Прочитайте несколько рассказов новелл коротких эссе и постарайтесь понять по каким законам

logo

    • Предмет:

      Русский язык

    • Автор:

      lauraclayton944

    • Создано:

      3 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • fizika
    Физика

    3 минуты назад

    Помогите решить пожалуйста

  • matematika
    Математика

    9 минут назад

    Задача 5 класс

  • matematika
    Математика

    13 минут назад

    Математика, задача 5 класс

  • matematika
    Математика

    19 минут назад

    Математика, задачи на движение

  • drugie-predmety
    Другие предметы

    24 минут назад

    и составить два предложения наречие места по каз яз ​

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • fizika
    Физика

    3 минуты назад

    Помогите решить пожалуйста

  • matematika
    Математика

    6 часов назад

    Дана последовательность букв фавыдовлыдяюфлчлиоыдсоыжф найдите в этой последовательности частоту

    А) буквы Д;Б)буквы Ф;В)буквы Ы;Г)буквы С

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20709

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    zlatikaziatik

    2620

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

Тренировочные тесты для подготовки к ОГЭ по русскому языку. Задание №7.

1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1) Близко упавшая мина порвала провод и далеко в сторону отбросила другой конец кабеля.
2) Смертная обида томит его.
3) Мёртвый, он остался в строю, на линии.
4) Когда в конце боя передовая часть, получив нужные указания, ударила немцам во фланг и ушла от окружения, связисты, сматывая кабель, наткнулись на человека, полузанесённого позёмкой.

2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнительный оборот.
1) Его старший брат стоял рядом с ним, с ужасом смотрел, как малыш бултыхается в воде, и тоже молчал от испуга.
2) И я тоже решил после школы поступать в институт физкультуры.
3) Он забыл о страхе, не осознавал, что рискует своей жизнью.
4) Дима ведь просто мог стоять рядом с полыньёй, как другие мальчишки.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Ценой своей жизни наши бойцы остановили продвижение чеченского бандформирования численностью до двух с половиной тысяч стволов.
2) Уже потом станет известно, что в Аргунское ущелье Хаттаб привел лучших наёмников, среди которых было много арабов.
3) Одна из улиц Грозного названа именем 84-х псковских десантников.
4) Что бы ни говорили, но жива наша гвардия, и доказательство тому — подвиг псковских гвардейцев-десантников.

4. В каком варианте ответа средством речевой выразительности является метафора?
1) Прочитайте несколько рассказов, новелл, коротких эссе и постарайтесь понять, по каким законам происходит восприятие небольшого художественного текста.
2) Классический рассказ — образец художественности.
3) Но мастерство писателя не может быть реализовано без мастерства читателя.
4) Вот почему рассказ — своего рода индикатор, выявляющий степень читательской культуры, уровень восприятия того, что создано творцом.

5. Укажите предложения, в которых средством выразительности является СРАВНЕНИЕ
1) Кузница стояла у обочины посёлка, на берегу заросшего пруда.
2) Композитор понимал, что никакие заморские красоты не заменят ему этого скромного уголка России.
3) Смоляные кудри он подвязывал тесьмой на лбу, точь-в-точь как старинный оружейник.
4) Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный, весёлой, пёстрою стеной стоит над светлою поляной.
5) Иногда дул ветер с моря, но он не проникал даже в открытые окна веранды.

6. В каком варианте ответа средством речевой выразительности является гипербола?
1) Матери Таньчора предлагала: «Давай, мама, сюда свою голову», зная, что мать любит, когда перебирают волосы на голове.
2) И это всё ты, никто больше не смог бы родить и вырастить таких хороших людей, никто — так и знай.
3) Старухины глаза застилали слезы от этих слов, и она торопливо поднималась: «Хватит на сегодня. Дорвались, а дело стоит».
4) Мать потом долго испытывала их про себя, как бы случайно, ненароком припоминая выпавшие слова, на самом деле старательно собранные в памяти, чтобы погреть, когда захочется, душу.

7. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) О нём будут говорить, что его вызвали на дуэль, а он не стал стреляться…
2) Пружина чести, наш кумир!
3) Однажды оступился, однажды струсил, смалодушничал, или того хуже — украл, или совсем плохо — предал…
4) Вне нас нам не нужно ни на что опираться, мы самостоятельные люди.

8. Укажите предложение, в котором содержится гипербола.
1) Прав ли я, что взялся рассказать людям о Селигере, тем самым отдав его в чужие, многие руки?
2) Это был день 14 августа, и ничто не предвещало нам перемен, когда неожиданно прямо над нами раздались точечные хлопки выстрелов, они отразились от леса на том берегу, похожие на кашель великана, и устремились в небо.
3) Мы были в общем-то непугливыми столичными людьми, понимали кое-что и в системах ружей, и в калибрах и номерах дроби, но мы не хотели выстрелов.
4) Когда записываю эти строки, совершенно оглохший от грома пушек, иначе мне и не представляются тысячи ружей, объединённых в единое человекоружьё, которое приставлено прямо к сердцу природы, я переживаю только одно чувство, чувство возвращения в тишину, потерянную уже и здесь…

9. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) В небе, как чёрные стрелы, мелькали ласточки.
2) Перед закатом стены и крыши домов горели золотом.
3) Летели вниз камни, листы железа, стёкла, птичьи гнёзда.
4) Укрывшись под деревом, я ждал конца налёта.

10. Укажите предложения, в которых средством выразительности являются ЭПИТЕТЫ
1) На поляне около лесной опушки я увидел несколько кустиков малины.
2) Девушки остановились и обе сразу улыбнулись мне так застенчиво и легко, что я даже растерялся.
3) Только в деревне загадка наконец разъяснилась.
4) Роса на траве искрилась и переливалась всеми цветами радуги, словно рассыпанные бриллианты.
5) Тогда на суходоле запел свою милую песенку певчий дрозд-белобровик.

Ответы
1) 2
2) 4
3) 1
4) 4
5) 34
6) 2
7) 2
8) 4
9) 2
10) 25

1.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

1) Близко упавшая мина порвала провод и далеко в сторону отбросила другой конец кабеля.

2) Смертная обида томит его.

3) Мёртвый, он остался в строю, на линии.

4) Когда в конце боя передовая часть, получив нужные указания, ударила немцам во фланг и ушла от окружения, связисты, сматывая кабель, наткнулись на человека, полузанесённого позёмкой.

2.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Ценой своей жизни наши бойцы остановили продвижение чеченского бандформирования численностью до двух с половиной тысяч стволов.

2) Уже потом станет известно, что в Аргунское ущелье Хаттаб привел лучших наёмников, среди которых было много арабов.

3) Одна из улиц Грозного названа именем 84-х псковских десантников.

4) Что бы ни говорили, но жива наша гвардия, и доказательство тому — подвиг псковских гвардейцев-десантников.

3.В каком варианте ответа средством речевой выразительности является метафора?

1) Прочитайте несколько рассказов, новелл, коротких эссе и постарайтесь понять, по каким законам происходит восприятие небольшого художественного текста.

2) Классический рассказ — образец художественности.

3) Но мастерство писателя не может быть реализовано без мастерства читателя.

4) Вот почему рассказ — своего рода индикатор, выявляющий степень читательской культуры, уровень восприятия того, что создано творцом.

4.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

1) Жизнь человека полна опасностей: болезни обступают его, недобрые люди покушаются на него, кругом соблазны…

2) Да разве в самом деле существуют добрые и злые духи?

3) Но вспомните: почти у каждого был такой случай, что кажется — погиб.

4) Может быть, это просто случай; может быть, это ты сам сумел собраться; но как в эту минуту не подумать с благодарностью о добром гении?

5.В каком варианте ответа средством речевой выразительности является гипербола?

1) Матери Таньчора предлагала: «Давай, мама, сюда свою голову», зная, что мать любит, когда перебирают волосы на голове.

2) И это всё ты, никто больше не смог бы родить и вырастить таких хороших людей, никто — так и знай.

3) Старухины глаза застилали слезы от этих слов, и она торопливо поднималась: «Хватит на сегодня. Дорвались, а дело стоит».

4) Мать потом долго испытывала их про себя, как бы случайно, ненароком припоминая выпавшие слова, на самом деле старательно собранные в памяти, чтобы погреть, когда захочется, душу.

ОГЭ Задание 7  Вариант1

  1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

1) Близко упавшая мина порвала провод и далеко в сторону отбросила другой конец кабеля.

2) Смертная обида томит его.

3) Мёртвый, он остался в строю, на линии.

4) Когда в конце боя передовая часть, получив нужные указания, ударила немцам во фланг и ушла от окружения, связисты, сматывая кабель, наткнулись на человека, полузанесённого позёмкой.

  1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнительный оборот.

1) Его старший брат стоял рядом с ним, с ужасом смотрел, как малыш бултыхается в воде, и тоже молчал от испуга.

2) И я тоже решил после школы поступать в институт физкультуры.

3) Он забыл о страхе, не осознавал, что рискует своей жизнью.

4) Дима ведь просто мог стоять рядом с полыньёй, как другие мальчишки.

  1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Ценой своей жизни наши бойцы остановили продвижение чеченского бандформирования численностью до двух с половиной тысяч стволов.

2) Уже потом станет известно, что в Аргунское ущелье Хаттаб привел лучших наёмников, среди которых было много арабов.

3) Одна из улиц Грозного названа именем 84-х псковских десантников.

4) Что бы ни говорили, но жива наша гвардия, и доказательство тому — подвиг псковских гвардейцев-десантников.

  1. В каком варианте ответа средством речевой выразительности является метафора?

1) Прочитайте несколько рассказов, новелл, коротких эссе и постарайтесь понять, по каким законам происходит восприятие небольшого художественного текста.

2) Классический рассказ — образец художественности.

3) Но мастерство писателя не может быть реализовано без мастерства читателя.

4) Вот почему рассказ — своего рода индикатор, выявляющий степень читательской культуры, уровень восприятия того, что создано творцом.

5.Укажите предложения, в которых  средством выразительности является СРАВНЕНИЕ

1) Кузница стояла  у обочины посёлка, на берегу заросшего пруда. 2) Композитор понимал, что никакие заморские красоты не заменят ему этого скромного уголка России. 3) Смоляные кудри он подвязывал тесьмой на лбу, точь-в-точь как старинный оружейник. 4) Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный, весёлой, пёстрою стеной стоит над светлою поляной. 5) Иногда дул ветер с моря, но он не проникал даже в открытые окна веранды.

ОГЭ Задание 7  Вариант1

  1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

1) Близко упавшая мина порвала провод и далеко в сторону отбросила другой конец кабеля.

2) Смертная обида томит его.

3) Мёртвый, он остался в строю, на линии.

4) Когда в конце боя передовая часть, получив нужные указания, ударила немцам во фланг и ушла от окружения, связисты, сматывая кабель, наткнулись на человека, полузанесённого позёмкой.

  1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнительный оборот.

1) Его старший брат стоял рядом с ним, с ужасом смотрел, как малыш бултыхается в воде, и тоже молчал от испуга.

2) И я тоже решил после школы поступать в институт физкультуры.

3) Он забыл о страхе, не осознавал, что рискует своей жизнью.

4) Дима ведь просто мог стоять рядом с полыньёй, как другие мальчишки.

  1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Ценой своей жизни наши бойцы остановили продвижение чеченского бандформирования численностью до двух с половиной тысяч стволов.

2) Уже потом станет известно, что в Аргунское ущелье Хаттаб привел лучших наёмников, среди которых было много арабов.

3) Одна из улиц Грозного названа именем 84-х псковских десантников.

4) Что бы ни говорили, но жива наша гвардия, и доказательство тому — подвиг псковских гвардейцев-десантников.

  1. В каком варианте ответа средством речевой выразительности является метафора?

1) Прочитайте несколько рассказов, новелл, коротких эссе и постарайтесь понять, по каким законам происходит восприятие небольшого художественного текста.

2) Классический рассказ — образец художественности.

3) Но мастерство писателя не может быть реализовано без мастерства читателя.

4) Вот почему рассказ — своего рода индикатор, выявляющий степень читательской культуры, уровень восприятия того, что создано творцом.

5.Укажите предложения, в которых  средством выразительности является СРАВНЕНИЕ

1) Кузница стояла  у обочины посёлка, на берегу заросшего пруда. 2) Композитор понимал, что никакие заморские красоты не заменят ему этого скромного уголка России. 3) Смоляные кудри он подвязывал тесьмой на лбу, точь-в-точь как старинный оружейник. 4) Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный, весёлой, пёстрою стеной стоит над светлою поляной. 5) Иногда дул ветер с моря, но он не проникал даже в открытые окна веранды.

                        ОГЭ Задание 7  Вариант2

  1. В каком варианте ответа средством речевой выразительности является гипербола?

1) Матери Таньчора предлагала: «Давай, мама, сюда свою голову», зная, что мать любит, когда перебирают волосы на голове.

2) И это всё ты, никто больше не смог бы родить и вырастить таких хороших людей, никто — так и знай.

3) Старухины глаза застилали слезы от этих слов, и она торопливо поднималась: «Хватит на сегодня. Дорвались, а дело стоит».

4) Мать потом долго испытывала их про себя, как бы случайно, ненароком припоминая выпавшие слова, на самом деле старательно собранные в памяти, чтобы погреть, когда захочется, душу.

  1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) О нём будут говорить, что его вызвали на дуэль, а он не стал стреляться…

2) Пружина чести, наш кумир!

3) Однажды оступился, однажды струсил, смалодушничал, или того хуже — украл, или совсем плохо — предал…

4) Вне нас нам не нужно ни на что опираться, мы самостоятельные люди.

  1. Укажите предложение, в котором содержится гипербола.

1) Прав ли я, что взялся рассказать людям о Селигере, тем самым отдав его в чужие, многие руки?

2) Это был день 14 августа, и ничто не предвещало нам перемен, когда неожиданно прямо над нами раздались точечные хлопки выстрелов, они отразились от леса на том берегу, похожие на кашель великана, и устремились в небо.

3) Мы были в общем-то непугливыми столичными людьми, понимали кое-что и в системах ружей, и в калибрах и номерах дроби, но мы не хотели выстрелов.

4) Когда записываю эти строки, совершенно оглохший от грома пушек, иначе мне и не представляются тысячи ружей, объединённых в единое человекоружьё, которое приставлено прямо к сердцу природы, я переживаю только одно чувство, чувство возвращения в тишину, потерянную уже и здесь…

  1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) В небе, как чёрные стрелы, мелькали ласточки.

2) Перед закатом стены и крыши домов горели золотом.

3) Летели вниз камни, листы железа, стёкла, птичьи гнёзда.

4) Укрывшись под деревом, я ждал конца налёта.

  1. Укажите предложения,  в  которых средством выразительности являются  ЭПИТЕТЫ

 1) На поляне около лесной опушки я увидел несколько кустиков малины.

2) Девушки остановились и обе сразу улыбнулись мне так застенчиво и легко, что я даже растерялся.

3) Только в деревне загадка наконец разъяснилась.

4) Роса на траве искрилась и переливалась всеми цветами радуги, словно рассыпанные бриллианты.

5) Тогда на суходоле запел свою милую песенку певчий дрозд-белобровик.

ОГЭ Задание 7  Вариант2

  1. В каком варианте ответа средством речевой выразительности является гипербола?

1) Матери Таньчора предлагала: «Давай, мама, сюда свою голову», зная, что мать любит, когда перебирают волосы на голове.

2) И это всё ты, никто больше не смог бы родить и вырастить таких хороших людей, никто — так и знай.

3) Старухины глаза застилали слезы от этих слов, и она торопливо поднималась: «Хватит на сегодня. Дорвались, а дело стоит».

4) Мать потом долго испытывала их про себя, как бы случайно, ненароком припоминая выпавшие слова, на самом деле старательно собранные в памяти, чтобы погреть, когда захочется, душу.

  1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) О нём будут говорить, что его вызвали на дуэль, а он не стал стреляться…

2) Пружина чести, наш кумир!

3) Однажды оступился, однажды струсил, смалодушничал, или того хуже — украл, или совсем плохо — предал…

4) Вне нас нам не нужно ни на что опираться, мы самостоятельные люди.

  1. Укажите предложение, в котором содержится гипербола.

1) Прав ли я, что взялся рассказать людям о Селигере, тем самым отдав его в чужие, многие руки?

2) Это был день 14 августа, и ничто не предвещало нам перемен, когда неожиданно прямо над нами раздались точечные хлопки выстрелов, они отразились от леса на том берегу, похожие на кашель великана, и устремились в небо.

3) Мы были в общем-то непугливыми столичными людьми, понимали кое-что и в системах ружей, и в калибрах и номерах дроби, но мы не хотели выстрелов.

4) Когда записываю эти строки, совершенно оглохший от грома пушек, иначе мне и не представляются тысячи ружей, объединённых в единое человекоружьё, которое приставлено прямо к сердцу природы, я переживаю только одно чувство, чувство возвращения в тишину, потерянную уже и здесь…

  1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) В небе, как чёрные стрелы, мелькали ласточки.

2) Перед закатом стены и крыши домов горели золотом.

3) Летели вниз камни, листы железа, стёкла, птичьи гнёзда.

4) Укрывшись под деревом, я ждал конца налёта.

  1. Укажите предложения,  в  которых средством выразительности являются  ЭПИТЕТЫ

 1) На поляне около лесной опушки я увидел несколько кустиков малины.

2) Девушки остановились и обе сразу улыбнулись мне так застенчиво и легко, что я даже растерялся.

3) Только в деревне загадка наконец разъяснилась.

4) Роса на траве искрилась и переливалась всеми цветами радуги, словно рассыпанные бриллианты.

5) Тогда на суходоле запел свою милую песенку певчий дрозд-белобровик.

ОТВЕТ

1.2

2.4

3.1

4.4

5.34

6.2

7.2

8.4

9.2

10.25

  1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является инверсия.

1) Ты поймёшь, что твоя роза — единственная в мире.

2) Маленький принц пошёл взглянуть на розы.

3) И Маленький принц возвратился к Лису.

4) Самого главного глазами не увидишь.

  1. В каком варианте ответа средством речевой выразительности является оксюморон?

1) Андрей увидел, как из узких вагонных дверей какие-то женщины в белых халатах, военные в бушлатах и сапогах и просто люди в тёмных ватниках выносили детей и ставили, сажали, а то и клали тут же у рельсов на землю.

2) Но вот они смотрели, а кто бы посмотрел на них: столько боли, скорби, мучительной жалости, потрясения, страдания, но и горькой радости было в их глазах.

3) Ибо, хоть это были дети войны, жалкие обгарки на чёрном пепелище, но это были живые дети, спасённые и вынесенные из гибельного пламени, а это означало возрождение и надежду на будущее, без чего не могло быть дальше жизни и у этих людей.

4) Но вот эти, которые стояли теперь колонной, взявшись по двое, готовые отправиться в неведомый путь, ведь выжили же!

  1. В каком варианте ответа средством речевой выразительности является парцелляция?

1) До начала совещания оставалось часа полтора. Не торопясь, он ходил из зала в зал, отдыхал…

2) Неожиданно что-то словно дёрнуло Лосева. Как будто он на что-то наткнулся.

3) Но что это было, он не понял. Кругом него было пусто.

4) В том, что незачем зашифровывать… Надо точно указывать название.

  1. В каком варианте ответа средством речевой выразительности является градация?

1) Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну.

2) А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека.

3) Большая цель добра начинается с малого — с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает всё более широкий круг вопросов.

4) Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее.

  1. В каком варианте ответа средством речевой выразительности является парцелляция?

1) Он больше, чем кто-нибудь другой в этой толпе, понимал живую драму этих звуков… И вдруг сердце Максима упало.

2) Из-под рук музыканта опять, как и некогда, вырвался стон. Вырвался, прозвенел и замер.

3) На глазах старика появились слезы. Слёзы были и на глазах его соседей.

4) «Он прозрел, да, это правда — он прозрел, — думал Максим.  — Да, он прозрел…»

Слайд 1Практическое занятие №11 Составление связного высказывания с использованием заданных лексем, в

том числе на лингвистическую тему.
Цель: обучение составлению монологического высказывания на лингвистическую тему.
Задачи:
1. Прививать знания по построению монологического ответа, аргументированного текстом.
2. Прививать навыки самостоятельности и творческой активности учащихся.
3. Воспитывать общую культуру; совершенствовать навыки общения.
Время на выполнение: 2 час

схт

Практическое занятие №11 Составление связного высказывания с использованием заданных лексем, в том числе на лингвистическую тему. Цель:


Слайд 2Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему — это небольшое связное рассуждение в научном или

публицистическом стиле речи с обоснованием, наличием иллюстративного материала, расположенного последовательно и связанного логически.

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему - это небольшое связное рассуждение в научном или публицистическом стиле речи с обоснованием, наличием


Слайд 3Три части рассуждения:
– Тезис – это авторское утверждение, предположение, мысль, требующая доказательства.

В нем заключается идея текста.
– Доказательство – это вторая часть текста-рассуждения, в которой дается обоснование высказанной мысли, приводятся аргументы (доводы, доказательства) и примеры.
– Вывод – это заключение о верности выдвинутого тезиса.

Три части рассуждения:– Тезис – это авторское утверждение, предположение, мысль, требующая доказательства. В нем заключается идея текста.– Доказательство –


Слайд 41. Что такое сочинение-рассуждение на лингвистическую тему?
2. Какова цель написания сочинения на

лингвистическую тему ?
3. Как строится сочинение-рассуждение?

1.	Что такое сочинение-рассуждение на лингвистическую тему? 2.	Какова цель написания сочинения на лингвистическую тему ?3.	Как строится сочинение-рассуждение?


Слайд 5Метафора – это перенос названия одного предмета на другой на основании

их сходства. Горит восток зарею новой (А.С. Пушкин).
Метафора – это скрытое сравнение. Пустых небес прозрачное стекло (А.А. Ахматова).

Метафора – это перенос названия одного предмета на другой на основании их сходства. Горит восток зарею новой


Слайд 6Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания: «Нет тропа более блистательного, сообщающего речи большее

количество ярких образов, чем метафора».
Троп (от др.-греч. τρόπος «оборот») — риторическая фигура, слово или выражение, используемое в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи.
Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста А. Чирвы. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.​

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания: «Нет тропа более блистательного, сообщающего речи большее количество ярких образов, чем метафора». Троп (от


Слайд 7 Инструкция по выполнению практического занятия
Структура сочинения-рассуждения:
ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ (ТЕЗИС)
Я считаю, по

моему мнению, на мой взгляд
АРГУМЕНТЫ — ДОКАЗАТЕЛЬСТВА, ПРИВОДИМЫЕ В ПОДДЕРЖКУ ТЕЗИСА: ФАКТЫ, ПРИМЕРЫ, УТВЕРЖДЕНИЯ, ОБЪЯСНЕНИЯ.
1 ДОКАЗАТЕЛЬСТВО — 2 ДОКАЗАТЕЛЬСТВО
Во-первых, Во-вторых,
ПРИМЕР — ПРИМЕР
Например, Наконец,
ВЫВОД: Итак, таким образом, следовательно

Инструкция по выполнению практического занятияСтруктура сочинения-рассуждения:ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ (ТЕЗИС)Я считаю, по моему мнению, на мой взглядАРГУМЕНТЫ -


Слайд 8(1)Прочитайте несколько рассказов, новелл, коротких эссе и постарайтесь понять, по каким

законам происходит восприятие небольшого художественного текста. (2)В качестве подсказки сошлёмся на мнение Г. Уэллса. (3)Он сказал об этом весьма впечатляюще, сравнив читателя короткого рассказа с человеком, убегающим от тигра. (4)Этот человек, по справедливому замечанию писателя, не будет останавливаться, чтобы нарвать ромашек, растущих у тропинки, по которой бежит, и вряд ли ему придёт в голову любоваться деревом, на которое он должен взобраться, спасаясь от опасности. (5)Цель рассказа, новеллы — создать иллюзию напряжённого действия. (6)Но ведь не ради же напряжённого действия пишется малое произведение. (7)Тогда чем же оно завораживает, в чём его прелесть?

(1)Прочитайте несколько рассказов, новелл, коротких эссе и постарайтесь понять, по каким законам происходит восприятие небольшого художественного текста.


Слайд 9(8)Рассказ — наиболее адекватная форма передачи всей много­сложности жизни. (9)К этому

не пригоден никакой другой жанр. (10)В. Белинский сказал, что, в отличие от романа, рассказ в свои тесные рамки заключает такие события, которые «в одном мгновении сосредотачивают столько жизни, сколько не изжить и в века».
(11)Л. Леонов рассказы А. П. Чехова уподобил большим старым звёздам, в которых «весит тонны каждая строка такого плотного словесного вещества».

(8)Рассказ — наиболее адекватная форма передачи всей много­сложности жизни. (9)К этому не пригоден никакой другой жанр. (10)В.


Слайд 10(12)Динамизм, уплотнённость, сжатость мысли в каждом слове — отличительный признак любого

рассказа, если он претендует на художественность. (13)Классический рассказ — образец художественности. (14)Она, по определению Белинского, состоит в том, «чтобы каждое слово было не только у места, — чтобы оно было необходимо, неизбежно и чтобы как можно было меньше слов». (15)Краткость произведения как условие жанра обязывает писателя быть предельно экономным — находить средства, позволяющие избегать разъяснений, комментариев, длинных описаний, а это возможно лишь при повышенной требовательности к собственному мастерству.

(12)Динамизм, уплотнённость, сжатость мысли в каждом слове — отличительный признак любого рассказа, если он претендует на художественность.


Слайд 11(16) Но мастерство писателя не может быть реализовано без мастерства читателя.

(17)Требовательность одного рождает повышенную взыскательность к другому. (18) Рассказ недоступен тому, кто пытается уразуметь что-то, лишь скользя по поверхности сюжета. (19) Надо уметь проникать в суть мгновения, запёчатлённого автором. (20) Вот почему рассказ — своего рода индикатор, выявляю­щий степень читательской культуры, уровень восприятия того, что создано творцом.
(По А. Чирве)

(16) Но мастерство писателя не может быть реализовано без мастерства читателя. (17)Требовательность одного рождает повышенную взыскательность к


Слайд 12Задания для практического занятия:
Напишите сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста по В.

Железникову, раскрывая смысл высказывания Дитмара Эльяшевича Розенталя: «Употребление экспрессивной лексики создаёт возможность лаконично выразить отношение говорящего к высказываемому». Помните, что в сочинении должно быть 4 абзаца:

 1. Раскрытие смысла высказывания.
2. Пример 1.
3. Пример 2.
4. Вывод.

Задания для практического занятия:Напишите сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста по В. Железникову, раскрывая смысл высказывания Дитмара Эльяшевича


Слайд 13Заданные лексемы (слова и выражения)

Д.Э.Розенталь в своём высказывании говорит о том,

что _____________
_____________________________________________________________.
Докажем это на примерах из прочитанного текста.
В предложении ___ герой текста ______________, говоря о _________________, употребляет экспрессивно окрашенное слово _________, которое содержит _______ и свидетельствует о _____________________________________. В предложении ___ тоже есть экспрессивно окрашенное слово — ____________. Его произносит ____________ в адрес ___________________, которая __________________________________________________________. Этим словом девочка демонстрирует _________________.Таким образом, ________________________________________________________.

Заданные лексемы (слова и выражения) Д.Э.Розенталь в своём высказывании говорит о том, что __________________________________________________________________________.Докажем это на примерах


Слайд 16Инструкция по выполнению практического занятия
Структура сочинения-рассуждения

 ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ (ТЕЗИС)
Я полагаю, по

моему мнению, на мой взгляд
АРГУМЕНТЫ — ДОКАЗАТЕЛЬСТВА, ПРИВОДИМЫЕ В ПОДДЕРЖКУ ТЕЗИСА: ФАКТЫ, ПРИМЕРЫ, УТВЕРЖДЕНИЯ, ОБЪЯСНЕНИЯ.
1 ДОКАЗАТЕЛЬСТВО 2 ДОКАЗАТЕЛЬСТВО
Во-первых, Во-вторых,
ПРИМЕР ПРИМЕР
Например, Наконец,
ВЫВОД
Итак, таким образом, следовательно

Инструкция по выполнению практического занятияСтруктура сочинения-рассуждения ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ (ТЕЗИС) Я полагаю, по моему мнению, на мой взглядАРГУМЕНТЫ -


Слайд 17Образец отчета по практическому занятию
(1)Я резко обернулась и увидала дикое: молча,

злобно, неумело Сева Агапов колотил Аллочку Ощепкову, а та сопротивлялась точно кошка — так же молча, злобно и неумело.
(2)Я подскочила к Севе, встряхнула его, чтобы он опомнился, пришёл в себя, дёрнула за руку, и без всякого перехода, с той же яростью Сева стал бить по моей руке свободным кулаком, грязно ругаясь.
(3)Я, ошеломлённая, приговаривала на его удары:
— (4)Сева! (5)Севочка! (6)Сева!
(7)Сильным драчливым движением он обрушился всем телом на мою руку и вырвался.
(8)Дверь хлопнула, а я заплакала. (9)От неожиданности, страха, бессилия. (10)3авыла полный голос. (11)Что делать, я тогда была начинающим учителем и часто плакала. (12)Мне многое было внове, а это — страшней всего — недетская детская брань.
(13)Теперь-то, десять лет спустя, пройдя многое и хлебнув разного, отвыкнув от слез и привыкнув к жёсткости подлинной правды, я твердо знаю, что учитель должен уметь погрузиться в человека и не всегда — далеко не всегда! — там, в глубине, найдет он благоухающие цветы, порой бывает как раз наоборот. (14)Но не надо пугаться! (15)Надо браться за дело, закатав рукава. (16)Надо брать в руки мотыгу и, несмотря на тягость и грязь, спотыкаясь, заходя в тупики и снова возвращаясь, осушать болото, пока на его месте не зацветут сады!

Образец отчета по практическому занятию(1)Я резко обернулась и увидала дикое: молча, злобно, неумело Сева Агапов колотил Аллочку


Слайд 18(17)Нет стыдных положений, есть стыдное — или стыдливое — отношение к

делу, и я не раз ощущала особый прилив чистоты и ясности, с упоением вышвыривая из самых потайных закоулков детских душ дрянное, подлое, низменное, которого, кстати сказать, не так уж и мало едва ли не в каждом человеке.
(18)Испуг и паника не самый лучший выход из положении для учителя, который услышал ругань или увидел гадость. (19)Давай-ка за дело, да лучше втихомолку, но по-настоящему, без суеты и восклицаний!
(20)Самое тяжкое а учителе, самое неизлечимое — коли он трясется за свой престиж, боится признать ошибку да еще в ошибке упрямится. (21)Этот камень тяжек, и самый для учителя тяжкий грех валить, пользуясь авторитетом профессии, с больной головы на здоровую, да ещё ежели голова эта малая, ученическая…
(22)Повторю снова, что это — мое нынешнее понимание проблемы, когда слёзы мои пересохли, но не оттого, что иссяк родник, а оттого, что стала сдержаннее, а любовь моя разумней и сердце, выходит, опытней.
(23)Тогда же Севина брань — точно залпы расстрела.
(24)Но я отревела своё, подсунула снова лицо под ледяную струйку, приложила мокрый платок к Аллочкиным синякам, и вышли мы с ней в коридор, чтобы отвечать перед педсоветом. (25)Алла — за пожар, я — за судьбу первого «Б».
(По А. Лиханову.)

(17)Нет стыдных положений, есть стыдное — или стыдливое — отношение к делу, и я не раз ощущала


Слайд 19Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из учебника русского языка: «Фразеологизмы

– неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».

Пример сочинения-рассуждения

 «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи…» Их ещё называют «устойчивыми сочетаниями». Мы пользуемся ими, действительно, очень часто, хотя и не замечаем этого. Доказательства тому находятся в тексте А. Лиханова.
В предложении 7 встречается фразеологизм «выпалил всё одним духом». Он заменяет синонимичное выражение «быстро, моментально, стремительно» и звучит ярче, выразительнее, чем наречия.
В предложении 24 автор использует сочетание «вклинилась в разговор». У него тоже есть синоним «…перебивая, вмешаться в чужой разговор». Данный фразеологизм характеризует поведение девочки и используется в качестве изобразительного средства языка.
Можно сделать вывод: без фразеологизмов, привычных и знакомых всем нам с детства, не обойтись в повседневной речи.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из учебника русского языка: «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы


ОГЭ

СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Тренировочные упражнения.

  1. Укажите
    предложение, в котором средством выразительно­сти речи является эпитет.

1) Близко упавшая мина порвала провод и далеко в сторону отбросила
другой конец кабеля.

2) Смертная обида томит его.

3) Мёртвый, он остался в строю, на линии.

4) Когда в конце боя передовая часть, получив нужные указания, ударила
немцам во фланг и ушла от окружения, связисты, сматывая кабель, наткнулись на
человека, полузанесённого позёмкой.

2.     
Укажите предложение, в котором средством
выразительно­сти речи является сравнительный оборот.

1) Его старший брат стоял рядом с ним, с ужасом смотрел, как малыш
бултыхается в воде, и тоже молчал от испуга.

2) И я тоже решил после школы поступать в институт физ­культуры.

3) Он забыл о страхе, не осознавал, что рискует своей жиз­нью.

4) Дима ведь просто мог стоять рядом с полыньёй, как дру­гие мальчишки.

  1. Укажите
    предложение, в котором средством выразительно­сти речи является фразеологизм.

1) Ценой своей жизни наши бойцы остановили продвижение чеченского
бандформирования численностью до двух с поло­виной тысяч стволов.

2) Уже потом станет известно, что в Аргунское ущелье Хаттаб привел
лучших наёмников, среди которых было много арабов.

3) Одна из улиц Грозного названа именем 84-х псковских десантников.

4) Что бы ни говорили, но жива наша гвардия, и доказатель­ство тому —
подвиг псковских гвардейцев-десантников.

  1. В каком варианте
    ответа средством речевой выразительно­сти является метафора?

1) Прочитайте несколько рассказов, новелл, коротких эссе и постарайтесь
понять, по каким законам происходит вос­приятие небольшого художественного
текста.

2) Классический рассказ — образец художественности.

3) Но мастерство писателя не может быть реализовано без мастерства
читателя.

4) Вот почему рассказ — своего рода индикатор, выявляю­щий степень
читательской культуры, уровень восприятия того, что создано творцом.

  1. Укажите
    предложение, в котором средством выразительно­сти речи является олицетворение.

1) Жизнь человека полна опасностей: болезни обступают его, недобрые
люди покушаются на него, кругом соблазны…

2) Да разве в самом деле существуют добрые и злые духи?

3) Но вспомните: почти у каждого был такой случай, что ка­жется —
погиб.

4) Может быть, это просто случай; может быть, это ты сам сумел
собраться; но как в эту минуту не подумать с благодар­ностью о добром гении?

  1. В каком варианте
    ответа средством речевой выразительно­сти является гипербола?

1) Матери Таньчора предлагала: «Давай, мама, сюда свою голову», зная,
что мать любит, когда перебирают волосы на го­лове.

2) И это всё ты, никто больше не смог бы родить и выра­стить таких
хороших людей, никто — так и знай.

3) Старухины глаза застилали слезы от этих слов, и она то­ропливо
поднималась: «Хватит на сегодня. Дорвались, а дело стоит».

4) Мать потом долго испытывала их про себя, как бы слу­чайно, ненароком
припоминая выпавшие слова, на самом деле старательно собранные в памяти, чтобы
погреть, когда захочется, душу.

  1. Укажите
    предложение, в котором средством выразительно­сти речи является инверсия.

1) Ты поймёшь, что твоя роза — единственная в мире.

2) Маленький принц пошёл взглянуть на розы.

3) И Маленький принц возвратился к Лису.

4) Самого главного глазами не увидишь.

  1. В каком варианте
    ответа средством речевой выразительно­сти является оксюморон?

1) Андрей увидел, как из узких вагонных дверей какие-то женщины в белых
халатах, военные в бушлатах и сапогах и просто люди в тёмных ватниках выносили
детей и ставили, сажали, а то и клали тут же у рельсов на землю.

2) Но вот они смотрели, а кто бы посмотрел на них: столько боли,
скорби, мучительной жалости, потрясения, страдания, но и горькой радости было в
их глазах.

3) Ибо, хоть это были дети войны, жалкие обгарки на чёрном пепелище, но
это были живые дети, спасённые и вынесенные из гибельного пламени, а это
означало возрождение и надеж­ду на будущее, без чего не могло быть дальше жизни
и у этих людей.

4) Но вот эти, которые стояли теперь колонной, взявшись по двое,
готовые отправиться в неведомый путь, ведь выжи­ли же!

  1. В каком варианте
    ответа средством речевой выразительно­сти является парцелляция?

1) До начала совещания оставалось часа полтора. Не торопясь, он ходил
из зала в зал, отдыхал…

2) Неожиданно что-то словно дёрнуло Лосева. Как будто он на что-то
наткнулся.

3) Но что это было, он не понял. Кругом него было пусто.

4) В том, что незачем зашифровывать… Надо точно указывать название.

  1. В каком варианте
    ответа средством речевой выразительно­сти является градация?

1) Постепенно расширяясь, его привязанности распростра­няются на школу,
село, город, всю свою страну.

2) А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя
останавливаться и надо любить в человеке человека.

3) Большая цель добра начинается с малого — с желания добра своим
близким, но, расширяясь, она захватывает всё более широкий круг вопросов.

4) Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое,
обретают новые силы, становятся всё выше, а че­ловек, их центр, мудрее.

  1. В каком варианте
    ответа средством речевой выразительно­сти является парцелляция?

1) Он больше, чем кто-нибудь другой в этой толпе, пони­мал живую драму
этих звуков… И вдруг сердце Максима упало.

2) Из-под рук музыканта опять, как и некогда, вырвался стон. Вырвался,
прозвенел и замер.

3) На глазах старика появились слезы. Слёзы были и на глазах его
соседей.

4) «Он прозрел, да, это правда — он прозрел, — думал Мак­сим.  — Да, он
прозрел…»

  1. Укажите
    предложение, в котором средством выразительно­сти речи является метафора.

1) О нём будут говорить, что его вызвали на дуэль, а он не стал
стреляться…

2) Пружина чести, наш кумир!

3) Однажды оступился, однажды струсил, смалодушничал, или того хуже —
украл, или совсем плохо — предал…

4) Вне нас нам не нужно ни на что опираться, мы самостоя­тельные люди.

  1. Укажите предложение,
    в котором содержится гипербола.

1) Прав ли я, что взялся рассказать людям о Селигере, тем самым отдав
его в чужие, многие руки?

2) Это был день 14 августа, и ничто не предвещало нам пере­мен, когда
неожиданно прямо над нами раздались точечные хлопки выстрелов, они отразились
от леса на том берегу, по­хожие на кашель великана, и устремились в небо.

3) Мы были в общем-то непугливыми столичными людьми, понимали кое-что и
в системах ружей, и в калибрах и номерах дроби, но мы не хотели выстрелов.

4) Когда записываю эти строки, совершенно оглохший от грома пушек,
иначе мне и не представляются тысячи ру­жей, объединённых в единое
человекоружьё, которое при­ставлено прямо к сердцу природы, я переживаю только
одно чувство, чувство возвращения в тишину, потерянную уже и здесь…

  1. Укажите
    предложение, в котором средством выразительно­сти речи является метафора.

1) В небе, как чёрные стрелы, мелькали
ласточки.

2)
Перед закатом стены и крыши домов горели золотом.

3)
Летели вниз камни, листы железа, стёкла, птичьи гнёзда.

4)
Укрывшись под деревом, я ждал конца налёта.

  • Прочитайте начало сказки из книги а арсирия в которой части речи спорят с друг другом
  • Прочитайте начало сказки е пермяка
  • Прочитайте начало сказки владимира ивановича даля правда и кривда договоритесь какое задание будет
  • Прочитайте начало сказки в одоевского мороз иванович составьте и запишите два предложения в которых
  • Прочитайте начало рассказа а баркова песни далекого детства вставьте пропущенные буквы