Прочитайте отрывок из сказки иван крестьянский сын и чудо юдо какой художественный прием

Олимпиадные
задания по литературе для 5 класса.

Часть 1.

За
каждый правильный ответ 1 балл

1.     
Краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного
характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл:
А) стихотворение
Б) басня
В) сказ

2.     
Иносказательное изображение предмета, явления, целью которого наиболее
наглядно показать его существенные черты:
А) аллегория
Б) антитеза
В) анализ

3.      Определите
жанр произведения по проведенному отрывку:

Невежда также в
ослепленье
Бранит науки и ученье,

И все учёные труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
  

  А) баллада
    Б) миф     В) басня
    Г) поэма. 

4.      О ком идёт
речь в этом описании?
Студенту
Петербургского университета всего 18 лет, он постеснялся отнести рукопись своей
сказки в редакцию и отдал её своему любимому профессору, а тот не только
прочитал её студентам, но и помог опубликовать в самом читаемом журнале
«Библиотека для чтения». А. С. Пушкин после прочтения этой сказки сказал:
«Теперь этот род сочинений можно мне и оставить».

     А) М. Ю. Лермонтов     Б)  П. П.
Ершов     В) В. А. Жуковский     Г) Н.
В. Гоголь. 

5.      «Произведение
древнерусской литературы, содержащее погодовую запись исторических событий». О
каком жанре идёт речь? 
    А)
сказ      Б) миф    В)  летопись
   Г)  притча. 

6.      В каком
произведении встречаются следующие герои: Вакула, Солоха, Оксана, Чуб. 
 А)  
А. С. Пушкин «Дубровский» 
 Б) Н. С. Лесков «Левша» 
 В)    Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» 
 Г)    М. М. Пришвин «Кладовая солнца». 

7.      Из какой
басни И. А. Крылова взяты эти строки:
«Быть
сильным хорошо, быть умным лучше»
 
    А) «Лев и Комар» 
     Б)«Лев и человек» 
     В)«Кот и Повар» 
     Г)«Мышь и Крыса». 

8.      Какое
средство художественной выразительности применил А. С. Пушкин в строках:
Луна,
как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела…
 
     А)сравнение      Б)гипербола
    В) олицетворение     Г)
метафора. 

9.      Узнайте
произведение по его концовке.
«Они
взглянули друг на друга и тут только поняли смысл старого псалма:
Розы цветут… Красота, красота!
Скоро узрим мы младенца Христа.
Так сидели они рядышком, оба уже взрослые, но дети сердцем и душою, а на дворе
стояло тёплое благодатное лето». 
    А)
И. С. Тургенев «Бирюк» 
    Б) А.С.Пушкин «Дубровский» 
    В) Г. Х. Андерсен «Снежная королева» 
   Г)  В. А. Жуковский «Спящая царевна». 

10.  Вспомните, из
какого произведения следующее «крылатое выражение»: 
«Идёшь
в лес – бери еду, бери спички».
 
   А)  В. П. Астафьев «Васюткино озеро» 
   Б)  М. М. Пришвин «Кладовая солнца»
   В)  В. Г. Распутин «Уроки французского» 
  Г)   К. Г. Паустовский «Тёплый хлеб». 

11.  Какие слова деда и
отца вспомнил Васютка, герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро»,
заблудившись в тайге:
А)
« С тайгой надо дружить!»
Б) « Тайга хлипких не любит!»
В) « В тайге одному делать нечего!».

Часть
2.

1.     
Расставьте жанры фольклорных и литературных произведений в порядке
увеличения их объема, начните с самого короткого и закончите самым длинным:
(2
балла)

Пословица
Роман
Поэма
Частушка
Повесть

2.     
Назовите имя героя, который прославился тем, что похитил для людей
огонь? 
(2 балла)

3.     
Определите писателя по биографическим фактам. Напишите его
фамилию, имя, отчество.
(3 балла)

а) Родился в Архангельской губернии
в семье крестьянина-рыбака. Без ведома отца ушел в Москву. Поступил в
Славяно-греко-латинскую академию. Сделал много научных открытий в области
физики, химии, астрономии. Провел реформу стихосложения

б) Родился в Москве. Его дядя,
Василий Львович, был известным поэтом. На мальчика оказала большое влияние
няня. Учился в Царскосельском лицее. В.Жуковский подарил ему свой портрет с
надписью «Победителю ученику от
побежденного учителя».

в) Родился в Москве. Семья жила
бедно. Мать рано его приучила к чтению. Рано умер отец. За время своей жизни
был журналистом, издателем, автором многих прозаических и драматических
произведений. Но в большей степени известен как баснописец.

4.      Перед вами отрывки из разных литературных произведений. Что объединяет
эти отрывки? Как называется этот элемент композиции сказок?
(2 балла)

 В некотором царстве, в
некотором государстве, жили-были царь и царица…

В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был..

5.      Прочитайте отрывок из сказки «Иван-крестьянский
сын и чудо-юдо». Какой
художественный прием в нем используется, отметьте его в тексте, объясните,
какую роль он играет в сказке?
(2 балла)

«Свистнул Иван, бросил свою
правую рукавицу в избушку, где братья его дожидались. Рукавица все стеклa в
окнах повыбила, а братья спят, ничего не слышат. Собрался он с силами,
размахнулся еще раз, сильнee прежнего, и срубил чуду-юду шесть голов… Кинулся
чудо-юдо тут на Ивана, забил его по пояс в сырую землю. Видит Иван — дело
плохо. Снял левую рукавицу, запустил в избушку. Рукавица крышу пробила, а
братья все спят, ничего не слышат».

6.     
Творческое
задание

В сказках часто оживают
неодушевленные предметы. Например, штопальная игла, чернильница, монетка у Г.Х.
Андерсена, зеркальце у А.С. Пушкина, игрушки у Т.А. Гофмана и А. Милна, карты у
Л. Кэрролла.

Сочините сказку, где бы главным
действующим лицом стала какая-нибудь вещь.

Максимальное количество баллов — 10


Ответы олимпиады по литературе для 5 класса:

Часть 1.

1.     
Б) басня

2.     
А) аллегория

3.     
 В) басня   

4.      Б)  П. П.
Ершов     

5.       В) 
летопись    

6.      В)  
Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» 

7.      Б)«Лев и человек» 

8.          
А) сравнение     

9.          В)
Г. Х. Андерсен «Снежная королева»

10.     А) 
В. П. Астафьев «Васюткино озеро» 

11.  Б) « Тайга
хлипких не любит!»

Часть
2.

1.     
Пословица, частушка, поэма, повесть, роман.

2.     
Прометей 

3. а) Михаил Васильевич Ломоносов

б) Александр Сергеевич Пушкин

в) Иван Андреевич Крылов

4.      Зачин

5.     
Гипербола

Опубликовано 2 года назад по предмету
Русский язык
от dvoechnik6360

  1. Ответ

    Ответ дан
    Ulia11kati

    Если смотреть, то диалог это — когда говорят друг с другом . А монолог — это когда человек говорит другим. Значит диалог кончается до слов «А я вас научу». Остальное монолог

Не тот ответ, который вам нужен?

Найди нужный

Самые новые вопросы

Никита081

Математика — 2 года назад

Сколько здесь прямоугольников

Alinashastova

История — 3 года назад

Какое управление было в древнейшем риме? как звали первого и последнего из царей рима?

diankayusupova3

Литература — 3 года назад

Уроки французского ответе на вопрос : расскажите о герое по следующему примерному плану: 1.почему мальчик оказался в райцентре ? 2.как он чувствовал себя на новом месте? 3.почему он не убежал в деревню? 4.какие отношения сложились у него с товарищами? 5.почему он ввязался в игру за деньги? 6.как характеризуют его отношения с учительницей ? ответе на эти вопросы пожалуйста ! сочините сочинение пожалуйста

tegysigalpa2012

Русский язык — 3 года назад

Помогите решить тест по русскому языку тест по русскому языку «местоимение. разряды местоимений» для 6 класса
1. укажите личное местоимение:
1) некто
2) вас
3) ни с кем
4) собой
2. укажите относительное местоимение:
1) кто-либо
2) некоторый
3) кто
4) нам
3. укажите вопросительное местоимение:
1) кем-нибудь
2) кем
3) себе
4) никакой
4. укажите определительное местоимение:
1) наш
2) который
3) некий
4) каждый
5. укажите возвратное местоимение:
1) свой
2) чей
3) сам
4) себя
6. найдите указательное местоимение:
1) твой
2) какой
3) тот
4) их
7. найдите притяжательное местоимение:
1) самый
2) моего
3) иной
4) ничей
8. укажите неопределённое местоимение:
1) весь
2) какой-нибудь
3) любой
4) этот
9. укажите вопросительное местоимение:
1) сколько
2) кое-что
3) она
4) нами
10. в каком варианте ответа выделенное слово является притяжательным местоимением?
1) увидел их
2) её нет дома
3) её тетрадь
4) их не спросили

pakhotnov228

Русский язык — 3 года назад

Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.
1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.
2. множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя
3. поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума

ggg3288

Русский язык — 3 года назад

помогите прошу!перепиши предложения, расставляя недостающие знаки препинания. объясни, что соединяет союз и. если в предложении один союз и, то во втором выпадающем списке отметь «прочерк».пример:«я шёл пешком и,/поражённый прелестью природы/, часто останавливался».союз и соединяет однородные члены.ночь уже ложилась на горы (1) и туман сырой (2) и холодный начал бродить по ущельям.союз и соединяет:1) части сложного предложенияоднородные члены,2) однородные членычасти сложного предложения—.поэт — трубач зовущий войско в битву (1) и прежде всех идущий в битву сам (ю. янонис).союз и соединяет:1) части сложного предложенияоднородные члены,2) ​

Аккаунт удален

Физика — 3 года назад

Вокруг прямого проводника с током (смотри рисунок) существует магнитное поле. определи направление линий этого магнитного поля в точках a и b.обрати внимание, что точки a и b находятся с разных сторон от проводника (точка a — снизу, а точка b — сверху). рисунок ниже выбери и отметь правильный ответ среди предложенных.1. в точке a — «от нас», в точке b — «к нам» 2. в точке a — «к нам», в точке b — «от нас» 3. в обеих точках «от нас»4. в обеих точках «к нам»контрольная работа по физике.прошу,не наугад важно

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Что ты хочешь узнать на сайте Знания ком?

Задай вопрос

Все предметы

Математика

Литература

Алгебра

Русский язык

Геометрия

Английский язык

Химия

Физика

Биология

История

Обществознание

Окружающий мир

География

Українська мова

Информатика

Українська література

Қазақ тiлi

Экономика

Музыка

Право

Беларуская мова

Французский язык

Немецкий язык

МХК

ОБЖ

Психология

Оʻzbek tili

Кыргыз тили

Астрономия

Физкультура и спорт

Другие предметы


2

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»: эпитеты, повторы, приведите примеры?

6 ответов:



3



0

Постоянные эпитеты, повторы, присказку, зачин, и концовку проходят в пятом классе. Там же есть и определение всех этих терминов. Но нам нужны только два, их я и приведу полностью:

YjHd5WmqWcEA6GZNBmrx3bqlO1uzWf3.png

Теперь проанализируем сказку «Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо» (в учебнике она представлена в пересказе М.А.Булатовой). Вот постоянные эпитеты, которые там встречаются:

  • в некотором царстве, в некотором государстве
  • дурная весть
  • чудо-поганое
  • мечи булатные
  • добрые кони
  • живая душа
  • добрые молодцы
  • лютая смерть
  • чужедальная сторона
  • черный ворон
  • ясный сокол
  • сыра земля
  • буйные ветры
  • вражья сила
  • добрые люди
  • каменные палаты
  • подушки пуховые

А это повторы:

  • жили-были
  • царство-государство
  • города-села
  • затужили старик со старухой, загоревали
  • путь-дорога
  • ехали они, ехали
  • заснул крепко, захрапел громко
  • не спится ему, не дремлется
  • снова сошлись, снова ударились
  • походил он, походил
  • сон да дрема
  • едут они степями, едут лугами
  • сечь да рубить
  • завыл, загудел
  • скакали-скакали, скакали-скакали
  • лизала-лизала, лизала-лизала



2



0

Любая русская народная сказка богата постоянными эпитетами, то есть такими эпитетами, которые образуют устойчивое выражение, которые повторяются раз за разом и при этом используются в самых разных произведениях устного народного творчества.

Не исключение и сказка «Иван крестьянский сын и Чудо-Юдо».

Уже в первых строчках мы находим эпитет Юдо Поганое, весть в сказке всегда Дурная, молодцы Добрый, дубины Тяжелые, мечи Булатные и Богатырские, сокол Ясный, ворон Черный, мост Калинов,

А вот какие повторы можно встретить в этом же произведении:

Царство-Государство, само Чудо-Юдо.

8Tr1aXqJKhArYmsS6Z9qHWJBNzp6e5d.png

Особенностью любой сказки оказывается наличие троекратных повторов. В данной же сказке их очень много — три сына, три ночи в каждую из которых происходит три боя с тремя чудо-юдами, три спутника у Чудо-Юда — ворон, конь и пес, три жены чуда юда.



2



0

Эпитеты, которые мы находим в этой сказке, можно разделить на две группы:

  • постоянные (типичные для многих сказок и былин)
  • авторские (встречаются в конкретном произведении).

К постоянным эпитетам можно отнести часто употребляющиеся в сказках словосочетания: меч булатный, черный пес, вражья сила, сырая земля, каменные палаты, румяные яблоки, путь-дорога. При внимательном прочтении таких эпитетов можно найти в сказке великое множество.

К авторским эпитетам я бы отнесла:

cxJvgKGtT8ZQZf0Sfy99cvJ5MLy47PiD.png

К повторам можно причислить присказку «в некотором царстве, в некотором государстве», а также повтор предложений в различных вариациях:

t7pgYjMdEsXWGUKuRMcrqRe03QJRvbX.png



2



0

Эпитеты в сказке — это прилагательные или наречия, позволяющие представить образ героя или события более красочно.

В сказке «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» я нашла следующие эпитеты:

nH61cXUx2Ci6jkItXj2BuN2Bn28HIqm.png

Повторы в сказке — это два одинаковых или похожих слова идут друг за другом, усиливая впечатление. Не стоит путать повторы с трехкратными повторениями. Вот пример повторов из сказки «Иван крестьянский сын и чудо-юдо»:

yy90thJ90KFu8r1NJ4Zy7rsoyuo9e3r.png

Повторения в сказке — события повторяющиеся троекратно по ходу разворачивания сюжета сказки, направлены на усиления впечатления, драматизации сюжетной линии, более четкого очерчивания кульминационного момента.

В сказке «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» я нашла следующие повторы: три брата по очереди трижды шли в дозор на реке Смородине, трижды выходило чудо юдо и конь под ним спотыкалка на Калиновом мосту.

fsu1sxexjasvDejHUr3cp3umS11dQR.png

Трижды говорил Иван «Погоди чудо-юдо хвалиться», трижды срубал Иван головы чуду-юду и кидал их в реку Смородину, дважды утром братья спрашивали у Ивана ничего ли он не видал ночью, а Иван отвечал, что ничего не видел, мимо и муха не пролетала. Каждый раз у чуда-юда прибавлялось по три головы. Трижды звал своих братьев на помощь Иван. Три жены чуда-юда трижды пытались отомстить братьям и Ивану-крестьянскому сыну и трижды Иван спасался.



0



0

Жили-были

Баба Яга костяная нога

Алатырь горючь-камень

Жар-птица

Сивка-бурка вещая каурка

Скатерть-самобранка



0



0

Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» содержит множество художественных средств, характерных для русских народных сказок.

Постоянные эпитеты (красочные определения): дoбpыe молодцы, чудо-юдо пoгaнoe, буйные ветры, дoбpыe кони, стapaя старуха, калиновый мост, острый меч, сыpa земля, добрых людей, бeдa неминучая, мечи булатные, живой души, черный вopoн, страшный бой.

Повторы (однокоренных слов, синонимов и дp.): жили-были; гopoдa-сeлa; затужили, зaгopeвaли; царство-государство; (злодей) paзopил, разграбил, лютой смерти пpeдaл; с хлебом-солью; нe спится ему, нe дремлется; заснул кpeпкo, зaхpaпeл гpoмкo; пpoтиpaл дa прочищал; (огнем) жжет-палит; огнем-пламенем; яблоки спелые дa румяные; вeтep завыл, загудел; лизала-лизала; скакали-скакали; в путь-дopoгу; одеваться-обуваться.

Сказочные формулы (устойчивые oбopoты peчи): «много ли, мaлo ли», «долго ли, кopoткo ли», «пашню пахали дa хлеб засевали», «жили они — нe ленились», «снарядили в путь-дopoгу», «ближние царства хоть шapoм покати», «никого нe видать, ничего нe слыхать», «куда путь держите?», «как пошло время зa полночь», «нa дoзop ходить», «так oн eщe нe родился, a если и родился — так нa бой нe сгодился. Я eгo нa одну руку посажу, другой прихлопну!», «пo кoлeнa в сыру землю вогнал», «возле меня ни oднa муха нe пpoлeтaлa, ни один кoмap нe пропищал», «умыли, накормили, напоили и спать уложили», «вeтep тот пpaх вo все стороны развеял».

Читайте также

Тишина слово интересное, в том смысле какие эпитеты можно подобрать к нему в зависимости от контекста.

Обычно, для того чтобы усилить впечатление от этого слова применяют эпитеты абсолютная тишина, гробовая тишина, полная тишина, мертвая тишина, глубокая тишина, полнейшая тишина.

Но в зависимости от содержания текста и от того какую эмоциональную нагрузку автор хочет придать этому содержанию, эпитеты могут быть абсолютно разными. Например неловкая тишина, внезапная тишина, зловещая тишина, странная тишина, тяжёлая тишина, тягостная тишина, жуткая тишина, оглушительная тишина, торжественная тишина, тревожная тишина, непривычная тишина.

По картине Грабаря «Ясный осенний вечер» можно составить много словосочетаний с эпитетами:

  • синее небо
  • ясное небо
  • бескрайнее небо
  • высокие деревья
  • тонкие деревья
  • качающиеся/раскачива­<wbr />ющиеся деревья
  • желтеющие деревья
  • пожелтевшие листья
  • увядающая природа
  • засыпающая природа
  • свежий ветер
  • теплый ветер
  • большое озеро
  • прячущееся озеро
  • прохладная вода
  • сочные краски
  • ползущие тени
  • залегшие тени
  • ясный вечер

Какая может быть «цель» ?

Перечислим несколько эпитетов ( чаще всего это прилагательные ), которые характеризуют слово «Цель» :

  • Главная цель, единственная цель, стОящая цель, истинная цель, благотворительная цель, основная цель, общая цель, определённая цель, достойная цель, собственная цель, конкретная цель, конечная цель, первая цель, новая цель, разная цель, единая цель, одинаковая цель, политическая цель, важная цель, настоящая цель.

А также:

  • Поставленная цель, заветная цель, жизненная цель, желанная цель, намеченная цель, двойная цель, ясная цель, любая цель, следующая цель, личная цель, корыстная цель, стратегическая цель, реальная цель, достигнутая цель, скрытая цель, подходящая цель, известная цель, двойная цель.

В своем ответе к слову «привет» я подобрала следующие прилагательные:

  • пламенный привет,
  • дружеский привет,
  • братский привет,
  • сердечный привет,
  • нежный привет,
  • искренний привет,
  • обычный привет,
  • необычный привет,
  • горячий привет,
  • теплый привет,
  • армейский привет,
  • солдатский привет,
  • фронтовой привет,
  • пионерский привет,
  • комсомольский привет,
  • письменный привет,
  • устный привет,
  • неожиданный привет,
  • приятный привет,
  • нежданный привет,
  • долгожданный привет,
  • негаданный привет,
  • душевный привет,
  • ответный привет,
  • большой привет,
  • большущий привет,
  • огромный привет,
  • всеобщий привет,
  • общий привет,
  • очередной привет,
  • адресованный привет,
  • переданный привет,
  • непереданный привет,
  • утренний привет,
  • отдельный привет,
  • особый привет,
  • полный привет.

Эпитеты к слову «тайга»:

бескрайняя тайга, зеленая тайга, синяя тайга, белая тайга, снежная тайга, цветущая тайга, загадочная тайга, холодная тайна, живая тайга, заброшенная тайга, неизведанная тайга, недоступная тайга, неприступная тайга, таинственная тайга, сибирская тайга, летняя тайга, весенняя тайга, осенняя тайга, бесконечная тайга, моя тайга, наша тайга, первая тайга, последняя тайга, неприступная тайга, освоенная тайга, застроенная тайга, отступившая тайга, милая тайга, красивая тайга, завораживающая тайга, пугающая тайга, мерзлая тайга, укрытая тайга, родная тайга, черная тайга, мистическая тайга.

logo

    • Предмет:

      Русский язык

    • Автор:

      jayvionjennings684

    • Создано:

      2 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • fizika
    Физика

    4 минуты назад

    Помогите решить пожалуйста

  • matematika
    Математика

    9 минут назад

    Задача 5 класс

  • matematika
    Математика

    14 минут назад

    Математика, задача 5 класс

  • matematika
    Математика

    19 минут назад

    Математика, задачи на движение

  • drugie-predmety
    Другие предметы

    24 минут назад

    и составить два предложения наречие места по каз яз ​

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • fizika
    Физика

    4 минуты назад

    Помогите решить пожалуйста

  • matematika
    Математика

    6 часов назад

    Дана последовательность букв фавыдовлыдяюфлчлиоыдсоыжф найдите в этой последовательности частоту

    А) буквы Д;Б)буквы Ф;В)буквы Ы;Г)буквы С

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20709

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    zlatikaziatik

    2620

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

5 класс        

ЗАДАНИЯ

I.   Знание текстов художественных произведений.

1. Кому из литературных героев принадлежат следующие предметы? Назовите героя, произведение и автора. (По 1 баллу за героя, автора и название произведения)

Горошина

Острый сверкающий нож и меховая муфточка

Свежее душистое  золотисто-румяное яблочко

Рубашки, связанные из крапивной пряжи

Волшебные волоски из бороды

Максимальное количество баллов- 5

2.  «Школа волшебства».

 В сказках, как известно, часто встречаются злые колдуны, ведьмы, поэтому, чтобы добро победило, и у сказки был счастливый конец, часто необходимо расколдовать попавших в беду. Постарайтесь вспомнить, какому колдовству подвергаются герои и назовите способы, с помощью которых снимается заклятие.

Максимальное количество баллов- 5

3. Вот строчки, расплывшиеся от слез пятиклассника, который никак не мог угадать и вспомнить их. Помогите ему восстановить начало одной известной литературной сказки.

«_и_     с_а_и_     _о      _в_ е_    с_а_у_о_    у    с_м_ _о    _и_ _го      _ор_».

Максимальное количество баллов- 1

II. Историко-литературные задания.

1.Определите писателя по биографическим фактам. Напишите его фамилию, имя, отчество.

а) Родился в Архангельской губернии в семье крестьянина-рыбака. Без ведома отца ушел в Москву. Поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Сделал много научных открытий в области физики, химии, астрономии. Провел реформу стихосложения

 б) Родился в Москве. Его дядя, Василий Львович, был известным поэтом. На мальчика оказала большое влияние няня. Учился в Царскосельском лицее.  В.Жуковский подарил ему свой портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя».

 в) Родился в Москве. Семья жила бедно. Мать рано его приучила к чтению. Рано умер отец. За время своей жизни был журналистом, издателем, автором многих прозаических и драматических произведений.  Но в большей степени известен как баснописец.

Максимальное количество баллов — 3

2. Восстановите полные формы имен писателей (имя, отчество, фамилия).

Иван                 Андреевич                         Лермонтов

Михаил        Юрьевич                        

Лев                 Николаевич

Антон         Павлович

Александр            Сергеевич                        Толстой

Николай        Васильевич                        Пушкин

 Максимальное количество баллов- 3

III. Знание теории   литературы.

1.Перед вами отрывки из  разных литературных произведений. Что объединяет эти отрывки? Как называется этот элемент композиции сказок?

1.1 В некотором царстве, в некотором государстве, жили-были царь и царица…

1.2  В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был..

Максимальное количество баллов – 2

2. Прочитайте отрывок из сказки «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». Какой художественный прием в нем используется, отметьте его в тексте, объясните, какую роль он играет в сказке?

«Свистнул Иван, бросил свою правую рукавицу в избушку, где братья его дожидались. Рукавица все стеклa в окнах повыбила, а братья спят, ничего не слышат. Собрался он с силами, размахнулся еще раз, сильнee прежнего, и срубил чуду-юду шесть голов… Кинулся чудо-юдо тут на Ивана, забил его по пояс в сырую землю. Видит Иван — дело плохо. Снял левую рукавицу, запустил в избушку. Рукавица крышу пробила, а братья все спят, ничего не слышат».

Максимальное количество баллов – 3

3.Соотнеси приведенные имена существительные с постоянными эпитетами (можно соединить их стрелочками):

лебедь

девица

земля

сокол

слезы

меч

красная

русская

белая

булатный

ясный

горькие

Максимальное количество баллов – 6

IV. Литература и другие виды искусства

1.Отметить произведения искусства, которые относятся к художественной литературе:

И.Е.Репин «Стрекоза»

П.П.Ершов «Конек – Горбунок»

П.И. Чайковский «Щелкунчик»

А.М. Опекушин.  Памятник А.С.Пушкину

С.Аксаков. «Аленький цветочек».

Барма и Постник. Покровский собор (храм Василия Блаженного)

Максимальное количество баллов- 2

V.  Творческое задание

 1.В сказках часто оживают неодушевленные предметы. Например, штопальная игла, чернильница, монетка у Г.Х. Андерсена, зеркальце у А.С. Пушкина, игрушки у Т.А. Гофмана и А. Милна, карты у Л. Кэрролла.

Сочините сказку, где бы главным действующим лицом стала какая-нибудь вещь.

Максимальное  количество баллов — 10

Олимпиада по литературе 5 класс

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ И ОТВЕТЫ

I.   Знание текстов художественных произведений.

1. Кому из литературных героев принадлежат следующие предметы? Назовите героя, произведение и автора.

Андерсен «Принцесса на горошине»

Маленькая разбойница; Г.Х.Андерсен «Снежная королева»

Мачеха; А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне»

Героиня из сказки Андерсена «Дикие лебеди»

Старик Хоттабыч из одноименной сказки Лагина

Максимальное количество баллов — 5

2.«Школа волшебства»

При оценивании  этого задания  учитывается  четкость ответа (надо назвать заклятие, которому подвергается тот или иной герой, способ, которым это заклятие снимается) и количество приведенных примеров.

Пример

В сказках очень часто герои бывают заколдованы. Но необходимо, чтобы добро победило и у сказки был счастливый конец, поэтому нужно расколдовать попавших в беду героев. Таких сказок очень много. Причѐм их можно разделить на несколько групп:

1) Герои страдают из-за злых волшебников и колдунов.

2) Герои попадают в беду из-за собственной глупости или противного характера.

3) Превращения происходят из-за невнимательности или рассеянности чародеев, по неосторожности, по собственному желанию.

1)

1. В. Гауф «Карлик Нос». Красивый мальчик Якоб превращается в уродливого карлика.

2. Г.Х.Андерсен «Дикие лебеди». Одиннадцать братьев  — принцев превращены злой мачехой в лебедей. Рубашки из крапивы, собранной на кладбище и сплетѐнных в безмолвии их младшей сестрой, вновь вернули им человеческий облик.

3. С.Аксаков «Аленький цветочек». Принц превращѐн в чудовище злой волшебницей, и лишь любовь и доброта младшей дочери купеческой помогли ему вновь превратиться в человека.

4. Л. Лагин «Старик Хоттабыч». Женя Богорад был превращѐн братом Хоттабыча в умирающего старика. Волька, используя незнание джина о полярном дне, сказал, что Солнце  не зайдѐт, пока он, могущественный Волька, не разрешит. Испугавшийся Омар Юсуф снял своѐ заклятие.

5. Русская народная сказка «Царевна  – Лягушка». Царевна была превращена Кощеем в Лягушку. После того как Иван – Царевич нашѐл яйцо и сломал конец иглы, Кощей умер и колдовство рассеялось.

2)

1. С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Мальчик Нильс, обидевший гнома, был сам превращѐн в маленького человечка. Возвращение в нормальный вид должно было произойти, если «одна трубочка и семь дырочек уничтожат армию» (волшебная дудочка выманила из замка полчище крыс), король обнажит голову, а Нильс останется в шляпе (он и сидел в шляпе Розенбума, когда король снял свою треуголку), если его друга гуся Мартина убьют. (Нильс выпустил гуся из сарая, и за доброту гном вернул мальчику прежний вид).

2. О. Уайльд « Мальчик  — звезда». За то, что отверг мать  – нищенку, красавец Мальчик  – Звезда превратился в урода, и обратное превращение могло произойти лишь после того, как он спас зайца и отдал нищему 3 монеты.

3. В нанайской сказке «Айога» злая девочка Айога, обидевшая маму и соседскую девочку, любившая лишь себя – красавицу, превратилась в гусыню. И не расколдовалась.

3)

1. В. Медведев «Баранкин, будь человеком». Юра Баранкин и Костя Малинин по собственному желанию, использую сочиненные ими стихи, превращались  в воробьев, бабочек и муравьев. Сами и расколдовались.

2. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» – взмах крыла Царевны – Лебедь и царевич превращается в комара, муху и шмеля. Ударившись о земь, становится царевичем».

Максимальное количество баллов- 5

«Жил старик со своею старухой у самого синего моря»

Максимальное количество баллов- 1

II. Историко-литературные задания.

1. Михаил Васильевич Ломоносов

Александр Сергеевич Пушкин

Иван Андреевич Крылов

Максимальное количество баллов – 3

Михаил Юрьевич Лермонтов

Лев Николаевич Толстой

Александр Сергеевич Пушкин

Максимальное количество баллов — 3

III. Знание теории   литературы.

Оба отрывка представляют собой начало сказки — зачин

Максимальное количество баллов – 2

Гипербола

В приведенной сказке гипербола используется для преувеличения силы, мощи, удали Ивана: даже одна рукавица его может «все стёкла в окнах повыбить» и «крышу пробить», одним ударом он может «срубить чуду-юду шесть голов». Но чудо-юдо тоже сильно («забил Ивана по пояс в сырую землю»), и этим тоже показывается храбрость и сила Ивана, раз он может с ним сражаться и, в конце концов, его победить. Вместе с тем с помощью данного приема рисуется негативный образ братьев Ивана и их нежелание ему помогать: в окнах стёкла повыбиты, и крыша пробита, «а братья всё спят, ничего не слышат»

«Свистнул Иван, бросил свою правую рукавицу в избушку, где братья его дожидались. Рукавица все стеклa в окнах повыбила, а братья спят, ничего не слышат. Собрался он с силами, размахнулся еще раз, сильнee прежнего, и срубил чуду-юду шесть голов… Кинулся чудо-юдо тут на Ивана, забил его по пояс в сырую землю. Видит Иван — дело плохо. Снял левую рукавицу, запустил в избушку. Рукавица крышу пробила, а братья все спят, ничего не слышат».

Название термина – 1 балл, объяснение роли в тексте – 1 балл, выделение – 1 балл

Максимальное количество баллов – 3

лебедь

девица

земля

сокол

слезы

меч

белая

красная

русская

ясный

горькие

булатный

Максимальное количество баллов – 6

IV. Литература и другие виды искусства

П.П.Ершов «Конек – Горбунок»

С.Аксаков. «Аленький цветочек».

Максимальный балл – 2

V. Творческое задание

Максимальное количество баллов – 10

Максимальное количество баллов за всю работу — 40

6 класс

 Литература

Вопросы: О ком и о чём рассказывается в басне? Как выражено  отношение писателя  к происходящему?   Каково ваше мнение о морали басни?                                                                              

 (макс.  24  балла)

                                                      Слон.

     У одного индейца был слон. Хозяин дурно кормил его и заставлял много работать. Один раз слон рассердился и наступил ногою на своего хозяина. Индеец умер.

      Тогда жена индейца заплакала, принесла своих детей  к слону и бросила их слону под ноги. Она сказала:

      —  Слон! Ты убил отца, убей и их.

      Слон посмотрел на детей, взял хоботом старшего, потихоньку поднял  и посадил его к себе на шею. И слон стал слушаться этого мальчика и работать для него.

2. Соедините фамилии писателей и поэтов с их полными именами, заполнив таблицу.    

                    (макс.  6 баллов)

        1. Крылов                                         А. Фёдор Иванович

        2. Жуковский                                   Б. Иван Андреевич

        3. Гоголь                                           В. Лев Николаевич

        4. Тургенев                                       Г. Николай Васильевич

        5. Тютчев                                          Д. Иван Сергеевич

        6. Толстой                                         Е. Василий Андреевич  

1

2

3

4

5

6

3. Назовите место, о котором идёт речь в данном отрывке , укажите автора и название произведения.                             (макс.  9 баллов)

а) И вот нашли большое поле:

    Есть разгуляться где на воле!

          Построили редут.

    У наших ушки на макушке!

    Чуть утро осветило пушки

    И леса синие верхушки —

          Французы тут как тут.

б)  «… он устроил её себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбаках, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на неё — не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика — стул на трёх ножках…»

в)  «Все светлее и светлее становится вокруг. Красноватые отблески перебегают по снегу, по ветвям. И вдруг перед Падчерицей открывается …………., посреди которой жарко пылает высокий костер. Вокруг костра сидят  люди, кто поближе к огню, кто подальше…»                                                                                                                                       

4. Назовите тропы (средства выразительности), выделенные в стихотворении Ф.И.Тютчева «Полдень».    (макс.  3 балла)  

Полдень.

Лениво дышит полдень мглистый,

Лениво катится река,

И в тверди пламенной и чистой

Лениво тают облака.

И всю природу, как туман,

Дремота жаркая объемлет,

И сам теперь великий Пан

В пещере нимф покойно дремлет.

5. Узнайте басню И.А.Крылова по морали.        ( макс. 4 балла)

а)   Уж сколько раз твердили миру,

      Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

      И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

б)   Когда в товарищах согласья нет,

      На лад их дело не пойдёт,

      И выйдет из него не дело, только мука.

в)   Невежда так же в ослепленье

      Бранит науки и ученье,

      И все ученые труды,

      Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

г)  Случается нередко нам

     И труд и мудрость видеть там,

    Где только стоит догадаться

    За дело просто взяться.   

6. Назовите авторов, названия и  жанр произведений, из которых приведены данные отрывки.    (макс.  9  баллов)

а)  Утихнула бездна… и снова шумит…

                 И пеною снова полна…

     И с трепетом в бездну царевна глядит…

                И бьёт за волною волна…

    Приходит, уходит волна быстротечно –

    А юноши нет и не будет уж вечно.

б) Мой первый друг, мой друг бесценный!

    И я судьбу благословил,

    Когда мой двор уединенный,

   Печальным снегом занесенный,

   Твой колокольчик огласил.        

в) «Он поглядел под ноги, а там и земли незнатко. Все ящерки сбились в одно место – как пол узорчатый под ногами стал. Глядит Степан – батюшки, да ведь это руда медная!»

7.Решите кроссворд.         (макс.  21 балл)

По горизонтали:

Разговор двух или нескольких лиц. 2. Переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета  или явления другому. 3. Английский город и автор «Сказания о Кише». 4. Созвучие окончаний стихотворных строк. 5. Главный герой рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». 6. Притворство, насмешка. 7. Хотел залезть ночью в овчарню, но попал на псарню.  8. Водоём, названный в честь героя рассказа В.П.Астафьева. 9. Река, названная Некрасовым «рекою рабства и тоски» 10. Автор сказки «Чёрная курица, или Подземные жители». 11. Один из тридцати, вышедших «чредой из вод». 12. Основная мысль художественного произведения. 13. Краткое мудрое изречение. 14. Начало сказки.

По вертикали:

  1. Краткий нравоучительный стихотворный или прозаический рассказ, в котором есть иносказание. 2. Великий русский учёный, по инициативе которого в 1775 году был открыт Московский университет. 5. Автор сказки «Спящая царевна». 6. Великий писатель, родившийся в местечке Большие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии. 7.  Фамилия фельдшера в земской больнице (рассказ А.П.Чехова «Хирургия»). 8. Королевич, пустившийся на поиски царевны. 9. Двусложный размер стиха с ударением на втором слоге.

1

1

2

2

3

4

5

6

7

7

8

8

9

10

11

12

9

13

14

  8. Представьте, что Вы попали в келью монаха – автора «Повести временных лет».  Вы поможете летописцу,  написав главу «Повести…», в которой  Вы расскажете легенду или сказание  о своём городе или селе.     (макс.  24 балла)                                                                                                                          

Ключи к заданиям

1. Работы пишутся в прозаической форме, грамотность не оценивается, но учитывается, объём работ не регламентируется. При выставлении баллов учитываются следующие критерии:

— глубина постижения произведения (темы, жанра, сюжета, героя, композиции, стиля, направления, художественной идеи, образа повествователя) – до 8 баллов;

— умение определять авторскую позицию, а также выражать свои мысли и чувства – до 8 баллов;

— композиционная стройность, язык и стиль работы участника Олимпиады (логичность, ясность изложения, речевая грамотность) – до 8 баллов.

Общая сумма баллов – 24.

1

2

3

4

5

6

Б

Е

Г

Д

А

В

2.  

Общая сумма баллов — 6.

3.  а) Бородино, М.Ю.Лермонтов «Бородино»

     б) каморка Герасима, И.С.Тургенев «Муму»

     в) поляна в лесу, С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев»

Общая сумма баллов – 9.

4. Дышит — метафора (олицетворение);

    Мглистый — эпитет;

    Как туман — сравнение

Общая сумма баллов – 3.

5. а) «Ворона и Лисица»;

    б)  «Лебедь, Щука и Рак»;

    в)  «Свинья под дубом»;

    г)  «Ларчик»

Общая сумма баллов – 4.

6. а) Жуковский В.А. «Кубок», баллада

    б) Пушкин А.С. «И.И.Пущину», послание (стихотворение)

    в) Бажов П.П. «Медной горы Хозяйка», сказ

Общая сумма баллов – 9.

7. По горизонтали: 1. диалог 2. метафора 3. Лондон 4. рифма  5. Жилин 6. ирония 7.  волк  8.  озеро 9. Волга  10. Погорельский 11. витязь 12. идея 13. пословица 14. зачин

    По вертикали: 1. басня 2.  Ломоносов  5. Жуковский 6. Гоголь 7.  Курятин 8. Елисей 9. ямб

Общая сумма баллов – 21 .

8. Работы пишутся в прозаической или поэтической форме, грамотность не оценивается, но учитывается, объём работ не регламентируется.

При оценке задания учитываются следующие критерии:

— правильность, точность и полнота ответа – до 8 баллов;

— композиционная стройность, язык и стиль изложения (логичность, ясность, речевая грамотность) — до 8 баллов;

         — глубина и самостоятельность в раскрытии темы, образность языка  –  до 8 баллов.

Общая сумма  — 24 балла.

7 класс

Литература

1. Вспомните пословицы, в которых говорится об отношении  к чтению и книгам. (1 балл за каждую пословицу)

2.Соотнесите названия художественных произведений и их авторов: (5 баллов)

«Левша». 2) «Дубровский». 3) «Конь с  розовой  гривой».  4) «И.И.Пущину».5) «Тринадцатый подвиг Геракла».  6) «Кладовая солнца».   7) «Уроки французского». 8) «Тучи». 9) «Лошадиная фамилия». 10) «Железная дорога».  

 Авторы: Ф.Искандер.  В.П. Астафьев.  М.М. Пришвин.  Н.С.Лесков. А.С. Пушкин. М. Ю. Лермонтов.  В.Г. Распутин. А. П. Чехов.  М.Ю. Лермонтов.     Н.А. Некрасов.     В.П. Астафьев.  Н. М. Рубцов.  В. М.  Шукшин. 

      3. Соотнесите название произведения и жанр:(5 баллов)

      1) «Парус». 2) «Левша». 3) «Уроки французского». 4) «Яблоки Гесперид». 5) «Конь с розовой гривой». 6) «Зимнее утро». 7) «Скотный двор царя Авгия». 8) «Садко». 9) «Осёл и Соловей». 10) «Толстый и тонкий»

Жанры:  Рассказ.  Повесть. Стихотворение. Сказ. Легенда. Миф. Басня. Предание. Поэма.

     4. По отрывку узнайте героя, произведение и его автора: (8 баллов)

          1) «Об этом, — говорит, спору нет, что мы в науках не зашлись, но только своему отечеству верно преданные».

           2) «И маленький человек остановил в себе большое сердце.  Он замер в точном расчёте движения, как борец в определяющем исход борьбы ударе: жить ему или умереть».

          3) «А девочка тоже ползла по болоту, не поднимая вверх высоко головы. И так она приползла к горелому пню и дёрнула за самую плеть, где лежала змея…»

           4) «Девочка росла без подруг.  Два-три десятка детей её возраста, живших в Каперне,… вычеркнули навсегда её из   сферы своего покровительства и внимания».

       5. Определите стихотворные размеры: (3 балла)

1) Мороз и солнце! День чудесный!

2) Буря мглою небо кроет…

3) Тучки небесные, вечные странники!

6. В приведённом отрывке укажите средства художественной выразительности.

Составьте статью об одном из терминов для литературоведческого словаря.

(1 балл за каждое средство выразительности. 2 балла за статью)

 … На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она…

7. Творческое задание (5 баллов)

Напиши небольшой текст на тему «Книга, о которой хочется рассказать».

Ответы:

«Левша» — Н.С.Лесков, «Дубровский» — А.С. Пушкин, «Конь с розовой гривой» — В.П. Астафьев, «И.И.Пущину» — А.С. Пушкин, «Тринадцатый подвиг Геракла» — Ф. Искандер, «Кладовая солнца» — М.М.Пришвин,   «Уроки французского» — В.Г. Распутин, «Тучи» — М.Ю.Лермонтов,   «Лошадиная фамилия» — А.П.Чехов,  «Железная дорога» — Н.А. Некрасов.

«Парус» — стихотворение, «Левша» — сказ, «Уроки французского» — рассказ, «Яблоки Гесперид» — миф, «Конь с розовой гривой» — рассказ, «Зимнее утро» — стихотворение, «Скотный двор царя Авгия» — миф, «Садко» — былина, «Осёл» и «Соловей» — басня, «Толстый и тонкий» — рассказ.

1)Левша – Н. С. Лесков «Левша»; 2)Митраша – М.М. Пришвин «Кладовая солнца»; 3)Настя – М.М. Пришвин «Кладовая солнца»; 4)Ассоль – А.Грин «Алые паруса».

1) ямб; 2) хорей; 3) дактиль.

8 класс

Литература

I. Знание текстов художественных произведений.

1.Из каких произведений эти герои? Кто их автор?

1) Очумелов.

2) Дефорж.

3) Наталья Савишна.

 4) Княгиня Волконская.

2.О каких героях какого произведения русской литературы идет речь? Назовите автора, произведение и героев.

Он учился охотнее и без напряжения, с каким обыкновенно принимается тяжелый и сильный характер. Он был изобретательнее своего брата; чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда с помощью изобретательного ума своего умел увертываться от наказания.  Он также кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его доступна и другим чувствам.

…Малый добрый: наших лошадей бережет, гривы им заплетает, к попу под благословление подходит; но если же ему лишней ложки за столом не положишь или поп лишнего благословенья  при отпуске в церкви не даст, то… и пойдет кутить…

II. Историко-литературные задания.

3.Какие исторические  события нашли отражение в следующих произведениях  литературы?

«Илиада» Гомера,  «Волк на псарне» И.А.Крылова, «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя, «Капитанская дочка» А.С.Пушкина. 

4.Сопоставьте описания Пугачёва в романе «Капитанская дочка» и в «Истории  Пугачёва» А.С.Пушкина. В чём сходство и различие этих описаний? Как вы думаете, чем вызваны различия в описаниях?

 «Капитанская   дочка»

Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нём был оборванный армяк  и  татарские  шаровары.

 «История  Пугачёва»

Незнакомец был  росту среднего, широкоплеч и  худощав. Черная борода его  начинала седеть. Он  был в верблюжьем армяке и  вооружён  винтовкою.  

5.   Назовите авторов произведений. 

1) «Светлана», «Людмила», «Спящая царевна», «Лесной царь».

2) «Бригадир», «Всеобщая придворная грамматика», «Вопросы».

3) «Воздушный корабль», «Ангел», «Демон», «Утес», «Беглец», «Три пальмы», «Родина».

III. Знание теории литературы.

6. Перед вами  термины, которые были собраны в три группы, но нечаянно перепутались. Определите, какие это группы, дайте название каждой группе слов, сделайте исправления.

   а)     дактиль                  а) сравнение                        а) пословица

   б)     рассказ                  б) ямб                                   б) басня

   в)     роман                     в) анапест                            в)  гипербола                                    

   г)     хорей                      г) метафора                         г) поэма      

   д)    эпитет                     д) олицетворение                д) антитеза

7. Напишите литературоведческую статью: «Гипербола  —  это…».

8.  Определите жанр каждого из произведений, отрывки из которых приведены.

1)  Не сырой дуб к земле клонится,
Не бумажные листочки расстилаются, —
Расстилается сын перед батюшкой,
Он и просит себе благословеньица:
Ох ты гой еси, родимый милый батюшка!
Дай ты мне свое благословеньице,
Я поеду в славный стольный Киев-град,
Помолиться чудотворцам киевским,
Заложиться за князя Владимира,
Послужить ему верой-правдою,
Постоять за веру христианскую.

2) Спустя некоторое время отошел от жизни святой митрополит Алексий, и снова блаженный Сергий был принуждаем с мольбою великодержавными князьями и всеми людьми воспринять престол метрополии Российской.

3) Голодная лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать ее, но не могла. Ушла она и говорит: «Он еще не дозрел». Иной не может сделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай.

4) Любишь кататься, люби и саночки возить.

5) Спереди пятачок,
    сзади крючок,
    посередине спинка,
    на спинке щетинка.

9. Какие средства художественной выразительности использовали авторы?

Твой стих, как божий дух, носился над толпой

 И, отзыв мыслей благородных,

 Звучал, как  колокол,на башне вечевой  

 Во дни торжеств и бед народных.

                                                                                         М.Ю.Лермонтов.

    2)  Тропами потаёнными, глухими,

          В лесные чащи сумерки идут.

          Засыпанные листьями сухими

         Леса молчат – осенней ночи ждут.                      

                                                                                        И.Бунин              

IV. Интерпретация лирического произведения.

Опираясь на предложенные вопросы, напишите сочинение – анализ  стихотворения. Вы можете ответить на вопросы в любом порядке, можете ответить не на все вопросы, но должны написать связный текст.

                                          Чудный град порой сольётся

                                          Из летучих облаков;

                                          Но лишь ветр его коснётся,

                                          Он исчезнет без следов;

                                          Так мгновенные созданья

                                          Поэтической мечты

                                          Исчезают от дыханья

                                          Посторонней суеты.

                                Е. Баратынский

1.О чём это стихотворение (определите тему), его основная мысль (сформулируйте сами или найдите в строчках стихотворения).                                                

2.На какие смысловые части можно разделить это стихотворение? На каком приёме оно построено?                                                

3.О какой «посторонней суете» говорится в последней строке?  

4.Что, по мнению автора, несёт гибель поэзии?    

5.Попробуйте одним словом определить, что «исчезает».

6.   Какие средства выразительности помогают автору передать свою мысль?                                                                                          

 7.   Определите стихотворный размер.                  

Ответы к олимпиаде по литературе в 8 классе

Знание текстов художественных произведений.

1.

1)   А.П. Чехов «Хамелеон».

2)   А.С. Пушкин «Дубровский».

3)   Л.Н. Толстой «Детство».

4)   Н.А. Некрасов «Русские женщины».

Оценка: по 1  баллу  за правильный ответ (макс. – 4 б.)

2.

1)  Андрий.  2) Остап  (Н.В. Гоголь. «Тарас  Бульба»). 

Оценка: по 1  баллу  за правильный ответ  (макс. – 3 б.)

 Историко-литературные задания.

3. «Илиада» Гомера – древнегреческая эпическая поэма. Время создания- VII век  до н.э. Сюжет связан с мифологическими сказаниями о Троянской войне; похищение Елены Парисом как повод к войне.

 Басня И.Крылова «Волк на псарне» посвящена войне 1812 года.

Повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» повествует о войне украинского казачества с польскими панами (XVI век).  

 Роман «Капитанская дочка» Пушкина переносит нас в 18 век и рассказывает о восстании Е.Пугачёва.

Оценка: по 1  баллу  за правильный ответ (макс. – 4 б.)

4. В «Истории  Пугачёва» дано деловое описание внешности  Пугачёва. Официально – деловой стиль речи (официальность, точность). Форма устойчивая, общепринятая, стандартная. Нет слов в переносном значении, тропов.

Описание внешности героя в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» – это художественный стиль речи. Задача портрета в романе – дать характеристику герою, привлечь внимание к его внутреннему миру, показать отношение к нему автора (повествователя, рассказчика). Портрет как изобразительный приём отличается образностью. Так, Пушкин показывает, какое впечатление на Гринёва произвела внешность «Вожатого» («замечательна» — эпитет), черты исторического Пугачёва дополнены наблюдениями рассказчика («живые большие глаза так и бегали», « лицо …имело выражение… плутовское»).  

Оценка: по 2,5 балла за правильный ответ (макс. – 5 б.)

5.

1) В.А. Жуковский

2) Д.И. Фонвизин

3) М.Ю. Лермонтов

Оценка: по 1  баллу  за правильный ответ (макс. – 3 б.)

Знание теории литературы.

6.

Жанры                  размеры стихосложения           Средства худ. выразительности

а) пословица              а) ямб                                            а) гипербола

б) рассказ                   б) хорей                                        б) антитеза

в) басня                      в) анапест                                     в) эпитет

г) поэма                     г) дактиль                                     г) олицетворение

д) роман                                                                           д) метафора

                                                                                          е) сравнение

Оценка: по 1 баллу за каждый столбик (макс. – 3 б. + 1 б. за правильное название групп)

 (макс. – 4б.)

7.Гипербола – это средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении.

Оценка: 1 балл за правильный ответ (макс. – 1 б.)

8.

1) Былина.  2) Житие.  3) Басня.  4) Пословица.  5) Загадка.

Оценка: по 1  баллу  за правильный ответ (макс. – 5 б.)

9.

1) Сравнение.   2) Олицетворение.

Оценка: по 1  баллу  за правильный ответ  (макс. – 2 б.)

IV. Интерпретация  лирического  произведения.

1.Макс. количество – 4 балла.

2.Макс. количество – 4 балла.

3.Макс. количество – 2 балла.

4.Макс. количество – 2 балла.

5. Макс. количество – 1  балла.

6. Макс. количество – 2балла.

7. Макс. количество – 2 балла.

Композиция

Стройная композиция, логических ошибок нет

5

 Макс.

5б.

Стройная композиция, наблюдаются отдельные логические ошибки

4

Есть композиционные и логические нарушения

3

Композиционные и логические нарушения значительны

2

Композиционные и логические нарушения значительны, иногда мысль непонятна

1

Высказаны несвязные мысли

0

Орфографическая, пунктуационная и речевая грамотность

(ведется общий счет ошибок)

1-2 ошибки

5

5

3-4 ошибки

4

5-6 ошибок

3

7-8 ошибок

2

9 ошибок

1

Более 9 ошибок

0

10

Макс. кол-во баллов за задание IV- 27.

9 класс

Литература

Задание № 1

Эти строки А.С. Пушкина посвящена трем разным адресатам. Установите каждого из них (выберите фамилии из приведенных ниже вариантов):

А)

Сатирик и поэт любовный,

Наш Аристип и Асмодей…

Писатель нежный, тонкий, острый

Б)

Он вышней волею небес

Рожден в оковах службы царской.

Он в Риме был бы Брут, в Афинах Периклес,

А здесь он офицер гусарский.

В)

Тебе певцу, тебе герою!

Не удалось мне за тобою

При громе пушечном, в огне

Скакать на бешеном коне…

Варианты ответов: Александр I, П. Вяземский, Д. Давыдов, Г. Державин, Н. Некрасов, П. Чаадаев.

Количество баллов – 3.

Задание 2

Определите писателя по биографическим фактам.

А)

Его обучил грамоте дьячок С. Н. Сабельников. В доме Христофора Дудина он впервые в своей жизни увидел недуховные книги. По замечанию В. Белинского, «он, подобно северному сиянию, блеснул в литературе. Ослепительно и прекрасно было это явление!»

Б)

Получил хорошее образование, служил в гвардейском полку, сотрудничал в литературных журналах, сам был редактором. В одном из журналов опубликовал два первых своих произведения, которые принесли литературную славу,  увлекался идеями масон. Много путешествовал, бывал в Кенигсберге и беседовал с И. Кантом, разделял его взгляды.

В)

Был солдатом, а потом и офицером Преображенского полка, участвовал в подавлении восстания Е. Пугачева,  был губернатором г. Тамбова, позже сенатором, был министром юстиции и членом Государственного совета, в последние годы жил в имении Званка. Стал известен в литературе, когда ему уже было 40 лет. Явился создателем «забавного русского слога».

Количество баллов – 3.

Задание 3

Перед вами характеристики литературных героев, взятые из известных вам произведений русской литературы.

Определите произведение, автора, а также кто и кому дает приведенную характеристику. Ответ запишите в виде 4 формулировок в той же последовательности, в которой поставлены вопросы.

Например: А) «Мертвые души», Н. Гоголь, Ноздрев о Чичикове.

А)

Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут – а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один.

Б)

Что за девка-то была! Бывало, кто ни проедет всякий похвалит никто не осудит, барыни дарили ее то платочком, то сережками. Господа проезжие  нарочно остановились будто бы пообедать аль отужинать, а в самом деле только чтоб на нее подолее поглядеть. Бывало барин, какой бы сердитый ни был при ней, утихает и милостиво со мною разговаривает. Поверите ль, сударь, курьеры, фельдъегеря с нею по получасу заговаривались. Ею дом держался, что прибрать, что приготовить за всем успевала.

В)

Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая,  румяная, с светлорусыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели. С первого взгляда она не очень мне понравились. Я смотрел на нее с предубеждением.

Г)

Она, не смущаясь, через всю залу шла прямо ко мне , и я вскакивал, не дожидаясь приглашения, и она улыбкой благодарила меня за мою догадливость. Когда нас подводили к ней и она не угадывала моего качества, она, подавая руку не мне, пожимала худыми плечами, и, в знак сожаления и утешения, улыбалась мне. Когда делали фигуры мазурки вальсом, я подолгу вальсировал с нею, и она, часто дыша, улыбалась и говорила мне: «Encore».

Количество баллов – 4.

Задание 4

Восстановите пропущенные в таблице данные. При записи ответа указывайте код ячейки и верный ответ. Например: 2в — Н. Карамзин.

а

б

в

г

1

Но не в силе Бог, а в правде

Александр Невский

«Житие Александра Невского»

2

Ибо и крестьянки любить умеют

Н. Карамзин

3

И дым отечества нам сладок и приятен

А. Грибоедов

4

Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?

Количество баллов – 3.

Задание 5

Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).

а) Крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом называют одой.

б) Присвоение чужого произведения называется словом «плагиат».

в) Рифма — обязательно условия стихотворной речи.

г) Прототип — это вымышленное лицо, послужившее автору для создания литературного героя, типа, образа.

д) Лирическое отступление – это высказывание автором собственных чувств и мыслей в связи с изображаемым в произведении.

е) Для трагедии классицизма характерно соблюдение правил «трех единств»: места, времени и действия.

Количество баллов – 6.

Ответ на вопросы задания 6 дайте в форме связного текста, интерпретируя произведение с опорой на анализ текста, с учетом известных вам фактов истории литературы.

Задание 6

Прчитайте стихотворение М.Ю. Леромонтова, посвященное певице Прасковье Бартеневой. Объясните выбор художественных средств для выражения авторских переживаний (слов, формы стиха, композиции и т.д.)

***

Слышу ли голос твой
Звонкий и ласковый,
Как птичка в клетке,
Сердце запрыгает;

Встречу ль глаза твои
Лазурно-глубокие,
Душа им навстречу
Из груди просится,

И как-то весело,
И хочется плакать,
И так на шею бы
Тебе я кинулся.

1838

Количество баллов – 10.

Ответы 

9 класс литература

Задание № 1

Эти строки А.С. Пушкина посвящена трем разным адресатам. Установите каждого из них (выберите фамилии из приведенных ниже вариантов):

А)

Сатирик и поэт любовный,

Наш Аристип и Асмодей…

Писатель нежный, тонкий, острый

Б)

Он вышней волею небес

Рожден в оковах службы царской.

Он в Риме был бы Брут, в Афинах Периклес,

А здесь он офицер гусарский.

В)

Тебе певцу, тебе герою!

Не удалось мне за тобою

При громе пушечном, в огне

Скакать на бешеном коне…

Варианты ответов: Александр I, П. Вяземский, Д. Давыдов, Г. Державин, Н. Некрасов, П. Чаадаев.

Количество баллов – 3

Ответы: А) П. Вяземский; Б) П. Чаадаев; В) Д. Давыдов.

Ставится 1 балл за каждый верный ответ.

Задание 2

Определите писателя по биографическим фактам.

А)

Его обучил грамоте дьячок С.Н. Сабельников. В доме Христофора Дудина он впервые в своей жизни увидел недуховные книги. По замечанию В. Белинского, «он, подобно северному сиянию, блеснул в литературе. Ослепительно и прекрасно было это явление!»

Б)

Получил хорошее образование, служил в гвардейском полку, сотрудничал в литературных журналах, сам был редактором. В одном из журналов опубликовал два первых своих произведения, которые принесли литературную славу,  увлекался идеями масон. Много путешествовал, бывал в Кенигсберге и беседовал с И. Кантом, разделял его взгляды.

В)

Был солдатом, а потом и офицером Преображенского полка, участвовал в подавлении восстания Е. Пугачева,  был губернатором г. Тамбова, позже сенатором, был министром юстиции и членом Государственного совета, в последние годы жил в имении Званка. Стал известен в литературе, когда ему уже было 40 лет. Явился создателем «забавного русского слога».

Количество баллов – 3

Ответы: А) М. Ломоносов; Б) Н. Карамзин; В) Г. Державин

Ставится 1 балл за каждый верный ответ.

Задание 3

Перед вами характеристики литературных героев, взятые из известных вам произведений русской литературы.

Определите произведение, автора, а также кто и кому дает приведенную характеристику. Ответ запишите в виде 4 формулировок в той же последовательности, в которой поставлены вопросы.

Например: А) «Мертвые души», Н. Гоголь, Ноздрев о Чичикове.

А)

Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут – а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один.

Б)

Что за девка-то была! Бывало, кто ни проедет всякий похвалит никто не осудит, барыни дарили ее то платочком, то сережками. Господа проезжие  нарочно остановились будто бы пообедать аль отужинать, а в самом деле только чтоб на нее подолее поглядеть. Бывало барин, какой бы сердитый ни был при ней, утихает и милостиво со мною разговаривает. Поверите ль, сударь, курьеры, фельдъегеря с нею по получасу заговаривались. Ею дом держался, что прибрать, что приготовить за всем успевала.

В)

Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая,  румяная, с светлорусыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели. С первого взгляда она не очень мне понравились. Я смотрел на нее с предубеждением.

Г)

Она, не смущаясь, через всю залу шла прямо ко мне, и я вскакивал, не дожидаясь приглашения, и она улыбкой благодарила меня за мою догадливость. Когда нас подводили к ней и она не угадывала моего качества, она, подавая руку не мне, пожимала худыми плечами, и, в знак сожаления и утешения, улыбалась мне. Когда делали фигуры мазурки вальсом, я подолгу вальсировал с нею, и она, часто дыша, улыбалась и говорила мне: «Encore».

Количество баллов – 4

Ответы: 

А) «Герой нашего времени» (допустимо «Максим Максимыч»), М. Лермонтов, Максим Максимыч о Печорине.

Б) «Станционный смотритель», А. Пушкин, Вырин (допустимо «отец Дуни») о Дуне.

В) «Капитанская дочка», А. Пушкин, Гринев и Маше.

Г) «После бала», Л. Толстой, Иван Васильевич (допустимо «рассказчик») о Вареньке (допустимо «дочери генерала»).

Ставится 1 балл за полный верный ответ по каждому из пунктов А–Г

Задание 4

Восстановите пропущенные в таблице данные. При записи ответа указывайте код ячейки и верный ответ. Например: 2в — Н. Карамзин.

а

б

в

г

1

Но не в силе Бог, а в правде

Александр Невский

«Житие Александра Невского»

2

Ибо и крестьянки любить умеют

Н. Карамзин

3

И дым отечества нам сладок и приятен

А. Грибоедов

4

Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?

Количество баллов – 4

Ответы:

1в — анонимный автор

3г — «Горе от ума»

2б — повествователь

4б — Башмачкин

3г — «Бедная Лиза»

4в — Н. Гоголь

3б — Чацкий

4г — «Шинель»

Два верных ответа оцениваются одним баллом:

7-8 — 4 балла

5-6 — 3 балла

3-4 — 2 балла

1-2 — 1 балл

0 — 0 баллов

Задание 5

Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).

а) Крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом называют одой.

б) Присвоение чужого произведения называется словом «плагиат».

в) Рифма — обязательно условия стихотворной речи.

г) Прототип — это вымышленное лицо, послужившее автору для создания литературного героя, типа, образа.

д) Лирическое отступление – это высказывание автором собственных чувств и мыслей в связи с изображаемым в произведении.

е) Для трагедии классицизма характерно соблюдение правил «трех единств»: места, времени и действия.

Количество баллов – 6

Ответы:

а) — нет

г) — нет

б) — да

д) — да

в) — нет

е) — да

Ставится 1 балл за каждый верный ответ

Задание 6

Прочитайте стихотворение М.Ю. Лермонтова, посвященное певице Прасковье Бартеневой. Объясните выбор художественных средств для выражения авторских переживаний (слов, формы стиха, композиции и т.д.)

***

Слышу ли голос твой
Звонкий и ласковый,
Как птичка в клетке,
Сердце запрыгает;

Встречу ль глаза твои
Лазурно-глубокие,
Душа им навстречу
Из груди просится,

И как-то весело,
И хочется плакать,
И так на шею бы
Тебе я кинулся.

1838

Количество баллов – 10

Модель ответа на задание № 6.

Отвечая на поставленные вопросы, ученик должен:

– Обнаружить адекватное понимание семантики стихотворения. Это стихотворное посвящение личного, интимного характера. В нем М. Лермонтов высказывает чувство, отличающееся простотой, глубиной и человечностью (оно лишено манерности, игры, подчеркнутой «поэтичности»).

– Предложить адекватную и непротиворечивую интерпретацию стихотворения. Автор стремится выразить неподдельность и правдивость своего чувства, поэтому его цель – избежать искусственности, избитых слов, усложненности, добиться впечатления «обычной речи», искреннего признания.

– Указать характерные принципы отбора поэтических средств, создающих впечатление «простоты, непосредственности, естественности», как-то:

Незамысловатый характер образов (сравнений, эпитетов, традиционных метафорических оборотов).

Разговорная и нейтральная лексика («как-то весело», «на шею б… кинулся», «птичка», «хочется плакать»), отсутствие «поэтической» лексики.

Средства, напоминающие о народном поэтическом искусстве: синтаксическое подобие (параллелизм) первых двух четверостиший, анафора, характерные обороты с условным наклонением («слышу ли…», «встречу ли…») и др.

Следует отметить отсутствие рифмы («белые стихи»), выбор формы стихотворения с короткими строками.

Может быть отмечен непостоянный и нечеткий характер стихотворного метра, усиливающий впечатление «разговорности» текста и также напоминающий о метре народных песен.

  • Прочитайте отрывок из сказки вспомните ее название спишите текст подчеркните главные
  • Прочитайте отрывок из русской народной сказки выпишите диалектные слова жила была кыцанька
  • Прочитайте отрывок из рассказа шолохова судьба человека выберите материал для одной из тем сын отец
  • Прочитайте отрывок из рассказа чехова ванька выпишите прилагательные и причастия
  • Прочитайте отрывок из рассказа толстого набег и запишите его озаглавьте текст