Прочитайте отрывок из сказки вспомните ее название спишите текст подчеркните главные

Категория: ГДЗ Русский язык учебник 4 класс 1 часть, Климанова, Бабушкина

Упражнение 114

Дополните предложения обстоятельствами, подобрав по вопросам нужные слова. Запишите полученные предложения.

1. (Где?) лежит белый пушистый снег. 2. (Когда) медведь спит (где?). 3. Петь можно (как?), а говорить (как?). 4. К своим товарищам я отношусь (как?). 5. Нельзя разговаривать с людьми (как?). 6. (Когда) я поеду (куда?).

Ответ

 1. (Где?) На улице лежит белый пушистый снег. 2. (Когда?) Зимой медведь спит (где?) в берлоге. 3. Петь можно (как?) громко , а говорить (как?) тихо. 4. К своим товарищам я отношусь (как?) дружелюбно. 5. Нельзя разговаривать с людьми (как?) грубо. 6. (Когда) Летом я поеду (куда?) на дачу.

Упражнение 115

Прочитайте отрывок из сказки. Вспомните её название. Спишите текст. Укажите падежи имён существительных.
                                                              * * *
     Больше всего на свете доктор любил зверей. В комоде у него жили зайцы. В шкафу у него жила белка.На диване жил колючий ёж. В сундуке жили белые мыши.А в комнате стояла старая лошадь рядом с кроватью.
                                 К. Чуковский
В выделенных предложениях найдите главные и второстепенные члены, подчеркните их.

Ответ

Доктор Айболит

   Больше всего на свете (П.п.) доктор (И.п.) любил зверей (Р.п.). В ко­моде (П.п.) у него жили зайцы (И.п.). В шкафу (П.п.) у него жила бел­ка (И.п.). На диване (П.п.) жил колючий ёж (И.п.). В сундуке (П.п.) жили бе­лые мыши (И.п.). А в комнате (П.п.) стояла старая лошадь (И.п.) рядом с кроватью (Т.п.).
К. Чуковский

Упражнение 116

Прочитайте предложения. Найдите в них главные и второстепенные члены, подчеркните обстоятельства.

1. Под берёзой растёт большой гриб. 2. В лесу живут лисы и барсуки. 3. На столе лежат яблоки. 4. С севера подул холодный ветер. 5. Около дома я заметил небольшую норку. 6. По дороге едет машина с песком. 7. Я посадил в землю цветок и полил его.

Ответ

1. Под берёзой растёт большой гриб. 2. В лесу живут лисы и барсуки. 3. На столе лежат яблоки. 4. С севера подул холодный ветер. 5. Около дома я заметил небольшую норку. 6. По дороге едет машина с песком. 7. Я посадил в землю цветок и полил его.

Обратите внимание, в каком падеже стоят существительные, которые в предложении играют роль обстоятельств (Т.п., П.п., Р.п, Д.п, В.п.). Как вы думаете, в каком падеже имя существительное не может играть роль обстоятельства? (И.п.)

Страница 7 из 17

ГДЗ к страницам 58-66 Главные и второстепенные члены предложения

86. Прочитайте и спишите предложения. Найдите главные члены в каждом предложении. Подчеркните подлежащее одной чертой, а сказуемое — двумя чертами.

1. Молодые воробушки весело прыгают по дорожке. 2. Ёжик  свернулся клубочком. 3. Маленький совёнок  выпал из гнезда. 4. Перед ненастьем муравьи  прячутся в муравейнике. 5. На зиму ежи устраивают для себя под корнями деревьев маленькие удобные берлоги. (И. Соколов-Микитов.) 6. С своей волчихою голодной выходит на дорогу волк. (А. Пушкин.) 7. Го­рит  восток зарёю новой. (А. Пушкин.) 8. В тот год осенняя погода  стояла долго на дворе. (А. Пушкин.)

87. Спишите предложения. Подчеркните подле­жащее в каждом предложении и укажите, какой частью речи оно выражено.

1. Ямест. от Мазая рассказы слыхал. (Н. Некрасов.) 2. Старый Мазайсущ. разболтался в сарае. (Н. Некрасов.) 3. Догорал апрельский светлый вечерсущ.. (И. Бунин.) 4. По волнам колыхалось жёлтое брюхосущ. мёртвой акулы. (Л. Н. Толстой.) 5. Мой садсущ. с каждым днём увя­дает. (А. Майков.) 6. Наш корабльсущ. стоял у берегов Африки. (Л. Н. Толстой.) 7. Над седой равниной моря ветерсущ. тучи собирает. (М. Горький.) 8. И мымест. сохраним тебя, русская речь, великое русское слово. (А. Ахматова.)

Найдите предложение с обращением, подчеркни­те его.

И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово.

88. Вставьте на место пропусков подходящие по смыслу подлежащие из слов для выбора. Полученные предложения запишите.

1. Дятел сущ. долбит гл. своим клювом деревья. 2. Заяц сущ. к зиме меняет гл. свою серую окраску на белую. 3. Сова сущ. охотится гл. в темноте. 4. Австралийский кенгуру сущ. носит гл. своего детёныша в сумке. 5. Ящерица сущ. сбрасывает гл. свой хвост, чтобы удрать от врагов. 6. Летом медведь сущ. часто лакомится гл. малиной. 7. В ре­ках, озёрах и болотах тропических стран живут гл. крокодилы сущ. . 8. Пчелысущ. собирают гл. с цветов сладкий сок — нектар.

Слова для выбора: сова, пчёлы, дятел, крокодилы, кенгуру, ящерица, заяц, медведь.

Обозначьте, какими частями речи выражены подлежащие и сказуемые.

89. Прочитайте текст. Спишите его. Найдите в каждом предложении главные члены. Определите, словами какой части речи выражены сказуемые.

Лоси

   Однажды летом ребята  сидели гл., пр.в.  на берегу реки. Вдруг совсем рядом зашевелились гл., пр.в. кусты. К воде по­дошла гл., пр.в  красивая стройная лосиха. Она  жадно пила гл., пр.в.  во­ду. За ней выбежал гл., пр.в. лосёнок. Ребята  вскрикнули гл., пр.в.  от неожиданности. Лосиха  тревожно вскинула гл., пр.в. голову и бросилась гл., пр.в. в воду.
   Лосёнок  поплыл гл., пр.в.  за матерью. Ребята  долго смотре­ли гл., пр.в. им вслед. Скоро красивые животные доплыли гл., пр.в.  до берега и скрылись гл., пр.в.  в чаще леса.

Определите, в каком времени употреблены в тексте все глаголы (в прошедшем времени).

90. Спишите предложения. Подчеркните в них главные члены предложения.

1. На мутном небе мгла  носилась. (А. Пушкин.) 2. Осень  длинной, тонкой кистью перекрашивает листья. (И. Михайлова.) 3. Ласточка  с весною в се­ни к нам летит. (А. Плещеев.) 4. В синих лужах плещутся стайкой воробьи. (Е. Трутнева.) 5. Вьюга  злится за окном. (С. Дрожжин.)

Обведите в словах из выделенных предложений известные вам орфограммы.

91. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Замените сказуемые в предложениях глаголами-синонимами из слов для выбора. Какой текст у вас получился: художественный или деловой? Запишите его.

Утро

Незаметно зажглась на небе тонкая полоска зари. Она всё разгоралась. Утренний ветерок прошелестел в верхушках берёз. Тонким перезвоном отозвались ему высокие сосны.

Текст художественный.

Слова для выбора: разгоралась, зажглась, отозвались.

92. Определите, какие предложения могут быть употреблены в научной речи, а какие — в речи художественной.

1. Сурок спит в норе с осени до весны. (Науч.) — Сурок заляжет в нору с осени и спит без просыпу до весны. (Худ.) 2. Ящерица умеет быстро зарываться в песок. (Науч.) — Ящерица может в одну секунду в песок зарыться: прижмётся к песку животом, задрожит, затрясётся и утонет в нём. (Худ.) 3. Сильный ветер может раскачивать деревья. (Науч.) — Ночью в полях, под напевы метели, дремлют, качаясь, берёзки и ели. (Худ.) (И. Бунин.)

Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните главные члены в каждом предложении. Как называются остальные члены предложения? (Второстепенные члены)

93. Рассмотрите рисунок. Составьте и запишите несколько предложений на тему «Подготовка к концерту». Подчеркните главные члены в каждом предложении.

Девочки и мальчики готовились к концерту. Хор репетировал песню. Максим дирижировал. Настя и Коля отрабатывали движения для народного танца. Оля опоздала на репетицию и надевала сарафан. Скоро начнётся концерт.

94.  Спишите стихотворение. Подчеркните главные члены в каждом предложении.

Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки
В снежном переулке
Звонко носятся снежки.
Режут лёд снегурки.
С. Погореловский

Есть ли в предложениях второстепенные члены? Что они поясняют? Поставьте к ним вопросы от главных или от других второстепенных членов предложения и запишите по образцу.

Проплясали по снегам снежные метели.
Проплясали (по чему?) по снегам.
Метели (какие?) снежные.

Снегири снеговикам песню просвистели.
Просвистели (кому?) снеговикам.
Просвистели (что?) песню.

У заснеженной реки в снежном переулке звонко носятся снежки.
Носятся (где?) у реки, в переулке
У реки (какой?) заснеженный
В переулке (каком?) снежном
Носятся (как?) звонко

Режут лёд снегурки.
Режут (что?) лед

95. Прочитайте предложения. Найдите главные члены в каждом предложении.
Докажите, что все слова в предложениях связаны по смыслу. Для этого выпишите из каждого предложения словосочетания, поставив вопрос от одного слова к другому.

1. У лесного ручейка весело играют смешные медвежата. 2. В лесу на ивовых веточках распустились шелковистые пуховки. 3. Побежали по кочкам хлопот­ливые муравьи. 4. Над весенними цветами порхает первая бабочка.

Играют (как?) весело.
Играют (где?) у ручейка.
Ручейка (какого?) лесного.
Медвежата (какие?) смешные.
Пуховки (какие?) шелковистые.
Распустились (на чем?) на веточках.
На веточках (каких?) ивовых.
Муравьи (какие?) хлопотливые.
Побежали (по чему?) по кочкам.
Бабочка (какая?) первая.
Над цветами (какими?) весенними.

96. Разделите текст на части. В этом вам поможет план. Каждую часть запишите с красной строки. Дайте имя мальчику. На месте пропуска пишите или имя собственное, или местоимение.

Метель

   В воскресенье Петя катался на лыжах. Дорожка вела к лесу. Петя въехал в лес. Он показался мальчику сказочным. Снежные шапки лежали на елях, молодых ёлках и пнях. Петя углубился в лес.
   Но вот погода испортилась. Подул сильный ветер. Снег застилал мальчику глаза. Петя остановился.
   Вдруг из белой пелены возник стог сена. Он обрадовал Петю не меньше, чем тёплая печка. Мальчик залез в заснеженный стог сена и спокойно переждал метель.

План текста
1) На лыжах в сказочный зимний лес.
2) Погода испортилась.
3) Стог сена.

97. Спишите строки из стихотворений и песен. Подчеркните главные члены в каждом предложении.

1. Летят перелётные птицы в осенней дали голубой. (М. Исаковский.)
2. Стоит стеной пшеница  золотая по сторонам тропинки полевой. (М. Исаковский.)
3. Едва струёй гремучею сверкает жаркий ключ. (М. Лермонтов.)
4. Горные вершины  спят во тьме ночной. (М. Лермонтов.)
   Вершины (какие?) горные. Спят (в чем?) во тьме. Во тьме (какой?) ночной.
5. Ветхая избушка  вся в снегу стоит. (А. Блок.)
   Избушка (какая?) ветхая, стоит (в чем?) в снегу, в снегу (насколько?) вся.

Выберите два предложения и с помощью вопросов покажите связь слов в них.

98. Сравните предложения. Какие из них можно отнести к утвердительным предложениям, а какие — к предложениям с отрицанием?

1. На утренней заре пастух не  гонит уж коров из хлева. (А.Пушкин.) 2. Ещё природа не  проснулась. (Ф. Тютчев.) 3. Клесты облепили вершины елей. (Г. Скребицкий.) 4. Правда в огне не  горит, в воде не  тонет. 5. Нас приветствуют звонкие птицы, шум листвы и журчанье ручья. (М. Матусовский.) 6. Ветер листы не  срывает с ветвей, солнышко в тучи не  прячется там… (А. Плещеев.) 7. Красною кистью рябина зажглась. (М. Цветаева.) 8. Росинка дрожала на тонком листке. (К. Бальмонт.) 9. Серёжа не  заплакал и не  показал даже виду, что ему больно. (Л. Н. Тол­стой.) 10. За двумя зайцами погонишься — ни одного не  поймаешь.

Утвердительные: 3, 5, 7, 8.
С отрицанием: 1, 2, 4, 6, 9, 10.

Как пишется частица не с глаголами? (Раздельно) Запишите предложения, раскрывая скобки.

99. Второклассники составили предложения о том, как нужно вести себя в лесу и на реке.
Прочитайте эти предложения. Что получится, если все люди будут так поступать?
Объясните второклассникам, что природу важно беречь и охранять. Исправьте их предложения. Запишите получившийся вариант.

Не разоряй муравейники. Не вытаптывай цветы. Не ломай ветки деревьев. Не бросай мусор в речку. Не оставляй в лесу мусор. Не прыгай в воду с крутого обрыва в незнакомом месте.

100. Прочитайте отрывок из сказки. Вспомните её название. Спишите текст. Подчеркните главные члены в каждом предложении. Укажите падежи имён существительных.

Доктор Айболит

Больше всего на свете (П.п.) доктор (И.п.) любил зверей (Р.п.). В ко­моде (П.п.) у него жили зайцы (И.п.). В шкафу (П.п.) у него жила бел­ка (И.п.). На диване (П.п.) жил колючий ёж (И.п.). В сундуке (П.п.) жили бе­лые мыши (И.п.). А в комнате (П.п.) стояла старая лошадь (И.п.) рядом с кроватью (Т.п.).
К. Чуковский

В выделенных предложениях найдите все слово­сочетания. В каждом словосочетании поставьте вопрос от главного слова к зависимому слову. Запишите найденные словосочетания вместе с во­просами.

На диване жил колючий ёж.
Еж (какой?) колючий, жил (где?) на диване.
А в комнате стояла старая лошадь рядом с кроватью.
Лошадь (какая?) старая, стояла (где?) в комнате, рядом с кроватью.

101. Спишите текст, раскрывая скобки. Подчеркните главные члены в выделенных предложениях. Укажите, какими частями речи они выражены.

Я живу в домике на дюнах. Всё Рижское взморье в снегу. Снег всё время слетает с сосен длин­ными прядями. Слетает он от ветра и оттого, что по соснам прыгают белки . Когда очень тихо, то слышно, как они шелушат сосновые шишки.
Дом стоит  у самого моря. Море не замёрзло. Снег лежит до кромки воды. На нём видны следы зайцев. Иногда дикие гуси, прилетевшие в этом году слишком рано, садятся на воду и кричат.
К. Паустовский

Страница 68 из 124

Ответы к странице 77

Упражнение 114.  Дополните предложения обстоятельствами, подобрав по вопросам нужные слова. Запишите полученные предложения.
1. (Где?) лежит белый пушистый снег. 2. (Когда) медведь спит (где?). 3. Петь можно (как?), а говорить (как?). 4. К своим товарищам я отношусь (как?). 5. Нельзя разговаривать с людьми (как?). 6. (Когда) я поеду (куда?).

Ответ:

 1. (Где?) На улице лежит белый пушистый снег. 2. (Когда?) Зимой медведь спит (где?) в берлоге. 3. Петь можно (как?) громко , а говорить (как?) тихо. 4. К своим товарищам я отношусь (как?) дружелюбно. 5. Нельзя разговаривать с людьми (как?) грубо. 6. (Когда) Летом я поеду (куда?) на дачу.

Упражнение 115.  Прочитайте отрывок из сказки. Вспомните её название. Спишите текст. Укажите падежи имён существительных.
                                                              * * *
     Больше всего на свете доктор любил зверей. В комоде у него жили зайцы. В шкафу у него жила белка.На диване жил колючий ёж. В сундуке жили белые мыши.А в комнате стояла старая лошадь рядом с кроватью.
                                 К. Чуковский
В выделенных предложениях найдите главные и второстепенные члены, подчеркните их.

Доктор Айболит

Ответ:

   Больше всего на свете (П.п.) доктор (И.п.) любил зверей (Р.п.). В ко­моде (П.п.) у него жили зайцы (И.п.). В шкафу (П.п.) у него жила бел­ка (И.п.). На диване (П.п.) жил колючий ёж (И.п.). В сундуке (П.п.) жили бе­лые мыши (И.п.). А в комнате (П.п.) стояла старая лошадь (И.п.) рядом с кроватью (Т.п.).
К. Чуковский

Упражнение 116.  Прочитайте предложения. Найдите в них главные и второстепенные члены, подчеркните обстоятельства.

Ответ:

1. Под берёзой растёт большой гриб. 2. В лесу живут лисы и барсуки. 3. На столе лежат яблоки. 4. С севера подул холодный ветер. 5. Около дома я заметил небольшую норку. 6. По дороге едет машина с песком. 7. Я посадил в землю цветок и полил его.

Обратите внимание, в каком падеже стоят существительные, которые в предложении играют роль обстоятельств (Т.п., П.п., Р.п, Д.п, В.п.). Как вы думаете, в каком падеже имя существительное не может играть роль обстоятельства? (И.п.)

86. Прочитайте и спишите предложения. Найдите главные члены в каждом предложении. Подчеркните подлежащее одной чертой, а сказуемое — двумя чер­тами.

1. Молодые воробушки (подлеж.) весело прыгают (сказ.) по дорож­ке. 2. Ёжик (подлеж.) свернулся (сказ.) клубочком. 3. Маленький совё­нок (подлеж.) выпал (сказ.) из гнезда. 4. Перед ненастьем муравьи (подлеж.) прячутся (сказ.) в муравейнике. 5. На зиму ежи (подлеж.) устраивают (сказ.) для себя под корнями деревьев маленькие удобные берлоги. (И. Соколов-Микитов.) 6. С своей волчихою голодной выходит (сказ.) на дорогу волк (подлеж.). (А. Пушкин.) 7. Го­рит (сказ.) восток (подлеж.) зарёю новой. (А. Пушкин.) 8. В тот год осенняя погода (подлеж.) стояла (сказ.) долго на дворе. (А. Пушкин.)


87. Спишите предложения. Подчеркните подле­жащее в каждом предложении и укажите, какой частью речи оно выражено.

1. Я от Мазая рассказы слыхал. (Н. Некрасов.) 2. Старый Мазай разболтался в сарае. (Н. Некрасов.) 3. Догорал апрельский светлый вечер. (И. Бунин.) 4. По волнам колыхалось жёлтое брюхо мёртвой аку­лы. (Л. Н. Толстой.) 5. Мой сад с каждым днём увя­дает. (А. Майков.) 6. Наш корабль стоял у берегов Африки. (Л. Н. Толстой.) 7. Над седой равниной мо­ря ветер тучи собирает. (М. Горький.) 8. И мы сохра­ним тебя, русская речь, великое русское слово. (А. Ахматова.)

Найдите предложение с обращением, подчеркни­те его.

1. Я (мест.). 2. Мазай (сущ.). 3. Вечер (сущ.). 4. Брюхо (сущ.). 5. Сад (сущ.). 6. Корабль (сущ.). 7. Ветер (сущ.). 8. Мы (мест.).

Обращение.

И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово.


88. Вставьте на место пропусков подходящие по смыслу подлежащие из слов для выбора. Получен­ные предложения запишите.

1. Дятел (сущ.) долбит (гл.) своим клювом деревья. 2. Заяц (сущ.) к зиме меняет (гл.) свою серую окраску на белую. 3. Сова (сущ.) охотится (гл.) в темноте. 4. Австралийский кенгуру (сущ.) носит (гл.) своего детёныша в сумке. 5. Ящерица (сущ.) сбрасывает (гл.) свой хвост, чтобы удрать от врагов. 6. Летом медведб (сущ.) часто лакомится (гл.) малиной. 7. В ре­ках, озёрах и болотах тропических стран живут (гл.) крокодилы (сущ.) . 8. Пчелы (сущ.) собирают (гл.) с цветов сладкий сок — нектар.

Слова для выбора: сова, пчёлы, дятел, крокодилы, кенгуру, ящерица, заяц, медведь.

Обозначьте, какими частями речи выражены подлежащие и сказуемые.


89. Прочитайте текст. Спишите его. Найдите в каждом предложении главные члены. Определите, словами какой части речи выражены сказуемые.

Лоси.

Однажды летом ребята (подлеж.) сидели (сказ.) на берегу реки. Вдруг совсем рядом зашевелились (сказ.) кусты (подлеж.). К воде по­дошла (сказ.) красивая стройная лосиха (подлеж.). Она (подлеж.) жадно пила (сказ.) во­ду. За ней выбежал (сказ.) лосёнок (подлеж.). Ребята (подлеж.) вскрикнули (сказ.) от неожиданности. Лосиха (подлеж.) тревожно вскинула (сказ.) голову и бросилась (сказ.) в воду.

Лосёнок (подлеж.) поплыл (сказ.) за матерью. Ребята (подлеж.) долго смотре­ли (сказ.) им вслед. Скоро красивые животные (подлеж.) доплыли (сказ.) до берега и скрылись (сказ.) в чаще леса.

Определите, в каком времени употреблены в тексте все глаголы.


90. Спишите предложения. Подчеркните в них главные члены предложения.

1. На мутном небе мгла (подлеж.) носилась (сказ.). (А. Пушкин.) 2. Осень (подлеж.) длинной, тонкой кистью перекрашивает (сказ.) листья. (И. Михайлова.) 3. Ласточка(подлеж.) с весною в се­ни к нам летит (сказ.). (А. Плещеев.) 4. В синих лужах пле­щутся (сказ.) стайкой воробьи (подлеж.). (Е. Трутнева.) 5. Вьюга (подлеж.) злит­ся (сказ.) за окном. (С. Дрожжин.)

Обведите в словах из выделенных предложений известные вам орфограммы.


91. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Замените сказуемые в предложениях глаголами-синонимами из слов для выбора. Какой текст у вас получился: художественный или деловой? Запишите его.

Утро.

Незаметно зажглась на небе тонкая полоска зари. Она всё разгоралась. Утренний ветерок прошелестел в верхушках берёз. Тонким перезвоном отозвались ему высокие сосны.

Текст художественный.

Слова для выбора: разгоралась, зажглась, отозва­лись.


92. Определите, какие предложения могут быть употреблены в научной речи, а какие — в речи художественной.

1. Сурок (подлеж.) спит (сказ.) в норе с осени до весны. — Сурок (подлеж.) заляжет (сказ.) в нору с осени и спит (сказ.) без просыпу до весны. 2. Ящерица (подлеж.) умеет быстро зарываться (сказ.) в песок. — Ящерица (подлеж.) может (сказ.) в одну секунду в песок зарыться (сказ.): прижмётся (сказ.) к песку животом, задрожит (сказ.), затрясётся (сказ.) и утонет (сказ.) в нём. 3. Сильный ветер (подлеж.) может раскачивать (сказ.) деревья. — Ночью в полях, под напевы метели, дремлют (сказ.), качаясь, берёзки (подлеж.) и ели (подлеж.). (И. Бунин.)

Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните главные члены в каждом предложении. Как называются остальные члены предложения?


93. Рассмотрите рисунок. Составьте и запишите несколько предложений на тему «Подготовка к кон­церту». Подчеркните главные члены в каждом предложении.

Хор мальчиков проводил последнюю репетицицию, отрабатывая слаженность двухголосия.

Ваня не волновался перед концертом. Он сложил на груди руки и плясал вприсядку для того лишь, чтобы успокоить свою партнершу Настю.

Оля надевать сарафан не стала, только с сожалением расправила его и снова сложила. Ее партнер Коля сломал ногу и еще не скоро поправится. А она будет из зрительного зала любоваться выступлением ребят.


94.  Спишите стихотворение. Подчеркните глав­ные члены в каждом предложении.

Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песню просвистели.

У заснеженной реки

В снежном переулке

Звонко носятся снежки.

Режут лёд снегурки.

С. Погореловский

Есть ли в предложениях второстепенные члены? Что они поясняют? Поставьте к ним вопросы от главных или от других второстепенных членов предложения и запишите по образцу.

Образец. Проплясали (сказ.) по снегам снежные метели (подл.).

Проплясали (по чему?) по снегам.

Метели (к а к и е?) снежные.

Проплясали (сказ.) по снегам

Снежные метели (подл.).

Снегири (подл.) снеговикам

Песню просвистели (сказ.).

У заснеженной реки

В снежном переулке

Звонко носятся (сказ.) снежки (подл.).

Режут (сказ.) лёд снегурки (подл.).

Проплясали (по чему?) по снегам

Метели (какие?) снежные

Просвистели (кому?) снеговикам

Просвистели (что?) песню

Носятся (где?) у реки, в переулке

У реки (какой?) заснеженный

В переулке (каком?) снежном

Носятся (как?) звонко

Режут (что?) лед


95. Прочитайте предложения. Найдите главные члены в каждом предложении.

1. У лесного ручейка весело играют (сказ.) смешные мед­вежата (подл.). 2. В лесу на ивовых веточках распустились (сказ.) шелковистые пуховки (подл.). 3. Побежали (сказ.) по кочкам хлопот­ливые муравьи (подл.). 4. Над весенними цветами порхает (сказ.) первая бабочка (подл.).

Играют (как?) весело

Играют (где?) у ручейка

Ручейка (какого?) лесного

Медвежата (какие?) смешные

Пуховки (какие?) шелковистые

Распустились (на чем?) на веточках

На веточках (каких?) ивовых

Муравьи (какие?) хлопотливые

Побежали (по чему?) по кочкам

Бабочка (какая?) первая

Над цветами (какими?) весенними

Докажите, что все слова в предложениях связа­ны по смыслу. Для этого выпишите из каждого предложения словосочетания, поставив вопрос от одного слова к другому.


96. Разделите текст на части. В этом вам помо­жет план. Каждую часть запишите с красной стро­ки. Дайте имя мальчику. На месте пропуска пиши­те или имя собственное, или местоимение.

Метель

В воскресенье Миша катался на лыжах. Дорожка вела к лесу. Миша въехал в лес. Он показался мальчику ска­зочным. Снежные шапки лежали на елях, молодых ёлках и пнях. Миша углубился в лес.

Но вот погода ис­портилась. Подул сильный ветер. Снег застилал маль­чику глаза. Миша остановился.

Вдруг из белой пелены возник стог сена. Он обрадовал Мишу не меньше, чем тёплая печка. Мальчик залез в заснеженный стог се­на и спокойно переждал метель.

План текста

1) На лыжах в сказочный зимний лес.
2) Погода испортилась.
3) Стог сена.


97. Спишите строки из стихотворений и песен. Подчеркните главные члены в каждом предложе­нии.

1. Летят (сказ.) перелётные птицы (подл.) в осенней дали голу­бой. (М. Исаковский.)

2. Стоит (сказ.) стеной пшеница (подл.) золо­тая по сторонам тропинки полевой. (М. Исаковский.)

3. Едва струёй гремучею сверкает (сказ.) жаркий ключ (подл.). (М. Лермонтов.)

4. Горные вершины (подл.) спят (сказ.) во тьме ноч­ной. (М. Лермонтов.)

5. Ветхая избушка (подл.) вся в снегу стоит (сказ.) . (А. Блок.)

4. Вершины (какие?) горные, спят (в чем?) во тьме, во тьме (какой?) ночной.

5. Избушка (какая?) ветхая, стоит (в чем?) в снегу, в снегу (насколько?) вся.

Выберите два предложения и с помощью вопро­сов покажите связь слов в них.


98. Сравните предложения. Какие из них мож­но отнести к утвердительным предложениям, а ка­кие — к предложениям с отрицанием?

1. На утренней заре пастух не гонит уж коров из хлева. (А.Пушкин.) 2. Ещё природа не проснулась. (Ф. Тютчев.) 3. Клесты облепили вершины елей. (Г. Скребицкий.) 4. Правда в огне не горит, в воде не тонет. 5. Нас приветствуют звонкие птицы, шум листвы и журчанье ручья. (М. Матусовский.) 6. Ветер листы не срывает с ветвей, солнышко в тучи не прячется там… (А. Плещеев.) 7. Красною кистью ря­бина зажглась. (М. Цветаева.) 8. Росинка дрожала на тонком листке. (К. Бальмонт.) 9. Серёжа не заплакал и не показал даже виду, что ему больно. (Л. Н. Тол­стой.) 10. За двумя зайцами погонишься — ни одно­го не поймаешь.

Утвердительные: 3, 5, 7, 8.

С отрицанием: 1, 2, 4, 6, 9, 10.

Как пишется частица не с глаголами? Запиши­те предложения, раскрывая скобки.


99. Второклассники составили предложения о том, как нужно вести себя в лесу и на реке.

Прочитайте эти предложения. Что получится, ес­ли все люди будут так поступать?

Не разоряй муравейники. Не вытаптывай цветы. Не ломай ветки деревьев. Не бросай мусор в речку. Не оставляй в лесу мусор. Не прыгай в воду с крутого обрыва в не­знакомом месте.

Объясните второклассникам, что природу важно беречь и охранять. Исправьте их предложения. За­пишите получившийся вариант.


100. Прочитайте отрывок из сказки. Вспомните её название. Спишите текст. Подчеркните главные члены в каждом предложении. Укажите падежи имён существительных.

* * *

Доктор Айболит.

Больше всего на свете (П.п.) доктор (И.п.) (подл.) любил (сказ.) зверей (Р.п.). В ко­моде (П.п.) у него жили (сказ.) зайцы (И.п.) (подл.). В шкафу (П.п.) у него жила (сказ.) бел­ка (И.п.) (подл.). На диване (П.п.) жил (сказ.) колючий ёж (И.п.) (подл.). В сундуке (П.п.) жили (сказ.) бе­лые мыши (И.п.) (подл.). А в комнате (П.п.) стояла (сказ.) старая лошадь (И.п.) (подл.) рядом с кроватью (Т.п.).

К. Чуковский

На диване жил колючий ёж.

Еж (какой?) колючий, жил (где?) на диване.

А в комнате стояла старая лошадь рядом с кроватью.

Лошадь (какая?) старая, стояла (где?) в комнате, рядом с кроватью.

В выделенных предложениях найдите все слово­сочетания. В каждом словосочетании поставьте вопрос от главного слова к зависимому слову. Запишите найденные словосочетания вместе с во­просами.


101. Спишите текст, раскрывая скобки. Подчерк­ните главные члены в выделенных предложениях. Укажите, какими частями речи они выражены.

* * *

Я живу в домике на дюнах. Всё Рижское взморье в снегу. Снег (подл.) всё время слетает (подл.) с сосен длин­ными прядями. Слетает (подл.) он (подл.) от ветра и оттого, что по соснам прыгают (подл.) белки (подл.). Когда очень тихо, то слышно, как они шелушат сосновые шишки.

Дом (подл.) стоит (подл.) у самого моря. Море не замёрзло. Снег лежит до кромки воды. На нём видны следы зайцев. Иногда дикие гуси (подл.), прилетевшие в этом году слишком рано, садятся (подл.) на воду и кричат (подл.).

К. Паустовский


Русский язык,


вопрос задал vikaaaa249111,


4 месяца назад

Прочитайте отрывок из сказки.Вспомните ее название .Спишите текст.Укажите падежи имён существительных Больше всего на свете доктор любил зверей.В комоде у него жили зайцы


SashaPetr0va:
Отрывок сказки: «Доктор Айболит»

vikaaaa249111:
Ну логично

vikaaaa249111:
Спасибо огромное

Ответы на вопрос

Ответил kekekek26fag





21

Доктор(кто?)- Именительный падеж(И.п.)
Зверей(кого?)- Родительный падеж(Р.п.)
В комоде(в чем?)- Предложный падеж(П.п.)
Зайцы(кто?)- Именительный падеж(И.п.)

Предыдущий вопрос

Следующий вопрос

Новые вопросы

Математика,
4 месяца назад

Изначально в игре у Макса было 5 стрел . За каждое попадание в цель он получал 2 бонусные стрелы.Всего Макс выстрелел 9 раз и использовал все стрелы . Сколько раз выстрелил Макс ?

Математика,
4 месяца назад

СРОЧНО ПОМОГИТЕ МАТЕМАТИКА…

Биология,
4 месяца назад

помогите пожалуйста​…

Английский язык,
4 месяца назад

как на английском будет живу красиво…

Математика,
5 лет назад

построить график функции y=-0,5(x-2)^2…

Алгебра,
5 лет назад

Помогите, пожалуйста. Сколько будет 2(x+5)…

  • Прочитайте отрывок из русской народной сказки выпишите диалектные слова жила была кыцанька
  • Прочитайте отрывок из рассказа шолохова судьба человека выберите материал для одной из тем сын отец
  • Прочитайте отрывок из рассказа чехова ванька выпишите прилагательные и причастия
  • Прочитайте отрывок из рассказа толстого набег и запишите его озаглавьте текст
  • Прочитайте отрывок из рассказа праздники выпишите из этого текста ключевые слова масленица