Сказка об этикете
— Сегодня, ребята, мы постараемся с вами
обобщить все, что мы знаем
об Этикете. Вы послушайте сказку и
подумайте, может ли она нам
помочь овладеть правилами этикета.
Жил на
свете молодой человек по имени Этикет.
Очень уж хотелось ему
прославиться, чем-то отличиться от
других. Никак не хотелось быть похожим
на всех.
Думал
он, думал, как это сделать, но придумать
не мог, и тогда пошел
он к доброму волшебнику: «Помоги мне
придумать что-то такое,
39
что
сделало бы меня заметным среди людей.
Это поможет обрести свое лицо,
свою индивидуальность».
-
Хорошо,—
сказал волшебник.— А как ты хочешь
прославиться: доб
ром
или злом? -
Добром.
-
Тогда
тебе надо отправиться в такую страну,
где еще никто не слы
шал твоего
имени и не видел твоего лица. И с первых
шагов в этой
стране
ты должен проявить себя так, чтобы все
тебя замечали и спра
шивали:
«Кто это?» Но чтобы люди такое проявление
запоминали,
оно
должно им нравиться. А значит, оно
должно быть красиво, удоб
но
для других, т.е. целесообразно обстановке.
Если ты сумеешь так
проявить
себя, то люди будут спрашивать: «Кто
это?», «Кто так кра
сиво
делает?», «Так привлекательно выглядит»?
И услышав в ответ
«Этикет»,—
запомнят твое имя и тебя. -
Но
как я узнаю, как надо себя проявлять в
том или ином случае. Я
ведь
не умею. -
А
ты всякий раз подумай о том, что приятно
и привлекательно для
других,
а потом уже делай. -
Не могу себе
представить. -
Давай попробуем.
Волшебник
взмахнул волшебной палочкой, и на поляне
появился стол,
покрытый красивой скатертью, стул с
резной спинкой и выгнутыми ножками.
— Садись,—
пригласил волшебник.
Юноша
подошел к столу и попробовал сесть на
этот красивый стул. Но
никак не мог приспособиться к нему и,
чтобы было удобнее, облокотился
на стол. И вдруг откуда-то сверху раздался
требовательный голос:
-
Нельзя
ложиться грудью на стол — это не пляж.
Можно положить
руки на край стола,
но локти надо прижать к себе, чтобы не
мешать
соседям. -
Но
здесь нет соседей, — растерянно сказал
юноша, оглядываясь по
сторонам. -
Но
они могут быть. А в твоем путешествии
будут обязательно,— ска
зал
требовательный голос.
И
юноша послушно сел, как того требовал
голос. Голос сразу смягчился
и сказал:
— Молодец.
Ты способный юноша. В аристократических
семьях раз
ных
государств, чтобы научить юношей сидеть
за столом, вкладыва
ли
между туловищем и локтями книгу и велели
ее удерживать, пока
сидишь за столом.
Долго приходилось им так тренироваться,
чтобы
научиться красиво сидеть.
-
Что
еще я должен сделать? — спросил
приободренный этим разгово
ром
юноша. -
Следить
за своей осанкой: плечи расправить,
сесть прямо, но не на
пряженно,
а в естественной позе.
Юноша попробовал,
но у него не очень получилось.
— Придется
тебе подарить волшебное зеркало. Оно
будет показывать,
как
правильно. И когда ты сумеешь это
усвоить, тебе можно будет
двигаться
дальше.
И
перед юношей оказалось прямо на поляне
чудесной красоты зеркало.
Оно заговорило нежным голосом:
— Смотри
на меня внимательно и запоминай.
Перед
юношей сначала появилась прелестная
женщина, она легкой походкой
прошла к столу и села прямо, естественно,
расправив плечи, и легко положила руки
на край стола, держа при этом локти
прижатыми
к себе.
— Как
красиво,— подумал юноша.
А
девушка уже исчезла, и появился юноша.
Он так же красиво и просто подошел
к столу, сел. (Дети изображают зеркало
и по желанию проходят
и садятся за стол.)
-
Это
действительно очень красиво и приятно,—
воскликнул юноша и
тоже
легко прошел и красиво сел к столу. Ему
стало очень удобно и
радостно.
И тут же он увидел себя в волшебном
зеркале и сам себе
очень понравился. -
Понравилось? —
спросил волшебник. -
Да, очень.
-
А
как ты думаешь, почему такая поза за
столом выглядит красиво?
(Дети
думают, почему?) -
Верно,
молодец. Такая поза подчеркивает
целесообразность, красоту
и
скромность поведения, потому что в ней
проявляется уважение к
окружающим
и умение думать о других. И если ты
всегда будешь сле
довать
этим принципам, то люди обратят внимание
и запомнят твое
имя.
Дарю тебе волшебный голос и волшебное
зеркало. Они помогут
тебе.
И пусть тебе везде сопутствуют
благородные помыслы и поступки.
С
этими словами напутствия и отправился
юноша по имени Этикет
в
путь. Долго ли, коротко ли он шел, но
привела его дорога в невиданный им
ранее город, где царили свои обычаи и
правила. Так, при входе в город стоял
красиво сервированный стол, и в город
мог войти только тот,
кто выдерживал предложенный экзамен
по сервировке стола и умению
пользоваться приборами, есть предложенные
кушанья.
— Здравствуйте,
люди добрые,— сказал юноша.— Не разрешите
ли вы
мне
посетить ваш город?
40
в
Этическая грамматика. Часть I
41
— Добрый
день, юноша,— отвечал церемониймейстер.—
Скажи нам
свое
имя и отведай нашего кушанья.
Представился
Этикет, подошел к столу и сел так, как
запомнилось ему отражение в волшебном
зеркале.
-
Красиво
и хорошо ты сидишь,— сказал
церемониймейстер.— Ска
жи
же, какие кушанья тебе подать и какие
приборы положить? -
Дети,
если бы вы были на месте Этикета, какие
бы вы кушанья зака
зали? -
Какими приборами
вы умеете пользоваться?
Учитель
дает возможность ребятам высказаться,
благодаря чему получает
представление о воспитанности детей и
о быте их семей.
Дети
пытаются продолжить сказку, используя
те знания, которые у них
есть. Пусть ребята попробуют назвать
любимые кушанья и определить,
какими приборами надо пользоваться.
Можно предложить им изобразить
рассказываемое в сценках или подготовить
рисунки.
— На
следующем занятии мы продолжим сказку
об Этикете и поучим
ся
правильно пользоваться приборами.
Хорошо? Если у кого-то бу
дет
желание, можно нарисовать иллюстрации
к сказке.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СКАЗКИ ОБ ЭТИКЕТЕ
Занятие
можно начать с выставки детских рисунков
и комментарием
к ним. Хорошо, если учитель сумеет
подобрать к занятию картинки, иллюстрирующие
правильное поведение за столом,
пользование приборами.
Можно использовать диапозитивы.
— Ну,
а как же повел себя Этикет в сказке?
Заглянем опять в сказочный
город.
Задумался
Этикет, какие же блюда ему заказать. А
голос шепчет: «Заказывай
те, которые умеешь правильно и красиво
есть, пользуясь приборами».
— Дай-ка
я загляну в волшебное зеркало,— подумал
Этикет.— Может
быть, там я увижу и
пойму, как мне надо вести себя дальше.
И
тут же перед ним в зеркале появился
красиво сервированный стол.
Он выглядел очень аппетитно. А голос
при этом внушал: «Правила
поведения за столом строятся на основе
разумности, гигиены
и красоты. Поэтому скатерть должна быть
всегда чистой». (Учитель
может в процессе урока обыгрывать
сказку, выбрав по желанию
детей Этикета, голос, установить в классе
«волшебное зеркало». В итоге по мере
повествования сказки действие ее
происходит и в
классе.)
42
«Чтобы
сохранить чистоту скатерти, можно
пользоваться салфетками,
подставками для приборов.
Наиболее
употребительны за столом нож, вилка,
десертная и чайная ложки».
-
А
как надо есть вилкой и ножом? — шепотом
спросил юноша. «Вол
шебное
зеркало» (дети) отвечает и показывает. -
А когда ими нужно
пользоваться? (Дети отвечают.)
И
голос прошептал юноше, а в зеркале
девушка и юноша продемонстрировали
его ответ:
V.*
-
Когда едят котлету
или мелко нарезанную пищу, нож не нужен. -
А когда едят рыбу,
нож нужен? — спросил юноша. (Дети
отвечают.) -
Рыбу
ножом не едят, пользуются либо специальными
приборами,
либо
двумя вилками, из которых одна переносит
куски в рот, другая
помогает
отделять кости. Чаще в левой руке держат
небольшой ку
сочек
хлеба, которым помогают отделить кости
и поддевать на вилку
куски
рыбы. (Дети показывают.) -
А какие главные
правила сервировки стола? -
Вся
посуда ставится по прямой линии. Все
должно быть под рукой.
То,
что потребуется раньше, стоит дальше
от тарелки, такудобнее брать. -
Нож для мяса
кладется справа от основной тарелки,
лезвием к ней,
за ним — рыбный нож и
закусочный (он меньше).
Слева в таком же
порядке вилки.
Ложка,
выпуклостью вниз, может лежать за
тарелкой, ручкой вправо,
или правее ножа.
-
А вы, ребята, что
запомнили из этих правил? -
Кто
хочет побыть «волшебным зеркалом» и
показать, как нужно поль
зоваться
приборами? -
Следующее
занятие у нас будет практическое, мы
сможем потрени
роваться
в пользовании приборами и умении
сервировать стол. Мы
отправимся
с вами в путешествие в страну Этикета,
а вы попробуйте
сами
продолжить сказку.
ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЭТИКЕТА
Занятие проводится
за импровизированным столом.
-
Сегодня, ребята,
мы отправимся с вами в путешествие в
страну Этикета. -
Чем же закончилось
путешествие Этикета?
Дети
фантазируют, пытаясь закончить сказку.
Те, кто высказывается,
пытаются показать, как правильно сидеть
за столом, пользоваться приборами.
43
С
этой целью на столе должны быть хотя
бы бутерброды и основные приборы.
-
Видите, какое
интересное у нас получается путешествие.
Подумаем
вместе, чему же мы уже
научились и что знаем? -
Какие правила
этикета вам известны?
Выделим
некоторые из них. Для этого попытаемся
поиграть в игру «Продолжи
предложение».
Учитель
читает предложение, а дети по желанию
пытаются закончить
его, высказав правила этикета.
-
Когда учитель
входит в класс, дети… (встают). -
Почему? (так они
подчеркивают свое уважение к нему). -
Когда кто-то из
ребят входит в класс, он… (здоровается). -
Почему?
(он этим как бы желает всем здоровья и
выражает свое доб
рое
отношение к ним). -
Когда
звучит приглашение к столу, то мальчик…
(пропускает девоч
ку
вперед, отодвигает стул, освобождая
ей место. Затем, когда девоч
ка
подходит к столу, придвигает стул). -
За
столом надо сидеть… (прямо, не
облокачиваться, локти на стол не
класть). -
На столе должны
лежать следующие приборы… -
Если мешаешь
ложечкой сахар в чашке, ложка не
должна… (стучать
о края чашки) и т.д.
(на усмотрение учителя). -
Как вы думаете,
ребята, нужны ли нам эти правила? -
Конечно,
нужны. Эти правила позволяют нам
красиво, просто и ра
зумно
оформить свое поведение. -
А
теперь пригласим каждого желающего к
волшебному зеркалу, око
ло
которого сидел Этикет. Желающий может
подойти к нему и ска
зать:
«Свет, мой, зеркальце, скажи, да всю
правду доложи: с этике
том
я дружу? Этикетом дорожу?» -
А
вы скажете, что у него получается по
правилам этикета, а чему надо
еще
учиться. Договорились? Ну кто желает
встать перед зеркалом
первым?
Дети
играют в эту игру, постепенно определяют
наиболее существенные пробелы в
этике поведения. Учитель тактично
руководит игрой,
старается скорректировать замечания.
Заканчивая игру,
учитель подводит итоги высказанного.
-
На
нашем следующем занятии мы постараемся
с вами быть еще бо
лее
умелыми в соблюдении основных правил
этикета. -
Следующее
занятие праздничное. Мы проведем
Новогодний огонек
за
столом.
ПРОСИМ К СТОЛУ (НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИК)
Занятие
проводится как коллективный новогодний
праздник, где учитель
и приглашенные взрослые помогают детям
накрыть стол по правилам
этикета, а дети в своем поведении
стараются закрепить усвоенные
правила.
44
45
III.
ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ К ОКРУЖАЮЩЕМУ
ПУТЕШЕСТВИЕ В
ВОЛШЕБНУЮ СКАЗКУ
-
Сегодня,
ребята, мы с вами вновь отправимся в
путешествие. Вам
нравятся
наши путешествия? -
Куда мы с вами
путешествовали? -
А сегодня мы с
вами отправимся в волшебную сказку,
согласны? -
Мы
навестим добрых волшебников и постараемся
узнать у них, по
чему они добрые.
Но чтобы мы могли поговорить с
волшебниками,
нужна
фея и, конечно, добрая. Знаете ли вы
такую фею?
Ребята
вспоминают знакомую им фею «Здрасте»,
сопровождающую их
в «школе вежливости». Можно предложить
кому-то из ребят по желанию быть феей
«Здрасте» и сопровождать класс в
сказочном путешествии.
— В
какую сказку мы отправимся?
Дети
предлагают сказки. Фея «Здрасте» как
бы вводит путешественников
в ту сказку, на которой дети остановились.
Ребенок, вспомнивший
сказку, как бы на время превращается в
ее героя — доброго волшебника.
Дети рассказывают о добром волшебстве
и пытаются объяснить,
почему волшебник решил помочь герою.
Так
можно вспомнить несколько сказок. Более
подробно можно остановиться на сказке
«Золушка» и «Волшебник Изумрудного
города». Детям можно показать иллюстрации,
попросить их описать внешность доброй
феи в этих сказках, может быть, прочитать
небольшой отрывок
из «Волшебника Изумрудного города»,
где фея листает книгу мудрости.
Основное,
к чему должно быть направлено внимание
детей,— что значит
добрый, что содержит в себе понятие
доброта.
-
Почему
фея помогла Золушке или Элле? (Они
понимали нелегкое
положение
девочек, сочувствовали им и потому
хотели помочь.) -
Значит, они желали
им добра, верно? А будучи волшебниками,
они
могли это добро им сделать,
правильно? -
Что
же значит быть добрым? (Желать другому
добра, видеть состоя
ние
другого человека и хотеть ему помочь.)
46
-
А будут ли добрые
волшебники помогать злу, недоброму
человеку? -
Конечно
нет. Ведь недобрый человек не желает
другому добра, не
помогает
в беде. Более того, он даже способен
радоваться, что друго
му
плохо, что он попал в беду. -
Что же лежит в
основе доброты, доброго поступка? -
Да,
желание добра другому, умение заметить,
что кому-то нужна
помощь,
и оказать ее, т.е. расположение к человеку,
уважение к
нему. -
Народная
мудрость, ребята, отраженная в пословицах,
поговорках,
присказках,
афоризмах, славит добро и доброе
отношение к чело
веку. -
Подумайте над
такими пословицами.
Учитель
раздает листочки с половиной пословицы.
Ученик читает свою
часть пословицы, а другие смотрят, у
кого вторая часть. Когда пословица
правильно прочитана, дети задумываются
над ее смыслом.
Можно взять такие
пословицы.
С
добрым жить хорошо. Поспешай делать
добро. Доброе дело и в воде не тонет.
Не устоять худу против добра. На свете
не без добрых людей. Доброму
добрая память.
-
Вот
и народная мудрость славит доброту в
человеке. Значит, добрый
человек
может быть немного волшебником. -
Как
вы думаете, может каждый из вас тоже
быть немного волшебни
ком? -
В
чем будет его волшебство? (Другому рядом
с ним станет легко,
просто,
теплеет на душе благодаря доброму
отношению, внима
нию.) -
Следовательно,
чтобы немного быть волшебником, важно
по-доб
рому
относиться к окружающим тебя людям: и
дома, и на улице, и в
школе,
и в общественных местах. Постарайтесь
подумать над этим и
попробовать
стать волшебником, а на следующем
занятии мы по
смотрим,
что у вас получилось. -
Интересным было
наше путешествие? -
Какие волшебники
вам понравились? -
Нарисуйте,
если будет желание, свои иллюстрации
к сказкам. На сле
дующем
занятии мы откроем выставку рисунков
о добрых волшеб
никах. -
В
заключение попробуем сформулировать
с вами волшебное прави
ло,
которое поможет нам тоже стать
волшебниками.
После
того, как дети попытаются сформулировать
такое правило, учитель
подытоживает их формулировки: поступай
так, как бы ты
хотел, чтобы поступали по отношению
к тебе.
47
-
Хорошее
правило? Волшебное? -
Давайте
проверим. Сережа, если ты хочешь, чтобы
с тобой были веж
ливы,
то… (всегда должен быть вежлив сам). -
Света, если тебе
кажется, что толкаться нехорошо, то… -
Катя, тебе очень
хочется, чтобы другие тебе уступили,
значит… -
Давайте и будем
в нашей жизни руководствоваться этим
правилом!
Соседние файлы в папке Методическая папка Уроки этической грамматики 1-4 кл
- #
- #
29.05.201535.33 Кб35Подумаем, поиграем
- #
- #
- #
- #
Жил на свете молодой человек по имени Этикет. Очень уж хотелось ему прославиться, чем-то отличиться от других. Никак не хотелось быть похожим на всех.
Думал он, думал, как это сделать, но придумать не мог, и тогда пошел он к доброму волшебнику: «Помоги мне придумать что-то такое,
39
что сделало бы меня заметным среди людей. Это поможет обрести свое лицо, свою индивидуальность».
Хорошо,— сказал волшебник.— А как ты хочешь прославиться: доб ром или злом?Добром.Тогда тебе надо отправиться в такую страну, где еще никто не слы шал твоего имени и не видел твоего лица. И с первых шагов в этой стране ты должен проявить себя так, чтобы все тебя замечали и спра шивали: «Кто это?» Но чтобы люди такое проявление запоминали, оно должно им нравиться. А значит, оно должно быть красиво, удоб но для других, т.е. целесообразно обстановке. Если ты сумеешь так проявить себя, то люди будут спрашивать: «Кто это?», «Кто так кра сиво делает?», «Так привлекательно выглядит»? И услышав в ответ «Этикет»,— запомнят твое имя и тебя.Но как я узнаю, как надо себя проявлять в том или ином случае. Я ведь не умею.А ты всякий раз подумай о том, что приятно и привлекательно для других, а потом уже делай.Не могу себе представить.Давай попробуем.
Волшебник взмахнул волшебной палочкой, и на поляне появился стол, покрытый красивой скатертью, стул с резной спинкой и выгнутыми ножками.
— Садись,— пригласил волшебник.
Юноша подошел к столу и попробовал сесть на этот красивый стул. Но никак не мог приспособиться к нему и, чтобы было удобнее, облокотился на стол. И вдруг откуда-то сверху раздался требовательный голос:
Нельзя ложиться грудью на стол — это не пляж. Можно положить руки на край стола, но локти надо прижать к себе, чтобы не мешать соседям.Но здесь нет соседей, — растерянно сказал юноша, оглядываясь по сторонам.Но они могут быть. А в твоем путешествии будут обязательно,— ска зал требовательный голос.
И юноша послушно сел, как того требовал голос. Голос сразу смягчился и сказал:
— Молодец. Ты способный юноша. В аристократических семьях раз ных государств, чтобы научить юношей сидеть за столом, вкладыва ли между туловищем и локтями книгу и велели ее удерживать, пока сидишь за столом. Долго приходилось им так тренироваться, чтобы научиться красиво сидеть.
Что еще я должен сделать? — спросил приободренный этим разгово ром юноша.Следить за своей осанкой: плечи расправить, сесть прямо, но не на пряженно, а в естественной позе.
Юноша попробовал, но у него не очень получилось.
— Придется тебе подарить волшебное зеркало. Оно будет показывать, как правильно. И когда ты сумеешь это усвоить, тебе можно будет двигаться дальше.
И перед юношей оказалось прямо на поляне чудесной красоты зеркало. Оно заговорило нежным голосом:
— Смотри на меня внимательно и запоминай.
Перед юношей сначала появилась прелестная женщина, она легкой походкой прошла к столу и села прямо, естественно, расправив плечи, и легко положила руки на край стола, держа при этом локти прижатыми к себе.
— Как красиво,— подумал юноша.
А девушка уже исчезла, и появился юноша. Он так же красиво и просто подошел к столу, сел. (Дети изображают зеркало и по желанию проходят и садятся за стол.)
Это действительно очень красиво и приятно,— воскликнул юноша и тоже легко прошел и красиво сел к столу. Ему стало очень удобно и радостно. И тут же он увидел себя в волшебном зеркале и сам себе очень понравился.Понравилось? — спросил волшебник.Да, очень.А как ты думаешь, почему такая поза за столом выглядит красиво? (Дети думают, почему?)Верно, молодец. Такая поза подчеркивает целесообразность, красоту и скромность поведения, потому что в ней проявляется уважение к окружающим и умение думать о других. И если ты всегда будешь сле довать этим принципам, то люди обратят внимание и запомнят твое имя. Дарю тебе волшебный голос и волшебное зеркало. Они помогут тебе. И пусть тебе везде сопутствуют благородные помыслы и поступки. С этими словами напутствия и отправился юноша по имени Этикет
в путь. Долго ли, коротко ли он шел, но привела его дорога в невиданный им ранее город, где царили свои обычаи и правила. Так, при входе в город стоял красиво сервированный стол, и в город мог войти только тот, кто выдерживал предложенный экзамен по сервировке стола и умению пользоваться приборами, есть предложенные кушанья.
— Здравствуйте, люди добрые,— сказал юноша.— Не разрешите ли вы мне посетить ваш город?
6
Как можно продолжить сказку про этикет
Читайте также
Это из народных примет:
<span>Если отпраздновать день рождения раньше, то таким образом получается посыл во Вселенную: «У меня не будет возможности отметить в срок». Это напоминает «список желаний», который нужно воплотить до своей смерти.
</span><span>Есть немало примеров тех, кто из года в год празднует в другой день и остается жив. Но людям свойственно концентрировать внимание на негативе, поэтому так будоражат воображение истории из серии «он умер из-за того, что заранее отметил свой день рождения!».</span>
Свити — сорт цитрусовых выведений из традиционного гибрид повело с белым грейпфрутом
книга -наш лучший друг.
Мы много узнаем из книг. Книги бывают про страны, животных, историю и сказки. Много ученых, писателей в детстве читали много книг. Это им помогло стать грамотными. Вот поэтому говорят книга — наш лучший друг.
Если с утра пчелы не спешат вылетать из ульев, быть дождю.
Если ласточки летают низко – будет дождь
Если дым поднимается из труб столбом вверх, то ожидается мороз.
Утром пчелы не покидают улья, а сидят в нем и жужжат – жди к полудню дождя.
Если ласточки летают высоко — долго будет стоять хорошая погода.
Дым без ветра стелется по земле: зимой — к снегу, летом — к дождю.
Цветы закрывают бутоны — к скорому дождю.
Птицы и весело звонко поют — к хорошей погоде.
Суздаль — город во Владимирской области, на берегу р. Каменки, в 26 км от г. Владимира. Входит в «Золотое кольцо России».Впервые упоминается в летописи 1024 г. В 12 в. при Юрии Долгоруком – столица Ростово-Суздальского княжества, с 13 в. – Суздальского, в 15 в. – в составе Московского. Один из религиозных центров на Руси. С 18 в. – уездный центр Владимирской губернии. В настоящее время Суздаль – город- заповедник, «музей под открытым небом», первый в России получил приз «Золотое яблоко» Международной федерации журналистов, пишущих о туризме. По обилию памятников, по сохранности своего первоначального облика Суздалю нет равных (на площади 9 кв. км – свыше 200 памятников культовой и гражданской архитектуры 12-19 в.в.). Суздаль – родина изобретателя русского фарфора. <span>Историческое ядро города – Кремль: собор Рождества Богородицы (13 в.) с уникальными фресками и иконостасом, архиерейские палаты (15-18 в.в.) и др.; ансамбли монастырей – бывшего мужского Спасо-Евфимиева, действующего женского Покровского; посадские церкви 18 в., Гостиный двор, Музей деревянного зодчества и крестьянского быта и мн.др.
</span>