Прочитать рассказ старуха изергиль м горького

  • Полный текст
  • I
  • II
  • III

I

Я слы­шал эти рас­сказы под Аккер­ма­ном, в Бес­са­ра­бии, на мор­ском берегу.

Одна­жды вече­ром, кон­чив днев­ной сбор вино­града, пар­тия мол­да­ван, с кото­рой я рабо­тал, ушла на берег моря, а я и ста­руха Изер­гиль оста­лись под густой тенью вино­град­ных лоз и, лежа на земле, мол­чали, глядя, как тают в голу­бой мгле ночи силу­эты тех людей, что пошли к морю.

Они шли, пели и сме­я­лись; муж­чины – брон­зо­вые, с пыш­ными, чер­ными усами и густыми куд­рями до плеч, в корот­ких курт­ках и широ­ких шаро­ва­рах; жен­щины и девушки – весе­лые, гиб­кие, с темно-синими гла­зами, тоже брон­зо­вые. Их волосы, шел­ко­вые и чер­ные, были рас­пу­щены, ветер, теп­лый и лег­кий, играя ими, звя­кал моне­тами, впле­тен­ными в них. Ветер тек широ­кой, ров­ной вол­ной, но ино­гда он точно пры­гал через что-то неви­ди­мое и, рож­дая силь­ный порыв, раз­ве­вал волосы жен­щин в фан­та­сти­че­ские гривы, взды­мав­ши­еся вокруг их голов. Это делало жен­щин стран­ными и ска­зоч­ными. Они ухо­дили всё дальше от нас, а ночь и фан­та­зия оде­вали их всё прекраснее.

Кто-то играл на скрипке… девушка пела мяг­ким кон­тральто, слы­шался смех…

Воз­дух был про­пи­тан ост­рым запа­хом моря и жир­ными испа­ре­ни­ями земли, неза­долго до вечера обильно смо­чен­ной дождем. Еще и теперь по небу бро­дили обрывки туч, пыш­ные, стран­ных очер­та­ний и кра­сок, тут – мяг­кие, как клубы дыма, сизые и пепельно-голу­бые, там – рез­кие, как обломки скал, матово-чер­ные или корич­не­вые. Между ними лас­ково бле­стели темно-голу­бые клочки неба, укра­шен­ные золо­тыми кра­пин­ками звезд. Всё это – звуки и запахи, тучи и люди – было странно кра­сиво и грустно, каза­лось нача­лом чуд­ной сказки. И всё как бы оста­но­ви­лось в своем росте, уми­рало; шум голо­сов гас, уда­ля­ясь, пере­рож­дался в печаль­ные вздохи.

– Что ты не пошел с ними? – кив­нув голо­вой, спро­сила ста­руха Изергиль.

Время согнуло ее попо­лам, чер­ные когда-то глаза были тусклы и сле­зи­лись. Ее сухой голос зву­чал странно, он хру­стел, точно ста­руха гово­рила костями.

– Не хочу, – отве­тил я ей.

– У!.. ста­ри­ками роди­тесь вы, рус­ские. Мрач­ные все, как демоны… Боятся тебя наши девушки… А ведь ты моло­дой и сильный…

Луна взо­шла. Ее диск был велик, кро­ваво-кра­сен, она каза­лась вышед­шей из недр этой степи, кото­рая на своем веку так много погло­тила чело­ве­че­ского мяса и выпила крови, отчего, навер­ное, и стала такой жир­ной и щед­рой. На нас упали кру­жев­ные тени от листвы, я и ста­руха покры­лись ими, как сетью. По степи, влево от нас, поплыли тени обла­ков, про­пи­тан­ные голу­бым сия­нием луны, они стали про­зрач­ней и светлей.

– Смотри, вон идет Ларра!

Я смот­рел, куда ста­руха ука­зы­вала своей дро­жа­щей рукой с кри­выми паль­цами, и видел: там плыли тени, их было много, и одна из них, тем­ней и гуще, чем дру­гие, плыла быст­рей и ниже сестер, – она падала от клочка облака, кото­рое плыло ближе к земле, чем дру­гие, и ско­рее, чем они.

– Никого нет там! – ска­зал я.

– Ты слеп больше меня, ста­рухи. Смотри – вон, тем­ный, бежит степью!

Я посмот­рел еще и снова не видел ничего, кроме тени.

– Это тень! Почему ты зовешь ее Ларра?

– Потому что это – он. Он уже стал теперь как тень, – пора! Он живет тысячи лет, солнце высу­шило его тело, кровь и кости, и ветер рас­пы­лил их. Вот что может сде­лать Бог с чело­ве­ком за гордость!..

– Рас­скажи мне, как это было! – попро­сил я ста­руху, чув­ствуя впе­реди одну из слав­ных ска­зок, сло­жен­ных в степях.

И она рас­ска­зала мне эту сказку.

«Мно­гие тысячи лет про­шли с той поры, когда слу­чи­лось это. Далеко за морем, на вос­ход солнца, есть страна боль­шой реки, в той стране каж­дый дре­вес­ный лист и сте­бель травы дает столько тени, сколько нужно чело­веку, чтобы укрыться в ней от солнца, жестоко жар­кого там.

«Вот какая щед­рая земля в той стране! «Там жило могу­чее племя людей, они пасли стада и на охоту за зве­рями тра­тили свою силу и муже­ство, пиро­вали после охоты, пели песни и играли с девушками.

«Одна­жды, во время пира, одну из них, чер­но­во­ло­сую и неж­ную, как ночь, унес орел, спу­стив­шись с неба. Стрелы, пущен­ные в него муж­чи­нами, упали, жал­кие, обратно на землю. Тогда пошли искать девушку, но – не нашли ее. И забыли о ней, как забы­вают обо всем на земле».

Ста­руха вздох­нула и замол­чала. Ее скри­пу­чий голос зву­чал так, как будто это роп­тали все забы­тые века, вопло­тив­шись в ее груди тенями вос­по­ми­на­ний. Море тихо вто­рило началу одной из древ­них легенд, кото­рые, может быть, созда­лись на его берегах.

«Но через два­дцать лет она сама при­шла, изму­чен­ная, иссох­шая, а с нею был юноша, кра­си­вый и силь­ный, как сама она два­дцать лет назад. И, когда ее спро­сили, где была она, она рас­ска­зала, что орел унес ее в горы и жил с нею там, как с женой. Вот его сын, а отца нет уже; когда он стал сла­беть, то под­нялся, в послед­ний раз, высоко в небо и, сло­жив кры­лья, тяжело упал оттуда на ост­рые уступы горы, насмерть раз­бился о них…

«Все смот­рели с удив­ле­нием на сына орла и видели, что он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц. И раз­го­ва­ри­вали с ним, а он отве­чал, если хотел, или мол­чал, а когда при­шли ста­рей­шие пле­мени, он гово­рил с ними, как с рав­ными себе. Это оскор­било их, и они, назвав его неопе­рен­ной стре­лой с неот­то­чен­ным нако­неч­ни­ком, ска­зали ему, что их чтут, им пови­ну­ются тысячи таких, как он, и тысячи вдвое старше его. А он, смело глядя на них, отве­чал, что таких, как он, нет больше; и если все чтут их – он не хочет делать этого. О!.. тогда уж совсем рас­сер­ди­лись они. Рас­сер­ди­лись и сказали:

«– Ему нет места среди нас! Пусть идет, куда хочет.

«Он засме­ялся и пошел, куда захо­те­лось ему, – к одной кра­си­вой девушке, кото­рая при­стально смот­рела на него; пошел к ней и, подойдя, обнял ее. А она была дочь одного из стар­шин, осу­див­ших его. И, хотя он был кра­сив, она оттолк­нула его, потому что боя­лась отца. Она оттолк­нула его да и пошла прочь, а он уда­рил ее и, когда она упала, встал ногой на ее грудь, так, что из ее уст кровь брыз­нула к небу, девушка, вздох­нув, изви­лась змеей и умерла.

«Всех, кто видел это, око­вал страх, – впер­вые при них так уби­вали жен­щину. И долго все мол­чали, глядя на нее, лежав­шую с откры­тыми гла­зами и окро­вав­лен­ным ртом, и на него, кото­рый стоял один про­тив всех, рядом с ней, и был горд, – не опу­стил своей головы, как бы вызы­вая на нее кару. Потом, когда оду­ма­лись, то схва­тили его, свя­зали и так оста­вили, находя, что убить сей­час же – слиш­ком про­сто и не удо­вле­тво­рит их».

Ночь росла и крепла, напол­ня­ясь стран­ными тихими зву­ками. В степи печально посви­сты­вали сус­лики, в листве вино­града дро­жал стек­лян­ный стре­кот куз­не­чи­ков, листва взды­хала и шеп­та­лась, пол­ный диск луны, раньше кро­ваво-крас­ный, блед­нел, уда­ля­ясь от земли, блед­нел и всё обиль­нее лил на степь голу­бо­ва­тую мглу…

«И вот они собра­лись, чтобы при­ду­мать казнь, достой­ную пре­ступ­ле­ния… Хотели разо­рвать его лошадьми – и это каза­лось мало им; думали пустить в него всем по стреле, но отвергли и это; пред­ла­гали сжечь его, но дым костра не поз­во­лил бы видеть его муче­ний; пред­ла­гали много – и не нахо­дили ничего настолько хоро­шего, чтобы понра­ви­лось всем. А его мать сто­яла перед ними на коле­нях и мол­чала, не находя ни слез, ни слов, чтобы умо­лять о пощаде. Долго гово­рили они, и вот один муд­рец ска­зал, поду­мав долго:

«– Спро­сим его, почему он сде­лал это?

«Спро­сили его об этом. Он сказал:

«– Раз­вя­жите меня! Я не буду гово­рить связанный!

«А когда раз­вя­зали его, он спросил:

«– Что вам нужно? – спро­сил так, точно они были рабы…

«– Ты слы­шал… – ска­зал мудрец.

«– Зачем я буду объ­яс­нять вам мои поступки?

«– Чтоб быть поня­тым нами. Ты, гор­дый, слу­шай! Все равно, ты умрешь ведь… Дай же нам понять то, что ты сде­лал. Мы оста­емся жить, и нам полезно знать больше, чем мы знаем…

«– Хорошо, я скажу, хотя я, может быть, сам неверно пони­маю то, что слу­чи­лось. Я убил ее потому, мне кажется, – что меня оттолк­нула она… А мне было нужно ее.

«– Но она не твоя! – ска­зали ему.

«– Разве вы поль­зу­е­тесь только своим? Я вижу, что каж­дый чело­век имеет только речь, руки и ноги… а вла­деет он живот­ными, жен­щи­нами, зем­лей… и мно­гим еще…

«Ему ска­зали на это, что за всё, что чело­век берет, он пла­тит собой: своим умом и силой, ино­гда – жиз­нью. А он отве­чал, что он хочет сохра­нить себя целым.

«Долго гово­рили с ним и нако­нец уви­дели, что он счи­тает себя пер­вым на земле и, кроме себя, не видит ничего. Всем даже страшно стало, когда поняли, на какое оди­но­че­ство он обре­кал себя. У него не было ни пле­мени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого.

«Когда люди уви­дали это, они снова при­ня­лись судить о том, как нака­зать его. Но теперь недолго они гово­рили, – тот, муд­рый, не мешав­ший им судить, заго­во­рил сам:

«– Стойте! Нака­за­ние есть. Это страш­ное нака­за­ние; вы не выду­ма­ете такого в тысячу лет! Нака­за­ние ему – в нем самом! Пустите его, пусть он будет сво­бо­ден. Вот его наказание!

«И тут про­изо­шло вели­кое. Гря­нул гром с небес, – хотя на них не было туч. Это силы небес­ные под­твер­ждали речь муд­рого. Все покло­ни­лись и разошлись.

А этот юноша, кото­рый теперь полу­чил имя Ларра, что зна­чит: отвер­жен­ный, выки­ну­тый вон, – юноша громко сме­ялся вслед людям, кото­рые бро­сили его, сме­ялся, оста­ва­ясь один, сво­бод­ный, как отец его. Но отец его – не был чело­ве­ком… А этот – был чело­век. И вот он стал жить, воль­ный, как птица. Он при­хо­дил в племя и похи­щал скот, деву­шек – всё, что хотел. В него стре­ляли, но стрелы не могли прон­зить его тела, закры­того неви­ди­мым покро­вом выс­шей кары. Он был ловок, хищен, силен, жесток и не встре­чался с людьми лицом к лицу. Только издали видели его. И долго он, оди­но­кий, так вился около людей, долго – не один деся­ток годов. Но вот одна­жды он подо­шел близко к людям и, когда они бро­си­лись на него, не тро­нулся с места и ничем не пока­зал, что будет защи­щаться. Тогда один из людей дога­дался и крик­нул громко:

«– Не троньте его! Он хочет умереть!

«И все оста­но­ви­лись, не желая облег­чить участь того, кто делал им зло, не желая уби­вать его. Оста­но­ви­лись и сме­я­лись над ним. А он дро­жал, слыша этот смех, и всё искал чего-то на своей груди, хва­та­ясь за нее руками. И вдруг он бро­сился на людей, под­няв камень. Но они, укло­ня­ясь от его уда­ров, не нанесли ему ни одного, и когда он, утом­лен­ный, с тоск­ли­вым кри­ком упал на землю, то ото­шли в сто­рону и наблю­дали за ним. Вот он встал и, под­няв поте­рян­ный кем-то в борьбе с ним нож, уда­рил им себя в грудь. Но сло­мался нож – точно в камень уда­рили им. И снова он упал на землю и долго бился голо­вой об нее. Но земля отстра­ня­лась от него, углуб­ля­ясь от уда­ров его головы.


Рассказ «Старуха Изергиль». Автор Максим Горький.

Произведение впервые опубликовано в 1895 году. Написано, предполжительно, в конце 1894 года.

О чём книга «Старуха Изергиль»

Во время сбора винограда автор встречает в Румынии, в Бессарабской степи, на берегу Чёрного моря, старую румынку по имени Изергиль. Она рассказывает ему две легенды – о сыне орла Ларре и о герое Данко, а также историю из своей жизни.

Книга состоит из трёх частей.

Часть 1. Легенда о Ларре

Это легенда о сыне орла по имени Ларра, который за свою гордыню оказался обречён на одиночество.

Давным-давно орёл унёс из древнего племени девушку. Спустя двадцать лет старый орёл от старости покончил с собой, кинувшись в пропасть со скалы. Похищенная девушка вернулась и привела с собой сына, который был высокомерен и надменно держался даже со старейшинами – «считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего». Он не хотел никого любить и желал брать силой то, чего ему хотелось, не терпел отказа и убил девушку, которая не захотела быть с ним. Но «за всё, что человек берёт, он платит собой: своим умом и силой, иногда жизнью» – в этом мораль этого рассказа. И если кто-то не хочет жить в соответствии с этим законом, то от него отворачиваются люди и он терпит жизненный крах. Ларру изгнали из племени и он прожил много десятилетий один. Захотев умереть, он пришёл в племя, однако оказался неуязвим для смерти и превратился в вечно страдающего бесплотного духа.

Часть 2. Воспоминания старухи Изергиль

Рассказ о жизни и любви главной героини, переплетённый с историей этого края на берегу Чёрного моря, который граничит с Карпатами, Польшей и Турцией. Изергиль через рассказ о своей жизни повествует о людых из соседних стран, их истории, менталитете и обычаях в отношениях с другими национальностями и к женщине.

Часть 3. Легенда о Данко

Это легенда о юноше, который пожертвовал собой, чтобы спасти родное племя.
Данко вывел своё племя из лесных болот, в которые их загнало другое, более сильное племя, вытеснив из родных степей. Среди своих соплеменников он был единственным сильным и смелым человеком, и когда в пути люди обессилели и стали его обвинять в трудностях, он вырвал своё горящее сердце и повёл их вперёд, освещая им путь посреди ночного леса. Выведя племя на берег моря, он умер. А те, кого он спас, затоптали его лежащее на земле сердце. Слабые люди оказались подлыми и равнодушными: они не испытали благодарности и стремились забыть о герое, который ради них пожертвовал собой – потому что он был сильнее, благороднее и лучше их.

Старуха Изергиль

Полезные ссылки

Тест по рассказу

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Кирилл Соловьев

    11/11

  • Алексей Пловец

    10/11

  • Эля Кривцова

    11/11

  • Амина Алиева

    11/11

  • Наталья Миллер

    11/11

  • Лидия Трощенкова—Улитка

    11/11

  • Shiron Milligan

    10/11

  • Abdulhabi-Naromi Seidov

    11/11

  • Диана-Михайловна Шевцова

    10/11

  • Гулчехра Каримова

    11/11

О книге

«Старуха Изергиль» Максима Горького – невероятно стройное и красивое произведение, хотя и относится к раннему, романтическому периоду творчества писателя. Сам Горький не раз говорил, что вряд ли напишет что-то более красивое, чем это произведение, в котором голос автора тесно сплетен с голосом главного героя-рассказчика.

Читать рассказ очень легко, он льется как песня. По сути, это три отдельных притчи: легенда о сыне орла Ларре, история жизни Изергиль, история о Данко. Но все эти легенды связаны одной общей мыслью, которая заключается в поиске смысла и ценности человеческой жизни, заключается в единстве и борьбе двух противоположных черт человеческого характера: индивидуализма и стремления к самопожертвованию. Антитеза, прием, который использует Горький, присутствует во всех трех частях рассказа. И если Ларра – персонаж «темный», не заслуживающий даже остаться в человеческой памяти, а Данко – «светлый» и память о его подвиге будет вечно жить в сердцах людей, то Изергиль – простая женщина, которой присуща как любовь к себе, так и стремление жертвовать собой ради любимых. И таковы, по мнению автора, все люди. Горький, писавший это произведение, молод и романтически настроен и именно поэтому верит в отсутствие «чистого эгоизма». Хотя, если читать внимательно, можно увидеть в рассказе и еще кое-что, а именно, зарождающиеся в голове Горького вполне реалистичные мысли об истинной свободе, которой не хватало в современном ему обществе. Недаром он рисует, казалось бы, незначительный образ «осторожного человека», наступившего на потухшее сердце Данко. Горький считает, что одного, но очень яркого примера, вполне достаточно для того, чтобы молодые люди вдохновились и начали вести борьбу за свою свободу.

«Старуху Изергиль» читать полностью можно на нашем сайте, а можно скачать рассказ для дальнейшей работы с ним.

  • Прочитать сказку на ночь ребенку 5 лет мальчику
  • Прочитать рассказ случайная связь
  • Прочтите отрывок из сочинения историка 19 века и укажите чье правление характеризует автор
  • Прочитать сказку на ночь ребенку 5 лет девочке
  • Прочитать рассказ руслан и людмила