Произведения про русский язык аргументы к сочинению

На чтение 13 мин Просмотров 22.4к.
Обновлено 12 августа, 2020

Родная речь представляет собой самую большую ценность для человека, ведь его жизнь непрерывно с ней связана, поэтому данная тема в обязательном порядке поднимается во всех письменных работах, в том числе и на ЕГЭ по русскому языку, где для экзаменационного сочинения необходимы аргументы из литературы и жизни, подтверждающие мысли и рассуждения автора. Список возможных направлений выкладывается задолго до экзамена, поэтому у выпускников есть время на подготовку. Наша команда решила помочь им в этом, собрав наиболее подходящие примеры в одной работе.

Содержание

  1. Проблема
  2. Отношение автора к проблеме
  3. Аргументы
  4. Эпитеты к слову «речь»
  5. Синонимы к слову «родная»
  6. Синонимы к слову «речь»
  7. Примеры из художественной литературы
  8. Примеры из жизни
  9. Народная мудрость
  10. Афоризмы

Проблема

Сохранение родной речи и отношение людей к её судьбе.

Отношение автора к проблеме

Родная речь – та, которую мы слышим вокруг себя с раннего детства. У каждого народа она своя и является не только средством общения, а и отражает культуру и обычаи определённой нации. Родная речь – это наше наследие, которое формировалось на протяжении многих веков, впитывая в себя все происходящие вокруг события. На протяжении всего развития, много раз менялись правила написания слов и их значение, некоторые совсем вышли из употребления. Изучением более неизвестных слов занимаются специальные учёные-языковеды, потратившие всю свою жизнь на совершенствование родной речи.

Аргументы

  1. Засорение языка отображает неблагополучие нашего общества.
  2. Родная речь может стать поддержкой и опорой человека, находящегося вдали от Родины.
  3. Ответственность за судьбу родной речи лежит на каждом человеке.
  4. Речь человека – это самый точный показатель его культуры и качеств.
  5. Наша родная речь – очень многообразна.
  6. Наш язык кажется лёгким только до того момента, как начинаешь его изучать.
  7. С древних времён люди передают информацию при помощи языка.
  8. Каждый народ имеет свой собственный язык.
  9. Родная речь растёт и изменяется вместе со своим народном.
  10.  Родную речь необходимо любить и уважать.

Эпитеты к слову «речь»

Родная, разговорная, эмоциональная, выразительная, пламенная, приветственная, обвинительная, торжественная, подготовленная, взволнованная, связная, устная, вступительная, благодарственная, осмысленная, прощальная, письменная, торопливая, складная, стихотворная, зажигательная, вдохновляющая, мелодичная, похвальная, заключительная, убедительная, подготовленная, записанная, неторопливая, плавная, приглушённая, обыденная, поэтическая, напевная, страстная, человеческая, увлечённая, правильная, размеренная, блистательная, патриотическая, изысканная, публичная, остроумная, смелая, иностранная, зарубежная, чужая, развёрнутая, трогательная, ласковая, сдержанная, проникновенная, ораторская, произнесённая, жизнерадостная.

Гневная, унизительная, уличительная, монотонная, сбивчивая, обвинительная, лживая, беспощадная, нечленораздельная, бессвязная, безжизненная, бесстрастная, унылая, серая, однообразная, неуверенная, жалкая, обеспокоенная, тягучая, скучная, тоскливая.

Синонимы к слову «родная»

Своя, близкая, ценная, драгоценная, значимая, важная, дорогая, сердечная, любимая, милая, кровная, ненаглядная, отеческая, отчая, единокровная, дражайшая, родимая, ненаглядная, свойская, домашняя, братская, истинная.

Синонимы к слову «речь»

Язык, разговор, беседа, высказывание, выступление, фраза, слово, предложение, сообщение, обращение, повествование, говор, наречие, диалект, говорение, сказ, рассказ, тирада, изложение, говор , рассуждение, речевая деятельность, текст выступления.

Примеры из художественной литературы

  1. К.И. Чуковский «Живой как жизнь».

Корней Иванович Чуковский известен больше как автор детских стихотворений, однако его сильно беспокоила судьба русского языка и то, как говорит молодое поколение. В книге «Живой как жизнь» автор выразил все свои мысли и переживания, касающиеся засорения языка и его искусственной деградации в современном мире.

Начинает Чуковский своё повествование с рассказа об известном юристе и академике Анатолии Кони, делая акцент на том, насколько сильно он не любил тех, кто не мог правильно выразиться, коверкая смысл слов для своего удобства. Далее писатель размышляет о том, как происходит процесс развития языка, как слова приобретают новое значение. Развитие – это естественное явление, но некоторые изменения он считает «словесной болезнью». Также Корнея Ивановича волнует вопрос заимствований и чрезмерного сокращения многих слов. В последние годы появилось чересчур много названий вещей и явлений, взятых из других языков. Это разрушает родную речь, по мнению автора. Заимствования лишают русский язык своей индивидуальности и неповторимости. А канцеляриты и вульгаризмы, словно паразиты въедаются в наш язык и наносят ему непоправимый вред.  

К.И. Чуковский считает, что каждый обязан быть грамотным, тем более для этого сейчас есть множество возможностей: школы, университеты, специализированные учебные заведения. Не знать родной язык может только тот, кто сам себя не уважает. Нужно фильтровать свою речь, искореняя ненужные слова и употребляя остальные в верном значении. Культура народа должна улучшаться, а не падать вниз, по мнению известного писателя.  

  1. А.С. Грибоедов «Горе от ума».

Многие критики причисляли А.С. Грибоедова к создателям литературного русского языка, наряду с А.С. Пушкиным и И.А. Крыловым. Своей главной задачей Грибоедов считал обогащение художественного языка живой разговорной речью. Именно поэтому в комедии «Горе от ума» широко употребляются просторечия, свойственные обычным людям. Это позволило сделать язык произведения непринуждённым и естественным, а достигнутая лёгкость стиха привлекала широкую аудиторию. Кроме того, автор наделил каждого персонажа своей индивидуальной речевой характеристикой.

Речь полковника Скалозуба наполнена военными терминами и солдатскими выражениями, понятными только для военнослужащих. Все его высказывания похожи на приказы, который старый служивый привык отдавать в армии. Речь Молчалина соответствует его характеру, она сдержанная, предупредительная, вкрадчивая, полна почтительных и льстивых слов. По речи московской барыни Хлестовой сразу становится заметна её бесцеремонная и грубоватая натура. Подобная манера общения отображает внутренний мир уже немолодой женщины, привыкшей к подчинению окружающих своей воле.

Разнообразнее и богаче всего речь Чацкого. В ней можно заметить и романтические нотки, пронизанные глубокой чувствительностью, и едкую сатиру, высмеивающую все пороки светского общества, также в разговоре прослеживается широкий кругозор и начитанность главного героя. Чацкий ценит богатство и величие родного языка, он как можно реже прибегает к употреблению иностранных слов, аргументируя это тем, что русский народ должен изъясняться только на своём наречии. Он высмеивает нелепую речь барской Москвы, в которой смешался «французский с нижегородским».

А.С. Грибоедов при помощи тонкого юмора высмеял представителей дворянства, которые являются лицом российского государство, но не владеют родным языком в нужной мере.

  1. Д.С. Лихачёв «Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных лет».

Дмитрий Сергеевич Лихачёв был выдающимся филологом, посвятившим всю свою жизнь изучению русской культуры, письменности и литературы. Его книги представляют весомое наследие, потому что их изучение способно помочь русскому народу сохранить родной язык и традиции своей культуры. В книге «Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных лет» Д.С. Лихачёв пишет о том, что язык – это самая большая ценность народа, ведь человек на нём говорит, пишет и думает. Получается, что вся сознательная человеческая жизнь проходит через родной язык.

Самый верный способ узнать истинную сущность человека – прислушаться к тому, как он говорит. Манера поведения, походка, жесты – могут быть наигранными, язык же показывает истинный уровень культуры и степень умственного развития. Русский язык – это один из самых совершенных языков мира. Он развивался более тысячелетия, русская поэзия и литература 19 века признана лучшей в мировом масштабе.

Наилучшему развитию русского языка, по мнению Д.С. Лихачёва, способствовало то, что древнерусская народность, из которой впоследствии выделились русские, украинцы и белорусы, занимала большие территории и находилась в различной степени социальной продвинутости. А общение уже в то время было достаточно активным, поэтому язык постоянно пополнялся новыми словами и обогащал, таким образом, свой лексический запас. Благодаря тому, что древнерусский язык образовался путём соединения староболгарского с разговорным, в нём образовалось много синонимов с различными оттенками эмоциональной выразительности. Все особенности национального характера русского народа отобразились на родном языке. Для развития любого языка очень важен опыт предыдущих поколений, письменность и литературы минувших веков, но большие всего влияния оказывает поэзия. А творчество русских поэтов ценится во всём мире.  

Примеры из жизни

  1. Когда образовалось СССР, в состав нового государства вошло множество народов, говорящих на разных языках. Некоторая часть населения вовсе оставалась безграмотной, поэтому советское руководство незамедлительно приступило к разработке всеобщей образовательной программы. Вначале не ставилась цель научить всех русскому языку принудительно, даже наоборот, после революции, в противовес царскому режиму, где русский язык был единственным для всех сфер, делался акцент на развитие различных национальных культур. Граждане СССР были обязаны стать грамотными, но имели право выбрать язык обучения. Однако, спустя несколько лет ситуация кардинально изменилась. Люди стали рассредоточиваться по огромной стране: армейские дислокации, послевузовские распределения, репрессии, депортации, рабочие назначения. Из-за таких перемещений возникла необходимость в универсальном языке, которым и стал русский. В последствие знание русского языка открывало много дверей перед советским народом: от возможности учиться в университете до партийного роста. С тех пор изучение родной речи народами СССР стало менее престижным, все стремились к овладению государственным языком. Со временем все остальные наречия начинали считаться деревенскими, потому что для городской жизни было необходимо знание русского языка.
  2. Русский алфавит прошёл долгий и трудный путь преобразования: от церковнославянской азбуки до современного разнообразия шрифтов. Одним из особо значимых преобразователей в истории Российского государства был Пётр I. В его главные цели входило не только образование новой армии и флота, но и создание новой культуры. Все его реформы были обусловлены причинами политического и экономического характера, всё делалось ради блага и процветаний родного государства. Реформа русской орфографии была произведена с такой же целью, главной её задачей было приблизить шрифты, которые использовались в России, к зарубежным. Буквы допетровской кириллицы сильно отличались от букв латинского алфавита, у них было слишком много декоративных элементов, усложняющих процесс книгопечатания. А с развитием науки и образования в России возросла потребность в печатных книгах, поэтому Пётр I и принял решение об орфографической реформе, которая упростит и ускорит печать книг. После введённых изменений русский язык изменился, но не уподобился иностранным: ни одна буква не была полностью заменена зарубежным аналогом, родное начертание сохранилось, несмотря на прибавление латинских элементов. На новый гражданский шрифт перепечатывались только светские книги, церковные тексты остались в своём изначальном виде.

Народная мудрость

  1. «Без родного языка не сколотишь и сапога». Наши предки говорили о том, что знание своего языка необходимо для любого дела. Человек не сможет добиться успехов в какой-либо сфере, не зная родной речи.
  2. «Доброе слово человеку, что дождь в засуху». Смысл данной пословицы заключается в том, что слова обладают великой силой. Есть слова злые и добрые. Злое слово способно убить человека, а доброе – вернуть в жизни, придать необходимую силу, утешить в трудную минуту.
  3. «Думай дважды, говори раз». В этой пословице говорится о том, что необходимо хорошо подумать перед тем, как что-нибудь сказать. Слова могут ранить человека, поэтому необдуманные высказывания стоит пресечь на корню.
  4. «Каков ум, такова и речь». Наши мудрые предки считали речь человека – признаком его ума. Если человек умный, то и речь его будет грамотной, а если человек глупый, то и говорить с ним будет неинтересно.  
  5. «Коня на вожжах удержишь, а слово с языка не воротишь». В данной пословице говорится о том, что сказанное слово обратно вернуться нельзя, поэтому нужно не один раз подумать перед тем, как что-либо сказать.
  6. «Красно поле пшеном, а беседа умом». Наши предки точно знали, в чём заключается ценность хорошей беседы. Важна не сама беседа, а с кем говоришь: с умным человеком всегда интересно разговаривать.
  7. «Кто говорит, тот сеет, кто слушает, тот пожинает». В этой пословице говорится о том, что тот, кто говорит, словно сеет зерна, из которых что-нибудь прорастёт в скором времени. А слушатель пожинает посеянное, отбирая для себя самое важное.
  8. «Не пройми копьём, пройми языком». Наши мудрые предки призывали свой народ к мирному урегулированию конфликтов, поэтому напоминали людям о том, что слова тоже больно бьют, не обязательно хвататься сразу за оружие.
  9. «Бойся Всевышнего, не говори лишнего». В этой пословице идёт речь о Божьей каре, которая последует за плохие слова. Чтобы избежать наказания, необходимо думать, прежде, чем говорить.
  10.  «Язык один, и в будни и в праздник». Смысл данной пословицы заключается в том, что наш язык неизменен: он одинаков, что в будни, что в праздник. Поэтому мы должны любить, ценить и уважать его всегда.

Афоризмы

  1. «Как ни говори, а родной язык всегда останется родным. Когда хочешь говорить по душе, ни одного французского слова в голову нейдет, а ежели хочешь блеснуть, тогда другое дело». Л.Н. Толстой считал, что родной язык находится у человека в сердце, именно поэтому человек выражает свои чувства и делится сокровенным только на русском языке. Знание иностранного языка необходимо только для убеждения окружающих в собственной значимости и образованности, по мнению писателя.
  2. «Для познания нравов какого-нибудь народа, старайся прежде изучить его язык». Известный древнегреческий философ и математик Пифагор говорил о том, что нельзя узнать какой-либо народ по-настоящему, не выучив его язык.
  3. «Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». А.И. Куприн высоко ценил богатство и выразительность родной речи, поэтому говорил о том, что русский язык расцветает, когда им пользуется грамотный человек. Описав все достоинства своего языка, писатель призывал соотечественников уважительно относиться к тому, что они говорят и как это говорят.
  4. «Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, а насущной необходимостью». А.И. Куприн призывал свой народ к изучению и сбережению родного языка. Образование для писателя имело большое значение, он считал одной из главных задач человека – знать в совершенстве язык своего общения.
  5. «Величайшее богатство народа – его язык». М.А. Шолохов считал язык – основной ценностью любого народа. Поэтому своим высказываниями призывал людей сохранить свою речь в её наилучшем виде.
  6. «Существование людей крепко связано языком». Французский философ Жорж Батай высказал свою точку зрения, которая заключается в том, что люди связаны между собой, прежде всего, одним и тем же языком общения. Вообще человеческое существование не представляется уже возможным без какого-либо общения.  
  7. «Издревле есть у людей мудрые и прекрасные изречения, от них следует нам поучиться». Древнегреческий «отец истории» Геродот призывал всё человечество прислушиваться к опыту своих предков. В мире не так уж много действительно мудрых и талантливых людей, способных дать толковый совет. Но к тем, кто всё-таки существует, следует прислушаться и взять что-то себе на вооружение.
  8. «Для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность, чем грозная необходимость».  Христианский богослов и философ Аврелий Августин говорил о том, что изучить язык получится только в том случае, если само желание обучения исходит от чистого сердца. Человек должен искренне хотеть овладеть каким-либо языком, иначе его изучение будет долгим и трудным.
  9. «Создать язык невозможно, ибо творит его народ. Филологи только открывают его законы и приводят в систему». Литературный критик В.Г. Белинский был уверен в том, что язык создаётся его носителем. Правда, не одним человеком, а множеством и в течение долгого времени. Учёные только систематизируют собранный материал и приходят к определённым выводам, составляя правила.
  10. «Язык есть вековой труд целого поколения». Русский писатель, составитель словаря и собиратель русского фольклора В.И. Даль говорил о том, что язык – это изменчивое понятие, и современная его форма – результат труда целого поколения.

Текст: Анна Чайникова

Фото: Кирилл Тягульский/Рыбницкая русская гимназия № 1

Анна Чайникова

Во второй части ЕГЭ по русскому языку выпускникам предстоит написать сочинение на заданную тему, подобрав убедительную аргументацию. В этот раз мы разберем блок, посвященный языку, слову и сохранению русского языка — составим список возможных тем и подберем произведения, которые помогут раскрыть тему и получить максимальный балл.

Примерные формулировки проблемы

  • Проблема ценности языка. (В чем заключается ценность языка?)
  • Проблема сохранения русского языка. (Почему нужно сохранять русский язык?)
  • Проблема отношения людей к судьбе родного языка. (Как люди относятся к судьбе родного языка?)
  • Проблема ответственности за судьбу родного языка. (На ком лежит ответственность за судьбу родного языка?)
  • Проблема взаимосвязи речи человека и его культуры/интеллектуального развития/личных качеств. (Как взаимосвязаны язык и культура/интеллектуальное развитие человека?)
  • Проблема формирования и воспитания языковой культуры. (Почему необходимо формировать языковую культуру?)
  • Проблема повышения культуры речи. (Какие существуют способы повышения культуры речи?)
  • Проблема силы слова. (В чем заключается сила слова?)
  • Проблема важности серьезного отношения к слову. (Почему важно серьезно относиться к сказанным словам?)

Родной язык — это самая большая ценность для человека, ведь жизнь каждого неразрывно связана с ним: на нем он говорит, пишет, думает. Язык может стать «поддержкой и опорой» человека, находящегося вдали от родины, пишет в стихотворении «Русский язык» живущий во Франции, в Буживале, И. С. Тургенев.


Родной язык отражает историю народа, его душу, сохранить язык — значит сохранить национальную идентичность.


Именно поэтому в стихотворении «Мужество», написанном в годы Великой Отечественной войны, А. А. Ахматова писала:

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки.

Ответственность за судьбу языка лежит на каждом человеке, ведь, как писал Д. С. Лихачев, есть взаимосвязь между качеством речи и уровнем культуры человека, его интеллектуальным развитием. Самым верным способом узнать собеседника, его характер, уровень интеллекта публицист считал внимательное отношение к тому, что он говорит. Язык человека, по мнению Лихачева, — один из самых точных показателей «его человеческих качеств, его культуры».


Можно ли обходиться минимальным набором слов и при этом оставаться культурным человеком?


Однозначно нет, ведь язык — безошибочный показатель культуры человека. Эллочка Щукина, героиня романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев», словарный запас которой ограничивался тридцатью «словами, фразами и междометиями, придирчиво выбранными ею из всего великого, многословного и могучего русского языка», получает от авторов ироничное прозвище «людоедка», ведь даже словарь негра из дикого людоедского племени составляет триста слов. При всей внешней привлекательности героиня не вызывает симпатии ни у авторов, ни у читателя, ведь она ограниченна и изъясняется только фразами-шаблонами, несколько расцвеченными разной интонацией. Культура человека неразрывно связана с культурой его речи, убеждены Д. С. Лихачев и К. И. Чуковский, ведь тот, кто ясно мыслит, ясно излагает. Именно поэтому необходимо, чтобы каждый начал борьбу за сохранение и чистоту языка с себя, и это под силу каждому человеку.

К. И. Чуковский в книге «Живой как жизнь», посвященной русскому языку, его законам и механизмам развития, писал, что языку, как и всему остальному, нужно учиться. Никто не имеет права быть безграмотным, потому что этим он проявляет неуважение в первую очередь к себе самому. Писатель уверен, что в силах людей сохранить красоту и чистоту языка, но для этого необходимо учиться, получать образование, уделять большое внимание воспитанию: «Чтобы повысить качество своего языка, нужно повысить качество своего сердца, своего интеллекта». Чуковский подчеркивает, что развитие языковой культуры — это часть общего нравственного развития человека.

Часто люди не задумываются о том, что и как они говорят, относятся легкомысленно к сказанному слову, но этого делать нельзя, ведь слово заключает в себе огромную силу. Об этом пишет В. Шефнер в стихотворении «Слова»:

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Даже «Солнце останавливали словом, / Словом разрушали города», — пишет Н. Гумилев в стихотворении «Слово», подчеркивая, насколько могущественно произнесенное слово, которое может быть крепче крепостных стен. Однако есть слова, которые нужно чтить, свято хранить в душе и не произносить всуе. В. Шефнер считает, что для каждого человека это слова «Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь»:

Повторять их не смею на каждом шагу, —

Как знамена в чехле, их в душе берегу.

Кто их часто твердит — я не верю тому,

Позабудет о них он в огне и дыму.

К проблеме ценности слова и важности серьезного к нему отношения обращался и М. А. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита». Во время сеанса черной магии в театре Варьете конферансье Жорж Бенгальский раздражает Воланда и его свиту тем, что постоянно вмешивается в представление, комментирует происходящее, искажая смысл. Раздраженная заявлением конферансье, что деньги ненастоящие и тотчас же исчезнут, публика с радостью отреагировала на предложение Фагота придумать для Бенгальского наказание за бессовестное вранье: «Голову ему оторвать!» — сказал сурово кто-то на галерке». В следующую секунду с незадачливого конферансье и вправду снимают голову, а кровь фонтанами бьет из разорванных артерий на шее.


В романе Булгакова можно встретить множество примеров того, как бездумно брошенное слово может принести много неприятностей, а то и горя.


Если герои романа говорят «Черт возьми!», то черт действительно берет. Слово заключает в себе огромную силу, поэтому нельзя к тому, что ты говоришь, относиться легкомысленно.

Произведения

  • И. С. Тургенев «Русский язык»
  • А. А. Ахматова «Мужество»
  • Н. Гумилев «Слово»
  • В. Шефнер «Слова»
  • М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
  • И. Ильф, Е. Петров «Двенадцать стульев»
  • Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
  • К. И. Чуковский «Живой как жизнь»
  • М. Кронгауз «Русский язык на грани нервного срыва»

Проблема

Аргументы

Негативные
процессы, связанные с использованием
языка / проблема сохранения чистоты
языка

Л.Н. Толстой
«Война и мир».
В знаменитом своими
вечерами доме Анны Павловны Шерер не
услышишь русскую речь. Великосветское
общество в то время разговаривало на
смеси русского и французского, их
речь  пестрила штампами, которые
лишь обедняли русский язык.

Положительные
процессы, связанные с изменением
языка.

1) И. Абелева в книге «Речь о речи». В
жизни идет нескончаемая череда
поколений. Каждое новое поколение
несло с собой свой временный опыт,
закрепляя его в языке. Если бы язык не
развивался, а воспроизводил лишь
прежние образцы, человечество не имело
бы истории. Язык движется сквозь
пространство и время, сохраняя в памяти
человечества все, что познано
предшественниками.

2) Американский философ Ралф Эмерсон
однажды сказал: «язык – это город,
на построение которого каждый живший
на земле человек принес свой камень».

Духовное
совершенствование человека

1) Л.Н. Толстой «Война и мир».В
основе множества сюжетов об Андрее
Болконском, Пьере Безухове, Наташе
Ростовой – духовные искания, попытки
определения своего места в жизни, что
ведет, непосредственно к
самосовершенствованию, нравственному
взрослению (Болконский и Безухов –
испытания на войне, Ростова – любовь
к Болконскому, его смерть).

2) Достоевский «Преступление и
наказание»
. Раскольников  проходит
огромный путь от уверенного в своей
правоте человека, человека-одиночки
к  социально развитой личности, в
чем ему особенно помогает Библия,
которую он читает, будучи в заключении.

Приобщение
людей к чтению, роль книги в жизни
человека

Чингиз
Айтматов
в одном из своих художественных
произведений писал, что  книга
«выступает одним из звеньев в духовной
связи людей, заставляет их возвращаться
к своим истокам, контактировать с
настоящим, прошлым и будущим», поэтому
так важно приобщаться к чтению.

Низкое
качество современной литературы

Рассуждая
о вкусах читателей, которые выбирают
в качестве настольной книги произведения
Достоевского, Пушкина, Толстого, Чингиз
Айтматов
надеется на то, чтобы не
было плохих книг, чтобы не разрушалось
то представление, которое создается
после прочтения творений классиков.

Проблема
духовности в современном мире

Ф.М.
Достоевский «Преступление и наказание»
.
Петербург Достоевского  – это
город-гигант, в котором люди постепенно
утрачивают все лучшие душевные
качества. Картины нищеты, надругательство
над личностью, человека ожидают
социальные и материальные тупики,
порождающие трагедии. Отсутствие
такой категории, как духовность,
приводит к безысходности.

Проблема
нравственной прочности человека,
совести

Ф.М.
Достоевский «Преступление и наказание».
В центре романа – преступление,
идеологическое убийство. Попытка
ответить на вопрос – имеет ли человек
моральное право преступить закон,
выше ли он других людей? Раскольников
преступил закон, свою совесть,
нравственные устои. Но душевные муки,
страдания усугубляются в момент
убийства и многократно увеличиваются
после него.

Проблема
назначения искусства, понятие о
шедевре, его роли в жизни человека

М.А. Булгаков
«Мастер и Маргарита».
В романе
представлены два направления –
писатели МАССОЛИТА, которые «творили»
на заказ, и Мастер, который создал
настоящий шедевр. Недаром в конце
романа Воланд говорит: «Рукописи не
горят!».

Проблема
ощущения родины, памяти о ней, родном
доме

Л.Н. Толстой «Война и мир».Обстановка
в доме Ростовых – радушие и гостеприимство,
теплота взаимоотношений и такт. А это
так часто необходимо человеку –
чувствовать, что  есть место, где
тебя любят и ждут, где ты отдыхаешь
сердцем и душой.

В.Г. Распутин «Прощание с Матерой»– живущие на Матере старики понимают,
что такое родина. Они связывают это
понятие с памятью, совестью, верой.
Затопив остров, люди лишают этих
стариков корней, связи с прошлым, с
домом.

А.С. Пушкин «Зимнее утро», «Осень».
Пушкин стремился донести до сознания
читателей, что возможны новые отношения
человека с природой. Природа помогает
преодолеть повседневность. Обнаруживая
элементы красоты и поэзии в пейзаже,
мы начинаем испытывать светлые чувства:
радость, нежность, любовь, спокойствие,
умиротворение.

М.Ю. Лермонтов «Родина».Навоевавшись
на Кавказе, Лермонтов понял, насколько
он любит родину. Он рисует русскую
деревню печальной, но выделяет главную
ее черту – гостеприимность. В ней
любой путник найдет ночлег. Лермонтов
принимает Россию такой, какая она
есть.

Нравственная
проблема ответственности людей за
сохранение природы (экология)

В. Астафьев в повести «Царь-рыба»говорит о необходимости возвращения
к природе. Вопросы экологии непосредственно
связаны с биологическим и духовном
выживании человека (на примере
браконьера). Раз Игнатьич совершает
зло,  значит, он допускает существование
зла везде.

В.Г. Распутин «Прощание с Матерой»
экологическая проблема. Ставит
вопрос: может ли человек управлять
природой, например, повернуть русло
реки и затопить остров, не нанеся урон
окружающему. Ответ – нет, ничто не
проходит бесследно. Они рушат жизни
жителей Матеры, рушат ее  флору и
фауну, изменяют климат, а это
безнравственно.

Проблема
памяти о детстве

Л.Н. Толстойпосвятил целую трилогию теме детства
– «Детство», «Отрочество», «Юность»,
где пытается проследить этапы своего
взросления, становления как личности.

Взаимоотношения
человека и природы, красота природы

Ф.И. Тютчев, лирика.  Человек у
него – частица природы, а природа
разнообразна в своих проявлениях.
Трудно уловить, где кончается пейзаж
и где начинается раздумье о человеке.

С.Есенин, лирика. Есенин –
единственный среди русских лириков
поэт, в творчестве которого невозможно
выделить стихи о родине в особый
раздел. Как писал сам поэт: «Чувство
родины – основное в моем творчестве».
Образ родины неотделим от образа
природы, который представлен в
космическом плане. Человек – это
частичка природы.

Проблема
понимания красоты

Солженицын «Матренин двор».Понятие
внутренней красоты. Недаром произведение
заканчивается словами: «Не стоит село
без праведника». Его духовное богатство,
щедрость, бескорыстность говорили о
ее духовом богатстве.

Л.Н. Толстой, А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевскийговорили о красоте женщины, которая
способна изменить, нравственно 
возродить мир.

Современное
телевидение

Ю.Тимошин
«Враг русской молодежи – современное
телевидение».
Телевизор – враг
человека желающего быть свободным.
Кривые телезеркала умышленно меняют
привычные, веками складывающиеся,
законы Национальной жизни, формируют
ложные идеалы, искажают правильное,
с позиции добра и истины, восприятие
событий, создают “виртуальную
реальность”… Телевизор стал основным
средством манипулирования сознанием,
а значит, основным средством
“расчеловечивания человека”. Телевизор
разрушает личность, духовно порабощает,
ослабляет внимание и волю, и приводит
как бы в наркотическое состояние. Это
можно отнести как к отдельному человеку,
так и в целом к обществу. По признанию
доктора психологических наук В.
Лебедева, телевидение и “пресса может
сделать так, что в транс впадет вся
страна”.

Проблема
дружбы

1) Испытание дружбой проходят многие
герои русской литературы. Так, постоянно
чувствует поддержку апатичный,
меланхоличный Обломов со стороны
Штольца в романе «Обломов»
Гончарова
.

2) Подружились столь разные, на первый
взгляд, Базаров и Аркадий Кирсанов
Отцы и дети»).

3) А.С. Пушкин («19 октября», «19
октября 1827», «Друзьям»)
. Это любимая
тема Пушкина. Дружбу он понимал не
только, как отношения, возникающие
между людьми. Дружба – это целый круг
людей, близких по судьбе, это братство,
союз:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Этими словами он подчеркивает гармонию,
красоту, свободу, лежащие в основе
союза, его прочность. Дружеское участие,
поддержка для Пушкина – высшее
проявление человечности, требующие
мужества, воли, готовность исполнить
долг.

Проблема
любви

Ф.И. Тютчев, лирик. Любовь у него
двойственна. С одной стороны, это
«очарованье», «чудесный плен», «союз
души с душой родной», а с другой –
борьба неравных двух сердец, буйная
слепота.

Достоевский «Преступление и
наказание
». В эпилоге романа
происходит возрождение, прозрение
Раскольникова через веру и любовь к
Соне.

А.А. Ахматова, поэма «Реквием», в
которой она описывает ужасы 17 месяцев,
когда она простояла около тюрьмы,
ожидаю хотя бы какую-то весточку о ее
сыне. Здесь поднимается тема родительской
любви.

Лирика Пушкина («Я вас любил», «Я
помню чудное мгновенье»)
. Пушкин
рассматривает любовь как чувство
преходящее. Он не искал вечной любви,
вечной для него была только потребность
любить. Любовь дает возможность
испытывать полноту жизни, чувство
прилива творческих сил.

Проблема
ревности

Вильям
Шекспир «Отелло
». Ревность – это
разрушительная сила, которая способна
разрушить даже самые крепкие узы,
светлые чувства между людьми. Она
способна довести человека до крайности.
Недаром, Отелло под воздействием
беспочвенной ревности убил Дездемону
– любовь всей его жизни.

Проблема
выбора жизненного пути

1. И.А. Гончаров, роман «Обломов».
Главная тема – судьба молодого
поколения, ищущего свое место в жизни,
но не сумевшего найти верный путь.
Автор показывает, как безволие,
неспособность к труду русского помещика
Ильи Обломова превращают его в
бездельника и праздного лежебоку.

2. А.С. Пушкин, роман в стихах «Евгений
Онегин
». Жизнь дворянина не обременена
заботами, но Евгений Онегин пытается
найти свой путь в жизни. Он смог
отказаться от стереотипов светского
поведения. Его считают странным, но
эта черта – протест против социальных
и духовных догм. Онегин ищет новые
духовные ценности, новый путь.

Проблема
героизма и предательства

В. Кондратьев, повесть «Сашка».
Сашка голыми руками схватил немца –
тема подвига на войне, когда человек
не думает о собственной жизни.

В.Астафьев, повесть «Пастух и
пастушка
». Борис совершает подвиг,
но автор пытается проникнуть в душу
героя в этот миг, и мы видим, что Борис
боится, но тем не менее бросается под
танк с гранатой.

Проблема
отцов и детей, современной молодежи

1) А.Н. Островский, драма «Гроза».
В лице представителей двух групп
провинциального города Калинова он
показал, как старый уклад жизни
(Кабаниха и Дикой) начинает рушиться
под воздействием требований новой
жизни (Катерина, Борис, Варвара).

2) И.С. Тургенев, роман «Отцы и дети».
Базаров  – представитель нового
мировоззрения, в основе которого лежит
отрицание общественных норм, правил
– и старшее поколение Кирсановых –
люди «старого века». Между ними
невозможно примирения и единства.
Столкновение неизбежно.

Культура
жизни и быта, проблема становления
личности в зависимости от жизненных
условий

А.Н. Островский (драма «Гроза»).Понятие «Темное царство», представителями
которого являются Дикой и Кабаниха.
Дикой – власть денег, грубость, брань.
Кабаниха – воплощение деспотизма,
прикрытого ханжеством. Для нее не
существует любви, материнских чувств
к своим детям.

Д.И. Фонвизин, комедия «Недоросль». 
Воспитание зависит от среды, быта,
условий формирования молодого
поколения. В те времена царила мысль
о воспитании просвещенного дворянина.
Митрофанушка – главный герой комедии
«Недоросль» – занимался науками, но
вопреки всему не стал образованным,
интеллигентным. Почему? Наверное,
потому, что вначале нужно воспитывать
добродетель, позаботиться о душе, а
потом уже об уме.

Проблема
интеллигентности

Б. Пастернак, роман «Доктор Живаго».Невозможность интеллигентного человека
проявить себя в этом мире. Противоречие
богатого внутреннего мира и обезличенного
внешнего, где выгоднее быть, как все.

Л.Н. Толстой «Война и мир» —Болконский, Безухов – интеллигенты,
но им трудно жить в этом мире, т.к. они
люди думающие, рефлексирующие.

А.С. Грибоедов, комедия «Горе от ума».В ней поднимается проблема непонимания
нового поколения интеллигенции.
Чацкого в компании почитали сумасшедшим.
Фамусовское общество связывает это
с просвещением. Книги, которые читал
Чацкий, формировали ум, развивали
мысль, но несли свободомыслие. Такой
ум страшен для поколения консерваторов.
Страх порождает сплетни, поскольку
бороться другими средствами это
общество не в силах.

Человек и
война

Л.Н. Толстой «Война и мир».Автор
показывает, что война была бессмысленной
и бесполезной, она велась за пределами
России, смысли и цели ее были непонятны
русскому человеку. Сила духа, стойкость
русского солдата может спасти армию
почти в безвыходном положении.

Любоеиз: Кондратьев «Сашка»,
Астафьев «Пастух и пастушка», Твардовский
«Василий Теркин». Показывается
бессмысленность, жестокость войны.
Человеческая жизнь обесценивается.

Проблема
одиночества человека в современной
мире.

М.Ю. Лермонтов
«Герой нашего времени
». Одинокими
обычно становятся те, кто по каким-либо
причинам не принимает общество, законы
жизни и т.д. Печорин незауряден, поэтому
он всегда одинок. Его не могут понять,
от этого он старается отгородиться
от всего мира. Печорин пытается
реализовать себя, но эти попытки
оборачиваются страданиями и потерями.

  • Произведения про предательство для сочинения
  • Произведения про ответственность для сочинения
  • Произведения про науку для сочинения
  • Произведения про мечту для сочинения
  • Произведения про материнскую любовь аргументы к сочинению