Тест по сказке С.Писахова «Морожены песни»
Кадырова Эльмира Маратовна
11.10.2022.
Тест. Родной язык и литература, 6 класс
Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.
Тест по сказке С.Писахова «Морожены песни» после анализа текста на уроке
Список вопросов теста
Вопрос 1
За чем заграничные корабли приезжали в Архангельск?
Варианты ответов
- за ягодами
- за товаром
- за лесом
Вопрос 2
На моей памяти доходило до пятисот… Чего?
Варианты ответов
- рублей
- градусов
- людей
Вопрос 3
С чем сравниваются замерзшие слова?
Варианты ответов
- с льдинками
- со снежинками
- с сугробами
Вопрос 4
. В морозны дни над Уймой морожены слова веселыми …перелетали от дома к дому да через улицу. Чем?
Варианты ответов
- льдинками
- снежинками
- стайками
Вопрос 5
Это наши хозяйки …перебрасывались. Бабам без…дня не прожить.? Чем?
Варианты ответов
- Песни
- Новости
- Сплетни
Вопрос 6
. Девки из мороженых песен … сплетут да всяки узорности. Дом по переду весь улепят да увесят. На конек затейно слово с прискоком скажут. По краям частушек навесят. Что сплетут?
Варианты ответов
- Морозные узоры
- Кружева
- Занавески
Вопрос 7
«Милый, приходи, любый, заглядывай!» Нарядно нашей деревни нигде не было. Весной песни затают, зазвенят, как … каки невиданны запоют! Как кто запоют?
Варианты ответов
- Птицы
- Ручьи
- Девушки
Вопрос 8
Изловчился купец да отломил кусок песни, думал — не видит никто. Да, не видит, как же! Робята со всех сторон слов всяческих наговорили, и ну в него швырять. Купец спрашиват того, кто с ним шел: — Что за штуки колки каки, чем они швыряют? — Так, пустяки. Что это за пустяки?
Варианты ответов
- Сказки
- Анекдоты
- Ругательства
Вопрос 9
— Это особенны песни, с весом, с особенным уважением в честь ваших хозяев напеты. Мы их завсегда оченно уважам. Как к слову приведется, каждый раз говорили: «Кабы им ни дна ни покрышки». Это-то, по-вашему, значит — всего хорошего желам. Так у нас испокон века заведено. Так всем и скажите, что это от архангельского народу особенно уважение. Кто пел эти особенные песни?
Варианты ответов
- Бабы
- Девки
- Мужики
Вопрос 10
Девки поют, бабы поют, старухи поют. Что делам не мешат, рядом с делом идет, доход дает?
Варианты ответов
- Работа
- Песня
- Веселье
Данная литературная викторина по сказкам Степана Григорьевича Писахова помогает заинтересовать младшего школьника творчеством нашего земляка, известного северного писателя-сказочника. Для удобства работы для обучающихся указано название сказки, где они смогут найти правильные ответы на предложенные вопросы. Учитель может использовать данную викторину как средство обратной связи и сможет быстро проверить, насколько внимательно дети читали данные сказки.
ВИКТОРИНА по сказкам Степана Писахова1.doc
ВИКТОРИНА по сказкам Степана Писахова
«Морожены песни»: За чем приезжали к нам в прежние времена заграничные корабли?
_____________________________________________________________________________
Во что превращалось на морозе каждое сказанное слово? ________________________
Что плели девки из мороженых песен? __________________________________________
«Баня в море» : Чем ловил Малина рыбу в сказке? ______________________________
«Перепелиха»: С кем встретилась Перепелиха, собирая бруснику в лесу? ____________
Чем Перепелиха наповал убила медведя? ________________________________________
«Кислы шти»: Что такое кислы шти? ___________________________________________
«Громка мода»: Что прицепил Сеня Малина в юбочны складки модницы – франтихи?
____________________________________________________________________________
«На треске гуляли»: Как звали капитана? ______________________________________
Куда налетел пароход на всём парусном ходу? ___________________________________
«Морожены волки»: Какой зверь на задние лапы встал и запотягивался, как мужик когда
на печку или полати ладится? _____________________________________________
Кто окружил, а потом сидел вокруг дерева, да «поджидал, когда свалюсь»? __________
Что случилось с волками на вторые сутки? _______________________________________
«Апельсин». Вставь пропущенные слова: «…Наш край летом богат ______. Апельсины
поспели. На длинных _________ , на зелёных ___________ как _____________
____________ поблёскивают»
Сколько карбасов с апельсинами нагрузили? _________________________________
Что случилось с франтихой, когда франт подпрыгнул достать последний апельсин?
_________________________________________________________________________
Кого везли на буксире мимо города? _____________________________________.
«Собака Розка»: Кличка собаки Сени Малины? _______________________________
На кого охотно охотилась собака Розка? _________________________________________
Куда заскочила Розка вместе с преследуемым зверьком? ______________
Как Розка выбралась оттуда? __________________________________
Сколько времени ели щуку? __________ . Сколько бочек солёной щуки продали в городе?
________________________________
«Как поп работницу нанимал»: Какую плату обещал поп работнице за год? ________ . «Северно сияние»: Куда вплетали девушки северное сияние? __________________
В каком городе родился и умер Степан Писахов? ______________________________
Викторина по сказкам Степана Писахова для обучающихся 3 класса
Викторина по сказкам Степана Писахова для обучающихся 3 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
Введите ваш emailВаш email
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА:
«Морожены песни» Степана Писахова
1 |
ФИО |
Гребенщикова Анна Валентиновна |
2 |
Место работы |
МБОУ «Порожская ОШ» с. Порог, Онежский р-н, Архангельская обл. |
3 |
Должность |
учитель начальных классов |
4 |
Предмет |
Внеклассное чтение. |
5 |
Класс |
2,3,4 |
6 |
Тема урока |
«Морожены песни» Степана Писахова |
7 |
Учебник |
Морянка: Хрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах -3-е изд.; Морянка: Хрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах -6-е изд.; Словарь – справочник для учащихся 2-4-х классов – 6-е изд.; Сборник «Морожены песни» С.Г.Писахов. |
Тема: «Морожены песни» Степана Писахова.
Цель:привлечь внимание школьников к личности северного сказочника С.Г. Писахова, к его сказкам, а так же воспитывать любовь к родному языку, учить видеть красоту и своеобразие северного слова.
Задачи:
Метапредметные: прививать интерес к литературе Севера, воспитывать художественный вкус.
Предметные: отработать навыки выразительного чтения и эмоционального восприятия художественного текста; раскрыть стилистические особенности сказок С. Писахова; развивать речь детей.
Личностные: воспитывать любовь к природе, к родному краю; развивать умения общаться со сверстниками, учителем, воспитывать уважение и терпимость к сверстникам.
Планируемые результаты: учащиеся научатся читать произведения, передавая с помощью интонации языковые особенности сказок С. Писахова, познакомятся с традициями русского Севера.
Формирование УУД:
Личностные: (самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация):
— Воспитывать внимательное отношение к слову, доброжелательное отношение между учащимися при работе в группе;
— Формировать чувства прекрасного на основе художественных текстов.
Познавательные: (работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций):
— Расширить знания детей о творчестве С.Писахова;
— Делать выводы в результате командной работы;
— Осознанное построение речевого высказывания.
Регулятивные:
— Определение и формулировка цели;
— Управление своей деятельностью — контроль и коррекция;
— Инициативность и самостоятельность.
Коммуникативные:
— Речевая деятельность;
— Навыки сотрудничества;
— Учёт разных мнений и умение обосновать собственное.
Средства обучения:
— рисунки: «сказочная» яблоня; карточки – рисунки к произведениям С.Писахова;
— учебники: Морянка: Хрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах -3-е изд.; Морянка: Хрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах -6-е изд.; Словарь – справочник для учащихся 2-4-х классов – 6-е изд.; Сборник «Морожены песни» С.Г.Писахов;
— видеофрагменты к сказкам С.Г. Писахова;
— оборудование: экран, мультимедиапроектор, компьютер учителя.
Ход занятия.
Организационный момент. Приветствие, проверка готовности учащихся к занятию (Личностные УУД).
Самоопределение к деятельности.
– Сегодня на нашем занятии Вам предстоит много размышлять, сочинять, слушать и творить.
Надеюсь, что у Вас это хорошо получится.
– Тему занятия мы не будем озвучивать, Вы сами её определите.
3. Актуализация опорных знаний.
– Ребята, посмотрите на этот рисунок. Как вы считаете, что это за дерево? (На листе ватмана изображено дерево с мужским силуэтом : ноги – корни, руки – ветви).
—А что же в нём необычного? (Познавательные УУД)
— Вы догадались, что это не простая яблоня, а сказочная! А узнать сказочника поможет нам этот отрывок.
«Стал я на огороде с краю да у дорожного краю босыми ногами в мягку землю. Чую, в рост пошёл! Ноги корнями, руки ветвями. Вверх не очень подаюсь, что за охота – с колокольней ростом гоняться.
Стою, силу набираю да придумываю, чем расти, чем цвести? Ежели малиной, дак этого от моего имени по всей округе много.
Придумал стать яблоней».
— А кто автор сказок о Сене Малине? (Степан Писахов)
(Познавательные УУД)
4. Постановка учебной задачи:
— Как Вы думаете, о чём мы будем говорить на занятии? (о сказках Степана Писахова) (РегулятивныеУУД).
Много поэтов, писателей, сказочников воспевали наш Северный край. Сегодня мы попробуем раскрыть красоту и своеобразие родного краю через сказки Степана Писахова. А поможет нам в этом всем известный Сеня Малина. Он приготовил Вам много интересных заданий.
(Каждое яблоко на дереве содержит задание для команды).
(На столе приготовлены таблички, отражающие название 3 команд Команда включает учеников всех возрастов) (Коммуникативные УУД).
5. Ход мероприятия.
а) работа со словарём малоизвестных слов:
«Про наш Архангельский край столько неправды да напраслины говорят, что придумал я сказать всё, как есть у нас. Всю сущу правду, что ни скажу – всё правда.
— Ребята, а что нам поможет точно и правильно понимать тему, о которой мы говорим сегодня?
— Давайте объясним значения малоизвестных слов (Познавательные УУД).
— Каждой команде даётся по 5 слов, которые необходимо объяснить командам – соперникам с помощью словаря. (Каждое доступно объяснённое слово – 5б.)
6. Физкультминутка (Здоровьесберегающий компонент).
Яблоня в моем саду
Гнется низко на ветру.
Наклонилась вправо, влево –
Покачаться захотела.
Ветки вниз и вверх качнула
И вперед их протянула.
А как стихнет ветерок,
Моя яблонька заснет.
б) соедини картинку с названием произведения:(Познавательные УУД).
— Каждая команда получает конверт, в котором 5 карточек с название произведений С.Писахова и 5 карточек с иллюстрациями к этим произведениям (пять правильно соотнесённых карточек – 5 б.)
в) видеофрагмент: (Познавательные УУД).
— Название сказок мы знаем, а вот сможем ли мы узнать произведение С. Писахова и его героев по видеофрагменту?
— Команды одновременно просматривают 3 видеофрагмента. Вам необходимо записать название произведения и его героя.
(за правильно указанное произведение и героя – 2б).
г) домашнее задание: (Личностные УУД).
— А в следующем конкурсе мы займём места Писаховских героев.
— Каждая команда готовила инсценировку отрывка из сказок С.Писахова.
1 к – «Модница», герои – модница и продавец;
2к – «Перепилиха», герои – Перепилиха и медведь;
3к – «Лень да Отеть», герои Лень и Отеть.
(оценивается владение текстом и артистичность, высший балл – 3б).
д) презентация блюд северной кухни:
(Коммуникативные и личностные УУД).
— В сказках С.Писахова много внимания уделено северной кухне.
Дома Вы с родителями выбирали и готовили северное блюдо.
Давайте презентуем блюда так, чтоб их захотелось попробовать.
(Дети делятся рецептами блюд Северной кухни).
7. Итог (Регулятивные УУД).
–Вот и подошло к концу наше мероприятие.
–Продолжите фразу:
— Я сегодня узнал, что ….
— Какое из заданий на уроке вы выполняли с удовольствием?
— Какое задание вам пришлось выполнить с затруднениями?
— Оцените своё настроение по окончанию занятия с помощью листиков.
Если Ваше настроение радостное – поместите на нашу яблоню красный листочек, если Вам грустно – жёлтый листочек.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/179220-plan-konspekt-po-vneklassnomu-chteniju-na-tem
«Здесь русский дух, здесь Русью пахнет…»
Урок по сказке С. Г. Писахова «Морожены песни»
Цели урока:
- Продолжить знакомить 5-классников с авторской сказкой, прикоснуться к удивительному творческому миру С.Г.Писахова.
- Формирование понятия о традициях устного народного творчества в литературе.
- Воспитание внимательного отношения к слову, любви к родному языку, формирование понимания: язык – наше богатство, если мы хорошо владеем им.
- Определение идеи произведения с целью воспитания бережного отношения к культуре нашей страны.
- Формирование умений исследования материала урока для создания письменных работ.
Ход урока
Слово учителя о С.Г.Писахове. Чтение статьи о писателе, помещенной в учебнике.
К какому жанру относится прочитанное вами произведение?
Вспомните, пожалуйста, композиционные особенности жанра. В чем отличие авторской сказки от народной? Докажите, что уже зачин сближает авторскую сказку «Морожены песни» с народной.
В произведении «Морожены песни» действие происходит в безымянном месте — деревне, нет указания на время действия, что сближает авторскую сказку с народной.
Как вы думаете, почему С.Г.Писахов не называет деревни, затерянной в Архангельском крае?
Таких деревушек, ничем не примечательных на первый взгляд, очень много разбросано по России.
Чем же известен этот сказочный край?
Деревня находится в суровом крае, где морозы достигают 100 градусов.
Какое изобразительно-выразительное средство использует автор, говоря о сильных морозах?
Писахов использует гиперболу (особенность народных сказок), чтобы рассказать о суровом климате этой стороны.
Как же удается человеку выжить в этих суровых условиях?
Умение работать с огоньком и веселиться от души не дает жителям деревни замерзнуть, помогает смотреть на трудности с улыбкой.
Живое общение много значит в жизни каждого человека. Каким образом можно было узнать все новости в деревне? Чем отличались слова из разговора Анисьи со сватьей от слов, бросаемых матерями детям? Приведите примеры.
Обычно в разговоре с детьми матери используют определения «хороший, ненаглядный, любимый…»
Не одно общение помогает выжить в трудных условиях холодного края. Песня, по словам рассказчика, «всему подмога». Приведите примеры известных вам песен, которые «на работе — подмога».
«Эх, дубинушка…»
Не только трудовые песни звучали в деревне. С приходом весны слышались совершенно иные напевы. Найдите в тексте описание песен, исполняемых девушками.
Чтение отрывка.
Как вы думаете, о чем эти песни? Чем отличались весенние песни от зимних?
В песнях девушек звучит надежда на удачное замужество, счастливую жизнь.
Чему удивился заморский купец?
Гость, попавший впервые в архангельскую деревушку, не мог не удивиться тому, что суровый край не ожесточил сердца людей, ведь слышал купец веселый смех, задорные прибаутки, а по вечерам лились волшебные напевы.
Объясните значение выражения «отломил кусок от песни». Какие «пустяки» насобирал купец? Найдите в тексте пример такого «пустяка». Объясните значение выражения «посыпались пустяки кому в бровь, кому в глаз»
Из уст молодых ребят слышались забористые слова, разгадать значение которых заезжему гостю было не по силам.
Что произошло с песнями, когда купец принес их в избу? Как песни попали за границу? Как изменилась жизнь жителей деревни после этого?
Жители архангельской деревни всю зиму «плели» новые песни». Запели все: и мужики, и бабы, и дети.
Найдите в тексте глаголы, называющие действия исполняющих песни.
Работа с текстом
Какое значение, с вашей точки зрения, имело то обстоятельство, что в избе пели бабка, дочь и внучка?
С.Г. Писахов на страницах сказки говорит о бережном отношении к традициям, обычаям своего края каждого поколения жителей этой затерянной деревушки. Автор призывает читателя к сохранению культуры нашего народа, чтобы мы не превратились в Иванов, не помнящих своего родства.
Песни, исполняемые жителями деревни, волновали слушателей, не оставили они равнодушными и «заморских хозяев». Что «поняли» король и королева, когда слушали голоса певцов?
Король и королева смогли почувствовать в мелодии то, что было дорого каждому жителю этого сказочного края. Услышали «заморские хозяева» в песнях и шум ветра, и журчание ручья, и шепот листьев – все то, что позволило рассказчику назвать этот край волшебным.
Этот суровый край с неброскими красками завораживает читателя, и возникает вопрос: «Откуда рассказчику так хорошо известна эта сторона?»
Можно предположить, что сам он житель этой деревни, потому что знает обычаи этого края, знакомы ему и «забористые пустяки», если он посмеивается над простодушным купцом, насобиравшим их и не понявшим значения выражений.
Рассказчик считает свою деревеньку сказочным краем. Согласны ли вы с его утверждением? Известны ли вам такие места, о которых мы читаем в сказке? Как вы думаете, зачем С.Г.Писахов рассказал нам об этой деревеньке? К какой мысли он хочет привести читателя?
В России есть такие места, где звучат необыкновенно красивые песни, где из уст людей слышатся меткие русские слова, где живут талантливые мастера, которым по плечу и блоху подковать, где можно встретить отзывчивых, с широкой душой людей, бережно относящихся к культурному наследию нашей страны, — места, о которых с уверенностью можно сказать: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет».
Домашнее задание: дать развернутый ответ на вопрос: «Какими я увидел жителей архангельской деревушки?»
«Морожены песни»
Степана Григорьевича Писахова
Автор: Шемякина Ирина Сергеевна
Организация: МБОУ «СШ №4 им. дважды героя Советского Союза А.О. Шабалина»
Населенный пункт: Архангельская область, г. Онега
Методическое обоснование темы
Человек испытывает особые чувства к родному краю, где он родился, рос и учился. В нашей Архангельской области проживали и проживают замечательные и знаменитые люди: художники, учёные, исследователи, писатели и поэты. Среди таких людей — писатель Степан Григорьевич Писахов. Любовь к Северу помогла родиться знаменитым писаховским сказкам, которые быстро стали популярны в Архангельске, сделав Степана Григорьевича местной знаменитостью и всеобщим любимцем. На уроке учащиеся познакомятся с биографией и творчеством северного писателя.
Основная технология, используемая на уроке — технология смешанного обучения, модель «Ротация станций». В результате этой технологии учащиеся самостоятельно получают информацию из различных источников о писателе Степане Григорьевиче Писахове, развивают исследовательские навыки и учатся пользоваться приобретёнными знаниями.
Методические рекомендации по проведению занятия
Внеклассное занятие ««Морожены песни Степана Григорьевича Писахова» проводился во 2 классе. Тема рассчитана на 1 час урока. Урок начинается с мотивации обучающихся к выполнению работы.
К уроку необходима тщательная предварительная работа: отбор иллюстративного материала, видеоматериала, анализ дополнительной литературы.
Для проведения занятия необходимы: листы с заданиями (Приложение 1,2,3,4), доска. Технические средства: компьютер с мультимедийным проектором, презентация «Поморский сказочник Степан Писахов», ноутбук для просмотра видеофрагмента «Русский Север. Сказки Степана Писахова…»
Для организации смешанного обучения — модель «Ротация станций», учитель делит класс на три группы по видам учебной деятельности. Каждая группа работает в своей части класса – на импровизированной станции: «Работа с учителем», «Онлайн-работа», «Проектная работа». В течение урока группы перемещаются между станциями так, чтобы побывать на каждой из них. Учитель меняет состав групп в зависимости от педагогической задачи. Например, одна группа начинает работать под руководством учителя, другая занимается с помощью компьютера, третья разбивается на подгруппы и работает над групповым проектом. Группы перемещаются по кругу. В ходе занятия описана работа по станциям.
Технологическая карта изучения темы
Предмет |
Литературное чтение |
|
Форма проведения |
Внеклассное занятие |
|
Класс |
2-3 (8-10 лет) |
|
Тема |
««Морожены песни» Степана Григорьевича Писахова» |
|
Тип урока |
Открытие нового знания (технология деятельностного метода) |
|
Цели |
создание условий, при которых учащиеся самостоятельно получают информацию из различных источников о творчестве и биографии С.Г. Писахова, развивают исследовательские навыки и учатся пользоваться приобретёнными знаниями. |
|
Планируемый результат |
Предметные умения |
Универсальные учебные действия (УУД) |
1.Прививать интерес к литературе Севера, воспитывать художественный вкус. 2. Воспитательные задачи: осознание себя как гражданина, развивать чувство гордости за свой край, за людей, живущих в нём. Любовь и уважение к культуре, истории своей малой родины, положительное отношение и интерес к изучению родного края. 3.Развивающие задачи: формировать способности самостоятельно выдвигать гипотезы; умений работать в группе, самостоятельно. |
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель занятия; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Коммуникативные УУД: сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в группе, , высказывать и обосновывать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. |
|
Межпредметные связи |
Изобразительное искусство, технология, окружающий мир. |
|
Ресурсы: — основные — дополнительные |
Мультимедиа (презентация) . 1. Литературный север /сост. Л.С. Скепнер. – Архангельск: Изд-во Поморского педуниверситета, 1995. 2. Морянка: Хрестоматия о русском Севере для чтения в начальных классах / науч. ред. Э.И. Николаева; сост., отв. Ред. И.Ф. Полякова. – Архангельск: Поморский университет, 2005. 3. Писахов С. Г. Сказки. – Архангельск: Сев.- Зап. кн. изд-во, 1977. 4.Пономарёва И.Б. Главы из жизни Степана Писахова/ Архангельск: изд- во «Правда Севера», 2009.
6. https://www.youtube.com/watch?v=zef_ntsYhqE 7. https://www.youtube.com/watch?v=Nt4O2y6muCU |
|
Технологии |
Проблемный диалог, здоровьесберегающая технология, технология смешанного обучения «Ротация станций». |
|
Используемые приёмы |
«Бортовой журнал» или «ЗХУ» (знаю, хочу узнать, узнал), «Удивляй!», «Вход в урок», «Синквейн». |
|
Организация пространства |
Групповая |
|
Оборудование |
Интерактивная доска, проектор, задания для групп (см. Приложение 1,2,3) , таблица с вопросами (см. Приложение 2 «Бортовой журнал»), |
Ход занятия
Технология проведения |
Деятельность учеников |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов |
Цели: -актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; — создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; -установить тематические рамки; |
Проговаривают девиз занятия. Проговаривают тип занятия и называют шаги учебной деятельности. |
Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создаёт эмоциональный настрой. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки. Организует уточнение типа занятия и называние шагов учебной деятельности. |
1.Эмоциональный настрой. — Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Все ли готовы к уроку? (Да) — Тогда вперёд! — Прочитайте девиз сегодняшнего урока (на доске): Будем думать. Вдумчиво читать. И друг другу Во всём помогать. 2. Приём «Вход в урок» — Сегодня мы отправимся в сказочное путешествие, в мир великого северного писателя и сказителя — Степана Григорьевича Писахова. Всё внимание на экран. (ссылка на источник https://youtu.be/zef_ntsYhqE Когда начинается проигрыш музыки с 1 мин.13 сек., читает учитель.) — Борис Пономарёв вспоминает: «Юношей нередко встречал сказочника на архангельских улицах и всякий раз удивлялся его оригинальной, запоминающейся внешности. Был он приземист, широкоплеч. Лицо густо заросло бородой, кустистые свисающие брови прикрывали глаза. Из-под старомодной с широкими полями чёрной шляпы ниспадала грива седых волос». 3. Приём «Удивляй!» — В его произведениях налим может расхаживать по городу, апельсин вырасти среди реки, а песни можно заморозить и продать в Англию. В его сказках любовь к Северу, к людям, где в суровые морозы умеют жить так, что «своим жаром баню греют». Описание самобытности северного народа, какое больше нигде не встретишь. — Чей удивительный и сказочный мир мы будем узнавать? (ответы детей) — Да, совершенно верно, Степана Григорьевича Писахова. — Значит, чему будет посвящено наше занятие? (Открытию нового знания) |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (3 мин) Цели: -организует выполнение учащимися пробного учебного действия; -организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения. |
Под руководством учителя выявляют место затруднения. Проговаривают причину затруднения с помощью учителя. |
Организует выявление места затруднения. Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения. |
4. Приём «Бортовой журнал» — Раз мы отправляемся с вами в путешествие, то у каждого путешественника должен быть «Бортовой журнал». Здесь мы будем отмечать то, что мы уже знаем, что хотим узнать и что узнаем во время урока. Учитель предлагает заполнить таблицу «Бортовой журнал»: «+» — знаю «?» – хочу узнать — узнал (Приложение 1) — Посмотрите на вопросы. На какие вы можете дать ответ сейчас? На какие вопросы вы не знаете ответа? — Знаком ли вам писатель Степан Григорьевич Писахов? — Где он родился и жил? -Знакомы ли вы с произведениями писателя? -К какому жанру относятся его произведения (сказка, стихотворение, рассказ)? — Кто такой Сеня Малина? -Памятные места, связанные со Степаном Григорьевичем Писаховым? |
III. Выявление места и причины затруднения (1 мин) Цели: — выявить место (шаг, операция) затруднения; — зафиксировать во внешней речи причинузатруднения. |
Под руководством учителя выявляют место затруднения. Проговаривают причину затруднения с помощью учителя. |
Организует выявление места затруднения. Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения. |
— На все ли вопросы вы смогли ответить? — Почему возникло затруднение? (Не знаем, где родился и жил писатель, к какому жанру относятся его произведения, кто такой Сеня Малина и памятные места, связанные с Г. Писаховым). |
IV. Построение проекта выхода из затруднения (3 мин) Цели: —организовать постановку цели урока; —организовать составление совместного плана действий; — определить средства. Физкультминутка |
Проговаривают следующий шаг учебной деятельности. С помощью учителя проговаривают и ставят цель урока. Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя. Называют средства. |
Организует уточнение следующего шага учебной деятельности. Организует постановку цели урока. Организует составление совместного плана действий. |
— Что же будем делать? (Сами искать способ) — Какую цель ставим? (Узнать о жизни и творчестве писателя, познакомиться с его произведениями). -Давайте составим план работы на основе этих вопросов. Наметим наш план действий: 1) Попробуем выполнить задание. Узнаем биографию писателя, познакомимся с его произведениями, определим к какому жанру они относятся и кто такой Сеня Малина. Памятные места, связанные со С.Г. Писаховым. (Ключевые слова на доске) 2) Сопоставим свои предположения с материалами интернета и дополнительной литературы. 3) Устраним затруднение. 4) Применим новое знание. — Что нам поможет? (свой опыт, дополнительная литература, учитель) |
V. Реализация построенного проекта (25 мин) Цели: -реализовать построенный проект в соответствии с планом; — зафиксировать новое знание в речи и знаках; -организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения; — уточнить тему занятия. |
Под руководством учителя выполняет составленный план действий. Отвечают на вопросы учителя. |
Под руководством учителя выполняет составленный план действий. Отвечают на вопросы учителя. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки. Организует уточнение типа занятия и называние шагов учебной деятельности. |
4. Технология смешанного обучения, модель «Ротация станций». — Отправляясь в путешествие, сказочный герой встречает препятствия на своём пути. И сегодня у нас тоже будут испытания. Мы будем путешествовать по станциям, у каждой команды будет свой маршрутный лист. (Учитель заранее должен рассадить детей по станциям. Меняться группа должна через 8 минут). Маршрутный лист № 1 «Биографическая станция»; станция «Онлайн-обучение»; станция «Творческая». Маршрутный лист № 2 Станция «Онлайн-обучение»; станция «Творческая»; Станция «Биографическая». 3 станция: станция проектной работы: Маршрутный лист № 3 Станция «Творческая»; станция «Биографическая» станция «Онлайн-обучение». 1 станция: Работа с учителем — «Биографическая». — Как вы думаете, что мы будем делать на этой станции? (Ответы детей) — Познакомимся с биографией писателя, его творчеством, памятными местами. 2 станция: «Онлайн-обучение» — На станции «Онлайн-обучения» вы посмотрите видеоматериал «Русский Север. Сказки Степана Писахова» (ссылка на источник: https://yandex.ru/video/preview/13451637304195148612 просмотр с 11мин. 40 сек, ссылка в списке литературы) и познакомитесь с Сеней Малиной. Задание – составить синквейн «Сеня Малина» по опорным словам. — 3 станция «Творческая». Задание: подобрать к отрывкам из сказок Степана Писахова название и иллюстрацию смастерить книжку и нарисовать обложку к ней. Вы должны разбиться на подгруппы: одни ищут название и иллюстрацию к отрывкам сказок С. Писахова, а другие рисуют и раскрашивают обложку книжки. (Обязательно на столе должны быть книги писателя). (Приложение 3) «Биографическая станция»: станция работы с учителем. Беседа (рассказ учителя сопровождается демонстрацией слайдов) (Приложение 1).Биографическая справка о творчестве С. Г. Писахова Василий Беднов: Он в старом корабле летал Не по волнам, а в поднебесье, Слагал «мороженые песни» – И Север в сказках прославлял! — Вы сейчас внимательно слушали, посмотрели презентацию. Что вам больше всего запомнилось? – Совершенно верно, Степан Писахов был не только писателем, но и художником и путешественником. |
VI.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (5 мин) Цели: -организовать выполнение учащимися самостоятельной работы; -организовать самопроверку по эталону, -организовать выявление места и причины затруднений. |
Выполняют самопроверку по эталону. Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки. |
Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание. Организует самопроверку по эталону. Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. |
Проводится защита проекта каждой группы (каждая группа демонстрирует книжку и обложку к ней). — Ребята, к какому жанру относятся произведения писателя? — Вспомните виды русских народных сказок (Ответы детей: волшебные, бытовые, о животных). — Что в них главное: вымысел или реальность? (Вымысел). А в произведениях Писахова вымысел или реальность? (ответы детей) После анализа дети приходят к выводу, что произведение относится к жанру «сказка», в ней есть вымысел и реальность. Например, северное сияние можем наблюдать зимой, белые медведи обитают на Новой Земле (Арктика) и т.д.. — Кто же такой Сеня Малина? (Ответы детей) Дети каждой группы представляют творческую работу синквейн «Сеня Малина». — Ребята, почему тема нашего урока и сборник сказок называется «Морожены песни»? (ответы детей) — «Морожены песни» – сказки Степана Писахова, великого русского сказочника, художника и волшебника. Почему волшебника? Да потому, что в привычных вещах Степан Григорьевич видел волшебство, где Северное Сияние можно собирать, как пшеницу, а из песен вить узоры невиданной красоты. |
VII. Включение в систему знаний и повторение. (2 мин) -организовать включение новое знание в систему знаний; -организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. |
Заполняют таблицу, отвечают на вопросы учителя. |
Организует выполнение учащимися самостоятельной работы |
— Ребята, вот и подходит к концу наше путешествие. Давайте вернёмся к «Бортовому журналу» и заполним его (дети заполняют таблицу). — Озвучиваем вопрос и отвечаем на него. — На все вопросы мы с вами смогли ответить? (да) |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2 мин) Цели: — зафиксировать новое содержание урока; -организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. |
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что узнали, знают, смогли. Делают самооценку. |
Организует фиксирование нового содержания. Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности |
— Чем мы сегодня занимались на нашем увлекательном и необычном занятии? Что вы нового для себя узнали? Чем можете поделиться? -Вы сегодня познакомились лишь с отрывками сказок Степана Григорьевича Писахова. Хотели бы узнать, чем закончилась каждая история? Предлагаю сходить в библиотеку и взять книгу поморских сказок С. Г. Писахова, а так же посмотреть мультфильм всей семьей «Архангельские новеллы», который подарит вам хорошее настроение. — Сегодня вы отлично поработали. Всем спасибо за плодотворную работу. — После занятия мы сделаем с вами небольшую выставку наших творческих работ. И пригласим ребят из других классов, чтобы они тоже познакомились с творчеством нашего северного писателя и увидели ваши творческие работы по теме «Морожены песни». |
Полный текст статьи см. приложение
Приложения:
- file1.pptx.zip.. 15,5 МБ
- file0.docx.. 1,8 МБ