Проект на тему что за прелесть эти сказки

Ленинская средняя школа

Тема: «Что за прелесть эти сказки!»

Секция: «Русский язык и литература»

Автор проекта: Кривощёкова Юлия

Ленинская средняя школа

Руководитель: Кривощёкова Т.А.

учитель начальных классов

Содержание

  1. Введение

  2. Основная часть

    1. Теоретическая часть.

Что такое сказка? (из истории создания сказки). Типы сказок.

2.2.Практическая часть

2.3 Результаты анкетирования по сказкам

  1. Заключение

    1. Вывод

  2. Список используемой литературы

Введение

Вы знаете, что такое сказка? Нам казалось, что ответ на этот вопрос может дать любой человек: и взрослый, и ребенок. Приступив к работе над проектом, мы и не подозревали , что сказка играет огромную роль в жизни каждого отдельно взятого человека и народа в целом.

Народные сказки передаются от дедов внукам и правнукам. И каждое поколение вносит в них что-то своё, присущее своему времени. Но неизменным остаётся противостояние добра и зла, светлых и тёмных сил. Причём во всех сказках зло всегда имеет много средств, с помощью которого оно вредит людям и животным, но всегда находятся герои, которые могут победить зло или перевоспитать злодеев сказки.

Актуальность работы:

Сказка помогает в выборе нравственных ориентиров

Цель:

Рассмотреть особенности народных сказок, установить общие и различительные особенности

Задачи:

дать определение понятий русской народной и казахской народной сказок как жанра устного народного творчества;

проследить историю возникновения сказок и их типологию;

показать типичные образы животных в сказках и дать им характеристику;

Методы:

  1. Знакомство с литературой

  2. Анализ сказок

  3. Сравнительно-сопоставительный анализ

  4. диагностика

  5. выводы

Практическая значимость: расширение наших представлений о сказках, развитие творческих способностей

3

Основная часть

2.1. Что такое сказка? (из истории создания сказок)

Сказка — это особый литературный жанр. Создание сказок имеет древнюю историю . Сказки появились в столь глубокой древности, что с точностью определить время их рождения очень сложно. Так же мало знаем мы и об их авторах. Скорее всего, сказки сочиняли те самые крестьяне и пастухи, которые часто выступали в роли главных героев повествования.

Они же передавали сказочные истории из уст в уста, от поколения к поколению, по ходу дела изменяя их и дополняя новыми деталями. Сказки рассказывали взрослые и — вопреки нашему нынешнему представлению — не только детям, но и взрослым тоже. Сказки учили выпутываться из непростых положений, с честью выходить из испытаний, побеждать страх — и любая сказка оканчивалась счастливым финалом. Некоторые ученые полагают, что в истоках сказки лежат первобытные обряды. Сами обряды забылись — рассказы же сохранились как клад полезных и поучительных знаний.

Итак, сказка — это занимательный устный рассказ, повествующий о невероятной, но поучительной истории.

Действующие лица такой истории — вымышленные персонажи, попадающие в сложные ситуации и выходящие из них благодаря помощникам, чаще всего наделенным волшебными свойствами. При этом коварные злодеи чинят им разные козни, однако в конечном итоге добро побеждает

Сказки бывают разные. Народные сказки делятся на сказки о животных, волшебные сказки, бытовые сказки. В одних -главными персонажами являются животные (иногда им противостоит человек). Это — сказки о животных.

4

В других- главными персонажами являются люди и фантастические существа; животные здесь чаще всего — добрые помощники главного героя. В этих сказках речь идет об удивительных приключениях Ивана-царевича или Ивана -дурака, обязательно связанных с волшебством. Это — волшебные сказки.

И, наконец, есть сказки, главными персонажами которых также являются люди, но, в отличие от волшебных сказок, где герои одерживают победу

благодаря волшебству, в них герои становятся победителями благодаря своему уму, смекалке, смелости, хитрости. Это — социально-бытовые сказки.

Говоря о различии между сказками, интересно обратить внимание на истоки их вымысла, фантастики. Почему звери в сказках разговаривают как люди, почему умерший отец награждает младшего сына Сивкой-буркой, почему брошенный назад гребень превращается в лес? Эти и многие другие вопросы останутся без ответа, если не обратиться к той эпохе в жизни человека, когда сказок еще не было, а существовали устные рассказы о вере человека во всякого рода чудеса.

Древний человек был далек от правильного понимания явлений природы. Ветер, вырывавший с корнями деревья, черные тучи, проливавшие на землю потоки воды, оглушительный гром и ослепительные молнии, обрушивавшиеся на беззащитного человека, звери, подстерегавшие его в дремучих лесах и глубоких оврагах, — все это наводило на него страх, заставляло думать о том, что в природе все живет, двигается, имеет свой разум. И человек отождествлял себя и природу. Он считал, что животные могут разговаривать между собой, деревья — двигаться; он думал, что солнце, луна, тучи, ручьи и реки — живые существа. А раз так, значит, они могли принести ему и вред и пользу. Будучи бессильным перед природой, он

5

стал поклоняться кажущимся ему живыми воде, огню, солнцу, деревьям,

животным. Ощущая себя частицей природы, такой грозной и всесильной, он искал у нее защиты и стремился защититься от нее.

Древний человек поклонялся и своим умершим предкам. Смерть была необъяснимой для него, загадкой. Считалось, что человек не умирает, а лишь переселяется (он или его душа) в другой мир. Поэтому умерший человек, в представлении древних, — это живой человек, но обладающий в силу необычности своего состояния сверхъестественной силой. Так возник культ предков, требовавший поклонения умершим.

Все сказанное объясняет нам, почему звери в сказках разговаривают, почему в сказке „Сивка-бурка» умерший отец ведет разговоры со своим младшим сыном. Учеными установлено также, что Змей, Горыныч в сказках — олицетворение огня, образы Бабы Яги и Кощея Бессмертного связаны с культом предков и т. д.

Но все это говорит лишь об истоках фантастики сказок.

Говоря о сказках разных народов со сходными сюжетами, необходимо отметить три случая:

1. Сказки формируются в среде какого-нибудь народа, а потом перемещаются в другие страны, но на них действуют свои фольклорные традиции (зачины, мотивы), приспосабливаются к местным обычаям.

2. Есть сходные сказки, которые возникают независимо друг от друга в разных странах в силу общности быта, психологии, условий и законов социально – исторического развития народов.

3. Сказки могут передаваться и через книгу.

Национальные черты сказки определяются фольклорными традициями

6

народа. В сказках находит отражение животный и растительный мир той страны, где эти сказки появились. Животные – герои сказок – напоминают своей речью и поведением людей той страны, где бытуют эти сказки. А иначе и быть не может, так как сказка всегда была отражением народной жизни, зеркалом народного сознания.

Типы сказок

Виды сказок подразделяются: на сказки о животных, волшебные и бытовые.

Волшебные сказки. Мечты об иной, светлой жизни, в которой люди оказываются победителями в жизненной борьбе, воплотились в волшебных сказках. Волшебные сказки богаты вымыслом, яркими образами. В них показаны чудесные события, действуют фантастические персонажи.

Одним из таких персонажей является Жалмауыз – кемпир. Это страшная старуха, напоминающая Бабу -Ягу.

Как и в русских народных сказках, в казахских мы встречаем волшебные предметы: сапоги- скороходы, скатерть – самобранку и т.д.

Положительные герои в волшебных сказках проходят через все препятствия, побеждают злых духов, достигают благородной цели. Они часто действуют не только на земле, но и в подземном и в подводном

царствах, встречаются со страшными чудовищами и побеждают их. На этом

7

пути героям помогают замечательные люди, наделённые необыкновенными способностями животные и сказочные птицы.

Казахские волшебные сказки, как и волшебные русские сказки учат быть твёрдыми в жизненных испытаниях, бороться со злом и несправедливостью.

Бытовые сказки. В бытовых сказках отражается повседневная жизнь народа- рассказывается о богатых и бедных. В этих сказках высмеиваются жадность, глупость, жестокость. Любимый герой казахских бытовых сказок- Алдар Косе, хитрый, находчивый, мудрый.

Сказки о животных. Их очень много. Герои этих сказок — домашние животные, звери и птицы, которым приписываются человеческие черты.

Для сказок о животных характерен яркий оптимизм: слабые всегда выходят из сложных положений. Он поддерживается комизмом многих ситуаций и юмором.

Главными персонажами народных сказок являются волк или лиса, олицетворяющие собой зло, а добрые качества присущи зайцу, петуху, коту, барану, ягнятам, или курице.

Овца- символизирует безобидность, спокойствие, волк – глупость, бык в сказках труженик; лиса – хитрая, притворщица; тигр – жестокосердный тиран.

Весь сюжет сказок построен на постоянном столкновении добра и зла. Волк и лиса очень коварны и опасны. Но силу зла смягчает юмор, который занимает весомое место в сказках. Злые герои постоянно высмеиваются и часто попадают в нелепые, комические ситуации.

Обычно сказка заканчивается победой добра. Зло наказуемо. Волк и лиса сполна получают по заслугам за свои деяния.

8

Сказки о животных поучительны, познавательны. Читая, например, казахскую сказку «Спор животных, мы узнаём о повадках барана, верблюда, лошади», русская сказка «Теремок» учит нас взаимопомощи, товариществу, дружбе. Из сказок можно узнать, как народ объяснял, почему у лисы длинный хвост, а у ласточки- раздвоенный и почему летучая мышь ночью не спит, а летает.

Во многих казахских сказках о животных прослеживается связь с русскими народными сказками и сказками народов мира.

Композиция сказки. Казахская народная сказка имеет те же традиционные элементы композиции, что и русская: зачин, повествование и концовку.

Приключения героев волшебных сказок, обычно повторяются три раза.

3.1.

ГЕРОИ

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ

Положительный герой сказки – идеал, на который должны равняться люди. Он всегда честный, справедливый, трудолюбивый, наделенный умом и богатырской силой. Герой сказки одолевает тяжелейшие испытания, побеждает злых и жестоких врагов. Смелые и сильные, отважные и непобедимые, добрые и великодушные, они учат сопереживать, воспитывают благородство и великодушие.

Отрицательные герои сказок- заслуживают осуждения. Они обладают большой силой, но не правильно её используют. Поэтому в сказках они

9

всегда наказаны за злость, причинённое слабым, бедным убогим.

Национальные черты сказки определяются фольклорными традициями народа. В сказках находит отражение животный и растительный мир той

страны, где эти сказки появились. Животные – герои сказок – напоминают

своей речью и поведением людей той страны, где бытуют эти сказки. А иначе

и быть не может, так как сказка всегда была отражением народной жизни, зеркалом народного сознания.

Сравнительный анализ сказок

Знакомясь со сказками, мы замечаем, что сказки очень похожи. Что общего в сказках разных народов? А чем они отличаются? У меня возникло много вопросов и захотелось найти на них ответы.

Мы провели исследование, целью которого было установить общие и отличительные черты и сравнение русской народной сказкой и казахской народной сказкой. Объектом исследования стали народные сказки о животных.

Предметом исследования являются общие и отличительные черты русских народных и казахских народных сказок о животных

Исследование посвящено анализу и сравнению двух сказок о животных – русской народной сказки «Волк и семеро козлят» и казахской народной сказки «Волк и баран». Выполнение поставленной цели – сравнение русской народной и казахской народной сказок о животных.

Этапы работы:

  1. знакомство с историей сказок: определение особенностей жанра

  2. знакомство с классификацией сказок

10

  1. выбор сказок с главным героем-волком в русских и казахских народных сказках

  2. чтение и определение характерных особенностей главного персонажа

  3. сравнительно-сопоставительный анализ сказок

Таблица 1

Герои

Место действия

Русская народная сказка

Волк

Коза, козлята

в доме

Казахская народная сказка

Волк

баран

в открытой местности

Таблица 2

зачин

кульминация

развязка

Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»

«Жила-была коза с козлятами….»

Волк съел козлят

Коза спасает своих козлят

Казахские народные сказки «Волк и баран»

«Как-то раз отстал от отары тощий баран….»

Волк хочет съесть барана

Баран обманывает волка, пообещав привести молодого ягнёнка. Волк остаётся без обеда.

11

В работе, выполняя поставленные задачи, мы детально проанализировали

русскую народную сказку “Волк и семеро козлят ” и казахскую народную сказку “Волк и баран”, что позволило нам сделать определённые выводы о сходстве и различии сказок. Таким образом мы старались найти ответы на

все интересующие нас вопросы.

Структура сказок о животных довольно проста. Небольшой размер текста. Простота и элементарность сюжета, особенности композиции.

Пожалуй, только в сказках о животных композиция отличается такой ярко выраженной функциональностью. Все звенья сюжета построены таким образом, чтобы с предельной быстротой в коротком эпизоде вскрыть сущность явлений, передать характер взаимоотношений персонажей.

Русская народная сказка

Казахская народная сказка

Герои сказок.

Волк и коза с козлятами

Волк и баран

Действующие лица сказки.

Дикое животное (волк) и домашнее животное (коза с козлятами).

Дикое животное (волк) и домашнее животное (баран).

Противопоставление ( сильный – слабый)

Волк – козлята.

Волк –баран

12

Действующие лица (животные)

Думают и говорят.

Думают и говорят.

Проблемы, которые решают герои.

Волку нужно утолить голод, козлятам спастись, а козе помочь им спастись.

Волку нужно утолить голод, а барану спастись.

Место действия.

Лес — сфера, где проявляется власть сильного.

Волк живёт в лесу.

Дом – место, где живут слабые.

Козлята живут в доме вместе с козой – мамой.

Баран с хозяевами

Композиция сказки.

Начало сказки

Начало сказки

Жила-была коза с козлятами.

Как-то раз отстал баран от своей отары..

Кульминация (точка высшего напряжения)

Беда – козлята съедены.

13

Волк не мог съесть барана, он обманул его.

Развязка (завершение действия).

Слабые (козлята) выходят из сложных ситуаций победителями.

Спор и помощь мамы. Готовность погибнуть ради детей, самопожертвование.

(Утверждение семейных ценностей)

Баран выходит из сложных ситуаций победителем.

Баран сам справляется с бедой.

Эпитеты

Толстый голос, тонюсенький голос, сыра земля (оценочные определения)

Грустный, тощий (логические определения).

3.3. Анкетирование по сказкам

Среди учащихся 2-4 класса

1.Любите ли вы сказки?

Да- 100% Нет

14

2. Назовите первую сказку, которую вам прочитали или рассказали ваши родители,/бабушка?-

Колобок- 55% Три медведя- 15%

Курочка ряба -50% Теремок — 10%

3. Какие сказки вы любите?-

Волшебные- 60% Сказки о животных-3-% Социально-бытовые-10%

4. Что в сказках вам нравится?

Добро побеждает зло- 50%

Интересные -40% Герои сказок – 30%

15

5.Назовите любимые ваши сказки?

Елена Премудрая- 50% Сивка-бурка-40%

Волк и семеро козлят-20% Теремок-20%

6.Назовите любимых вами героев русских народных и казахских народных сказок?

Иван -Царевич-50%

Колобок-50%

Василиса Прекрасная -30%

Алдар Косе- 30%

16

3.4. Вывод.

В работе, выполняя поставленные задачи, детально проанализировала русскую народную сказку “Волк и семеро козлят” и казахскую народную сказку “Волк и баран”, я сделала определённые выводы о сходстве и различии сказок. Таким образом я старалась найти ответы на все интересующие меня вопросы.

Сказки, написанные на русском, казахском языках, дают возможность познакомиться с традициями, культурой и устным творчеством этих народов.

Заключение

Сказки – самые древние творения человеческого духа. Она один из популярных и любимых жанров в устном народном творчестве.

Мы ещё не умели ходить, но уже слышали от наших мам и бабушек сказки.

Сколько же сказок уже услышано и прочитано нами с раннего детства! И нет среди них таких, которые бы нам не нравились. Бывали сказки, похожие друг на друга и не похожие, бывали весёлые и грустные, длинные и короткие. А вот скучные и глупые не попадались никогда

Повзрослев, мы будем их читать и изучать ещё долго. А, читая, всегда погружаемся в их фантастический, волшебный и одновременно такой живой

17

и реальный мир. Каждый сказочный образ оживает в воображении ярче, чем

кадры кино или телевидения. И это не случайно. Ведь сказка – совершенное произведение народного духа.

В сказке нет ничего лишнего. Всё на своём необходимом, точно пригнанном месте. И поэтому сказка вечна.

Справедливость, которой так не хватает в жизни, почти всегда торжествует в сказках.

На изученном материале видно, что поставленные перед нами цели и задачи Пока существует человечество, оно нуждается в мечте, а следовательно, ему не обойтись без сказки, которая вдохновляет, подаёт надежду, забавляет и утешает.

18

Литература

1. » А.Н.Афанасьев Сборник «Народные русские сказки»

2. Сборник «Казахские народные сказки»

3. Детская литература сказка»Волк и семеро козлят»

4. Художественная литература хрестоматия «КАПЕЛЬКА»

5.Казахская литература учебник 5 класс

6. А.Любарской Сборник сказок «В ТРИДЕВЯТОМ ЦАРСТВЕ»

Приложение

Сказка

В.Берестов

Недаром дети любят сказку.

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа.

И на любые испытанья

Согласны храбрые сердца

В нетерпеливом ожиданье

Благополучного конца.

Сочиним сказку

В сказке часто так бывает,

Что предметы в ней летают,

А порою и герои

Вдруг взмывают над землёю

Назвать, конечно, ты готов

Этих чудо летунов:

Она летает на метле,

А он на пушечном ядре.

Летала в домике своём,

Да не одна, а с верным псом.

Он на ковре взлетит всегда –

Была б сухою борода.

Моторчик на его спине,

Бывал он даже на луне,

А этот сделался так мал,

Верхом на гусе он летал.

* * *********

Известны сказки с давних пор.

Не верь тому, кто скажет,

Что это выдумки и вздор,

Его не слушай даже.

Скорее сказки прочитай,

Запомни их получше

И мудрость древнюю узнай –

Они всему научат.

Мы сказки знаем на зубок,

Ведь с детства их читаем.

Кроссворд

лиСа

Коза

бАран

Заяц

волК

собАка

Рыжая птичница

Пришла в курятник

Порядки наводить (лиса)

2.С бородой, а не старик.

С рогами, а не бык.

Доят, а не корова

Лыко дерёт, а лаптей не плетёт (коза)

3.Кто не прядёт, не ткет, а людей одевает? (баран)

4. Длинное ухо, комочек пуха,

Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

5.На овчарку он похож,

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (волк)

6.С хозяином дружит,

Ему верно служит.

Живёт под крылечком,

А хвост колечком. (Собака)

Викторина: »Самое великое чудо на свете»

  1. Не лежалось на окошке –

Покатилось по дорожке. («Колобок»)

2.По тропе шагая бодро,

Сами воду тащат вёдра.(«По щучьему велению»)

3.А дорога велика, а корзинка нелегка,

Сесть бы на пенёк, съесть бы пирожок. («Маша и медведь»)

4.Отворили дверь козлята и пропали все куда-то. («Волк и семеро козлят»)

5. Ах ты, Петя-простота, сплоховал немножко:

Не послушался кота, выглянул в окошко. («Петух и кот»)

6. У Алёнушки – сестрицы

Унесли братишку птицы. («Гуси-лебеди»)

7.Опустил он в прорубь хвост,

Ну а хвост ко льду прирос. («Лисичка – сестричка и волк »)

8.Колотил, да колотил по тарелке носом-

Ничего не проглотил и остался с носом. («Лиса и журавль»)

9. Красна девица грустна:

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко.

Слёзы льёт бедняжка. (« Девочка Снегурочка»)

Викторина «Животные в русских сказках»

1.задание.

Есть много народных сказок о животных. И вот некоторые из животных спрятались внутри этих слов. Назовите животных, которые спрятались в словах

БАРАНКА, БАРАК, КОНЬКИ, ВАСИЛИСА, ВОЛКОДАВ, ИКОТА, СТРЕКОЗА, ХЛЕВ, ВОЛШЕБНИК.

— Какие это животные? ( баран, рак, конь, лиса, волк, кот, коза, лев, волк.)

– Вот ещё интересное задание. Внимательно посмотрите на такую строчку:

РОЗА РОЙ ЯЙЦО.

Если зачеркнуть в ней буквы, которые встречаются больше одного раза, то какой персонаж русских народных сказок останется? Заяц)

То же самое проделайте и с таким словом:

ПИВО ЛИРА ПАРИК.

Кто останется здесь? (Волк)

2 задание.

Отгадайте загадки про животных и скажите в каких сказках встречаются эти животные.

1. В красных тапочках хожу

За собой подруг вожу.

Надоест гулять в саду –

Я поплаваю в пруду.

Ух, и здорово щиплюсь!

угадали, кто я? (Гусь)

2. Он совсем не кровожадный,

Потому что травоядный,

Только смотрит строго.

На носу два рога,

На ногах копыта –

От врагов защита.

Лишь слона не свалит с ног

Африканский … (Носорог)

3. Идёт, иглы на себе несёт,

Чуть кто подойдёт,

Свернётся в клубок –

Ни головы, ни ног. (Ёж)

4. Этому будильнику

Ни к чему завод –-

Знай себе по зёрнышку

Целый день клюёт. (Петух)

5. Кто зимой холодной

Ходит по лесу злой, голодный? (Волк)

6. Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (Белка)

7. Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живёт,

В деревне кур крадёт. (Лиса)

8. Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

А с водой не знается. (Кот)

9. Водяные мастера

Строят дом без топора,

Дом из хвороста и тины.

И… построили плотину. (Крот)

10. Длинное ухо,

Комочек пуха,

Прыгает ловко,

Любит морковку. (Заяц)

11. Гладишь – ласкается,

Дразнишь – кусается. (Собака)

3 задание

Послушайте внимательно отрывок и отгадайте, из какой он сказки.

1. … Кот услыхал…Кот прибежал…Спина дугой, хвост трубой, глаза горят, когти выпущены. Ну, лису царапать! Бились лисица, билась, а петушка отпустила. («Кот и петух»)

2. … Медведь положил волка в кусты, завалил его сухими листьями, а сам влез на сосну и поглядывает, не идет ли кто… («Кот и лиса»)

3. … Свернулся он клубочком и покатился между ёлками, между берёзками. Катился, катился и прикатился к избушке…на курьих ножках… («Гуси-лебеди»)

4. … Оглянулся волк кругом, хотел лису на помощь звать, а её уж и след простыл – убежала. Целую ночь провозился волк у проруби – не мог хвост вытащить… («Лиса и волк»)

4 задание – исправь ошибки

В названиях следующих сказок есть ошибки. Найди их.

«Петушок Ряба» – «Курочка Ряба».

«Даша и медведь» – «Маша и медведь».

«Волк и семеро ягнят» – «Волк и семеро козлят».

«Петушок и гороховое зёрнышко» – «Петушок и бобовое зёрнышко».

«Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди».

«Лисичка с кастрюлькой» – «Лисичка со скалочкой.

«По рыбьему велению» – «По щучьему велению».

«У страха глаза огромны» – «У страха глаза велики».

«Заюшкин домик» – «Заюшкина избушка».

5 задание – продолжи сказку

Внимательно послушай отрывок из сказки и продолжи её (по командам).

1. …Бежит лиса, а навстречу ей волк.

– Так-то, – кричит, – ты меня научила в проруби рыбу ловить? Избили меня, исколотили, хвост мне оторвали!

– А что ответила лиса? («Эх, волчок, волчок. У тебя только хвост оторвали, а мне всю голову разбили. Видишь, мозги выступили. Насилу плетусь!»)

2. …Бежит Машенька, несет братца, ног под собой не чует, Оглянулась назад – увидела гусей – лебедей. Что делать?

Побежала она к молочной реке – кисельным берегам.

– А что дальше? («Речка, спрячь нас!» – просит Машенька. Речка посадила её с братцем под крутой бережок, от гусей спрятала.)

3. …Подошли к избушке – петух и запел:

– Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!

– А лиса что говорит? (А лиса испугалась и говорит: «Одеваюсь…»

4. …А лиса опять тут как тут. Сидит под окошком песенку поет. А Петя – петушок не выглядывает. Лиса и говорит:

– А что говорит? (– Ах, Петя-петушок, что сказать тебе хочу. Бежала я по дороге и видела: мужики ехали, пшено везли, один мешок худой был, все пшено рассыпалось, а подобрать некому.)

5. … Кот увидел быка – шерсть на нем взъерошилась, начал он рвать мясо зубами и когтями, а сам урчит: «Мяу, мяу».

А медведю со страху слышится: «Мало, мало!».

– А дальше? («Не велик зверь, а прожорливый»,-думает медведь. «Нам четверым не съесть, а ему одному мало!»)

6. задание – Восстановить последовательность событий в сказках

Детям выдаются карточки с последовательностью, в которых они должны восстановить правильный порядок событий.

«Лиса и заяц».

Зайчик встретился с медведем.

Петушок выгнал лису.

У зайчика была избушка лубяная, а у лисы ледяная.

Зайчик встретился с собакой.

Лиса выгнала зайца.

Зайчик живёт с петушком.

Зайчик встретил петушка.

Подведение итогов. Награждение.

Руководитель: 

Муравлёва Елена Валентиновна

Учреждение: 

ТОГБОУ Жердевская школа — интернат

В процессе работы над творческим проектом по литературе на тему «Что за прелесть эти сказки!» автором была поставлена цель, сформировать представления о творчестве А.С. Пушкина – сказочника. А также  выяснить, какое влияние оказала Арина Родионовна на творчество А.С. Пушкина, познакомиться с устаревшими словами, встречающихся в произведениях писателя.

Подробнее о проекте:

В рамках учебной исследовательской работе по литературе на тему «Что за прелесть эти сказки! » был подготовлен творческий материал для одноклассников с целью привлечения их внимания к сказочному творчеству А. С. Пушкина. В своем исследовании ученица школы стремилась узнать значение старинных слов, оборотов речи, встречающихся в сказках Пушкина.

В исследовательской работе (проекте) в 7 классе на тему «Что за прелесть эти сказки!» было проведено анкетирование среди учащихся с целью, определить уровень их знаний об устаревших словах. Ученицей была выдвинута гепотеза о том, что Пушкин использовал устаревшие слова в своих сказках для того, чтобы воссоздать колорит русской старины, показать разнообразие и богатство народного поэтического творчества.

Оглавление

Введение
1. Роль няни —  Арины Родионовны  в творчестве А. С. Пушкина.
2. Лексика сказок А.С. Пушкина
Заключение
Список литературы

Введение

Александр Сергеевич Пушкин внес неоценимый вклад в развитие русской литературы. Это величайший поэт всех времен. Произведения А.С.Пушкина – золотой фонд русской литературы, богатство и гордость русского народа. Название сказок Пушкина, поэм, стихов хорошо известны не только в России. Меня всегда интересовало, как и от кого приходило вдохновение написания сказок. В своей исследовательской работе я хочу это узнать и донести до одноклассников.

Гипотеза:  на написание сказок оказала огромное влияние  Арина Родионовна, а  используемые устаревшие слова в своих сказках, необходимы для того, чтобы воссоздать колорит русской старины, показать разнообразие и богатство народного поэтического творчества.

Объект исследования: сказки А.С.Пушкина

Задачи:

  1. способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;
  2. развивать артистические способности;
  3. прочитать сказки А.С. Пушкина и найти в них устаревшие слова.

Методы исследования:

  1. Сбор информации;
  2. Анкетирование
  3. Лингвистический эксперимент;
  4. Анализ;
  5. Обобщениерезультатов.

Роль няни —  Арины Родионовны  в творчестве А. С. Пушкина

Я попыталась выяснить, сопоставив разные источники, каким был реальный вклад няни на творчество Пушкина, какие сказки были рассказаны ею. Таких сказок я обнаружила семь. Няня знала настоящие народные сказки. От неё поэт услышал первые сказки – о Бове-корове и Еруслане Лазаревиче. Пушкин вспоминал о них в лицейском стихотворении «Сон» (1816). Подвиги Бовы приводили в трепет мальчика Пушкина, героя сказки являлись ему во сне:

Волшебники, волшебницы слетели,
Обманами мой сон обворожали.
Терялся я в порыве сладких дум;
В глуши лесной, средь Муромских пустыней
Встречал лихих Полканов и Добрыней,
И в вымыслах носился юный ум…

Сохранился отрывок лицейской поэмы «Бова» (1814г.)

В 1820 году Пушкин написал поэму «Руслан и Людмила». Имя главного героя (переделанное из Еруслана), скорее всего, появилось из няниной сказки. Под влиянием сказок Арины Родионовны возник в поэме и образ чародея Финна. Финские чародейства подробно описаны в северных сказках. Эти северные, скандинавские сказки Пушкин мог услышать от Арины Родионовны. Она родилась и жила среди финнов и карелов. У Пушкина Финн — имя собственное. Возможно, злой великан Финн из скандинавской сказки превратился в его поэме в доброго волшебника Финна.

В годы Михайловской ссылки Пушкин записывает от Арины Родионовны несколько текстов (видимо, в том же ноябре 1824 года, когда он сообщает брату, что слушает сказки няни). Пушкин делает записи семи сказочных сюжетов, передавая своеобразную художественную манеру рассказчицы.

Первая из них известна в русском фольклоре как «Сказка о чудесных детях и оклеветанной жене».

«Некоторый царь задумал жениться, но не нашёл по своему нраву никого. Подслушал он однажды разговор трёх сестёр. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит, вторая, что государство одним куском сукна оденет, третья, что с первого года родит 33 сына. Царь женился на меньшой, и с первой ночи она понесла. Царь уехал воевать. Мачеха его, завидуя своей невестке, решилась её погубить. После девяти месяцев царица благополучно разрешилась 33 мальчиками, а 34 уродился чудом.

Таково начало сказки, послужившей основой для написания Пушкиным в августе 1831 года в Царском Селе «Сказки о царе Салтане». У Арины Родионовны было взято и оригинальное имя царя, но «Султан Султанович, турецкий государь», превратился в царя Салтана. У Пушкина чудеса творит царевна Лебедь, а у няни – сам царевич, «уродившийся чудом». В сказке Пушкина также выходят из моря «тридцать три богатыря» — и стерегущий их старик, названный здесь «дядькой Черномором».

Царевич «уродившийся чудом», и число детей – 34 –в других вариантах этой сказки не встречаются (обычно сыновей у царицы трое, семь или двенадцать). Нет нигде и юношей, живущих в море (обычно они живут в лесу или на острове).

Почти во всех сказках Арины Родионовны присутствует её любимый эпитет – «золотой» (у царевича «ручки по локотки золотые» и т. д.). Пушкин употребит его в своих сказках, даже тех, что написаны им позднее по книжным источникам («золотая рыбка», «золотой петушок»).

Высокое мастерство Арины Родионовны – сказочницы, быть может, с ещё большей яркостью обнаруживается во второй записи. Сюжет имеет название «Чудесное бегство» или «Магическое бегство». Герой сказки – юноша, обещанный морскому или подземному царю. Девушка – дочь царя – выручает его. Они вместе бегут и, спасаясь от погони, превращаются в животных и разные предметы.

Сказка в передаче Арины Родионовны отличается замечательной характеристикой героя. Он не пассивен и растерян, как в иных вариантах сказки. Это добрый молодец, «безунывная головушка». Он не боится угроз морского царя. «Повесить так повесить, голова моя не дорога», — говорит Иван-царевич. Замечательна своей образностью и речь Марьи-царевны, иногда рифмованная. «Не печалься Иван-царевич, — говорит она, — скинь портки, повесь на шесток да спи…» (Слово «портки» или «порты», означало в старославянском языке всю верхнюю одежду.)

Морской царь задаёт Ивану-царевичу трудные задачи. Особо оригинальна третья, невыполнимая. «Ну, — Иван-царевич, — сказала Марья-царевна, — тут уж тебе и я не помогу – дело в том, чтоб ты сшил сапоги, покамест у него в руках соломинка будет гореть. Убежим».

Запись эта не нашла в творчестве Пушкина отражения. Он подарил её другому поэту – В.А. Жуковскому. Она стала одним из источников его сказки «О царе Берендее…».

На основе третьей записи Пушкиным создана «Сказка о попе и о работнике Балде». У Арины Родионовны Балда вопреки имени, как Иван-дурачок в русской сказке — добрый молодец, носитель народной мудрости.

Осенью 1830 года в Болдине Пушкин пишет «Сказку о попе и о работнике его Балде». В ней речь героя напоминает текст няниной сказки:

Да вот верёвкой хочу море морщить
Да вас, проклятое племя, корчить.
Беса старого взяла тут унылость.
Скажи, за что такая немилость?
Как за что? Вы не плотите оброка,
Не помните положенного срока…

Следующая запись послужила Пушкину материалом для создания «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях». Этот сюжет, широко известный в западноевропейском фольклоре, у Арины Родионовны обрёл своеобразные черты.

В «Указателе сказочных сюжетов» о содержании сказки говорится: злая мачеха приказала убить красавицу падчерицу, но она спасается и живёт в лесу у разбойников, карликов или гномов; мачеха трижды отравляет её, дважды она спасается; на третий раз девушку кладут в гроб к себе, и она оживает.

На основе сказки, записанной от Арины Родионовны, а также известной Пушкину к этому времени сказки братьев Гримм на аналогичный сюжет он создал в ноябре 1833 года свою «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Лексика сказок А.С. Пушкина

В рамках данного проекта я исследовала устаревшие слова в пяти сказках А.С. Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о Попе и работнике его Балде», «Сказка о Мертвой Царевне и семи богатырях», «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане…»

Герои Пушкина имеют разнообразные титулы и звания: царь, царица, бояре, чернавка (сенная девушка, служанка для «черной» работы), поп, рыбак, столбовая дворянка, купцы, черница (монахиня), повариха, сватья, князь (Гвидон), королевич (Елисей). Любопытны слова «дядька» (в старину дядькой называли наставника) и гости (в Древней Руси гостями называли купцов).

Имена и прозвища пушкинских героев многозначительны: Балда, царь Салтан, баба Бабариха, князь Гвидон, Черномор. Черномор у Пущкина – статный предводитель тридцати трёх богатырей, живущий под водой и ничего дурного сухопутным обитателям не делающий («Сказка о царе Салтане»). Имя Салтана явно восходит к арабскому слову «султан» , проникшему ещё и в тюркские языки, а Гвидон — к итальянскому Guido , видимо от ставшего нарицательным имени какого-то знатного римлянина, напрямую или через название исторической области вблизи Рима.

Мы знакомы с географической картой мира, на которой обозначены страны. И в каждой стране, изображенной на карте, можно найти реки, озера, города, моря и их названия. Так вот, у Страны пушкинских сказок тоже есть своя карта: Синее море, море-Окиян чудный остров князя Гвидона, остров Буян; Царство славного Салтана; Зеленыя дубравы; Речка тихоструйная; Высокая гора; Лукоморье.

“Пристают к заставе гости; Князь Гвидон зовёт их в гости” («Сказке о царе Салтане…»)

В старину «застава» — место въезда в город или выезда из него, охраняемое стражей. Название острова Пушкин воспринял из русской народной традиции — Буян. В древнерусском языке так именовали высокое место, холм, бугор, а также возвышенное место для богослужения. Так могли называть и гору на острове, возвышавшуюся среди пучины в море. В северно-русских говорах Буян также связан с водой, морем. Напрашивается сравнение с современным словом «буй», которым обозначают сигнальный маячок, возвышающийся над водой.

Выявление этих архаичных значений помогает разгадать глубинный смысл пушкинской мифологемы «остров Буян». Представляется город на горе посреди моря, с пристанью и торгом, святилищами и храмами, что подтверждается и строками Пушкина: «…мимо острова Буяна в царство славного Салтана…»

В сказках звучат те слова, которые сейчас мы не используем. К примеру, названия старинной одежды: зипун, камзол, кафтан, кичка, жупан, шушун, армяк, душегрейка . Одежда жителей Руси отличалась согласно их социальному положению.

В сказках у Пушкина мы встречаем описание мужской одежды царя Салтана:

«Видит, весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце,
С грустной думой на лице…».

Встречаем мы и описание элементов женской одежды старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке». Захотела быть старуха столбовою дворянкой:

«В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки».

В пушкинских сказках встречаются названия денежных единиц: алтын, грош, полушка, гривна, полтина и др. Алтын — монета, равная 3 копейкам. Грош — монета, равная 2 копейкам. Полушка-монета, равная 1/4 копейкам. Гривна-монета, равная 5-6 рублям. Полтина – монета, равная 50 копейкам.

Заключение

Таким образом, в своём проекте я выяснила, что  няня Пушкина, Арина Родионовна Яковлева, сыграла свою неоценимую роль в жизни и творчестве поэта. Крепостная крестьянка простая русская женщина стала первым народным учителем великого поэта, его ангелом- хранителем. А так же я убедилась, что роль устаревших слов в русском языке разнообразна. В произведениях художественной литературы историзмы и архаизмы помогают воссоздать колорит эпохи, а также являются средством речевой характеристики персонажей. Язык наших предков – необычайно красив и выразителен

Список литературы

  1. Вересаев В.В. Загадочный Пушкин, М: Республика, 2009 г.
  2. Виноградов В.В. Язык Пушкина. М., «Аса», 2008. — с. 63
  3. Кузнецова А. Арина Родионовна, ж. «Красный Октябрь», М:, 1998 г.
  4. Пушкин А.С. Сочинения в 3-х томах. М., Просвещение, 1987 г.

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Муниципальное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад»Солнышко»п. Знаменский.

ПРОЕКТНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

«Что за прелесть эти сказки»

Вторая  младшая  группа

«Ромашка»

Составитель: воспитатель — Попова Л.Н.

Введение
Проект «Что за прелесть эти сказки!» осуществляется, как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию речевого общения. Интеграционный подход позволяет развивать в единстве речевую, познавательную активность, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребёнка.
Народные сказки – самая древняя из распространенных форм устного народного творчества, присутствующая всем народам, такая сказка отражает убеждения, воззрения, главенствующие черты национального характера, обличает классовые отношения, одновременно обнажая старинный быт, который зачастую отражается в отдельных произведениях — бытовых сказках, сказках о животных, волшебных сказках.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом.
Народные сказки – самая древняя из распространенных форм устного народного творчества, присутствующая всем народам, такая сказка отражает убеждения, воззрения, главенствующие черты национального характера, обличает классовые отношения, одновременно обнажая старинный быт, который зачастую отражается в отдельных произведениях — бытовых сказках, сказках о животных, волшебных сказках.
Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно-нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно — следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника — все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.
Сказка — средство эмоционально — волевого развития и духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Сказка является одним из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Влияние сказок на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.
В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл произведения, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.
Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через нее легче обучать и воспитывать. Дошкольники учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное — развиваются всесторонне.

Тип проекта:  краткосрочный,  творческий.

Участники проекта: дети второй младшей группы, родители воспитанников, педагоги  группы.

Образовательные области:
«Социально-коммуникативное развитие»
«Художественно-эстетическое развитие»
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
«Физическое развитие»

АКТУАЛЬНОСТЬ  ПРОЕКТА.

Формирование речи является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника, так как играет большую роль в формировании личности. Для развития речи ребенка необходимо использовать различные игры, занятия, сказки. Именно сказки являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи. Из сказок дети берут много различных знаний: первые представления об окружающем мире, о взаимосвязи человека и природы, сказки позволяют увидеть добро и зло.

Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.

Сказка — прекрасное творение искусства. Социальная, художественная и педагогическая ценность народных сказок несомненна и общепризнанна.
Русская народная сказка — это почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности.
Познакомив детей с волшебным миром сказок, мы, несомненно, прививаем им любовь к слову и интерес к сказкам.
А посредством метода проективной деятельности, мы даем ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему: успешно адаптироваться и социализироваться в детском коллективе; достигать взаимопонимания с родителями, приобретать новые положительные эмоцииСказка — прекрасное творение искусства. Социальная, художественная и педагогическая ценность народных сказок несомненна и общепризнанна.
Русская народная сказка — это почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности.
Познакомив детей с волшебным миром сказок, мы, несомненно, прививаем им любовь к слову и интерес к сказкам.
А посредством метода проективной деятельности, мы даем ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему: успешно адаптироваться и социализироваться в детском коллективе; достигать взаимопонимания с родителями, приобретать новые положительные эмоции

ПРОБЛЕМА.

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Одной из причин снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей. А ведь участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль.

ЦЕЛЬ  ПРОЕКТА.

Развитие интереса к сказкам, создание условий для активного использования сказок в деятельности детей, вовлечение детей в активную речевую работу.

ЗАДАЧИ  ПРОЕКТА

  • Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям устного народного творчества – сказкам.
  • Развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас.
  • Научить отражать содержание сказок в играх, драматизациях, театрализованной деятельности.
  • Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, внимание, любознательность.
  • Учить играть дружно, вместе, не ссориться.
  • Дать родителям знания о влиянии сказок на речь ребенка через папки-передвижки, информацию на сайте.
  • Привлечь родителей к активному участию в проекте.

                ЭТАПЫ  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОЕКТА

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

  • выбор темы.
  • планирование  реализации  проекта.
  • подготовительные  работы  педагогов.

ОСНОВНОЙ ЭТАП.

  • взаимодействие педагогов, детей и родителей.

ИТОГОВЫЙ ЭТАП.

  • итоговое мероприятие  интегрированное НОД«Волшебный клубочек».

УЧАСТНИКИ  ПРОЕКТА

  • Дети 3-4 лет.
  • Воспитатели.
  • Родители.

ОЖИДАЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ.

  • Дети хорошо знают сказки «Волк и семеро козлят» «Теремок», «Репка», «Маша и медведь», «Колобок», и др.
  • В процессе ознакомления со сказками активизируется словарь, развивается связная речь
  • Ознакомление со сказками способствует развитию продуктивной деятельности.
  • У детей появится интерес к играм, драматизациям.
  • Родители принимают активное участие в проектной деятельности, маски с изображением героев сказок; дидактическую игру «Найди героев сказки»; пальчиковый театр; кукольный театр, подборка раскрасок «Герои сказок»
  • Родители ознакомлены с влиянием сказок на речь ребенка.

ТИП  ПРОЕКТА.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОРЕЧЕВОЙ.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ  ПРОЕКТА

КРАТКОСРОЧНЫЙ  —  одна  неделя

ПРЕДМЕТ  ИССЛЕДОВАНИЯ

СКАЗКИ

ФОРМЫ  РЕАЛИЗАЦИИ.

  • Беседы с детьми и родителями;
  • Консультация для родителей через папки-передвижки.
  • Организация тематических центров по проекту;
  • Игровая деятельность;
  • Выполнение работ по изобразительной деятельности;
  • Чтение, прослушивание и просмотр сказок.
  • Совместная деятельность по конструированию.
  • Организация физ.досугов.

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

  • маски для сказок «Репка», «Теремок»,  «Колобок»;
  • дидактическая игра «Найди героев сказки»;
  • кукольный театр «Три поросенка»;
  • подборка раскрасок «Герои сказок»

ЭТАПЫ  ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ  ПРОЕКТА.

I  подготовительный

  • Изучение литературы по теме.
  • Уточнение формулировок проблемы, темы, целей и задач.
  • Консультация для родителей через папки-передвижки.
  • Подбор наглядно-дидактических пособий.
  • Пополнение книжного уголка.

IIосновной

ФОРМЫ  РАБОТЫ

РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ

ЦЕЛЬ

Работа с родителями:

Консультация «Значение сказок в жизни ребенка»

Консультация «Ребенок и книга».

Подбор раскрасок на тему «русские народные сказки»

Акция: «Почитай мне сказку на ночь»

Изготовление масок для сказок

Способствовать активному участию родителей в проектной деятельности. Знакомить с информацией о значении влияния сказки на ребенка.

Познавательно-исследовательская деятельность.

ФЭМП

«В гости к сказке»

«Путешествие Колобка»

Воспитывать интерес и любовь к сказкам.

Продолжать формировать элементарные математические представления.

Речевая  деятельность

«Путешествие в страну сказок»

Развивать умение отвечать на простейшие вопросы воспитателя.

Развивать и активизировать речь детей.

Лепка

НОД  «Пряники для Козлят».

Способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук.

Рисование

НОД по сказке «Репка».

Воспитывать интерес к занятию, трудолюбие, аккуратность, доброжелательные отношения.

Аппликация

НОД по сказке «Репка».

Совершенствовать навыки коллективной работы;

Закрепить навыки аккуратного намазывания и наклеивания.

Физическое развитие

НОД «Веселая прогулка»

Закрепление пройденного в основных видах движений. Совершенствовать навыки коллективных игр.

Совместная деятельность

Чтение, прослушивание и просмотр сказок (аудиозаписи и видеозаписи): «Колобок», «Репка», «Теремок», «Волк и семеро козлят» , « Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди», «Три медведя»

Беседы с детьми: «Моя любимая сказка», «Правила общения с книгой»

Разучивание пальчиковой гимнастики «Теремок», «Репка», «Колобок».

Разгадывание загадок про сказки и сказочных героев

Сюжетно-ролевая игра «Больница для книг».

Театрализованные игры:

кукольный и пальчиковый театр, маски,.

Дидактические игры:

«Герои сказок», «Найди по описанию»

«Волшебный мешочек»

Подвижные игры «У медведя во бору», «Лиса»

Хороводные игры: «Заинька попляши…»

Конструирование: «Домик для зверят по сказке «Теремок».

Экскурсия в библиотеку

Закрепить знания детей о содержании русских народных сказок.

Развивать у детей умение с помощью воспитателя повторять наиболее выразительные отрывки из сказки.

Создать игровую ситуацию, способствующую формированию эмоциональной отзывчивости, активизировать речь, способствовать раскрепощенности.

Итоговое мероприятие

Интегрированное НОД «Волшебный клубочек».

Создать игровую ситуацию, способствующую формированию эмоциональной отзывчивости.

III  заключительный

Интегрированное НОД  «Волшебный клубочек».

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. А. Ф. Брязгун «Сборник сценариев для детского сада «Сказка в гости к нам пришла» Детство – пресс 2015.
  2. В.В. Малова Конспекты занятий по духовно – нравственному воспитанию дошкольников. М Владос 2010.
  3. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Вторая младшая группа / авт сост. О.П. Власенко [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2011. – 292 с.
  4. Н.В. Нищева «Формирование навыка пересказа у детей дошкольного возраста» Детство – пресс 2014.

Анкета для родителей

«Сказка в жизни вашего ребенка».

1. Как часто Вы читаете (рассказываете) своему ребенку сказки?

2. Какие сказки предпочитает Ваш ребенок?

3. Просит ли Ваш ребенок читать (рассказывать) сказку несколько раз?

4. Есть ли любимая сказка у Вашего малыша? Если есть – какая?

5. Играет ли Ваш ребенок в сказки, которые слушал?

6. Рассказывает ли ребенок сказку совместно с Вами или своим куклам (игрушкам)?

7. Есть ли у ребенка книжки для самостоятельного рассматривания?

8. Рассматривая иллюстрации к сказкам, задает ли Вам ребенок вопросы?

9. Узнает ли Ваш ребенок сказку по иллюстрации?

10. Есть ли у Вас дома какой-либо вид детского театра (настольный пальчиковый, кукольный и пр.)?

11. Придумываете ли Вы когда-нибудь сказки для Вашего ребенка?

СПАСИБО!

Это черновик проекта.

Цель проекта:
Формировать понимание роли сказки в поэзии А.С.Пушкина и музыке Н.А.Римского — Корсакова.

Задачи:
* познакомиться с фрагментами оперы «Сказка о царе Салтане»;
* расширить знания о тембровой окраске инструментов симфонического оркестра;
* воспитывать любовь и интерес к сказочным произведениям в литературе и музыке.

Проблемный вопрос:
* какими средствами и элементами музыкальной речи пользуются композиторы в создании музыкальных образов.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Мари-Турекская средняя общеобразовательная школа»

Проектная работа

(по предмету музыка)

«Что за прелесть

эти сказки!»

Выполнил ученик 6В класса

Ложкин Ярослав

Руководитель: Ложкина И.А.

учитель музыки

пгт. Мари-Турек

2016г.

Содержание

1. Введение ………………………………………………………………. стр. 3

2.Основная часть

2.1 постановка цели и задач проекта…………………………………… стр. 4

2.2 сравнение и анализ сказки А.С Пушкина и оперы

Н.А.Римского — Корсакова «Сказка о царе Салтане» ……………. стр. 5-8

3.Заключение …………………………………………………………… стр.9

3.1 выводы …………………………………………………………….. стр.9

4.Список литературы …………………………………………………. стр.10

Введение

Еще не научившись читать, каждый ребенок узнает, что такое сказка, и волшебной сказкой открывается для него чудесный мир художественной литературы.

Есть сказки, которые читают, а есть сказки, которые поют.

Наш проект посвящен сказкам. Мы приглашаем вас отправиться в удивительное путешествие по страницам сказок. Приглашаем вас в прекрасный мир сказки, переливающийся всеми цветами, наполненный блеском светлого неба, сиянием звезд и светил.

Легкими шагами, завораживая нас своей красотой, очаровывая своей фантазией, из сказочной табакерки, плывет и расплывается музыкальная сказка…

Сказки сопутствовали народу на протяжении многих веков его истории. Простые, мудрые и прекрасные, они дороги каждому человеку, дороги так, как может быть дорога родина, народ и его история.

Цель проекта:

Формировать понимание роли сказки в поэзии А.С.Пушкина и музыке Н.А.Римского-Корсакова.

Задачи:

* познакомиться с фрагментами оперы «Сказка о царе Салтане»;

* расширить знания о тембровой окраске инструментов симфонического оркестра;

* воспитывать любовь и интерес к сказочным произведениям в литературе и музыке.

Проблемный вопрос:

* какими средствами и элементами музыкальной речи пользуются композиторы в создании музыкальных образов.

Основная часть

«Что за прелесть эти сказки!» — воскликнул однажды Николай Андреевич Римский-Корсаков при чтении очередной сказки Пушкина. Ведь именно эти сказки вдохновили композиторов на создание музыкальных сочинений.

Для этого обратимся к сказке А.С.Пушкина и опере-сказке Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о Царе Салтане» и посмотрим, как композитор передал слова поэта через музыку.

« В синем небе звезды блещут

В синем море волны хлещут…»

Эти строчки становятся зримыми в музыке оперы « Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова. Последовательность музыкальных картин в опере та же, что и в стихах Пушкина.

Мы сегодня проанализируем «Три чуда» из оперы.

И на примере этого музыкального фрагмента посмотрим какими средствами пользовался Римский — Корсаков при создании образов.

Римского-Корсакова называют композитором-сказочником, потому что им написано много опер на сюжеты сказок.

Опера, с которой мы сегодня продолжаем знакомство, была написана в 1899 году. В год столетнего юбилея замечательного русского поэта А. С. Пушкина. «Сказка о царе Салтане» привлекла композитора изобилием чудес и, конечно же, сам пушкинский стих удивительно напевный и сочный:

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах

Мимо острова Буяна

В царство славного Салтана…

Итак, мы попали на чудный остров, где происходят невиданные чудеса.

В «Сказке о царе Салтане» три чуда:

Белка, 33 богатыря и Царевна-Лебедь.

Для начала всех действий композитор использовал звуки фанфар

Фанфары — сигнал торжественного действия.

Фанфары приказывают: «Слушайте! Слушайте! Внимание! Внимание!»

Звучит фанфарный призыв, который исполняют медные духовые инструменты симфонического оркестра, приглашая слушателей удвоить свое внимание. Фанфары начинают каждую картину оперы.

В опере Н. А. Римского-Корсакова у каждого чуда — своя музыкальная тема – яркая картинка, только раскрашенная не красками, а звуками.

Чудо первое.

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живет ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поет

Да орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра- чистый изумруд

Слуги белку стерегут.

Вот как представил слова А.С.Пушкина Н.А.Римский –Корсаков.

В опере тема белки звучит отрывисто, легко, подвижно. Для музыкальной характеристики белки композитор выбрал русскую народную песню «Во саду ли, в огороде». Тему белки в высоком регистре исполняет флейта, самый звонкий деревянный духовой инструмент в симфоническом оркестре.

Регистр — это ряд звуков голоса или инструмента одинаковых по тембру.

Тембр — это окраска звука.

И опять звучат фанфары: «Слушайте! Слушайте!» второе чудо:

Там ещё другое диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснётся в скором беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря.

Какими звуками передал композитор тему богатырей?

При появлении богатырей оркестр исполняет марш – торжественный, величественный, показывая богатырскую поступь. Тему богатырей исполняют медные духовые инструменты (тромбон и труба). Тема богатырей звучит в низком регистре.

Опять звучат фанфары: «Слушайте! Слушайте!» третье чудо:

За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть,
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.

Музыка, изображающая Царевну-Лебедь прихотливая, извилистая. В оркестре её исполняют скрипки и гобой. Тема Царевны звучит в среднем регистре, словно пение фантастических птиц.

Музыкальную характеристику, звучание инструментов и регистры можно представить в виде таблицы:

чудо

регистр

тембр

Белка

высокий

флейта

33 богатыря

низкий

медные духовые (тромбон, труба)

Царевна-Лебедь

средний

скрипка, гобой

Чтобы нарисовать яркий неповторимый портрет героя, композитор находит особые характерные средства. Мелодия может быть красивой, певучей или примитивной, неразвитой. Ритм – острым или сглаженным, регистр – высоким или низким. Все вместе рождает характерный, легко узнаваемый образ.

Из всего этого можно сделать следующие выводы:

* опера-сказка учит нас узнавать через звучание инструментов симфонического оркестра литературных персонажей.

* музыкальный инструмент оживает в звучании, он также как и актер на сцене играет свою роль.

*поэт и композитор каждый своим языком передал три чуда в произведении: поэт — словами, композитор — звуками;

*музыкальные фрагменты помогают детям закрепить знания о регистрах и инструментах симфонического оркестра.

Список литературы:

1. Пособие для учителя «Методика работы с учебником «Музыка — 5 класс», авторы: Сергеева Г.П. Критская Е. Д

2. Вайнкоп Ю. Краткий биографический словарь композиторов. Л. «Музыка» 1987г.

Используемые ЦОР:

1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Музыка, изобразительное искусство(http://school-collection.edu.ru):

2. images.yandex.ru

Тысячи лет назад, когда еще люди не умели писать, появилось устное народное творчество. Для маленьких детей народ придумал замечательные сказки, поговорки, пословицы, песенки.
И в современном мире знакомство с устным народным творчеством должно начинаться с первых лет жизни ребенка.

  Вам также может понравиться:

Международный конкурс изобразительного искусства «МИР ВАН ГОГА. СИМФОНИЯ ЦВЕТА» к 170-летию со дня рождения Винсента Ван Гога


Открытые

Международный конкурс изобразительного искусства «МИР ВАН ГОГА. СИМФОНИЯ ЦВЕТА
» к 170-летию со дня рождения Винсента Ван Гога

10 Января – 25 Мая

Всероссийский творческий конкурс для педагогов «НОВОГОДНЕЕ ВДОХНОВЕНИЕ»


Конкурсы

194 работы

Всероссийский профессиональный конкурс патриотического воспитания «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА: ПАТРИОТИЗМ КАК НРАВСТВЕННАЯ ОСНОВА ЧЕЛОВЕКА»


Конкурсы

57 работ


Свидетельство участника экспертной комиссии


Оставляйте комментарии к работам коллег
и получите документ БЕСПЛАТНО!


Свидетельство участника экспертной комиссии

Подробнее

Также вас может заинтересовать


  • Конкурсы по для дошкольников «Информационная безопасность детей»
    Конкурсы для детей


  • Дошкольное образование по для дошкольников «Сюжетно-ролевая игра в жизни детей дошкольного возраста»
    Конкурсы для детей


  • Конкурсы по для 2 класса ««Не шути с огнем»»
    Конкурсы для детей


  • Конкурсы по для 3 класса «Конкурсная программа «Отцы и дети»»
    Конкурсы для детей


  • Конкурсы по для «Сценарий конкурсной программы «Весенняя красота»»
    Конкурсы для детей

  • Проект на тему чему учат сказки
  • Проект на тему сочиняем волшебную сказку 3 класс по литературе
  • Проект на тему сочиняем вместе волшебную сказку 3 класс литературное чтение
  • Проект на тему рассказ о слове по русскому языку 3 класса
  • Проект на тему рассказ о слове 3 класс по русскому языку слово дружба