Прочтите отрывок из сочинения адама олеария описание путешествия в московию о каком князе идет речь

Контрольная работа по истории на тему ПОЛИТИЧЕСКАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ НА РУСИ (6 вариантов заданий)

Контрольная работа по истории

для 6 класса на тему :

«Политическая раздробленность на Руси»

1 вариант

1.       Какие из пе­ре­чис­лен­ных дат от­но­сят­ся к мон­го­ло-та­тар­ско­му на­ше­ствию на Русь?

      1) 882-980 гг.

2) 980-1025 гг.

3) 1113-1125 гг.

4) 1237-1240 гг.

2.       Кто стоял во главе рус­ских войск, одер­жав­ших по­бе­ду на льду Чуд­ско­го озера?

         1) Дмит­рий Дон­ской

2) Алек­сандр Нев­ский

3) Свя­то­слав Иго­ре­вич

4) Иван Ка­ли­та

3.      Про­чти­те от­ры­вок из ле­то­пи­си и ука­жи­те, о ком идёт речь в при­ведённом от­рыв­ке.

«Ска­зал (он) ма­те­ри своей и бо­ярам своим: «Не любо мне си­деть в Киеве, хочу жить в Пе­ре­я­с­лав­це на Дунае — ибо там се­ре­ди­на земли моей, туда сте­ка­ют­ся все блага: из Гре­че­ской земли — зо­ло­то, па­во­ло­ки, вина, раз­лич­ные ал­ло­ды, из Чехии и из Вен­грии се­реб­ро и кони, из Руси же меха и воск, мёд и рабы»».

        1) Олеге

2) Игоре

3) Свя­то­сла­ве

4) Яро­сла­ве

4.       Про­чти­те от­ры­вок из со­чи­не­ния Адама Оле­а­рия «Опи­са­ние пу­те­ше­ствия в Мос­ко­вию» и на­зо­ви­те князя, о ко­то­ром идёт речь.

«Ве­ли­кий князь… со­вер­шен­но уни­что­жил идо­ло­по­клон­ство в своей стра­не и по­тре­бо­вал от своих под­дан­ных, чтобы они при­ня­ли гре­че­скую веру. По рус­ской ле­то­пи­си и дру­гим ис­точ­ни­кам, го­раз­до до­сто­вер­нее, что это про­изо­шло около 988 г., когда бра­тья Ва­си­лий и Кон­стан­тин были на во­сто­ке, а Оттон III — на за­па­де им­пе­ра­то­ра­ми. Рус­ский князь… около этого вре­ме­ни, после мно­гих побед отнял у обоих этих бра­тьев город, рас­по­ло­жен­ный на Понте и на­зы­ва­е­мый… Хер­со­не­сом; потом же, когда они по­дру­жи­лись, [князь] по­лу­чил в жены их сест­ру Анну и, при­няв хри­сти­ан­скую веру, вер­нул им озна­чен­ный город об­рат­но».

      1) Вла­ди­мир Крас­ное Сол­ныш­ко

2) Свя­то­слав Иго­ре­вич

3) Яро­слав Муд­рый

4) Олег Вещий

5.     Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ние

На­пи­ши­те дату и на­зва­ние битвы, пред­став­лен­ной на схеме.

6.   Укажите имя личности, изображенной на картинке. Опишите коротко основные действия в истории.

Контрольная работа по истории

для 6 класса на тему :

«Политическая раздробленность на Руси»

2 вариант

1.       Кто из кня­зей Древ­не­рус­ско­го го­су­дар­ства сумел при­оста­но­вить рас­пад го­су­дар­ства в на­ча­ле XII в.?

      1) Яро­слав Муд­рый

2) Юрий Дол­го­ру­кий

3) Вла­ди­мир Мо­но­мах

4) Все­во­лод Боль­шое Гнез­до

2.      Какое из пе­ре­чис­лен­ных со­бы­тий про­изо­шло рань­ше дру­гих?

      1) пер­вое упо­ми­на­ние в ле­то­пи­си о Москве

2) поход Тох­та­мы­ша на Моск­ву

3) поход Батыя на Се­ве­ро-Во­сточ­ную Русь

4) сто­я­ние на реке Угре

3.      Про­чти­те от­ры­вок из книги со­вре­мен­но­го ис­то­ри­ка А. Ю. Кар­по­ва и опре­де­ли­те, о каком ис­то­ри­че­ском пер­со­на­же идёт речь:

«Но от­свет её дел, от­свет её имени до­хо­дят до нас даже сквозь эту ты­ся­че­лет­нюю мглу. Её свер­ше­ния во мно­гом опре­де­ли­ли и наш се­го­дняш­ний день, и всё со­дер­жа­ние нашей ис­то­рии, ко­то­рая – в том виде, в ко­то­ром она дана нам, — была бы не­воз­мож­на без её уси­лий по со­зда­нию Ки­ев­ской дер­жа­вы, без осо­знан­но­го ею вы­бо­ра веры, без её пу­те­ше­ствия в Ца­рь­град…».

       1) Ца­рев­на Софья

2) Софья Па­лео­лог

3) Кня­ги­ня Ольга

4) Елена Глин­ская

4.      Про­чти­те от­ры­вок из «По­ве­сти вре­мен­ных лет» и на­зо­ви­те князя, о ко­то­ром идёт речь.

«…за­ло­жил же и цер­ковь свя­той Софии, мит­ро­по­лию и затем цер­ковь на Зо­ло­тых во­ро­тах… И стала при нём вера хри­сти­ан­ская рас­ши­рять­ся, и чер­но­риз­цы стали умно­жать­ся, и мо­на­сты­ри стали по­яв­лять­ся… Отец его, Вла­ди­мир, землю вспа­хал и раз­мяг­чил, то есть кре­ще­ни­ем про­све­тил, [сын] же за­се­ял книж­ны­ми сло­ва­ми серд­ца вер­ных людей, а мы по­жи­на­ем, уче­нье при­ни­мая книж­ное.

…Ещё при жизни дал он на­став­ле­ние сы­но­вьям своим: «И если бу­де­те жить в любви между собою, Бог будет в вас и по­ко­рит вам вра­гов…» И так раз­де­лил он между ними го­ро­да, за­пре­тив им пе­ре­сту­пать пре­де­лы бра­тьев и сго­нять со стола».

        1) Ан­дрей Бо­го­люб­ский

2) Игорь Свя­то­сла­вич

3) Яро­слав Муд­рый

4) Свя­то­слав Иго­ре­вич

5.      Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ние

На­пи­ши­те имя пол­ко­вод­ца, осу­ще­ствив­ше­го поход, обо­зна­чен­ный на схеме стрел­ка­ми.

6.   Укажите имя личности, изображенной на картинке. Опишите коротко основные действия в истории.

Контрольная работа по истории

для 6 класса на тему :

«Политическая раздробленность на Руси»

3 вариант

1.       Какое из на­зван­ных со­бы­тий от­но­сит­ся к XIII в.?

     1) «сто­я­ние» на реке Угре

2) сра­же­ние на реке Воже

3) Ку­ли­ков­ская битва

4) Ле­до­вое по­бо­и­ще

2.       В каком из цен­тров удель­ной Руси (XII—XV вв.) выс­шим за­ко­но­да­тель­ным ор­га­ном вла­сти было вече?

      1) Нов­го­ро­де

2) Вла­ди­ми­ре

3) Москве

4) Киеве

3.      Про­чти­те от­ры­вок из про­из­ве­де­ния ис­то­ри­ка и опре­де­ли­те, о каком рус­ском князе идёт в нём речь:

«Своей осто­рож­ной осмот­ри­тель­ной по­ли­ти­кой он уберёг Русь от окон­ча­тель­но­го ра­зо­ре­ния ра­тя­ми ко­чев­ни­ков. Во­оружённой борь­бой, тор­го­вой по­ли­ти­кой, из­би­ра­тель­ной ди­пло­ма­ти­ей он из­бе­жал новых войн на Се­ве­ре и на За­па­де, воз­мож­но­го, но ги­бель­но­го для Руси союза с пап­ством и сбли­же­ния курии и кре­сто­нос­цев с Ордой. Он вы­иг­рал время, дав Руси окреп­нуть и опра­вить­ся от страш­но­го ра­зо­ре­ния. Он — ро­до­на­чаль­ник по­ли­ти­ки мос­ков­ских кня­зей, по­ли­ти­ки воз­рож­де­ния Рос­сии. … Нов­го­род­ский ле­то­пи­сец, со­об­щив о кон­чи­не и по­хо­ро­нах князя, со сдер­жан­ной го­ре­чью се­ту­ет о че­ло­ве­ке, «иже по­тру­ди­ся за Нов­го­род, и за всю Рус­скую землю».

      1) Алек­сандр Нев­ский

2) Иван Ка­ли­та

3) Дмит­рий Дон­ской

4) Да­ни­ил Га­лиц­кий

4.      Про­чти­те от­ры­вок из со­чи­не­ния ис­то­ри­ка и на­зо­ви­те князя, о ко­то­ром идёт речь.

«[Князь] со­брал во­круг себя бес­пре­дель­но пре­дан­ную дру­жи­ну из приш­лых ва­ря­гов, мест­ных сла­вян и ко­че­вых тор­ков и от­дал­ся далёким пред­при­я­ти­ям: в по­хо­дах он делил с про­сты­ми во­и­на­ми все опас­но­сти и ли­ше­ния, не возил с собой ни за­па­сов, ни кот­лов, об­хо­дил­ся без ша­тров, спал на голой земле, под­ло­жив под го­ло­ву седло, и т.п. Пре­жде всего он дви­нул­ся через ни­зо­вье Дона на хазар, раз­ру­шил по­стро­ен­ную ви­зан­тий­ца­ми кре­пость Сар­кел, раз­гра­бил ха­зар­скую сто­ли­цу Итиль и ха­зар­ский тор­го­вый город Се­мен­дар… По­хо­ды [князя] вко­нец рас­стро­и­ли Ха­зар­ское цар­ство, ха­за­ры уже более не могли под­нять­ся, их место в сте­пях за­ня­ли более дикие пе­че­не­ги».

       1) Свя­то­слав

2) Рюрик

3) Вла­ди­мир

4) Игорь

5.     Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ние

На­пи­ши­те имя рус­ско­го пол­ко­вод­ца XIII в., одер­жав­ше­го по­бе­ды над не­при­я­те­лем в сра­же­ни­ях, от­ме­чен­ных на карте циф­ра­ми «3» и «4».

6.    

Контрольная работа по истории

для 6 класса на тему :

«Политическая раздробленность на Руси»

1 вариант

 Какие из перечисленных дат относятся к монголо-татарскому нашествию на Русь?  1) 882-980 гг.

2) 980-1025 гг.

3) 1113-1125 гг.

4) 1237-1240 гг.

 Кто стоял во главе русских войск, одержавших победу на льду Чудского озера?  1) Дмитрий Донской

2) Александр Невский

3) Святослав Игоревич

4) Иван Калита

Прочтите отрывок из летописи и укажите, о ком идёт речь в приведённом отрывке. 

«Сказал (он) матери своей и боярам своим: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае — ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли — золото, паволоки, вина, различные аллоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мёд и рабы»».

  1) Олеге

2) Игоре

3) Святославе

4) Ярославе

 Прочтите отрывок из сочинения Адама Олеария «Описание путешествия в Московию» и назовите князя, о котором идёт речь. 

«Великий князь… совершенно уничтожил идолопоклонство в своей стране и потребовал от своих подданных, чтобы они приняли греческую веру. По русской летописи и другим источникам, гораздо достовернее, что это произошло около 988 г., когда братья Василий и Константин были на востоке, а Оттон III — на западе императорами. Русский князь… около этого времени, после многих побед отнял у обоих этих братьев город, расположенный на Понте и называемый… Херсонесом; потом же, когда они подружились, [князь] получил в жены их сестру Анну и, приняв христианскую веру, вернул им означенный город обратно».

  1) Владимир Красное Солнышко

2) Святослав Игоревич

3) Ярослав Мудрый

4) Олег Вещий

Рассмотрите схему и выполните задание

Напишите дату и название битвы, представленной на схеме.

Укажите имя личности, изображенной на картинке. Опишите коротко основные действия в истории.

Контрольная работа по истории

для 6 класса на тему :

«Политическая раздробленность на Руси»

2 вариант

 Кто из князей Древнерусского государства сумел приостановить распад государства в начале XII в.?  1) Ярослав Мудрый

2) Юрий Долгорукий

3) Владимир Мономах

4) Всеволод Большое Гнездо

Какое из перечисленных событий произошло раньше других?  1) первое упоминание в летописи о Москве

2) поход Тохтамыша на Москву

3) поход Батыя на Северо-Восточную Русь

4) стояние на реке Угре

Прочтите отрывок из книги современного историка А. Ю. Карпова и определите, о каком историческом персонаже идёт речь: 

«Но отсвет её дел, отсвет её имени доходят до нас даже сквозь эту тысячелетнюю мглу. Её свершения во многом определили и наш сегодняшний день, и всё содержание нашей истории, которая – в том виде, в котором она дана нам, — была бы невозможна без её усилий по созданию Киевской державы, без осознанного ею выбора веры, без её путешествия в Царьград…».

  1) Царевна Софья

2) Софья Палеолог

3) Княгиня Ольга

4) Елена Глинская

Прочтите отрывок из «Повести временных лет» и назовите князя, о котором идёт речь. 

«…заложил же и церковь святой Софии, митрополию и затем церковь на Золотых воротах… И стала при нём вера христианская расширяться, и черноризцы стали умножаться, и монастыри стали появляться… Отец его, Владимир, землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил, [сын] же засеял книжными словами сердца верных людей, а мы пожинаем, ученье принимая книжное.

…Ещё при жизни дал он наставление сыновьям своим: «И если будете жить в любви между собою, Бог будет в вас и покорит вам врагов…» И так разделил он между ними города, запретив им переступать пределы братьев и сгонять со стола».

  1) Андрей Боголюбский

2) Игорь Святославич

3) Ярослав Мудрый

4) Святослав Игоревич

 Рассмотрите схему и выполните задание

Напишите имя полководца, осуществившего поход, обозначенный на схеме стрелками.

Укажите имя личности, изображенной на картинке. Опишите коротко основные действия в истории.

Контрольная работа по истории

для 6 класса на тему :

«Политическая раздробленность на Руси»

3 вариант

 Какое из названных событий относится к XIII в.?  1) «стояние» на реке Угре

2) сражение на реке Воже

3) Куликовская битва

4) Ледовое побоище

 В каком из центров удельной Руси (XII—XV вв.) высшим законодательным органом власти было вече?  1) Новгороде

2) Владимире

3) Москве

4) Киеве

Прочтите отрывок из произведения историка и определите, о каком русском князе идёт в нём речь: 

«Своей осторожной осмотрительной политикой он уберёг Русь от окончательного разорения ратями кочевников. Вооружённой борьбой, торговой политикой, избирательной дипломатией он избежал новых войн на Севере и на Западе, возможного, но гибельного для Руси союза с папством и сближения курии и крестоносцев с Ордой. Он выиграл время, дав Руси окрепнуть и оправиться от страшного разорения. Он — родоначальник политики московских князей, политики возрождения России. … Новгородский летописец, сообщив о кончине и похоронах князя, со сдержанной горечью сетует о человеке, «иже потрудися за Новгород, и за всю Русскую землю».

  1) Александр Невский

2) Иван Калита

3) Дмитрий Донской

4) Даниил Галицкий

Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите князя, о котором идёт речь. 

«[Князь] собрал вокруг себя беспредельно преданную дружину из пришлых варягов, местных славян и кочевых торков и отдался далёким предприятиям: в походах он делил с простыми воинами все опасности и лишения, не возил с собой ни запасов, ни котлов, обходился без шатров, спал на голой земле, подложив под голову седло, и т.п. Прежде всего он двинулся через низовье Дона на хазар, разрушил построенную византийцами крепость Саркел, разграбил хазарскую столицу Итиль и хазарский торговый город Семендар… Походы [князя] вконец расстроили Хазарское царство, хазары уже более не могли подняться, их место в степях заняли более дикие печенеги».

  1) Святослав

2) Рюрик

3) Владимир

4) Игорь

Рассмотрите схему и выполните задание

Напишите имя русского полководца XIII в., одержавшего победы над неприятелем в сражениях, отмеченных на карте цифрами «3» и «4».

Укажите имя личности, изображенной на картинке. Опишите коротко основные действия в истории.

Контрольная работа по истории

для 6 класса на тему :

«Политическая раздробленность на Руси»

4 вариант

 В какой город была перенесена столица Северо-Восточной Руси Андреем Боголюбским? 

1) Ярославль

2) Ростов

3) Москва

4) Владимир

 Что из названного являлось органом самоуправления в Великом Новгороде в XII—XV вв.? 

1) Земский собор

2) вече

3) вервь

4) приказ

 Прочтите отрывок из исторического источника и укажите событие, о котором идёт речь. 

«В полку великого князя Александра оказалось шесть мужей храбрых, которые вместе с ним мужественно сражались. Первый Гаврило Алексеич…ожесточенно бился среди полка шведов…»

1) Ледовое побоище

2) Невская битва

3) Куликовская битва

4) битва на р. Калке

 Прочтите отрывок из «Повести временных лет» и назовите киевского князя, о котором идёт речь. 

«Древляне же, услышав, что идёт [князь] снова, держали совет с князем своим Малом: «Если повадится волк к овцам, то вынесет всё стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьём его, то всех нас погубит». И послали к нему, говоря: «Зачем идёшь опять? Забрал уже всю дань». И не послушал их [князь]; и древляне, выйдя из города Искоростеня, убили [князя] и всю дружину его, так как было её мало. И погребён был [князь], и есть могила его у Искоростеня в Деревской земле и до сего времени».

1) Олег

2) Святослав

3) Рюрик

4) Игорь

Рассмотрите схему и выполните задание

Напишите имя полководца и название битвы, представленной на схеме.

Укажите имя личности, изображенной на картинке. Опишите коротко основные действия в истории.

Контрольная работа по истории

для 6 класса на тему :

«Политическая раздробленность на Руси»

5 вариант

 Зимой 1239—1240 гг. опустошили Южную Русь и взяли Киев войска хана. 

1) Тамерлана

2) Батыя

3) Чингисхана

4) Мамая

 Кто стоял во главе русских войск, одержавших победу на льду Чудского озера? 

1) Дмитрий Донской

2) Александр Невский

3) Святослав Игоревич

4) Иван Калита

Прочтите отрывок из исторического источника и укажите событие, о котором идёт речь. 

«В ту же зиму взяли татары Москву… а князя Владимира, сына Юрия, взяли в плен. А людей избили от старца до грудного младенца, а город и церкви огню предали, и все монастыри и села сожгли, и, захватив много добра, ушли. В ту же зиму выехал Юрий из Владимира с небольшой дружиной … и расположился на реке Сити лагерем, поджидая братьев своих Ярослава с полками и Святослава с дружиной».

1) поход Тохтамыша на Москву

2) набег Девлет-Гирея на Москву

3) битва на р. Воже

4) нашествие Батыя на северо-восточную Русь

 Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите князя, о котором идёт речь. 

«Ещё при жизни матери, оставив на попечении Ольги Киевское княжество, [князь] совершил первые свои блестящие походы. Он пошёл на Оку и подчинил вятичей, которые тогда платили дань хазарам; затем обратился на хазар и разгромил Хазарское царство, взяв главные города хазар… Наконец, [князь] проник на Волгу, разорил землю камских болгар и взял их город Болгар. Словом, [он] победил и разорил всех восточных соседей Руси, входивших в систему Хазарской державы. Главной силой в Причерноморье становилась теперь Русь».

1) Рюрик

2) Святослав

3) Владимир

4) Олег

Рассмотрите схему и выполните задание

Напишите имя п…

Практическое занятие №11

Народные движения в XVII веке: причины, формы, участники

Цель: определить роль и значение народных движений XVII в. в истории России; способствовать формированию умений оперировать историческими понятиями и представлениями, систематизировать научный материал, раскрывать причины и итоги исторических процессов.

Учебно-методическое обеспечение: Артемов В.В. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для сред. проф. образования: в 2 ч. Ч.1/ В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. — М., 2014; текст «Из «Описания путешествия в Московию» Адама Олеария».

Понятия для актуализации: «бунташный век», «прелестные письма».

Персоналии: Алексей Михайлович, Б.И. Морозов, Степан Разин, Василий Ус, воевода И.А. Мещеринов.

Важнейшие даты: 1648 г.; 1662 г.; 1670 — 1671 гг.

Задания:

  1. Прочитайте текст (§28, С. 183-184).

  2. Заполните таблицу » Народные движения в XVII веке» (внесите в пустые ячейки необходимую информацию):

Дата

Событие

Территории,

охваченные

движением

Причины

Участники

Итоги

1601-1603

Восстание Хлопка

Косолапа

Район Москвы, Рязань, многие другие районы страны

Боевые холопы, беглые крестьяне, служилые и посадские люди, городские низы, казаки

Разгром

восставших

1606- 1607

Москва,

Калуга, Тула, Путивль,

южные и

западные

районы страны

  • Усиление

крепостничества

  • Самозванство (Болотников

выступал как «воевода царя Дмитрия

Ивановича»)

Холопы, беглые крестьяне, посадские люди часть дворян, казаки

1648

1650

1662

1666

1668-1678

1670-1671

  1. Ответьте на вопрос:

  • Почему восстание под предводительством Степана Разина потерпело поражение? Могло ли восстание окончиться по-другому? /Выскажите свое мнение. Ответ аргументируйте./

  1. Выполните задания по контурной карте (Приложение №11).

  2. Сделайте вывод о значении народных движений XVII в. в истории России.

Задание по тексту:

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а так же применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из «Описания путешествия в Московию» Адама Олеария

«Когда теперь увидели, что эта печальная непогода и буря в общем улеглись, и стали полагать, что всё подготовлено для мирного, улучшенного положения, его царское величество в день, когда происходит процессия, велел вызвать народ, чтобы он явился перед ним у помоста вне Кремля, причём присутствовал здесь и вельможа Никита Иванович Романов. Его царское величество стал говорить речь. Он выразил сильное сожаление, что народ, без его ведома, испытал такие бедствия со стороны безбожных Плещеева и Тихоновича, ныне получивших заслуженное воздаяние. Он сказал далее, что ныне на их места назначены благочестивые люди, которые будут кротко и справедливо управлять народом и соблюдать пользу и благосостояние народные, находясь под бдительным его, царя, оком. Усиленный налог на соль, по его слову, должен также быть отменён. Царь обещал также, при первой возможности, взять обратно выданные им милостивые грамоты о монополиях; кроме того, он обещал расширить и увеличить их привилегии и те льготы, какие у них были. Кроме того, он сказал, что во всём будет, как отец отечества, в царской своей милости благосклонен народу. После этого народ низко наклонил перед ним свои головы и пожелал царю долгой жизни.Затем царь продолжал: что же касается личности Бориса Ивановича Морозова, которого он также обещал им выдать, то он не желает его вовсе обелять, но тем не менее не может счесть его виновным во всём решительно. Он желал бы верить, что народ, у которого он ещё ни разу ничего особенного не просил, исполнит эту первую его просьбу и простит Морозову на этот раз его проступки, сам он готов быть свидетелем, что Морозов отныне выкажет им только верность, любовь и всё доброе. Если же народу угодно, чтобы Морозов более не занимал должности государственного советника, то он сложит её с него, лишь бы ему не пришлось выдавать головою того, кто, как второй отец, его воспитал и взрастил. Он не мог бы перенести этого и надеется, что они не будут, как до сих пор, требовать от него такого поступка».

1. После какого события и в каком году произошла встреча царя с народом, о которой рассказывается в документе? О каком царе идёт речь?

2. Используя текст, укажите не менее трёх обещаний царя народу.

3. Какой документ был принят в связи с описываемыми событиями? Как этот документ изменил правовое положение населения?

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

Практическое занятие №11

Народные движения в XVII веке: причины, формы, участники

Понятия для актуализации:

«Бунташный век»образное название XVII века на Руси, для которого были характерны частые выступления (мятежи, бунты, восстания, войны) городских низов, крестьян, стрельцов и казачества

«Прелестные письма» — грамоты, которые рассылали восставшие от своего имени или от имени царя, патриарха, царевича Алексея; призывали, «прельщали» к бунту различными обещаниями; имели целью обмануть, сбить с толку, «подбить» человека на дурные поступки (выступление против власти, против церкви и т. п.).

Персоналии:

Алексей Михайлович – второй русский царь из династии Романовых (1645 – 1676).

Б.И. Морозов – воспитатель царя Алексея Михайловича (дядька); крупнейший землевладелец; один из главных виновников Соляного бунта.

Степан Разиндонской казак, предводитель восстания 1670—1671 годов, крупнейшего в истории допетровской России.

Василий Ус донской казак, атаман, один из руководителей Крестьянской войны под предводительством Степана Разина 1670—1671.

Воевода И.А. Мещеринов – усмиритель Соловецкого восстания.

Важнейшие даты:

1648 г. — Соляной бунт

1662 г. — Медный бунт

1670 — 1671 гг. — восстание Степана Разина

Задания:

  1. Прочитайте текст (§28, С. 183-184).

  2. Заполните таблицу » Народные движения в XVII веке»:

Дата

Событие

Территории,

охваченные

движением

Причины

Участники

Итоги

1601-1603

Восстание Хлопка

Косолапа

Район Москвы, Рязань, многие другие районы страны

  • Голод и мор

  • Усиление

крепостничества

Боевые холопы, беглые крестьяне, служилые и посадские люди, городские низы,

казаки

Разгром

восставших

1606- 1607

Восстание

под предводительством

Болотникова

Москва,

Калуга,

Тула,

Путивль,

южные и

западные

районы страны

  • Усиление

крепостничества

  • Самозванство (Болотников

выступал как «воевода царя Дмитрия

Ивановича»)

Холопы, беглые крестьяне,

посадские

люди и часть дворян, казаки

Разгром

восставших.

Болотников сослан в Каргополь, ослеплен и утоплен в проруби.

1648

Соляной бунт

Москва,

Воронеж, Курск,

Козлов

  • Усиление

налогового

гнета

  • Введение пошлины на соль

  • Недовольство злоупотреблениями некоторых представителей власти (Морозова, Плещеева)

Горожане, стрельцы,

крестьяне, часть служилых людей и дворянства

Казнь большинства бояр (по указанию бунтовщиков)

Соборное уложение 1649 г.,

по которому «белые слободы», не платившие налоги, ликвидировались

1650

Городские

восстания

Псков,

Новгород

  • Рост цен на хлеб

  • Передача хлебных запасов Швеции

(в счет долга)

Посадские

люди, часть служилых

людей и

дворянства

Подавление восстания

1662

Медный

бунт

Москва

  • Усиление

налогового

гнета

  • Дороговизна и голод из-за обесценивания выпущенных

  • денег

Посадские и служилые

люди

Подавление восстания и жестокая расправа с виновными. Прекращение чеканки

медных денег

1666

Восстание

под предводительством

Василия Уса

Дон

Отказ

правительства принять

на службу

казаков → поход восставших на Тулу, Воронеж

Донское

казачество, крестьяне

Восставшие рассеяны стрельцами

1668-1678

Соловецкое восстание («Соловецкое сидение»)

Соловецкий монастырь

  • Церковные

реформы

патриарха

Никона

  • Жесткость

курса церковных преобразований

(сожжение старых книг, враждебность

к староверам)

  • Представление народа

о старой вере как истинно православной

Монахи,

крестьяне,

разинцы

Подавление восстания.

Дальнейшее противостояние

в стране староверов и официальной церкви

(никонианцев)

1670-1671

Восстание

под предводительством

Степана

Разина

Дон,

Поволжье

  • Скопление

на Дону беглых крестьян,

холопов,

посадских,

недовольных усилением

крепостного права

  • Активность казачества, недовольство государственными порядками

Донское

казачество (голытьба), беглые

крестьяне,

холопы,

посадские люди, народы

Поволжья

(чуваши,

мордва,

марийцы,

татары)

Подавление восстания.

Усиление

крепостного права

  1. Ответьте на вопрос:

  • Почему восстание под предводительством Степана Разина потерпело поражение? Могло ли восстание окончиться по-другому? /Выскажите свое мнение. Ответ аргументируйте./

Восстанию под предводительством Степана Разин, как и другим крестьянским восстаниям, были свойственны стихийность, неорганизованность сил и действий повстанцев, местный характер выступлений, а также вера восставших в «хорошего царя». Царские войска превосходили восставших как вооружением, так и организованностью.

/Своя точка зрения — ответ свободный/

  1. Выполните задания по контурной карте (Приложение №11).

  2. Сделайте вывод о значении народных движений XVII в. в истории России.

В результате народных движений несколько улучшилось положение посадского населения благодаря ликвидации разделения посада на «белый» (он нес повинности в пользу частных лиц и церкви) и «черный» (он нес «государево тягло»). Но главное значение народных движений в том, что они привели к укреплению положения дворянства, которое власть рассматривала как свою основную социальную опору. Произошла консолидация политической элиты вокруг монарха, установилось самодержавие. Главная причина восстаний — недовольство усилением крепостничества — не была устранена. Наоборот, крестьянство было окончательно закрепощено.

Задание по тексту:

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а так же применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

  1. После какого события и в каком году произошла встреча царя с народом, о которой рассказывается в документе? О каком царе идёт речь?

Может быть указано:

1) Соляной бунт в Москве;

2) 1648 г.;

3) Алексей Михайлович.

2. Используя текст, укажите не менее трёх обещаний царя народу.

Могут быть указаны следующие обещания:

1) назначение вместо Плещеева и Тихоновича достойных людей;

2) отмена усиленного налога на соль;

3) уход Морозова с поста государственного советника, если это будет угодно народу.

3. Какой документ был принят в связи с описываемыми событиями? Как этот документ изменил правовое положение населения?

Может быть указано, что:

1) документ — Соборное уложение;

2) изменение правого положения населения, например: окончательное юридическое закрепощение крестьян.

Приложение №11

Правление первых русских князей

1. Какое событие древнейшая русская летопись «Повесть временных лет» относит к 862 г.?

 1) 

призвание варягов в Новгород

 2) 

крещение князя Владимира 

 3) 

восстание древлян

 4) 

первый договор князя Олега с Византией

2. К какому году относится крещение Руси?

 1) 

882 г.

 2) 

988 г.

 3) 

945 г.

 4) 

962 г.

3. В результате походов князя Святослава на хазар Хазарский каганат

 1) 

перестал существовать как самостоятельное государство

 2) 

был присоединен к Киеву

 3) 

попал в зависимость от Византии

 4) 

подвергся насильственной христианизации

4. Восстание древлян в 945 г. было вызвано

 1) 

межплеменной рознью древлян и вятичей

 2) 

попыткой князя Игоря вторично взять дань с древлян

 3) 

нежеланием древлян принимать христианство

 4) 

нежеланием древлян принять участие в походах князя Святослава

5. Прочтите отрывок из «Повести временных лет» и укажите, к какому из князей Древней Руси относится эта характеристика.

«Он был хромоног, но ум у него был добрый, и на рати был он храбр: прибавлена еще одна замечательная черта, что он был христианин и сам книги читал. В его княжение христианство и грамотность должны были распространяться. Собрал много писцов; они переводили книги с греческого на славянский и переписали много книг, много ин и купил их. Князь строил церкви по городам и местам не огороженным, ставил при них священников, которым давал содержание из собственного имущества, приказывая им учить людей. Князь велел собрать у старост и священников детей (300 человек) и учить их книгам».

 1) 

Олегу

 2) 

Игорю

 3) 

Рюрику

 4) 

Ярославу

6. Что из названного было одной из причин принятия христианства на Руси?

 1) 

стремление к укреплению великокняжеской власти

 2) 

необходимость создания нового свода законов Руси

 3) 

распад Древнерусского государства на несколько самостоятельных центров

 4) 

необходимость свержения монголо-татарского владычества над Русью

7. Что из перечисленного относилось к последствиям крещения Руси?

 1) 

ослабление власти великого князя

 2) 

обострение отношений Руси с соседями, придерживавшимися иной веры

 3) 

обострение усобиц между русскими князьями

 4) 

приобщение Руси к греческой, византийской культуре

8. Прочтите отрывок из сочинения современных историков и укажите, как назывались в Древней Руси сборы, о которых идет речь.

«Большую часть зимы князь и дружина ездили по городам, крупным селам, собирая с городских и крестьянских общин-вервей серебро, меха, продовольствие и различные товары. Съестные припасы шли на содержание дружины, а другие товары отправляли в Киев, а оттуда весной везли на продажу в Царьград и другие города…»

 1) 

ясаком

 2) 

полюдьем

 3) 

барщиной

 4) 

тяглом

9. Как назывался вооруженный отряд при князе в Древней Руси, участвовавший в войнах, управлении княжеством и личным хозяйством князя?

 1) 

рекруты

 2) 

рядовичи

 3) 

стрельцы

 4) 

дружина

10. К памятникам зодчества Древней Руси IX – XI вв. относится

 1) 

храм Василия Блаженного в Москве

 2) 

храм Святой Софии в Новгороде

 3) 

церковь Вознесения в селе Коломенском

 4) 

Троице-Сергиев монастырь

11. Что из указанного относится к XI в.?

 1) 

княжение Ярослава Мудрого

 2) 

поход князя Олега на Византию

 3) 

нашествие на Русь хана Батыя

 4) 

борьба Александра Невского с немцами и шведами

12. Установите соответствие между именами князей и событиями, связанными с их деятельностью.

КНЯЗЬЯ

СОБЫТИЯ

1) 

Владимир Мономах

2) 

Владимир Святославич

3) 

Ярослав Мудрый

4) 

Игорь Старый

А) 

разгром половцев

Б) 

объединение Киева и Новгорода

В) 

восстание древлян

Г) 

крещение Руси

Д) 

принятие «Русской правды»

13. Установите соответствие между именами князей и событиями, произошедшими в годы их правления.

ИМЕНА

СОБЫТИЯ

1) 

князь Святослав

2) 

князь Владимир Мономах

3) 

князь Олег

4) 

князь Владимир Святославович

А) 

разгром половцев

Б) 

крещение Руси

В) 

дунайские походы

Г) 

разгром Ливонского Ордена

Д) 

создание Древнерусского государства

14. Что из названного относится к последствиям принятия Русью христианства?

 1) 

установление нового порядка взимания дани с подвластных Киеву земель

 2) 

упадок древнерусской культуры

 3) 

усиление самостоятельности удельных князей

 4) 

укрепление великокняжеской власти

15. Принятие «Русской Правды» Ярослава Мудрого привело к

 1) 

укреплению Древнерусского государства

 2) 

введению правила «Юрьева дня»

 3) 

замене «полюдья» «повозом»

 4) 

ограничению власти князя

16. Какие три понятия из перечисленных ниже характеризуют социальную структуру Древней Руси?

 1) 

приписные крестьяне

 2) 

рекруты

 3) 

рядовичи

 4) 

смерды

 5) 

дворцовые крестьяне

 6) 

закупы

17. В каком веке Русь приняла христианство как государственную религию?

 1) 

VI в.

 2) 

VII в.

 3) 

VIII в.

 4) 

X в.

18. Каким годом летописи датируют призвание варягов на Русь?

 1) 

862 г.

 2) 

988 г.

 3) 

1097 г.

 4) 

1111 г.

19. Какой из перечисленных терминов обозначал категорию зависимого населения Древней Руси в X –XII вв.?

 1) 

казаки

 2) 

рекруты

 3) 

наместники

 4) 

рядовичи

20. Утверждение основ христианской веры в Древней Руси проявилось в

 1) 

укреплении государственности и власти князя

 2) 

полном искоренении языческих обычаев

 3) 

распространении идеи «Москва – третий Рим»

 4) 

создании свода церковной литературы «Великие Четьи Минеи»

21. «Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвые сраму не имут…» – эти слова летописец связывает с походами древнерусского князя

 1) 

Олега

 2) 

Игоря

 3) 

Святослава

 4) 

Рюрика

22. Какие из названных терминов обозначали категории людей, зависимых от крупных землевладельцев в Древней Руси?

А)

холоп

Б)

рядович

В)

инок

Г)

закуп

Д)

дьяк

Е)

волхв

Укажите верный ответ.

 1) 

АБГ

 2) 

АГД

 3) 

БВЕ

 4) 

БГД

23. Установите соответствие между именами правителей и событиями, связанными с их княжением.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ИМЕНА

СОБЫТИЯ

А) 

Святослав

Б) 

Владимир Мономах

В) 

княгиня Ольга

Г) 

Владимир Святославович

1) 

разгром половцев

2) 

крещение Руси

3) 

принятие «Русской правды»

4) 

дунайские походы

5) 

установление новой формы сбора дани

24.Какое из названных событий древнейшая русская летопись «Повесть временных лет» относит к 862 г.?

 1) 

восстание древлян

 2) 

крещение Руси

 3) 

призвание варягов

 4) 

объединение Киева и Новгорода

25. Как назывался в Древней Руси штраф в пользу князя?

 1) 

вервь

 2) 

вира

 3) 

гривна

 4) 

оброк

Кто из названных князей Древней Руси правил раньше других?

 1) 

Владимир Красное Солнышко

 2) 

Александр Невский

 3) 

Олег Вещий

 4) 

Владимир Мономах

26. Ко времени княжения Ярослава Мудрого относится

 1) 

битва на р. Калке

 2) 

восстание древлян

 3) 

Ледовое побоище

 4) 

разгром печенегов под Киевом

27. Прочитайте отрывок из летописи и укажите, о ком идет речь в приведенном отрывке.

«Сказал [он] матери своей и боярам своим: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае – ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли – золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы»».

 1) 

Олеге

 2) 

Игоре

 3) 

Святославе

 4) 

Ярославе

28. По словам летописца, «вера христианская плодиться и расширяться» на Руси при князе

 1) 

Олеге

 2) 

Рюрике

 3) 

Игоре

 4) 

Ярославе Мудром

29. Как назывался свод древнерусских законов XI – XII вв.?

 1) 

«Русская правда»

 2) 

«Судебник»

 3) 

«Соборное Уложение»

 4) 

«Стоглав»

30. С именем какого князя связаны расцвет Древнерусского государства, установление династических связей с европейскими и византийским дворами?

 1) 

Святослава Игоревича

 2) 

Ярослава Мудрого

 3) 

Ивана Калиты

 4) 

Олега Вещего

31. Полюдьем в Древней Руси называли

 1) 

собрание мужчин-общинников

 2) 

военное формирование, находящееся на службе у князя

 3) 

сбор князем дани с подвластных земель

 4) 

пошлину, которую выплачивал крестьянин при уходе от своего владельца

32. Установите соответствие между именами князей и событиями, связанными с их деятельностью.

К каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ИМЕНА

СОБЫТИЯ

А) 

Владимир Мономах

Б) 

Владимир Святославич

В) 

Олег Вещий

Г) 

Игорь Старый

1) 

разгром половцев

2) 

объединение Киева и Новгорода

3) 

восстание древлян

4) 

крещение Руси

5) 

разгром печенегов

33. Из работы Н.М. Карамзина «История Государства Российского».

«Самовластие в России утвердилось с общего согласия граждан: так повествует наш летописец 

 и рассеянные племена славянские основали государство. Отечество наше, слабое, разделённое на малые области, обязано величием своим счастливому введению монархической власти.

Варяги… правили ими без угнетения и насилия, брали дань лёгкую и наблюдали справедливость. Господствуя на морях, варяги, или норманны, долженствовали быть образованнее славян или финнов, могли сообщить им некоторые выгоды новой промышленности и торговли, благодетельные для народа. Бояре славянские, недовольные властию завоевателей, которая уничтожала их собственную, выгнали их; но распрями личными обратили свободу в несчастье… и ввергнули отечество в бездну зол междоусобия. Тогда граждане вспомнили, может быть, о выгодном и спокойном правлении норманнском: нужда в благоустройстве и тишине велела забыть народную гордость; и славяне, убеждённые 

 так говорит предание 

 советом новгородского старейшины Гостомысла, потребовали властителей от варягов.

Братья, именем Рюрик, Синеус и Трувор, знаменитые или родом или делами, согласились принять власть над людьми, которые, умев сражаться за вольность, не умели ею пользоваться».

1) Какое историческое событие нашло отражение в документе? Как историки определяют роль этого события? Назовите век, к которому оно относится.

2) Используя текст документа и ваши знания по истории, укажите, какие точки зрения существуют в исторической науке по данному вопросу, и раскройте содержание каждой из них.

3) В чём видит Н.М. Карамзин особенности описываемого им явления? Какие доводы приводит историк, говоря о цивилизующей роли варягов? Укажите всего не менее трёх положений.

34. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите княгиню, о которой идёт речь.

«В отличие от Игоря, взимавшего дань «въсхыщая и грабя», [княгиня] по сути дела провела первую в истории Руси финансовую реформу, установив фиксированный размер дани («урок»), порядок её сборов и систематичность… Конфликт с древлянами потребовал новых отношений, строительства своих становищ для безопасности сборов будущих полюдий. И [княгиня] их создала. Как и становища, погосты предназначались для сбора дани, но, удалённые от Киева на многие месяцы пути, они основывались [княгиней] как своеобразные «крепостицы», защита которых обеспечивалась «воями»».

35. В X в. князь Святослав Игоревич разгромил

 1) 

Византийскую империю

 2) 

Золотую Орду

 3) 

Хазарский каганат

 4) 

половцев

36. Ниже указаны две точки зрения на характер социально-политического устройства Древней Руси X – начала XII в.

1. Древняя Русь являлась раннефеодальной монархией.

2. Древняя Русь – это дофеодальное образование; совокупность нескольких земель, каждая из них состояла из вечевых общин.

Какая из точек зрения представляется Вам более обоснованной? Используя исторические знания, приведите три аргумента, подтверждающих избранную Вами точку зрения.

37. Прочтите отрывок из «Повести временных лет» и укажите имя князя, с которым связаны описанные события.

«В лето 971. …И собрали греки против [князя] 100 тысяч (воинов) и не дали дани. И пошёл князь на греков, а те вышли против Руси. Увидев это, Русь убоялась большого множества воинов. И сказал князь: «Уже нам некуда деться, волей или неволей должны мы стать против, да не посрамим землю Русскую, но ляжем костьми здесь, мёртвые ведь позора не знают, если же побежим, то примем позор»».

 1) 

Игорь

 2) 

Святослав

 3) 

Владимир Мономах

 4) 

Ярослав Мудрый

38. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите князя, о котором идёт речь.

«Ещё при жизни матери, оставив на попечении Ольги Киевское княжество, [князь] совершил первые свои блестящие походы. Он пошёл на Оку и подчинил вятичей, которые тогда платили дань хазарам; затем обратился на хазар и разгромил Хазарское царство, взяв главные города хазар… Наконец, [князь] проник на Волгу, разорил землю камских болгар и взял их город Болгар. Словом, [он] победил и разорил всех восточных соседей Руси, входивших в систему Хазарской державы. Главной силой в Причерноморье становилась теперь Русь».

 1) 

Рюрик

 2) 

Олег

 3) 

Владимир

 4) 

Святослав

39. Следствием активной военной деятельности князя Святослава Игоревича стало

 1) 

расширение территории Древнерусского государства

 2) 

прекращение набегов печенегов на русские земли

 3) 

объединение Киева и Новгорода под властью одного князя

 4) 

заключение первого письменного договора с Византией

40. Какой из названных памятников древнерусского зодчества был создан во время княжения Ярослава Мудрого?

 1) 

Успенский собор во Владимире

 2) 

Софийский собор в Киеве

 3) 

храм Покрова на Нерли

 4) 

Грановитая палата в Москве

41. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите князя, о котором идёт речь.

«[Князь] собрал вокруг себя беспредельно преданную дружину из пришлых варягов, местных славян и кочевых торков и отдался далёким предприятиям: в походах он делил с простыми воинами все опасности и лишения, не возил с собой ни запасов, ни котлов, обходился без шатров, спал на голой земле, подложив под голову седло, и т.п. Прежде всего он двинулся через низовье Дона на хазар, разрушил построенную византийцами крепость Саркел, разграбил хазарскую столицу Итиль и хазарский торговый город Семендар… Походы [князя] вконец расстроили Хазарское царство, хазары уже более не могли подняться, их место в степях заняли более дикие печенеги».

 1) 

Игорь

 2) 

Рюрик

 3) 

Святослав

 4) 

Владимир

42. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям (явлениям) VIII

XII вв.

1) рядовичи; 2) волхвы; 3) погосты; 4) закупы; 5) полюдье; 6) пожилое.

Найдите и запишите порядковый номер термина, относящегося к другому историческому периоду.

43. В честь победы над печенегами Ярослав Мудрый повелел построить 

 1) 

Успенский собор во Владимире

 2) 

Десятинную церковь в Киеве

 3) 

Софийский собор в Киеве

 4) 

церковь Покрова на Нерли

44. Прочтите отрывок из сочинения Адама Олеария «Описание путешествия в Московию» и назовите князя, о котором идёт речь.

«Великий князь… совершенно уничтожил идолопоклонство в своей стране и потребовал от своих подданных, чтобы они приняли греческую веру. По русской летописи и другим источникам, гораздо достовернее, что это произошло около 988 г., когда братья Василий и Константин были на востоке, а Оттон III 

 на западе императорами. Русский князь… около этого времени, после многих побед отнял у обоих этих братьев город, расположенный на Понте и называемый… Херсонесом; потом же, когда они подружились, [князь] получил в жены их сестру Анну и, приняв христианскую веру, вернул им означенный город обратно».

 1) 

Олег Вещий

 2) 

Святослав Игоревич

 3) 

Владимир Красное Солнышко

 4) 

Ярослав Мудрый

45. Прочитайте отрывок из произведения древнерусской литературы и укажите, как называется произведение древнерусской литературы, в котором содержались приведенные сведения.

          «Также и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, по имени Полота, от нее и получили название полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильмена, прозвались своим именем – славянами, и построили город, и назвали его Новгородом».

 1) 

«Поучение детям»

 2) 

«Апостол»

 3) 

«Русская правда»

 4) 

«Повесть временных лет»

46. Установление в Древней Руси новой системы сбора дани: «уроков», «погостов», «повоза» вместо «полюдья» – было результатом

 1) 

деятельности княгини Ольги

 2) 

принятия «Русской правды»

 3) 

принятия «Устава» Владимира Мономаха

 4) 

походов князя Святослава

47. Прочтите отрывок из сочинения историка и ответьте на вопрос.

«… Князь Игорь был убит в одном из походов на древлян за повторной данью. Последовала жестокая месть древлянам со стороны его жены Ольги. Печальный опыт заставил Ольгу упорядочить получаемые от союзных племен дань и их повинности.»

48. Как называлась новая форма сбора дани, установленная княгиней Ольгой?

 1) 

полюдье

 2) 

повоз

 3) 

оброк

 4) 

подушная подать

  • Прочитать сказку морской царь и василиса премудрая
  • Прочитать рассказ паустовского телеграмма
  • Прочтите отрывок из сочинений в о ключевского и определите о ком идет речь
  • Прочитать сказку морозко оригинал
  • Прочитать рассказ о семи повешенных л андреева