Прочитайте отрывок из сочинения византийской принцессы анны комнины

Знания.нет

Войти

Зарегистрироваться

Войти

Зарегистрироваться

  • Все предметы

  • Математика

  • Литература

  • Алгебра

  • Русский язык

  • Геометрия

  • Английский язык

  • Химия

  • Физика

  • Биология

  • Другие предметы

  • История

  • Обществознание

  • Окружающий мир

  • География

  • Українська мова

  • Информатика

  • Українська література

  • Қазақ тiлi

  • Экономика

  • Музыка

  • Право

  • Беларуская мова

  • Французский язык

  • Немецкий язык

  • МХК

  • ОБЖ

  • Психология

  • Оʻzbek tili

  • Кыргыз тили

  • Астрономия

  • Физкультура и спорт

  • История

Предыдущий вопрос

Следующий вопрос


kissirinka777
3 года назад

Ответ

Ответ дан

романье

_________
3) славяне
__________

Ответ

Ответ дан

milaa75

Верный ответ:
3)славяне

Ответы и объяснения

  • kissirinka777

Не тот ответ, который тебе нужен?

Найди нужный

По всем вопросам пишите на — [email protected]

§11. Византия, Арабский халифат и Восток в Средние века

Византийская империя. Византийская империя являлась прямой и законной наследницей Рима. Константинополь, основанный императором Константином и объявленный столицей Римской империи в 330 г., первоначально назывался Новым Римом; жители Византии именовали себя ромеями (римлянами), а свою империю Ромейской (Римской). Они не разделяли того представления, что Римской империи более нет, были убеждены, что она продолжает существовать, имея своим центром Константинополь (греческая колония Византий возникла здесь в VII в. до н. э.). Восточная Римская империя (Византия) пережила своего западного собрата почти на тысячелетие и сохранила античное, в первую очередь греческое, культурное наследие. Ее исторические судьбы отличались своеобразием и самобытностью.

Империя имела чрезвычайно сложную территориальную и этническую структуру. Ее владения были расположены на трех материках — в Европе, Азии и Африке; здесь проживало множество народов. Поддержание стабильности предполагало наличие сильного государственного начала, ослабление которого сопровождалось потрясениями.

Постоянным фактором византийской истории являлась военная опасность, с разных сторон угрожавшая владениям империи. Среди народов и государств, натиску которых приходилось противостоять Византии, были Иран, арабы, болгары, восточные славяне, турки-сельджуки, затем турки-османы. Привлекала Византия и западноевропейских рыцарей, в 1204 г. в ходе IV крестового похода подвергших опустошению Константинополь. Распавшаяся империя была восстановлена в 1261 г., но так и не возродилась.

Своеобразие византийской истории определялось и обстоятельствами происхождения империи. Она не знала разрыва с античностью, античные традиции сохранялись длительное время, медленно эволюционируя и изменяясь. Восточная Римская империя была богаче Западной, в ее руках находились пути из Европы в Азию. Сельское хозяйство, ремесла, города, торговля не переживали того глубокого упадка, через который в раннее Средневековье пришлось пройти Западной Европе. Историки считают, что кризис византийской экономики VII в. по своим масштабам и последствиям несопоставим с экономическим кризисом Западной Римской империи III—V вв. Он был преодолен и сменился новым подъемом XI—XII вв. Важнейшим элементом византийской экономической жизни оставалось римское право. Предпринятая при императоре Юстиниане (VI в.) кодификация законов привела к созданию надежной правовой основы для регулирования широкого круга имущественных и иных гражданских отношений. Византию историки иногда называют правовым государством Средневековья.

Сочетание всех этих факторов обеспечивало поддержание относительно стабильного уровня благосостояния, который в Византии, во всяком случае до начала XIII в., был выше, чем в Западной Европе.

Византийская цивилизация принадлежала к числу тех, в формировании и обеспечении жизнеспособности которых ведущую роль играло государство. Византия оставалась централизованным государством на протяжении всей своей истории. Сепаратистские тенденции в отдельных областях проявлялись, но жестко пресекались. Носителем верховной власти являлся император, наделенный сакральными (священными) функциями. Существовал бюрократический аппарат с жестким соподчинением, налоговая система, тайная полиция, финансовые службы, особым влиянием обладало внешнеполитическое ведомство. Именно специфические качества дипломатов, знавших толк в том, как взятками, подкупом и интригами ослабить врагов, придали нарицательный смысл слову «византийство» (искусство плести интрги).

Большой была площадь земель, принадлежавших государству. Под контролем правительственных служб находились ремесла и торговля, действовала разработанная система государственных монополий на производство и продажу отдельных изделий (например, шелка, секрет изготовления которого был похищен у китайцев). Наличие сильной государственной власти привело, в частности, к тому, что в Византии не достигли зрелости ни условная собственность (подобная феоду), ни вассально-ленная иерархия, ни иммунитеты. Не знала Византия и такого явления, как борьба городов за вольности и самоуправление.

Русский историк П. Г. Виноградов писал в начале XX в.: «Опасность для Византии представлялась не в своеволии отдельных лиц и классов, а, напротив, в отсутствии самодеятельности и энергии среди граждан».

Что он имел в виду? О каких негативных последствиях жесткой византийской государственности идет речь?

Особая роль государственных начал в византийской цивилизации получила теоретическое обоснование, более того, она способствовала формированию специфического мироощущения византийцев. Считалось, что, наряду с едиными Богом, верой и церковью, должна существовать единая христианская империя, защитница веры и церкви. Императорская власть приобретала сакральные функции, ибо она самим своим существованием обеспечивала спасение рода человеческого. По мнению историков, для Византии эти представления имели то же значение, что и идеи патриотизма или национальные чувства в Новое время. Они являлись фактором жизнеспособности цивилизации, духовной опорой в противостоянии внешнему натиску.

Наконец, приоритет государства отразился и в особом положении византийской церкви. Если не формально, то реально император был ее подлинным главой. Лишенный возможности совершать культ и вносить изменения в Символ веры, он, однако, фактически управлял церковью, обладая правом назначать и смещать патриархов.

В этом смысле Восточная христианская церковь сильно отличалась от Западной. Между ними имелись догматические различия: византийская церковь не разделяла положения католицизма о том, что Святой Дух исходит и от Бога Сына, о чистилище и ряд других. Она не настаивала на целибате (безбрачии) для всего духовенства. В отличие от католической Восточная христианская церковь (за нею закрепилось название православной) не запрещала совершение культа на языках народов, входивших в империю.

Наиболее существенным было то, что византийская православная церковь не претендовала на светскую власть, не посягала на ее прерогативы, подчинилась государству. Историки видят в этом один из источников формирования автократических (самодержавных) начал, которые заимствовали у Византии государства, оказавшиеся в зоне ее цивилизационного влияния (среди них и Московская Русь). Была и другая сторона у этого явления: православная церковь жила напряженной духовной жизнью, православие настраивало не на раскол и борьбу, а на согласие и гармонию, сплачивало империю и населявшие ее народы.

Борьба Западной (католической) и Восточной (православной) церквей, подогреваемая спорами о верховенстве одной из них, завершилась в 1054 г. их разрывом: папа римский и константинопольский патриарх обменялись взаимными отлучениями от церкви.

29 мая 1453 г. Константинополь пал. Турки-османы вступили в «Новый Рим», залитый кровью и полный трупов. Европа, остававшаяся глухой к призывам о помощи, пришла в смущение и ужас, но их питал страх перед османской угрозой. Вскоре в далеком Московском государстве, правитель которого Иван III женился на племяннице последнего византийского императора Константина XI Зое (Софье) Палеолог, возникла идея о том, что именно Москва является подлинной наследницей величия Константинополя и Рима, «Третьим Римом».

Арабский халифат: рождение, расцвет, упадок. Примерно через столетие после падения Западной Римской империи в аравийском городе Мекка, где находилась главная языческая святыня арабских племен — черный камень, по преданию принесенный архангелом Гавриилом, родился Мухаммед, основатель ислама (араб, «вручение себя Богу», «покорность») — религии, ныне исповедуемой каждым восьмым жителем планеты.

Спустя столетие после его смерти, к середине VIII в., созданное им и его преемниками государство занимало территорию, которая по своим размерам превышала территорию Римской империи или державы персидского царя Дария. В Арабский халифат (от араб. «наместник») в период его наивысшего могущества входили Сирия, Палестина, Месопотамия, Иран, Египет, Северная Африка, значительная часть Испании, Армения, Грузия, Средняя Азия, Афганистан, северо-западные районы Индии. За редким исключением народы, попадавшие под власть халифов, принимали ислам и религиозный закон ислама. Складывался огромный по территории и численности населения мир, обладавший известным единством, пережившим халифат как таковой.

Историки считают возможным говорить о формировании арабо-мусульманской цивилизации, имевшей свою специфику и обогатившей человеческое сообщество значительными достижениями. Ее расцвет приходится на IX—X вв.

Подлинной основой арабо-мусульманской цивилизации, бесспорно, являлся ислам. Священной книгой последователей ислама, мусульман считается Коран (араб. «чтение»), который, как верят мусульмане, вручил пророку Мухаммеду архангел Джабраил. Коран состоит из сур—слов Мухаммеда, понимаемых как откровение Аллаха. Главный догмат ислама — «нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммед — посланник Аллаха» — утверждает принцип единобожия и налагает на последователей ислама обязанность подчиняться воле Аллаха. Мухаммеда не интересовали тонкости теологии, он отвергал христианское учение о троичности Бога, спасении мира Христом (в Христе мусульмане признают одного из пророков Божьих). Он был более озабочен тем, чтобы определить этические и правовые нормы, следование которым считалось религиозным долгом верующих. Пять столпов ислама, обязательных для его приверженцев, состоят в произнесении вслух символа веры, ежедневном пятикратном богослужении (намаз), соблюдении поста в священный месяц Рамадан, раздаче милостыни и паломничестве в священный город Мекку. Их исполнение сулит райское блаженство, в описании которого Коран особенно красноречив и ярок.

Прочитайте фрагменты из Корана и из «Истолкования и разъяснения основ Сунны и религии» мусульманского богослова Ибн Бата ал-Укбари (X в.):

1. «О вы, которые уверовали! Если берете в долг между собой на определенный срок, то записывайте это.. Завещает вам Аллах относительно ваших детей: сыну — долю, подобную доле двух дочерей. А если они (дети) — женщины, числом более двух, то им — две трети того, что он оставил, а если одна, то ей — половина… О вы, которые уверовали! Будьте верны в договорах! И знайте, что если вы взяли что-либо в добычу, то Аллаху — пятая часть, и посланнику, и родственникам, и сиротам, и бедным, и путникам…»

2. «Продажа и купля со спорами и пререканиями, декламация (стихов. — Авт.), уводящих с пути истинного, и газелей, повышение голоса. Обнажение мечей, чрезмерный шум, появление женщин и детей… извлечение прибыли в мечети, использование мечети для ремесла и торговли, подобно лавке, — все это осуждается. Он запретил давать ложную клятву; продавать незрелые финики, а они зрелые, когда желтеют и становятся коричневыми; продавать собак, обезьян и свиней, играть в нарды и шахматы…»

Опираясь на документ, объясните смысл утверждения: «Ислам больше, чем просто религия».

Проповедь ислама имела колоссальный успех. С одной стороны, эта религия была достаточно проста, понятна и увлекательна. С другой — в нее вошли многие положения христианства и иудаизма, хорошо известные покоренным арабами народам. Наконец, она была прямо обращена к арабам, которые объявлялись народом, избранным Аллахом для приобщения неверных — убеждением или силой — к истинной вере.

Следует подчеркнуть одну особенность раннего ислама: религиозный энтузиазм сочетался в нем с определенной терпимостью к христианам и иудеям. Им разрешалось сохранять традиционные верования и обычаи при условии уплаты специального налога. Эта терпимость была со временем утрачена, но в эпоху расцвета арабо-мусульманской средневековой цивилизации составляла ее неотъемлемую черту. Впрочем, к тому времени исламский мир уже раскололся на суннитов, признававших не только Коран, но и дополнения к нему — сунну, и шиитов (от араб. «партия», «группа»), эти дополнения отвергавших. За религиозным расколом стояла острая политическая борьба за верховенство в мусульманском мире.

По мнению ученых, ислам не только способствовал этнической и политической консолидации арабов, но и облегчил торговые связи и экономическое взаимодействие различных по характеру экономики регионов. Активная торговля в Средиземном море и в Индийском океане стимулировала развитие ремесел и сельского хозяйства, являлась характерной чертой арабо-мусульманской цивилизации. Ее также отличал высокий уровень урбанизации (развития городов). Багдад считался одним из величайших городов тогдашнего мира. Здесь торговали лесом, фарфором, мехами, пряностями, шелком, вином — всем, что производилось в Индии, Восточной Африке, Китае, Средней Азии. Расцвет арабской торговли отразился и в языке: слова «базар», «магазин», «атлас», «тариф», «цифра» заимствованы из арабского.

Ислам придал своеобразное направление развитию государственности у арабов. В соответствии с Кораном, не признававшим различий между церковью и государством, верховной религиозной и светской властью обладали халифы (в 1055 г. после завоевания Багдада турками-сельджуками власть халифа стала номинальной; в 1258 г., когда Багдад пал под натиском монголов, был убит последний багдадский халиф; халифы перебрались в Египет, который в 1517 г. был завоеван турками-османами; османский султан объявил себя главой всех мусульман). При этом в процессе завоеваний арабы заимствовали те формы управления, которые существовали на вновь включенной в состав халифата территории. Вся земля являлась собственностью халифа, государственное землевладение, как и в других странах Востока, безусловно преобладало над иными формами земельной собственности, существование которых не противоречило Корану.

Необычайно своеобразная и яркая культура расцвела в Средневековье на арабо-мусульманском Востоке. Арабские завоевания создали цивилизацию, которая впитала достижения византийской, иранской, среднеазиатской, индийской, закавказской и римской культурных традиций. Арабские переводы Аристотеля, Евклида, Гиппократа познакомили Западную Европу с сочинениями греческих мыслителей. Арабский «ноль», добавленный к индийской цифровой системе, произвел подлинную революцию в математике. Арабская астрономия, медицина, алгебра, философия, бесспорно, были на порядок выше европейской науки того времени. Система орошения полей, некоторые сельскохозяйственные культуры (рис, цитрусовые) были заимствованы европейцами у арабов.

Тем не менее арабо-мусульманское влияние на средневековую Европу, как полагают ученые, в основном ограничивалось заимствованиями отдельных новшеств и открытий. Религиозные различия между христианской Европой и мусульманским Востоком не только затрудняли их взаимодействие, но и приводили к длительным конфликтам, примером которых стали Крестовые походы XI—XIII вв.

Восток в Средние века. Вопрос о том, были ли на Востоке свои Средние века, точнее, о возможности применять это понятие для периодизации истории стран и народов Востока, давно и остро обсуждается историками. Отвечают на него по-разному. Две крайние точки зрения таковы: Средние века — явление уникальное, они были только у Европы; Средние века — это прежде всего феодализм, который был и на Западе, и на Востоке (здесь он имел свои особенности, связанные с существенно более значимой ролью государства). Многие историки согласны с тем, что выделение эпохи Средневековья в истории Востока позволяет установить ее периодизацию, дает возможность глубже ее исследовать.

В любом случае важно иметь в виду, что очевидной грани, отделяющей древность от Средневековья, на Востоке, в отличие от Запада, не было. Многое из того, что сформировалось в древности, плавно перешло в Средневековье: особый тип государства, определяемый понятием «восточная деспотия» с развитым и прекрасно организованным бюрократическим аппаратом (классический пример — Китай), сильная и сплоченная община как ключевой элемент социальной жизни, преобладание государственной собственности на землю. Постоянным фактором развития большинства средневековых государств Востока было мощное давление на них со стороны находящейся на племенном уровне или переходящей к государственной стадии кочевой периферии (особенно ярко это давление проявилось в Китае, где в 1280—1368 гг. у власти находилась монгольская династия Юань, а с середины XVII в. воцарилась маньчжурская династия Цин).

Нет ничего удивительного в том, что частное землевладение и частная власть, система вассалитета, условная земельная собственность в форме феода на Востоке развития практически не получили (за исключением Японии, где в силу молодости и относительной слабости государства сложились отношения, типологически близкие к европейскому феодализму).

Что касается религий, возникших в середине I тыс. до н. э., то их духовное влияние сохранялось. Средневековый Китай — это в первую очередь конфуцианское государство и общество. Индия до начала XIII в. — общество, в котором очень многое определялось индуизмом, сумевшим оттеснить буддизм. В период Делийского султаната (1206—1526) и империи Великих моголов (1526—1858) в Индии получил распространение ислам. Именно в Средние века ислам стал основной религией в Иране, Средней Азии, Северной Африке, Малой Азии. В Японии в целом прочно утвердился буддизм, хотя и был вынужден считаться с традиционным японским синтоизмом.

Приверженность традиции, готовность к воспроизводству давным-давно сложившихся и испытанных форм государственной и социальной жизни — таковы, по мнению историков, особенности средневекового Востока. Перед нами традиционное общество со всеми его достоинствами и проблемами. Две оговорки, однако, необходимы.

Во-первых, европейское средневековое общество тоже было традиционным. Преобладание аграрных занятий и интересов, сельское хозяйство и ремесло, основанные на ручном труде и непосредственной передаче накопленных производственных навыков из поколения в поколение, следование обычаю, возведенное в высший нравственный закон, устойчивая и малоподвижная система ценностей, основанная на христианских заповедях и учении церкви, стремление к внутреннему единству и внешнему обособлению, корпоративная замкнутость сословий и социальных групп, дорожащих свободами и привилегиями, за ними закрепленными, общинность, поглощающая личность, — таковы его основные черты.

Во-вторых, по уровню развития ремесел, торговли, техники обработки земли, благосостояния общества Восток вплоть до начала XVI в. опережал Европу. Даже в конце XVIII в. в городах на Востоке проживало от 10 до 25% населения, тогда как в Европе в это же время в городах с числом жителей более 10 тыс. человек — всего от 1 до 7%.

1. Почему Византийскую империю называют также Ромейской? Каковы особенности перехода Византии от античности к Средневековью? 2. Какие особенности отличали византийское общество? С чем они были связаны? Какое влияние оказывали? 3. Какова роль православной церкви в истории Византии? Как и почему произошел раскол церкви на католическую и православную? 4. В каких исторических условиях возник Арабский халифат? Какую роль в истории арабов сыграли завоевания? 5. Почему арабо-мусульманскую цивилизацию называют исламской? Какое место в развитии общества, государства, повседневной жизни занимал ислам? 6. Расскажите о культурном наследии Византии и арабо-мусульманского Средневековья. 7. Какие точки зрения по вопросу о применимости понятия «Средние века» к истории Востока вам известны? 8. Каковы общие особенности истории стран Востока в Средние века?

1. Прочитайте отрывок из сочинения византийской принцессы Анны Комнины, относящихся к событиям I крестового похода (конец XI в.): «Я охотно привела бы имена их предводителей, но лучше, полагаю, этого не делать. Язык мой немеет, я не в силах произнести нечленораздельные варварские звуки, и меня пугает масса варварских имен. И к чему мне стараться перечислить такое множество имен людей, один вид которых наполняет отвращением окружающих?» Кто эти варвары? О каких особенностях свойственного византийцам мироощущения позволяет говорить этот текст?

2. Прочитайте отрывок из сочинения мусульманского историка Хилал ас-Саби «Установления и обычаи двора халифов» (X—XI вв.): «Входящий к халифу должен почистить зубы, говорить тихим голосом во время бесед и споров, носить под своими одеждами джуббу, стеганную ватой, и зимой и летом, чтобы не выступал наружу пот… Если придворный уходит, а халиф смотрит на него, он пятится, чтобы не поворачиваться к повелителю спиной… Самый лучший в глазах своего господина тот человек, который безгласен и бесплотен, как эхо». Что вы можете сказать об устройстве государства, в котором сложились описанные в тексте требования к поведению придворного? Сделайте все возможные выводы.

3. По данным историков, в средневековом Китае правительственные гонцы передвигались в среднем со скоростью 100 км в сутки. В VII в. вдоль Великой Китайской стены была проложена дорога длиной 1000 км. В IX в. в империи было 1300 почтовых станций. Какие выводы относительно устройства государства, его сплоченности можно сделать из этих данных?



и общество. Средневековая цивилизация была ци­вилизацией христианской. В общности религиозной веры и церковной организации — глубинный, решающий, быть мо­жет, фактор ее единства. Католическая церковь не знала гра­ниц, языковых различий (культ повсеместно совершался на латыни) — в ней наиболее зримо воплощалось единство евро­пейского христианского мира.
Эту свою исключительность церковь сознавала и всячески поддерживала. Не раз выступала она с призывами и идеями, овладевавшими широкими слоями населения, захватывавши­ми воображение и могущественных государей, и простых лю­дей. Идея Крестовых походов на Восток (XI—XIII вв.), осво­бождения Гроба Господня и христианских святынь — яркий тому пример. Какими бы материальными соображениями и практическими расчетами ни руководствовались крестонос­цы, их религиозный энтузиазм не был маской.

Церковь занимала исключительное положение в духовной жизни Средневековья, которая была в первую очередь жиз­нью религиозной.

Один из принципов католицизма таков: «Вне церкви нет спасения». Объясните, почему средневековыми христианами он воспринимался как обязательное для исполнения требование: лишь правая вера дает надежду на посмертное воздаяние, и лишь та вера правая, которая осознанно подчиняется авторитету церкви.

Повседневная жизнь была невозможна без посещения церкви, совершения таинств. Заблудшая, грешная душа че­ловека спасается приобщением к Божественной благодати, единственной хранительницей которой является церковь. Во время таинств благодать передается верующему. Крещение снимает вину первородного греха, конфирмация дает силу в христианской жизни, исповедь очищает душу от совершен­ных грехов, соборование готовит к смерти и встрече с Богом, причащение напоминает о жизни, муках и будущей славе Христа, брак дает счастье семейной жизни и про­должения рода, священство наделя­ет духовное лицо особой мистичес­кой силой.

Церковь, наконец, обладала ко­лоссальными мирскими богатствами (что, кстати, ослабляло ее духов­ную силу) и занимала исключи­тельное положение в сфере образо­вания и науки. Духовенство со­храняло элементы античной образо­ванности, монастыри имели богатые библиотеки, скриптории (мастер­ские по переписке книг), содер­жали начальные школы. Церковь контролировала университеты. Из рядов духовенства вышли все крупнейшие представители сред- Католический средневе- невековой философии: Фома Аквин- ковый храм.

ский, Ансельм Кентерберийский, Иоанн Солсберийский и др.

Католицизм имел стройную систему религиозных догма­тов, восходивших к Символу веры, принятому на первых двух Вселенских соборах в Никее (325) и в Константинополе (381). Источниками религиозной истины признавались Свя­щенное Писание (книги Ветхого и Нового Завета, послания апостолов) и Священное Предание (сочинения отцов церкви, постановления церковных соборов, папские буллы). В XI— XIII вв. католическая догматика дополнилась новыми пред­ставлениями, которые были отвергнуты православием (о чис­тилище, об исхождении Святого Духа не только от Бога Отца, но и от Бога Сына, о том, что делами святых и мучеников создается запас Божественной благодати, которую хранит церковь, и пр.).

Ясно, что официальная доктрина с ее сложными пробле­мами и изощренными построениями не была и не могла быть доступна пониманию человека неграмотного или полуграмот­ного. На практике существовал причудливый мир народного христианства. Народное сознание искало зримых подтвержде­ний истинности веры, оно жаждало чуда, твердо верило в воз­можность прямого воздействия на Бога путем совершения са­мых примитивных и нелепых магических обрядов, которые кажутся порой просто кощунственными. Но незнание религи­озных истин не делало веру слабее или пассивнее.

Прочитайте рассуждение средневекового богослова:

«Сын Божий распят — нам не стыдно, ибо полагалось бы ста­щиться. И умер Сын Божий — это вполне достоверно, ибо ни с чем не сообразно. И после погребения Он воскрес — это не­сомненно, ибо невозможно».

Как соотносились в период Средневековья вера и знание? Что было выше?

Народное христианство питало официальное учение, оно не было враждебно ему. Иное дело — ереси (греч. «особое ве­роучение», «секта»), которые отвергали и церковную догма­тику, и саму церковь. XI—XV вв. — время расцвета ерети­ческих идей и движений. Катары, вальденсы, патарены, последователи учений Иоахима Флорского, Арнольда Бреши- анского, Джона Уиклифа, Яна Гуса, Дольчино — вот кто был действительно опасен и с кем церковь вела беспощадную борьбу. Анафема, инквизиционные расследования, групповые сожжения на костре (аутодафе — «дело веры»), Крестовые по­ходы, вроде Альбигойских войн, которые в начале XIII в. подвергли опустошению цветущие южнофранцузские горо­да, — все меры считались допустимыми в борьбе за автори­

тет и единство церкви. Размах ересей вынуждал церковь ид­ти и на реформы. Нищенствующие монашеские ордена — францисканский и доминиканский, созданные в XIII в. Фран­циском Ассизским и Домиником де Гусманом, — были при­званы поднять престиж церкви, духовно возвысить ее.

Чистота руководящей идеи, целостность учения, обеспечи­вавшего единство цивилизации, достигались любыми средст­вами. В этом и сила, и трагическая слабость европейского Средневековья, слишком хорошо знавшего, как преследуют­ся инакомыслящие вольнодумцы.

Впрочем, в Средние века не задумывались над тем, что есть свобода личности, тем более свобода духовного и нравст­венного поиска. Свобода не понималась как независимость от чего-либо, она считалась привилегией, набором прав, закреп­ленных за сословием или корпорацией лиц. Не принцип ин­дивидуальной свободы, но требование корпоративной вернос­ти, следование норме и обычаю были главными ценностями европейского Средневековья.

Европейское общество в XIV—XV вв. С легкой руки гол­ландского историка Й. Хейзинги о XIV—XV вв. чаще всего говорят как об «осени Средневековья» — угасании, умира­нии, закате цивилизации. Ключевые события этого перио­да — эпидемия чумы 1348 г. (Черная смерть), казавшаяся бесконечной Столетняя война (1337—1453), самые мощные в Средневековье крестьянские восстания — Жакерия и Уота Тайлера.

Как и всякие другие, эти обобщения не совсем точны и, безусловно, не охватывают исторической действительности в целом.

Началось медленное угасание, обозначились признаки не­излечимых болезней. Разлаживался механизм отношений крестьян и сеньоров, рушились подпорки, на которых держа­лась вассально-сеньориальная лестница. Блекло очарование образа жизни и культуры рыцарства, безуспешно пытавшего­ся остановить уходящие в прошлое мгновения. Пушки и ог­нестрельное оружие вытесняли конницу.

«Осень Средневековья» не была временем упадка. Нового было много: в торговле и в банках, в военном и книжном де­ле, в развитии государства и в восприятии людей, в культу­ре и искусстве.

I 1. Когда появился термин «Средние века»? В каком значении он

97
‘■Л Ж употребляется в современной исторической науке? 2. Как проис- / Ж ходил переход от античности к Средневековью в Европе? Какие I я особенности он имел в различных регионах? 3. Каково историче- ское значение деятельности Карла Великого и созданной им им- перии? 4. Почему средневековое общество называют аграрным? Охарактеризуйте отношения между сеньорами и крестьянами.

4Данилов, 10 кл.
5. Что такое вассально-ленные отношения? 6. Какую роль в сред­невековой Европе играли города? 7. Что такое сословно-предста­вительная монархия? 8. Какими особенностями были отмечены отношения между церковью и светской властью в средневековой Европе? 9. Что такое «осень Средневековья»?

  1. Ниже приведены высказывания историков о Сред­невековье. Выберите и обоснуйте любое из них.
  1. «Средневековье — пасынок истории. Истори­ческая память обошлась с ним несправедливо» (А. Я. Гуревич).

Б. «Средневековье нужно знать только затем, чтобы его презирать» (Вольтер).

  1. «Мы живем среди материальных и интеллекту­альных остатков средневековья» (Ж. Ле Гофф).

Г. «Ни мрачный, ни светлый облики средневековья не отвечают полностью тому, что было на самом де­ле. Тысячелетняя эпоха не может быть только «пло­хой» или только «хорошей» (М. Бойцов, Р. Шуку- ров).

  1. По словам итальянского социолога В. Парето, «в жизни народов нет ничего реальнее и практичнее идеала». Какие идеальные представления, сложив­шиеся в Средневековье, подтверждают или, может быть, опровергают эту мысль?

§ 11

Византия, Арабский халифат и Восток в Средние века

Византийская империя. Византийская империя являлась прямой и законной наследницей Рима. Константинополь, ос­нованный императором Константином и объявленный столи­цей Римской империи в 330 г., первоначально назывался Но­вым Римом; жители Византии именовали себя ромеями (римлянами), а свою империю Ромейской (Римской). Они не разделяли того представления, что Римской империи более нет, были убеждены, что она продолжает существовать, имея своим центром Константинополь (греческая колония Визан- тий возникла здесь в VII в. до н. э.). Восточная Римская им­перия (Византия) пережила своего западного собрата почти на тысячелетие и сохранила античное, в первую очередь гречес­

кое, культурное наследие. Ее исторические судьбы отлича­лись своеобразием и самобытностью.

Империя имела чрезвычайно сложную территориальную и этническую структуру. Ее владения были расположены на трех материках — в Европе, Азии и Африке; здесь прожива­ло множество народов. Поддержание стабильности предпола­гало наличие сильного государственного начала, ослабление которого сопровождалось потрясениями.

Постоянным фактором византийской истории являлась во­енная опасность, с разных сторон угрожавшая владениям им­перии. Среди народов и государств, натиску которых прихо­дилось противостоять Византии, были Иран, арабы, болгары, восточные славяне, турки-сельджуки, затем турки-османы. Привлекала Византия и западноевропейских рыцарей, в 1204 г. в ходе IV крестового похода подвергших опустоше­нию Константинополь. Распавшаяся империя была восстанов­лена в 1261 г., но так и не возродилась.

Своеобразие византийской истории определялось и обстоя­тельствами происхождения империи. Она не знала разрыва с античностью, античные традиции сохранялись длительное время, медленно эволюционируя и изменяясь. Восточная Римская империя была богаче Западной, в ее руках находи­лись пути из Европы в Азию. Сельское хозяйство, ремесла, города, торговля не переживали того глубокого упадка, через который в раннее Средневековье пришлось пройти Западной Европе. Историки считают, что кризис византийской эконо­мики VII в. по своим масштабам и последствиям несопоста­вим с экономическим кризисом Западной Римской империи

  1. V вв. Он был преодолен и сменился новым подъемом XI—XII вв. Важнейшим элементом византийской экономиче­ской жизни оставалось римское право. Предпринятая при им­ператоре Юстиниане (VI в.) кодификация законов привела к созданию надежной правовой основы для регулирования ши­рокого круга имущественных и иных гражданских отноше­ний. Византию историки иногда называют правовым государ­ством Средневековья.

Сочетание всех этих факторов обеспечивало поддержание относительно стабильного уровня благосостояния, который в Византии, во всяком случае до начала XIII в., был выше, чем в Западной Европе.

Византийская цивилизация принадлежала к числу тех, в формировании и обеспечении жизнеспособности которых ве­дущую роль играло государство. Византия оставалась центра­лизованным государством на протяжении всей своей истории. Сепаратистские тенденции в отдельных областях проявля­лись, но жестко пресекались. Носителем верховной власти являлся император, наделенный сакральными (священными) функциями. Существовал бюрократический аппарат с жест-

4*
99

ким соподчинением, налоговая система, тайная полиция, финансовые службы, особым влиянием обладало внешнеполи­тическое ведомство. Именно специфические качества дипло­матов, знавших толк в том, как взятками, подкупом и ин­тригами ослабить врагов, придали нарицательный смысл слову «византийство» (искусство плести интрги).

Большой была площадь земель, принадлежавших государ­ству. Под контролем правительственных служб находились ремесла и торговля, действовала разработанная система го­сударственных монополий на производство и продажу отдель­ных изделий (например, шелка, секрет изготовления которо­го был похищен у китайцев). Наличие сильной государствен­ной власти привело, в частности, к тому, что в Византии не достигли зрелости ни условная собственность (подобная фео­ду), ни вассально-ленная иерархия, ни иммунитеты. Не зна­ла Византия и такого явления, как борьба городов за вольно­сти и самоуправление.

Русский историк П. Г. Виноградов писал в начале XX в.: «Опас­ность для Византии представлялась не в своеволии отдельных лиц и классов, а, напротив, в отсутствии самодеятельности и энергии среди граждан».

Что он имел в виду? О каких негативных последствиях жесткой визан­тийской государственности идет речь?

Особая роль государственных начал в византийской циви­лизации получила теоретическое обоснование, более того, она способствовала формированию специфического мироощуще­ния византийцев. Считалось, что, наряду с едиными Богом, верой и церковью, должна существовать единая христианская империя, защитница веры и церкви. Императорская власть приобретала сакральные функции, ибо она самим своим су­ществованием обеспечивала спасение рода человеческого. По мнению историков, для Византии эти представления имели то же значение, что и идеи патриотизма или национальные чувства в Новое время. Они являлись фактором жизнеспособ­ности цивилизации, духовной опорой в противостоянии внеш­нему натиску.

Наконец, приоритет государства отразился и в особом по­ложении византийской церкви. Если не формально, то реаль­но император был ее подлинным главой. Лишенный возмож­ности совершать культ и вносить изменения в Символ веры, он, однако, фактически управлял церковью, обладая правом назначать и смещать патриархов.

В этом смысле Восточная христианская церковь сильно от­личалась от Западной. Между ними имелись догматические различия: византийская церковь не разделяла положения ка­толицизма о том, что Святой Дух исходит и от Бога Сына, о чистилище и ряд других. Она не настаивала на целибате (без­брачии) для всего духовенства. В отличие от католической Восточная христианская церковь (за нею закрепилось назва­ние православной) не запрещала совершение культа на язы­ках народов, входивших в империю.

Наиболее существенным было то, что византийская право­славная церковь не претендовала на светскую власть, не по­сягала на ее прерогативы, подчинилась государству. Истори­ки видят в этом один из источников формирования автократических (самодержавных) начал, которые заимство­вали у Византии государства, оказавшиеся в зоне ее цивили­зационного влияния (среди них и Московская Русь). Была и другая сторона у этого явления: православная церковь жила напряженной духовной жизнью, православие настраивало не на раскол и борьбу, а на согласие и гармонию, сплачивало империю и населявшие ее народы.

Борьба Западной (католической) и Восточной (православ­ной) церквей, подогреваемая спорами о верховенстве одной из них, завершилась в 1054 г. их разрывом: папа римский и константинопольский патриарх обменялись взаимными отлу­чениями от церкви.

29 мая 1453 г. Константинополь пал. Турки-османы всту­пили в «Новый Рим», залитый кровью и полный трупов. Ев­ропа, остававшаяся глухой к призывам о помощи, пришла в смущение и ужас, но их питал страх перед османской угро­зой. Вскоре в далеком Московском государстве, правитель ко­торого Иван III женился на племяннице последнего византий­ского императора Константина XI Зое (Софье) Палеолог, возникла идея о том, что именно Москва является подлинной наследницей величия Константинополя и Рима, «Третьим Римом».

Арабский халифат: рождение, расцвет, упадок. Примерно через столетие после падения Западной Римской империи в аравийском городе Мекка, где находилась главная языческая святыня арабских племен — черный камень, по преданию принесенный архангелом Гавриилом, родился Мухаммед, ос­нователь ислама (араб. «вручение себя Богу», «покорность») — религии, ныне исповедуемой каждым восьмым жителем пла­неты.

Спустя столетие после его смерти, к середине VIII в., созданное им и его преемниками государство занимало терри­торию, которая по своим размерам превышала территорию Римской империи или державы персидского царя Дария. В Арабский халифат (от араб. «наместник») в период его наи­высшего могущества входили Сирия, Палестина, Месопота­мия, Иран, Египет, Северная Африка, значительная часть Испании, Армения, Грузия, Средняя Азия, Афганистан, севе- ро-западные районы Индии. За редким исключением народы, попадавшие под власть халифов, принимали ислам и религи­озный закон ислама. Складывался огромный по территории и численности населения мир, обладавший известным единст­вом, пережившим халифат как таковой.

Историки считают возможным говорить о формировании арабо-мусульманской цивилизации, имевшей свою специфику и обогатившей человеческое сообщество значительными до­стижениями. Ее расцвет приходится на IX—X вв.

Подлинной основой арабо-мусульманской цивилизации, бесспорно, являлся ислам. Священной книгой последователей ислама, мусульман считается Коран (араб. «чтение»), кото­рый, как верят мусульмане, вручил пророку Мухаммеду ар­хангел Джабраил. Коран состоит из сур—слов Мухаммеда, понимаемых как откровение Аллаха. Главный догмат исла­ма — «нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммед — послан­ник Аллаха» — утверждает принцип единобожия и налагает на последователей ислама обязанность подчиняться воле Ал­лаха. Мухаммеда не интересовали тонкости теологии, он от­вергал христианское учение о троичности Бога, спасении ми­ра Христом (в Христе мусульмане признают одного из пророков Божьих). Он был более озабочен тем, чтобы опреде­лить этические и правовые нормы, следование которым счи­талось религиозным долгом верующих. Пять столпов ислама, обязательных для его приверженцев, состоят в произнесении вслух символа веры, ежедневном пятикратном богослужении (намаз), соблюдении поста в священный месяц Рамадан, раз­даче милостыни и паломничестве в священный город Мекку. Их исполнение сулит райское блаженство, в описании кото­рого Коран особенно красноречив и ярок.

Прочитайте фрагменты из Корана и из «Истолкования и разъясне­ния основ Сунны и религии» мусульманского богослова Ибн Бата ал-Укбари (X в.):

  1. «О вы, которые уверовали! Если берете в долг между собой на определенный срок, то записывайте это.. Завещает вам Ал­лах относительно ваших детей: сыну — долю, подобную доле двух дочерей. А если они (дети) — женщины, числом более двух, то им — две трети того, что он оставил, а если одна, то ей — половина… О вы, которые уверовали! Будьте верны в до­говорах! И знайте, что если вы взяли что-либо в добычу, то Аллаху — пятая часть, и посланнику, и родственникам, и сиро­там, и бедным, и путникам…»
  2. «Продажа и купля со спорами и пререканиями, декламация (стихов. — Авт.), уводящих с пути истинного, и газелей, повы­шение голоса. Обнажение мечей, чрезмерный шум, появление женщин и детей… извлечение прибыли в мечети, использова­ние мечети для ремесла и торговли, подобно лавке, — все это осуждается. Он запретил давать ложную клятву; продавать не­зрелые финики, а они зрелые, когда желтеют и становятся ко­ричневыми; продавать собак, обезьян и свиней, играть в нар­ды и шахматы…»

Опираясь на документ, объясните смысл утверждения: «Ислам больше, чем просто религия».

Проповедь ислама имела колоссальный успех. С одной сто­роны, эта религия была достаточно проста, понятна и увле­кательна. С другой — в нее вошли многие положения хрис­тианства и иудаизма, хорошо известные покоренным арабами народам. Наконец, она была прямо обращена к арабам, кото­рые объявлялись народом, избранным Аллахом для приобще­ния неверных — убеждением или силой — к истинной вере.

Следует подчеркнуть одну особенность раннего ислама: ре­лигиозный энтузиазм сочетался в нем с определенной терпи­мостью к христианам и иудеям. Им разрешалось сохранять традиционные верования и обычаи при условии уплаты спе­циального налога. Эта терпимость была со временем утраче­на, но в эпоху расцвета арабо-мусульманской средневековой цивилизации составляла ее неотъемлемую черту. Впрочем, к тому времени исламский мир уже раскололся на суннитов, признававших не только Коран, но и дополнения к нему — сунну, и шиитов (от араб. «партия», «группа»), эти дополне­ния отвергавших. За религиозным расколом стояла острая политическая борьба за верховенство в мусульманском мире.

По мнению ученых, ислам не только способствовал этни­ческой и политической консолидации арабов, но и облегчил торговые связи и экономическое взаимодействие различных по характеру экономики регионов. Активная торговля в Сре­диземном море и в Индийском океане стимулировала разви­тие ремесел и сельского хозяйства, являлась характерной чертой арабо-мусульманской цивилизации. Ее также отличал высокий уровень урбанизации (развития городов). Багдад считался одним из величайших городов тогдашнего мира. Здесь торговали лесом, фарфором, мехами, пряностями, шел­ком, вином — всем, что производилось в Индии, Восточной Африке, Китае, Средней Азии. Расцвет арабской торговли от­разился и в языке: слова «базар», «магазин», «атлас», «та­риф», «цифра» заимствованы из арабского.

Ислам придал своеобразное направление развитию государ­ственности у арабов. В соответствии с Кораном, не признавав­шим различий между церковью и государством, верховной религиозной и светской властью обладали халифы (в 1055 г. после завоевания Багдада турками-сельджуками власть хали­фа стала номинальной; в 1258 г., когда Багдад пал под нати­ском монголов, был убит последний багдадский халиф; хали­фы перебрались в Египет, который в 1517 г. был завоеван турками-османами; османский султан объявил себя главой всех мусульман). При этом в процессе завоеваний арабы за­имствовали те формы управления, которые существовали на вновь включенной в состав халифата территории. Вся земля являлась собственностью халифа, государственное землевла­дение, как и в других странах Востока, безусловно преобла­дало над иными формами земельной собственности, сущест­вование которых не противоречило Корану.

Необычайно своеобразная и яркая культура расцвела в Средневековье на арабо-мусульманском Востоке. Арабские за­воевания создали цивилизацию, которая впитала достижения византийской, иранской, среднеазиатской, индийской, закав­казской и римской культурных традиций. Арабские перево­ды Аристотеля, Евклида, Гиппократа познакомили Западную Европу с сочинениями греческих мыслителей. Арабский «ноль», добавленный к индийской цифровой системе, произ­вел подлинную революцию в математике. Арабская астроно­мия, медицина, алгебра, философия, бесспорно, были на по­рядок выше европейской науки того времени. Система орошения полей, некоторые сельскохозяйственные культуры (рис, цитрусовые) были заимствованы европейцами у арабов.

Тем не менее арабо-мусульманское влияние на средневеко­вую Европу, как полагают ученые, в основном ограничива­лось заимствованиями отдельных новшеств и открытий. Религиозные различия между христианской Европой и му­сульманским Востоком не только затрудняли их взаимодей­ствие, но и приводили к длительным конфликтам, примером которых стали Крестовые походы XI—XIII вв.

Восток в Средние века. Вопрос о том, были ли на Востоке свои Средние века, точнее, о возможности применять это по­нятие для периодизации истории стран и народов Востока, давно и остро обсуждается историками. Отвечают на него по- разному. Две крайние точки зрения таковы: Средние века — явление уникальное, они были только у Европы; Средние ве­ка — это прежде всего феодализм, который был и на Запа­де, и на Востоке (здесь он имел свои особенности, связанные с существенно более значимой ролью государства). Многие ис­торики согласны с тем, что выделение эпохи Средневековья в истории Востока позволяет установить ее периодизацию, да­ет возможность глубже ее исследовать.

В любом случае важно иметь в виду, что очевидной гра­ни, отделяющей древность от Средневековья, на Востоке, в отличие от Запада, не было. Многое из того, что сформиро­валось в древности, плавно перешло в Средневековье: особый тип государства, определяемый понятием «восточная деспо­тия» с развитым и прекрасно организованным бюрократиче­ским аппаратом (классический пример — Китай), сильная и сплоченная община как ключевой элемент социальной жиз­ни, преобладание государственной собственности на землю. Постоянным фактором развития большинства средневековых государств Востока было мощное давление на них со стороны находящейся на племенном уровне или переходящей к госу­дарственной стадии кочевой периферии (особенно ярко это давление проявилось в Китае, где в 1280—1368 гг. у влас­ти находилась монгольская династия Юань, а с середины XVII в. воцарилась маньчжурская династия Цин).

Нет ничего удивительного в том, что частное землевладе­ние и частная власть, система вассалитета, условная земель­ная собственность в форме феода на Востоке развития прак­тически не получили (за исключением Японии, где в силу молодости и относительной слабости государства сложились отношения, типологически близкие к европейскому феода­лизму).

Что касается религий, возникших в середине I тыс. до н. э., то их духовное влияние сохранялось. Средневековый Китай — это в первую очередь конфуцианское государство и общество. Индия до начала XIII в. — общество, в котором очень многое определялось индуизмом, сумевшим оттеснить буддизм. В период Делийского султаната (1206—1526) и им­перии Великих моголов (1526—1858) в Индии получил рас­пространение ислам. Именно в Средние века ислам стал ос­новной религией в Иране, Средней Азии, Северной Африке, Малой Азии. В Японии в целом прочно утвердился буддизм, хотя и был вынужден считаться с традиционным японским синтоизмом.

Приверженность традиции, готовность к воспроизводству давным-давно сложившихся и испытанных форм государст­венной и социальной жизни — таковы, по мнению истори­ков, особенности средневекового Востока. Перед нами тради­ционное общество со всеми его достоинствами и проблемами. Две оговорки, однако, необходимы.

Во-первых, европейское средневековое общество тоже бы­ло традиционным. Преобладание аграрных занятий и инте­ресов, сельское хозяйство и ремесло, основанные на ручном труде и непосредственной передаче накопленных производст­венных навыков из поколения в поколение, следование обы­чаю, возведенное в высший нравственный закон, устойчивая и малоподвижная система ценностей, основанная на христи­анских заповедях и учении церкви, стремление к внутренне­му единству и внешнему обособлению, корпоративная замк­нутость сословий и социальных групп, дорожащих свободами и привилегиями, за ними закрепленными, общинность, по­глощающая личность, — таковы его основные черты.

Во-вторых, по уровню развития ремесел, торговли, техни­

ки обработки земли, благосостояния общества Восток вплоть до начала XVI в. опережал Европу. Даже в конце XVIII в. в городах на Востоке проживало от 10 до 25% населения, тог­да как в Европе в это же время в городах с числом жителей более 10 тыс. человек — всего от 1 до 7%.

  1. Почему Византийскую империю называют также Ромейской? Каковы особенности перехода Византии от античности к Средне­вековью? 2. Какие особенности отличали византийское общество?

С чем они были связаны? Какое влияние оказывали? 3. Какова роль православной церкви в истории Византии? Как и почему произошел раскол церкви на католическую и православную? 4. В каких исторических условиях возник Арабский халифат? Какую роль в истории арабов сыграли завоевания? 5. Почему арабо­мусульманскую цивилизацию называют исламской? Какое место в развитии общества, государства, повседневной жизни занимал ислам? 6. Расскажите о культурном наследии Византии и арабо­мусульманского Средневековья. 7. Какие точки зрения по вопро­су о применимости понятия «Средние века» к истории Востока вам известны? 8. Каковы общие особенности истории стран Вос­тока в Средние века?

  1. Прочитайте отрывок из сочинения византийской принцессы Анны Комнины, относящихся к событи­ям I крестового похода (конец XI в.): «Я охотно при­вела бы имена их предводителей, но лучше, пола­гаю, этого не делать. Язык мой немеет, я не в силах произнести нечленораздельные варварские звуки, и меня пугает масса варварских имен. И к чему мне стараться перечислить такое множество имен людей, один вид которых наполняет отвращением окружа­ющих?» Кто эти варвары? О каких особенностях свойственного византийцам мироощущения позволя­ет говорить этот текст?
  2. Прочитайте отрывок из сочинения мусульманско­го историка Хилал ас-Саби «Установления и обычаи двора халифов» (X—XI вв.): «Входящий к халифу должен почистить зубы, говорить тихим голосом во время бесед и споров, носить под своими одеждами джуббу, стеганную ватой, и зимой и летом, чтобы не выступал наружу пот… Если придворный уходит, а халиф смотрит на него, он пятится, чтобы не пово­рачиваться к повелителю спиной… Самый лучший в глазах своего господина тот человек, который без­гласен и бесплотен, как эхо». Что вы можете ска­зать об устройстве государства, в котором сложились

описанные в тексте требования к поведению при­дворного? Сделайте все возможные выводы.

  1. По данным историков, в средневековом Китае правительственные гонцы передвигались в среднем со скоростью 100 км в сутки. В VII в. вдоль Ве­ликой Китайской стены была проложена дорога длиной 1000 км. В IX в. в империи было 1300 поч­товых станций. Какие выводы относительно устрой­ства государства, его сплоченности можно сделать из этих данных?

§ 12.

Особенности российского Средневековья: дискуссионные проблемы

Дискуссии о генезисе феодальных отношений на Руси.

Долгое время в дореволюционной науке господствовало убеж­дение в самобытности исторического пути России, его непо­хожести на историю народов Западной Европы. В начале XX в. ситуация коренным образом изменилась. В своих тру­дах известный историк Н. П. Павлов-Сильвинский доказал, что на Руси существовали институты и учреждения, харак­терные для феодальных государств Западной Европы.

Стоявший у истоков советской историографии М. Н. По­кровский выделил три основных признака феодальной систе­мы — «это, во-первых, господство крупного землевладения, во-вторых, связь с землевладением политической власти, связь настолько прочная, что в феодальном обществе нельзя себе представить землевладельца, который не был бы в той или другой степени государем, и государя, который не был бы крупным землевладельцем, и, наконец, в-третьих, те своеобразные отношения, которые существовали между эти­ми землевладельцами-государями: наличность известной ие­рархии землевладельцев…». Чтобы ответить на вопрос, су­ществовал ли феодализм в России, необходимо, согласно М. Н. Покровскому, выяснить, имелись ли в древнерусском обществе указанные признаки.

В 30—40-х гг. основополагающей стала точка зрения, выдвинутая одним из крупнейших советских историков Б. Д. Грековым. Он считал Киевскую Русь феодальным госу­дарством, в основе которого лежала крупная феодальная зе­мельная собственность — вотчина, обрабатываемая трудом за­висимых крестьян. В то же время Греков признавал, что предшественницей вотчины являлась свободная община, а земледельческое население Руси («смерды») состояло как из зависимых крестьян (в вотчине), так и свободных. Историю же складывания феодального строя стали трактовать как постепенное наступление феодальной вотчины на общин­ные земли, сопровождающееся закрепощением свободных «смердов».

В конце 50-х гг. ряд историков (Л. В. Черепнин и др.), не оспаривая феодальную сущность Древнерусского государства, выдвинули идею о том, что верховным собственником всей земли являлась княжеская власть, выступающая как олице­творение класса феодалов. Эта концепция имеет много после­дователей и среди современных исследователей древнерусской истории.

В 60—70-е гг. историки занялись изучением процесса пе­рехода свободных крестьян в зависимое состояние. Выясни­лось, что свободные общины существовали в Северо-Восточ­ной Руси даже XIV—XV вв.

В 70—80-х гг. ленинградский историк И. Я. Фроянов по­ставил под сомнение существование феодального строя в Древней Руси. Ученый считал, что генезис феодализма — проблема, непосредственным образом связанная с возникнове­нием и ростом крупного землевладения, покоящегося на ча­стном праве, поэтому уровень феодализации напрямую опре­деляется степенью развития феодальной вотчины в ее точном классическом смысле. При этом вотчину можно назвать фео­дальной только тогда, когда основную рабочую силу в ней составляют зависимые крестьяне, а не наемные работники, как при капитализме, и не рабы, как в античной латифун­дии. Исторические изыскания привели его к заключению о незначительном уровне развития крупного землевладения и хозяйства в X—XII вв., в основе социально-экономической жизни древнерусского общества лежала не частная земельная собственность, а землевладение свободных крестьян-общин- ников.

Подобную точку зрения поддержали и некоторые зарубеж­ные исследователи. Так, американский историк Р. Пайпс в своем недавно вышедшем труде отмечает, что в русских ис­точниках вплоть до XIV в. не обнаружено никаких свиде­тельств о сделках с землей; никто, будь то князь, боярин или крестьянин, не заявлял о своем праве собственности на землю. Подобные свидетельства появлялись лишь со второй половины XIV в., но и они не носят массового характера. По мнению Пайпса, земельная собственность, в отличие от вла­дения территорией, появилась на Руси лишь около 1400 г., когда страной правили монголы. Историк подчеркивает при­мечательность этого факта с учетом того, что система земель­ных держаний в Европе была в то время развита весьма сильно.

Характер древнерусской государственности. Отказ от тези­са о феодальном строе в Киевской Руси с необходимостью вел к новому осмыслению проблемы древнерусской государствен­ности. И. Я. Фроянов первым среди советских историков сде­лал вывод о том, что Древнерусское государство есть государ­ство доклассовое, не связанное с «классовой борьбой» и «угнетением народных масс», что народ в социально-полити­ческой жизни Киевской Руси играл весьма активную роль.

  • Прочитайте отрывок из сочинения византийского автора и определите о каком народе идет речь
  • Прочитайте отрывок из сочинения в о ключевского и укажите о каких исторических событиях идет речь
  • Прочитайте отрывок из сочинения арабского автора абу юсуфа
  • Прочитайте отрывок из сказки определите повторяющиеся гласные звуки подумайте какое состояние
  • Прочитайте отрывок из сказки о старике хоттабыче найдите вводные слова определите их значение