Прочтите отрывок из сочинения современного историка и напишите имя патриарха о котором идет речь

Прочитайте отрывок «Жития Сергия Радонежского» и напишите, о каком сражении идёт речь. «…Началось сражение, и многие пали, но помог Бог великому и победоносному Дмитрию, и побеждены были… татары, и полному разгрому подверглись… Великий князь Дмитрий, славную победу одержав, пришёл к Сергию, благодарность принеся за добрый совет, Бога славил и вклад большой в монастырь дал» . Ответ: Куликовская битва

Прочитайте отрывок из сочинения историка Н. М. Карамзина и назовите имя государя, о котором идёт речь. . «…рождённый и воспитанный данником степной Орды, сделался одним из знаменитых государей в Европе: без учения, без наставлений, руководствуемый только природным умом, силою и хитростью восстановляя свободу и целостность России, губя царство Батыево, тесня Литву, сокрушая вольность новгородскую, захватывая уделы, расширяя владения московские… (Он) как человек не имел любезных свойств ни Мономаха, ни Донского, но стоит как государь на высшей ступени величия» . Ответ: Иван Третий

Прочитайте отрывок из сочинения историка и напишите имя царя, о котором идёт речь. «После возвращения Филарета из польского плена и возведения в сан московского патриарха с титулом великого государя (1619 г. ), началось фактическое двоевластие. Хотя имя царя стояло в документах на первом месте, но фактически опытный и твёрдый Филарет играл большую роль в управлении, чем его сын. С 1619 г. он фактически правил за сына вплоть до своей смерти» . Ответ: Михаил Романов

Прочитайте отрывок из сочинения историка и назовите имя церковного деятеля, о котором идёт речь. «В 1655 г. в неделю православия патриарх совершил в Успенском соборе торжественное богослужение в присутствии двух восточных патриархов, антиохийского и сербского, случившихся тогда в Москве. После литургии он, прочитав беседу о поклонении иконам, произнёс сильную речь против новой русской иконописи и предал церковному отлучению всех, кто впредь будет писать или держать у себя новые иконы. При этом ему подносили отобранные иконы, и он, показывая каждую народу, бросал её на железный пол с такой силою, что икона разбивалась. Наконец, он приказал сжечь неисправные иконы. » Ответ: Никон

Прочитайте отрывок из сочинения современного историка и напишите имя патриарха, о котором идёт речь «Сосланный в Ферапонтов монастырь на Белоозеро в чине монаха, он на пять лет пережил своего «собинного друга» Алексея Михайловича. Все года, проведённые в монастыре, он надеялся на возобновление былой дружбы царя, который по-человечески переживал разрыв и гонения на него, неоднократно испрашивал благословения для себя и своей семьи. В 1676 г. умер царь Алексей Михайлович, а в 1681 г. Патриарху разрешили вернуться в Ново-Иерусалимский монастырь, но смерть помешала этому» . Ответ: Никон

Прочитайте отрывок из сочинения историка В. О. Ключевского и назовите российского государя, к которому относится эта характеристика. « « Из него, уроженца континентальной Москвы, вышел истый моряк, которому морской воздух нужен был, как вода рыбе. Бросив кремлёвские хоромы, он вывел и натянутую пышность прежней придворной жизни московских царей. При нём во всей Европе разве только двор прусского короля-скряги Фридриха Вильгельма II мог поспорить в простоте с петербургским; недаром он сравнивал себя с этим королём и говорил, что они оба не любят мотовства и роскоши. При нём не видно было во дворце ни камергеров, ни камер-юнкеров, ни дорогой посуды. Обычная прислуга царя состояла из 10 -12 молодых дворян, большею частью незнатного происхождения, называвшихся денщиками» . Ответ: Пётр Первый

Прочитайте отрывок из именного указа от 18 января 1721 г. и напишите, как назывались крестьяне, о которых идёт речь. . «…Позволяется сим нашим указом для размножения…заводов, как шляхетству, так и купецким людям, к тем заводам деревни покупать невозбранно с позволения берг- и мануфактур-коллегии, токмо под такоею кондициею, дабы те деревни всегда были уже при тех заводах неотлучно» . Ответ: Посессионные крестьяне

Прочитайте отрывок из сочинения историка и напишите имя государственного деятеля, о котором идёт речь. « « В своём несчастье он, на удивление всем, проявлял необыкновенную твёрдость духа. Отчуждённый от всего мира, среди лесных просторов Сибири бывший генералиссимус не роптал на свою судьбу и всячески ободрял детей. На крутом берегу реки с помощью своих слуг он построил дом и церковь. Для бывшего повелителя России тихо проходили дни в скромном доме в суровом краю. В сибирской ссылке он прожил менее полутора лет, 12 ноября 1729 г он умер и был похоронен в построенной им церкви рядом со своей дочерью. Так закончил свой земной путь один из выдающихся государственных деятелей XVIII столетия. » . Ответ: Меншиков

Прочитайте отрывок изиз сочинения историка Н. М. Карамзина и назовите императрицу, о которой идёт речь. «Россияне хвалили её царствование: она изъявляла к ним более доверенности, нежели к немцам; восстановила власть Сената, отменила смертную казнь, имела страсть к весельям и нежным стихам. При ней был открыт Московский университет» . Ответ: Елизавета Петровна

Прочитайте отрывок из сочинения историка и назовите императрицу, о которой идёт речь. « « Начала своё царствование с того, что …щедро одарила участников дворцового переворота. В феврале 1764 года была осуществлена секуляризация (обращение государством церковной собственности, преимущественно земли, в светскую) церковного землевладения. Императрица широко использует политику лавирования. Для маскировки своей продворянской, прокрепостнической политики она использует политические, экономические и философские концепции западноевропейских просветителей, широко афишируя свою переписку с наиболее яркими учёными-просветителями того времени. Это создавало о ней мнение как о просвещённом и гуманном монархе » . Ответ: Екатерина Вторая

Прочитайте отрывок из сочинения М. Е. Салтыкова-Щедрина и напишите, как в XIXXIX веке называлась повинность крепостных крестьян, о которой идёт речь «Помещик всецело овладел /крестьянином/ в свою пользу и даёт ему управляться у себя лишь урывками. По праздникам (а в будни только по ночам) мужики и бабы вольны управляться у себя, а затем, пока /крепостные крестьяне/ томятся на полях помещика, мальчики и девочки работают дома лёгкую работу: сушат сено, вяжут снопы… Почти нет той минуты в сутках, чтобы в /помещичьих/ полях не кипела работа; три часа в течение дня и немногим более в течение ночи – вот всё, что остаётся крестьянину для отдыха» . Ответ: барщина

Прочитайте отрывок из письма и напишите название войны XIXXIX века, о последствиях которой идёт речь «Я уже пять дней в нашей несчастной Москве. Ах, Гриша, голубчик, ты представить себе не можешь , что Москва сделалась, узнать её нельзя и без слёз видеть невозможно этих руин. От каменных домов стены остались, а от деревянных печи торчат. Вообрази, какое ч3 удо, что маменькин дом уцелел… а слободы как не было – вся выгорела…» Ответ: Отечественная

Прочитайте отрывок из сочинения историка и напишите название представителей общественной мысли, о которых идёт речь «Составляющей… единения /представителей общественной мысли/ была…теснейшая привязанность к Москве и Московскому университету, с которым были связаны почти все виднейшие /представители этого направления/, Хомяков был кандидатом университета, братья Киреевские брали уроки у университетских профессоров, курс «студентства» в разные годы прошли К. Аксаков, А. Кошелев, Ю. Самарин, Д. Валуев…» Ответ: Славянофилы

Прочитайте отрывок из письма императора и напишите название войны XIXXIX века, о событиях которой идёт речь «Ты уже, вероятно, знаешь, любезный Горчаков, про начатие бомбардировки Севастополя и что первое сие покушение, несмотря на свою огромность, благодаря Богу, благополучно выдержано славным гарнизоном и даже без большой потери, ежели бы, к несчастию, оно не стоило нам дорогого и почтенного генерал-адъютанта Корнилова, павшего смертью храбрых. Потеря эта невыразимо тяжела мне, ибо на нём покоилась моя надежда не только в нынешнем, но и для будущего устройства Черноморского флота, по его редким достоинствам. Но буди воля Божия. Теперь вся надежда – на дух войск. Николай II » . Ответ: Крымская

Прочитайте отрывок из записок военного корреспондента и напишите название проходившей в XIXXIX веке войны, о которой идёт речь «Нашу стоянку у Константинополя долго не забудут войска скобелевского отряда. Со дня на день ждали приказа – двинуться и занять Царьград. Население готовило цветы и флаги, христиане подняли голову… На берегах Босфора толпы солдат и офицеров стояли у пристани в ярком мареве чудесного, сказочного города…» Ответ: Русско-турецкая

Прочитайте свидетельство К. П. Победоносцева и напишите имя императора, проводившего описанное совещание «Когда обратились ко мне, я не мог уже сдержать волнения негодования. Объяснив всю фальш /проекта Лорис-Меликова/, я сказал, что стыд и позор покрывают лицо, когда подумаешь, в какие минуты мы об этом рассуждаем, когда лежит ещё не погребённым труп нашего Государя. А кто виновен в том? Что мы делали всё это время и в царствование /Александра Второго/? Мы говорили, говорили… и дарованная им свобода стала ложью. А в последние годы – в годы взрывов и мин, что мы делали, чтобы охранить его? Мы говорили – и только…» Ответ: Александр Третий

Прочитайте отрывок из сочинения историка и напишите имя императора, в царствование которого были проведены указанные преобразования «Министр народного просвещения И. Д. Делянов настоял на закрытии большинства высших женских курсов, он же в 1887 году издал циркуляр, где запрещал принимать в гимназии «детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей» . Известный как циркуляр о «кухаркиных детях» , он стал позорной страницей в истории российской школы» . Ответ: Александр Третий

Прочитайте отрывок из сочинения историка и напишите фамилию чиновника, о деятельности которого идёт речь «Энергичное участие в организации строительства Сибирской и других железных дорог укрепили /его/ престиж. Пробыв недолгое время министром путей сообщения, он становится министром финансов /при Александре Третьем/. И сразу же проявляет инициативу, добившись введения государственной монополии на винную торговлю… По его инициативе в стране вводится золотая валюта… /Он/ нашёл общий язык с самим Победоносцевым!» Ответ: Витте

Прочитайте отрывок из сочинения современника и напишите фамилию деятеля культуры, о котором идёт речь «Если же что продолжало жить и сильно развиваться, так это знаменитая галерея русской живописи… Она обогатилась в отчётном году на целых 14 произведений, принадлежащих 13 художникам, и привлекла до 26 680 посетителей. Кроме того, в ней устроился в том же году новый отдел – рисунков и акварелей русских мастеров в количестве 266 экземпляров, приобретённых в разное время. Но это надо отнести к особой энергии и необыкновенному самопожертвованию её владельца, посвятившего всю свою жизнь на создание действительно настоящего национального музея для русского искусства… который завещается им (Москве)» . Ответ: Третьяков

Прочитайте отрывок из воспоминания философа Н. А. Бердяева и напишите образное название периода развития русской культуры, о котором идёт речь «Сейчас с трудом представляют себе атмосферу того времени. Многое из творческого подъёма того времени вошло в дальнейшее развитие русской культуры и сейчас есть достояние всех русских культурных людей. В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии… религиозного беспокойства и искания… Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни. Александр Блок и Анна Ахматова, Николай Гумилёв и Константин Бальмонт принадлежат этому времени» . Ответ: Серебряный век

Прочитайте отрывок из речи Николая IIII и и напишите название государственного органа, к представителям которого он обращался. «Всевышним Промыслом вручённое Мне попечение о благе Отечества побудило Меня призвать к содействию в законодательной работе выборных от народа. С пламенной верой в светлое будущее России Я приветствую в лице вашем тех лучших людей, которых Я повелел возлюбленным моим подданным выбрать от себя. Трудные и сложные работы предстоят вам. Верю, что любовь к Родине, горячее желание послужить ей воодушевят и сплотят вас» . Ответ: Дума

Прочитайте фрагмент документа и напишите фамилию политического деятеля, выступившего на заседании в IIIIII Государственной думе в 1907 г. с данными предложениями. «Поставив на ноги, дав возможность достигнуть хозяйственной самостоятельности многомиллионному крестьянскому населению, законодательное учреждение заложит то основание, на котором прочно будет воздвигнуто преобразованное русское государственное здание… Не беспорядочная раздача земель, не успокоение бунта подачками – бунт погашается силою, а признание неприкосновенности частной собственности, и, как последствие, отсюда вытекающее, создание мелкой личной земельной собственности, реальное право выхода из общины и разрешение вопросов улучшенного землепользования – вот задачи, осуществление которых правительство считало и считает вопросами бытия Русской державы» . Ответ: Столыпин

Прочитайте отрывок из международного договора и напишите название государства, с которым Россия подписала данный договор. «Российское императорское правительство уступает в вечное и полное владение… южную часть острова Сахалина и все прилегающие к последней острова, равно как и все общественные сооружения и имущества, там находящиеся» . Ответ: Япония

Прочитайте отрывок из сочинения историка и напишите краткое название партии, о которой идёт речь. «…Центральный пункт их программы – «социализация» земли, т. е. ликвидация частной собственности на землю и передача её без выкупа в заведование сельских и городских общин. В основу пользования землёй они клали уравнительно-трудовой принцип. Важнейшим элементом революционной тактики они считали политический террор. Для осуществления крупных актов, т. н. «центрального террора» , осенью 1901 года была создана боевая группа, которая затем получила название Боевой организации. Вождём и теоретиком партии был В. М. Чернов» . Ответ: Эсеры

Прочитайте отрывок из сочинения историка и напишите краткое название партии, о которой идёт речь. «В системе политических партий России эта партия занимала особое место. Это была партия интеллектуалов, аккумулировавшая в своих рядах цвет российской интеллигенции начала XXXX в. , мечтавшей о радикальном преобразовании страны парламентским путём и на основе общечеловеческих ценностей. Идейные и организационные истоки формирования партии связаны с теми качественными изменениями, которые произошли в русском либерализме на рубеже XIXXIX — XXXX вв. В либеральном движении всё громче и увереннее зазвучали голоса историка П. Н. Милюкова, крупнейших специалистов в области гражданского и уголовного права – профессора С. А. Муромцева, В. М. Гессена, Л. И. Петражицкого, экономистов и публицистов – П. Б. Струве, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева» . Ответ: Кадеты

Прочитайте фрагмент документа и напишите фамилию государственного деятеля, о котором идёт речь. «Он многое задумывал осуществить. «Дайте только 20 спокойных лет – и вы не узнаете России» , — говорил премьер. Так это или не так, нам не дано узнать. 1 сентября 1911 года он был смертельно ранен в Киеве. Один из наиболее ярких премьер-министров России унёс с собой большинство своих планов и начинаний» . Ответ: Столыпин

Прочитайте фрагмент статьи 1917 года и напишите название правительства, о котором идёт речь. «Бессильное в самостоятельной борьбе с контрреволюцией, неспособное к положительной, творческой работе в деле обороны и борьбы с разрухой, живущее целиком за счёт авторитета и поддержки (Совета), его руками выводящее страну из-под смертельного удара корниловщины, — наше правительство, наша власть чувствует себя достаточно «независимой» и «неограниченной» …в пределах Зимнего дворца» . Ответ: Временное

Прочитайте отрывок из воспоминаний У. Черчилля и напишите название описанного им явления. «Находились ли они, союзники /страны Антанты/, в состоянии войны с Советской Россией? Конечно, нет. Но… они находились на русской земле как завоеватели. Они вооружали врагов советского правительства. Они блокировали его порты. Они топили его военные суда» . Ответ: Интервенция

Прочитайте отрывок из документа и напишите название армии, о которой в нём идёт речь. «Строилась она на принципах старых, отменённых революцией и большевиками в первый период их властвования, в том числе на нормальной организации, единовластии и дисциплине… Советская власть считала себя уже достаточно сильной, чтобы влить без опасения в ряды своей армии десятки тысяч «специалистов» , заведомо чуждых или враждебных господствующей партии» . Ответ: Красная Армия

Прочитайте отрывок из книги Д. А. Волкогонова и напишите фамилию руководителя СССР, о котором идёт речь. «Достигнув апогея своего могущества, он не мог не понимать, что обязан не просто стечению обстоятельств, бесспорности идеи, но прежде всего выбранной методологии. Вся она – в вечной борьбе. Неважно, какая она: борьба с фракционерами… с «космополитами» и множеством других «крепостей» , которые должны «взять большевики» . В конечном счёте лично для него, «вождя» , такая борьба – это его самоутверждение, увековечение, обожествление» . Ответ: Сталин

Прочитайте отрывок из воспоминаний С. Берии и укажите, какой вид вооружений впервые был испытан во время описываемых событий. «…В августе 1949 года я сам присутствовал при взрыве… так что обо всём знаю не понаслышке… Сообщение ушло в Москву прямо …с полигона, а несколько позднее Сталин попросил отца пригласить к нему И. В. Курчатова и его ближайших помощников… Все получили колоссальное материальное вознаграждение… И это, заметьте, в условиях всеобщей послевоенной бедности» . Ответ: Атомная бомба

Прочитайте отрывок из книги Д. А. Волкогонова и напишите фамилию руководителя СССР, о котором идёт речь. «Постоянная «тайна» (его) воздействия на общественное сознание заключалась в поддержании непрерывного напряжения в обществе. Обстановка потенциально возможной «гражданской войны» , а точнее конкретной борьбы с «врагами народа» , «шпионами» , «маловерами» , «космополитами» , «перерожденцами» , «вредителями» , создавала атмосферу, где его указания и призывы к бдительности всегда падали на благодатную почву» . Ответ: Сталин

Прочитайте отрывок из статьи Г. Фёдорова и напишите фамилию руководителя СССР, при котором происходили описанные в отрывке события, явления. «Ряд реформ был проведён достаточно твёрдо, до конца доведён и вполне оправдал возлагавшиеся на них надежды… Пенсионная реформа. До неё пенсии были настолько мизерны, что носили символический характер. Реформа пенсий распространилась на десятки миллионов человек и сделала для них возможным сносное, хотя и скромное существование. Жилищная реформа. Массовое жилищное строительство… сделало по крайней мере для вступающих в жилищные кооперативы доступным получение квартиры, да и цены на кооперативы были тогда вполне умеренными» . Ответ: Хрущев

Прочитайте отрывок из статьи журналиста В. Кобыша и напишите название страны, о которой идёт речь. «В полном согласии с международным правом две наши страны договорились о ряде мер, направленных на укрепление обороноспособности /этой страны/. Меры эти, в частности, предусматривали доставку туда советского ракетного оружия. С нашей стороны это решение представлялось тем более оправданным, что Соединённые Штаты начали в то время обкладывать Советский Союз по всему периметру его границ ракетными базами. Оправданно ли то, что доставив… свои первые ракеты, мы не сделали официального заявления, более того, отрицали, в частности, на Генеральной Ассамблее ООН этот факт? . . » Ответ: Куба

Прочитайте отрывок из воспоминаний военного историка и напишите фамилию руководителя СССР, о котором идёт речь. «…Главнокомандующий Объединёнными силами Варшавского Договора Маршал Советского Союза И. С. Конев… поставил боевую задачу: «ликвидировать контрреволюционный мятеж в Будапеште» . Для этого корпус усилился танками, артиллерией и воздушно-десантными войсками. Боевая операция проводилась по указанию нашего высшего партийного и государственного руководства во главе с // фамилия руководителя СССР /» /» Ответ: Хрущёв

Прочитайте отрывок из послания президента США, адресованного руководителю СССР, и напишите фамилию этого советского руководителя. «Уважаемый г-н Председатель, …… Я пришёл к выводу, что ключевые элементы… заключаются в следующем: Вы согласитесь устранить эти виды оружия с Кубы под надлежащим наблюдением и надзором ООН и принять обязательство… прекратить дальнейшую доставку таких видов оружия на Кубу. Мы, с нашей стороны, согласимся… а) быстро отменить меры карантина, применяющиеся в настоящий момент, и б) дать заверение об отказе от вторжения на Кубу…» Ответ: Хрущев

Прочитайте отрывок из протокола заседания Политбюро ЦК КПСС и напишите фамилию руководителя СССР, автора приведённого высказывания. «В Афганистане мы воюем уже шесть лет. Если не менять подходов, то будем воевать ещё 20 -30 лет. Это бросало бы тень на наши способности воздействовать на развитие событий… Что, может быть, нет простора для того, чтобы развернуться нашему Генеральному штабу? В общем, мы не подобрали ключей к решению этой проблемы… Нам нужно завершение этого процесса в ближайшее время… Нужно в постановлении сказать о необходимости завершения (войны) в течение одного года – максимум двух лет» . Ответ: Горбачев

Прочитайте отрывок из резолюции II съезда шахтёров СССР и напишите название периода, когда эта резолюция была принята. «Мы требуем, чтобы КПСС уже сегодня была лишена привилегированного положения на наших предприятиях и в учреждениях. Парткомы и комитеты ВЛКСМ должны быть выведены с предприятий и учреждений. Льготный стаж, который идёт освобождённым партийным и комсомольским работникам, должен быть отменён. Мы считаем, что в условиях становления многопартийности должен быть решён вопрос о национализации созданной народом собственности КПСС, а также созданы реальные возможности для деятельности партий» . Ответ: Перестройка

рочитайте отрывок из выступления государственного деятеля СССР по Центральному телевидению в декабре 1991 года и напишите его фамилию. «В силу сложившейся ситуации… прекращаю свою деятельность… Я покидаю свой пост с тревогой. Но и с надеждой, с верой в вас, в вашу мудрость и силу духа. Мы – наследники великой цивилизации, и сейчас от всех и каждого зависит, чтобы она возродилась к новой современной и достойной жизни…» . Ответ: Горбачев

В. Задания с открытым кратким ответом

1.
Прочтите отрывок из сочинения историка
СМ. Соловьева и напишите имя жившего в
XIII
в. князя, о котором идет речь в документе.

«…Став
великим князем владимирским, он должен
был унижаться перед татарами, чтобы
спасти родную землю от гибели; должен
был уговаривать народ, чтоб снес терпеливо
иго, позволил татарам переписать себя
для наложения дани».

2. Прочтите
отрывок из сочинения историка В.О.
Ключевского и напишите название войны,
о которой идет речь.

«В 1558 г. Иваном IV
была начата война с целью пробиться к
Балтийскому морю и завязать непосредственные
сношения с Западной Европой…»

3. Прочтите
отрывок из исторического сочинения и
назовите имя церковного деятеля XVII в.,
о котором идет речь.

«Сын своего
времени, он ничем не отличался по
мировоззрению от окружающих. Для него…
весь центр тяжести веры и культа лежал
именно в магической обрядности, и
исправлением ея, введением правильной
чистой греческой обрядности он искренно
хотел очистить веру и улучшить способы
угождения божеству… Ход исправления,
принятый им, только способствовал
разрыву между старой верой и новым
единообразием».

4.
Прочтите отрывок из сочинения историка
СМ. Соловьева и напишите, как назывались
совещания, о которых пишет историк.

«Кроме обычных
сидений великого государя с боярами,
бывали еще чрезвычайные совещания, на
которые приглашались высшее духовенство
и выборные из других сословий. Эти
чрезвычайные бывали обыкновенно по
вопросу: начинать или не начинать
опасную, тяжелую войну, причем потребуется
долгая и тяжкая служба ратных людей, с
другой стороны, потребуются денежные
по­жертвования с тяглых людей; нужно
призвать выборных или советных людей
из тех и других, изо всех чинов, чтоб
сказали свою мысль, и если скажут, что
надобно начинать войну, то чтоб после
не жаловались, сами наложили на себя
тягость… Выборные, или советные люди,
являлись из Москвы и областей, из разных
чинов по два человека; из дворян и детей
боярских больших городов по два человека,
из меньших по человеку, из гостей по три
человека, из гостиной и суконной сотен
по два, из черных сотен и слобод и из
городов, из посадов по чело­веку. Из
крестьян выборных не было».

5.
Прочтите документ и напишите, кто из
российских правителей XVIII в. давал такие
обещания, вступая на престол.

«Наикрепчайше
обещаем… по принятии короны российской
в супружество во всю мою жизнь не вступать
и наследника… не определять. Еще
обещаемся… Верховный тайный совет в
восьми персонах всегда содержать и без
оного Верховного тайного совета согласия:

1) Ни с кем войны
не всчинять.

2) Миру не заключать.

3) Верных наших
подданных никакими новыми податями не
отягощать.

4) В знатные чины…
выше полковничьего ранга не жаловать,
и гвардии и прочим полкам быть под
ведением Верховного тайного совета.

5) У шляхетства
живота и имения и чести без суда не
отымать.

6) Вотчины и деревни
не жаловать.

7) В придворные
чины… не производить».

6.
Прочтите отрывок из исторического
документа и напишите, кто из российских
правителей издал этот документ.

«Без суда да не
лишится благородный дворянского
достоинства.

Без суда да не
лишится благородный чести.

Без суда да не
лишится благородный жизни.

Без суда да не
лишится благородный имения.

Да не судится
благородный, кроме как с своими равными.

Подтверждаем на
вечные времена в потомственные роды
российскому благородному дворянству
вольность и свободу».

7.
Прочтите отрывок из документа XVIII в. и
назовите его автора.

«Великий государь
и над цари царь достойный император
Петр Федорович, разсудя своим мнением,
ко всем моим верноподданным послать
сей мой имянной указ и протчая,и протчая,
и протчая. Да будет вам известно всем,
что действительно я, я сам великий. И,
веря о том без сомнения, знайте, мне
подданные во всяких сторонах… сколько
вас есть и протчие все! И пожаловал вас
землею, водою, солью, верою и молитвою,
пажитью и денежным жалованьем, за что
должны вы служить мне до последней
погибели. И буду вам за то против сего
увещевательного указа отец и жалователь…
Император сам Петр Третей руку приложил».

8.
Прочтите отрывок из сочинения историка
и назовите императрицу, о которой идет
речь.

«Начала свое
царствование с того, что… щедро одарила
участников дворцового переворота. В
феврале 1764 г. была осуществлена
секуляризация (обращение государством
церковной собственности, преимущественно
земли, в светскую) церковного землевладения.
Императрица широко использует политику
лавирования. Для маскировки своей
продворянскои, прокрепостническои
политики она использует политические,
экономические и философские концепции
западноевропейских просветителей,
широко афишируя свою переписку с наиболее
яркими учеными — просветителями того
времени. Это создавало о ней мнение как
о просвещенном и гуманном монархе».

9.
Прочтите отрывок из сочинения современного
историка и напишите имя патриарха, о
котором идет речь.

«Сосланный в
Ферапонтов монастырь на Белоозеро в
чине монаха, он на пять лет пережил
своего «собинного друга» Алексея
Михайловича. Все годы, проведенные в
монастыре, он надеялся на возобновление
былой дружбы царя, который по-человечески
переживал разрыв и гонения на него,
неоднократно испрашивал благословения
для себя и своей семьи. В 1676 г. умер царь
Алексей Михайлович, а в 1681 г. Патриарху
разрешили вернуться в Ново-Иерусалимский
монастырь, но смерть помешала этому».

10.
Прочтите отрывок из сочинения историка
А.Б. Каменского и назовите императрицу,
к которой относится эта характеристика.

«Вторая половина
XVIII века не случайно названа особой
эпохой. Волею судеб на российском
престоле оказался в это время человек
яркий, незаурядный, оставивший заметный
след в отечественной истории. Это был
несомненно один из наиболее талантливых
государственных деятелей России, верно
сумевший понять и оценить объективные
тенденции развития общества и небезус­пешно
пытавшийся их регулировать и направлять».

11.
Прочтите высказывания Петра I о событиях
Северной войны (1700-1721 гг.) и назовите
битву, о которой идет речь.

«Сия у нас победа
может первая назваться, понеже над
регулярным войском никогда такой не
бывало, к тому ж еще гораздо меньшим
числом будучи пред неприятелем, и
поистине оная виною всех благополучных
последований России, понеже тут первая
проба солдатская была и людей, конечно,
ободрила…»

12.
Прочтите отрывок из сочинения С.М.
Соловьева и напишите, кто скрывался под
именем Петра Михайлова.

«…При разных
дворах является русское посольство.
Его два великих полномочных посла: один
иностранец, женевец Лефорт, другой
русский, Головин; в свите посольства
удивительный молодой человек, называется
Петр Михайлов, он отделяется от посольства,
останавливается в разных местах, учится,
работает, особенно занимается морским
делом…»

13.
Прочтите отрывок из документа и напишите
фамилию того, кто его издал.

«Самодержавного
императора нашего, великого государя
Петра Федоровича, Всероссийского и
прочая, и про чая, и прочая.

Сим моим именным
указом регулярной команде повелеваю:

Как вы, мои вечные
рабы, регулярные солдаты, рядовые и
чиновные, напредь сего служили мне и
предкам моим, великим государям,
императорам всероссийским, верно и
неизменно, так и ныне послужите мне,
законному своему великому государю
Петру Федоровичу, до последней капли
крови. И, оставя принужденное послушание
к неверным командирам вашим, которые
вас развращают и лишают вместе с собой
великой милости моей, придите ко мне с
послушанием и, положа оружие свое перед
знаменами моими, явите верноподданническую
мне, великому государю, верность. За что
награждены и пожалованы мною будете и
хлебным жалованием и чинами; и как вы,
так и потомки ваши первыя выгоды иметь
в государстве моем будете и славную
службу при лице моем служить определитесь».

14.
Прочтите отрывок из документа, подписанного
Екатериной II в 1791 г., и назовите фамилию
русского флотоводца, о котором идет
речь.

«…Знаменитая
победа в конце последней кампании
Черноморским флотом нашим, вами
предводительствуемым, над таковым же
турецким одержанная в самой близости
столицы оттоманской, куда флот
неприятельский из среды моря загнан с
великим его поражением, служит новым
доказательством усердия к службе нашей,
особливо мужества и искусства вашего…
Пожаловали вас кавалером ордена нашего
святого Александра Невского…»

15.
Прочтите отрывок из сочинения историка
В.О. Ключевского и назовите российского
государя, к которому относится эта
характеристика.

«Из него, уроженца
континентальной Москвы, вышел истый
моряк, которому морской воздух нужен
был, как вода рыбе.

Бросив кремлевские
хоромы, он вывел и натянутую пышность
прежней придворной жизни московских
царей. При нем во всей Европе разве
только двор прусского короля-скряги
Фридриха Вильгельма I мог поспорить в
простоте с петербургским; недаром он
сравнивал себя с этим королем и говорил,
что они оба не любят мотовства и роскоши.
При нем не видно было во дворце ни
камергеров, ни камер-юнкеров, ни дорогой
посуды. Обычная прислуга царя состояла
из 10-12 молодых дворян, большею частью
незнатного происхождения, называвшихся
денщиками».

16.
Прочтите отрывок из указа XVII в. и напишите,
как назывались годы, о которых в нем
говорится.

«А которые после
сего уложения крестьяне, или холопи,
или раба побежит от своего государя и
придет к иному, и государю искати своего
холопа, и рабу, и крестьянина в пятнадцать
лет от побега, а за пятнадцать лет не
искать».

17.
Прочтите отрывок из сочинения историка
В.О. Ключевского и назовите имя государя,
о котором он пишет.

«Преобладающее
значение дворянства в местном
самоуправлении держалось на тех
привилегиях, какие утверждены были за
этим сословием в губернских учреждениях
1775 г. и в Жалованной грамоте 1785 г. Он
отменил эту грамоту, как и одновременно
изданную грамоту городам, в их самых
существенных частях и принялся теснить
дворянское и городское самоуправление.

Он пытался заменить
дворянское выборное коронным
чиновничеством, ограничив право дворян
замещать выборами известные губернские
должности. Этим обозначился основной
мотив и в дальнейшем достижении управления
— торжество бюрократии, канцелярии…

Наконец (он) отменил
важнейшее личное преимущество, которым
пользовались привилегированные сословия
по жалованным грамотам, — свободу от
телесных наказаний.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Тест
«Правление первых Романовых»

1.Установите соответствие между
событиями и датами.

1) принятие Соборного Уложения                        А.
1654 г.

2) Соляной бунт                                                       Б.
1649 г.

3) начало церковного раскола                                В.
1648 г.

4) избрание на царство Михаила Романова          Г.
1613 г.

2. В результате восстания в Москве в 1662
г. царь вынужден был

1) отменить медные деньги            2)
ликвидировать «белые слободы»

3) отменить рекрутчину                  4)
ввести подушную подать

3. В каком из
документов провозглашались отмена «урочных» лет и бессрочный сыск
беглых крестьян?

1) Судебнике 1497
г.                                   2) Соборном уложении 1649
г.

3) Судебнике 1550
г.                                   4) указах об урочных летах

4. Кто из указанных лиц был
современником царя Алексея Михайловича?

1) И. Волоцкий         2) протопоп Аввакум          3)
митрополит Макарий      4) Сергий Радонежский

5. Последователи протопопа Аввакума и
других церковных деятелей, отказавшихся принять церковную реформу патриарха
Никона, назывались

1) старообрядцами    2) язычниками          3)
стригольниками      4) нестяжателями

6. Прочтите
отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского и укажите, к кому относится эта
характеристика.

«При доброте и
мягкости характера это уважение к человеческому достоинству в подданном
производило обаятельное действие на своих и чужих и заслужило ему прозвище
«тишайшего царя». Иностранцы не могли надивиться тому, что этот царь при
беспредельной власти своей над народом, привыкшим к полному рабству, не
посягнул ни на чье имущество, ни чью жизнь, ни на чью честь». 

7. Согласно условиям Столбовского мира
со Швецией, заключенного в 1617 г., Россия

1) лишилась выхода в Балтийское море               2)
потеряла Левобережную Украину

3) получила выход в Балтийское
море                   4) потеряла Смоленские земли    

8. Одним из следствий принятия Соборного
Уложения 1649 г. было

1) установление бессрочного сыска беглых
крестьян

2) продление сроков поиска крестьян до 15 лет

3) упразднение правила «с Дона выдачи нет»

4) разрешение помещикам ссылать крестьян в
Сибирь

9. Какое событие произошло в 1654
г.?

1) издание Жалованной грамоты дворянству                  2)
подписание Ништадтского мира со Швецией

3) присоединение к России Левобережной Украины      4)
принятие Соборного уложения

10. Прочтите
отрывок из сочинения современного историка и напишите имя патриарха, о котором
идет речь.

«Сосланный в
Ферапонтов монастырь на Белоозеро в чине монаха, он на пять лет пережил своего
«собинного друга»  Алексея Михайловича. Все годы, проведенные в монастыре,
он надеялся на возобновление былой дружбы царя, который по-человечески
переживал разрыв и гонения на него, неоднократно испрашивал благословения для
себя и своей семьи. В 1676 г. умер царь Алексей Михайлович, а в 1681
г. Патриарху разрешили вернуться в Ново-Иерусалимский монастырь, но смерть
помешала этому».

11. Раскол русской православной церкви в
ХVII в. нашел отражение в противоборстве

1) патриарха Никона и протопопа Аввакума                 
2) Иосифа Волоцкого и Нила Сорского

3) митрополита Макария и священника Сильвестра       4)
Ивана Грозного и Андрея Курбского

12. Какая дата связана с окончательным
закрепощением крестьян?

1) 1648
г.                    2) 1497 г.                   3) 1649
г.                    4) 1613 г.

13. Какое из перечисленных событий
произошло раньше всех других?

1) начало правления Алексея Михайловича        2)
Смоленская война

3) русско-польская война                                       4)
Принятие Соборного уложения

14. Что из названного относилось к итогам
внешнеполитической деятельности царя Алексея Михайловича?

1) присоединение к России Левобережной
Украины 

2) заключение Ништадтского мирного договора со
Швецией

3) присоединение к России Казанского и
Астраханского ханств

4) получение Россией выхода в Черное море

15. Продвижение русских в Сибирь
в XVII в. связано с именем

1) Ермака Тимофеевича    2) Семена Дежнева   
3) Степана Разина     4) Витуса Беринга

16. Прочтите
отрывок из сочинения историка и напишите имя царя, о котором идет речь.

«После возвращения
Филарета из польского плена и возведения в сан московского патриарха с титулом
великого государя (1619 г.), началось фактическое двоевластие. Хотя имя царя
стояло в документах на первом месте, но фактически опытный и твердый Филарет
играл большую роль в управлении, чем его сын. С 1619
г. он фактически правил за сына вплоть до своей смерти».

17. Какие из названных имен связаны с
событиями церковного раскола в России в XVII в.?

A)Филарет Б)Аввакум В)Никон Г)Михаил Фёдорович
Д)Алексей Михайлович Е)Ордин-Нащекин

1) АБВ                 2) АВГ                 3)
БВД            4) БВЕ

18. Какие из названных событий произошли
в царствование Алексея Михайловича?

А) Церковный Собор                         Б)
Северная война    В) восстание под руководством Разина                       

Г)  разделы Речи Посполитой   Д) Смоленская
война       Е) Подписано Андрусовское перемирие

1) АБД                  2) АВЕ                3)
БВЕ             4) БВЕ

19. Какие из названных ниже положений
содержало «Соборное Уложение» 1649 г.?

А) введение подушной подати         Б)
окончательное юридическое закрепощение крестьян

В) создание Земских соборов          Г)
укрепление авторитета, власти и престижа личности царя

Д) прикрепление жителей городов к посаду    Е)
освобождение дворян от обязательной службы

1) АБВ           2) АВГ                       3)
БГД            4) ГДЕ

20. Кто из названных деятелей связан с
царствованием Алексея Михайловича?

А) Борис Морозов                Б) Богдан
Хмельницкий                  В) Прокопий Ляпунов

Г) Григорий Потемкин        Д) Андрей
Разумовский                  Е) Афанасий Ордин-Нащокин

1) АБЕ                        2) АВГ                       3)
БГД            4) ВГД

21. Прочтите
отрывок  и укажите церковного деятеля, о котором идет речь.

«Противники [его]
напрасно думали чего-нибудь достигнуть его ссылкой. Он ехал в Сибирь, весь
пылая ревностью о «старой вере», громко обличая на всем пространстве
своего пути действия Никона. Личные страдания и лишения не имели власти над его
сильной волей, а проезд по всей России вплоть до Сибири только давал ему случай
разнести семена своей злости на церковные новшества по всему лицу русской
земли».

22. Какое из названных событий произошло
во второй половине XVII в.?

1) «Медный бунт»              2) «Соляной
бунт»                

3) окончание Смуты           4) избрание на
царство Михаила Романова

23. Что относится к решениям
Переяславской Рады 1654 г.?

1) создание Запорожской Сечи                  2)
объединение Левобережной Украины с Россией

3) упразднение гетманства на Украине     4)
присоединение Правобережной Украины к России

24. Кто
первым из династии Романовых получил царский престол по наследству от отца?

1) Алексей Михайлович      2) Михаил Федорович         3)
Федор Алексеевич           4) Пётр I

25. С именами С. Дежнёва, В. Пояркова,
В. Атласова связаны(-о)

1) крупные географические открытия                  2)
появление новых жанров в литературе

3) развитие университетского образования         4)
развитие научно-технической мысли

26. Расположите имена царей в
хронологической последовательности их правления:

А) Борис Годунов                 Б) Алексей
Михайлович     В) Фёдор Иванович

Г) Михаил Фёдорович         Д) Иван Грозный                  Е)
Василий Шуйский

27. Сравните
деятельность Земских соборов в XVI – первой половине XVII вв. и во второй
половине XVII в. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а
что различным (не менее двух различий).

Общие:

Различия:

в XVI – первой половине XVII вв.

вторая половина XVII в.

31. Укажите
не менее двух причин народных выступлений в XVII в. Приведите не менее трех
примеров народных восстаний, произошедших в «бунташный» век.

Тест ЕГЭ-2011 по истории России.

Вариант 6.

(ответы в конце теста)

ЧАСТЬ 1

А1. В каком веке со смертью сыновей Ивана Грозного пресеклась династия Рюриковичей?

1) XIV в.               2) XV в.               3) XVI в.               4) XVII в.

А2. Ко времени княжения Ярослава Мудрого относится

1) битва на реке Калке

2) восстание древлян

3) Ледовое побоище

4) разгром печенегов под Киевом

А3. Время перехода крестьян от одного владельца к другому, согласно Судебнику 1497 г., носило название

1) «Юрьева дня»                             3) «урочных лет»

2) «заповедных лет»                       4) «отходничества»

А4. Великий князь Владимирский в конце XIII – XIV веке имел право на княжение при условии

1) согласия Земского собора

2) согласия Боярской думы

3) передачи этого права от отца к сыну

4) получения ярлыка а Орде

А5. Кто из названных лиц был противником церковных реформ патриарха Никона?

1) Сергий Радонежский                   3) протопоп Аввакум

2) патриарх Филарет                        4) Иосиф Волоцкий

А6. Понятие «отмена урочных лет» связано с документом

1) «Табель о рангах»

2) «Соборное уложение 1649 г.»

3) «Судебник 1497 г.»

4) «Жалованная грамота дворянству»

А7. Что из названного относилось к причинам поражения восстания под руководством Е.Пугачева?

1) отсутствие поддержки со стороны народов Поволжья и Урала

2) выступление Пугачева под именем императора Петра III

3) недостаток вооружения и организованности в крестьянском войске

4) незначительность территории, охваченной восстанием

А8. Прочтите отрывок из сочинения историка В.О.Ключевского и укажите имя князя, о котором идет речь.

«Поручение собирать ордынскую дань со многих, если только не со всех князей и доставлять ее в Орду [он] получил… когда стал великим князем владимирским. Это полномочие послужило в руках великого князя могучим орудием политического объединения удельной Руси. Не охотник и не мастер бить свою братию мечом, московский князь получил возможность бить ее рублем».

1) Даниил Александрович                  3) Иван III

2) Иван Калита                                     4) Иван IV

А9. Военная реформа была проведена в России в

1) 1830 – 1840-е гг.                   3) 1860 – 1870-е гг.

2) 1840 – 1850-е гг.                   4) 1880 – 1890-е гг.

А10. Источником для изучения жизни, быта обитателей «дворянских гнезд» в России XIX в. служат произведения

1) И.С.Тургенева                               3) Н.А.Добролюбова

) Н.Г.Чернышевского                        4) А.М.Горького

А11. Как назывались крестьяне – участники боевых действий в тылу наполеоновских войск в 1812 году, уничтожавшие фуражиров, нападавшие на отдельные отряды противника?

1) дружинники                            3) гвардейцы

2) партизаны                               4) рекруты

А12. Показателем социального расслоения в русской деревне конца XIX – начала XX в. было появление кулаков и

1) батраков

2) временнообязанных крестьян

3) крестьян-общинников

4) посессионных крестьян

А13. В 1861 году в результате проведения Крестьянской реформы помещичьи крестьяне получили

1) право свободного выхода из общины с наделами земли

2) полное освобождение от барщины и оброка

3) землю бесплатно

4) свободу от крепостной зависимости

А14. Прочтите отрывок из «Манифеста» Николая I и определите год издания этого манифеста.

«После благословенного долголетнего мира запад Европы внезапно взволнован ныне смутами, грозящими ниспровержением законных властей и всякого общественного устройства.

Возникнув сперва во Франции, мятеж и безначалие скоро сообщились сопредельной Германии, и, разливаясь повсеместно с наглостью, возраставшей по мере уступчивости правительств, разрушительный поток сей прикоснулся, наконец, и союзных нам империи Австрийской и королевства Прусского… Мы удостоверены, что древний наш возглас: за веру, царя и отечество и ныне покажет нам путь к победе, и тогда… мы все вместе воскликнем: «С нами Бог! Разумейте, языцы, и покоряйтесь, яко с нами Бог!».

1) 1813 г.                        3) 1849 г.

2) 1825 г.                        4) 1855 г.

А15. В 1919 году был создан

1) «Союз борьбы за освобождение рабочего класса»

2) «Союз 17 октября»

3) Земгор (Земский и городской союз)

4) Коммунистический интернационал

А16. Как назывался созданный во время Гражданской войны орган управления Красной Армией?

1) Военно-революционный комитет

2) Реввоенсовет

3) Совет труда и обороны

4) Государственный комитет обороны

А17. Аграрная программа эсеров в первые десятилетия XX века включала требование

1) социализации земли, запрета ее купли-продажи

2) сохранения частной собственности на землю

3) создания комитетов бедноты и передачи им права распоряжаться землей

4) создания крупных государственных земельных хозяйств

А18. Что из названного стало последствием коллективизации в конце 1920-х – начале 1930-х гг.?

1) отчуждение крестьян от собственности и результатов труда

2) значительный рост поголовья труда

3) значительное улучшение материальных условий жизни крестьян

4) прекращение вывоза зерна за границу

А19. Прочтите отрывок из постановления Ростовской городской конференции профсоюзов и укажите название международной конференции, об участии в которой советских делегатов идет речь.

«1) Настаивать, чтобы делегаты РСФСР на… конференции против претензий мировой буржуазии предъявили счет русских трудящихся масс. В этот счет должны быть включены все жертвы, которые русский народ понес благодаря военным интервенциям Антанты. Наши делегаты… должны поставить в счет мировой буржуазии и Колчака, и Деникина, и Врангеля, и всех наемников капитала, разоривших русский народ.

2) Вождь революционного пролетариата на конференцию… ехать не должен».

1) Генуэзская                       3) Тегеранская

2) Парижская                       4) Мюнхенская

А20. К начальному этапу существования антигитлеровской коалиции относится принятие решения

1) о размерах репараций в пользу СССР

2) об экономической помощи СССР со стороны Великобритании и США

3) о разделе Германии на четыре зоны оккупации

4) о вступлении СССР в войну против Японии

А21. Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите, о каком событии Великой Отечественной войны идет речь.

«Немецкий генерал Вестфаль, описывая операцию «Тайфун», вынужден был признать, что «немецкая армия, ранее считавшаяся непобедимой, оказалась на грани уничтожения». Что верно, то верно… Красная Армия впервые за шесть месяцев войны нанесла крупнейшее поражение главной группировке гитлеровских войск. Это была наша первая стратегическая победа над вермахтом».

1) Московская битва

2) прорыв блокады Ленинграда

3) Крымская операция

4) битва на Курской дуге

А22. План восстановления народного хозяйства в СССР был принят в

1) 1943 г.                       3) 1946 г.

2) 1945 г.                       4) 1948 г.

А23. Кто из названных ниже государственных деятелей был участником внутрипартийной борьбы за высшую власть в СССР после смерти И.В.Сталина?

1) А.А.Громыко                   3) Г.М.Маленков

2) А.А.Жданов                     4) А.Н.Косыгин

А24. Провозглашенная Б.Н.Ельциным в октябре 1991 года программа радикальных рыночных реформ включала положение о

1) государственном регулировании цен

2) сокращении импорта товаров

3) приватизации и акционировании предприятий

4) смягчении налоговой политики

А25. Что из перечисленного относится к причинам перехода руководства СССР к политике перестройки в середине 1980-х гг.?

1) падение коммунистических режимов в странах Восточной Европы

2) массовые выступления, демонстрации населения с требованием реформ

3) обострение отношений с ведущими странами Запада

4) значительное сокращение темпов роста производства к 1980-м гг.

А26. Прочтите отрывок из статьи публициста и укажите, о каком периоде идет речь в отрывке.

«…По решению ЦК КПСС и Совмина СССР… было частично отменено ограничение по внешней торговле… разрешено предприятиям и лицам продавать за рубеж все дефицитные товары… Предприятиям давались уже «обязательные директивные указания» о продаже дефицита за рубеж. Это создало незаинтересованность во внутреннем рынке, началось вымывание товаров, обесценивание рубля, а после постановлений… о совместных с иностранцами предприятиях и Закона о кооперации… началось повальное опустение наших магазинных полок».

1) первых годах после Великой Отечественной войны

2) «оттепели»

3) «застое»

4) перестройке

А27. От приватизации государственной собственности в России в начале 1990-х гг. более всего выиграли

1) рабочие и служащие

2) пенсионеры

3) представители партийно-государственной номенклатуры

4) представители интеллигенции

ЧАСТЬ 2

В1. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности.

А) воцарение Романовых

Б) церковный раскол

В) пугачевский бунт

Г) Смута

В2. Кто из трех перечисленных лиц относится к сподвижникам Петра I?

1) В.В.Голицын

2) Д.М.Пожарский

3) Ф.Я.Лефорт

4) Б.П.Шереметев

5) А.Г.Орлов

6) Ф.М.Апраксин

В3. Установите соответствие между именами исторических лиц и их деятельностью.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.

ИМЕНА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

А) Н.И.Новиков

Б) Е.Р.Дашкова

В) М.В.Ломоносов

Г) В.В.Растрелли

1) исследования в области химии, физики

2) издание сатирических журналов «Трутень», «Живописец»

3) строительство Зимнего дворца в Санкт-Петербурге

4) создание первого русского театра

5) руководство Российской Академией

В4. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и напишите имя патриарха, о котором идет речь.

«Сосланный в Ферапонтов монастырь на Белоозеро в чине монаха, он на пять лет пережил своего «собинного друга» Алексея Михайловича. Все годы, проведенные в монастыре, он надеялся на возобновление былой дружбы царя, который по-человечески переживал разрыв и гонения на него, неоднократно испрашивал благословения для себя и своей семьи. В 1676 г. умер царь Алексей Михайлович, а в 1681 г. Патриарху разрешили вернуться в Ново-Иерусалимский монастырь, но смерть помешала этому».

В5. Расположите следующие события Отечественной войны 1812 года в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности.

А) Бородинское сражение

Б) параллельное преследование войск Наполеона

В) оставление Москвы русской армией

Г) Тарутинский марш-маневр

В6. Какие три из перечисленных положений связаны с мероприятиями внутренней политики Александра I, получившей название «аракчеевщина»?

1) военные поселения

2) временщик

3) учреждение первых министерств

4) «вольные хлебопашцы»

5) ужесточение дисциплины в армии

6) учреждение III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии

В7. Установите соответствие между фамилиями исторических личностей и их деятельностью.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

А) В.О.Ключевский

Б) И.И.Левитан

В) А.Д.Захаров

Г) П.М.Третьяков

1) художник

2) архитектор

3) коллекционер

4) создатель толкового словаря русского языка

5) историк

В8. Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите фамилию высокопоставленного чиновника, о деятельности которого в конце XIX – XX века идет речь.

«Энергичное участие в организации строительства Сибирской и других железных дорог укрепили <его> престиж. Пробыв недолгое время министром путей сообщения, он становится министром финансов <при Александре III>. И сразу же проявляет инициативу, добившись введения государственной монополии на винную торговлю…

По его инициативе в стране вводится золотая валюта… Сергей Юльевич был прекрасным дипломатом… в проведении внутренних реформ… Иначе – контрреформаторы просто смяли бы его… <Он> нашел общий язык с самим Победоносцевым!»

В9. Какие три из перечисленных событий относятся к периоду революции 1905 – 1907 гг.?

1) созыв Учредительного собрания

2) отречение Николая II

3) Всероссийская октябрьская политическая стачка

4) Декабрьское вооруженное восстание в Москве

5) создание Реввоенсовета

6) восстание на броненосце «Князь Потемкин Таврический»

В10. Установите соответствие между событиями и датами, когда они произошли.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.

СОБЫТИЯ

ДАТЫ

А) I съезд Советов СССР

Б) принятие первой Конституции СССР

В) образование Латвийской Советской Социалистической Республики

Г) вступление СССР в Лигу Наций

1) 1920 г.

2) 1922 г.

3) 1924 г.

4) 1934 г.

5) 1940 г.

В11. Прочтите отрывок из речи Николая II и напишите название государственного органа, к представителям которого он обращался.

«Всевышним Промыслом врученное Мне попечение о благе Отечества побудило Меня призвать к содействию в законодательной работе выборных от народа.

С пламенной верой в светлое будущее России Я приветствую в лице вашем тех лучших людей, которых Я повелел возлюбленным моим подданным выбрать от себя. Трудные и сложные работы предстоят вам. Верю, что любовь к Родине, горячее желание послужить ей воодушевят и сплотят вас».

В12. Какие три положения из названных относятся к причинам распада СССР?

1) прекращение воздействия Запада на внешнюю политику страны

2) научно-техническое отставание, падение эффективности производства

3) переход на семилетнее планирование экономического развития

4) ликвидация монопольной власти КПСС в конце 1980-х гг.

5) отсутствие у централизованной, плановой экономической системы возможностей дальнейшего эффективного развития

6) ликвидация Советов народного хозяйства

В13. Установите соответствие между названиями периодов развития СССР после Великой Отечественной войны и хронологическими рамками этих периодов.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.

ПЕРИОДЫ

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ

А) «эпоха застоя»

Б) «перестройка»

В) «оттепель»

Г) «апогей сталинизма»

1) 1945 – 1953 гг.

2) 1953 – 1964 гг

3) 1964 – 1985 гг.

4) 1985 – 1991 гг.

5) 1991 – 2001 гг.

В14. Прочтите отрывок из статьи журналиста В.Кобыша и напишите название страны, о которой идет речь.

«В полном согласии с международным правом две наши страны договорились о ряде мер, направленных на укрепление обороноспособности <этой страны>. Меры эти, в частности, предусматривали доставку туда советского ракетного оружия. С нашей стороны это решение представлялось тем более оправданным, что Соединенные Штаты начали в то время обкладывать Советский Союз по всему периметру его границ ракетными базами. Оправданно ли то, что доставив… свои первые ракеты, мы не сделали официального заявления, более того, отрицали, в частности, на Генеральной Ассамблее ООН этот факт?..»

В15. Расположите следующие события в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности.

А) подписание СССР, США и Великобританией договора о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космическом пространстве и под водой

Б) подписание Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе

В) образование Совета экономической взаимопомощи

Г) ввод войск ОВД в Чехословакию

ЧАСТЬ 3

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из совместного заявления двух политических деятелей.

«Мы глубочайше убеждены, что объявлять сейчас вооруженное восстание – значит ставить на карту не только судьбу нашей партии, но и судьбу русской и международной революции. <…>

Шансы нашей партии на выборах в Учредительное собрание превосходны. Разговоры о том, что <наше> влияние… начинает падать и тому подобное, мы считаем решительно ни на чем не основанными. В устах наших политических противников эти утверждения просто прием политической игры, рассчитанной именно на то, чтобы вызвать <наше> выступление… в условиях благоприятных для наших врагов. <Наше> влияние… растет. Целые пласты трудящегося населения только еще начинают захватываться им. При правильной тактике мы можем получить треть, а то и больше мест в Учредительном собрании. <…>

Только на Советы сможет опереться в своей революционной работе и Учредительное собрание. Учредительное собрание плюс Советы – вот тот комбинированный тип государственных учреждений, к которому мы идем. <…>

Говорят: 1) за нас уже большинство народа в России и 2) за нас большинство международного пролетариата. Увы! – ни то, ни другое неверно, и в этом все дело.

В России за нас большинство рабочих и значительная часть солдат. Но все остальное – под вопросом. Мы все уверены, например, что если дело теперь дойдет до выборов в Учредительное собрание, то крестьяне будут голосовать большинство за эсеров. Что же это – случайность? Солдатская масса поддерживает нас не за лозунг войны, а за лозунг мира. …Если мы, взявши власть сейчас одни, придем (в силу всего мирового положения) к необходимости вести революционную войну, солдатская масса отхлынет от нас…

Но, поскольку выбор зависит от нас, мы можем и должны теперь ограничиться оборонительной позицией. Временное правительство часто бессильно провести в жизнь свои контрреволюционные намерения. Оно расшатано. Силы солдат и рабочих достаточны, чтобы не дать осуществиться таким шагам Керенского и компании».

С1. Определите, представителями какой политической партии были участники заявления. К какому году оно относится? Какому событию предшествовало данное заявление? 

С2. На основе текста и знаний по истории укажите не менее трех аргументов, которые приводились сторонниками вооруженного восстания. 

С3. Укажите не менее трех аргументов, которые приводятся в заявлении против идеи проведения вооруженного восстания на данном историческом этапе.

С4. Укажите характерные черты политики правительства в 1880 – 1890 гг., направленной на развитие промышленности. Приведите не менее трех положений.

Приведите не менее двух фамилий государственных деятелей 1880 – 1890 гг., проводивших политику, направленную на развитие национальной промышленности.

С5. Вопрос относится к области теории и исторических споров, предполагающих два кардинально противоположных ответа. Он не решает задачи данного сайта, поэтому мы его пропускаем.

С6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

После смерти И.В.Сталина в 1953 году перед страной встала проблема выбора перспектив дальнейшего развития. Значительная часть сталинского руководства выступала за сохранение тоталитарного режима уже без Сталина.

Какие направления развития были осуществлены? (Назовите не менее трех направлений в различных сферах общества). Какие причины определили осуществление этих направлений? (Укажите не менее двух причин).

С7. Сравните реформы Избранной рады и политику опричнины Ивана Грозного.

Укажите, что было общим ( не менее двух характеристик), а что – различным (не менее трех различий).

Ответы:

ЧАСТЬ 1

ЧАСТЬ 2

№ вопросов

Ответы

№ вопросов

Ответы

А1

3

В1

ГАБВ

А2

4

В2

346

А3

1

В3

2513

А4

4

В4

Никон

А5

3

В5

АВГБ

А6

2

В6

125

А7

3

В7

5123

А8

2

В8

Витте

А9

3

В9

346

А10

1

В10

2354

А11

2

В11

Государственнаядума

А12

1

В12

245

А13

4

В13

3421

А14

3

В14

Куба

А15

4

В15

ВАГБ

А16

2

А17

1

А18

4

А19

1

А20

2

А21

1

А22

3

А23

3

А24

3

А25

4

А26

4

А27

3

ЧАСТЬ 3

№ вопроса

Ответы

С1

Участники заявления – представители партии большевиков (РСДРП(б))

Заявление относится к 1917 году.

Заявление предшествовало октябрьскому перевороту (захвату власти большевиками).

С2

Аргументы сторонников вооруженного восстания:

1) за РСДРП(б) — большинство народа в России

2) за большевиков – большинство международного пролетариата, который может их поддержать

3) при дальнейшем промедлении влияние большевиков в массах может упасть

4) большевики не смогут выиграть выборы в Учредительное собрание, а значит, не смогут легально прийти к власти

5) революции и ее достижениям угрожают «контрреволюционные» меры Временного правительства

С3

1) влияние большевиков только растет

2) у РСДРП(б) большие шансы получить больше трети мест в Учредительном собрании и законным путем стать преобладающей политической силой

3) большевики еще не имеют достаточной поддержки среди крестьян, которые в большинстве своем поддерживают эсеров

4) большевики могут потерять влияние среди солдат, которые поддерживают РСДРП(б) за лозунг мира и которые в случае революционной войны неизбежно «отхлынут» от них

 5) большевики достаточно сильны уже сейчас, чтобы не допустить «контрреволюционных» действий Временного правительства

С4

Меры, направленные на развитие промышленности:

1) полномасштабное реформирование налоговой системы

2) привлечение иностранных инвестиций в российскую промышленность

3) грамотная таможенная политика, обеспечившая российской промышленности конкурентные преимущества и приток иностранного капитала

4) бурное строительство железных дорог для обеспечения необходимых связей между производством и рынком сбыта

5) денежная реформа, обеспечившая устойчивость рубля

6) широкое кредитование промышленников, предоставление им субсидий

Государственных деятели, проводившие экономическую политику того периода:

Бунге, Вышнеградский, Витте

С5

—-

С6

Направления развития:

1) во внутрипартийной борьбе победу одержали сторонники ограниченной демократизации жизни в стране во главе с Н.С.Хрущевым

2) был осужден культ личности Сталина, частично реабилитированы жертвы сталинский репрессий, расширены права союзных республик, Советов и т.д.

3) проведена реформа управления промышленностью, созданы территориальные советы народного хозяйства, поддержано развитие колхозов, личных подсобных хозяйств колхозников, проведен ряд мер по улучшению жизни населения

4) произошло увеличение темпов развития производства на основе использования научных достижений, созданы новые научные центры, осуществлен большой комплекс мер по освоению космоса, построены основы индустриального общества

5) в духовно-культурной сфере произошло определенное раскрепощение общества, освобождение от страха, проведена реформа образования.

Причины:

1) невозможность после смерти Сталина скрывать от общества сталинские преступления

2) необходимость убедить общество, что все жестокости не являются порождением социализма

3) личная решимость Хрущева разоблачить культ личности Сталина

4) стремление Хрущева улучшить жизнь советских людей

С7

Общие характеристики:

1) преобразования проводились по воле царя

2) преобразования были направлены на усиление центральной власти и власти царя

3) преобразования были направлены на решение наиболее насущных внешнеполитических задач: приобретение Россией выхода к морю, защиту территории страны от набегов крымских и казанских ханов.

Различия:

Политика Избранной рады:

1) путь медленных, постепенных преобразований, рассчитанный на централизацию в течение длительного времени

2) преобразования направлены на создание в России сословно-представительной монархии

3) стремление к достижению согласия между интересами государства и общества

4) стремление к консолидации между различными группами правящей верхушки

5) внешнеполитические успехи: присоединение к России Казанского и Астраханского ханств

6) реформы способствовали улучшению внутреннего положения в стране, укреплению государственного аппарата, армии, хозяйственному оживлению

Политика опричнины:

1) насильственные методы централизации

2) преобразования направлены на укрепление самодержавной монархии с неограниченной властью царя

3) раскол в обществе

4) массовые репрессии, опалы, террор, земельные конфискации

5) проиграна затяжная Ливонская война, поражение в 1571 году от Крымского хана

6) опричнина поставила страну на грань национальной катастрофы, привела к экономическому, политическому, кризису и в итоге – к Смуте начала XVII века.

  • Прочтите отрывок из сочинения пушкина и укажите чье правление характеризует поэт
  • Прочтите отрывок из сочинения карамзина и укажите о каком князе идет речь
  • Прочитать сказку габбе город мастеров или сказка о двух горбунах
  • Прочитать сказку ворона и лисица
  • Прочитать сказку волк и лиса