Материал к уроку русского языка в 7 классе по теме «Причастие и деепричастие»
Сказка про Причастие и Деепричастие
Поспорили однажды Причастие и Деепричастие о том, кого из них отец Глагол любит больше. Причастие заявило:
— Конечно, меня! Ведь я на отца очень похож. Как и он, я могу быть несовершенного и совершенного вида, быть возвратным и невозвратным. Кроме того, могу употребляться в настоящем и прошедшем времени. К сожалению, я не имею будущего времени, но это не так важно!
— Вот уж нет! – возразило Деепричастие. Во-первых, совершенный и несовершенный вид я тоже имею, могу также быть возвратным и невозвратным. К сожалению, не изменяюсь, в отличие от тебя. Но у меня есть другое преимущество: я, как и отец, обозначаю действие, только добавочное, и сопровождаю отца, когда он выражает основное действие. То есть я для него важнее!
Услышал спор детей отец Глагол и сказал:
— Не спорьте, дети! Вы мои сыновья, и обоих я люблю одинаково, вы для меня равны. Каждый из вас получил от меня необходимые качества, но какие-то важные черты вы унаследовали от своих матерей: ты, Причастие, от Прилагательного, а ты, Деепричастие, от Наречия.
Сказки. Рассказы. Стихи
Лингвистическая сказка по русскому языку
В давние-давние времена на планете Языкознание в королевстве Части речи произошло событие, имеющее королевское значение. У короля Глагола и королевы Прилагательное родилась дочь! Девочку назвали Причастие.
Как и всякий ребенок, Причастие была похожа и на маму, и на папу.
Мама Прилагательное учила ее пользоваться магией и изменяться по числам, падежам и родам. Последнее свойство она может применять только тогда, когда находится одна, то есть в единственном числе.
Любящее дитя, любящий ребенок, любящая дочь – такой была Причастие.
От папы Глагола Причастие научилось телепортации. Из настоящего она могла перемещаться в прошлое, но не в будущее. Молодая, она не думала о будущем.
Глагол, строгий политик, учил ее управлению. Девочка легко находила язык с существительными, местоимениями и наречиями. Она никогда не терялась, сохраняла возвратность и переходность. Именно папа показал ей выгодность двух сторон характера: Причастие научилась быть и совершенной, и несовершенной.
В политике (предложении) Причастие играет важную роль. Полная, она выступает в качестве определения, а, становясь краткой, выполняет папину роль- роль сказуемого.
Игрушки для любимой дочери родители выбирали сами. Они дарили ей суффиксы: -ВШ-, -Ш-, -НН-, -Н-, -ЕНН-, -Т-.
Сейчас, в настоящем времени, она играет в кукол-двойняшек: -АЩ-/-ЯЩ- и –УЩ-/-ЮЩ-. Любит она и –ОМ-/-ЕМ-. Часто играет с -ИМ-.
Причастие ходит в школу волшебства и магии, где прилежно учится разбирать себя на правильные части (морфемы), отыскивать с-прят-а-вш-ЕЕ-ся окончание и вновь приобретать свой облик. Строгий учитель Морфемный Разбор ею доволен. Учится она и другим вещам.
У Причастия в школе много друзей. Когда девочка пропускает их вперед, всегда появляются сторожа-запятые. Они охраняют (обособляют) компанию, прозванную Причастным оборотом.
В волшебной школе Причастию подарили милое маленькое домашнее животное. Она назвала его — НЕ — Это хорошенький, не очень капризный зверек.
К НЕ сразу приставили нянь (зависимые слова). Причастие неразлучна с -НЕ-, живёт с ним в замке под названием «Без НЕ не употребляется». Будучи полной и одинокой (одиночной), она тоже не может без НЕ.
Зверек НЕ полюбил ее друзей: Почти, Очень, Слишком, Довольно, Абсолютно и других. Но, когда Причастие превращается в Краткое или когда рядом находятся няни – зависимые слова, НЕ боится подходить к девочке. А еще НЕ очень не любит противоречий.
Так и живет девочка Причастие в королевстве Части речи.
Сказка о Деепричастии
Жила-была семья: папа-глагол, мама-наречие и дочка деепричастие. Все дети в той или иной мере повторяют своих родителей. Деепричастие не исключение. От Глагола Деепричастие унаследовало основу. Как и Глагол, Деепричастие управляет падежом существительного, имеет ряд общих с ним грамматических категорий (вид и возвратность), а также сходный с глагольным вопрос (что делая? что сделав?). С Наречием Деепричастие роднит его способность оставаться неизменяемым, что бы ни происходило вокруг. Кроме того, Деепричастие откликается на вопросы Наречия (как? каким образом?), а в предложении является, как и Наречие, обстоятельством и обозначает цель, причину, место, время, образ действия. Но все дети, вырастая, стремятся к самостоятельности. Вот и Деепричастие туда же. – Я вполне самостоятельная часть речи! Требую соответствующего отношения и места в системе знаменательных частей речи! – громогласно заявляет Деепричастие, шокируя родителей. – Что ты, что ты! Ты всего лишь одна из моих форм! – настаивает Глагол. – Наречие, ну скажи же хоть что-нибудь! Но Наречие молчит. Оно не вмешивается в дела языковые, оно всегда неизменно и постоянно. И свою неизменяемость оно ценит превыше всего. Извечный спор отцов и детей. Вечная проблема самостоятельности и независимости.
Просмотр содержимого документа
«Сказка о Деепричастии»
Сказка о Деепричастии
Жила-была семья: папа-глагол, мама-наречие и дочка деепричастие. Все дети в той или иной мере повторяют своих родителей. Деепричастие не исключение. От Глагола Деепричастие унаследовало основу. Как и Глагол, Деепричастие управляет падежом существительного, имеет ряд общих с ним грамматических категорий (вид и возвратность), а также сходный с глагольным вопрос (что делая? что сделав?).
С Наречием Деепричастие роднит его способность оставаться неизменяемым, что бы ни происходило вокруг. Кроме того, Деепричастие откликается на вопросы Наречия (как? каким образом?), а в предложении является, как и Наречие, обстоятельством и обозначает цель, причину, место, время, образ действия.
Но все дети, вырастая, стремятся к самостоятельности. Вот и Деепричастие туда же.
– Я вполне самостоятельная часть речи! Требую соответствующего отношения и места в системе знаменательных частей речи! – громогласно заявляет Деепричастие, шокируя родителей.
– Что ты, что ты! Ты всего лишь одна из моих форм! – настаивает Глагол. – Наречие, ну скажи же хоть что-нибудь!
Но Наречие молчит. Оно не вмешивается в дела языковые, оно всегда неизменно и постоянно. И свою неизменяемость оно ценит превыше всего.
Извечный спор отцов и детей. Вечная проблема самостоятельности и независимости.
источники:
http://skazkibasni.com/skazka-o-prichastii
http://multiurok.ru/files/skazka-o-dieieprichastii.html
Сказка О причастии — лингвистическая сказка по русскому языку
Лингвистическая сказка по русскому языку
В давние-давние времена на планете Языкознание в королевстве Части речи произошло событие, имеющее королевское значение. У короля Глагола и королевы Прилагательное родилась дочь! Девочку назвали Причастие.
Как и всякий ребенок, Причастие была похожа и на маму, и на папу.
Мама Прилагательное учила ее пользоваться магией и изменяться по числам, падежам и родам. Последнее свойство она может применять только тогда, когда находится одна, то есть в единственном числе.
Любящее дитя, любящий ребенок, любящая дочь – такой была Причастие.
От папы Глагола Причастие научилось телепортации. Из настоящего она могла перемещаться в прошлое, но не в будущее. Молодая, она не думала о будущем.
Глагол, строгий политик, учил ее управлению. Девочка легко находила язык с существительными, местоимениями и наречиями. Она никогда не терялась, сохраняла возвратность и переходность. Именно папа показал ей выгодность двух сторон характера: Причастие научилась быть и совершенной, и несовершенной.
В политике (предложении) Причастие играет важную роль. Полная, она выступает в качестве определения, а, становясь краткой, выполняет папину роль- роль сказуемого.
Игрушки для любимой дочери родители выбирали сами. Они дарили ей суффиксы: -ВШ-, -Ш-, -НН-, -Н-, -ЕНН-, -Т-.
Сейчас, в настоящем времени, она играет в кукол-двойняшек: -АЩ-/-ЯЩ- и –УЩ-/-ЮЩ-. Любит она и –ОМ-/-ЕМ-. Часто играет с -ИМ-.
Причастие ходит в школу волшебства и магии, где прилежно учится разбирать себя на правильные части (морфемы), отыскивать с-прят-а-вш-ЕЕ-ся окончание и вновь приобретать свой облик. Строгий учитель Морфемный Разбор ею доволен. Учится она и другим вещам.
У Причастия в школе много друзей. Когда девочка пропускает их вперед, всегда появляются сторожа-запятые. Они охраняют (обособляют) компанию, прозванную Причастным оборотом.
В волшебной школе Причастию подарили милое маленькое домашнее животное. Она назвала его — НЕ — Это хорошенький, не очень капризный зверек.
К НЕ сразу приставили нянь (зависимые слова). Причастие неразлучна с -НЕ-, живёт с ним в замке под названием «Без НЕ не употребляется». Будучи полной и одинокой (одиночной), она тоже не может без НЕ.
Зверек НЕ полюбил ее друзей: Почти, Очень, Слишком, Довольно, Абсолютно и других. Но, когда Причастие превращается в Краткое или когда рядом находятся няни – зависимые слова, НЕ боится подходить к девочке. А еще НЕ очень не любит противоречий.
Так и живет девочка Причастие в королевстве Части речи.
Читать другие лингвистические сказки
Конспект урока по теме «Повторение изученного о причастии»
Автор: Паутова Т.В., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 40 г. Владимира
Индивидуальные задания к уроку: подобрать материал для упражнений – 1 ученик «не с причастиями», 2 ученик – «Н и НН в причастиях», 3 ученик « морфемный анализ причастий», 4 ученик – «различение действительных и страдательных причастий», 5 ученик – «причастный оборот».
Домашнее задание для всего класса: повторить все изученное о причастии (§20-25 и тетрадь-справочник), пересмотреть все выполненные упражнения.
Ход урока.
На доске:
Знать
-
Что такое причастие;
-
Его грамматические признаки;
-
Правописание причастий, знаки препинания при причастных оборотах.
Уметь
-
Находить причастия;
-
Правильно писать причастия, определять их грамматические признаки;
-
Выделять причастные обороты
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
— Прежде чем поставить перед вами задачи сегодняшнего урока, предлагаю продолжить фразу «Особая форма глагола — …» |
Особая форма глагола – причастие. |
Объявляется тема и цель урока: обобщить все изученное о причастии. Задачи записаны на доске. — А поможет нам грамматическая сказка, написанная одной ученицей «разрешите познакомить» — Что такое причастие? — Верно ли , что это не просто часть речи? Разрешить познакомить с ней поближе. «Причастие – это особая форма глагола. У него есть родственники – тоже части речи. Какие? Когда причастие появилось на свет. Глагол подарил ему…. |
Часть речи Глагол и прилагательное Совершенный и несовершенный вид, время, умение быть возвратным и невозвратным. |
Прилагательное тоже решило не отставать и научило Причастие задавать вопросы… преподнесло новорожденному…. Учащиеся показывают умение находить причастие в предложениях и определять признаки глагола и причастия |
Какой?, Какое?, Какая?, Какие? Падеж, число, род |
На доске:
|
Учащиеся выписывают причастия и определяют по вариантам признаки глагола и прилагательного у причастия. |
Когда причастие подросло, оно приобрело свои собственные черты: научилось быть…. |
Действительным и страдательным |
Действительному и страдательному причастию не живется вместе. Когда они соберутся, начинают спорить. Страдательное всегда стонет: — Я такое несчастное, всегда испытываю….. Меня укорачивают и получают… — Само виновато, — отвечает действительное – я, например, не жду, когда кто-нибудь будет выполнять за меня работу. Я обозначаю признак предмета… |
на себе действия других предметов краткие причастия (приводятся примеры) который сам производит действие |
Так спорили они каждый день, а вам придется доказать, что вы сразу узнаете, где действительное, а где страдательное причастие (демонстрируется портрет причастия). 1 ученик диктует заранее приготовленные действительные и страдательные причастия (если ошибаются, то ученик просит объяснить выбор)
|
Учащиеся работают с цветными карточками с буквами С и Д |
Когда Причастие стало совсем взрослым, оно захотело, чтобы ему все подчинялись, его слушались, от него зависели. Так образовался…. |
Причастный оборот (дается определение) |
И был он о себе очень высокого мнения, хотел выделяться. Но это удавалось не всегда. 2 ученик предлагает задание: в записанных на доске предложениях найти причастные обороты, затем переделать предложения так, чтобы причастные обороты стали обособленными.
|
Правило об обособлении причастного оборота. Учащиеся выполняют задание и сдают для проверки 2-ому ученику. |
— Причастие стало важным и знаменитым, но его известность не избавила его от необходимости выполнять правила страны Грамматики. |
Учащиеся рассказывают правила Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. |
3 ученик предлагает задание: вставить пропущенные Н и НН в записанные словосочетания.
|
3 ученик собирает листочки с выполненным заданием и проверяет. |
4 ученик предлагает задание: распределить причастие с НЕ в два столбика: слитное и раздельное написание.
|
Правило «НЕ с причастиями» |
Причастие получило работу в Департаменте Словообразования и по долгу службы обращалось в Банк Суффиксов, вскоре у него появились свои суффиксы. |
Называют суффиксы, составляют таблицу «Суффикс причастий настоящего и прошедшего времени». Сверяют правильность с таблицей учителя. |
Причастие всегда поддерживало свою форму и следило за своим строением, всегда проходило морфемный анализ. 5 ученик предлагает 2 причастия для морфемного разбора.
|
Учащиеся разбивают причастие и сдают на проверку ученику. |
У Причастия появилось увлечение, оно полюбило театр. Иногда выходило на сцену и играло роль других Частей речи.
Учащиеся с нетерпением ждут новогодний праздник. Он с самого детства обладал блестящими способностями. Встречающие ждали на перроне прихода поезда. |
Находят причастия в роле других частей речи |
Если когда-нибудь Причастие выходило в приемную Департамента, отправлялось на бал во Дворец Морфологии, то объявлялись все его титулы, т.е. подвергали морфологическому разбору.
Найдите причастие и представьте его по всем правилам придворного этикета. |
Учащиеся выполняют морф. Разбор причастия из предложения. |
Вывод по уроку: Таким образом, побывав в стране «Грамматике», мы повторили все, что изучили о причастии, смогли представить эту часть речи – особую форму глагола. Но сказка на этом не закончилась.
— Причастие получило дворянский титул и заказало себе герб, в конкурсе на лучший герб для причастия примете участия и вы.
Домашнее задание: нарисовать герб причастия.
— Причастие полюбило путешествовать, и его можно было встретить на страницах многих книг, в том числе учебников: географии, истории, математики и др.
Домашнее задание: исследовать, как часто употребляется причастие на страницах учебников, проанализировав по 5 страниц из учебников:
1 ряд – географии,
2 ряд – истории,
3 ряд – математики.
— подготовиться к следующему уроку «Употребление причастий в речи».
Лингвистическая сказка поможет в игровой форме объяснить образование, грамматические признаки и синтаксические роли причастия, а аткже пугктуационное оформление причастного оборота
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сказка о причастии
Жил-поживал один мальчик, которого звали Причастие. От рождения лицом он был похож на маму Прилагательное, а характером – на папу Глагола.
Глагол был грозным, деятельным, все время в движении. У него имелись большие связи даже с самим Существительным. Он мог составить с ним грамматическую основу предложения и занимал в нем главенствующее место.
Мама Причастия – Прилагательное- была очень красивой. Собой она украшала весь мир. А сколько платьев у нее было: целых двенадцать падежных! И конечно же, она тоже имела связи с Существительным, но не такие большие, как у Глагола, но довольно хорошие. Она могла образовать с Существительным словосочетания. Между Прилагательным и Существительным всегда было согласование.
Сын Глагола и Прилагательного – Причастие — был хорошим мальчиком. Из-за того что он был сыном влиятельных и довольно самостоятельных Глагола и Существительного, он тоже имел хорошее место в предложении. Его подчеркивали волнистой линией и даже обставляли запятыми с обеих сторон, когда он бывал не один , а с другом – Зависимым словом. Причастие и его друга Зависимое слово называли причастным оборотом . За Причастием всегда следило Его Величество Подлежащее или его придворный второстепенный член –Дополнение. В таких случаях для Причастия это были определяемые слова. С определяемым словом мальчик Причастие дружил, был всегда с ним согласен. Такой он был послушный!
Однажды они втроем придумали интересную игру «Обособление», чем-то напоминающую обыкновенную чехарду. Определяемое слово перепрыгивало через Причастие и его друга Зависимого слова и становилось перед ними – и тотчас две служебные собачки Запятые выскакивали у друзей по обеим сторонам и охраняли их. А как только то же самое проделывали Причастие и его друг Зависимое слово и определяемое слово оказывалось после них, то собачки Запятые сразу исчезали. Вот такая славная игра была у них. Такое славное было это королевство – Грамматика!