Прочитайте отрывки из сочинения игнатия лойолы духовные упражнения

Духовные упражнения Игнатия Лойолы (1548) — это руководство по дисциплинам, сформулированным Игнатием Лойолой (1491-1556) для духовной подготовки к христианскому служению. Они были первоначально разработаны между 1522-1524 Лойолой для себя, а затем поделились с другими, в частности, его друзьями, которые сформировали Общество Иисуса (иезуиты) в 1534 году. Впервые она была опубликована в 1548 году.

Духовные упражнения Игнатия Лойолы (1548) — это руководство по дисциплинам, сформулированным Игнатием Лойолой (1491-1556) для духовной подготовки к христианскому служению. Они были первоначально разработаны между 1522-1524 Лойолой для себя, а затем поделились с другими, в частности, его друзьями, которые сформировали Общество Иисуса (иезуиты) в 1534 году. Впервые она была опубликована в 1548 году.

Лойола был баскским солдатом на службе Испании, когда он был ранен в битве при Памплоне в 1521 году. Выздоравливая, он читал книги о жизни Иисуса Христа и святых и посвятил себя Христу.

Он разработал свои упражнения в пещере близ Манресы, чтобы дисциплинировать себя для духовного служения, так же, как он ранее подчинился военной подготовке для армии.

После нескольких лет путешествий он поступил в Парижский университет в 1534 году, где встретился с людьми, с которыми он основал орден иезуитов, и в это время познакомил их с упражнениями.

После того, как руководство Лойолы было одобрено папой римским и опубликовано в 1548 году, оно стало руководством для желающих присоединиться к иезуитам и, со временем, классическим духовным трудом, используемым священниками или религиозными авторитетами в руководстве другими. В наши дни она остается бестселлером и часто используется на семинарах, религиозных ретритах, а также для духовного и психологического самосовершенствования.

Форма и цель упражнений

До ранения в Памплоне Лойола был придворным и дамским угодником, у которого периодически возникали проблемы с законом за различные преступления, но социальное положение помогало ему избежать наказания. Выздоравливая и читая о жизни Христа и деяниях святых, он чувствовал глубокое раскаяние в своей прежней жизни и, выздоровев и посвятив себя христианскому служению, почувствовал необходимость покаяния.

Он отправился на Монтсеррат, где в течение трёх дней исповедовался священнику в своих грехах, отрекся от прежней жизни и, одетый во вретище (более привычный нам термин рубище – простая одежда, сделанная из грубой ткани), отправился в Манресу. Он проводил там время в служении другим и в самобичевании, молитве и посте, чтобы искупить свои грехи. В пещере близ Манресы он разработал дисциплину, которая станет духовными упражнениями как средство избавления от привязанности к вещам этого мира и открытия себя духу Божьему. Неясно, какую форму приняли ранние упражнения, но к 1534 году они представляли собой четырехнедельный курс, в течение которого человек продвигался от признания своего греха и недостоинства к принятию Божьей милости и прощения и, следуя путем Христа, к осознанию Божьей любви и спасения через принятие дара спасения Христа.

Согласно автобиографии святого Игнатия Лойолы, когда он впервые познакомил своих друзей с упражнениями, они не все стремились подчиниться дисциплине, поскольку цель состояла в том, чтобы оставить свою прежнюю жизнь и стать «новым творением во Христе». Это не считалось лёгким, так как нужно было отказаться от прежних удовольствий и интересов, но, как обещал Лойола, духовные награды намного перевешивали все, что адепт оставлял во время четырехнедельного курса, который состоял из:

Неделя 1: Признание себя греховным и исповедание греха /Признание Божьей милости

Неделя 2: Подражание бескорыстию Христа и приверженность другим

Неделя 3: Признание страстей Христа и жертвы за грехи мира

Неделя 4: Принятие Божьего прощения через воскресение Христа

К концу 4-й недели ожидалось, что человек преобразится. В соответствии с библейским наставлением «пленять всякую мысль и делать её послушной Христу» (II Коринфянам 10: 5), Лойола приложил свои Правила мышления с Церковью к своим Духовным упражнениям и приравнял «пленение всякой мысли Христом» к «пленению всякой мысли Церковью.» Лойола видел себя воином Христа, который посвятил себя не только обращению других, но и защите Церкви от её врагов и клеветников.

Видение святого Игнатия Лойолы о Христе и Боге Отце в Ла-Сторте

Видение святого Игнатия Лойолы о Христе и Боге Отце в Ла-Сторте. Фото: www.worldhistory.org

Правила мышления с Церковью, вероятно, самый известный раздел духовных упражнений, поскольку это прямое опровержение принципов и практик антикатолических сект, сформировавшихся в результате протестантской реформации (1517-1648). Католическая контрреформация (1545-1700), ответ на протестантскую реформацию, началась в 1545 году с Тридентского собора, и иезуиты Лойолы сыграют центральную роль в восстановлении авторитета и центральной роли католической церкви. Правила мышления с Церковью стали неотъемлемым аспектом этих усилий, поскольку они поощряли непоколебимую преданность католицизму и отказ от протестантской критики, указывая, как нужно контролировать свои мысли и всегда направлять их к принятию и восхвалению учения Церкви.

Текст

Следующий текст представляет собой выдержку из Правил мышления с Церковью, взятых из духовных упражнений Святого Игнатия Лойолы, под редакцией Л. Дж.

Следующие правила должны соблюдаться, чтобы способствовать истинному настрою ума, который мы должны иметь в церкви воинствующей:

1. Мы должны отбросить всякое собственное суждение и держать ум всегда готовым и быстрым, чтобы повиноваться во всем истинной супруге Христа нашего Господа, нашей святой матери, иерархической церкви.

2. Мы должны восхвалять сакраментальную исповедь, ежегодное принятие пресвятого Причастия, и более высоко восхвалять ежемесячное принятие и ещё более еженедельное Причастие, при условии наличия необходимых и надлежащих диспозиций.

3. Мы должны восхвалять частое слушание мессы, пение гимнов, псалмопение и длительные молитвы как в церкви, так и вне её; точно так же часы, установленные в определенное время для всего Божественного служения, для каждого вида молитвы и для канонических часов.

4. Мы должны высоко восхвалять религиозную жизнь, девственность и воздержание; и супружество не должно восхваляться так сильно, как всё это.

5. Мы должны восхвалять обеты религии, послушания, бедности, целомудрия и обеты совершать другие сверхъестественные дела, способствующие совершенству. Однако следует помнить, что обет касается вопросов, которые приближают нас к евангельскому совершенству. Следовательно, всё, что стремится отдалить человека от совершенства, не может быть сделано объектом обета, например, деловая карьера, семейное положение и так далее.

6. Мы должны проявлять свое уважение к мощам святых, поклоняясь им и молясь святым. Мы должны восхвалять посещение станционных церквей, паломничества, индульгенции, юбилеи, крестовые походы и зажигание свечей в церквях.

7. Мы должны восхвалять предписания церкви относительно поста и воздержания, например, в Великий пост, в дни тлеющих углей, всенощные, пятницу и субботу. Мы должны восхвалять дела покаяния, не только внутренние, но и внешние.

8. Мы должны восхвалять не только строительство и украшение церквей, но также изображения и почитание их в соответствии с предметом, который они представляют.

9. Наконец, мы должны восхвалять все заповеди церкви и быть начеку, чтобы найти причины для их защиты, а не для того, чтобы критиковать их.

10. Мы должны быть более готовы одобрять и хвалить приказы, рекомендации и образ действий наших начальников, чем придираться к ним. Хотя некоторые из орденов и т. Д., Возможно, не были достойны похвалы, все же высказываться против них, будь то публичная проповедь или выступление перед народом, было бы скорее причиной ропота и скандала, чем выгоды. Как следствие, люди начинали сердиться на своих начальников, будь то светские или духовные. Но в то время как в отсутствие наших начальников вредно говорить о них зло перед людьми, может быть полезно обсудить их плохое поведение с теми, кто может применить лекарство.

11. Мы должны восхвалять как позитивную теологию, так и теологию схоластов. Это характерно для позитивных врачей, таких как святой Августин, Святой Иероним, святой Григорий и другие, чтобы пробудить привязанности, чтобы мы были движимы любовью и служением Богу, нашему Господу, во всем. С другой стороны, для схоластических врачей, таких как святой Фома, святой Бонавентура, Мастер приговоров [Питер Ломбард] и других, более характерно чётко определять и излагать, в соответствии с потребностями нашего времени, доктрины, необходимые для вечного спасения, и что более действенно помогают опровергнуть все ошибки и разоблачить все заблуждения. Далее, именно потому, что схоластические врачи принадлежат к более поздним временам, они не только имеют преимущество правильного понимания Священного Писания и учения святых и положительных врачей, но, просвещенные благодатью Божией, они также используют решения соборов и определения и постановления нашей святой матери церкви.

12. Мы должны быть настороже, чтобы не делать сравнений между теми, кто еще жив, и святыми, которые ушли до нас, ибо мы совершаем немалую ошибку, если говорим: «Этот человек мудрее св. Августина «Он другой святой Франциск или даже больше», «Он равен святому Павлу в добре и святости» и так далее.

13. Если мы хотим во всем идти уверенно, мы должны твердо придерживаться следующего принципа: то, что кажется мне белым, я буду считать чёрным, если так определит иерархическая церковь. Ибо я должен быть убеждён, что во Христе, Господе нашем, женихе, и в его супруге церкви, господствует только один Дух, который управляет и правит для спасения душ. Ибо тот же Дух и Господь, который дал Десять заповедей, управляет нашей святой матерью — церковью.

14. Конечно, верно, что никто не может быть спасен, не будучи предопределённым и не имея веры и благодати, но все же мы должны быть очень осторожны в том, как мы говорим обо всех этих вещах и обсуждаем их с другими.

15. Мы не должны брать в привычку много говорить о предопределении. Если иногда и приходится говорить об этом, то делать это нужно так, чтобы люди не впадали ни в какое заблуждение. Временами их вводят в заблуждение, так что они говорят: «Буду ли я спасен или погибну, уже определено, и это не может быть изменено, хороши ли мои действия или плохи». Поэтому они становятся ленивыми и пренебрегают делами, которые способствуют спасению и духовному прогрессу их душ.

16. Точно так же необходимо проявлять большую осторожность, чтобы, много рассуждая о вере и много настаивая на ней без каких-либо различий или объяснений, людям не был дан повод, до или после того, как они обрели веру, основанную на милосердии, стать ленивыми добрых делах.

17. Точно так же мы не должны говорить о благодати так долго и с таким акцентом, чтобы зародился яд уничтожения свободы. Поэтому, насколько это возможно с помощью Бога, можно говорить о вере и благодати, чтобы восхвалять божественное величие. Но пусть это не делается таким образом, прежде всего не во времена, которые так же опасны, как наши, что труды и свободная воля страдают от вреда или что они считаются бесполезными.

18. Хотя ревностное служение Богу, нашему Господу, из чистой любви должно быть почитаемо превыше всего, мы должны также высоко восхвалять страх перед божественным величием. Ибо не только сыновний, но и рабский страх благочестив и очень свят. Когда нет ничего более высокого или полезного, это очень помогает подняться от смертного греха, и как только это достигнуто, человек может легко продвигаться в сыновнем страхе, который полностью приятен Богу, нашему Господу, поскольку он неразрывно связан с любовью к нему.

Заключение

Тридентский собор (1545-1563) поощрял принятие вышеперечисленных 18 пунктов набожными католиками, чтобы предотвратить распространение протестантского видения христианства, которое он осудил как ересь. Протестантская реформация началась с возражения богослова и монаха Мартина Лютера (1483-1546) против политики Церкви по продаже индульгенций. Как только критика Лютера была принята и завоевала сторонников, авторитет Церкви был подорван, и поэтому было понятно, что для предотвращения повторения этого учения Церкви не следует подвергать сомнению.

Тридентский собор

Тридентский собор. Фото: www.worldhistory.org

Пособие Лойолы стало важной частью реакции Церкви на протестантизм, не только для месячной программы духовного самосовершенствования, но и для Правил мышления с Церковью, которые применялись к каждому католику. После Тридентского собора, на котором были вынесены первые решения по протестантизму, и после публикации Духовных упражнений называть себя «католиком» означало отвергать притязания протестантского духовенства и тесно придерживаться – а также защищать – учения Церкви, даже если, по словам Лойолы, «то, что кажется мне белым, я буду считать чёрным», если Церковь утверждает, что это чёрное.

Духовные упражнения Лойолы первоначально использовались для обучения кандидатов в орден, но со временем стали учебным пособием для католиков, которые хотели подчиниться дисциплине для более тесных отношений с Богом.

Следуя четырехнедельному курсу Лойолы, можно было испытать значительную духовную трансформацию. В современную эпоху руководство также стало использоваться протестантскими конфессиями в качестве руководства в религиозных отступлениях или для личного размышления и духовной работы, продолжая восприниматься как классика католической контрреформационной литературы и духовной литературы в целом.

Духовные упражнения св. Игнатия Лойолы: суть и метод

О том, чем являются Духовные Упражнения св. Игнатия, рассказывает немецкий иезуит Штефан Кихле (адаптировано из его книги “Игнатий Лойола – учитель духовности”, изданной на русском языке).


Центром игнатианской духовности являются духовные упражнения. Здесь мы представим их в первоначальной 30-дневной форме. Некоторые конкретные методы и образы, которые мы встречаем в них, – детище своего времени и сегодня они кажутся нам чуждыми. Поэтому наше изложение ориентируется не на книгу самого Игнатия, а на его дух и современную практику духовных упражнений. Какие цели согласно Игнатию преследуют духовные упражнения? Прежде всего, они хотят помочь человеку углубить свои отношения с Богом. Это происходит посредством размышления, созерцания и молитвы. В них человек должен ощутить близость, любовь, милосердие и верность Бога. Кроме того, упражнения призваны помочь упорядочить жизнь с точки зрения божественных ценностей, то есть в будущем стараться жить в согласии с христианскими ценностями и идеалами, а, не руководствуясь страхом и грехом. И, наконец, упражнения должны оказать человеку помощь в познании воли Божьей и выборе своего личного пути. Совершая упражнения, человек встречается, прежде всего, с личностью и жизнью Иисуса. Жизненные принципы Иисуса все больше должны становиться принципами жизни упражняющегося, а личность Иисуса – образцом и масштабом его поведения. После упражнений человек начинает глубже жить, следуя за Христом.

Упражняться в молчании

«Упражняющийся», как принято называть тех, кто совершает Духовные упражнения, в том числе и женщин, на четыре недели отправляется в затвор, пребывая там в молчании. Дома упражнений находится в монастырском уединении. Сохраняя молчание, упражняющийся старается избежать внешних раздражителей. Внутренние движения души и чувства получают, таким образом, возможность отчетливо проявиться в сознании. В молчании возрастает чувствительность. Только тот, кто молчит, умеет по-настоящему слушать, ибо глас Божий звучит тихо и поэтому необходима тишина для того, чтобы услышать Его. После определенного времени, проведенного в молчании, начинается процесс самопознания и внутреннего изменения. Упражняющийся больше не чувствует потребности говорить. Пребывая в молчании, он может углубиться во внутренние движения души, вкушая их. Игнатий называет душу человека творением, к которому ее Творец обращается непосредственно (ДУ 15). В этой непосредственности – подобно дружеской беседе двух близких людей – душа испытывает движения, происходит общение, возникают подлинные отношения.

Для того чтобы объяснить, что такое духовные упражнения, Игнатий прибегает к сравниванию с телесными упражнениями (ДУ 1). «Ибо как телесным упражнением является: ходьба, гуляние, бегание», точно так же для тренировки души необходимы упражнения духовные: «Всякий способ испытания совести, размышления, созерцания, молитвы устной и мысленной …» О некоторых из этих упражнений мы расскажем позднее. То, что молитву и духовность необходимо воспитывать – это глубочайшее убеждение Игнатия: сама по себе душа чужда Богу, она занята тысячью различных вещей, легко отвлекается и с радостью позволяет себя отвлечь, падка на искушения. Только постоянное упражнение позволяет «расположить» душу таким образом, что она открывается для действия Божия, давая пространство для новой ориентации на Бога и изменения самой себя. Сам Игнатий был весьма искушен в духовной брани. Долгие годы он воспитывал в себе, преодолевая заблуждения, боль и кризисы, подлинные, глубокие и прочные отношения с Богом. За этим стоит определенный педагогический идеал: Бог – как учитель ученику – должен постепенно давать душе свои уроки. Только с помощью дисциплины, проходя через кризисы, обходными путями, прилагая усилия, ученик может усвоить божественную науку. Упражняющийся должен искать не быстрого удовлетворения религиозных потребностей, а принимает на себя труды по медленному преобразованию своей души. Этот процесс может показаться поначалу не слишком привлекательным, но с точки зрения долгосрочной перспективы именно он является «царским путем». Здесь можно провести параллель с отношениями между мужчиной и женщиной: подлинные отношения могут сложиться только в течение долгого времени, в постоянном диалоге, проходя через недоразумения, кризисы и примирения.

В течение 30 дней упражняющийся ежедневно совершает четыре, а иногда и пять упражнений. Каждое упражнение длится около часа, после чего упражняющийся уделяет еще 15 минут рефлексии о том, как прошло завершенное упражнение. Каждый день он ведет беседу с наставником, в которой рассказывает ему о том, как прошли упражнения прошедшего дня, а наставник дает ему упражнения на следующий день. Кроме того, упражняющийся ежедневно участвует в святой мессе. В промежутках между упражнениями он может расслабиться, дать опыту, приобретенному в размышлениях воздействовать на душу, или же заниматься несложной физической работой. Обычно упражнения совершаются в малых группах, чтобы каждый упражняющийся мог с одной стороны чувствовать поддержку общины, которая необходима для пребывания в безмолвии, а с другой стороны, идти своим собственным индивидуальным путем.

Четыре долгих недели

Игнатий делит свои 30 дневные упражнения на четыре «недели», хотя при этом он имеет в виду не столько меру времени, сколько некоторую содержательную единицу или фазу. Каждая фаза длится приблизительно одну неделю. Однако в зависимости от индивидуальности упражняющегося ее можно продлить или наоборот сократить. В книге духовных упражнений Игнатий предпосылает этим четырем «неделям» небольшой текст богословского содержания под заголовком «Начало и основание» (ДУ 23). Игнатий ничего не говорит, что надо делать с этим текстом и как он включается в структуру четырех недель. Сегодня он представляет собой самостоятельную часть упражнений, так что всего они состоят из пяти частей.

Тема первой части, которую, как правило, называют просто «Началом и основанием», – Творение: упражняющийся ощущает себя сотворенным Богом, возлюбленным Им как индивидуальная личность. Он созерцает свою прежнюю жизнь и видит, как много добра он получил от Бога. Он благодарит Бога и славословит Его. Его доверие к Богу возрастает, а вместе с тем и его готовность совершить упражнения. Он сознательно упражняется в молитве, чтобы углубить свои отношения с Богом. Он просит Бога о том, чтобы Он явился Ему, обратил к нему Свой Лик. Упражняющийся понимает, что он сотворен в Боге, и что это означает для него особое задание и служение. Он благодарит Бога за многие блага Творения, дарованные ему для того, чтобы помочь исполнить это задание. Он готов пользоваться этими вещами, если они помогают ему служить Богу, или отказаться от них, если они мешают ему в этом, уводя в сторону от Бога и от служения Ему. Он просит внутренней свободы, чтобы с неразделенным сердцем он мог служить Богу и людям.

Первая неделя посвящена созерцанию темных сторон жизни: злу в мире и в собственном сердце, вовлеченности в несвободу и вину. В начале Игнатий предлагает созерцать первородный грех Адама и Евы: в начале истории весь мир впал в несвободу и вину и с тех пор проникнут силой зла. После этого упражняющийся созерцает свою собственную жизнь с точки зрения греха, пытаясь обрести раскаяние и обратиться. Сегодня для размышления над этими темами используются в большинстве случаев библейские тексты. Вначале речь идет об испорченности всего мира. Упражняющий, будучи его частью, также «заражен» вирусом зла. Переживая себя как того, кто подчинен силе зла, довлеющей не только над ним, но и над остальным миром. Таким образом, Игнатий освобождает его от чрезмерных самообвинений и морализаторства. Однако вторым шагом упражняющего является осознание его личного участия в грехе: он должен увидеть свои собственные грехи, ужаснуться ими и довериться милосердию Божьему.

В течение Первой недели упражняющийся в завершение каждого упражнения ведет беседу с Иисусом: представляя Его распятым на Кресте, поверяет Ему, «как другу» (ДУ 53, 54), что его волнует. Несмотря на то, что упражняющийся переживает себя как грешник, одновременно он ощущает, что его грехи Христос взял на себя и тем самым освободил его от них. Признав, чтó Иисус, взойдя на Крест, сделал для него, – Иисус из чистой любви претерпел бесконечные страдания, чтобы освободить его от греха, – он получает импульс к тому, чтобы в свою очередь подумать над тем, что он из благодарности к Нему должен совершить для Него и для всех людей. Опыт Первой недели, с одной стороны, отрезвляет, ибо упражняющийся должен взглянуть прямо в глаза своей нищете, своей немощи и потерянности и принять все это. С другой стороны, это опыт освобождения, ибо всякая вина и всякий груз сняты с него. Пережить себя в качестве грешника, возлюбленного Богом и принять себя – это болезный и в то же время самый прекрасный момент упражнений.

В упражнениях Первой недели Игнатий делает акцент на теме греха. Сегодня здесь столь же важно уделять внимание обидам и страхам. Многие из упражняющихся переживают себя жертвами и поэтому отмечены ранами, которые являются грузом в их настоящей жизни, откладывая отпечаток на их восприятии и поведении. Созерцать раны и искать исцеления – это болезненный процесс, который, однако, безусловно, необходим для будущей жизни в мире и утешении. Упражняющийся может представить себе человека, который его обидел, и попытаться простить ему. Подлинное прощение – это всегда деяние Божие. Человек должен просить о том, чтобы Он даровал нам благодать прощения, и чтобы Он дал нам силы передать дальше обретенное прощение. Страхи также являются очень важным аспектом размышлений Первой недели. Они отягощают душу и откладывают отпечаток на нашем поведении, делая его неадекватным и ведущим к заблуждению. Во время духовных упражнений можно также работать над страхами, пытаясь постепенно преодолеть их. Духовный человек старается уповать на Бога, таким образом в Нем преодолевая свой страх. Освобождение от страха можно также рассматривать как плод упражнений Первой недели, которая является всеохватывающим процессом принятия всего темного, вины, страхов и ран, то есть принятия самого себя: лишь то, что принято, может быть искуплено.

Вторая неделя посвящена не созерцанию прошлого, а предвосхищению будущего. Взирая на жизнь Иисуса, упражняющийся пытается упорядочить свою собственную жизнь в Боге и выбрать, насколько это является для него актуальным и возможным, свой жизненный путь. Прежде всего, он должен еще более укрепиться в бесстрастии, о котором говорится уже в Начале и Основании. Под бесстрастием Игнатий понимает, что в своих решениях упражняющийся должен руководствоваться не собственной выгодой, а тем, что более способствует служению людям и Богу. Это означает, что иногда человек избирает вид деятельности или образ жизни, которые, несмотря на то, что они для его личной жизни означают больший отказ от определенных благ, боль и необходимость самопожертвования, тем не менее, другим людям, которым он желает служить, приносит больше помощи, радости и мира, в которых они нуждаются. При этом необходимо не только желать этого отказа, но  располагать достаточной внутренней свободой для того, чтобы принять его, если Бог этого хочет. Состояния бесстрастия достичь непросто, ибо человек – сознательно или бессознательно, добровольно или нет, – всегда склоняется к тому, чтобы думать о себе и о своей выгоде. Поэтому бесстрастие необходимо воспитывать не только в период духовных упражнений, но и в течение всей жизни. В упражнениях Второй недели человек воспитывает в себе бесстрастие, активно пытаясь внутренне отказаться от своих неупорядоченных привязанностей, которые ограничивают его в принятии должного решения. Игнатий предлагает (ДУ 91 и далее) представить себе рыцаря, которому его господин приказывает отправиться в поход, и который великодушно готовится принять на себя все тяготы и лишения этого опасного предприятия. Сегодня в этом упражнении для размышления предлагаются другие, как правило, библейские тексты, укрепляющие упражняющегося в готовности к великодушному служению Христу.

Затем упражняющийся размышляет над различными сценами из жизни Иисуса. Он начинает с размышления о тайне Воплощения (ДУ 101 и далее), представляя себе, как Три Божественные Лица на небесах совещаются о том, что они должны сделать, чтобы спасти испорченное и погибающее человечество. Совет завершается решением, чтобы «Второе Лицо Пресвятой Троицы» сошло на землю ради спасения рода человеческого. Следующие за этим размышления о Благовещении ангела Марии, Рождестве Иисуса и Его детстве имеют для Игнатия очень большое значение. Упражняющийся должен представить себя презираемым и ничтожным человеком, ибо Сын Божий тоже унизил Себя. После этого он подробно размышляет над общественным служением Иисуса: как Он любовно обращается с людьми, проповедует им, помогает бедным, исцеляет больных. Эти упражнения помогают направить собственную жизнь по примеру и образцу Иисуса. Неисчерпаемая любовь Иисуса к людям должна тронуть сердце упражняющегося, так чтобы в нем могло зародиться новое любящее отношение к Иисусу и ближним. Упражняющийся должен почувствовать в своем сердце призыв Иисуса стать Его учеником. В этой фазе упражнений в человеке могут созреть определенные решения, как небольшие, так и значительные. Он может принять решения изменить некоторые из своих повседневных привычек или же он может размышлять о выборе своего жизненного пути, в беседе с Господом пытаясь принять соответствующее решение.

Упражнения Третьей недели посвящены страстям Иисуса. Упражняющийся размышляет над путем страданий Иисуса, Его Распятии и смерти. Ибо закоснелое сердце не может воспринимать страдания, упражняющийся просит о благодати сострадания с Иисусом. Боль страстей Иисуса и страданий бесчисленного количества людей, в которых Христос продолжает страдать в истории, побуждает его посвятить свою жизнь помощи бедным и страждущим. В упражнениях Третьей недели он так сказать в экстремальных условиях проверяет решение, принятое им во время Второй недели. Он размышляет над тем, к каким конфликтам, враждебному отношению и страданиям может привести избранный им путь, и готов ли он принять на себя все это. В Духе он готовится к тому, что путь подражания Христу может стать для него крестным путем. Он просит Бога даровать ему силу и мужество следовать этим путем. Взирая на Иисуса, до смерти оставшегося верным Своему посланию, он просит о благодати верности до смерти.

В упражнениях Четвертой недели упражняющийся созерцает тайну Воскресения Иисуса. Грех, страдания и смерть побеждены силой Божьей. Новая жизнь одолела всякую тьму мира. Пасхальная радость учеников Иисуса становится его радостью. В настоящем он может познать ее начатки как духовное утешение и мир. В будущем они обещаны ему во всей полноте. В Первой неделе он должен с болью принять себя таким, каков он есть, со своими темными сторонами, в Третьей неделе он готовится принять на себя в будущем некоторые темные стороны мира. Однако все это он понимает как промежуточные остановки на пути к пасхальному спасению. При этом он не может ничего сделать только своими силами. Он понимает, что всякое спасение исходит от Бога. В этой великой уверенности, в вере, надежде и радости он заканчивает Духовные упражнения и обновленный и укрепленный в Духе возвращается к своей повседневной жизни. Он начинает реализовывать принятые им решения в уверенности, что они прошли основательную проверку пред Богом.

В завершении Четвёртой недели Духовных упражнений Игнатий предлагает одно необычное размышление под названием «Созерцание ради обретения любви» (ДУ 230-237). В начале он со свойственной ему краткостью замечает, что любовь следует вкладывать более в дела, нежели в слова, и что любовь заключается во взаимном общении сторон. В четырех частях – «пунктах» – этого упражнения упражняющийся должен представить себе блага, которые Бог даровал ему: в начале он должен вспомнить о благах творения и спасения, затем о «Присутствии» Бога в величии мироздании. В третьей части упражняющийся представляет себе, как Господь заботится о нем в Своем Творении, и как Он неустанно трудится ради него и всех людей. В заключении упражняющийся размышляет о том, как благость Божия, Его справедливость и дружелюбие нисходят с неба на землю. На это упражняющийся отвечает молитвой любовного служения. Это молитва является движением человека навстречу Богу: Бог в Своей любви дарует ему столь много, человек в ответ на эту любовь хочет отдать Богу столько, сколько может, то есть конечном итоге самого себя. В этом общении, которое совершается в его сердце, укрепляется способность и готовность человека любить.

Молитва любящего служения:

«Возьми, Господи, и прими всю мою свободу, мою память, мой разум и всю мою волю: все, что имею и чем обладаю: Тебе, Господи, их возвращаю; все Твое: распоряжайся ими по Твоей воле; даруй мне любовь Твою и благодать, сих будет мне достаточно» (ДУ 234).

Так как Бог дарует упражняющемуся все и в Иисусе Христе Самого Себя, то упражняющийся может в ответ на это также отдать Богу все и самого себя. Поначалу предложение отказаться от своей свободы и собственной воли может испугать. За тотальностью этой жертвы стоит опыт, что если человек все отдает Богу, то он получает от Него все обратно, в том числе и свободу и волю. Это парадокс: Кто связывает себя полностью, становится свободным.

Духовные упражнения в их полной 30-ти дневной форме иезуит совершает дважды в своей жизни. Другие христиане редко имеют возможность для этого, так как это требует очень большого напряжения сил и затрат времени. Большинство курсов упражнений продолжается от шести до восьми дней. При этой сокращенной форме упражнений из четырехнедельной программы выбираются те упражнения, которые в наибольшей степени соответствуют личным целям и проблемам упражняющегося. Как правило, акцент делается на «Начало и основание» и на упражнения Первой недели. Упражнения Второй недели берутся, прежде всего, в тех случаях, если упражняющийся находится перед важными жизненными решениями. И в своей сокращенной форме Духовные упражнения могут дать глубокий духовный опыт, который способен изменить жизнь человека.

Размышления над Священным Писанием

Важнейшим образом молитвы для Игнатия является размышление над Священным Писанием. В упражнении, которое длится около часа, упражняющийся совершает следующие шаги: в начале он должен принять положение, в котором он сможет находиться в течение последующего часа. Игнатий оставляет за ним полную свободу в выборе позы. Чтобы достичь покоя можно несколько минут сконцентрировать свое внимание на теле и сосредоточиться на своем дыхании. Мысли и чувства, которые все еще отвлекают нас от созерцания Священного Писания, мы можем сознательно воспринимать еще какое-то время и затем отложить небольшим усилием воли. Упражняющийся просит Бога о том, чтобы в этот час его мысли и намерения были направлены на Него. Он молит о том, чтобы слышать, что Бог хочет сказать посредством слов Священного Писания.

Сопровождающий затвора предлагает упражняющемуся определенный текст из Священного Писания. Второй шаг – это чтение текста. С размышлением упражняющийся соединяет некое намерение или желание: например, во время Первой недели он размышляет над текстом, с помощью которого он желает познать свои грехи и обрести раскаяние. Или читая рассказ об исцелении, он желает познать темные пятна в своей жизни и получить исцеление. Во время Второй недели это может быть рассказ о призвании, размышляя над которым он желает получить ясность о своем призвании. Каким бы ни было его намерение, он предлагает его Богу: «Я прошу о том, чего хочу и желаю» (ДУ 48). Открывая свои желания и потребности Богу, упражняющийся одновременно отрывается для того, чтобы принять от Бога то, чтó Он желает даровать ему.

Третий шаг – «приготовление места». В своем воображении упражняющийся пытается как можно более нагляднее представить себе библейскую сцену. Так же как режиссер ставит пьесу на театральных подмостках, так и упражняющийся пытается инсценировать в своей душе тот текст Священного Писания, над которым он размышляет: Он может использовать при этом все свои чувства: зрение, слух, вкус, осязание, обоняние, пытаясь представить себе, чтó происходит на сцене. Слова, которые говорят действующие лица, можно громко произносить вслух. Можно попытаться почувствовать, что чувствуют они. Кстати, иезуитский театр эпохи барокко берет свои истоки именно в этой духовной практике.

Четвертый шаг – самоидентификация с действующими лицами библейского отрывка. Упражняющийся находит в чувствах, словах, поведении библейских персонажей свои чувства, свои слова, свое поведение. Например, он узнает себя в фарисее и ужасается этому сходству. В слепом нищем он видит свои собственные недуги, свою радикальную потребность в исцелении. В учениках Иисуса, оставляющих свою прежнюю жизнь ради следования Ему, он открывает для себя возможности новых жизненных ориентиров, возможность оставить некоторые из своих прежних привычек и посвятить себя служению ближнему. В самом Иисусе он обретает образец служения бедным, милосердия к грешникам, критики фарисейства, верности своему призванию … Часто самоидентификация с библейскими персонажами приводит упражняющегося, даже если он уже и до этого был знаком с этими текстами, к поразительным открытиям. Конфронтация с библейскими образами и сюжетами позволяет проявиться некоторым экзистенциальным аспектам жизненного пути, правда выходит наружу, вызовы принимаются. Жизнь становится богаче, радость и боль чувствуются острее.

Пятый шаг: упражняющийся формулирует в словах молитвы то, что ему открылось в размышлении. Открывшееся ему в библейском тексте, то, что его взволновало, он рассказывает Богу в своей молитве. Он обращается к Богу Отцу или к Иисусу. Игнатий рекомендует также обращаться с молитвой к Марии, в которой воплощается женский аспект божественного, и поэтому затрагивает другие струны молящейся души. В молитве упражняющийся выражает действительно все, что возникло в его душе. Молитва должна быть радикально честной. Как и в подлинно глубокой человеческой дружбе можно говорить обо всем, включая и самые интимные вещи, так и в молитве все, что рождается в молящейся душе, должно быть предложено Богу. Молитва не имеет целью получить от Бога что-то, чего бы Он не дал без молитвы. Цель молитвы заключается скорее в том, чтобы открыться для воздействия Божия и таким образом позволить Ему изменить самого себя.

По прошествии часа, отведенного для размышления, упражняющийся в течение 15 минут рефлектирует дарованный ему опыт. Он размышляет о том, что произошло с ним во время этого часа. Что ему удалось, а что нет, что ему открылось, каков плод его размышления. Он благодарит Бога за то, чтó Тот даровал ему. Если ему кажется, что он был недостаточно внимателен, то он пытается установить причину этого, просит Бога о прошении и обещает исправиться впредь. Чтобы лучше сохранить плоды упражнения, рекомендуется делать записи.

Духовные упражнения в повседневной жизни

В одном из своих примечаний (ДУ 19) Игнатий упоминает о возможности иной формы духовных упражнений. Упражняющийся при этом не уединяется в специальном месте с тем, чтобы в течение нескольких дней или недель полностью посвятить себя духовным упражнениям, а совершает их в повседневной жизни, параллельно со своими обычными занятиями. В течение нескольких недель или месяцев он ежедневно посвящает полтора часа духовному размышлению и молитве. Несколько лет назад эта форма духовных упражнений получила второе рождение и широко практикуется под названием «духовных упражнений в повседневной жизни». Во многих местах она приобрела большую популярность как простая и эффективная форма духовных упражнений. Участницы и участники встречаются, как правило, вечером один раз в неделю и говорят о своем опыте, полученном в течение прошедшей недели, и получают необходимые наставления от руководителя на следующую неделю. Каждый выбирает себе удобное время для молитвы и размышления. Обычно таким временем становятся утро или вечер.

По сравнению с «классическими» упражнениями упражнения в повседневной жизни обладают своими преимуществами и недостатками. Так как человеку мешает шум его повседневной жизни, отвлекая его от его внутреннего пути, то эта форма упражнений не ведет к такой глубине личного опыта, как упражнения, совершаемые в полном затворе. Однако то, что опыт повседневной жизни является составной частью процесса упражнений, может стать их преимуществом. Таким образом, человеку легче избежать опасности того, что, испытав в затворе необыкновенно глубокие переживания, он, вернувшись к повседневной жизни, слишком быстро растеряет их духовное плоды, и долгосрочной перспективе упражнения не будут иметь желаемого действия. Так как упражнения в затворе требуют много свободного времени и означают определенные материальные затраты, то упражнения имеют то преимущество, что они доступны более широким слоям верующих. Требуется, разумеется, высокая степень личной дисциплины, чтобы ежедневно вести интенсивную молитвенную жизнь. Эта духовная дисциплина может стать плодом подобных духовных упражнений. Упражнения в повседневной жизни помогают ищущему христианину развить живую повседневную духовность.


Источник: jesuit.ru

Assessment |
Biopsychology |
Comparative |
Cognitive |
Developmental |
Language |
Individual differences |
Personality |
Philosophy |
Social |
Methods |
Statistics |
Clinical |
Educational |
Industrial |
Professional items |
World psychology |


Transpersonal Psychology:
Integral ·
Esoteric ·
Meditation


This article needs rewriting to enhance its relevance to psychologists..
Please help to improve this page yourself if you can..

The Spiritual Exercises of St. Ignatius of Loyola, (composed from 1522-1524) are a set of religious practices involving Christian meditations, prayers and mental exercises, divided into four thematic ‘weeks’ of variable length, designed to be carried out over a period of 28 to 30 days.[1] They were composed with the intention of helping the retreatant to discern Jesus in his life, leading him or her to a personal commitment to follow him. Though the underlying spiritual outlook is Catholic, the exercises can also be undertaken by non-Catholics. The ‘Spiritual Exercises’ booklet was formally approved in 1548 by Paul III.[2]

In psychology the exercises have been seen as therapeutic given their ‘transformative nature’ [3]. There have been a number of studies that evaluating the psychological impact of using the exercises. [4],[5],[6]

Typical methodology and structure

The Spiritual Exercises of St. Ignatius form the cornerstone of Ignatian Spirituality [7]— a way of understanding and living the human relationship with God in the world exemplified in the Society of Jesus (Jesuits). Although originally designed to take place in the setting of a secluded retreat, during which those undergoing the exercises would be focused on nothing other than the Exercises, in his introductory notes, Ignatius provides a model for completing the Exercises over a longer period without the need of seclusion. The Exercises were designed to be carried out while under the direction of a spiritual director. The Spiritual Exercises were never meant only for the vowed religious. Ignatius of Loyola gave the Exercises for 15 years before he was ordained, and years before the Society of Jesus was even founded. After the Society was formed, the Exercises became the central component of the Jesuit novitiate training program, and they usually take place during the first year of a two year novitiate. Ignatius considered the examen, or spiritual self-review, to be the most important way to continue to live out the experience of the Exercises after their completion. When lay people have undergone the Exercises, this is often under the guidance of a spiritual director who is a member of the religious order of Jesuits. In contemporary experience, more and more lay people and non-Catholics are becoming both retreatants and directors of the Exercises.

Within the Exercises, daily instructions include various meditations and contemplations on the nature of the world, of human psychology as Ignatius understood it, and of man’s relationship to God through Jesus Christ. The Exercises is divided into «four weeks» of varying lengths with four major themes: sin, the life of Jesus, the Passion of Jesus, and the Resurrection of Jesus. During each day of the Exercises, a typical retreatant prays with a particular exercise, as assigned by the director, reviews each prayer, and, following four or five periods of prayer, reports back to the spiritual director of the retreat who helps them to understand what these experiences of prayer might mean to the retreatant. The goal of the Exercises is to reflect upon their experiences and to understand how these same experiences might apply to the retreatant’s life.

Spiritual viewpoint

In Ignatius’ Spiritual Exercises, God and Satan are presented as active players in the world and in the human psyche. The main aim of the Exercises is the development within the human psyche of «discernment» (discretio), the ability to discern between good and evil spirits. Discernment is achieved in order to act «with the Grace of God». In other words, to act on the spiritual discernment one has had on what is right.
This is the context within which, during the exercises, one thinks about humility, selflessness for the sake of the religious life, reflection upon natural sin. There is an acknowledgment that the human soul is continually drawn in two directions: both drawn towards Godliness, and at the same time tempted towards baseness. Accordingly the Exercises provide several illustrations of how one might best be able to refrain from satiating one’s lower desires and instead how one might find a means to redirect one’s energies towards the fulfillment of one’s higher purpose in life.
It also needs to be understood that at the heart of Ignatian thought «discernment», while on the one hand being an act of mysticism, can also be understood as a method of subjective ethical thought. The Exercises emphasize the role of one’s own «discernment» in deciding what is the path to glorify God (the right path). «Discernment» attempts to make a direct connection between the individual exercitant’s thought and action and the Grace of God. Discernment is thereby an action which potentially emphasizes the mystical experience of the believer. This aspect of the Spiritual Exercises is very much typical of the mystical trend in Catholic thought and practice which both preceded the reformation and lived on within elements of counter-reformation Catholicism (cf. Theresa of Avila; François de Sales; Pierre de Bérulle).

Modern applications

To this day, the Spiritual Exercises remain an integral part of the Novitiate training period of the Roman Catholic religious order of Jesuits. Also, many local Jesuit outreach programs throughout the world offer retreats for the general public in which the Exercises are employed.

Beginning in the 1980s, Protestants have had a growing interest in the Spiritual Exercises. There are recent (2006) adaptations that are specific to Protestants which emphasize the exercises as a school of contemplative prayer.

The Exercises are still, today, undertaken in their original form over the full 30 days. Participants in the full Exercises usually spend their days in silence, doing up to 5 hours prayer a day. In the original form each retreatant has a guide to help lead him or her through the meditations of the Exercises. The Exercises done in this full-time way offer what is probably the most intensive spiritual experience. Most commonly such a retreat is undertaken at a specialist retreat centre. Such Centres are found wherever there are large groups of Catholics, such as Europe [8] and the USA.[9]

Besides the 30 day enclosed form of the Exercises, many undertake it in its «Exercises in everyday or in daily life» form (another name for this method is «19th annotation exercises» based on a remark of St. Ignatius in the 19th footnote in his book). The ‘everyday’ method brings the exercitant through the process of the Ignatian Exercises throughout a longer period of time (from several months up to a year and a half), with time spent daily in reflection and prayer. This form has its advantages with respect to the enclosed form: it does not require an extended stay in a retreat house and the learned methods of discernment can be tried out on the experiences life brings with it.

«The Spiritual Exercises» in both of its main forms are popular also among lay people in the Catholic Church all over the world, and lay organizations like the Christian life community place the Exercises at the center of their spirituality. The Exercises usually are undertaken with the help of a trained spiritual guide, like that of the Loyola House Retreat and Training Centre, 40-Day Spiritual Exercises and can also be done individually or in a group that meets regularly to discuss how the process is going and various issues. Because of a lack of trained guides, the self-guided form of the Exercises is also spreading, and even online versions are offered like that of the Creighton University: Online Retreat and several others. See for example Spiritual Retreats for Married Couples and especially the «Step by Step — Online Retreat in Everyday Life» and «Spiritual Exercises for Married Couples: Finding Our Way Together with St. Ignatius — Manual for the Retreat»[10] The latter work presents a special case of the Spiritual Exercises done in group form, so that the retreat is undertaken by a married couple together with or without the help of an external guide (in the latter case husband and wife act as guides for each other).

See also

References

  1. 2000 Years of Prayer by Michael Counsell 2004 ISBN 1-85311-623-8 page 203
  2. In the brief Pastoralis officii of the 31 July 1548
  3. Shackle, E (2013). The contributions of Jung and Loyola to the Western tradition of active imagination:Reflections on an experimental study of visualizers and the Spritual Exercises. Transpersonal Psychology Review,Vol 1`5, N02,p15-25

  4. Imoda, F (1991). Ejercicios Esprirituales y cambio de la personalidad/Significo de un limite. In C alemany & J A Garcia-Monge (eds)Psychologica y Ejerios Ignacianos (p271-286) Bilbao & Santander:Colleccion ‘Manresa’ Mensajero Sal Terrae.
  5. Rulla, L.M., Imoda, F & Ridick (1977) Struttura psycologia e vocazione. Torino:Maruetti
  6. Sacks, H.L. (1979). The effect of spiritual exercises on the integration of the self-system. Journal for the Scientific Study of Religion, 18,46-50.
  7. http://sjsacredheartarchshrine.org.ph/ignatian-spirituality/st-ignatius-loyola/
  8. [1]
  9. [2]
  10. [3]

Further reading

  • Ignatius of Loyola, Spiritual Exercises, London, 2012. limovia.net ISBN 978-1-78336-012-3
  • David L. Fleming, S.J. The Spiritual Exercises of St. Ignatius, A Literal Translation and A Contemporary Reading. The Institute of Jesuit Sources, St. Louis, 1978. ISBN 0-912422-31-9
  • Timothy M. Gallagher, The Discernment of Spirits: An Ignatian Guide for Everyday Life. Crossroad (2005).
  • George E. Ganss, S.J. The Spiritual Exercises of Saint Ignatius: A Translation and Commentary. Chicago: Loyola Press, 1992. ISBN 0-8294-0728-6.
  • Anthony Mottola, Spiritual Exercises of Saint Ignatius. Image (1964), ISBN 0-385-02436-3.
  • Joseph A. Tetlow, The Spiritual Exercises of Ignatius Loyola. Crossroad (2009).

External links

  • The full text of Spiritual Exercises in several formats Archive.org
  • Catholic Encyclopedia article
  • Finding Our way Together — Spiritual Exercises for Companions
  • About the Spiritual Exercises
  • The Examen Prayer (Video)
  • The Spiritual Exercises of St. Ignatius Loyola: Renewal and Dynamics Videos of expert speakers, including Howard Gray, S.J., and John O’Malley, S.J., on the history and renewal of the Spiritual Exercises since Vatican II.

  • Прочитайте отрывки из сочинений историков и назовите древнерусских князей о которых идет речь
  • Прочитайте описание природы из рассказа тургенева касьян с красивой мечи какими изобразительно
  • Прочитайте несколько рассказов новелл коротких эссе и постарайтесь понять сочинение рассуждение
  • Прочитайте несколько рассказов новелл коротких эссе и постарайтесь понять по каким законам
  • Прочитайте начало сказки из книги а арсирия в которой части речи спорят с друг другом