Прочитай пословицы укажи какая из них подходит к рассказу смородинка

Аккаунты и игровая валюта

О детях и для детей


Ответы к стр. 18

Евгений Пермяк

Смородинка

Танюша много слышала о черенках, а что это  —  не знала.
Однажды отец принёс пучок зелёных прутиков и сказал:
— Это смородиновые черенки. Будем, Танюша, смородину сажать.
Стала Таня разглядывать черенки. Палочки как палочки  —  чуть длиннее карандаша. Удивилась Танюша:
— Как же из этих палочек вырастет смородина, когда у них нет ни корешков, ни веточек?
А отец отвечает:
— Зато на них почки есть. Из нижних почек пойдут корешки. А вот из этой, верхней, вырастет смородиновый куст.
Не верилось Танюше, что маленькая почка может стать большим кустом. И решила проверить. Сама решила смородинку вырастить. В палисаднике. Перед избой, под самыми окнами. А там лопухи с репейником росли. Да такие цепкие, что и не сразу выполешь их.
Бабушка помогла. Повыдергали они лопухи да репейники, и принялась Танюша землю вскапывать. Нелёгкая это работа. Сперва надо дёрн снять, потом комья разбить. А дёрн у земли толстый да жёсткий. И комья твёрдые.
Много пришлось поработать Тане, пока земля покорилась. Мягкой стала да рыхлой.
Разметила Таня шнурком и колышками вскопанную землю. Всё сделала, как отец велел, и посадила рядками смородиновые черенки. Посадила и принялась ждать.
Пришёл долгожданный день. Проклюнулись из почек ростки, а вскоре появились и листочки.
К осени из ростков поднялись небольшие кустики. А ещё через год они зацвели и дали первые ягоды. По маленькой горсточке с каждого куста.
Довольна Таня, что сама смородину вырастила. И люди радуются, глядя на девочку:
— Вот какая хорошая «смородинка» у Калинниковых растёт. Настойчивая. Работящая. Черноглазая, с белой ленточкой в косе.

1. Укажи + жанр произведения.

сказка         + рассказ         стихотворение

2. Прочитай пословицы. Укажи +, какая из них подходит к рассказу.

+ Счастье и труд рядом живут.
    Труд кормит, а лень портит.

3. Составь слово из первых букв названий нарисованных животных и предметов. Раскрась рисунки.

С П А С И Б О

смородинка

Ответы к заданиям. Литературное чтение. Рабочая тетрадь №1. 2 класс. Ефросинина Л. А. 2014 г.

ГДЗ. 2 класс


0

Какие можно подобрать две пословицы к «Смородинка» Пермяка?

Евгений Пермяк «Смородинка» две пословицы к рассказу.

2 ответа:



2



0

Смородинка.

В этом рассказе Пермяка рассказывается о трудолюбивой и любознательной девочке Тане. Когда папа принёс пучок веточек смородины, она вместе с бабушкой вскопала грядку, поразбивала комья земли и посадила черенки в землю.

Осенью веточки зазеленели, а на следующий год, Таня уже собирала ароматные ягодки смородины. Видевшие это соседи, прозвали трудолюбивую девочку Смородинкой.

Видимо, этому рассказу, могут быть уместными следующие две пословицы:

  1. Какие труды, такие и плоды.
  2. Трудись смолоду — не будешь знать голоду.



0



1

Пословицы можно подобрать вот такие (здесь больше двух, поэтому выберите сами):

«Терпение и труд всё перетрут».

«Без труда не вынешь и рыбку из пруда».

«Маленькое дело лучше большого безделья».

«Кто привык трудиться, тому без дела не сидится».

«Не сиди сложа руки, так не будет и скуки».

«Птицу узнают по полету а человека по работе».

«Не бойся работы — пусть она тебя боится».

Читайте также

Этот рассказ повествует о мальчике по фамилии Пичугин, что не поленился, сделал хороший мост через реку Быстрянку, чтобы все ребята могли ходить в школу короткой дорогой

Пермяк «Пичугин мост» план:

  1. Мальчики фантазируют о подвигах.
  2. Только Сема Пичугин в этих разговорах не участвовал, у него была своя задумка.
  3. Речка Быстрянка и проблемы с ее переходом.
  4. Сема решил сделать мост через Быстрянку.
  5. Два дня трудился мальчик над мостом, чтобы свалить дерево.
  6. Пришлось еще и перила доделать, но мост получился отличный.
  7. Эту переправу так и стали называть: Пичугин мост.
  8. На месте простого деревянного моста со временем сделали крепкий, с перилами и шоссейной дорогой.
  9. Название моста не изменилось.
  10. Сема добрым поступком сумел прославить себя.

Цитатный план к рассказу:

8zI4nREmuwhrf5fQJkWBF3F0q3bwJK4.png

Краткое содержание для читательского дневника смотрите здесь.

Эпитеты, которые есть в тексте, описаны в этом вопросе.

Пермяк "Пичугин мост" план

Вот, что вспомнилось навскидку:

Диплом за плечами не носить.

Без муки нет науки.

Смотришь в книгу, а видишь фигу.

Табула раса.

Что написано пером, то не вырубишь топором.

Грамоте учиться всегда пригодится.

Повторение — мать учения.

Учи других и сам научишься.

Эта сказка Пермяка, совсем коротенькая, рассказывает о догоревшей свечке. Таракан, не любивший света, выполз из щели и довольно сказал, что свечка оказалась очень недолговечной, быстро сгорела. А Старый Подсвечник ответил ему, что хоть и недолгой была жизнь свечки, зато она горела ярко и дарила окружающим свет и радость. Таракан ничего не ответил и снова спрятался в щель, потому что зажгли новую свечу.

Вот, собственно, и все содержание.

Основная мысль: ценность чьей-либо жизни определяется вовсе не количеством прожитых дней. Можно прожить долгую тусклую жизнь, никому не принеся пользы. А можно — короткую, но яркую, делясь своими умениями и знаниями с окружающими, делая их жизнь теплее и радостнее, даря им свет своей души.

XkD3lp4VJmDUgler3b9HBzLJTrVhWzN.png

В сочинении на тему «Хорошая книга ярче звездочки светит» можно написать о том, что книга является источником знаний, поэтому она — источник света, она — путеводная звезда. Не важно научная это литература, художественная или по психологии или религии, все эти книги помогают человеку в сложных жизненных ситуациях. Учебники и справочники проливают свет на то, как устроен мир, по каким законам он существует. В художественных книгах герои и их отношения — наглядный пример тех ситуаций, которые могут сложиться в нашей жизни. То, как герои справляются с трудностями может помочь решить наши жизненные проблемы.

Также роль книги в борьбе с тоской, унынием или депрессией невозможно переоценить. Хорошая книга действительно как звездочка разгоняет тьму (плохое настроение): отвлекает от грустных мыслей и забот, помогает понять, что не все так плохо, что из любой ситуации есть выход.

Книги, связанные с религией, самосовершенствовани­<wbr />ем, психологией помогают решать конфликтные ситуации, которые человек переживает не один раз в своей жизни как с близкими, так и с чужими людьми. Такие книги помогают нам самим стать лучше, добрее, светлее.

Даже в коротком стихе порой человек видит подсказку о том, как поступить в сложившейся ситуации или как на нее реагировать.

Книга — это свет, который из темного (плохого настроения, незнания, непонимания) ведет по пути знания, открытий, самосовершенствовани­<wbr />я, ведет к лучшей жизни.

1.Высокая лампа далеко светит (Лампа — образ человека с высокими мыслями о благе всех людей) -возможные аналоги — Большой ум лучше малых дум. Ум простор любит.В большом месте сидеть — много ума надобно.

2.Если у тебя есть талант, не бойся, что сейчас не везет (Если постоянно помнить о своем таланте, развивать его, то в итоге найдешь себя и свое место под солнцем). Русские аналоги — Где талант, там и надежда.Талантливый и в море свою долю сыщет.Талант не туман, не мимо идет.

3.Лучше требовать с себя, чем просить у других (Если умеешь организовать себя и свою жизнь, сможешь организовать и других или Учиться труднее, чем учить). Аналог — Не требуй от человека того, чего не умеешь требовать от себя.

4.Медленно идти лучше, чем стоять (Малая активность — лучше, чем полная пассивность). Это пословицы о вреде безделья, например,- Маленькое дело лучше большого безделья.

5.Где воздух, там и жизнь (Воздух — необходимая составляющая часть человеческой жизни, то, без чего обойтись нельзя ни при каких других условиях). Возможно речь идет о самых важных вещах в жизни людей или о наличии цели в жизни. Аналоги — Жизнь без цели — пустая жизнь.Честь важнее жизни.

Две пословицы

Бережливым мальчиком Костя рос. Даст ему мать пятачок или даже копеечку, Костя обязательно положит денежку в копилочку. А его дружок Федя — наоборот. Как только появится у него пятак или гривенник, обязательно чего-нибудь да купит. То зерна голубям, то корму рыбам, то собакам собачьей радости — колбасы.

Как-то случилась в большом селе ярмарка. Костя выгреб из своей копилочки пригоршню медяков и решил разных разностей накупить да семиголосую гармошечку. А Федя дома остался. Что ему на ярмарке без денег делать — только глазеть.

Шел Костя на ярмарку лесом, шел — да заблудился. Вдруг видит — голубь летит. А голуби всюду летают, все дороги знают.

Покажи мне, голубь, дорогу, — просит Костя. — Я тебе денежку дам.

Голубь на это отвечает:

Зачем же мне денежка? У меня кармана нет. И кто ты такой, чтобы я тебе дорогу показывал?

А я Федин товарищ, — отвечает Костя.

Тогда другое дело, — говорит голубь. — Покажу.

Я тебя, Костя, знаю. Ты Федин товарищ. Иди, я тебе брод покажу.

И показала.

Пришел Костя на ярмарку. А на ярмарке много всяких людей. И хороших и плохих. Вытащил плохой человек Костины денежки. Заплакал бедняга. Жалко. Столько времени копил.

Вдруг подбегает к нему кудлатая собака. Совсем чужая. Незнакомая. Узнала, в чем дело, и говорит Косте:

Не горюй! Жди меня тут.

А у собак, известно, нюх хороший. Они все могут вынюхать и узнать. Любого вора найдут.

Вынюхала собака, у кого Костины деньги, отобрала их да к Косте принесла. Принесла их Косте и кое-что ему на ухо шепнула.

Накупил Костя разных разностей, орехов-сладостей и семиголосую гармошечку. Идет Костя домой и всех угощает разными разностями, орехами-сладостями. И птиц, и рыб, и пчел.

Пришел Костя к себе в деревню, нашел Федю и подает ему семиголосую гармошечку.

Вот тебе, мой хороший товарищ, подарочек!

Тот глазам не верит.

Да что с тобой случилось, Костя? Какой ты добрый стал.

Теперь я всегда таким буду, — говорит Костя и товарища обнимает.

Ничего не понимает Федя, что с Костей произошло. Не знал Федя, что собака на ярмарке Косте на ухо шепнула. А шепнула она ему две пословицы:

«Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

«Бережливым быть хорошо, а добрым лучше».

О детях и для детей

Ответы к стр. 18

Евгений Пермяк

Смородинка

Танюша много слышала о черенках, а что это — не знала. Однажды отец принёс пучок зелёных прутиков и сказал: — Это смородиновые черенки. Будем, Танюша, смородину сажать. Стала Таня разглядывать черенки. Палочки как палочки — чуть длиннее карандаша. Удивилась Танюша: — Как же из этих палочек вырастет смородина, когда у них нет ни корешков, ни веточек? А отец отвечает: — Зато на них почки есть. Из нижних почек пойдут корешки. А вот из этой, верхней, вырастет смородиновый куст. Не верилось Танюше, что маленькая почка может стать большим кустом. И решила проверить. Сама решила смородинку вырастить. В палисаднике. Перед избой, под самыми окнами. А там лопухи с репейником росли. Да такие цепкие, что и не сразу выполешь их. Бабушка помогла. Повыдергали они лопухи да репейники, и принялась Танюша землю вскапывать. Нелёгкая это работа. Сперва надо дёрн снять, потом комья разбить. А дёрн у земли толстый да жёсткий. И комья твёрдые. Много пришлось поработать Тане, пока земля покорилась. Мягкой стала да рыхлой. Разметила Таня шнурком и колышками вскопанную землю. Всё сделала, как отец велел, и посадила рядками смородиновые черенки. Посадила и принялась ждать. Пришёл долгожданный день. Проклюнулись из почек ростки, а вскоре появились и листочки. К осени из ростков поднялись небольшие кустики. А ещё через год они зацвели и дали первые ягоды. По маленькой горсточке с каждого куста. Довольна Таня, что сама смородину вырастила. И люди радуются, глядя на девочку: — Вот какая хорошая «смородинка» у Калинниковых растёт. Настойчивая. Работящая. Черноглазая, с белой ленточкой в косе.

1. Укажи + жанр произведения.

сказка + рассказ стихотворение

2. Прочитай пословицы. Укажи +, какая из них подходит к рассказу.

Счастье и труд рядом живут. Труд кормит, а лень портит.

3. Составь слово из первых букв названий нарисованных животных и предметов. Раскрась рисунки.

Ответы к заданиям. Литературное чтение. Рабочая тетрадь №1. 2 класс. Ефросинина Л. А. 2014 г.

ГДЗ. 2 класс

e-razumniki.ru

вторник, 2 октября 2021 г.

«Две пословицы»

Пермяк Е., сказка «Две пословицы»

Жанр: литературная сказка

Главные герои сказки «Две пословицы» и их характеристика

  1. Костя. Экономный. бережливый мальчик. Все копил монетки, мечтая купить все самое лучшее на ярмарке
  2. Федя. Мальчик добрый, отзывчивый, щедрый, душа на распашку. Готов отдать все что имеет своим друзьям, зверям и птицам.

План пересказа сказки «Две пословицы»

  1. Два товарища
  2. Костя идет на ярмарку
  3. Заблудился в лесу
  4. Помощь голубя
  5. Снесенный мост
  6. Помощь плотвички
  7. Украденные деньги
  8. Помощь собаки
  9. Наказ собаки
  10. Добрый Костя
  11. Подарок для Феди
  12. Что сказала собака

Кратчайшее содержание сказки «Две пословицы» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Жили два товарища, Федя и Костя.
  2. Костя копил деньги, а Федя тратил на своих друзей.
  3. Пошел Костя на ярмарку, чтобы сладостей купить и гармошку.
  4. Заблудился Костя, но ему голубь и плотвичка помогли.
  5. Украли у Кости деньги, но ему собака помогла и тайну открыла.
  6. Подарил Костя гармошку Феди, ведь он понял ценность дружбы.

Главная мысль сказки «Две пословицы»

Нет ничего дороже верного друга, а человеческая доброта всегда найдет отклик в чужом сердце.

Чему учит сказка «Две пословицы»

Эта сказка учит быть добрым, щедрым, уметь дружить. Учит тому, что ни деньги, ни богатство не являются мерилом человеческого счастья. А главное это хорошие, добрые отношения между людьми. Учит сказка помогать другим, и тогда тебе тоже помогут.

Отзыв на сказку «Две пословицы»

Мне понравилась эта простая и бесхитростная история. Мальчик Костя в сказке понял, что одними деньгами сыт не будешь. Что кроме денег нужны и друзья. Потому что одинокий богач всегда несчастен, а окруженный друзьями бедняк всегда счастлив. Поэтому мне очень понравился мальчик Федя, не копивший деньги, но копивший друзей.

Пословицы к сказке «Две пословицы»

Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Бережливым быть хорошо, а добрым лучше. Не в деньгах счастье. Деньги для человека, а не человек для денег. Друга на деньги не купишь.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Две пословицы»

Жили-были два мальчика, Федя и Костя. Костя рос очень бережливым, если ему мама давала пятачок или копеечку, все в копилку складывал, экономил. А Федя рос добрым и щедрым. Все монетки, которые ему доставались, сразу тратил. То зерна голубям купит, то собакам колбаски. И вот пошел Костя на ярмарку со своими деньгами. Хотел пряников купить и гармошку новую. А Федя дома остался, ведь чего на ярмарке без денег делать. Идет Костя по лесу и понимает, что заблудился. Но видит голубя и спрашивает у того дорогу, обещает ему денежку дать. А голубь отвечает, что денежка ему ни к чему, но раз Костя Федин товарищ, то дорогу он ему покажет. Показал голубь дорогу, идет Костя дальше. Видит река, а мост снесло. Тут плотвичка подплывает и говорит Косте, что она его знает, он — Федин товарищ. А раз так, то покажет она ему брод. Перешел Федя реку, дальше идет. Приходит на ярмарку, на товары красивые смотрит, рот разинул. Ну и вытащил какой-то вор все Костины денежки. Заплакал мальчик, но тут к нему собака прибежала, утешает. Обещает найти пропажу. И действительно, скоро отыскала собака все Костины денежки и что-то ему на ухо шепнула. И накупил Костя разных сладостей, да гармошечку новую. Идет домой всех зверей и птиц угощает, радуется. А как пришел в деревню, гармошку новую Феде протягивает — на подарок, дорогой товарищ. А Федя удивляется, не узнает друга. Не знает он, что именно шепнула собака Косте на ухо. А шепнула она две пословицы: Не имей сто рублей Бережливым быть хорошо, а добрым лучше

Евгений Пермяк — Смородинка: читать сказку для детей, текст онлайн на РуСтих

Танюша много слышала о черенках, а что это такое — не знала.

Однажды отец принес пучок зеленых прутиков и сказал:

Это смородиновые черенки. Будем, Танюша, смородину сажать.

Стала Таня разглядывать черенки. Палочки как палочки — чуть длиннее карандаша. Удивилась Танюша:

Как же из этих палочек вырастет смородина, когда у них нет ни корешков, ни веточек?

А отец отвечает:

Зато на них почки есть. Из нижних почек пойдут корешки. А вот из этой, верхней, вырастет смородиновый куст.

Не верилось Танюше, что маленькая почка может стать большим кустом. И решила проверить. Сама решила смородинку вырастить. В палисаднике. Перед избой, под самыми окнами. А там лопухи с репейником росли. Да такие цепкие, что и не сразу выполешь их.

Бабушка помогла. Повыдергали они лопухи да репейники, и принялась Танюша землю вскапывать. Нелегкая это работа. Сперва надо дерн снять, потом комья разбить. А дерн у земли толстый да жесткий. И комья твердые.

Много пришлось поработать Тане, пока земля покорилась. Мягкой стала да рыхлой.

Разметила Таня шнурком и колышками вскопанную землю. Все сделала, как отец велел, и посадила рядками смородиновые черенки. Посадила и принялась ждать.

Пришел долгожданный день. Проклюнулись из почек ростки, а вскоре появились и листочки.

К осени из ростков поднялись небольшие кустики. А еще через год они зацвели и дали первые ягоды. По маленькой горсточке с каждого куста.

Довольна Таня, что сама смородину вырастила. И люди радуются, глядя на девочку:

Вот какая хорошая «смородинка» у Калинниковых растет. Настойчивая. Работящая. Черноглазая, с белой ленточкой в косе.

О детях и для детей

Предварительный просмотр:

Тема: Е.Пермяк. Две пословицы.

  • Организационный момент.
  • Проверка д/з: подробный пересказ по плану.

Коля заболел – Коля скучает – шар в окошке – Коля и друзья

Как ты понимаешь последнее предложение? Стр.28

В тетради: какая из пословиц подходит к рассказу.

  • 1. На доске: Евгений Андреевич Пермяк (портрет)
  • Открываю доску
  • Какое произведение Е.А.Пермяка мы уже читали? (рассказ «Смородинка»)

2. Сегодня мы познакомимся с новым произведение «Две пословицы»

  • Прочитайте самостоятельно ( в полголоса) и подумайте:
  • Какой жанр этого произведения (что это рассказ или сказка, докажите)

Дети читают. Ответы детей! Я хожу по классу, смотрю, слушаю.

  • Читаем в слух (1обзац)
  • Каким был мальчик?

КОСТЯ – бережливый, экономный, расчётливый

ФЕДЯ (наоборот) – транжира (легкомысленно тратит деньги), щедрый (оказываемый, материальную помощь, не скупой), растратчик (израсходовать незаконно, тратить деньги)

  • Читаем 2 абзац.
  • Объясните слово: 1. Пригоршня медняков – монеты из меди

2. Пятак – монета в 5 копеек

3. Гривенник – монета в 10 копеек

4. Глазеть (устаревшее, просторечье) – смотреть из любопытства

  • Читаем дальше
  • Прочитайте вопрос №3 после текста (Костя – Федин товарищ)

(Брод – мелкое место реки, удобное для перехода)

  • Прочитайте, что ответил голубь (ответы детей)
  • А кто изобразит голубя (как он летает)
  • А теперь все встали и представим, что мы голуби: ПОЛЕТЕЛИ! (Дети летают, а я читаю четверостишие)
  • Сели. Прочитайте слова плотвички.
  • Кто покажет, как она плавает? (руками, кисти сложить, изгибать)
  • Все встали. Теперь мы рыбки.(Дети плавают, я читаю стихи)
  • Читаем до конца.
  • Прочитайте вопрос №4 после текста (Ответы детей. Объясняют пословицы)
  • Итог урока:

Работа в тетради: задание №1, №2 – заполняем

  • Д/з:
  1. Пересказ текста стр.48-50
  2. Ответить на вопросы:
  • Почему автор так озаглавил свою сказку?
  • Какая главная мысль сказки? (Две пословицы: 1.не имей 100 рублей, а имей 100 друзей; 2.бережливым быть хорошо, а добрым лучше)

Что читать детям 8 лет

1. Производить анализ данного произведения, опираясь на понимание идейного смысла. 2.Уметьоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других. Снова вас приветствует наш славный Батыр. С чем же сегодня славный Батыр к нам пожаловал? Ему нужны тепло и ласка …. Общение мамы с ребёнком начинается с первой колыбельной, которую пела мама и каждому из нас.- Дома вы учили колыбельные. Коммуни-катив-ные: выражать в речи свои мысли и действия.

Какие положительные качества должны быть у Настоящего человека? Вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить? Прочитайте заголовок. А потом мы умывались,Аккуратно одевались, Завтракали и обедали не торопясь, В школу, к знаниям, стремясь. Есть положительные качества у человека, они украшают его. Все хотят походить на героев. Есть отрицательные черты. Какие? Они позорят любого человека.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пословица-это всегда обобщение, образное отражение действительности, имеющая поучительный смысл. Вот как сказал В.И.Даль: пословица-это «свод народной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плач.

Пополнять активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками; уточнять значения некоторых из них; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источнико.

Считаю, что работа над пословицами и поговорками должна вестись всю жизнь, должна любого учителя заставлять задуматься над тем, всё ли он делает для того, чтобы принести наибольшую пользу обществу. Ве.

Тема: Пословицы. Темы пословиц.

Сборник пословиц о труде, дружбе, об учебе, о книге.

Разработка внеклассного занятия по русскому языку для учащихся начальных классов.

Предмет: литературное чтениеКласс: 3Тип урока: изучение нового материалаТема: Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.Цели: Образовательные.

понедельник, 18 мая 2015 г.

Для того чтобы говорить правду, нужно быть человеком с сильным характером, обладать смелостью, решительностью. Танюша много слышала о черенках, а что это такое — не знала.Однажды отец принёс пучок зелёных прутиков и сказал:- Это смородиновые черенки. Будем, Танюша, смородину сажать.

Удивилась Танюша:- Как же из этих палочек вырастет смородина, когда у них нет ни корешков, ни веточек?А отец отвечает:- Зато на них почки есть. Из нижних почек пойдут корешки. В палисаднике. А там лопухи с репейником росли. Да такие цепкие, что и не сразу выполешь их.Бабушка помогла. Нелёгкая это работа.

И люди радуются, глядя на девочку:- Вот какая хорошая «смородинка» у Калинниковых растёт. Когда бабушка внучкой была, она очень сказки любила. Это не грибок, внучка, а копилочка. Тебе и завещаю эту дедушкину копилочку. Так и делала внучка, когда бабушкой стала. Свои памятки в дедушкину копилку добавляла.

Отзыв о сказке Е.Пермяка «Две пословицы»

Главные герои сказки Евгения Пермяка «Две пословицы» — два мальчика, Костя и Федя. Костя был бережливым, и каждую копеечку, что ему в руки попадала, откладывал в копилку. А Федя деньги не берег. Он тратил все, что ему доставалось. Федя покупал корм для голубей, подкармливал речных рыб и периодически угощал всех знакомых собак колбасой.
Когда в соседнем селе открылась ярмарка, Костя достал из копилки деньги и пошел покупать разные разности. А Федя не пошел на ярмарку, потому что денег у него, как всегда, не было.

Смородинка (рассказ)

Каким был мальчик Костя? (Бережливым.) – Можно ли сказать, что Костя был плохим мальчиком? Прочитайте. – Что шепнула Косте кудлатая собака? Как-то случилась в большом селе ярмарка. Принесла их Косте и кое-что ему на ухо шепнула. Идёт Костя домой и всех угощает разными разностями, орехами-сладостями. Ничего не понимает Федя, что с Костей произошло. Бережливым быть хорошо, а добрым лучше».

Ему не нужно было выдумывать героев. В кино с 1953 года (первая роль — бабушка Сима — в фильме «Алёша Птицын вырабатывает характер»). За свою творческую жизнь создала 67 ролей в театре и 25 в кино, озвучила более 100 мультфильмов.

Михаил Яснов ГОРЕСТИ-ПЕЧАЛЕСТИ

Горести-печалести, Что-то мне не спится. С кем бы мне, печалести, Вами поделиться? Столько неприятностей — Карандаш сломался, Жук из банки вылез И больше не поймался. А ещё вдобавок — Горе-то какое! — Шарик накололся На листок алоэ… То-то мне и вертится, то-то и не спится — Может, мне с медведиком Горем поделиться? В моего медведика Уткнусь я головой: От хотя и плюшевый, Но зато – живой!

• Можно ли поделиться горестями с друзьями?

• Бывает ли тебе грустно? С кем ты делишься печалями?

Зинаида Александрова МОЙ МИШКА

Я рубашку сшила Мишке, Я сошью ему штанишки. Надо к ним карман пришить И платочек положить. – На плите сварилась каша. Где большая ложка наша? Я тебе перед едой Лапы вымою водой. Повяжу тебе салфетку. Ешь котлетку, Ешь конфетку, Молоко своё допей, И пойдём гулять скорей. Это куры. Это утки. Чёрный Шарик возле будки. Мы его не позовём, Убежим гулять вдвоём. Пьёт козлёнок из корыта, На тебя глядит сердито. Ты не бойся – это гусь. Я сама его боюсь. Мы по узенькой дощечке Побежим купаться к речке, Будем плавать, загорать, Наши трусики стирать. Мишка топал, баловался — Лёгкий мостик зашатался. По реке идут круги… Шарик, Шарик, помоги! Мишка мокрый, будто губка. Сохнет плюшевая шубка. Шарик убежал вперёд… Нам от мамы попадёт!

• Почему мишка стал мокрый?

• Кого на самом деле может поругать мама? Будет ли она ругать мишку?

Иван Крылов ЛЕБЕДЬ, ЩУКА И РАК Басня

Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдёт, И выйдет из него не дело, только му́ка. Однажды Лебедь, Рак да Щука Везти с поклажей воз взялись, И вместе трое все в него впряглись; Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу! Поклажа бы для них казалась и легка: Да Лебедь рвётся в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. Кто виноват из них, кто прав, – судить не нам; Да только воз и ныне там.

• Почему «воз и ныне там»?

• Как нужно поступать, если делаешь что-то вместе с друзьями?

• А ты всегда находишь общий язык с друзьями?

Валентина Осеева ОБИДЧИКИ

Толя часто прибегал со двора и жаловался, что ребята его обижают.

– Не жалуйся, – сказала однажды мать, – надо самому лучше относиться к товарищам, тогда и товарищи не будут тебя обижать!

Толя вышел на лестницу. На площадке один из его обидчиков, соседский мальчик Саша, что-то искал.

– Мать дала мне монетку на хлеб, а я потерял её, – хмуро пояснил он. – Не ходи сюда, а то затопчешь!

Толя вспомнил, что сказала ему утром мама, и нерешительно предложил:

– Давай поищем вместе!

Мальчики стали искать вместе. Саше посчастливилось: под лестницей в самом уголке блеснула серебряная монетка.

– Вот она! – обрадовался Саша. – Испугалась нас и нашлась! Спасибо тебе. Выходи во двор. Ребята не тронут! Я сейчас, только за хлебом сбегаю!

Он съехал по перилам вниз. Из тёмного пролёта лестницы весело донеслось:

– Вы-хо-ди!..

• Почему Саша перестал обижать Толю?

Валентина Осеева ВСЁ ВМЕСТЕ

В первом классе Наташе сразу полюбилась девочка с весёлыми голубыми глазками.

– Давай будем дружить, – сказала Наташа.

– Давай! – кивнула головой девочка. – Будем вместе баловаться!

Наташа удивилась:

– Разве если дружить, так надо вместе баловаться?

– Конечно. Те, которые дружат, всегда вместе балуются, им вместе и попадает за это! – засмеялась Оля.

– Хорошо, – нерешительно сказала Наташа и вдруг улыбнулась. – А потом их вместе и хвалят за что-нибудь, да?

– Ну, это редко! – сморщила носик Оля. – Это смотря какую подружку себе найдёшь!

• Как Оля понимает дружбу?

• Что Наташа понимает под дружбой?

• Что значит дружба для тебя?

  • Прочитай пословицы какие сказки из изученного разделы им соответствуют
  • Прочитай пословицы выбери одну из них в качестве заголовка и напиши короткое сочинение рассуждение
  • Прочитай полное название сказки что ты из него можешь узнать сказка о царе салтане
  • Прочитай по ролям порассуждай над основной мыслью рассказа чужая пятерка
  • Прочитай первые четыре строки придумай свой рассказ на эту тему лебедь щука