Произведения про предательство для сочинения

На чтение 17 мин Просмотров 19.5к.
Обновлено 6 февраля, 2021

Предлагаем вашему вниманию аргументы из жизни и художественной литературы, необходимые для сочинения ОГЭ на тему: «В чём заключается предательство?». Для того чтобы достигнуть высоких результатов в экзаменационной работе, нужна качественная и тщательная подготовка. Мы надеемся, что подобранная нами информация, облегчит для вас этот процесс.

Содержание

  1. Проблема          
  2. Отношение автора к проблеме
  3. Аргументы
  4. Эпитеты к слову «предательство»
  5. Примеры из художественной литературы
  6. Примеры из жизни
  7. Народная мудрость
  8. Афоризмы

Проблема          

В чём заключается предательство?

Отношение автора к проблеме

Предательство расценивается как самый низкий поступок, который может совершить человек, переступив свои нравственные принципы. Чаще всего предательство – это тот удар от близкого человека, которого совершенно не ожидаешь. Это ужасный поступок, простить который невозможно. Тяжелее всего пережить предательство самых близких людей.

Аргументы

  1. Для того чтобы совершить предательство, нужно пойти вопреки своей совести.
  2. У каждого предательства есть своя цена.
  3. Предательство – это сознательный обман доверия близкого человека.
  4. Предательство – это злоупотребление чьим-то доверием ради своей выгоды.
  5. Предателю изначально оказано слишком высокое доверие, которое он не сможет оправдать.
  6. Предатели – это люди, которые не умеют дорожить доверием.
  7. Предавая других, люди разрушают самих себя.
  8. Проблема предательства существовала во все времена.
  9. Чаще всего человек впервые сталкивается с предательством в детстве.
  10.  Первый опыт предательства разбивает в дребезги прежние представления о жизни.

Эпитеты к слову «предательство»

Вероломное, грязное, злое, чёрное, подлое, коварное, гнусное, неслыханное, чудовищное, откровенное, неожиданное, сознательное, низкое, очередное, страшное, ужасное, отвратительное, жестокое, явное, настоящее, новое, небольшое, последнее, большое, прямое, первое, немыслимое, тайное, личное, постыдное, крупное, намеренное, истинное, бессовестное, позорное, форменное, совершенное, умышленное, давнее, очевидное, семейное, предполагаемое, людское, сознательное, сплошное, наглое, грандиозное, дьявольское, хитроумное, искусное, дешёвое, жалкое, обычное, преднамеренное.

Синонимы к слову «предательство»

Измена, неверность, вероломство, коварство, вероломство, отступничество, клятвопреступление, нож в спину.

Примеры из художественной литературы

  1. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба».

Младший сын главного героя повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» изначально сильно отличался от своего отца и брата. Он любил музыку, любовался природой, не понимал, как можно думать только о подвигах и войне. Главной страстью в жизни Андрия была любовь и не любовь к Родине, как у Тараса Бульбы или Остапа, а любовь к женщине. Повстречав во время учёбы в Киевской академии прекрасную полячку, молодой казак навсегда сохранил в памяти её образ. Он полюбил её искренне, всем своим сердцем. Поэтому, не задумываясь, отправился на помощь возлюбленной, узнав о том, что она голодает.

Именно любовь заставила Андрия совершить самое страшное преступление, предать свою семью и свою Родину. Он был готов служить панночке до последнего вздоха, до последней капли крови. Это безумное наваждение затуманило его разум, молодой казак был готов сражаться за свою любовь со всем миром. С готовностью он выступает на стороне врага против родного отца, брата и братьев по оружию. Отныне отец ему не отец, а Отчизна больше не Отчизна. Любовная одержимость погубила честь Андрия, лишила его честного имени и достоинства. А совершённое им предательство было самым страшным грехом в негласном кодексе запорожских казаков. Для такого поступка существовало только одно наказание – смерть, потому что измену Родине ничто не способно было оправдать или искупить. Тарас Бульба решил собственноручно наказать предателя, чтобы очистить свой род от позора. Андрий погиб от руки родного отца, который даже не захотел предать его тело земле, ведь предатели этого не заслуживают.

  1. А.С. Пушкин «Дубровский».

В романе А.С. Пушкина «Дубровский» повествуется о дружбе, которая была разрушена предательством. Один из героев романа – состоятельный русский барин Кирила Петрович Троекуров. Он был очень богатым и знатным человеком, который славился на всю округу своим жестоким нравом и своеволием. Ещё на службе он познакомился с Андреем Гавриловичем Дубровским, а в дальнейшем они оказались соседями. Переезд стал замечательным поводом для укрепления их дружеских отношений.

Дубровский был единственным человеком, который мог открыто высказать своё мнение в присутствии властного товарища, поэтому Троекуров очень ценил его общество. Однако из доброго и радушного приятеля Кирила Петрович быстро превращается в подлеца и предателя. А причиной для разрушения многолетней дружбы стало дерзкое высказывание слуги Троекурова и последующая реакция на произошедшее его хозяина. Дубровский был оскорблён до глубины души, но тогда он ещё не подозревал, на что способен близкий ему человек. Кирила Петрович решил нанести удар в спину своему товарищу и, подкупив судебных служащих, открыто заявил о своём намерении лишить Дубровского его имения. Троекуров не думал в тот момент о чувствах бывшего друга, он хотел потешить своё самолюбие, заставив его унижаться и просить прощения. В конечном итоге это предательство привело к гибели Андрея Гавриловича, а в дальнейшем разрушило судьбу их детей. Думал ли тогда Троекуров о том, к чему приведёт его поступок? Вряд ли, он просто следовал на поводу у своей вспыльчивой и эгоистичной натуры.

  1. У. Шекспир «Гамлет».

Тема предательства в трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет» является основной. Говоря о предательстве, драматург пытается показать суть данного явления. Клавдий, убивая собственного брата, предаёт не только близкого человека, но и своё государство, свою честь. В этом предательстве проявляется его истинная подлая натура. Датский король не только лишает жизни родного брата, ради власти и славы, но и женится на его жене, совершая ещё один грех. На примере смертельной ловушки, уготованной Гамлету, становится понятно, что все действия Клавдия хладнокровно продуманы заранее. Он совершил тяжкое преступление осознанно, что делает его поступок ещё более ужасным.

Кроме того, многие персонажи трагедии оказались способными на предательство. Гертруда предала память своего покойного мужа, прислужники датского трона оказались готовыми на предательство просто ради того, чтобы выслужиться перед новым правителем, а Лаэрт попал в ловко расставленные сети Клавдия и отрекся от своего лучшего друга.

В итоге Гамлет оказывается в безвыходной ситуации: чтобы он не сделал, это неизменно приведёт его к предательству. Если он откажется исполнить сыновий долг и отомстить за своего отца – он предаст его память и самого себя, согласится – предаст других людей, которым он дорог. Гамлет приходит к выводу, что месть – это единственное, что должно руководить им в жизни. Он обязан отомстить вероломному убийце, даже если ради этого ему придётся пожертвовать своими чувствами и предать возлюбленную. В этом и заключается вся трагедия Гамлета: ради того, чтобы восторжествовала справедливость, он предаёт самого себя, свою истинную сущность, те принципы, по которым он жил. Судьба главного героя предрешена и печальный финал неизбежен.

  1. А.С. Пушкин «Капитанская дочка».

Ярким примером предателя в русской литературе является второстепенный персонаж романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Алексей Швабрин. Он оказался способным на самую страшную измену – измену своей Родине. Это характеризует его как безвольного, малодушного человека, действующего только в своих интересах. Швабрину чужды достойные поступки, ему неведомо чувство ответственности и преданности своему слову.

В Белогорскую крепость Швабрина сослали за участие в дуэли, на которой один из участников был убит. Его истинная натура начинает проявляться ещё в самом начале описываемых событий, когда становится заметно, с каким презрением он относится к окружающим. Автор характеризует этого персонажа как бездушного циничного человека, способного оклеветать невинную девушку просто из-за того, что она предпочла другого.

Пётр Гринёв, будучи благородным человеком, считает своим долгом защитить честь возлюбленной, поэтому вызывает Швабрина на дуэль. Главный герой и подумать не мог, что человек с офицерским званием сможет нарушить условия дуэли и нечестно ранить его, воспользовавшись моментом.

Все его дальнейшие его поступки не сравнятся по своей низости с предательством родного государства. Чтобы сохранить жизнь, он с лёгкостью присягает на верность Пугачёву. Швабрин быстро оказался среди старшин мятежников, благодаря своему умению пресмыкаться. Однако когда лжецарю стало известно о предательстве, подлости и обмане этого человека, он изменил своё отношение к нему. Пугачёв знал, что предавший однажды, обязательно предаст и во второй раз. Швабрин опозорил офицерскую честь, он был далёк от таких понятий как долг перед Отечеством, верность присяге и преданность своему слову.

  1. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита».

В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» поднимается множество проблем, одной из которых является проблема предательства. По мнению Воланда, люди созданы для того, чтобы совершать ошибки, а добро и зло неразрывно связаны между собой. Поэтому рядом с преданность всегда находится предательство, оно не редкость в этом мире. Примером подобного предательства служит поступок Иуды.

Иуда не просто предал Иешуа, он продал его, променял его жизнь на тридцать тетрадрахм. Жажда наживы заставила Иуду совершить поступок, ценой за который стала жизнь не только Иешуа, но и его собственная. Деньги сыграли решающую роль, они затмили все те качества, которые делают человека человеком. Иуда сделал свой выбор, он не смог отказать, обманув того, кто боролся за свободу и правду.

Другим предателем в романе является Понтий Пилат. Он предаёт правосудие, предаёт самого себя, свои идеалы. Именно поэтому он и не смог обрести покой после смерти. Он понимал, что поступает неправильно, но из страха погубить карьеру отправил на смерть человека, в невиновности которого был уверен. Наказанием за это предательство стало бессмертие, полное раскаяния и осознания собственной вины.

М.А. Булгаков хотел показать, что каждый человек на своём жизненном пути сталкивается с проблемой выбора. И то, как он поступит в тех или иных условиях, зависит только от него самого. Роман «Мастер и Маргарита» является доказательством того, что во все времена люди поддаются своим порокам. Но верность, достоинство и благородство навсегда останутся в цене.

  1. Н.М. Карамзин «Бедная Лиза».

Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» – это рассказ о любви и предательстве. Автор хотел показать, насколько высоко может возвысить человека взаимное чувство, и как сильно способно ранить предательство. Это правдивая история о жестокости и непостоянстве человеческой натуры.

Одним из главных мотивов повести становится мотив измены. Именно предательство Эраста заставляет девушку пойти на отчаянный шаг и лишить себя жизни. Изменой Лиза считает помолвку своего возлюбленного с другой женщиной. Этот поступок показал девушке, что Эраст её больше не любит. А поскольку он был смыслом её жизни, то его уход не оставил главной героине иного выхода, кроме как утопиться в пруду.

На самом деле Эраст предал Лизу задолго до своей помолвки. Ещё находясь рядом с ней, он охладел к возлюбленной после их близости. До этого молодой дворянин мечтал жить со своей «пастушкой», его манила именно неприступность юной невинной девушки. Поэтому после того, как их любовь перестала быть платонической, эти отношения перестали интересовать Эраста и стали его тяготить. Лиза почувствовала это и начала бояться потерять любимого. Уже тогда любовь перестала приносить ей счастье, светлые чувства превратились в тяжёлое испытание. Девушка понимала, что возлюбленный отдаляется от неё. Эраст всё реже и реже приходил на свидания, а в скором времени и вовсе отправился на войну. Его отъезд навсегда лишил спокойствия бедную Лизу, тоска и отчаяние стали её постоянными спутниками.

Следовательно, предательство Эраста погубило главную героиню задолго до того, как она узнала о его измене. Ведь его помолвка была лишь последней каплей в море. Этим поступком молодой человек погубил не только жизнь Лизы, но и свою собственную. Из финала произведения становится известно, что он никогда больше не был счастлив. Эраст не смог простить себя за то, что предал любовь той, которая им жила и дышала.

Примеры из жизни

  1. Марк Юний Брут младший был политиком, который жил во времена заката Римской империи. Он известен как один из главных заговорщиков, причастных к убийству Гая Юлия Цезаря. Брут родился в 85 году до н.э. Он претендовал на происхождение от Луция Юния Брута, который основал Римскую республику после свержения последнего римского царя Тарквина Гордого. На формирование личности Брута огромное влияние оказал сводный брат его матери, политик Катон Младший. Мальчик с детства увлекался литературой, писал в разных жанрах и упражнялся в ораторском искусстве. В последствие он завоевал себе благодаря этому немалую известность в Риме. Первое упоминание о Бруте как о политике относится к периоду создания триумвирата, который состоял из Цезаря, Помпея и Красса. В то время Брута обвинили в подготовке покушения на Помпея, поэтому он был вынужден покинуть Рим, хоть это обвинение и было ложным. Вернуться он смог только с началом войны между Цезарем и Помпеем. В этом конфликте Брут должен был по всей логике принять сторону Цезаря, потому что Помпей был причастен к гибели его отца. Однако он посчитал общественное благо важнее собственного и встал на сторону кровного врага. Эта затея оказалась бессмысленной, так как Помпей потерпел поражение, но Брут не разделил его участь, его помиловали. У Цезаря были все основания полагать, что Брут его родной сын. В этом и кроется причина его чрезмерной заботы и опеки. После войны Цезарь осыпал Брута всевозможными почестями, хотел сделать его своей правой рукой и наделить величайшей властью, но судьба распорядилась иначе. Брут был идеалистом, поэтому для него была неприемлема диктаторская манера правления Цезаря. Оставшийся не удел Кассий, воспользовался недовольством окружающих и решил свергнуть своего соперника. С самого начала Брут выступал против заговора об убийстве Цезаря, тем не менее, его уговорили примкнуть к рядам предателей. Вместе с другими заговорщиками он нанёс своему покровителю удар кинжалом, тайно пронесённым на заседание в сенат. Брут надеялся, что смерть Цезаря спасёт Республику и поднимет её на небывалую высоту, но этого не произошло, наоборот Рим оказался ввергнутым в новую Гражданскую войну. Оказавшись в числе проигравших, Брут покончил с собой, чтобы не сдаться живым противнику.  
  2. Выражение «троянский конь» в современном мире означает какой-либо тайный и коварный замысел, замаскированный обман, предательство. А изначально «троянским конём» была огромная деревянная лошадь, при помощи которой ахейские воины смогли обманом проникнуть в неприступную Трою. Согласно легенде, безуспешная осада длилась целых десять лет. И тогда, в соответствии с замыслом Одиссея, мастером Эпеем был сооружён из дерева гигантский конь, внутри которого спрятались лучшие воины греков. А в это время остальное греческое войско покинуло свой лагерь и сделало вид, будто уплывает на родные земли. Жители Трои подумать не могли, что все их корабли укрылись вблизи острова Тенедос. Оставленный у ворот деревянный конь якобы был даром греков Афине, который они преподнесли богине войны после того, как решили сдаться. Троянцы решили, что война окончена и враг действительно отступил, поэтому на радостях завезли коня в город, хотя провидица Кассандра и предупреждала свой народ о грозящей опасности. С наступлением ночи, отряд греческих лазутчиков выбрался из своего укрытия и открыл ворота остальному войску, которое ворвалось в город. В итоге Троя была повержена. 

Народная мудрость

  1. «Предатель – худший неприятель». В данной пословице говорится о том, что нет хуже врага, чем предатель. Человек, который вошёл в доверие, способен нанести самый тяжёлый удар.
  2. «Змея один раз в год меняет кожу, а предатель каждый день». Смысл данной пословицы заключается в том, что все люди, способные на предательство, – очень двуличные. Они, подобно змее, способны «скидывать свою кожу», приспосабливаясь к ситуациям.
  3. «Того и земля ругает, кто врагу помогает». Земля считалась у наших предков источником всего живого. Её почитали как родную мать. Поэтому порицание земли воспринималось даже страшнее, чем родительские упрёки. 
  4. «Друзей любят, а предателей губят». В этой пословице говорится о том, что друзья заслуживают любви и уважения, а от предателей необходимо избавляться.
  5. «Для продажной псины – кол с осины». В древности одним из видов смертельной казни было посажение человека на кол. Поэтому в данной пословице и говорится о том, что предателям полагается осиновый кол в качестве наказания.
  6. «Найдешь не одного ты хвата, что за копейку выдаст брата». В этой пословице говорится о том, что в мире много людей, способных предать своих близких ради корыстных целей. Жажда наживы ослепляет людей. Делает их жестокими и бесчувственными.
  7. «Предателем быть – себя погубить». Данной пословицей наши мудрые предки хотели предупредить о том, что влечет за собой предательство. Предавая других людей, человек предмет самого себя.
  8. «Предатель опаснее врага». В данной пословице говорится о том, что худший враг – это бывший друг. Нет ничего страшнее предательства близкого человека, больнее всего может ударить тот, кто знает о тебе больше всего.
  9. «Опасен тот враг, который притворяется другом». Смысл данной пословицы заключается в том, что мнимые друзья – самые опасные враги. Люди не всегда оправдывают оказанное им доверие, многие используют его в своих корыстных целях.
  10.  «Кто Родине изменяет, того народ презирает». В этой пословице идет речь о предателях Родины. Человек, перешедший на сторону врага, никогда не будет прощен своим народом. Люди могут простить многое, но не предательство.

Афоризмы

  1. «Предателей презирают даже те, кому они сослужили службу».  Древнеримский историк и писатель Публий Корнелий Тацит говорил о том, что к предателям никто не испытывает уважения, даже те, кому они принесли пользу.
  2. «Сравнить предателя не с кем и не с чем. Я думаю, что даже тифозную вошь сравнение с предателем оскорбило бы». Русский писатель М. Горький считал предательство наихудшим пороком. Он говорил о том, что предателя нельзя сравнивать даже с тифозной вошью, этот паразит намного лучше.
  3. «Многие погибают, пытаясь погубить других». Английский философ и писатель Сэр Томас Мор говорил о том, что часто люди, которые пытаются погубить кого-то, погибают сами. Они попадают в расставленные собственноручно сети.
  4. «Любовь и дружба — это то, ради чего приходится терпеть измены и предательство». Русский писатель-фантаст С.В. Лукьяненко считал, что измены и предательство можно стерпеть ради любви или дружбы.
  5. «Люди, которые дешево продаются, никогда не упустят возможности продать тебя самого». Русский писатель-фантаст С.В. Лукьяненко говорил о том, что продажные люди могут с лёгкостью предать близкого человека. Они способны на всё ради собственной выгоды.
  6. «Душа, совершившая предательство, всякую неожиданность воспринимает, как начало возмездия». Советский поэт и прозаик Фазиль Абдулович Искандер писал, что люди, совершившие предательство, живут в постоянном страхе перед возмездием. Любое неожиданное событие воспринимается ними как возможное наказание.
  7. «Доверить другому чужую тайну — предательство, свою – глупость». Французский философ-просветитель Вольтер считал, что тайны всегда должны оставаться тайнами. По его мнению, свои тайны раскрывают только глупцы, а чужие тайны выдают предатели.
  8. «Удары в спину чаще всего наносят те, кого защищаешь грудью». Азербайджанский писатель Эльчин Сафарли говорил о том, что нож в спину чаще всего вонзает тот, кому ты всецело доверяешь.
  9. «Если ты повсюду будешь искать предательство — то непременно его найдешь». Французский писатель Эмиль Золя считал, что те люди, которые живут в постоянном страхе возможного предательства со стороны близких, непременно дождутся этого предательства. Наши мысли материальны. Каждый человек притягивает в свою жизнь то, о чём думает.
  10. «Предавший один раз, предаст и второй». Русский писатель и поэт И.С. Тургенев говорил о том, что нельзя верить человеку, который оказался способен на предательство хотя бы один раз. Такие люди, как правило, предают снова и снова.

Тема предательства в жизни — собственные рассуждения и примеры из литературы.

Содержание

  • Какое предательство самое тяжелое?
  • Тема предательства в литературных произведениях
  • Видео: Предательство

К сожалению, каждый человек в своей жизни сталкивается с предательством. Предать могут друга или любимого, Родину или собственные моральные принципы.

Какое предательство самое тяжелое?

Иногда осознание того, что тебя предали, бывает страшнее смерти — ведь по сути это и есть духовная смерть, когда умирает доверие и близость между людьми. Предать могут только близкие люди – мы не доверяем посторонним свои мысли и не ждем от них поддержки. А вот те, кто находятся рядом и знают о наших надеждах, переживаниях, страхах могут в один миг перечеркнуть это одним неправильным словом или поступком.

На мой взгляд, самое страшное предательство – это подлость по отношению к близкому человеку, который всецело тебе доверял. Не имеет значения, предал ли друг или любимый человек – предательство страшно тем, что люди переосмысливают свои отношения и зачастую понимают, что долгое время были обмануты, слова были неискренними, а обещания – пустыми. Это приносит по-настоящему сильную боль – когда рушится все то, во что ты верил, теряется поддержка и моральная основа.

Иногда оправиться от такого удара бывает очень сложно. Даже со временем, когда утихает обида и разочарование, не просто довериться кому-то еще раз. Страх очередного обмана подсознательно сковывает стремления души, делает человека более осторожным и холодным в общении.

  • Обман может быть разным – иногда мы не говорим правду близким, боясь обидеть их. Но если кто-то сознательно использовал доверие человека в своих целях, не пришел на помощь или длительное время скрывал свои истинные мотивы и поступки – это называется предательством.
  • Отношения между людьми со временем меняются – интересы перестают быть общими, чувства угасают, появляются новые цели и желания. Важно быть откровенным с близким человеком, а не ждать выгодного момента. Обман все равно откроется, но боль от запоздалой правды будет гораздо острее.

Предатель — по натуре слабый и трусливый человек, который не способен открыто выражать свои чувства, движим алчностью, страхом или желанием возвыситься, но не умеет добиваться целей достойным способом.

Самое страшное - пережить боль предательства

Самое страшное — пережить боль предательства

Тема предательства в литературных произведениях

Проблема предательства всегда присутствует в жизни людей и находит отражение во многих литературных произведениях.

  • В пьесе А.Островского «Гроза» раскрывается трагедия Катерины, которая дважды была предана близкими. Первое предательство – со стороны мужа, который, зная, в каком бедственном положении она находится, покидает ее. Второе – от Бориса, с которым Катерина надеялась обрести любовь и поддержку. Из-за своего малодушия и страха взять на себя ответственность за жизнь женщины, Борис обрекает Катерину на гибель. Автор показывает истинную силу любви и преданности. Кого-то эти чувства могут возвысить, а в ком-то открывают слабость и низменность натуры.
  • Предательство в дружбе затрагивается в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Дружба, связывающая совершенно противоположных по характеру героев произведения, Онегина и Ленского, представлена как противопоставление жизненных ценностей. Один – пресыщенный и разочарованный жизнью циник, другой – трогательный и пылкий романтик. Дружеские отношения могли бы дополнять устремления и взгляды героев, но вместо этого обернулись трагедией. Онегин, решив проучить своего друга, проявляет внимание к Ольге, в которую влюблен Ленский. Расценив такой поступок, как предательство, Ленский вызывает Онегина на дуэль и погибает. Евгений, будучи старше и опытнее, мог бы не допустить такого развития событий, но, опасаясь обвинения в трусости, предает дружбу.
  • Примером первого жизненного опыта, проверки чувств и становления характера является ситуация, описанная в повести В. Железникова «Чучело». Лена – добрый и преданный человек, который верит в искренность и честность, сталкивается с первым в жизни предательством. Дима, вину которого девочка взяла на себя, оказался трусливым и малодушным человеком. Он позволяет одноклассникам издеваться над Леной из страха осуждения и потери авторитета. Героиня повести проходит через унижение и моральное уничтожение, но все равно не предает своего друга, который оказался неспособным оценить истинные человеческие качества.

Предательство любви или дружбы - убийство души

Предательство любви или дружбы — убийство души

Считается, что человек, предавший близкого, предает и самого себя – свои принципы, нравственные устои. Хорошо, если человек все-таки способен осознать свой поступок. Один впоследствии стремится загладить свою вину, получить прощение, другой остается наедине со своей совестью. Если же предатель не испытывает никаких сожалений, то ему в этой жизни уже ничто не поможет.

Видео: Предательство

 

   Проблеме верности и измены посвящены многие произведения А.С. Пушкина. Так,  %D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%рассказывается о предательстве гетмана Украины Мазепы. Он восстаёт против власти России и лично Петра Iи идёт на союз с королём Швеции – Карлом XII. Причина измены Отечеству и ненависти Мазепы к русскому царю – оскорбление, некогда нанесённое Петром Мазепе. Царь за дерзко сказанное слово схватил гетмана за усы. Изменнику после разгрома шведских войск под Полтавой пришлось постыдно бежать.

%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%также поднимается проблема верности и измены, которая тесно связана с главной проблемой произведения – честь и бесчестие. Верность здесь можно рассматривать как в личном аспекте, так и в социальном. Так, главный герой произведения – Пётр Гринёв – отказывается присягать на верность бунтовщику Емельяну Пугачеву и готов принять смерть, говоря, что уже присягал матушке-императрице. Не таков его противник и бывший товарищ по службе в Белогорской крепости – Алексей Швабрин. Этот герой с легкостью отказывается от офицерской шпаги и переходит в подчинение Пугачева.

   Пётр Гринёв верен своей любви к Маше Мироновой: пообещав девушке жениться на ней, он не смиряется с запретом своих родителей, отказывавшим влюблённым в благословении. Героя также не останавливает пленение Маши Швабриным, который командует теперь Белогорской крепостью и удерживает дочь своего бывшего начальника, насильно склоняя её к замужеству с ним. Гринёв не оступается от решения вызволить Машу из рук Швабрина и едет в крепость, несмотря на то что начальник Оренбургского гарнизона отказывает герою в военной поддержке. Пётр едет за помощью к Пугачёву, рассказывая ему о самоуправстве своего бывшего товарища.

   Маша Миронова так же верна своей любви, она прямо заявляет, что для неё лучше умереть, чем выйти замуж за нелюбимого.

  Изменником присяги оказался и герой %D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%

Младший сын Тараса – Андрий – из-за любви к польской панночке предаёт своих товарищей и Родину: %D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%

говорит он панночке, когда тайно приходит к ней в осаждённый казаками город. Тарас Бульба не в силах перенести подобного унижения. Он не может простить сына за измену и в одном из боев, где Андрий сражается на стороне поляков, заманивает его в лес и убивает. В отличие от Андрия, старший сын Тараса – Остап, попав в плен к полякам, не склоняет головы перед врагом. Его пытают, но ни один стон не вырывается из его груди; после страшных пыток Остапа казнят.

%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%проблема верности и измены также важнейшая. Испугавшись «мненья света», боясь потерять свою репутацию, Онегин не идёт на примирение с Ленским, изменяет их дружеским отношениям. Хотя избежать дуэли было так просто. Сам главный герой понимал, что небольшая ложь Владимира о том, что на именинах у Татьяны будет лишь тесный семейный круг, чтобы заставить его, Онегина, принять приглашение, и дальнейший флирт «в отместку» с невестой Ленского – Ольгой, повод для поединка несущественный. Да и Владимир уже на следующее утро после именин, заехав повидаться перед дуэлью с Ольгой и увидев её радость и счастье от встречи с ним, осознаёт, что для неё вчерашние танцы и разговоры с Онегиным не более, чем развлечение.

   Примером истинной верности в этом произведении становится главная героиня – Татьяна Ларина. Она влюбляется в Онегина с первого взгляда и сохраняет это чувство и после того, как понимает, что её возлюбленный вовсе не тот романтический герой, каким ей его нарисовала воображение. Даже выйдя замуж за дальнего родственника Онегина – знаменитого генерала, в душе она продолжает хранить верность своей первой любви. Несмотря на это, Татьяна отказывает Евгению во взаимных чувствах, когда тот возвращается в Россию после нескольких лет странствий и влюбляется в преображённую Татьяну. Она с горечью и гордостью отвечает ему: %D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%

   Верен своим чувствам и %D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%

Алексей Берестов влюбляется в крестьянскую девушку Акулину, за которую выдаёт себя Лиза Муромская, дочка соседа Берестовых – дворянина Григория Ивановича Муромского. Из-за глупой вражды между Берестовым и Муромским их дети никогда друг друга не видели. Всё это и позволило случиться истории, которую так увлекательно рассказывает Пушкин. Алексей Берестов настолько влюбляется в Лизу-Акулину, что намеревается соединиться с ней на всю жизнь, дать ей образование и, как говорится, умереть в один день. Он понимает, что никогда не получит благословения отца на этот неравный брак и, следовательно, наверняка лишится наследства, но это не останавливает молодого человека, готового в своих чувствах идти до конца.

%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%из-за зависти и ревности идёт на предательство Печорина, так как тот оказался счастливее его в любви. В Печорина влюбляется княжна Мери Лиговская, которая прежде симпатизировала Грушницкому, имевшему на девушку свои планы. Лишённый великодушия, Грушницкий не может простить Печорину своего поражения и решается на подлый шаг – бесчестную дуэль. Он клевещет на Печорина, обвиняя того в близких отношениях с княжной Мери, а во время поединка предлагает бывшему приятелю пистолет, заряженный холостыми патронами.

   Примером истинной верности может служить отношение Дмитрия Разумихина – одного из героев %D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%

к своему другу – главному герою произведения Родиону Раскольникову. Именно Разумихин поддерживает Раскольникова, когда тот мечется в страшным муках, пытаясь избежать задуманного им убийства старухи процентщицы. Дмитрий ничего не знает о планах Раскольникова, но видит, что тот находится в бедственном положении, поэтому, не раздумывая, предлагает ему своих учеников, чтобы дать возможность подзаработать. Именно Разумихин находит Раскольникова уже после совершения преступления, когда тот лежит в бреду в своей комнатке, похожей на гроб. Именно он вызывает врача и потом буквально кормит главного героя с ложки. Разумихин же заботится о матери и сестре Раскольникова, когда те приезжают в Петербург. Позднее, когда Раскольникова приговорят к каторге, Дмитрий, к тому времени женившийся на сестре Родиона Дуне, принимает решение за четыре года скопить первоначальный капитал и отправиться в Сибирь, поближе к острогу Раскольникова.

%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%помолвленная с Андреем Болконским, поддаётся страсти, вспыхнувшей в ней при встрече с Анатолем Курагиным. Она тоскует по Болконском, который оставил её, чтобы поехать на лечение за границу, но порочная красота Курагина заставляет девушку на время забыть о женихе. Наташа думает, что её чувства к Анатолю настоящие, а главное – взаимные, она отказывается верить упорным слухам о непорядочности и распутстве Курагина. Девушка даже решается на побег с ним. К счастью, побег не состоялся. Но Наташе пришлось горько разочароваться в Анатоле. Она понимает, как больно сделала и Андрею, и своей семье, какой позор она навлекла на всех них. Осознание своей неправоты заставляют девушку обратиться к Богу, она раскаивается и горячо молится о прощении. В конце романа мы видим, как умирающий Болконский прощает Наташу за её поступок, когда девушка приходит к нему и говорит, что знает, какая она была «нехорошая», но теперь она изменилась.

   Не такова другая героиня романа – Элен Курагина. Подобно своему брату Анатолю, она порочна и корыстна. Не особо скрываясь от мужа – Пьера Безухова, она окружает себя фаворитами. Пьер узнаёт об этом и оставляет Элен, но женщину это мало заботит. Главное, чтобы муж не переставал оплачивать её счета. Впоследствии она решает любыми путями развестись с Пьером. Именно в это время Элен встречается с двумя мужчинами и мучительно пытается выбрать между ними, мечтая о том, чтобы можно было выйти замуж сразу за двоих.

%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%мы видим, как хранит верность первой и единственной любви героиня Надежда. Совсем юной, она, служившая при господах в доме, влюбилась в молодого барина – Николая Алексеевича. По словам Надежды, она отдала ему всю «свою молодость, свою горячку», да так и осталась ни с чем. Молодой барин бросил её, женился на девушке из своего круга. Встретившись случайно через тридцать лет на постоялом дворе, который держала Надежда, полковник Николай Алексеевич, вспоминает, как прелестна была девушка в молодости. Он просит прощения у Надежды за свой поступок тридцатилетней давности, целует ей руки и признается, что никогда в жизни счастлив не был. Уезжая, он думает, что действительно именно Надежда подарила ему не просто лучшие, но поистине волшебные мгновения жизни, но тут же предаёт свои воспоминания. «Вздор!» – думает герой. «Что бы мы делали, если бы я тогда её не бросил?». Ведомый социальными предрассудками и собственным эгоизмом, Николай Алексеевич не может представить себя Надежду матерью его детей и хозяйкой его дома.

   Хранит верность первой любви и другая героиня Бунина %D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%

Проводив жениха на войну, вскоре она узнаёт о его смерти. И много ещё всякого было в её жизни после их последнего свидания: тяготы революционного времени, смерть родителей, замужество, отъезд из революционной России, скитания по Европе, зарабатывание на хлеб тяжёлым трудом. Но и по истечении стольких лет, где осталось, казалось, всего так много и разно, уже состарившаяся героиня задаётся вопросом: «А что же было в моей жизни? И отвечает себе: «Только тот холодный осенний вечер». Вся жизнь вместилась в один день – день, когда была молода и влюблена.

%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%Сергей Иванович Тальберг предаёт жену Елену и бросает её в городе, который вот-вот захватят войска Петлюры, а сам бежит в Германию, где вскоре женится на другой женщине.

%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%Маргарита остаётся верной Мастеру даже тогда, когда тот бесследно исчезает. Она делает всё, чтобы разыскать любимого и спасти его и его детище – роман о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри. Маргарита идёт даже то, что соглашается продать душу дьяволу. Ведь для неё вечное блаженство на небесах – ничто без того, кого она ждала всю жизнь, кого искала когда-то с жёлтыми цветами в руках. И верность женщины вознаграждена: Мастер найден, а его роман возрождён из пепла. И даже поступок Маргариты – продажа собственной души – прощается. Ведь сделано это было не ради эфемерных вещей вроде денег, славы или вечной молодости. Она пожертвовала душой ради спасения другого человека, а это важное обстоятельство для прощения.

   Изменника Родины мы видим %D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%

Попав в плен к фашистам вместе со своим напарником Сотниковым, партизан Рыбак становится предателем. Видя окровавленные руки товарища, которого приволокли в подвал после пыток, Рыбак думает, что так просто он не дастся… На допросе он отвечает толково, хитро и старается понравиться полицаю. На следующий день Сотникова, Рыбака и ещё несколько крестьян, укрывавших их, ведут на казнь. Сотников пытается спасти товарища и кричит, что это он убил полицая, а Рыбак здесь ни при чём, оказавшись рядом случайно. Но это не трогает прислужников фашистов – местных полицаев. Видя, что жизнь его обречена, Рыбак падает в ноги к немцам и соглашается сотрудничать. Чурбак из-под Сотникова пришлось выбивать ему: немцам было нужно проверить Рыбака «в деле», «связать ему руку» кровью русского партизана. После этого герой ещё надеется сбежать, но, вглядевшись в полные ненависти глаза мужика-крестьянина, видевшего казнь, понимает, что после совершённого бежать ему некуда…

%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%главный герой – Саня Григорьев является олицетворением верности – верности слову, идее, любви. Так, он не отказывается от мысли доказать свою правоту насчёт того, что полярную экспедицию капитана Татаринова погубил его родной брат – Николай Антонович Татаринов, а сам капитан Татаринов сделал большое географическое открытие. Будучи ещё совсем мальчишкой, он не боится гнева Николая Антоновича. Санька верен и своей любви к Кате Татариновой, нося это чувство в сердце всю жизнь. В свою очередь и Катя преданна Сане. Так, она отказывается верить в то, что её муж погиб во время бомбёжки санитарного поездка и отвергает помощь вечного врага Григорьева – Михаила Ромашова, принёсшего Кате страшную весть.

Тематические направления раскрыты на нашем сайте:

Тема «Смелость и трусость»

— Нужна ли смелость в любви?

Тема «Равнодушие и отзывчивость»

Тема «Верность и измена»

Автор статьи И. М. Храпова

Этот аспект проблемы, очевидно, вызовет самый сильный резонанс. Любовь как чувство, обнажающее истинный нравственный облик героев, традиционно является темой уроков литературы в старших классах. Вот лишь несколько цитат, которые помогут начать размышление о природе верности и измены:

Его любовь постыла мне.

Мне скучно, сердце воли просит…

(Земфира. А.С. Пушкин «Цыганы»).

Героини поэмы Пушкина Земфира и Мариула не имеют никаких нравственных обязательств перед мужчинами и детьми. Они слепо следуют своим желаниям, повинуются страстям. Пушкин намеренно создал образ матери Земфиры, которая оставила дочь ради новой любви. В цивилизованном обществе этот поступок вызвал бы всеобщее порицание, но Земфира не осуждает мать. Она поступает так же. Цыгане не считают измену грехом, потому что никто не в силах удержать любовь. Для старика поступок дочери обычен. Но для Алеко – это покушение на его права, которое не может остаться безнаказанным. «Ты для себя лишь хочешь воли», – обвиняет убийцу отец Земфиры. Считая себя свободным, Алеко не желает видеть свободными других. Впервые Пушкин изобразил изгнание романтического героя не только из цивилизованного общества, но и из мира свободы. Алеко изменяет не традициям, а общечеловеческим ценностям.

Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» содержит множество проблемных вопросов: супружеская верность, ответственность и страх быть ответственным. Герои в начале романа совершенно разные люди. Евгений – городской сердцеед, который не знает, чем развлечь себя, чтобы спастись от скуки. Татьяна – искренняя, мечтательная, чистая душа. И это первое чувство для нее отнюдь не развлечение. Она живет, дышит им, поэтому совершенно не удивляет, как скромная девушка, внезапно идет на такой смелый шаг, как письмо любимому. У Евгения тоже есть чувства к девушке, но он не желает потерять свою свободу, которая, впрочем, совсем не приносит ему радости. По истечении трех лет герои встречаются снова. Они очень изменились. Вместо закрытой мечтательной девушки теперь рассудительная, знающая себе цену светская дама. А Евгений, как оказалось, умеет любить, писать письма без ответа и мечтать о единственном взгляде, прикосновении к той, что когда- то готова была вручить ему свое сердце. Время изменило их. Оно не убило любовь в Татьяне, но научило ее держать под замком свои чувства. А что ж до Евгения, то он, возможно, впервые понял, что такое любить, что такое быть верным. Татьяна Ларина не выбрала путь измены. Она честна:

«Я вас люблю (к чему лукавить?)

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна».

Кто не помнит этих строк? Можно долго спорить: права ли героиня? Но в любом случае её верность долгу жены, верность принятым обязательствам вызывает и восхищение, и уважение.

«Мы расстаемся навеки, однако ты можешь быть уверен, что я никогда не буду любить другого: моя душа истощила на тебя все свои сокровища, свои слезы и надежды» (Вера. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени») Бэла и княжна Мери, Вера и ундина – такие непохожие, но одинаково больно задетые Печориным, пережившие и любовь к нему, и его измену. Княжна Мери – гордая и сдержанная аристократка глубоко увлеклась «армейским прапорщиком» и решила не считаться с предрассудками своей знатной родни. Она первая призналась Печорину в своем чувстве. Но герой отвергает любовь Мери. Оскорбленная в своем чувстве, искренняя и благородная Мери замыкается в себе и страдает. Сможет ли она поверить теперь кому-нибудь? Бэла наделена не только красотою. Это пылкая и нежная девушка, способная на глубокое чувство. Гордая и стыдливая Бэла не лишена сознания своего достоинства. Когда Печорин к ней охладел, Бэла в порыве негодования говорит Максиму Максимычу: «Если он меня не любит… я сама уйду: я не раба, я княжеская дочь!». Отношения с ундиной были для Печорина просто экзотическим приключением. Она – русалка, девушка из забытой сказки. Этим она и привлекла Печорина. Для него это один из витков судьбы. Для нее – жизнь, где каждый борется за своё место. Любовь к Вере была наиболее глубокой и длительной привязанностью Печорина. Не более того! Среди своих скитаний и приключений он оставлял Веру, но снова к ней возвращался. Печорин причинил ей много страданий. Он не дал ей ничего, кроме душевных терзаний. И тем не менее она любила его, готовая принести в жертву любимому человеку и чувство собственного достоинства, и мнение света, и честь мужа. Вера стала рабой своего чувства, мученицей любви. О её измене узнает муж, она теряет свою репутацию, разладились добрые отношения с супругом. Окончательную разлуку с Верой Печорин переживает как катастрофу: он предается отчаянию и слезам.

Нигде так ясно не обнаруживается безысходное одиночество героя и порождаемые им страдания, которые он скрывал от других, будучи постоянно неверным в отношениях с женщинами. «Ведь это нехорошо, ведь это грех, Варенька, что я другого люблю?» (А.Н. Островский «Гроза») Верность и измена — это всегда выбор своего поведения в отношениях с любимым. И за этот выбор несёт ответственность не один, а оба — Он и Она. Героиня пьесы Островского «Гроза» изменила мужу. Всем сердцем полюбила она Бориса, слабого, безвольного человека. Тайные встречи Катерины с ним – это желание любви, взаимопонимания. Она осознает греховность своего поведения и страдает от этого. Самоубийство – смертный грех, Катерина знает это. Но идет на это по разным причинам, в том числе, не сумев самой себе простить измены. Может ли читатель оправдать героиню? Понять может, сочувствовать может, но оправдать – едва ли. И не только потому, что заповедь нарушена – предательство трудно простить.

«Меня мучает только зло, которое я ему сделала. Скажите только ему, что я прошу его простить, простить, простить меня за все…». (Наташа Ростова об Андрее. Л.Н. Толстой «Война и мир»).

История размолвки Наташи и князя Андрея, крушение, казалось бы, идеальной истории любви возмущает, повергает в недоумение, заставляет вновь и вновь искать ответ на вопрос: «Чем подлый, недалекий Анатоль Курагин затмил блистательного, утонченного, умного Болконского в глазах юной Ростовой»? Что толкнуло Наташу в объятья «подлой, бессердечной породы»? Падение Наташи, ее слезы и боль читатель переживает всем сердцем и, сам того не замечая, делает свой выбор в пользу верности, сочувствуя, все- таки осуждает измену героини.

«Нет, Николай Алексеевич, не простила. Раз разговор наш коснулся до наших чувств, скажу прямо: простить я вас никогда не могла. Как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было. Оттого-то и простить мне вас нельзя». (Надежда. И.А. Бунин «Тёмные аллеи»).

Произведения Бунина о любви трагичны. Для писателя любовь – это вспышка, солнечный удар. Его любовь не терпит продления. Если герои и верны этой любви, то только в душе, в воспоминаниях. Героиня новеллы «Тёмные аллеи» сумела сохранить в памяти верность своей первой и единственной в жизни любви к Николаю, где-то в глубине её души теплится огонёк этого прекрасного чувства, так сильно пережитого ею в молодости к «Николеньке», которому, как говорит героиня, она отдала «свою красоту». А что же герой? Для него отношения с Надеждой — мимолётное увлечение красавца-барина горничной. Он даже и не понял, что предал любимую, изменил их любви, когда просто забыл о ней. Но оказалось, что именно эта любовь и была главной в его жизни. Нет счастья у Николая: жена изменила ему и бросила, а сын вырос «без сердца, без чести, без совести». Измена любви делает несчастными обоих, а верность любимому согревает сердце героини, хотя при встрече она и обвиняет его, не прощая за предательство.

«За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!» (М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»). Это роман о любви двух людей, которые до встречи друг с другом были каждый по-своему одинок и несчастен. Маргарита будет искать своего Мастера, а когда найдет его, то больше они никогда не расстанутся, потому что именно любовь является той силой, благодаря которой можно пережить все тяготы и невзгоды бытия, не растеряв при этом таких качеств, как верность, надежда, доброта и сочувствие! Чистота нравственного облика Маргариты, ее верность, преданность, бескорыстие, мужество при исполнении долга – это извечные черты русских женщин, способных и коня на скаку остановить, и разделить вместе со своим любимым все тяготы и лишения, которые выпадают на их долю. Она до конца верна своему Мастеру.

Но не забудем, что Маргарита совершает и предательство. В силу своей симпатии к героине литераторы никогда не делают акцента на том, что, полюбив Мастера, Маргарита изменила своему мужу. А ведь её любовь была изменой по отношению к нему. Ради Мастера героиня в какой-то степени предает и себя, ведь она соглашается продать душу дьяволу, быть на балу у Воланда, надеясь, что тот поможет вернуть ей любимого, чего, вероятно, не сделала бы при других условиях. Таков характер Маргариты – она готова на все ради любви. Козни дьявола искусительны: булгаковская героиня подсознательно мучается из-за своей измены мужу и остро ощущает свою вину.

В романе М.Булгакова есть и другие вероломства. Иуда предает Иешуа. Пилат предает справедливость. Мастер предает дело своей жизни. Есть предатели и среди гостей на балу. А еще барон Майгель, Берлиоз. Страшно, когда человек сознательно отдает себя служению мнимым ценностям, понимая их ложность. Вот она, измена самому себе! Писатель убежден, что страшнее открытого зла конформизм тех, кто зло понимает, готов осудить его, но не делает этого из-за малодушия, что все, кто когда-либо пошел на поводу у трусости, так или иначе приходят к предательству.

История зарубежной литературы дарит нам еще один пример удивительного свойства человеческой души – способности верно ждать той самой минуты, той самой встречи…

Любовь, забыть которую нет сил

Тому из нас, кто истинно любил.

(Данте Алигьери. «Божественная комедия»).

Данте и Беатриче. Недосягаемой она была для Данте при жизни. Но он остался верен ей и после её смерти, открыто, не таясь, расточал самую возвышенную хвалу возлюбленной. Его Беатриче в поэме возвысилась, утратила земные черты, стала мечтой, идеалом жизни, светочем на скорбном пути поэта: «Если жизнь моя продлится ещё несколько лет, я надеюсь сказать о ней то, что никогда ещё не было сказано ни об одной женщине». Данте исполнил свое обещание, он написал великую поэму, в которой воспел свою музу. Не случайно в Раю Данте и его спутник Вергилий встречают тех, кто был верен и добродетелен: святая Лючия, библейские пророки. Они рядом с ней, его божественной Беатриче. Это ли не пример удивительной верности возлюбленной?

Измена Родине, любимой, друзьям… Что может быть страшнее? Поэтому в девятом, самом страшном круге Ада находились, по мнению Данте, предатели родины, изменники. Там первый убийца на земле – Каин, там Люцифер, восставший против Бога, там Иуда, предавший Христа, там Брут и Кассий, предавшие Юлия Цезаря. Вот куда ведет путь изменника – в ад!

Нельзя не вспомнить о трагическом исходе еще одной истории любви:

Нет, не клянись обманчивой луной

В любви до гроба деве молодой!

Иль будешь, как луна, непостоянен…

(Джульетта. В. Шекспир «Ромео и Джульетта»).

Любовь Ромео и Джульетты, в буквальном смысле любовь до гроба, трогательна и безгранична. Но разве не были «изменниками» два юных сердца? Ведь предали они традиции семьи, нарушили незыблемую (до тех пор!) истину: Монтекки и Капулетти – враги навсегда. Но у кого поднимется рука осудить влюбленных. Их верность друг другу заставляет трепетать, а смерть кладет конец извечной вражде «двух равно уважаемых семей».

Можно говорить о верности и измене, анализируя эпизоды из произведений таких авторов, как:

М. Горький «Мать изменника», сказки «№ IX, № XI» из «Сказок об Италии»;

Л. Н. Толстой «Анна Каренина»;

А.И Куприн «Олеся», «Гранатовый браслет», «Суламифь»;

В. Быков «Сотников»;

М.А. Шолохов «Тихий Дон».

Читать далее Верность/измена присяге (долгу). Аргументы для Декабрьского сочинения 2017 года по направлению «Верность и измена»

Благодарим за то, что пользуйтесь нашими статьями.
Информация на странице «Верность/измена в любви. Аргументы для Декабрьского сочинения 2017 года по направлению «Верность и измена»» подготовлена нашими редакторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.
Чтобы успешно сдать нужные и поступить в высшее учебное заведение или колледж нужно использовать все инструменты: учеба, контрольные, олимпиады, онлайн-лекции, видеоуроки, сборники заданий.
Также вы можете воспользоваться другими материалами из данного раздела.

Публикация обновлена:
08.01.2023

  • Произведения про ответственность для сочинения
  • Произведения про науку для сочинения
  • Произведения про мечту для сочинения
  • Произведения про материнскую любовь аргументы к сочинению
  • Произведения про любовь для сочинения декабрьского