ООООООООООООООЧЕНЬ СРОЧНО 100 БАЛЛОВ
1) Прочитайте отрывок из рассказа А. И. Солженицына «Путешествуя вдоль
Оки» из цикла «Крохотки», написанного в 1958 — 1963 годах. Сформулируйте его тему.
Пройдя просёлками Средней России, начинаешь понимать,
чём ключ умиротворяющего русского пейзажа. Он
Взбежавшие на пригорки, взошедшие на холмы, царевнами белыми
и красными вышедшие к широким рекам, колокольнями стройны.
ми, точёными, резными поднявшиеся над соломенной и тесовой по
вседневностью они издалека-издалека кивают друг другу, они и
сёл разобщённых, друг другу невидимых, поднимаются к единому
небу. И где б ты в поле, в лугах ни брёл, вдали от всякого жилья,
никогда ты не один: поверх лесной стены, стогов намётанных и са
мой земной округлости всегда манит тебя маковка колоколенки то из
Борок Ловецких, то из Любичей, то из Гавриловского. Но ты вхо-
дишь в село и узнаёшь, что не живые убитые приветствовали тебя
издали. Кресты давно сшиблены или скривлены; ободранный купол
зияет остовом поржавевших рёбер; растёт бурьян на крышах и в рас-
щелинах стен; редко ещё сохранилось кладбище вокруг церкви; а то
свалены и его кресты, выворочены могилы; заалтарные образы смы-
ты дождями десятилетий, исписаны похабными надписями.
И всегда люди были корыстны, и часто недобры. Но раздавался
звон вечерний, плыл над селом, над полем, над лесом. Напоминал
он, что покинуть надо мелкие земные дела, отдать час и отдать мыс-
вечности. Этот звон, сохранившийся нам теперь в одном толь-
ко старом напеве, поднимал людей от того, чтоб опуститься на четы-
ре ноги. В эти камни, в колоколенки эти, наши предки вложили всё
своё лучшее, всё своё понимание жизни.
2) Найдите и выпишите ключевые слова текста. Назовите тематические груп-
пы, к которым они относятся.
3) Как вы понимаете смысл двух последних абзацев текста? Какую проблему
рассматривает автор? Что, по вашему мнению, он хотел сказать?
4) Согласны ли вы с мнением А. И. Солженицына? Выскажите свою точку зре
ния. Напишите небольшое сочинение-рассуждение по основной проблеме текста.
НУЖЕН ТОЛЬКО 4 ПУНКТ!!!!!!!!!!!!!!!
100 БАЛЛОВ
Прочитайте отрывок из рассказа А. И. Солженицына «Путешествуя вдоль
Оки» из цикла «Крохотки», написанного в 1958 — 1963 годах. Сформулируйте его тему.
Пройдя просёлками Средней России, начинаешь понимать,
чём ключ умиротворяющего русского пейзажа. Он
Взбежавшие на пригорки, взошедшие на холмы, царевнами белыми
и красными вышедшие к широким рекам, колокольнями стройны.
ми, точёными, резными поднявшиеся над соломенной и тесовой по
вседневностью они издалека-издалека кивают друг другу, они и
сёл разобщённых, друг другу невидимых, поднимаются к единому
небу. И где б ты в поле, в лугах ни брёл, вдали от всякого жилья,
никогда ты не один: поверх лесной стены, стогов намётанных и са
мой земной округлости всегда манит тебя маковка колоколенки то из
Борок Ловецких, то из Любичей, то из Гавриловского. Но ты вхо-
дишь в село и узнаёшь, что не живые убитые приветствовали тебя
издали. Кресты давно сшиблены или скривлены; ободранный купол
зияет остовом поржавевших рёбер; растёт бурьян на крышах и в рас-
щелинах стен; редко ещё сохранилось кладбище вокруг церкви; а то
свалены и его кресты, выворочены могилы; заалтарные образы смы-
ты дождями десятилетий, исписаны похабными надписями.
И всегда люди были корыстны, и часто недобры. Но раздавался
звон вечерний, плыл над селом, над полем, над лесом. Напоминал
он, что покинуть надо мелкие земные дела, отдать час и отдать мыс-
вечности. Этот звон, сохранившийся нам теперь в одном толь-
ко старом напеве, поднимал людей от того, чтоб опуститься на четы-
ре ноги. В эти камни, в колоколенки эти, наши предки вложили всё
своё лучшее, всё своё понимание жизни.
2) Найдите и выпишите ключевые слова текста. Назовите тематические груп-
пы, к которым они относятся.
3) Как вы понимаете смысл двух последних абзацев текста? Какую проблему
рассматривает автор? Что, по вашему мнению, он хотел сказать?
4) Согласны ли вы с мнением А. И. Солженицына? Выскажите свою точку зре
ния. Напишите небольшое сочинение-рассуждение по основной проблеме текста.
ЛИ -
Похожие вопросы:
Другие предметы, 07.03.2019 09:14
Вычитал из конца начало а(1; 2; 1) b(-4; 6; 3) c(-5; 2; 1)
Ответов: 3
Другие предметы, 07.03.2019 10:32
Расставить знаки так чтобы полученные созвездия превратились в верные равенства
Ответов: 1
Другие предметы, 07.03.2019 20:59
Упаковка сахара стоила 300 руб продается со скидкой 4% сколько стоит две упаковки сахара со скидкой ?
Ответов: 3
Другие предметы, 07.03.2019 18:34
Из ряда чисел выберите три числа сумма которых равна 50.21,19,30,25,3,12,9,15,6,27.
Ответов: 3
Другие предметы, 07.03.2019 17:14
Карабль прошёл 7500 за 214ч. оцени его скорость в км в часах
Ответов: 2
Другие предметы, 08.03.2019 09:37
Найдите аоd, если сое равен 30°. сделаю лучшим ответом! заранее
Ответов: 1
Другие предметы, 08.03.2019 11:02
(, объяснением) в мае школьные тетрадки продавались со скидкой. тихон в мае за 19 тетрадей заплатил 76 рублей, а катя в сентябре за такое же количество тетрадей заплатила 95 рублей. определите процент скидки.
Ответов: 1
Другие предметы, 08.03.2019 10:40
Дополнить о потерявшейся собаке. вроде нужно вставить qui ,que но не точно
Ответов: 3
Другие предметы, 08.03.2019 14:47
A||b, c cекущая, 3< 2+2< 3=360 градус. найдите < 1
Ответов: 3
Другие предметы, 08.03.2019 14:25
Художник мазюкин задумал картину «разноцветный мир». для этого он начертил таблицу 5х5 и захотел раскрасить каждую клетку в один из пяти цветов, соблюдая правило: в каждой строке и в каждом столбце не может быть двух клеток одного цвета. но его маленький сын успел, пока папа обедал, раскрасить какие-то пять клеток не нарушая это правило. всегда ли художник мазюкин сможет закончить картину, не нарушая правило и не перекрашивая клеток сына?
Ответов: 1
Другие предметы, 09.03.2019 16:02
Иобязательно таблица x, y1,y2 начало вот такое: y=|x^2-16| y2=x^2-16 y1=x^2 потом, со всеми х и y таблицу делать и график ещё надо найти m и n (вершину)
Ответов: 2
Другие предметы, 10.03.2019 00:36
Задано вектори а(1; 2), b(1; 3). знайдiть координати вектора с i його довжину, якщо с=2b-5а
Ответов: 1
Вопросы по другим предметам:
Қазақ тiлi, 11.12.2020 00:42
Қазақ тiлi, 11.12.2020 00:42
Другие предметы, 11.12.2020 00:42
Другие предметы, 11.12.2020 00:42
Английский язык, 11.12.2020 00:42
Қазақ тiлi, 11.12.2020 00:42
Математика, 11.12.2020 00:43
Русский язык, 11.12.2020 00:43
Қазақ тiлi, 11.12.2020 00:43
- Главная
- /
- Русский язык
- /
- 1) Прочитайте отрывок из…
Русский язык, 08.11.2021 11:19, Df77
Всего ответов: 1
Показать ответы
Другие вопросы по: Русский язык
Сообщение на тему: что такое диалог?…
Опубликовано: 27.02.2019 13:30
Ответов: 3
Опять тема «прямая и обратная пропорциональная зависимости». трое маляров могут закончить работу за 5 дней. для ускорения работы добавили еще двух маляров. за какое время они закон…
Опубликовано: 02.03.2019 18:40
Ответов: 1
Докажите теорему о катете, лежаем против угла в 30градусов…
Опубликовано: 03.03.2019 04:50
Ответов: 3
Сравнительная — характеристика восточной и западной австралии…
Опубликовано: 03.03.2019 21:40
Ответов: 1
Написать реакции нитрования следующих соединениях: а) бензола; б) толуола; в) фенола; г) хлорбензол; д) нитробензол. объясните, почему скорость нитрования этих соединений разл…
Опубликовано: 04.03.2019 04:20
Ответов: 3
Река на севере греции у берегов которой в 492 году до н э персы остановили своё первое вторжение на !…
Опубликовано: 04.03.2019 09:00
Ответов: 1
Знаешь правильный ответ?
1) Прочитайте отрывок из рассказа А. И. Солженицына «Путешествуя вдоль Оки» из цикла «Крохотки», нап…
Популярные вопросы
.(Проведи в квадрате два отрезка так, чтобы получилось четыре треугольника и четырехугольник)….
Опубликовано: 27.02.2019 07:50
Ответов: 2
.(При взаимодействии 2,4 л c2h2 с водой образовался c2h5oh. найти его)….
Опубликовано: 28.02.2019 09:30
Ответов: 1
Втреугольнике высота вн делит сторону ам пополам и равна 5 см. периметр треугольника авн равен 15 см. найдите периметр треугольника авм….
Опубликовано: 28.02.2019 12:20
Ответов: 2
Из пункта а выехал автобус, а чере 15 минут в том же направлении выехал другой автобус со скоростью в 1,2 раза большей и догнал первый на расстоянии 45 км от а. найдите скорость пе…
Опубликовано: 28.02.2019 19:30
Ответов: 1
(3x+0,8)/9,6=4,8/3,6 8/20=28/(9x+7)…
Опубликовано: 28.02.2019 20:40
Ответов: 3
Лаборатория представляет собой комнату длиной 5 м, шириной 4 м, высотой 3,5 м. во время ремонта из лаборатории вынесли все оборудование и мебель, кроме тумбочки, в которой стояла б…
Опубликовано: 01.03.2019 02:00
Ответов: 2
Впараллелограмме 2 стороны равны 12 и 8см соответственно, а один из углов равен 150 градусов. найдите площадь параллелограмма….
Опубликовано: 02.03.2019 07:30
Ответов: 2
Нок(120, 10) нод(52, 53) нод(100, 175) нок(13, 11)…
Опубликовано: 02.03.2019 14:20
Ответов: 1
Два трактора, работая вместе, вспахали поле за 2 дня. за сколько дней может вспахать всё поле каждый трактор, работая отдельно, если один из них может сделать это на 3 дня быстрее…
Опубликовано: 02.03.2019 17:00
Ответов: 1
Сколько процентов от массы товара с упаковкой составляет масса упаковки (тары), если на ней указано: брутто (масса товара с упаковкой ) — 12,45 кг, нетто (масса товара без упаковк…
Опубликовано: 03.03.2019 00:30
Ответов: 1
Случайные вопросы
1) Прочитайте отрывок из рассказа А. И. Солженицына «Путешествуя вдоль Оки» из цикла «Крохотки», написанного в 1958— 1963 годах. Сформулируйте 52. его тему. Пройдя просёлками Средней России, начинаешь понимать, в в церквах, нем ключ умиротворяющего русского пейзажа. Он Взбежавшие на пригорки, взошедшие на холмы, царевнами белыми и красными вышедшие к широким рекам, колокольнями стройны- ми, точёными, резными поднявшиеся над соломенной и тесовой по- они издалека-издалека кивают друг другу, они из вседневностью сел разобщённых, друг другу невидимых, поднимаются к единому небу. И где б ты в поле, в лугах ни брёл, вдали от всякого жилья, никогда ты не один: поверх лесной стены, стогов намётанных и са: мой земной округлости всегда манит тебя маковка колоколенки то из Борок Ловецких, то из Любичей, то из Гавриловского. Но ты входишь в село и узнаёшь, что не живые убитые приветствовали тебя издали. Кресты давно сшиблены или скривлены; ободранный купол зияет остовом поржавевших рёбер; растёт бурьян на крышах ив рас- щелинах стен; редко ещё сохранилось кладбище вокруг церкви; а то свалены и его кресты, выворочены могилы; заалтарные образы смы- ты дождями десятилетий, исписаны похабными надписями. И всегда люди были корыстны, и часто недобры. Но раздавался звон вечерний, плыл над селом, над полем, над лесом. Напоминал он, что покинуть надо мелкие земные дела, отдать час и отдать мыс- вечности. Этот звон, сохранившийся нам теперь в одном толь- ко старом напеве, поднимал людей от того, чтоб опуститься на четы- ре ноги. В эти камни, в колоколенки эти, наши предки вложили все своё лучшее, всё своё понимание жизни. ЛИ 2) Найдите и выпишите ключевые слова текста. Назовите тематические груп: пы, к которым они относятся. 3) Как вы понимаете смысл двух последних абзацев текста? Какую проблему рассматривает автор? Что, по вашему мнению, он хотел сказать? 4) Согласны ли вы с мнением А. И. Солженицына? Выскажите свою точку зре ния. Напишите небольшое сочинение-рассуждение по основной проблеме текста.
-
аноним -
около 1 года назад -
0
Оборудование:
- портрет А.И.Солженицына;
- диск с записями чтения автором «Крохоток»;
- презентация;
- тексты «Крохоток».
Слайд №1
Слово учителя:
Сегодня на уроке мы попутешествуем и попробуем открыть для себя нового А.И.Солженицына. Речь пойдёт о его лирических миниатюрах. В обширной критической литературе, посвящённой творчеству А.Солженицына, им отводится исключительно мало места. В одних работах они вообще не упоминаются, в других о них говорится общо и бегло. А между тем «Крохотки» вполне заслуживают особого научного исследования, так как оказались значительным событием и творческой биографии самого автора и историко-литературного процесса.
Слайд №2
Интересна их судьба. Первый цикл «Крохоток» автор писал с 1958 по 1960 год. Лишь «Молитва» написана в 1963.
«Крохотки» не были напечатаны в СССР, но ходили в самиздате. В декабре 1961 года Александр Исаевич показал А.Т.Твардовскому «несколько «Крохоток» побезобиднее». «Крохотки» он признал «записями в общую тетрадь про запас»». «Весной 1964, — пишет Солженицын, -… я дал в несколько рук свои «Крохотки» на условии, что их можно не прятать, а «давать хорошим людям».
«Эти «Крохотки» … имели большой успех. Они очень скоро распространились в сотнях экземпляров, попали в провинцию. Неожиданнее всего было для меня то, что откровенная защита веры была душевно принята интеллигенцией. Самиздат прекрасно поработал над распространением «Крохоток» и прорисовал недурной выход для писателя, которого решили запретить. Распространение «Крохоток» было такое бурное, что уже через полгода — осенью 1964, они были напечатаны в «Гранях», о чем «Новый мир» и я узнали из письма одной русской эмигрантки».
В 90-е годы (1996-1999) появилось ещё 14 зарисовок. Сейчас мы можем не только прочитать «Крохотки», но и услышать их в исполнении автора. В аудиокнигу вошла запись, сделанная в 2000 году.
Слайд №3
Цикл солженицынских «Крохоток», написанных в1958-1960-х годах, состоит из семнадцати миниатюр, различных по своему объёму, тематике и жанрово-стилистическим признакам. Солженицын, как и его предшественники, в своих зарисовках иногда отказывается от непосредственного выражения смысла в тексте и на первый план выдвигает мелкие эпизоды окружающего мира, придавая им форму мимолётных мгновений, зафиксированных как будто наспех героем-повествователем и отражающих его актуальное настроение. Представленные таким образом “мгновения” повседневности приобретают необычную яркость, красочность, и одновременно выражают более глубокий, чем кажется на первый взгляд, смысл.
Слайд №4
Все произведения можно разделить на несколько групп. Некоторые из них написаны в форме аллегорической миниатюры. Это «Вязовое бревно», «Костёр и муравьи». «Отражение в воде», «Способ двигаться», «Старое ведро» и «Колхозный рюкзак» условно можно определить как философские этюды. Следующая группа «Крохоток» — «Дыхание», «Гроза в горах», «Утёнок» и «Приступая ко дню» — представляет собой что-то промежуточное между миниатюрами первого и второго типа. Неприязнь Солженицына к современной технике особенно ощутима в миниатюре «Способ двигаться», где она предстаёт перед читателем в облике безобразного дракона “с мёртвыми стеклянными глазами”, скрежещущего железом, изрыгающего вонючий фиолетовый дым.
Слайд №5
Особую группу «Крохоток» составляют миниатюры, которые можно определить как путевые очерки. К ним принадлежат: «Озеро Сегден», «Город на Неве», «Прах поэта» и «На родине Есенина». Все они являются плодами путешествий Солженицына по России весной и летом 1958 года. В «Прахе поэта» и «На родине Есенина» нашли отражение впечатления велосипедных экскурсий автора вдоль Оки, а в «Городе на Неве» — наблюдения и мысли, возникшие под влиянием поездки в Ленинград. Именно путевым заметкам посвящён наш урок.
О путевых заметках речь шла на уроках, посвящённых изучению произведения Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву».
Сегодня мы проедемся по России уже 20 века. Посмотрим, что привлекло внимание Солженицына.
Слайд №6
Первая остановка: озеро Сегден.
Справка: Сегден – лесное озеро в окрестностях Солотчи- посёлка в получасе езды от Рязани. Рязанцы называют Солотчу воротами в Мещёру.
- Что мы узнаём о местоположении озера?
- Каким его видит рассказчик?
- На что больше всего обращает внимание?
- О чём мечтает, глядя на красоту озера?
- Исполнимы ли его желания? Почему?
- Как вы понимаете смысл трёх последних предложений?
В этой миниатюре позиция рассказчика выражается чётко. Описывая прекрасную русскую природу, а также свои личные переживания, он не избегает и прямых публицистических интонаций, родственных радищевским, обличительным нотам из «Путешествия из Петербурга в Москву». Особенно резкий, непримиримый характер они приобретают в финале миниатюры, где повествователь зло клеймит “лютого князя, злодея косоглазого”, напоминающего сказочного Кощея Бессмертного, который вместе со своими “злоденятами” захватил озеро и держит в страхе и послушании окрестных жителей”.
Слайд №7
Двигаясь далее, мы оказываемся, в Льгове. Это наша вторая остановка, и мы обращаемся к миниатюре «Прах поэта».
- Читаем первый абзац и думаем, какую роль рассказчик играет в этой зарисовке? /Информатора и хорошего знатока исторического прошлого села./
- Чем дорого русскому человеку прошлое?
- Почему именно здесь попросил похоронить себя Я.П.Полонский?
Справка: В Ольговом монастыре было фамильное захоронение Полонских. В воспоминаниях «Старина и моё детство» Полонский писал: «Мать мою похоронили в Ольговом монастыре в двенадцать верстах от Рязани по столбовой Астраханской дороге».
- Как представлена современная жизнь?
- Что противопоставлено величию и красоте деревни в прошлом? /уродство и опустошённость/
- В чём необычность построения заметки? /Введён второй рассказчик/
- О чём он рассказывает и как? /Он спокоен и равнодушен при повествовании, а это уже говорит о многом. Надзиратель духовно пуст и примитивен./
- Какие слова совсем не вяжутся с этим местом?
В текст миниатюры автор вводит слова “вышка”, “вахта”, “зона”, которые небезразличны для её смысла. Они обозначают лагерь, тюрьму, узниками которых становятся древние монастыри и прах поэта Полонского, символизирующие духовные ценности прошлого. Показывая духовный и нравственный упадок соотечественников, Солженицын в «Прахе поэта» задумывается над его истоками. Таким образом писатель стремится подчеркнуть, что причиной морального падения сограждан является их духовное закабаление, полный разрыв с национальными и религиозными традициями.
Слайд №8
Мы в Константинове, на родине С.А.Есенина. Здесь Александр Исаевич был 20 июля 1960 года. Сейчас там есть прекрасный дом-музей поэта.
- А что видел Солженицын в Константинове в конце 50-х годов 20 века?
- Что его очень волновало?
- О чём размышлял?
В миниатюре «На родине Есенина» предметом размышления становится красота – не замечаемая, растоптанная, не воспринимаемая. Для автора она связана с извечной загадкой творчества, определяемого им как «слиток таланта», который «метнул творец», чтобы кто-то, «потрясенный», «нашел столькое для красоты – у печи, в хлеву, на гумне, за околицей, — красоты, тысячу лет топчут и не замечают?…»
Слайд №9
Следующая остановка: город на Неве.
- Догадываемся мы, о каком городе идёт речь?
- Почему?
- В чём особенность синтаксических конструкций предложений?
- Какие чувства передаются?
- Почему и о чём страшно подумать?
Мир, который «открывает» нам писатель, одушевлен и неделим. «Великолепие» «Города на Неве» строится на многослойном фундаменте, и Солженицын обнажает пласт за пластом: «Чуждое нам и наше самое славное великолепие! Такое наслаждение бродить теперь по этим проспектам! Но, стиснув зубы, проклиная, гния в пасмурных болотах, строили русские эту красоту! Косточки наших предков слежались, сплавились, окаменели в дворцы – желтоватые, бурые, шоколадные, зеленые».
Слайд №10
К группе путевых заметок можно отнести и его зарисовку «Путешествуя вдоль Оки», замыкающую первый цикл «Крохоток».
- В чём ключ умиротворяющего русского пейзажа?
- Какие средства выразительности при описании церквей использует автор?
- Для чего появляется приём антитезы при описании?
- Какова роль вечернего звона над селом, колоколенок, камней?
Солженицын в «Крохотках» по-особому иллюстрирует свою позицию, суть которой в том, что «художнику дано лишь острее других ощутить гармонию мира, красоту и безобразие человеческого вклада в него – и остро передать это людям».
- Подумаем, что характеризуют путевые заметки как жанр?
- Какие особенности они имеют? /документальность, упоминание исторических личностей, мест, размышления над насущными вопросами…/
Слайд№11
Каждая из этих миниатюр содержит документальное начало, которое составляют названия реально существующих местностей, рек и озёр (Нева, Мойка, Чёрная речка, Охта, озеро Сегден, деревня Льгово, Рязань, Ока, село Константиново), исторических памятников (монастыри Успенский и Иоанна Богослова, Исаакиевский собор, арка Росси в Ленинграде) и лиц (Ингварь Игоревич, Батый, Яков Полонский, Есенин), конкретизирующих место действия и исполняющих важную познавательную функцию. Но факты, хотя они здесь и важны, не являются самоцелью и даны, как, например, описание окрестностей озера Сегден или села Константинова («На родине Есенина») в сжатой, динамической форме путём введения кратких усечённых конструкций, назывных предложений. Жизненные реалии и очерковые зарисовки фона переплетаются с размышлениями, оценками, публицистическими интонациями, придавая повествованию свободный, ассоциативный характер. Центр повествования составляет рассказчик, тождественный реальному автору, выступающий в рамках одного текста в функции наблюдателя-обозревателя, комментатора, мыслителя и судьи.
В миниатюрах отражены наиболее сокровенные мысли и переживания писателя, они – своеобразное зеркало «его духовного состояния», в основе которого глубокая убежденность, что судьба и будущее народа неразрывны с его душой.
Солженицын в «Крохотках» как бы подхватывает «красные нити раздумья русских писателей», над которыми оказалось не властным время.
Оба цикла завершаются молитвами, обращенными писателем к Господу с просьбой о «вызволении народа из глубин Беды». И это далеко не случайно.
Слайд №12
Прослушивание «Молитвы» в исполнении Солженицына.
Домашнее задание: Сочинение-размышление на темы: «Россия А.Н.Радищева и А.И.Солженицына», «Над чем меня заставили задуматься «Крохотки»? «Мои «Крохотки»
В работе использованы материалы интернета и книги А.И.Солженицына «Рассказы и крохотки», М., Астрель-АСТ, 2006.