Прочитай фрагмент русской народной сказки заря заряница найди эпитеты постоянные

Формы 
и  средства  контроля  планируемых  результатов

учебного
предмета  « Родной язык
(русский)», 4 класс

Контрольно-измерительный
материал

Контрольная
работа № 1

Раздел 1. Русский
язык: прошлое и настоящее.

Тема: Красна
сказка складом, а песня- ладом.

1.     Прочитайте фрагмент русской
народной сказки « Заря-Заряница».

   Жила  в одной деревне тётка Арина с дочкой Аннушкой да с
падчерицей Алёнкой. Дочку Арина холила, никаким делом белых ручек её не
трудила, а падчерицу ни свет ни заря в поле посылает, сунет кусок хлеба, и
беги. То велит полосу ржи до полден выжать, то лен вытеребить, а не сделаешь —
битой быть.

     И вот бежит Алёнка, ей под ногами чуть тропку видно. Выйдет в
поле, а там еще темным-темно. В тишине пробирается к своей полосе. И думает
Алёнка, ни за что ей и нынче с наказом мачехи не управиться. А потом скажет: «Заря-Заряница,
посвети на мою полосоньку. Коли не успею к сроку работушку кончить, изобьет
меня мачеха…» Только она это выговорит, тут же прояснеет над тёмным лесом, облачка
полыхнут пОлымем
. Малость подождёт Аленка, и Заря-Заряница Красное Солнышко
выведет. Выведет и пустит по небу, пока не дойдёт до сестрицы её – Вечерней
Зари. А как выведет, до утра ей и делать нечего. «Дай-ка, — скажет, —
гляну, много ли нынче Алёнушке потрудиться надо». Закутается туманом и
долами к её полоске проберётся. Пожалеет бедняжку:

 — Не помочь ли тебе, Алёнушка?

   Аленушка в пояс ей поклонится:

 — Помоги, Заря-Заряница, вдвоём скорее дело пойдёт.

     Как сделают, что мачеха наказывала, Алёнушка лугами, долами
до тёмного лесу Зарю-Заряницу проводит.

     Видит мачеха, какое дело ни накажи падчерице, вовремя
сделает, да так, что глядеть любо. И ещё больше тому дивится, что с каждым днём
краше Аленка делается, на щеках будто заря горит.

2.    
Найдите в тексте и
выпишите несколько постоянных эпитетов:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.    
Как в сказке
указано на различие утренней зари?

_____________________________________________________

4.    
Как Заря – Заряница
помогала Алёнке?

________________________________________________

5.    
Как ты понимаешь
выделенные выражения в тексте?

облачка
полыхнут пОлымем___________________________________

на щеках
будто заря горит__________________________________

6.    
Слово «заря»  означает свечение неба перед восходом и после
заката солнца, вызываемое отражением солнечных лучей от верхних слоёв
атмосферы. Объясните значение выражений. Запишите:

Вставать ни свет ни
заря______________________________

Работать от зари до
зари___________________________

Вставать с
зарёй_______________________________

Контрольная
работа № 2

Раздел 1. Русский
язык: прошлое и настоящее.

Тема: Язык языку
весть подаёт.

Ф.И. уч-ся
_________________________________

Дата:__________________

Тема: Слово и его лексическое значение

1. Замени данные словосочетания
словом-синонимом.

плод
дуба –_________________
водитель автомобиля – ___________________
очень тихий разговор – ______________________

2. Узнай словарное слово по
лексическому значению и запиши его.

а)
обозначение, название места, где кто-либо живёт, а также надпись на конверте,  посылке
______________________

б)
транспортное средство, специально оборудованное для перевозки пассажиров и
грузов по рельсовым путям
____________________

в)
помещение на вокзале, где можно приобрести билет
________________

г)
упакованные вещи, которые берёт с собой в дорогу пассажир
___________

3. Впиши пропущенные слова-антонимы в
рассказ о мальчиках.

Петя и Коля

Живут
в нашем доме два одноклассника — Петя и Коля. Они давно дружат, хотя эти
мальчики совсем разные. Петя разговорчивый, весёлый, а Коля ____________________
 и нередко _________________. Петя берётся за дело энергично, делает
его быстро, а Коля, наоборот, ________________. Вот однажды вышли приятели
во двор, сели на скамеечку.
— Как тепло сегодня! – сказал Петя.
— Нет, – возразил Коля, — сегодня _________________.

4.  Замени выражения одним
глаголом.

клевать носом – ________________
зарубить на носу – ______________

дать стрекача
– __________________

ломать голову – _____________________
воды в рот набрать – ___________________

5.
Подчеркнуть устаревшие слова:

Глаза, очи, холод,
хлад, ворота, врата, берег, брег, дерево, древо, голос, глас, сторож, страж.

6. Прочитать. Зачеркнуть лишнее слово в
каждой группе слов ( к другим словам подобрать общее название):

Автомобиль,
трамвай, трактор, телевизор  ___________________

Суффикс,
подлежащее, окончание, приставка_________________

Гитара, скрипка,
музыка, балалайка___________________

Молоток, чайник,
топор, клещи, лопата_________________

Жёлтый, золотой,
лимонный, янтарный, горький_________________

7.
Прочитать текст, вставить пропущенные буквы, в скобках написать проверочные
слова. Подчеркнуть в тексте сравнения и слова, употреблённые в переносном
значении:

  В
необыкновенной   т___шине(________) зар___ждается ( _______) рассвет. Небо на
в___стоке   з___л___неет ( _______________, __________________). Г__лубым 
хруст___лём (_____________) загорается на заре Венера. Это лучшее время суток.
Ещё всё спит. Спит в___да ( ___________), спят кувшинки, спят рыбы. Спят птицы.
Только совы  л___тают около  к__стра медленно и бесшумно, как комья белого
пуха.

Контрольная
работа № 3

Раздел 3. Секреты
речи и текста.

Тема: Секреты речи
и текста.

1. Прочитайте рассказ. Выделите смысловые части V

Кто хозяин?

Большой черный бродячий пес
отзывался на кличку Жук.
У Жука была больная
лапа. Илья и Ваня стали ухаживать за не­
счастным псом.
Каждый из них хотел быть хозяином Жука.
Однажды
осенью мальчики с собакой гуляли по лесу. Вдруг раздался яростный лай. Из
кустов малинника выскочили две овч
арки
и повалили Жука.
Ваня мгновенно влез
на дерево. Илья схватил длинную палку,
бросился
защищать Жука. Прибежал местный лесник и прогнал
озверевших овчарок. Лесник
поинтересовался хозяином Жука. Илья сказал, что это его собака. Ваня
промолчал.                                                                                         (По
В. Осеевой.)

2.Составьте план и запишите его.

План.

1._______________________

2._______________________

3._______________________

4._______________________
3. А)Напишите главную мысль рассказа В.Осеевой « Кто хозяин?»

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б)Как ты думаешь,
чему учит
рассказ?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Ответьте  на вопросы текста.
Почему Илья и Ваня ухаживали за Жуком?

_________________________________________________________________________

Чего хотел каждый из
мальчиков?

_______________________________________________________________________

Что случилось
однажды в лесу?

_______________________________________________________________________

Как повели себя
мальчики?

_____________________________________________________________________

Почему Ваня не стал
спорить, когда Илья назвал себя хозяином собаки?

___________________________________________________________________

Кто из мальчиков
поступил
как настоящий хозяин
собаки?

________________________________________________________________

5. Выберите и
подчеркните, какие из пословиц подходят к рассказу В.Осеевой 
« Кто хозяин?»

Большая заслуга — выручить в беде друга.

Смелый
там найдёт, где добрый потеряет.

Дорога помощь вовремя.

Кто дрожит, тот и бежит.

Сделав добро, не
хвались.

За друга умей постоять.

Ответы:

1.

Кто хозяин?

Большой черный бродячий пес
отзывался на кличку Жук.
У Жука была больная
лапа. Илья и Ваня стали ухаживать за не­
счастным псом.
Каждый из них хотел быть хозяином Жука.

Однажды осенью мальчики с
собакой гуляли по лесу. Вдруг раздался яростный лай. Из кустов малинника
выскочили две овч
арки и повалили Жука.

Ваня мгновенно влез на дерево.
Илья схватил длинную палку,
бросился защищать
Жука. Прибежал местный лесник и прогнал
озверевших
овчарок.

Лесник поинтересовался хозяином
Жука. Илья сказал, что это его собака. Ваня
промолчал.                                                                                                 
(По В. Осеевой.)

2. Примерный план

1 . Мальчики и Жук.

2. Овчарки и Жук.

3. Илья защищает Жука.

4. Хозяин Жука.

3.А)Главная мысль рассказа «Кто хозяин?» заключается в том, что
истинным хозяином домашнего животного может считаться только
тот, кто готов нести за него ответственность и приходить к домашнему питомцу на
помощь. 

Б)Рассказ учит быть
заботливым и ответственным по отношению к братьям нашим меньшим.

4.Вопросы к тексту.

Почему Илья и Ваня ухаживали за Жуком?

У Жука была больная лапа.

Чего хотел каждый из мальчиков?

Каждый из них хотел быть хозяином Жука.

Что случилось однажды в лесу?

Однажды осенью в лесу из кустов малинника выскочили две
овч
арки и повалили Жука.

Как повели себя мальчики?

Ваня мгновенно влез на дерево. Илья схватил длинную
палку,
бросился защищать Жука.

Почему Ваня не стал спорить, когда Илья назвал себя
хозяином собаки?

Ваня оказался трусом. Он фактически оставил Жука
на растерзание овчаркам.

Кто из мальчиков поступил как настоящий хозяин собаки?  

Илья поступил как настоящий хозяин собаки.  В минуту опасности он, не раздумывая, бросился
помогать собаке Жуку, нисколько не испугавшись огромных овчарок.

5. Выберите и подчеркните, какие из пословиц подходят к рассказу
В.Осеевой 
« Кто хозяин?»

Большая заслуга — выручить в беде друга.

Смелый
там найдёт, где добрый потеряет.

Дорога помощь вовремя.

Кто дрожит, тот и бежит.

Сделав добро, не
хвались.

За друга умей постоять.

Мини-сочинение

Раздел 2. Язык в
действии.

Тема: Можно ли про
одно и тоже сказать по-разному?

(по
материалам учебника « Русский родной язык», 4 класс, /О.М.Александрова и др./
М.: Просвещение, 2020 г., стр.64-67)

Обновлено: 10.01.2023

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Книга была куплена для чтения 9 месячному сыну. Одновременно с «Заря-заряницей» читаем «Радуга-дуга», «Болтали 2 сороки». Рисунки в «Зарянице» ребенка вообще никак не впечатлили. Надеюсь, через год,восприятие измениться, будем читать загадки(они тоже присутствуют в содержании). А в целом, книга хорошая и качество печати отличное. Стоит своих денег. Не скажу, что ее стоит обязательно купить, но разбавить «Радугу-Дугу» и «Болтали 2 сороки» очень даже рекомендую.

Отличная книжка для деток с рождения. Моей дочке(2,5 года)очень нравятся и картинки и стишки, но была бы у нас эта книга немного пораньше думаю восторгов было бы не меньше.
Печать произвела на меня такое впечатление: что все немного засветили, подслеповата, могло бы быть и ярче и контрастнее, сами картинки это предполагают. Но даже так иллюстрации вполне внятные и радующие!

10 из 10! Небольшой удобный сборник песенок, потешек, загадок, отличная подборка, добрые тексты. Обычно я не покупаю книги издательства Амфора, т.к. они представляют собой малоформатные переиздания популярных книг, зачастую с тусклыми иллюстрациями. А тут такие яркие краски! Иллюстрации Бориса Калаушина бесподобны. В этой книге привлекло все: тексты, отличные иллюстрации для детей, плотная белая бумага. Недостаток: книжка маленькая, обложка ТЯЖЕЛЕЕ самой книги. Объединила эту книгу с 3мя книжками с иллюстрациями Васнецова. Чтобы не носить с собой лишние тяжелые обложки, я попросила в типографском центре снять обложки и сшить 4 книги в одну (обложка прозрачная). Получилась отличная книга, которую мы с удовольствием берем в поездки.

В таблицу не вошли эпитеты: тёплая, нежная, робкая, ясная, немеркнущая, тихая.

С помощью этих эпитетов можно описать чувства к дорогому человеку, описать маму, плед, звезды, ночь.

Составь несколько предложений о заре, используя эти эпитеты.

На горизонте медленно разгоралась алая, пламенная заря.

Небо осветила нежная розовая заря.

15. Объясни значение выражений. Запиши в тетрадь.

Вставать ни свет ни заря — встать очень рано до рассвета, когда небо еще черное.

Работать от зари до зари — работать с раннего утра до позднего вечера, пока на небе есть солнце.

Вставать с зарёй — вставать очень рано, когда небо только начинает светлеть.

СТРАНИЦА 31

16. Прочитай фрагмент русской народной сказки «Заря-Заряница». Как в сказке указано на различие утренней и вечерней зари? Как Заря-Заряница помогала Алёне?

Когда наступает утренняя заря, облака полыхнут полымем. А с вечерней зарёй лес темнее становится и небо тоже.

Заря-Заряница очень рано освещала полоску на поле для Алёнки, чтобы девочке могла пораньше приступить к работе и успеть ее выполнить в срок. Ещё Заря-Заряница приходила к Алёнке и выполняла работу вместе с ней.

Найди в тексте и выпиши несколько постоянных эпитетов.

Белые ручки, тёмный лес, красное солнышко.

Как ты понимаешь выделенные выражения?

Облачка полыхнут полымем — облака постепенно становятся ярко-алыми, как будто они горят.

На щеках будто заря горит — щеки румяные алые, как утренняя заря.

Мама и Свекровь — два Образа, сопровождающих почти каждую женщину на протяжении жизни.

Что они вносят в наши жизни?

Почему символически сменяют друг друга на нашем пути?

В русском фольклоре их называют Утренней Зарей (мама) и Вечерней (свекровь). Потому что мама закладывает в дочь фундамент (ее ценность), а свекровь дает невестке возможность научиться проявлять свои душевные качества, развивая свою значимость.

Ценность – это Жизненная сила, которая дает нам Здоровье, Материальное благополучие, Чувство безопасности и стабильности. Мама учит нас жить отключая болтовню ума и принимать положение вещей без оценки.

Чтобы почувствовать свою Ценность есть упражнение : на двадцать четыре часа попробуйте полное принятие всего, что бы ни происходило — отключите оценку происходящего. Если кто-то обижает вас, то примите это, не реагируйте — и посмотрите, что произойдет. Неожиданно вы почувствуете силу, текущую в вас, и которой вы прежде никогда не испытывали.

Значимость – это способность самостоятельно управлять своей жизнью, без стороннего вмешательства. Как на это влияет свекровь? Очень просто. Либо начинает нам палки в колёса вставлять, проверяя на вшивость, если пытаешься ей изо всех сил угождать, значит проверку завалила. Она будет издеваться еще изощреннее от раза к разу. Если в конфронтацию с ней вступаешь – тоже экзамен на сердечность не прошла. Почему они так себя ведут, эти свекрови?

Итак: Значимость – это независимость от мнения других. Это самодостаточность, а соответственно и неуязвимость.

То ли не доезжая Ардатова, то ли проехавши Горбатово, жила в одной деревне тётка Арина с дочкой Аннушкой да с падчерицей Алёнкой.

Дочку Арина холила, никаким делом белых ручек её не трудила, а падчерицу ни свет ни заря в поле посылает, сунет кусок хлеба, и беги. То велит полосу ржи до полден выжать, то лен вытеребить, а не сделаешь — битой быть.

— Не помочь ли тебе, Алёнушка?

Аленушка в пояс ей поклонится:

— Помоги, Заря-Заряница, вдвоём скорее дело пойдёт.

Как сделают, что мачеха наказывала, Алёнушка лугами, долами до тёмного лесу Зарю-Заряницу проводит.

Видит мачеха, какое дело ни накажи падчерице, вовремя сделает, да так, что глядеть любо. И ещё больше тому дивится, что с каждым днём краше Аленка делается, на щеках будто заря горит.

Навернётся жених, на Алёнушку глянет — сватается, а от её дочки – Аннушки – шарахается.

Кипит от злости Арина, хитренько выпытывает у падчерицы, как это она, что ей ни прикажи, за троих делает:

— Другая бы зачахла, а ты вон какая королевишна, на щеках свет-заря горит. Али помогает кто.

Не потаила Алёнушка, призналась, что раным-рано, ещё до свету, позовёт Зарю-Заряницу, та ей и помогает. А что щёки как заря горят, так каждое утро Зарю-Заряницу встречает, как им алым не быть.

Раззавидовалась мачеха, на другое же утро провожает дочку Аннушку в поле ни свет ни заря. Одела её потеплее, обула, наказывает:

— Придёшь, крикнешь Зарю-Заряницу, чтобы помогла тебе, да сама-то не майся, не надрывайся, а только гляди на неё, щечки и у тебя будут алее зари. На ломоток пирога, ступай.

Пришла Аннушка на свою полоску и – вот беда! – спать захотелось. Углядела стожок в сторонке, дай, думает, посижу там да вздремну, а потом и Зарю-Заряницу кликну.

Посидела, умяла весь пирог без остатка и уснула. Солнышко уж ей в рот заглядывать стало, она и проснулась. Проспала Зарю-Заряницу.

На другое утро Аннушка умнее была, дождалась, как небо залазоревело, и Зарю-Заряницу кликнула. Вывела Заря-Заряница Красное Солнышко и к Аннушке.

— На вот серп, жни, мамка наказывала, — говорит ей Аннушка, — тебе легче сгибаться. Да чего ты каким-то пологом завесилась? Дай я на тебя погляжу, чтобы щёки у меня алее Алёнкиных были. — И сорвала завесу, с туманом схожую.

Как огнём Заря-Заряница полыхнула, опять в туман завернулась и пропала.

Промигивается Аннушка, ничего не видит. Так и ослепла.

Сослепу в лес забрела, чуть нашли.

Жива и сейчас Аннушка. Зрячей была, никакому делу не выучилась, слепой и вовсе ничего делать не хочет. Так и доживает свой век лентяйкой.

Заговор от детской бессонницы

В восточнославянских заговорах от детской бессонницы “зарю-заряницу, красную девицу” просят забрать у ребенка (Образ Души) крик и вернуть ему сон. В заговорах к зорям обращались по имени, называя вечернюю Маремьяной, а утреннюю Марией.

Почитание сил Природы испокон веков было одной из важнейших основ Родноверия. Предки наши зрели Божественное повсюду – в Солнце и Луне, Огне и Воде, Матери-Земле и Небесных Молниях… Чтили они и Зарю Заряницу, сестру Трисветлого Солнца, славили её и просили о помощи – как и всех прочих Богов и Богинь. О почитании Зари в славянской традиционной культуре, а также – о её месте в мировидении наших Пращуров, о представлениях с ней связанных, и пойдёт речь в этой небольшой работе.

Обе они – сёстры Солнца; Утренняя Заря выводит на небесный свод его белых коней, а Вечерняя Заря на закате принимает их. Однако Предки наши почитали Утреннюю Зарю намного больше, чем Вечернюю; потому и эта статья посвящена, по преимуществу, именно ей.

Согласно традиционным славянским представлениям, Заря – возлюбленная Месяца, что подтверждается фольклорными текстами. В русской колядке поётся:

Читайте также:

      

  • Другая женщина краткое содержание
  •   

  • Аналитическая справка по итогам конкурса математических уголков в доу
  •   

  • Медиативная служба в школе специфика функционирования история становления
  •   

  • Некрасов детство краткое содержание для читательского дневника
  •   

  • Врун из тридевятого царства краткое содержание

Формы и средства контроля планируемых результатов

учебного предмета « Родной язык(русский)», 4 класс

Контрольноизмерительный материал

Контрольная работа № 1

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее.

Тема: Красна сказка складом, а песняладом.

1. Прочитайте фрагмент русской народной сказки « ЗаряЗаряница».

Жила в одной деревне тётка Арина с дочкой Аннушкой да с падчерицей

Алёнкой. Дочку Арина холила, никаким делом белых ручек её не трудила, а

падчерицу ни свет ни заря в поле посылает, сунет кусок хлеба, и беги. То

велит полосу ржи до полден выжать, то лен вытеребить, а не сделаешь

битой быть.

И вот бежит Алёнка, ей под ногами чуть тропку видно. Выйдет в поле, а

там еще темнымтемно. В тишине пробирается к своей полосе. И думает

Алёнка, ни за что ей и нынче с наказом мачехи не управиться. А потом

скажет: «ЗаряЗаряница, посвети на мою полосоньку. Коли не успею к сроку

работушку кончить, изобьет меня мачеха…» Только она это выговорит, тут

же прояснеет над тёмным лесом, облачка полыхнут пОлымем. Малость

подождёт Аленка, и ЗаряЗаряница Красное Солнышко выведет. Выведет и

пустит по небу, пока не дойдёт до сестрицы её Вечерней Зари. А как

выведет, до утра ей и делать нечего. «Дайка, скажет, гляну, много ли

нынче Алёнушке потрудиться надо». Закутается туманом и долами к её

полоске проберётся. Пожалеет бедняжку:

Не помочь ли тебе, Алёнушка?

Аленушка в пояс ей поклонится:

Помоги, ЗаряЗаряница, вдвоём скорее дело пойдёт.

Как сделают, что мачеха наказывала, Алёнушка лугами, долами до

тёмного лесу ЗарюЗаряницу проводит.

Видит мачеха, какое дело ни накажи падчерице, вовремя сделает, да так,

что глядеть любо. И ещё больше тому дивится, что с каждым днём краше

Аленка делается, на щеках будто заря горит.

2. Найдите в тексте и выпишите несколько постоянных эпитетов:

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

3. Как в сказке указано на различие утренней зари?

_____________________________________________________

4. Как Заря – Заряница помогала Алёнке?

________________________________________________

5. Как ты понимаешь выделенные выражения в тексте?

облачка полыхнут пОлымем___________________________________

на щеках будто заря горит__________________________________

6. Слово «заря» означает свечение неба перед восходом и после заката

Паспорт фонда оценочных средств

для проведения текущей и промежуточной аттестации

по предмету « Родной (русский) язык», 4 класс

Контрольная работа № 1

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее.

Тема: Красна сказка складом, а песня- ладом.

  1. Прочитайте фрагмент русской народной сказки « Заря-Заряница».

Жила в одной деревне тётка Арина с дочкой Аннушкой да с падчерицей Алёнкой. Дочку Арина холила, никаким делом белых ручек её не трудила, а падчерицу ни свет ни заря в поле посылает, сунет кусок хлеба, и беги. То велит полосу ржи до полден выжать, то лен вытеребить, а не сделаешь — битой быть.

И вот бежит Алёнка, ей под ногами чуть тропку видно. Выйдет в поле, а там еще темным-темно. В тишине пробирается к своей полосе. И думает Алёнка, ни за что ей и нынче с наказом мачехи не управиться. А потом скажет: «Заря-Заряница, посвети на мою полосоньку. Коли не успею к сроку работушку кончить, изобьет меня мачеха…» Только она это выговорит, тут же прояснеет над тёмным лесом, облачка полыхнут пОлымем. Малость подождёт Аленка, и Заря-Заряница Красное Солнышко выведет. Выведет и пустит по небу, пока не дойдёт до сестрицы её – Вечерней Зари. А как выведет, до утра ей и делать нечего. «Дай-ка, — скажет, — гляну, много ли нынче Алёнушке потрудиться надо». Закутается туманом и долами к её полоске проберётся. Пожалеет бедняжку:

 — Не помочь ли тебе, Алёнушка?

Аленушка в пояс ей поклонится:

 — Помоги, Заря-Заряница, вдвоём скорее дело пойдёт.

Как сделают, что мачеха наказывала, Алёнушка лугами, долами до тёмного лесу Зарю-Заряницу проводит.

Видит мачеха, какое дело ни накажи падчерице, вовремя сделает, да так, что глядеть любо. И ещё больше тому дивится, что с каждым днём краше Аленка делается, на щеках будто заря горит.

2.Найдите в тексте и выпишите несколько постоянных эпитетов:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Как в сказке указано на различие утренней зари?

_____________________________________________________

4.Как Заря – Заряница помогала Алёнке?

___________________________________________________________

5.Как ты понимаешь выделенные выражения в тексте?

облачка полыхнут пОлымем___________________________________

на щеках будто заря горит_____________________________________

6.Слово «заря» означает свечение неба перед восходом и после заката солнца, вызываемое отражением солнечных лучей от верхних слоёв атмосферы. Объясните значение выражений. Запишите:

Вставать ни свет ни заря______________________________

Работать от зари до зари______________________________

Вставать с зарёй_____________________________________

7. Замени данные словосочетания словом-синонимом.

плод дуба –________________________________
водитель автомобиля – ______________________
очень тихий разговор – ______________________

8. Узнай словарное слово по лексическому значению и запиши его.

а) обозначение, название места, где кто-либо живёт, а также надпись на конверте, посылке___________________________

б) транспортное средство, специально оборудованное для перевозки пассажиров и грузов по рельсовым путям _____________________________

в) помещение на вокзале, где можно приобрести билет__________________

г) упакованные вещи, которые берёт с собой в дорогу пассажир___________

9. Впиши пропущенные слова-антонимы в рассказ о мальчиках.

Петя и Коля

Живут в нашем доме два одноклассника — Петя и Коля. Они давно дружат, хотя эти мальчики совсем разные. Петя разговорчивый, весёлый, а Коля ____________________  и нередко _________________. Петя берётся за дело энергично, делает его быстро, а Коля, наоборот, ________________. Вот однажды вышли приятели во двор, сели на скамеечку.
— Как тепло сегодня! – сказал Петя.
— Нет, – возразил Коля, — сегодня _________________.

10.  Замени выражения одним глаголом.

клевать носом – ______________________
зарубить на носу – ____________________

дать стрекача – _______________________
ломать голову – ______________________
воды в рот набрать – __________________

Дополнительное задание

1.Диалог-___________________________________________________________

2. Монолог — ________________________________________________________

3. Запишите в два столбика словосочетания:

а) с прямым, б) с переносным значением.

Чистые помыслы, чистые руки; быстрая река, быстрый ум.

4. Напишите по 2 примера в каждую группу.

Омофоны (слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению) ____________________________________________________________

Омографы (слова, совпадающие по написанию, но различные по звучанию и значению) –___________________________________________________________

Омоформы (это разные слова, совпадающие в отдельных грамматических формах) –_____________________________________________________________

5. Закончите пословицы и поговорки.

Дело мастера … .__________________________________

Яблоко от яблони … .______________________________

6.Напиши типы текстов _______________________________________________

_____________________________________________________________________

7. Напиши стили речи_ ________________________________________________

_____________________________________________________________________

Контрольная работа № 2

Раздел 3. Секреты речи и текста.

Тема: Секреты речи и текста.

1. Прочитайте рассказ. Выделите смысловые части V

Кто хозяин?

Большой черный бродячий пес отзывался на кличку Жук. У Жука была больная лапа. Илья и Ваня стали ухаживать за не­счастным псом. Каждый из них хотел быть хозяином Жука. Однажды осенью мальчики с собакой гуляли по лесу. Вдруг раздался яростный лай. Из кустов малинника выскочили две овчарки и повалили Жука. Ваня мгновенно влез на дерево. Илья схватил длинную палку, бросился защищать Жука. Прибежал местный лесник и прогнал озверевших овчарок. Лесник поинтересовался хозяином Жука. Илья сказал, что это его собака. Ваня промолчал. (По В. Осеевой.)

2.Составьте план и запишите его.

План.

1._______________________

2._______________________

3._______________________

4._______________________
3. А)Напишите главную мысль рассказа В.Осеевой « Кто хозяин?»

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б)Как ты думаешь, чему учит рассказ?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Ответьте на вопросы текста.
Почему Илья и Ваня ухаживали за Жуком?

__________________________________________________________________

Чего хотел каждый из мальчиков?

________________________________________________________________________

Что случилось однажды в лесу?

________________________________________________________________________

Как повели себя мальчики?

______________________________________________________________________

Почему Ваня не стал спорить, когда Илья назвал себя хозяином собаки?

______________________________________________________________________

Кто из мальчиков поступил как настоящий хозяин собаки?

_______________________________________________________________________

6. Выберите и подчеркните, какие из пословиц подходят к рассказу В.Осеевой « Кто хозяин?»

Большая заслуга — выручить в беде друга.

Смелый там найдёт, где добрый потеряет.

Дорога помощь вовремя.

Кто дрожит, тот и бежит.

Сделав добро, не хвались.

За друга умей постоять.

7. Подчеркнуть устаревшие слова:

Глаза, очи, холод, хлад, ворота, врата, берег, брег, дерево, древо, голос, глас, сторож, страж.

8. Прочитать. Зачеркнуть лишнее слово в каждой группе слов ( к другим словам подобрать общее название):

Автомобиль, трамвай, трактор, телевизор _____________________

Суффикс, подлежащее, окончание, приставка___________________

Гитара, скрипка, музыка, балалайка____________________________

Молоток, чайник, топор, клещи, лопата_________________________

Жёлтый, золотой, лимонный, янтарный, горький_________________

9. Прочитать текст, вставить пропущенные буквы, в скобках написать проверочные слова. Подчеркнуть в тексте сравнения и слова, употреблённые в переносном значении:

В необыкновенной т___шине(________) зар___ждается ( _______) рассвет. Небо на в___стоке з___л___неет ( _______________, __________________). Г__лубым хруст___лём (_____________) загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. Ещё всё спит. Спит в___да ( ___________), спят кувшинки, спят рыбы. Спят птицы. Только совы л___тают около к__стра медленно и бесшумно, как комья белого пуха.

Дополнительное задание

1. Распределите выражения по группам.

Метафора (перенос значения слова по сходству)_____________________________________________________________________

Олицетворение (уподобление какого-либо предмета или явления живому существу) –_____________________________________________________________________

Сравнение (сопоставление одного предмета или явления с другим) –_____________________________________________________________________

отговорила роща золотая; яркий, как солнце; мёртвая тишина.

2. Составьте предложения.

река Клязьма, прохладной, лентой, вьётся, голубой

струи, ласково, перекатах, журчат, на, хрустальные

мелеть, последние, стала, за, река, но, годы

ливни, берега, размывают их, нужно, укрепить

кустарников, юные, вдоль, деревьев, тысячи, и, натуралисты, берегов, посадили

спокойны, но, берега, ребята, Клязьмы, за

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Расставьте предложения так, чтобы получился связный текст.

Находчивость.

__Тогда пастух привязал записку к ошейнику собаки и послал овчарку домой.

__Однажды пастух пас большое стадо овец в горах.

__Правильно говорят, что собака друг человека.

__Люди увидели собаку, прочитали записку и поспешили на помощь.

__Произошёл обвал и перегородил путь овцам.

__Овцы были спасены.

Ответы:

1.

Кто хозяин?

Большой черный бродячий пес отзывался на кличку Жук. У Жука была больная лапа. Илья и Ваня стали ухаживать за не­счастным псом. Каждый из них хотел быть хозяином Жука.

Однажды осенью мальчики с собакой гуляли по лесу. Вдруг раздался яростный лай. Из кустов малинника выскочили две овчарки и повалили Жука.

Ваня мгновенно влез на дерево. Илья схватил длинную палку, бросился защищать Жука. Прибежал местный лесник и прогнал озверевших овчарок.

Лесник поинтересовался хозяином Жука. Илья сказал, что это его собака. Ваня промолчал. (По В. Осеевой.)

2. Примерный план

1 . Мальчики и Жук.

2. Овчарки и Жук.

3. Илья защищает Жука.

4. Хозяин Жука.

3.А)Главная мысль рассказа «Кто хозяин?» заключается в том, что истинным хозяином домашнего животного может считаться только тот, кто готов нести за него ответственность и приходить к домашнему питомцу на помощь. 

Б)Рассказ учит быть заботливым и ответственным по отношению к братьям нашим меньшим.

4.Вопросы к тексту.

Почему Илья и Ваня ухаживали за Жуком?

У Жука была больная лапа.

Чего хотел каждый из мальчиков?

Каждый из них хотел быть хозяином Жука.

Что случилось однажды в лесу?

Однажды осенью в лесу из кустов малинника выскочили две овчарки и повалили Жука.

Как повели себя мальчики?

Ваня мгновенно влез на дерево. Илья схватил длинную палку, бросился защищать Жука.

Почему Ваня не стал спорить, когда Илья назвал себя хозяином собаки?

Ваня оказался трусом. Он фактически оставил Жука на растерзание овчаркам.

Кто из мальчиков поступил как настоящий хозяин собаки?

Илья поступил как настоящий хозяин собаки. В минуту опасности он, не раздумывая, бросился помогать собаке Жуку, нисколько не испугавшись огромных овчарок.

5. Выберите и подчеркните, какие из пословиц подходят к рассказу В.Осеевой « Кто хозяин?»

Большая заслуга — выручить в беде друга.

Смелый там найдёт, где добрый потеряет.

Дорога помощь вовремя.

Кто дрожит, тот и бежит.

Сделав добро, не хвались.

За друга умей постоять.

:

90–100% от максимальной суммы баллов – отметка «5»;

75–89% – отметка «4»;

60–74% – отметка «3»;

0–59% – отметка «2».

Ответы   

Дополнительное задание

Дополнительное задание

Номер задания

Правильный ответ

Максимальный  балл за выполнение задания

1

Диалог— разговор, беседа двух людей

1

2

Монолог – речь одного

1

3

а) с прямым — чугунная решетка, холодные руки;

б) с переносным значением — чугунная поступь, холодное сердце.

1

4

Один в поле не воин.

Ученье — свет, а не ученье — тьма.

1

5

Повествование, описание, рассуждение.

1

6

Научный стиль, официально -деловой стиль, публицистический стиль,

разговорный стиль, художественный стиль.

1

Дополнительное задание

Номер задания

Правильный ответ

Максимальный балл за выполнение задания

Ответы учащихся

3

1

Метафора — на каждом дереве горит;

Олицетворение – здесь даже камни плачут; 

Сравнение – река, как зеркало. 

3

9

Река Клязьма вьётся голубой, прохладной лентой.

На перекатах ласково журчат хрустальные струи.

Но за последние годы река стала мелеть.

Ливни размывают берега, нужно их укрепить.

Юные натуралисты посадили вдоль берегов тысячи деревьев и кустарников.

Ребята спокойны за берега Клязьмы.

6

10

3, 1, 6, 4, 2, 5.

7

Сочинение по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода».

Примерный план.

  1. Начало половодья.

  2. Апрельский солнечный денёк.

  3. Деревья встречают весну.

  4. Настроение картины.

Пример сочинения.

На первом плане изображена река. Время года — весна, поэтому река написана оранжево — жёлтыми и голубыми цветами. Она разлилась и забрала старую лодку в свои воды. Река затопила часть деревьев, стоящих у берега. Снег только что растаял, поэтому большая часть деревьев ещё не успела одеться в листву. Тени деревьев падают на воду и отражаются тёмными тонами: коричневыми, красными и бордовыми.

На втором плане изображен островок с растущими на нём берёзками. Эту небольшую часть земли вода еще не успела залить. Деревья кажутся очень блеклыми, т.к. солнце падает именно на этот остров. Но все равно небольшая часть островка остаётся в тени. На эту часть падает коричневая тень от деревьев.

На заднем плане изображён свободный от воды участок земли. Деревья закрывают большую часть острова, но мы отчётливо видим два светлых дома. Вода затопила два других дома. Дома, собирая блики воды, кажутся сине — зелёными.

Когда я смотрю на эту картину, я чувствую тепло весеннего солнца и прохладу зеркальной воды. Мне кажется, что сейчас к лодке подбежит дед Мазай, а на островок выбегут зайцы. Мазай сядет в лодку и поплывёт спасать ушастых.

Примерный проект по теме «Рассказ о слове»

Проект по теме «Рассказ о слове ветер?» (на тетрадном листе или листе А4 на выбор)

  1. Лексическое значение слова.

  2. Однокоренные слова.

  3. Синонимы.

  4. Антонимы.

  5. Фразеологизм.

  6. Сочетаемость слова.

  7. Пословица.

  8. Загадка.

  9. Поговорка.

  10. Предложения с этим словом.

1). Лексическое значение прописано в толковых словарях, поэтому возьмем любой толковый словарь и найдем это слово. Например, из словаря Ожегова:

2). Однокоренные слова, это слова с корнем ВЕТЕР//ВЕТР:

ветровой, ветерок, ветрище, обветренный.

3). Синонимы:

вихрь, буря, ветрило, дуновение, смерчь, торнадо, суховей, ураган, циклон, ветрище.

4). Антонимы:

штиль, безветрие, тишина.

5). Фразеологизмы со словом ветер:

6). Сочетаемость слова:

легкий ветер, попутный ветер.

7). Пословицы, загадки, поговорки со словом ветер:

Из словаря Даля:

8). Примеры предложений со словом ветер:

Хотя ветер ночью был не сильный, у соседа замело снегом окно.

Попутный ветер помог ребятам  занять первое место.

2 вариант

Лексическое значение слова:

  1. Поток воздуха

  2. Перемены (ветер перемен)

Однокоренные слова: ветреный, ветряной, ветерок, заветренный, подветренная, безветрие.

Синонимы: буря, вихрь, смерч, ураган, борей.

Антонимы: затишье, штиль, безветрие.

Фразеологизмы: ветер перемен, ветер в голове, бороться с ветряными мельницами, деньги на ветер

Сочетаемость слова: сильный, шквалистый, порывистый, осенний, летний, пронизывающий.

Пословицы о ветре:

Большое дерево сильный ветер любит.

Ветер горы разрушает- слово народы поднимает.

Загадки про ветер

Предложения со словом ветер:

В конце проекта надо сделать рисунок

«Рассказ о слове» мороз:

Нормы оценок по русскому родному языку 4 класс

Сочинение

Примерный объём сочинений:

 Количество слов: 4 класс 11 – 12 предложений 70 – 80 слов

Примечание: На проведение сочинения рекомендуется отводить не менее одного часа. При выборе тем сочинений необходимо учитывать их связь с жизнью, близость опыту и интересам детей, доступность содержания, посильность построения текста и его речевого оформления.

Основными критериями оценки сочинений является:

  • достаточно полное, последовательное, логичное воспроизведение содержания;

  • грамотное речевое оформление,;

  • правильное употребление слов, нормативное построение предложений;

  • лексическое разнообразие, орфографическая грамотность.
    Сочинения в начальной школе носят обучающий характер. При проверке творческих работ учащихся учитель ставит одну отметку: за содержание.

Похожие вопросы:

Иконка предмета

Русский язык, 27.02.2019 11:50

Картинки весны. план 1)последние сосульки. 2)первые ручейки. 3)бумажные кораблики.4)первые ласточки.5)возвращени птиц.

Ответов: 4

Иконка предмета

Русский язык, 27.02.2019 18:50

Подробный ответ на вопрос: какое значение для солдат имела песня в годы войны?

Ответов: 3

Иконка предмета

Русский язык, 28.02.2019 04:20

Сочинение на тему «как сейчас можно переписываться с другом»

Ответов: 3

Иконка предмета

Русский язык, 28.02.2019 06:00

Поставлю всем как правильное решение. 1) волшебные сказки зародились в глубокой древности. в самых ранних письменных источниках обнаруживаются их следы. 2) существуют старинные и сокровенные желания человека которыеволшебная сказка может по — своему удовлетворить. есть желания общаться с другими живыми существами. на этом желании основывается появление в сказках говорящих животных и волшебная способность человека понимать языкзверей. 3) в настоящей волшебной сказке обязательно должна быть счастливая концовка. радость от счастливой концовки волшебной сказки вот одно из благ которыми волшебная сказка наделяет людей. в таких сказках когданаступает неожиданный поворот событий нас пронизывает такая радость будто исполнились самые заветные желания. в счастливой концовке заключено не только утешение но и удовлетворённая справедливость. 1. расставьте знакипрепинания. 2. во втором предложении первого примера и в первом предложении последнего примера найдите второстепенные члены, которые можно рассматривать как дополнение или как обстоятельство. после этого в последнемпредложении второго примера найдите второстепенные члены, которые можно рассматривать как дополнение и определение.

Ответов: 2

У тебя есть свой ответ?

Несколько постоянных эпитетов в сказке заря-заряница​…

Вопросы по другим предметам:

Категория

История, 24.02.2021 06:39

Категория

Информатика, 24.02.2021 06:40

Категория

Математика, 24.02.2021 06:40

Категория

История, 24.02.2021 06:40

Категория

История, 24.02.2021 06:41

Категория

Русский язык, 24.02.2021 06:41

Категория

Информатика, 24.02.2021 06:41

Категория

История, 24.02.2021 06:41

Категория

Математика, 24.02.2021 06:41

Категория

Категория

Математика, 24.02.2021 06:41

Категория

Қазақ тiлi, 24.02.2021 06:41

Категория

Русский язык, 24.02.2021 06:41

Категория

Английский язык, 24.02.2021 06:41

Категория

Математика, 24.02.2021 06:41

Категория

Литература, 24.02.2021 06:41

Категория

Литература, 24.02.2021 06:42

Категория

Алгебра, 24.02.2021 06:42

Категория

Қазақ тiлi, 24.02.2021 06:42

Категория

Литература, 24.02.2021 06:42

logo

    • Предмет:

      Русский язык

    • Автор:

      kylermckinney515

    • Создано:

      3 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • fizika
    Физика

    1 минута назад

    Помогите решить пожалуйста

  • matematika
    Математика

    6 минут назад

    Задача 5 класс

  • matematika
    Математика

    11 минут назад

    Математика, задача 5 класс

  • matematika
    Математика

    16 минут назад

    Математика, задачи на движение

  • drugie-predmety
    Другие предметы

    22 минут назад

    и составить два предложения наречие места по каз яз ​

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • fizika
    Физика

    1 минута назад

    Помогите решить пожалуйста

  • matematika
    Математика

    6 часов назад

    Дана последовательность букв фавыдовлыдяюфлчлиоыдсоыжф найдите в этой последовательности частоту

    А) буквы Д;Б)буквы Ф;В)буквы Ы;Г)буквы С

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20709

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    zlatikaziatik

    2620

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

Похожие вопросы:

Иконка предмета

Русский язык, 27.02.2019 14:50

.(Составить и записать текст на тему весна, употребляя глаголы только в настоящем или в простом будущем времени. слова: ясное весеннее утро, дышать, солнце, гулять, синее небо, светить, поля и дороги, грачи, на, свежий
воздух, легко, деревья, почки, скоро, одеться, зеленая дымка, берёзы, появиться.).

Ответов: 3

Иконка предмета

Русский язык, 27.02.2019 23:10

1) чтобы пройти к озеру, приходилось вытаптывать узкие тропинки в душистых высоких травах. их венчики качались над головами и осыпали плечи жёлтой цветочной пылью. 2)стояла осень в солнце и туманах. сквозь облетавшие леса
были видны далёкие облака и синий густой воздух. по ночам в зарослях вокруг нас шевелились и дрожали низкие звёзды. 3) мне пришла в голову мысль о том, чтобы собрать словарь слов о природе, в котором были бы написаны «лесные»
«полевые» «луговые» слова о временах года о реках и озёрах растениях и животных. такой словарь давл бы представление как о природе так и обогаствах нашего языка. 1. исправьте ошибки в тексте если они есть и расставьте знаки
препинания. 2.определите тип речи текстов.

Ответов: 2

Иконка предмета

Русский язык, 28.02.2019 05:00

Написать сочинение на тему: правда ли, что весна-лучшее время года?

Ответов: 4

Иконка предмета

Русский язык, 28.02.2019 20:00

5предложений на тему цепная и параллельная связь плз

Ответов: 2

Иконка предмета

Русский язык, 02.03.2019 02:50

Iii. ответьте на вопрос так, чтобы ваш ответ являлся фрагментом какого-либо официального документа: объявления, инструкции, справки. вопрос: шьют ли в ателье пальто из материала заказчика? ответ:

Ответов: 3

Иконка предмета

Русский язык, 02.03.2019 02:50

Надо разобрать по составу слова юрой и лестничную и клетку

Ответов: 2

Иконка предмета

Русский язык, 02.03.2019 03:30

Скаждым из притяжательных прилагательных составьте по два словосочетания, в которых прилагательное было бы употреблено сначала в прямом значении, а потом в переносном. орлиный, лебединый, лошадиный, звериный, муравьиный,
петушиный.

Ответов: 3

Иконка предмета

Русский язык, 02.03.2019 06:40

Солнце скрылось за горизонтом потому что наступила осень

Ответов: 3

Иконка предмета

Русский язык, 02.03.2019 21:10

Угощение, могучий, обнажаться, отварить(окно),обновить

Ответов: 3

Иконка предмета

Русский язык, 02.03.2019 23:40

Составить звуковую модель слова веник

Ответов: 2

Иконка предмета

Русский язык, 02.03.2019 23:50

Картина а, а, дейнека девочка у окна сочинение в краце

Ответов: 2

Иконка предмета

Русский язык, 03.03.2019 10:20

Из букв каждой пары или тройки слов составте название блюда или название фруктов. риф+ель+кадки= рыба+соки= нива+реки= ель+сад+рак= рис+кепи=

Ответов: 4

Вопросы по другим предметам:

Категория

Математика, 11.07.2019 18:40

Категория

Категория

Русский язык, 11.07.2019 18:40

Категория

Биология, 11.07.2019 18:40

Категория

Русский язык, 11.07.2019 18:40

Категория

Математика, 11.07.2019 18:40

Категория

Геометрия, 11.07.2019 18:40

Категория

Окружающий мир, 11.07.2019 18:40

Категория

Математика, 11.07.2019 18:40

Категория

Математика, 11.07.2019 18:40

  • Прочитай фрагмент русской народной сказки заря заряница как в сказке указано на различие утренней
  • Прочитай высказывания французских детей о своей школе и составь небольшой рассказ о школе в которой
  • Прочитай фрагмент повести сказки виталия георгиевича королевство кривых зеркал ответы на вопросы
  • Прочитай выбери предложения из сказки лиса и заяц расположи эти предложения
  • Прочитай впиши пропущенные имена героев сказки а толстого золотой ключик или приключения буратино