Проблемы в рассказе олеся

Анализ произведения Куприна «Олеся»

Содержание:

  • Повесть «Олеся» Куприна — история создания

    • Жанр и направление
  • Анализ, суть, краткое содержание
  • Главные герои и их характеристики
  • Проблематика повести, какие темы поднимаются

Повесть «Олеся» Куприна — история создания

Писатель Александр Куприн сменил за свою жизнь много профессий. В 1897 году он работал в качестве управляющего имением, расположенном в Волынской губернии. Необычайно красивая природа этого края, а также своеобразные нравы его жителей легли в основу «Полесского цикла».

Предполагалось, что произведения из этого цикла будут печататься в журнале «Русское богатство». Однако издатель отказался от публикации повести «Олеся», поскольку его содержание показалось ему крамольным. Таким образом, при первой печати повесть не вошла в «Полесский цикл», хотя художественно и идейно связана с ним.

Впервые повесть была опубликована в газете «Киевлянин» в 1898 году. Она содержала заголовок «Из воспоминаний о Волыни».

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

В основу рассказа легли реальные факты. Однажды Александр Куприн гостил у помещика Ивана Тимофеевича Порошина в его полесском имении. Приятель рассказал ему историю своей загадочной любви к местной девушке-колдунье. Куприн художественно переосмыслил этот сюжет и оформил его в виде повести. Он даже сохранил имя главного героя — Иван Тимофеевич, тем самым подчеркивая реальность изображаемых событий.

Примечание

Александр Куприн неоднократно признавался, что «Олеся» — это одно из самых любимых произведений, им созданных.

Жанр и направление

Жанровая принадлежность произведения — повесть. Сюжет построен по хронологическому принципу — читатели вслед за автором следят за разворачивающимися во времени событиями. Также на принадлежность к повести указывают следующие характеристики:

  • построение сюжета вокруг одного главного героя;
  • небольшой объем произведения;
  • ограниченное количество персонажей;
  • отсутствие интриги;
  • ограничение в пространстве и времени — действие происходит в течение полугода на небольшой территории Полесья.

Куприн писал свои произведения в стиле реализм. В повести «Олеся» есть много признаков, указывающих на принадлежность к этому литературному направлению:

  • конкретика образов;
  • изображение детальных примет времени;
  • реальность географических названий;
  • натуральность в описании пейзажей;
  • важность интерьеров, портретов;
  • точность описываемых характеров;
  • наличие цитат из местных песен, поговорок, диалектных выражений.

Между тем в произведении есть ряд черт, присущих более раннему литературному направлению — романтизму:

  • одухотворение природы;
  • противопоставление цивилизации и естественного мира;
  • романтический образ главной героини;
  • некоторая доля мистицизма — главный герой скептически относится к суевериям, но иногда сам начинает верить в колдовские способности своей избранницы.

Анализ, суть, краткое содержание

Повесть состоит из 14 глав. В содержании можно условно выделить 4 части:

  1. Завязка повести.
  2. Развитие сюжета.
  3. Кульминация.
  4. Развязка.

Завязка повести

По воле судьбы главный герой Иван Тимофеевич оказался на полгода заброшенным в глухую деревню Переброд на окраине Полесья. Служебных дел у него немного и он откровенно скучает. Для того чтобы как-то скоротать время, он пытается лечить местных крестьян, а также обучать грамоте полесовщика Ярмолу, исполняющего обязанности его слуги. И то, и другое выходит у «паныча» крайне плохо — больные крестьяне сами не могут точно сказать, что у них болит, а Ярмола оказывается на редкость неспособным к учебе.

Единственным развлечением Ивана Тимофеевича является охота. Однажды январским днем во время погони за зайцем он заблудился и набрел на избу, в которой жила старая ведьма Мануйлиха с внучкой. О них он накануне слышал от Ярмолы и очень хотел познакомиться. Мануйлиха приняла его неприветливо, а ее молодая внучка Олеся, напротив, была с ним добра и показала ему дорогу.

Развитие сюжета

Иван никак не может выбросить образ молодой колдуньи из головы и приходит к ней в гости. Постепенно между ним и Олесей завязываются романтические отношения. Девушка демонстрирует свои колдовские способности:

  • режет ему руку и останавливает кровь;
  • заставляет его падать на ровном месте;
  • гадает ему на судьбу.

Молодой барин в растерянности и, несмотря на свой скептицизм, почти готов поверить, в то, что его возлюбленная — ведьма.

Между тем к Мануйлихе приходит урядник Евпсихий Африканович и приказывает им с внучкой покинуть дом.

Примечание

Урядник — нижний полицейский чин в уезде. Основные обязанности — следить за общественным порядком на вверенной ему территории.

Иван Тимофеевич заступается за Олесю с бабушкой. С помощью подарков он уговаривает урядника повременить с выселением.

После этого инцидента девушка отдаляется от молодого барина. Он решает, что это произошло из-за его заступничества, которое оказалось не по нраву гордой Олесе. Вскоре главный герой заболевает, и больше недели лежит в горячке.

Сразу после поправки он вновь решается прийти в дом к колдуньям. По взволнованному лицу Олеси Иван догадывается, что она его любит и признается ей в своих чувствах. Оказалось, что девушка отдалилась от него, поскольку предчувствовала, что их роман принесет им обоим страдания.

Почти месяц продлилось счастье Ивана и Олеси. Тайком от Мануйлихи они встречаются в лесу и наслаждаются друг другом.

Кульминация

Когда настало время уезжать из деревни, главный герой понимает, что не может покинуть свою возлюбленную. Он предлагает ей выйти за него замуж, но она отвечает отказом. Помимо разницы в социальном положении, девушка не может венчаться в церкви — она считает, что на ее род наложено проклятье, и колдовские способности им дарованы темными силами.

После разговора с любимым Олеся все же решается пойти в церковь. Там на нее нападает разъяренная толпа, которая пытается вымазать ее дегтем и побить камнями. Избитая девушка проклинает толпу, предсказывая им несчастья.

Узнав об этом, Иван бежит к Олесе и пытается ее утешить. Девушка говорит, что ей с бабушкой нужно срочно покинуть эти места, иначе их ждет неминуемая расправа. Расстроенный Иван уходит, он никак не ожидает, что это их последняя встреча.

Развязка

Ночью начинается сильный град, который уничтожает большую часть урожая. Ярмола советует барину срочно уехать, так как местные могут расправиться с ним за связь с колдуньей.

Иван бежит в избу к Мануйлихе, но та уже уехала вместе с внучкой в неизвестном направлении. На память Олеся оставила возлюбленному свои красные бусы. Иван увидел их на угле оконной рамы и воспринял их как символ ее «великодушной любви».

Анализируя содержание произведения, можно сделать следующие выводы:

  1. В повести воплотились мечты писателя о прекрасном «естественном человеке», о гармоничной жизни на лоне природы.
  2. Сюжетная линия строится вокруг зарождения и развития между героями светлого любовного чувства.
  3. Природа выступает не просто фоном, а активным участником происходящих событий. Зарождение любви совпадает с пробуждением природы, трагический разрыв сопровождается бурей и градом.
  4. В центре внимания повести — конфликт между главными героями и обществом. Искренняя любовь Олеси и Ивана подвергается всеобщему осуждению.
  5. Куприн провозглашает идеал высшей духовной силы, которой неподвластны любые условности.

Суть произведения состоит в том, что люди, выросшие на лоне природы, часто оказываются гораздо более развитыми и в интеллектуальном, и в нравственном, и в духовном отношении, чем так называемое «цивилизованное общество».

Главные герои и их характеристики

В повести 3 главных персонажа:

  1. Олеся — молодая женщина 25 лет, красивая и грациозная. Верит, что является потомственной колдуньей. Она необразованна, но при этом обладает тонким умом и любознательностью. Олеся добра и отзывчива, она спасает лесных птиц, помогает случайному путнику найти дорогу. При этом она демонстрирует независимость и гордость характера, не боится спорить и отстаивать свою точку зрения. Олеся — настоящее дитя природы, она органично себя чувствует только в своем любимом лесу и с ужасом представляет, как люди живут в городах в своих «каменных коробках».
  2. Иван Тимофеевич — молодой человек, возлюбленный Олеси. В повести упоминается, что он пробует себя в литературной деятельности, а в деревню приехал по необходимым делам. Размышляя о своем будущем с Олесей, он с ужасом представляет, как будет знакомить ее с женами своих сослуживцев. Это указывает на то, что он служит в должности чиновника. Неоднократное упоминание слова «паныч» говорит о его дворянском происхождении. Иван отличается добротой и умом, но при этом колеблется некоторое время, прежде чем сделать Олесе предложение. Социальные условности для него все еще слишком сильны и он с трудом представляет себе свою избранницу в «светском обществе».
  3. Мануйлиха — старая колдунья, уже почти утратившая свой дар. Она безгранично любит свою внучку и пытается уберечь ее от любых неприятностей. К другим относится неприветливо и настороженно, поскольку испытала от людей много зла.

Главные герои противопоставляются остальным персонажам — глупому и ленивому слуге Ярмоле, взяточнику и пьянице уряднику Евпсихию Африкановичу, жестоким крестьянам, который в христианский праздник пытаются побить камнями молодую женщину.

Проблематика повести, какие темы поднимаются

Основными темами произведения являются следующие:

  • любовь и готовность к самопожертвованию;
  • судьба и фатализм;
  • суеверия и настоящая духовность;
  • противопоставление «цивилизации» и природы;
  • свобода от социальных догм и условностей.

Главная проблема, поднимаемая автором в повести — это конфликт между обществом и людьми, которые по каким-то причинам в это общество не вписываются. Мануйлиха с внучкой изначально находились в конфронтации с проживающими в окрестностях людьми. Их считали злыми ведьмами, способными принести несчастье, хотя на самом деле они никому не делали зла.

Иван Тимофеевич в начале повести пользовался уважением — ему постоянно пытались поцеловать руку, низко кланялись. Но как только он нарушил установленные обществом законы, отношение к нему резко изменилось. Проходя мимо крестьян, он стал слышать их громкие насмешки, а в конце повести ему и вовсе грозила расправа.

Александр Куприн мечтал о таком состоянии общества, где люди будут проявлять искреннюю любовь к ближнему, несмотря ни на какие условности.

В годы нарастания революционных настроений, когда общество находилось в постоянном поиске прозрения и правды жизни, формировалось творчество А.И.Куприна. В основе его многочисленных произведений как раз и лежала сложная психологическая тематика познания. Читателей он притягивал емким, доступным и динамичным содержанием своих произведений. Самое известное из них — повесть «Олеся». Разбор этой книги и предлагает Вам Многомудрый Литрекон.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Жанр, направление
  • 3 Композиция и конфликт
  • 4 Суть: о чем повесть?
  • 5 Главные герои и их характеристика
  • 6 Темы
  • 7 Проблемы
  • 8 Детали
  • 9 Смысл
  • 10 Критика

История создания

Интересно то, что в само творчество А.И. Куприна можно разделить на два периода, черта между которыми ярко прослеживается по тематике и стилистике написания произведений. 

  1. В начале своего творческого пути писатель уделял много внимания чисто бытовой тематике. Скорее всего, это было связано с богатым жизненным опытом А.И. Куприна, который опробовал себя во многих сферах деятельности. Ощутив все тяготы жизни и познав особенности жизни бедняков, писатель создавал жизненные тексты, основанные на увиденном, услышанном и прочувствованном.
  2. Второй период его творчества берет начало с февральской революции. Именно тогда его произведения были пронизаны желанием демократических перемен. Кроме того сменилась и тематика текстов: в основном А.И.Куприн описывал нищенствующую и опустошенную жизнь русского эмигранта. 

К раннему периоду творчества писателя относится знаменитая повесть «Олеся», которая впервые была опубликована в 1898 году в газете «Киевлянин» с подзаголовком «Из воспоминаний о Волыни». Позже, в 1905 году, Куприн дописал вступление к повести, в котором описал историю создания самого произведения. Вот интересные факты о написании «Олеси»:

  1. В основу повести «Олеся» легла реальная история из жизни помещика Ивана Тимофеевича Порошина, у которого в своё время гостил писатель. Он поведал свою собственную историю любви с полесской колдуньей. 
  2. Произведение содержит и автобиографические детали: главный герой — литератор, как и сам писатель, он провел в Полесье 6 месяцев, что тоже совпадает с реальными фактами.
  3. Изначально А.И. Куприн хотел опубликовать повесть в журнале «Русское богатство» как продолжение ‘полесского цикла’. Но редакторы журнала отказали писателю, поэтому судьба произведения слегка изменилась. Их смутила антирелигиозная подоплека произведения: верующие были отрицательными героями, в отличие от «слуг дьявола».

Жанр, направление

На рубеже 19-20 веков в литературной среде разгорались споры между представителями двух ведущих направлений литературной мысли: реализм и модернизм. Реалистической традиции придерживался Александр Иванович, поэтому и его повесть «Олеся» собрала в себе черты этого направления. Так, например, любовь главных героев Олеси и Ивана Тимофеевича была обречена на гибель в реальности, поэтому автор не смог променять правду жизни на красивые и несбыточные мечты. И все же есть в творчестве Куприна место романтизму: цивилизация  представлена в мрачных красках, природа играет самостоятельную роль в произведении, а главная героиня имеет все черты, характерные для романтизма.

По жанру произведение представляет собой повесть. Основные черты: хроникальный сюжет, небольшое количество персонажей и оценка автором событий, пережитых в реальной жизни. Кроме того, мы видим и другие черты, характерные для повести: весь сюжет закручен вокруг одного героя — Ивана Тимофеевича, характер которого проявляется на фоне происходящего.

Композиция и конфликт

Композиция произведения представляет собой ретроспективу, так как автор углубляется в воспоминания из прошлого, когда судьба занесла его в Полесье. Там он и познакомился с удивительной историей интеллигента Ивана Тимофеевича.

Кроме ретроспективы, основу композиции составляют и многочисленные противопоставления. Можно сказать, что вся повесть — это совокупность разнообразных конфликтов. Даже в самом начале мы видим борьбу между техническим прогрессом и тихой, мирной жизнью в языческом Полессье. Читатель видит яркое противостояние цивилизации и дикой природы, которые живут по разным законам. Природа и цивилизация — основной конфликт в повести «Олеся». Автор видит в городе и людях порочность, пошлость и глупость, а вот в природе — благородство, красоту и подлинное великодушие.

Помимо этого, в основе сюжета лежит один из главных конфликтов: Олеся и люди (деревенские жители). Становится ясно, что это противостояние настолько сильно, что устранить его невозможно. Старания Олеси (поход в церковь) привели лишь к трагическим последствиям как для нее самой, так и для деревни, пострадавшей от ведьминых чар.

Суть: о чем повесть?

Суть произведения «Олеся» очень проста. В небольшой деревне Переброд на окраине Полесья молодой писатель Иван Тимофеевич по воле судьбы забредает во время очередного лесного похода к дому местной ведьмы Мануйлихи. На тот момент герой даже не мог себе представить, к чему приведет эта случайная встреча.

Там он знакомится с красавицей Олесей, которая очаровывает его. С этого момента и начинается их фантастическая история любви. Молодая колдунья пытается всячески избегать встреч с Иваном, ведь карты пророчили ей погибель от нежданного гостя. Судьба Олеси была предрешена.

Однако Олесе не удалось обмануть судьбу, любовь оказалась сильнее. Ради возлюбленного она была готова на самые отважные поступки, за один из которых она и поплатилась. Пойдя в церковь, героиня столкнулась с жестокостью и агрессией местных жителей, которые закидали ее камнями и прогнали из деревни. Иван Тимофеевич не смог спасти свою любимую от разъяренной толпы. Она вместе с Мануйлихой бежала из деревни, наслав на жителей проклятье. От короткой, но такой настоящей любви у главного героя остались лишь красные бусы, оставшиеся после бегства девушки. Подробнее в кратком содержании по главам.

Главные герои и их характеристика

Главные герои повести — это молодая колдунья Олеся и писатель-дворянин Иван Тимофеевич. Главная героиня — молодая деревенская девушка 25 лет, которая живет в лесу со своей бабушкой Мануйлихой. Олеся безграмотна, но при этом очень умна. Она любит природу и тихую жизнь вдали от людей. Иван Тимофеевич, центральный персонаж повести, напротив очень грамотный и начитанный человек по роду своих занятий. Он приехал в Полесье по служебным делам, но по воле судьбы влюбился в юную колдунью.

герои характеристика
олеся 25-летняя девушка, живущая вдали от людей. она обладает магическими талантами и редкой усидчивостью. все свои знания о жизни она получила от бабушки, которая была родом не из этих мест, поэтому олесе чужды нравы полесья: местные обычаи кажутся ей жестокими, а люди — грубыми. девушка умна и горда, сильна и благородна. ее отличает любовь ко всему живому, даже лесные птицы стали у нее ручными. олеся не боится спорить и доказывать свою правоту: не раз она защищала свою веру в магию перед иваном. несмотря на необразованность, она побеждала его доводы своими талантами. ей удавалось лечить раны и даже управлять человеком на расстоянии. сообразительность сочеталась в ней с предрассудками: она верила, что дьявол дает ей дар волшебства. олеся верит в судьбу и считает, что с ней невозможно спорить. ее знания, полученные опытным путем, надолго опередили науку в то время, поэтому иван не мог их объяснить. также девушка гуманна и великодушна: она не хочет неволить ивана, зная, что он не сможет быть всегда ей верен.
иван иван тимофеевич — небогатый интеллигент и начинающий писатель. олеся увидела в нем слабость духа и непостоянство, но полюбила в нем доброту и образованность. иван действительно был начитан, но лесная дикарка своей убежденностью превосходила его умения трактовать увиденное и услышанное. иван не смог переубедить ее, хоть и не верил в волшебство и даже стремился доказать это. он рассудителен и разумен, умеет наблюдать и анализировать. в глубине души иван справедлив и добр, поэтому даже жалеет своего прислужника, не увольняя его из-за бедности его семьи. но любовь не возвысила его, а унизила. он не смог сделать решительный шаг и увезти олесю с собой. его нерешительность лишь подтвердила предсказания олеси: ивану суждено любить много девушек, но сердце у него ленивое, и никакая страсть не будет настоящей.
мануйлиха бабушка олеси. старая знахарка с внешностью колдуньи много повидала на своем веку: и гонения в деревне, и коррупцию среди местных властей, и уединенную лесную жизнь без помощи и надежды на нее. она с трудом подняла и воспитала внучку, нередко жертвуя своими интересами ради нее. она насквозь видит людей, поэтому с самого начала не любила ивана. она сделала все, чтобы спасти внучку. она — ее единственный любимый человек. другие люди внушали ей вполне обоснованное презрение.
урядник урядник евпсихий африканович — комический персонаж. его имя экзотическое и нереальное, но образ вполне жизнеспособный. это отражение всей местной власти полесья — безнравственных казнокрадов и взяточников, которые всячески скрывали от народа свое воровство.
ярмола это отражение всех жителей полесья: немногословный и грубый пьяница, который держит семью впроголодь и все равно пьет дальше. он удивительно глуп и неразвит, ведет жизнь хищника, рыская по лесу браконьером. он с самого начала не одобряет связи барина, а потом и вовсе отдаляется от него, мотивируя это «грешностью» общения с ведьмами.

Читатель видит, что для крестьян ведьмино логово — это запретное место, куда не должна вступать нога человека, однако отношение Куприна к Олесе и ее бабушке совсем иное. Мы не видим негативных оценок в описании. Он, напротив, выставляет главную героиню в более выгодном свете, ведь даже ее безграмотность не выглядит плохо на фоне доброты и скромности.

Темы

Тематика книги «Олеся» романтична и реалистична одновременно:

  1. Основная тема повести «Олеся» — любовная линия Олеси и Ивана Тимофеевича. В центре — чистое и настоящее чувство, ради которого главная героиня готова на любые жертвы. Ради избранника она идет на позор, заранее зная о боли, которую придется пережить.
  2. Несмотря на то, что тема любви занимает центральное место, в произведении ярко видна и тема взаимоотношений природы и человека, которая начинает раскрываться с самого начала произведения. Автор показывает нам противостояние цивилизации и дикой природы. 
  3. На фоне природы раскрывается и тема естественного человека, воспитанного колыбелью природы. Такими были Олеся и Мануйлиха — открытые и свободные от предрассудков и клише. Можно сказать, что главная героиня воплощает в себе тот самый нравственный идеал, ведь ее отличает доброта, отзывчивость и сила духа. Она не стремится овладеть избранником, а дарит ему свободу.
  4. Тема мечты также прослеживается в тексте. В отличие от деревенских жителей, мышление которых погрязло в предрассудках, Олеся живет мечтой, а не стандартами.

Проблемы

Проблематика повести «Олеся» разнообразна и интересна даже сегодня:

  • На первом месте, конечно же, трагическая любовь главных героев. История их любви была изначально обречена на трагический финал, ведь жестокость этого мира не позволяет нарушать стандарты и правила. Общество не готово принимать тех, кто не хочет жить по шаблонам, именно поэтому Олеся вынуждена покинуть родные леса.
  • Проблема жестокости пронизывает весь текст: жители деревни ходят в церковь, но не учатся прощать и любить. Они пытают и убивают себе подобных (например, конокрада, которому забили гвозди в пятки), но при этом сохраняют видимость пристойности и благочестия.
  • Автор ярко раскрывает мир человеческих чувств на фоне любовной линии. В его повести не все так однозначно, как хотелось бы. Любовь Ивана искренняя, но в то же время он не способен за нее постоять. Куприн описывает его колебания, смешные для настоящего чувства: как будет Олеся смотреться в платье среди его знакомых? Должна ли она ходить в церковь? А вот героиня открыто признается, что не будет ревновать и неволить избранника: он свободен, и пусть не берет ее в свой мир, достаточно просто подарить ей любовь здесь и сейчас.
  • Проблема судьбы тоже занимает важное место в повести. Писатель показывает, как жестоко судьба может играть жизнями людей. Это не столько предопределение гадания, сколько логическая расстановка сил и обстоятельств: Олеся — не пара барину. Ведь даже большое и чистое чувство не может преодолеть то, что было ранее предрешено судьбой.

Детали

Детали в повести «Олеся» играют особенную роль. Так, например, даже воплощение любви имеет свои новаторские грани: в начале зарождения чистых и искренних чувств мы видим, как природа радуется и изливается солнечным светом, но в конце произведения с гибелью любви погибает и природа: ледяной град поражает всходы поселян.

Язык повести достаточно простой. А.И. Куприн старался сделать произведение максимально доступным для простого обывателя, который стремится постичь правду жизни. Автор старался не перегружать текст сообразительно-выразительными средствами, чтобы донести до читателей свои основные размышления.

Смысл

Основная идея повести «Олеся» заключается в том, что за «цивилизованным» обществом по сути ничего не стоит, ведь люди, которые выросли вдали от цивилизации, могут оказаться гораздо умнее и благоразумнее. Естественный человек вне толпы не теряет свою индивидуальность и не подчиняется стереотипному мышлению. Толпа покорна и неразборчива, и зачастую верх над ней берут худшие ее представители, а не лучшие. 

В связи с этим можно выделить главную мысль — необходимость обращения людей к природе для восстановления гармонии. Олеся стала тем самым образцом чистого и открытого человека, живущего во взаимосвязи с окружающей средой.

Критика

Повесть «Олеся» – знаменитое произведений А.И. Куприна, которое по достоинству было оценено еще современниками писателя. К. Бархин называл произведение «лесной симфонией», отмечая литературную прелесть языка произведения. 

«Эта вещь нравится мне тем, что она вся проникнута настроением молодости. Ведь если бы вы писали ее теперь, то написали бы даже лучше, но той непосредственности в ней бы уже не было…» (M. Горький – А. Куприну по воспоминаниям Куприной-Иорданской, «Годы молодости», 1960 г.) 

Повесть была оценена очень высоко советскими критиками, которые видели в ней протест против буржуазного общества:

С протестом против внутреннего порабощения человека связаны у Куприна мотивы известной неуспокоенности, непристроенности на лоне капиталистического общества, бродяжничества в духе Гамсуна… интерес к люмпенпролетариям, стоящим «вне общества», любование цельными, нетронутыми «детьми природы» («Листригоны», «Олеся», «Лесная глушь» и др.).» (статья «Русская литература» в «Литературной энциклопедии в 11 томах», Москва, 1929 —1939, том 10 (1937 г.))

Таким образом, повесть «Олеся» занимает важное место, как в творчестве самого А.И. Куприна, так и в истории русской классической литературы.

Автор: Алёна Бурдина

Александр Куприн стал известным российским писателем благодаря своему труду в литературной сфере. Популярным его сделали повести “Яма”, “Олеся”, “Кэт”, “Молох”, рассказы “Оборотень”, “Лесная глушь”, “Болото”, “Конокрады”, “Белый пудель”, “Гранатовый браслет”, “Суламифь”. Огромный спрос среди читателей имела его повесть “Поединок”. Во времена Первой мировой войны Куприн принимал в своем доме раненых, организовав там военный госпиталь, всячески старался поддерживать пострадавших, лично оказывал им посильную помощь.

Повесть “Олеся” увидела мир в далеком 1898 году и по праву считается самым интересным произведением. Куприн признавался, что эта повесть — его любимая, ведь в ней рассказывается о неудачной, даже трагической любви между городским помещиком и молодой девушкой Олесей.

Сюжет очень захватывающий и интересный, но не выходящий за классические рамки композиции, тематики и проблематики литературного произведения. Иван Тимофеевич — главный герой — попадает в глухую деревню на Волыни и пытается там познакомиться с местными жителями, чтоб хоть как-то преодолеть скуку, которая настигла его от нечегоделанья. Также он охотится в лесу на животных, что хоть немного, но скрашивает его пребывание в селе.

Однажды Ярмола — прислужник главного героя — рассказывает, что сорвавшийся ветер наколдовывает одна женщина живущая в лесу. Все считают ее ведьмой, ведь живет она вдали ото всех и ни с кем особо не общается, кроме внучки, которая тоже живет в этом доме. В скором времени Иван Тимофеевич, заблудившись в лесу, попадает к той самой избушке, встречается там с Олесей и она указывает ему, как вернуться домой.

Весной Иван Тимофеевич опять приезжает к Олесе и просит, чтобы она ему погадала. Олеся демонстрирует ему все свои способности — показывает, как она нагоняет страх на человека, как заговаривает кровь. Гадая на картах, девушка предсказывает помещику невеселое будущее — несчастливую любовь, которая, скорее всего приведет к самоубийству, одиночество, невезение и постоянные утраты. Ивана Тимофеевича очень привлекает эта девушка и ее способности, и после этого он все чаще заезжает к Олесе в гости.

Как-то он застал Олесю и ее бабушку без настроения. Оказывается, что их хотят выгнать из дома. Иван Тимофеевич идет к полицейскому и просит его, чтобы тот не выгонял женщин из их дома. Олеся не оценила такого благородного поступка и начала относиться к Ивану Тимофеевичу как-то холодно и без прежней приязни. Некоторое время молодые не видятся — помещик заболел и не мог приходить к Олесе. После его выздоровления они встречаются опять и их чувства пылают еще больше. Они встречаются, хоть и Мануйлиха (бабушка Олеси) против этого.

Через месяц Иван Тимофеевич возвращается в город и покидает деревню, решает позвать Олесю замуж. Девушка не соглашается, аргументируя это тем, что она имеет колдовские способности и не имеет права венчаться в церкви, потому что принадлежит нечистому, а не Богу. Позднее барин узнает, что в этой деревни избили девушку, которая пришла в церковь. Оказывается, что это была Олеся. Она решилась на венчание со своим любимым, а женщины, знающие о ее способностях, выгнали ее из церкви и едва не лишили жизни.

Находясь у доктора, Олеся говорит, что им с бабушкой лучше уехать прочь из деревни, чтобы не страдать от травли и унижения. Она считает, что лучше им расстаться, потому что общего будущего у них не будет. Олеся уезжает, и Иван Тимофеевич, приезжая в ее старый дом, находит только красные бусы девушки.

Главная проблема этой повести в том, что человек зависим от мнения общества, и часто именно чужие люди решают, как нам жить. Сильный тот, кто борется за свое счастье, не слушая окружающих. Если бы Олеся смогла устоять против общественного мнения — она осталась бы счастливой.

Проблема неприятия особенностей человека тоже затрагивается в этой повести. Олеся — колдунья, но другие ее не воспринимают, считая чем-то грязным и нечистым. Хотя она точно такой же человек, как другие, и заслуживает быть счастливой. Принятие людей такими, какие они есть, спасает от множества проблем.

Автор рассуждает о том, что человек должен быть счастливым, невзирая на мнения других. Наше счастье и жизнь зависит только от нас самих.

Александр Иванович Куприн часто в своих произведениях рисовал идеальный образ «естественного» человека, такого, который не подвластен тлетворному влиянию света, чья душа чиста, свободна, кто близок природе, живёт в ней, живёт с нею в едином порыве. Ярким примером раскрытия темы «естественного» человека является повесть «Олеся».

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Жанр и направление
  • 3 Суть
  • 4 Главные герои и их характеристика
  • 5 Темы
  • 6 Проблемы
  • 7 Смысл
  • 8 Вывод
  • 9 Критика

История создания

История, описанная в повести, появилась не случайно. Однажды А.И. Куприн гостил в Полесье у помещика Ивана Тимофеевича Порошина, который рассказал писателю загадочную историю своих отношений с некой колдуньей. Именно эта история, обогащённая художественным вымыслом, и легла в основу произведения Куприна.

Первая публикация повести состоялась в журнале «Киевлянин» в 1898 году, произведение носило подзаголовок «Из воспоминаний о Волыни», что подчёркивало реальную основу происходящих в повести событий.

Жанр и направление

Александр Иванович творил в конце 19 — начале 20 века, когда постепенно начинала разгораться полемика между двумя направлениями: реализмом и модернизмом, который только-только начинал заявлять о себе. Куприн принадлежит к реалистической традиции в русской литературе, поэтому повесть «Олеся» можно смело отнести к реалистическим произведениям.

По жанру произведение представляет собой повесть, так как в нём преобладает хроникальный сюжет, воспроизводящий естественное течение жизни. Читатель проживает все события, день за днём, вслед за главным героем Иваном Тимофеевичем.

Суть

Действие происходит в небольшой деревне Переброд Волынской губернии, на окраине Полесья. Молодой барин-писатель скучает, но однажды судьба его заводит на болото к дому местной ведьмы Мануйлихи, где он знакомится с красавицей Олесей. Между Иваном и Олесей вспыхивает чувство любви, но молодая колдунья видит, что ждёт её погибель, если она свяжет свою судьбу с нежданным гостем.

Но любовь сильнее предрассудков и страха, Олеся хочет обмануть судьбу. Молодая ведьма ради Ивана Тимофеевича идёт в церковь, хотя ей по роду занятий и происхождению вход туда воспрещён. Она даёт понять герою, что совершит этот смелый поступок, который может повлечь за собой непоправимые последствия, но Иван не понимает этого и не успевает спасти Олесю от разъярённой толпы. Героиню жестоко избивают. Она в отместку шлёт проклятье на деревню, и в ту же ночь случается страшная гроза. Зная силу гнева людского, Мануйлиха с воспитанницей поспешно покидают дом на болоте. Когда молодой человек на утро приходит в это жилище, то находит лишь красные бусы, как символ их с Олесей короткой, но настоящей любви.

Главные герои и их характеристика

Главными героями повести являются барин-писатель Иван Тимофеевич и лесная колдунья Олеся. Совершенно разные, они сошлись, но не смогли быть счастливы вместе.

  1. Характеристика Ивана Тимофеевича. Это человек добрый, тонко чувствующий. Он смог разглядеть в Олесе живое, природное начало, потому что сам ещё не до конца убит светским обществом. Одно то, что он уехал из шумных городов в деревушку, говорит о многом. Героиня для него не просто красивая девушка, она для него загадка. Эта странная знахарка верит в заговоры, гадает, общается с духами — она колдунья. И это всё привлекает героя. Он хочет увидеть, узнать что-то новое, настоящее, не прикрытое фальшью и надуманным этикетом. Но при этом Иван всё же сам находится во власти света, он думает насчёт женитьбы на Олесе, но его смущает то, как же она, дикарка, появиться в залах столицы.
  2. Олеся — идеал «естественного» человека. Она родилась и жила в лесу, природа была её воспитателем. Мир Олеси — это мир гармонии с окружающим миром. Кроме того, она находится в согласии со своим внутренним миром. Можно отметить такие качества главной героини: она своенравная, прямолинейная, искренняя, она не умеет жеманничать, притворяться. Молодая колдунья умна, добра, стоит лишь вспомнить первую встречу читателя с нею, ведь она нежно несла в подоле птенцов. Одной из главных черт Олеси можно назвать неподчинение, которое она унаследовала от Мануйлихи. Они обе как бы против всего света: живут отчуждённо на своём болоте, не исповедают официальной религии. Даже зная, что от судьбы не уйдёшь, молодая колдунья всё же пытается, тешит себя надеждой, что всё у неё с Иваном получится. Она самобытна и непоколебима, несмотря на то, что любовь ещё жива, она уезжает, бросает всё, не оглядываясь назад. Образ и характеристика Олеси доступны по ссылке.

Темы

  • Главная тема повести — любовь Олеси, её готовность к самопожертвованию — является центром произведения. Ивану Тимофеевичу посчастливилось встретиться с настоящим чувством.
  • Другой немаловажной смысловой ветвью является тема противостояния мира обычного и мира людей природы. Жители деревни, столиц, сам Иван Тимофеевич — представители обыденного мышления, пронизанного предрассудками, условностями, клише. Мировоззрение Олеси и Мануйлихи – это свобода, открытые чувства. В связи с этими двумя героями появляется тема природы. Окружающая среда — колыбель, воспитавшая главную героиню, незаменимая помощница, благодаря которой Мануйлиха с Олесей живут вдали от людей и цивилизации без нужды, природа даёт им всё необходимое для жизни. Эта тема раскрыта наиболее полно в данном эссе.
  • Роль пейзажа в повести огромна. Он является отражением чувств героев, их взаимоотношений. Так, при зарождении романа мы видим солнечную весну, а в конце разрыв отношений сопровождается сильной грозой. Подробнее об этом мы написали в этом сочинении.

Проблемы

Проблематика повести разнообразна. Во-первых, писатель остро вырисовывает конфликт между обществом и теми, кто не вписывается в него. Так, когда-то жестоко выгнали Мануйлиху из деревни, избили саму Олесю, хотя обе колдуньи в отношении к деревенским жителям не проявляли никакой агрессии. Общество не готово принять тех, кто отличается от них хоть чем-то, кто не пытается притворяться, так как хочет жить по своим правилам, а не по шаблону большинства.

Проблема отношения к Олесе проявляется ярче всего в сцене похода её в церковь. Для русского православного народа деревни было настоящим оскорблением, что та, которая служит злым духам, по их мнению, явилась во храм Христа. У церкви, где люди просят милости Божией, сами же они вершили суд жестокий и беспощадный. Возможно, писатель хотел на основе этой антитезы показать, что в обществе исказилось представление о праведном, добром, справедливом.

Смысл

Идея повести заключается в том, что люди, выросшие вдали от цивилизации, оказываются намного благороднее, деликатнее, вежливее и добрее, чем само «цивилизованное» общество. Автор намекает на то, что стадная жизнь отупляет личность и стирает ее индивидуальность. Толпа покорна и неразборчива, и зачастую верх над ней берут худшие ее представители, а не лучшие. Первобытные инстинкты или же приобретенные стереотипы, как, например, неправильно истолкованная мораль, направляют коллектив к деградации. Так, обитатели деревни показывают себя большими дикарями, чем две колдуньи, живущие на болоте.

Основная мысль Куприна заключается в том, что люди должны вновь обратиться к природе, должны научиться жить в гармонии с миром и с собой, чтобы их холодные сердца растопились. Олеся попыталась открыть мир настоящих чувств Ивану Тимофеевичу. Он не смог понять этого вовремя, но таинственная колдунья и её красные бусы останутся в его сердце навсегда.

Вывод

Александр Иванович Куприн в своей повести «Олеся» попытался создать идеал человека, показать проблемы искусственного мира, раскрыть людям глаза на ведомое и безнравственное общество, которое их окружает.

Жизнь своенравной, непоколебимой Олеси была в какой-то мере разрушена прикосновением к ней мира светского в лице Ивана Тимофеевича. Писатель хотел показать, что мы сами рушим то прекрасное, что даёт нам судьба, просто потому что мы слепы, слепы душой.

Критика

Повесть «Олеся» является одним из знаменитейших произведений А.И. Куприна. Силу и талантливость повести оценили еще современники писателя.

К. Бархин называл произведение «лесной симфонией», отмечая плавность и красоту языка произведения.

Максим Горький отмечал молодость, непосредственность повести.

Таким образом, повесть «Олеся» занимает важное место, как в творчестве самого А.И. Куприна, так и в истории русской классической литературы.

Автор: Екатерина Евсеева

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Гармоничная взаимосвязь человека и природы, невидимые нити, связывающие людей и окружающий мир – все это волновало русского писателя Александра Ивановича Куприна. В своих произведениях он часто рисовал образ так называемого «естественного» человека, способного оставаться чистым и свободным от суеты материального мира, быть максимально близким к матушке-природе. В своей повести «Олеся» писатель в полной мере раскрыл проблему «естественного» человека в современном обществе.

История создания

Как-то раз Александр Иванович гостил в живописном Полесье у своего приятеля, помещика Порошина. От него он узнал любопытную историю непростых взаимоотношений помещика и местной колдуньи. Богатое воображение Куприна тут же щедро украсило художественным вымыслом эту историю, которая легла в основу повести «Олеся».

Впервые читатели познакомились с произведением в 1898 году. Оно было напечатано в журнале «Киевлянин» и имело иное название – «Из воспоминаний о Волыни». Тем самым писатель хотел подчеркнуть реальность описываемых событий. Однако позже он сменил название, оставив его краткую версию по имени главной героини  – «Олеся».

Жанр и направление

Творчество Куприна пришлось на тот период в литературе, когда модернизм стал конфликтовать с более привычным реализмом. Однако подобные модные веяния никак не отразились на произведениях писателя, который неизменно придерживался реалистических традиций русской литературы. Соответственно, направление повести «Олеся» можно смело отнести к реализму.

Жанр произведения – повесть, поскольку в нем воспроизводится естественное течение жизни в хронологическом порядке. Вместе с главным героем, Иваном Трофимовичем, читатели проживают все события и переживания, выпавшие на его долю.

Суть

В небольшую, Богом забытую деревушку Переброд Волынской губернии, что на окраине Полесья, приехал молодой барин. Он откровенно скучал среди безграмотных и не особенно общительных местных жителей, и его единственным развлечением была охота да долгие прогулки по лесу.

Однажды судьба завела молодого мужчину на болото, где в старой избушке жила ведьма Мануйлиха. Там же герой повстречал и внучку Мануйлихи,  юную красавицу Олесю, в которую влюбился с первого взгляда. Девушка также обладала магическими способностями. Именно по этой причине они с бабушкой жили вдали от людей – сельские жители ненавидели их и боялись.

Однажды Олеся по просьбе своего возлюбленного погадал на картах, и узнала, что ее ждет горькая судьба, если она свяжет свою жизнь с молодым барином. Однако страсть оказалась сильнее предрассудков, и Олеся решила обмануть судьбу-злодейку. В свою очередь, Иван Трофимович был так пленен лесной красавицей, что готов был жениться на ней, несмотря на социальную пропасть между ними. Он назначил своей возлюбленной свидание в церкви, хотя Олеся всегда остерегалась появляться поблизости храмов. Он опоздал на встречу, и во время ее отсутствия толпа разъяренных крестьян жестоко избила молодую ведьму, посмевшую явиться в церковь. В отместку Олеся послал сильное проклятье на деревню, и в тут же ночь случилась страшная гроза, побившая весь урожай.

Майнулиха и Олеся прекрасно понимали, чем может обернуться людской гнев. В спешке они покинули свою лесную обитель, и скрылись в неизвестном направлении. Когда же Иван Трофимович прибежал в избушку, он нашел в ней лишь красные бусы, как символ искренней, страстной любви Олеси.

Главные герои и их характеристика

В повести главными героями являются только два персонажа —  молодой барин Иван Тимофеевич и юная колдунья Олеся. Будучи представителями совершенно разных миров, они полюбили друг друга, однако им не суждено было быть вместе.

  1. Образ Ивана Тимофеевича. Молодой человек из богатой семьи, прекрасно образованный, тонко чувствующий, глубоко порядочный. Он смог разглядеть в нелюдимой красавице открытую, чистую душу, ее удивительно гармоничную, непорочную личность. Олеся привлекла его не только своей красотой, но и душевными качествами. Она была совершенно не похожа на жеманных светских барышень, которые окружали Ивана Тимофеевича. Он с удивлением понял, что в женщине могут удивительным образом сочетаться чистота, искренность и некая загадка, которую хочется непременно разгадать. Герой был очарован своей возлюбленной, однако он прекрасно понимал, как будет непросто лесной дикарке очутиться в лицемерном светском обществе. Он пытался как-то разрешить эту проблему, однако так и не успел – Олеся навсегда исчезла из его жизни.
  2. Олеся – идеал «естественного» человека. Главная героиня – дитя лесов, выросшее в абсолютной гармонии с окружающим миром. С рождения она была абсолютно свободной, и не ведала никаких правил, условностей и ограничений. Олеся росла на лоне дикой природы, впитывая в себя всю ее красоту и самобытность. Девушка была искренней, прямолинейной, доброй, способной беззаветно любить. При этом она была весьма своенравной, и не боялась противостоять всему миру. В силу того, что за ней и бабкой Мануйлихой закрепилась слава ведьм, девушка жила в уединении. Она была далека от религии, не понимая и не принимая ее. В любви к Ивану Тимофеевичу полностью раскрылся образ Олеси: нежной, страстной, жертвенной. Даже понимая, что ее любовь обречена, она до последнего надеялась на то, что беда пройдет мимо. Когда же стало ясно, что будущее с возлюбленным невозможно, Олеся решительно порвала с прошлым, и отправилась навстречу новой жизни.

Темы

  • Центральная тема – всеобъемлющая любовь Олеси, ее способность пожертвовать собой ради любимого человека. Подобное чувство дано испытать не каждому человеку, и Иван Тимофеевич воспринимал любовь лесной красавицы как бесценный дар.
  • Извечное противостояние природы и мира людей. В произведении автор очень четко разделил людей на две группы. Жители деревеньки, городские жители, да и сам Иван Тимофеевич принадлежали к приземленному, мещанскому мирку, в котором правили лицемерие, зависть, предрассудки, поклонение золоту и высоким чинам. Олеся же была представительницей так называемых «естественных» людей, для которых искренние чувства и свобода были превыше всего. Они мыслили и относились к жизни совсем иначе, чем обычные люди. Живя вдали от цивилизации, Олеся смогла сохранить в себе свою истинную сущность, не испортить ее посторонним влиянием.
  • Влияние природы на человека. Автор мастерски описал природу, которая послужила фоном для развития отношений двух молодых людей. Она представлена словно некое живое существо, которое очень точно отражало мысли настроения главных героев. Если в начале любовного романа барина и Олеси стояла солнечная весна, дарящая светлые надежды на будущее, то их разрыв сопровождался страшной грозой, способной разрушить все до основания.

Проблемы

В повести «Олеся» Александр Иванович поднял проблему, которая очень его волновала. Он описал конфликт, который неизменно возникает между обществом и теми, кто по каким-то причинам не вписывается в него. Так, старуха Мануйлиха и ее внучка Олеся совсем не походили на обычных сельских жителей, за что были обречены на жизнь в одиночестве в лесной избушке. Их ненавидели и боялись, хотя женщины не представляли никакой угрозы для селян, у них попросту были другие жизненные ценности.

Писатель также поднял проблему религии. В кульминационной сцене, когда Олеся появилась в церкви, сельские жительницы набросились на девушку. Они искреннее считали, что она связана с дьяволом и не имеет права появляться в храме. Вместо того, что проявить смирение и любовь к ближнему, как того требует православие, эти люди под маской праведного гнева чуть не разорвали героиню на части. В этом проявилось лицемерие так называемых верующих людей, которые позабыли, что такое добро и справедливость.

Смысл

Идея произведения заключается в том, что жизнь вдали от цивилизации облагораживает людей, помогает им оставаться такими, какие они есть на самом деле. Автор хотел показать, что общество способно поглотить в себе лучшие человеческие качества, безжалостно перемолоть их. По своей сути толпа неразборчива и покорна, в ней правят первобытные инстинкты, и зачастую верх в ней берут не самые лучшие ее представители. Так, жители деревни показали себя куда большими дикарями и варварами, нежели две одинокие женщины, выбравшие для себя путь уединения.

Вывод

В повести «Олеся» Александр Иванович попытался показать проблемы современного общества, погрязшего в безнравственности и лицемерии. Он полагал, что единственный способ очистить себя от скверны – отбросить всю шелуху и попытаться жить по строгим и правильным законам природы. Ведь только так можно достичь гармонии и спокойствия в душе.

В образе своенравной, диковатой, простой и прекрасной Олеси автор показал природу во всей ее красе. Столкнувшись с безжалостным миром людей в лице Ивана Тимофеевича, она была разрушена, жестоко растоптана толпой. Все самое лучшее, что дает природа человеку, он уничтожает собственными руками только потому, что не способен различать истинные ценности.

Критика

Повесть «Олеся» — одно из самых знаменитых произведений Александра Ивановича Куприна, которое было оценено по достоинству еще при жизни писателя.

Писатель Максим Горький был покорен повестью Куприна. Ему была по душе та сила и непосредственность, с которой было написано произведение.

Профессор Константин Бархин дал высокую оценку повести Куприна, отметив необычайную красоту и мелодичность языка. Он даже назвал ее «лесной симфонией», сравнив литературное произведение с музыкальным.

Так, благодаря писательскому мастерству и проницательности А. И. Куприна повесть «Олеся» заняла достойное место в истории русской классической литературы.

Тема «Олеси» Куприна — бессмертная тема сердечных взаимоотношений и пылающих страстей. Она ярко и искренне для своего времени показана в трогательном рассказе Куприна, написанном в самом центре природы на Полесье.

Столкновение влюбленных из различных социальных групп обостряет их отношения оттенком жертвования собой, собственными жизненными принципами и оценками их другими людьми.

Анализ «Олеси» Куприна

Загадочная девушка, родившаяся в окружении природы, вобрала в себя все неподдельные и непорочные черты кроткого и простого характера, сталкивается с совершенно непохожей личностью — Иваном Тимофеевичем, который считается эффектным представителем общества в городе.

анализ куприн олеся

Начавшиеся трепетные отношения между ними предполагают совместную жизнь, где как заведено, женщина обязана приспособиться к новой окружающей атмосфере быта.

Олеся, привыкшая к своему сказочному обитанию в спокойном,любимом лесу с Мануйлихой, весьма тяжело и мучительно воспринимает перемены в ее жизненном опыте, фактически поступаясь собственными принципами, чтобы быть вместе со своим возлюбленным.

Предчувствуя непрочность отношений с Иваном, она в безжалостном, отравленном бездушием и непониманием городе идет на совершенное самопожертвование. Однако до тех пор отношения молодых прочны.

олеся куприн проблемы

Ярмола описывает Ивану образ Олеси и ее тети, доказывает ему уникальность того, что в мире обитают маги и чародейки, побуждает его чрезвычайно увлечься загадкой простой девушки.

Особенности произведения

Очень красочно и естественно писатель рисует место обитания волшебной девушки, что нельзя не заметить при анализе «Олеси» Куприна, ведь пейзаж Полесья подчеркивает исключительность проживающих в ней людей.

Нередко говорится, что истории рассказов Куприна написала сама жизнь.

Очевидно, большинству молодого поколения будет сперва непросто понять смысл рассказа и то, что хочет передать автор, однако позднее, после чтения некоторых глав, они смогут заинтересоваться этим произведением, открыв для себя его глубину.

Главные проблемы «Олеси» Куприна

Это превосходный писатель. Ему удалось выразить в собственном творчестве самые тяжелые, высокие и нежные человеческие эмоции. Любовь — есть чудесное чувство, которым испытывается человек, словно пробным камнем. Умение по-настоящему и с открытым сердцем любить имеют отнюдь не многие. Это судьба волевой личности. Как раз подобные люди интересуют автора. Люди правильные, существующие в гармонии с собой и окружающим миром, являются образцом для него, собственно такую девушку создает в рассказе «Олеся» Куприн, анализ которого мы разбираем.

олеся куприн тема

Обычная девушка обитает в окрестностях природы. Она прислушивается к звукам и шелесту, разбирает крики разных существ, весьма довольна своей жизнью и независимостью. Олеся самостоятельна. Ей достаточно той сферы коммуникации, какая у нее имеется. Обступающий со всех сторон лес она знает и разбирает, девушка отлично чувствует природу.

А вот встреча с человеческим миром сулит ей, к несчастью, сплошные неприятности и горе. Горожане думают, что Олеся и ее бабка — ведьмы. Они готовы свалить все смертные грехи на этих несчастных женщин. В один прекрасный день гнев людей уже согнал их с теплого места, и отныне у героини одно лишь желание: чтобы от них отвязались.

Однако бездушный людской мир не ведает помилования. В этом и кроются ключевые проблемы «Олеси» Куприна. Она по-особенному разумна и сообразительна. Девушка отлично осознает, что предвещает ей встреча с городским обитателем, «панычом Иваном». Она не подходит для мира вражды и ревности, выгоды и фальши.

Непохожесть девушки, ее изящество и самобытность вселяют в людей злобу, боязнь, панику. Абсолютно во всех невзгодаз и несчастьях горожане готовы винить Олесю и бабкеу. Их слепой ужас перед «колдуньями», которыми они нарекли их, разжигается расправой без всяких последствий. Анализ «Олеси» Куприна дает нам понять, что появление девушки в храме — это не вызов жителям, а стремление понять человеческий мир, в котором обитает ее любимый.

Главными героями «Олеси» Куприна являются Иван и Олеся. Второстепенные — Ярмола, Мануйлиха и остальные, в меньшей степени важные.

Олеся

Молоденькая девушка, стройная, высокая и очаровательная. Ее вырастила бабушка. Однако невзирая на то что она неграмотна, в ней есть естественный разум столетий, фундаментальные знания людской сущности и любопытство.

Иван

Молодой литератор, разыскивая музу, прибыл из города в деревню по должностным делам. Он интеллигентный и умный. В селе отвлекается с помощью охоты и знакомства с деревенскими жителями. Независимо от собственного происхождения он ведет себя обычно и без высокомерия. «Паныч» добродушный и чуткий парень, знатный и слабохарактерный.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Куприн
  • Анализ произведения Олеся

Анализ повести Олеся Куприна

История создания: эта пьеса имеет несколько редакций. Первая публикация была, в 1964 году под названием «Мир в доме Сарафанова», второй раз опубликовали в газете «Женихи», потом в 1968 году было опубликовано под заглавием «Предместье». И в этом же году писатель окончательно остановился на названии «Старший сын» и опубликовал отдельным изданием.

Жанр: комедия

Сюжет

Весенним вечером два парня – Сильва и Бусыгин- под звуки гитары провожают домой двух девушек, с которыми недавно познакомились. Парни шли с надеждой что девушки их оставят ночевать у себя, но девушки отказались принять у себя дома.

В это время встретился Андрей Григорьевич Сарафанов с соседом держа в руке кларнет, Сарафанов упрашивает что б он никому не говорил, что он подрабатывает на похоронах.

Из разговора Васи и Макарской ясно, что парень младше ее на десять лет и он влюблен в нее. Но девушка взаимностью ему не отвечает. Она прогонят Васю, не желая с ним никакого общения.

Семен Севостьянов и Владимир Бусыгин которые опоздали на электричку думают где им переночевать. Познакомившись с Макарской они нагло требуют, что б она пустила их к себе. Девушка с гневом закрывает окно. Раздумывая все варианты в темноте видят силуэт Сарафанова, он просит Наталью что б она дала ему высказать свои мысли. Молодые парни увидели, что в доме откуда вышел взрослый человек, остался парень, который тоже собирается уходить.

Впустив в дом двух парней Вася узнал, почему они пришли и не мог подумать, что это ложь. Парни сказали Васи что они сводные братья, это стало причиной для застолья.

Когда Сарафанов вернулся домой он с непониманием принимает новость. Но он думал, что такое может быть. К компании присоединилась дочь хозяина – Нина. Она хочет, что б ей предоставили доказательства о том, что ее папа и Бусыгин являются родственниками. Все сомнения уходят, когда Бусыгин рассказывает о матери, и как мать познакомилась с отцом. Этот весь разговор они подслушали из кухни.

До утра Сарафанов  разговаривает с самозванцем. Когда наступило утро гости хотели незаметно выйти из дома, но Сарафанов заметил их, и решил продолжить традицию семьи, дав Бусыгину серебряную табуретку. Владимир впечатлен поступком мужчины и говорит о том, что хочет остаться еще на один день. Предлагая Нине свою помощь в уборке комнаты. По разговору понятно, что ее парень ревнует, а она нахваливает своего жениха. После ссоры они мирятся, и чуть ли не произошел поцелуй, они оба в растерянности.

Макарская уговорила Васю пойти в кино, и пока тот бегал за билетами девушка приняла у себя в гостях Сильву. Соглашаясь встретится с ним вечером. Когда Вася узнал все он покинул дом виня ее отца, что влез в ихние отношения.

Вечером в доме Сафарова появился летчик Кудисов за которого Нина собиралась замуж. Они сели за стол, и гость, глядя на Сарафанова не может понять где раннее видел отца Нины. Бусыгин и Нина рассказывает правду, Сарафанов с сожалением говорит, что играет на похоронах. Вова успокаивает. Вскоре Нина слушает как Бусыгин признается ей в любви.

Сарафанов, не зная правды хочет поехать с старшим сыном к маме. Но вбежавший в дом Вася рассказывает о поджоге Макарской и любовника. За ним сразу забежали и пострадавшие Макарская прогнала Сильву, а на Васю смотрит с другой стороны.

Перед тем как уйти Сильва рассказал правду что нет никаких родственных связей Бусыгина с этой семьей. Но Сарафанов продолжает считать Владимира своим сыном. И просит, что б он переехал в их дом. Бусыгин говорит, что электричка уехала.

Тема: важная мысль которая заложена в пьесу является то что духовная близость главнее чем кровное родство. Сходство душ намного важнее чем официальные родственники.

Главные герои: Нина, Сарафанов, Бусыгин, Васенька, Кудимов, Сильва, Макарская.

Композиция: все действия происходят в доме Сарафановых. Все эти действия имеют продолжительность три дня. За эти дни произошло многое, но все они были связаны с домом Сарафанова. Его дом вроде как держит Бусыгина с другом, останавливает и не отпускает. В конце произведения читателю действительно кажется, что Бусыгин его сын, потому что совпадений очень много.

2 вариант

Основой повести «Олеся» послужила реальная история отношений молодого помещика с загадочной колдуньей,  о которой Куприну рассказал Порошин, когда писатель гостил у него  в Полесье. Впервые произведение было опубликовано в 1898 году в одном из журналов города Киева.

Автор правдиво описывает жизнь деревенских жителей  Полесья, поэтому направление произведения  – реализм, жанр – повесть.

Сюжет произведения рассказывает о том, как молодой барин, находясь по службе в глухой деревушки  Волынской губернии, влюбляется в девушку, которую местные жители считают ведьмой. Она  отвечает герою взаимностью, но между влюбленными стоит множество преград, которые им так и не удастся преодолеть.

Главная героиня повести  — Олеся. Это девушка, которая живёт в гармонии с природой. Она, в свою очередь щедро наградила Олесю, как  внешней, так и внутренней красотой. Главные черты её характера – свобода и независимость. Жизненные интересы Олеси с её бабкой не вписывается в общие правила, поэтому они  живут в лесу, вдали от людей. Девушка свободна от догм и условностей. Она не ходит в церковь. Самое главное отличие бабки с внучкой от деревенских жителей – обладание  даром магии, гипноза.  С их помощью они лечат людей, гадают на судьбу, воздействуют на мысли человека. Хотя Олеся и неграмотна, но  вместе с тем умна и любознательна. Она обладает очень сильным характером.  Благодаря ему, Олеся поступает так, как считает нужным, не оглядываясь на общественное мнение. От всех персонажей повести героиня отличается благородством, способностью самопожертвования во имя другого. Она отказывается от возможности быть рядом с любимым человеком ради его благополучного положения в обществе.

Возлюбленный Олеси Иван Тимофеевич – человек,  воспитанный совершенно в другой среде. Он — дворянин, хорошо образован, живёт в городе. Иван знакомится с Олесей с целью добыть материал о самобытной культуре Полесья и с первой же встречи восхищён её необыкновенной личностью. Девушку привлекла в молодом барине доброта, простота в общении, интерес к её колдовской деятельности. Иван влюбляется в Олесю но, в отличие от неё,  не способен принять решение, не зависимое от общественного мнения. Его нерешительность, слабость духа побудили девушку к принятию самостоятельного решения.

Центральная тема повести – любовь, принесённая в жертву ради благополучия любимого человека.

Другая тема – косность общества, его предрассудки.

Автор в своём произведении раскрывает несколько проблем. Одна из них —  противостояние между обществом и человеком, непохожим на него;  а так же — невозможность исправить этот конфликт. В человеческой среде  приветствуется стадность мышления.  Неординарной, яркой личности в ней нет места. Другая проблема — противостояние природы миру людей.  С одной стороны — свободная дочь лесов Олеся, сохранившая в себе чистоту, с другой — примитивные полесские крестьяне и слабохарактерный Иван Тимофеевич, взращённые обществом.

Основная мысль произведения – прославление личности, свободной от догм. Ивану Тимофеевичу была предоставлена уникальная возможность – встреча с необычным человеком, который открыл ему путь в  прекрасный мир природы,  возможность — жить в гармонии с самим собой. В то же время, его нерешительность, слабость характера, малодушие, трусость перед общественным мнением — оказались сильнее шанса  стать счастливым.

Таким образом, автор даёт нам понять настоящие человеческие ценности.

Анализ 3

Повесть «Олеся» одно из самых первых и самых любимых произведений Александра Ивановича Куприна. Идея создания «Олеси» возникла у Куприна не случайно. Однажды, писатель был в гостях у одного помещика, который поведал ему историю о своих отношениях с некой загадочной колдуньей. Творцу, наверняка, была безразлична правдоподобность произошедших с помещиком событий, однако в нём зародилась мысль создать повесть о трагичной любви и о своём собственном идеале чистого и искреннего человека.

Произведение начинается с того, что главный герой, молодой барин по имени Иван Тимофеевич, приезжает по делам в небольшую деревню Переброд, на окраине Полесья. Куприн не хочет описывать все в детали его визита, отдавая предпочтению описания самого Полесья и его природы, жизни и быта. На улице зима: оттепели сменяются метелями. Жизнь в деревне как будто замерла, что кажется необычным Ивану, привыкшему к суете крупного города. Жители селения так же словно остались далеко в прошлом, продолжая верить в придания и суеверия, опасаясь как технологических нововведений, так и колдунов и волшебников.

Прогуливаясь по окрестностям Переброда, главный герой случайно заходит на болота. В этом уединенном месте он находит дом местной ведьмы-травницы Мануйлихи и её внучки Олеси. Между молодыми людьми почти сразу вспыхивают чувства, но будучи внучкой колдуньи, Олеся обладает даром предчувствия и сразу же видит, что, связав судьбу с молодым барином, она обречет себя на погибель.

Но, несмотря на всё это, любовь оказывается сильнее. Иван Тимофеевич уговаривает Олесю поехать с ним в город и выйти за него замуж, хотя сам сомневается, примет ли светское общество  его чистую и чрезмерно искреннюю возлюбленную. Олеся же более решительна. Ради своей любви она идёт на серьезный риск и теряет всё.  В итоге девушке и её бабушке приходится бежать из деревни, даже не попрощавшись с Иваном.

Несмотря на сюжетную простоту, повесть Куприна намного глубже, чем кажется на первый взгляд. Помимо истории о трагической любви, в произведении поднимается множество других серьезных проблем. В первую очередь, это самопожертвование во имя любимого человека. Олеся бежала от Ивана не только потому, что ей самой угрожала опасность. Она бежала от него потому, что настолько сильно любила его, что, поняв ,что он никогда не будет счастлив вместе с ней, она пожертвовала собственным счастьем ради благополучия Ивана.
Еще в произведении Куприн решает показать читателю всю жестокость общества, резко не принимающего никого, кто хоть немного не соответствует его нормам и запросам. Ведь деревенские жители выгнали Олесю и Мануйлиху не за их «колдовство», которое не приносило никому никаких бед. Они прогнали их потому, что боялись их из-за того, что не могли понять и принять их «странности», которые, в сущности, были лишь искренностью, честностью и естественностью.

В произведении мы видим силбные чувства, робость и риск.

11 класс.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Олеся

Анализ произведения Олеся

Популярные сегодня темы

  • Анализ произведения Гобсек Бальзака

    Повесть «Гобсек» получила свое название и включена в собрание «Человеческая комедия» в 1842 году, не смотря на то, что он был уже написан в 1830 году.

  • План рассказа Мальчик у Христа на елке Достоевского

    Действие рассказа происходит в канун Рождественских праздников. В лютый мороз шестилетний мальчик просит милостыню на улице. Вечером он возвращается в сырой и грязный подвал, где пьяные люди отбирают

  • Сочинение Почему люди уходят в себя?

    Люди могут проходить этапы в жизни, когда они чувствуют себя очень отзывчивыми, общительными и связанными с другими. В других случаях они могут быть более склонны отстраняться от друзей и проводить больше времени в одиночестве

  • Детство Чехова

    Выдающегося российского драматурга и мастера повествования, Антона Павловича Чехова можно назвать весьма знаменитым автором. Им было описано существование в России, и он использовал для этого приемы

  • Комаровский в романе Доктор Живаго Пастернака

    Комаровский — это один из персонажей романа Пастернака, Доктор Живаго. По профессии он адвокат, он сильно прогрессирует в своей работе. Благодаря своему удачному положению, он переманивает к себе в совместное сожительство молодую девушку

изображение Анализ произведения Олеся

  • Проблематика рассказа фотография на которой меня нет
  • Проблемы в рассказе обломов
  • Проблематика рассказа уроки французского распутин
  • Проблемы в рассказе нежный возраст
  • Проблематика рассказа темные аллеи бунина