О детях и для детей
Ответы к стр. 18
Евгений Пермяк
Смородинка
Танюша много слышала о черенках, а что это — не знала.
Однажды отец принёс пучок зелёных прутиков и сказал:
— Это смородиновые черенки. Будем, Танюша, смородину сажать.
Стала Таня разглядывать черенки. Палочки как палочки — чуть длиннее карандаша. Удивилась Танюша:
— Как же из этих палочек вырастет смородина, когда у них нет ни корешков, ни веточек?
А отец отвечает:
— Зато на них почки есть. Из нижних почек пойдут корешки. А вот из этой, верхней, вырастет смородиновый куст.
Не верилось Танюше, что маленькая почка может стать большим кустом. И решила проверить. Сама решила смородинку вырастить. В палисаднике. Перед избой, под самыми окнами. А там лопухи с репейником росли. Да такие цепкие, что и не сразу выполешь их.
Бабушка помогла. Повыдергали они лопухи да репейники, и принялась Танюша землю вскапывать. Нелёгкая это работа. Сперва надо дёрн снять, потом комья разбить. А дёрн у земли толстый да жёсткий. И комья твёрдые.
Много пришлось поработать Тане, пока земля покорилась. Мягкой стала да рыхлой.
Разметила Таня шнурком и колышками вскопанную землю. Всё сделала, как отец велел, и посадила рядками смородиновые черенки. Посадила и принялась ждать.
Пришёл долгожданный день. Проклюнулись из почек ростки, а вскоре появились и листочки.
К осени из ростков поднялись небольшие кустики. А ещё через год они зацвели и дали первые ягоды. По маленькой горсточке с каждого куста.
Довольна Таня, что сама смородину вырастила. И люди радуются, глядя на девочку:
— Вот какая хорошая «смородинка» у Калинниковых растёт. Настойчивая. Работящая. Черноглазая, с белой ленточкой в косе.
1. Укажи + жанр произведения.
сказка + рассказ стихотворение
2. Прочитай пословицы. Укажи +, какая из них подходит к рассказу.
+ Счастье и труд рядом живут.
Труд кормит, а лень портит.
3. Составь слово из первых букв названий нарисованных животных и предметов. Раскрась рисунки.
С | П | А | С | И | Б | О |
Ответы к заданиям. Литературное чтение. Рабочая тетрадь №1. 2 класс. Ефросинина Л. А. 2014 г.
ГДЗ. 2 класс
0
Какие можно подобрать две пословицы к «Смородинка» Пермяка?
Евгений Пермяк «Смородинка» две пословицы к рассказу.
2 ответа:
2
0
Смородинка.
В этом рассказе Пермяка рассказывается о трудолюбивой и любознательной девочке Тане. Когда папа принёс пучок веточек смородины, она вместе с бабушкой вскопала грядку, поразбивала комья земли и посадила черенки в землю.
Осенью веточки зазеленели, а на следующий год, Таня уже собирала ароматные ягодки смородины. Видевшие это соседи, прозвали трудолюбивую девочку Смородинкой.
Видимо, этому рассказу, могут быть уместными следующие две пословицы:
- Какие труды, такие и плоды.
- Трудись смолоду — не будешь знать голоду.
0
1
Пословицы можно подобрать вот такие (здесь больше двух, поэтому выберите сами):
«Терпение и труд всё перетрут».
«Без труда не вынешь и рыбку из пруда».
«Маленькое дело лучше большого безделья».
«Кто привык трудиться, тому без дела не сидится».
«Не сиди сложа руки, так не будет и скуки».
«Птицу узнают по полету а человека по работе».
«Не бойся работы — пусть она тебя боится».
Читайте также
Этот рассказ повествует о мальчике по фамилии Пичугин, что не поленился, сделал хороший мост через реку Быстрянку, чтобы все ребята могли ходить в школу короткой дорогой
Пермяк «Пичугин мост» план:
- Мальчики фантазируют о подвигах.
- Только Сема Пичугин в этих разговорах не участвовал, у него была своя задумка.
- Речка Быстрянка и проблемы с ее переходом.
- Сема решил сделать мост через Быстрянку.
- Два дня трудился мальчик над мостом, чтобы свалить дерево.
- Пришлось еще и перила доделать, но мост получился отличный.
- Эту переправу так и стали называть: Пичугин мост.
- На месте простого деревянного моста со временем сделали крепкий, с перилами и шоссейной дорогой.
- Название моста не изменилось.
- Сема добрым поступком сумел прославить себя.
Цитатный план к рассказу:
Краткое содержание для читательского дневника смотрите здесь.
Эпитеты, которые есть в тексте, описаны в этом вопросе.
Вот, что вспомнилось навскидку:
Диплом за плечами не носить.
Без муки нет науки.
Смотришь в книгу, а видишь фигу.
Табула раса.
Что написано пером, то не вырубишь топором.
Грамоте учиться всегда пригодится.
Повторение — мать учения.
Учи других и сам научишься.
Эта сказка Пермяка, совсем коротенькая, рассказывает о догоревшей свечке. Таракан, не любивший света, выполз из щели и довольно сказал, что свечка оказалась очень недолговечной, быстро сгорела. А Старый Подсвечник ответил ему, что хоть и недолгой была жизнь свечки, зато она горела ярко и дарила окружающим свет и радость. Таракан ничего не ответил и снова спрятался в щель, потому что зажгли новую свечу.
Вот, собственно, и все содержание.
Основная мысль: ценность чьей-либо жизни определяется вовсе не количеством прожитых дней. Можно прожить долгую тусклую жизнь, никому не принеся пользы. А можно — короткую, но яркую, делясь своими умениями и знаниями с окружающими, делая их жизнь теплее и радостнее, даря им свет своей души.
В сочинении на тему «Хорошая книга ярче звездочки светит» можно написать о том, что книга является источником знаний, поэтому она — источник света, она — путеводная звезда. Не важно научная это литература, художественная или по психологии или религии, все эти книги помогают человеку в сложных жизненных ситуациях. Учебники и справочники проливают свет на то, как устроен мир, по каким законам он существует. В художественных книгах герои и их отношения — наглядный пример тех ситуаций, которые могут сложиться в нашей жизни. То, как герои справляются с трудностями может помочь решить наши жизненные проблемы.
Также роль книги в борьбе с тоской, унынием или депрессией невозможно переоценить. Хорошая книга действительно как звездочка разгоняет тьму (плохое настроение): отвлекает от грустных мыслей и забот, помогает понять, что не все так плохо, что из любой ситуации есть выход.
Книги, связанные с религией, самосовершенствовани<wbr />ем, психологией помогают решать конфликтные ситуации, которые человек переживает не один раз в своей жизни как с близкими, так и с чужими людьми. Такие книги помогают нам самим стать лучше, добрее, светлее.
Даже в коротком стихе порой человек видит подсказку о том, как поступить в сложившейся ситуации или как на нее реагировать.
Книга — это свет, который из темного (плохого настроения, незнания, непонимания) ведет по пути знания, открытий, самосовершенствовани<wbr />я, ведет к лучшей жизни.
1.Высокая лампа далеко светит (Лампа — образ человека с высокими мыслями о благе всех людей) -возможные аналоги — Большой ум лучше малых дум. Ум простор любит.В большом месте сидеть — много ума надобно.
2.Если у тебя есть талант, не бойся, что сейчас не везет (Если постоянно помнить о своем таланте, развивать его, то в итоге найдешь себя и свое место под солнцем). Русские аналоги — Где талант, там и надежда.Талантливый и в море свою долю сыщет.Талант не туман, не мимо идет.
3.Лучше требовать с себя, чем просить у других (Если умеешь организовать себя и свою жизнь, сможешь организовать и других или Учиться труднее, чем учить). Аналог — Не требуй от человека того, чего не умеешь требовать от себя.
4.Медленно идти лучше, чем стоять (Малая активность — лучше, чем полная пассивность). Это пословицы о вреде безделья, например,- Маленькое дело лучше большого безделья.
5.Где воздух, там и жизнь (Воздух — необходимая составляющая часть человеческой жизни, то, без чего обойтись нельзя ни при каких других условиях). Возможно речь идет о самых важных вещах в жизни людей или о наличии цели в жизни. Аналоги — Жизнь без цели — пустая жизнь.Честь важнее жизни.
Две пословицы
Бережливым мальчиком Костя рос. Даст ему мать пятачок или даже копеечку, Костя обязательно положит денежку в копилочку. А его дружок Федя — наоборот. Как только появится у него пятак или гривенник, обязательно чего-нибудь да купит. То зерна голубям, то корму рыбам, то собакам собачьей радости — колбасы.
Как-то случилась в большом селе ярмарка. Костя выгреб из своей копилочки пригоршню медяков и решил разных разностей накупить да семиголосую гармошечку. А Федя дома остался. Что ему на ярмарке без денег делать — только глазеть.
Шел Костя на ярмарку лесом, шел — да заблудился. Вдруг видит — голубь летит. А голуби всюду летают, все дороги знают.
Покажи мне, голубь, дорогу, — просит Костя. — Я тебе денежку дам.
Голубь на это отвечает:
Зачем же мне денежка? У меня кармана нет. И кто ты такой, чтобы я тебе дорогу показывал?
А я Федин товарищ, — отвечает Костя.
Тогда другое дело, — говорит голубь. — Покажу.
Я тебя, Костя, знаю. Ты Федин товарищ. Иди, я тебе брод покажу.
И показала.
Пришел Костя на ярмарку. А на ярмарке много всяких людей. И хороших и плохих. Вытащил плохой человек Костины денежки. Заплакал бедняга. Жалко. Столько времени копил.
Вдруг подбегает к нему кудлатая собака. Совсем чужая. Незнакомая. Узнала, в чем дело, и говорит Косте:
Не горюй! Жди меня тут.
А у собак, известно, нюх хороший. Они все могут вынюхать и узнать. Любого вора найдут.
Вынюхала собака, у кого Костины деньги, отобрала их да к Косте принесла. Принесла их Косте и кое-что ему на ухо шепнула.
Накупил Костя разных разностей, орехов-сладостей и семиголосую гармошечку. Идет Костя домой и всех угощает разными разностями, орехами-сладостями. И птиц, и рыб, и пчел.
Пришел Костя к себе в деревню, нашел Федю и подает ему семиголосую гармошечку.
Вот тебе, мой хороший товарищ, подарочек!
Тот глазам не верит.
Да что с тобой случилось, Костя? Какой ты добрый стал.
Теперь я всегда таким буду, — говорит Костя и товарища обнимает.
Ничего не понимает Федя, что с Костей произошло. Не знал Федя, что собака на ярмарке Косте на ухо шепнула. А шепнула она ему две пословицы:
«Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
«Бережливым быть хорошо, а добрым лучше».
О детях и для детей
Ответы к стр. 18
Евгений Пермяк
Смородинка
Танюша много слышала о черенках, а что это — не знала. Однажды отец принёс пучок зелёных прутиков и сказал: — Это смородиновые черенки. Будем, Танюша, смородину сажать. Стала Таня разглядывать черенки. Палочки как палочки — чуть длиннее карандаша. Удивилась Танюша: — Как же из этих палочек вырастет смородина, когда у них нет ни корешков, ни веточек? А отец отвечает: — Зато на них почки есть. Из нижних почек пойдут корешки. А вот из этой, верхней, вырастет смородиновый куст. Не верилось Танюше, что маленькая почка может стать большим кустом. И решила проверить. Сама решила смородинку вырастить. В палисаднике. Перед избой, под самыми окнами. А там лопухи с репейником росли. Да такие цепкие, что и не сразу выполешь их. Бабушка помогла. Повыдергали они лопухи да репейники, и принялась Танюша землю вскапывать. Нелёгкая это работа. Сперва надо дёрн снять, потом комья разбить. А дёрн у земли толстый да жёсткий. И комья твёрдые. Много пришлось поработать Тане, пока земля покорилась. Мягкой стала да рыхлой. Разметила Таня шнурком и колышками вскопанную землю. Всё сделала, как отец велел, и посадила рядками смородиновые черенки. Посадила и принялась ждать. Пришёл долгожданный день. Проклюнулись из почек ростки, а вскоре появились и листочки. К осени из ростков поднялись небольшие кустики. А ещё через год они зацвели и дали первые ягоды. По маленькой горсточке с каждого куста. Довольна Таня, что сама смородину вырастила. И люди радуются, глядя на девочку: — Вот какая хорошая «смородинка» у Калинниковых растёт. Настойчивая. Работящая. Черноглазая, с белой ленточкой в косе.
1. Укажи + жанр произведения.
сказка + рассказ стихотворение
2. Прочитай пословицы. Укажи +, какая из них подходит к рассказу.
Счастье и труд рядом живут. Труд кормит, а лень портит.
3. Составь слово из первых букв названий нарисованных животных и предметов. Раскрась рисунки.
Ответы к заданиям. Литературное чтение. Рабочая тетрадь №1. 2 класс. Ефросинина Л. А. 2014 г.
ГДЗ. 2 класс
e-razumniki.ru
вторник, 2 октября 2021 г.
«Две пословицы»
Пермяк Е., сказка «Две пословицы»
Жанр: литературная сказка
Главные герои сказки «Две пословицы» и их характеристика
- Костя. Экономный. бережливый мальчик. Все копил монетки, мечтая купить все самое лучшее на ярмарке
- Федя. Мальчик добрый, отзывчивый, щедрый, душа на распашку. Готов отдать все что имеет своим друзьям, зверям и птицам.
План пересказа сказки «Две пословицы»
- Два товарища
- Костя идет на ярмарку
- Заблудился в лесу
- Помощь голубя
- Снесенный мост
- Помощь плотвички
- Украденные деньги
- Помощь собаки
- Наказ собаки
- Добрый Костя
- Подарок для Феди
- Что сказала собака
Кратчайшее содержание сказки «Две пословицы» для читательского дневника в 6 предложений
- Жили два товарища, Федя и Костя.
- Костя копил деньги, а Федя тратил на своих друзей.
- Пошел Костя на ярмарку, чтобы сладостей купить и гармошку.
- Заблудился Костя, но ему голубь и плотвичка помогли.
- Украли у Кости деньги, но ему собака помогла и тайну открыла.
- Подарил Костя гармошку Феди, ведь он понял ценность дружбы.
Главная мысль сказки «Две пословицы»
Нет ничего дороже верного друга, а человеческая доброта всегда найдет отклик в чужом сердце.
Чему учит сказка «Две пословицы»
Эта сказка учит быть добрым, щедрым, уметь дружить. Учит тому, что ни деньги, ни богатство не являются мерилом человеческого счастья. А главное это хорошие, добрые отношения между людьми. Учит сказка помогать другим, и тогда тебе тоже помогут.
Отзыв на сказку «Две пословицы»
Мне понравилась эта простая и бесхитростная история. Мальчик Костя в сказке понял, что одними деньгами сыт не будешь. Что кроме денег нужны и друзья. Потому что одинокий богач всегда несчастен, а окруженный друзьями бедняк всегда счастлив. Поэтому мне очень понравился мальчик Федя, не копивший деньги, но копивший друзей.
Пословицы к сказке «Две пословицы»
Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Бережливым быть хорошо, а добрым лучше. Не в деньгах счастье. Деньги для человека, а не человек для денег. Друга на деньги не купишь.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Две пословицы»
Жили-были два мальчика, Федя и Костя. Костя рос очень бережливым, если ему мама давала пятачок или копеечку, все в копилку складывал, экономил. А Федя рос добрым и щедрым. Все монетки, которые ему доставались, сразу тратил. То зерна голубям купит, то собакам колбаски. И вот пошел Костя на ярмарку со своими деньгами. Хотел пряников купить и гармошку новую. А Федя дома остался, ведь чего на ярмарке без денег делать. Идет Костя по лесу и понимает, что заблудился. Но видит голубя и спрашивает у того дорогу, обещает ему денежку дать. А голубь отвечает, что денежка ему ни к чему, но раз Костя Федин товарищ, то дорогу он ему покажет. Показал голубь дорогу, идет Костя дальше. Видит река, а мост снесло. Тут плотвичка подплывает и говорит Косте, что она его знает, он — Федин товарищ. А раз так, то покажет она ему брод. Перешел Федя реку, дальше идет. Приходит на ярмарку, на товары красивые смотрит, рот разинул. Ну и вытащил какой-то вор все Костины денежки. Заплакал мальчик, но тут к нему собака прибежала, утешает. Обещает найти пропажу. И действительно, скоро отыскала собака все Костины денежки и что-то ему на ухо шепнула. И накупил Костя разных сладостей, да гармошечку новую. Идет домой всех зверей и птиц угощает, радуется. А как пришел в деревню, гармошку новую Феде протягивает — на подарок, дорогой товарищ. А Федя удивляется, не узнает друга. Не знает он, что именно шепнула собака Косте на ухо. А шепнула она две пословицы: Не имей сто рублей Бережливым быть хорошо, а добрым лучше
Евгений Пермяк — Смородинка: читать сказку для детей, текст онлайн на РуСтих
Танюша много слышала о черенках, а что это такое — не знала.
Однажды отец принес пучок зеленых прутиков и сказал:
Это смородиновые черенки. Будем, Танюша, смородину сажать.
Стала Таня разглядывать черенки. Палочки как палочки — чуть длиннее карандаша. Удивилась Танюша:
Как же из этих палочек вырастет смородина, когда у них нет ни корешков, ни веточек?
А отец отвечает:
Зато на них почки есть. Из нижних почек пойдут корешки. А вот из этой, верхней, вырастет смородиновый куст.
Не верилось Танюше, что маленькая почка может стать большим кустом. И решила проверить. Сама решила смородинку вырастить. В палисаднике. Перед избой, под самыми окнами. А там лопухи с репейником росли. Да такие цепкие, что и не сразу выполешь их.
Бабушка помогла. Повыдергали они лопухи да репейники, и принялась Танюша землю вскапывать. Нелегкая это работа. Сперва надо дерн снять, потом комья разбить. А дерн у земли толстый да жесткий. И комья твердые.
Много пришлось поработать Тане, пока земля покорилась. Мягкой стала да рыхлой.
Разметила Таня шнурком и колышками вскопанную землю. Все сделала, как отец велел, и посадила рядками смородиновые черенки. Посадила и принялась ждать.
Пришел долгожданный день. Проклюнулись из почек ростки, а вскоре появились и листочки.
К осени из ростков поднялись небольшие кустики. А еще через год они зацвели и дали первые ягоды. По маленькой горсточке с каждого куста.
Довольна Таня, что сама смородину вырастила. И люди радуются, глядя на девочку:
Вот какая хорошая «смородинка» у Калинниковых растет. Настойчивая. Работящая. Черноглазая, с белой ленточкой в косе.
О детях и для детей
Предварительный просмотр:
Тема: Е.Пермяк. Две пословицы.
- Организационный момент.
- Проверка д/з: подробный пересказ по плану.
Коля заболел – Коля скучает – шар в окошке – Коля и друзья
Как ты понимаешь последнее предложение? Стр.28
В тетради: какая из пословиц подходит к рассказу.
- 1. На доске: Евгений Андреевич Пермяк (портрет)
- Открываю доску
- Какое произведение Е.А.Пермяка мы уже читали? (рассказ «Смородинка»)
2. Сегодня мы познакомимся с новым произведение «Две пословицы»
- Прочитайте самостоятельно ( в полголоса) и подумайте:
- Какой жанр этого произведения (что это рассказ или сказка, докажите)
Дети читают. Ответы детей! Я хожу по классу, смотрю, слушаю.
- Читаем в слух (1обзац)
- Каким был мальчик?
КОСТЯ – бережливый, экономный, расчётливый
ФЕДЯ (наоборот) – транжира (легкомысленно тратит деньги), щедрый (оказываемый, материальную помощь, не скупой), растратчик (израсходовать незаконно, тратить деньги)
- Читаем 2 абзац.
- Объясните слово: 1. Пригоршня медняков – монеты из меди
2. Пятак – монета в 5 копеек
3. Гривенник – монета в 10 копеек
4. Глазеть (устаревшее, просторечье) – смотреть из любопытства
- Читаем дальше
- Прочитайте вопрос №3 после текста (Костя – Федин товарищ)
(Брод – мелкое место реки, удобное для перехода)
- Прочитайте, что ответил голубь (ответы детей)
- А кто изобразит голубя (как он летает)
- А теперь все встали и представим, что мы голуби: ПОЛЕТЕЛИ! (Дети летают, а я читаю четверостишие)
- Сели. Прочитайте слова плотвички.
- Кто покажет, как она плавает? (руками, кисти сложить, изгибать)
- Все встали. Теперь мы рыбки.(Дети плавают, я читаю стихи)
- Читаем до конца.
- Прочитайте вопрос №4 после текста (Ответы детей. Объясняют пословицы)
- Итог урока:
Работа в тетради: задание №1, №2 – заполняем
- Д/з:
- Пересказ текста стр.48-50
- Ответить на вопросы:
- Почему автор так озаглавил свою сказку?
- Какая главная мысль сказки? (Две пословицы: 1.не имей 100 рублей, а имей 100 друзей; 2.бережливым быть хорошо, а добрым лучше)
Что читать детям 8 лет
1. Производить анализ данного произведения, опираясь на понимание идейного смысла. 2.Уметьоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других. Снова вас приветствует наш славный Батыр. С чем же сегодня славный Батыр к нам пожаловал? Ему нужны тепло и ласка …. Общение мамы с ребёнком начинается с первой колыбельной, которую пела мама и каждому из нас.- Дома вы учили колыбельные. Коммуни-катив-ные: выражать в речи свои мысли и действия.
Какие положительные качества должны быть у Настоящего человека? Вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить? Прочитайте заголовок. А потом мы умывались,Аккуратно одевались, Завтракали и обедали не торопясь, В школу, к знаниям, стремясь. Есть положительные качества у человека, они украшают его. Все хотят походить на героев. Есть отрицательные черты. Какие? Они позорят любого человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пословица-это всегда обобщение, образное отражение действительности, имеющая поучительный смысл. Вот как сказал В.И.Даль: пословица-это «свод народной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плач.
Пополнять активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками; уточнять значения некоторых из них; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источнико.
Считаю, что работа над пословицами и поговорками должна вестись всю жизнь, должна любого учителя заставлять задуматься над тем, всё ли он делает для того, чтобы принести наибольшую пользу обществу. Ве.
Тема: Пословицы. Темы пословиц.
Сборник пословиц о труде, дружбе, об учебе, о книге.
Разработка внеклассного занятия по русскому языку для учащихся начальных классов.
Предмет: литературное чтениеКласс: 3Тип урока: изучение нового материалаТема: Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.Цели: Образовательные.
понедельник, 18 мая 2015 г.
Для того чтобы говорить правду, нужно быть человеком с сильным характером, обладать смелостью, решительностью. Танюша много слышала о черенках, а что это такое — не знала.Однажды отец принёс пучок зелёных прутиков и сказал:- Это смородиновые черенки. Будем, Танюша, смородину сажать.
Удивилась Танюша:- Как же из этих палочек вырастет смородина, когда у них нет ни корешков, ни веточек?А отец отвечает:- Зато на них почки есть. Из нижних почек пойдут корешки. В палисаднике. А там лопухи с репейником росли. Да такие цепкие, что и не сразу выполешь их.Бабушка помогла. Нелёгкая это работа.
И люди радуются, глядя на девочку:- Вот какая хорошая «смородинка» у Калинниковых растёт. Когда бабушка внучкой была, она очень сказки любила. Это не грибок, внучка, а копилочка. Тебе и завещаю эту дедушкину копилочку. Так и делала внучка, когда бабушкой стала. Свои памятки в дедушкину копилку добавляла.
Отзыв о сказке Е.Пермяка «Две пословицы»
Главные герои сказки Евгения Пермяка «Две пословицы» — два мальчика, Костя и Федя. Костя был бережливым, и каждую копеечку, что ему в руки попадала, откладывал в копилку. А Федя деньги не берег. Он тратил все, что ему доставалось. Федя покупал корм для голубей, подкармливал речных рыб и периодически угощал всех знакомых собак колбасой.
Когда в соседнем селе открылась ярмарка, Костя достал из копилки деньги и пошел покупать разные разности. А Федя не пошел на ярмарку, потому что денег у него, как всегда, не было.
Смородинка (рассказ)
Каким был мальчик Костя? (Бережливым.) – Можно ли сказать, что Костя был плохим мальчиком? Прочитайте. – Что шепнула Косте кудлатая собака? Как-то случилась в большом селе ярмарка. Принесла их Косте и кое-что ему на ухо шепнула. Идёт Костя домой и всех угощает разными разностями, орехами-сладостями. Ничего не понимает Федя, что с Костей произошло. Бережливым быть хорошо, а добрым лучше».
Ему не нужно было выдумывать героев. В кино с 1953 года (первая роль — бабушка Сима — в фильме «Алёша Птицын вырабатывает характер»). За свою творческую жизнь создала 67 ролей в театре и 25 в кино, озвучила более 100 мультфильмов.
Михаил Яснов ГОРЕСТИ-ПЕЧАЛЕСТИ
Горести-печалести, Что-то мне не спится. С кем бы мне, печалести, Вами поделиться? Столько неприятностей — Карандаш сломался, Жук из банки вылез И больше не поймался. А ещё вдобавок — Горе-то какое! — Шарик накололся На листок алоэ… То-то мне и вертится, то-то и не спится — Может, мне с медведиком Горем поделиться? В моего медведика Уткнусь я головой: От хотя и плюшевый, Но зато – живой!
• Можно ли поделиться горестями с друзьями?
• Бывает ли тебе грустно? С кем ты делишься печалями?
Зинаида Александрова МОЙ МИШКА
Я рубашку сшила Мишке, Я сошью ему штанишки. Надо к ним карман пришить И платочек положить. – На плите сварилась каша. Где большая ложка наша? Я тебе перед едой Лапы вымою водой. Повяжу тебе салфетку. Ешь котлетку, Ешь конфетку, Молоко своё допей, И пойдём гулять скорей. Это куры. Это утки. Чёрный Шарик возле будки. Мы его не позовём, Убежим гулять вдвоём. Пьёт козлёнок из корыта, На тебя глядит сердито. Ты не бойся – это гусь. Я сама его боюсь. Мы по узенькой дощечке Побежим купаться к речке, Будем плавать, загорать, Наши трусики стирать. Мишка топал, баловался — Лёгкий мостик зашатался. По реке идут круги… Шарик, Шарик, помоги! Мишка мокрый, будто губка. Сохнет плюшевая шубка. Шарик убежал вперёд… Нам от мамы попадёт!
• Почему мишка стал мокрый?
• Кого на самом деле может поругать мама? Будет ли она ругать мишку?
Иван Крылов ЛЕБЕДЬ, ЩУКА И РАК Басня
Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдёт, И выйдет из него не дело, только му́ка. Однажды Лебедь, Рак да Щука Везти с поклажей воз взялись, И вместе трое все в него впряглись; Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу! Поклажа бы для них казалась и легка: Да Лебедь рвётся в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. Кто виноват из них, кто прав, – судить не нам; Да только воз и ныне там.
• Почему «воз и ныне там»?
• Как нужно поступать, если делаешь что-то вместе с друзьями?
• А ты всегда находишь общий язык с друзьями?
Валентина Осеева ОБИДЧИКИ
Толя часто прибегал со двора и жаловался, что ребята его обижают.
– Не жалуйся, – сказала однажды мать, – надо самому лучше относиться к товарищам, тогда и товарищи не будут тебя обижать!
Толя вышел на лестницу. На площадке один из его обидчиков, соседский мальчик Саша, что-то искал.
– Мать дала мне монетку на хлеб, а я потерял её, – хмуро пояснил он. – Не ходи сюда, а то затопчешь!
Толя вспомнил, что сказала ему утром мама, и нерешительно предложил:
– Давай поищем вместе!
Мальчики стали искать вместе. Саше посчастливилось: под лестницей в самом уголке блеснула серебряная монетка.
– Вот она! – обрадовался Саша. – Испугалась нас и нашлась! Спасибо тебе. Выходи во двор. Ребята не тронут! Я сейчас, только за хлебом сбегаю!
Он съехал по перилам вниз. Из тёмного пролёта лестницы весело донеслось:
– Вы-хо-ди!..
• Почему Саша перестал обижать Толю?
Валентина Осеева ВСЁ ВМЕСТЕ
В первом классе Наташе сразу полюбилась девочка с весёлыми голубыми глазками.
– Давай будем дружить, – сказала Наташа.
– Давай! – кивнула головой девочка. – Будем вместе баловаться!
Наташа удивилась:
– Разве если дружить, так надо вместе баловаться?
– Конечно. Те, которые дружат, всегда вместе балуются, им вместе и попадает за это! – засмеялась Оля.
– Хорошо, – нерешительно сказала Наташа и вдруг улыбнулась. – А потом их вместе и хвалят за что-нибудь, да?
– Ну, это редко! – сморщила носик Оля. – Это смотря какую подружку себе найдёшь!
• Как Оля понимает дружбу?
• Что Наташа понимает под дружбой?
• Что значит дружба для тебя?