Прочитайте внимательно фрагмент сказки с в афоньшина про семена ложкаря какова основная мысль текста

03.11.2021

1.Физика  

Третье ноября

Классная работа

Тема: Взаимодействие ( притяжение  и отталкивание ) молекул . Агрегатные состояния веществ. Различие в строении твердых тел, жидкостей и газов.

Прочитать параграф 10,11 — выписать определения. Затем причитать параграф 12 написать физические свойства газов, жидкостей и твердых тел.

Д/З Параграфы 10,11,12 прочитать. Ответить письменно: стр. 29 – второй вопрос, стр. 31 – первый вопрос , стр. 33 – первый вопрос.

Фото конспекта и ответов на вопросы выслать наViber или WhatsApp на номер 0713320241 или в ОК

2. Родной (русский) язык

                  Третье ноября

                        Классная работа

Тема: Устаревшие слова как живые свидетели истории. Архаизмы как слова, имеющие в русском современном языке синонимы. Лексические и лексико-семантические архаизмы.

Здравствуйте, отроки и отроковицы!

Вы удивлены моим приветствием?

Знаете ли вы, кто такие отроки и отроковицы?

Где можно встретить эти слова?

А почему я к вам так обратилась именно на этом уроке? 

Сегодня я предлагаю вам вспомнить понятия «устаревшие слова», «историзмы» и «архаизмы», изученные еще в 6 классе.

 Увы, мы часто забываем старинные слова! Об этом стихотворение А. Пьянова «Забытые сл0ва»: Среди этой кутерьмы,
          В сумасшедшем этом ралли
          Сколько слов мы растеряли!
          Сколько слов забыли мы!
          Сочных, точных, огневых,
          Бесшабашных и печальных,
          Родниковых, изначальных,
          Наших, русских, корневых!

 внимательно про себя причитайте стихотворение. 

Какими изобразительными средствами пользуется автор, давая характеристику русским словам? ( Выпишите эпитеты: «сочных, точных, …)

 Вспомните, что же такое устаревшие слова, историзмы и архаизмы.

Работа с текстом С.В. Афоньшина «Про Семена-Ложкаря».

 Прочитайте внимательно фрагмент сказки С.В. Афоньшина «Про Семена-Ложкаря»,

 какова основная мысль текста? С какой целью автор использует устаревшие слова,

запишите слова-историзмы, объясните их значения.

Сквозь сосновые боры и березовые долы пробирается темной змейкой речка Санахта, бежит-торопится повидаться с соседом Керженцем. На пологом холме у реки среди сосен вековых прижалась к распаханным кулигам просторная и приземистая изба Семена-Ложкаря. Глядит она в темень осеннюю веселыми глазами, огоньком приветливо подмигивает. В избе березовая лучина горит, угольки от нее в ушат с водой падают и гаснут шипя. Не успеет догореть одна лучинка, как девчоночка Авдотка от нее другую зажигает в железные светцы вставляет. Пока лучинка горит, девочка работает, Семен-Ложкарь сам-третей, согнувшись, за работой сидит, топориком из березы ложки вырубает да вытесывает. Жена Катерина из ложки-болванки скобельком нутро выбирает и тыльную сторону зачищает, а дочка Авдотка ножичком остальную басу и красу ложкам придает. Сидят на низеньких чурбаках-стульчиках, тихий разговор ведут, к ночи прислушиваясь, а готовые ложки из ловких рук, как рыбы, ныряют на дно плетеного короба.

 Домашнее задание: Выучите физкультминутку.

Вытяните выю (шею), расправьте рамена (плечи), поднимите десницу (правая рука) и шуйцу (левая рука), укажите перстами чело, очи, уста, ланиты (щёки), ударьте дланью о долонь.)

3.Литература

                        Третье ноября

                         Классная работа

Тема А.С.Пушкин. Слово о писателе «Полтава»(« Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн») Интерес  Пушкина к истории

Проработайте статью учебника на стр.84-94. Познакомьтесь с творческой лабораторией книги. Выразительно прочитайте поэму «Медный всадник» с. 98-100. Письменно выполните словесное рисование «Портрет царя». Практическая работа: найдите в тексте эпитеты, метафоры, сравнения, запишите в тетрадь.

Домашнее задание: Выразительное  чтение поэмы. Выучите наизусть отрывок от слов «…Люблю тебя, Петра творенье…до слов…Адмиралтейская игла» Работы высылайте наViber или WhatsApp на номер 0715248382

4. Алгебра

Третье ноября

Классная работа

Тема. Решение упражнений по теме: «Выражения. Тождества»

  1. Повторите § 1- §5 стр.5-22.

  2. Выполните письменно в рабочей тетради № 78, № 102 (а, б), № 103

Домашнее задание: повторить § 1- §5 стр. 5-22; выполнить письменно в рабочей тетради № 102 (в, г), №105

     Ребята! Выберите удобную для вас связь и присылайте фото выполненного задания на электронную почту: sh_tn70@mail.ru , личным сообщением в VK https://vk.com/id667723531 , Viber +380714381611, WhatsApp +380714381611

5. География

Третье ноября

Классная работа

Тема: Распределение температуры, осадков, поясов атмосферного давления на Земле  их отражение на климатических картах. Разнообразие климата на Земле. Климатообразующие факторы. Характеристика воздушных масс Земли. Характеристика основных и переходных климатических поясов Земли. 

  1. Ознакомьтесь с материалами видеоурока на портале:

 https://interneturok.ru/lesson/geografy/7-klass/priroda-zemli/klimaty-zemli

По картосхеме «Пояса освещённости Земли» (рис. 28 на с. 44 учебника) выясните, сколько существует поясов освещённости и как они называются, какой пояс получает больше тепла за год и какой — меньше, что происходит

на Земле в ключевые даты года — 22 июня, 22 декабря, 21 марта и 23 сентября. Как называются эти дни?

  1. Работа в тетради:  Запишите названия этих дней.

  2. Используя картосхему «Тепловые пояса» (рис. 29 на с. 44 учебника), установите, сколько тепловых поясов выделяют учёные и как они называются. (ответ записать в тетрадь)

По картосхеме «Климатические пояса и области Земли» (рис. 33 на с. 52 учебника): рассмотрите климатические пояса и области Земли (найдите и запишите основные и переходные  пояса – по три в каждом полушарии-субэкваториальный, субтропический и субарктический(субантарктический)

Домашнее задание: Прочитать п.14 с. 50-5, ответить на вопросы 1-4(устно). Для тех, кому интересно! Смотреть по ссылке:  

https://www.youtube.com/watch?v=X4RrIY5lU44&feature=emb_logo  

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1660/main/

6. Биология

Третье ноября

Классная работа

Тема 2. Тип Кишечнополостные. Тема урока. Общая характеристика типа Кишечнополостные. Регенерация. Значение кишечнополостных в природе.

1.Прочитать §38. §39

2.Нарисовать рис 94.

3.Выписать термины: полип, медуза,  регенерация, гермафродит, рефлекс.

Домашняя работа. Подготовить сообщение. Реферат или презентацию о многообразии кишечнополостных.

7. Технологии

 Третье ноября

Классная работа

 Тема: Приемы точения на токарном станке по обработке древесины.

Смотри видео урок по данной теме по ссылке:  https://youtu.be/7UFgCBPicOw

Запиши в тетради основные этапы подготовки к точению древесины.

Д/З. прочитать по электронному учебнику О.Кожина п. 6, Технология 7 класс.

 Используя  Интернет  или  другие  источники  информации,  подберите образцы бытовых изделий, выточенных на токарных станках по обработке древесины, декорированных художественным выжиганием и резьбой по дереву. Сделайте сообщение  на тему «Образцы бытовых изделий, изготовленных на токарных станках по обработке древесины и декорированных в технике художественного выжигания и резьбы по дереву».

02.11.2021

1.Английский язык

Tuesday,the 2nd of November. Classwork. English in use1.p.12 Buying an underground ticket(Покупка билета в метро) Повторить слова и выражения  на стр.WL2 English in use 1,Выполнить ех.2(А,В)(прочитать,перевести)р.12 Повторить правила чтения-буквосочетания: ее,еа. Выполнить ех.4 р.12(в тетр.) Homework: Progress Check 1(ex.1,2,3,5p.14) (выполнить на отдельном двойном листе ,фото отправить на Viber)

2.Русский язык

Второе ноября

Классная работа

Тема Причастный оборот, выделение причастного оборота запятыми. Проработайте §14, стр.37. проведите самостоятельное наблюдение стр. 38. Выучите наизусть пунктограмму №6. Практическая работа. Выборочное списывание с грамматическим заданием по упр.85. Самостоятельная работа по упр. 88. Внимательно изучите образец  выполнения.

Дом. Задание: §14, упр. 90  работы  выслать наViber или WhastApp на номер 071 52 48 382

3.Геометрия

Второе ноября

Контрольная работа по теме: «Начальные геометрические сведения»

Для выполнения контрольной работы перейдите по ссылке: https://docs.google.com/document/d/13B5tcA63WuZDjkhKPiLlJgjSU-W7UiOB/edit?usp=sharing&ouid=116957924542300678563&rtpof=true&sd=true

Контрольную работу выполнить на двойном листочке в клеточку.

     Ребята! Выберите удобную для вас связь и присылайте фото выполненного задания на электронную почту: sh_tn70@mail.ru , личным сообщением в VK https://vk.com/id667723531 , Viber +380714381611, WhatsApp +380714381611

4.Физика

Второе ноября

Классная работа

ТемаТепловое движение атомов, и молекул . Диффузия в газах , жидкостей и твердых тел.

Прочитать параграф 9 и сделать конспект, выписав определения.

Д/З Параграф 9 прочитать , письменно ответить на вопросы стр.27

Фото конспекта и ответов на вопросы выслать наViber или WhastApp на номер 0713320241 или в ОК

5.География

Второе ноября

Классная работа

Тема: Строение земной коры. Типы земной коры, их отличия. Формирование современного рельефа Земли. Влияние строения земной коры  на облик Земли. Практическая работа №1 «Чтение карт, космических и аэрофотоснимков материков. Описание по карте одного из материков. Сравнение рельефа двух материков, выявление причин сходства и различий (по выбору)».

  1. Прочитайте  п.9  с.32-35, рассмотрев карту на рис. 23 «Строение земной коры» запишите в тетради строение земной коры суши и строение океанического дна.

  2. Просмотре видеоурок https://interneturok.ru/lesson/geografy/7-klass/blitosferab/osobennosti-reliefa-zemli и выполните Практическая работа №1 «Чтение карт, космических и аэрофотоснимков материков. Описание по карте одного из материков. Сравнение рельефа двух материков, выявление причин сходства и различий (по выбору)».

Практическая работа № 1.

Сравнение рельефа двух материков, выявление причин сходства и различий.

Цель работы: уметь определять по физической карте сходства и различия в рельефе Африки и Австралии.

Оборудование: атлас физическая карта мира с.2-3.

Вывод о сходстве и различии в рельефе на материках.

Перечертите в тетрадь таблицу и заполните ее по ссылке: https://docs.google.com/document/d/1S0PixulhOzq9jq50HISquPwTRvMxIoZ0/edit?usp=sharing&ouid=101650547121062759984&rtpof=true&sd=true

Успехов!

Д/З Выполненную работу оформить файлом и прислать на электронную почту:sarbeirina@gmail.com

6. Технология

  Второе ноября

Классная работа

Запиши в тетради: дату, классная работа, тему.

Тема: Основы резания древесины и заточки режущих инструментов.

Кухонные ножи, которыми пользуются в каждом доме, довольно часто требуют заточки. Подумайте, как это можно сделать самостоятельно. Предложите последовательность действий при заточке ножа.

Основными технологическими  операциями  резания  древесины, которые  применяют  при  изготовлении  столярных  изделий,  являются пиление,  строгание,  точение,  сверление,  долбление и шлифование

Резание  древесины  выполняют  также  при  резьбе  по  дереву, обработке древесины топором, при фрезеровании заготовок на фрезерных  станках.  При  выполнении  части  операций  (строгание,  пиление, сверление, фрезерование, долбление) образуется стружка. Существуют виды резания древесины, при которых стружка не образуется. К таким видам относятся раскалывание древесины(колка дров) и изготовление шпона.

Запиши в тетради: Основные технологические операции резания древесины:

а — пиление; б — строгание; в — точение; г — сверление; д — долбление; е — шлифование

Смотри видеофильм по данной теме по ссылке:     https://www.yapfiles.ru/show/2347161/b611d42e3b592bd264bcc8673c0e3dc4.mp4.html

 Д/З. Используя  Интернет  или  другие  источники  информации,   подберите материал о заточке режущих инструментов на станках. Свой рассказ можете сопроводить компьютерной презентацией.

Ответы на задания  направляйте на электронный адрес:  yaskilkala33@gmail.com

Желаю успехов в работе. С ув. Ротто В.И.

01.11.2021

1.Русский язык

Первое ноября

Классная работа

Тема. Склонение полных причастий, правописание гласных в падежных окончаниях причастий.

Повторите §12 стр.32-33. §13 стр.35 – проанализируйте материал для наблюдений. Письменно- Словарный диктант по упр.80. Самостоятельная работа по упр.81.

Дом. Задание Повторить §12, изучить §13, упр.82.

2.История

Первое ноября

Классная работа

Тема. Развитие европейских стран в 16- начале 17 веков.

Цель: охарактеризовать тенденции развития европейского общества в раннее Новое время; выявить основные черты зарождающегося буржуазного общества.

ХОД УРОКА

План урока:

  1. Предприниматели-капиталисты Нового времени

  2. Крестьянская Европа

  3. Новое и старое дворянство

  4. Наемные рабочие мануфактур

  5. Беднейшие слои населения

Изобретения и открытия в науке и технике, Великие географические открытия и последовавшие за ними аграрная революция и рост промышленности изменили жизнь всех слоев европейского общества.

Работа с учебником. Прочитать параграф 5 с.50-56 по учебнику История нового времени

Работа по теме урока.

Охарактеризуем социальную структуру западноевропейского общества:

  1. Дворянство:

— джентри (новое дворянство)

— старое/родовитое дворянство (среди них выделяли т.н. «воздушных феодалов», которые разорились)

— неродовитое дворянство, купившие себе титул

  1. Духовенство – теряло свои позиции как сословие

  2. Буржуазия – новое сословие, состоящее из предпринимателей-капиталистов, занимающихся торговлей, промышленностью, банковским делом.

  3. Крестьяне – стали лично свободными, но не имели своей собственности

— фермеры (богатые крестьяне, использовавшие наемный труд и развитую технику)

— батраки (бедняки)

5. Нищие

Подведение итогов урока

Немецкий историк Н. Элиас назвал XVI-XVII вв. в Европе «эпохой дворов и королей». Но это была только верхушка общества раннего Нового времени. Географические открытия и развитие техники пробудили в европейцах дух предпринимательства, появлялись новые профессии, менялся быт. Конечно, темпы развития в разных слоях общества были различными. Нередко черты развития, присущие традиционному обществу, переплетались с новыми – капиталистическими. Зарождающееся капиталистическое хозяйство изменило состав европейского общества.

Домашнее задание: Параграф 5 – прочитать, выучить термины. Ответить на вопросы: с.55 №1( письменно), №2-4 (устно)

3.Алгебра

Первое ноября

Классная работа

Тема. Тождества. Тождественные преобразования.

     Ребята!

  1.  Внимательно прочитайте § 2 п.5 стр. 20-22;

  2. Рассмотрите и запишите в рабочую тетрадь пример 1, 2, 3 на стр. 22.

  3.  Обратите внимание на правила выполнения тождественных преобразований выражений на стр. 22.

      Просмотрите видеоурок по ссылке: https://youtu.be/8OVT0HBaoik

4. Выполните письменно в рабочей тетради: № 90, № 95, № 100

Домашнее задание: повторить § 2 п.5 стр. 20-22; выучить правила выполнения тождественных преобразований выражений; выполнить письменно в рабочей тетради № 96, № 101

     Ребята! Выберите удобную для вас связь и присылайте фото выполненного задания на электронную почту: sh_tn70@mail.ru , личным сообщением в VK https://vk.com/id667723531 , Viber +380714381611, WhatsApp +380714381611

4.Литература

 Первое ноября

Классная работа

Тема УВЧ. «Повесть  временных лет», «Сказание о Кожемяке», «Поучение Владимира Мономаха»

Изучить статью учебника с.69-70. Выразительное чтение отрывков на стр.71. 72, 73. Дайте устные ответы на вопросы 1-3 стр.71, письменно ответить на 2 в. Из рубрики «Размышляем о прочитанном» стр.73.

Дом. Задание: подготовить сообщения о творчестве А.С. Пушкина.

5.Обществознание.

Записать в тетради: дату, классная работа. тема.

Тема: Почему важно соблюдать законы. Прочитать по учебнику §3. Обратить внимание на следующие вопросы:1).Закон и правопорядок в обществе. 2). Закон и справедливость. 3). Право и мораль: общее и различие.

Д.З. Прочитать §3, отвечать на вопросы на стр.29( письменно №2), на стр.30( письменно №1 и №2).

Ответы на вопросы присылать на электронный адрес: yaskilkala33@gmail.com

6. Физкультура Тема:  Легкая атлетика.

 Броски и ловля набивного мяча. Равномерный бег 1000 метров.

Просмотреть видео: Бег на длинные дистанции https://www.youtube.com/watch?v=Vt3r5xdNTZI

Д/з Повторить технику и правила выполнения бега на 500 м   и 1000 м

«Сказ про Семёна-ложкаря»

Цель: знакомство с историей родного края, развитие творческих способностей детей.

Задачи:

  • Расширить кругозор детей об истории и народных традициях, познакомить с предметами быта старины, нацелить на воссоздание культурных ценностей русского народа.
  • Воспитывать чувство любви и гордости к Родине.
  • Активизировать познавательную деятельность (знакомить с приёмом создания деревянной ложки).
  • Активизировать словарь («ложкари»«ложечник»«баклуша» и др.)
  • Учить детей отгадывать загадки.
  • Развивать творчество и фантазию при росписи ложек.
  • Развивать ритмическую выразительность; воспитывать и развивать чувство ритма; вырабатывать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью; развивать умение соблюдать общую динамику и темп.
  • Развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, умение договариваться
  • Познакомить с пословицами о ложке.

Действующие лица:

 Семен — рубаха, полосатые штаны

 Катерина — юбка,кофта, лапти

Авдотка — сарафаня, на голове лента, лапти.

Скирлибек — кафтан, шапка, красные сапоги,

  1. МУЗЫКА «СЕМЁНОВСКАЯ ЛОЖКА»

Слайд 1 (ложки хохломские)

Выходят дети в русских костюмах с деревянными расписными ложками под музыку, садятся на скамеечки.

Ребёнок1:  Наши ложки знает целый мир,                                                                    

Наши ложки – Русский сувенир.                              

Ребёнок 2.           Мы на них сыграем, вас повеселим,                                                               

Всех гостей игрою очень удивим.

1.ИСПОЛНЯЮТ НАИГРЫШИ НА ЛОЖКАХ

         (дети уходят на стульчики)

2.МУЗЫКА Девичьи страдания

Слайд 2. (Деревня, изба)

Сказитель: (на фоне музыки Девичьи страдания)

Слава нашей стороне,
Слава русской земле.
И про нашу старину,
Я рассказывать начну.

Ах, какие ложки умеют делать в городе Семёнов  Нижегородской области! Знамениты они на весь мир!

Слайд 3. (Много ложек 2)

Дети стихи

Ребёнок 3.  Деревянной ложкой есть –

Просто наслажденье.

Славим прадеда Семёна

за изобретение.

Ребёнок 4.  Расписная, легкая, 

нет её нужней.

С ней и щи отменные,

и кисель вкусней!

Слайд 3.Деревня, изба

Сказитель: А было время, когда люди не знали ещё о таких ложках, да и сам город Семёнов ещё не родился. Вот об этих временах рассказал нам всем Сергей Васильевич Афоньшин, который очень любил свою землю.

Слайд 3 (Фотография писателя) (обложка книги)

Слайд 4 (картинка  семёновских лесов)

Сказитель: По обширной и доброй земле бежала река, такая широкая и длинная, что люди, жившие по одну её сторону, не знали обычаев населения другой стороны, а племена, обитавшие у истоков, не ведали, какие народы населяют земли в её низовьях. От правого берега реки до тёплых морей и высоких гор простирались владения грозного царя, его бояр и опричников, а на другом берегу был сосново-берёзовый край, ничейная и свободная земля под дремучими лесами.

Слайд 5. ИЗБА

(В избушке за работой Семён, Катерина и Авдотка) (дети-поют)

5.ПЕСНЯ Я на скамеечке сижу,
И топор в руках держу.
Ай, ли, ай, люли,
Я топор в руках держу.

Я топор в руках держу,
Я баклушечки тешу.
Ай, ли, ай, люли,
Я баклушечки тешу.

Я баклушечки тешу.
Из них ложечки творю.
Ай, ли, ай, люли,
Из них ложечки творю.

Сказитель: Жил на этой земле мастер-умелец по кленовой и берёзовой ложке Семён — ложкарь по прозвищу со своей женой Катериной и дочкой Авдоткой. Втроём успевали они делать ложки кленовые и берёзовые далеко на все стороны, да такие приглядные да ловкие, что люди тюрю с квасом, горох и кисель без масла хлебали да прихваливали! И пошла про Семёна слава по лесам, городам и весям Поволжья, да на его беду дошла она до царской вотчины.

6.Слайд ( Портрет В.И.Грозного)

Сказитель: Вот один раз, натешившись пирами да молитвами, надумал грозный царь воевать сразу на три стороны. Людей у царя в войсках было много. А вот ложек у царя в запасе не было. А горячая еда да крепкая ложка на войне – не последнее дело!

Сказитель: И приказал царь Иван Грозный злому опричнику Скирлибеку.

-Разузнай, поразведай, в каком углу царства мастер-ложкарь притаился.

И отправился Скирлибек искать за Волгой  Семёна-ложкаря.

6. Музыка фоновая

(Опричник подходит к избе Семёна)

7.Слайд ИЗБА

Сказитель -Раным – рано поутру спешились опричники  у Семёновой избы и стукнули в ставни.

Скирлибек:-Чей ты раб и холоп, как прозываешься и на какого господина работаешь?

Семён:- никогда холопом не был, а зовут меня Семён-ложкарь, работаю на всех русских людей, что по Волге живут и едят не руками,  а с кленовой и берёзовой ложки.

Скирлибек:-Был ты ничей, а стал царский. К концу зимы сделаешь для царя сто сороков ложек кленовых, а берёзовых во сто раз больше. А не исполнишь наказ, угонит царь на край земли, тебя и жену с дочкой в неволю!

(Опричник уходит.)

Сказитель: Семён-ложкарь  за дело взялся

8.Фоновая музыка «Девичьи страдания»

(Семен с женой и дочкой работают)

Сказитель: К концу зимы выполнил царский наказ. Приехали царские обозники, погрузили ложки и увезли царю.

Понравились царю ложки. Царь написал грамоту и велел привезти Семёна во дворец.:

Сказитель: Прочитал Скирлибек ложкарю царскую грамоту, а сам к Авдотке подсел:

Скирлибек: -Поехали со мной в царскую столицу, жить будешь в тереме, наряжаться в парчу и в шелка, носить шубку из соболей сибирских!

Авдотка:-С родным отцом да матушкой мне и в курной избе неплохо, а одежду сама себе припасу: ленку напряду, холстинки натку, сама рубашку сошью – не хуже шёлка будет!

9. Музыка тревожная

Скирлибек пытается силой увести. (Авдотья вырывается)

Катерина кричит с надрывом, громко с тревогой

Катерина: «Беги дочка, хоронись. У тебя ноги резвые, только лапотки сбрось.

                      А я их задержу, разбойников (руками как — будто не дает никому

                      пройти)

(Опричник уводит Семёна ложкаря)

9. Слайд  Берёза

Авдотка: (идет и припадает на одну ножку, прихрамывает)

«Не могу идти, ноги натерла. Позвольте лапоточки снять!» (жалобливо)

Авдотка подбегает к берёзе прислонилась и просит:

«Голубушка — берёзка, укрой Авдотку от опричника

                               (исчезает — укрывшись зеленой шалью)

Ходит Катерина, ищет Авдотку

Катерина — обреченно: «Я бездомовая кукушка с Семеновских пустышей. Мы с мужем наделали для царя целые горы ложек, а за это царские люди сожгли нашу избу (на экране горящий дом), а Семена угнали на каторгу за Камень (машет рукой в даль) Не слыхали, не видали моего птенчика -Авдотку? Говорят ее укрыла старая береза. Полечу к березе!

И полетела кукушкой «Ку — ку, ку — ку»Запись кукушка кукует

10.Слайд  (Кукушка)

10. Фонограмма кукушки

Сказитель: Соседи ложкаря ходили на поиски Авдотки, только старая берёза не выдала своей тайны.    По весне потянулись люди на Семёновы пустоши, узнать, разведать, местечко облюбовать.   А над рекой Санахтой на сосновом бугре поселилась кукушка, звонкая, неутомимая, каждому новому человеку ворожила долгие годы жизни на этой земле. А лет через 30-40 пришёл на Семёновы пустоши издалека старик, и трудно было старожилам узнать Семёна-ложкаря. Глаза его выцвели от пыли и пота, кожа побурела от ветра и солнца, голова побелела от лютой невзгоды, а спина согнулась от работы не по силам. Но умелые руки Семёна –ложкаря были целы. Поработал старец Семён в своей избушке столько-то дней и наделал ложек всем людям, что жили между Керженцем и Волгой. Захотели люди перенять его мастерство, и потянулись к избушке старого ложкаря люди из близка и далёка учиться ложечному ремеслу.

11. Слайд  (Семёнов)

12. Фоновая музыка

(выходят все герои)

Семён:-Так в сердце Керженских лесов, на берёзовых вырубках поблизости от кукушкина бугра и Семёновой избушки, быстро выросло большое селение Семёново, а далеко вокруг него — много деревень, где жили хлеборобы и ложкари.

12.Слайд БЕРЁЗА

Катерина: -Сосновый холм, на котором жила и куковала кукушка, призывая людей заселять Семёновы пустоши, народ навечно позвал Кукушкиным бугром.

Авдотка:-Искусница  Авдотка  тоже не пропала бесследно. Ложкари весной стали примечать, что пеньки срубленных берёз покрываются розовой накидкой, словно в розовую кофточку пенёк одевается!

13. Слайд ГОРОД СЕМЁНОВ

Царь: — Здесь и сказке конец про Семёна-ложкаря. Там, где была избушка старца Семёна, родился и вырос целый город Семёнов, родина и столица ложкарного промысла

14.Фоновая музыка 14. Слайд ПАМЯТНИК СЕМЁНУ

Сказитель: Семёну – ложкарю установлен памятник

15. Слайд МУЗЕЙ ХОХЛОМСКОЙ РОСПИСИ

Сказитель: И открыт музей Хохломской росписи.

16. Слайд ХОХЛОМА          

Игра «Расскажи пословицу» (загадки про ложку)

  • Запасливый гость без ложки не ходит
  • Ложка дегтя испортит бочку меда
  • Наработался – за ложку берись, а лентяй – без ужина спать ложись
  • Был бы обед, а ложка сыщется
  • Без сноровки и ложку мимо рта пронесешь;

Хохлома, Хохлома –
Наше чудо дивное
Мы рисуем Хохлому
Красоту невиданной.

Расписная ложка, 

Лаковая ножка,

Красной ягоды глазок,

Золотистый завиток

Золотая хохлома

Весь народ свела с ума!
Яркая, лучистая, узоры золотистые!

17.ТАНЕЦ «ЧУДО БАЛАЛАЙКА»

Сказитель: Время быстро пролетело.Жаль нам, честно говоря.
Не забудьте эту встречу.И спасибо ложкарям.

18. Финал Русская ложка


С этим файлом связано 13 файл(ов). Среди них: 1-ОЛ до 20 июня эл. вариант.doc, rabochiy_zhurnal.doc, План мероприятий.docx, slovar_shpargalki.pdf, форма отчета оздор лагерь 2.docx, форма отчета оздор лагерь.docx, 2_Dannye_po_klassu.docx, Tabel_uspevaemosti.pptx, Рабочая программа по Музыке 4 класс Школа России.doc, практическая работа № 1ФГОС.docx, Практическая работа № 2 ФГОС.docx, Тест 3 _Современное учебное занятие в условиях введения обновлен, Практическая работа № 4.docx и ещё 3 файл(а).
Показать все связанные файлы


Подборка по базе: ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по МДК 05.01 Технология работ по професс, Абадеева И.Д. Практические задания по предмету управление проект, Краткосрочный план урока 4 класс.docx, Панова Д.С. Конспект англ..doc, занятие 2021 конспект. (1).docx, Доп конспект 2.docx, Конспект урока математики с применением сингапурских обучабщих с, презентация конкурсного урока.pptx, Проверочная работа по Родной русской литературе по разделу _Русс, 2022 Анализ урока.docx


Конспект урока

по предмету «Родной язык (русский)7 класс»

Учитель: Соловьева И. А.

МБОУ «Поломская основная школа» г. о. Семеновский
Тема: «Устаревшие слова – живые свидетели истории. Историзмы»
Тип урока: комбинированный урок.

Цели урока:

  1. Образовательные:

— расширить представления учащихся об отражении в русском языке истории, материальной и духовной культуры русского народа;

— определить причины, по которым слова выходят из активного употребления;

— познакомить с лексическим значением устаревших слов разных тематических групп;

— обогатить речь учащихся;

  1. Развивающие:

— формировать речевую культуру учащихся,

— совершенствовать коммуникативные навыки в монологе и диалоге;

— развивать аналитические умения учащихся.

  1. Воспитательные:

— создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к историческому прошлому своей страны и малой родины;

— воспитывать бережное отношение к родному языку, к устаревшим словам как части национальной культуры.

Планируемые результаты обучения:

1) личностные результаты: развивать интерес к изучению языка как отражения истории, быта, культуры русского народа; воспитывать внимание к культуре речи, точности слов и выражений;

2) предметные результаты: дать понятие об устаревших словах (историзмах и архаизмах), расширять пассивный словарный запас, опознавать устаревшие слова, объяснять их значение, различать историзмы и архаизмы, уместно употреблять их в речи;

3) метапредметные результаты: пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим), извлекать информацию из толковых словарей, перерабатывать и преобразовывать информацию (вопросы, таблица).

  1. Оборудование: проектор, презентация, учебное пособие «Русский родной язык. 7 класс» под ред. О.М. Александровой, раздаточный материал «Фрагменты из сказки С.В. Афоньшина «Про Семена-Ложкаря»», словари, в том числе электронные ресурсы: http://gramota.ru/slovari/

Ход урока

  1. Организационный момент.

Актуализация знаний по теме и проблемное учебное действие

Цель этапа: активизировать познавательную деятельность учащихся.
Учитель: Здравствуйте, отроки и отроковицы!

Вы удивлены моим приветствием?

Знаете ли вы, кто такие отроки и отроковицы?

Где можно встретить эти слова?

А почему я к вам так обратилась именно на этом уроке? (Учащиеся отвечают на вопросы.)

Сегодня я предлагаю вам вспомнить понятия «устаревшие слова», «историзмы» и «архаизмы», изученные еще в 6 классе. Кто готов сформулировать понятия? (Учащиеся формулируют понятия.)
II. Создание проблемной ситуации. Мотивация к деятельности

Цель этапа: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Учитель: Увы, мы часто забываем старинные слова! Об этом стихотворение А. Пьянова «Забытые слова». Давайте его прочитаем. (Стихотворение проецируется на экран. Один из учеников читает текст.)
 ЗАБЫТЫЕ СЛОВА

          Среди этой кутерьмы,
          В сумасшедшем этом ралли
          Сколько слов мы растеряли!
          Сколько слов забыли мы!
          Сочных, точных, огневых,
          Бесшабашных и печальных,
          Родниковых, изначальных,
          Наших, русских, корневых!
Учитель: Как вы думаете, почему именно это стихотворение я выбрала для нашего исследования? О чём оно?

Еще раз внимательно про себя причитайте стихотворение. (Читают.)

Какими изобразительными средствами пользуется автор, давая характеристику русским словам? (Эпитеты: «сочных, точных, огневых, бесшабашных и печальных, родниковых, изначальных, наших, русских, корневых».)

Попробуйте объяснить значение каждого эпитета?

Как вы думаете, почему мы забываем множество слов?

А что об этом думает автор стихотворения?

Ребята, обратите внимание на большое количество восклицательных знаков в маленьком стихотворении. Что этим хотел сказать автор?

Тема нашего урока «Устаревшие слова – живые свидетели истории. Историзмы». (Тема проецируется на доску, учащиеся записывают число и тему в тетради.)

II. Целеполагание

Учитель: Внимательно прочитайте тему и определите цели нашего урока. (Ответы учащихся: познакомиться с устаревшими словами; выяснить, какие слова называются устаревшими; учиться находить историзмы в тексте и объяснять их значение; применять их в своей речи для создания атмосферы времени.)
III. Первичное усвоение новых знаний

Цель этапа: организовать осмысленное восприятие новой информации.

Учитель: Ребята, открываем учебное пособие на стр. 12 и читаем теоретические сведения (Ученики читают пар. 2.)

Учитель: Правильно ли вспомнили, что же такое устаревшие слова, историзмы и архаизмы? (Да.) Молодцы! Посмотрите на экран. Перед вами тематические группы историзмов (Слайд на экране). Ознакомьтесь с ними. Классификацию запишите в тетрадь.
IV. Первичная проверка понимания материала

Цель этапа: вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме.
Учитель: А теперь обратимся к упражнению 16. Задание: «Проанализируйте историзмы и устно объясните их значения. Заполните таблицу. В случае затруднений обращайтесь к толковым словарям и словарям устаревших слов». Работаем в парах. Ребята, сидящие за четными партами, заполняют 1,2 и 5 пункты таблицы, сидящие за нечетными партами – 3,4,5 пункты.

Тематическая группа Примеры
1 Названия сословий, званий, должностей и лиц по их положению, роду занятий.
2 Название видов оружия, снаряжения, воинов, воинских чинов.
3 Названия предметов быта, домашнего обихода.
4 Названия одежды
5 Названия старых мер длины, поверхности, веса.

V. Проверка выполнения задания. Сверка с правильным вариантом на экране. Обсуждение результата.

Тематическая группа Примеры
1 Названия сословий, званий, должностей и лиц по их положению, роду занятий. барин, городовой, дьяк, исправник, писарь, статс-дама
2 Название видов оружия, снаряжения, воинов, воинских чинов. берендейка, пищаль, секира, лучник, латник
3 Названия предметов быта, домашнего обихода. лучина, светец, конторка, рукомойник
4 Названия одежды камзол, армяк, салоп, кокошник
5 Названия старых мер длины, поверхности, веса. аршин, верста, десятина, пуд

VI. Физкультминутка

Учитель: Вытяните выю (шею), расправьте рамена (плечи), поднимите десницу (правая рука) и шуйцу (левая рука), укажите перстами чело, очи, уста, ланиты (щёки), ударьте дланью о долонь. (2 раза.)
VI. Закрепление материала. Работа с текстом С.В. Афоньшина «Про Семена-Ложкаря».

Работа в группах.

Задание на раздаточном материале для 1-ой группы:

1. Прочитайте внимательно фрагмент сказки С.В. Афоньшина «Про Семена-Ложкаря».

2. Какова основная мысль текста?

3. О какой исторической эпохе идет речь? Докажите примерами из текста.

4. С какой целью автор использует устаревшие слова?

5. Выберите и запишите слова-историзмы любой тематической группы, объясните их значения.

Сквозь сосновые боры и березовые долы пробирается темной змейкой речка Санахта, бежит-торопится повидаться с соседом Керженцем. На пологом холме у реки среди сосен вековых прижалась к распаханным кулигам просторная и приземистая изба Семена-Ложкаря. Глядит она в темень осеннюю веселыми глазами, огоньком приветливо подмигивает. В избе березовая лучина горит, угольки от нее в ушат с водой падают и гаснут шипя. Не успеет догореть одна лучинка, как девчоночка Авдотка от нее другую зажигает в железные светцы вставляет. Пока лучинка горит, девочка работает, Семен-Ложкарь сам-третей, согнувшись, за работой сидит, топориком из березы ложки вырубает да вытесывает. Жена Катерина из ложки-болванки скобельком нутро выбирает и тыльную сторону зачищает, а дочка Авдотка ножичком остальную басу и красу ложкам придает. Сидят на низеньких чурбаках-стульчиках, тихий разговор ведут, к ночи прислушиваясь, а готовые ложки из ловких рук, как рыбы, ныряют на дно плетеного короба.
Задание на раздаточном материале для 2-ой группы:

1. Прочитайте внимательно фрагмент сказки С.В. Афоньшина «Про Семена-Ложкаря».

2. Какова основная мысль текста?

3. О какой исторической эпохе идет речь? Докажите примерами из текста.

4. С какой целью автор использует устаревшие слова?

5. Выберите и запишите слова-историзмы любой тематической группы, объясните их значения.

А опричник Скирлибек с дружком Васькой Басманом и стремянным той порой уже за Волгу переплыли и скакали лесными дорогами в край заволжский сосново-березовый. Раным-рано поутру спешились опричники у Семеновой избы и в ставни стукнули. Недолго отклика ждали, вышли из избы все трое — и Семен-Ложкарь, и жена Катерина с дочкой Авдоткой, встали тесным рядком и дивятся на незваных гостей. На Семене сермяга внакидку, березовые стружки в курчавых волосах и бороде понасели, а Катерина в домотканом сарафане да кацавейке овчинной. Не шибко нарядной и Авдотка из избы выскочила — в рубашке льняной, розовой, высоко пояском подпоясана, на голове платок холстинковый узелком завязан, на ногах лапотки. Но загляделись на нее опричники, а пуще всех царский слуга Скирлибек. С большой неохотой оторвал он свой взгляд от девчонки Авдотки и грозно спросил Ложкаря:

— Чей ты раб и холоп, как прозываешься и на какого господина работаешь?
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия

Цели этапа: организовать оценку учениками собственной учебной деятельности; подвести итог проделанной работы на уроке.

Учитель:

Давайте подведём итоги урока.

С какими словами мы сегодня познакомились на уроке?

Почему они называются устаревшими?

На какие группы делятся устаревшие слова? (историзмы и архаизмы)

О каких тематических группах устаревших слов узнали?

Осталось ли что-то непонятным?

С какой целью мы изучали устаревшие слова?

Как вы думаете, достигли ли мы цели, поставленные в начале урока?
VIII. Домашнее задание.

Цель этапа: организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Подготовить проект «Словарь устаревших слов к сказке С.В. Афоньшина «Про Семена-Ложкаря». Разместить словарные статьи по тематическим группам. Образец словарных статей смотреть в упражнении 20 (стр.16) учебного пособия «Русский родной язык». При составлении словарных статей можно использовать словари электронного ресурса: http://gramota.ru/slovari/. Подобрать иллюстративный материал к словарным статьям.
Спасибо за плодотворную работу на уроке! До свидания, отроки и отроковицы!
Литература

  1. Александрова О.М. Русский родной язык. 7 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. – М.: Просвещение, 2020.
  2. Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка» для детей: Избранные статьи. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2005.
  3. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999.
  4. Рогожникова Р.П., Карская Т.С. Школьный словарь устаревших слов русского языка. – М.: Просвещение, 1996.

Интернет-ресурсы

  1. https://litresp.ru/chitat/ru/%D0%90/afonjshin-sergej-vasiljevich/skazi-i-skazki-nizhegorodskoj-zemli/7
  2. http://gramota.ru/slovari/.

  • Прочитайте варианты вступления сочинения рассуждения на тему традиции моей семьи
  • Прочитай начало сказки придумай ее окончание запиши воробьи и человек
  • Прочитайте в хрестоматии три казахские народные сказки о царе сулеймане
  • Прочитай начало сказки в одоевского мороз иванович
  • Прочитайте в сокращении рассказ м булгакова они хочуть свою образованность показать