Прочитать морожены песни составить 10 вопросов по сказке

Тест по сказке С.Писахова «Морожены песни»

Avatar

Кадырова Эльмира Маратовна

11.10.2022.
Тест. Родной язык и литература, 6 класс

Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.

Тест по сказке С.Писахова «Морожены песни» после анализа текста на уроке

Список вопросов теста

Вопрос 1

За чем  заграничные корабли приезжали в Архангельск?

Варианты ответов
  • за ягодами
  • за товаром
  • за лесом

Вопрос 2

 На моей памяти доходило до пятисот… Чего?

Варианты ответов
  • рублей
  • градусов
  • людей

Вопрос 3

 С чем сравниваются замерзшие слова?

Варианты ответов
  • с льдинками
  • со снежинками
  • с сугробами

Вопрос 4

. В морозны дни над Уймой морожены слова веселыми …перелетали от дома к дому да через улицу.   Чем?

Варианты ответов
  • льдинками
  • снежинками
  • стайками

Вопрос 5

Это наши хозяйки …перебрасывались. Бабам без…дня не прожить.? Чем?

Варианты ответов
  • Песни
  • Новости
  • Сплетни

Вопрос 6

. Девки из мороженых песен … сплетут да всяки узорности. Дом по переду весь улепят да увесят. На конек затейно слово с прискоком скажут. По краям частушек навесят.  Что сплетут?

Варианты ответов
  • Морозные узоры
  • Кружева
  • Занавески

Вопрос 7

«Милый, приходи, любый, заглядывай!» Нарядно нашей деревни нигде не было. Весной песни затают, зазвенят, как … каки невиданны запоют! Как кто запоют?

Варианты ответов
  • Птицы
  • Ручьи
  • Девушки

Вопрос 8

Изловчился купец да отломил кусок песни, думал — не видит никто. Да, не видит, как же! Робята со всех сторон слов всяческих наговорили, и ну в него швырять. Купец спрашиват того, кто с ним шел: — Что за штуки колки каки, чем они швыряют? — Так, пустяки. Что это за пустяки?

Варианты ответов
  • Сказки
  • Анекдоты
  • Ругательства

Вопрос 9

— Это особенны песни, с весом, с особенным уважением в честь ваших хозяев напеты. Мы их завсегда оченно уважам. Как к слову приведется, каждый раз говорили: «Кабы им ни дна ни покрышки». Это-то, по-вашему, значит — всего хорошего желам. Так у нас испокон века заведено. Так всем и скажите, что это от архангельского народу особенно уважение.   Кто пел эти особенные песни?

Варианты ответов
  • Бабы
  • Девки
  • Мужики

Вопрос 10

Девки поют, бабы поют, старухи поют. Что делам не мешат, рядом с делом идет, доход дает?

Варианты ответов
  • Работа
  • Песня
  • Веселье

Данная литературная викторина по сказкам Степана Григорьевича Писахова помогает заинтересовать младшего школьника творчеством нашего земляка, известного северного писателя-сказочника. Для удобства работы для обучающихся указано название сказки, где они смогут найти правильные ответы на предложенные вопросы. Учитель может использовать данную викторину как средство обратной связи и сможет быстро проверить, насколько внимательно дети читали данные сказки.

ВИКТОРИНА по сказкам Степана Писахова1.doc

ВИКТОРИНА по сказкам Степана Писахова
«Морожены песни»: ­За  чем приезжали к нам в прежние времена заграничные корабли?
_____________________________________________________________________________
­ Во что превращалось на морозе каждое сказанное слово? ________________________
Что плели девки из мороженых песен? __________________________________________
«Баня в море» : ­ Чем ловил Малина рыбу в сказке? ______________________________
«Перепелиха»: ­ С кем встретилась Перепелиха, собирая бруснику в лесу? ____________
­ Чем Перепелиха наповал убила медведя? ________________________________________
«Кислы шти»:  ­Что такое кислы шти? ___________________________________________
 «Громка мода»: ­Что прицепил Сеня Малина в юбочны складки модницы – франтихи? 
____________________________________________________________________________
«На треске гуляли»: ­ Как звали капитана? ______________________________________
­ Куда налетел пароход на всём парусном ходу? ___________________________________
«Морожены волки»: ­Какой зверь на задние лапы встал и запотягивался, как мужик когда 
на печку или полати ладится? _____________________________________________
­ Кто окружил, а потом сидел вокруг дерева, да «поджидал, когда свалюсь»? __________
­Что случилось с волками на вторые сутки? _______________________________________
«Апельсин».  Вставь пропущенные слова: «…Наш край летом богат ______.  Апельсины 
поспели.  На длинных _________ , на зелёных ___________ как _____________   
____________ поблёскивают»
­ Сколько карбасов с апельсинами нагрузили? _________________________________
­ Что случилось с франтихой, когда франт подпрыгнул достать последний апельсин?  
_________________________________________________________________________ 
­ Кого везли на буксире мимо города? _____________________________________.
«Собака Розка»: ­ Кличка собаки Сени Малины? _______________________________
­На кого охотно охотилась собака Розка?   _________________________________________
­ Куда заскочила Розка вместе с преследуемым зверьком? ______________
­Как Розка выбралась оттуда?  __________________________________
­ Сколько времени ели щуку? __________ . Сколько бочек солёной щуки продали в городе?
________________________________
«Как поп работницу нанимал»:  ­Какую плату обещал поп работнице за год? ________ . «Северно сияние»: ­Куда вплетали девушки северное сияние? __________________
­В каком городе родился и умер Степан Писахов? ______________________________

Викторина по сказкам Степана Писахова для обучающихся 3 класса

Викторина по сказкам Степана Писахова для обучающихся 3 класса

Викторина по сказкам Степана Писахова для обучающихся 3 класса

Викторина по сказкам Степана Писахова для обучающихся 3 класса

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.

Введите ваш emailВаш email

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА:
«Морожены песни» Степана Писахова

1

ФИО

Гребенщикова Анна Валентиновна

2

Место работы

МБОУ «Порожская ОШ»

с. Порог, Онежский р-н, Архангельская обл.

3

Должность

учитель начальных классов

4

Предмет

Внеклассное чтение.

5

Класс

2,3,4

6

Тема урока

«Морожены песни» Степана Писахова

7

Учебник

Морянка: Хрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах -3-е изд.;

Морянка: Хрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах -6-е изд.;

Словарь – справочник для учащихся 2-4-х классов – 6-е изд.;

Сборник «Морожены песни» С.Г.Писахов.

Тема: «Морожены песни» Степана Писахова.

Цель:привлечь внимание школьников к личности северного сказочника С.Г. Писахова, к его сказкам, а так же воспитывать любовь к родному языку, учить видеть красоту и своеобразие северного слова.

Задачи:

Метапредметные: прививать интерес к литературе Севера, воспитывать художественный вкус.

Предметные:  отработать навыки выразительного чтения и эмоционального восприятия художественного текста; раскрыть стилистические особенности сказок С. Писахова; развивать речь детей.

Личностные:  воспитывать любовь к природе, к родному краю;  развивать умения общаться со сверстниками, учителем, воспитывать уважение и терпимость к сверстникам.

Планируемые результаты: учащиеся научатся читать произведения, передавая с помощью интонации языковые особенности сказок С. Писахова, познакомятся с традициями русского Севера.

Формирование УУД:

Личностные: (самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация):

— Воспитывать внимательное отношение к слову, доброжелательное отношение между учащимися при работе в группе;

 — Формировать чувства прекрасного на основе художественных текстов.

Познавательные: (работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций):

— Расширить знания детей о творчестве С.Писахова;

— Делать выводы в результате командной работы;

— Осознанное построение речевого высказывания.

Регулятивные:

— Определение и формулировка цели;

— Управление своей деятельностью — контроль и коррекция;

— Инициативность и самостоятельность.

Коммуникативные:

— Речевая деятельность;

— Навыки сотрудничества;

— Учёт разных мнений и умение обосновать собственное.

Средства обучения:

— рисунки: «сказочная» яблоня; карточки – рисунки к произведениям С.Писахова;

— учебники: Морянка: Хрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах -3-е изд.; Морянка: Хрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах -6-е изд.; Словарь – справочник для учащихся 2-4-х классов – 6-е изд.; Сборник «Морожены песни» С.Г.Писахов;

— видеофрагменты к сказкам С.Г. Писахова;

— оборудование: экран, мультимедиапроектор, компьютер учителя.

Ход занятия.

Организационный момент. Приветствие, проверка готовности учащихся к занятию (Личностные УУД).

Самоопределение к деятельности.

– Сегодня на нашем занятии Вам предстоит много размышлять, сочинять, слушать и творить.

Надеюсь, что у Вас это хорошо получится.

– Тему занятия мы не будем озвучивать, Вы сами её определите.

3. Актуализация опорных знаний.

– Ребята, посмотрите на этот рисунок. Как вы считаете, что это за дерево? (На листе ватмана изображено дерево с мужским силуэтом : ноги – корни, руки – ветви).

А что же в нём необычного? (Познавательные УУД)

— Вы догадались, что это не простая яблоня, а сказочная! А узнать сказочника поможет нам этот отрывок.

«Стал я на огороде с краю да у дорожного краю босыми ногами в мягку землю. Чую, в рост пошёл! Ноги корнями, руки ветвями. Вверх не очень подаюсь, что за охота – с колокольней ростом гоняться.

Стою, силу набираю да придумываю, чем расти, чем цвести? Ежели малиной, дак этого от моего имени по всей округе много.

Придумал стать яблоней».

— А кто автор сказок о Сене Малине? (Степан Писахов)

(Познавательные УУД)

4. Постановка учебной задачи:

— Как Вы думаете, о чём мы будем говорить на занятии? (о сказках Степана Писахова) (РегулятивныеУУД).

Много поэтов, писателей, сказочников воспевали наш Северный край. Сегодня мы попробуем раскрыть красоту и своеобразие родного краю через сказки Степана Писахова. А поможет нам в этом всем известный Сеня Малина. Он приготовил Вам много интересных заданий.

(Каждое яблоко на дереве содержит задание для команды).

(На столе приготовлены таблички, отражающие название 3 команд Команда включает учеников всех возрастов) (Коммуникативные УУД).

5. Ход мероприятия.

а) работа со словарём малоизвестных слов:

«Про наш Архангельский край столько неправды да напраслины говорят, что придумал я сказать всё, как есть у нас. Всю сущу правду, что ни скажу – всё правда.

— Ребята, а что нам поможет точно и правильно понимать тему, о которой мы говорим сегодня?

— Давайте объясним значения малоизвестных слов (Познавательные УУД).

— Каждой команде даётся по 5 слов, которые необходимо объяснить командам – соперникам с помощью словаря. (Каждое доступно объяснённое слово – 5б.)

6. Физкультминутка (Здоровьесберегающий компонент).

Яблоня в моем саду
Гнется низко на ветру.
Наклонилась вправо, влево –
Покачаться захотела.
Ветки вниз и вверх качнула
И вперед их протянула.
А как стихнет ветерок,
Моя яблонька заснет.

б) соедини картинку с названием произведения:(Познавательные УУД).

— Каждая команда получает конверт, в котором 5 карточек с название произведений С.Писахова и 5 карточек с иллюстрациями к этим произведениям (пять правильно соотнесённых карточек – 5 б.)

в) видеофрагмент: (Познавательные УУД).

— Название сказок мы знаем, а вот сможем ли мы узнать произведение С. Писахова и его героев по видеофрагменту?

— Команды одновременно просматривают 3 видеофрагмента. Вам необходимо записать название произведения и его героя.

(за правильно указанное произведение и героя – 2б).

г) домашнее задание: (Личностные УУД).

— А в следующем конкурсе мы займём места Писаховских героев.

— Каждая команда готовила инсценировку отрывка из сказок С.Писахова.

1 к – «Модница», герои – модница и продавец;

2к – «Перепилиха», герои – Перепилиха и медведь;

3к – «Лень да Отеть», герои Лень и Отеть.

(оценивается владение текстом и артистичность, высший балл – 3б).

д) презентация блюд северной кухни:

(Коммуникативные и личностные УУД).

— В сказках С.Писахова много внимания уделено северной кухне.

Дома Вы с родителями выбирали и готовили северное блюдо.

Давайте презентуем блюда так, чтоб их захотелось попробовать.

(Дети делятся рецептами блюд Северной кухни).

7. Итог (Регулятивные УУД).

–Вот и подошло к концу наше мероприятие.

–Продолжите фразу:

— Я сегодня узнал, что ….

— Какое из заданий на уроке вы выполняли с удовольствием?
— Какое задание вам пришлось выполнить с затруднениями?
— Оцените своё настроение по окончанию занятия с помощью листиков.

Если Ваше настроение радостное – поместите на нашу яблоню красный листочек, если Вам грустно – жёлтый листочек.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/179220-plan-konspekt-po-vneklassnomu-chteniju-na-tem

«Здесь русский дух, здесь Русью пахнет…»

Урок по сказке С. Г. Писахова «Морожены песни»

Цели урока:

  1. Продолжить знакомить 5-классников с авторской сказкой, прикоснуться к удивительному творческому миру С.Г.Писахова.
  2. Формирование понятия о традициях устного народного творчества в литературе.
  3.  Воспитание внимательного отношения к слову, любви к родному языку, формирование понимания: язык – наше богатство, если мы хорошо владеем им.
  4. Определение идеи произведения с целью воспитания бережного отношения к культуре нашей страны.
  5. Формирование умений исследования материала урока для создания письменных работ.

Ход урока

Слово учителя о С.Г.Писахове. Чтение статьи о писателе, помещенной в учебнике.

К какому жанру относится прочитанное вами произведение?

Вспомните, пожалуйста, композиционные особенности жанра. В чем отличие авторской сказки от народной? Докажите, что уже зачин сближает авторскую сказку «Морожены песни» с народной.

В произведении «Морожены песни»  действие происходит в безымянном месте — деревне, нет указания на время действия, что сближает авторскую сказку с народной.

Как вы думаете, почему С.Г.Писахов не называет деревни, затерянной в Архангельском крае?

Таких деревушек, ничем не примечательных на первый взгляд, очень много разбросано по России.

Чем же известен этот сказочный край?

                 Деревня находится в суровом крае, где морозы достигают 100 градусов.

Какое изобразительно-выразительное средство использует автор, говоря о сильных морозах?

                       Писахов использует гиперболу (особенность народных сказок), чтобы рассказать о суровом климате этой стороны.

Как же удается человеку выжить в этих суровых условиях?

                           Умение работать с огоньком и веселиться от души не дает жителям деревни замерзнуть, помогает смотреть на трудности с улыбкой.

Живое общение много значит  в жизни каждого человека. Каким образом можно было узнать все новости в деревне? Чем отличались слова из разговора Анисьи со сватьей от слов, бросаемых матерями детям? Приведите примеры.

                            Обычно в разговоре с детьми матери используют определения «хороший, ненаглядный, любимый…»

Не одно общение помогает выжить в трудных условиях холодного края. Песня, по словам рассказчика, «всему подмога». Приведите примеры известных вам песен, которые «на работе —  подмога».

                                           «Эх, дубинушка…»

Не только трудовые песни звучали в деревне. С приходом весны слышались совершенно иные напевы. Найдите в тексте описание песен, исполняемых девушками.

                                             Чтение отрывка.

Как вы думаете, о чем эти песни? Чем отличались весенние песни от зимних?

                           В песнях девушек звучит надежда на удачное замужество, счастливую жизнь.

Чему удивился заморский купец?

                            Гость, попавший впервые в архангельскую деревушку, не мог не удивиться тому, что суровый край не ожесточил сердца людей, ведь слышал купец веселый смех, задорные прибаутки, а по вечерам лились волшебные напевы.

Объясните значение выражения «отломил кусок от песни». Какие «пустяки» насобирал купец? Найдите в тексте пример такого «пустяка». Объясните значение выражения «посыпались пустяки кому в бровь, кому в глаз»

                     Из уст молодых ребят слышались забористые слова, разгадать значение  которых заезжему гостю было не по силам.

Что произошло с песнями, когда купец принес их в избу? Как песни попали за границу? Как изменилась жизнь жителей деревни после этого?

               Жители архангельской деревни всю зиму «плели» новые песни». Запели все: и мужики, и бабы, и дети.

Найдите в тексте глаголы, называющие действия исполняющих песни.

                                            Работа с текстом

Какое значение, с вашей точки зрения, имело то обстоятельство, что в избе пели бабка, дочь и внучка?

          С.Г. Писахов на страницах сказки говорит о бережном отношении  к традициям, обычаям своего края каждого поколения жителей этой затерянной деревушки. Автор призывает читателя к сохранению культуры нашего народа, чтобы мы не превратились  в Иванов, не помнящих своего родства.

Песни, исполняемые жителями деревни, волновали слушателей, не оставили они равнодушными и «заморских хозяев». Что «поняли» король и королева, когда слушали голоса певцов?

                                             Король и королева смогли почувствовать в мелодии то, что было дорого каждому жителю этого сказочного края. Услышали «заморские хозяева» в песнях и шум ветра, и журчание ручья, и шепот листьев – все то, что позволило рассказчику назвать этот край волшебным.  

Этот суровый край с неброскими красками завораживает читателя, и возникает вопрос: «Откуда рассказчику так хорошо известна эта сторона?»

                 Можно предположить, что сам он житель этой деревни, потому что знает обычаи этого края, знакомы ему и «забористые пустяки», если он посмеивается над простодушным купцом, насобиравшим их и не понявшим значения выражений.

Рассказчик считает свою деревеньку сказочным краем. Согласны ли вы с его утверждением? Известны ли вам такие места, о которых мы читаем в сказке? Как вы думаете, зачем С.Г.Писахов рассказал нам об этой деревеньке? К какой мысли он хочет привести читателя?

           В России есть такие места, где звучат необыкновенно красивые песни, где из уст людей слышатся меткие русские слова, где живут талантливые мастера, которым по плечу и блоху подковать, где можно встретить отзывчивых, с широкой душой людей, бережно относящихся к культурному наследию нашей страны, — места, о которых с уверенностью можно сказать: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет».

Домашнее задание: дать развернутый ответ на вопрос: «Какими я увидел жителей архангельской деревушки?»

«Морожены песни»
Степана Григорьевича Писахова

Автор: Шемякина Ирина Сергеевна

Организация: МБОУ «СШ №4 им. дважды героя Советского Союза А.О. Шабалина»

Населенный пункт: Архангельская область, г. Онега

Методическое обоснование темы

Человек испытывает особые чувства к родному краю, где он родился, рос и учился. В нашей Архангельской области проживали и проживают замечательные и знаменитые люди: художники, учёные, исследователи, писатели и поэты. Среди таких людей — писатель Степан Григорьевич Писахов. Любовь к Северу помогла родиться знаменитым писаховским сказкам, которые быстро стали популярны в Архангельске, сделав Степана Григорьевича местной знаменитостью и всеобщим любимцем. На уроке учащиеся познакомятся с биографией и творчеством северного писателя.

Основная технология, используемая на уроке — технология смешанного обучения, модель «Ротация станций». В результате этой технологии учащиеся самостоятельно получают информацию из различных источников о писателе Степане Григорьевиче Писахове, развивают исследовательские навыки и учатся пользоваться приобретёнными знаниями.

Методические рекомендации по проведению занятия

Внеклассное занятие ««Морожены песни Степана Григорьевича Писахова» проводился во 2 классе. Тема рассчитана на 1 час урока. Урок начинается с мотивации обучающихся к выполнению работы.

К уроку необходима тщательная предварительная работа: отбор иллюстративного материала, видеоматериала, анализ дополнительной литературы.

Для проведения занятия необходимы: листы с заданиями (Приложение 1,2,3,4), доска. Технические средства: компьютер с мультимедийным проектором, презентация «Поморский сказочник Степан Писахов», ноутбук для просмотра видеофрагмента «Русский Север. Сказки Степана Писахова…»

Для организации смешанного обучения — модель «Ротация станций», учитель делит класс на три группы по видам учебной деятельности. Каждая группа работает в своей части класса – на импровизированной станции: «Работа с учителем», «Онлайн-работа», «Проектная работа». В течение урока группы перемещаются между станциями так, чтобы побывать на каждой из них. Учитель меняет состав групп в зависимости от педагогической задачи. Например, одна группа начинает работать под руководством учителя, другая занимается с помощью компьютера, третья разбивается на подгруппы и работает над групповым проектом. Группы перемещаются по кругу. В ходе занятия описана работа по станциям.

Технологическая карта изучения темы

Предмет

Литературное чтение

Форма проведения

Внеклассное занятие

Класс

2-3 (8-10 лет)

Тема

««Морожены песни» Степана Григорьевича Писахова»

Тип урока

Открытие нового знания (технология деятельностного метода)

Цели

создание условий, при которых учащиеся самостоятельно получают информацию из различных источников о творчестве и биографии С.Г. Писахова, развивают исследовательские навыки и учатся пользоваться приобретёнными знаниями.

Планируемый результат

Предметные умения

Универсальные учебные действия (УУД)

1.Прививать интерес к литературе Севера, воспитывать художественный вкус.

2. Воспитательные задачи: осознание себя как гражданина, развивать чувство гордости за свой край, за людей, живущих в нём. Любовь и уважение к культуре, истории своей малой родины, положительное отношение и интерес к изучению родного края.

3.Развивающие задачи: формировать способности самостоятельно выдвигать гипотезы; умений работать в группе, самостоятельно.

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель занятия; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в группе, , высказывать и обосновывать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Межпредметные связи

Изобразительное искусство, технология, окружающий мир.

Ресурсы:

— основные

— дополнительные

Мультимедиа (презентация) .

1. Литературный север /сост. Л.С. Скепнер. – Архангельск: Изд-во Поморского педуниверситета, 1995.

2. Морянка: Хрестоматия о русском Севере для чтения в начальных классах / науч. ред. Э.И. Николаева; сост., отв. Ред. И.Ф. Полякова. – Архангельск: Поморский университет, 2005.

3. Писахов С. Г. Сказки. – Архангельск: Сев.- Зап. кн. изд-во, 1977.

4.Пономарёва И.Б. Главы из жизни Степана Писахова/ Архангельск: изд- во «Правда Севера», 2009.

  1. Региональный компонент общего образования Архангельской области /сост. Л.С. Скепнер, Е.И. Валькова, Н.П.Сидоренко, АО ИППК РО, 2005

6. https://www.youtube.com/watch?v=zef_ntsYhqE

7. https://www.youtube.com/watch?v=Nt4O2y6muCU

Технологии

Проблемный диалог, здоровьесберегающая технология, технология смешанного обучения «Ротация станций».

Используемые приёмы

«Бортовой журнал» или «ЗХУ» (знаю, хочу узнать, узнал), «Удивляй!», «Вход в урок», «Синквейн».

Организация пространства

Групповая

Оборудование

Интерактивная доска, проектор, задания для групп (см. Приложение 1,2,3) , таблица с вопросами (см. Приложение 2 «Бортовой журнал»),

Ход занятия

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

  1. Мотивация к учебнойдеятельности (4 мин)

Цели:

-актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

— создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

-установить тематические рамки;

Проговаривают девиз занятия.

Проговаривают тип занятия и называют шаги учебной деятельности.

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Создаёт эмоциональный настрой.

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Устанавливает тематические рамки.

Организует уточнение типа занятия и называние шагов учебной деятельности.

1.Эмоциональный настрой.

— Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Все ли готовы к уроку? (Да)

Тогда вперёд!

— Прочитайте девиз сегодняшнего урока (на доске):

Будем думать.

Вдумчиво читать.

И друг другу

Во всём помогать.

2. Приём «Вход в урок»

— Сегодня мы отправимся в сказочное путешествие, в мир великого северного писателя и сказителя — Степана Григорьевича Писахова. Всё внимание на экран.

(ссылка на источник https://youtu.be/zef_ntsYhqE

Когда начинается проигрыш музыки с 1 мин.13 сек., читает учитель.)

— Борис Пономарёв вспоминает: «Юношей нередко встречал сказочника на архангельских улицах и всякий раз удивлялся его оригинальной, запоминающейся внешности. Был он приземист, широкоплеч. Лицо густо заросло бородой, кустистые свисающие брови прикрывали глаза. Из-под старомодной с широкими полями чёрной шляпы ниспадала грива седых волос».

3. Приём «Удивляй!»

— В его произведениях налим может расхаживать по городу, апельсин вырасти среди реки, а песни можно заморозить и продать в Англию. В его сказках любовь к Северу, к людям, где в суровые морозы умеют жить так, что «своим жаром баню греют». Описание самобытности северного народа, какое больше нигде не встретишь.

— Чей удивительный и сказочный мир мы будем узнавать? (ответы детей)

— Да, совершенно верно, Степана Григорьевича Писахова.

— Значит, чему будет посвящено наше занятие? (Открытию нового знания)

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (3 мин)

Цели:

-организует выполнение учащимися пробного учебного действия;

-организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения.

Под руководством учителя выявляют место затруднения.

Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.

Организует выявление места затруднения.

Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.

4. Приём «Бортовой журнал»

— Раз мы отправляемся с вами в путешествие, то у каждого путешественника должен быть «Бортовой журнал». Здесь мы будем отмечать то, что мы уже знаем, что хотим узнать и что узнаем во время урока.

Учитель предлагает заполнить таблицу «Бортовой журнал»: «+» — знаю «?» – хочу узнать — узнал (Приложение 1)

— Посмотрите на вопросы. На какие вы можете дать ответ сейчас? На какие вопросы вы не знаете ответа?

— Знаком ли вам писатель Степан Григорьевич Писахов?

— Где он родился и жил?

-Знакомы ли вы с произведениями писателя?

-К какому жанру относятся его произведения (сказка, стихотворение, рассказ)?

— Кто такой Сеня Малина?

-Памятные места, связанные со Степаном Григорьевичем Писаховым?

III. Выявление места и причины затруднения

(1 мин)

Цели: — выявить место (шаг, операция) затруднения;

— зафиксировать во внешней речи причинузатруднения.

Под руководством учителя выявляют место затруднения.

Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.

Организует выявление места затруднения.

Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.

— На все ли вопросы вы смогли ответить?

— Почему возникло затруднение? (Не знаем, где родился и жил писатель, к какому жанру относятся его произведения, кто такой Сеня Малина и памятные места, связанные с Г. Писаховым).

IV. Построение проекта выхода из затруднения (3 мин)

Цели:

организовать постановку цели урока;

организовать составление совместного плана действий;

— определить средства.

Физкультминутка

Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.

С помощью учителя проговаривают и ставят цель урока.

Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя.

Называют средства.

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.

Организует постановку цели урока.

Организует составление совместного плана действий.

— Что же будем делать? (Сами искать способ)

— Какую цель ставим? (Узнать о жизни и творчестве писателя, познакомиться с его произведениями).

-Давайте составим план работы на основе этих вопросов.

Наметим наш план действий:

1) Попробуем выполнить задание. Узнаем биографию писателя, познакомимся с его произведениями, определим к какому жанру они относятся и кто такой Сеня Малина. Памятные места, связанные со С.Г. Писаховым. (Ключевые слова на доске)

2) Сопоставим свои предположения с материалами интернета и дополнительной литературы.

3) Устраним затруднение.

4) Применим новое знание.

— Что нам поможет? (свой опыт, дополнительная литература, учитель)

V. Реализация построенного проекта

(25 мин)

Цели:

-реализовать построенный проект в соответствии с планом;

— зафиксировать новое знание в речи и знаках;

-организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;

— уточнить тему занятия.

Под руководством учителя выполняет составленный план действий.

Отвечают на вопросы учителя.

Под руководством учителя выполняет составленный план действий.

Отвечают на вопросы учителя.

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Устанавливает тематические рамки.

Организует уточнение типа занятия и называние шагов учебной деятельности.

4. Технология смешанного обучения, модель «Ротация станций».

Отправляясь в путешествие, сказочный герой встречает препятствия на своём пути. И сегодня у нас тоже будут испытания. Мы будем путешествовать по станциям, у каждой команды будет свой маршрутный лист. (Учитель заранее должен рассадить детей по станциям. Меняться группа должна через 8 минут).

Маршрутный лист № 1

«Биографическая станция»; станция «Онлайн-обучение»; станция «Творческая».

Маршрутный лист № 2

Станция «Онлайн-обучение»; станция «Творческая»;

Станция «Биографическая».

3 станция: станция проектной работы:

Маршрутный лист № 3

Станция «Творческая»; станция «Биографическая» станция «Онлайн-обучение».

1 станция: Работа с учителем — «Биографическая».

— Как вы думаете, что мы будем делать на этой станции? (Ответы детей)

— Познакомимся с биографией писателя, его творчеством, памятными местами.

2 станция: «Онлайн-обучение»

— На станции «Онлайн-обучения» вы посмотрите видеоматериал «Русский Север. Сказки Степана Писахова» (ссылка на источник: https://yandex.ru/video/preview/13451637304195148612 просмотр с 11мин. 40 сек, ссылка в списке литературы) и познакомитесь с Сеней Малиной. Задание – составить синквейн «Сеня Малина» по опорным словам.

— 3 станция «Творческая». Задание: подобрать к отрывкам из сказок Степана Писахова название и иллюстрацию смастерить книжку и нарисовать обложку к ней. Вы должны разбиться на подгруппы: одни ищут название и иллюстрацию к отрывкам сказок С. Писахова, а другие рисуют и раскрашивают обложку книжки. (Обязательно на столе должны быть книги писателя). (Приложение 3)

«Биографическая станция»: станция работы с учителем. Беседа (рассказ учителя сопровождается демонстрацией слайдов) (Приложение 1).Биографическая справка о творчестве С. Г. Писахова

Василий Беднов:

Он в старом корабле летал

Не по волнам, а в поднебесье,

Слагал «мороженые песни» –

И Север в сказках прославлял!

— Вы сейчас внимательно слушали, посмотрели презентацию. Что вам больше всего запомнилось?

– Совершенно верно, Степан Писахов был не только писателем, но и художником и путешественником.

VI.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

(5 мин)

Цели:

-организовать выполнение учащимися самостоятельной работы;

-организовать самопроверку по эталону,

-организовать выявление места и причины затруднений.

Выполняют самопроверку по эталону.

Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки.

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.

Организует самопроверку по эталону.

Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Проводится защита проекта каждой группы (каждая группа демонстрирует книжку и обложку к ней).

— Ребята, к какому жанру относятся произведения писателя?

— Вспомните виды русских народных сказок (Ответы детей: волшебные, бытовые, о животных).

— Что в них главное: вымысел или реальность? (Вымысел). А в произведениях Писахова вымысел или реальность? (ответы детей)

После анализа дети приходят к выводу, что произведение относится к жанру «сказка», в ней есть вымысел и реальность. Например, северное сияние можем наблюдать

зимой, белые медведи обитают на Новой Земле (Арктика) и т.д..

— Кто же такой Сеня Малина? (Ответы детей)

Дети каждой группы представляют творческую работу синквейн «Сеня Малина».

— Ребята, почему тема нашего урока и сборник сказок называется «Морожены песни»? (ответы детей)

— «Морожены песни» – сказки Степана Писахова, великого русского сказочника, художника и волшебника.

Почему волшебника? Да потому, что в привычных вещах Степан Григорьевич видел волшебство, где Северное Сияние можно собирать, как пшеницу, а из песен вить узоры невиданной красоты.

VII. Включение в систему знаний и повторение. (2 мин)

-организовать включение новое знание в систему знаний;

-организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Заполняют таблицу, отвечают на вопросы учителя.

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы

— Ребята, вот и подходит к концу наше путешествие. Давайте вернёмся к «Бортовому журналу» и заполним его (дети заполняют таблицу).

— Озвучиваем вопрос и отвечаем на него.

— На все вопросы мы с вами смогли ответить? (да)

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2 мин)

Цели:

— зафиксировать новое содержание урока;

-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

Рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Делают самооценку.

Организует фиксирование нового содержания.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности

— Чем мы сегодня занимались на нашем увлекательном и необычном занятии? Что вы нового для себя узнали? Чем можете поделиться?

-Вы сегодня познакомились лишь с отрывками сказок Степана Григорьевича Писахова. Хотели бы узнать, чем закончилась каждая история? Предлагаю сходить в библиотеку и взять книгу поморских сказок С. Г. Писахова, а так же посмотреть мультфильм всей семьей «Архангельские новеллы», который подарит вам хорошее настроение.

— Сегодня вы отлично поработали. Всем спасибо за плодотворную работу.

— После занятия мы сделаем с вами небольшую выставку наших творческих работ. И пригласим ребят из других классов, чтобы они тоже познакомились с творчеством нашего северного писателя и увидели ваши творческие работы по теме «Морожены песни».

Полный текст статьи см. приложение

Приложения:

  1. file1.pptx.zip.. 15,5 МБ

  2. file0.docx.. 1,8 МБ

Опубликовано: 16.12.2021

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Прочитать любую сказку пушкина
  • Прочитать интересный рассказ про любовь
  • Прочитать или прочитать как правильно пишется
  • Прочитать и пересказать русскую народную сказку окаменелое царство
  • Прочитать и пересказать рассказ о ермаков фрески города гороухщи

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии