Профессор кислых щей смысл рассказа

Драгунский В., рассказ «Профессор кислых щей»

Жанр: рассказы о детях

Главные герои рассказа «Профессор кислых щей» и их характеристика

  1. Дениска Кораблев. Любознательный, непоседливый. 
  2. Папа. Вечно занятый.
  3. Мама. Добрая и любящая.
  4. Аленка. Подружка Дениски.
  5. Профессор Сергеев. Умный, но обидчивый.

План пересказа рассказа «Профессор кислых щей»

  1. Папа читает газету
  2. Дениска делится новостями
  3. Современный ребенок
  4. Профессор кислых щей
  5. Дениска идет к Аленке
  6. Незнакомый дядя
  7. Еще один профессор
  8. Доктор убегает.

Кратчайшее содержание рассказа «Профессор кислых щей» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Папа не любил когда Дениска мешает ему читать газету.
  2. Дениска делится новостями и мама говорит, что он современный ребенок.
  3. Папа называет Дениску профессором кислых щей и отправляет гулять.
  4. Дениска идет к Аленке и видит доктора.
  5. Доктор представляется профессором и Дениска уточняет, не кислых ли щей.
  6. Профессор убегает, а Дениска решает, что это выражение обидное.

Главная мысль рассказа «Профессор кислых щей»
Не зная точного значения слова не используй его.

Чему учит рассказ «Профессор кислых щей»
Рассказ учит быть любознательным, но не мешать взрослым. Учит вежливости и обходительности. Учит навещать больных друзей. Учит меньше болтать, а больше слушать.

Отзыв на рассказ «Профессор кислых щей»
Мне понравился этот рассказ и особенно его финальная сцена, когда Дениска называет доктора профессором кислых щей. Конечно, мальчик был уверен, что это комплимент, но доктор так не считал и обиделся.

Пословицы к рассказу «Профессор кислых щей»
Не зная брода, не лезь в воду.
Не всякому слуху верь.
Доверять доверяй, но почаще проверяй.
Говори мало, слушай много, а думай еще больше.
Кто много болтает, тот беду накликает.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Профессор кислых щей»
Дениска очень любил поговорить с папой и всегда забывал, что тот не любит, когда ему мешают читать газету.
Вот и в этот день Дениска стал приставать к папе, рассказывая, какое большое озеро Байкал, кто такой художник Эль Греко и как слышит кит.
Новостей у Дениски было много и он продолжал рассказывать папе про карликовых буйволов и про то, что солнце стоит сбоку. А папа только удивлялся, откуда мальчик все это узнал. Но мама ответила, что Дениска слушает радио, смотрит телевизор и он вообще современный ребенок.
Папа прочитал в газете, что Африка кипит и приходит конец колониализму, но Дениска и тут влез и сообщил, что есть еще и зависимые страны. Папа не выдержал и назвал сына профессором кислых щей. Мальчик спросил у мамы, что значит это выражение и мама сказала, что папа так похвалил Дениску.
Дениска довольный отправился гулять, но на лестнице вспомнил, что надо проведать Аленку, которая заболела. Он зашел к девочке и увидел, что Аленка сидит на диване и клеит лошадь, а ее мама разговаривает с каким-то дядей в синем костюме. Дениска понял, что это доктор, потому что он говорил про Аленка вполне здоровая девочка, а ее мама называла дядю профессором.
Профессор подошел попрощаться с Аленкой и попутно спросил, как зовут Дениску. Мальчик представился, а доктор сказал, что его зовут Василий Васильевич Сергеев, и что он профессор.
А Дениска спросил, не кислых ли щей?
Профессор почему-то смутился и быстро убежал. А мальчик остался размышлять, не обидно ли все-таки это выражение?

Отзыв о рассказе В.Драгунского "Профессор кислых щей"В рассказе «Профессор кислых щей» из сборника В.Драгунского «Денискины рассказы» у главного героя, Дениса Кораблева, накопилось столько новостей и разных новых знаний, что ему очень хотелось поделиться ими со взрослыми, например, с папой. Но папа был занят чтением газеты и просил ему не мешать.

Однако Дениска все равно рассказывал ему все, что считал интересным и увлекательным, – про озеро Байкал, про художника Эль Греко, про карликовых буйволов и о многом другом. Кончилось тем, что папа в какой-то момент назвал его профессором кислых щей.

Собираясь на прогулку, Дениска спросил у мамы, что это значит и не обидная ли это кличка. Но мама уверила его, что ничего обидного тут нет, и что папа так хвалит Дениса за его знания.

После этого Денис отправился навестить Аленку, которая заболела. Дома у Аленки он увидел незнакомого человека, который что-то говорил Аленкиной маме. А та сказала незнакомому человеку спасибо, и называла его профессором. Собираясь уходить, профессор поинтересовался, как зовут Дениса, и представился сам, добавив после имени и фамилии слово «профессор».

Денис, поняв, что профессор лечит Аленку, и, сделав вывод, что этот человек явно умный и знающий, не долго думая, назвал его «профессором кислых щей», желая сделать ему приятное. Но профессор почему-то смутился, и вместе с Аленкиной мамой вышел из комнаты.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа «Профессор кислых щей» состоит в том, что детям необходимо всегда правильно объяснять истинный смысл слов и выражений, чтобы впоследствии не возникало неловких ситуаций, подобно той, что произошла с профессором, лечившим Аленку. Рассказ учит быть правдивым, искренним и призывает уделять детям достаточно времени, чтобы они могли поделиться с родителями новыми знаниями.

В рассказе мне понравился главный герой, Денис. Он много знает и постоянно стремится узнать еще больше.

Какие пословицы подходят к рассказу «Профессор кислых щей»?

Мир освещается солнцем, а человек — знанием.
Не гордись званием, а гордись знанием.

Филолог, кандидат филологических наук, поэт, член Союза писателей России.
Дата публикации:20.12.2022

Значение фразеологизма «Профессор кислых щей»

Выражение про профессора с кислыми щами интригует иностранцев и детей. Что за удивительное сочетание образов? Профессор читает лекцию про супы, изобретает новый вид первого блюда – «кислые щи», или кушает их в перерыве между лекциями, рискуя прийти к студентам с капустным листком в бороде?

Воображение рисует самые невероятные картины. А как на самом деле родилась идиома? Узнаем прямо сейчас!

Значение выражения

Профессор кислых щей – это доморощенный специалист, желающий произвести впечатление на окружающих якобы высокой квалификацией, эксперт-самозванец, учившийся «чему-нибудь и как-нибудь». Так называют выскочек, любящих делать сенсации на пустом месте, малограмотных философов, мнимых мудрецов.

В детстве, когда мы с сестрой играли в школу, я была «учительницей»: надевала на нос оправу для очков, брала ручку и тетрадь, с серьёзным видом рисуя палочки и кружочки вместо букв, которые писала тогда нетвёрдо. Наверное, это смотрелось забавно, потому что родители с улыбкой именовали меня профессором кислых щей.

Подобно звание можно присвоить посетителю сельской библиотеки, решившему написать именитому автору нравоучительное письмо. Покритиковав писателя за «непонятный язык», такие «профессора» иногда приводят в пример собственные сочинения, не лишённые грамматических ошибок. И, хотя народная тяга к творчеству сама по себе прекрасна, в ответ на претензии подобных «литературоведов» порой хочется улыбнуться.

Происхождение фразеологизма

У выражения имеется несколько версий возникновения. Все они сходятся в том, что кислые щи – не горячее первое блюдо, а напиток наподобие сидра или шипучего кваса. Их пили из бутылки в жаркие летние дни, брали в дорогу, подавали к деревенскому столу. Кислые щи упоминаются при описании дневного рациона Чичикова в поэме Гоголя «Мёртвые души», а также в черновиках к «Евгению Онегину» Пушкина.

Сопоставление высокого слова «профессор» и обиходного крестьянского кушанья, по одной из версий, представляет собой оксюморон, подчёркивающий ироничность фразы. По другой версии, профессорами или «мастерами кислых щей» именовали тех, кто действительно разбирался в приготовлении этого многоэтапного («на семи солодах») напитка. Затем произошла пейоризация (ухудшение значения), рецепт кушанья был утрачен вместе с представлениями о трудности процесса, и кислые щи стали считаться делом простым. Следовательно, те, кто знал секрет приготовления этой русской версии «верескового мёда», перестали считаться подлинными мастерами и у выражения появился иронично-снисходительный оттенок.

Синонимы

Похожими по смыслу можно считать следующие фразеологизмы:

  • ни ухом ни рылом;
  • со свиным рылом да в калашный ряд;
  • чья бы корова мычала, а твоя бы ­молчала.

Звучат они, конечно, грубовато, но суть отражают точно. Особенно актуальна идиома сегодня, когда у каждого пользователя сети Интернет есть возможность назвать себя «экспертом по всему» и открыть собственную онлайн-школу. Остерегайтесь профессоров кислых щей: щи испарились, а профессора остались!

Тест на знание фразеологизмов

Оцените богатство своей речи! Пройдите тест на знание фразеологизмов.

Пройти тест » Другие тесты

Поделиться:

У детского писателя Виктора Драгунского есть рассказ из серии про Дениса Кораблева, который называется — «Профессор кислых щей». Таким титулом мальчика награждает папа. Денис мешает ему читать утреннюю газету, постоянно лезет с вопросами и сам же на них отвечает, делая сомнительные выводы, основанные не на знании предмета, а на догадках. Мальчик потом спросил у мамы, что значит выражение «профессор кислых щей», это что-то обидное? Но та заверила, что нет — разве папа может обидеть? Успокоенный Дениска пошел в гости к подруге, где увидел доктора — профессора медицинских наук и конечно применил только что полученные знания — наградил его «почетным титулом». Но врач почему-то обиделся.

Профессор кислых щей

С легкой руки Драгунского фразеологизм, который появился вообще-то гораздо раньше, ушел в народ. Но многие и сейчас не понимают, обидное прозвище имеется в виду или нет? Ведь профессор — это все-таки почетно. Правда, вот щи напрягают, но чем может навредить репутации суп из кислой капусты? Попробуем разобраться в заковыристом выражении.

Не суп, а напиток

Нужно иметь в виду, что во фразеологизме упоминается отнюдь не первое блюдо, а старый русский напиток. Известно, что им любил баловать себя фаворит Екатерины II Григорий Потемкин, да и сама императрица была к нему неравнодушна. О напитке щи можно прочесть в поэме Гоголя «Мертвые души», где его под холодную телятину употреблял Чичиков, а в произведении «Глумовы» прозаика Решетникова его из бутылок пьют молодые девицы.

В знаменитом сборнике очерков Гиляровского «Москва и москвичи» как раз поясняется, что же такое щи — газированный напиток, который даже приходилось укупоривать в бутылки из-под шампанского, потому что обычные могло разорвать. И само слово «щи» или «шти» происходит от исконно русского «сьчи» — нечто сочное и жидкое.

Напиток кислые щи

Приготовление напитка немного напоминало процесс создания кваса, да и вкус в итоге получался похожим. Брали муку и солод, заливали водой, сквашивали, а потом разливали в бутылки с толстыми стенками и бросали для брожения по несколько изюминок. Щи были более светлыми, чем квас, больше пенились и пузырились благодаря СО2. Они были проверенным и очень популярным средством от похмелья в свое время. По этой причине их стали связывать со студенческой средой, что потом привело к появлению того самого выражения «профессор кислых щей».

От мастера до студента, кандидата наук и профессора

Процесс приготовления напитка щи был достаточно трудоемким и требовал профессиональных знаний, так же как это было с виноделием и пивоварением. Поэтому появилась особая специальность — мастера кислых щей, который как раз занимался созданием данного продукта. Постепенно именно он трансформировался в «профессора кислых щей», и уже данное звание стало употребляться в ироничном ключе.

Произошло это следующим образом. Как уже был сказано выше, щи были прекрасным, а, главное, дешевым и доступным средством от похмелья. И им часто пользовались студенты после очередной пирушки. А ведь злоупотребляли алкоголем чаще всего те, кто не хотел учиться. Из таких людей потом не выходило ничего путного. Их в насмешку называли кандидатами похмельных наук, а потом стали величать профессорами кислых щей.

Поэтому данное выражение сегодня означает пустомелю и человека, который, не обладая глубокими знаниями, берется компетентно судить о каком-то предмете.

Сергеева Лидия

(рецензий 96 / оценок +163)

Понравилось?
Да

|

Рейтинг:

+1

ОЧЕНЬ СТРАННО!!! Где сам рассказ про Профессора кислых щей??!!! Книгу назвали, а рассказа, в честь которого эту самую книгу озаглавили, НЕТ!!! Чушь получается!!!

(рецензий 12 / оценок +17)

Понравилось?
Да

|

Рейтинг:

0

Книжка отличного качества, цена просто смешная.

Понравилось?
Да

|

Рейтинг:

0

Во первых книжка доступна для каждого покупателя, очень интересные рассказы даже для наших современных детишек у которых сейчас совсем не такое захватывающее и дружное детство.

(рецензий 178 / оценок +314)

Понравилось?
Да

|

Рейтинг:

+3

Книга очень понравилась.
В этой книге листы плотные, белые. Формат стандартный, очень удобен для чтения самим ребёнком. Картинки отличные и довольно много, что в принципе характерно для этой серии.

Понравилось?
Да

|

Рейтинг:

0

Возрастная аудитория:

Общая аудитория

Книжка очень понравилась. Покупала так как у меня в детстве тоже была книга Драгунского и я ее с удовольствием читала. Иллюстрации порадовали — цветные, на каждой странице (что особенно важно для детей от 3 лет).

Elena

(рецензий 35 / оценок +168)

Понравилось?
Да

|

Рейтинг:

+3

Березин Артём Дмитриевич

(рецензий 54 / оценок +50)

Понравилось?
Да

|

Рейтинг:

+1

Возрастная аудитория:

7-10 лет

Для современных 5-6 летних детей многое будет непонятным. В книге описано детство обычных ребят, но в 60-е гг. Автор описывает строительство и запуск космического корабля так, будто каждый играл в эту игру, будто каждому знакомы такие понятия, как 1-ая, 2-ая ступени, трамбушка, пусковая площадка, хвостовое оперение, «Восток», борная кислота, шутихи, бикфортов шнур, товарищ Герман Титов, Сокол, Беркут, небесные близнецы….
Думаю, книгу стоит покупать ребятам постарше, лет 10-ти

(рецензий 37 / оценок +167)

Понравилось?
Да

|

Рейтинг:

+7

Виктор Драгунский, по-моему, в комментариях не нуждается, редко можно встретить человека, никогда не читавшего Денискиных рассказов. Качество бумаги и печати хорошее, а вот иллюстрации мне не понравились. Их, конечно, много, но меньше, чем в других книгах серии, и сюжеты на них интересные, но лица какие-то темные. Вобщем, книга произвела двойственное впечатление.

  • Профессор кислых щей рисунок к рассказу
  • Процесс пошел как пишется правильно
  • Профессия художник сочинение 2 класс
  • Процесе или процессе как пишется
  • Профессия хоккеист рассказ для детей