Прочитайте описание природы из рассказа тургенева касьян с красивой мечи какими изобразительно

I Орг. момент. Приветствие

II Проверка
домашнего задания

III
I этап

Упражнение №1

Прочитайте отрывок из рассказа И. С. Тургенева
«Касьян с красивой Мечи». О чем говорится в этом
отрывке? Как Тургенев описывает облака? Какие
предметы и явления сравниваются? По какому
общему признаку они сравниваются? Какое слово
указывает на то, что эти явления сравниваются?
Подчеркните изображаемое явление и слова,
которые проясняют значения изображаемых
явлений. Этот прием называется сравнением
(теория по сравнению, средства грамматического
оформления сравнения).
Зачем автор использует сравнение?

“Погода была прекрасная. По ясному небу
едва-едва неслись высокие и редкие облака
изжелта-белые, как весенний запоздалый снег,
плоские и продолговатые, как опустившиеся
паруса”.

Упражнение №2

Прочитайте предложения, найдите сравнение.
Докажите, что это сравнения. Подчеркните их и
выпишите в таблицу, состоящую из трех граф:

  1. Изображаемые предметы, явления.
  2. Средства грамматического оформления сравнения.
  3. Слова, которые проясняют значения изображаемых
    явлений.

Подумайте, почему, с какой целью авторы
используют сравнения в своих предложениях?
В каком из сравнений мы видим отношение автора к
описываемому, а в каком сравнение употребляется
для точного описания внешнего вида предмета?
Какими частями речи выражены сравнения?

  1. “Одни кузнечики дружно трещат, словно
    озлобленные
    , – и утомителен этот 
    непрестанный кислый и сухой звук”. (И.С.Тургенев).
  2. “У Гаврика перехватило дыхание, как
    будто его вдруг окатили целым ведром ледяной
    воды”. (В.Катаев).
  3. “И является она

У дверей иль у окна
Ранней звездочки светлее,
              Розы
утренней

              
свежее
”. (А.С.Пушкин).

  1. Лепестки цветков львиного зева, точно
    звериная пасть”.
  2. “Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой,
А он, мятежный, просит бури,
Как  будто в бурях есть покой!» (М.Ю.Лермонтов)

  1. Хвост ската, как тонкий длинный бич,
    он лишен хвостового плавника”
  2. Лодка спокойно покачивалась, серая и
    толстая, похожая на черепаху».
    (К.Г.Паустовский).

Упражнение №3

Придумайте сравнения, включите их в
предложения. С какой целью вы использовали
сравнения? В каком стиле можно употребить
полученные предложения? На что похожа грозовая
туча? На что похож хвост павлина? На что похожа
капля росы? Из предложений выпишите слова с
непроверяемыми гласными в корне слова.

Упражнение №4

Запишите предложения в исправленном виде. Как
называется прием, использованный в этих
предложениях?

  1. «Издали цветы ивы подобные желтым пушистым
    комочкам.»

(К.Г. Паустовский)

  1. «Мелкие листья ярко и дружно зеленеют, похожие
    кто их вымыл и лак на них навел»

(И.С. Тургенев)

  1. «В сумерки луга похожие на море».

(К.Паустовский)

  1. «Воздух только изредка дрожал, ровно дрожит
    вода, возмущенная падением ветки».

(И.С. Тургенев)

II этап

Упражнение №1

Прочитайте текст. К какому типу речи
относится этот текст? Как вы это определили?
Какой оттенок смысла вносят сравнения?
(сравнения уже выделены в тексте) Как бы вы
определили основную мысль текста? В каких
предложениях она прямо сформулирована? Какие
слова и словосочетания, по вашему мнению,
особенно помогают раскрыть основную мысль
текста? Какова роль вопросительных и
восклицательных предложений? Озаглавьте текст в
соответствии с основной мыслью. ( В теме
желательно использовать сравнения, т.к. должна
быть зависимость между использованием приема в
теме и в тексте). Выпишите слова с проверяемыми
гласными в корне слова.
«Нет дерева прекраснее березы.
Как очарователен розовый отблеск на белой коре
от румяных лучей восходящего солнца! А нежная
весенняя зелень березы разве не прелесть? Как
ласкают наш глаз остроконечные душистые
блестящие листочки! А летом? Сколько красоты в
покрытых листьями березах! Длинные тонкие ветви,
словно зеленые гирлянды, низко свешиваются к
земле и придают всему дереву какой-то
торжественно-печальный вид. И, наконец, зимой.
Какое дерево сравнится по красоте с березой,
когда она стоит изукрашенная миллионами
сверкающих на солнце кристалликов! Она стоит
словно громадный фонтан, брызги которого
внезапно оледенели и повисли в воздухе.
Да, прекрасное дерево береза и нет ее
прекраснее».

(По Д. Кайгородову)

Упражнение № 2

Представьте, что вы увидели куст
шиповника после дождя. Подберите словосочетания,
используя сравнения и олицетворения. Составьте
тематическую сетку.

Листья
трава
Алмазы
росинки
 

В этом отрывке говорится об облаках, облака
сравниваются со снегом и парусом. Они
сравниваются по цвету и форме.

Для украшения речи, для образного выражения, 
помогают раскрыть авторский замысел.

.

Это сравнения, т.к. это стилистический прием,
который основан на образной трансформации
грамматически оформленного сопоставления.
Сравнения употребляются для точного описания
внешнего вида в 4 и 6 предл. Сравнения
используются, чтобы создать художественный
образ, предложения были более выразительны.

подобны

как будто

похожи

как

Этот текст относится к описанию (описывается
природа, а именно береза). Сравнения показывают
авторское отношение к описываемому; описание
становится намного выразительнее.
Основная мысль сформулирована в предложении: «
Нет прекраснее дерева, чем береза».
Вопросительные и восклицательные знаки делают
текст более эмоциональным, выразительным.

 

Прием лингвистической беседы (наблюдение над
языком)

Прием сопоставления единиц текста с единицами
языка.

“Метод наблюдения” (задача показать
функционирование сравнений в речи,
следовательно, наглядно показать важность роли
сравнения, следовательно, подвести к
обоснованности обращения к подробному изучению
сравнений.

Прием сопоставления единиц текста с единицами
языка

Частичный  лингвосмысловой анализ текста
(метод лингвистической беседы).
Озаглавливание (в соответствии с основной
мыслью). Умение определять тему, основную мысль
текста; умение определять сравнения в раскрытии
основной мысли.

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Тургенев
  4. Анализ рассказа Касьян с Красивой мечи

Анализ рассказа Касьян с Красивой мечи Тургенева

Произведение является одной из частей прозаического сборника писателя под названием «Записки охотника», в качестве основной темы рассматривающего русскую жизнь в разрезе отношения человека к родной земле.  

Повествование в произведении осуществляется от имени рассказчика,

Главным героем рассказа представляется обыкновенный человек по имени Касьян, изображенный в образе правдоискателя, выселенный из родных мест, называемых Красивой Мечью, в связи с выкупом помещиком его земельного надела. Герой считает данный поступок барина нарушением божьих законов, не признавая установленные русские законы о собственности.

Касьяин описывается в рассказе в образе пятидесятилетнего старика, отличающегося маленьким ростом, сморщенным лицом, на котором виднеются едва заметные странные глазки. Местный народ именует Касьяна Блохой, поскольку мужчина проявляет неповторимую проворность, ловкость движений, а маленький рост напоминает о его отношении к карликам.

Рассказчик знакомится с Касьяном волею случая, обратившись к нему в связи с поломкой телеги, на которой передвигался совместно с кучером. Узнав о цели прибытия рассказчика, Касьян неодобрительно отзывается о его увлечении охотой, поскольку считает убийство диких животных и птиц ради собственного удовольствия нехорошим делом и ужасным грехом, при этом бой домашних животных он допускает, так как бог определяет их специально для человеческого существования. 

Рассказчик характеризует Касьяна как грамотного, бессемейного человека, речь которого отличается торжественностью и странностью, не похожими на обычный мужицкий язык. Герой занимается траволечением, за что народ порой его кличет лекарем, то Касьяну категорически не нравится. 

После выселения из Красивой Мечи Касьян посещает многие русские города, пройдя пешком много километров, и понимает, что в крестьянской жизни отсутствует справедливость.

В жизни Касьяна существует человек, о котором старик любовно и нежно заботится, в виде Аннушки, девочки подросткового возраста, являющейся полной сиротой. Аннушка характеризуется как худенькая, маленькая и стройненькая девчушка,  черты которой напоминают внешность Касьяна с острым лицом и лукавым взглядом. Однако она не является его дочерью, а старик называет ее сродственницей. 

Касьян описывается рассказчиком как крестьянин, безумно любящий окружающую природу, в которой он находит для себя жизненную энергию и надежду на лучшую свободную жизнь. Мечты героя не исчерпываются желанием жить на богатой, плодородной земле, он хочет чувствовать вокруг себя красоту привольных лугов, лесов, полей и рек, открывающих безбрежность русских далей.

Смысловая нагрузка рассказа «Касьян с Красивой Мечи» заключается в изображении обычного представителя крестьян, умеющего боготворить и преклоняться перед любым природным проявлением, знающего птичий язык, сливающего собственное существование с жизнью родной русской природы.

Анализ рассказа Касьян с Красивой мечи

Анализ рассказа Касьян с Красивой мечи

Несколько интересных сочинений

  • Герои произведения Спящая красавица Перро

    Это одна из прекрасных сказок французского сказочника Шарля Перо. В ней рассказывается о том, что любовь побеждает все, даже самые страшные чары злых и обиженных людей. Главные герои сказки – принцесса и принц.

  • Сочинение Жизненный путь Андрея Болконского в романе Война и мир Толстого

    В замечательном произведении Толстого Война и мир есть множество персонажей, которые заставляют читателя испытывать сопереживание, грусть о его судьбе, или какие то другие эмоции

  • Сочинение на тему Почему хочу стать врачом и Врач — моя будущая профессия

    Дарить человеку здоровье — весьма почетно. Хорошие врачи узнаваемы и уважаемы в обществе. Достаточно быть рядовым доктором в небольшом городке в течение нескольких лет, чтобы стать частью местной элиты.

  • Сочинение на тему Письмо в будущее самому себе 5 класс

    Я же решила написать письмо самой себе, точнее тебе Настя. Тебе будет забавно прочитать это письмо от меня десятилетней девочки.

  • Королева в сказке 12 месяцев Маршака сочинение

    Одним из ярких второстепенных персонажей сказочной пьесы для маленьких зрителей является Королева, представленная писателем в образе четырнадцатилетней девушки, отличающейся взбалмошным характером

  • Сочинения
  • По литературе
  • Тургенев
  • Анализ произведения Касьян с Красивой мечи

Анализ произведения Тургенева Касьян с Красивой мечи

История создания

Рассказ И.С. Тургенева «Касьян из Красной Мечи» был создан в 1851 году, когда писатель жил в селе. Он вошёл в сборник рассказов «Записки охотника». Автор знал много преданий об этой реке и использовал свои знания и наблюдения при написании рассказа.

Жанр

Произведение написано в жанре рассказа, но в нем присутствуют и некоторые элементы этнографического очерка. Сам образ Касьяна складывается из фольклорных образов. По преданию святой Касьян не был «любимым» святым, а в некоторых губерниях даже само это имя было позорным. В рассказе нет тех линий, присутствующих в очерке, которые уводят сюжет в сторону.

Сюжет

Повествование ведётся от имени рассказчика, который приехал поохотиться в местных лесах. Он случайно знакомится с главным героем, Касьяном, обратившись к нему в связи с поломкой телеги, на которой приехал. Касьян согласился помочь. Узнав зачем рассказчик прибыл в деревню, мужичок осуждающе отнёсся к его увлечению, поскольку считает убийство диких птиц и животных ради удовольствия большим грехом, а домашние созданы для человеческого существования. Касьян напросился пойти в лес вместе с охотником. После долгого блуждания по лесу, рассказчик был огорчён тем, что не встретил там ни одного тетерева. Старик сказал, что это он выгнал дичь из леса, чтобы она не попалась охотнику.

В лесу они встречают девочку-подростка. Рассказчик узнаёт, что он полная сирота, а Касьян заботится о ней с любовью и нежностью.

Темы

В произведении присутствуют вечные темы о смысле жизни, о её цели. И читатель, сам того не понимая, присоединяется к размышлениям автора над этими вопросами. Любование природой главного героя и описание неповторимых пейзажей заставляет оторваться от своих проблем и задуматься о том, что, на самом деле, вокруг нас всё не так уж и плохо, как нам кажется.

Герои

Главный герой рассказа предстаёт перед читателем в образе пятидесятилетнего старика маленького роста, со сморщенным лицом и еле заметными глазками. Местные жители считают его юродивым, называют Блохой потому что он очень проворный.

Касьян обычный человек, крестьянин, выселенный с родных мест помещиком, купившим его землю. После выселения он проходит пешком много километров, посещает много городов и понимает, что в жизни простых крестьян абсолютно нет справедливости. Касьян не похож на других мужиков. Его речь говорит о его грамотности. Старик собирает травы, лечит ими людей, за что они называют его лекарем, но герою это не нравится. Касьян любит всё живое, знает язык зверей, и единственное его наслаждение — любоваться природой. Живет главный герой в стороне от общества, которое, по его мнению, является причиной всех его бед.

Но есть в жизни Касьяна человек, о котором он заботится с особой любовью и нежностью. Это Аннушка — девчушка лет 13-14. Худенькая, маленькая и внешне напоминает Касьяна. Старик называет её «сродницей».

Композиция

В основе композиции рассказа лежит изображение простого крестьянина, который связывает воедино своё существование и жизнь родной ему, русской природы.

2 вариант

Произведения Тургенева отличаются от произведений остальных авторов тем, что Тургенев как никто другой писал с живостью, красотой, и некой элегантностью слова, ловко передавая даже самые сложные переживания своих героев, и проецируя их образность на своего читателя, что, конечно же, привлекало множество людей к оценке его творчества. Одним из таких произведений является “Касьян с Красивой мечи”.

Произведение начинает свой рассказ с описания главного героя. Главный герой произведения – человек, который живёт отчужденно от общества, считая его самой главной причиной своих бед в это мире. Так как главный герой человек весьма отстранённый, то он привык в основном не прислушиваться к обществу, но прислушиваться к природе, ведь он довольно прозаичная личность, которая так или иначе романтизирует окружающую его действительность, придавая ей всё более литературный окрас, на чём и акцентирует внимание Тургенев так ярко и живо описывая образ данного персонажа.

Также в произведение присутствуют темы, над которыми даёт поразмышлять нам Тургенев. Он говорит о смысле человеческой жизни, её конечности, и, конечно же, о её цели. Тургенев так глубоко и продуманно ставит вопрос, что читатель попросту не может не присоединиться к размышлениям автора. Также через пейзажи произведения и любования природой главного героя автор показывает нам, что необходимого хоть иногда поднимать глаза от своих проблем на окружающую действительность, ведь, как правило, всё не так уж и плохо вокруг вас. Потому произведение отчасти носит даже мотивационный характер, создавая в читателя ясное представление того, что ему далее необходимо делать, и на что он способен в своей жизни.

Всеми этими размышлениями и постановками вопроса автор создаёт истинную картину произведения, давая читателю понять, что же именно он пытался сказать своим произведением, и что, конечно же, у него получилось. Именно поэтому произведение Тургенева “Касьян с Красивой Мечи” имеет, казалось бы, такой неприглядный сюжет, но такой огромный смысл для всего литературного сообщества. Данное произведение просто заставляет человека задуматься над многими насущными вопросами, которые всё-таки так или иначе задевают его в его бытовой жизни, давая ему возможность быть человеком разума, а не эмоций. Я считаю, что именно это пытался сказать Тургенев в своём произведении “Касьян с Красивой Мечи”.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Касьян с Красивой мечи

Анализ произведения Касьян с Красивой мечи

Популярные сегодня темы

  • Сочинение на тему Роль мечты в жизни человека (11 класс ЕГЭ)

    Мечта в жизни людей играет важную роль. Жизнь без мечты превращается в очень скучное и однообразное существование. Люди, плывущие по течению жизни, не могут быть счастливыми, они в основном пессимисты и слабые духом

  • Художественный мир Чехова

    А.П. Чехов излечивал народ не всегда микстурками и снадобьями, но и собственными историями. Талантливый врач, совмещавший в себе юмор и сострадание, Антон Павлович изменил понятие о трагедии и рассказе.

  • Анализ рассказа Чудная Короленко

    Очерк «Чудная» был написан писателем в пересыльной тюрьме, а после нелегально отправлен на волю. Однако с публикацией рукописи возникли некоторые сложности – ни одно из известных издательств не хотело браться за это противоречивое творение.

  • Сочинение по повести Путешествие из Петербурга в Москву Радищева

    «Путешествие…» Радищева вошло в историю России как первое литературное произведение, изобличающее общественный и политический порядок России в конце XVIII века. Недаром приводятся слова тогдашней главы государства Екатерины II

  • Сочинение Почему важно мечтать? Итоговое декабрьское

    В современном мире, людям очень важно мечтать, ведь именно с мечты начинаются большие дела. Через мечты человек осознает себя, что он хочет, как ему достичь успехов, а самое главное счастье, без него мечта не имеет смысла.

Конспект урока по русскому языку в 11 классе

Тема: «Язык как первоэлемент художественной литературы».

Цель: обобщить и систематизировать знания по теме «Язык как первоэлемент художественной литературы».

Задачи: 1) проанализировать языковые средства, передающие эстетическое содержание художественного стиля; 2) развивать творческое воображение, аналитическое, образное мышление, связную речь, формировать научно-лингвистический подход в работе с текстом; совершенствовать читательские умения, достаточные для продуктивной самостоятельной работы с произведением художественной литературы эпического жанра; 3) воспитывать чувство любви к русскому языку через художественное слово, представления о прекрасном в языке художественной литературы; создать условия для полноценного эмоционального  восприятия содержания литературного произведения.

Ведущая технология обучения: «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

Место урока в учебном плане: 2-й урок из блока «Художественный стиль речи».

Тип урока: повторительно-обобщающий. Практикум.

Оборудование: подробный план работы «Анализ текста художественного стиля речи» (Приложение №1), толковый словарь С. И. Ожегова и В. И. Даля, тетради, учебник Власенкова  А. И., Рыбченковой Л. М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2001.

Автор методической разработки: Соловова Е.Н., учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории.

 Ход урока

  1. Этап мотивации

Слово учителя. Знаете ли вы, что лес, как и человек, умеет разговаривать? Это особый язык, не каждый путник может его понять, оценить красоту звучания. Только чуткий, наблюдательный и добрый душой человек слышит, видит, чувствует живой мир леса, общается с ним. Каждый из вас хотя бы раз в жизни был в этом прекрасном царстве деревьев, кустарников и трав. Вспомните, какие удивительно приятные ощущения возникали у вас в тот момент. Закройте глаза и представьте себе такую картину. Лето. Светлый, просторный лес. Прогретая солнечными лучами земля. Ласковый ветерок. Мягкая трава под ногами. Ароматы полевых цветов. Птичьи трели. Откройте глаза. Что вы видели? (Вариант ответа учеников: Весёлую палитру лесного царства: цветы, грибы, птицы.) Всё, что мы сегодня вспоминали, видели и слышали, поможет нам как читателям эмоционально, образно воспринять описание природы из рассказа И. С. Тургенева «Касьян с Красивой Мечи». Напоминаю, что это произведение вы должны были в качестве домашнего задания самостоятельно прочитать накануне. Анализируя текст, выявляя изобразительно-выразительные средства и их роль в описании, мы ставим перед собой задачу — доказать или опровергнуть тезис: язык — первоэлемент художественной литературы. А поможет нам организовать нашу продуктивную деятельность следующий план.

  1. Знакомство с подробным планом работы «Анализ текста художественного стиля речи» (Приложение №1)
  1. Выразительное чтение текста.
  2. Тема и основная мысль текста. (О чём? Зачем?)
  3. Как бы вы могли озаглавить этот текст?
  4. Особенности текста:
  • стихотворение, проза, драма;
  • жанр;
  • тип речи;
  • вид речи (монолог, диалог).
  1. Лексика:
  • тематические группы;
  • конкретная лексика;
  • слова в переносном значении;
  • лексика по степени современности (неологизмы, историзмы, архаизмы);
  • эмоциональная, стилистически окрашенная лексика (высокая /книжная, нейтральная /межстилевая, сниженная /разговорная, просторечная);
  • синонимы, антонимы (в том числе и контекстуальные).

6) Тропы.

7) Морфологические особенности. (Какие части речи преобладают в отрывка? Как это сказывается на идейно-художественном содержании тексте?)

  8) Синтаксические особенности. (Преобладают предложения короткие или длинные, простые или сложные, двусоставные или односоставные, полные или неполные. Эмоционально-экспрессивный синтаксис. Каким стилистическим фигурам автор отдаёт предпочтение?)

  1. Проверка домашней работы (индивидуальное задание). Словарная работа 

Слово учителя. Читая рассказ И. С. Тургенева «Касьян с Красивой Мечи», вы обратили внимание на слова, требующие толкования лексического значения.

Заглянем мы, как Пушкин встарь,

В толковый наш словарь.

Словарная работа была индивидуальным заданием одного учащегося, который воспользовался толковыми словарями С. И. Ожегова и В. И. Даля и подготовил для вас следующее сообщение.

Сообщение ученика.

Верста. 1) Старая русская мера длины, равная 1, 06 км.

2) Выкрашенный чёрно-белыми полосами дорожный столп, отмечающий эту меру (устар.).

Аршин.          1) Старая русская мера длины, равная 0, 71 м.

                       2) Линейка, планка такой длины для измерения.

Сажень.       1) Старая русская мера длины, равная трём аршинам (2,13 м.).

                      2) Количество чего-нибудь, измеряемого такой мерой.

                      3) Линейка, планка такой длины для измерения.

Отпрыски.   1) Побег, отходящий от пня или корня.

                      2) (Перен. зн.) Потомок (устар.), а также дитя, чадо (ирон.).

Чиликать.   Чирикать, щебетать, насвистывать тихонько пташкою.

Трут.           Фитиль или высушенный трутник, при высекании огня зажигающийся от искры. Трутник — трубчатый гриб, растущий на деревьях.

Покоробились. Кривиться, делаться согнутым.

  1. Работа с учебником. Коллективное выполнение упражнения 505 по плану (анализ текста) Сначала подготовленный ученик выразительно читает текст. На следующем этапе работы проводится беседа, выполняются задания (одни по выбору учителя и учеников — в письменной форме, а другие — в устной).

Слово учителя. В. Г. Белинский говорил: «Не можем не упомянуть о необыкновенном мастерстве г. Тургенева изображать картины русской природы». Природа в произведениях писателя как живое сложное существо, которое движется, дышит, развивается, растёт, умирает и снова оживает. Лучшие герои в рассказах не просто изображаются «на фоне» природы, а выступают как продолжение её стихий. Тургенев изображает скрытую от многих взаимную связь человека и леса. Это и будет темой отрывка. Основная мысль текста — раскрыть взаимосвязь картины природы с эмоциональным состоянием героев, показать, как народное, живое, поэтическое восприятие природы объединяет людей из разных социальных слоёв.

Можно предложить следующие варианты заголовка отрывка: «Волшебный мир леса», «Лесная сказка», «Лесное царство», «Магия леса», «Поэтический мир природы».

Перед нами отрывок из рассказа, текст прозаического жанра.

Тип речи — описание (портрет Касьяна, описание погоды, природы).

От какого лица ведётся рассказ? Рассказ ведётся от первого лица (употребление местоимения «Я»).

  В тексте выделяется лексика таких тематических групп, как «Природа» (травка, деревцо, грибы), «Погода» (жара, облака, ветерок), «Эмоциональное состояние человека» (обрадуешься, утомителен, печально). Конкретная лексика доминирует в отрывке (кузнечики, птицы, осины…), есть слова и в переносном значении (кудрявое дерево, кислый звук), что характерно для художественного стиля речи. Также встречаются устаревшие слова (сажень, аршин, верста), которые употребляются для того, чтобы воссоздать характер конкретной исторической эпохи.

  Много эмоционально-оценочных слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (головка, маленькие, чашечки, ветерок, песенка). Сниженная, разговорная лексика используется для портретного описания Касьяна, простого крестьянского мужика (прозвали Блохой, совал за пазуху, бормотал себе что-то под нос, передразнивал). Высокая, книжная лексика вводится в описание картины природы, которая восхищает рассказчика, охотника (прекрасная, мгновение, возвышались, грациозно, торжественно). Есть и стилистически нейтральные слова (чёрная, кусты, ходил).

  В 1-м абзаце встречаются контекстуальные синонимы: передразнивал, перекликался, зачиликал, подхватил (его песенку). Они вносят тонкие смысловые, стилистические оттенки в оформление высказывания, способствуют усилению выражения действия (динамика, ритмичность). Присутствуют в отрывке и контекстуальные антонимы (просыпался — утихал, зелёные — мёртвые), которые раскрывают противоречивую сущность предметов, явлений, качеств, наблюдаемых в мире природы. Какие философские мысли вызывает у вас созерцание этой контрастной картины? Вероятно, о жизни и смерти, о мгновенности земного бытия.

  Для данного текста характерно употребление эпитетов («пытливым, странным взглядом», «слабая тень»), метафорических эпитетов («кислый и сухой звук», «золотые чашечки куриной слепоты»), олицетворений («ветерок просыпался»). Из всех изобразительно-выразительных средств языка Тургенев отдаёт предпочтение в этом тексте сравнениям, сравнительным оборотам («изжелта-белые, как весенний запоздалый снег»). Зачем автор включает их в своё описание?

Проведём стилистический эксперимент: прочитаем текст без сравнительных оборотов. (Один из учеников читает отрывок текста вслух.) Что изменилось? Изменилась индивидуально-стилистическая манера художника слова, описание стало «тусклым», лаконичным, пострадала и эмоциональность восприятия текста. Какой вывод можно сделать, опираясь на результаты стилистического эксперимента? Стилистический эксперимент позволил нам почувствовать, по выражению Л. Толстого, «единственно нужное размещение единственно нужных слов», значимость языковых средств в художественном произведении.

  На морфологическом уровне, используя статистический метод, можно подсчитать, какие части речи преобладают в данном отрывке. Для экономии времени выполните это задание по группам: 1-я группа подсчитывает существительные, 2-я — прилагательные, а 3-я — глаголы и глагольные формы (причастия и деепричастия). Результаты работы по группам можно представить в виде итоговой таблицы. Как можно их прокомментировать?

Существительные

Прилагательные

Глаголы, глагольные формы

= 107

= 62

= 91

По результатам подсчёта, видно, что в тексте преобладают существительные. В данном отрывке существительные нужны для обозначения предметов, явлений природы, чтобы в сознании читателя могли возникнуть конкретные зрительные образы того места, где оказались герои. Второе место в тексте занимают глаголы и глагольные формы, которые называют конкретное действие, движение в пространстве, делают содержание динамичным, ритмичным. В каком абзаце это видно наглядно? (В первом абзаце.) Немаловажную роль в описании погоды и леса играют прилагательные, которые по своей численности занимают в отрывке 3-е место. В каких абзацах эта часть речи активно используется? (Во втором и третьем абзацах.) Выступая в роли определений и эпитетов, прилагательные помогают читателю в яркой зрительной и эмоциональной форме представить в своём воображении облик предмета, ощутить его индивидуальные качества, свойства. Как настоящий художник, Тургенев использует в своём произведении разнообразные краски (части речи), добиваясь нужного эффекта эстетического воздействия на человека.

  На синтаксическом уровне следует отметить преобладание длинных по протяжённости, двусоставных, полных, сложных по структуре (преимущественно с бессоюзной связью) предложений. Одна из особенностей языка Тургенева — многократное повторение однородных членов предложения, что придаёт речи особую выразительность. Заметна «любовь» автора к конструкциям с деепричастными оборотами. Они ёмки, ярки, экономны, несут большую смысловую нагрузку точного рисунка, придают динамичность тексту. Все предложения повествовательные, невосклицательные.

  Из стилистических фигур писатель отдаёт предпочтение инверсии, когда сказуемое стоит перед подлежащим (неслись облака), лексическому повтору (губчатые наросты… те самые наросты), антитезе (то просыпался, то утихал…), умолчанию (в конце 1 и 3 абзаца, а также в середине предложения 2 абзаца). Как образно сказал В. Набоков, многоточие — «следы на цыпочках ушедших слов». Несмотря на отсутствие в отрывке восклицательных или вопросительных предложений, умолчание передаёт эмоциональность речи, автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю самому догадаться о невысказанном. Все эти фигуры речи усиливают интонационно-синтаксическую выразительность текста.

  Вывод. Тургеневский текст — неиссякаемый источник примеров не только для всестороннего анализа, но и для «любования», как сказал В. Солоухин, великим русским языком великого Мастера. В умелых руках писателя язык наш «способен творить чудеса».

  1. Подведение итогов урока.

Удалось ли нам сегодня на уроке доказать тезис: язык — первоэлемент художественной литературы? Может ли идейное содержание произведения быть в отрыве от художественной формы? Возможно ли оценить богатство и выразительность художественных образов в тексте, анализируя только один языковой уровень? Почему? Помогает ли читателю внимательное чтение и вдумчивый анализ языковых средств почувствовать, определить индивидуальный стиль писателя?

  1. Домашнее задание. Выписать из упражнения 505 слова с трудными орфограммами (20-25 слов по выбору), произвести синтаксический разбор 2-го предложения, морфемный разбор слова «вырубленного». Подготовиться к семинару. Выполнить упражнение 496 по группам: 1-я группа готовит сообщение о тропах с примерами из художественных произведений, 2-я — о стилистических фигурах.

  • Прочитайте несколько рассказов новелл коротких эссе и постарайтесь понять по каким законам
  • Прочитайте начало сказки из книги а арсирия в которой части речи спорят с друг другом
  • Прочитайте начало сказки е пермяка
  • Прочитайте начало сказки владимира ивановича даля правда и кривда договоритесь какое задание будет
  • Прочитайте начало сказки в одоевского мороз иванович составьте и запишите два предложения в которых