Прочитайте любую сказку салтыкова щедрина проанализируйте ее

Анализ «Дикий помещик» Салтыков-Щедрин

Анализ «Дикий помещик» Салтыков-Щедрин

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 1342.

Обновлено 10 Июля, 2021

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 1342.

Обновлено 10 Июля, 2021

В творчестве Салтыкова-Щедрина всегда большую роль играла тема крепостничества, угнетение крестьянства. Поскольку открыто высказывать свой протест существующему строю писатель не мог, почти все его произведения наполнены сказочными мотивами и аллегориями. Не стала исключением и сатирическая сказка «Дикий помещик», анализ которой поможет лучше подготовиться к уроку литературы ученикам 9 класса. Детальный анализ сказки поможет выделить основную мысль произведения, особенности композиции, а также позволит лучше понять, чему учит автор своим произведением.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Дикий помещик.

Год написания – 1869 г.

История создания – Не имея возможности открыто высмеивать пороки самодержавия, Салтыков-Щедрин прибегнул к иносказательной литературной форме – сказке.

Тема – В произведении Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» наиболее полно раскрыта тема положения крепостных крестьян в условиях царской России, абсурдность существования класса помещиков, не умеющих и не желающих работать самостоятельно.

Композиция – В основе сюжета сказки – гротескная ситуация, за которой скрыты реальные отношения между классами помещиков и крепостных. Несмотря на небольшой размер произведения, композиция создана по стандартному плану: завязка, кульминация и развязка.

Жанр – Сатирическая сказка.

Направление – Реализм.

История создания

Михаил Евграфович всегда крайне болезненно относился к тяжелому положению крестьян, вынужденных находиться в пожизненной кабале у помещиков. Многие произведения писателя, в которых открыто затрагивалась эта тема, подвергались критике и не допускались цензурой к печати.

Однако Салтыков-Щедрин всё же нашёл выход из этого положения, обратив свой взор на внешне вполне безобидный жанр сказки. Благодаря умелому сочетанию фантастики и реальности, использованию традиционных фольклорных элементов, метафор, яркого афористичного языка писателю удалось замаскировать злое и острое высмеивание помещичьих пороков под прикрытием обычной сказки.

В обстановке правительственной реакции только благодаря сказочной фантастике можно было высказать свои взгляды на существовавший государственный строй. Использование сатирических приёмов в народной сказке позволило писателю существенно расширить круг своих читателей, достучаться до народных масс.

Впервые сказка «Дикий помещик» была опубликована в 1869 году в популярном литературном журнале «Отечественные записки».

В тот период возглавлял журнал близкий друг и единомышленник писателя – Николай Некрасов, и с публикацией произведения у Салтыкова-Щедрина не возникло никаких проблем.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тема

Основная тема сказки «Дикий помещик» заключается в социальном неравенстве, огромной пропасти между двумя существовавшими в России классами: помещиками и крепостными крестьянами. Порабощение простого народа, сложные отношения между эксплуататорами и эксплуатируемыми – главная проблематика данного произведения.

В сказочно-аллегорической форме Салтыков-Щедрин хотел донести до читателей простую идею – именно мужик является солью земли, и без него помещик является лишь пустым местом. Мало кто из помещиков задумывается над этим, а потому отношение к мужику презрительное, требовательное и зачастую откровенно жестокое. Но только благодаря мужику помещик получает возможность пользоваться всеми благами, которые он имеет в достатке.

В своем произведении Михаил Евграфович делает вывод, согласно которому именно народ является поильцем и кормильцем не только своего хозяина-помещика, но и всего государства. Истинным оплотом державы служит не класс беспомощных и ленивых землевладельцев, а исключительно простой русский народ.

Именно эта мысль не дает писателю покоя: он искренне сетует на то, что крестьяне уж слишком терпеливы, темны и забиты, и не осознают в полной мере всей своей силы. Он критикует безответственность и терпение русского народа, который ничего не предпринимает для улучшения своего положения.

Композиция

Сказка «Дикий помещик» – небольшое произведение, которое в «Отечественных записках» заняло лишь несколько страниц. В ней идёт речь о глупом барине, который бесконечно донимал работающих на него крестьян из-за «холопьего запаха».

В завязке произведения главный герой обращался к Богу с просьбой навсегда избавиться от этого тёмного и ненавистного ему окружения. Когда же молитвы помещика об избавлении его от крестьян были услышаны, он остался в полном одиночестве в своем большом поместье.

Кульминация сказки в полной мере раскрывает беспомощность барина без крестьян, которые выступали в его жизни источником всех благ. Когда же они исчезли, некогда лощеный барин быстро превратился в дикое животное: перестал мыться, следить за собой, есть нормальную человеческую пищу. Жизнь помещика превратилась в скучное, ничем не примечательное существование, в котором не было места радости и удовольствиям. В этом и заключался смысл названия сказки – нежелание поступиться собственными принципами неизбежно приводит к «дикости» – гражданской, интеллектуальной, политической.

В развязке произведения помещик, окончательно обнищавший и одичавший, полностью утрачивает рассудок.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Дикого помещика».

Жанр

С первых строк «Дикого помещика» становится понятно, что это жанр сказки, но не добродушно-наставительной, а едко-сатирической, в которой автор жестко высмеял основные пороки социального строя в царской России.

В своём произведении Салтыкову-Щедрину удалось сохранить дух и общий стиль народности. Он мастерски использовал такие популярные фольклорные элементы, как сказочный зачин, фантастичность, гиперболу. Однако при этом ему удалось поведать о современных проблемах в обществе, описать события в России.

Благодаря фантастическим, сказочным приёмам, писатель смог вскрыть все пороки общества. Произведение относится к направлению реализм, в котором гротескно показаны реально существовавшие отношения в обществе.

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Алексей Миронов

    9/10

  • Анастасия Савченко

    5/10

  • Bardaika Horus

    10/10

  • Людмила Харланова

    10/10

  • Сергей Трегубов

    10/10

  • Алина Зайцева

    9/10

  • Александра Куценко

    10/10

  • Malikov Ivan

    10/10

  • Даня Михайлов

    9/10

  • Haker Man

    9/10

Рейтинг анализа

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 1342.


А какую оценку поставите вы?

Страница 28 из 29

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Проверьте себя (с. 271)

1. Как впечатления детства писателя отразились в его произведениях?

«Я вырос на лоне крепостного права…» — так писал Салтыков-Щедрин в своих воспоминаниях.
Мать Салтыкова-Щедрина отличалась властным, прямым и практичным характером. В доме царили бережливость и скопидомство. И все ужасы крепостного права прошли перед глазами мальчика. Он рано познакомился с жизнью и тяготами крепостных крестьян, много беседовал с ними. Поневоле тяжелое положение сближало крестьян и мальчика.

2. Почему Салтыков стал Щедриным? Об этом есть целый ряд версий. Одну из них изложил сын писателя К. М. Салтыков: «…Мало кому известно, отчего отец избрал себе псевдонимом фамилию „Щедрин». Дело обстояло так. Ему когда он состоял еще на государственной служб, намекнули на то, что неудобно подписывать труды своей фамилией… Моя мать и предложила ему избрать псевдонимом что-либо подходящее к слову „щедрый», т. к. он в своих писаниях был чрезвычайно щедр на всякого рода сарказм». Есть и другие объяснения. Этот псевдоним связывают со словом «Щедрина» (след от оспы). Как бы вы объяснили смысл псевдонима писателя?

Псевдоним «Щедрин» легко соотносится с именем этого писателя. Именно корень — щедр — дает основное значение псевдонима: щедрый, отдающий всего себя. Тем более, как написал в воспоминаниях сын писателя, такой псевдоним посоветовала взять Михаилу Евграфовичу его жена (так как «он в своих писаниях был чрезвычайно щедр на всякого рода сарказмы»).

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Размышляем о прочитанном (с. 280)

1. Какие чувства пробуждает у читателя сказка (осуждение, сочувствие, негодование, грусть)? Почему?

Сказка пробуждает чувство осуждения к генералам. Они ведут бессмысленный образ жизни.

2. Чем интересны диалоги генералов и как они их характеризуют? Как меняется отношение генералов к мужику?

Диалоги генералов в гиперболической (преувеличенной) форме показывают их полное невежество: они только сейчас открыли для себя, что пищу нужно готовить, а генералы думали, «что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают». Кроме невежества, генералы демонстрируют пустоту своей души, отсутствие целей в жизни: день их строился с утра до ожидания ужина. И всё.
Отношение к мужику у генералов меняется. Сначала они агрессивно «накинулись на него». Они в полной уверенности, что мужик не будет протестовать. Поражает их уверенность в том, что они правы: «Вот как хорошо быть генералами — нигде не пропадешь!» Впрочем, они позволяют мужику и отдохнуть, но при этом заставляют свить для себя же самого веревку, чтобы не убежал. Они тиранят мужика, а он соглашается с этим.
По пути в Петербург они опять его ругали, а благодарность за их спасенные жизни — рюмка водки да пятак серебром. Так автор показывает высшую форму неблагодарности, неспособность генералов оценить чужой труд, паразитическое отношение к жизни.

3. Чем отличается щедринский смех, направленный против генералов и мужика? Как автор относится к героям?

В сказке Салтыков-Щедрин высмеивает и генералов, и мужика.
Над генералами он смеется зло, саркастически. Он показывает в преувеличенном виде их полную неспособность к жизни, невежество, неумение трудиться, при этом агрессивное осознание своего права на блага жизни, уверенность в том, что кто-то должен их обслуживать только потому, что они генералы.
Мужик выглядит ребенком с неразвитым сознанием. Он позволяет закабалить себя, подчиняется требованиям генералов и даже рад им услужить. Эта покорность поражает автора, и он с горькой иронией повествует об этом. Это уже смех сквозь слезы.

4. Художественные особенности каких народных сказок (волшебных, бытовых) чаще использует в своей сказке Салтыков-Щедрин (приведите примеры).

Автор чаще использует художественные особенности бытовых сказок, так как герои не обладают волшебными силами и описывается обычная, бытовая ситуация.

5. Какую роль в создании комических ситуаций играют гиперболы, гротеск? Приведите примеры использования названных художественных приёмов в сказке.

Гипербола используется для преувеличения глупости генералов:
«Даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моём почтении и преданности».
Гротеск используется в сцене остервенения генералов:
«Вдруг оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил».

Литература и изобразительное искусство (с.281)

Как писатель и художники-иллюстраторы, каждый своими средствами, высмеивают беспомощность и никчёмность генералов? Прочитайте приведённое ниже высказывание Салтыкова-Щедрина. Согласны ли вы с писателем?«…Всякий честный человек, читая мои писания, непременно отождествляет мои чувства и мысли со своими. Это он так чувствует и мыслит, а мне только удалось сойтись с ним сердцами…»

Писатель высмеивает генералов при помощи определенных художественных средств:
— прием несоответствия (генералы должны быть умными, образованными, а в сказке они глупы и невежественны);
— гипербола (преувеличение глупости, никчемности генералов);
— гротеск (фантастическое озверение генералов).

Художники-иллюстраторы тоже пользуются своими средствами.
На иллюстрации М.Черемных изображены фигуры разного размера: мужик большой, а генералы маленькие, при этом они «нападают» на мужика, а он озадачен, даже испуган. Это смешно. Еще одежда генералов выглядит комически: ночная рубашка и форменная фуражка. Это тоже прием несоответствия.
На иллюстрации художника Н.Муратова ничтожество генералов показано еще ярче: две фигуры изображены на заднем плане, вокруг изобилие, а они обессилели от голода. Мужик же с усердием исполняет порученную ему работу. Он мог бы уйти, но в полусогнутом состоянии ловит дичь, старается, усердствует, не размышляя и не анализируя происходящего. Он крепок и силен, но выглядит смешным и жалким.

Читаем самостоятельно

Прочитайте самостоятельно ещё одну сказку М. Е. Салтыкова-Щедрина — «Дикий помещик». Подумайте, к каким сказкам можно её отнести — юмористическим или сатирическим. Объясните название сказки и скажите, встречаются ли в ней такие литературные приёмы, как гипербола или гротеск. Если да, то с какой целью вводит их автор? Приведите пример. Против каких пороков тогдашнего общества направлена сказка «Дикий помещик»?Подготовьте художественный пересказ сказки или выразительное чтение текста, подчеркнув иронию автора.

Сказку «Дикий помещик» следует отнести к сатирическим сказкам. В ней в резкой форме высмеивается отношение власть предержащих к народу, глупость помещичьего сословия.
Название «Дикий помещик» можно объяснить так: герой на самом деле одичал без своих крестьян, кроме того, «дикими» являются его взгляды на жизнь, когда он полагает, что мужики мешают ему жить.
В сказке встречаются и гипербола, и гротеск. Гиперболизируется глупость помещика, отсутствие жизненных навыков. В гротескной форме показано, как он одичал: оброс шерстью, стал есть сырое мясо, подружился с медведем.
Оба приема используются автором для создания сатирического эффекта. Сказка направлена против общественного устройства того времени: класс помещиков паразитировал на мужиках, а мужики отличались завидной покорностью (их можно прогнать, а потом вернуть, отловив рой мужиков и водворить его на место).

Обогащаем свою речь

1. Какие слова «Повести…» напоминают народные скалки и в то же время как переосмысливаются в ней? Например, где стоят и что значат в тексте слова «мед пиво пил, по усам текло, в рот не попало»? Подберите синонимы к словам «служили», «примите уверение», «упразднили». Подумайте, с какой целью эти слова используются писателем, что достигается благодаря введению их в текст сказки.

Как «живет» слово в щедринской сказке?

Сказочные выражения используются писателем исключительно интересно.
Например, «ни в сказке сказать, ни пером описать». Такое выражение в народных сказках используется при описании красивой девушки, например, а в сказке Салтыкова- Щедрина так:«… сколько тут денег загребли — того ни в сказке сказать, ни пером описать».
Такое несоответствие помогает писателю в создании сатирического эффекта. Слова «мед-пиво пил, по усам текло, в рот не попало» в сказках используется в конце, а у Салтыкова-Щедрина эти слова из косвенной речи мужика: «И что ж! оказалось, что мужик знает даже Подьяческую, что он там был, мед-пиво пил, по усам текло, в рот не попало».
Это подчеркивает и народность образа мужика и комичность ситуации одновременно.

«Служили» — работали, состояли на службе.
«Примите уверения» — поверьте.
«Упразднили» — закрыли.

Это слова делового стиля, они употребляются в сказке для того, чтобы с помощью приема несоответствия усилить ее сатирическое звучание.

2. Найдите в тексте слова «тунеядец», «тунеядство» и подумайте, какое значение имеют они в каждом случае. Что подчеркивается автором с помощью этих слов?

«Наконец, развел огонь и напек столько разной провизии, что генералам пришла даже мысль: «не дать ли тунеядцу- частичку?»
«…Как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися!»
«Сколько набрались страху генералы во время пути от бурь да от ветров разных, сколько они ругали мужичину за тунеядство — этого ни пером описать, ни в сказке сказать».
Тунеядец — человек, который не работает, хотя может это делать.
В сказке передано полное искажение представлений о жизни: генералы сами тунеядцы, а считают таковым мужика. Самое печальное, что и он сам не осознает своей значимости в жизни (см. второй пример) и поэтому готов подчиниться генералам. Внутреннее рабство — вот что исследовал Салтыков-Щедрин в своих произведениях.

Фонохрестоматия (с. 282) Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

1.  Генералы по характеру службы и образу жизни так похожи, что отличить их друг от друга, казалось бы, невозможно, но актёр старается придать каждому из них хоть какую-нибудь индивидуальность. Как это удаётся сделать актёру? Как вы думаете, зачем это было необходимо сделать актёру, читающему текст сказки слушателям?

С помощью интонации и темпа актёр придает индивидуальность каждому генералу. Это нужно для того чтобы показать, что это два разных человека.

2.  Какими средствами выразительного чтения актёр передаёт состояние генералов во время громкой читки «Московских ведомостей»?

Силой голоса и интонацией.

3.  Как преображается речь генералов, её тон, эмоциональная окрашенность, когда они, найдя мужика, начинают его отчитывать?

Речь генералов становится громкой, тон становится строгим.

4.  Сопоставьте «философские» разговоры голодных генералов с их рассуждениями после того, как мужик их накормил. Как актёр передаёт разницу в состоянии генералов во время голодного бедствования и в период сытого благополучия?

Когда генералы голодные все их размышления сводятся к еде:
«Одним словом, о чём ни начинали генералы разговор, он постоянно сводился на воспоминание об еде, и это еще более раздражало аппетит.»
После того, как мужик их накормил, они снова мечтают о далеком:
«Сделались наши генералы весёлые, рыхлые, сытые, белые. Стали говорить, что вот они здесь на всём готовом живут, а в Петербурге между тем пенсии ихние всё накапливаются да накапливаются.»

5.  Какие глубинные мысли и чувства скрыты в, казалось бы, бес страстном произнесении актёром слов: «Сколько они ругали мужичину за его тунеядство — этого ни пером описать, ни в сказке сказать. А мужик всё гребёт да гребёт, да кормит генералов селёдками»?

Эти слова показывают, что русский мужик, хоть его ругают и обижают, безропотно работает на своего барина.

Размышляем о прочитанном (с. 283)

Подумаем и мы с вами над вопросами, которые мучили писателя: приносят ли пользу его произведения? Не напрасно ли он трудился? Нужен ли нам Салтыков-Щедрин сегодня?

Безусловно, произведения Салтыкова-Щедрина нужны сегодня, более того, вдумчивый читатель найдет для себя ответы на многие вопросы о русской жизни. Изменились формы жизни; но осталась сущность русского характера, постигнуть которых легче, если читать (только внимательно) произведения Салтыкова-Щедрина.

Творческое задание

Нужна ли сатира обществу и каждому человеку? Чем страшно «самодовольное ничтожество»? В чем заключается общественная роль писателя-сатирика?  Напишите сочинение-рассуждение на эту тему.

Сатира нужна и отдельному человеку, и всему обществу. Если порок осмеян, значит, он обнаружен и теряет свою силу. Талант писателя-сатирика очень часто приносит ему горечь разочарования из-за того, что современники не понимают его, что он встречает на своем жизненном пути «самодовольное ничтожество», то есть людей, которым все равно, что происходит вокруг них, они ничего не могут дать ни окружающим, ни обществу, при этом довольны собой. Общественная роль писателя-сатирика заключается в том, чтобы будить человеческие умы и души, привлекать их внимание к тем сторонам жизни, которые нуждаются в исправлении.

Литература и изобразительное искусство

1 . Рассмотрите иллюстрации. Так ли вы представляли себе эпизоды и героев, о которых рассказал Щедрин? На что обращают внимание читателей художники-иллюстраторы? Каковы (по вашим наблюдениям) приёмы создания комического, смешного в книжной графике?

Я представлял себе героев немного иначе. Художники изображают людей увеличивая и уменьшая их размеры, что выглядит неестественно, зато хорошо подчеркивает то, что высмеивает автор.

2.  Найдите в ресурсах Интернета другие иллюстрации к сказкам М. Е. Салтыкова-Щедрина. Подготовьте устный отзыв о них.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ сказки Салтыкова-Щедрина Дикий помещик

Анализ сказки Салтыкова-Щедрина Дикий помещик

«Дикий помещик» писателя Салтыкова-Щедрина относится к сатирическому произведению. Эта сказка была написана им в 1869 году и рассказывала о жизни помещика и простого народа. Чтобы текст разрешили напечатать, и его обошла стороной цензура, автор выбрал жанр «сказки». Имен в этом произведении нет, так как писатель в одном главном герое выразил всех помещиков периода 19 века. Так же особое внимание он уделил и простым русским мужикам.

Главная идея сатирической поэмы показать, насколько сильно помещик, да и любой богатый человек боится обычной работы, только одна мысль о том, что нужно трудиться приводит их всех в неописуемый ужас. Практически все помещики того времени не хотели понимать и принимать то, что без обычного крестьянина и его помощи они не смогут прожить. После того, как их господство закончилось, и крестьяне покинули своих хозяев, в богатых людей начался хаос. Помещик перестал следить за собой, ходил в грязной одежде, забыл как нужно умываться, оброс волосами. Одним словом, его господская жизнь, полная привилегий и наслаждений закончилась.  Помещик настолько одичал, что разучился нормально разговаривать. И только тогда, когда назад вернулись крестьяне, в жизни богатых людей вновь наступили светлые дни.

Тематика произведения – это жизнь помещика бок о бок с крестьянами. В своей сказке Салтыков-Щедрин описывает деспотичного и жадного помещика, который по своей глупости пытался отнять все, что есть вокруг у крестьян, выжить их. Его ненависть к простому народу была поистине безграничной. Писатель пытается раскрыть перед читателем всю горечь в отношении помещиков и крестьян, насколько сильно были ущемлены права простых людей в то время. Помещики возомнили себя вершителями человеческих судеб, на самом деле же они никто без обычных крестьян.

Суть произведения «Дикий помещик» заключается в том, что богатство и безнаказанность полностью лишает человека своего образа. Помещик, видя свою власть над обычными людьми, постоянно притесняет их, находит все новые и новые способы издевательств и наказаний. На самом же деле, господствуя над более слабыми, он не в состоянии даже ухаживать за собой, постепенно становясь похожим на первобытного человека. Желая поскорее вытеснить из своего мира потных и вонючих, по его мнению, крестьян, он начинает деградировать.

Смысл этой сатирической сказки – раскрыть перед аудиторией то, как на самом деле выглядит человек, возомнивший себя «элитой» общества. На самом деле вся его сущность – это ограниченность и глупость. У него, как бы ему ни хотелось обратного, нет никаких интересов в жизни, его мысли примитивны и пусты. Писатель искренне уважает и сочувствует обычным крестьянам, он живет в надежде на то, что когда-нибудь наступит время, простой человек выйдет из-под гнета помещиков и станет свободным и независимым.

2 вариант

Произведение «Дикий помещик», которое было написано Салтыковым-Щедриным, носит жанр сказки. Щедрин боялся цензуры, так как в то время это была очень распространённая проблема, поэтому решил использовать форму сказки, чтобы передать свою мысль и позыв, не попадая под руку цензуры. В итоге его план сработал и его рассказ, который поднимает проблему рабства, прошёл цензуру под видом безобидной сказки для детей. Сказка носит сатирический характер, главной её целью было высмеивание государства и самодержавия в целом. Автор пытался высмеять всю абсурдность ситуации, когда крестьяне, которые являлись двигателем прогресса и держали на плаву всех дворян, жили в нищете, а те самые дворяне купались в роскоши. Основой темой этого произведения является пропасть, которая разделяет дворян и крестьян. Автор хотел показать нам проблему рабства в России, которая была очень распространена в то время.

В своей сказке, Щедрин показал нам, что без крестьянина помещик становится никем. Именно благодаря мужикам дворяне имеют свои статусы, титулы и привилегии, но никак не наоборот. В этом и заключалась идея автора. Но, к сожалению, помещики так не считали, и поэтому относились к крестьянам с особой жестокостью, недоверием и призрением к ним. Для них крестьяне были всего лишь орудием труда, их не считали даже за людей.

Своей сказкой Салтыков-Щедрин пытался донести до народа, что именно он является главным во всей этой иерархии. Народ решает судьбу как помещиков, так и всего государства, так как прекрати народ работать — всё рухнет. Именно крестьяне являются лицом России, а не толстые и ленивые дворяне.

Михаил Евграфович не мог спокойно жить с мыслью о том, что народ является главный в государстве, но почему-то народ работает для государства, а не наоборот. Всё дело в терпеливости русского человек. Крестьяне боятся выступить против более высшего слоя населения, так как никто не оценивает свои силы в полной мере. Наш народ слишком терпелив, чтобы что-то менять. Это и критикует Щедрин в своём произведении, он призывает народ к действию, даёт им пишу для размышления и пытается улучшить положение крестьян в России. Но, увы, наш народ неспособен к таким серьёзным изменениям, и поэтому они попросту не готовы и не хотят перемен. Крестьяне хоть и являются сильны духом, но безответственны, поэтому они боятся пойти против системы и измени ь свою жизнь в лучшую сторону. Они готовы и дальше жить в грязи и нищете, лишь бы ничего не менялось.

Анализ, главная идея, тематика и смысл

В основном все произведения, которые написал Салтыков-Щедрин, предназначаются только для взрослых людей. Многие считают данное произведение сказкой, но только здесь переплетаются события реальных дней. Именно поэтому оно и было допущено к выпуску и считается выдуманным произведением. Ни у одного из героев нет имен.

Здесь рассказывается о том, что каждый человек, который занимает высокий пост больше всего на свете боится работы и для того чтобы ее избежать он готов пойти на любые способы и условия. Главным героем здесь стал обычный мужчина, который является помещиком. Больше всего на свете ему нравится лежать на своем потрепанном диване и ничего не делать, но все равно мечтать о своем будущем и о лучшей жизни для себя. На него работает большое количество людей, от которых он получает деньги. Вот только признавать этого ему никак не хочется.

У него никогда не было друзей, и он даже не умеет общаться с обычными и нормальными людьми. А вот приказывать у него очень даже хорошо получается и поэтому он этим пользуется. Кроме этого всех своих работников он не просто ненавидит, но и боится. И когда они исчезают или что-то с ними происходит он очень этому рад. Он старается обобрать всех своих работников и как можно больше денег забрать себе, а вот что после этого будет с каждым из этих работников, ему совсем неинтересно, да и неважно. А ведь у них вообще нет никаких прав для того чтобы защитить себя и в любой момент их могли не только обмануть или обсчитать, но и оставить вообще без еды и денег. И пожаловаться они никому не могли, ведь им никто в этом случае не поможет. Вот только терять лишние руки ему не хочется, ведь потом денег становится меньше, да и еду некому поставлять и в магазин ходить. Постепенно он перестал общаться с людьми и даже начал забывать родной язык. Кроме этого постепенно у него вместо кожи начала расти шерсть. Ноги перестали сгибаться и он превратился в настоящее животное. Со временем в буфете закончилось печенье, и теперь ему просто нечего кушать. Но мужчина нашел выход из положения. Он стал залазить на самое высокое дерево, а потом кидаться сверху на любое животное, которое проходило мимо этого дерева.

И это значит, что мужчина уже давно привык жить за счет других, а в его случае, это были крестьяне, и как жить самостоятельно он уже не знал и другой жизни не представлял. Также мужчина все равно считает себя намного выше и главнее тех мужчин, которые трудятся на него. Вот это и не нравится Салтыкову-Щедрину и в этом он видит несоответствие. Ему хочется показать и доказать всем людям, что все люди равны друг перед другом и вести они должны себя все на равных.

Автор, как и другие писатели, своим произведением пытается просмеять крепостничество. Своим произведением он пытается раскрыть на многие вещи глаза всем людям и чтобы они не поступали, так как герои этих произведений. Кроме этого ему хочется, чтобы все чиновники не забывали о своем народе и заботились о нем, а не наглели, как наш главный герой.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ сказки Салтыкова-Щедрина Дикий помещик

Анализ сказки Салтыкова-Щедрина Дикий помещик

Популярные сегодня темы

  • Сочинение на тему Люби и охраняй природу

    Все, что нас окружает, птицы, насекомые, животные и растения, это и есть природа. Это звенья одной цепи, очень важной для жизни и существования человечества.

  • Сочинение Зима в нашем городе

    Зима – поэтичное и живописное время года. Природа, устав от теплых осенних красок, наконец, преображается и сменяет свое желтое одеяние на сияющий белоснежный наряд.

  • История жизни Матрены в поэме Кому на Руси жить хорошо Некрасова

    В Образе этой героини автор воплотил свои представления о нелегкой женской судьбе в крестьянской среде. Кроме того, при изложении судьбы Матрены добавлен и социальный контекст, страдает она не только от своих

  • Анализ сказки Путаница Чуковского

    Сказка Путаница Корнея Ивановича Чуковского, в которой, происходят невозможные, не сопоставимые противоположные и противоречащие вещи. Так может быть только, потому, что у Корнея Чуковского было свое виденье

  • Варвара и Кудряш в пьесе Гроза сочинение

    В образах простых представителей народа Островский пытается описать волю и свободу, которые являются движущими силами, позволяющими вырваться из под гнета власть имущих.

  • Прочитай отрывок из рассказа н носова бобик в гостях у барбоса
  • Прочитайте лингвистическую сказку которая поможет обобщить теоретические сведения о причастии
  • Прочитай отрывок из рассказа мышка найди в тексте заимствованные слова и выпиши их
  • Прочитайте летописный рассказ о призвании варягов с 36 учебника
  • Прочитай отрывок из научной сказки котенок и медведь