Презентация «Церковная реформа. Положение традиционных конфессий»
«Духовенство
«не есть иное государство»,
и должно, «наравне с другими сословиями»,
подчиняться общим государственным законам»
Петр Великий
Тема урока:
«Церковная реформа. Положение традиционных конфессий»
История России , 8 класс
Домашнее задание:
Параграф 8
Вопросы и задания на стр. 56
Рабочая тетрадь №4
Рубрика «Думаем, сравниваем, размышляем». (стр.57 ).
Задание № 2,3
План:
Пётр I и церковь.
Упразднение патриаршества.
Феофан Прокопович.
Старообрядцы и другие конфессии.
Проблемный вопрос ! (стр.53)
С помощью каких мер Пётр I стремился поставить церковь на службу государству? Удалось ли ему это?
Петр и церковь.
К церкви Петр 1 подходил с рациональной позиции «общей пользы»- трудиться на благо Отечества, которое отождествлялось с государством.
Дворяне- служат
Крестьяне и горожане- платят подати
Духовенство- воспитывает паству
Актуализация
Пётр Великий был искренне верующим человеком; хорошо знал церковную службу и сам любил петь на клиросе. Но к церкви он подходил с рациональной позиции «общей пользы» — в том смысле, что все подданные (и он сам в том числе) должны были трудиться на благо Отечества, которое отождествлялось с государством. Дворяне обязаны были служить, крестьяне и горожане — платить подати, а духовенство — воспитывать паству. Но раз церковь обязана была работать на «общее благо», то она не могла существовать независимо от государства.
Пётр Великий был искренне верующим человеком; хорошо знал церковную службу и сам любил петь на клиросе. Но к церкви он подходил с рациональной позиции «общей пользы» — в том смысле, что все подданные (и он сам в том числе) должны были трудиться на благо Отечества, которое отождествлялось с государством. Дворяне обязаны были служить, крестьяне и горожане — платить подати, а духовенство — воспитывать паству. Но раз церковь обязана была работать на «общее благо», то она не могла существовать независимо от государства.
Местоблюститель патриаршего
престола Стефан Яворский
Петр и церковь
Епископов и священников царь представлял своего рода чиновниками, а удалившихся от мира монахов считал бездельниками, отлынивающими от служения государству. Раздражало Петра и то, что духовенство осуждало приглашение в Россию иностранцев и введение новшеств — «немецкой» одежды, курения табака и других иноземных обычаев.
Епископов и священников царь представлял своего рода чиновниками, а удалившихся от мира монахов считал бездельниками, отлынивающими от служения государству. Раздражало Петра и то, что духовенство осуждало приглашение в Россию иностранцев и введение новшеств — «немецкой» одежды, курения табака и других иноземных обычаев.
Петр и церковь
Духовенство не одобряло проводимых Петром I реформ — многие монахи считали царя антихристом, о чем не боялись говорить вслух и даже раздавали рукописные листовки в городах и деревнях.
Духовенство не одобряло проводимых Петром I реформ — многие монахи считали царя антихристом, о чем не боялись говорить вслух и даже раздавали рукописные листовки в городах и деревнях.
Чрезмерный авторитет церкви -Патриарх имел не меньшую чем сам Петр I возможность влиять на обычных людей
Экономическая независимость церкви — многочисленные войны и развитие промышленности требовали все больше финансовых и человеческих ресурсов, часть из которых находилась во владении монастырей и церквей неподотчетных государству.
Патриарх Адриан
Петр и церковь
Причины наступления государства на церковь
Возможность использования богатых материальных и денежных ресурсов церкви
Патриарх всея Руси в глазах народа был вторым государем
Оппозиционное настроение части духовенства реформам Петра I
Установление абсолютной монархии сопровождалось утратой православной церковью самостоятельности — подчинением духовной власти светской
Церковная реформа
В 1700 году после смерти патриарха Адриана Петр I запретил проводить выборы нового патриарха
Местоблюстителем патриаршего престола был назначен Стефан Яворский
Управление делами церкви передано Святейшему Синоду
Действия Синода контролировал назначаемый царем гражданский чиновник – обер-прокурор
1701 год- восстановлен Монастырский приказ, чиновники которого взяли под контроль архиерейские и монастырские вотчины.
Церковь содержала школы и богадельни
Монастырский приказ — назначал настоятелей в обители.
Петр и церковь
Патриарх Андриан (копия с парсуны XVII века)
Стефан Яворский – местоблюститель с 1700 г.
1700 год – запрет проводить новые выборы патриарха
1721 год – упразднение патриаршества
Создание Святейшего Синода, контролируемого обер-прокурором, как «ока государева и стряпчего о делах государственных в Синоде»
Петр и церковь
Какие задачи внутренней жизни страны ПетрI хотел решить с помощью церкви?
Какие задачи внутренней жизни страны ПетрI хотел решить с помощью церкви?
Задание 1 — раб. тетрадь, стр.27
Церковная реформа комплекс мер, проведенный Петром I в период 1701-1722 годов для снижения влияния церкви, её независимости и усиления контроля над её административными и финансовыми вопросами.
Церковная реформа комплекс мер, проведенный Петром I в период 1701-1722 годов для снижения влияния церкви, её независимости и усиления контроля над её административными и финансовыми вопросами.
Петр и церковь
Цели и задачи
Ликвидация экономической и административной автономии — подробная ревизия имущества, с последующей секуляризацией, внедрение должностей назначаемых государственным аппаратом, а также четкое регламентирование финансов и обязанностей возлагаемых на церковь.
Снижение численности духовенства — определение необходимого количества церковников и монахов, ограничение «странствующих» священников и запрет на строительство монастырей.
Борьба с нищенством — царь был категорическим противником стихийного нищенства, считал что только «блаженным» и откровенным инвалидам может быть позволено жить на подаяние.
Петр и церковь
Почему Петр стремился полностью подчинить церковь государству?
Почему Петр стремился полностью подчинить церковь государству?
Задание
Основная суть предпринимаемых Петром I церковных преобразований заключалась в ликвидации автономии и встраивании института церкви в государственный аппарат, со всеми сопутствующими характеристиками — ведение отчетности, ограниченное число персонала и т.д.
Петр и церковь
В 1721 г. Петр I учредил высший орган по управлению церковными делами — Святейший Синод. Это было закономерным шагом. После смерти Патриарха Петр оставил эту должность незанятой. Теперь Синод, по существу, стал Духовной коллегией. Ее составляли церковные иерархи, назначавшиеся царем. Церковь была окончательно подчинена государству.
Петр и церковь
Какие изменения в положении церкви произошли при Петре?
Какие изменения в положении церкви произошли при Петре?
Задание
2. Упразднение патриаршества.
1721 год- «Духовный регламент»- закон, определяющий положение церкви в государстве.
1721 год- «Духовный регламент»- закон, определяющий положение церкви в государстве.
Патриаршество упразднялось.
Создавался Священный синод- «духовная коллегия из епископов и др. священнослужителей под надзором светского чина- обер-прокурора Синода.
Монастырский приказ ликвидирован. Начался процесс огосударствления церкви
Упразднение патриаршества
СИНОД
Следил за порядком богослужения и изданием церковных книг;
Боролся с ересями и расколом;
Ведал церковными школами;
Судил духовенство и мирян по делам, подлежащим церковному праву;
Надзирал за «иностранными исповеданиями»;
Избирал архиереев по указанию императора.
Упразднение патриаршества
Члены Синода получали жалование и приносили присягу. Перевести всё духовенство на государственное содержание не хватило средств.
Члены Синода получали жалование и приносили присягу. Перевести всё духовенство на государственное содержание не хватило средств.
Священники:
вели метрические книги (записи о рождении, браках, смертях)
Выявляли в своём приходе беглых.
Доносили о государственных преступлениях(покушение на жизнь и здоровье государя, измена и «бунт»)
Упразднение патриаршества
Указы Сената и Синода 1722 года
Указы Сената и Синода 1722 года
ТРЕБОВАЛИ,
чтобы все прихожане регулярно посещали церковь и исповедовались
Упразднение патриаршества
25 января 1721 года Пётр подписал манифест об учреждении Духовной Коллегии, получившей вскоре новое наименование Святейшего правительствующего Синода.
25 января 1721 года Пётр подписал манифест об учреждении Духовной Коллегии, получившей вскоре новое наименование Святейшего правительствующего Синода.
11 мая 1722 года было приказано присутствовать в Синоде особому обер-прокурору.
Духовный регламент
Упразднение патриаршества
Главной обязанностью обер-прокурора было вести все сношения Синода с гражданской властью и голосовать против решений Синода, когда они не согласовывались с законами и указами Петра.
Главной обязанностью обер-прокурора было вести все сношения Синода с гражданской властью и голосовать против решений Синода, когда они не согласовывались с законами и указами Петра.
Обер-прокурор подлежал суду только государя.
Любые решения, принимаемые Синодом, контролировались обер-прокурором, а значит и самим Петром I.
Иван Васильевич Болтин- первый обер-прокурор Синода
Упразднение патриаршества
Прочитайте отрывок из сочинений историков, содержащие оценки церковной реформы ПетраI, и ответьте на вопрос и выполните задания
Прочитайте отрывок из сочинений историков, содержащие оценки церковной реформы ПетраI, и ответьте на вопрос и выполните задания
Задание 3 — раб. тетрадь, стр.28-29
3. Феофан Прокопович.
Ключевой фигурой в деле организации Духовной коллегии был малороссийский богослов, ректор Киево-Могилянской Академии Феофан Прокопович.
1 июня 1718 года он был наречён в псковские епископы, а на следующий день он был посвящён в архиерейский сан в присутствии государя.
Феофан Прокопович
В 1720 г. по его инициативе была открыта типография столичного Александро-Невского монастыря; там было напечатано «Первое учение отрокам» — букварь и поучение для детей, по которому в XVIII в. учились в светских и духовных школах. В 1721 г. он учредил при монастыре школу, а ещё одну открыл в собственном доме. Феофан Прокопович возглавил «учёную дружину» — людей, отстаивавших развитие науки и просвещения, поддерживавших преобразования Петра I.
Феофан Прокопович
1720 год открыта типография столичного
Александро-Невского монастыря, где напечатано
«Первое учение отрокам»- букварь и поучение для детей
1720 год открыта типография столичного
Александро-Невского монастыря, где напечатано
«Первое учение отрокам»- букварь и поучение для детей
Феофан Прокопович
Духовный регламент, составленный
Феофаном Прокоповичем
Феофан Прокопович
Что было общего в деятельности Феофана Прокоповича и епископа Питирима?
Что было общего в деятельности Феофана Прокоповича и епископа Питирима?
Деятельность Феофана Прокоповича и епископа Питирима была направлена на укрепление официального православия, укрепление светской власти над церковью.
Задание
4. Старообрядцы и другие конфессии.
Во время тяжёлой войны со Швецией Пётр I проявлял к старообрядцам определённую терпимость.
Старообрядцы и другие конфессии
Что такое старообрядчество?
Что такое старообрядчество?
Задание
В конце XVII — начале XVIII в. старообрядчество распалось на отдельные течения- толки и согласия:
В конце XVII — начале XVIII в. старообрядчество распалось на отдельные течения- толки и согласия:
Поповщина- признавали необходимость духовенства, церковной иерархии и всех церковных таинств (основные районы распространения поповщины- Керженец на Волге, Стародубье,Дон,Кубань)
Беспоповщина – отрицали необходимость духовной иерархии и некоторых таинств(радикальные- филипповцы и нетовцы проповедовали самосожжение ради спасения души),в основном селились на севере страны.
Старообрядцы и другие конфессии
Для старообрядцев было введено:
Для старообрядцев было введено:
двойное налогообложение
предписывалось носить особую одежду- зипун со стоячим красным воротником -«козырем»;
Запрет занимать выборные и государственные должности.
Старообрядцы и другие конфессии
Манифест 1702 года разрешал иностранцам «свободное отправление богослужения всех других, хотя с нашею церковию несогласных христианских сект»
Манифест 1702 года разрешал иностранцам «свободное отправление богослужения всех других, хотя с нашею церковию несогласных христианских сект»
ПРОТЕСТАНТЫ- строили кирхи и приглашали пасторов.
В 1706 году построен первый каменный католический храм Петра и Павла в Москве, в 1710 году -костёл в Петербурге. Разрешены браки православных с «иноверными» , но с принятием обязательств со стороны «иноверных»: русских жен «в веру своего исповедания не переводить», а родившихся детей в браке крестить в православие.
МУСУЛЬМАНЕ — запрет владеть православными крестьянами, но сохранялось право на земли, угодья и постройки (Указ Петра 1 от 1715 года).
ЛЮТЕРАНЕ — (дворяне и горожане Лифляндии и Эстландии)- сохранение вероисповедания, церковного устройства и школ.
Старообрядцы и другие конфессии
Дайте собственное определение понятию «конфессия».
Дайте собственное определение понятию «конфессия».
Конфе́ссия — особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания.
Задание
Покажите на карте районы, где было особенно много поселений старообрядцев.
Покажите на карте районы, где было особенно много поселений старообрядцев.
Основные районы распространения поповщины – Керженец на Волге, Стародубье, Дон, Кубань. Беспоповцы в основном селились на севере страны.
Задание-работа с картой
В каких правах были ограничены старообрядцы, представители неправославных конфессий?
В каких правах были ограничены старообрядцы, представители неправославных конфессий?
Задание
Итоги и результаты реформы Церкви
Фактически ликвидирована должность Патриарха
Церковь начала терять финансовую и административную автономию
Снижено количество монахов и монастырей
Увеличено число налогов
Производятся рекрутские наборы из церковных крестьян
Петр проводил политику веротерпимости, облегчив существование старообрядцев и разрешив свободно исповедовать свою веру иностранцам.
Прочитайте отрывок из сочинений историков, содержащие оценки церковной реформы Петра I, и ответьте на вопрос и выполните задания
Прочитайте отрывок из сочинений историков, содержащие оценки церковной реформы Петра I, и ответьте на вопрос и выполните задания
Задание 3 — раб. тетрадь, стр.28-29
Значение реформы
Административное значение реформы церковного управления в общем ключе политики Петра I — централизация власти в руках монарха, становление церкви на службу царя (а после — императора) и государства.
Экономическое значение — оптимизация человеческих и финансовых ресурсов, повышение эффективности налогообложения и использования имущества ранее полностью подконтрольного церкви
Сословное значение — снижение влиятельности сословия духовенства.
Составьте схему церковной иерархии в России при Петре I
Составьте схему церковной иерархии в России при Петре I
Задание 2 — раб. тетрадь, стр.28
Петр 1 стремился поставить религию и церковь на службу государству для решения задач образования и воспитания послушных подданных, призрения неимущих. Упразднив патриаршество, Петр сделал руководство церкви частью административно-бюрократической системы(император стал главой Русской православной церкви), но свои вотчины епископы и крупные монастыри сохранили. В тоже время модернизация страны и расширение её территорий способствовали более терпимому отношению к другим религиям; «иноверцы» получили право исповедовать свою веру и строить храмы.
Вывод
Духовенство «не есть иное государство», и должно, «наравне с другими сословиями», подчиняться общим государственным законам»
«Духовенство
«не есть иное государство»,
и должно, «наравне с другими сословиями»,
подчиняться общим государственным законам»
Петр Великий
Тема урока: «Церковная реформа
Тема урока:
«Церковная реформа. Положение традиционных конфессий»
История России , 8 класс
Домашнее задание: Параграф 8 Вопросы и задания на стр
Домашнее задание:
Параграф 8
Вопросы и задания на стр. 56
Рабочая тетрадь №4
Рубрика «Думаем, сравниваем, размышляем». (стр.57 ).
Задание № 2,3
План: Пётр I и церковь. Упразднение патриаршества
План:
Пётр I и церковь.
Упразднение патриаршества.
Феофан Прокопович.
Старообрядцы и другие конфессии.
Проблемный вопрос ! (стр.53)
Проблемный вопрос ! (стр.53)
С помощью каких мер Пётр I стремился поставить церковь на службу государству? Удалось ли ему это?
Петр и церковь.
Петр и церковь.
К церкви Петр 1 подходил с рациональной позиции «общей пользы»- трудиться на благо
К церкви Петр 1 подходил с рациональной позиции «общей пользы»- трудиться на благо Отечества, которое отождествлялось с государством.
Дворяне- служат
Крестьяне и горожане- платят подати
Духовенство- воспитывает паству
Актуализация
Пётр Великий был искренне верующим человеком; хорошо знал церковную службу и сам любил петь на клиросе
Пётр Великий был искренне верующим человеком; хорошо знал церковную службу и сам любил петь на клиросе. Но к церкви он подходил с рациональной позиции «общей пользы» — в том смысле, что все подданные (и он сам в том числе) должны были трудиться на благо Отечества, которое отождествлялось с государством. Дворяне обязаны были служить, крестьяне и горожане — платить подати, а духовенство — воспитывать паству. Но раз церковь обязана была работать на «общее благо», то она не могла существовать независимо от государства.
Местоблюститель патриаршего
престола Стефан Яворский
Петр и церковь
Епископов и священников царь представлял своего рода чиновниками, а удалившихся от мира монахов считал бездельниками, отлынивающими от служения государству
Епископов и священников царь представлял своего рода чиновниками, а удалившихся от мира монахов считал бездельниками, отлынивающими от служения государству. Раздражало Петра и то, что духовенство осуждало приглашение в Россию иностранцев и введение новшеств — «немецкой» одежды, курения табака и других иноземных обычаев.
Петр и церковь
Духовенство не одобряло проводимых
Духовенство не одобряло проводимых Петром I реформ — многие монахи считали царя антихристом, о чем не боялись говорить вслух и даже раздавали рукописные листовки в городах и деревнях.
Чрезмерный авторитет церкви —Патриарх имел не меньшую чем сам Петр I возможность влиять на обычных людей
Экономическая независимость церкви — многочисленные войны и развитие промышленности требовали все больше финансовых и человеческих ресурсов, часть из которых находилась во владении монастырей и церквей неподотчетных государству.
Патриарх Адриан
Петр и церковь
Причины наступления государства на церковь
Причины наступления государства на церковь
Возможность использования богатых материальных и денежных ресурсов церкви
Патриарх всея Руси в глазах народа был вторым государем
Оппозиционное настроение части духовенства реформам Петра I
Установление абсолютной монархии сопровождалось утратой православной церковью самостоятельности — подчинением духовной власти светской
Церковная реформа В 1700 году после смерти патриарха
Церковная реформа
В 1700 году после смерти патриарха Адриана Петр I запретил проводить выборы нового патриарха
Местоблюстителем патриаршего престола был назначен Стефан Яворский
Управление делами церкви передано Святейшему Синоду
Действия Синода контролировал назначаемый царем гражданский чиновник – обер-прокурор
1701 год- восстановлен Монастырский приказ, чиновники которого взяли под контроль архиерейские и монастырские вотчины.
Церковь содержала школы и богадельни
Монастырский приказ — назначал настоятелей в обители.
Петр и церковь
Патриарх Андриан (копия с парсуны
Патриарх Андриан (копия с парсуны XVII века)
Стефан Яворский – местоблюститель с 1700 г.
1700 год – запрет проводить новые выборы патриарха
1721 год – упразднение патриаршества
Создание Святейшего Синода, контролируемого обер-прокурором, как «ока государева и стряпчего о делах государственных в Синоде»
Петр и церковь
Церковная реформа комплекс мер, проведенный
Церковная реформа комплекс мер, проведенный Петром I в период 1701-1722 годов для снижения влияния церкви, её независимости и усиления контроля над её административными и финансовыми вопросами.
Петр и церковь
Цели и задачи Ликвидация экономической и административной автономии — подробная ревизия имущества, с последующей секуляризацией, внедрение должностей назначаемых государственным аппаратом, а также четкое регламентирование финансов…
Цели и задачи
Ликвидация экономической и административной автономии — подробная ревизия имущества, с последующей секуляризацией, внедрение должностей назначаемых государственным аппаратом, а также четкое регламентирование финансов и обязанностей возлагаемых на церковь.
Снижение численности духовенства — определение необходимого количества церковников и монахов, ограничение «странствующих» священников и запрет на строительство монастырей.
Борьба с нищенством — царь был категорическим противником стихийного нищенства, считал что только «блаженным» и откровенным инвалидам может быть позволено жить на подаяние.
Петр и церковь
Почему Петр стремился полностью подчинить церковь государству?
Почему Петр стремился полностью подчинить церковь государству?
Задание
Основная суть предпринимаемых
Основная суть предпринимаемых Петром I церковных преобразований заключалась в ликвидации автономии и встраивании института церкви в государственный аппарат, со всеми сопутствующими характеристиками — ведение отчетности, ограниченное число персонала и т.д.
Петр и церковь
В 1721 г. Петр I учредил высший орган по управлению церковными делами —
В 1721 г. Петр I учредил высший орган по управлению церковными делами — Святейший Синод. Это было закономерным шагом. После смерти Патриарха Петр оставил эту должность незанятой. Теперь Синод, по существу, стал Духовной коллегией. Ее составляли церковные иерархи, назначавшиеся царем. Церковь была окончательно подчинена государству.
Петр и церковь
Какие изменения в положении церкви произошли при
Какие изменения в положении церкви произошли при Петре?
Задание
2. Упразднение патриаршества.
2. Упразднение патриаршества.
Духовный регламент»- закон, определяющий положение церкви в государстве
1721 год- «Духовный регламент»- закон, определяющий положение церкви в государстве.
Патриаршество упразднялось.
Создавался Священный синод- «духовная коллегия из епископов и др. священнослужителей под надзором светского чина- обер-прокурора Синода.
Монастырский приказ ликвидирован. Начался процесс огосударствления церкви
Упразднение патриаршества
Следил за порядком богослужения и изданием церковных книг;
Следил за порядком богослужения и изданием церковных книг;
Боролся с ересями и расколом;
Ведал церковными школами;
Судил духовенство и мирян по делам, подлежащим церковному праву;
Надзирал за «иностранными исповеданиями»;
Избирал архиереев по указанию императора.
СИНОД
Упразднение патриаршества
Члены Синода получали жалование и приносили присягу
Члены Синода получали жалование и приносили присягу. Перевести всё духовенство на государственное содержание не хватило средств.
Священники:
вели метрические книги (записи о рождении, браках, смертях)
Выявляли в своём приходе беглых.
Доносили о государственных преступлениях(покушение на жизнь и здоровье государя, измена и «бунт»)
Упразднение патриаршества
Указы Сената и Синода 1722 года
Указы Сената и Синода 1722 года
ТРЕБОВАЛИ,
чтобы все прихожане регулярно посещали церковь и исповедовались
Упразднение патриаршества
Пётр подписал манифест об учреждении
25 января 1721 года Пётр подписал манифест об учреждении Духовной Коллегии, получившей вскоре новое наименование Святейшего правительствующего Синода.
11 мая 1722 года было приказано присутствовать в Синоде особому обер-прокурору.
Духовный регламент
Упразднение патриаршества
Главной обязанностью обер-прокурора было вести все сношения
Главной обязанностью обер-прокурора было вести все сношения Синода с гражданской властью и голосовать против решений Синода, когда они не согласовывались с законами и указами Петра.
Обер-прокурор подлежал суду только государя.
Любые решения, принимаемые Синодом, контролировались обер-прокурором, а значит и самим Петром I.
Иван Васильевич Болтин- первый обер-прокурор Синода
Упразднение патриаршества
Прочитайте отрывок из сочинений историков, содержащие оценки церковной реформы
Прочитайте отрывок из сочинений историков, содержащие оценки церковной реформы ПетраI, и ответьте на вопрос и выполните задания
Задание 3 — раб. тетрадь, стр.28-29
3. Феофан Прокопович.
3. Феофан Прокопович.
Ключевой фигурой в деле организации
Ключевой фигурой в деле организации Духовной коллегии был малороссийский богослов, ректор Киево-Могилянской Академии Феофан Прокопович.
1 июня 1718 года он был наречён в псковские епископы, а на следующий день он был посвящён в архиерейский сан в присутствии государя.
Феофан Прокопович
В 1720 г. по его инициативе была открыта типография столичного
В 1720 г. по его инициативе была открыта типография столичного Александро-Невского монастыря; там было напечатано «Первое учение отрокам» — букварь и поучение для детей, по которому в XVIII в. учились в светских и духовных школах. В 1721 г. он учредил при монастыре школу, а ещё одну открыл в собственном доме. Феофан Прокопович возглавил «учёную дружину» — людей, отстаивавших развитие науки и просвещения, поддерживавших преобразования Петра I.
Феофан Прокопович
Александро-Невского монастыря, где напечатано «Первое учение отрокам»- букварь и поучение для детей
1720 год открыта типография столичного Александро-Невского монастыря, где напечатано «Первое учение отрокам»- букварь и поучение для детей
Феофан Прокопович
Духовный регламент, составленный
Духовный регламент, составленный
Феофаном Прокоповичем
Феофан Прокопович
Что было общего в деятельности
Что было общего в деятельности Феофана Прокоповича и епископа Питирима?
Деятельность Феофана Прокоповича и епископа Питирима была направлена на укрепление официального православия, укрепление светской власти над церковью.
Задание
Старообрядцы и другие конфессии
4. Старообрядцы и другие конфессии.
Во время тяжёлой войны со Швецией
Во время тяжёлой войны со Швецией Пётр I проявлял к старообрядцам определённую терпимость.
Старообрядцы и другие конфессии
Что такое старообрядчество? Задание
Что такое старообрядчество?
Задание
В конце XVII — начале XVIII в
В конце XVII — начале XVIII в. старообрядчество распалось на отдельные течения- толки и согласия:
Поповщина- признавали необходимость духовенства, церковной иерархии и всех церковных таинств (основные районы распространения поповщины- Керженец на Волге, Стародубье,Дон,Кубань)
Беспоповщина – отрицали необходимость духовной иерархии и некоторых таинств(радикальные- филипповцы и нетовцы проповедовали самосожжение ради спасения души),в основном селились на севере страны.
Старообрядцы и другие конфессии
Для старообрядцев было введено: двойное налогообложение предписывалось носить особую одежду- зипун со стоячим красным воротником -«козырем»;
Для старообрядцев было введено:
двойное налогообложение
предписывалось носить особую одежду- зипун со стоячим красным воротником -«козырем»;
Запрет занимать выборные и государственные должности.
Старообрядцы и другие конфессии
Манифест 1702 года разрешал иностранцам «свободное отправление богослужения всех других, хотя с нашею церковию несогласных христианских сект»
Манифест 1702 года разрешал иностранцам «свободное отправление богослужения всех других, хотя с нашею церковию несогласных христианских сект»
ПРОТЕСТАНТЫ- строили кирхи и приглашали пасторов.
В 1706 году построен первый каменный католический храм Петра и Павла в Москве, в 1710 году -костёл в Петербурге. Разрешены браки православных с «иноверными» , но с принятием обязательств со стороны «иноверных»: русских жен «в веру своего исповедания не переводить», а родившихся детей в браке крестить в православие.
МУСУЛЬМАНЕ — запрет владеть православными крестьянами, но сохранялось право на земли, угодья и постройки (Указ Петра 1 от 1715 года).
ЛЮТЕРАНЕ — (дворяне и горожане Лифляндии и Эстландии)- сохранение вероисповедания, церковного устройства и школ.
Старообрядцы и другие конфессии
Дайте собственное определение понятию «конфессия»
Дайте собственное определение понятию «конфессия».
Конфе́ссия — особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания.
Задание
Покажите на карте районы, где было особенно много поселений старообрядцев
Покажите на карте районы, где было особенно много поселений старообрядцев.
Основные районы распространения поповщины – Керженец на Волге, Стародубье, Дон, Кубань. Беспоповцы в основном селились на севере страны.
Задание-работа с картой
В каких правах были ограничены старообрядцы, представители неправославных конфессий?
В каких правах были ограничены старообрядцы, представители неправославных конфессий?
Задание
Итоги и результаты реформы Церкви
Итоги и результаты реформы Церкви
Фактически ликвидирована должность Патриарха
Церковь начала терять финансовую и административную автономию
Снижено количество монахов и монастырей
Увеличено число налогов
Производятся рекрутские наборы из церковных крестьян
Петр проводил политику веротерпимости, облегчив существование старообрядцев и разрешив свободно исповедовать свою веру иностранцам.
Прочитайте отрывок из сочинений историков, содержащие оценки церковной реформы
Прочитайте отрывок из сочинений историков, содержащие оценки церковной реформы Петра I, и ответьте на вопрос и выполните задания
Задание 3 — раб. тетрадь, стр.28-29
Значение реформы Административное значение реформы церковного управления в общем ключе политики
Значение реформы
Административное значение реформы церковного управления в общем ключе политики Петра I — централизация власти в руках монарха, становление церкви на службу царя (а после — императора) и государства.
Экономическое значение — оптимизация человеческих и финансовых ресурсов, повышение эффективности налогообложения и использования имущества ранее полностью подконтрольного церкви
Сословное значение — снижение влиятельности сословия духовенства.
Составьте схему церковной иерархии в
Составьте схему церковной иерархии в России при Петре I
Задание 2 — раб. тетрадь, стр.28
Петр 1 стремился поставить религию и церковь на службу государству для решения задач образования и воспитания послушных подданных, призрения неимущих
Петр 1 стремился поставить религию и церковь на службу государству для решения задач образования и воспитания послушных подданных, призрения неимущих. Упразднив патриаршество, Петр сделал руководство церкви частью административно-бюрократической системы(император стал главой Русской православной церкви), но свои вотчины епископы и крупные монастыри сохранили. В тоже время модернизация страны и расширение её территорий способствовали более терпимому отношению к другим религиям; «иноверцы» получили право исповедовать свою веру и строить храмы.
Вывод
Синод — в России в 1721—1917 гг
Синод — в России в 1721—1917 гг. — один из высших государственных органов. Занимался вопросами духовной жизни и церковного управления после отмены патриаршества.
Запоминаем новые слова
Прочитайте отрывки из сочинений историков, содержащие оценки церковной реформы Петра I,
Прочитайте отрывки из сочинений историков, содержащие оценки церковной реформы Петра I, и ответьте на вопрос и сделайте задания.
1. Со времён Петровых свалилось духовенство в России. Первосвятители наши теснее только были угодниками царей и на кафедрах языком библейским произносили им слова хвалебные. Для хвал мы имеем поэтов и придворных главная повинность духовенства есть учить люд добродетели, а чтоб сии наставления были тем действительнее, необходимо уважать оное. Если государь председательствует там, где заседают основные сановники церкви, если он судит их либо вознаграждает мирскими почестями и выгодами, то церковь покоряется мирской власти и утрачивает свой нрав священный; старанье к ней слабеет, а с ним и вера, а с ослаблением веры государь лишается метода обладать сердцами народа в случаях чрезвычайных. (Н. М. Карамзин)
2. Упразднение Патриаршества и установление Синода было делом не только нужным в данную минутку, но и положительно полезным для будущего России. Это замена, нужно обусловленная нашей прошедшей историей, была полезна для будущей: добрые и отважные офицеры, которым было вверено управление нашими церковными делами, дозволили новейшей Рф безмятежно пройти школу евро образования. (С.М.Соловьёв)
В чём состоит различие в отношении историков к церковной реформе Петра I?
Выпишите положения, с помощью которых историки пробуют доказать свою правоту. Устно растолкуйте, как вы понимаете эти положения.
Н. М. Карамзин nbsp;
СМ. Соловьёв
Источник
Некоторые аспекты влияния церковной реформы Петра I на жизнь российского православия
Отношение исследователей к церковной реформе, проведенной Петром I, не одинаково. Данная тема вызывает разногласия среди ученых. В попытке дать свою оценку этим неоднозначным преобразованиям автор раскрывает суть реформы, а также анализирует ее влияние на Православную Церковь в России и на религиозные настроения людей того времени.
Введение
Мнения о том, какое влияние оказалацерковная реформа императора Петра I на жизнь Русской Православной Церкви, также существуют самые разные. Некоторые церковные деятели и исследователи отмечали положительную ее сторону, указывали на то, что она является движением в сторону церковной соборности. Первым об этом говорил сам идеолог реформы епископ Феофан (Прокопович). Другая же точка зрения заключается в том, что реформа имела исключительно разрушительный для российского православия характер, была направлена на подчинение Церкви государству в России, при этом за основу брались образцы протестантских государств, в частности Англии, где король является и руководителем Церкви.
Изучению церковной реформы императора Петра I посвящена обширная историография; рассмотреть всю ее в рамках статьи не представляется возможным. В этой связи при ее написании использовались лишь некоторые из работ, авторы которых придерживались разных взглядов на проблему. Резко отрицательную оценку дает архиепископ Серафим (Соболев)[7], солидарен с ней и митрополит Иоанн (Снычев)[4], более взвешенные работы протоиерея Владислава Цыпина, И.К.Смолича, Н. Тальберга и даже написанная в условиях атеистической советской России книга Н.М. Никольского не содержат однозначных оценок[10; 8; 9; 5]. Определенный интерес представляет посвященное самодержавию исследование А. Боханова[3], краткая история России, написанная С. Г. Пушкаревым[6].
Из исторических источников, авторство которых принадлежит современникам императора Петра, были использованы два: «Слово на погребение Петра Великого» епископа Феофана (Прокоповича) и записи А.К. Нартова.
1. Разные взгляды на церковную реформу Петра I
Как писал И.К. Смолич, рассматривая оценки, которые давались петровской реформе в церковной жизни, «Феофан неоднократно подчеркивает, что Синод есть «соборное правительство» и, следовательно, больше, чем просто орган коллегиального управления. Уже в манифесте это выражение намеренно употреблено, чтобы вызвать у читающего ассоциации с церковными Соборами. В официальном учебнике русской церковной истории 1837 г. Святейший Синод прямо именуется «непрерывным Поместным Собором». В «Истории Русской Церкви» Филарета Гумилевского говорится: «Святейший Синод по составу своему то же, что законный церковный Собор». Уже в 1815 г. Филарет Дроздов, впоследствии митрополит, предпринял попытку представить Святейший Синод как олицетворение соборного принципа древней Церкви. В его сочинении «Разговоры между испытующим и уверенным о православии Восточной кафолической Церкви» сомневающемуся дается разъяснение, что каждый раз, когда в какой Церкви умирал патриарх, собирался в ней Собор, а по-гречески Синод, который и занимал место патриарха». Этот Собор обладал такой же властью, как патриарх. Когда Русская Церковь получила в качестве высшей инстанции своего управления Святейший Синод, она «ближе подошла к древнему образу священноначалия» [8; 97].
Однозначно отрицательные оценки деятельности первого Российского императора в церковном вопросе дают архиепископ Серафим (Соболев) и митрополит Иоанн (Снычев). По мнению архиепископа Серафима (Соболева), «вред от противоцерковных реформ Петра I не исчерпывался только тем, что протестантизм еще при нем стал сильно распространяться чрез умножение сект в русском обществе. Главное зло здесь заключалось в том, что Петр привил русскому народу протестантизм, имевший в себе самом великий соблазн и привлекательность, в силу чего он стал жить в России и после Петра. Протестантизм привлекателен тем, что, по-видимому, возвышает человеческую личность, так как дает перевес его разуму и свободе над авторитетом веры и обольщает независимостью и прогрессивностью своих начал. Но и этим не исчерпывается зло, которое причинил Петр России. Русская Церковь могла бы с успехом бороться с отступлением от православной веры русских людей на почве протестантизма посредством школьного просвещения. Но Петр отнял у Церкви имущество. В силу этого просвещение русского народа не было в ведении Церкви, распространялось не на исконных исторических началах нашей православной веры, но с XIX столетия даже внедряло отрицательное отношение к вере и потому в себе таило гибель России» [7; 19].
2. Сущность церковной реформы императора Петра I
Идею реформы церковного управления в России первый Российский император, по всей видимости, привез из Европы. «О широком интересе Петра к церковной жизни Англии не только в ее официальной, но и в ее сектантской частях, сохранилось достаточно много свидетельств. Он беседовал с сами Кентерберийским и с другими англиканскими епископами все о церковных делах. Архиепископы Кентерберийский и Йоркский назначили для Петра специальных богословов-консультантов. К ним присоединился и Оксфордский университет, назначивший консультанта со своей стороны. Вильгельм Оранский, получивший английскую корону, но воспитанный в левопротестантской духе, ссылаясь на пример родной ему Голландии и самой Англии, советовал Петру сделаться самому «главой религии», чтобы располагать полнотой монархической власти. Беседуя за границей о церковных вопросах Петр все же соблюдал большую осторожность, указывая собеседникам, что ими ведает в России высшая церковная власть. Общий вопрос о коллегиальном управлении интересовал его»[9; 548].
Как писал С.В. Пушкарев, «со своим утилитарно-практическим подходом ко всем жизненным вопросам и со своим стремлением тащить всех своих подданных на работу и на службу государству Петр не сочувственно и даже неприязненно относился к монашеству, тем более что в столь нелюбимых им «бородачах» он видел или чувствовал явную или скрытую оппозицию своим реформам. С 1700 года и до конца своего правления Петр систематически предпринимал ряд мер для того, чтобы ограничить и обезвредить монашество. В 1701 году управление монастырскими и епископскими вотчинами было изъято из рук духовных властей и передано в руки светских чиновников Монастырского приказа. На содержание же монахов и монахинь была положена ежегодная «дача» деньгами и хлебом. Велено было переписать монастыри и в них всех монахов и монахинь, и впредь никого в монахи вновь не постригать без царского указа; мужчин моложе 30 лет было вовсе запрещено постригать в монахи, а на «убылые места» велено было постригать в монахи преимущественно отставных солдат, старых и нетрудоспособных. Доходы с монастырских имений должны были употребляться на нужды благотворительности»[6; 257-258].
Согласно воспоминаниям А.К. Нартова, «Его императорское величество, присутствуя в собрании с архиереями, приметив некоторых усильное желание к избранию патриарха, о чем неоднократно от духовенства предлагаемо было, вынув одною рукою из кармана к такому случаю приготовленный Духовный Регламент и отдав, сказал им грозно: «Вы просите патриарха, вот вам духовный патриарх, а противомыслящим сему (выдернув другою рукою из ножен кортик и ударяя оным по столу) вот булатный патриарх!» Потом встав, пошел вон. После сего оставлено было прошение об избрании патриарха и учрежден святейший Синод.
«Феофан был одним из немногих современников Петра, знавших что и каким образом хотел сделать царь. Надо отдать должное тонкому чутью Феофана: он понимал Петра с полуслова, в известном смысле он даже забегал вперед, создавая таким образом у Петра впечатление, что перед ним человек, на которого можно положиться. Все это послужило причиной того, что Феофан получил задание разработать план реорганизации церковного управления» [8; 87].
Другой видный церковный деятель петровской эпохи, митрополит Стефан (Яворский), также не был однозначной личностью.
Ставший первым президентом Синода «митрополит Стефан практически не оказывал никакого влияния на ход синодальных дел, где всем распоряжался любимец императора Феофан. В 1722 г. Митрополит Стефан скончался. После его смерти должность президента была упразднена. Формально церковную иерархию возглавил первый вице-президент архиепископ Новгородский Феодосий, но, пока был жив император Петр, самым влиятельным в Синоде оставался архиепископ Феофан» [10; 27].
Как писал Н.М. Никольский, «Организация синода, как вскоре была наименована духовная коллегия, передает управление церковью всецело в руки государства. Имея широкий простор для выбора членов синода, императорская власть не представляет такого же простора синоду в замещении свободных кафедр. Синод только «свидетельствует» перед императором кандидатов, т.е. указывает их, но императорская власть вовсе не принимает на себя обязательства назначать именно тех лиц, которых указывает синод. Правда, синод сейчас же после учреждения добился упразднения Монастырского приказа и получил все те функции, которые ранее принадлежали последнему; но зато правительство приняло сейчас же меры, чтобы административно-хозяйственное управление синода стояло под строгим оком государства. Контроль был вверен обер-прокурору синода, светскому чиновнику, названному в официальной инструкции 1722 г. «оком государя и стряпчим по делам государственным». Он, подобно обер-прокурору сената, обязан был «смотреть накрепко, дабы синод свою должность хранил и во всех делах. истинно, ревностно и порядочно без потеряния времени по регламентам и указам отправлял», «также должен накрепко смотреть, дабы синод в своем звании праведно и нелицемерно поступал». В случае упущений или нарушений указов и регламентов обер-прокурор должен был предлагать синоду, «дабы исправили»; «а ежели не послушают, то должен в тот час протестовать и иное дело остановить, и немедленно нам (императору) донесть, если весьма нужное». Через обер-прокурора синод получал также все правительственные указы и распоряжения»[5; 194-195].
Как писал протоиерей Владислав Цыпин, «в отличие от Синода при Восточных патриархах, наш Синод не восполнял патриаршую власть, а заменял ее. Равным образом он заменял и Поместный Собор как высший орган церковной власти. Упразднение первосвятительского престола, равно как и исчезновение более чем на 200 лет Поместных Соборов из жизни Русской Церкви, явилось грубым нарушением 34-го апостольского правила, согласно которому «епископам всякого народа подобает знати первого в них, и признавати его яко главу, и ничего превышающего их власть не творити без его рассуждения. Но и первый ничего не творит без рассуждения всех». Первенствующий член Синода, первое время со званием президента, ничем не отличаясь по своим правам от других его членов, лишь символически представлял первого епископа, первоиерарха, без разрешения которого в Церкви не должно твориться ничего такого, что превышало бы власть отдельных епископов. Не был Синод, состоящий всего лишь из нескольких архиереев и пресвитеров, и полноценной заменой Поместного Собора.
Еще одним печальным последствием реформы явилось подчинение церковного правительства светской верховной власти. Для членов Синода была составлена присяга: «Исповедую же с клятвою крайнего судию Духовной сей коллегии быти самого всероссийского монарха государя нашего всемилостивейшего». Эта присяга, противная каноническим началам Церкви, просуществовала до 1901 г., почти 200 лет. В «Духовном регламенте» недвусмысленно провозглашалось, что «Коллегиум правительственное под державным монархом есть и от монарха установлено». Монарх же с помощью соблазнительной игры слов вместо традиционного наименования его «помазанником» именовался в «Регламенте» «христом Господним»» [10; 24].
«Синод представлял собой высшую административную и судебную инстанцию Русской Церкви. Ему принадлежало право открытия новых кафедр, избрания иерархов и поставления их на вдовствующие кафедры. Он осуществлял верховное наблюдение за исполнением церковных законов всеми членами Церкви и за духовным просвещением народа. Синоду принадлежало право устанавливать новые праздники и обряды, канонизировать святых угодников. Синод издавал Священное Писание и богослужебные книги, а также подвергал верховной цензуре сочинения богословского, церковно-исторического и канонического суждения. Он имел право ходатайствовать перед высочайшей властью о нуждах Российской Православной Церкви. Как высшая церковная судебная власть, Синод являлся судом первой инстанции по обвинению епископов в антиканонических деяниях; он также представлял собой и аппеляционную инстанцию по делам, решавшимся в епархиальных судах. Синоду принадлежало право выносить окончательные решения по большей части бракоразводных дел, а также по делам о снятии сана с духовных лиц и об анафематствовании мирян. Наконец, Синод служил органом канонического общения Русской Церкви с автокефальными Православными Церквами, со Вселенским православием. В домовой церкви первенствующего члена Синода за богослужением возносились имена Восточных патриархов [10; 25].
По вопросу сношений с сенатом, Синод, в запросе императору написал, что «духовная коллегия имеет честь, силу и власть патриаршескую или едва ли не большую, понеже собор»; но Петр в 1722 году, отправляясь в персидский поход официально подчинил Синод сенату»[5; 196].
По оценке протоиерея Владислава Цыпина, «учреждением Святейшего Синода открывалась новая эпоха в истории Русской Церкви. В результате реформы Церковь утратила былую независимость от светской власти. Грубым нарушением 34-го правила святых апостолов явилось упразднение первосвятительского сана, замена его «безглавым» Синодом. В петровской реформе коренятся причины многих недугов, омрачавших церковную жизнь двух прошедших столетий. Несомненна каноническая дефективность учрежденной при Петре системы управления. Реформа смутила церковную совесть иерархии, клира, народа. Тем не менее она была принята и законопослушным духовенством, и верующим народом. А значит, несмотря на ее каноническую ущербность, в ней не было усмотрено ничего такого, что извращало бы строй церковной жизни настолько, чтобы Русская Церковь выпала из кафолического единства Вселенского православия» [10; 27].
3. Влияние реформы на церковную жизнь в России
Как писал А. Боханов, «Петр не был провозвестником секулярных настроений в России; они практически существовали всегда. Но он стал первым царем, рассматривавшим «цареву службу» вне рамок «Божьего дела». В этом новом выражении государственной идеократической установки и проступала главная линия исторического разделения между Россией «до» и Россией «после» Петра. Новое «самочувствование власти» плохо, можно даже сказать, вообще не коррелировалось с традиционным государственным «самочувствованием» народной среды, что неизбежно вело, по словам Флоровского, к «поляризации душевного бытия России».
Христианский «модернизм» Петра не мог не отразиться и на внешних проявлениях священнического царского служения. В этой области он одновременно и учреждал нечто принципиально новое, и модифицировал устоявшиеся приемы. Когда в 1721 г. монарх принял титул императора, никакого церковного интронизационного ритуала в этом случае не последовало. Монарх как бы оставался раз и навсегда «поставленным царем», принявшим лишь новое обозначение. Церковный же обряд венчания на царство претерпел изменения, что и сказалось при короновании супруги императора Екатерины (1684-1727) в мае 1724 г. Главное новшество состояло в том, что отныне монарх начинал играть ключевую роль в церемонии. Если раньше корону на голову коронующемуся возлагал митрополит или патриарх, то теперь эта функция перешла к царю» [3; 245].
По несколько упрощенной оценке архиепископа Серафима (Соболева), «в итоге противоцерковных реформ Петра в жизни русских людей получилось охлаждение к православной вере и всем внешним формам ее проявления. Умножились вольнодумцы, осуждавшие по началам протестантским обрядность. Еще современное Петру русское образованное общество, проникаясь европейскими протестантскими взглядами, начало стыдиться своей прежней детской и простодушной религиозности и старалось скрыть ее, тем более что она открыто с высоты престола и начальственными лицами подвергалась резкому осуждению» [7; 18-19].
В то же время «чтобы содействовать делу духовного образования, Петр I издал указ, по которому дети духовенства, не обучавшиеся в школах, не допускались к церковным должностям. Без аттестатов «поповичей» запрещено было принимать и в чины «гражданской службы», кроме «солдатского чина». Пока число регулярных духовных училищ было невелико, в качестве временной меры при архиерейских домах и больших монастырях было велено устраивать начальные «цифирные» школы, куда принимались дети из всех сословий, а все дети духовных лиц обязаны были проходить эти школы под угрозой принудительной солдатчины. «Духовный регламент» провозгласил обязательность обучения для детей священнослужителей и причетников. Необученные недоросли подлежали исключению из духовного сословия» [10; 35].
Самым великим творением русской духовной литературы петровской эпохи явились «четьи Минеи» святителя Димитрия, митрополита Ростовского [10; 38].
«О церковной реформе Петра высказывались разноречивые суждения. Самая глубокая оценка ее принадлежит митрополиту Московскому Филарету. По его словам, «Духовную коллегию, которую у протестанта перенял Петр. Провидение Божие и церковный дух обратили в Святейший Синод»» [10; 28].
Заключение
Разные взгляды на проведенную императором Петром I церковную реформу показывают ее сложность и неоднозначность. Собственные взгляды авторов, ее изучавших, оказывают решающее влияние на те выводы, которые они делают.
Реформа оказала большое влияние на церковную жизнь в России. Рационализаторский взгляд на происходившие в ней процессы, непонимание ее сути приводили ко многим печальным последствиям, среди которых можно назвать попытки решать духовные вопросы полицейскими мерами, отход от православия многих представителей образованной части российского общества. В то же время были сделаны серьезные шаги по развитию церковного образования, миссионерства; в то же время реформа стала началом Синодального периода, последствия и итоги которого в целом сложно оценить положительно.
Список использованных источников и литературы
3. Боханов А. Самодержавие. М., 2002.
4. Иоанн (Снычев), митр. Русская симфония. СПб., 2002.
5. Никольский Н. М. История Русской Церкви. М., 1988.
6. Пушкарев С.Г. Обзор Русской истории. Ставрополь, 1993.
7. Серафим (Соболев), архиеп. Русская идеология. СПб., 1992.
8. Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700-1917. М., 1996.
9. Тальберг Н. История Русской Церкви. М., 1997.
Источник
Ответ:
Церковная реформа Петра Первого заключалась во внесении кардинальных изменений в управление русской Православной церковью.
Такая потребность появилась из-за того, что патриархи имели слишком много власти и земель, что мешало активному развитию и переменам петровской эпохи.
Мнение первых историков заключается в том, что, получив управление над церковью, царь принизил её священную сущность.
Основной упор они делают на то. что духовные чины, вместо того, чтобы учить духовности простых людей, занимаются воспеванием царского величия.
По их мнению, авторитет церкви был сильно подорван в глазах населения, что вызвало упадок религиозности в обществе. Получая материальные блага за свою работу, священники теряют свою духовную силу, и это ведет к ослаблению влияния не только церкви, но и самого царя.
Они мотивируют это тем, что царь, в случае чрезвычайной ситуации, не сможет контролировать и владеть народом, потому что потеряет доступ к их сердцам.
Мнение второй группы историков полностью противоположно. Они считают, что управление церковью было необходимо для того, чтобы новые знания, полученные от европейских стран, смогли с большей легкостью укорениться в сознании людей.
Церковь обладала слишком большим авторитетом, в то же время являясь достаточно консервативным органом. Поэтому требовалось ослабить влияние Православия для лучшего усвоения народом новых правил.
Источник
В чем состоит различие в отношении историков к церковной реформе Петра 1?
В чем состоит различие в отношении историков к церковной реформе Петра 1?
В большинстве обзорных трудов петровский период рассматривается как начало новой эпохи в истории России.
Однако глубокое несогласие царит среди историков, пытающихся ответить на вопрос, в какой степени эпоха реформ означала кардинальный разрыв с прошлым, отличалась ли новая Россия от старой качественно.
Соловьев интерпретирует петровский период как эру ожесточенной борьбы между двумя диаметрально противоположными принципами государственного управления и характеризует реформы как радикальное преобразование, страшную революцию, рассекшую историю России надвое и означавшую переход из одной эпохи в истории народа в другую.
Среди ученых, отстаивающих «эволюционную» концепцию, особенно выделяются В.
Ф. Платонов, настойчиво проводившие мысль о наличии преемственности между реформами Петра и предшествующим столетием.
Соловьева реформы представлены в виде строго последовательного ряда звеньев, составляющих всесторонне продуманную и предварительно спланированную программу преобразований, имеющую в своей основе жесткую систему четко сформулированных целевых установок.
Н. Милюкова реформы выступают в виде непрерывной цепи просчетов и ошибок.
Преобразовательная деятельность Петра обнаруживает, по его мнению, поразительное отсутствие перспективной оценки ситуации, систематичности, продуманного плана, следствием чего и явилась взаимная противоречивость многих реформ.
По вопросу планомерности реформ советские историки не выработали единую позицию.
Но, как правило, они предполагали иной, более глубокий, чем интенсификация и повышение эффективности военных действий, смысл преобразований.
Часть историков считает, что незаурядная личность Петра наложила отпечаток на всю политическую деятельность правительства и в положительном, и в отрицательном смысле.
Однако подобная оценка лишь изредка находит подтверждение в серьезных исследованиях, касающихся степени и характера
влияния Петра на процесс преобразований.
Милюков первым открыл и вызывающе усомнился в величии Петра.
Он утверждает, что сфера влияния Петра была весьма ограниченной ; реформы разрабатывались коллективно, а конечные цели преобразований осознавались царем лишь частично, да и то опосредованно ближайшим окружением.
Согласно общепринятому мнению, царь использовал большую часть своего времени и энергии именно на то, чтобы изменить отношения России и окружающего мира ; кроме того, многие историки документально, на основе внешнеполитических материалов подтвердили активную и ведущую роль Петра в этой области государственной деятельности.
Создается впечатление полного единомыслия среди историков по поводу того, что административные реформы Петра по сравнению с прежней системой управления были шагом вперед.
Исследователи едины во мнении, считая петровскую эпоху весьма значительной в истории промышленности России потому, что в первой четверти XVIII в.
Благодаря политике протекционизма и субсидиям государства были основаны многие новые предприятия.
Социальные реформы Петра всегда привлекали пристальное внимание историков.
Многие полагают, что в своем стремлении добиться максимальной отдачи от своих подданных по отношению к государству Петр предпочитал, строить новое на фундаменте сословной структуры, увеличивая тяготы отдельных сословий.
Источник
Слайд 1
«Духовенство
«не есть иное государство»,
и должно, «наравне с другими сословиями»,
подчиняться
общим государственным законам»
Петр Великий
Слайд 2Тема урока:
«Церковная реформа. Положение традиционных конфессий»
История России , 8 класс
Слайд 3Домашнее задание:
Параграф 8
Вопросы и задания на стр. 56
Рабочая тетрадь №4
Рубрика «Думаем, сравниваем, размышляем». (стр.57 ).
Задание № 2,3
Слайд 4План:
Пётр I и церковь.
Упразднение патриаршества.
Феофан Прокопович.
Старообрядцы и другие конфессии.
Слайд 5Проблемный вопрос ! (стр.53)
С помощью каких мер Пётр I
стремился поставить церковь на службу государству? Удалось ли ему это?
Слайд 7
К церкви Петр 1 подходил с рациональной позиции «общей
пользы»- трудиться на благо Отечества, которое отождествлялось с государством.
Дворяне- служат
Крестьяне и горожане- платят подати
Духовенство- воспитывает паству
Актуализация
Слайд 8Пётр Великий был искренне верующим человеком; хорошо знал церковную службу и
сам любил петь на клиросе. Но к церкви он подходил с рациональной позиции «общей пользы» — в том смысле, что все подданные (и он сам в том числе) должны были трудиться на благо Отечества, которое отождествлялось с государством. Дворяне обязаны были служить, крестьяне и горожане — платить подати, а духовенство — воспитывать паству. Но раз церковь обязана была работать на «общее благо», то она не могла существовать независимо от государства.
Местоблюститель патриаршего
престола Стефан Яворский
Петр и церковь
Слайд 9Епископов и священников царь представлял своего рода чиновниками, а удалившихся от
мира монахов считал бездельниками, отлынивающими от служения государству. Раздражало Петра и то, что духовенство осуждало приглашение в Россию иностранцев и введение новшеств — «немецкой» одежды, курения табака и других иноземных обычаев.
Петр и церковь
Слайд 10Духовенство не одобряло проводимых Петром I реформ — многие монахи считали царя
антихристом, о чем не боялись говорить вслух и даже раздавали рукописные листовки в городах и деревнях.
Чрезмерный авторитет церкви -Патриарх имел не меньшую чем сам Петр I возможность влиять на обычных людей
Экономическая независимость церкви — многочисленные войны и развитие промышленности требовали все больше финансовых и человеческих ресурсов, часть из которых находилась во владении монастырей и церквей неподотчетных государству.
Патриарх Адриан
Петр и церковь
Слайд 11
Причины наступления государства на церковь
Возможность использования богатых материальных и денежных ресурсов
церкви
Патриарх всея Руси в глазах народа был вторым государем
Оппозиционное настроение части духовенства реформам Петра I
Установление абсолютной монархии сопровождалось утратой православной церковью самостоятельности — подчинением духовной власти светской
Слайд 12Церковная реформа
В 1700 году после смерти патриарха Адриана Петр I
запретил проводить выборы нового патриарха
Местоблюстителем патриаршего престола был назначен Стефан Яворский
Управление делами церкви передано Святейшему Синоду
Действия Синода контролировал назначаемый царем гражданский чиновник – обер-прокурор
1701 год- восстановлен Монастырский приказ, чиновники которого взяли под контроль архиерейские и монастырские вотчины.
Церковь содержала школы и богадельни
Монастырский приказ — назначал настоятелей в обители.
Петр и церковь
Слайд 13Патриарх Андриан (копия с парсуны XVII века)
Стефан Яворский – местоблюститель с
1700 г.
1700 год – запрет проводить новые выборы патриарха
1721 год – упразднение патриаршества
Создание Святейшего Синода, контролируемого обер-прокурором, как «ока государева и стряпчего о делах государственных в Синоде»
Петр и церковь
Слайд 14Какие задачи внутренней жизни страны ПетрI хотел решить с помощью церкви?
Задание
1 — раб. тетрадь, стр.27
Слайд 15Церковная реформа комплекс мер, проведенный Петром I в период 1701-1722 годов
для снижения влияния церкви, её независимости и усиления контроля над её административными и финансовыми вопросами.
Петр и церковь
Слайд 16
Цели и задачи
Ликвидация экономической и административной автономии — подробная ревизия имущества, с
последующей секуляризацией, внедрение должностей назначаемых государственным аппаратом, а также четкое регламентирование финансов и обязанностей возлагаемых на церковь.
Снижение численности духовенства — определение необходимого количества церковников и монахов, ограничение «странствующих» священников и запрет на строительство монастырей.
Борьба с нищенством — царь был категорическим противником стихийного нищенства, считал что только «блаженным» и откровенным инвалидам может быть позволено жить на подаяние.
Петр и церковь
Слайд 17Почему Петр стремился полностью подчинить церковь государству?
Задание
Слайд 18Основная суть предпринимаемых Петром I церковных преобразований заключалась в ликвидации автономии и встраивании
института церкви в государственный аппарат, со всеми сопутствующими характеристиками — ведение отчетности, ограниченное число персонала и т.д.
Петр и церковь
Слайд 19В 1721 г. Петр I учредил высший орган по управлению церковными
делами — Святейший Синод. Это было закономерным шагом. После смерти Патриарха Петр оставил эту должность незанятой. Теперь Синод, по существу, стал Духовной коллегией. Ее составляли церковные иерархи, назначавшиеся царем. Церковь была окончательно подчинена государству.
Петр и церковь
Слайд 20Какие изменения в положении церкви произошли при Петре?
Задание
Слайд 22 1721 год- «Духовный регламент»- закон, определяющий положение церкви в
государстве.
Патриаршество упразднялось.
Создавался Священный синод- «духовная коллегия из епископов и др. священнослужителей под надзором светского чина- обер-прокурора Синода.
Монастырский приказ ликвидирован. Начался процесс огосударствления церкви
Упразднение патриаршества
Слайд 23Следил за порядком богослужения и изданием церковных книг;
Боролся с ересями и
расколом;
Ведал церковными школами;
Судил духовенство и мирян по делам, подлежащим церковному праву;
Надзирал за «иностранными исповеданиями»;
Избирал архиереев по указанию императора.
СИНОД
Упразднение патриаршества
Слайд 24 Члены Синода получали жалование и приносили присягу. Перевести всё
духовенство на государственное содержание не хватило средств.
Священники:
вели метрические книги (записи о рождении, браках, смертях)
Выявляли в своём приходе беглых.
Доносили о государственных преступлениях(покушение на жизнь и здоровье государя, измена и «бунт»)
Упразднение патриаршества
Слайд 25Указы Сената и Синода 1722 года
ТРЕБОВАЛИ,
чтобы все прихожане регулярно посещали церковь
и исповедовались
Упразднение патриаршества
Слайд 2625 января 1721 года Пётр подписал манифест об учреждении Духовной Коллегии, получившей
вскоре новое наименование Святейшего правительствующего Синода.
11 мая 1722 года было приказано присутствовать в Синоде особому обер-прокурору.
Духовный регламент
Упразднение патриаршества
Слайд 27Главной обязанностью обер-прокурора было вести все сношения Синода с гражданской властью
и голосовать против решений Синода, когда они не согласовывались с законами и указами Петра.
Обер-прокурор подлежал суду только государя.
Любые решения, принимаемые Синодом, контролировались обер-прокурором, а значит и самим Петром I.
Иван Васильевич Болтин- первый обер-прокурор Синода
Упразднение патриаршества
Слайд 28Прочитайте отрывок из сочинений историков, содержащие оценки церковной реформы ПетраI, и
ответьте на вопрос и выполните задания
Задание 3 — раб. тетрадь, стр.28-29
Слайд 30Ключевой фигурой в деле организации Духовной коллегии был малороссийский богослов, ректор
Киево-Могилянской Академии Феофан Прокопович.
1 июня 1718 года он был наречён в псковские епископы, а на следующий день он был посвящён в архиерейский сан в присутствии государя.
Феофан Прокопович
Слайд 31В 1720 г. по его инициативе была открыта типография столичного Александро-Невского
монастыря; там было напечатано «Первое учение отрокам» — букварь и поучение для детей, по которому в XVIII в. учились в светских и духовных школах. В 1721 г. он учредил при монастыре школу, а ещё одну открыл в собственном доме. Феофан Прокопович возглавил «учёную дружину» — людей, отстаивавших развитие науки и просвещения, поддерживавших преобразования Петра I.
Феофан Прокопович
Слайд 321720 год открыта типография столичного
Александро-Невского монастыря, где напечатано
«Первое учение
отрокам»- букварь и поучение для детей
Феофан Прокопович
Слайд 33Духовный регламент, составленный
Феофаном Прокоповичем
Феофан Прокопович
Слайд 34Что было общего в деятельности Феофана Прокоповича и епископа Питирима?
Деятельность Феофана
Прокоповича и епископа Питирима была направлена на укрепление официального православия, укрепление светской власти над церковью.
Задание
Слайд 354. Старообрядцы и другие конфессии.
Слайд 36Во время тяжёлой войны со Швецией Пётр I проявлял к старообрядцам
определённую терпимость.
Старообрядцы и другие конфессии
Слайд 37Что такое старообрядчество?
Задание
Слайд 38В конце XVII — начале XVIII в. старообрядчество распалось на отдельные
течения- толки и согласия:
Поповщина- признавали необходимость духовенства, церковной иерархии и всех церковных таинств (основные районы распространения поповщины- Керженец на Волге, Стародубье,Дон,Кубань)
Беспоповщина – отрицали необходимость духовной иерархии и некоторых таинств(радикальные- филипповцы и нетовцы проповедовали самосожжение ради спасения души),в основном селились на севере страны.
Старообрядцы и другие конфессии
Слайд 39Для старообрядцев было введено:
двойное налогообложение
предписывалось носить особую одежду- зипун со стоячим
красным воротником -«козырем»;
Запрет занимать выборные и государственные должности.
Старообрядцы и другие конфессии
Слайд 40Манифест 1702 года разрешал иностранцам «свободное отправление богослужения всех других, хотя
с нашею церковию несогласных христианских сект»
ПРОТЕСТАНТЫ- строили кирхи и приглашали пасторов.
В 1706 году построен первый каменный католический храм Петра и Павла в Москве, в 1710 году -костёл в Петербурге. Разрешены браки православных с «иноверными» , но с принятием обязательств со стороны «иноверных»: русских жен «в веру своего исповедания не переводить», а родившихся детей в браке крестить в православие.
МУСУЛЬМАНЕ — запрет владеть православными крестьянами, но сохранялось право на земли, угодья и постройки (Указ Петра 1 от 1715 года).
ЛЮТЕРАНЕ — (дворяне и горожане Лифляндии и Эстландии)- сохранение вероисповедания, церковного устройства и школ.
Старообрядцы и другие конфессии
Слайд 41Дайте собственное определение понятию «конфессия».
Конфе́ссия — особенность вероисповедания в пределах определённого
религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания.
Задание
Слайд 42Покажите на карте районы, где было особенно много поселений старообрядцев.
Основные районы
распространения поповщины – Керженец на Волге, Стародубье, Дон, Кубань. Беспоповцы в основном селились на севере страны.
Задание-работа с картой
Слайд 43В каких правах были ограничены старообрядцы, представители неправославных конфессий?
Задание
Слайд 44
Итоги и результаты реформы Церкви
Фактически ликвидирована должность Патриарха
Церковь начала терять финансовую
и административную автономию
Снижено количество монахов и монастырей
Увеличено число налогов
Производятся рекрутские наборы из церковных крестьян
Петр проводил политику веротерпимости, облегчив существование старообрядцев и разрешив свободно исповедовать свою веру иностранцам.
Слайд 45Прочитайте отрывок из сочинений историков, содержащие оценки церковной реформы Петра I,
и ответьте на вопрос и выполните задания
Задание 3 — раб. тетрадь, стр.28-29
Слайд 46
Значение реформы
Административное значение реформы церковного управления в общем ключе политики Петра I
— централизация власти в руках монарха, становление церкви на службу царя (а после — императора) и государства.
Экономическое значение — оптимизация человеческих и финансовых ресурсов, повышение эффективности налогообложения и использования имущества ранее полностью подконтрольного церкви
Сословное значение — снижение влиятельности сословия духовенства.
Слайд 47Составьте схему церковной иерархии в России при Петре I
Задание 2 —
раб. тетрадь, стр.28
Слайд 48Петр 1 стремился поставить религию и церковь на службу государству для
решения задач образования и воспитания послушных подданных, призрения неимущих. Упразднив патриаршество, Петр сделал руководство церкви частью административно-бюрократической системы(император стал главой Русской православной церкви), но свои вотчины епископы и крупные монастыри сохранили. В тоже время модернизация страны и расширение её территорий способствовали более терпимому отношению к другим религиям; «иноверцы» получили право исповедовать свою веру и строить храмы.
Вывод
Слайд 49Синод — в России в 1721—1917 гг. — один из высших
государственных органов. Занимался вопросами духовной жизни и церковного управления после отмены патриаршества.