Прочитай фрагмент русской народной сказки заря заряница как в сказке указано на различие утренней

Формы 
и  средства  контроля  планируемых  результатов

учебного
предмета  « Родной язык
(русский)», 4 класс

Контрольно-измерительный
материал

Контрольная
работа № 1

Раздел 1. Русский
язык: прошлое и настоящее.

Тема: Красна
сказка складом, а песня- ладом.

1.     Прочитайте фрагмент русской
народной сказки « Заря-Заряница».

   Жила  в одной деревне тётка Арина с дочкой Аннушкой да с
падчерицей Алёнкой. Дочку Арина холила, никаким делом белых ручек её не
трудила, а падчерицу ни свет ни заря в поле посылает, сунет кусок хлеба, и
беги. То велит полосу ржи до полден выжать, то лен вытеребить, а не сделаешь —
битой быть.

     И вот бежит Алёнка, ей под ногами чуть тропку видно. Выйдет в
поле, а там еще темным-темно. В тишине пробирается к своей полосе. И думает
Алёнка, ни за что ей и нынче с наказом мачехи не управиться. А потом скажет: «Заря-Заряница,
посвети на мою полосоньку. Коли не успею к сроку работушку кончить, изобьет
меня мачеха…» Только она это выговорит, тут же прояснеет над тёмным лесом, облачка
полыхнут пОлымем
. Малость подождёт Аленка, и Заря-Заряница Красное Солнышко
выведет. Выведет и пустит по небу, пока не дойдёт до сестрицы её – Вечерней
Зари. А как выведет, до утра ей и делать нечего. «Дай-ка, — скажет, —
гляну, много ли нынче Алёнушке потрудиться надо». Закутается туманом и
долами к её полоске проберётся. Пожалеет бедняжку:

 — Не помочь ли тебе, Алёнушка?

   Аленушка в пояс ей поклонится:

 — Помоги, Заря-Заряница, вдвоём скорее дело пойдёт.

     Как сделают, что мачеха наказывала, Алёнушка лугами, долами
до тёмного лесу Зарю-Заряницу проводит.

     Видит мачеха, какое дело ни накажи падчерице, вовремя
сделает, да так, что глядеть любо. И ещё больше тому дивится, что с каждым днём
краше Аленка делается, на щеках будто заря горит.

2.    
Найдите в тексте и
выпишите несколько постоянных эпитетов:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.    
Как в сказке
указано на различие утренней зари?

_____________________________________________________

4.    
Как Заря – Заряница
помогала Алёнке?

________________________________________________

5.    
Как ты понимаешь
выделенные выражения в тексте?

облачка
полыхнут пОлымем___________________________________

на щеках
будто заря горит__________________________________

6.    
Слово «заря»  означает свечение неба перед восходом и после
заката солнца, вызываемое отражением солнечных лучей от верхних слоёв
атмосферы. Объясните значение выражений. Запишите:

Вставать ни свет ни
заря______________________________

Работать от зари до
зари___________________________

Вставать с
зарёй_______________________________

Контрольная
работа № 2

Раздел 1. Русский
язык: прошлое и настоящее.

Тема: Язык языку
весть подаёт.

Ф.И. уч-ся
_________________________________

Дата:__________________

Тема: Слово и его лексическое значение

1. Замени данные словосочетания
словом-синонимом.

плод
дуба –_________________
водитель автомобиля – ___________________
очень тихий разговор – ______________________

2. Узнай словарное слово по
лексическому значению и запиши его.

а)
обозначение, название места, где кто-либо живёт, а также надпись на конверте,  посылке
______________________

б)
транспортное средство, специально оборудованное для перевозки пассажиров и
грузов по рельсовым путям
____________________

в)
помещение на вокзале, где можно приобрести билет
________________

г)
упакованные вещи, которые берёт с собой в дорогу пассажир
___________

3. Впиши пропущенные слова-антонимы в
рассказ о мальчиках.

Петя и Коля

Живут
в нашем доме два одноклассника — Петя и Коля. Они давно дружат, хотя эти
мальчики совсем разные. Петя разговорчивый, весёлый, а Коля ____________________
 и нередко _________________. Петя берётся за дело энергично, делает
его быстро, а Коля, наоборот, ________________. Вот однажды вышли приятели
во двор, сели на скамеечку.
— Как тепло сегодня! – сказал Петя.
— Нет, – возразил Коля, — сегодня _________________.

4.  Замени выражения одним
глаголом.

клевать носом – ________________
зарубить на носу – ______________

дать стрекача
– __________________

ломать голову – _____________________
воды в рот набрать – ___________________

5.
Подчеркнуть устаревшие слова:

Глаза, очи, холод,
хлад, ворота, врата, берег, брег, дерево, древо, голос, глас, сторож, страж.

6. Прочитать. Зачеркнуть лишнее слово в
каждой группе слов ( к другим словам подобрать общее название):

Автомобиль,
трамвай, трактор, телевизор  ___________________

Суффикс,
подлежащее, окончание, приставка_________________

Гитара, скрипка,
музыка, балалайка___________________

Молоток, чайник,
топор, клещи, лопата_________________

Жёлтый, золотой,
лимонный, янтарный, горький_________________

7.
Прочитать текст, вставить пропущенные буквы, в скобках написать проверочные
слова. Подчеркнуть в тексте сравнения и слова, употреблённые в переносном
значении:

  В
необыкновенной   т___шине(________) зар___ждается ( _______) рассвет. Небо на
в___стоке   з___л___неет ( _______________, __________________). Г__лубым 
хруст___лём (_____________) загорается на заре Венера. Это лучшее время суток.
Ещё всё спит. Спит в___да ( ___________), спят кувшинки, спят рыбы. Спят птицы.
Только совы  л___тают около  к__стра медленно и бесшумно, как комья белого
пуха.

Контрольная
работа № 3

Раздел 3. Секреты
речи и текста.

Тема: Секреты речи
и текста.

1. Прочитайте рассказ. Выделите смысловые части V

Кто хозяин?

Большой черный бродячий пес
отзывался на кличку Жук.
У Жука была больная
лапа. Илья и Ваня стали ухаживать за не­
счастным псом.
Каждый из них хотел быть хозяином Жука.
Однажды
осенью мальчики с собакой гуляли по лесу. Вдруг раздался яростный лай. Из
кустов малинника выскочили две овч
арки
и повалили Жука.
Ваня мгновенно влез
на дерево. Илья схватил длинную палку,
бросился
защищать Жука. Прибежал местный лесник и прогнал
озверевших овчарок. Лесник
поинтересовался хозяином Жука. Илья сказал, что это его собака. Ваня
промолчал.                                                                                         (По
В. Осеевой.)

2.Составьте план и запишите его.

План.

1._______________________

2._______________________

3._______________________

4._______________________
3. А)Напишите главную мысль рассказа В.Осеевой « Кто хозяин?»

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б)Как ты думаешь,
чему учит
рассказ?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Ответьте  на вопросы текста.
Почему Илья и Ваня ухаживали за Жуком?

_________________________________________________________________________

Чего хотел каждый из
мальчиков?

_______________________________________________________________________

Что случилось
однажды в лесу?

_______________________________________________________________________

Как повели себя
мальчики?

_____________________________________________________________________

Почему Ваня не стал
спорить, когда Илья назвал себя хозяином собаки?

___________________________________________________________________

Кто из мальчиков
поступил
как настоящий хозяин
собаки?

________________________________________________________________

5. Выберите и
подчеркните, какие из пословиц подходят к рассказу В.Осеевой 
« Кто хозяин?»

Большая заслуга — выручить в беде друга.

Смелый
там найдёт, где добрый потеряет.

Дорога помощь вовремя.

Кто дрожит, тот и бежит.

Сделав добро, не
хвались.

За друга умей постоять.

Ответы:

1.

Кто хозяин?

Большой черный бродячий пес
отзывался на кличку Жук.
У Жука была больная
лапа. Илья и Ваня стали ухаживать за не­
счастным псом.
Каждый из них хотел быть хозяином Жука.

Однажды осенью мальчики с
собакой гуляли по лесу. Вдруг раздался яростный лай. Из кустов малинника
выскочили две овч
арки и повалили Жука.

Ваня мгновенно влез на дерево.
Илья схватил длинную палку,
бросился защищать
Жука. Прибежал местный лесник и прогнал
озверевших
овчарок.

Лесник поинтересовался хозяином
Жука. Илья сказал, что это его собака. Ваня
промолчал.                                                                                                 
(По В. Осеевой.)

2. Примерный план

1 . Мальчики и Жук.

2. Овчарки и Жук.

3. Илья защищает Жука.

4. Хозяин Жука.

3.А)Главная мысль рассказа «Кто хозяин?» заключается в том, что
истинным хозяином домашнего животного может считаться только
тот, кто готов нести за него ответственность и приходить к домашнему питомцу на
помощь. 

Б)Рассказ учит быть
заботливым и ответственным по отношению к братьям нашим меньшим.

4.Вопросы к тексту.

Почему Илья и Ваня ухаживали за Жуком?

У Жука была больная лапа.

Чего хотел каждый из мальчиков?

Каждый из них хотел быть хозяином Жука.

Что случилось однажды в лесу?

Однажды осенью в лесу из кустов малинника выскочили две
овч
арки и повалили Жука.

Как повели себя мальчики?

Ваня мгновенно влез на дерево. Илья схватил длинную
палку,
бросился защищать Жука.

Почему Ваня не стал спорить, когда Илья назвал себя
хозяином собаки?

Ваня оказался трусом. Он фактически оставил Жука
на растерзание овчаркам.

Кто из мальчиков поступил как настоящий хозяин собаки?  

Илья поступил как настоящий хозяин собаки.  В минуту опасности он, не раздумывая, бросился
помогать собаке Жуку, нисколько не испугавшись огромных овчарок.

5. Выберите и подчеркните, какие из пословиц подходят к рассказу
В.Осеевой 
« Кто хозяин?»

Большая заслуга — выручить в беде друга.

Смелый
там найдёт, где добрый потеряет.

Дорога помощь вовремя.

Кто дрожит, тот и бежит.

Сделав добро, не
хвались.

За друга умей постоять.

Мини-сочинение

Раздел 2. Язык в
действии.

Тема: Можно ли про
одно и тоже сказать по-разному?

(по
материалам учебника « Русский родной язык», 4 класс, /О.М.Александрова и др./
М.: Просвещение, 2020 г., стр.64-67)

Обновлено: 10.01.2023

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Книга была куплена для чтения 9 месячному сыну. Одновременно с «Заря-заряницей» читаем «Радуга-дуга», «Болтали 2 сороки». Рисунки в «Зарянице» ребенка вообще никак не впечатлили. Надеюсь, через год,восприятие измениться, будем читать загадки(они тоже присутствуют в содержании). А в целом, книга хорошая и качество печати отличное. Стоит своих денег. Не скажу, что ее стоит обязательно купить, но разбавить «Радугу-Дугу» и «Болтали 2 сороки» очень даже рекомендую.

Отличная книжка для деток с рождения. Моей дочке(2,5 года)очень нравятся и картинки и стишки, но была бы у нас эта книга немного пораньше думаю восторгов было бы не меньше.
Печать произвела на меня такое впечатление: что все немного засветили, подслеповата, могло бы быть и ярче и контрастнее, сами картинки это предполагают. Но даже так иллюстрации вполне внятные и радующие!

10 из 10! Небольшой удобный сборник песенок, потешек, загадок, отличная подборка, добрые тексты. Обычно я не покупаю книги издательства Амфора, т.к. они представляют собой малоформатные переиздания популярных книг, зачастую с тусклыми иллюстрациями. А тут такие яркие краски! Иллюстрации Бориса Калаушина бесподобны. В этой книге привлекло все: тексты, отличные иллюстрации для детей, плотная белая бумага. Недостаток: книжка маленькая, обложка ТЯЖЕЛЕЕ самой книги. Объединила эту книгу с 3мя книжками с иллюстрациями Васнецова. Чтобы не носить с собой лишние тяжелые обложки, я попросила в типографском центре снять обложки и сшить 4 книги в одну (обложка прозрачная). Получилась отличная книга, которую мы с удовольствием берем в поездки.

В таблицу не вошли эпитеты: тёплая, нежная, робкая, ясная, немеркнущая, тихая.

С помощью этих эпитетов можно описать чувства к дорогому человеку, описать маму, плед, звезды, ночь.

Составь несколько предложений о заре, используя эти эпитеты.

На горизонте медленно разгоралась алая, пламенная заря.

Небо осветила нежная розовая заря.

15. Объясни значение выражений. Запиши в тетрадь.

Вставать ни свет ни заря — встать очень рано до рассвета, когда небо еще черное.

Работать от зари до зари — работать с раннего утра до позднего вечера, пока на небе есть солнце.

Вставать с зарёй — вставать очень рано, когда небо только начинает светлеть.

СТРАНИЦА 31

16. Прочитай фрагмент русской народной сказки «Заря-Заряница». Как в сказке указано на различие утренней и вечерней зари? Как Заря-Заряница помогала Алёне?

Когда наступает утренняя заря, облака полыхнут полымем. А с вечерней зарёй лес темнее становится и небо тоже.

Заря-Заряница очень рано освещала полоску на поле для Алёнки, чтобы девочке могла пораньше приступить к работе и успеть ее выполнить в срок. Ещё Заря-Заряница приходила к Алёнке и выполняла работу вместе с ней.

Найди в тексте и выпиши несколько постоянных эпитетов.

Белые ручки, тёмный лес, красное солнышко.

Как ты понимаешь выделенные выражения?

Облачка полыхнут полымем — облака постепенно становятся ярко-алыми, как будто они горят.

На щеках будто заря горит — щеки румяные алые, как утренняя заря.

Мама и Свекровь — два Образа, сопровождающих почти каждую женщину на протяжении жизни.

Что они вносят в наши жизни?

Почему символически сменяют друг друга на нашем пути?

В русском фольклоре их называют Утренней Зарей (мама) и Вечерней (свекровь). Потому что мама закладывает в дочь фундамент (ее ценность), а свекровь дает невестке возможность научиться проявлять свои душевные качества, развивая свою значимость.

Ценность – это Жизненная сила, которая дает нам Здоровье, Материальное благополучие, Чувство безопасности и стабильности. Мама учит нас жить отключая болтовню ума и принимать положение вещей без оценки.

Чтобы почувствовать свою Ценность есть упражнение : на двадцать четыре часа попробуйте полное принятие всего, что бы ни происходило — отключите оценку происходящего. Если кто-то обижает вас, то примите это, не реагируйте — и посмотрите, что произойдет. Неожиданно вы почувствуете силу, текущую в вас, и которой вы прежде никогда не испытывали.

Значимость – это способность самостоятельно управлять своей жизнью, без стороннего вмешательства. Как на это влияет свекровь? Очень просто. Либо начинает нам палки в колёса вставлять, проверяя на вшивость, если пытаешься ей изо всех сил угождать, значит проверку завалила. Она будет издеваться еще изощреннее от раза к разу. Если в конфронтацию с ней вступаешь – тоже экзамен на сердечность не прошла. Почему они так себя ведут, эти свекрови?

Итак: Значимость – это независимость от мнения других. Это самодостаточность, а соответственно и неуязвимость.

То ли не доезжая Ардатова, то ли проехавши Горбатово, жила в одной деревне тётка Арина с дочкой Аннушкой да с падчерицей Алёнкой.

Дочку Арина холила, никаким делом белых ручек её не трудила, а падчерицу ни свет ни заря в поле посылает, сунет кусок хлеба, и беги. То велит полосу ржи до полден выжать, то лен вытеребить, а не сделаешь — битой быть.

— Не помочь ли тебе, Алёнушка?

Аленушка в пояс ей поклонится:

— Помоги, Заря-Заряница, вдвоём скорее дело пойдёт.

Как сделают, что мачеха наказывала, Алёнушка лугами, долами до тёмного лесу Зарю-Заряницу проводит.

Видит мачеха, какое дело ни накажи падчерице, вовремя сделает, да так, что глядеть любо. И ещё больше тому дивится, что с каждым днём краше Аленка делается, на щеках будто заря горит.

Навернётся жених, на Алёнушку глянет — сватается, а от её дочки – Аннушки – шарахается.

Кипит от злости Арина, хитренько выпытывает у падчерицы, как это она, что ей ни прикажи, за троих делает:

— Другая бы зачахла, а ты вон какая королевишна, на щеках свет-заря горит. Али помогает кто.

Не потаила Алёнушка, призналась, что раным-рано, ещё до свету, позовёт Зарю-Заряницу, та ей и помогает. А что щёки как заря горят, так каждое утро Зарю-Заряницу встречает, как им алым не быть.

Раззавидовалась мачеха, на другое же утро провожает дочку Аннушку в поле ни свет ни заря. Одела её потеплее, обула, наказывает:

— Придёшь, крикнешь Зарю-Заряницу, чтобы помогла тебе, да сама-то не майся, не надрывайся, а только гляди на неё, щечки и у тебя будут алее зари. На ломоток пирога, ступай.

Пришла Аннушка на свою полоску и – вот беда! – спать захотелось. Углядела стожок в сторонке, дай, думает, посижу там да вздремну, а потом и Зарю-Заряницу кликну.

Посидела, умяла весь пирог без остатка и уснула. Солнышко уж ей в рот заглядывать стало, она и проснулась. Проспала Зарю-Заряницу.

На другое утро Аннушка умнее была, дождалась, как небо залазоревело, и Зарю-Заряницу кликнула. Вывела Заря-Заряница Красное Солнышко и к Аннушке.

— На вот серп, жни, мамка наказывала, — говорит ей Аннушка, — тебе легче сгибаться. Да чего ты каким-то пологом завесилась? Дай я на тебя погляжу, чтобы щёки у меня алее Алёнкиных были. — И сорвала завесу, с туманом схожую.

Как огнём Заря-Заряница полыхнула, опять в туман завернулась и пропала.

Промигивается Аннушка, ничего не видит. Так и ослепла.

Сослепу в лес забрела, чуть нашли.

Жива и сейчас Аннушка. Зрячей была, никакому делу не выучилась, слепой и вовсе ничего делать не хочет. Так и доживает свой век лентяйкой.

Заговор от детской бессонницы

В восточнославянских заговорах от детской бессонницы “зарю-заряницу, красную девицу” просят забрать у ребенка (Образ Души) крик и вернуть ему сон. В заговорах к зорям обращались по имени, называя вечернюю Маремьяной, а утреннюю Марией.

Почитание сил Природы испокон веков было одной из важнейших основ Родноверия. Предки наши зрели Божественное повсюду – в Солнце и Луне, Огне и Воде, Матери-Земле и Небесных Молниях… Чтили они и Зарю Заряницу, сестру Трисветлого Солнца, славили её и просили о помощи – как и всех прочих Богов и Богинь. О почитании Зари в славянской традиционной культуре, а также – о её месте в мировидении наших Пращуров, о представлениях с ней связанных, и пойдёт речь в этой небольшой работе.

Обе они – сёстры Солнца; Утренняя Заря выводит на небесный свод его белых коней, а Вечерняя Заря на закате принимает их. Однако Предки наши почитали Утреннюю Зарю намного больше, чем Вечернюю; потому и эта статья посвящена, по преимуществу, именно ей.

Согласно традиционным славянским представлениям, Заря – возлюбленная Месяца, что подтверждается фольклорными текстами. В русской колядке поётся:

Читайте также:

      

  • Другая женщина краткое содержание
  •   

  • Аналитическая справка по итогам конкурса математических уголков в доу
  •   

  • Медиативная служба в школе специфика функционирования история становления
  •   

  • Некрасов детство краткое содержание для читательского дневника
  •   

  • Врун из тридевятого царства краткое содержание

Содержание

  1. Александрова «Русский родной язык» 4 класс с. 30, 31
  2. «Красна сказка складом, а песня ладом»
  3. Значение слова «полымя»
  4. полымя
  5. Фразеологизмы и устойчивые сочетания
  6. Делаем Карту слов лучше вместе

Александрова «Русский родной язык» 4 класс с. 30, 31

14. Сделайте в тетради такую же таблицу. Распределите эпитеты по группам. Какие слова не вошли ни в одну из групп? Что можно описать с помощью этих эпитетов?

В таблицу не вошли эпитеты: тёплая, нежная, робкая, ясная, немеркнущая, тихая.

С помощью этих эпитетов можно описать чувства к дорогому человеку, описать маму, плед, звезды, ночь.

Составь несколько предложений о заре, используя эти эпитеты.

На горизонте медленно разгоралась алая, пламенная заря.

Небо осветила нежная розовая заря.

15. Объясни значение выражений. Запиши в тетрадь.

Вставать ни свет ни заря — встать очень рано до рассвета, когда небо еще черное.

Работать от зари до зари — работать с раннего утра до позднего вечера, пока на небе есть солнце.

Вставать с зарёй — вставать очень рано, когда небо только начинает светлеть.

16. Прочитай фрагмент русской народной сказки «Заря-Заряница». Как в сказке указано на различие утренней и вечерней зари? Как Заря-Заряница помогала Алёне?

Когда наступает утренняя заря, облака полыхнут полымем. А с вечерней зарёй лес темнее становится и небо тоже.

Заря-Заряница очень рано освещала полоску на поле для Алёнки, чтобы девочке могла пораньше приступить к работе и успеть ее выполнить в срок. Ещё Заря-Заряница приходила к Алёнке и выполняла работу вместе с ней.

Найди в тексте и выпиши несколько постоянных эпитетов.

Белые ручки, тёмный лес, красное солнышко.

Как ты понимаешь выделенные выражения?

Облачка полыхнут полымем — облака постепенно становятся ярко-алыми, как будто они горят.

На щеках будто заря горит — щеки румяные алые, как утренняя заря.

Здесь вы найдете ссылки на ответы к остальным заданиям из учебника «Русский родной язык» Александровой.

Источник

«Красна сказка складом, а песня ладом»

Родной язык 4класс :«Красна сказка складом, а песня ладом» Пятое октября Классная работа Красна сказка складом, а песня ладом

Вспомните, что такое эпитеты, мы изучали на литературном чтении. Для чего нужны эпитеты? (ответы учащихся) Эпи́тет (от др.-греч. ἐπίθετον «приложенное») — определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения. Не имея в теории литературы определённого положения, название « эпитет » прилагается приблизительно к тем явлениям , которые в синтаксисе называются определением, в этимологии — прилагательным; но совпадение это только частичное.(для ознакомления) — А теперь запишем: Эпитет — это образное, художественное определение . Эпитет выразительно описывает признак предмета, его качество или свойство. Задача эпитета — создать яркий образ. ( Чаще всего в качестве эпитетов используют прилагательные («белоснежная зима»). Но эпитетом может быть и наречие («горячо спорить»), и существительное («собака Калин-царь»), и числительное («первый ученик»). Упражнение 1. (выписать эпитеты) . Работа с картинами сказочных героев – устно подобрать эпитеты. с.21 . Добрый молодец, красная девица, ясный сокол, наливное яблоко, лихо одноглазое, Кощей бессмертный, Баба-яга — костяная нога, змей двенадцатиголовый. Ответ на вопрос: ответы детей.( Именно образы отрицательных героев сопровождаются многообразными эпитетами, чтобы узнать больше недостатков у отрицательных героев) Упражнение 2.( изменяя окончания) Лютый враг, лютая зима, горючий утёс (камень), буйный ветер (гром, конь, стрелец) , буйная голова(буйну голову повесил),богатырский конь (дух), тугие луки , чист поле ,белокаменная Москва, несметное богатство. ?с.22 Добрый – делающий добро другим, благожелательный, обладающий мягким характером, расположенный к людям, отзывчивый, исполненный доброты, сочувствия к ним, готовности помочь. Словарь Ожегова : добрый человек — делающий добро другим доброе имя — безукоризненный , честный добрый знакомый — дружески близкий , милый доброе здоровье — пожелание благополучия В добрый путь пожелание отъезжающему , а также ( перен . ) пожелание успеха в каком — н ибудь начинании. В добрый час ! — Пожелание удачи . Будьте добры — Пожалуйста ( форма вежливого обращения с просьбой ).

Упражнение 4 (устно) Добрый конь — «Сивка-бурка», «Иван-царевич и Серый волк», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч». Люди добрые — « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Добрый товар – « Колобок », « Репка»

Доброе место — «Три Медведя», «Гуси-лебеди» Доброе дело — «Каша из топора», «Маша и медведь» , «Снегурочка», « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях ». Упражнение 5 . Дети составляют устно и лучшие предложения записывают в тетрадь . ( Я пришёл доброго коня у тебя попросить. Пойдём к морю, доброго коня добудем. Очнулся добрый молодец , глядь – прилетела в сад огромная птица ! Сел добрый молодец на коня, да и в дорогу тронулся. Я стараюсь всех благодарить даже за просто сказанное доброе слово . Любил князь, ох любил доброе слово о себе . Её лицо мгновенно разгладилось и осветилось доброй улыбкой . Соседи добрые улыбки дарят. Бойся нарушить свой долг – этим навсегда потеряешь доброе имя . Он готов был на все, чтобы защитить своё доброе имя. С добрым утром милый город, город славы боевой. С добрым утром , сынок! Попрощался со всеми знакомыми и друзьями, да отправился в добрый путь . Удачи нам всем – и в добрый путь !)
Беседа по картине И.И.Левитана «Тропинка в лиственном лесу» с.23 Упражнение 6. Чтение текста. Тропа лесная, длинная, дорожка любимая, каменистая, тропинка извилистая, узкая, стёжка добрая, родная . с.23 Устно. Толковый словарь : Доброжелательный — желающий добра. добродушный — добрый и мягкий по характеру, добросовестный — честный, выполняющий свои обязательства, д обросердечный — обладающий добрым сердцем, ласковый, участливый, добродетельный — высоконравственный , добропорядочный — приличный, достойный одобрения, добронравный — устар. отличающийся скромным поведением, кротким нравом. Прочитать объяснения с.25 . Упражнение 7. Записать: Добросердечный приветливый, добродушный –душевный, доброжелательный незлобливый, добросовестный старательный, добродетельный высоконравственный. Упражнение 8. Устно. Добросердечный город – в этом городе живут люди обладающие доброе сердце, ласковые, учтивые, выражающие доброту, сочувствие и встречают с доброй улыбкой. Мудрость в пословицах. Прочитать и объяснить их смысл. 1. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. Если ты скажешь человеку приятное, то тебе это не раз вернется. 2. Когда ты попал в беду, тебе невыносимо плохо, так как нужно выбираться из беды, а родня, друзья, хорошие знакомые в этот момент отвернулись от тебя ( такое бывает и это очень больно ), то внезапно появляется человек , который тебе и не приходится ни кем, но он протягивает тебе руку помощи, как самый. 3.Чем больше хороших дел ты совершишь, тем лучше ты станешь. Делай больше добрых, хороших поступков. 4. Человек, не делающий другим добра , сам не получает добра взамен.

Д/з с.22 упр.3 (написать сообщение) В русском фольклоре выражение -добрый молодец, применялось не в только в том понятии, что именно добрый к людям или к животным, например, а в более широком значении.

Добрым молодцем называли человека чаще всего молодого (ну по крайней мере не очень возрастного), красивого, физически сильного, хорошо гармонически сложенного,умного и смекалистого, смелого, умелого, умеющего постоять за себя, за своих близких, за свой народ и вообще за свой край, потому как добрыми молодцами часто нарекали былинных богатырей, таких как Илья Муромец или Добрыня Никитич и так далее.

Кроме всего прочего, добрый молодей обязательно должен был побеждать всевозможных врагов, а также нечистую силу, быть хорошим семьянином и так далее и тому подобное.

Выражаю только лишь свой личный взгляд на такое понятие в русском фольклоре, как -добрый молодец.

Родной язык 4класс :«Красна сказка складом, а песня ладом» Двенадцатое октября Классная работа Красна сказка складом, а песня ладом

Беседа по картине И.И.Левитана «Тропинка в лиственном лесу» с.23 Упражнение 6. Чтение текста. Тропа лесная, длинная, дорожка любимая, каменистая, тропинка извилистая, узкая, стёжка добрая, родная . с.23 Устно. Толковый словарь : Доброжелательный — желающий добра. добродушный — добрый и мягкий по характеру, добросовестный — честный, выполняющий свои обязательства, д обросердечный — обладающий добрым сердцем, ласковый, участливый, добродетельный — высоконравственный , добропорядочный — приличный, достойный одобрения, добронравный — устар. отличающийся скромным поведением, кротким нравом. Прочитать объяснения с.25 . Упражнение 7. Записать: Добросердечный приветливый, добродушный –душевный, доброжелательный незлобливый, добросовестный старательный, добродетельный высоконравственный. Упражнение 8. Устно. Добросердечный город – в этом городе живут люди обладающие добрым сердцем, ласковые, учтивые, выражающие доброту, сочувствие и встречают гостей, друзей с доброй улыбкой.

Д/з с.25 Мудрость в пословицах. Прочитать и объяснить их смысл. Одну из пословиц записать и объяснить письменно её смысл. 1. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. Если ты скажешь человеку приятное, то тебе это не раз вернется. 2. Когда ты попал в беду, тебе невыносимо плохо, так как нужно выбираться из беды, а родня, друзья, хорошие знакомые в этот момент отвернулись от тебя ( такое бывает и это очень больно ), то внезапно появляется человек , который тебе и не приходится ни кем, но он протягивает тебе руку помощи, как самый. 3.Чем больше хороших дел ты совершишь, тем лучше ты станешь. Делай больше добрых, хороших поступков. 4. Человек, не делающий другим добра , сам не получает добра взамен.

Родной язык 4класс :«Красна сказка складом, а песня ладом» Девятнадцатое октября Классная работа Красна сказка складом, а песня ладом

Продолжаем работать над темой прошлого урока. – А как называется раздел над которым мы работали прошлые уроки?

Упражнение 9 (работаем по заданию учебника) Тема: Синее море. Русский вариант: «Негостеприимное море», «Гостеприимное море», «Русское море», «Синее море». Название сказок: «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкин, « Сказка о царе Салтане….», «Русалочка» Г.Х.Андерсен, русская народная сказка «Садко», К .Чуковский «Путаница». с.28 Из истории языка и культуры Упражнение 11. Птичка-невеличка, пташка вольная. с.29 толковый словарь прочитать обозначение слова Заря. Упражнение 11. Птичка-невеличка, пташка вольная. Упражнение 13. Выполняем по заданию учебника. Зарянка- птичка зорька Записываем эпитеты: Зорькина песня; искры яркие, неуловимые; сыпкая, нехитрая, свежая, обновляющая песня. Упражнение 14 цвет время появления алая весенняя багряная вечерняя бледная вешняя (весенняя) золотистая угасающая красная поздняя огненная утренняя пламенная ранняя пунцовая летняя пурпурная нежная пылающая робкая румяная ясная , немеркнущая ,тихая, осенняя Алая заря всегда привлекала внимание художников . Заря переливалась разными оттенками пурпурного цвета. Поздняя заря особенная . Красная заря бывает утренней и вечерней. Летняя румяная заря приходит раньше, чем весенняя. Вечерняя заря полыхала необычными огненными оттенками и вызывала тревогу. Упражнение 15. Вставать ни свет ни заря — очень рано утром, работать от зари до зари –много работать , вставать с зарёй – очень рано. Упражнение 16. с.32 Толковый словарь Полымя. («Постоянный эпитет» говорит о том, что такие эпитеты вместе употребляются с определяемыми словами, например, «крылатая фраза», «мишка косолапый», «добрый молодец»). Белые ручки, красное солнышко, вечерняя заря, тёмный лес, заря горит. Облачка полыхнут полымем – облачка яркие или цвета пламени – красно-жёлтый; на щеках будто заря горит – красивая (щёки покраснели, появился румянец)

Д/з с.27 упражнение 10,12( выполнить по заданию учебника) 10.
Красно солнце, месяц круглолицый, светлоокий, ясный, сине море, ветер буйный,

речка тихоструйная, тьма печальная. 12.

Удивительная маленькая птичка! Те, кто в сплетении веток сумеют разглядеть серенького певца, сначала ощущают некоторое разочарование, ведь у замечательного певуна такая скромная внешность!

Но потом забываешь обо всем. Слушаешь и слушаешь завораживающие соловьиные трели. В этой песне звучит весна, любовь, слышится радостное восхищение жизнью. Чаще всего эти звуки сравнивают со звучанием серебряных колокольчиков. Но, как всякое сравнение, оно бедно и не может передать все замечательное разнообразие соловьиных трелей.

Те из горожан, кому удается весной и в начале лета услышать соловья, вспоминают об этом еще очень долго, как о какой-то сокровенной, доверенной только им тайне.

Вот защёлкал чародей леса – соловей. И кажется, будто притихший лес только и ждал первой трели. Ожило, затрепетало ,заговорило каждое деревце.

Недаром о соловье говорят: «В лесном оркестре он первая скрипка – самая трепетная, самая звонкая и самая нежная».

А на вид он скромен и неприметен: маленький, серенький, с длинным хвостом и большим, немного грустными глазами.

Источник

Значение слова «полымя»

ПО́ЛЫМЯ (им. и вин.), твор. по́лымем, другие падежи не употр., ср. Трад.-поэт. и народно-поэт. Пламя. Где-то на краю [деревни] занялось полымя — загорелся стог или изба. Фадеев, Разгром. Багровое Взметнулось полымя Над рокотом аэродрома. Мартынов, Голуби. [Аксинья] жгла его полымем черных глаз. Шолохов, Тихий Дон.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ПО’ЛЫМЯ (им. и в.), тв. по́лымем, другие падежи не употр., мн. нет, ср. (обл.). Пламя. Ярким полымем заря вспыхнула. А. Кольцов. ◊

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

полымя

1. устар. то же, что пламя ◆ Из о́гня́ да в по́лымя́

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова гэмблинг (существительное):

Источник

  • Предмет: Русский язык
  • Автор: irena0614381
  • Вопрос задан 4 месяца назад

<

>

прочитай фрагмент русской народной сказки Заря Зарница как в сказке указано в различии утренней и вечерней зари как Заря Зарница помогала алёнки ​


Аноним:
Сейчас нужно

Аноним:
Еееей

Аноним:
Отьветьте

irena0614381:
уже всё, спасибо

Ответы

Ответ дал: SAM0407





3

Ответ:

Заря Зарница помогла Алене

я делал эту домку

Объяснение:

Похожие вопросы

Алгебра

4 месяца назад

Найдите значение подынтегральной функции при значении аргумента равного (-2). ∫(4/x+x^4)dx.

Алгебра

4 месяца назад

Срочно помогите пожалуйста ​

История

4 месяца назад

Які форми здобуття освіти існували в україні в 16 столітті ?​

Физика

4 месяца назад

Автомобиль начинает движение из состояния покоя. Какой путь пройдет автомобиль за четыре секунды, Двигаясь с ускорением 3,5м/с^2.​

Математика

5 лет назад

Помогите округлить до десятых прошу срочно очень

Математика

5 лет назад

Помогите пожалуйста
У Пети было в 3 раза больше шариков, чем у Димы. На день рождения Петя подарил Диме 11 шариков, теперь шариков у Димы стало больше.
Пусть x-количество шариков у Пети.
Тогда

Математика

6 лет назад

В три школы привезли 180 парт. В 68 парт, а во вторую на 31 парту меньше,чем в первую. Сколько парт привезли в третью школу?

Математика

6 лет назад

кратное число к 0.75 и 1.25

Формы и средства контроля планируемых результатов

учебного предмета « Родной язык(русский)», 4 класс

Контрольноизмерительный материал

Контрольная работа № 1

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее.

Тема: Красна сказка складом, а песняладом.

1. Прочитайте фрагмент русской народной сказки « ЗаряЗаряница».

Жила в одной деревне тётка Арина с дочкой Аннушкой да с падчерицей

Алёнкой. Дочку Арина холила, никаким делом белых ручек её не трудила, а

падчерицу ни свет ни заря в поле посылает, сунет кусок хлеба, и беги. То

велит полосу ржи до полден выжать, то лен вытеребить, а не сделаешь

битой быть.

И вот бежит Алёнка, ей под ногами чуть тропку видно. Выйдет в поле, а

там еще темнымтемно. В тишине пробирается к своей полосе. И думает

Алёнка, ни за что ей и нынче с наказом мачехи не управиться. А потом

скажет: «ЗаряЗаряница, посвети на мою полосоньку. Коли не успею к сроку

работушку кончить, изобьет меня мачеха…» Только она это выговорит, тут

же прояснеет над тёмным лесом, облачка полыхнут пОлымем. Малость

подождёт Аленка, и ЗаряЗаряница Красное Солнышко выведет. Выведет и

пустит по небу, пока не дойдёт до сестрицы её Вечерней Зари. А как

выведет, до утра ей и делать нечего. «Дайка, скажет, гляну, много ли

нынче Алёнушке потрудиться надо». Закутается туманом и долами к её

полоске проберётся. Пожалеет бедняжку:

Не помочь ли тебе, Алёнушка?

Аленушка в пояс ей поклонится:

Помоги, ЗаряЗаряница, вдвоём скорее дело пойдёт.

Как сделают, что мачеха наказывала, Алёнушка лугами, долами до

тёмного лесу ЗарюЗаряницу проводит.

Видит мачеха, какое дело ни накажи падчерице, вовремя сделает, да так,

что глядеть любо. И ещё больше тому дивится, что с каждым днём краше

Аленка делается, на щеках будто заря горит.

2. Найдите в тексте и выпишите несколько постоянных эпитетов:

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

3. Как в сказке указано на различие утренней зари?

_____________________________________________________

4. Как Заря – Заряница помогала Алёнке?

________________________________________________

5. Как ты понимаешь выделенные выражения в тексте?

облачка полыхнут пОлымем___________________________________

на щеках будто заря горит__________________________________

6. Слово «заря» означает свечение неба перед восходом и после заката

  • Прочитай фрагмент повести сказки виталия георгиевича королевство кривых зеркал ответы на вопросы
  • Прочитай выбери предложения из сказки лиса и заяц расположи эти предложения
  • Прочитай впиши пропущенные имена героев сказки а толстого золотой ключик или приключения буратино
  • Прочитай волшебную сказку легенду своего народа подбери к ней музыкальный ряд
  • Прочитай в творческой тетради рассказ паустовского струна что помогло музыканту довести до конца