Прочитайте а затем запишите отрывок из рассказа а яшина угощаю рябиной



Скачать материал

Рассуждение Работа Кочановой В.В., учителя
МОУ «Зимстанская сош», п. Зимстан...



Скачать материал

  • Сейчас обучается 352 человека из 64 регионов

аудиоформат

  • Сейчас обучается 42 человека из 20 регионов

  • Сейчас обучается 69 человек из 39 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Рассуждение Работа Кочановой В.В., учителя
МОУ «Зимстанская сош», п. Зимстан...

    1 слайд

    Рассуждение

    Работа Кочановой В.В., учителя
    МОУ «Зимстанская сош», п. Зимстан, Усть – Куломского района, Республики Коми

  • I. Тексты-рассуждения можно встретить и в научной речи (в текстах учебников),...

    2 слайд

    I. Тексты-рассуждения можно встретить и в научной речи (в текстах учебников), и в языке художественной литературы, когда что-то требуется доказать, аргументировать.

    виды рассуждений
    рассуждения — доказательства
    рассуждения — объяснения

  • Что такое рассуждение?Рассуждение – это тип речи, в котором автор размышляет,...

    3 слайд

    Что такое рассуждение?
    Рассуждение – это тип речи, в котором автор размышляет, обдумывает что-то, стараясь при этом установить причинно-
    следственные связи между явлениями, и приходит к какому-либо выводу, суждению.
    Основная коммуникативная цель
    рассуждения – убедить, объяснить.

  • Как строится текст рассуждение?II. Рассуждение обычно состоит из трёх частей...

    4 слайд

    Как строится текст рассуждение?
    II. Рассуждение обычно состоит из трёх частей.

    Тезис- это то, что нужно доказать
    (утверждение)
    Аргументы – это доказательства
    (почему?)

    Вывод — это то, что из этого следует (итог)

    потому
    что
    что из
    этого
    следует?
    Пример, который подтверждает приводимые доказательства:
    случай из собственной жизни или других людей, эпизод из
    прочитанной книги, мнение известного человека

  • III. Тезис и доказательства (аргументы) часто связаны союзами потому что, так...

    5 слайд

    III. Тезис и доказательства (аргументы) часто связаны союзами потому что, так как, вводными словами во-первых, во-вторых и т.д. Доказательства (аргументы) и вывод соединяются вводными словами итак, следовательно, таким образом, значит.
    Если мы хотим показать порядок следования доказательств, порядок мыслей, то используем вводные слова во-первых, во-вторых, к примеру, в общем, наконец.
    Вводные слова всегда выделяются запятыми.

    В рассуждении часто используются слова и обороты речи:
    Я считаю, что…
    Основная мысль текста — …
    Во-первых, во-вторых, в-третьих, следовательно…
    Например, …
    По мнению …
    Итак, …
    Таким образом, …

  • В качестве грамматической связи часто используются РЕЧЕВЫЕ ОБОРОТЫ :
 попытае...

    6 слайд

    В качестве грамматической связи часто используются РЕЧЕВЫЕ ОБОРОТЫ :
    попытаемся разобраться…,
    я согласна с тем, что…,
    об этом свидетельствует…,
    из этого следует, что…,
    предположим, что…,
    это зависит от…
    я могу с уверенностью утверждать

    Вывод связывается с доказательствами (опровержениями) чаще всего посредством вводных слов итак, таким образом и др., слов и сочетаний поэтому, вот почему; предложений типа Обобщим всё вышесказанное. Подведём итоги. Из всего сказанного выше следует, что… . Сделаем вывод … и т.д.

    Речевое оформление

  • Прочитаем рассказ «Заботливый цветок» и докажем, что этот текст- рассуждение...

    7 слайд

    Прочитаем рассказ «Заботливый цветок» и докажем, что этот текст- рассуждение
    Кипрей — очень теплый цветок. Когда ударит осенний мороз и иней посеребрит траву, то около кипрея инея нету. Потому что вокруг кипрея стоит теплый воздух. Этот цветок выделяет из себя теплоту. И в этой теплоте растут себе без страха все соседи кипрея, все слабенькие побеги, пока зима не прикроет их, как ватным одеялом, глубоким снежком. И заметьте, что кипрей всегда разрастается рядом с молодыми соснами. Это их сторож, их защитник, их нянька. Бывает, в сильный мороз у кипрея отмерзнет вся верхушка, а он все равно не сдается, живет и дышит теплотой. Самоотверженный цветок!
    Рассуждаем, используя слова и обороты: я считаю, что…; во-первых, во-вторых, например, поэтому…

  • Проверяем! !!! Причины свойств и явлений
  Текст  Паустовского – рассуждение....

    8 слайд

    Проверяем!

    !!! Причины свойств и явлений

    Текст Паустовского – рассуждение. В нём высказана мысль, что кипрей – самоотверженный цветок. Это тезис.
    Доказательства: во-первых, даже зимой это растение не жалеет своего тепла и согревает слабенькие побеги других растений, во-вторых, кипрей разрастается рядом с молодыми посадками, чтобы защитить их. Чтобы подтвердить это, автор приводит пример: кипрей растёт рядом с молодыми соснами, защищает их от мороза, помогает им выжить.
    Наконец следуют выводы: не случайно писатель называет кипрей самоотверженным цветком. Верхушка кипрея в сильный мороз отмерзает, а цветок не сдаётся.

  • Прочитайте текст в рамке. Какая информация в нём содержится? Расскаж...

    9 слайд

    Прочитайте текст в рамке. Какая информация в нём содержится? Расскажите, как строится рассуждение.

    Упражнение 68.
    Построение текста-рассуждения
    ♦ Тезис.
    ♦ Доказательство, аргумент.
    ♦ Пример, который подтверждает приводимые доказательства: случай из собственной жизни или из жизни других людей, эпизод из прочитанной книги, мнение известного человека.
    ♦ Вывод из всего сказанного.

    Что нового вы узнали о рассуждении?
    Выделите в тексте, обозначенном цифрами I—III, микротемы, озаглавьте части текста
    1
    2

  • 1. Прочитайте фрагмент из фантастической повести К. Булычёва.Можете представи...

    10 слайд

    1. Прочитайте фрагмент из фантастической повести К. Булычёва.
    Можете представить, как трудно Магдалине быть настоящим ученым и как она старается. 
          Во-первых, она ходит только на очень высоких каблуках. Раза два она уже падала, но, к счастью, ничего не сломала, хотя злые языки в институте уверяли, что упасть с таких каблуков все равно что с третьего этажа. 
          Во-вторых, Магдалина носит большие затемненные очки. Видит она в них хуже, чем без очков, и выглядит как стрекоза. 
          В-третьих, Магдалина не тратит зря ни минуты. Она говорит только короткими фразами, ест раз в день, а спит раз в неделю. Исхудала бедная девочка так, что вчера ее не узнала собственная мама, а сегодня утром чуть не склевала ворона. 
    К.Булычев Драконозавр

    2. Определите тип речи этого текста. Докажите.
    3. Найдите в тексте тезис. Какие аргументы приводит автор? Что они показывают? Есть ли вывод в этом рассуждении?
    4. Почему этот текст вызывает улыбку? Приведите примеры из текста.

  • 1. Прочитайте заголовок текста. Объясните, как вы его понимаете. А теперь про...

    11 слайд

    1. Прочитайте заголовок текста. Объясните, как вы его понимаете. А теперь прочитайте текст, определите его тему и главную мысль.
    Бесстыжие зайчихи.
    В густом кустарнике у зайчихи родились малыши. Мать покормила их и тотчас же убежала. Больше зайчиха к ним не вернётся.
    Ну до чего же плохая мамаша – бросила беспомощных малышей на произвол судьбы! Но представим на минутку, что зайчиха не покинула зайчат. Она отлучилась лишь пощипать травку. Зайчиха бегает вокруг куста, где спрятались зайчата, и оставляет следы. Следы – это запах. Волк или лисица пойдут по следам, и они приведут их под куст. Зайчиха сможет убежать. А что делать зайчатам? Ведь они же ещё не могут бегать и, конечно, погибнут. Причиной гибели невольно станет их мать. И
    вот, чтобы этого не произошло, зайчиха покидает своих детей.
    Зайчата остаются одни. Беззащитные? Да. Но не совсем. Во-первых,
    они спрятаны в траве. Во-вторых, совершенно неподвижны и не
    привлекают к себе внимания. В-третьих, новорождённые зайчата не
    имеют запаха. А от голода зайчат спасает молоко, которым наполнены
    их желудочки. Молоко поддерживает зайчат в первые дни. Правда,
    пройдёт немного времени, и запас молока кончится. Но зайчата уже
    окрепли, они могут двигаться, щипать траву, а в случае опасности – убежать.

  • Значит, плохих родителей нет. Есть лишь родители хорошие, заботящиеся о св...

    12 слайд

    Значит, плохих родителей нет. Есть лишь родители хорошие, заботящиеся о своём потомстве. И хоть иногда со стороны эта забота кажется странной, она всегда направлена на защиту потомства, на то, чтобы не погиб, не прекратился род.
    (По Ю.Дмитриеву).
    Задания по тексту.
    2. Соответствует ли заголовок содержанию текста? Что отражено в нём – тема или основная мысль текста? Придумайте свой заголовок.
    3. ✍Какие фрагменты текста построены как рассуждение? Докажите своё мнение.
    4. Найдите и запишите слова, которые помогают соединить аргументы и тезис, аргументы и вывод.
    5.✒ Письменно закончите предложение: Писатель считает, что…
    6. ✒Задание по выбору: напишите краткое изложение текста или сочинение, историю о каких-либо необычных, интересных повадках животных.

  • Мне думается, что жизнь заодно с природой, любовное участие в ее трудах
и...

    13 слайд

    Мне думается, что жизнь заодно с природой, любовное участие в ее трудах
    и преображениях делают человека проще, мягче и добрее.
    Во – первых, я не знаю другого рабочего места, кроме земли, которое бы так облагораживало и умиротворяло человека.
    Во – вторых, сейчас, обнаружив забытую на чердаке рябину и вспомнив, с каким наслаждением мы в детстве, ели ее, мороженую, я опять решил про себя: вот угощу своих детей — и почувствуют они, что значит настоящая природа, настоящая Россия, и мы больше будем понимать друг друга.
    Кстати, и цветет-то рябина удивительно красиво, пышно, гроздьями. Каждое соцветие — целый букет. Но весной разных цветов так много, что эти белые кремовые гроздья на деревьях как-то не бросаются в глаза.

    1. Прочитайте отрывок из рассказа А.Яшина «Угощаю рябиной». Обратите внимание на композицию текста. Расскажите, из каких частей состоит текст
    2. Запишите первый абзац текста. Определите, какая это
    часть рассуждения.
    3. ✒Расскажите, как вы относитесь к природе. Постройте
    ваш ответ в форме рассуждения, приведите аргументы.

  • 2. Запишите текст. Завершите его  предложением – выводом: Таким образом, янта...

    14 слайд

    2. Запишите текст. Завершите его предложением – выводом: Таким образом, янтарь для человека…
    1. Прочитайте текст. Можно ли сказать, что данный текст – рассуждение? Докажите. Какие части можно в нём выделить. Какой части не хватает?
    Человек всегда ценил янтарь. Почему? Во-первых, янтарь – минерал, который относится к числу полудрагоценных камней. Ещё в глубокой древности янтарь использовали как украшение (об этом упоминает древнегрече-ский поэт Гомер в своей поэме «Одиссея»). Во-вторых, позже из янтаря стали приготовлять лекарства, лаки, канифоль. В XVII – XVIII веках из него делали линзы для очков и луп; существовала даже разнообразная янтарная оптика. (Из книги «Что такое? Кто такой?»).

  • Рефлексия- всё было интересно, работой доволен.- понял, но хотел бы ещё поупр...

    15 слайд

    Рефлексия
    — всё было интересно, работой доволен.
    — понял, но хотел бы ещё поупражняться.
    — было неинтересно.

  • Благоустроенная, тёплая конура, возможность отдохнуть, даже поиграть. Но ка...

    16 слайд

    Благоустроенная, тёплая конура, возможность отдохнуть, даже поиграть. Но какая тоска в глазах у Мартына! Почему он решил сдать своё жильё, да ещё бесплатно?

    Как об этом решении Мартын рассказал бы потом Фильке?
    Домашняя работа.

  • Источники:Иллюстрацииhttps://ramdou45.edumsko.ru/uploads/2700/2692/section/18...

    17 слайд

    Источники:
    Иллюстрации
    https://ramdou45.edumsko.ru/uploads/2700/2692/section/180281/ryabinka.png?1570530085227
    https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=15e222a8cbca6df5534e5c6845623ef8&n=13&exp=1
    https://i.pinimg.com/736x/fc/48/35/fc4835a204b79d34204773de8123582e.jpg
    https://terragu.ru/wp-content/uploads/yantar13-768×539.jpg
    depositphotos_86588092-stock-photo-reading-book-study
    Быстрова Е.А., Кибирева Л.В. и др.
    Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 1 / Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Ю.Н. Гостева и др.; под ред. Е.А. Быстровой. — 4-е изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2015. — (Инновационная школа).

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 057 758 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Русский язык», Быстрова Е.А., Кибирева Л.В. и др. /Под ред. Быстровой Е.А.

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Основы туризма и гостеприимства»

  • Курс повышения квалификации «Основы местного самоуправления и муниципальной службы»

  • Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс повышения квалификации «Страхование и актуарные расчеты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление ресурсами информационных технологий»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности секретаря руководителя со знанием английского языка»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация технической поддержки клиентов при установке и эксплуатации информационно-коммуникационных систем»

  • Курс профессиональной переподготовки «Корпоративная культура как фактор эффективности современной организации»

Похожие вопросы:

предыдущий приставка пре подыскать-присавка под безызвестный-приставка без безынтересный-приставка без межиститутский-приставка меж подыграть-приставка под безызысканный-приставка…Подробнее

ответов: 3

ещё трава полна прозрачных слёз,и гром вдали гремит раскатом.листок закружился   устало,неслышно прилип к рукаву.какая душа угадала,что я её   втайне зову? взвод на право…Подробнее

ответов: 4

нет приставки-высокий,вздор приставка «в»-влить,вниз,взор,вмешаться приставка «вз»-взболтать,взбудоражить,взбиться,взмахнуться приставка «взо»-взобраться,взорвать…Подробнее

ответов: 3

друзья, испечем пирого на пасху вместе! народ, будем жить дружно! , вырастим цветы у школы! дети, будем хорошо учиться! родители, мы вам !…Подробнее

ответов: 3

1.когда-то я был с ним на короткой ноге 2.с левой ноги встал что ли? 3. я со всех ног домой! еле ноги унес 4.зато теперь к нему ни ногой. 5. ноги моей больше у него не будет! 6….Подробнее

ответов: 2

1 столбик: клюшка, блюдо, катюша, брюки, рюкзак, клюква, терплю. 2 столбик: юра, южный, юбка. буква ю обозначает два звука в словах: юра — й у р а, южный — й у ж н ы й, юбка — й…Подробнее

ответов: 4

неизвестный мастер позаимствовал у гуслей принцип игры, а у мандолины выпуклый корус . ~~~~                      =====&nb…Подробнее

ответов: 4

сочинение по картине «конец зимы. полдень» уже не так сугробы велики, осели, потемневшие от влаги. сочла зима последние деньки, сбежала в лес: в канавы и овраги. прощай зима, прощ…Подробнее

ответов: 4

он, ничего не замечая, пошёл домой….Подробнее

ответов: 3

мама мне пришлось уйти.не волнуйся у меня всё хорошо.позвонила учительница и просила меня придти в школу.мы репетировали наш концерт,о котором я тебе рассказывала.вернусь через ча…Подробнее

ответов: 2

награждается геолог иван михайов. запись к парикмахеру ольге будет с завтрашнего дня.  …Подробнее

ответов: 2

1.заунывная песня(подлежащее, подч. 1чертой, выражено сущ.) то замирала(сказуемое, подч. 2чертами, выражено глаголом), то опять проносилась(сказуемое, подч. 2чертами, выражено глаг…Подробнее

ответов: 3

Проверка усвоения уровня знаний учащихся 8 класса за 1 полугодие

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации

(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Институт психологии и образования

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

отделение общего образования

ИТОГОВАЯ РАБОТА

слушателей по программе

«Совершенствование профессиональных компетентностей учителей русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС

(в рамках сетевого взаимодействия)»

Разработка контрольно-диагностических материалов по русскому языку для комплексной оценки личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов учащихся 8 класса (I полугодие)

Автор – Ларионова Татьяна Викторовна,

Учитель русского языка и литературы МБОУ «Школы №15» Советского района г. Казани

Научный руководитель

Волкова О.В., доцент ПМЦ ПК и ПП РО КФУ, к.п.н.

Казань, 2020

ВВЕДЕНИЕ

К основным направлениям реализации Концепции оценки образовательных достижений учащихся PISA относятся формирование читательской компетенции, оценка уровня владения устной речью, совершенствование контрольно – измерительных материалов. В связи с этим возникла необходимость разработки комплекса методических материалов, являющихся неотъемлемой частью своевременной диагностики уровня образовательных результатов учащихся. В этом состоит актуальность данной работы. В КИМ включены задания для оценки не только предметных результатов, но и сформированности регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий, а также личностных результатов.

Назначение КИМ. Материалы предназначены для проведения процедуры текущей аттестации по русскому языку обучающихся 8 класса; нацелены на оценку качества образования учащихся по русскому языку за I полугодие 8 класса и подготовку к итоговой аттестации в 9 классе; разработаны в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами, Основной образовательной программой основного общего образования.

Характеристика структуры КИМ. Данный вариант методических материалов логично структурирован и прост в использовании. Он состоит из двух частей. Первая часть включает в себя 9 заданий, предполагает работу учеников с текстом, в котором они вставляют пропущенные орфограммы, знаки препинания, раскрывают скобки в самом КИМ, не списывая текст. Успешное выполнение задания предусматривает сформированный навык чтения (адекватное зрительное восприятие информации, содержащейся в деформированном тексте) как одного из видов речевой деятельности. Наряду с предметными умениями проверяется сформированность регулятивных универсальных учебных действий (адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы – осуществлять самоконтроль). В первую часть включены задания закрытого типа с единичным выбором правильного варианта ответа и задания открытой формы с кратким ответом. Отдельные задания предполагают также анализ структуры словосочетания и предложения.

Во вторую часть включены 7 заданий, предполагающих различное соотношение репродуктивной и творческой деятельности. Часть 2 предполагает работу с текстом как основной дидактической единицей обучения. Для анализа предлагается сплошной текст. Отдельные задания связаны с умением проводить морфологический анализ слова и синтаксический анализ предложения. Предлагаются также задания на понимание текста, выявление смысла отдельных его частей. Задания второй части способствуют выявлению уровня сформированности коммуникативных УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, уметь формулировать собственное мнение и позицию.

Задачи работы:

разработать систему заданий (с выбором ответа, с кратким и развёрнутым ответом);

разработать критерии оценивания выполнения заданий.

определить планируемые предметные и метапредметные результаты:

Метапредметные результаты

Предметные результаты

1)владение всеми видами речевой деятельности;

2)адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

3)владение разными видами чтения;

4)овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;

5)умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

6)способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты;

7)умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

8)способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

9)соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

10)умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать собственные тексты;

11) Применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

1) освоение базовых понятий лингвистики: научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

2)овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

3)распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

4)проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления;

5) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике.

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕЙ АТТЕСТАЦИИ В 8 КЛАССЕ

ЗА I ПОЛУГОДИЕ

Инструкция по выполнению работы

На выполнение проверочной работы по русскому языку отводится 45 минут. Работа включает в себя 16 заданий.

Ответы пишите в поле ответа в тексте работы.

При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, иными справочными материалами.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.

Желаем успехов!

Часть 1

Внимательно прочитайте текст. Вставьте, где необходимо,

пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте недостающие знаки препинания. Текст не списывать!

(1)Ж..ра з..ставила нас в..йти в рощу. (2)Я бросился под высокий куст орешн..ка над которым молодой клен красиво ра..кинул свои ле..кие ветки.(3) Касьян присел на толстый конец срубле..ой березы.(4) Я гл..дел на него. (5) Лис(?)тья слабо к..лебались в вышине. (6)Их з..л..новатые тени тихо ск..льзили (в)зад и (в)перед по его телу и лицу.(7) Он не поднимал г..л..вы.(8). Наскучив его безмолви..м я лег на спину и начал любоват..ся мирной игрой пута..ых лис(?)тьев на светлом небе.

(9)Уд..вительно пр..ятное з..нятие л..жать на спине в лесу и гл..деть (в)верх! (10)Кажется что вы смотр..те в бездо..ое море.(11)Оно широко ра(с,сс)тилается перед вами. (12)Деревья будто (не) поднимаются от земли а спускаются и отвес(?)но падают в яс(?)ные волны. (13)Где (нибудь) далеко оканчивая собой тонкую веточку (не)подвижно стоит отдельный л..сток на голубом клочке прозрачного неба. (14)Рядом с ним к..ча..тся другой напоминая своим движением игру рыбь..го плёса.

2.Из предложений 1-3 выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от звонкости-глухости последующего согласного звука.

Ответ_____________________________________________________________

3.Из первого абзаца текста выпишите слово с НН и объясните его написание.

Ответ____________________________________________________________________________________________________________________________

4.Укажите верное утверждение:

Словосочетание ЛЕЖАТЬ НА СПИНЕ из предложения 9

А) со связью примыкание

Б) со связью управление

В) со связью согласование

Найдите и выпишите из текста ещё одно словосочетание с таким же видом связи.

Ответ___________________________________________________________

5. Выберите верное объяснение постановки знаков препинания в предложении 13:

А) в предложении причастный оборот стоит после определяемого слова, поэтому он выделен запятыми

Б) это сложное предложение, в котором разделены две грамматические основы

В) в предложении выделяется деепричастный оборот.

Приведите свой пример подобного предложения.

Ответ_______________________________________________________________________________________________________________________________

6.Среди предложений 8-13 найдите сложное предложение. Укажите номер этого предложения.

Ответ_____________________________________________________________

7.Укажите вариант предложения с составным глагольным сказуемым (знаки препинания не расставлены):

А) Ж..ра з..ставила нас в..йти в рощу.

Б) Касьян присел на толстый конец срубле..ой березы.

В) Наскучив его безмолви..м я лег на спину и начал любоват..ся мирной игрой пута..ых лис(?)тьев на светлом небе.

Ответ_____________________________________________________________

8.Укажите верную характеристику первой части предложения 10:

А) безличное

Б) обобщённо-личное

В) неопределённо-личное

Ответ_____________________________________________________________

9. Из предложения 10 выпишите словосочетание со связью согласование и замените его синонимичным словосочетанием со связью управление.

Ответ_____________________________________________________________

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 10-16.

(1)Весной в Подмосковье, пряча лыжи на чердак, я заметил развешанные кисти рябины.

(2)В давнее время на моей родине рябину заготавливали к зиме как еду, наравне с брусникой, и клюквой, и грибами.

(3)Ягоды, перемерзшие за зиму, чуть сморщились, зато были вкусны. (4)Свежая рябина – та и горьковатая, и чересчур кисла, есть ее трудно, так же, как раннюю клюкву. (5)Но и клюква, и рябина, прихваченные морозом, приобретают ни с чем не сравнимые качества. (6)Попробовав ягоды тут же, на чердаке, я обрадовался, что опять смогу как-то побаловать своих детей и лишний раз доказать им, что деревенское детство не только не хуже, а во многих отношениях даже лучше детства городского.

(7)Всю жизнь я испытываю горечь оттого, что между мною и моими детьми существует пропасть.

(8)Нет, дело не в возрасте. (9)Дело в том, что я был и остаюсь деревенским, а дети мои городские и что тот огромный город, к жизни в котором я так и не привык, для них – любимая родина. (10)Мои дети не чувствуют, как мне кажется, и не понимают моего детства. (11)Разные мы люди, из разного теста сделаны и, должно быть, по-разному смотрим на мир, на землю, на небо.

(12)Но, может быть, я не прав, попробуй разберись в этом.

(13)Ревность и обида мучают меня, когда между нами опускается вдруг некий занавес и мои многознающие отпрыски начинают даже бунтовать, подтрунивать надо мною из-за того, что меня каждое лето тянет не в теплые края, не к синему морю, а все в мои северные дебри.

(14)Жаль мне своих детей, но я люблю их…

(15)И сейчас, обнаружив забытую на чердаке рябинку и вспомнив, с каким наслаждением мы в детстве ели ее, мороженую, я опять решил про себя: вот угощу – и почувствуют мои птенцы, что значит настоящая природа, настоящая Россия, и мы больше будем понимать друг друга.

(16)Дети мои взялись за рябину сначала недоверчиво, морщась и вздрагивая так же, как осенью, когда ели упругие и сочные ягоды прямо с дерева. (17)Но скоро они набросились на рябину азартно, съели ее всю с удовольствием и все упрекали меня за то, что я не угощал их такой вкуснотой раньше.

(18)Это же совсем разные вещи! – говорила мне старшая дочь. (19)– Неужели ты не понимаешь? (20)Это разные рябины.

(21)И под конец, когда все успокоились, я услышал один доверительный и добрый голос:

(22)– Папа, разве там, на твоей родине, много такой рябины? (23)Может быть, осенью съездим, наберем, а? (24)Той, вашей!

(По А.Яшину)

10. Какое утверждение соответствует содержанию текста?

А) У автора текста и его детей было духовное взаимопонимание.

Б) Рябина, прихваченная морозом, помогла детям понять отца.

В) Автора текста каждую зиму тянет в теплые края, к синему морю.

Г) Детям не понравилась мороженая рябина.

Ответ___________________________________________________________

11. В тексте рассказчик говорит: «Всю жизнь я испытываю горечь оттого, что между мною и моими детьми существует пропасть». Какую пропасть имеет в виду герой?

Ответ_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. В каком предложении текста дан ответ на следующий вопрос: Почему главный герой решил угостить мороженой рябиной своих детей? Запишите номер этого предложения.

Ответ_____________________________________________________________

13.  Отрывок, с которым Вы работали, взят из рассказа А. Яшина «Угощаю рябиной», где молодой писатель сказал: «Ветку рябины надо бы вписать в наш герб». Согласны ли Вы с автором? Изучив иллюстрации ниже, подумайте, почему он так считает?

Ответ_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

<Object: word/embeddings/______Microsoft_Office_PowerPoint1.sldx> <Object: word/embeddings/______Microsoft_Office_PowerPoint2.sldx>

<Object: word/embeddings/______Microsoft_Office_PowerPoint3.sldx><Object: word/embeddings/______Microsoft_Office_PowerPoint4.sldx>

14. Выпишите предложение №3, сделайте его синтаксический разбор.

Ответ_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15. Выпишите глагол из предложения № 14, произведите его морфологический разбор.

Ответ_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

16. Древнеримский оратор и философ Цицерон говорил: «Каждому возрасту присущи свои особенности». Отсюда и сложности во взаимоотношениях между родителями и детьми. Предложите свои пути преодоления этих сложностей.

Ответ_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Критерии оценивания текущей

диагностической работы по русскому языку

в 8 классе (I полугодие)

Часть 1

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы

Задание 1

(1)Жара заставила нас войти в рощу. (2)Я бросился под высокий куст орешника, над которым молодой клен красиво раскинул свои легкие ветки.(3) Касьян присел на толстый конец срубленной березы.(4) Я глядел на него. (5) Листья слабо колебались в вышине. (6)Их зеленоватые тени тихо скользили взад и вперед по его телу и лицу.(7) Он не поднимал головы.(8). Наскучив его безмолвием, я лег на спину и начал любоваться мирной игрой путаных листьев на светлом небе.

(9)Удивительно приятное занятие — лежать на спине в лесу и глядеть вверх! (10)Кажется, что вы смотрите в бездонное море.(11)Оно широко расстилается перед вами. (12)Деревья будто не поднимаются от земли, а спускаются и отвесно падают в ясные волны. (13)Где — нибудь далеко, оканчивая собой тонкую веточку, неподвижно стоит отдельный листок на голубом клочке прозрачного неба. (14)Рядом с ним качается другой, напоминая своим движением игру рыбьего плёса.

К1

Соблюдение орфографических норм

Орфографических ошибок нет или допущена одна негрубая ошибка

4

Допущено не более двух ошибок

3

Допущено не более трёх-четырёх ошибок

2

Допущено пять ошибок

1

Допущено более пяти ошибок

0

К2

Соблюдение пунктуационных норм

Пунктуационных ошибок нет или допущена одна негрубая ошибка

4

Допущено не более двух ошибок

3

Допущено три ошибки

2

Допущено четыре ошибки

1

Допущено пять и более ошибок

0

Максимальный балл

8

Задание 2

Ответ: раскинул

К1

Дан верный ответ, фактических ошибок нет

1

Дан неверный ответ или ответа не дано

0

Максимальный балл

1

Задание 3

Ответ: срубленной, НН пишется в слове, так как это причастие, в котором есть приставка ИЛИ это причастие, образованное от глагола СВ

К1

Дан верный ответ, фактических ошибок нет

1

Дан неверный ответ или ответа не дано

0

К2

Дано верное объяснение написания слова, фактических ошибок нет

1

Дано неверное объяснение написания слова или ответа не дано

0

Максимальный балл

2

Задание 4

Ответ: Б

Другие словосочетания со связью управление из текста: бросился под куст, раскинул ветки, глядел на него и др.

К1

Дан верный ответ, фактических ошибок нет

1

Дан неверный ответ или ответа не дано

0

К2

Дан верный ответ, выписано словосочетание со связью управление

1

Дан неверный ответ, выписано словосочетание с другим видом связи или ответа не дано

0

Максимальный балл

2

Задание 5

Ответ: В

Составлено любое предложение с деепричастным оборотом и верно расставленными знаками препинания

К1

Дан верный ответ, фактических ошибок нет

1

Дан неверный ответ или ответа не дано

0

К2

Дан верный ответ, приведён пример предложения с деепричастным оборотом, верно расставлены знаки препинания

2

Дан верный ответ, приведён пример предложения с деепричастным оборотом, но знаки препинания не расставлены или расставлены неверно

1

Дан неверный ответ или ответа не дано

0

Максимальный балл

3

Задание 6

Ответ:10

К1

Дан верный ответ, фактических ошибок нет

1

Дан неверный ответ или ответа не дано

0

Максимальный балл

1

Задание 7

Ответ: В

К1

Дан верный ответ, фактических ошибок нет

1

Дан неверный ответ или ответа не дано

0

Максимальный балл

1

Задание 8

Ответ: А

К1

Дан верный ответ, фактических ошибок нет

1

Дан неверный ответ или ответа не дано

0

Максимальный балл

1

Задание 9

Ответ: бездонное море – море без дна

К1

Дан верный ответ, правильно выписано словосочетание и заменено синонимичным со связью управление

2

Дан верный ответ, правильно выписано словосочетание, но заменено неверно или не заменено

1

Дан неверный ответ, словосочетание выписано неправильно или ответ не дан

0

Максимальный балл

2

Часть 2

Задание 10

Ответ: Б

К1

Дан верный ответ, фактических ошибок нет

1

Дан неверный ответ или ответа не дано

0

Максимальный балл

1

Задание 11

Ответ: Рассказчик говорит о том, что он был и остаётся деревенским человеком, а его дети – городские жители. Они не понимают друг друга, вот такая пропасть существует между ними. Допускаются иные формулировки, не искажающие смысл и правильность ответа.

Правильно вычленена информация из текста, дан правильный ответ на поставленный вопрос. В предложениях употреблены слова в свойственном значении.

Дан правильный ответ, в предложениях может быть допущен один речевой недочёт или допущена одна орфографическая или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка.

2

Дан правильный ответ, в предложениях могут быть допущены один речевой недочёт и одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка.

ИЛИ дан правильный ответ, в предложениях могут быть допущены один речевой недочёт и две орфографические при отсутствии пунктуационных и грамматических ошибок.

ИЛИ дан правильный ответ, в предложениях могут быть допущены один речевой недочёт и две пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических и грамматических ошибок.

ИЛИ дан правильный ответ, в предложениях могут быть допущены один речевой недочёт и две грамматических ошибки при отсутствии орфографических и пунктуационных ошибок. Всего в предложениях, содержащих правильный ответ, в сумме должно быть допущено не более трёх ошибок (в их числе только один речевой недочёт)

1

Неправильно вычленена информация из текста, дан неправильный ответ на поставленный вопрос, в предложениях употреблены слова в свойственном значении

0

Максимальный балл

2

Задание 12

Ответ: 15

К1

Дан верный ответ, фактических ошибок нет

1

Дан неверный ответ или ответа не дано

0

Максимальный балл

1

Задание 13

Примерный ответ: Да, я согласен с автором. Возможно, он так считает, потому что рябина имеет большое значение в жизни человека и природы. Она является кормилицей для многих птиц в зимнее время года, а люди делают из неё всевозможные угощения круглогодично. Народ издавна почитает рябину, поэтому её образ часто можно встретить в русском фольклоре (например, в русских народных песнях). Кроме этого, существует очень много примет, связанных с этим растением. Допускаются иные формулировки, не искажающие смысл и правильность ответа.

Правильно вычленена информация из несплошного текста, дан правильный ответ на поставленный вопрос. В предложениях употреблены слова в свойственном значении.

Дан правильный ответ, в предложениях может быть допущен один речевой недочёт или допущена одна орфографическая или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка.

3

Дан правильный ответ, в предложениях могут быть допущены один речевой недочёт и одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка.

ИЛИ дан правильный ответ, в предложениях могут быть допущены один речевой недочёт и две орфографические при отсутствии пунктуационных и грамматических ошибок.

ИЛИ дан правильный ответ, в предложениях могут быть допущены один речевой недочёт и две пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических и грамматических ошибок.

ИЛИ дан правильный ответ, в предложениях могут быть допущены один речевой недочёт и две грамматических ошибки при отсутствии орфографических и пунктуационных ошибок. Всего в предложениях, содержащих правильный ответ, в сумме должно быть допущено не более трёх ошибок (в их числе только один речевой недочёт)

2

Дан правильный ответ, в предложениях могут быть допущены два речевых недочёта и одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка.

ИЛИ дан правильный ответ, в предложениях могут быть допущены два речевых недочёта и две орфографические при отсутствии пунктуационных и грамматических ошибок.

ИЛИ дан правильный ответ, в предложениях могут быть допущены два речевых недочёта и две пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических и грамматических ошибок.

ИЛИ дан правильный ответ, в предложениях могут быть допущены два речевых недочёта и две грамматических ошибки при отсутствии орфографических и пунктуационных ошибок. Всего в предложениях, содержащих правильный ответ, в сумме должно быть допущено не более четырёх ошибок (в их числе два речевых недочёта)

1

Неправильно вычленена информация из несплошного текста, дан неправильный ответ на поставленный вопрос, в предложениях употреблены слова в свойственном значении

0

Максимальный балл

3

Задание 14

Ответ: (3)Ягоды, перемерзшие за зиму, чуть сморщились, зато были вкусны.

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, осложнено причастным оборотом и однородными сказуемыми.

Грамматическая основа – Ягоды сморщились, были вкусны (подлежащее выражено существительным, 1 сказуемое простое глагольное выражено глаголом, 2 сказуемое составное именное выражено глаголом связкой «быть» и именной частью – кратким прилагательным.

Второстепенные члены предложения – обособленное определение (перемёрзшие за зиму) выражено причастным оборотом, обстоятельство степени (чуть) выражено наречием

Зато – сочинительный противительный союз

Разбор выполнен верно

3

При разборе допущена одна ошибка

2

При разборе допущено две ошибки

1

При разборе допущено более двух ошибок

0

Максимальный балл

3

Задание 15

Ответ:

Люблю

Я (что делаю?) люблю – глагол

Морфологические признаки: н.ф — любить, настоящее время, изъявительное наклонение, НВ, 1 лицо, единственное число, 2 спряжение.

В предложении является сказуемым

Разбор выполнен верно

3

При разборе допущена одна ошибка

2

При разборе допущено две ошибки

1

При разборе допущено более двух ошибок

0

Максимальный балл

3

Задание 16

Примерный ответ: На мой взгляд, сложности во взаимоотношениях родителей и детей можно преодолеть, выполняя такие несложные правила: проводить вместе как можно больше времени, выделять в день хотя бы 15-20 минут на разговоры о прошедшем дне, находить интересные совместные хобби, читать вместе книги и обсуждать их, это же можно делать и с фильмами, стараться уступать, прислушиваться друг к другу. Допускаются иные варианты и формулировки.

Основная мысль определена верно, полно; предложения построены правильно, в предложениях употреблены слова в свойственном им значении

2

Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; предложения построены правильно, в предложениях употреблены слова в свойственном им значении

1

Основная мысль определена неверно ( независимо от наличия/отсутствия речевых недочётов в построении предложений и словоупотреблении) или ответ на вопрос не дан

0

Максимальный балл

2

Максимальный балл за выполнение работы – 38

Рекомендации по переводу первичных баллов

в отметки по пятибалльной шкале

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичные баллы

0-14

15-23

24-32

33-38

  • Прочитай фрагменты рассказов астафьева и драгунского в которых выражено отношение к любимым
  • Прочитай и перескажи статью подтвердите сказанное примерами из пушкинских сказок
  • Прочитай фрагмент сказки расставь паузы подчеркни слова которые надо выделить кола рыба
  • Прочитай зачин и концовку сказки семь симеонов
  • Прочитай фрагмент сказки конек горбунок в котором рассказывается о рыбе кит придумай свою сказку про