Авторы: Коровина В.Я., Полухина В.П., Журавлев В.П., Коровин В.И.
Фонохрестоматия
«Бежин луг»
1. Прочитанный актёром отрывок рассказа начинается и заканчивается описанием природы. Отличается ли актёрское чтение картин ночного и утреннего пейзажей?
Актёрское чтение картин ночного и утреннего пейзажей отличается. Описание ночного пейзаже более мрачное, тихое, таинственное. Утренний пейзаж актер описывает более радостно, бодро.
2. Попробуйте сами прочитать эти два описания так, чтобы передать «полуночную сухую теплынь» и «потоки молодого горячего света»
Выразительное чтение.
3. Описание внешности мальчиков осталось за пределами прочитанного отрывка, но актёр мастерски воспроизводит особенности характеров всех пяти героев рассказа. Попробуйте рассказать, какими вы представили себе мальчиков, прослушав чтение актёра.
Федя. Мальчишка из богатой крестьянской семьи. Он старше остальных ребят, хочет выглядеть смелым и взрослым. Он высокий, стройный, белокурый мальчишка, с голубыми глазами. Федор хорошо одет, возможно, он не часто общается с бедными деревенскими мальчишками. Но ему интересно и хорошо проводить с ними время, ему нравится быть с ними той ночью, слушать рассказы о разной нечистой силе.
Павел. Мальчику около двенадцати лет. Он невысокого роста, крепкий, немного неуклюжий. С черными всклокоченными волосами и карими глазами. Павел взрослый и серьёзный не по годам. Он смелый и сильный, хорошо ездит верхом. Автору Павел явно нравится.
Илюша. На вид мальчику двенадцать лет. Он неприметный, горбоносый, подслеповатый. Илья лучше всех знает сельские поверья, с воодушевлением рассказывает про домового, ходячих покойниках, про лешего.
Костя. На вид десяти лет, с задумчивым и печальным взором. Он маленького роста, худой и бедно одетый. Костя погружен в свои мысли, он размышляет о жизни, рассказывает грустную историю про русалку и плотника Гаврилу.
Ваня. Самый маленький из мальчишек, на вид лет семь. Он маленький, кудрявый мальчик, тихий и мечтательный.
4. Подготовьте выразительное чтение отрывка по ролям, сохраняя характерную для каждого из мальчиков манеру речи.
Подготовка к выразительному чтению.
Ответы на вопросы учебника «Литература» 6 класс, 1 часть, Коровина, страницы 190-192
И. Тургенев «Бежин луг»
Размышляем о прочитанном
1. Вы прочитали ещё одно произведение Тургенева — «Бежин луг». Каково ваше впечатление? Что вам особенно понравилось в нём: мальчики, их рассказы, пейзаж?
Мне очень понравился этот спокойный и местами таинственный рассказ. Особенно мне понравились рассказы мальчиков. В них слышатся суеверия, которые бытовали среди простого народа, но в то же время они полны скрытого юмора.
Так же мне понравилось описание пейзажа, природы, которое заставляет почувствовать себя на Бежином лугу, увидеть ту красоту, которая восхитила автора.
2. Как можно назвать рассказы мальчиков — россказнями, преданиями, поверьями? Как их называл сам Тургенев?
Тургенев называл эти рассказы поверьями: «Ильюша лучше других знал все сельские поверья».
Я тоже думаю, что эти рассказы являются поверьями. Ведь россказни — это выдумки, сказки, придуманные самим рассказчиком, а предания основаны на исторических событиях.
Здесь же мы имеем дело с бытовавшими в определённой местности поверьями, народной верой в нечто странное.
3. Один из рецензентов «Записок охотника» упрекал автора в излишней детализации, щедрости красок и мелких оттенков, что, по его мнению, затеняет заслоняет целое, главное. Согласны ли вы с этим суждением? Подтвердите свои мысли цитатами из текста.
Я не согласна с этим мнением.
Тургенев очень подробно описывает природу, но именно эта тщательность помогает лучше представить местность, в которой происходит действие рассказа. А через описание природы понять чувства и настроение героев. Например, фраза «Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь» передаёт мистическое настроение, охватившее героев, объясняет, почему они с таким воодушевлением рассказывают страшные истории.
Немало в создании настроения рассказа помогает и описание воздуха: «Сладко стеснялась грудь, вдыхая томительный сладкий запах». Сама природа заставляет человека стать романтиком, фантазировать и удивляться окружающему миру. И создать это ощущение единения с природой не вдаваясь в мелкие детали просто невозможно.
Творческое задание
Жорж Санд писала, что Тургенев помог раскрыть Россию с помощью образов из «Записок охотника». Как вы думаете, что можно было узнать о России из этого произведения? Подготовьте развёрнутый ответ на этот вопрос.
Из рассказа «Бежин луг» мы можем узнать о красоте русской природы, о бескрайних просторах, лесах и полях, в которых так легко заблудиться.
Из него можно узнать о простых русских людях, их душе, их мечтах и мировоззрении. Из этого рассказа мы узнаём, что с самого детства крестьяне живут в волшебном мире природы, полном мистических чудес. Оттого они и смотрят на окружающий мир как на живой, боготворят его, любят родную землю. Они едины с природой и в этом их сила, в этом их счастье. И как бы не был тяжёл крестьянский труд, окружающая людей природа дарит им новые силы и новую надежду, не даёт им впасть в тоску и уныние.
В этом сила русских людей и всей страны — в нашем постоянном единении с природой.
Литература и изобразительное искусство
Рассмотрите иллюстрации разных художников к «Бежину лугу». Так ли вы себе представляли эти места, пейзаж и героев рассказа?
На иллюстрациях А. Пахомова мы видим Федю, Павлушу, Ильюшу и Костю. Федя солидный, богато одетый, у его ног свернулась собака. Павлуша — проказливый, со всклоченными волосами, он деловито помешивает картошку. Ильюша и Костя сидят рядом, это простые деревенские ребята. Ильюша в войлочной шапочке. Ваня нарисован отдельно. Он лежит под рогожей, за ним видны кони.
Я примерно так себе и представляла этих героев.
На этюде Дмитриева мы видим самого Тургенева. Его облик нам хорошо известен. Он стоит где-то в лесу. Но пейзаж этюда какой-то мёртвый, а не волшебно-живой, как в рассказе.
Совершенствуем свою речь
1. Опираясь на описание Бужина луга у Тургенева и впечатления Смолникова попробуйте устно или письменно рассказать о Бежином Луге. Включите в свой рассказ эпитеты, сравнения, метафоры использованные Тургеневым.
Бежин луг находился на равнине возле реки, рядом с высоким и почти отвесным обрывом. В ночи было трудно что-то рассмотреть, но виднелись смутными пятнами далёкие холмы и леса. В реке иногда плескалась рыба и по берегу слабо шумел тростник.
Над лугом царственно стояла ночь, звёзды текли, непрерывно мерцая, по направлению Млечного пути.
А утром под золотыми потоками горячего солнца зажглись лучистыми алмазами крупные капли росы.
2. Какую роль в рассказе играют описания природы, смены дня и ночи? Как вы думаете, что символизируют тьма, ночь и рассвет, утро?
Описания природы помогают автору создать настроение. Блуждания автора во мраке, поиски пути, символизируют опасность. Особенно ярко это заметно, когда автор застыл на краю обрыва, едва не упав с него.
Ночь — время таинственное и она наполнена рассказами мальчиков. Она символизирует тайны природы, которые человек не может постичь.
Утро, рассвет — это время пробуждения природы, а человек забывает ночыне страхи. Они символизируют рождение нового дня надежды, мирной и счастливой жизни.
3. Сопоставьте рассказы мальчиков. Какие из них особенно интересны и как они характеризуют самих героев?
Самые интересные рассказы были у Ильюши. Он рассказал про домового и про барашка на могиле. Эти рассказы полны таинственности, они характеризуют Ильюшу как мальчика впечатлительного, с богатой фантазией.
Костя тоже рассказал занимательную и таинственную историю про русалку. Было видно, что он сам побаивается своего рассказа. Это тоже очень впечатлительный мальчик.
Павлуша рассказал смешную историю про Тришку. Его рассказ был спокойным и неторопливым, да и сам мальчик обстоятельный, практичный, не склонный к излишним фантазиям.
4. Подготовьте характеристику каждого рассказчика с фрагментами из их рассказов.
Пример характеристики мальчиков из рассказа «Бежин луг» можно прочитать, перейдя по ссылке.
Фонохрестоматия
1. Прочитанный актёром отрывок рассказа начинается и заканчивается описанием природы. Отличается ли актёрское чтение картин ночного и утреннего пейзажей?
Начало отрывка описывает ночь. Актёр читает этот момент негромко, словно усталым голосом. Странные ночные звуки пугают мальчиков.
Утренний пейзаж иной. Его описание актёр читает радостно, восторженно. Кончилась ночь и вместе с ней ушли ночные страхи.
3. Описание внешности мальчиков осталось за пределами прочитанного отрывка, но актёр мастерски воспроизводит особенности характеров всех пяти героев рассказа. Попробуйте рассказать, какими вы представили себе мальчиков, прослушав чтение актёра.
Костя: робкий, пугливый, в его голосе звучит страх. Он искренне верит в свои рассказы. Это тихий, очень впечатлительный мальчик, с большими глазами.
Павлуша: спокойный, всё знающий, его ничто не пугает, но он склонен к насмешкам.
Ильюша: громкий, самоуверенный, проказливый.
Федя: насмешливый, считает себя взрослым и поэтому свысока относится к рассказам других мальчиков. Он старательно скрывает свой страх.
Ваня: маленький, романтичный, любуется звёздами. Он тихий, неуверенный в себе, даже робкий. Любит свою сестру.
6 класс, Коровина, 1 часть, стр. 163, 190-192
1. Что нового вы узнали об И. С. Тургеневе из статьи, подготовленной по материалам книги Н. Богословского «Тургенев»?
Прочитав статью, я был удивлен тому, что мать руководила Спасским, а не отец. А также меня поразило то, что Тургенев из-за этого факта не любил родное имение. Образ матери можно было узнать в героинях его рассказов.
2. Используя биографические словари «Русские писатели» и ресурсы Интернета подготовьте устное сообщение о жизненном пути писателя.
Иван Сергеевич Тургенев не только известный поэт и писатель 19 века, но и критик, публицист. Он подарил миру множество своих произведений, но самые популярные из всего написанного им: “Муму” и “Отцы и дети”.
Его обучали грамоте учителя, потом он поступил в пансион. Несмотря на такое достойное образование он не смог окончить университет. Помимо обучения в Москве, он получал образование и в Европе, куда часто ездил путешествовать.
Знакомство с Белинским в 1843 году стало судьбоносным для Тургенева. В этот период жизни он написал много стихотворений.
Тургенев работает в “Современнике”, занимается переводами. Но 1847 год стал переломным. Поэт оказался во Франции и стал свидетелем революции.
Смерть Гоголя настолько впечатлила его, что он написал некролог, из-за которого был отправлен на два года в Спасское. За этот период Тургенев написал свои самые знаковые произведения.
В 1863 году Тургенев уезжает за границу. Он продолжает заниматься переводами текстов русских поэтов и писателей. Иван Сергеевич становится популярным как в Европе, так и в России. Последние годы своей жизни он проведет близ Франции.
Размышляем о прочитанном
1. Вы прочитали ещё одно произведение И. Тургенева «Бежин луг». Каково ваше впечатление? Что вам особенно понравилось в нём: мальчики, их рассказы, пейзаж?
Рассказ меня впечатлил. Мне понравились мальчики, а еще атмосфера всего рассказа. Захотелось оказаться рядом с ними и рассказывать свои истории.
2. Как можно назвать рассказы мальчиков — россказнями, преданиями, поверьями? Как их называл сам Тургенев?
Тургенев называл их поверьями. Я тоже остановлюсь на этом варианте.
3. Один из рецензентов «Записок охотника» упрекал автора в излишней детализации, щедрости красок и мелких оттенков, что, по его мнению, затемняет, заслоняет целое, главное.
Согласны ли вы с этим суждением? Подтвердите свои мысли цитатами из текста.
Я не согласен с этим утверждением. Все эти детали не заслоняют целое и главное, а, наоборот, выделяют его, добавляя красочности и реалистичности. Например: “утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем…”, “стальные отблески воды, изредка и смутно мерцая, обозначали её теченье.” и т.д.
Творческое задание
Жорж Санд писала, что Тургенев помог раскрыть Россию с помощью образов из «Записок охотника». Как вы думаете, что именно можно было узнать о России из этого произведения? Подготовьте развёрнутый ответ на этот вопрос.
Иван Сергеевич Тургенев — мастер пейзажа. Все эти подробные зарисовки передали всю красоту России как нельзя лучше. Нет более точного описания, которое бы кто-либо мог дать кроме наблюдательного Тургенева.
Литература и изобразительное искусство
Рассмотрите иллюстрации разных художников к «Бежину лугу». Так ли вы себе представляли эти места, пейзаж и героев рассказа?
Мои представления полностью совпали с иллюстрациями к рассказу. Я думаю, что так получилось благодаря описаниям в тексте. Они были настолько точны и правдивы, что полностью совпали с изображениями.
Совершенствуйте свою речь
1. Опираясь на описание Бежина луга у И. С. Тургенева и впечатления И. Смольникова, попробуйте устно или письменно рассказать о Бежином луге. Включите в свой рассказ эпитеты, сравнения, метафоры, использованные И. С. Тургеневым.
Тургенев в рассказе “Бежин Луг” использует такие средства художественной выразительности, как: метафоры, сравнения, эпитеты. Описание природы — «раннем ясном небе», «утренней заре, не пылающей пожаром», а «разлившейся кротким румянцем», об «узкой и длинной тучке» и «лиловом тумане». Мы видим «облачка, сверкающие змейками» блеск которых подобен «блеску кованого серебра», бесконечно разлившуюся реку с «разбросанные островами» и рукава у которой «ровной синевы». При описании луга автор говорит о «едва прозрачном сумраке ночи», о увиденной «огромной равнине» Широкая река огибающая равнину, «уходила полукругом» и имела « стальные отблески воды, изредка и смутно мерцая». Это и холм, который «спускался вдруг почти отвесным обрывом», и у которого «громадные очергалия отделялись» от «от синеватой воздушной пустоты»., и опять река, которая «стояла неподвижным темным зеркалом», и «дымящиеся два огонька».
2. Какую роль в рассказе играют описания природы, смены дня и ночи? Как вы думаете, что символизируют тьма, ночь и рассвет, утро?
Описания природы показывают не только любовь Тургенева к России. В этом произведении пейзажные зарисовки показывают любовь всего народа, настоящую русскую душу.
Когда я прочитал рассказ, то понял, что рассказы, мысли, чувства и эмоции ребятишек зависят от времени суток. Тьма и ночь наполнены жуткими рассказами. В этот период обязательно что-нибудь случалось. А вот рассвет и утро — символ новой жизни, нового хорошего начала.
3. Сопоставьте рассказы мальчиков. Какие из них особенно интересны и как они характеризуют самих героев?
Рассказ Кости поразил меня. Именно он связан с временем суток. А также в нем есть тема веры и Бога. Ребята искренне поверили в то, что если бы Гаврила не перекрестился, то русалка бы непременно его утащила. Стоит отметить, что этот рассказ они услышали ночью. Можно предположить, что утром эта же история их бы не так напугала.
4. Подготовьте характеристику каждого рассказчика с фрагментами из их рассказов.
Федя — самый старший из этой компании. Ему около 14-ти лет, прекрасный, хороший мальчишка из богатой крестьянской семьи. У него нет необходимости ехать ночкой на луг сторожить табун, но он всё равно отчаливает туда с друзьями. Это характеризует его, как настоящего патриота своей страны, который горячо и всей душой любит природу.
Павлу около 12-ти лет. Большой, не очень красивый, но прочно слаженный мальчишка. Самый серьёзный, смелый и сильный из всех пятерых. По нему видно, что он не очень боится этих страшилок. Его собственная история самая реальная. Она о затмении солнца. Конец ее бытовой, а не магический. Видно, что рассказчику он нравится больше всех.
Илюше двенадцать лет. Он обычной внешности, но чтит устную традицию российских поверий: он ведает и про домового, и про приказчика Ермилу с барашком, и про покойного барина, что отыскивает разрыв-траву, и про то, как люди прогуливаются на паперть глядеть пророчество, кто в этом году умрёт, и про Тришку, и про лешего.
Косте 10 лет. Печальный, грустный мальчишка, и ведает грустную историю про русалку и плотника Гаврилу, склонен думать о смысле жизни. Незначительно труслив. Его история и на поверье-то недостаточно похожа: она базирована на его ужасах. Но ребята в нее охотно верят.
Ваня. Самый небольшой: ему всего лет семь. Не труслив. Маленький мечтатель.
Фонохрестоматия
«Бежин луг»
1. Прочитанный актёром отрывок рассказа начинается и заканчивается описанием природы. Отличается ли актёрское чтение картин ночного и утреннего пейзажей?
Да, отличается. Интонацией и тембром голоса актер показывает мрачность ночных картин. А утренние пейзажи прочитаны наиболее легко и радостно.
2. Попробуйте сами прочитать эти два описания так, чтобы передать «полуночную сухую теплынь» и «потоки молодого горячего света».
Описание внешности мальчиков осталось за пределами прочитанного отрывка, но актёр мастерски воспроизводит особенности характеров всех пяти героев рассказа.
3. Попробуйте рассказать, какими вы представили себе мальчиков, прослушав чтение актёра.
Федя мне представился не по годам взрослым и серьезным. Он больше слушает и задает вопросы, чем говорит сам. У Павла сильный голос, ему хочется верить. Илья слушал с напряжением, пряча волосы под головным убором. Костя показался мне печальным. Ваня — любопытный.