Прочитайте отрывок из русской народной сказки выпишите диалектные слова жила была кыцанька

Похожие вопросы:

поднявшись на гору, он увидел море.   выключив свет, анна вышла из комнаты.   алексей сидел на подоконнике, болтая ногами.   играя в кубики, мальчик учится счит…Подробнее

ответов: 4

в сложносочиненном предложении все предложения самостоятельные, независимые др. от др.можно поставить точку вместо запятой и смысл не измениться. можно разделить еще каким -нибудь…Подробнее

ответов: 3

этот глагол — шефствовать…Подробнее

ответов: 3

кошевой ,не понимавший беспокойной суетни ,был удивлен  (повеств.,невоскл.,простое ,распостр.,осложнено опредилением, выраж. причасным оборотом) сказуемое (подчеркивается дву…Подробнее

ответов: 3

на первое-уха,на второе рагу и салат,на десерт-компот.приятного аппетита!…Подробнее

ответов: 2

а.п.чехов писал: «как непосредственен,как силен гоголь и какой он художник! «…Подробнее

ответов: 4

д) секут ( сравни просека) лес сечь — не жалеть плеч. досекли лесок. высечка, место в лесу, где идет рубка, отвод, и где лес уже вырублен насечь хворосту. обсечь сучья. ( толковый…Подробнее

ответов: 3

транскрипции напиши вот такие (ф к р и ф`), (к  о в р и ш к а), (в р о с`), (к н и к) ( д у п к и) фонетический признак получается слышится другая согласная….Подробнее

ответов: 2

День-[д’`эн’] мёл-[м’`ол] сад-[с`ат] дядя-[д’`ад’а] салют-[сал’`ут] рука-[рук`а] люди-[л’`уд’и] надеюсь правильно….Подробнее

ответов: 3

Стелющиеся растения ( согл. )  , густые заросли( согл. )  , ясно излагать( прим. )  , подготовиться к изложению( . )  , подбирать материал( . )  , запереть…Подробнее

ответов: 4

1)попасть в просак- попасть в какуето неприятность. 2)остаться с носом- упустить свой шанс. 3)быльём поросло-чтото давно забытое. 4)типун тебе на язык-не говори такого….Подробнее

ответов: 4

ученье — свет, а неученье — тьма. лето припасает — зима поедает. умей не только брать, но и отдавать. хорошие люди умирают, а дела их живут. легче друга потерять, чем найти. на чуж…Подробнее

ответов: 3

Проверочная работа по теме « Лексика. Культура речи» 6 класс

Цель: проверить усвоение учащимися темы «Лексика»; умения определять лексическое значение слова; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и стилистическими свойствами.

Теоретическая часть

1.Что изучает лексика?

1. слово

2.звуки речи

3. части слова

4. части речи

2.Слова, употребляемые только жителями той или иной местности:

1. профессионализмы

2 диалектизмы

3.Жаргонизмы

4.Устаревшие слова

3. Восстановите определение:

1.Слова в русском языке могут употребляться в … и в … значении.

2.Устаревшие слова, вышедшие из активного употребления вместе с предметом (явлением),называются … .

3.Слова, заменившие старое название предмета на новое, называются … .

4. Неологизмы – это…

5. Что означают следующие пометки, данные в толковом словаре?

А. обл. Б. перен. В. спец.

Практическая часть

Задание 1.

В каком предложении нет антонимов?
1.Заяц укрылся, спрятался в густых зарослях.
2.Молчаливый думает, а болтливый словами сыплет.
3.В громадной коробке лежал маленький флакончик.
4.Горячий чай согревает, а холодная вода укрепляет.

Задание 2.

В каком предложении есть синонимы?
1.Он работал не за страх, а за совесть.
2.Беды терпеть – надо каменное сердце иметь.
3.Под порывами ветра снег запорхал, заметался, закружился.
4.Доброе дело – правду говорить смело.

Задание 3

Укажите предложение, в котором есть профессионализм.

1.Старый шкаф стоял на своём месте – в углу террасы

2.Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучают звуки речи.

3.Дом был деревянный.

4.Шкатулку принесли в комнату и осторожно вытерли пыль.

5.В сарае то стучал молоток, то визжала пила.

6.Эсплада – это широкая улица с аллеями

Задание 4. 

Найдите пару русскому слову:

Общительный

Подарок

Азбука

Случайный

Представление

Мнимый

мировоззрение.

Слова для справок: алфавит, сувенир, коммуникабельный, презентация, фиктивный, менталитет, спонтанный.

Задание 5.

«Четвёртое лишнее». Найдите устаревшее слово.

1.Обувь: кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки.

2.Одежда: пальто, плащ, шубы, кафтан.

3.Игры: шашки, бирюльки, шахматы, лото.

4.Лицо: глаза, рот, чело, щёки.

Задание 6.

Прочитайте отрывок из русской народной сказки. Выпишите диалектные слова и соотнесите их со словами для справок.

Жила-была кыцанька. У неё было две манюшки. Она каждый день ходила на дровосек, мать-то их, и им пекла шанюшки. Говорила она манюшкам: «Как уйду дровцы сечь, так вы дверь держите крепче и сами не спите. Крепче замыкайтесь! Как Егибовна к вам будет подходить, так она вам будет петь толстым голосом, а я как буду подходить, так я вам буду петь тонким голосом. Как мне, так открывайте, а Егибовне не открывайте».

Слова для справок: кошечка, малыши, котята, ватрушки с творогом, за дровами, закрывать дверь, Баба-Яга, рубить дрова.

Урок в 5 классе на тему «Что такое профессиональные
и диалектные слова»

Тема урока: Что такое
профессиональные и диалектные слова.

УМК: Русский язык. 5 кл.: учеб.
для общеобразоват. Учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.;
под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013

Тип  урока: усвоение новых знаний.

Цели:

дать понятие о профессиональных и
диалектных словах;

сформировать умение объяснять их
значение;

— познакомить со словарём В.И,Даля;

развитие 
интереса к живой народной речи и устному поэтическому творчеству;

— воспитывать любовь и уважение к богатству и
многообразию русского языка.

Формируемые ключевые компетентности: готовность делать
осознанный и ответственный выбор, аспекты информационной, социальной и
коммуникативной компетентностей.

Универсальные учебные
действия (УУД):

Личностные: оценивают
важность различения «красивого» и
«некрасивого», потребности в «пре­
красном» и отрицания «безобразного».

Регулятивные: соотносят
результат своей дея­тельности с целью и оценивают его.

Познавательные: самостоятельно
предполагают, какая информация нужна для
решения предметной
учебной задачи.

Коммуникативные: учатся критично относиться
к собственному мнению.

Этапы
урока

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

УУД

1.Мотивация
к учебной деятельности. (3 мин.)

Цель:

ü  мотивировать
учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной
обстановки;

ü  осознанное
вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок
для эмоционально комфортной обстановки на уроке.

1.Приветствие
учащихся.

Проверка
готовности к уроку. Психологический настрой.

Приветствуют
учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически
настраиваются на урок.

 Самоопределение
(Л1, осуществление гражданской идентификации личности)

Целеполагание
(Р1, принятие учебной задачи)

Планирование
учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К1, общение и
взаимодействие, планирование учебного сотрудничества (К2, ориентировка на
позицию партнера, К5, формулировка)

2.Актуализация
знаний и пробное учебное действие. (10 мин.)

Цель:

ü  актуализировать
учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;

ü  актуализировать
мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

ü  зафиксировать
затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия

2.Проверка домашнего задания.

3. Мозговой штурм.

— Беседа о том, чем отличаются
друг от друга слова – омонимы.

— Одинаковы ли значение, состав и
способ образования слов стрЕлок и стрелОк, хлОпок и хлопОк? Докажите.

— Продолжите ряд слов. Используя
их, докажите, что ударение служит средством смыслового различения слов одной
или разных частей речи, средством отличия форм одного и того же слова.

Атлас —  атлАс, Окна – окнА….

— Беседа о правописании о-ё в
корнях слов по схеме.

4.Знакомство
с профессиональными словами, терминами разных наук.

1)Изучение
основного теоретического материала по учебнику на стр. 116-117.

Отвечают
на вопросы.

Работают
с учебником.

Л4,
формирование картины мира культуры как порождения предметно-преобразующей
деятельности человека, Л7, формирование позитивной самооценки,
Р2, планирование своих
дйствий, Р5, адекватное восприятие оценки учителя
Р7, оценка правильности
выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, Р8, внесение
необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и
учета характера сделанных ошибок, К5, формулирование собственного мнения, К6,
умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,
П3, построение речевого высказывания в устной форме.

3.
Этап закрепления с проговариванием во внешней речи (10 мин.)

Цель:
воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими
работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения
к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет
как часть целого.                         

Организация
учебной деятельности, консультация по мере необходимости, контроль выполнения
задания; организация индивидуальной, групповой и коллективной форм работы.

2)Выполнение
упр. 327, 328

3)Нахождение
профессиональных слов.


Послушайте. Какие из слов используются преимущественно в речи военных?
Являются ли эти слова профессиональными или они стали общеупотребительными?
Какова основная мысль текста?

                    
Федя с наганом.

В
одной из траншей, поворачивая против танкистов их же замолкший и оставленный
здесь пулемёт, краснофлотцы нашли возле него тело советского бойца.

Он
был в каске, в защитной гимнастёрке. Но когда в поисках документов
расстегнули ворот, под ним увидели знакомые сине – белые полоски флотской
тельняшки. И молча сняли моряки свои бескозырки, обводя глазами место
неравного боя.

Кругом
валялись трупы фашистов – весь пулемётный расчёт, и те, кто, видимо, подбежал
сюда на выручку. В груди унтер – офицера торчал немецкий штык. Откинутой
рукой погибший моряк сжимал немецкую гранату. Вражеский автомат, все пули
которого были выпущены в фашистов, лежал рядом. За пояс был заткнут пустой
наган, аккуратно прикреплённый к кобуре ремешком. И тогда кто – то негромко
сказал:


Это, верно, тот… Федя с наганом…

Фамилии
его не узнали: документы были неразличимо залиты кровью, лицо изуродовано
выстрелом в упор. О нём знали одно: он был моряком. Это рассказали сине –
белые полоски тельняшки, под которыми кипела смелая и гневная морская душа,
пока ярость и отвага не выплеснули её из крепкого тела.

                                       
Л.Соболев.

Находят
профессиональные слова.

Анализируют
текст в парах.

Контроль
(Р4, учет правила в планировании и контроле способа решения)

Оценка
(Р7, оценка правильности выполнения действий на уровне адекватной
ретроспективной оценки)

Коррекция 
(Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе
его оценки и учета характера сделанных ошибок)

Умение
структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач
(П3, построение речевого высказывания в устной и письменной форме)

Управление
поведением партнера (К7, построение понятых для партнера высказываний,
учитывающих, что он знает и видит, а что нет, К 10, использование речи для
регуляции своего действия)

Динамическая
пауза (2 мин.)

Цель:
сменить вид деятельности.

Для хорошей работы головного мозга (Потереть
носик ладошкой, потереть влево 5–10 раз, вправо
5–10 раз)

Учащиеся
выполняют упражнения.

Личностные:
установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

4.
Включение изученного в систему знаний.(15 мин.)

Цель:

ü  мотивировать
учащихся к деятельности;

ü  координировать
деятельность учащихся;

ü  контролировать

выполнения
заданий

Мотивация
и координация деятельности учащихся, контроль выполнения задания

5.Понятие
о местных или диалектных словах.


Довольно часто в разговорном стиле художественной литературы можно обнаружить
местное, диалектное слово. В научном и деловом стилях это признаётся
недопустимым.


В художественной речи диалектизмы  используются главным образом как средство
речевой характеристики.

— 
Представьте себе, что вы приехали в гости к бабушке, которая живет в деревне.
Наступил вечер, и
зазвучала сказка

Жила-была кыцанька.  У нее было две манюшки. Она
каждый день ходила  на дровосек, мать-то их, им пекла шанюшки. Говорит она
манюшкам: «Как я уйду дровцы
cечь.  Так вы дверь
держите крепче и сами не спите. Крепче замыкайтесь! Как  Егибовна к вам будет
подходить, так  она вам будет петь толстым голосом, а я как буду подходить,
так я вам буду петь тонким голосом. Как мне, так  открывайте, а Егибоване не
открывайте. Как Егибовна будет петь: «Куда  ваша маменька пошла да в каку
дороженьку», а вы скажите Егибовне, что влево ушла,  а я вправо уйду, а то
она меня съест».

Она 
и ушла   дровцы сечь, вправу дорожку.

Приходит 
Егибовна и кричит « Ба-а-а, кыцаньки, ба-а, маленьки, откройте воротица, я
ваша маменька, вы мои деточки, откройте воротица!» А манюшки  и говорят:
«Слышим, слышим не маминькин голосочек!» Она тогда: « Куда ваша маменька
ушла?» Они говорят: « В левую дорожечку,  дровцы сечь!»

И
поехала Егибовна на железной ступе в лес, с железным крюком, и хвощет лес-то.
Да  и говорит: «Съем кыцаньку, съем  серебрянку!»


О ком в сказке идет речь? (О кошечке с котятами и Бабе Яге)


А почему вы не угадали?


Какие слова вам показались незнакомыми или необычными?


Где их могут употреблять?

Таким образом,
слова, которые употребляются людьми  определенной местности, называются
диалектными.

.
См. Теоретический материал в учебнике «Русский язык. 5 класс»  под редакцией
М.М.Разумовской,  с. 118

Люди
в старину ездили мало, часто человек ни на один  день не покидал города или
деревни, где родился.

Вместе
с людьми  неподвижно жили слова. Были слова общие, понятные каждому человеку
на Руси, а были местные, их знали  понимали жители одного края, одной
области.

— А зачем изучать то, что не
является литературным  языком?

Вывод:  народные говоры —
свидетели русской истории. Они сохранили названия предметов крестьянского
быта, пищи, орудий труда, традиционной одежды.

Выполнение
упр. 330.

Значение
диалектных слов.
Работа
со словарями

1.                 
Чтение текста по ролям.


Где Люба?


По батожья ушла?


По что?


Ну, по столбцы.


По что?


Ну, по петушки.


По что? По что?


По стебени.


Не понимаю вас.

— Ах, батюшка,
какой ты бестолковый…(щавель)

Можем
ли мы сказать, что собирала в лесу Люба? А почему?

          
—  А где мы с вами можем узнать значение диалектных слов?


А какое диалектное слово, обозначающее щавель, знаете вы? (кислинка).

2. Работа со словарями: со
словарем Даля «Толковый словарь живого великорусского языка».

1)
Презентация «В.И.Даль» 

2)
Упр. 331.                     

—  Выпишите предложения, в
которых заключается  основная мысль текста или сформулируйте сами.

—  Каких еще известных русских
лингвистов вы знаете? (Ломоносов, Виноградов,  Ованесов,   Бодуэн  де 
Куртэне)

3.
Отгадайте загадку

Он длиннущий, он большущий

Он от тучки до земли

Пусть  идет он пуще, пуще,

Чтоб грибы быстрей росли.

— Знаете ли вы диалектные слова,
обозначающие это природное явление?

Чтение отрывка из словаря Даля.
Упр. 332

— Какие диалектные слова 
встретились в тексте?

— Выпишите  однокоренные слова к
слову дождь, разберите их по составу. Какие из них употребляются в
разговорной речи?

— А давайте откроем Толковый
словарь в учебнике (с.308)

— Кто нашел диалектные слова?
Какой пометой («обл») они встречаются?

Приведите
примеры.

Вывод                     

        По правде сказать, жаль диалектных слов. С
ними уходит из языка какой-то особый привкус, аромат. Потерять диалектные
слова — значит потерять для науки, для истории нашего  народа значительную
часть того, что составляло содержание жизни миллионов людей в течении многих
столетий.

Чтение 
учеником  наизусть стихотворения С.Я. Маршака «Словарь»

Вот
почему наш долг, наша задача, обязанность — сохранить эти бесценные сокровища
живой народной речи.

Выразительное
чтение стихотворение учеником

 Какое  красивое слово «Присады»!

Что значит по-русски

«Деревья вдоль сельской дороги».

Какие неисчислимые вклады скрывает

Славянский колодец глубокий.

Слова берегите –

они самоцветы,

они самокаты,

они самоходы,

они самобеги

                              
всегда и вовеки.

                                            
(О.Шестинский)

Слушают
учителя.

Отвечают
на вопросы.

Работают
с теорией учебника.

Читают
теорию в учебнике.

Учащиеся
выполняют упражнение по заданию. При проверке

оценивают
себя.

Учащиеся
выполняют упражнение по заданию. При проверке

оценивают
себя.

Работают
со словарем.

Контроль,
коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р4, осуществление итогового и
пошагового контроля по результату, Р5, адекватное восприятие оценки учителя,
Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе
его оценки и учета характера сделанных ошибок)

Самоопределение
(Л6, самооценка личности, Л7, формирование адекватной позитивной самооценки,
самоуважения и самопринятия)

5.Рефлексия.
(5 мин.)

Цель:

ü  оценить
результаты собственной деятельности

ü  повторить способ
нового знания

Рефлексия

Фронтальный опрос:

-Какие
слова  называются диалектными?

Какие слова называются
профессиональными?


— Удалось решить поставленную задачу?


Каким способом?


Какие получили результаты?


Что нужно сделать ещё?


Где можно применить новые знания?


Оцените свою работу на уроке. Работу класса

Оценки получают ученики,
отвечавшие домашнее задание, работавшие у доски и активно дополнявшие с
места.

Домашнее
задание:

  § 41, упр.
327(2), 329, 333(у)

Отвечают
на вопросы учителя.

Учащиеся
высказывают свое впечатление от урока. Каким сегодня был урок?

Умение
выражать свои мысли (К1, понимание возможности различных позиций других
людей, отличных от собственной, К3,4, учет разных мнений и стремление к
координации различных позиций в сотрудничестве)

Рефлексия
(П5, структурирование знаний, П16, 17,выдвижение гипотез и их обоснование)

Смыслообразование
(Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и
самопринятия)

logo

    • Предмет:

      Русский язык

    • Автор:

      laylamurphy847

    • Создано:

      3 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • fizika
    Физика

    4 минуты назад

    Помогите решить пожалуйста

  • matematika
    Математика

    9 минут назад

    Задача 5 класс

  • matematika
    Математика

    14 минут назад

    Математика, задача 5 класс

  • matematika
    Математика

    19 минут назад

    Математика, задачи на движение

  • drugie-predmety
    Другие предметы

    24 минут назад

    и составить два предложения наречие места по каз яз ​

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • fizika
    Физика

    4 минуты назад

    Помогите решить пожалуйста

  • matematika
    Математика

    6 часов назад

    Дана последовательность букв фавыдовлыдяюфлчлиоыдсоыжф найдите в этой последовательности частоту

    А) буквы Д;Б)буквы Ф;В)буквы Ы;Г)буквы С

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20709

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    zlatikaziatik

    2620

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

  • Прочитайте отрывок из рассказа шолохова судьба человека выберите материал для одной из тем сын отец
  • Прочитайте отрывок из рассказа чехова ванька выпишите прилагательные и причастия
  • Прочитайте отрывок из рассказа толстого набег и запишите его озаглавьте текст
  • Прочитайте отрывок из рассказа праздники выпишите из этого текста ключевые слова масленица
  • Прочитайте отрывок из рассказа павловой путешествие в прошлое и подумайте о чем он машина времени