Прочитав рассказ каждый поймет его основную мысль

Исправьте письменно ошибки, связанные с неправильным употреблением
деепричастий и деепричастных оборотов.
1 Вариант: 1) Прочитав внимательно произведение каждому станет понятна его основная
мысль. 2) Открыв сборник произведений, меня сразу заинтересовал рассказ. 3) Слушая музыку,
у него слезы были на глазах. 4) Сотрудничая с нами, вам гарантируется успех. 50 Торговый зал
был очищен от людей, опасаясь, что рухнет потолок. 6) Вспоминая эти встречи, мне думается,
что они были для меня отличной школой. 7) Имея право выбирать своего руководителя, судьба
коллектива во многом зависела от самих людей. 8) Отдохнув, мысли лучше идут на ум. 9)
Возвращаясь домой, меня застиг дождь. 10) Удовлетворяя просьбу машиниста Дьяконова, ниже
публикуются ответы инженера.
2 Вариант: 1) Получив тяжелую рану, солдат был спасен своими товарищами. 2) Так и не
взлетев, самолеты были уничтожены врагом. 3) Отправляя в командировку в Чечню наших
товарищей, у каждого из нас сжимается сердце. 4) Находясь в лагере, рацион у них был богаче
и разнообразнее. 5) Выяснив, что объем производства уменьшился, возникает вопрос о
причинах этого. 6) Вспоминая эти встречи, мне думается, что они были для меня отличной
школой. 7) Окончив десятилетку, меня осенью призвали в армию. 8) Открыв сборник
произведений, меня сразу заинтересовал рассказ. 9) Переводя на другой язык стихотворение,
оно теряет свою красоту. 10) Поняв свою беспомощность, ему стало страшно.
3 Вариант: 1) Расставив знаки препинания неправильно, предложение может потерять
смысл. 2) Прочитав пьесу, передо мной витали образы персонажей. 3) Сыграв роль сильной
женщины, актрисе стали предлагать аналогичные роли. 4) Изучая процесс разгосударствления,
обнаруживается определенная закономерность. 5) Вернувшись в родные края, их жизнь будет в
безопасности. 6) Читая эту комедию, просто не верится, что написана она в наши дни. 7) Пройдя
первый обжиг, изделие покрывается глазурью. 8) Танк, получив большое количество пробоин,
был подожжен. 9) Изучая иностранный язык, необходимо много читать. 10) . Проработав всего
два месяца, у него возникли сложности с начальником цеха.
4 Вариант: 1) Закончив работу, мне стало радостно на душе. 2) Закончив рукопись, она
была передана редактору. 3) Объяснение может быть найдено взяв в качестве иллюстрации
последние события. 4) Торговый зал был очищен от людей, опасаясь, что рухнет потолок. 5)
Прочитав рукопись, мне думается, что она нуждается в серьезной доработке. 6) Выяснив, что
объем производства уменьшился, возникает вопрос о причине этого. 7) В чемпионате мира по
шахматам Г.Каспаров, встречаясь с А.Карповым, одержал блестящую победу. 8) Рассуждая
таким образом, постепенно отпадали различные варианты. 9) Так, готовясь к походу,
проходили дни. 10) Они зорко читают инструкции, беря на заметку все новое, интересное.
5 Вариант: 1) Курс лечения рассчитан на три месяца ежедневного приема двух таблеток
во время еды, запивая их водой. 2) Я думаю, что, окончив институт, моя мечта сбудется. 3)
Слушая эти сообщения, меня все время сверлила одна мысль. 4) Употребляя существительные
в различном роде, меняется смысл. 5) Собравшись на праздник, не забудьте купить трещотки и
бенгальские огни. 6) Приехав на турбазу, было еще темно. 7) Поднявшись еще раз на трибуну,
аспирант нашего факультета был встречен аплодисментами. 8) Крайне
недисциплинированный, он был отчислен, едва приступив к работе. 9) Приходя домой, у Петра
слипались глаза от усталости. 10) Пообедав в студенческой столовой, к ней подошел староста.

Ответы

1 вариант:
1. Прочитав внимательно произведение, каждый поймёт его основную мысль.
2. Открыв сборник произведений, я сразу заинтересовался рассказом.
3. У него были слезы на глазах, когда он слушал музыку.
4. Если вы будете сотрудничать с нами, вам будет гарантирован успех.
5. Торговый зал был очищен от людей в связи с опасение обрушения потолка.
6. Вспоминая эти встречи, я думаю, что они были для меня отличной школой.
7. Судьба коллектива во многом зависела от самих людей из-за права выбора своего руководителя.
8. Мысли лучше идут на ум, если отдохнуть.
9. Возвращаясь домой, я был застигнут дождем.
10. Ниже публикуются ответы инженера, чтобы удовлетворить просьбу машиниста Дьяконова.

Интересные вопросы

:read: Предложения с деепричастным оборотом (примеры): http://5-ege.ru/sintaksicheskie-normy/
Я смотрел на восходящее солнце, не отрывая глаз.
Она ушла, не закрыв за собой дверь.
Мальчик, убирая в своей комнате, нашёл огромное количество вещей.
Гусь, увидя детей, улетел.
Все овцы кинулись к ней, лишь малыш не справился с разгоном, едва сумев затормозить.

Ловушка! http://5-ege.ru/sintaksicheskie-normy/

Деепричастный оборот нельзя употреблять в следующих случаях:

если действие, выраженное глаголом сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (предметам):

Спрыгнув с подножки трамвая, у меня слетела шляпа (НЕЛЬЗЯ, так как «шляпа не может прыгнуть с трамвая»!)

если в безличном предложении нет инфинитива, к которому мог бы относиться деепричастный оборот, но есть сочетание глагола-сказуемого с местоимением или существительным в роли дополнения.

Посмотрев в окно, мне стало грустно (НЕЛЬЗЯ, так как есть дополнение мне)

если деепричастный оборот относится к страдательным причастиям, т.к. в этом случае субъект действия, выраженного сказуемым, и субъект действия, обозначенного деепричастием) не совпадают:

Убежав из дома, мальчик был найден (НЕЛЬЗЯ, так как из дома убегает мальчик, а находят его другие люди!)

Значение слова обретать http://poiskslov.com/word/обретать/
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. Автор Т. Ф. Ефремова.
обретать несов. перех. 1) Находить, отыскивать. 2) Приобретать, получать что-л.
Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова
ОБРЕТАТЬ обретаю, обретаешь (книжн. ритор. и разг. ирон.). Несов. к обрести.
Cловарь синонимов Н. Абрамова
Находить , обретать, изобретать, выискать, отыскать, приискать, сыскать, открывать, выдумывать, выкапывать, откапывать, вырывать, выуживать, отковырять; нащупать, застать. Откуда ты это выкопал? // «И место высмотрев, и время улуча, (комар) орлом на льва спустился». Крыл. Ищите и обрящете. Вор найден, отыскался. Америку открыл! Эврика! Ср. <Искать, Поймать, Обнаруживать, Встречать>. См. казаться

«Определите тему и главную мысль текста»: разбираемся с самым непонятным заданием ЕГЭ и ОГЭ по русскому

20.02.2021
83523

Задания на работу с текстом встречаются и на ЕГЭ, и на ОГЭ. Иногда их дают даже на ВПР. После текста ученика обязательно ждет роковая фраза: «Вам нужно определить тему и главную мысль текста». В школе редко уделяют внимание этой теме — учителя считают, что ее должны были проходить еще в начальной школе. Создатели экзамена хотят проверить навыки работы с текстом, а ученики часто в принципе не понимают, что такое тема и главная мысль. В результате потерянные баллы, слезы и страдания.

На деле определить тему и главную мысль текста не очень сложно, если разобраться, что это такое. В статье я дам вам алгоритм, который позволит превратить это непонятное задание в гарантированные баллы. Поехали!

определить тему и главную мысль текста

«Определите тему и главную мысль текста»: разбираемся с самым непонятным заданием ЕГЭ и ОГЭ по русскому

Чем различаются тема и главная мысль текста

На экзаменах иногда встречаются публицистические тексты, где сам автор ярко подчёркивает основную идею и открыто высказывает своё мнение по проблеме. Но если мы проанализируем ВПР 8-го класса или ОГЭ по русскому языку, чаще встретим художественные тексты. Никаких риторических вопросов или очевидных ответов! Только персонажи, намеки и выводы, которые делает сам читатель.

Давайте сначала разберемся с основными понятиями.

Тема текста — это то, о чем говорится в тексте в целом. Бывают тексты о любви, природе, взаимоотношении людей, войне… Но каждый из них будет иметь собственных героев, свою сюжетную линию, задумку, основной посыл, который автор хотел вложить в текст и через него донести до нас. Это и есть главная мысль текста.

Также главную мысль часто называют проблемой текста.

Самостоятельно подготовиться к экзаменам непросто. На то, чтобы разобраться со всеми темами, понадобится много времени. Но и это не решит проблему! Например, если вы запомнили какое-то решение из интернета, а оно оказалось неправильным, можно на пустом месте потерять баллы. Если хотите научиться решать все задания, обратите внимание на онлайн-курсы MAXIMUM Education. Эксперты из нашего Департамента исследований и разработок уже проанализировали сотни вариантов экзаменов и подготовили для вас максимально полезные занятия, которые провожу и я 🤓

Я помогаю ученикам понять самые нудные правила русского языка и учу их писать грамотно и красиво. А еще мы всегда тренируемся на реальных заданиях ЕГЭ и ОГЭ, чтобы на настоящем экзамене было не так страшно. Хотите щелкать задания так же, как мои ученики? Приходите ко мне на пробный урок! Вы узнаете всю структуру ЕГЭ и ОГЭ, разберете сложные задания из первой части, получите полезные рекомендации и увидите, как устроена подготовка к экзаменам в MAXIMUM Education. Все это абсолютно бесплатно!

Как определить тему и главную мысль текста

Прежде всего нужно внимательно прочитать текст:

  • подчеркнуть ключевые слова,
  • выделить микротемы по абзацам,
  • постараться мысленно пересказать текст, в 4–5 предложениях передать его суть

Отработка на практике

«(1)Утром долго не светало. (2)Проснувшись в своей комнате, музыкант-пенсионер услышал пение вьюги за окном. (3)Морозный, жёсткий снег нёсся по переулку и застилал дневной свет. (4)На оконное стекло ещё ночью, во тьме, легли замороженные леса и цветы неизвестной волшебной страны. (5)Старик стал любоваться этой воодушевлённой игрою природы, точно природа тоже томилась по лучшему счастью, подобно человеку и музыке.

(6)В такие дни музыкант сидел дома, и его единственным утешением было смотреть на замороженное оконное стекло, где складывалась и разрушалась в тишине картина заросшей, волшебной страны, населённой, вероятно, одними поющими птицами.

(7)Идти играть на Тверской бульвар сегодня уже не придётся. (8)Сегодня поёт буря, и звуки скрипки будут слишком слабы. (9)Всё же старик под вечер оделся в пальто, обвязал себе голову и шею шалью, накрошил хлеба в карман и вышел наружу. (10)С трудом, задыхаясь от затвердевшего холода и ветра, музыкант пошёл по своему переулку к Тверскому бульвару. (11)Безлюдно скрежетали обледенелые ветви деревьев на бульваре, и сам памятник уныло шелестел от трущегося по нему, летящего снега. (12)Всё равно музыкант оставил на ступени свой хлеб и видел, как он исчез в сумраке бури.

(13)Вечером музыкант сидел дома один; он играл на своей скрипке, но некому было его слушать, и мелодия звучала плохо в пустоте комнаты, она трогала лишь одну-единственную душу скрипача… (14)Он перестал играть. (15)На улице шёл поток урагана, — худо, наверно, теперь воробьям. (16)Старик подошёл к окну и послушал силу бури сквозь замороженное стекло. (17)Неужели седой воробей и сейчас не побоится прилететь к памятнику Пушкину, чтобы поесть хлеба из футляра?»

(по А. Платонову)

Чтобы определить тему, необходимо ответить на вопрос: «О чем текст в целом?»

О заботе, человечности, милосердии. Ответ можно сформулировать по-разному. Скорее всего, у вас будут варианты, из которых получится выбрать.

Чтобы правильно определить главную мысль текста, нужно ответить на несколько вопросов:

  1. Что произошло в тексте?
  2. О чем вы задумались после прочтения текста?
  3. Какая мысль заставила автора написать этот текст?

Зачем старик пошёл на улицу во время вьюги? Ответ мы находим в последних предложениях:

С наступлением холодов музыкант не мог выходить играть на бульвар, но продолжал думать о птицах, которых подкармливал хлебом.

Забота о птицах, доброе отношение человека к «седому воробью» — вот что находилось в центре внимания автора, когда он создавал текст.

Главная мысль, которая излагается в конце текста: нужно заботиться о тех, кто без нашей помощи не справится. Хорошие, добрые люди помогают тем, кто в них нуждается, даже если это даётся непросто.

Автор одобряет поступок старого музыканта, а читатель восхищается добротой главного героя. Всё это мы поняли благодаря поэтапному анализу текста, выделению ключевых моментов.

Лайфхаки экзамена

К рубрике

  • Профилактики или профилактике как пишется
  • Профилактика сезонных заболеваний сочинение
  • Прочитав доклад как пишется
  • Профессора или профессоры как правильно пишется
  • Прочитав внимательно рассказ мне стало очевидно что его следует порекомендовать другу