Прочитайте лингвистическую сказку которая поможет обобщить теоретические сведения о причастии

Материал к уроку русского языка в 7 классе по теме «Причастие и деепричастие»

Сказка про Причастие и Деепричастие

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Поспорили однажды Причастие и Деепричастие о том, кого из них отец Глагол любит больше. Причастие заявило:

— Конечно, меня! Ведь я на отца очень похож. Как и он, я могу быть несовершенного и совершенного вида, быть возвратным и невозвратным. Кроме того, могу употребляться в настоящем и прошедшем времени. К сожалению, я не имею будущего времени, но это не так важно!

— Вот уж нет! – возразило Деепричастие. Во-первых, совершенный и несовершенный вид я тоже имею, могу также быть возвратным и невозвратным. К сожалению, не изменяюсь, в отличие от тебя. Но у меня есть другое преимущество: я, как и отец, обозначаю действие, только добавочное, и сопровождаю отца, когда он выражает основное действие. То есть я для него важнее!

Услышал спор детей отец Глагол и сказал:

— Не спорьте, дети! Вы мои сыновья, и обоих я люблю одинаково, вы для меня равны. Каждый из вас получил от меня необходимые качества, но какие-то важные черты вы унаследовали от своих матерей: ты, Причастие, от Прилагательного, а ты, Деепричастие, от Наречия.

Сказки. Рассказы. Стихи

Лингвистическая сказка по русскому языку

В давние-давние времена на планете Языкознание в королевстве Части речи произошло событие, имеющее королевское значение. У короля Глагола и королевы Прилагательное родилась дочь! Девочку назвали Причастие.

Как и всякий ребенок, Причастие была похожа и на маму, и на папу.

Мама Прилагательное учила ее пользоваться магией и изменяться по числам, падежам и родам. Последнее свойство она может применять только тогда, когда находится одна, то есть в единственном числе.

Любящее дитя, любящий ребенок, любящая дочь – такой была Причастие.

От папы Глагола Причастие научилось телепортации. Из настоящего она могла перемещаться в прошлое, но не в будущее. Молодая, она не думала о будущем.

Глагол, строгий политик, учил ее управлению. Девочка легко находила язык с существительными, местоимениями и наречиями. Она никогда не терялась, сохраняла возвратность и переходность. Именно папа показал ей выгодность двух сторон характера: Причастие научилась быть и совершенной, и несовершенной.

В политике (предложении) Причастие играет важную роль. Полная, она выступает в качестве определения, а, становясь краткой, выполняет папину роль- роль сказуемого.

Игрушки для любимой дочери родители выбирали сами. Они дарили ей суффиксы: -ВШ-, -Ш-, -НН-, -Н-, -ЕНН-, -Т-.

Сейчас, в настоящем времени, она играет в кукол-двойняшек: -АЩ-/-ЯЩ- и –УЩ-/-ЮЩ-. Любит она и –ОМ-/-ЕМ-. Часто играет с -ИМ-.

Причастие ходит в школу волшебства и магии, где прилежно учится разбирать себя на правильные части (морфемы), отыскивать с-прят-а-вш-ЕЕ-ся окончание и вновь приобретать свой облик. Строгий учитель Морфемный Разбор ею доволен. Учится она и другим вещам.

У Причастия в школе много друзей. Когда девочка пропускает их вперед, всегда появляются сторожа-запятые. Они охраняют (обособляют) компанию, прозванную Причастным оборотом.

В волшебной школе Причастию подарили милое маленькое домашнее животное. Она назвала его — НЕ — Это хорошенький, не очень капризный зверек.

К НЕ сразу приставили нянь (зависимые слова). Причастие неразлучна с -НЕ-, живёт с ним в замке под названием «Без НЕ не употребляется». Будучи полной и одинокой (одиночной), она тоже не может без НЕ.

Зверек НЕ полюбил ее друзей: Почти, Очень, Слишком, Довольно, Абсолютно и других. Но, когда Причастие превращается в Краткое или когда рядом находятся няни – зависимые слова, НЕ боится подходить к девочке. А еще НЕ очень не любит противоречий.

Так и живет девочка Причастие в королевстве Части речи.

Сказка о Деепричастии

Жила-была семья: папа-глагол, мама-наречие и дочка деепричастие. Все дети в той или иной мере повторяют своих родителей. Деепричастие не исключение. От Глагола Деепричастие унаследовало основу. Как и Глагол, Деепричастие управляет падежом существительного, имеет ряд общих с ним грамматических категорий (вид и возвратность), а также сходный с глагольным вопрос (что делая? что сделав?). С Наречием Деепричастие роднит его способность оставаться неизменяемым, что бы ни происходило вокруг. Кроме того, Деепричастие откликается на вопросы Наречия (как? каким образом?), а в предложении является, как и Наречие, обстоятельством и обозначает цель, причину, место, время, образ действия. Но все дети, вырастая, стремятся к самостоятельности. Вот и Деепричастие туда же. – Я вполне самостоятельная часть речи! Требую соответствующего отношения и места в системе знаменательных частей речи! – громогласно заявляет Деепричастие, шокируя родителей. – Что ты, что ты! Ты всего лишь одна из моих форм! – настаивает Глагол. – Наречие, ну скажи же хоть что-нибудь! Но Наречие молчит. Оно не вмешивается в дела языковые, оно всегда неизменно и постоянно. И свою неизменяемость оно ценит превыше всего. Извечный спор отцов и детей. Вечная проблема самостоятельности и независимости.

Просмотр содержимого документа
«Сказка о Деепричастии»

Сказка о Деепричастии

Жила-была семья: папа-глагол, мама-наречие и дочка деепричастие. Все дети в той или иной мере повторяют своих родителей. Деепричастие не исключение. От Глагола Деепричастие унаследовало основу. Как и Глагол, Деепричастие управляет падежом существительного, имеет ряд общих с ним грамматических категорий (вид и возвратность), а также сходный с глагольным вопрос (что делая? что сделав?).
С Наречием Деепричастие роднит его способность оставаться неизменяемым, что бы ни происходило вокруг. Кроме того, Деепричастие откликается на вопросы Наречия (как? каким образом?), а в предложении является, как и Наречие, обстоятельством и обозначает цель, причину, место, время, образ действия.
Но все дети, вырастая, стремятся к самостоятельности. Вот и Деепричастие туда же.
– Я вполне самостоятельная часть речи! Требую соответствующего отношения и места в системе знаменательных частей речи! – громогласно заявляет Деепричастие, шокируя родителей.
– Что ты, что ты! Ты всего лишь одна из моих форм! – настаивает Глагол. – Наречие, ну скажи же хоть что-нибудь!
Но Наречие молчит. Оно не вмешивается в дела языковые, оно всегда неизменно и постоянно. И свою неизменяемость оно ценит превыше всего.
Извечный спор отцов и детей. Вечная проблема самостоятельности и независимости.

источники:

http://skazkibasni.com/skazka-o-prichastii

http://multiurok.ru/files/skazka-o-dieieprichastii.html

Сказка О причастии — лингвистическая сказка по русскому языку

  

Лингвистическая сказка по русскому языку

 

В давние-давние времена на планете Языкознание в королевстве Части речи произошло событие, имеющее королевское значение. У короля Глагола и королевы Прилагательное родилась дочь! Девочку назвали Причастие.

 
Как и всякий ребенок, Причастие была похожа и на маму, и на папу.

 
Мама Прилагательное учила ее пользоваться магией и изменяться по числам, падежам и родам. Последнее свойство она может применять только тогда, когда находится одна, то есть в единственном числе.

 
Любящее дитя, любящий ребенок, любящая дочь – такой была Причастие.

 
От папы Глагола Причастие научилось телепортации. Из настоящего она могла перемещаться в прошлое, но не в будущее. Молодая, она не думала о будущем.

 
Глагол, строгий политик, учил ее управлению. Девочка легко находила язык с существительными, местоимениями и наречиями. Она никогда не терялась, сохраняла возвратность и переходность. Именно папа показал ей выгодность двух сторон характера: Причастие научилась быть и совершенной, и несовершенной.

 
В политике (предложении) Причастие играет важную роль. Полная, она выступает в качестве определения, а, становясь краткой, выполняет папину роль- роль сказуемого.

 
Игрушки для любимой дочери родители выбирали сами. Они дарили ей суффиксы: -ВШ-, -Ш-, -НН-, -Н-, -ЕНН-, -Т-.

 
Сейчас, в настоящем времени, она играет в кукол-двойняшек: -АЩ-/-ЯЩ- и –УЩ-/-ЮЩ-. Любит она и –ОМ-/-ЕМ-. Часто играет с -ИМ-.

 
Причастие ходит в школу волшебства и магии, где прилежно учится разбирать себя на правильные части (морфемы), отыскивать с-прят-а-вш-ЕЕ-ся окончание и вновь приобретать свой облик. Строгий учитель Морфемный Разбор ею доволен. Учится она и другим вещам.

 
У Причастия в школе много друзей. Когда девочка пропускает их вперед, всегда появляются сторожа-запятые. Они охраняют (обособляют) компанию, прозванную Причастным оборотом.

 
В волшебной школе Причастию подарили милое маленькое домашнее животное. Она назвала его — НЕ — Это хорошенький, не очень капризный зверек.

 
К НЕ сразу приставили нянь (зависимые слова). Причастие неразлучна с -НЕ-, живёт с ним в замке под названием «Без НЕ не употребляется». Будучи полной и одинокой (одиночной), она тоже не может без НЕ.

 
Зверек НЕ полюбил ее друзей: Почти, Очень, Слишком, Довольно, Абсолютно и других. Но, когда Причастие превращается в Краткое или когда рядом находятся няни – зависимые слова, НЕ боится подходить к девочке. А еще НЕ очень не любит противоречий.

 
Так и живет девочка Причастие в королевстве Части речи.

Читать другие лингвистические сказки

 

Конспект урока по теме «Повторение изученного о причастии»

Автор: Паутова Т.В., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 40 г. Владимира

Индивидуальные задания к уроку: подобрать материал для упражнений – 1 ученик «не с причастиями», 2 ученик – «Н и НН в причастиях», 3 ученик « морфемный анализ причастий», 4 ученик – «различение действительных и страдательных причастий», 5 ученик – «причастный оборот».

Домашнее задание для всего класса: повторить все изученное о причастии (§20-25 и тетрадь-справочник), пересмотреть все выполненные упражнения.

Ход урока.

На доске:

Знать

  1. Что такое причастие;

  2. Его грамматические признаки;

  3. Правописание причастий, знаки препинания при причастных оборотах.

Уметь

  1. Находить причастия;

  2. Правильно писать причастия, определять их грамматические признаки;

  3. Выделять причастные обороты

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

— Прежде чем поставить перед вами задачи сегодняшнего урока, предлагаю продолжить фразу «Особая форма глагола — …»

Особая форма глагола – причастие.

Объявляется тема и цель урока: обобщить все изученное о причастии. Задачи записаны на доске.

— А поможет нам грамматическая сказка, написанная одной ученицей «разрешите познакомить»

— Что такое причастие?

— Верно ли , что это не просто часть речи? Разрешить познакомить с ней поближе.

«Причастие – это особая форма глагола. У него есть родственники – тоже части речи. Какие?

Когда причастие появилось на свет. Глагол подарил ему….

Часть речи

Глагол и прилагательное

Совершенный и несовершенный вид, время, умение быть возвратным и невозвратным.

Прилагательное тоже решило не отставать и научило Причастие задавать вопросы…

преподнесло новорожденному….

Учащиеся показывают умение находить причастие в предложениях и определять признаки глагола и причастия

Какой?, Какое?, Какая?, Какие?

Падеж, число, род

На доске:

  • Хорошая книга- это сосуд, заполненный человеческими мыслями, знаниями, чувствами.

  • Хорошая книга – это дверь, раскрывающаяся перед тобой и впускающая тебя в какой-то новый уголок жизни.

Учащиеся выписывают причастия и определяют по вариантам признаки глагола и прилагательного у причастия.

Когда причастие подросло, оно приобрело свои собственные черты: научилось быть….

Действительным и страдательным

Действительному и страдательному причастию не живется вместе. Когда они соберутся, начинают спорить.

Страдательное всегда стонет:

— Я такое несчастное, всегда испытываю…..

Меня укорачивают и получают…

— Само виновато, — отвечает действительное – я, например, не жду, когда кто-нибудь будет выполнять за меня работу. Я обозначаю признак предмета…

на себе действия других предметов

краткие причастия (приводятся примеры)

который сам производит действие

Так спорили они каждый день, а вам придется доказать, что вы сразу узнаете, где действительное, а где страдательное причастие (демонстрируется портрет причастия).

1 ученик диктует заранее приготовленные действительные и страдательные причастия (если ошибаются, то ученик просит объяснить выбор)

  • Прославляющий страну; уважаемый коллегами; гонимый ветром; знающий очень много; кубик, взятый из коробки; внесенный в список участник; хранившие память о герое.

Учащиеся работают с цветными карточками с буквами С и Д

Когда Причастие стало совсем взрослым, оно захотело, чтобы ему все подчинялись, его слушались, от него зависели. Так образовался….

Причастный оборот (дается определение)

И был он о себе очень высокого мнения, хотел выделяться.

Но это удавалось не всегда.

2 ученик предлагает задание: в записанных на доске предложениях найти причастные обороты, затем переделать предложения так, чтобы причастные обороты стали обособленными.

  • Дуня со второго взгляда заметила произведенное ею на меня впечатление. В два часа ровно запряженная шестью лошадьми коляска домашней работы выехала во двор.

Правило об обособлении причастного оборота.

Учащиеся выполняют задание и сдают для проверки 2-ому ученику.

— Причастие стало важным и знаменитым, но его известность не избавила его от необходимости выполнять правила страны Грамматики.

Учащиеся рассказывают правила Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

3 ученик предлагает задание: вставить пропущенные Н и НН в записанные словосочетания.

  • Выращенная рассада, капуста выращена, вязаная кофточка, вывязанный рисунок, купленные книги, недавно рассказанная история.

3 ученик собирает листочки с выполненным заданием и проверяет.

4 ученик предлагает задание: распределить причастие с НЕ в два столбика: слитное и раздельное написание.

  • Не запрещенный, а дозволенный прием; не разрешенная еще проблема; результат не выверен; не запланированное на сегодня собрание; неподготовленное выступление; непрочитанная книга.

Правило «НЕ с причастиями»

Причастие получило работу в Департаменте Словообразования и по долгу службы обращалось в Банк Суффиксов, вскоре у него появились свои суффиксы.

Называют суффиксы, составляют таблицу «Суффикс причастий настоящего и прошедшего времени».

Сверяют правильность с таблицей учителя.

Причастие всегда поддерживало свою форму и следило за своим строением, всегда проходило морфемный анализ.

5 ученик предлагает 2 причастия для морфемного разбора.

  • расколотый, посвежевший

Учащиеся разбивают причастие и сдают на проверку ученику.

У Причастия появилось увлечение, оно полюбило театр. Иногда выходило на сцену и играло роль других Частей речи.

  • Жил человек рассеянный на улице Бассейной

Учащиеся с нетерпением ждут новогодний праздник.

Он с самого детства обладал блестящими способностями.

Встречающие ждали на перроне прихода поезда.

Находят причастия в роле других частей речи

Если когда-нибудь Причастие выходило в приемную Департамента, отправлялось на бал во Дворец Морфологии, то объявлялись все его титулы, т.е. подвергали морфологическому разбору.

  • Город, растрепанный бурей, выглядел косматым и темным.

Найдите причастие и представьте его по всем правилам придворного этикета.

Учащиеся выполняют морф. Разбор причастия из предложения.

Вывод по уроку: Таким образом, побывав в стране «Грамматике», мы повторили все, что изучили о причастии, смогли представить эту часть речи – особую форму глагола. Но сказка на этом не закончилась.

— Причастие получило дворянский титул и заказало себе герб, в конкурсе на лучший герб для причастия примете участия и вы.

Домашнее задание: нарисовать герб причастия.

— Причастие полюбило путешествовать, и его можно было встретить на страницах многих книг, в том числе учебников: географии, истории, математики и др.

Домашнее задание: исследовать, как часто употребляется причастие на страницах учебников, проанализировав по 5 страниц из учебников:

1 ряд – географии,

2 ряд – истории,

3 ряд – математики.

— подготовиться к следующему уроку «Употребление причастий в речи».

Лингвистическая сказка поможет в игровой форме объяснить  образование, грамматические признаки и синтаксические роли причастия, а аткже пугктуационное оформление причастного оборота

Скачать:

Предварительный просмотр:

Сказка о  причастии

        Жил-поживал один  мальчик, которого  звали Причастие. От  рождения  лицом  он  был  похож  на  маму   Прилагательное, а характером – на папу Глагола.

                Глагол  был грозным, деятельным, все время в движении. У него  имелись  большие  связи  даже с  самим Существительным. Он  мог  составить с  ним грамматическую основу  предложения    и занимал в  нем главенствующее  место.

                Мама Причастия – Прилагательное- была  очень  красивой. Собой она  украшала  весь  мир. А сколько  платьев  у  нее  было: целых  двенадцать  падежных! И   конечно же, она  тоже  имела связи с Существительным, но  не  такие  большие, как у Глагола, но  довольно  хорошие. Она  могла  образовать с Существительным словосочетания. Между  Прилагательным и  Существительным всегда  было  согласование.

                Сын  Глагола и Прилагательного – Причастие —  был  хорошим  мальчиком. Из-за того  что  он  был  сыном влиятельных и довольно самостоятельных  Глагола и Существительного, он  тоже  имел  хорошее  место в  предложении. Его  подчеркивали  волнистой линией  и  даже  обставляли  запятыми  с  обеих  сторон, когда  он  бывал  не  один , а с  другом – Зависимым  словом. Причастие  и  его  друга Зависимое  слово называли причастным  оборотом . За  Причастием  всегда  следило  Его  Величество Подлежащее или  его  придворный второстепенный  член –Дополнение. В  таких  случаях  для  Причастия  это  были  определяемые  слова. С определяемым  словом   мальчик Причастие   дружил, был  всегда  с  ним  согласен. Такой  он  был  послушный!

                Однажды они  втроем  придумали интересную  игру «Обособление», чем-то  напоминающую  обыкновенную  чехарду. Определяемое  слово  перепрыгивало  через  Причастие  и  его  друга Зависимого  слова и становилось  перед  ними – и  тотчас  две  служебные  собачки  Запятые выскакивали у  друзей по  обеим  сторонам и  охраняли  их.  А  как  только      то  же  самое  проделывали  Причастие  и  его  друг Зависимое  слово  и определяемое  слово  оказывалось  после  них, то  собачки Запятые  сразу  исчезали. Вот  такая  славная  игра была у  них. Такое  славное    было   это королевство – Грамматика!

  • Прочитай отрывок из рассказа мышка найди в тексте заимствованные слова и выпиши их
  • Прочитайте летописный рассказ о призвании варягов с 36 учебника
  • Прочитай отрывок из научной сказки котенок и медведь
  • Прочитайте или прочтите как правильно пишется
  • Прочитайте заголовок как вы думаете о чем будет сказка восстановите текст русской народной сказки