Прочитав рассказ у меня усилился интерес к прозе

logo

    • Предмет:

      Русский язык

    • Автор:

      toriprince960

    • Создано:

      3 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • fizika
    Физика

    36 секунд назад

    Помогите решить пожалуйста

  • matematika
    Математика

    6 минут назад

    Задача 5 класс

  • matematika
    Математика

    11 минут назад

    Математика, задача 5 класс

  • matematika
    Математика

    16 минут назад

    Математика, задачи на движение

  • drugie-predmety
    Другие предметы

    21 минут назад

    и составить два предложения наречие места по каз яз ​

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • fizika
    Физика

    36 секунд назад

    Помогите решить пожалуйста

  • matematika
    Математика

    6 часов назад

    Дана последовательность букв фавыдовлыдяюфлчлиоыдсоыжф найдите в этой последовательности частоту

    А) буквы Д;Б)буквы Ф;В)буквы Ы;Г)буквы С

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20709

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    zlatikaziatik

    2620

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

В каких предложениях допущена ошибка в употреблении деепричастия?

спишите исправляя ошибки если они есть в использовании деепричастий.
какого вида деепричастия?

1.открыв окно, я залюбовался видом города. 2. открывая дверь, она громко скрипнула. 3. брат, склонив голову набок, что то писал.
4.заканчивая чертеж, у меня сломался карандаш.
5. возвращаясь домой, шёл дождь
.
6. разложив игрушки на диване, дети начали какую то интересную игру.
7. кое кто из малышей занявшись рисованием, не хотел идти на обед.
8. прочитав рассказ, он показался мне слишком грустным
помогите пожалуйста

Картина Венецианова А.Г. «Вот-те и батькин обед» выполнена в теплых пастельных тонах. В центре картины изображен мальчик, на вид которому около семи лет. По выражению его лица можно сказать, что он не просто задумался над чем-то, а искренне и серьезно переживает. Рядом с ним лежит собака и преданно смотрит на своего юного хозяина. Создается впечатление, что собака переживает вместе с мальчиком.

На земле лежит опрокинутый кувшин, судя по всему в нем было молоко. В одной руке паренек держит кусок хлеба. Исходя из названия картины, можно сделать вывод, что мальчик нес обед своему отцу, который, наверное, работает в поле. Глава семейства работает весь день напролет, чтобы прокормить свою семью. Кто знает, сколько еще детей в семье помимо изображенного мальчика. Сын нес отцу обед и случайно уронил кувшин. Теперь он не знает, что ему делать, ведь отец останется без обеда, а у него тяжелая работа.

Глядя на полотно сразу видно, что мальчик очень сильно переживает. Он хотел сделать доброе дело, но у него по какой-то причине не получилось. Он в растерянности, отец, скорее всего, будет ругать его, а он ведь не специально это сделал. Мальчик пытается найти выход, но не получается. К тому же он знает, что с едой итак проблемы, а он разлил молоко. Автор хотел показать, что в те времена даже ребенок понимал ценность еды, а многодетным семьям приходилось особенно тяжело.

Источник

Помогите решить тест

Повторение изученного. 7 класс

1.В каком предложении причастный оборот стоит перед определяемым словом?
(Знаки пре¬пинания не расставлены.)
1)В курганах до сих пор находят монеты чеканенные ещё в девятом веке.
2)Рядом с имением построили школу для крестьянских детей не знавших грамоты.
3)Никому не принадлежавшие собаки нашли в писателе своего защитника.
4)Писатель очень не любивший высокомерия был прост и вежлив со всеми.
2.В каком предложении допущена грамматическая ошибка?
1)Открыв окно, я залюбовался видом города.
2)Открывая дверь, она громко скрипнула.
3)Малыш, занявшись рисованием, не хотел идти на обед.
4)Разложив игрушки на диване, дети начали какую-то интересную игру.
3.В каком слове на месте пропуска пишется одна буква н?
1)закруче. ая нитка
2)растрёпа. ые волосы
3)сея. ая сеялкой
4)сушё. ые грибы
4.В каком слове на месте пропуска пишется буква е?
1)развеш. нное бельё
2)выкач. нная вода
3)расстрел. нные патроны
4)вытащ. нные инструменты
5.В каком предложении допущена грамматическая ошибка?
1)Павка заметил на стене тень от знакомой взлохмаченной фигуры.
2)Широко разливаются наполняемые реки талой водой.
3)Детей, вернувшихся из лагеря, встречали родители.
4)Дедушка ходил по огороду, заросшему бурьяном.
6.В каком слове пропущена буква е?
1)крас. щий
2)растер. нный
3)движ. мый
4)омыва. мый
7.Укажите, на месте каких цифр в предложении нужно поставить запятые.
Я пошёл через поле (1) раскинувшееся за лесом (2) и (3) поросшее какими-то травами
(4) и к полуночи добрался до своей цели.
1)1,3,43)1,2,3,4
2)14)1,4
8. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Прочитав рассказ,
1) он показался мне слишком грустным.
2)у меня усилился интерес к прозе.
3)возникло желание его перечитать.
4)перескажите его.
9. Укажите предложение, в котором ставится одна запятая. (Знаки препинания не
расставлены.)
1)Собака постоянно оглядываясь бежала впереди охотника.
2)Пуля ударилась о камень и взвизгивая отскочила в канаву.
3)Тоня поспешила нарушить неловкое молчание пригласив Павла войти в дом.
4)Ребята прижавшись друг к другу сидели у костра.
10.В какой строке во всех словах на месте пропуска пишется буква о?
1)затемн. влев. сначал.
2)дословн. запрост. досрочн.
3)дочист. достаточн. доверительн.
4)досыт. доходчив. справ.
11.Укажите дефисное написание слова.
1)(по) шире открыть
2)(по) летнему жарко
3)(в) третьих рядах
4)(по) зимнему саду
12.В каком слове на месте пропуска ь не пишется?
1)пуститься вскач.
2)убежать проч.
3)усыпано сплош.
4)стало невтерпеж.
13.В каком варианте допущена ошибка в употреблении предлога?
1)по окончании школы
2)благодаря находчивости
3)наперекор мнения
4)в продолжение часа
14.В каком предложении выделенное слово пишется слитно?
1)Спрячься (за) то дерево.
2)И так (же), как сотни лет назад, не все возвращаются обратно.
3)Что (бы) ни случилось, всё равно нужно делать своё дело.
4)Наш класс упорно готовился к соревнованиям, (по) этому мы и победили.
15.В каком предложении не со словом пишется раздельно?
1)Твоя опрометчивость привела к (не) приятным последствиям.
2)(Не) смотря на хорошую погоду, мы не пошли на экскурсию.
3)(Не) забываемое впечатление оставила гроза в деревне.
4)(Не) сделанная вовремя работа приучает к безделью.
16.В каком ряду все слова пишутся через дефис?
1)еле (еле), где (то), (по) новому пути
2)(в) пятом классе, далеко (предалеко), (по) товарищески
3)что (нибудь), (по) хозяйски, (по) дальше
4)(кое) что, (по) английски, (по) медвежьи

Источник

Входная контрольная работа по русскому языку, 6 класс

1 вариант

В заданиях 1-11 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный.

  1. В каком слове в корне пишется гласная а?

а) заг…рать                                в) сл…жение

б) к…саться                                г) р…сток

  1. В каком слове пишется приставка при-?

а) пр…высить власть                в) пр…морский край

б) злющий-пр…злющий                г) жизнь пр…ображалась

  1. В каком слове в суффиксе пишется гласная и?

а) чулоч..к                                в) ветероч…к

б) ключ…к                                г) ореш…к

  1. В каком слове в окончании пишется гласная е?

а) ненавид…шь                        в) вид…м

б) раскопа…т                        г) смотр..шь

  1. Среди предложенных словосочетаний укажите именное словосочетание.

а) появиться на заседании                в) уверенно заявить

б) объявление о собрании                г) разговаривать по-русски

  1. Укажите побудительное предложение.

а) Уж тает снег, бегут ручьи, в окно повеяло весною.

б) Не позволяй душе лениться!

в) Зачем я не птица, не ворон степной, пролетевший сейчас надо мной?

г) Ветхая избушка вся в снегу стоит.

  1. Какое из приведённых слов пишется слитно?

а) северо(запад)                        в) (пол)яблока

б) (пол)книги                                г) генерал(майор)

  1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

а) без зимних сапог                        в) в гостях у болгар

б) несколько партизанов                г) килограмм апельсинов

  1. В каком прилагательном пишется –нн-?

а) кожа…ые перчатки                в) гуси…ое перо

б) песча…ый вихрь                        г) искусстве…ый водоём

  1. Укажите предложение, в котором не со словом пишется слитно.

а) (Не)друг, кто в худе потакает, а друг, кто правду изрекает.

б) (Не)досол на столе, а пересол на спине.

в) (Не)страх и (не)голод гнали меня вперед.

г) Друг мой был (не)весёлый, а грустный.

  1. Укажите предложение с ошибкой в образовании степени сравнения имён прилагательных.

а) Чёрный хлеб показался мне мягче и свежее.

б) Это самый противнейший период моей жизни.

в) Сделай звук громче.

Прочитайте текст и выполните задания 12-17. Ответы запишите словами или цифрами.

        (1)Однажды мы ночевали на Чёрном озере, в высоких зарослях, около большой кучи старого хвороста.

        (2)Мы взяли с собой резиновую надувную лодку и на рассвете выехали на ней за край прибрежных кувшинок ловить рыбу.

        (3)Внезапно у самого борта лодки вынырнула горбатая спина чёрной рыбы с острым, как кухонный нож, спинным плавником. (4)Рыба нырнула и прошла под резиновой лодкой. (5)Лодка закачалась. (6)Рыба нырнула снова. (7)Должно быть, это была гигантская щука. (8)Она могла задеть резиновую лодку пером и распороть её, как бритвой.

        (9)Я ударил веслом по воде. (10)Рыба в ответ со страшной силой хлестнула хвостом и снова прошла под самой лодкой. (11)Мы бросили удить и начали грести к берегу, к своему бивуаку.

(К.Паустовский)

  1. Определите тип речи данного текста.

а) описание                б) повествование                в) рассуждение

  1. Какое из утверждений не соответствует содержанию текста?

а) Мы выехали ловить рыбу на рассвете.

б) Рыба никак не могла нам навредить.

в) Это была гигантская щука.

г) В ответ на удар веслом рыба хлестнула хвостом и нырнула под лодку.

  1. Выпишите грамматическую основу предложения 3.
  1. Укажите способ образования слова ПРИБРЕЖНЫХ (предложение 2).
  1. Среди предложений 3-5 найдите предложение с однородными членами предложения. Напишите номер этого предложения.
  1. Среди предложений 4-7 найдите нераспространённое предложение. Напишите его номер.

2 вариант

В заданиях 1-11 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный.

  1. В каком слове в корне пишется гласная о?

а) сл…гать                                в) з…ря

б) р…стение                                г) к…снуться

  1. В каком слове пишется приставка пре-?

а) пр…шить пуговицу                в) пр…рывать занятие

б) пр…брежный камень                г) пр…болеть

  1. В каком слове в суффиксе пишется гласная е?

а) ельнич…к                                в) огуреч…к

б) рукавч…к                                г) мяч…к

  1. В каком слове в окончании пишется гласная и?

а) бор…шься                                в) смотр…м

б) пригрева…т                        г) оглядыва…шься

  1. Среди предложенных словосочетаний укажите глагольное словосочетание.

а) правильная речь                        в) прочно прикрепить

б) любимый с детства                г) язык народа

  1. Укажите побудительное предложение.

а) Ты хочешь знать, что делал я на воле?

б) Уходи, Зима седая!

в) Зимой всегда прокладывают от нашей деревни лыжню.

г) Она стоит на широком лугу, одна на краю речного обрыва.

  1. Какое из приведённых слов пишется через дефис?

а) (электро)сеть                        в) инженер(строитель)

б) (пол)мандарина                        г) железо(бетон)

  1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

а) пойти без чулок                        в) несколько помидоров

б) нет сапогов                        г) лошади цыган

  1. В каком прилагательном пишется –н-?

а) орли…ый взгляд                        в) инфекцио…ое заболевание

б) таинстве…ый незнакомец        г) тума…ый день

  1. Укажите предложение, в котором не со словом пишется раздельно.

а) (Не)устрашимость наших солдат повергло врагов в бегство.

б) Уж и есть за что, Русь могучая, полюбить тебя, назвать матерью, стать за честь твою против (не)друга.

в) Мой друг был сегодня (не)весёлый.

г) Озеро (не)глубокое, а очень мелкое.

  1. Укажите предложение с ошибкой в образовании степени сравнения имён прилагательных.

а) Сделай описание более подробнее.

б) Нам предстояло заняться самой сложной проблемой.

в) Моя подруга красивее всех одноклассников.

Прочитайте текст и выполните задания 12-17. Ответы запишите словами или цифрами.

(1)День кончается. (2)Солнце уже опускается к горизонту, и далеко разливаются его косые лучи. )3)Приближаются сумерки. (4)Мы бродим по лесу. (5)Кажется, что лесные поляны налились густой темнотой. (6)Она словно выползает из-под земли, ложится у наших ног, расстилается внизу по ветвям, взбирается к верхушкам деревьев.

(7)Птицы постепенно замолкают. (8)Скоро уже становится трудно различать очертания веток. (9)След знакомой тропинки стал пропадать, но сквозь просеку ещё видны лучи солнца. (10)Высоко над ёлкой заблестели звёзды. (11)Время от времени раздаётся одинокий голосок птички. (12)Кажется, что она удивляется наступлению таинственной тишины.

(13)Ночь прикоснулась к земле и растеклась по ней темнотой.

(По К.Паустовскому)

  1. Определите тип речи данного текста.

а) описание                б) повествование                в) рассуждение

  1. Какое из утверждений не соответствует содержанию текста?

а) Мы бродим по лесу вечером.

б) Темнота расстилается повсюду.

в) Однако ещё можно различать очертания веток.

г) В итоге наступила ночь.

  1. Выпишите грамматическую основу предложения 11.
  1. Укажите способ образования слова ТЕМНОТОЙ (предложение 5).
  1. Среди предложений 5-7 найдите предложение с однородными членами предложения. Напишите номер этого предложения.
  1. Среди предложений 1-4 найдите нераспространённое предложение. Напишите его номер.

Входная контрольная работа по русскому языку, 7класс

 Вариант 1

Часть 1

К каждому заданию 1—17 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Напишите номер этого ответа.

1.        В каком слове ударение падает на первый слог?

1) удобнее        2) прибыть        3) кухонный        4) звонят

2.        Укажите, значение какого слова определено неверно.

  1. предок — древний предшественник по роду
  2. табло — специальный сигнальный щит для информации
  3. пороша — свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега
  4. цепенеть — зацепившись, держаться за что-либо

3.        Укажите предложение, в котором есть фразеологизм.

  1. Птицы зимуют в тёплых краях.
  2. Отрезанный ломоть хлеба лежал на столе.
  3. На уроке учитель рассказывал детям, где зимуют раки.
  4. Мальчик рыдал в три ручья.

4.        В каком слове неверно выделено окончание?

1) дерево        2) торопишься        3) прибежали        4) обещание

5.        Какое слово образовано суффиксальным способом?

1) переходить        2) преподаватель        3) самовар        4) подберёзовик

6.        Укажите существительное, имеющее в именительном падеже множественного числа окончание -а (-я).

1) шофёр        2) торт        3) профессор        4) офицер

7.        Укажите слово, приставка которого обозначает приближение.

1) пр…мудрый    2) пр…вокзальный     3) пр…града    4) пр…мчаться

8.        Укажите несклоняемое существительное мужского рода.

1) просторн… фойе  2) осени… пальто  3) шёлков… кашне   4) чёрн… кофе

9.        Укажите строку, в которой во всех словах на месте пропуска пишется буква е.

  1. товарищ…м, врач…м, карандаш…м        3) плач…м, гараж…м, ключ…м
  2. матч…м, страшилищ…м, пляж…м        4) пастбищ…м, мяч…м, туч…й

10.        Укажите строку, в которой во всех словах на месте пропуска пишется буква и.

  1. в здани…, в март…, в океан…
  2. о революци…, в санатори…, в карман…
  3. о Росси…, без истори…, к дочер…
  4. во времен…, о музе…, в тетрад…

11.        Укажите прилагательное, которое пишется через дефис.

  1. железно…дорожный        3) трёх…метровый
  2. древне…русский        4) жёлто…красный

12.        Укажите прилагательное с суффиксом -к-.

1) матрос…ий        2) Кавказ…ий        3) турец…ий        4) звер…ий

13.        Укажите ошибку в употреблении собирательного числительного.

1) семеро котят   2) пятеро учениц   3) двое брюк   4) трое друзей

14.        Укажите слово, которое не является числительным.

1) удвоить   2) сто   3) четырнадцатый    4) двумя

15.        В каком словосочетании не со словом пишется раздельно.

  1. (не)собрали вещи        3) (не)взлюбили соседа
  2. (не)навидел за предательство        4) мне (не)здоровилось

16.        Укажите глагол с суффиксом -ова-.

1) уклад…вать   2) опазд…вать   3) рассказ…вать   4) команд…вать

17.        Укажите ошибку в употреблении глагола.

  1. надеть платье        3) езжу на рыбалку
  2. ляжьте поудобнее        4) беги без оглядки

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 18-24. Ответы запишите словами или цифрами.

        (1) Весной 1880 года в Петербурге открылась выставка. (2) Люди ждали часами, чтобы попасть в зал. (3) А в зале с опущенными на окна шторами стояла одна-единственная картина, освещенная лампами. (4) Люди входили в зал и замирали от восхищения и удивления. (5) Что это? (6) Месяц залил всё вокруг своим таинственным светом. (7) Сверкают края разорванных облаков. (8) Серебрятся зеленоватые воды широкой реки. (9) Блестят огоньки в окнах низких, крытых соломой хат. (10) Это и вправду была картина, которая называлась «Лунная ночь на Днепре». (11) Автором этой картины был Архип Иванович Куинджи.

18.        Определите стиль данного текста.

19. Из предложений 3-5 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.

20. Укажите спряжение глагола серебрятся (предложение 8). Свой ответ запишите цифрой.

  1. Из предложения 4 выпишите слово с нулевым окончанием.
  1. Из предложений 1-5 выпишите имя существительное собственное.
  1. Сколько грамматических основ в предложении 9? Свой ответ запишите цифрой.
  1. Напишите наклонение глагола открылась из предложения 1.

Вариант 2

Часть 1

К каждому заданию 1—17 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Напишите номер этого ответа.

1. Укажите слово с ударением на последнем слоге.

1) красивее        2) августовский        3) кружево        4) прибыла

2.        Укажите, какое прилагательное употреблено в переносном значении.

1)        холодный ветер        3) горячее молоко

2)        тёплые отношения        4) тяжёлый рюкзак

3.        Укажите антоним к слову искусственный.

1)        редкий        3) естественный

2)        искусный        4) красочный

4.        Укажите слово с нулевым окончанием.

1) дорожка    2) любуешься    3) лошадь    4) запомнила

5. Какое слово образовано суффиксальным способом?

        1) преподносить                2) самолет                3) перебегать                4) очиститель

6. Укажите пример с ошибкой в употреблении местоимения.

1)        наши самолёты        3) своими руками

2)        моя шляпа        4) ихняя дача

7. Укажите слово, приставка которого обозначает присоединение.

        1) пр…восходный                2) пр..шить                3) пр..пятствие        4) пр…ехать

8. Укажите ошибку в употреблении собирательного числительного.

1) семеро котят   2) пятеро учениц   3) двое брюк   4) трое друзей

9. Укажите строку, в которой во всех словах на месте пропуска пишется буква е.

1) роднич..к, камыш…м, ш..рох

2) крыж..вник, шапч..нка, влеч..т

3) прич..ска, ш..л, реш..тка

4) парч..вый, трущ..ба, ш..лк

10. Укажите пример, в котором существительное имеет окончание –е:

 1) в пламен… костра        3) в усть… реки

2) отдыхать в Болгари…        4) работать на станци…

11. Укажите раздельное написание местоимения.

1) кое…кто        2) кому…то        3) что…нибудь        4) кое…у…кого

12. Укажите лишнее слово, учитывая суффикс глагола.

1) зате…л        2) рассс.лся        3) кле…л        4) раста…л

13. Укажите пример с отрицательным местоимением.

1)        несколько минут        3) некоторый человек

2)        нечто странное        4) нечего сказать

14. Укажите словосочетание с относительным прилагательным.

1)        мамин подарок        3) редкая вещь

2)        городской рынок        4) лисья нора

15. В каком словосочетании не со словом пишется слитно?
1) далеко (не)красивый поступок        3) (не)широкая, а узкая река

2) (не)ряшливый подросток        4) (не)железнодорожный вокзал

16. В каком примере на месте пропуска не пишется ь?

1) Заяц боит…ся волка.

  1. Любиш… кататься — люби и саночки возить.
  2. Мы не смогли разжеч… костёр.
  3. Отреж…те небольшую полоску бумаги.

17.        Укажите ошибку в употреблении глагола.

1) поезжайте в гору                             3) не кладите на подоконник

2)        жжёт листву        4) не бежите быстро

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 18-24. Ответы запишите словами или цифрами.

(1) Широко распространённое явление сейчас — телефильмы по литературным произведениям. (2) Сейчас такие телефильмы, в сущности, подменяют чтение. (3) Посмотрит человек такой фильм, и читать само произведение как бы уже нет надобности. (4) Но преимущество книги в том, что её можно взять с полки в любой удобный момент, раскрыть на нужной странице, уютно устроиться с ней в кресле. (5) Можно отвести глаза от текста, задуматься, осмыслить прочитанное. (6) При чтении произведения у читающего невольно включается воображение. (7) Действие романа, рассказа или повести перед его мысленным взором разворачивается в картинах. (8) Чтение книги — процесс более активный и творческий, чем сидение перед телевизором.

18.        Какое утверждение не соответствует содержанию текста? Напишите его номер.

1)        По многим литературным произведениям поставлены фильмы.

  1. Книга имеет преимущество перед телефильмом.
  2. Чтение — процесс творческий.
  3. При чтении книги человеку некогда осмыслить прочитанное.

19. Сколько звуков в слове фильм (предложение3)? Свой ответ запишите цифрой.

20. Из предложения 3 выпишите слово, состоящее из одной приставки, корня и окончания.

 21.        Каким членом предложения является слово сейчас в предложении 2?

22. Напишите разряд прилагательного нужной (предложение 4).

23.        Из предложения 2 выпишите подлежащее.

24. Укажите наклонение глагола включается (предложение 6).

Ответы

№ задания

Вариант 1

Вариант 2

1

3

4

2

4

2

3

4

3

4

2

3

5

2

4

6

3

4

7

4

2

8

4

2

9

2

3

10

3

3

11

4

4

12

3

3

13

2

4

14

1

2

15

1

2

16

4

1

17

2

4

18

Публицистический

4

19

Замирали

4

20

2

посмотрит

21

Зал

обстоятельство    

22

Петербурге

качественное

23

1

телефильмы

24

Изъявительное

Изъявительное

Входная контрольная работа по русскому языку, 8класс

Вариант 1

Часть 1

К каждому заданию 1—20 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком.

  1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
  1. бАлуясь
  2. мелькОм
  3. килОметр
  4. пОднятый

  1. В каком слове произносится звук [с]?
  1. сдавить
  2. классик
  3. низко
  4. разбудить
  1. В каком предложении причастный оборот стоит перед определяемым словом? (Знаки препинания не расставлены.)
  1. Всё было покрыто снегом выпавшим недавно.
  2. Я смотрел на залитый лунным светом пруд.
  3. Листва сорванная с деревьев быстро закружилась в воздухе.
  4. Освещенный берег издалека казался таинственным.
  1. В каком предложении допущена грамматическая ошибка?
  1. Лающаяся собака никого не впускала в дом.
  2. Морозец, ударивший ночью, сразу всё преобразил.
  3. Я вышел на освещенную солнцем поляну.
  4. Ободряемый товарищами ученик быстро решил задачу.
  1. В каком слове на месте пропуска пишется одна буква н?
  1. замороже.ые овощи
  2. варе…ые в кастрюле
  3. непроше.ые гости
  4. маринова…ые огурцы
  1. В каком слове на месте пропуска пишется буква е?
  1. выкач…нная бочка
  2. зате.вший спор
  3. завис…щий от родителей
  4. сдерж…нный шёпот
  1. В каком предложении допущена грамматическая ошибка?
  1. Я наблюдал за группой подростков, вошедших в кинотеатр.
  2. Полученное вчера письмо не было прочитано.
  3. Двое студенток подошли к нам на остановке.
  4. Мечта о счастье пронизывала всё его существо.
  1. В каком слове пишутся две буквы н?
  1. дистиллирова…ый
  2. свежемороже.ый
  3. ране.ый
  4. кова…ая
  1. Укажите, на месте каких цифр в предложении нужно поставить запятые.

Лось выбежал на опушку (1) заросшую кустарником (2) и (3) не останавливаясь
(4) направился к блестевшей (5) в лучах заходящего солнца (6) реке.
1)1,2        3)1,2,3,4

2)1,4        4)1,2,3,4,5,6

  1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
    Войдя в актовый зал,
  1. у меня зарябило в глазах.
  2. меня ослепил свет прожекторов.
  3. я сразу подошёл к одноклассникам.
  4. на меня сразу все обратили внимание.
  1. Укажите предложение, в котором ставится одна запятая. (Знаки препинания не расставлены.)
  1. Туристы попили студёной воды из родника и поблагодарив хозяина отправились в путь.
  2. Пройдя узкую тропинку мы вышли на лесную дорогу.
  3. Митя работал не покладая рук.
  4. Сашенька улыбаясь посмотрела на них и стала заваривать чай.
  1. В какой строке во всех словах на месте пропуска пишется буква о?
  1. досух…, налев…, дочист…
  2. вкрадчив…, насух…, запрост…
  3. справ…, дословн…, изменчив…
  4. докрасн…, издавн…, доходчив…
  1. Укажите дефисное написание слова.
  1. (по) больше написать
  2. (по)зимнему одеться
  3. (по)качественнее сделать
  4. (по)немногу выполнять
  1. В каком слове на месте пропуска ь не пишется?
  1. ударить наотмаш…
  2. мчаться вскач…
  3. заросла сплош…
  4. выйти замуж…
  1. В каком примере допущена ошибка в употреблении предлога?
  1. благодаря рекомендациям
  2. скучаю по матери
  3. по получению письма
  4. согласно приказу
  1. В каком предложении выделенное слово пишется слитно?
  1. Уже рассвело, так(что) нам пора было трогаться в путь.
  2. Мы то(же) хотели быстрее добраться до дома.
  3. Мальчишки спрятались за(то) дерево.
  4. Валя уверена, что она думает так(же), как и мама.
  1. В каком предложении не со словом пишется раздельно?
  1. (Не)разгаданные тайны влекут нас.
  2. Я чувствовал почти (не)удержимое желание схватить зверя.
  3. Есть много видов пошлости (не)замечаемых нами.
  4. (Не)достаток продовольствия заставлял их торопиться.
  1. В каком ряду все слова пишутся через дефис?
  1. далеко(предалеко), если(бы), (по)мягче
  2. (кое)что, как(будто), чуть(чуть)
  3. (по)дружески, когда(нибудь), (еле)еле
  4. куда(то), (по)далыпе, (по)матерински
  1. Укажите простое предложение.
  1. В сотый раз я пожалел о том, что не родился художником.
  2. Гроза прошла, и ветка белых роз в окно мне дышит ароматом.
  3. Мы пошли вдоль берега, чтобы найти место ещё глубже.
  4. Благодаря отцу я и сестры хорошо знаем французский язык.
  1. Укажите, на месте каких цифр должны быть запятые в предложении.

Старик сидел на скамейке (1) греясь на солнце (2) и (3) безмятежно улыбаясь
(4) изредка тревожно поглядывал на дорогу.
1)1,2,3        3)1,2,3,4

2)1,4        4)1,3,4

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 21—28. Ответы запишите словами или цифрами.

(1) Войдя во двор, я огляделся. (2) Картина, напоминавшая мне моё детство, была удивительно милой и мирной. (3) Среди двора стояла большая бабушкина изба, занимая много места и являясь центром всего хозяйства. (4) За ней расположились спускавшиеся к реке огороды. (5) Из будки вылез мохнатый пёс, подошёл ко мне, понюхал и завилял хвостом. (6) Не обращая на меня внимания, бродили по двору куры. (7) Поросёнок, похрюкивая, возился в хлеву. (8) Вдруг дверь распахнулась, и, замерев от удивления, я увидел на пороге бабушку. (9) Она совсем не постарела. (10) Прошло столько лет, а бабушка была прежней. (11) Я бросился к ней сломя голову, не помня себя от счастья. (12) Передо мной промелькнуло давно прошедшее детство.

21.        Какое утверждение не соответствует содержанию текста? Напишите его номер.

  1. Бабушка очень удивилась, увидев меня.
  2. За это время бабушка не изменилась.
  3. Пёс был очень добродушным.
  4. Бабушкина изба находилась посреди двора.
  1. Напишите способ образования слова удивления (предложение 8).
  1. Из предложений 5-7 выпишите все предлоги.
  1. Сколько звуков в слове моё (предложение 2)? Свой ответ запишите цифрой.
  1. Из предложений 8-10 выпишите все союзы.
  1. Среди предложений 8-12 найдите предложение с фразеологизмом. Напишите номер.
  1. Сколько грамматических основ в предложении 8? Свой ответ запишите цифрой.
  1. Чем осложнено предложение 1? Напишите номер правильного ответа.
  1. обособленным обстоятельством
  2. однородными членами предложения
  3. обособленным определением
  4. распространённым обращением

Вариант 2

Часть 1

К каждому заданию 1—20 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком.

1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

  1. прИбывший
  2. нАчавший
  3. нанЕсена
  4. дОсыта

2. В каком слове на месте пропуска пишется буква ю?

  1. гон…щий
  2. дыш…щии
  3. стел…щий
  4. вер…щий

3. В каком предложении причастный оборот стоит перед определяемым словом? (Знаки препинания не расставлены.)

  1. В курганах до сих пор находят монеты чеканенные еще в девятом веке.
  2. Рядом с имением построили школу для крестьянских детей не знавших грамоты.
  3. Никому не принадлежавшие собаки нашли в писателе своего защитника.
  4. Писатель очень не любивший высокомерия был прост и вежлив со всеми.

4. В каком предложении допущена грамматическая ошибка?

  1. Открыв окно, я залюбовался видом города.
  2. Открывая дверь, она громко скрипнула.
  3. Малыш, занявшись рисованием, не хотел идти на обед.
  4. Разложив игрушки на диване, дети начали какую-то интересную игру.

5. В каком слове на месте пропуска пишется одна буква н?

  1. закруче.ая нитка
  2. растрёпа…ые волосы
  3. сея…ая сеялкой
  4. сушё…ые грибы

6. В каком слове на месте пропуска пишется буква е?

  1. развеш…нное бельё
  2. выкач…нная вода
  3. расстрелянные патроны
  4. вытащ…нные инструменты

7.        В каком предложении допущена грамматическая ошибка?

  1. Павка заметил на стене тень от знакомой взлохмаченной фигуры.
  2. Широко разливаются наполняемые реки талой водой.
  3. Детей, вернувшихся из лагеря, встречали родители.
  4. Дедушка ходил по огороду, заросшему бурьяном.

8.        В каком слове пропущена буква е?

  1. крас.щий
  2. растер…нный
  3. движ..мый
  4. омыва…мый

9.        Укажите, на месте каких цифр в предложении нужно поставить запятые.

Я пошёл через поле (1) раскинувшееся за лесом (2) и (3) поросшее какими-то травами (4) и к полуночи добрался до своей цели.

  1. 1, 3, 4        3) 1, 2, 3, 4
  2. 1        4) 1,4

10. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

        Прочитав рассказ,

1) он показался мне слишком грустным.

  1. у меня усилился интерес к прозе.
  2. возникло желание его перечитать.
  3. перескажите его.

11. Укажите предложение, в котором ставится одна запятая. (Знаки препинания не расставлены.)

  1. Собака постоянно оглядываясь бежала впереди охотника.
  2. Пуля ударилась о камень и взвизгивая отскочила в канаву.
  3. Тоня поспешила нарушить неловкое молчание пригласив Павла войти в дом.
  4. Ребята прижавшись друг к другу сидели у костра.

12. В какой строке во всех словах на месте пропуска пишется буква о?

  1. затемн…, влев…, сначал…
  2. дословн…, запрост…, досрочн…
  3. дочист…, достаточн…, доверительн…
  4. досыт…, доходчив…, справ…

13.        Укажите дефисное написание слова.

  1. (по)шире открыть
  2. (по)летнему жарко
  3. (в)третьих рядах
  4. (по)зимнему саду

14.        В каком слове на месте пропуска ь не пишется?

  1. пуститься вскач…
  2. убежать проч…
  3. усыпано сплош…
  4. стало невтерпеж…

15.        В каком варианте допущена ошибка в употреблении предлога?

  1. по окончании школы
  2. благодаря находчивости
  3. наперекор мнения
  4. в продолжение часа

16.        В каком предложении выделенное слово пишется слитно?

  1. Спрячься (за)то дерево.
  2. И так(же), как сотни лет назад, не все возвращаются обратно.
  3. Что(бы) ни случилось, всё равно нужно делать своё дело.
  4. Наш класс упорно готовился к соревнованиям, (по)этому мы и победили.

17.        В каком предложении не со словом пишется раздельно?

  1. Твоя опрометчивость привела к (не) приятным последствиям.
  2. (Не)смотря на хорошую погоду, мы не пошли на экскурсию.
  3. (Не)забываемое впечатление оставила гроза в деревне.
  4. (Не)сделанная вовремя работа приучает к безделью.

18.        В каком ряду все слова пишутся через дефис?

        1) еле(еле), где(то), (по)новому пути

        2) (в)пятом классе, далеко(предалеко), (по)товарищески

        3) что(нибудь), (по)хозяйски, (по)дальше

        4) (кое)что, (по)английски, (по)медвежьи

19.        Укажите простое предложение.

  1. Меня окликнула девушка, чьё лицо мне показалось знакомым.
  1. Суок уронила четвёртое пирожное, которое было самым рассыпчатым и с виноградиной.
  1. Лишь причудливо избы сутулятся, да роса звонко падает с крыш.
  2. Пчёлы, привлечённые сладким запахом, закружились над вазочкой с вареньем.

20.        Укажите, на месте каких цифр должны быть запятые в предложении.

Хаджи Мурат остановился (1) бросив поводья (2) и (3) отстегнув чехол винтовки (4)

вынул её.

1)1,2,3

  1. 1, 2, 4
  2. 1, 2, 3, 4
  3. 1, 4

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 21—28. Ответы запишите словами или цифрами.

(1) Ночью на море разыгралась буря, длившаяся несколько часов подряд. (2) Волны, бушуя, сильно качали пароход. (3) Капитан, волнуясь за жизнь пассажиров, приказал приготовить спасательные шлюпки. (4) Накренившись на левый борт, судно двигалось по штормившему морю. (5) Наступило утро. (6) И вдруг в тучах показался просвет. (7) Команда оживилась, у пассажиров появилась надежда на спасенье. (8) Волны постепенно улеглись. (9) Люди, слабо улыбаясь и не веря себе, осмелились покинуть каюты и, стоя на палубе, дышали солёным морским воздухом. (10) Командир корабля, стоя на капитанском мостике, направлял судно по нужному курсу, и, замерев у штурвала, опытный рулевой ожидал дальнейших приказаний.

21.        Какое утверждение не соответствует содержанию текста? Напишите его номер.

  1. Капитан волновался за жизнь пассажиров.
  2. Утром у пассажиров появилась надежда на спасенье.
  3. Командир корабля стоял на капитанском мостике, замерев у штурвала.
  4. Пассажиры, покинув каюты, стояли на палубе.
  1. Напишите способ образования слова приказаний (предложение 10).
  1. Какой частью речи является слово несколько (предложение 1)?
  1. Сколько звуков в слове ночью (предложение 1)? Свой ответ запишите цифрой.
  1. Среди предложений 7-10 найдите предложение с тремя деепричастными оборотами. Напишите номер этого предложения.

26.        Из предложения 9 выпишите возвратное местоимение.

  1. Сколько грамматических основ в предложении 10? Свой ответ запишите цифрой.
  1. Чем осложнено предложение 1? Напишите номер правильного ответа.
  1. обособленным определением
  2. однородными членами предложения
  3. обособленным обстоятельством
  4. распространенным обращением

                                                               Ответы

№ задания

Вариант 1

Вариант 2

1

2

1

2

3

3

3

2

3

4

1

2

5

3

4

6

1

4

7

3

2

8

1

4

9

3

4

10

3

4

11

2

3

12

2

2

13

2

2

14

4

4

15

3

3

16

2

4

17

4

4

18

3

4

19

4

4

20

2

4

21

3

3

22

приставочно-суффиксальный

суффиксальный

23

из, ко, на, по, в

местоимение

24

4

5

25

и, а

9

26

11

себе

27

2

2

28

1

1

                                              Анализ  ошибок

Кол-во чел.

%

Кол-во чел.

%

Кол-во чел.

%

Кол-во чел.

%

Тест

1.

Орфоэпия

2.

Лексика:

3.

Морфемика

4.

Орфография:

Правописание Н и НН с различными частями речи

Правописание суффиксов причастий

Правописание суффиксов О-А на конце наречий

Слитное, дефисное написание наречий, местоимений

Правописание Ь в наречиях

Правописание союзов, наречий и подобных сочетаний

Правописание НЕ со словами

5.

Развитие речи:

Осмысление содержания текста

Правильное употребление производных предлогов

6.

Морфология:

Предлог как часть речи

Союз как часть речи

Определение части речи

Разряды местоимений

7.

Синтаксис:

Построение простого предложения с причастным оборотом

Построение предложения с деепричастным оборотом

Отличие простого и сложного предложений

Определение количества грамматических основ

Определение осложненного предложения

8.

Словообразование

10.

Пунктуация:

Знаки препинания при обособленном определении

Знаки препинания при обособленном обстоятельстве

11.

Фразеология

В данной
работе обосновывается актуальность повышения чита
тельского
интереса у учащихся, формулируется основная тема методической работы,
проводимой автором. Предлагаются конкретные методические приемы и
рекомендации, ориентированные на использование
в
классах среднего звена в рамках учебного курса литературы и
апроби
рованные
автором в ходе своей педагогической деятельности. Изложе
ны
возможные варианты проведения внеклассных мероприятий, а также
проведен
анализ проделанной работы. Работа предлагает широкое ис
пользование
межпредметных связей и средств ТСО.

В настоящее время проблема
развитие интереса у учащихся к чтению становится проблемой поколения:
книга в любой своей форме все быстрее отдаляется, интерес к чтению
падает. Перегрузки в учебе, сокращение свободного времени приводят к
оскудению интересов подростка, а профессиональная ориентация в школе
приводит к явлению «профессионального кретинизма».
Развитие общества привело к колоссальному информационному взрыву.
Объем получаемой информации в несколько десятков раз превышает
объем, который получал человек 10 – 15 лет назад. Это
закономерный результат
развития современных технологий. Так телевидение, УКВ
радиостанции, интернет,
доступность разнообразной печатной продукции – все это не может
ни играть роль в жизни человека. По оценке психологов основное
влияние информационная революция оказывает на детей школьного
возраста. Ребенок,
получая огромные информационные нагрузки, быстро утомляется, снижает
свою творческую активность и как результат отказывается от чтения. В
настоящий момент (с введением в школьную программу новых стандартов)
преобладают формы обучения информационного, а не поискового
направления, что приводит к получению знаний в «разжеванном»
виде, часто обучение строится на запоминании огромного количества
фактов, отучая школьника от самостоятельной работы с книгой. И как
следствие – это низкая
коммуникативная, языковая и филологическая компетенция
и эстетическая глухота наших выпускников. О незнании самых
элементарных фактов из истории как русской, так и любой другой
литературы, самых насущных, необходимых норм современного русского
языка ярко свидетельствует
и социологические опросы, и всяческие «Что? Где? Когда?»,
«Кто хочет стать миллионером» и т. д. Порой современные
школьники не в состоянии оценить красоту «правильной,
нормативной» речи, а выступления юмористов, которые высмеивают
безграмотность современников, просто не понимают и смеются за
компанию. Все эти обстоятельства сыграли немалую роль
в появлении у довольно большой части молодежи апатриотизма,
бездуховности,
низкой нравственности, поэтому, на мой взгляд, перед учителем
словесности стоит одна из главнейших задач современности –
возродить отодвинутый
на задний план интерес школьника к чтению, попытаться вытеснить
занявшее, в настоящее время, главенствующее место компьютерные игры,
видеофильмы и другие различные виды развлечений, предлагаемые
шоу-бизнесом.

Воспитать
творческую личность без книги невозможно: чтение развивает
познавательные процессы, личную культуру, формирует восприимчивость.
Школьная программа по русскому языку и литературе для основной школы
ставит задачу научить школьников V,
VI
и VII
классов «осмысленно и
бегло» читать научные и учебные тексты, выразительно читать
тексты художественного
и публицистических стилей. В VIII
и IX
классах обучение чтению
программой уже не предусматривается.

Такой подход не отвечает одной из
главных задач предмета, а именно — не развивает у подростков «умения
читать», понимая под «умением читать» способность
ребенка не только воспринимать информацию и прослеживать
сюжетную линию, а способность эмоционально чувствовать настроение
автора и его литературных героев. Процесс обучения чтению должен быть
непрерывным, начиная
с начальной школы, и в идеале должен научить ребенка видеть
в книге произведение искусства.

Традиционно знакомство с
литературой в среднем звене начинается с изучения
фольклора. Характерной особенностью данного курса является первое
знакомство школьника с понятием выразительных средств литературного
языка. В этом отношении фольклор является богатейшим материалом таких
литературных приемов, как аллегория, сравнение, метафора, эпитеты,
олицетворение и другие.

С точки зрения развития «умения
читать» для учителя литературы являются
интересными задания следующего типа:

1) рассмотреть типичных сказочных
животных и определить,
какие черты человеческого характера они отождествляют;

2) проследить, какие народные
человеческие имена традиционны для
животных и людей в русских сказках, а какие в зарубежных и как это
связано с характером
героя;

3) обратить внимание обучающегося на схожесть (бродячий
сюжет) многих народных сказок;

4) проанализировать
эпитеты, используемые для описания отрицательных
и положительных героев (на примере 2- 3 сказок),
какие сравнения используются при этом;

4) предложить
учащимся по выписанным эпитетам определить характер
и внешность героя;

5) по
иллюстрациям к сказке охарактеризовать героя, используя
соответствующие
литературные приемы (для данного задания особо
результативным является использование на уроке
репродукций
лубочной и палехской живописи),
можно предложить учащимся 5 классов самим нарисовать иллюстрацию к
произведению;

6) создать презентацию понравившейся сказки или любимого
героя;

7) самому подготовить викторину по изучаемому
произведению.

По моим наблюдениям подобные
задания пробуждают у учащихся интерес
к тексту, как объекту исследования. А элементы игры и соревнования
облегчают
обучающемуся ознакомление с азами литературоведения и развивают
навыки анализа литературных произведений.

Одним из объемных произведений,
изучаемых в 5 классе, является
поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». С целью повышения
читательского интереса и общего эстетического развития целесообразно
более широко
использовать межпредметные связи, в первую очередь между предметами
изобразительного искусства и музыкой. В связи с этим можно провести
следующие задания:

1) организовать
прослушивание музыкальных отрывков из оперы
М.И. Глинки «Руслан и Людмила», предложить ребятам
составить словесные
портреты героев;

2) сопоставить эпизоды из
музыкального и литературного произведений
и проанализировать выразительные средства;

3) организовать викторину «Угадай,
кто идет?», по музыкальному фрагменту определить героя, найти
соответствие в тексте;

4) предложить
подготовить иллюстрации наиболее запомнившихся
моментов произведения.

Для изучения таких литературных
приемов, как антитеза, сравнение, иносказание наиболее эффективно
использовать примеры из народных пословиц и поговорок. Пословицы
имеют более узкий, конкретный смысл, поговорка – шире. Но, в
общем-то, они очень близки друг к другу, и их всегда печатают и
изучают вместе, порой школьники даже не пытаются увидеть между ними
разницу. Родились пословицы и поговорки в глубокой древности,
наверное, вскоре после того, как люди овладели речью. Пословицей
(добавим сюда еще ее родственницу — поговорку) называют краткие
изречения. Люди
употребляют их легко и непринужденно, как слова собственной
речи. Но все-таки пословицы и поговорки не просто слова, не просто
разумные фразы или
жизненные наблюдения. Какой бы короткой не была пословица,
это все-таки законченное художественное произведение. Она радует нас
не только метким наблюдением, но и тем, как ловко, красиво оно
выражено. Но самое главное: мысль по большей части высказывается
здесь непрямо, а как бы иносказательно, обиняком, образно, то есть с
помощью каких-то
образов, приемов. И каждый этот образ, пример годится не только для
данного случая, а
имеет еще и более широкое значение, годится для многих других
случаев.

В старину говорили: «чему
Ваня не научился, того Иван не выучит».
Понятно,
что это относится к любой девочке и любому мальчику.

Порой одну и ту же мысль выражали разными с словами:

Время придёт
– слёзы утрёт.

Время – лучший лекарь.

или:

Овес за лошадью не ходит.

Хлеб за ртом не бегает.

Пословицы отличаются устойчивой
художественной формой. Нередко они
имеют рифму, иногда очень затейливую, многократно повторяющуюся:

Ешь пирог с грибами, держи язык за зубами.

Семь лет молчал, на восьмой вскричал.

Кот скребет на свой хребет.

Пословицы отличаются от
повседневной разговорной речи особым складом, ритмом,
который подготовленное ухо сразу улавливает.

Кого впряг — и ехать
так
Нежданный
гость — немытые ложки

И, как в стихах, слова подбираются
здесь не только по смыслу, но и по звучанию
– гласные и согласные звуки повторяются, как бы перекликаются.

Рыба в реке – не в
руке

Красота без разума грустна.

Звук [Р] укрепляет, связывает и украшает фразу.

Занимательным заданием, которое
может вызвать у школьника интерес к данному
материалу, представляется, на мой взгляд, сравнение национальных
поговорок. Пословицы
разных народов часто бывают очень похожими, так школьнику
можно предложить самостоятельно найти это сходство или найти по
предложенной пословице аналог из другого языка. Например:

Где огонь
там и дым
(турецкая)

Нет дыма без огня
(русская)
или: Друг
– зеркало друга
(таджикская)

Скажи мне, кто твой друг,
и я скажу, кто ты
(русская)

Хочешь узнать человека –
узнай его друга
(японская)

Как бы не были схожи пословицы,
выражающие общие понятия, а вместе
с тем природа, историческое прошлое, бытовой уклад и способы
добывания средств к
жизни, трудовые навыки, психология у разных народов все-таки
имеют свои отличия. Эти отличия и приводят к тому, что одна и та же
мысль в поговорках и пословицах выражается неодинаково, через
посредство разных образов, бытовых деталей, сравнений. Так русский
человек, подвергающийся
опасностям с разных сторон, обрисует свое положение: «Оказался
между двух огней»
(вспомнилось
татаро-монгольское иго). А грек в подобной
ситуации припомнит эпизод из гомеровской «Одиссеи» и
произнесет:
«Оказался
между Сциллой и Харибдой».

«В чужой лодке
всегда больше рыбки», —
скажет
о завистнике русский, японец,
для которого рис – главная еда, скажет: «Чужой
рис всегда белее»,
а
кореец, каждый день
видящий на своем столе бобы, выразит тоже самое чуть иначе:
«В чужой
каше бобы крупнее».

Так для развития у ребенка
языкового чутья можно предложить задание — оценить тип национального
характера.

Из двух зол выбирают меньшее
(русская)
Из
двух зол и выбирать то нечего
(английская)

Порой поговорки описывают
невозможные для реальной жизни события, которые
очень ярко подчеркивают национальные особенности:

«Когда рак на горе
свистнет»
(русская)

«Когда хвост верблюда
достанет земли»
(арабская)
«Когда
свинья с розовым бантом найдет лужу из зеленого сыра»
(английская)

С большим интересом ребята
выполняют задания поискового план, когда им самим
приходится искать пословицы — синонимы. Здесь можно дать
дифференцированные задания; слабым ученикам предложить иностранные
поговорки, а им нужно будет найти русские аналоги; более сильным
ученикам, наоборот — к русскому варианту подобрать пословицу из
другого языка. Подобного плана работу можно провести и на примере
народных сказок, обратив внимание обучающихся на бродячие сюжеты,
обросшие национальным колоритом.

Выше приведенные
задания создают у учащихся предпосылки к умению чувствовать
национальный характер литературы, оценивать ее особенности,
развивают чувство юмора, необходимое психологическое качество
для полноценного общения. Одним из действенных методов повышения
у подростков интереса к литературе является акцентирование внимания
на юмористические аспекты произведения. Как показывают исследования
психологов, в
частности Гитгарца Д.А.: «Юмор является одним из основных
побуждающих к чтению факторов у детей школьного возраста». А по
оценке Л.Н. Вьюшкова это чувство «дает человеку возможность
воспринять, понять чужой юмор и использовать в собственной речевой
практике средства создания
комического». Для словесника эта проблема означает
необходимость двух задач развития личности при изучении языка:

  1. формирование умения воспринимать
    речевые средства комического:
    видеть, анализировать, понимать;

  2. обучение использованию средств
    создания комического в собственной
    речи.

Юмористические
произведения знакомы ребятам с раннего детства, поэтому
они без труда могут определить «Что такое юмор?» и «Какие
произведения
называются юмористическими?».

Комическое в тексте может быть
достигнуто разными способами, условно
их можно разделить на 3 группы, которые выделяет Л.Н. Вьюшков:

  1. содержание;

  2. композиция;

  3. язык.

Ребенку гораздо
легче увидеть и понять именно комизм положений. Комизм,
вызванный композицией, то есть неожиданное развитие событий,
который активно используют авторы, вполне доступен детям любого
возраста и легко ими
воспринимается. А
вот традиционные речевые приемы создания комического, состоящие
в создании противоречий между обще принятой системой выражений и той,
что дана в тексте, чаще всего вызывает затруднения у школьников.
Задача учителя – словесника и состоит в том, чтобы помочь
ученику научиться
определять эти приемы, устанавливать их связь с тем или иным разделом
языка, поэтому здесь целесообразно будет предложить задания,
позволяющие показать учащимся языковые явления в создании смешного.

Развитие чувства юмора у
школьников на уроке можно осуществить в основном
на материале детских юмористических произведений, но учащихся старших
классов просто необходимо знакомить с образцами мировой
юмористической литературы. В рамках изучения русской литературы в
первую очередь это
произведения Н.В. Гоголя, Д.И. Фонвизина, Козьмы Пруткова, а
зарубежной –
У. Теккерея, М. Твена и ряда других. При изучении уместно
использовать
небольшие по объему литературные жанры: анекдоты, эпиграммы,
пародии.

Жанр анекдота не только хорошо
знаком школьникам, но и многими любим. Существует большая группа
анекдотов, в основе которых лежит использование
языкового явления. Например, на явлении омонимии:

  • Каким образом ушиблен у тебя глаз, братец?

  • Не образом, а подсвечником, за картами.

Можно познакомить
старшеклассников с понятием «литературный анекдот»,
существенно отличающимся от того представления об этом жанре, которое
имеет современный человек. Для современных людей литературный анекдот
интересен как своеобразная летопись, живая, необычайно колоритная,
доставляющая чисто эстетическое наслаждение. Здесь ребятам можно
предложить подобрать анекдоты, в которых комизм основан на
каком-либо
языковом средстве (омонимии, многозначности, синонимии
и т.д.).

Нельзя оставить без внимания и
такой жанр, как эпиграмма. Этот жанр развивается
и в наши дни. Школьникам будет интересно познакомиться с книгой В.
Гафта и А.Иванова «Знакомые незнакомцы», где представлены
эпиграммы на
популярных актеров театра и кино. Изучая жанр эпиграммы, необходимо
познакомить учеников и с историей этого жанра, его местом в русской
литературе, также изучить творчество лучших мастеров эпиграммы, можно
предложить учащемуся самому найти приемы создания комического.

Возможности использования
юмористического текста на уроках довольно
широки, так, знакомясь с жанром пародии, можно предложить школьнику
написать пародию на какое-либо хорошо знакомое ему произведение,
чтобы объектом
анализа стал авторский стиль. Цель такого рода задания — научить
видеть в тексте не только мысли, но и чувства, присущие его
создателю.

В процессе изучения поэтических
произведений необходимо добиться понимания учащимися, что
стихотворение это поэтический образ, а не только рифма и ритм.

Наиболее действенным способом
развития читательских навыков является широкое использование на
уроках выразительного чтения. С точки зрения В.И. Чернышева, «легко
слушается и понимается чтение ясное, отчетливое, хотя и не громкое»,
главное при чтении «выразить чувство читаемого, а не свое
собственное», что возможно лишь при условии глубокого
проникновения в содержание
текста. Умение вдумываться в читаемое и передавать понятое движением
голоса, интонацией благотворно сказывается на формировании не только
собственно —
коммуникативных навыков. Формируя у учащихся навыки зрелого
чтения, учитель подготавливает их к выполнению различных видов
воспроизведения
прочитанного, прежде всего к пересказам – краткому и
подробному. На
основе чтения и анализа текстов ученики овладевают навыками изложения
собственных мыслей: идут по пути от наблюдений мыслей, к «изобретению
мыслей», по выражению Л.И. Поливанова. Именно поэтому уроки
чтения следует рассматривать как один из этапов подготовки учащихся к
самостоятельному воспроизведению мысли.

В дальнейшем изучение литературы,
начиная с 8-класса, необходимо развить
у учащихся умение чувствовать и видеть более тонкие нюансы,
используемые
автором. Характерной особенностью данного курса является его
реалистичность и
многообразие стилей и способов изложения. Бытует мнение о так
называемых «легких» и «трудных» для
восприятия авторов, что с точки зрения Чернышева «является
следствием лишь поверхностного знакомства
с произведением, непониманием всех чувств и переживаний, передаваемых
автором».

В силу большого объема текста
литературного произведения, изучаемого
в более старших классах, возникает проблема нехватки учебного времени
для более детального рассмотрения всех интересующих моментов
произведения, поэтому большую помощь в повышении интереса школьников
к произведению могут оказать внеклассные тематические мероприятия.

На мой взгляд, наибольший интерес
и практический эффект имеют следующие
мероприятия:

  1. литературные вечера, где
    предлагается учащимся сценически
    представить эпизод различных литературных произведений,
    (причем как и произведения, так и эпизоды могут быть выбраны
    самостоятельно школьниками в рамках темы литературного
    вечера);

  2. литературные «Брейн-ринг»,
    «Что? Где? Когда?», «Счастливый
    случай», «Самый умны», «Умники и умницы»,
    где командам – участникам предлагаются выдержки
    из произведения, с целью определить автора и название; можно
    подготовить вопросы по произведению или творчеству любого писателя,
    определенного темой игры (при этом
    вопросы могут готовить сами ученики).

Данные
мероприятия позволяют провести оценку кругозора, сферы интересов,
степень восприимчивости художественного текста учащимися, а так же
проследить динамику интеллектуального развития ребенка.

Описанный подход к развитию у
учащихся читательского
интереса позволяет более детально разработать некоторые стороны
изучения литературы
как в рамках школьного курса, так за его пределами. К положительным
момента предлагаемого подхода к повышению читательского интереса
можно отнести улучшение взаимодействия учителя и учащихся.

Подход гибко вписывается в рамки
устоявшихся методик и не требует каких-либо
изменений учебных программ и учебных планов. Практическая реализация
предложенных приемов показывает значительный рост интереса учащихся к
литературным произведениям, активизации мыслительной деятельности и
как следствие общий рост эстетического и интеллектуального
образования.

Литература:
  1. Вьюшкова Л.Н. Развитие чувства
    юмора при обучении школьников чтению. //Р.
    я. в
    шк. — 1996,№5.-С.21-28
  2. Гиткартс Д.А. Литература в современной школе. — С. —
    Пб.: Гос. ун-та, — 1996 г. — С. 30.
  3. Ипполитова Н.А. Развитие речи
    школьников в процессе обучения чтению. //Р. я. в шк. — 1997,
    №1.-С.11-19
  4. Ипполитова Н.А. Обучение
    школьников разным видам чтения. Ознакомительное чтение. //Р.
    я. в шк. — 1998, №2. -С.9-14
  5. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. — М.. 1982
    г.- С.52
  6. Санников В.3. Языки юмор.//Р. яз.-1997, №12-С.5-12
  7. Суворова Е.В. Душа поэта и теория литературы. //Лит-ра.
    — 1997, №26.- С. 14
  8. Чернышев В.И. Избранные труды. —
    Т. 1.М., 1970.- С.519
  9. Там же Т.2.- С.120

Основные термины (генерируются автоматически): произведение, пословица, учащийся, читательский интерес, школьник, мой взгляд, поговорка, чтение, литературное произведение, литературный анекдот.

Одной из самых острых и трудноразрешимых
проблем является потеря детьми интереса к
чтению. Это комплексная проблема, возникновение
которой имеет две базовые причины.

Во-первых, на глазах одного поколения коренным
образом меняется информационная культура
человечества. Полимодальные мультимедийные
формы хранения, представления и восприятия
информации вытесняют традиционное чтение.

Не дети уходят из книжной цивилизации, а
книжная цивилизация освобождает часть
пространства для цивилизации экранной.

Вторая базовая причина поставленной проблемы
кроется в характере психофизиологической модели
чтения, которая вырабатывается существующим
аналитико-синтетическим методом обучения. В
массовом обучении метод даёт такую
психофизиологическую модель чтения, которая
становится для большинства детей препятствием
на пути к эффективному чтению.

Испокон века книга растит человека. Книга для
детей – это неотъемлемая часть единого
художественно-исторического процесса
национальной культуры и одновременно
своеобразная субкультура Детства. Включить в
этот процесс современных детей – значит помочь
им вырасти настоящими людьми, эстетически
грамотными и увлеченными читателями.

Правильно организованный процесс чтения
включает в себя труд и творчество читателя:
читая, он активно реагирует на поступки героев,
дает им оценку, соотносит, сравнивает со своими
поступками и действиями, воссоздаёт их в своем
воображении, участвуя в сотворчестве.

Соприкасаясь с творчеством поэтов и писателей,
приобщаясь к великим произведениям, школьники
учатся любить и понимать прочитанное. А любовь к
чтению – это начало развития своих литературных
способностей.

Как сделать так, чтобы ученики всей душой
полюбили чтение? Как научить детей думать,
рассуждать? Когда ребенок откажется от просмотра
мультфильма, а отдаст предпочтение книге? Только
тогда, когда он будет жить вместе с героями не
определённый момент, а в течение длительного
периода, сопереживать в трудностях и неудачах,
радоваться в счастливые моменты. Ни для кого не
секрет, что сегодня все большее количество детей
вырастает, так и не взяв в руки книгу. Их
литературный опыт в этом случае ограничивается
рассказами из Букваря и хрестоматий, комиксами,
журналами для наклеек, а впоследствии – вялыми и
малопродуктивными попытками освоить
произведения школьной программы в сокращенном
изображении.

Как же следует относиться к этой ситуации? И что
предпринимать при наличии желания её изменить?
Бороться? Заставлять? Уговаривать? Или опустить
руки и смириться с тем, что телевизор, “видик” и
компьютер заменили книгу многим детям,
вступившим в жизнь в третьем тысячелетии?

Мне кажется, что к сложившемуся положению вещей
имеет смысл применять не тотальный, а
дифференцированный подход. С одной стороны,
имеет место тот несомненный факт, что большая
часть накопленного человечеством культурного
наследия существует сегодня именно в виде книг, а
не в виде кинофильмов, компьютерных программ или
каких-нибудь информационных кристаллов,
знакомых нам по научной фантастике 60-х годов. А с
другой стороны, многие ли из сегодня живущих
людей регулярно, по собственной воле обращаются
к этому самому наследию? Многие ли сегодня читают
Апулея, книги “Хождение по мукам” А.Толстого,
“Тимур и его команда” А.Гайдара, рассказы А
Алексина? Можно рассуждать на тему о том, что
Шекспир и Пушкин – вечны, но многие ли из нас в
своей обыденной жизни часто ориентируются на
вечность?

В каждый исторический момент одна (большая)
часть литературных трудов предыдущего поколения
предается полному и окончательному забвению,
часть переходит в ранг “литературного
наследия”, интересного лишь специалистам и
немногочисленной группе ценителей, а некие
уникальные и непредсказуемые единицы частично
или полностью входят в плоть и кровь последующих
поколений на правах “вечных” истин. Это
нормальный и вроде бы никем и никогда не
осуждаемый и даже не обсуждаемый процесс.

Литература советского периода “ушла” почти
полностью. И едва ли не самыми быстрыми шагами
удалилась литература детская. Научившись читать
самостоятельно и свободно, ребёнок оказывается
перед собственным выбором: читать или не читать?
Что же предлагает ему сегодняшний мир и что может
повлиять на сегодняшний выбор. Во-первых, ребенку
читали родители. И дело здесь даже не в
абсолютном литературном качестве прочитанных в
дошкольном детстве произведений и не в их
количестве, а в той плотности информационного
потока, который представляется ребенку
оптимальным, легко воспринимаемым. Во-вторых, это
тот ассортимент, который предлагает сегодня
книжный рынок для детей младшего школьного
возраста. На первый взгляд он необыкновенно
широк и пёстр и вроде бы способен обслужить любые
вкусы и уровни интеллектуального и возрастного
развития. Но при более внимательном рассмотрении
обнаруживаются некоторые особенности рынка.
Одна из них – обилие разнообразнейших, прекрасно
изданных, но абсолютно безэмоциональных,
претендующих на какую-то неясную объективность
энциклопедий.

В-третьих, в наличии имеется масса полукниг,
полужурналов с играми, наклейками,
запоминающимися персонажами и сопровождающими
все это текстами, литературный уровень которых
колеблется от просто плохого до откровенно
низкого. Вся эта продукция охотно покупается и
читается потребителями мультиков и
телевизионных игр. Общение с книгой в этом
случае, несомненно, имеется, но это опять же
общение не столько со смысловым, сколько с
визуальным рядом данной продукции.

У некоторых детей потребность в книге
формируется и при полном отсутствии
героев-современников. Они читают детские
детективы и детскую фантастику. Когда подрастут
такие дети, будут читать взрослые детективы и
взрослую фантастику. Взгляните на рынок
“взрослой” литературы. Он растит своего
читателя, который будет до следующего витка
спирали потреблять все новых русских и нерусских
киллеров и антикиллеров. Немногочисленные
знатоки по-прежнему будут смаковать всякое (и
советское) “литературное наследие”, школа будет
героически и безнадёжно преподавать “вечные
истины” (меняющиеся вместе со временем), а дети и
взрослые будут смотреть телевизор, пользоваться
компьютером и читать книги. Вы уверены, что
чтение детективов и фантастики полезнее, чем
работа в Интернете или просмотр видеофильмов? И я
не уверена.

И может быть, вскоре родится новая детская
литература, которая создаст новых героев,
близких и понятных сегодняшним подросшим
дошколятам. И через поиски и находки, ошибки и
мечты этих героев наши дети сумеют войти во
вселенную книги таким же массовым порядком, как и
их родители, бабушки и дедушки “самой читающей в
мире” страны, которым для того, чтобы купить
любую приличную книгу, нужно было иметь
знакомства или сдать 15кг макулатуры.

Учитель, прежде всего, должен вспомнить
собственный детский читательский опыт,
отрефлексировать его и, опираясь на него,
предлагать своих любимых авторов и произведения,
чтобы не прерывалась связь времён. Разрыв между
реальным чтением детей и тем лучшим, чем
зачитывался будущий учитель в детстве, не так уж
велик – это мировая детская литература, каковой
она стала лишь в 20 веке. Только так, на общей
платформе любви к детской книге, только когда
дети увидят во взрослом человеке неподдельный
интерес и знание их любимых книг, может
состояться увлекательный диалог учителя с
классом. Зная читательские интересы детей, мы
вводим их любимые жанры в новом художественном
исполнении, новые авторские имена – тех же
создателей детективов и страшилок, но в лучших
образцах этого жанра, новые весёлые рассказы и
игровые стихи, повести-сказки, жанр фантазии,
книги о природе и животных.

Моя задача – показать, как надо искать среди
моря книг интересных современных авторов,
узнавать их имена. Моя цель одна: мне надо, чтобы
каждый ребёнок вырастал человеком и становился
самим собой. Только в этом случае он будет
отдавать обществу все, чем одарен от природы.
Только в этом случае он будет радоваться жизни
сам и радовать всех, кто его окружает, потому что
в меру своих сил будет способствовать улучшению
окружающей жизни, которую любит и хочет сделать
лучше.

На уроках чтения в начальной школе, если они
рассчитаны на обучение, воспитание и развитие
учащихся, я учу детей думанью над тем, что и зачем
им как драгоценное наследство оставили в
закодированных письменных знаках жившие до них
мудрецы – думавшие о них, любившие их, желавшие
им добра и очень надеявшиеся на то, что познав
опыт своих предшественников, дети станут добрее,
мудрее и счастливее. Я обязательно учу детей
видеть своих наставников и благодетелей ни
где-нибудь, а в книгах, ими, этими
доброжелателями, написанными; учу слышать речь
каждого из них, обращённую к каждому из нас,
читателей; учу ребёнка узнавать среди массы
возможных собеседников тех, кто нужен именно ему
и именно сейчас. Поэтому на уроках чтения я
обязана учить детей не просто читать, а читать
книги, исповеди тех, кто их создал для нас, те
исповеди, без которых нам не сдвинуться ни на шаг
вперёд – ни в познании самих себя, ни в
преобразовании мира. Многие дети сказали спасибо
за то, что я вовремя ввела их, обучив читать книги,
в круг достойных собеседников и помогла
правильно определить свою судьбу. Каждому
учителю хочется иметь в классе думающих,
отзывчивых, внимательных друг к другу и к
окружающим учеников. Но в жизни, к сожалению,
получается не совсем так. Для меня уроки чтения –
это возможность помочь каждому ребёнку узнать
самого себя, окружающий мир, научиться думать.
Умение читать – это творческое общение с детской
книгой, т.е. с теми мудрецами и художниками слова,
чей опыт представляет огромную ценность для
формирования человеческой личности, особенно
личности ребёнка. На уроках чтения я учу детей
чтению-общению, чтобы они как можно скорее
научились читать – думать, читать – чувствовать,
читать – жить.

В 2006-2007 учебном году я принимала детей в первый
класс и невольно сравнивала современных
первоклассников с теми, которых мне уже пришлось
учить. Нет сомнения, что эти ребята очень
отличаются не только от своих сверстников конца
80-х годов прошлого века, но и от тех, которые
поступали в первый класс четыре года назад. Но
все они воспринимали поступление в школу как
совершенно новый и очень значимый этап в жизни.
Всё в школе и в учителе им было интересно. А
сегодня я впервые встретилась с тем, что ни один,
а более половины принятых мною в первый класс
детей вполне осознанно, правда в разных
выражениях, при первом же знакомстве сказали мне,
что книг они не знают, да и знать не хотят, потому
что “чтение – это скучное занятие”, “мне это
неинтересно”, “я не люблю не только слушать,
когда мне читают, но и рассматривать картинки в
книгах…”. Отношение ребёнка к чтению книги –
это и база, и показатель успешности его развития
как личности в процессе его обучения. Ведь хочет
и любит читать только тот, у кого развито
воображение и чувства, кто за “мёртвой буквой”,
напрягаясь и включая своё воображение, видит
яркие образы, переживания; у кого за каждым
словом, каждой фразой стоят живые, а точнее,
оживляемые им же, читателем, знания и
переживания. А у моих первоклассников умение
сосредоточиться на окружающем их мире, желание
всмотреться в него, вдуматься или совсем
неразвито, или развито крайне слабо. Я проверила
знают ли дети доступные им книги, которые “уже не
любят”. Помнят ли прочитанные им дома или в
детском саду произведения? Только Староверова
Лиза назвала известного ей писателя Пушкина А.С.
и множество русских народных сказок. Таких
скудных представлений о доступном круге чтения и
столь несформированного читательского
кругозора при изобилии детских книг я прежде
никогда не встречала. Думаю, что во многом
виноваты родители, которым дети как бы не нужны и
у которых нет времени или желания заниматься с
собственным ребенком. Виноваты и книгоиздатели,
выпускающие книги, где вместо иллюстраций,
заставляющих ребенка вглядываться в рисунки,
запоминать их, спрашивать о непонятном, сплошные
цветные пятна, что делает все книги “на одно
лицо”, утомительное и надоедливое. Ну а что
делать мне, учителю? Как выводить детей из
эмоционально-нравственного тупика,
спровоцированного заполнением свободного
времени просмотром мультиков и компьютерными
играми, где ни о чем думать не надо, а можно просто
сидеть и наблюдать за тем, что “там” происходит.
С первых дней обучения в первом классе я стала
приучать ребят видеть в книге собеседника, с
которым можно разговаривать – без помощи
взрослого, самому, — даже не умея читать, но,
научившись всматриваться и вдумываться в то, что
видишь, взяв книгу в руки. Стала учить своих
первоклашек тому, чему они пока не были обучены:
разгадывая загадки, предлагаемые книгами,
вглядываться, вдумываться, выстраивать догадки,
а затем с нетерпением ждать подтверждения или
опровержения этим догадкам, обращаясь
непосредственно к тексту книги, т.е. к их чтению.
На первых порах текст читала им я, но очень скоро
они всей душой захотели делать это сами. Так
уроки обучения грамоте стали органической
частью обучения первоклассников чтению книг –
занятию для детей с каждым днем все более
интересному и желанному.

А самостоятельный выбор книг, их узнавание,
разграничение и чтение (не для отметки, а для
удовлетворения возникшего к книге интереса) сами
делали своё дело: у детей расширялся словарный
запас, развивалась память, они учились
представлять прочитанное в образах, звуках,
красках, думать о том, что рассказала книга,
выделять книги особенно и не особенно
интересные, а значит, невольно узнавать себя и
думать о себе – своих интересах, способностях и
возможностях. Мне оставалось их только
направлять и ободрять.

Книга – место хранения и передачи опыта, книга
– новый, художественный мир, он есть, он
существует! И писатель сам откроет нам этот мир,
если научить учащихся самостоятельной и
разумной беседе с книгой. Но выбор книги, которая
заговорит с детьми и откроет им мир человеческих
отношений, — непростое дело. Это особенно трудно в
ситуации, когда упущено время, когда речь идет о
переучивании школьников, поскольку роль
собеседника “за книгу” всё время выполняла я,
учитель.

Литература.

1. Методические пособия серии “Обучение чтению:
современные технологии”:

  • Н.Н.Светловская. Как помочь детям, которые не
    хотят учиться читать. 2005 год.
  • Л.А.Павлова. Как формировать у младших
    школьников полноценный навык чтения. 2004 год.

2. Обучение детей чтению: Детская книга и
детское чтение. М.: Изд. Центр “Академия”, 1999 год.

3. Обучение детей чтению: Практическая методика.
М.: Изд. Центр “Академия”, 2001 год.

4. Н.Н.Светловская. Теория методики обучения
чтению. М., 1998 год.

5. Т.Г.Егоров. Очерки психологии обучения детей
чтению. М., 1988 год.

6. Н.Д.Молдавская. Литературное развитие
школьников в процессе обучения. М., 1976 год.

7. М.И.Оморокова. Совершенствование чтения
младших школьников. М., 1997 год.

Приложение 1

Приложение 2

  • Профилакторий лесная сказка первоуральск
  • Прочитав рассказ каждый поймет его основную мысль
  • Профилактики или профилактике как пишется
  • Профилактика сезонных заболеваний сочинение
  • Прочитав доклад как пишется