым любимым персонажем для анализа. Каждого рецензента зацепила его вызывающая лень:

Рабство это так переплетается с барством Обломова, так они взаимно проникают друг в друга и одно другим обуславливается, что, кажется, нет ни малейшей возможности провести между ними какую-нибудь границу. Это нравственное рабство Обломова составляет едва ли не самую любопытную сторону его личности… Он раб каждой женщины, каждого встречного… (Н.А. Добролюбов. «Что такое обломовщина?»)

Особенно трепетно Обломова защищал Дружинин, ведь он разглядел в ленивом и праздном барине глубокую натуру:

Нежная, любящая натура Обломова вся озаряется через любовь – и может ли быть иначе, с чистою, детски ласковой русской душой, от которой даже ее леность отгоняла растление с искушающими помыслами. Илья Ильич высказывался вполне через любовь свою, и Ольга, зоркая девушка, не осталась слепа перед теми сокровищами, что перед ней открылись… (А.В. Дружинин. «“Обломов”. Роман И.А. Гончарова»)

Значение романа «Обломов» для русской литературы признавали даже такие общепризнанные авторитеты, как Л.Н. Толстой:

«Обломов» – капитальная вещь, которой давно, давно не было… Но что приятнее… это что «Обломов» имеет успех не случайный, не с треском, а здоровый, капитальный и невременный в настоящей публике. (Л.Н. Толстой)

Своеобразие романа «Обломов» заключается в том, что каждый критик по-своему прав, ведь персонажи произведения неоднозначны и интересны под любым из этих ракурсов.

Автор: Михаил Щепин

Сначала стоит
сказать вообще о гончаровской романной
манере. Критики Добролюбов и Дружинин
обратили внимание на то, что все романы
Г. написаны в очень неспешной манере,
обстоятельны, неторопливы в описании
быта и жизни.

Гончаров –
блестящий бытописатель, уделяет особое
внимание предметной детали (вспоминаем
халат Обломова, например. Символ лени,
беспомощности, обломовщины). Дружинин
называет манеру Гончарова фламандской.
Это определение пришло из живописи.
Представитель – Рубенс, 17в. В основе
лежит внимание к вещному миру,
множественность, сочность деталей. Так
и у Гончарова – способность словом
создавать детальные образы.

Вхождение в
литературу Гончарова происходит в 40е
гг – рождаются замыслы всех 3х романов
(«Обломов», «Обрыв», «Обыкновенная
история»). Исследователи говорили, что
все три романа представляют собой
худ.единство, и Гончаров признался, что
его романы соединены к худ.цельность
идеей перехода от одной эпохи русской
жизни к другой. («Обык.история» — прощание
русское общества с романтизмом, 40е гг,
«Обломов» — итоговая черта русской
патриархальности. Дух России
крепостнической., «Обрыв» — атмосфера
слома после реформы 61г, дух нигилизма)

Короче, 3 романа
имеют худ единство и представляют собой
3 эпохи русской жизни.

И ещё: Гончаров
принадлежал к просветительной идеологии,
в основе которой – система традиционных
ценностей, православие. В этом заключается
духовная основа романов.

Итак, роман
«Обломов». Роман имеет длительную
творческую историю. В 1849 г. был написан
фрагмент «Сон Обломова», а робота над
романом завершается в 59 году. Таким
образом, роман писался 10 лет.

В восприятии
большинства исследователей «Обломов»
подводит итоги событий накануне реформы
61года: громадный этап нац.истории
подытожен «Обломовым».

Долгое время
господствовала в восприятии романа
мнению Добролюбова (Статья «Что такое
обломовщина?») Тон статьи обвинительный:
Добролюбов обвиняет Олбломова в
соц.паразитизме. в этом подходе к роману
очевидно то, что Добролюбов многое не
увидел в романе. Олбомов не только
ленивец, но и сложный, многоплановый
персонаж!

А вот Дружинин
(вообще красавчик мужик! :*) увидел в
романе многое: и золотое сердце Обломова,
и его голубиную душу.

Итак, личность
главного героя Ильи Ильича Обломова –
в центре романа. Личность его раскрывается
в сложном соединении, на пересечении
двух эмоциональных восприятий: трагической
оценки (история несостоявшейся судьбы)
и комизма (Илюша силится встать с дивана,
например
доооолго встаёт)

I
часть романа – описание жизни Обломова
в Петербурге на Гороховой улице (это
знак высокого социального статуса).

Обнаруживается
влияние гоголевской традиции бытописания.
Быт – некая философия жизни персонажа
(вспоминаем «Мёртвые души» и дома
помещиков и как параллель – дом Обломова
(с пылью, мухами, халатом грязным –
признак лени и запущенности). Да и в
портрете Обломова тоже влияние Гоголя
(созвучие Обломова с Маниловым)

I
часть ещё раз подтверждает тезис о
фламандской манере Гончарова (много
деталей)

В бытовом
пространстве угадывается философия
жизни – обломовщина, леность,
расслабленность, созерцательность,
страх перед жизнью (желание спрятаться
от жизни в бытовом мирке)

Возникает в
романе мотив сна. Кульминация – сон
Обломова, в котором он возвращается в
мир детства. Мы видим соц.почву, которая
взрастила героя ( к услугам Ильи было
100 Захаров. Началось с неумения надевать
чулки, закончилось неумением жить).

Есть поэтическая
струна в сне: материнская любовь, природа
и природоподобное существование
обломовцев . но присутствует и критическая
нота в рассказе о том, как воспитывался
Обломов: во всём были запреты. Из живого,
любознательного ребёнка получилась
вялая натура.

Этот сон –
утопия, идиллия.

Гончаров хотел
показать, как и почему люди преждевременно
превращаются в кисель

НО! В Обломове
есть жизнь мысли и души! Проявляется
эта жизнь в разных моментах – в отношениях
со Штольцем, в испытании любовью.

Кстати говоря,
Обломов добровольно покинул чиновничью
жизнь («Где здесь человек?!» — Обломов
отрицает суету, потому что не видит в
ней ч е л о в е ч н о с т и)

Персонажи

Рассмотрим
Обломова во взаимоотношениях с
персонажами.

Штольц/Обломов.

Андрей Штольц
– друг детства Обломова. Эти люди –
антиподы. Штольц символизирует собой
ум, идею движения, он имеет другой тип
воспритания, в нем не было сердечности,
а Обломов – это сердце в первую очередь.

Роль Штольца
в судьбе Обломова очевидна: он стремится
изменить жизнь Обломова, как бы
растормошить его, пробудить, но при этом
он ЛОМАЕТ внутреннюю природу Обломова.

Бурная
деятельность Штольца направлена на
самого себя, на собственное благо, и в
этом узость его идей. Штольц не идеальный
герой!

Ольга несчастна
со Штольцем, потому что ей не хватает
жизни души, сердца – того, что есть у
Обломова..

Любовный
сюжет строится в обращенности к 2м
героиням: это Ольга Ильнская и Агафья
Матвеевна Пшеницына.

Роман с Ольгой
– важна поэтическая нота. Обломов
воспринял Ольгу как воплощение того
идеала, о котором он грезил. Едва Ольга
спела “Casta

diva”, в сердце
Олбомова поселилось чувство. Именно
отношения главного героя романа с Ольгой
позволяют нам глубже понять характер
Обломова. Именно Ольгин взгляд на своего
возлюбленного помогает читателю
посмотреть на него так, как того хотел
автор.

Ольга видит
в Обломове ум, простоту, доверчивость,
отсутствие всех тех светских

условностей,
которые также чужды ей. Она чувствует,
что в Илье нет цинизма, но есть

постоянное
стремление к сомнению и сочувствию.
НО! Рядом с поэтизацией есть другие
значительные моменты: по складу личности
Ольга – тип новой женщины, ей движет
идея ПЕРЕДЕЛАТЬ, а не принять. Полюбив
Обломова, она непременно хочет изменить
его, поднять до своего идеала, перевоспитать.
О. составляет план «переделки» Обломова
в активного, деятельного человека.
Ольга берет на себя трудную роль — роль
«путеводной звезды». Ольга пытается
«поставить Обломова на ноги», научить
действию, вывести из покоя и лености.
Обломов и Ольга ждут друг от друга
невозможного. Она от него — деятельности,
воли, энергии; в ее представлении он
должен стать похожим на Штольца, но
только сохранив при этом лучшее, что
есть в его душе. Он от нее — безоглядной,
самоотверженной любви. И оба они
обманываются, убеждая себя, что это
возможно, а потому неизбежен конец их
любви.

Таким образом,
в романе Обломова с Ольгой 2 начала:

— поэтическое,
одухотворённое.

— момент
обречённости, который вырастает из
внутренней природы Обломова.

Обломов и
Агафья Пшеницына

Пшеницына —
другой тип женщины. У нее другое
воспитание, другой образ мыслей. Она
простая, вся душа ее сосредоточена в
хозяйстве. Агафья Матвеевна добрая,
верная жена, но к будущему героя не
ведущая.

Пшеницына
любит Обломова без всякой внешней идеи,
принимая его таким, каков он есть. Она
любит человека, а не личину и не будущего
Илью Ильича. И ее любовь намного
естественней, задушевней и проще. Агафья
Матвеевна просто добрая, преданная,
заботливая. И любовь свою она выражает,
как может, как позволяет ей ее воспитание:
штопает рубашки, печет пироги. Она
по-своему старается облегчить жизнь
Обломову и делает для этого все, что
может. Мир Пшеницыной — это продолжение
того, обломовского мира. Здесь, на
Выборгской стороне, живя с доброй,
хорошей женщиной, простой и заботливой,
Обломов находит «тот покой, довольство
и безмятежную тишину».

Штольц говорит,
что Агафья – это чудовище, которое
погубило Обломова. Но под пером Гончарова
Агафья не чудовище. Происходит развитие:
в начале Агафья погружена в быт, и
Гончаров акцентирует мотивы выражения
тупости, а в любви к Обломову Агафья
меняется, в этой любви – обожание.

Итак, история
Обломова – вариация темы лишнего
человека, драмы и комедии его жизни.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Содержание

  • Введение
  • Социальная проблематика
  • Социально-психологическая проблематика «Обломова»
    • Вопрос национального характера
    • Проблема «лишнего героя»
  • Философская проблематика
    • Тема любви
    • Смысл жизни человека
  • Заключение

Введение

Роман «Обломов» был написан Гончаровым в середине 19 века – в переломный для крепостной России период, ознаменованный стремительными политическими, экономическими и социальными изменениями. В произведении писатель поднял не просто острые для той эпохи темы, но и затронул вечные вопросы, касающиеся цели человеческой жизни и смысла человеческого бытия. Проблематика романа Гончарова «Обломов» охватывает различные социальные, психологические и философские темы, раскрывая глубокую идейную суть произведения.

Социальная проблематика

Основные проблемы романа Гончарова «Обломов» связаны с центральной темой произведения – «обломовщиной». Автор изображает ее, прежде всего, как явление социальное, тенденциозное для целого слоя русских помещиков, которые остаются верны старым традициям своей семьи и архаичному, патриархальному укладу феодальной эпохи. «Обломовщина» становится острым пороком российского общества, воспитанного на нравах и понятиях, в основе которых лежит использование труда других людей – крепостных, а также культивация идеалов беззаботной, ленивой, праздной жизни.

Ярким представителем «обломовщины» является главный герой романа – Илья Ильич Обломов, воспитанный в старопомещицкой семье в далекой деревне Обломовке, граничащей с Азией. Отдаленность поместья от Европы и новой цивилизации, «законсервированность» в привычном, размеренном времени и существовании, напоминающем полудрему – именно сквозь сон Обломова автор изображает перед читателем Обломовщину, воссоздавая таким образом ту самую, близкую Илье Ильичу атмосферу спокойствия и умиротворения, граничащими с ленью и деградацией, характеризующейся полуразваленным поместьем, старой мебелью и т. д.

В романе «обломовщина» как исконно русское явление, присущее российским помещикам, противопоставляется европейской активности, постоянному самостоятельному труду, непрерывному обучению и развитию собственной личности. Носителем новых ценностей в произведении является друг Обломова – Андрей Иванович Штольц. В отличие от Ильи Ильича, который вместо того, чтобы самостоятельно решить свои проблемы ищет человека, способного сделать все за него, Штольц сам прокладывает пути в своей жизни. Андрею Ивановичу некогда мечтать и строить воздушные замки – он уверенно движется вперед, умея собственным трудом получать то, что ему нужно в жизни.

Социально-психологическая проблематика «Обломова»

Вопрос национального характера

Большинство исследователей определяют роман «Обломов» как социально-психологическое произведение, что связано с особенностями раскрытых в книге проблем. Затрагивая тему «обломовщины» Гончаров не мог обойти вопросы национального характера, основанных на различиях и сходстве русского менталитета и европейского. Не случайно Обломову – носителю русского менталитета и русских ценностей, воспитанному на национальных сказках, противопоставлен практичный и работящий Штольц, родившийся в семье русской мещанки и немца-предпринимателя.

Многие исследователи характеризуют Штольца как некое подобие машины – совершенного автоматизированного механизма, работающего ради самого процесса работы. Однако образ Андрея Ивановича не менее трагичен, чем образ живущего в мире мечтаний и иллюзий Обломова. Если Илье Ильичу с детства прививали только единонаправленные «обломовские» ценности, которые и стали для него ведущими, то для Штольца полученные от матери, схожие с «обломовскими» ценности были забиты привитыми отцом европейскими, «немецкими» ценностями. Андрей Иванович, как и Обломов, – не гармоничная личность, в которой могли бы совместиться русская душевность и поэтичность с европейским практицизмом. Он постоянно ищет себя, пытается понять цель и смысл своей жизни, но не находит их, – о чем свидетельствуют попытки Штольца всю жизнь стать ближе к Обломову как к источнику исконно русских ценностей и спокойствия души, которых ему не хватало в жизни.

Проблема «лишнего героя»

Из проблемы изображения национального характера проистекает следующие социально-психологические проблемы в романе «Обломов» – проблема лишнего человека и проблема самоотождествления личности со временем, в котором он живет. Обломов – классический лишний герой в романе, для него чуждо окружающее его общество, ему тяжело жить в быстро меняющемся мире, абсолютно непохожем на родную тихую Обломовку. Илья Ильич словно погрязает в прошлом времени – даже планируя будущее, он все равно видит его сквозь призму прошлого, желая, чтобы будущее было таким же, как было его прошлое, а именно, похожим детские годы в Обломовке. В конце романа Илья Ильич получает желанное – атмосфера, царящая в доме Агафьи, словно возвращает его в детство, где родная, любящая мать постоянно его баловала и оберегала от всяческих потрясений – не удивительно, что Агафья очень похожа на обломовских женщин.

Философская проблематика

Тема любви

В романе «Обломов» Гончаров затрагивает ряд вечных философских вопросов, актуальных и в наши дни. Ведущей философской темой произведения является тема любви. Раскрывая отношения между героями, автор изображает несколько типов любви. Первый – романтичные, наполненные высоким чувством и вдохновением, но быстротечные отношения между Ольгой и Обломовым. Возлюбленные идеализировали друг друга, создавая в воображении далекие, непохожие на реальных людей образы. Кроме того, у Ольги и Обломова были разные понимания сути любви – Илья Ильич видел любовь к девушке в отдаленном обожании, недоступности, ирреальности их чувств, тогда как Ольга воспринимала их отношения как начало нового, реального пути. Для девушки любовь была тесно связана с долгом, обязывающим ее вытащить Илью Ильича из «болота» Обломовщины.

Совершенно иной предстает любовь между Обломовым и Агафьей. Чувства Ильи Ильича походили больше на любовь сына к матери, тогда как чувства Агафьи представляли собой безоговорочное обожание Обломова, подобное слепому обожанию матери, готовой дать все своему ребенку.

Третий тип любви Гончаров раскрывает на примере семьи Штольца и Ольги. Их любовь зародилась на почве прочной дружбы и полного доверия друг к другу, однако со временем чувственная, поэтичная Ольга начинает осознавать, что в их стабильных отношениях все же не хватает того великого всеохватывающего чувства, которое она ощущала рядом с Обломовым.

Смысл жизни человека

Главной проблемой романа «Обломов», охватывающей все рассмотренные выше темы, является вопрос о смысле человеческой жизни, полном счастье и способе его достижения. В произведении ни один из героев не находит истинного счастья – даже Обломов, который в конце произведения якобы получает то, о чем мечтал всю жизнь. Сквозь пелену засыпающего, деградирующего сознания Илья Ильич просто не мог понять, что путь разрушение не может привести к истинному счастью. Нельзя назвать счастливыми и Штольца с Ольгой – несмотря на семейное благополучие и спокойную жизнь, они продолжают гоняться за чем-то важным, но неуловимым, что они ощущали в Обломове, но так и не смогли поймать.

Заключение

Раскрытые вопросы не исчерпывают идейной глубины произведения, а только представляют собой анализ проблематики «Обломова» кратко. Гончаров не дает конкретных ответов на вопрос: в чем же счастье человека: в постоянном стремлении вперед или в размеренном спокойствие? Автор только приближает читателя к решению этой извечной дилеммы, верным выходим из которой, возможно, является гармония двух ведущих в нашей жизни начал.

Предыдущая

СочиненияЖенские образы в романе «Обломов» Гончарова сочинение

Следующая

СочиненияИстория создания Обломова Гончарова – кратко творческой истории романа

  • Сочинения
  • /

  • По литературе
  • /

  • Проблематика романа Обломов

Проблематика романа Обломов сочинение

С самого начала необходимо понять, что роман был создан в то время, когда Россия стояла на пути изменения своего внутреннего строя. А именно отмена крепостного права а, следовательно, изменения экономики, политики и всего остального.

Вследствие таких изменений остро вставал вопрос о том, как же изменится сам народ, как люди будут смотреть на окружающий мир по-новому. Главный герой романа с самого детства имел мечту служить своей родине, но после того как он становится чиновником к нему приходит мысль что ему служба то вовсе то и не нужна, ведь он спокойно может лежать на диване и попивать горячий чай.

Герой становится ленивым, и когда у него возникают какие либо проблемы он не хочет их решать, он считает правильным отступить и смириться с проигрышем. И ведь даже в вопросе любви, где кажется, в герое должны были проснуться качества охотника и азарт, он принимает решение выбрать куда более легкую цель, убедив себя в том, что легкая цель для него будет куда более выгодной, чем куда более крупная, но сложная цель. Но стоит отметить тот факт, что, не смотря на все недостатки героя, автор все равно его видит положительным и добрым человеком.

Помимо главного героя в романе присутствуют еще множество персонажей и некоторые из них кажутся куда более положительными и сильными, чем главный герой. Но среди них нет не одного кто бы, ни кривил своей душой и был душевно чист, а как раз таки у главного героя присутствуют все эти положительные качества, хоть он и очень ленив.

Поэтому главой проблемой романа является присутствие у человека чистой души, желание улучшить свою родину, быть честным по отношению к себе. Без ранее перечисленных качеств, человек в принципе не сможет воспитать в себе личность.

Вариант №2

Роман И.А.Гончарова «Обломов» — одно из лучших произведений классической литературы. В нем писатель изображает такое необычное явление как «обломовщина» — спящая душа человека. В этом состоянии находится главный герой по имени Илья Ильич. Его образ жизни действительно напоминает сон.

Гончаров знакомит нас с Обломовым уже с первых страниц романа. Внешность у него довольно приятная, во всех чертах его лица преобладает мягкость. Она будто бы намекает нам о характере своего хозяина. Илья Ильич действительно очень мягок, добр в общении, он искренний, но слабохарактерный мужчина. Чуть позже писатель знакомит читателей с его биографией, и нам становится ясно, что именно родительское воспитание способствовало появлению «обломовщины». Родители всячески уберегали своего ребенка от опасностей окружающего мира. Хотя Обломов и был любопытным и веселым, но вскоре он окончательно унаследовал родительский характер. Ему привили любовь к праздности и отвращение к труду. Разумеется, построить хорошую карьеру с такими данными практически невозможно, поэтому Илья Ильич ушел со службы довольно рано и никогда больше к ней не возвращался.

Прошло уже более десяти лет с момента увольнения, но мужчина так ничего и не сделал в своей жизни. На момент повествования ему уже более тридцати лет и его до сих пор одевает и обувает слуга Захар. Обломов практически не встает с дивана, спит целыми днями и «летает в облаках». Но его образ жизни – не единичный случай. В своем романе Гончаров изображает целое поколение таких Обломовых, которые и породили явление под названием «обломовщина» — апатия к самой жизни, к любой деятельности и стремление к вечному покою. Илья Ильич представляет уходящую эпоху барства, где люди живут праздно и безоблачно. На смену ей приходит эра труда, просвещения. Ее представляет Андрей Штольц, приверженец европейского менталитета, – лучший друг Обломова.

Таким образом, в своем романе Гончаров затрагивает серьезные философские и социальные проблемы. Также он поднимает и тему «лишнего человека», ведь в конечном итоге Обломов умирает, так и не достигнув ничего в жизни. Автор глубоко сочувствует своему герою, но, тем не менее, доказывает, что «обломовщина» беспощадно губит людей.

Сочинение на тему Проблематика романа Обломов

Роман знаменитого писателя Обломова был написан в девятнадцатом веке. В это время в России происходило огромное количество разных политических, экономических и социальных изменений. А писатель старался каждый из таких острых вопросов поднять в своем произведении. Самым главным был вопрос о том, как же изменяться люди после таких изменений? И как они будут смотреть на окружающий мир в дальнейшем? Главному герою больше всего на свете хотелось всегда служить, и вот мечта его осуществилась. Вот только радости у него такой, какая была раньше, нет, ведь теперь ему этого совсем не хочется. Теперь ему хочется лежать на диване и не спеша пить чай с печеньем.

Постепенно у него появляются проблемы, которые нужно как можно скорее решать. Вот только решать ему их совсем не хочется и поэтому он продолжает лежать на диване и заниматься теми делами, которые ему нравятся. Однажды он встречает свою любовь, но когда ей начинают подавать знаки внимания, другие мужчины и она собирается уходить к другому, наш главный герой ничего не сделал чтобы ее вернуть.

Конечно, в романе существуют еще и другие герои, которые являются положительными, и у них нет отрицательных сторон. Кроме этого они намного сильнее и ловчее, чем Обломов и поэтому от таких мужчин женщины так просто никогда не уйдут, а будут держаться до последнего. Вот только у каждого из этих героев есть такие черты, которые сначала незаметны, а потом когда они выходят наружу, то становится поздно их бросать, ведь вы уже влюбились в них по уши. Они могут легко и просто развести любую женщину на большие деньги, а потом кинуть и забыть о ней навсегда. А на завтра уже начать встречаться с другой женщиной, а потом поступить также. Вот только здесь имеется один герой, в котором всех этих отрицательных сторон нет, и никогда не будет. И даже если он очень сильно ленив и постоянно лежит на диване. И им является Обломов.

Именно поэтому главной проблемой в этом романе является чистая душа человека, которая не у всех найдется. Это люди, которые делают все для того чтобы сделать так, чтобы жить на земле стало намного лучше.

Проблематика романа Обломов

Проблематика романа Обломов
Сейчас читают:

  • Сочинение Екатеринбург — мой город

    Екатеринбург — замечательный город, который вдохновляет на что-то невероятное. Большие просторные улицы, высокие дома и легкий свежий воздух. Когда гуляешь по центральной аллее нашего города, чувствуешь себя будто актером средневекового кино.

  • Сочинение Владивосток — мой город

    Я с самого рождения живу в прекрасном городе Владивостоке. Я знаю, что для многих жителей России мой город кажется далеким, недосягаемым и очень необычным. И это правда. Наш город очень сильно отличается от большинства городов нашей страны.

  • Сочинение Шахты — мой город

    Горжусь ли я своим городом? У этого города все славные страницы – в прошлом. Отсюда уезжает молодежь, здесь нет работы, нет развлечений, нет перспектив. Он ничем не отличается от других старых российских городов. Безликий вымирающий городишко

  • Сочинение Мурманск — мой город

    Где-то на расстоянии 1500 км от Москвы на север находится город Мурманск. Он расположен на Кольском полуострове, на берегах залива с таким же именем, который переходит в суровое Баренцево море.

  • Сочинение по картине Иванова Явление Христа народу

    Картина Александра Андреевича Иванова «Явление Христа народу» написана по библейскому сюжету. Художник создавал её около двух десятков лет. Картина считается очень сложной не только по композиции, но и по исполнению.

  • Сочинение Субботний вечер у нас дома для 4 класса по русскому языку

    В субботний вечер мы всей семьей собираемся дома. В этот день мама всегда готовит очень много вкусных блюд, а папа всегда проводит время со мной. Утро, в субботу, у нас начинается с совместного завтрака.

  • Проблемы в рассказе нежный возраст
  • Проблематика рассказа темные аллеи бунина
  • Проблемы в рассказе недоросль сочинение
  • Проблематика рассказа судьба человека
  • Проблематика рассказа свеча горела