Происхождение сказок о животных связь с тотемизмом

Происхождение
вымысла. Темы, идеи, образы. Иносказательность
сказок о животных. Поэтика и стиль: типы
композиции, контаминация, ирония, диалог,
игровые припевы. Особенности сказок о
животных как явления детского фольклора.

Сказки
о животных составляют около 10% известного
науке русского сказочного репертуара.
Главными действующими лицами в них
являются дикие или домашние животные,
птицы, рыбы, насекомые, иногда растения
и люди. В.Я. Пропп в указателе, приложенном
к третьему тому народных русских сказок
А.Н. Афанасьева (1957) выделяет шесть групп
сказок этого вида:

1)
Сказки о диких животных («Лиса и волк»,
«Лиса-повитуха», «Лиса и журавль»,
«Лисица-исповедница», «Лиса и тетерев»,
«Звери в яме» и др.)

2)
Сказки о диких и домашних животных
(«Волк в гостях у собаки», «Кот на
воеводстве», «Волк и семеро козлят»,
«Кот, лиса и петух»).

3)
Сказки о человеке и диких животных
(«Вершки и корешки», «Старая хлеб-соль
забывается», «Медведь – липовая нога»,
«Скалочку – на гусочку»).

4)
Сказки о домашних животных («Коза
лупленая», «Коза с орехами»).

5)
Сказки о птицах, рыбах и пр. («Журавль и
цапля», «Курочка-ряба», «Петушок и
бобовое зернышко»).

6)
Сказки о прочих животных, растениях и
др. («Колобок», «Пузырь, соломинка и
лапоть», «Теремок», «Война грибов»).

Специфика
вымысла этих сказок проявляется в том,
что животные думают и говорят. Это очень
древние сказки, возникшие в те времена,
когда человек обожествлял и одухотворял
природу, наделяя ее человеческими
способностями. На ранней стадии это не
были сказки в том виде, в каком они дошли
до нас, а были рассказы мифологического
характера, связанные с почитанием
тотемного зверя, родоначальника и
покровителя рода. Эти рассказы имели
магическое значение. Они давали советы,
учили людей, как надо относиться к
тотемному зверю, рассказывали об
отношениях между собой животных и
человека. Смысл этих рассказов состоял,
прежде всего, в передаче молодым людям
жизненного опыта и знаний о животном
мире. Позже, с развитием художественного
мышления, такие рассказы превратились
в сказки.

Постепенно
человек научился не только охотиться
на диких животных, но и приручать их, и
его сознание освободилось от обожествления
животных. В сказки входят сюжеты о победе
человека над животными. Наблюдения
человека над повадками животных наводили
его на мысль, что они могут общаться
друг с другом, передавать сигнал об
опасности, сведения о наличии корма,
опыт и т.д. Человек наделял животных
собственными способностями и качествами.
В сказках животные говорят и ведут себя,
как люди.

С
отмиранием культа животных в сказку
стало входить ироническое изображение
их смешных повадок. Мир животных в
сказках стал восприниматься как
иносказательное изображение человеческого
мира. В классовом обществе животные
стали олицетворять реальных носителей
тех нравов, которые осуждались народом.
Сказка превратилась в сатиру. По существу,
сказки о животных – это иносказания, в
них под звериными личинами- масками
представлены люди. Цель сказки о животных
– раскрытие человеческого характера,
человеческой психологии. Все герои
сказок о животных четко разделены на
положительных и отрицательных. Это
делает сказки более простыми для
понимания хорошего и простого, добра и
зла. Образы животных стали средством
морального поучения, а позже – социальной
сатиры. В сказках о животных осуждаются
человеческие пороки: глупость, лень,
хитрость, жадность, обман в целях наживы,
угнетение слабых. И вместе с тем
человеческие черты в сказках никогда
полностью не вытесняют свойств животного.

То,
что сказкам этого типа исторически
предшествовали рассказы о почитаемых
животных, привело к верному и точному
воспроизведению некоторых естественных
черт в поведении зверей. Сказочная лиса,
как и настоящая, любит полакомиться
рыбкой и тетеревом, она живет в норе.
Кот, поедая принесенное мясо, рвет его
когтями и урчит. В сказке тонко и умело
сочетается изображение истинных повадок
зверей с передачей аллегорического
изображения характера человека. В своих
персонажах сказка объединяет звериные
и человеческие свойства, переосмысливает
жизнь зверей как человеческую, незаметно,
с большим искусством переводит изображение
лесной жизни в аллегорическое изображение
жизни человеческой. В этом состоит
эстетическое своеобразие сказок о
животных.

Сказки
о животных давно ушли из обихода взрослых
людей, они обычно рассказываются детям,
и эта особенность бытования в детской
среде повлияла на их идейно-художественное
своеобразие. Возможно, когда-то сказки
о животных содержали глубокие идеи,
мысли, но со временем особенность детской
аудитории потребовала упрощения идеи,
низведения ее до немудреной морали, ибо
жизненный материал нужно быть подать
так ясно и просто, чтобы он легко
усваивался ребенком. Основной смысловой
аспект сказок о животных – моральный.
Дети учатся понимать, что хорошо, что
плохо. Чаще всего прославляется
товарищество, благодаря которому слабые
животные побеждают злых и сильных.
Победа слабых приносит детям моральное
удовлетворение.

Показывая
и объясняя, сказки учат, наставляют,
воспитывают ребенка, но поучение облечено
в такую совершенную художественную
форму, так тонко действует на психику,
эмоции, что позволяет вместе с занимательным
сюжетом усвоить и назидание. В то время,
когда взрослые уходили на целый день,
на покос или другие сезонные работы,
дети в деревне часто оставались одни.
Уговоры матери никуда не уходить из
дома вряд ли могли подействовать на
ребенка так, как сам собой напрашивающийся
вывод в сказке «Кот, петух и лиса».
Петушок не послушался котика-братика,
высунулся в окошко, попал в лапы хитрой
лисы, и она унесла его в свою нору.

Но
ситуации, в которые попадают сказочные
персонажи, – не главное. Они нужны лишь
для того, чтобы полнее выявить характер
героев, их взаимоотношения в критический
для них момент. Сказки о животных,
исполняемые взрослыми для детей, должны
были научить их правильно ориентироваться
в людях, понимать человеческие характеры
и узнавать опасность в поведении внешне
добрых людей. Поэтому в сказках о животных
наиболее разработаны характеры
персонажей. Если в волшебных сказках
все звери выполняют одинаковую функцию,
выступая в роли помощника героя, то в
сказках о животных каждый из образов
получает индивидуальную разработку
характера.

Показательно,
что главное действующее лицо многих
сказок – лиса. Русский народ всегда
считал, что хитрость – самое опасное
качество человека. Пословица говорит:
«Не бойся той, которая кричит, а бойся
той, которая молчит», предупреждает: «С
языка – медовый, а с нутра – ядовый
(ядовитый)». Поэтому чаще всего в сказках
о животных встречаем лису. Ее образ
раскрывается в сюжетах «лиса, притворившись
мертвой, крадет с воза рыбу». В сюжете
«лиса-повитуха» она съедает масло или
мед, притворившись, будто ее зовут на
родины или крестины. В сюжете «за скалочку
– гусочку» лиса наутро за якобы пропавшую
скалочку требует у хозяев, в доме которых
она ночевала, гусочку, за гусочку овечку
и т.д. В сюжете «ледяная и лубяная хата»
лиса, попросившись на ночлег, обманом
выгоняет зайца из его лубяной хаты. Она
всегда предстает в сказках как существо
хитрое, жадное, мстительное, коварное,
беспредельно лживое, расчетливое и
жестокое. На ее совести много проделок
и проказ. Она не только играет на слабых
струнках своих недругов, но и, пользуясь
доверчивостью своих друзей, нещадно их
обманывает ради любой корысти или просто
из коварства. Во всех сказках она всегда
выступает как притворщица, воровка. За
это она наказывается, терпит неудачу,
несмотря на все свои хитрости.

Волк
действует в сюжетах «волк у проруби»,
«волк выманивает у старика разных
животных, внучку и старуху», «волк и
козел», «волк и свинья с поросятами»,
«волк и семеро козлят». В сказках он
всегда изображается глупым, жадным, а
иногда наглым. Он все время попадает
впросак. Его обманывает не только хитрая
лиса, но и другие животные – свинья,
лошадь, овца, которых он хочет съесть.
Главное его качество в сказках –
беспредельная глупость. Вот старый
одряхлевший волк надумал съесть козла.
Тот согласился, а чтобы волку было
удобней, велел ему встать под горой и
разинуть пасть шире. Козел прыгает и
убивает волка. Как видим, сказка допускает
отклонение от реальных представлений
человека о характере того или иного
зверя. Охотники знают, что волк хитрый
и опасный зверь, в жизни он вовсе не так
глуп, каким обычно изображается в сказке.

Медведь
в реальной жизни очень ловкий, сильный
и неустрашимый зверь. В сказке он также
предстает как самый сильный зверь в
лесу. Но он глуп, потому что располагает
силой и властью – качествами, при которых
ум ни к чему. К тому же в сказках он
неуклюж, давит все, что попадет ему под
ноги. В сказках о медведе его неуклюжесть
и неповоротливость переносятся на
характер и определяют манеру его
поведения.

Из
других зверей в сказках популярен заяц
– трусливый, безобидный и всеми обижаемый.
Из домашних животных часто встречаются
кот, баран, пес, наиболее популярен
петушок. Он беззаботен, легковерен,
поддается на лесть и обман, поэтому
попадает в трудное положение, а в
некоторых сказках гибнет. Как видим, в
этих сказках нет мифологических или
фантастических животных: ни многоголового
змея, ни жар-птицы. Все персонажи – это
реальные домашние и дикие животные.

По
сравнению с другими типами сказок,
сказки о животных обычно невелики по
размеру, у них очень устойчивый и простой
сюжет, который построен таким образом,
чтобы с предельной полнотой в коротком
эпизоде передать характер и взаимоотношения
персонажей. Сюжет некоторых сказок
имеет краткую экспозицию. Например, в
сказке «Волк и семеро козлят»: «Жила-была
коза, сделала себе в лесу избушку и
нарожала деток. Часто уходила коза в
бор искать корму; как только уйдет,
козлятки запрут за нею избушку, а сами
никуда не выходят. Воротится коза,
постучится в дверь и запоет: «Козлятушки,
детятушки! Отворитеся, отопритеся!». И
козлятки отпирают дверь». Экспозиция
характеризует обстановку, предшествующую
развитию действия, дает некоторую
мотивировку определенному сюжету.
Однако уже в ней содержится вымысел:
коза и ее дети обладают человеческими
качествами.

Большинство
сказок о животных начинается сразу с
завязки. Например, в сказке «Мужик,
медведь и лиса»: «Пахал мужик ниву,
пришел к нему медведь и говорит ему:
«Мужик, я тебя сломаю». Завязка удивляет
слушателя необычной ситуацией, приковывает
внимание к ней. За завязкой следует
развитие сюжета. Однако сюжет в сказках
о животных не получил значительного
развития, он очень прост. Часто встречаются
одноэпизодные сказки: животные встречаются
с человеком или друг с другом.

Многократность
встреч – другой распространенный тип
развития сюжета. Животные последовательно
встречаются друг с другом или с человеком.
Последняя встреча с внешне безобидным,
но на самом деле смелым или коварным
животным завершает сюжетный конфликт.
Так, в сказке «Колобок» одноименный
герой благополучно уходит от дедушки
и бабушки, зайца, медведя и волка, но
попадает на зубы «ласковой» лисе. В
сказках такого типа часто варьируется
один и тот же повторяемый мотив в
прозаической или стихотворно-песенной
форме. Например, Колобок в своей хвастливой
песенке перечисляет новые «победы»,
подготавливая неожиданную развязку.
Повторяющуюся песню мы найдем и в сказках
«Коза и семеро козлят», «Медведь на
липовой ноге», «Коза лупленая» и др.

Прием
встреч дает возможность свести в сюжете
любых животных, показать их качества.
В небольшом эпизоде обыгрываются
основные черты персонажей: хитрость
лисицы, глупость волка, простодушие
петушка, беззащитность зайца и т.д.
Разновидностью одноэпизодной сказки
является сказка-диалог, построенная на
разговоре двух персонажей («Лиса и
тетерев», «Лиса и дятел», «Волк и коза»).
Сказка «Лиса и тетерев» вся построена
на диалоге, в котором через разговор
двух персонажей предельно обнажена их
суть. Речь лисы льстива. Она пытается
обмануть и сманить с дерева тетерева,
завораживает его хитрыми убаюкивающими
словами, выжидает момент, чтобы схватить
его. Внешняя простоватость и невозмутимость
тетерева переданы в его бормотании, он
повторяет сказанное лисой, добавляя
звуки «бу-бу», вроде бы с ней соглашаясь.
Но вместе с тем тетерев не так прост,
как кажется. Он и сам не прочь обмануть
лису и поставить ее перед опасностью
встречи с собакой.

Часто
две или несколько одноэпизодных сказок
об одном персонаже, на одну тему, например,
о хитрости лисы, контаминируются, т.е.
соединяются, образуя целостный сюжет.
Так, постоянно контаминируются
самостоятельные одноэпизодные сюжеты
«Лиса крадет рыбу из саней», «Волк у
проруби», «Битый небитого везет».

Особой
формой композиции, очень характерной
для сказок о животных, является
кумулятивное построение действия. Это
последовательное, как бы цепочное
соединение одинаковых эпизодов, в
котором каждый последующий элемент
значительнее предыдущего, например, в
популярной сказке «Теремок». В теремке
поочередно поселяются мышка, лягушка,
комар, заяц, лиса, волк. Последний эпизод,
появление медведя, предваряет развязку.
Медведь разрушает теремок – звери
разбегаются. Такое построение содействует
более легкому пониманию и запоминанию
сказок. К этому типу относится сказка
«Коза с орехами». Коза пошла за орехами
и не вернулась домой. Козёл посылает за
ней волков, волки отказываются, на волков
посылают людей, на людей медведей, на
медведей обух и т.д., до тех пор, пока
кто-нибудь не согласится исполнить
просьбу. Тогда «гуси пошли червей
клевать, черви пошли обух точить. Обух
пошел быков валить, быки пошли воду
пить» и т.д. В результате коза вернулась
домой с орехами.

Обстановка,
в которой происходит действие сказок
о животных, будничная и хорошо знакома
слушателям, поэтому не требует особого
описания. Сказочные персонажи тоже
знакомы и обыденны. Для их изображения
не требуется красочного описания, ибо
подробно в фольклоре описывается лишь
необычное, незнакомое. Эмоциональная
оценка сказочных персонажей достигается
следующими выразительными средствами.
Звери называются по имени-отчеству: кот
– Котофей Иванович, лиса – Лизавета
Ивановна, медведь – Михайло Потапыч,
что создает пародийный оттенок в их
изображении. Используются эпитеты,
подчеркивающие присущие животным
свойства, оттеняющие их характеристику:
лягушка-квакушка, комар-пискун, кот-коток,
серенький лобок, котишка-мурлышка,
мышка-норушка, муха-горюха, вошь-поползуха,
блоха-попрыгуха, зайка-побегайка, ножки
тоненькие, сам легонький, медведь –
лесной гнет, волк-дурень, серый дурак,
лиса – на поле краса, премудрая княгиня,
кумушка, лисица – масляная губица,
слепень-жигун. Постоянные эпитеты также
служат характеристике персонажей: волк
серый, медведь косолапый, лиса рыжая,
заяц косой, кот – шкодливый, щука
зубастая. Для характеристики персонажей
используется их речь. Важно в сказке не
только то, о чем говорят звери, но и то,
как они говорят. Речь лисы вкрадчива,
колобка – хвастлива.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    01.05.20155.99 Mб21Учебник по истории Фортунатов.docx

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

ОТРАЖЕНИЕ ВЕРОВАНИЙ ДРЕВНИХ СЛАВЯН В РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗКАХ

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы

Цветкова М.Ю. 1


1МБОУ СОШ №2 с углубленным изучением отдельных предметов, г. Реутов Московской области.

Гришина И.Г. 1


1МБОУ СОШ №2 с углубленным изучением отдельных предметов


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

 Введение

Сказка – один из любимых моих жанров фольклора. Сюжет их увлекателен и несложен для понимания.

Когда читаешь сказки, то порой возникают вопросы. Например, почему в сказках животные говорят человеческим языком; откуда в них взялись существа, которых нет в реальной жизни — Баба-Яга, Кощей Бессмертный, ведьмы, колдуны, которые или вредят героям, или помогают; почему в русских сказках часто встречается число «три»?

Из поколения в поколение передавались рассказы о событиях давно минувших дней, таким образом превращаясь в сказки. Не зря говорится: «Сказка ложь, да в ней намек, добру-молодцу урок». В сказке не только содержатся наши мечты, общественная мораль, народный характер, но и история отечества. Прежде всего в текстах народных сказках мы находим отражение языческих традиций, обрядов.

Я думаю, что этот вопрос актуален до сих пор.

В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с приметами, суевериями, обычаями, происхождение которых для нас остается загадкой. Как оказалось, обряды, приметы и суеверия в жизни современных людей сохранились со времен язычества. Там, в этом загадочном и необыкновенном мире древних славян, сформировалось наше мировоззрение.

Суеверия древних славян до сих пор живы, несмотря на то, что мы живем в 21 веке – веке интенсивно развивающихся компьютерных и информационных технологий. Если нам перебежит дорогу черная кошка, то стараемся не переходить дорогу. Многие из нас боятся смотреть в разбитое зеркало – так как это признак несчастья. Сметать рукой крошки со стола — не будет достатка. Вещь, одетая наизнанку означает: битым быть и др.

Я считаю, что верования древних славян живы в подсознании русских людей.

Известно, что сказки народ начал сочинять давно, во времена язычества. Поэтому моя гипотеза: выяснить, как верования древних славян нашли свое отражение в русских народных сказках.

Объект исследования – русские народные сказки.

Предмет исследования – художественные особенности русских народных сказок.

Цель моей работы — выяснить, в каких художественных особенностях русских народных сказок нашли отражение верования древних славян.

Задачи:

  • изучить информацию дополнительной литературы и познакомиться с верованиями древних славян;

  • внимательно перечитать русские народные сказки и выявить их художественные особенности;

  • определить, как отразились верования древних славян в русских народных сказках.

При этом я использовала методы исследования — работа с дополнительной литературой:

— анализ,

— обобщение,

— синтез.

  1. Верования древних славян

Время оставило слишком мало источников, по которым историки и археологи могли бы восстановить картину столь давнего прошлого. Пополнить сведения о древних славянах помогают разные источники:

  • летописи;

  • записи старинных обычаев и поверий;

  • археологические находки.

Самые древние славянские верования и обряды основаны на обожествлении природы, поклонении стихиям.

В сознании древнего язычника жили одновременно два мира

реальный (человеческий) мир

мир, населенный душами предков

Единых для всего славянского мира представлений о богах никогда не существовало, так как их племена не были объединены в одно общее государство, поэтому древние славяне не были едины и в своих верованиях.

  1.  
    1. Дикие животные – прародители

Оказывается, в далекую эпоху, когда основным занятием славян была охота, а не земледелие, они верили, что дикие животные – их прародители. Славяне считали их могущественными божествами, которым следует поклоняться. У каждого племени был свой тотем, т.е. священное животное, которому племя поклонялось. Древние люди были убеждены, что убивать, принимать в пищу животных-предков было нельзя.Я выяснила, что отдельные племена своим предком считали Волка и почитали его как божество. Волк считался могущественным защитником племени, пожирателем злых духов. Имя этого зверя было священным, его запрещалось произносить вслух, поэтому вместо “волк” говорили “лютый”, а себя называли “лютичи”.

Во время зимнего солнцестояния мужчины этих племен надевали волчьи шкуры, что символизировало превращение в волков. Так они общались со звериными предками, у которых просили силы и мудрости.

Хозяином языческого леса был Медведь – самый сильный зверь.Он считался защитником от всякого зла и покровителем плодородия – именно с весенним пробуждением медведя древние славяне связывали наступление весны.

Среди домашних животных славяне более других почитали Коня, ведь предки большинства народов Евразии вели кочевой образ жизни, и в облике золотого коня, бегущего по небу, им представлялось солнце.

Образ Солнца-коня сохранился в убранстве русской избы, увенчанной коньком – изображением одной или двух конских голов на стыке двух скатов кровли в сочетании со знаком солнца.

  1.  
    1. Магическая сила амулетов, оберегов и магия

Древние славяне жили в единстве с природой. А в древности всему, что происходит вокруг, приписывалось мистическое происхождение.

У язычников всегда на первом месте был страх перед могучими и непостижимыми природными силами. Поэтому необходимо было придумать и способ защиты от, так называемых, «проделок судьбы», «злого рока» и «темных сил». Таким образом, славянские обереги, подвески-амулеты использовались везде: в предметах быта, в украшениях, в одежде.

Как выяснилось, оберегидревних славян помогали защитить человека от болезней и злых духов. Кроме того, благодаря таким оберегам человек мог общаться с природой и с высшими силами, которые всегда служили помощниками для него.

В древних курганах было найдено множество подвесок-амулетов, оберегов, которые носили на груди, подвешенными на цепочках.

Как, например, бубенчики подвесок-амулетов при малейшем движении начинали покачиваться и издавать звон, что, вероятно, имело некое магическое значение. Также найдены подвески в виде фантастического зверя, в изображении которого сочетаются черты животного и птицы.

Обереги древних славян защищали и жилища. Чаще всего охранные символы размещали во дворе дома, перед входом в дом, в самых уязвимых и мало защищенных местах жилища. Они изображали солнце, «громовые знаки», фигуры с изображением конской головы на крыше строений, подковы.

Эта традиция сохранилась и до сегодняшнего дня. Резные украшения на избах или наличниках окон — это не только произведения искусных мастеров. Их истинным предназначением считалась защита жилища от злых духов и дурного глаза.

  1.  
    1. Древнеславянские божества

Анализируя информацию разных источников, я выяснила, что древние славяне были язычниками и поклонялись множеству богов. Главным божеством восточных славян был Перун, бог молнии, грозы, войны, оружия. В народном воображении представлялся божеством-воителем, оружие которого направлено против злых духов. Также древние славяне поклонялись богу Солнца (Ярило) или Даждьбог, а бог Велес считался покровителем скота, который в летописи назван «скотьим» богом.

При раскопках славянских поселений находят каменных и деревянных идолов – фигуры богов. Наиболее примечательным памятником славянского язычества является четырехглавый Збручский идол, найденный в 19 веке на реке Збруч, притоке Днестра. Изваяние представляет собой трехметровый четырехгранный столб. Три горизонтальных яруса изображений символизируют деление Вселенной на небо — мир богов, землю, обжитую людьми, и преисподнюю (подземный мир), таинственные обитали которой держат на себе землю.

В летописях нет никаких сведений о языческих храмах. Однако археологические раскопки дают представление о восточнославянских языческих святилищах.

Так, одно из таких святилищ найдено около озера Ильмень, недалеко от Новгорода. Здесь стоял деревянный идол Перуна, который, как сообщает летопись, после крещения Руси в 988 году был срублен и сброшен в реку Волхов.

  1.  
    1. Умершие предки – покровители рода

Я выяснила, что древние славяне обожествляли не только явления природы, но и умерших предков. Они верили в Род. Род, по понятиям славян, объединяет добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, создание и разрушение.

Некоторые ученые даже полагают, что Род в древности был верховным божеством у славян. Под именем Рода подразумевалась, вероятно, душа умершего родоначальника; он был покровителем всего рода и каждого родича.

  1.  
    1. Мир подземный

С течением времени на смену тотемным божествам пришли боги и духи, обладающие человеческим обликом. К примеру, леший, считающийся хозяином леса, напоминал человека. Считалось, что он может вывести из леса заплутавшего путника, но, если его рассердить, может, наоборот, завести человека в лесную чащу и погубить. С принятием христианства леший, как и другие духи природы, стал восприниматься враждебно.

«В основах религии было то, что по смерти смертнаго, остается навсегда нечто такое, что связует мир внешний с миром духовным … тени (души) являлись три раза в году на землю». «Все языческие народы были полны веры, что и за гробом кушают {8 с.106, 108}».

Оказывается, почти у всех древних народов существовало убеждение, что верховное божество существовало не одно в своем невещественном мире. Некоторые из них по существу своему были чистые, находились между верховным светом и людьми. Далее, отдельные духи утратили свою чистоту, но сохранили свое могущество и бессмертие.

Вот из этого созданного людьми понятия, возникает существование духов чистых и нечистых, духов света и тьмы, добрых и злых, влияющих на дела мира и людей.

Языческие верования и обычаи сохранялись у восточных славян еще долгое время и после принятия христианства, переплетаясь с христианскими праздниками и обрядами на протяжении многих столетий.

Так, например, если язычники имели множество богов и полубогов, которые покровительствовали и управляли морями, сушей, реками, полями, лесами, то у первых христиан-славян – это лешие, домовые, русалки, кикиморы, водяные. Все эти духи, по понятию суеверов, вмешивались в дела людей и по большей части причиняли зло. Люди верили в волшебников, колдунов – лиц, посредствующих между людьми и духами.

Под именем Баба-Яга древние славяне почитали адскую богиню, изображаемую страшилищем, сидящим в железной ступе. Ей приносили кровавую жертву. Под влиянием христианства народ забывал своих главных богов, припоминая только те мифы, которые имеют олицетворенные явления и силы естества. Таким образом, Баба-Яга из злой адской богини превратилась в злую старуху-колдунью, которая живет в лесу, в избушке на курьих ножках, летает в ступе, пестом следы заметает, говорит грубо.

Верования древних славян представим в виде следующей схемы:

Дикие животные (тотемы)

Магическая силу амулетов, оберегов и магия

Верования древних славян

Мир подземный

Род

Древнеславянские божества

  1. Практическая часть.

Сопоставительный анализ верований древних славян и художественных особенностей русских народных сказок

Познакомившись с информацией из дополнительной литературы об истории древних славян, я узнала, что наши предки были язычниками.

Чтобы определить, оказало ли язычество влияние на творчество народа, я внимательно перечитала известные русские сказки, сопоставляя верования славян и особенности народных сказок.

2.1.Проявление тотемизма в сказках

Я узнала, что древние люди считали, что каждое племя, род происходит от какого-то предка-животного. Такой предок назывался тотемом,а верования – «тотемизмом».

Тотемизм

В волшебных сказках

В сказках о животных

Рассмотрим эти проявления тотемизма в сказках.

В сказках о животных

Я считаю, что особенно ярко тотемизм проявился в сказках о животных, где главными действующими лицами являются различные звери и птицы.

Герои-животные из сказок очень похожи на людей.

Например,

в сказке «Лиса-повитуха» Лиса говорит, что идет принимать младенца, как настоящая повитуха, а сама крадет мед;

в сказке «Лиса и Журавль» Журавль зовет Лису в гости и подает на стол окрошку в кувшине с узким горлышком в отместку за скупость ее.

В сказках животные говорят человеческим языком и характеры у них такие же, как у людей: лиса хитрая, заяц трусливый, медведь глуповатый, волк жадный.

В волшебных сказках

В сказках не редко встречается множество волшебных-мистических персонажей — то ужасных и грозных, то загадочных и непонятных, то добрых и миролюбивых. В наше время эти сказки кажутся причудливым вымыслом. Однако древние славяне свято верили, что весь окружающий мир пронизан волшебством.

Я выяснила, что тотемизм нашел отражение и в волшебных сказках.

В них животные (тотемы) помогают человеку, служат ему верой и правдой. Например, в сказке «Сивка-Бурка» герою сказки служит конь.

В сказке «Царевна-лягушка» на пути Ивана-царевича в Кощеево царство встречаются медведь, заяц, селезень, щука, и, хотя Иван был голоден, он не стал их убивать. Я считаю, что здесь также отразилась память о родовых тотемах: убивать и принимать в пищу предков-животных было нельзя.

Животные – покровители рода помогали человеку. Так, и в сказке спасенные Иваном животные помогают ему одолеть Кощея.

В сказке «Хаврошечка» тотемным животным выступает корова, помогающая падчерице. Падчерица не ест мяса коровы и с почетом ее хоронит. В данном случае отношение к корове определяется представлением, что тотем может спасти человека, предупредить его об опасности; причинение вреда тотему наносит вред и связанному с ним человеку.

  1.  
    1. Защита от злых духов. Обереги, амулеты и магия

Древние славяне верили не в одного бога. Они считали, что мир населен множеством богов и духов, одни из которых помогали человеку, другие, наоборот, вредили.

Злые духи, по мнению наших предков, приходили из загробного царства. Древние славяне стремились защищаться от них заговорами, амулетами, так называемыми «оберегами», магией.

Я выяснила, как это убеждение древних людей отражено в народных сказках. В сказках есть предметы-обереги, которые защищают героев, помогают им уйти преследований, например, Бабы-Яги или Кощея Бессмертного. Так, в сказке «Баба-Яга» силой оберегов наделены гребешок и полотенце, которые дал героине кот за то, что она накормила его ветчиной.

Во время погони за девочкой полотенце превратилось в широкую реку, а гребешок – в дремучий лес.

Оказывается, в русских народный сказках действует и магия.

Так, например, в сказке «По щучьему велению» магическими являются слова: «По щучьему велению, по моему хотению» — и все, что хотел герой сказки — Емеля, сбывалось.

  1.  
    1. Божества

По убеждению наших предков, судьба человеку определялась богами. Попытка изменить что-либо в этой судьбе наказывалась, поэтому оставалось только покоряться судьбе.

Эта вера в судьбу отразилась, например, в сказке «Царевна лягушка»: когда Иван-царевич увидел, что его стрела оказалась у лягушки, на которой он должен был жениться, герой хотел сначала от нее отказаться, но отец ему говорит: «Бери! Знать, судьба твоя такая».

  1.  
    1. Способ защиты от враждебных сил — запреты

Оказывается, чтобы уйти от враждебных сил, древний человек должен был соблюдать различные запреты (табу), которые накладывались на отдельные действия человека, на прикосновение к определенным предметам. За нарушение запретов следовало наказание.

В сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» не послушал братец Аленушку, испил водицы из копытца и стал козленочком.

В сказке «Гуси-лебеди» нарушила девочка запрет родителей уходить из дома – и гуси унесли ее брата к Бабе-Яге.

  1.  
    1. Потусторонний мир в волшебных сказках

По-своему наши предки представляли, что такое смерть. Они считали, что это простой переход из мира человеческого в мир подземный, такой же реальный, как земной. Древние люди полагали, что беда к людям приходит из потустороннего мира.

Сопоставив с верованиями древних славян, я выяснила, как это убеждение отразилось в сказках?

Чаще всего в сказках героям вредят Кощей Бессмертный и Баба-Яга. Дворец Кощея находится в царстве мертвых, и сам он похож на мертвеца.

Описание Бабы-Яги тоже похоже на описание мертвеца, например, в одном из вариантов сказки «Царевна-лягушка» говорится: «… на печи, на десятом кирпичи, лежит Баба-Яга – костяная нога, зубы – на потолке, а нос в потолок врос». Избушка у нее тесная, потому что это не просто дом, а гроб (гроб в народе называют домовиной, то есть дом для покойника).

Таким образом, в сказках герои-мертвецы Кощей Бессмертный и Баба-Яга действуют как живые. Это еще раз подтверждает представление древних славян о том, что человек и после смерти продолжает жить, только переходит в другой мир.

Заключение

Мне очень понравилось читать и анализировать сказки. Я поняла, что нужно всегда очень внимательно относиться к чтению любого художественного произведения, так как только вдумчивое чтение позволит сделать какие-нибудь новые открытия.

В результате, мною была проанализирована информация по верованию древних славян и художественных особенностей русских народных сказок.

Сопоставительная таблица

Верования древних славян

Русские народные сказки

Дикие животные – прародители.

Славяне считали, что тотемные животные являются могущественными божествами, которым следует поклоняться.

Герои-животные из сказок о животных очень похожи на людей. В сказках они говорят человеческим языком и характеры у них такие же, как у людей: лиса хитрая, заяц трусливый, медведь глуповатый, волк жадный.

В сказке «Лиса и Журавль» Журавль зовет Лису в гости и подает на стол окрошку в кувшине с узким горлышком в отместку за скупость ее.

Убивать и принимать в пищу их было нельзя.

В сказке «Царевна-лягушка» на пути Ивана-царевича в Кощеево царство встречаются медведь, заяц, селезень, щука, и, хотя Иван был голоден, он не стал их убивать. Спасенные Иваном животные помогают ему одолеть Кощея.

Они помогают и защищают человека.

В волшебной сказке «Сивка-Бурка» конь служит герою сказки верой и правдой.

Магическая сила амулетов, оберегов.

В сказке «Баба-Яга» силой оберегов наделены гребешок и полотенце, которые дал героине кот за то, что она накормила его ветчиной.

Магия.

В сказке про Емелю магическими являются слова: «По щучьему велению, по моему хотению» — и все, что хотел Емеля, сбывалось.

Божества.

По убеждению наших предков, судьба человеку определялась богами. Попытка изменить что-либо в этой судьбе наказывалась, поэтому оставалось только покоряться судьбе.

В сказке «Царевна лягушка» Иван-царевич, увидев, что его стрела оказалась у лягушки, на которой он должен был жениться, хотел сначала от нее отказаться, но отец ему говорит: «Бери! Знать, судьба твоя такая».

Мир подземный.

Наши предки считали, что смерть -это простой переход из мира человеческого в мир подземный, такой же реальный, как земной. Древние люди полагали, что беда к людям приходит из потустороннего мира.

Чаще всего в сказках героям вредят Кощей Бессмертный и Баба-Яга. В сказках герои-мертвецы Кощей Бессмертныйи Баба-Яга действуют как живые.

Это еще раз подтверждает представление древних славян о том, что человек и после смерти продолжает жить, только переходит в другой мир.

Таким образом, я подтвердила свою гипотезу: верования древних славян действительно нашли отражение в русских народных сказках.

Практическая значимость моей работы заключается в том, что данный материал может быть использован на уроках, где учащиеся занимаются изучением отечественной истории, литературы, обществознания, русского языка, что позволит в какой-то мере восстановить древнейшие языческие представления наших предков.

Народные сказки, хороводы и песни, былины, красочные и глубокие по смыслу свадебные обряды, народные вышивки, художественная резьба по деpевy – всё это может быть исторически осмысленно нами только с учетом знаний о наших древних предках.

Вопросы для любознательных

1. Назовите источники, за счет которых пополняются сведения о древних славянах?

2. Что такое «тотем»?

3. Что означает фраза: «Сказка ложь, да в ней намек, добру-молодцу урок»?

4. Назовите русскую народную сказку, где показано, что за нарушение запретов действует наказание?

5. Как в русских народных сказках действуют герои-мертвецы Баба-Яга и Кощей бессмертный?

6. Какие Вы знаете народные приметы, суеверия, обряды?

7. Какие еще русские народные сказки Вы знаете?

Список использованной литературы

  1. Энциклопедия для детей. История России, т. 5, ч. 1. М.: «Аванта+», 1995.

  2. Энциклопедия для детей. Русская литература, т. 9, М.: «Аванта+», 2001.

  3. Прот В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1966.

  4. Русские народные сказки. Ростов-на-Дону: «Владис», 2001.

  5. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981.

  6. Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России. М.: «Просвещение», 1995.

  7. Фольклор народов России, т.1, М.: «Дрофа», 2002.

  8. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр. М. Забылиным. М., совместное советско-канадское предприятие «КНИГА ПРИНТШОП», 1989.

  9. Русское устное народное творчество: Хрестоматия. Учеб. пособие/сост. В.П. Аникина. М.,: Высш. Шк., 2006.

  10. Русская устная проза. Учеб. пособие/сост. В.Г. Смолицкий. М., Просвещение, 1985.

  11. Русские народные сказки:

— «Лиса-повитуха»;

— «Лиса и Журавль»;

— «Сивка-Бурка»;

— «Царевна-лягушка»;

— «Хаврошечка»;

— «Баба-Яга»;

— «По щучьему велению»;

— «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

— «Гуси-лебеди».

Просмотров работы: 10186

В генезисе сказок о животных можно выделить три этапа.

Прежде всего, без сомнения, возникли разные верования о том или ином животном. У татар, как и у других народов, до сего времени сохранились некоторые верования, связанные с тотемизмом. Например, существовало представление, согласно которому нельзя убивать лося{31}.

Заболевших от страха людей лечили заговорами: когтем медведя или зайца{32}. В различных случаях для жертвоприношения издавна брали гуся, утку, курицу, барана, быка и коня. По мнению учёных, в этих обрядах, безусловно, отражён древний обычай — испробовать тотемное мясо{33}.

Признаки тотемизма не остались неотражёнными и в декоративно-прикладном искусстве татарского народа. В предметах украшения, относящихся к бунтарскому периоду, встречаются головы льва, тигра и утки. В вырезанных из дерева украшениях можно видеть большей частью фигурки различных птиц{34}.

На некоторых монетах периода Золотой Орды тоже нанесены изображения зверей и птиц. По мнению Е.Д. Турсунова, монеты с изображением ворона чеканили, вероятнее всего, ханы, выходцы из племени или рода, где ворон считался основателем рода{35}. На территории Татарстана имеется немалое количество деревень, названных именами животных. При рассмотрении с генетической стороны, конечно, было бы ошибкой связывать их всех с тотемом. И всё же название деревни Аю (Медведь) Мензелинского района, как предполагают, имеет отношение к роду айыу из башкирского племени усэргэн, а название деревни Ябалак (Сова) Апастовского района происходит от названия башкирского рода ябалак, то есть оба названия восходят к названиям проникших в ХIII-ХIV веках на территорию Татарстана и Башкортостана кипчакских и кипчагизированных тюркских племён{36}.

Как выясняется из сказанного выше, в духовной жизни первобытного общества, где главным источником существования служила охота, тотемистические представления занимали большое место. Подобные и другого характера представления, основанные на различных свойствах, повадках животных, отношении их друг к другу и к человеку, а также бытовые рассказы, возникшие на почве реальных событий с участием животных, мы рассматриваем как первый этап в генезисе сказок о животных.

Со временем на основе тотемистических и других верований были созданы различные легенды. Среди таких произведений вспомним довольно распространённую легенду «Медведь и Женщина». «Как-то раз отправилась одна Женщина в поле на жатву и ребёнка с собой взяла. Жнёт она, жнёт, а тут, откуда ни возьмись, Медведь. Занозил он себе лапу и пришёл к Женщине за помощью. Вынула она занозу. А Медведь ей за это принёс целый улей мёда{37}».

Эта легенда появилась на основе антропоморфного представления. Подобные легенды и мифы составляют второй этап в генезисе сказок о животных.

Третий этап характеризуется развитием рассказов о животных до уровня произведений словесного искусства, то есть освобождением их от утилитарных задач и выполнением эстетической функции. Эти произведения являются органическим соединением верований, связанных с животными, бытовых рассказов, мифов и легенд. На этом этапе уже открывается широкая дорога фантазии, и сказки получают возможность свободного развития.

В татарских сказках о животных тотемистических мотивов сохранилось немного. Самым значительным из них является мифологический сюжет о браке женщины с медведем. Этот сюжет в генетическом плане восходит к тотемистическому мифу{38}. В татарских сказках, основанных на этом сюжете, медведь, как правило, похищает в лесу женщину. После этого они начинают жить в медвежьей берлоге. Родившийся у них ребёнок очень быстро растёт и превращается в могучего богатыря. Примером можно указать сказку «Медвежий сын Атылахметгэрей».

Сказки, в которых основными персонажами являются домашние животные, в большинстве своём относятся к более позднему периоду. К этому времени большая часть мифологических представлений была позабыта. Но, несмотря на это, в некоторых из сказок сохранились архаические мотивы. В качестве примера можно привести сказку «Козёл и Баран». Козёл и баран, положившие в мешок найденную на дороге голову волка, нагоняют страх на волков и принуждают их к бегству. Когда медведь и волки начинают преследовать их, они забираются на дерево и прячутся там. Потеряв у подножия дерева след, медведь садится в середину кружка волков и начинает гадать на бобах. В это время баран валится на них сверху. Сообразительный козёл сверху кричит: «Держи того, кто на бобах гадает!» Звери снова в страхе разбегаются.

В этой сказке своеобразно отражён тотемистический мотив… У тюркских племён козёл и баран считались тотемными животными. Использование у татар козлиной шерсти при гадании, народный праздник — джиен под названием «Голубой баран» (Күк Тәкә җыены), обычай прикреплять бараньи рога на крыше дома и в других местах говорят именно об этом.

Изображение в сказке козла умным и смышлёным, а барана глуповатым и беспомощным связано с природой древних дуалистических мифов. Эти животные воплощают изображённых в дуалистических мифах и наделённых теми же контрастными качествами двух братьев{39}. Как известно, в мифах, отразивших период дуалистической организации времён детства человеческого общества, изображены два брата, родоначальника противоположных фратрий: один из них силён, умён, опытен, сметлив, энергичен, другой — слаб, бестолков, тяжёл на подъём, растяпа.

Архаические мотивы в сказках о животных не ограничиваются только тотемизмом. Значительное место в этих произведениях заняла традиция хитрой шутки, трюкачества. Хитрая шутка, представляющая древнее явление, появилась под влиянием дуалистического мифа и бытовой сказки{40}. Но она не осталась только в сюжетах, связанных с указанными мифами или бытовыми сказками, а на основе этой традиции возникло множество новых сюжетов о ловких, хитрых проделках и шутках животных. Примером может служить сказка «Лиса и Журавль». Лиса и журавль приглашают друг друга в гости. Лиса положила пшённую кашу на плоское блюдо и угощает журавля. Тот, естественно, не может захватить клювом пшено, лиса сама вылизывает кашу. Журавль в свою очередь кладёт клёцки в пахталку. Журавль сам насыщается, а лиса остается голодной.

В сказках о животных встречаются также другого рода архаические мотивы. Такие эпизоды, как заманивание волка или медведя в западню и сжигание их там («Коза и Волк», «Медведь и три сестры»), заманивание перепелом лисы в опасное место («Перепел и Лиса»), являются скорее всего древними сюжетами, отразившими примитивные охотничьи приёмы, но подвергшиеся основательной трансформации.

В условиях классового общества границы сказок о животных расширяются, и некоторые из этих произведений начинают уже отражать в аллегорической форме взаимоотношения различных слоев населения. Если по одну сторону расположились такие сильные хищники, как медведь, волк, лиса, лев, тигр, то по другую сторону — лошадь, корова, овца, коза, собака, кошка, петух. Домашние животные, будучи полезными, освещаются с положительной стороны, они всегда берут верх в борьбе с дикими животными.

Самый популярный зверь в сказках о животных — лиса. Она присутствует в более чем половине всех сказок и во многих случаях добивается своей цели. Медведь и волк, напротив, тупы, недогадливы, даже трусоваты; частенько их водят за нос, прогоняют или убивают.

Лев и тигр изображаются в сказках самыми сильными зверями и воплощают образ жестокого тирана. Они властвуют над всем животным миром. Даже лиса, преследующая животных, которые слабее её, ловко обманувшая медведя и волка, вынуждена склонить голову перед львом и тигром, подлизываться к ним, клеветать на других ради собственного спасения. В сказке «Лев, Лиса и Волк» лиса во время дележа добычи отдаёт всё льву. Здесь она воплощает наблюдательного, умеющего приспосабливаться к обстановке, не гнушающегося при нужде быть блюдолизом, хитрого и льстивого чиновника или дельца.

  • Происхождение сказки спящая красавица
  • Происхождение обломова и штольца цитаты из текста рассказа
  • Происхождение кириллицы рассказ о создании кириллицы и первой книги на славянском языке
  • Происхождение как правильно пишется
  • Происхождение данко из рассказа старуха изергиль