Прочтите отрывок из сочинений в о ключевского и определите о ком идет речь

Контрольная работа по теме «Россия в 18 веке» с ответами

Часть  1.

1. Создание Святейшего Синода привело к

1) церковному расколу                                  2) подчинение церкви государству

3) усилению самостоятельности церкви     4) секуляризации церковных земель.

2. Ассамблеями называли:

1) собрания-балы при Петре I       2) заседания правительства в XVII веке

3) съезды представителей сословий в XVI веке

4) совместные заседания  Земского собора и Боярской думы.

3. Прочтите отрывок из сочинений В.О. Ключевского и определите, о ком идёт речь

«Человек тёмного происхождения, «породы самой низкой, ниже шляхетства», по выражению князя Б. Куракина, едва умевший расписаться в получении жалованья и нарисовать своё имя и фамилию, почти сверстник Петра I, сотоварищ его воинских потех в Преображенском и корабельных занятиях на голландских верфях, он, по отзову того же Б. Куракина, в милости у царя « до такого градуса дошёл, что всё государство правил, почитай, и был такой силы фаворит, что разве только в римских гисториях находят».     1) Меншиков      2) Бирон    3) Шувалов    4) Потёмкин  

4. Разрыв «Кондиций», засилье немцев при дворе относится к правлению

1)  Екатерины I  2) Анны Иоановны   3) Елизаветы Петровны   4) Екатерины II  

5. Эпохой дворцовых переворотов называют период:

1) 1725-1801гг.   2) 1725-1762гг.   3) 1727- 1761гг.   4) 1730-1801гг.

6. В разделах Польши Россия участвовала наряду:

1) с Англией     2) с Пруссией   3) с Францией      4) со Швецией

7. Указ 1714 года о единонаследии определял:

1) новый порядок наследования царского престола

2) порядок замещения высших государственных постов

3) новый порядок наследования недвижимости дворянами    4) отмену местничества.

8. Лицо, руководившее государством в случае малолетства или болезни монарха, называлось в XVIII веке: 1) фаворитом    2) кесарем    3) регентом   4) опричником.                            
9. Что из названного относится к предпосылкам дворцовых переворотов? 
1) Прекращение деятельности земских соборов 
2) Создание прокуратуры  3) Ликвидация патриаршества в России 
4) Изменение традиционной системы престолонаследия 
10. Какую меру предусматривали кондиции, предложенные Верховным тайным советом Анне Иоанновне?   1) Реформу Сената   2) Создание Государственного совета 
3) Создание Святейшего Синода  4) Ограничение власти императрицы 
11. Как называлась политика Петра I, направленная на поощрение развития отечественного мануфактурного производства, защиту интересов русских купцов от иностранных конкурентов?      1) Протекционизм  2) Благотворительность 
3) Секуляризация  4) Просвещенный абсолютизм 
12. Прочтите отрывок и укажите органы власти, название которых пропущено: 
«.. Всемилостивейший наш государь, по примерам других христианских областей, всемилостивейшие намерение восприятии изволил, ради порядочного управления государственных своих дел … следующие к тому потребные и надлежащие _______ учредить. А именно: иностранных дел, камерц, юстиц, ревизион, воинская, адмиралтейская, камерц, штатс-контор, Берг и мануфактур …» 1) Приказы  2) Министерства  3) Коллегии 4) Комиссии 
13. Какое из названных событий произошло раньше всех других? 
1) Подписание Ништадского мира 2) Основание Санкт – Петербурга 
3) Великое посольство Петра      4) «Нарвская конфузия» 

14. В результате проведения военной реформы в первой четверти XVIII века комплектование войска стало осуществляться на основе 
1) Создания полков иноземного строя 2) Набора рекрутов 
3) Набора стрельцов  4) Создания дворянского ополчения 
15. Какой основной принцип был положен в основу «Табели о рангах»? 
1) Родовитость 2) Возрастной ценз 3) Личная выслуга 4) Имущественный ценз 
16. Когда была крестьянская война под предводительством Е. Пугачева?                                                         а) 1) 1770-1775гг.   2) 1773-1775гг.  3)  1773-1774гг.

Часть 2.

  1. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите имя ученого, о котором идет речь. 
    «Блестящее выступление ученого на публичном собрании Академии в 1749 году с «Похвальным словом» Елизавете Петровне произвело впечатление на императрицу, которая в августе 1750 года приняла его в Царском Селе, а полугодом позже пожаловала чином коллежского советника с окладом 1200 рублей в год. У него появился влиятельный покровитель в лице фаворита Елизаветы Петровны Ивана Ивановича Шувалова. Именно ему ученый сумел внушить мысль о необходимости создания в Москве университета. Он составил подробный план организации университета». 
  2.  Прочтите отрывок и назовите имя человека (с «порядковым номером»), к которому относится эта характеристика.

«Этот человек наизнанку, у которого спутались понятия добра и зла, вступил на российский престол. Он и здесь сохранил всю узость и мелочность мыслей и интересов, в которых был воспитан и вырос. Ум его, голштински-тесный, никак не мог расшириться в географическую меру нечаянно доставшейся ему беспредельной империи».

  1. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы.

«Вышла государыня в залу; стоя под балдахином, впустить просителей и прошение их прочесть повелела… Потом произнесла краткую речь в такой силе: что хотя весьма тяжёлые поданы ей были царствования договоры, однако же, веруя, как ей докладывано, что оные от всех чинов и от всего российского народа требуются, для любви отечества своего подписала. А понеже ныне известно является, что лжею и лестью сделан ей обман, того ради оные договоры… уничтожает. И то сказав, тотчас упомянутое письмо, до руки её поданное, разодрала и на землю бросила».

А) Определите время и место событий, укажите главное действующее лицо.

Б) Укажите общепринятое название упомянутого в тексте документа, охарактеризуйте его содержание.

4. Установите соответствие между деятелем русской истории и тем, в каком родстве он состоял с Петром  При записи ответа сохраняйте последовательность первого столбика.

Деятель

Родство

1. Екатерина I

А. Племянница

2. Екатерина II

Б. Первая жена

3. Анна Иоановна

В. Вторая жена

4. Елизавета

Г. Жена внука

Д. Дочь

Часть 3.

1.Выдающимися архитекторами XVIII в. были

1) Дмитрий Фонвизин, Гавриил Державин  2) Матвей Казаков, Василий Баженов
3) Владимир Боровиковский, Фёдор Рокотов  4) Иван Кулибин, Иван Ползунов

2. Кто из деятелей культуры считается основателем русского профессионального театра?

1) Д. И. Фонвизин 2) В. К. Тредиаковский  3) Ф. Г. Волков  4) М. В. Ломоносов

3. С кем из названных лиц связано создание Московского университета?

1) М. В. Ломоносовым и И. И. Шуваловым  2) Н. И. Новиковым и Екатериной II
3) Ф. Прокоповичем и Петром I  4) А. Т. Болотовым и Е. Р. Дашковой

4. Прочтите отрывок из книги и укажите её автора.

«Три воинских искусства. Первое — глазомер: как в лагере стать, как идти, где атаковать, гнать и бить. Второе — быстрота… Третье — натиск… Богатыри! Неприятель от вас дрожит!»

1) Пётр I     2) А. Д. Меншиков   3) А. В. Суворов   4) П. А. Румянцев

5.  Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите монарха, о котором идёт речь.

«Диапазон деятельности был широк и разнообразен; от сочинения детских сказок для внуков до составления «Наказа» Уложенной комиссии, от проведения губернской реформы до строительства роскошных дворцов в Царском Селе и столице Империи, от рескриптов генералам и фельдмаршалам с указаниями, как им вести военные действия, до написания комедий и исторических сочинений, от собирания библиотеки и коллекций картин и раритетов до правительственных указов…»

1) Пётр I   2) Екатерина II    3) Александр I   4) Елизавета Петровна

6. Прочтите отрывок из записок Л. Ф. Сепора и укажите правителя, к царствованию которого относятся описанные в нём внешнеполитические события.

«Удивленная Европа видела, как русский флот прошел через океан и Средиземное море, …возвестил грекам свободу и взорвал мусульманский флот в Чесменском заливе; наконец, великий визирь был осажден Румянцевым в Шумле, и тень Петра Великого отомщена. Султан, побежденный и принужденный согласиться на постыдный мир, уступил русским <…> Азов, Таганрог, дозволил им свободное плавание по Чёрному морю и признал независимость Крыма». 1) Елизавета Петровна    2) Екатерина II   3) Павел I   4) Александр I

7. Что из названного было следствием проводившейся в России в XVIII в. секуляризации?

1) проведение реформы церковного богослужения
2) обращение церковной собственности в государственную
3) отделением школы от церкви  4) создание Святейшего Синода

8. Принятая в 1785 г. «Жалованная грамота городам» была направлена на

1) введение системы городского самоуправления
2) создание в городах магистратов  3) ликвидацию «белых слобод» 4) учреждение коллегий

9. Какие три из перечисленных понятий, терминов связаны с преобразовательной деятельностью Петра I? Запишите номера, под которыми они указаны, в ответ.    1) «Табель о рангах»     2) Соборное уложение  3) рекрутчина4) губернии  5) бироновщина   6) земщина

  1. Выберите из списка три события, относящиеся к истории XVIII в., и запишите номера, под которыми они указаны, в таблицу.  1) битва при Кунерсдорфе  2) принятие Соборного уложения   3) Синопское сражение   4) учреждение Государственного совета

5) созыв Уложенной комиссии    6) присоединение к России Крыма

11. Какие три из перечисленных сражений относятся к русско-турецким войнам второй половины XVIII в.? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) штурм крепости Измаил    2) сражение у деревни Лесная

3) морское сражение у острова Гренгам   4) морское сражение у мыса Гангут

5) Чесменское морское сражение     6) сражение на реке Рымник

  1. Установите соответствие между историческими деятелями и событиями.

ДЕЯТЕЛИ

СОБЫТИЯ

А) Дмитрий Пожарский

Б) Елизавета Петровна

В) Пётр I

Г) Екатерина II      

1) созыв Уложенной комиссии

2) освобождение Москвы от интервентов

3) дворцовый переворот 1741 г.

4) Указ о трёхдневной барщине

5) Северная война

13. Ниже приведен ряд имен видных государственных деятелей. Все они, за исключением одного, относятся к XVIII в. Найдите и запишите имя государственного деятеля, не относящегося к данному периоду.   А. Д. Меншиков, Г. А. Потемкин, П. И. Шувалов, П. Я. Румянцев, Н. Н. Новосильцев

14. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям XVIII в. Найдите и запишите термин, относящийся к другому историческому периоду.       Коллегии, фискал, бироновщина, земская управа, ассамблея.

Часть 4.

  1. Рассмотрите схему и выполните задания

http://hist.reshuege.ru/get_file?id=8326

А) Назовите монарха, в чьё правление шла война, события которой обозначены на данной схеме.                             Б) Напишите название государства, которое было основным противником России в войне, события которой изображены на данной схеме.

  1.  Рассмотрите схему и выполните задания

А)  Напишите фамилию полководца, который руководил российскими войсками в сражениях, обозначенных на схеме.

Б) Укажите название крепости, указанной на схеме цифрой «2», взятие которой русскими войсками стало важным событием этой войны

http://hist.reshuege.ru/get_file?id=11144

В) Какие суждения» относящиеся к войне, которой посвящена схема, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) война велась с Турецкой империей

2) правительницей России в года войны была Елизавета Петровна

3) закончивший войну мир был заключен в городе, обозначенном на карте под цифрой «4»

4) в ходе войны русские войска прославились штурмом турецкой крепости, считавшейся в Европе неприступной

5) в результате этой войны Северное Причерноморье окончательно вошло в состав Российской империи

6) во время данной войны произошло последнее крупное сражение парусного флота — Синопский бой

  1. Рассмотрите схему и выполните задания

http://hist.reshuege.ru/get_file?id=8316

А) Напишите название войны, события которой обозначены на данной схеме.

Б) Напишите имя российского монарха, в годы правления которого шла война, события которой обозначены на данной схеме.

Ответы:

Часть 1.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

2

1

1

2

2

2

3

3

4

4

1

3

3

2

3

2

Часть 2.

1

Ломоносов М.В.

2

Пётр III

3

Анна Иоанновна; кондиции

4

1В   2Г     3А      4Д

Часть 3.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

2

3

1

3

2

2

1

1

134

156

156

А2 Б3 В5

 Г1

Новосильцев

Земская управа

Часть 4.

1

А) Екатерина II;      б) Османская империя 1768-1774 гг.

2

А) Суворов  (Очаков, Фокшаны);  б) Измаил;   в)  145

3

А) северная война;  б) Пётр I

Сайты, меню, вход, новости

Всего: 30    1–20 | 21–30

Добавить в вариант

Прочтите отрывок из сочинения В. О. Ключевского.

«Ни в каком другом краю Древней Руси не встретим такого счастливого подбора условий, благоприятных для широкого развития политической жизни. [Город] рано освободился от давления княжеской власти и стал в стороне от княжеских усобиц и половецких разбоев, не испытал непосредственного гнета и страха татарского, в глаза не видал ордынского баскака, был экономическим и политическим центром громадной промышленной области, рано вступил в деятельные торговые сношения и мог вступить в тесные культурные связи с европейским Западом, был несколько веков торговым посредником между этим Западом и азиатским Востоком. Дух свободы и предприимчивости, политическое сознание «мужей вольных» <…> − нигде более в Древней Руси не соединялось столько материальных и духовных средств, чтобы воспитать в обществе эти качества, необходимые для устроения крепкого и справедливого общественного порядка <…>».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1)  упомянутый в тексте город  — Владимир

2)  особенностью политической жизни этого города было широкое самоуправление

3)  автор считает, что особенности развития данного города были связаны, в том числе, с отдалённостью от Великой степи

4)  город, которому посвящён текст, был присоединён к Москве в XV в.

5)  В. О. Ключевский отмечает слабое развитие торговых отношений в городе

6)  город, которому посвящён текст, был разрушен в годы нашествия Батыя


Задания Д7 № 434

Какие три из перечисленных исторических личностей были историками? Соответствующие цифры запишите в ответ.

1)  С. М. Соловьёв

2)  М. Н. Ермолова

3)  А. А. Ханжонков

4)  В. О. Ключевский

5)  С. П. Дягилев

6)  Н. М. Карамзин


Установите соответствие между деятелями культуры и, науки России XIX в. и сферами их деятельности.

ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ И НАУКИ

A)  В. О. Ключевский

Б)  М. П. Мусоргский

B)  Д. И. Менделеев

Г)  И. Е. Репин

СФЕРЫ

1)  архитектура

2)  история

3)  музыка

4)  живопись

5)  химия

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:


Задания Д12 № 619

Кто из названных лиц был известным русским историком в XVIII в.?

1)  В. В. Татищев

2)  С. М. Соловьёв

3)  В. О. Ключевский

4)  К. Д. Кавелин


На лекции какого профессора в 1880-е  — 1900-е гг. собирались студенты разных факультетов Московского университета, а также стремилась проникнуть интересующаяся российской историей публика?

1)  К. А. Тимирязева

2)  В. И. Вернадского

3)  В. О. Ключевского

4)  В. В. Докучаева


Укажите, в каком ряду представлены театральные режиссеры первой половины XX в.

1)  B. C. Соловьёв и Н. А. Бердяев

2)  В. Э. Мейерхольд и Е. Б. Вахтангов

3)  В. О. Ключевский и Е. В. Тарле

4)  И. П. Павлов и И. И. Мечников


Василий Осипович Ключевский был крупнейшим российским

1)  биологом

2)  химиком

3)  историком

4)  математиком


Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)  «Лицом, во имя которого было предпринято движение, стала императрица, успевшая приобрести широкую популярность, особенно в гвардейских полках. Император дурно жил с женой, грозил развестись с ней и даже заточить в монастырь, а на её место поставить близкую ему особу, племянницу канцлера графа Воронцова. [Императрица] долго держалась в стороне, терпеливо перенося своё положение и не входя в прямые сношения с недовольными».

Б)  «В дни великой борьбы с внешним врагом, стремящимся почти три года поработить нашу Родину, Господу Богу угодно было ниспослать России новое тяжкое испытание. Начавшиеся внутренние народные волнения грозят бедственно отразиться на дальнейшем ведении упорной войны. Судьба России, честь геройской нашей армии, благо народа, всё будущее дорогого нашего Отечества требуют доведения войны во что бы то ни стало до победного конца. Жестокий враг напрягает последние силы, и уже близок час, когда доблестная армия наша совместно со славными нашими союзниками сможет окончательно сломить врага. В эти решительные дни в жизни России почли мы долгом совести облегчить народу нашему тесное единение и сплочение всех сил народных для скорейшего достижения победы и в согласии с Государственной думою признали мы за благо отречься от престола государства Российского и сложить с себя верховную власть».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1)  Данный текст был написан В. О. Ключевским.

2)  Данный отрывок из манифеста относится к 1917 г.

3)  Текст был написан перед началом Второй мировой войны.

4)  В данном отрывке речь идет о Первой мировой войне.

5)  Современником описываемых событий был Л. Н. Толстой.

6)  Описываемые события повествуют об императоре, впоследствии свергнутым в результате дворцового переворота.


Задания Д8 № 225

Прочтите отрывок из сочинения историка В. О. Ключевского и назовите императора, о котором говорится в отрывке.

«Император… не готовился и не желал царствовать. Принуждённый царствовать, он шёл к неожиданному и нежеланному престолу сквозь ряды мятежных войск… Смута 14 декабря рассматривалась как тяжкое нарушение воинской дисциплины, происшедшее от ложного направления умов. Посему упрочение дисциплины и надёжное воспитание умов должны были стать ближайшими и важнейшими внутренними задачами царствования… Время этого императора  — эпоха крайнего самоутверждения русской самодержавной власти…»

1)  Николай I

2)  Александр III

3)  Николай II

4)  Александр II


Задания Д4 № 260

Прочтите отрывок из сочинения историка В. О. Ключевского и укажите, о каком князе идёт речь.

«Молодость (умер в 39 лет), исключительные обстоятельства, с 11 лет посадившие его на боевого коня, четырёхсторонняя борьба с Тверью, Литвой, Рязанью и Ордой, наполнявшая шумом и тревогами его 30-летнее княжение, и более всего великое побоище на Дону положили на него яркий отблеск Александра Невского».

1)  Ярослав Мудрый

2)  Дмитрий Иванович

3)  Мстислав Удалой

4)  Даниил Александрович


Задания Д24 C4 № 293

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке,

на период дворцовых переворотов в России в XVIII в.

Ряд историков (В. О. Ключевский, С. М. Соловьёв, С. Ф. Платонов и др.) рассматривали период дворцовых переворотов как значительный шаг назад в развитии государственности.

Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента, опровергающих её. Укажите, какие из приведённых Вами аргументов подтверждают данную точку зрения, а какие опровергают её.

Ответ запишите в следующем виде. Аргументы в подтверждение:

1)…

2)…

Аргументы в опровержение:

1)…

2)…


Задания Д11 № 342

Прочтите отрывок из сочинения В. О. Ключевского и укажите даты событий, о которых идёт речь.

«Рядом походов… были почти завоёваны сначала ханство Кокандское, потом Бухарское… Рядом походов, начатых <позже> под начальством генерал-губернатора Ташкентского Кауфмана и законченных текинской экспедицией Скобелева… завоёвана была и Хива. Таким образом, юго-восточные границы России само собой дошли до могущественных естественных преград. Такими преградами являются: хребты Гинду-куш, Тянь-Шань, Афганистан, Английская Индия и Китай».

1)  1800—1810-е гг.

2)  1830—1840-е гг.

3)  1860—1880-е гг.

4)  1890—1900-е гг.


Задания Д4 № 572

Прочтите отрывок из сочинения историка В. О. Ключевского и укажите имя князя» о котором идёт речь.

«Поручение собирать ордынскую дань со многих, если только не со всех князей и доставлять её в Орду (он) получил… когда стал великим князем владимирским. Это полномочие послужило в руках великого князя могучим орудием политического объединения удельной Руси. Не охотник и не мастер бить свою братию мечом, московский князь получил возможность бить её рублем».

1)  Даниил Александрович

2)  Иван Калита

3)  Иван III

4)  Иван IV


Задания Д4 № 650

Прочтите отрывок из сочинения В. О. Ключевского и укажите, о каких исторических событиях идет речь.

«Страна представляла собой зрелище полного видимого разрушения. Поляки взяли Смоленск; польский отряд сжег Москву и укрепился за уцелевшими стенами Кремля и Китай-города; шведы заняли Новгород и выставили одного из своих королевичей кандидатом на московский престол…»

1)  Ливонской войне

2)  Смуте

3)  Введении опричнины

4)  Смоленской войне


Прочтите отрывок из сочинения В. О. Ключевского и укажите, о каких исторических событиях идёт речь.

«Страна представляла собой зрелище полного видимого разрушения. Поляки взяли Смоленск; польский отряд сжёг Москву и укрепился за уцелевшими стенами Кремля и Китай-города; шведы заняли Новгород и выставили одного из своих королевичей кандидатом на московский престол…»

1)  о Ливонской войне

2)  о Смуте

3)  о введении опричнины

4)  о Смоленской войне


Задания Д23 C3 № 2377

В.  О. Ключевский охарактеризовал XVII в. как «новый период русской истории». Объясните, в чём состояли важнейшие социально-экономические изменения (приведите три объяснения).


Прочтите отрывок из сочинения В. О. Ключевского и укажите князя, о котором идёт в нем речь.

«Начав княжение чуть не ребенком, мягкий и благодушный [князь], казалось, совсем не годился для боевой роли, какая ему была суждена. Не раз побитый, ограбленный и заточённый, наконец, ослеплённый, он, однако, вышел из 19-летней борьбы с приобретениями, которые далеко оставили за собою всё, что заработали продолжительными усилиями его отец и дед. Когда он вступал на спорный великокняжеский стол, московская вотчина была разделена на целый десяток уделов, а когда он писал свою духовную, вся эта вотчина была в его руках».

1)  Дмитрий Донской

2)  Василий Второй

3)  Иван Калита

4)  Иван Третий


Прочтите отрывок из сочинения историка В. О. Ключевского и назовите правителя, о котором идёт речь.

«Свержение ига устраняло политическое к тому препятствие, а брак с Софьей давал на то историческое оправдание: мог теперь считать себя единственным оставшимся в мире православным и независимым государем, какими были византийские императоры, и верховным властителем Руси. С конца XV в. на его печатях появляется византийский герб  — двуглавый орёл».

1)  Иван IV

2)  Иван III

3)  Борис Годунов

4)  Иван Калита


Прочтите отрывок из сочинения В. О. Ключевского и укажите, кто возглавлял группы спорящих, о которых идёт речь.

«В поднявшемся споре обозначились два направления монашества, исходившие из одного источника  — из мысли о необходимости преобразовать существующие монастыри. Общежитие прививалось в них очень туго; даже в тех из них, которые считались общежительными, общее житие разрушалось примесью особного. Одни хотели в корне преобразовать все монастыри на основе нестяжательности, освободив их от вотчин; другие надеялись исправить монастырскую жизнь восстановлением строгого общежития, которое примирило бы монастырское землевладение с монашеским отречением от всякой собственности».

1)  А. С. Хомяков и Т. Н. Грановский

2)  Нил Сорский и Иосиф Волоцкий

3)  Сергий Радонежский и митрополит Алексий

4)  Иван Грозный и Андрей Курбский


Прочтите отрывок из сочинения историка В. О. Ключевского.

«…внутренние затруднения правительства усиливались ещё глубокой переменой в настроении народа. Новой династии приходилось иметь дело с иным обществом, далеко не похожим на то, каким правили прежние цари. Тревоги Смутного времени разрушительно подействовали на политическую выправку этого общества; с воцарением новой династии в продолжение всего [века] все общественные состояния немолчно жалуются на свои бедствия, на своё обеднение, разорение, на злоупотребления властей, жалуются на то, отчего страдали и прежде, но о чём прежде терпеливо молчали. Недовольство становится и до конца века является господствующей нотой в настроении народных масс. Из бурь Смутного времени народ вышел гораздо впечатлительнее и раздражительнее…»

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1)  Описанная в тексте ситуация относится к семнадцатому веку.

2)  Историк отмечает в тексте благоприятные условия воцарения новой династии.

3)  Историк считает, что новизна ситуации заключалась в развитии чувства покорности и терпения у русского народа.

4)  Одним из «прежних царей», о которых говорится в тексте, был Иван Грозный.

5)  Первым представителем новой династии, о которой говорится в тексте, был царь Михаил Фёдорович.

6)  Одной из причин описанного в тексте положения народа были последствия реформ Петра I.

Всего: 30    1–20 | 21–30

logo

    • Предмет:

      История

    • Автор:

      cloecurtis525

    • Создано:

      2 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • algebra
    Алгебра

    3 минуты назад

    Назовите число фи

  • fizika
    Физика

    7 минут назад

    Помогите решить пожалуйста

  • matematika
    Математика

    13 минут назад

    Задача 5 класс

  • matematika
    Математика

    18 минут назад

    Математика, задача 5 класс

  • matematika
    Математика

    23 минут назад

    Математика, задачи на движение

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • fizika
    Физика

    7 минут назад

    Помогите решить пожалуйста

  • matematika
    Математика

    7 часов назад

    Дана последовательность букв фавыдовлыдяюфлчлиоыдсоыжф найдите в этой последовательности частоту

    А) буквы Д;Б)буквы Ф;В)буквы Ы;Г)буквы С

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20709

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    zlatikaziatik

    2620

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

Контрольная работа по теме «Россия в 18 веке» с ответами

Вариант 1.

1. Создание Святейшего Синода привело к

1) церковному расколу 2) подчинение церкви государству

3) усилению самостоятельности церкви 4) секуляризации церковных земель.

2. Ассамблеями называли:

1) собрания-балы при Петре I 2) заседания правительства в XVII веке

3) съезды представителей сословий в XVI веке

4) совместные заседания Земского собора и Боярской думы.

3. Прочтите отрывок из сочинений В.О. Ключевского и определите, о ком идёт речь

«Человек тёмного происхождения, «породы самой низкой, ниже шляхетства», по выражению князя Б. Куракина, едва умевший расписаться в получении жалованья и нарисовать своё имя и фамилию, почти сверстник Петра I, сотоварищ его воинских потех в Преображенском и корабельных занятиях на голландских верфях, он, по отзову того же Б. Куракина, в милости у царя « до такого градуса дошёл, что всё государство правил, почитай, и был такой силы фаворит, что разве только в римских гисториях находят». 1) Меншиков 2) Бирон 3) Шувалов 4) Потёмкин

4. Разрыв «Кондиций», засилье немцев при дворе относится к правлению

1) Екатерины I 2) Анны Иоановны 3) Елизаветы Петровны 4) Екатерины II

5. Эпохой дворцовых переворотов называют период:

1) 1725-1801гг. 2) 1725-1762гг. 3) 1727- 1761гг. 4) 1730-1801гг.

6. В разделах Польши Россия участвовала наряду:

1) с Англией 2) с Пруссией 3) с Францией 4) со Швецией

7. Указ 1714 года о единонаследии определял:

1) новый порядок наследования царского престола

2) порядок замещения высших государственных постов

3) новый порядок наследования недвижимости дворянами 4) отмену местничества.

8. Лицо, руководившее государством в случае малолетства или болезни монарха, называлось в XVIII веке: 1) фаворитом 2) кесарем 3) регентом 4) опричником.
9. Что из названного относится к предпосылкам дворцовых переворотов? 
1) Прекращение деятельности земских соборов 
2) Создание прокуратуры  3) Ликвидация патриаршества в России 
4) Изменение традиционной системы престолонаследия 
10. Какую меру предусматривали кондиции, предложенные Верховным тайным советом Анне Иоанновне?  1) Реформу Сената  2) Создание Государственного совета 
3) Создание Святейшего Синода  4) Ограничение власти императрицы 
11. Как называлась политика Петра I, направленная на поощрение развития отечественного мануфактурного производства, защиту интересов русских купцов от иностранных конкурентов?  1) Протекционизм  2) Благотворительность 
3) Секуляризация  4) Просвещенный абсолютизм 
12. Прочтите отрывок и укажите органы власти, название которых пропущено: 
«.. Всемилостивейший наш государь, по примерам других христианских областей, всемилостивейшие намерение восприятии изволил, ради порядочного управления государственных своих дел … следующие к тому потребные и надлежащие _______ учредить. А именно: иностранных дел, камерц, юстиц, ревизион, воинская, адмиралтейская, камерц, штатс-контор, Берг и мануфактур …» 1) Приказы  2) Министерства  3) Коллегии 4) Комиссии 
13. Какое из названных событий произошло раньше всех других? 
1) Подписание Ништадского мира 2) Основание Санкт – Петербурга 
3) Великое посольство Петра  4) «Нарвская конфузия» 

14. В результате проведения военной реформы в первой четверти XVIII века комплектование войска стало осуществляться на основе 
1) Создания полков иноземного строя 2) Набора рекрутов 
3) Набора стрельцов  4) Создания дворянского ополчения 
15. Какой основной принцип был положен в основу «Табели о рангах»? 
1) Родовитость 2) Возрастной ценз 3) Личная выслуга 4) Имущественный ценз 
16. Когда была крестьянская война под предводительством Е. Пугачева? а) 1) 1770-1775гг. 2) 1773-1775гг. 3) 1773-1774гг.

Вариант 2 (для тех, кто сдает ЕГЭ)

  1. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите имя ученого, о котором идет речь. 
    «Блестящее выступление ученого на публичном собрании Академии в 1749 году с «Похвальным словом» Елизавете Петровне произвело впечатление на императрицу, которая в августе 1750 года приняла его в Царском Селе, а полугодом позже пожаловала чином коллежского советника с окладом 1200 рублей в год. У него появился влиятельный покровитель в лице фаворита Елизаветы Петровны Ивана Ивановича Шувалова. Именно ему ученый сумел внушить мысль о необходимости создания в Москве университета. Он составил подробный план организации университета». 

  2. Прочтите отрывок и назовите имя человека (с «порядковым номером»), к которому относится эта характеристика.

«Этот человек наизнанку, у которого спутались понятия добра и зла, вступил на российский престол. Он и здесь сохранил всю узость и мелочность мыслей и интересов, в которых был воспитан и вырос. Ум его, голштински-тесный, никак не мог расшириться в географическую меру нечаянно доставшейся ему беспредельной империи».

  1. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы.

«Вышла государыня в залу; стоя под балдахином, впустить просителей и прошение их прочесть повелела… Потом произнесла краткую речь в такой силе: что хотя весьма тяжёлые поданы ей были царствования договоры, однако же, веруя, как ей докладывано, что оные от всех чинов и от всего российского народа требуются, для любви отечества своего подписала. А понеже ныне известно является, что лжею и лестью сделан ей обман, того ради оные договоры… уничтожает. И то сказав, тотчас упомянутое письмо, до руки её поданное, разодрала и на землю бросила».

А) Определите время и место событий, укажите главное действующее лицо.

Б) Укажите общепринятое название упомянутого в тексте документа, охарактеризуйте его содержание.

Часть 3.

1.Вы­да­ю­щи­ми­ся ар­хи­тек­то­ра­ми XVIII в. были

1) Дмит­рий Фон­ви­зин, Гав­ри­ил Дер­жа­вин 2) Мат­вей Ка­за­ков, Ва­си­лий Ба­же­нов
3) Вла­ди­мир Бо­ро­ви­ков­ский, Фёдор Ро­ко­тов 4) Иван Ку­ли­бин, Иван Пол­зу­нов

2. Кто из де­я­те­лей куль­ту­ры счи­та­ет­ся ос­но­ва­те­лем рус­ско­го про­фес­си­о­наль­но­го те­ат­ра?

1) Д. И. Фон­ви­зин 2) В. К. Тре­ди­а­ков­ский 3) Ф. Г. Вол­ков 4) М. В. Ло­мо­но­сов

3. С кем из на­зван­ных лиц свя­за­но со­зда­ние Мос­ков­ско­го уни­вер­си­те­та?

1) М. В. Ло­мо­но­со­вым и И. И. Шу­ва­ло­вым 2) Н. И. Но­ви­ко­вым и Ека­те­ри­ной II
3) Ф. Про­ко­по­ви­чем и Пет­ром I 4) А. Т. Бо­ло­то­вым и Е. Р. Даш­ко­вой

4. Про­чти­те от­ры­вок из книги и ука­жи­те её ав­то­ра.

«Три во­ин­ских ис­кус­ства. Пер­вое — гла­зо­мер: как в ла­ге­ре стать, как идти, где ата­ко­вать, гнать и бить. Вто­рое — быст­ро­та… Тре­тье — на­тиск… Бо­га­ты­ри! Не­при­я­тель от вас дро­жит!»

1) Пётр I 2) А. Д. Мен­ши­ков 3) А. В. Су­во­ров 4) П. А. Ру­мян­цев

5.  Про­чти­те от­ры­вок из со­чи­не­ния ис­то­ри­ка и на­зо­ви­те мо­нар­ха, о ко­то­ром идёт речь.

«Диа­па­зон де­я­тель­но­сти был широк и раз­но­об­ра­зен; от со­чи­не­ния дет­ских ска­зок для вну­ков до со­став­ле­ния «На­ка­за» Уло­жен­ной ко­мис­сии, от про­ве­де­ния гу­берн­ской ре­фор­мы до стро­и­тель­ства рос­кош­ных двор­цов в Цар­ском Селе и сто­ли­це Им­пе­рии, от ре­скрип­тов ге­не­ра­лам и фельд­мар­ша­лам с ука­за­ни­я­ми, как им вести во­ен­ные дей­ствия, до на­пи­са­ния ко­ме­дий и ис­то­ри­че­ских со­чи­не­ний, от со­би­ра­ния биб­лио­те­ки и кол­лек­ций кар­тин и ра­ри­те­тов до пра­ви­тель­ствен­ных ука­зов…»

1) Пётр I 2) Ека­те­ри­на II 3) Алек­сандр I 4) Ели­за­ве­та Пет­ров­на

6. Про­чти­те от­ры­вок из за­пи­сок Л. Ф. Се­по­ра и ука­жи­те пра­ви­те­ля, к цар­ство­ва­нию ко­то­ро­го от­но­сят­ся опи­сан­ные в нём внеш­не­по­ли­ти­че­ские со­бы­тия.

«Удив­лен­ная Ев­ро­па ви­де­ла, как рус­ский флот про­шел через океан и Сре­ди­зем­ное море, …воз­ве­стил гре­кам сво­бо­ду и взо­рвал му­суль­ман­ский флот в Че­смен­ском за­ли­ве; на­ко­нец, ве­ли­кий ви­зирь был оса­жден Ру­мян­це­вым в Шумле, и тень Петра Ве­ли­ко­го ото­мще­на. Сул­тан, по­беж­ден­ный и при­нуж­ден­ный со­гла­сить­ся на по­стыд­ный мир, усту­пил рус­ским Азов, Та­ган­рог, доз­во­лил им сво­бод­ное пла­ва­ние по Чёрному морю и при­знал не­за­ви­си­мость Крыма». 1) Ели­за­ве­та Пет­ров­на 2) Ека­те­ри­на II 3) Павел I 4) Алек­сандр I

7. Что из на­зван­но­го было след­стви­ем про­во­див­шей­ся в Рос­сии в XVIII в. се­ку­ля­ри­за­ции?

1) про­ве­де­ние ре­фор­мы цер­ков­но­го бо­го­слу­же­ния
2) об­ра­ще­ние цер­ков­ной соб­ствен­но­сти в го­су­дар­ствен­ную
3) от­де­ле­ни­ем школы от церк­ви 4) со­зда­ние Свя­тей­ше­го Си­но­да

8. При­ня­тая в 1785 г. «Жа­ло­ван­ная гра­мо­та го­ро­дам» была на­прав­ле­на на

1) вве­де­ние си­сте­мы го­род­ско­го са­мо­управ­ле­ния
2) со­зда­ние в го­ро­дах ма­ги­стра­тов 3) лик­ви­да­цию «белых сло­бод» 4) учре­жде­ние кол­ле­гий

9. Какие три из пе­ре­чис­лен­ных по­ня­тий, тер­ми­нов свя­за­ны с пре­об­ра­зо­ва­тель­ной де­я­тель­но­стью Петра I? За­пи­ши­те но­ме­ра, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны, в ответ.  1) «Та­бель о ран­гах» 2) Со­бор­ное уло­же­ние 3) ре­крут­чи­на4) гу­бер­нии 5) би­ро­нов­щи­на 6) зем­щи­на

  1. Вы­бе­ри­те из спис­ка три со­бы­тия, от­но­ся­щи­е­ся к ис­то­рии XVIII в., и за­пи­ши­те но­ме­ра, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны, в таб­ли­цу. 1) битва при Ку­нер­сдор­фе 2) при­ня­тие Со­бор­но­го уло­же­ния 3) Си­ноп­ское сра­же­ние 4) учре­жде­ние Го­су­дар­ствен­но­го со­ве­та

5) созыв Уло­жен­ной ко­мис­сии 6) при­со­еди­не­ние к Рос­сии Крыма

11. Какие три из пе­ре­чис­лен­ных сра­же­ний от­но­сят­ся к рус­ско-ту­рец­ким вой­нам вто­рой по­ло­ви­ны XVIII в.? За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) штурм кре­по­сти Из­ма­ил 2) сра­же­ние у де­рев­ни Лес­ная

3) мор­ское сра­же­ние у ост­ро­ва Грен­гам 4) мор­ское сра­же­ние у мыса Ган­гут

5) Че­смен­ское мор­ское сра­же­ние 6) сра­же­ние на реке Рым­ник

  1. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ис­то­ри­че­ски­ми де­я­те­ля­ми и со­бы­ти­я­ми.

ДЕ­Я­ТЕ­ЛИ

СО­БЫ­ТИЯ

А) Дмит­рий По­жар­ский

Б) Ели­за­ве­та Пет­ров­на

В) Пётр I

Г) Ека­те­ри­на II

1) созыв Уло­жен­ной ко­мис­сии

2) осво­бож­де­ние Моск­вы от ин­тер­вен­тов

3) двор­цо­вый пе­ре­во­рот 1741 г.

4) Указ о трёхднев­ной бар­щи­не

5) Се­вер­ная война

13. Ниже при­ве­ден ряд имен вид­ных го­су­дар­ствен­ных де­я­те­лей. Все они, за ис­клю­че­ни­ем од­но­го, от­но­сят­ся к XVIII в. Най­ди­те и за­пи­ши­те имя го­су­дар­ствен­но­го де­я­те­ля, не от­но­ся­ще­го­ся к дан­но­му пе­ри­о­ду. А. Д. Мен­ши­ков, Г. А. По­тем­кин, П. И. Шу­ва­лов, П. Я. Ру­мян­цев, Н. Н. Но­во­силь­цев

14. Ниже при­ве­ден пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем од­но­го, от­но­сят­ся к со­бы­ти­ям XVIII в. Най­ди­те и за­пи­ши­те тер­мин, от­но­ся­щий­ся к дру­го­му ис­то­ри­че­ско­му пе­ри­о­ду. Кол­ле­гии, фис­кал, би­ро­нов­щи­на, зем­ская упра­ва, ас­сам­блея.

Часть 4.

  1. Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ния

А) На­зо­ви­те мо­нар­ха, в чьё прав­ле­ние шла война, со­бы­тия ко­то­рой обо­зна­че­ны на дан­ной схеме. Б) На­пи­ши­те на­зва­ние го­су­дар­ства, ко­то­рое было ос­нов­ным про­тив­ни­ком Рос­сии в войне, со­бы­тия ко­то­рой изоб­ра­же­ны на дан­ной схеме.

  1. Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ния

А) На­пи­ши­те фа­ми­лию пол­ко­вод­ца, ко­то­рый ру­ко­во­дил рос­сий­ски­ми вой­ска­ми в сра­же­ни­ях, обо­зна­чен­ных на схеме.

Б) Ука­жи­те на­зва­ние кре­по­сти, ука­зан­ной на схеме циф­рой «2», взя­тие ко­то­рой рус­ски­ми вой­ска­ми стало важ­ным со­бы­ти­ем этой войны

В) Какие суж­де­ния» от­но­ся­щи­е­ся к войне, ко­то­рой по­свя­ще­на схема, яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Вы­бе­ри­те три суж­де­ния из шести пред­ло­жен­ных. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) война ве­лась с Ту­рец­кой им­пе­ри­ей

2) пра­ви­тель­ни­цей Рос­сии в года войны была Ели­за­ве­та Пет­ров­на

3) за­кон­чив­ший войну мир был за­клю­чен в го­ро­де, обо­зна­чен­ном на карте под циф­рой «4»

4) в ходе войны рус­ские вой­ска про­сла­ви­лись штур­мом ту­рец­кой кре­по­сти, счи­тав­шей­ся в Ев­ро­пе не­при­ступ­ной

5) в ре­зуль­та­те этой войны Се­вер­ное При­чер­но­мо­рье окон­ча­тель­но вошло в со­став Рос­сий­ской им­пе­рии

6) во время дан­ной войны про­изо­шло по­след­нее круп­ное сра­же­ние па­рус­но­го флота — Си­ноп­ский бой

  1. Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ния

А) На­пи­ши­те на­зва­ние войны, со­бы­тия ко­то­рой обо­зна­че­ны на дан­ной схеме.

Б) На­пи­ши­те имя рос­сий­ско­го мо­нар­ха, в годы прав­ле­ния ко­то­ро­го шла война, со­бы­тия ко­то­рой обо­зна­че­ны на дан­ной схеме.

Ответы:

Часть 1.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

2

1

1

2

2

2

3

3

4

4

1

3

3

2

3

2

Часть 2.

1

Ломоносов М.В.

2

Пётр III

3

Анна Иоанновна; кондиции

4

1В 2Г 3А 4Д

Часть 3.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

2

3

1

3

2

2

1

1

134

156

156

А2 Б3 В5

Г1

Новосильцев

Земская управа

Часть 4.

1

А) Екатерина II; б) Османская империя 1768-1774 гг.

2

А) Суворов (Очаков, Фокшаны); б) Измаил; в) 145

3

А) северная война; б) Пётр I

  • Прочитать рассказ о семи повешенных л андреева
  • Прочти стихотворение яны дубенской мы разные и напиши небольшое сочинение 50 60 слов
  • Прочитать сказку маша и медведь
  • Прочитать рассказ о любви
  • Прочти отрывок из рассказа и ответь на вопрос