Прочтите отрывок из сочинения византийского автора и определите о каком народе идет речь

Тест по истории России Древняя Русь в VIII — первой половине XII в. 6 класс с ответами. В тесте представлены 2 варианта, в каждом варианте по 18 заданий.

Вариант 1

1. С каким событием в истории Руси связано начало династии Рюриковичей?

1) призвание Рюрика на княжение в Новгород
2) поход на Киев князя Олега
3) походы Святослава
4) деятельность князя Игоря

2. Что относится к деятельности княгини Ольги?

1) открытие монастырей на Руси
2) перенос столицы государства в Киев
3) начало чеканки древнерусских монет
4) подавление восстания древлян

3. Прочитайте отрывок из летописи и укажите, о каком князе в нем идет речь.

«Собрав дань, он пошёл в свой город. Когда он возвращался назад, то, раздумав, сказал дружине своей: «Идите с данью домой, а я возвращусь, похожу ещё». Отпустил дружину свою домой, а сам с небольшой дружиной вернулся, желая ещё больше добычи. Древляне, услышав, что он опять идёт, решили: «Если повадится волк к овцам, то перетаскает всё стадо, если не убьют его; так и тут, если не убьём его, то всех нас погубит». И они послали к нему сказать: «Зачем идёшь опять? Ты взял всю дань»… И древляне, выйдя из города Искоростеня, перебили… и дружину его».

1) Святослав
2) Рюрик
3) Олег
4) Игорь

4. Свободные земледельцы-общинники, по мнению большинства историков, в Древней Руси назывались

1) смерды
2) рядовичи
3) гости
4) закупы

5. Создание первого письменного свода законов Древней Руси связано с именем князя

1) Игоря
2) Владимира Мономаха
3) Святослава
4) Ярослава Мудрого

6. Какая дата связана с началом строительства Софийского собора в Киеве?

1) 990 г.
2) 1037 г.
3) 1054 г.
4) 1068 г.

7. В правление какого древнерусского князя был построен Софийский собор в Киеве?

1) Владимир Святославич
2) Ярослав Мудрый
3) Владимир Мономах
4) Олег Вещий

8. Прочтите отрывок из летописи и укажите событие, о котором в нем говорится.

«И когда пришел, повелел опрокинуть идолы — одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей колотить его палками. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, — чтобы принял он возмездие от людей. «Велик ты, Господи, и чудны дела твои!» Вчера еще был чтим людьми, а сегодня поругаем. И, притащив, кинули его в Днепр».

1) крещение Руси Владимиром
2) захват Константинополя Олегом
3) восстание древлян
4) разгром Хазарского каганата

9. Запишите слово, пропущенное в схеме

Налоговая реформа княгини Ольги
… — размер дани Погосты — места сбора дани

10. Заполните пропуск.

Часть древнерусского города, где жили торговцы и ремесленники, называлась …

11. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям (явлениям) VIII-XII вв.

Холопы, полюдье, купцы, волхвы, погосты, пожилое

Найдите и запишите термин, относящийся к другому историческому периоду.

12. Прочтите отрывок из сочинения современных историков и укажите, как назывались произведения, в которых действовали описанные герои.

«Необычные и подчас фантастические силы героев — палицы у богатырей по 100 пудов… Враги, выходившие на богатырей, были чудовищно могучи. Войска вражьего, растянувшегося в степях, серому волку в три дня не обрыскать, черному ворону не облететь»

13. Расположите в хронологической последовательности следующие события

1) разгром князем Ярославом печенегов
2) захват князем Олегом Киева
3) разгром князем Святославом хазар

14. Установите соответствие между жанрами древнерусской литературы и относящимися к ним произведениями. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

ЖАНРЫ

А) былины
Б) летописи
В) юридический документ

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

1) Повесть временных лет
2) Садко
3) Русская Правда
4) Задонщина

15. Какие два из перечисленных ниже терминов обозначали категории людей, зависимых от крупных землевладельцев в Древней Руси?

1) рядович
2) закуп
3) дьяк
4) волхв
5) инок

16. Назовите не менее трех положений, характеризующих общественное устройство восточных славян в VI — VIII вв.

17. Существует точка зрения, что система управления Древнерусским государством при первых общерусских князьях (Олеге, Игоре) и при Ярославе Мудром имела много общего. Приведите не менее двух положений, подтверждающих эту общность.

18. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Основные категории населения Киевской Руси». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов. План с пояснениями должен отразить основные явления, связанные с темой «Основные категории населения Киевской Руси».

Вариант 2

1. Кто осуществил поход на Константинополь в 907 г.?

1) князь Олег
2) князь Игорь
3) князь Владимир
4) князь Святослав

2. Установление в Древней Руси новой системы сбора дани — уроков, погостов, повоза (вместо полюдья) было результатом

1) деятельности княгини Ольги
2) принятия Устава о резах Владимира Мономаха
3) походов князя Святослава
4) реформы Ярослава Мудрого

3. Прочтите отрывок из сочинения византийского автора и определите, о каком народе идет речь.

«Племена… многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения, охраняют их. У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы. Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними опасностей».

1) печенеги
2) половцы
3) славяне
4) хазары

4. Район города, заселенный ремесленниками одной специальности, в Древней Руси назывался

1) слобода
2) кремль
3) вервь
4) детинец

5. Что из названного было следствием крещения Руси?

1) войны Руси с печенегами
2) ослабление власти киевского князя
3) мощный толчок развитию культуры
4) завоевательные походы Руси на Царьград

6. Одним из первых древнерусских каменных храмов был

1) Успенский собор во Владимире
2) Софийский собор в Новгороде
3) церковь Параскевы-Пятницы на Торгу
4) Дмитриевский собор во Владимире

7. Какой собор был главным храмом в Киеве в период Древней Руси?

1) Казанский
2) Софийский
3) Успенский
4) Покровский

8. Прочтите отрывок из «Повести временных лет» и назовите князя, о котором идет речь.

«…И стала при нем вера христианская расширяться, и черноризцы стали умножаться, и монастыри стали появляться… Отец его, Владимир, землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил, [сын] же засеял книжными словами сердца верных людей, а мы пожинаем, ученье принимая книжное.
…Ещё при жизни дал он наставление сыновьям своим: «И если будете жить в любви между собою, Бог будет в вас и покорит вам врагов…» И так разделил он между ними города, запретив им переступать пределы братьев и сгонять со стола».

1) Олег Вещий
2) Игорь Святославич
3) Ярослав Мудрый
4) Святослав Игоревич

9. Запишите слово, пропущенное в схеме

Борьба Древнерусского государства с соседями
Святослав Игоревич — хазары Ярослав Мудрый — … Владимир Мономах — половцы

10. Заполните пропуск.

Поэтические сказания о прошлом, в которых прославлялись подвиги русских богатырей, — …

11. Ниже приведен перечень имен русских князей. Все они, за исключением одного, относятся к Х-ХІ вв.

Ярослав Мудрый, Владимир Святославич, Игорь, Святослав, Рюрик

Найдите и запишите имя князя, правление которого относится к другому историческому периоду.

12. Прочтите отрывок из сочинения современных историков и укажите, как назывались в Древней Руси сборы, о которых идет речь.

«Большую часть зимы князь и дружина ездили по городам, крупным сёлам, собирая с городских и крестьянских общин-вервей серебро, меха, продовольствие и различные товары… Князь Игорь был убит в одном из походов на древлян за повторной данью».

13. Расположите названия памятников русской культуры в хронологической последовательности их появления.

1) Слово о законе и благодати
2) Софийский собор в Киеве
3) Десятинная церковь

14. Установите соответствие между определениями и понятиями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго и запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

А) земледельцы, заключившие с хозяином земли договор на выполнение работ
Б) свободные или зависимые земледельцы, основная масса населения Древней Руси
В) люди, находившиеся в полной зависимости от хозяина земли

ПОНЯТИЯ

1) смерды
2) холопы
3) тиуны
4) рядовичи

15. Какие два из перечисленных ниже терминов относятся к строительству и убранству церквей в Древней Руси?

1) крестово-купольный храм
2) зернь
3) витраж
4) фреска
5) филигрань

16. Укажите не менее трех основных предпосылок образования государства у восточных славян.

17. Высказывается следующая точка зрения на наличие государства в Древней Руси: Древнюю Русь X — начала ХІІ в. можно считать единым и централизованным государством. Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку.

18. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Искусство Киевской Руси». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов. План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с развитием искусства в Киевской Руси.

Ответы на тест по истории России Древняя Русь в VIII — первой половине XII в. 6 класс
Вариант 1
1-1
2-4
3-4
4-1
5-4
6-2
7-2
8-1
9. Уроки
10. Посад
11. Пожилое
12. Былины
13. 231
14. А2 Б1 В3
15. 12
16.
1) Основа социальной организации — патриархальная семейная община.
2) Государство отсутствовало, управление обществом осуществлялось на принципах военной демократии.
3) Захват военной добычи стимулировал экономическое и социальное неравенство, способствовал росту частной собственности (процесс имущественной дифференциации ускорился с началом военных походов славян — главным образом против Византии).
4) В VI — VIII вв. восточные славяне находились на последней стадии развития общинно-родового строя, к IX в. — на пороге создания государства.
17.
1) Князь — военный предводитель, сборщик налогов, верховный судья.
2) Дружина — военные отряды при князе.
3) Вечевые сходы во всех городах и землях.
18.
1) Формирование древнерусской народности.
Завершение объединения всех восточных славян в единое государство к концу X в. и принятие христианства привели к сглаживанию племенных различий в языке и культуре. С течением времени у жителей Древнерусского государства ушло в прошлое отождествление себя с отдельными племенными союзами. Так постепенно сформировалась единая древнерусская народность.
2) Особенности социальных отношений.
Земельные отношения: общинная собственность на землю, появление вотчин. Формирование социальных групп. Социальное неравенство.
3) Категории населения Древнерусского государства:
а) киевские князья — потомки Рюрика;
б) дружинники: старшие (бояре) и младшие;
в) духовенство;
г) купцы;
д) свободное земледельческое население (люди);
е) зависимые категории населения: закупы, рядовичи (соглашались работать на определенных условиях, при этом их зависимое положение не распространялось на членов их семей и не передавалось по наследству); холопы (челядь) были наиболее бесправной категорией древнерусского населения;
ж) социальное положение смердов.
Вариант 2
1-1
2-1
3-3
4-1
5-3
6-2
7-2
8-3
9. Печенеги
10. Былины
11. Рюрих
12. Полюдье
13. 321
14. А4 Б1 В2
15. 14
16.
1) Широкое распространение земледелия с использованием орудий труда из железа.
2) Развитие промыслов.
3) Возникновение избыточного продукта и имущественная дифференциация.
4) Распад родовой общины и превращение ее в соседскую.
5) Рост числа городов.
6) Усиление власти князя.
7) Появление дружины.
8) Складывание межплеменных союзов.
9) Отражение набегов кочевников.
10) Борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата, Волжской Булгарии.
17.
1) В Древней Руси существовал административный центр — Киев.
2) В Древней Руси выделилась единая для всей территории государства властно-управленческая верхушка — князья и дружина.
3) В Древней Руси формировался единый правопорядок, закрепленный в Русской Правде, Правде Ярославичей и других документах.
18.
1) Особенности формирования традиций древнерусского искусства.
Основой древнерусского искусства (как и культуры в целом) стали наследие восточных славян и влияние окружающих народов. Большое значение имело принятие Русью христианства: укрепились связи Руси со странами христианского мира, и прежде всего с Византией; русское искусство обогатилось новыми образами и техническими приемами.
2) Архитектура:
а) деревянное зодчество;
б) строительство каменных храмов;
в) выдающиеся архитектурные памятники: Десятинная церковь в Киеве, Софийские соборы в Киеве и Новгороде.
3) Изобразительное искусство:
а) книжные миниатюры;
б) иконы;
в) фрески;
г) мозаики.
4. Художественное ремесло.
Искусство древнерусских ремесленников, оружейников и ювелиров. Зернь и скань — сложные техники изготовления украшений, использовавшиеся мастерами Киевской Руси.

Проверочные задания в формате ГИА. Вопросы и ответы к Главе 1 (Древнейшие народы на территории России. Восточные славяне. Формирование Древнерусского государства. Первые киевские князья. Владимир Святославич. Принятие христианства. Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси) учебника А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России. С древнейших времён до конца XVI века». Рекомендуется для проверки знаний после изучения. История России в вопросах и ответах к Главе 1.

Перейти в ОГЛАВЛЕНИЕ

Проверочные задания
в формате ГИА к главе 1.

Вариант 1

Часть 1. При выполнении заданий с выбором ответа (А1—А20) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.

А1. Определите время заселения славянами Восточной Европы.
1) III тыс. до н. э.
2) вторая половина II тыс. н. э.
3) начало II тыс. н. э.
4) середина I тыс. до н. э.
ОТВЕТ: 4.

А2. Что такое бортничество?
1) собирание грибов и ягод
2) собирание мёда диких пчёл
3) охота на дикого зверя
4) рыбная ловля
ОТВЕТ: 2.

А3. Кого называли волхвами?
1) племенных вождей
2) иноземных воинов
3) жрецов и прорицателей
4) иноземных купцов
ОТВЕТ: 3

А4. Прочтите отрывок из сочинения византийского автора и определите, о каком племени идёт речь.
«Племена __________ многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения, охраняют их. У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы. Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озёр, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними опасностей. Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую».
1) печенеги    2) славяне    3) варяги    4) половцы
ОТВЕТ: 2.

А5. Что из перечисленного характерно для соседской общины?
1) периодические переделы земли
2) объединение людей одной профессии
3) наличие собственной денежной единицы
4) кровнородственные отношения
ОТВЕТ: 1.

А6. Соседями восточных славян являлись
1) балтийские племена    2) монголо-татары    3) готы    4) арабы
ОТВЕТ: 1.

А7. Призвание варягов в Новгород произошло в
1) 964 г.    2) 980 г.    3) 862 г.     4) 945 г.
ОТВЕТ: 3.

А8. 988 год — это год
1) восстания древлян
2) Крещения Руси
3) похода Игоря на Византию
4) дунайских походов Святослава
ОТВЕТ: 2.

А9. К восточным славянам не относятся
1) поляне    2) вятичи    3) кривичи    4) варяги
ОТВЕТ: 4.

А10. Древнерусский каменный храм — это
1) Покровский собор в Москве
2) храм Святой Софии в Новгороде
3) Успенский собор во Владимире
4) храм Покрова на Нерли
ОТВЕТ: 2.

А11. Соседская община у восточных славян — это
1) вира    2) вервь    3) ясак    4) скит
ОТВЕТ: 2.

А12. Вотчина — это
1) земельное владение за службу
2) посад
3) ремесленная слобода
4) передача земли по наследству
ОТВЕТ: 4.

А13. Живопись по сырой штукатурке при строительстве храмов в Древней Руси называлась
1) скань    2) чернь    3) мозаика    4) фреска
ОТВЕТ: 4.

А14. Определите причину восстания древлян в 945 г.
1) князь Игорь вторично взял дань с древлян
2) насильственное крещение древлян
3) нежелание древлян участвовать в походе на Константинополь
4) ослабление власти великого князя Игоря
ОТВЕТ: 1.

А15. Уроки, погосты, повоз – термины, связанные с
1) принятием христианства
2) появлением письменности
3) принятием Русской Правды
4) реформами княгини Ольги
ОТВЕТ: 4.

А16. Торговый путь «из варяг в греки» не проходил по реке
1) Волга    2) Днепр    3) Волхов    4) Нева
ОТВЕТ: 1.

А17. Литературное произведение XII в. — это
1) Судебник
2) «Апостол»
3) «Поучение детям»
4) «Слово о законе и благодати»
ОТВЕТ: 3.

А18. «Славянскими апостолами», создателями славянской письменности, были
1) Борис и Глеб
2) Рюрик и Олег
3) Кирилл и Мефодий
4) Пётр и Павел
ОТВЕТ: 3.

А19. Архитектурный стиль храмового зодчества, заимствованный из Византии, назывался
1) готическим
2) древнеримским
3) шатровым
4) крестово-купольным
ОТВЕТ: 4.

А20. Древнейшая рукописная книга — это
1) Домострой
2) «Слово о полку Игореве»
3) Остромирово Евангелие
4) «Апостол»
ОТВЕТ: 3.

Часть 2. Задания В1—В7 требуют ответа в виде одного-двух слов, последовательности букв или цифр, которые следует записать в текст экзаменационной работы. Имена российских государей следует писать только буквами (например: Иван Третий). Если ответ предполагает указание даты (века), он записывается буквами (например: одиннадцатый).

В1. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов.
A) первый поход князя Олега на Константинополь
Б) Крещение Руси
B) призвание варягов
Г) восстание древлян
ОТВЕТ: ВАГБ.

В2. Установите соответствие между именами правителей и событиями, связанными с их деятельностью. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.

Правитель Событие
А) князь Святослав 1) принятие христианства
Б) князь Олег 2) поход на Хазарский каганат
В) князь Владимир Святославич 3) поход на половцев
 4) Киевская Русь

Запишите в таблицу выбранные цифры.
ОТВЕТ: А–2, Б–4, В–1.

В3. Какие два из перечисленных положений явились следствием Крещения Руси? Обведите цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их в указанном месте без дополнительных символов.
1) усиление языческих обычаев
2) храмовое зодчество
3) введение патриаршества
4) появление письменности
5) искоренение язычества.
ОТВЕТ: 2, 4.

В4. Прочтите отрывок из «Повести временных лет» и укажите год события, о котором повествует автор.
«В год 6390 (?) … И сел Олег княжа в Киеве, и сказал Олег: да будет матерью городам русским».
ОТВЕТ: 882 г.

В5. Какие из названных понятий относятся к истории Древнерусского государства IX—XI вв.? Укажите два верных ответа из пяти предложенных. Обведите цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их в указанном месте без дополнительных символов.
1) вира    2) опричнина    3) полюдье    4) кормление    5) баскаки
ОТВЕТ: 1, 3.

В6. Прочтите отрывок из «Повести временных лет». Запишите имя князя, о котором идёт речь.
«В год 6545 (1037). Заложил князь город великий, у того же града Золотые ворота; заложил и церковь святой Софии, митрополию, и затем церковь на Золотых воротах — святой Богородицы Благовещения, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины…»
ОТВЕТ: Ярослав Мудрый.

В7. Установите соответствие между понятиями, относящимися к истории Древней Руси, и их определениями.

Понятие Определение
А) вервь 1) слуга
Б) челядин 2) община
В) холоп 3) раб
4) штраф

К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
ОТВЕТ: А–2, Б–1, В–3.

Часть 3. Для ответов на задания этой части (С1—С4) используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), а затем ответ к нему.

Прочтите отрывок из летописи и выполните задания C1, С2. Используйте в ответах информацию источника, а также знания из курса истории.

Отрывок из «Повести временных лет»
«…А в верховьях Днепра — волок до Ловати, а по Ловати можно войти в Ильмень, озеро великое. Из того же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море… И по тому морю можно идти до Рима, а от Рима можно прийти по тому морю ко Царьграду, а от Царьграда прийти в Понт-море, в которое впадает Днепр-река».

С1. Укажите, о каком торговом пути идёт речь.
ОТВЕТ: «Путь «из варяг в греки» или Восточный, Варяжский путь.

С2. Объясните, почему путь так назывался.
ОТВЕТ: Связывал страны Северо-Западной Европы (Скандинавии) и Византии.

Выполните задания С3, С4, относящиеся к истории Древней Руси.

С3. Через какие известные вам русские города проходил торговый путь?
ОТВЕТ: Новгород, Полоцк, Смоленск, Киев.

С4. Перечислите предметы торговли.
ОТВЕТ: Железо, мех, мёд, хлеб, лес, моржовая кость и т. д.

Вариант 2

Часть 1. При выполнении заданий с выбором ответа (А1—А20) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.

А1. Кто из перечисленных князей не относился к великим киевским князьям?
1) Ярослав   2) Ярополк    3) Глеб    4) Владимир I
ОТВЕТ: 3.

А2. Укажите религию, которую Владимир I не рассматривал при выборе религии для Руси.
1) иудаизм    2) христианство    3) ислам    4) буддизм
ОТВЕТ: 4.

А3. Укажите название размера дани, установленного княгиней Ольгой.
1) погост    2) повоз    3) полюдье    4) урок
ОТВЕТ: 4.

А4. Кто из русских князей воевал с Дунайской Болгарией?
1) Игорь    2) Олег    3) Святослав    4) Ярослав
ОТВЕТ: 3.

А5. Кто из перечисленных правителей первым принял христианство?
1) Владимир    2) Святослав    3) Ольга    4) Игорь
ОТВЕТ: 3.

А6. Выберите форму правления Древнерусского государства.
1) сословно-представительная монархия
2) республика
3) княжеская республика
4) раннефеодальная монархия
ОТВЕТ: 4.

А7. Как называлась территория древнерусского города, населённая торговцами и ремесленниками?
1) кремль    2) детинец    3) посад    4) селище
ОТВЕТ: 3.

А8. Единица налогообложения в Киевской Руси — это
1) соха    2) душа    3) дым    4) двор
ОТВЕТ: 3.

А9. Денежная единица Киевской Руси — это
1) серебряная копейка
2) медная копейка
3) рубль
4) гривна
ОТВЕТ: 4.

А10. Что из указанного не относится к экономическому развитию Киевской Руси?
1) развитие вотчины
2) рост и укрепление городов
3) натуральное хозяйство
4) развитие поместья
ОТВЕТ: 4.

А11. Первой русской летописью считается
1) Закон Русский
2) «Повесть временных лет»
3) «Устав» Владимира Мономаха
4) «Слово о законе и благодати»
ОТВЕТ: 2.

А12. Какое событие произошло в правление Ярослава Мудрого?
1) окончательно разгромлены печенеги
2) объединение Киева и Новгорода
3) принятие христианства
4) основание Москвы
ОТВЕТ: 1.

А13. Выберите современника Ярослава Мудрого.
1) Игорь    2) Святослав    3) Андрей Рублёв    4) Владимир Святославич
ОТВЕТ: 4.

А14. Кто является автором «Поучения детям»?
1) Мстислав Великий
2) Юрий Долгорукий
3) Андрей Боголюбский
4) Владимир Мономах
ОТВЕТ: 4.

А15. К правлению Ярослава Мудрого относится
1) основание Москвы
2) поход против половцев
3) династические браки
4) переезд во Владимир
ОТВЕТ: 3.

А16. Профессиональное войско при князе в Древней Руси — это
1) рядовичи    2) дружина    3) вервь    4) закупы
ОТВЕТ: 2.

А17. Систематический сбор дани киевским князем назывался
1) выход    2) ясак    3) церковная десятина    4) полюдье
ОТВЕТ: 4.

А18 Какое реальное историческое событие отражено в «Слове о полку Игореве»?
1) поход на Константинополь в 911 г.
2) объединение Новгорода и Киева в 882 г.
3) поход против половцев в 1185 г.
4) поход против половцев в 1111 г.
ОТВЕТ: 3.

А19. Укажите цель съезда князей в Любече (1097).
1) установить повоз
2) прекратить междоусобицы
3) ввести полюдье
4) принять христианство
ОТВЕТ: 2.

А20. Укажите год похода князя Олега на Царьград.
1) 945 г.    2) 957 г.    3) 912 г.    4) 907 г.
ОТВЕТ: 4.

Часть 2. Задания В1—В7 требуют ответа в виде одного-двух слов, последовательности букв или цифр, которые следует записать в текст экзаменационной работы. Имена российских государей следует писать только буквами (например: Иван Третий). Если ответ предполагает указание даты (века), он записывается буквами (например: одиннадцатый).

В1. Установите хронологическую последовательность правления русских князей. Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов.
A) Святослав    Б) Игорь    B) Владимир Мономах    Г) Ярослав Мудрый
ОТВЕТ: БАГВ.

В2. Установите соответствие между датой и событием.

Дата Событие
А) 1097 г. 1) поход Олега на Константинополь
Б) 907 г. 2) принятие христианства на Руси
В) 988 г. 3) съезд князей в Любече
  4) призвание Рюрика

К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
ОТВЕТ: А–3, Б–1, В–2.

В3. Какие два из перечисленных городов являлись главными государственными центрами восточных славян в VIII—IX вв.? Обведите цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их в указанном месте без дополнительных символов.
1) Москва    2) Новгород    3) Чернигов    4) Итиль    5) Киев
ОТВЕТ: 2, 5.

В4. Прочтите отрывок из текста и укажите название исторического документа.
«…Убьёт муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, или сын сестры; если не будет никто мстить, то 40 гривен за убитого».
ОТВЕТ: Русская Правда.

В5. Какие из названных дат являются годами походов князя Олега на Константинополь? Укажите два верных ответа из пяти предложенных. Обведите цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их в указанном месте без дополнительных символов.
1) 945 г.    2) 911 г.    3) 969 г.    4) 1043 г.    5) 907 г.
ОТВЕТ: 2, 5.

В6. Прочтите отрывок из летописи и укажите, о каком князе идёт речь.
«Когда князь вырос и возмужал, начал он воев собирать многих и храбрых; ходя легко, как барс, вёл он многие войны… [Перед началом похода] он посылал послов к странам, говоря: «Хочу идти на вы».
ОТВЕТ: Святослав.

В7. Установите соответствие между персонами и событиями, относящимися к истории Древней Руси.

Персона Событие 
A) Ольга 1) объединение Киева и Новгорода
Б) Игорь 2) введение уроков, погоста, повоза
B) Олег 3) начало политической раздробленности
  4) установление власти Рюриковичей в Киеве

К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
ОТВЕТ: А–2, Б–4, В–1.

Часть 3. Для ответов на задания этой части (С1—С4) используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), а затем ответ к нему.

Прочтите отрывок из летописи и выполните задания C1, С2. Используйте в ответах информацию источника, а также знания из курса истории.

«Он был хромоног, но ум у него был добрый, и на рати был он храбр; прибавлена ещё одна замечательная черта, что он был христианин и сам книги читал. В его княжение христианство и грамотность должны были распространяться. Собрал много писцов; они переводили книги с греческого на славянский, переписали много книг, много он и купил их. Князь строил церкви по городам и местам неогороженным, ставил при них священников, которым давал содержание из собственного имущества, приказывая им учить людей. Князь велел собрать у старост и священников детей (300 человек) и учить их книгам».

С1. О каком князе идёт речь? В каком веке он правил?
ОТВЕТ: Ярослав Мудрый, XI в.

С2. Что вы можете рассказать о внутренней политике князя?
ОТВЕТ: Внутренняя политика Ярослава Мудрого была направлена на укрепление аппарата власти. Она способствовала консолидации государства, складыванию раннего феодализма, распространению христианство среди народа.

С3. Что вы можете рассказать о внешней политике князя?
ОТВЕТ: Целью внешней политики Ярослава Мудрого было закрепление успехов Киевской Руси, достигнутых во время правления его отца и деда. Сочетание военных походов против независимых племен и налаживание контактов с европейскими монархами посредством династических браков.

С4. Назовите современников князя и напишите об одном из них мини-сочинение.
ОТВЕТ: король Норвегии Магнус Добрый, польский король Казимир I, император Византии Константин Мономах, германский император Генрих III. Сочинение, например, об Илларионе.


Вы смотрели: Проверочные задания в формате ГИА к главе 1 (Древнейшие народы на территории России. Восточные славяне. Формирование Древнерусского государства. Первые киевские князья. Владимир Святославич. Принятие христианства. Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси) учебника А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России. С древнейших времён до конца XVI века». Рекомендуется для проверки знаний после изучения.

Перейти в ОГЛАВЛЕНИЕ

(с) В учебных целях использованы цитаты из учебного пособия «А.В.Иванов, И.Я.Гиниятуллина, Н.А.Левина — История России 6 класс. Тестовые задания / М.: Просвещение».

Просмотров: 13 737

История. 6 класс ТРЕНИНГ Восточные славяне и их соседи Часть1 Михайлова Надежда Михайловна

История. 6 класс

ТРЕНИНГ

Восточные славяне

и их соседи

Часть1

Михайлова Надежда Михайловна

Расселение славян 4 3 2 Что обозначают цифры на карте? 1 Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Расселение славян

4

3

2

Что обозначают цифры на карте?

1

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Перечислите занятия славян Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Перечислите занятия славян

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Задание

ПЛАН.

1. Переход от родовой общины к соседской.

В ходе расселения славян на больших пространствах Восточно-Европейской равнины стали распадаться родовые связи, перестала действовать власть старейшины рода. Кровнородственную (родовую) общину сменила соседская (территориальная) община.

2. Вервь — соседская община восточных славян.

3. Племенные союзы восточных славян.

Общины объединялись в племена. Племена образовывали союзы племён. Крупнейшие племенные союзы восточных славян: поляне, словене ильменские и др.

4. Управление:

а) роль вече в управлении;

б) старейшины;

в) изменение роли князя и дружины.

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Общественный строй восточных славян накануне образования государства». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов. План с пояснениями должен отразить основные явления, связанные с общественным строем восточнославянских племён накануне образования государства.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Торговый путь из варяг в греки От Балтийского моря по реке Неве, Ладожскому озеру, реке Волхову, озеру Ильмень, реке Ловать , волоком до Западной Двины, волоком до Днепра и далее в Черное море. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Торговый путь из варяг в греки

От Балтийского моря по реке Неве, Ладожскому озеру, реке Волхову, озеру Ильмень, реке Ловать , волоком до Западной Двины, волоком до Днепра и далее в Черное море.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

ПЕРЕЧИСЛИТЕ восточнославянские племена Женщины из племени вятичей Мужчина из племени кривичей Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

ПЕРЕЧИСЛИТЕ восточнославянские племена

Женщины из племени

вятичей

Мужчина из племени кривичей

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

ПЕРЕЧИСЛИТЕ ФИННО-УГОРСКИЕ ПЛЕМЕНА Расселение славян происходило мирно, т.к. плотность населения  была низкой, свободной земли было много и хватало всем. Почему пришельцы-славяне не встретили  ожесточенного сопротивления коренных жителей?  Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

ПЕРЕЧИСЛИТЕ ФИННО-УГОРСКИЕ ПЛЕМЕНА

Расселение славян происходило мирно, т.к. плотность населения была низкой, свободной земли было много и хватало всем.

Почему пришельцы-славяне не встретили ожесточенного сопротивления коренных жителей?

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

 Восточные славяне и их соседи   Определите, что обозначено в легенде карты цифрами Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Восточные славяне и их соседи

Определите, что обозначено в легенде карты цифрами

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Вставьте название племени и их столицу хазар «Кочевое тюркское племя ______прочно осело на Кавказе в южнорусских степях и стало заниматься земледелием, разведением винограда, рыболовством и торговлей. Зиму ________проводили в городах, а на лето выселялись в степь к своим лугам, садам и полевым работам. Так как через земли ________ пролегали торговые пути из Европы в Азию, то _______________города, стоявшие на этих путях, получили большое торговое значение и влияние. Особенно стали известны столичный город ________на нижней Волге и крепость Саркел (по-русски Белая Вежа) на Дону близ Волги.   С. Ф. Платонов. «Полный курс русской истории» хазары хазар хазарские Итиль

Вставьте название племени и их столицу

хазар

«Кочевое тюркское племя ______прочно осело на Кавказе в южнорусских степях и стало заниматься земледелием, разведением винограда, рыболовством и торговлей. Зиму ________проводили в городах, а на лето выселялись в степь к своим лугам, садам и полевым работам. Так как через земли ________ пролегали торговые пути из Европы в Азию, то _______________города, стоявшие на этих путях, получили большое торговое значение и влияние. Особенно стали известны столичный город ________на нижней Волге и крепость Саркел (по-русски Белая Вежа) на Дону близ Волги.

С. Ф. Платонов. «Полный курс русской истории»

хазары

хазар

хазарские

Итиль

Какой цифре на легенде карты соответствует отрывок «Повести временных лет»? Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Какой цифре на легенде карты соответствует отрывок «Повести временных лет»?

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

А. «Когда же поляне жили сами по себе на горах этих, тут был путь из варяг в греки и из грек по Днепру, а в верховьях Днепра – волок до Ловати, а по Ловати можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское». 7 Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

А. «Когда же поляне жили сами по себе на горах этих, тут был путь из варяг в греки и из грек по Днепру, а в верховьях Днепра – волок до Ловати, а по Ловати можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское».

7

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Б. «А на Белом озере сидит весь , а на Ростовском озере – меря , а на Клещине озере сидит тоже меря . А по реке Оке – там, где она впадает в Волгу, свой народ – мурома , и черемисы - свой народ, и мордва – свой народ» 2 Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Б. «А на Белом озере сидит весь , а на Ростовском озере – меря , а на Клещине озере сидит тоже меря . А по реке Оке – там, где она впадает в Волгу, свой народ – мурома , и черемисы — свой народ, и мордва – свой народ»

2

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

В. «Вот кто только славянские народы на Руси: поляне, древляне, словене ильменские, полочане, дреговичи, северяне, бужане …» 1 Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

В. «Вот кто только славянские народы на Руси: поляне, древляне, словене ильменские, полочане, дреговичи, северяне, бужане …»

1

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Г. 6 Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Г.

6

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Д. «Варяги, приходя из-за моря, взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с веси, и с кривичей». 5 Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Д. «Варяги, приходя из-за моря, взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с веси, и с кривичей».

5

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

1.  расположение   города   на   берегу   реки  облегчало его торговые связи, т.к. водные пути были более удобными, чем сухопутные; 2.р асположение   на   берегу   реки  делало  город   менее уязвимым для врагов в случае штурма; 3.  город , расположенный  на   берегу   реки , имел больше шансов успешно справиться с пожарами, поскольку большинство построек в Древней Руси были деревянными; 4. город обеспечивался питьём и рыбой. Свои поселения (города) славяне ставили на берегах рек. Объясните преимущества такого расположения? Приведите три объяснения. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

1.  расположение   города   на   берегу   реки  облегчало его торговые связи, т.к. водные пути были более удобными, чем сухопутные; 2.р асположение   на   берегу   реки  делало  город  

менее уязвимым для врагов в случае штурма; 3.  город , расположенный  на   берегу   реки , имел больше шансов успешно справиться с пожарами, поскольку большинство построек в Древней Руси были деревянными;

4. город обеспечивался питьём и рыбой.

Свои поселения (города) славяне ставили на берегах рек. Объясните преимущества такого расположения? Приведите три объяснения.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Перед вами отрывок из «Повести временных лет», в котором говорится о расселении славянских племён. Вставьте названия племен в текст. «… Славяне пришли и сели по Днепру и назвались ______, а другие – _________, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались ________, иные сели по Двине и назвались __________, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем – __________ и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались_______________.» полянами древлянами дреговичами полочанами словенами северянами Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Перед вами отрывок из «Повести временных лет», в котором говорится о расселении славянских племён. Вставьте названия племен в текст.

«… Славяне пришли и сели по Днепру и назвались ______, а другие – _________, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались ________, иные сели по Двине и назвались __________, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем – __________ и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались_______________.»

полянами

древлянами

дреговичами

полочанами

словенами

северянами

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

История. 6 класс ТРЕНИНГ Восточные славяне и их соседи Часть 2 Михайлова Надежда Михайловна

История. 6 класс

ТРЕНИНГ

Восточные славяне

и их соседи

Часть 2

Михайлова Надежда Михайловна

Восточнославянские племена и их соседи 1. Прочтите отрывок и укажите, из какого произведения древнерусской литературы он взят. «Также и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, по имени Полота, от нее и получили название полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем – славянами, и построили город, и назвали его Новгородом». «Поученье детям» «Апостол» «Русская правда» «Повесть временных лет» Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Восточнославянские племена и их соседи

1. Прочтите отрывок и укажите, из какого произведения древнерусской литературы он взят.

«Также и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, по имени Полота, от нее и получили название полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем – славянами, и построили город, и назвали его Новгородом».

  • «Поученье детям»
  • «Апостол»
  • «Русская правда»
  • «Повесть временных лет»

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Восточнославянские племена и их соседи 2. Какова была территория расселения восточных славян? 1. Восточная Азия 2. Западная Европа 3. Восточно-Европейская равнина 4. Прибалтика 3. С каким занятием связаны слова «подсека», «соха», «борона»?  1. с рыболовством 2. с бортничеством  3. со скотоводством 4. с земледелием 4. Почему переложная система земледелия распространилась у восточных славян, живущих в Приднепровье?  1. степной район  2. лесистый край  3. использование удобрений  4. болотистая местность Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Восточнославянские племена и их соседи

2. Какова была территория расселения восточных славян?

1. Восточная Азия

2. Западная Европа

3. Восточно-Европейская равнина

4. Прибалтика

3. С каким занятием связаны слова «подсека», «соха», «борона»?

1. с рыболовством 2. с бортничеством

3. со скотоводством 4. с земледелием

4. Почему переложная система земледелия распространилась у восточных славян, живущих в Приднепровье?

1. степной район

2. лесистый край

3. использование удобрений

4. болотистая местность

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Восточнославянские племена и их соседи 5. Чем объяснялось распространение у восточных славян подсечно-огневой системы земледелия?   1. плодородием почвы  2. лесистостью края  3. отсутствием леса  4. болотистой местностью Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Восточнославянские племена и их соседи

5. Чем объяснялось распространение у восточных славян подсечно-огневой системы земледелия?

1. плодородием почвы

2. лесистостью края

3. отсутствием леса

4. болотистой местностью

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Восточнославянские племена и их соседи Отрывок из сочинения византийского историка: «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим» - свидетельствует о том, что у восточных славян в VI в.  1. утвердились феодальные отношения  2. сохранился родоплеменной строй  3. сложилось государство  4. отсутствовало разделение труда между мужчинами и женщинами. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Восточнославянские племена и их соседи

  • Отрывок из сочинения византийского историка: «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим» — свидетельствует о том, что у восточных славян в VI в.

1. утвердились феодальные отношения

2. сохранился родоплеменной строй

3. сложилось государство

4. отсутствовало разделение труда между мужчинами и женщинами.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

7. Отрывок из сочинения византийского историка: «Они считают, что только бог, творец молний, является владыкой над всем, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды.  Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания» - свидетельствует о том, что у восточных славян  1. утвердилось христианство  2. главными занятиями было рыболовство и мореплавание  3. были распространены языческие верования  4. отсутствовали контакты с другими странами 8. Какая религия была у волжских булгар? буддизм    3) ислам иудаизм   4) христианство Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

7. Отрывок из сочинения византийского историка: «Они считают, что только бог, творец молний,

является владыкой над всем, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды.

Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания» — свидетельствует о том, что у восточных славян

1. утвердилось христианство

2. главными занятиями было рыболовство и мореплавание

3. были распространены языческие верования

4. отсутствовали контакты с другими странами

8. Какая религия была у волжских булгар?

  • буддизм 3) ислам
  • иудаизм 4) христианство

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Восточнославянские племена и их соседи 9. Прочтите отрывок из сочинения византийского автора и определите, о каком народе идёт речь. «Племена… многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения, охраняют их. У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы. Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озёр, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними опасностей». тюрки-кочевники 3) славяне норманны  4) волжские булгары Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Восточнославянские племена и их соседи

9. Прочтите отрывок из сочинения византийского автора и определите, о каком народе идёт речь.

«Племена… многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения, охраняют их. У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы. Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озёр, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними опасностей».

  • тюрки-кочевники 3) славяне
  • норманны 4) волжские булгары

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Восточнославянские племена и их соседи 10. Какие три из указанных народов занимались скотоводством и вели кочевой образ жизни? 1) тюрки   4) хазары 2) эсты   5) печенеги 3) мордва   6) пруссы Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Восточнославянские племена и их соседи

10. Какие три из указанных народов занимались скотоводством и вели кочевой образ жизни?

1) тюрки 4) хазары

2) эсты 5) печенеги

3) мордва 6) пруссы

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Восточнославянские племена и их соседи 11. Установите соответствие между именами славянских языческих богов и сферами их покровительства. БОГИ СФЕРЫ ПОКРОВИТЕЛЬСТВА А) Макошь 1) гром Б) Перун 2) скот В) Велес 3) ветер Г) Стрибог 4) морская стихия 5) плодородие А Б В Г Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Восточнославянские племена и их соседи

11. Установите соответствие между именами славянских языческих богов и сферами их покровительства.

БОГИ

СФЕРЫ ПОКРОВИТЕЛЬСТВА

А) Макошь

1) гром

Б) Перун

2) скот

В) Велес

3) ветер

Г) Стрибог

4) морская стихия

5) плодородие

А

Б

В

Г

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Восточнославянские племена и их соседи 12. Установите соответствие между племенами и их этнической принадлежностью. Племена Этническая принадлежность А) меря и мордва 1) тюрки Б) древляне и поляне 2) славяне В) ятвяги и литва 3) германцы Г) печенеги и хазары 4) балты 5) финно - угры А Б В Г Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Восточнославянские племена и их соседи

12. Установите соответствие между племенами и их этнической принадлежностью.

Племена

Этническая принадлежность

А) меря и мордва

1) тюрки

Б) древляне и поляне

2) славяне

В) ятвяги и литва

3) германцы

Г) печенеги и хазары

4) балты

5) финно — угры

А

Б

В

Г

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Восточнославянские племена и их соседи 13. Прочтите отрывок из «Повести временных лет» и напишите название реки, пропущенное в тексте.  «Когда же поляне жили отдельно по горам этим тут был путь по Днепру, а в верховьях Днепра – волок до …, а по … можно войти в Ильмень, озеро великое, из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево (Ладожское), и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому же морю можно плыть до Рима, а от Рима можно плыть по тому же морю к Царьграду…» Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Восточнославянские племена и их соседи

13. Прочтите отрывок из «Повести временных лет» и напишите название реки, пропущенное в тексте.

«Когда же поляне жили отдельно по горам этим тут был путь по Днепру, а в верховьях Днепра – волок до …, а по … можно войти в Ильмень, озеро великое, из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево (Ладожское), и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому же морю можно плыть до Рима, а от Рима можно плыть по тому же морю к Царьграду…»

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

14. ВЫБЕРИТЕ восточнославянские племена 1. ПОЛЯКИ 2. ПОЛЯНЕ 3. ВАРЯГИ 4. ВЯТИЧИ 5. ДРЕВЛЯНЕ 6. ДРЕГОВИЧИ 7. КРИВИЧИ 8. СЛОВАКИ 9. СЛОВЕНЕ ИЛЬМЕНСКИЕ Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

14. ВЫБЕРИТЕ восточнославянские племена

1. ПОЛЯКИ

2. ПОЛЯНЕ

3. ВАРЯГИ

4. ВЯТИЧИ

5. ДРЕВЛЯНЕ

6. ДРЕГОВИЧИ

7. КРИВИЧИ

8. СЛОВАКИ

9. СЛОВЕНЕ ИЛЬМЕНСКИЕ

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

15. ВЫБИРИТЕ ФИННО-УГОРСКИЕ ПЛЕМЕНА 1. МЕРЯ 2. КРИВИЧИ 3. ВАРЯГИ 4. ВЯТИЧИ 5. МОРДВА 6. ЧУДЬ 7. МУРОМА 8. ДРЕГОВИЧИ 9. ЧЕРЕМИСЫ Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

15. ВЫБИРИТЕ ФИННО-УГОРСКИЕ ПЛЕМЕНА

1. МЕРЯ

2. КРИВИЧИ

3. ВАРЯГИ

4. ВЯТИЧИ

5. МОРДВА

6. ЧУДЬ

7. МУРОМА

8. ДРЕГОВИЧИ

9. ЧЕРЕМИСЫ

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

16. Расположите в правильной последовательности географические объекты на пути «из варяг в греки» с севера на юг КИЕВ ЧЕРНОЕ МОРЕ 3. ОЗЕРО ИЛЬМЕНЬ 4. ЛОВАТЬ 5. БАЛТИЙСКОЕ МОРЕ Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

16. Расположите в правильной последовательности географические объекты на пути «из варяг в греки» с севера на юг

  • КИЕВ
  • ЧЕРНОЕ МОРЕ

3. ОЗЕРО ИЛЬМЕНЬ

4. ЛОВАТЬ

5. БАЛТИЙСКОЕ МОРЕ

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

17. Напиши, как называется отмеченный на карте путь 1 18.  Напиши цифру, обозначающую город, который на Руси назвали Царьград  2 19.  Напиши цифру, обозначающую город, который расположен на р. Волхов  3 Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

17. Напиши, как называется отмеченный на карте путь

1

18. Напиши цифру, обозначающую город, который на Руси назвали Царьград

2

19. Напиши цифру, обозначающую город, который расположен на р. Волхов

3

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

20. Какие три утверждения, относящиеся к событиям, обозначенным на карте являются верными? Варяги обитали на территории под цифрой 4. На карте цифрой 3 обозначена территория расселения восточных славян.  Столицей Хазарии был город Итиль. Главным врагом восточных славян были волжские булгары. Восточные славяне оказались в стороне от важных торговых путей  Вятичи, радимичи, северяне и поляне платили дань хазарам. 2 4 3 5 1 Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

20. Какие три утверждения, относящиеся к событиям, обозначенным на карте являются верными?

  • Варяги обитали на территории под цифрой 4.
  • На карте цифрой 3 обозначена территория расселения восточных славян.
  • Столицей Хазарии был город Итиль.
  • Главным врагом восточных славян были волжские булгары.
  • Восточные славяне оказались в стороне от важных торговых путей
  • Вятичи, радимичи, северяне и поляне платили дань хазарам.

2

4

3

5

1

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Проверь себя 1- 4 11- А-5, Б-1, В- 2, Г-3 2-3 12- А-5, Б-2, В- 4, Г-1 3-4 13- Ловать 4-1 14-2,4,5,6,7,9 5-2 15 - 1,5,6,7,9 6-2 16 - 53412 7-3 17 - «из варяг в греки» 8-3 18-3 9-3 19- 1 10- 145 20 - 136

Проверь себя

1- 4 11- А-5, Б-1, В- 2, Г-3

2-3 12- А-5, Б-2, В- 4, Г-1

3-4 13- Ловать

4-1 14-2,4,5,6,7,9

5-2 15 — 1,5,6,7,9

6-2 16 — 53412

7-3 17 — «из варяг в греки»

8-3 18-3

9-3 19- 1

10- 145 20 — 136

МОЛОДЦЫ! Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

МОЛОДЦЫ!

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Мониторинг по истории за I полугодие (профильный уровень)

Вариант II

А1 Начало древнерусского законодательства связано с именем князя

1) Рюрика

2) Олега

3) Владимира Мономаха

4) Ярослава Мудрого

А2. Какое событие произошло в 1216 г.?

1) основание города Владимира

2) битва на реке Липице между князем Константином Всеволодовичем и его братьями

3) провозглашение Киева «матерью городов русских»

4) восстание в Новгороде

А3. Что явилось итогом похода дружины князя Олега на Константинополь?

1) захват и разграбление Константинополя дружиной Олега

2) заключение торгового договора с Византией

3) заключение договора с Византией о военном союзе

4) убийство князя Олега печенегами и разгром его дружины

А4. Прочтите отрывок из сочинения византийского автора и определите, о каком народе идёт речь.

«Племена … многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения, охраняют их. У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы. Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними опасностей».

1) тюрки-кочевники 3) славяне

2) норманны 4) волжские булгары

А5. Каковы были причины раздробленности русских земель?

1) княжеские усобицы после смерти Юрия Долгорукого, раскол в Православной церкви, прекращение торговли по Великому Волжскому пути

2) восстания крестьян и горожан, захват и разграбление Киева половцами, раздел русских земель между сыновьями Всеволода Большое Гнездо

3) разгром русских земель печенегами, экономический упадок городов, разорение Киевской земли войсками Андрея Боголюбского

4) слабые экономические связи между отдельными частями страны, господство натурального хозяйства, рост крупного вотчинного землевладения

А6. Какие термины связаны с древнерусской культурой?

1) зернь, пергамент, закомара

2) иерархия, евхаристия, литургия

3) полюдье, тиун, погост

4) зерцало, саадак, шелом

А7. Что относилось к функциям посадника в Новгороде в XII–XIII вв.?

1) назначение и смещение должностных лиц, руководство административным аппаратом

2) заведование государственной казной

3) командование ополчением

4) руководство церковью

А8. Отроками, гридями в Древней Руси называли

1) купцов, торговавших со странами Востока

2) молодых священнослужителей

3) отпущенных на свободу холопов

4) младших дружинников

А9. Какие архитектурные сооружения относятся к шатровому стилю?

1) Успенский и Благовещенский соборы в Москве

2) церковь Спаса на Городке в Звенигороде, Успенский собор в Ростове

3) церковь Вознесения в Коломенском, Покровский собор в Москве

4) Смоленский собор Новодевичьего монастыря, церковь Спаса на Бору в Москве

А10. Как называлось сословие, наделявшееся землей при условии несения военной службы?

1) бояре 3) стрельцы

2) дворяне 4) казаки

А11. Что явилось следствием провозглашения автокефалии Русской православной церкви в 1448 г.?

1) отлучение от церкви иосифлян

2) право на установление своих церковных законов

3) разрешение церкви не платить налоги в княжескую казну

4) независимость Русской церкви от константинопольского патри-

арха

А12. Какой ряд дат связан с событиями внешней политики России?

1) 1530 г., 1540 г., 1553 г.

2) 1547 г., 1549 г., 1567 г.

3) 1552 г., 1556 г., 1583 г.

4) 1570 г., 1580 г., 1594 г.

А13. Прочтите текст и укажите имя иконописца, о котором говорится в тексте.

«В двадцатых годах XV в. возглавляемая им артель мастеров украсила иконами и фресками Троицкий собор в монастыре преподобного Сергия, возведенный над его гробом. В состав иконостаса вошла как высокочтимый храмовый образ икона «Троица», помещенная по

традиции в нижнем (местном) ряду с правой стороны от Царских врат. Существует свидетельство одного из источников XVII в. о том, как игумен монастыря Никон поручил ему образ написати пресвятыя Троицы в похвалу отцу своему святому Сергию».

1) Епифаний Премудрый

2) Андрей Рублев

3) Дионисий

4) Вассиан Патрикеев

А14 К чему привело проведение реформы местного управления в середине XVI в.?

1) к усилению власти бояр-вотчинников

2) к проведению среди всего населения выборов в земства, ведавшие образованием, почтой и другими социальными вопросами

3) к привлечению дворян, посадских людей и черносошных крестьян к управлению, сбору налогов и суду на местах

4) к усилению влияния на местное управление специальных наместников царя из числа опричников

А15. Кто являлся купцом, путешественником, писателем?

1) Афанасий Никитин 3) Петр Мстиславец

2) Пахомий Логофет 4) Феодосий Косой

А16. Какой приказ рассматривал прошения населения и занимал центральное место в приказной системе?

1) Челобитный 3) Конюшенный

2) Разрядный 4) Казенный

А17. Что явилось следствием государственной политики протекционизма?

1) создание приказа торговли и ярмарок

2) повышение пошлин на товары, ввозимые иностранными купцами

3) заключение торговых договоров с Ираном и Индией

4) закрытие Архангельска для иностранных кораблей

А18. Названия Запорожская Сечь, Корсунь, Берестечко имеют отношение к

1) восстанию на Украине против поляков

2) освоению Сибири

3) сооружению засечных черт

4) крупнейшим ярмаркам

А19. Прочтите текст и укажите пропущенное в нём имя деятеля куль-

туры.

«Усилия Алексея Михайловича, направленные на подготовку своего преемника, оказались не напрасными. Неизгладимый отпечаток на строй мышления, интересы и вкусы Федора наложило общение с ученым, придворным поэтом …. Еще в 1672 г. тот был привлечен

к воспитанию мальчика. Наряду с богословием он знакомил своего ученика с латинским и польским языками, риторикой, поэтикой на уровне западного образования, введенного им в школе при Заиконоспасском монастыре».

1) Симеон Полоцкий 3) Николай Спафарий

2) Бажен Огурцов 4) Иннокентий Гизель

А20. Какое событие произошло в 1612 г.?

1) создание «семибоярщины»

2) возвращение из плена патриарха Филарета

3) введение нового налога — пятинной деньги

4) освобождение Москвы от поляков

В1. Какие три из перечисленных городов находились на реке Волге? Запишите соответствующие цифры.

1) Тмутаракань

2) Итиль

3) Чернигов

4) Булгар

5) Ярославль

6) Псков

В2. Установите соответствие между именами современников: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

ИМЕНА ИМЕНА

А) Олег 1) Святослав

Б) Ярослав Мудрый 2) Борис

В) Владимир Мономах 3) летописец Нестор

Г) Андрей Боголюбский 4) Рюрик

5) Всеволод Большое Гнездо

В3. Прочтите отрывок из «Повести временных лет» и напишите название реки, пропущенное в тексте.

«Когда же поляне жили отдельно по горам этим, тут был путь… по Днепру, а в верховьях Днепра — волок до …, а по … можно войти в Ильмень, озеро великое, из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево (Ладожское), и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому же морю можно плыть до Рима, а от Рима можно плыть по тому же морю к Царьграду…»

В4. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к истории Русской православной церкви.

Митрополит, монастырь, игумен, полюдье, епископ, крещение.

Найдите и запишите термин, не относящийся к истории церкви.

В5. Выберите из списка три черты, которые были характерны для Золотой Орды, и запишите номера, под которыми они указаны, в таблицу.

1) активная торговля по Волжскому пути

2) получение дани с завоеванных народов

3) введение крепостного права в скотоводческих общинах

4) отказ от торговли с другими странами

5) преобладание кочевого скотоводства

6) преобладание оседлого земледелия

В6. Установите соответствие между именами князей и событиями, связанными с их княжением: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца. Запишите цифрами

КНЯЗЬЯ СОБЫТИЯ

А) Иван Данилович Калита

Б) Ягайло

В) Иван III

Г) Дмитрий Иванович

Донской

1) династический союз с Польшей

2) строительство Успенского собора в

Москве

3) присоединение Новгорода к Москве

4) строительство каменного Кремля в

Москве

5) присоединение Башкирии

В7 Расположите события в хронологической последовательности. Запишите цифры, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.

1) поход С. Разина на Каспий

2) осада войсками С. Разина Симбирска

3) поход В. Уса

4) вступление войск С. Разина в Астрахань

5) заключение Вечного мира России с Речью Посполитой

В8. Какие три из перечисленных литературных произведений были созданы в XVII в.? Запишите соответствующие цифры.

1) «Хождение за три моря»

2) «Задонщина»

3) «Слово о полку Игореве»

4) «Повесть о Ерше Ершовиче»

5) «Повесть о Шемякином суде»

6) «Повесть о Фоме и Ерёме»

В9. Прочтите текст и укажите, к какому типу относятся описанные в нём предприятия.

«Голландец А. Д. Виниус основал большой чугунолитейный завод на реке Тулице. Вслед за этим возникли железоделательные и металлообрабатывающие заводы в районе Тулы, Каширы, на реке Протве, а затем на Урале. Доменные печи на Тульских заводах давали в сутки 125 пудов металла, что для того времени было немало. В Нижнем Новгороде и Вологде основывались канатные предприятия, на Севере — соляные варницы».

С1 Перед Московским княжеством, когда его правителем стал Иван III, стояли важные внешнеполитические задачи. С решением многих из них он успешно справился. Укажите не менее трёх фактов, связанных с внешней политикой Ивана III.

С2. Ниже приведены две из существующих точек зрения на деятельность московских князей первой половины XIV в. (Юрия Даниловича и Ивана Калиты).

1. Московские князья внешне были покорны ханам, но их политика была направлена на укрепление Руси, на собирание сил для борьбы против ордынского владычества в будущем.

2. Московские князья были верными слугами ордынских ханов. Москва выполняла волю Орды, не учитывая общерусских интересов. Укажите, какая из названных точек зрения представляется вам более предпочтительной. Приведите не менее трёх фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими выбранную вами точку зрения.

С3. Ниже названы три исторических деятеля различных эпох. Выберите

из них ОДНОГО и выполните задания.

1) Иван Калита; 2) Дмитрий Донской; 3) Иван IV.

Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите основные направления его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности.


1


Древность и Средневековье Тема 1. Народы и древнейшие государства на территории России вопросы кодификатора Учитель истории и обществознания Ганюшин Михаил Евгеньевич МБОУ Ичалковская СОШ Перевозский район Нижегородская область ЕГЭ по истории, 11 класс


2


— Восточнославянские племена и их соседи — Занятия, общественный строй, верования восточных славян Дополнительные справочные материалы, открывающиеся при нажатии на данный значок


3


Это повести минувших лет, Откуда пошла русская земля, Кто в Киеве первым начал княжить, И с коих пор известна русская земля.


4


Восточнославянские племена и их соседи Концепции происхож- дения и прародины славян Миграционная (переселе- ние народов на Восточно- Европейскую равнину) Автохтонная Славяне как этнос сформировались на территории Восточно- Европейской равнины и являлись исконным населением. Б.А. Рыбаков «Дунайская» (С.М. Соловьёв, В.О. Ключевский) «Прибалтийская» (М.В. Ломоносов, А.Г. Кузьмин)


5


Восточнославянские племена и их соседи Основные племена Кривичи Вятичи Ильменские словене Радимичи Древляне Дреговичи Поляне Уличи и тиверцы Северяне


6


Восточнославянские племена и их соседи Места расселения восточных славян (справка)


7


Восточнославянские племена и их соседи Соседи восточных славян Финно- угорские племена Скифосар- матское население Тюркский каганат Аварский каганат Хазарский каганат Волжская Булгария Византия Племена балтов Соседи восточных славян (справка)


8


Занятия, общественный строй, верования восточных славян Занятия Восточных славян ЗемледелиеОхотаРыболовствоБортничество Занятия восточных славян (справка)


9


Занятия, общественный строй, верования восточных славян Торговый путь из варяг в греки От Балтийского моря по реке Неве, Ладожскому озеру, реке Волхову, озеру Ильмень, реке Ловать, волоком до Западной Двины, волоком до Днепра и далее в Черное море.


10


Занятия, общественный строй, верования восточных славян Вече – собрания общинников (мужчин-воинов), на которых решались важнейшие вопросы жизни племени, в том числе и выбор предводителей – военных вождей. Военная демократия


11


Занятия, общественный строй, верования восточных славян Родовая община Соседская община Коллектив родственников, владеющих всеми угодьями сообща. Община, состоящая из больших патриархальных семей, объединённых между собой общностью территории, традициями, верованиями и самостоятельно распоряжающимися результатами своего труда.


12


Занятия, общественный строй, верования восточных славян Религиозные верования Язычество Культ предков Поклонение явлениям природы Земледельческие культы Религия восточных славян (справка)


13


Занятия, общественный строй, верования восточных славян ДаждьбогРодСварог Стрибог Боги восточных славян (справка)


14


Занятия, общественный строй, верования восточных славян Хорс Перун Макошь Велес Лада


15


Восточнославянские племена и их соседи А1. Какая религия была государственной в Хазарском каганате? 1)буддизм3) ислам 2)иудаизм4) христианство В1. Какие три из указанных народов занимались скотоводством и вели кочевой образ жизни? 1) половцы4) хазары 2) эсты 5) печенеги 3) мордва6) пруссы


16


Восточнославянские племена и их соседи В2. Установите соответствие между племенами и их этнической принадлежностью. ПлеменаЭтническая принадлежность А) меря1) тюрки Б) древляне2) славяне В) ятвяги3) германцы Г) печенеги4) балты 5) финно-угры АБВГ


17


Восточнославянские племена и их соседи А2. Прочтите отрывок из сочинения византийского автора и определите, о каком народе идёт речь. «Племена… многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения, охраняют их. У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы. Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озёр, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними опасностей». 1)тюрки-кочевники 3) славяне 2)норманны 4) волжские булгары


18


Занятия, общественный строй, верования восточных славян В3. Прочтите отрывок из «Повести временных лет» и напишите название реки, пропущенное в тексте. «Когда же поляне жили отдельно по горам этим тут был путь по Днепру, а в верховьях Днепра – волок до …, а по … можно войти в Ильмень, озеро великое, из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево (Ладожское), и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому же морю можно плыть до Рима, а от Рима можно плыть по тому же морю к Царьграду…» Ответ:


19


Занятия, общественный строй, верования восточных славян В4. Установите соответствие между именами славянских языческих богов и сферами их покровительства. БОГИСФЕРЫ ПОКРОВИТЕЛЬСТВА А) Макошь1) гром Б) Перун2) скот В) Велес3) ветер Г) Стрибог4) морская стихия 5) плодородие АБВГ


20


Литература 1)Арсланов Р.А., Керов В.В., Мосейкина М.Н., Смирнова Т.М. Пособие для поступающих в вузы «История России с древнейших времён до конца XX века». – М.: Высш. шк., – 784с.; 2)Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах / В.В. Кириллов. – М.: Эксмо, – 320с.; 3)Пономарёв М.В. ЕГЭ История России: тематические тренировочные задания / М.В. Пономарёв, Г.С. Хартулари. – М.: Эксмо, – 144с. 4)Сахаров А.Н. История России с древнейших времён до конца XVI века. Ч. 1: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – 8-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», – 320с.


21


Интернет ресурсы 1)Изображение «Карта «Восточные славяне в древности» ; 2)Изображение «Занятия восточных славян» ; 3)Изображение «Начало Руси» ; 4)Изображение «Восточные славяне» ; 5)Изображение «Язычество восточных славян» ; 6)Изображение «Сварог – бог неба» ef3a478c42a2/ _bog_rod.jpg ; ef3a478c42a2/ _bog_rod.jpg 7)Изображение «Даждьбог – бог солнца» ; 8)Изображение «Хорс – бог солнца» f60606adce4c/tumblr_kpv7i0LEA71qa2b6jo1_500.jpg ; f60606adce4c/tumblr_kpv7i0LEA71qa2b6jo1_500.jpg 9)Изображение «Стрибог – бог ветра» e76e64668b16/8ba7ae96384a.jpg ; e76e64668b16/8ba7ae96384a.jpg 10)Изображение «Перун – бог грома и молнии» ; 11)Изображение «Велес – бог-покровитель скотоводства» 63c1d32094b8/veles2.jpg ; 63c1d32094b8/veles2.jpg 12)Изображение «Макошь – богиня плодородия» c21df65e059a/slav20.jpg ; c21df65e059a/slav20.jpg 13)Изображение «Лада – богиня любви и красоты» 717a359cfdba/da352_0000.jpg ; 717a359cfdba/da352_0000.jpg 14)Изображение «Род – бог неба» 76f2a013b37b/tomb_of_christ_sepulchre1.jpg ; 76f2a013b37b/tomb_of_christ_sepulchre1.jpg 15)Изображение «Торговый путь из варяг в греки» greki.jpg ; greki.jpg 16)Изображение «Нестор-летописец» ; 17)Изображение «Народное вече» ; 18)Изображение «Родовая община» ;

  • Прочитать сказку н г гарина михайловского книжка счастья
  • Прочитать рассказ про осень
  • Прочтите отрывок из сочинения адама олеария описание путешествия в московию о каком князе идет речь
  • Прочитать сказку морской царь и василиса премудрая
  • Прочитать рассказ паустовского телеграмма