Произведения про смысл жизни для сочинения

  • Сочинения
  • Свободная тема
  • Проблема смысла жизни человека

Сочинение Проблема смысла жизни человека (итоговое с аргументами и примерами из литературы)

Иногда людям требуются годы на поиск ответа на вопрос: «В чём смысл его жизни». Однако каждый отвечает на него по-разному, это зависит от личных приоритетов и ценностей. Писатели-классики отечественной литературы неоднократно поднимали проблему смысла жизни человека в своём творчестве. Обратимся к роману-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир».

Н.Г. Чернышевский обозначил психологизм в произведениях Толстого термином «диалектика души». Писатель детально изображал духовное развитие и изменения психологического состояния героев. Они находились в постоянном движении и переживали внутренние переломные моменты, влияние на которые оказывали, в особенности, внешние события.

Условно автор делит героев на «любимых» и «нелюбимых». Первые внешне выглядят некрасивыми, но при этом находятся в постоянном движении и самосовершенствовании. Вторые же отличаются эгоистичностью и лицемерием, обладая только внешней красотой.

Ярким примером «любимого» персонажа является Наташа Ростова. В начале произведения героиня предстаёт перед читателями обаятельной и жизнерадостной девочкой. Своей энергией она делится с окружающими. Стоит обратить внимание на эпизод, когда Николай Ростов проиграл крупную сумму в карты Долохову: он пребывал в унынии, но когда Николай услышал пение сестры, то к нему вернулась надежда, вера в свои силы, ему захотелось подпевать. Но, несмотря на свои хорошие качества, Наташа на тот момент была совсем неопытна. Например, она по глупости отвечает взаимностью на ухаживания Анатоля Курагина. А Андрея Болконского, с которым Ростова должна была пожениться, предательство Наташи сильно ранит: «…я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить». Однако героиня признаёт свою ошибку и раскаивается в содеянном. А во время бегства семьи Ростовых из Москвы, она решается на отважный поступок: героиня уговаривает семью отдать подводы, предназначенные для перевозки вещей, раненым. Так, Наташа ставит цель не только жить в любви и счастливо, но и заботиться о мире и окружающих, в чём выражается её патриотизм.

Личность Андрея Болконского тоже показана в постоянном развитии. Если изначально он восхищается самой персоной Наполеона, то потом он разочаровывается в прежних идеалах. Особым переломным моментом в его жизни стало Бородинское сражение. К нему приходит осознание, что победа зависит не столько от схем и планов, сколько от общего духа народа и случайностей. Получив ранение и находясь при смерти, Андрей познаёт «божескую любовь», называя её «сущностью души» и прощает Наташу.

Получается, что на протяжении всего сюжета «любимые герои» Толстого меняют смысл своей жизни, но для этого они вынуждены преодолеть ряд испытаний.

Таким образом, Л.Н. Толстой подробно раскрывает проблему смысла жизни человека через систему образов героев.

Итоговое

Также читают:

Картинка к сочинению Проблема смысла жизни человека

Проблема смысла жизни человека

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Память и забвение

    Известный писатель Леонид Зорин отмечал: «Память может и подвести, зато забвение — безотказно». Подобное утверждение одобрят выдающиеся личности. Порой люди или ситуация задерживается в памяти других поколений

  • Печорин в системе женских образов романа Герой нашего времени сочинение

    В 1940 году Михаил Юрьевич Лермонтов написал свой знаменитый психологический роман «Герой нашего времени». Главный герой этого произведения Григорий Печорин, житель Петербурга

  • Философская лирика Заболоцкого сочинение

    По-моему, вся лирика Заболоцкого является философской. Даже если в стихотворении просто показан пейзаж, не поднимаются «вечные» вопросы…

  • Сочинение Ёлочка-красавица

    Как известно, лес — это прекрасное место, которую обладает необъяснимой притягательностью для каждого, кто хоть раз был тут. Он приобретает определенный шарм во все времена года, однако именно зимой его запоминают больше всего.

  • Сочинение по произведению Станционный смотритель Пушкина

    «Станционный смотритель» повесть о человеке, который служил на постоялом дворе, по-нашему это вокзал. Тут путешественники меняли лошадей, так же могли перекусить отдохнуть и трогаться дальше. Помогала станционному смотрителю его дочь Дуня.

изображение Проблема смысла жизни человека

На чтение 20 мин Просмотров 10.5к.
Обновлено 10 декабря, 2020

Многие из нас нередко размышляют над вопросом «В чем заключается смысл жизни?», над которым предлагает сегодня задуматься и команда Литероведа, поэтому собрала аргументы из жизни и литературы по данной теме, чтобы помочь аргументировать собственное мнение. Данная работа поможет в написании не только итогового сочинения по направлению «Разговор с собой», но и сочинения-рассуждения ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.

Содержание

  1. Проблема
  2. Отношение автора к проблеме
  3. Аргументы
  4. Синонимы к слову смысл
  5. Синонимы к слову жизнь
  6. Эпитету к слову смысл
  7. Эпитеты к слову жизнь
  8. Аргументы из литературы
  9. Аргументы из жизни
  10. Аргументы из народной мудрости
  11. Афоризмы

Проблема

В чем человек видит смысл жизни?

Отношение автора к проблеме

Смысл жизни – это все то самое важное, к чему стремится человек, в чем он видит свое предназначение, чем наполняет свою жизнь. В зависимости от нравственных ценностей, заложенных в людях, они по-разному видят и понимают смысл жизни. Для многих это служение людям, обществу, отечеству, а для кого-то – богатство и власть, любовь.

Аргументы

  1. Каждый человек по-своему понимает смысл жизни.
  2. Смысл жизни для многих людей заключается в любви.
  3. Смысл жизни может заключаться в искреннем служении людям.
  4. Многие люди видят смысл жизни в саморазвитии.
  5. Смыслом жизни для многих женщин является материнство.
  6. Смыслом жизни жадных, меркантильных людей являются материальные ценности.
  7. Есть люди, которые видят смысл жизни в единении с природой.
  8. Понимание смысла жизни приходит не сразу.
  9. Человеку приходится тратить время на поиск смысла жизни.

Синонимы к слову смысл

Ценность, выгода, значение, коннотация, денотат, резон, подтекст, семема, идея, сущность, предназначение, содержание.

Синонимы к слову жизнь

Питание, долгоденствие, действительность, существование, житье,  биография,  оживление, практика, живот.

Эпитету к слову смысл

Здравый, человеческий, всякий, магический, скрытый, подспудный, истинный, изначальный,  глубокий, обычный, тайный, особый, духовный,  определенный, заключенный, сакральный, общий, таковой, новый, иной, таинственный, некий, другой, настоящий, буквальный, двойной, высший, глубинный, ужасный, символический, высокий, главный, зловещий, физический, единственный, разный, прямой, подлинный, большой, подлинный, практический, сокровенный, немой, первоначальный, широкий,  известный, понятный, ясный, конкретный, переносный, основной,  политически, конкретный, мистический, потаенный, собственный,  страшный, полный, точный, второй, реальный, внутренний, важный,  простой, философский, великий, художественный, идейный, абстрактный, сомнительный, элементарный, туманный, замаскированный, нравственный,

Эпитеты к слову жизнь

Новая, личная, собственная, семейная, одинокая, интимная, драгоценная, городская, человеческая, долгая, недолгая, веселая, трудная, тихая, серая, скучная, невыносимая, счастливая, спокойная, достойная, частная, мирная, повседневная, бурная, тяжелая, супружеская, мирная, военная, классная, школьная, светская, реальная, загробная, литературная, замкнутая, историческая, невыносимая, полевая, двойная, студенческая, кипучая, столичная, здешняя, провинциальная, внутриполитическая, курортная, благополучная, довоенная, благочестивая, бродячая, окопная, фронтовая, монашеская, внеземная, греховная, развеселая, закулисная, трудовая, труженическая, горемычная, жалкая, неблагоустроенная, нервная, нескладная, мудрая, легендарная, многорадостная, содержательная, чудная, широкая, блаженная, беспечальная, безотрадная, лютая (простореч.), скитальческая, полуголодная, суматошная (разг.), праздничная, аскетическая, безликая, мещанская, бескрасочная, докучная, безалаберная, дремотная, паразитическая.

Аргументы из литературы

  1. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание». Как мы уже сказали выше, люди по-разному понимают смысл жизни и зависит это понимание от внутреннего содержания личности. Душевный, милосердный человек никогда не будет гнаться за материальными ценностями, смыслом жизни для него станет помощь людям или обществу, служение им. Соню Мармеладову – героиню романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского — знают многие читатели как девушку внешне хрупкую, слабую, беззащитную, с небольшим, будто детским, личиком, невысокого роста. Но в этой слабой девушке заключена огромная внутренняя сила, безграничная доброта и милосердие. Соня – одна из немногих, кто не мыслит своей жизни без помощи ближним, не умеет жить только для себя, думать о своих желаниях. В ее сердце горит огонь любви к людям. Когда ее отец из-за пьянства лишился работы, и семья стала нуждаться, Соня, забыв о себе, о гордости и счастливом будущем, бросилась на помощь своим родным. Ей приходилось терпеть немало унижений, страданий, но ради отца, мачехи и ее детей она стойко выносила все тяготы. Познакомившись с Родионом Раскольниковым и узнав историю его жизни, девушка помогает и ему. Разговорами о Боге, о душе и вере она поддерживала его, облегчала страдания, мучения совести. Соня направляет его на правильный путь, указывает выход из создавшейся ситуации. Именно она, Сонечка Мармеладова, советует герою покаяться в совершенном преступлении и попросить прощения у народа на перекрестке. Благодаря героине Раскольников избавляется от мучительных уколов совести. После суда над ним Соня, оставшаяся без родных, едет с Раскольниковым в Сибирь, чтобы быть рядом, помогать ему, поддерживать. Ее доброта, умение сочувствовать, сопереживать, подставлять плечо нуждающимся не позволяют ей наполнить жизнь другим смыслом, кроме служения людям, близким и любимым.
  2. М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы». Герои М.Е. Салтыкова-Щедрина – особенные герои. У каждого из них свой характер, свои цели в жизни и приоритеты. Арина Петровна Головлева – главная героиня романа «Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина. Она, бесспорно, относится к той категории людей, которые не способны посвятить себя, свою жизнь другим людям, даже самым близким и родным. Арина Петровна была женщиной властной, держала в руках все хозяйство, не доверяя это дело «мужу-балбесу», с которым прожила сорок лет в несчастливом браке. Мужа своего Владимира Михайловича Головлева она презирала, детей считала обузой, внучек,  Анниньку и Любиньку, которые остались сиротками после смерти матери, называла щенками. И хотя она воспитывает девочек, является их опекуном, но их не любит, при любом случае упрекает в том, что они висят на ее шее камнем. Смысл жизни для госпожи Головлевой заключается  в богатстве и безграничной власти. Она требует даже от своих взрослых детей полного послушания. Каждый свой шаг, поступок необходимо сверять с ней. Всю свою жизнь героиня посвящает накоплению и увеличению богатства. Она фанатично гонялась за приобретением благ. Ее погреба и амбары забиты продуктами и другими богатствами, бывает, испорченными, так как к свежим запасам продуктов хозяйка не прикасалась, пока не заканчивались старые. Жила она скромно, всю семью держала впроголодь, ради того чтобы сэкономить копейку. За сорок лет брака госпожа Головлева увеличила состояние в несколько раз. Если в самом начале супружеской жизни у четы было только сто пятьдесят крепостных крестьян, то за время супружества стало четыре тысячи. Но не желала останавливаться на достигнутом Арина Петровна, ей хотелось всего больше и больше. Но, наверное, ни разу она не задала себе вопросы, зачем ей все это и правильно ли она поступает. Ни деньги, ни богатства не принесли ей счастья, она умирает в одиночестве, никем не любимая и никому не нужная.
  3. А.С. Пушкин «Борис Годунов». Каждый человек по-своему смотрит на мир, ставит перед собой лишь для него одного понятные цели и задачи. В трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов» один из главных героев – летописец Пимен, посвятивший свою жизнь важному и нужному делу, «дару, завещанному Богом». В произведении мы видим его монахом Чудова монастыря в Москве, кротким и смиренным старцем, которого, по его мнению, Бог наградил счастливым даром: научил понимать написанное и самому писать, подарил хорошую память и долгую жизнь. Автор наделяет его чертами русских летописцев. Пимен обладает ярким творческим талантом, умеет объективно и трезво рассуждать и делать правильные выводы. Летописца глубоко волнует судьба русского народа. В прошлом он был свидетелем событий при царском дворе, участвовал в ратных делах, успел насладиться радостями мирской жизни. Он многое успел повидать и к монашеству пришел уже в зрелом возрасте, когда понял всю суетность и никчемность своей жизни. Рассказ о событиях, свидетелем которых стал герой, ложится на бумагу. В тесной келье он работает над летописью, своеобразным посланием будущим потомкам, пытается отразить события прошлого правдиво и полно. В этом труде заключается для него смысл жизни. Для Пимена летописание – это не только любимое дело, которым он занимается и днем, и ночью, но и высокий гражданский долг. В приходе к власти Бориса Годунова через убийство настоящего наследника он видит огромное зло, которое не принесет никакой пользы ни цареубийце, ни русскому народу, допустившему такой грех. Он осуждает Годунова, переступившего через волю Бога, и искренне скорбит о невинно убиенном царевиче Дмитрии, ставшем жертвой коварного человека. Летописец всем сердцем желает, чтобы новые поколения не совершали ошибок, поэтому, чувствуя, что его силы на исходе и скоро наступит время покидать этот мир, он торопится завершить свой труд, ставший делом и смыслом его жизни.
  4. И.А. Бунин «Грамматика любви». Многие литературные герои находят смысл жизни в большой, искренней и чистой любви. Это волшебное чувство помогает им не только жить, но и делать важные для себя открытия. Об этом не раз писали великие писатели и поэты, которые знали о любви, наверное, больше, чем обычные люди. Рассказ И.А. Бунина «Грамматика любви» — это не просто история о бескрайнем, всепоглощающем чувстве помещика Хвощинского к горничной Лушке, но и своеобразный гимн лебединой верности, рассказ о высокой, трагической, нежной любви. У молодого человека было, казалось все, что нужно для счастья, но появилась Она, простая горничная, и все в жизни  для барина изменилось. Влюбленные не смогли быть вместе, но после ее смерти для любящего всей душой героя вся его жизнь сосредоточилась в маленькой комнатке, в которой раньше жила его возлюбленная, и которая сейчас стала для него кельей, его Вселенной. Там, в маленьком мирке, барин изучал грамматику любви, ее тайны и загадки по небольшой книжке, ставшей для героя настоящим молитвенником. Днем он читал «Грамматику любви, или Искусство любить и быть взаимно любимым», а ночью хранил ее под своей подушкой. За десятилетия страницы потрепались, но все же сохранили пометки, сделанные рукой героя, и четверостишие, написанное Хвощинским, наверное, уже перед смертью. В нем он словно дает наказ потомкам, жить в любви, рассказать о ней своим детям и внукам, потому что любовь – это поистине великое чувство, которое, однажды сразивши сердце человека, навсегда остается в нем. Герой прожил свою жизнь, отрекшись от мира, его суетности, лелея в душе воспоминания о возлюбленной. Писатель утверждает, что даже смерть не может убить любовь, остановить влечение души. Для любви не существует ни границ, ни расставаний, но, к сожалению, это чувство быстротечно и неуловимо. Счастливы те, кто понял ее ценность и наполнил ею свою жизнь.
  5. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба».  Некоторые художественные произведения отечественных классиков подтверждают, что смысл жизни может заключаться в служении Отечеству, в защите родной земли от врагов. Историческая повесть «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя воскрешает события XVI-XVII веков, воспроизводит атмосферу  Запорожской Сечи. Главный герой повести – славный козак Тарас Бульба, живое воплощение народного характера. Смысл его жизни – защита родного края от польских панов, для которых земли козаков являлись лакомым кусочком, который они пытались вырвать из рук настоящих хозяев. Тарас Бульба люто ненавидит врагов, мстит за всех угнетенных. Его образ будто списан автором с былинных богатырей, защитников русской земли. Герой – настоящий патриот, душа которого горит за родную землю, за судьбу и будущее козаков, поэтому он надолго оставляет свой дом, жену, высохшую и постаревшую раньше времени от горя и страданий, и уезжает в Запорожскую Сечь, где обосновались козаки. Среди них герой прослыл мудрым и отважным полководцем, державшимся козацкого товарищества, верным национальным обычаям.  Своих сыновей, Остапа и Андрия, он тоже хочет привлечь к общему делу, поэтому сразу после окончания бурсы привозит в Сечь и посвящает их в ее законы и традиции. Как отец, он хочет гордиться своими сыновьями, желает, чтобы они тоже, как и он, видели смысл своей жизни в борьбе за правое дело, за свободу и счастье своего народа. Когда он видит, каковы Остап и Андрий в бою, то радуется, что сумел воспитать достойных защитников, которые не боятся вражеской сабли, не спрячутся за спины других, а смело и мужественно ведут себя в схватке с врагом. Горько и стыдно его отцовскому сердцу было, когда один из его сыновей ради любви предал своих товарищей, родную землю и перешел в стан врага, не смог он простить такого выбора сыну, поэтому, не дрогнув, убил Андрия со словами, что он породил его, он и убьет.
  6. Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо». Интересна история жизни Гриши Добросклонова, рассказанная поэтом Н.А. Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Сын простого дьячка, бывшего беднее самого бедного крестьянина, он рано познал бедность, нужду, голод и холод. Мальчик  рано остался без материнской ласки и заботы, а отец, сам вечно голодный, хотя и хвалился  наследниками, но все же часто забывал о сыновьях, Грише и Савве, поэтому братьев подкармливали крестьяне, которым те платили посильной работой. Гриша был умным юношей, он учился в семинарии, где тоже пришлось хлебнуть лиха: приходилось голодать и мерзнуть, жить в суровых условиях. С детства наблюдательный и сострадательный, он видит, как трудно живется простым крестьянам. Он много думает и об их жизни, и о своей судьбе и мечтает о том, чтобы поскорее наступили такие времена, когда всему простому народу будет хорошо и вольготно жить. Юноша признается, что ему не нужны ни золото, ни серебро, он просит Бога только об одном, чтобы всей вахлачине, которая когда-то кормила и поила его, жилось свободно и весело. Он готов отдать жизнь за светлое и счастливое будущее крестьян. Гриша Добросклонов уходит в поля, на луга, чтобы в тишине природы размышлять о том, как вывести народ из вечного рабства, беспросветной нужны и безрадостной жизни. Там, на лоне природы, он сочиняет песни, которые потом поет своим односельчанам. С малых лет он слышал от них мотивы, наполненные страданиями, слезами и невыносимой мукой, поэтому стремится, чтобы его оптимистичные песни вытеснили из их памяти «Голодную», подняли дух крестьян, придали им силы для борьбы за свои права. Гриша готов вести народ за собой, его не пугает ни ссылка, ни каторга. Именно в этом он видит смысл своей жизни, желает жить для своего народа, служить ему, приносить пользу.

Аргументы из жизни

  1. Быть женой и матерью беречь домашний очаг – главное предназначение женщины, поэтому многие из прекрасной половины человечества видят смысл жизни в материнстве, в детях. Семью, о которой я хочу рассказать, в деревне знают все. В ней шестеро детей. Мама – простая женщина, труженица. У нее нет высшего образования, современных модных нарядов, дорогой косметики. Она никогда не ездила на море отдыхать, не бывала за границей, зато у нее есть доброе сердце, в котором живет огромная любовь к семье, к детям. Вся ее жизнь крутится вокруг детей, а сейчас уже и внуков тоже. Нужно сказать, что из шестерых детей трое не являются ей родными по крови. Валентина Ивановна вышла замуж за вдовца с тремя дочерями, самой младшей из которых было от рождения всего несколько месяцев. Сама она на тот момент тоже была вдовой с двумя детьми, а потом в браке с новым мужем родилась их общая дочь Анна. С той поры, когда она перешагнула порог его дома, чтобы стать полноправной хозяйкой и заменить девочкам умершую мать, прошло почти три десятка лет. Те девочки давно выросли, успели выйти замуж и уже сами воспитывают детей, но во время отпуска или на праздники всегда спешат к той, которая стала для них настоящей мамой: вырастила, воспитала, не спала по ночам, когда они болели. Никогда женщина не разделяла на своих и чужих, всем хватало ее материнской ласки, мудрости, доброго совета. Во всех шестерых вложила частичку своей души. Теперь видит свое счастье во внуках. Самого старшего из них воспитывает с пеленок, провожала в школу, гордилась им, когда получил аттестат, проводила в армию. Глядя на эту спокойную, мудрую женщину, понимаешь, что смысл ее жизни в семье, в детях. Не будь их – жизнь казалась бы для Валентины Ивановны пустой и никчемной.
  2. И снова о нем, о любимом русском поэте и писателе А.С. Пушкине, жизнь и творчество которого являются предметом исследования многих литературоведов, критиков. В чем классик русской литературы  видел смысл своей жизни? Мне кажется, ответ на этот вопрос читатели находят в его произведениях. Вся его жизнь – беспрестанное творчество. Ни один день не обходился без новых строчек. Некоторые рождались молниеносно, а другие заставляли возвращаться к ним снова и снова, до тех пор, пока не оттачивались так, как хотелось автору.  Его поэзия и проза учат любить природу, видеть в ней все прекрасное, восхищаться ее неповторимостью и хрупкостью. В любом времени года, в любом времени суток, явлении приходы поэт находил свою прелесть. Писал он и о любви, воспевая это неповторимое чувство, обоготворяя ту, кто владел его сердцем и кому он адресовал свои трогательные строчки. И сейчас чуть ли не весь мир повторяет его строчки «Я помню чудное мгновенье…».  Видя страдания народа, поэт не мог не рассказывать о тяготах жизни крестьян, о воле и свободе и их необходимости для каждого человека независимо от его социального статуса. Невозможно не сказать о произведениях с исторической основой, в которых автор высказывает свой взгляд на многие события прошлого, а также исторических личностей. Его сказки становятся для каждого из нас своеобразным билетом в детство. Стоит только открыть книгу, как сразу переносишься в мыслях в счастливую и незабываемую пору жизни. А.С. Пушкина невозможно не любить и забыть. Ведь он все делал для нас, своих читателей. Смысл жизни поэта и писателя – в его творчестве, которое приносило и продолжает приносить читателям не только наслаждение прекрасным слогом, но и огромную пользу, преподает отличные уроки.

Аргументы из народной мудрости

  1. «Жизнь без любви похожа на год без лета», — говорится в русской пословице. В ней имеется в виду, что смысл жизни должен заключаться в любви, так как без нее жизнь похожа на год без лета.
  2. «Жизнь — это лестница, где некоторые поднимаются, а другие падают», — гласит русская пословица. Наши предки сравнивали жизнь с лестницей, где некоторые поднимаются, а другие падают. Они намекали, человек должен стремиться подняться выше, победить свои слабости, комплексы, стать мудрее.
  3. «Имущество не продлит жизни, но жизнь улучшит», — говорится в русской пословице. Она утверждает, что материальные ценности не могут продлить жизнь человеку, но значительно улучшают ее качество.
  4. «Жизнь с любовью — счастливая, а без любви — глупая», — говорится в китайской пословице.  Китайский народ считал, что человеку нужно стремиться к тому, чтобы прожить свою жизнь с любовью в сердце, ибо такая жизнь счастливая, а без любви глупая.
  5. «Улыбка принесет вам еще десять лет жизни», — говорится в известной русской пословице, в которой народ советует жить в гармонии с собой и со всем миром, чаще улыбаться, так как улыбка продлевает жизнь на десять лет.
  6. «Живи для людей, поживут и люди для тебя», — советует русская пословица. В ней говорится о том, что смысл жизни человека может заключаться в служении людям, особенно тем, кто нуждается в помощи и поддержке.
  7. «Жил — ни о чем не тужил; помер — и о нем не тужат», — говорится в русской пословице. В ей точно отмечается нашими предками то, что если человек при жизни был эгоистом, ни о ком не переживал, кроме самого себя, значит после его смерти никто и не будет тужить о нем.
  8. «Не хлебом единым жив человек», — гласит русская пословица. Она утверждает, что человеку нужен не только хлеб, но и духовная пища.
  9. «Жизнь без цели — пустая жизнь», — считали наши мудрые предки в пословице. В ней утверждается, что бесцельная жизнь пуста. У каждого человека должна быть цель, к которой нужно стремиться.
  10. «Бодрость, доброжелательность и честность — хорошие компаньоны, чтобы взять их с собой по жизни», — гласит испанская пословица. В ней говорится о том, что спутниками жизни человека должны стать бодрость, доброжелательность и честность.

Афоризмы

  1. «Через осуществление великих целей человек обнаруживает в себе и великий характер, делающий его маяком для других», — считал немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель. По его мнению, человек закаляет свой характер, осуществляя великие цели. А закалившись, он становится маяком для других людей.
  2. «Главный вопрос жизни — не «что я могу получить?», а «что я могу отдать?»», — считал британский военачальник Роберт Баден-Пауэлл. Он утверждал, что человек должен жить прежде всего не для самого себя, а для других и чаще задаваться вопросом, что он может сделать еще для людей.
  3. «Познай самого себя» – прекрасный и полезный совет; жаль только, что древние не догадались указать способ, как пользоваться этим советом», — писал русский писатель и драматург Антон Павлович Чехов. Он считал, что смысл жизни может заключаться в познании самого себя, но жалеет о том, что древние не догадались указать способ познания.
  4. «В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро», — утверждал древнегреческий философ Аристотель. Он видел смысл жизни в служении людям, в стремлении делать добро.
  5. «Задача жизни не в том, чтобы быть на стороне большинства, а в том, чтобы жить согласно с внутренним, сознаваемым тобою законом», — говорил древнеримский император Марк Аврелий. Он утверждал, что человек не должен стремиться жить на стороне большинства, а стараться жить в гармонии со своим внутренним миром.
  6. «Нельзя спрашивать о смысле жизни – этот смысл нужно в нее вложить», — утверждал французский писатель и дипломат Ромен Гари. По его мнению, человеку не нужно философствовать о смысле жизни, нужно наполнить жизнь смыслом.
  7. «Жизнь, пройденная без служения широким интересам и задачам общества, не имеет оправдания», — писал русский писатель, литературный критик и публицист Николай Семенович Лесков. По его мнению, цель и смысл жизни человека заключаеются в служении обществу, народу. Та личность, которая не наполнила свое существование этим смыслом, не имеет оправдания.
  8. «Живущий только для себя – мертв для других», — считал римский мимически поэт Публилий Сир. Он справедливо считал, что тот человек, который живет только для себя, считается не существующим, мертвым и для других.
  9. «Кратчайшее выражение смысла жизни может быть таким: мир движется и совершенствуется. Главная задача – внести вклад в это движение, подчиниться ему и сотрудничать с ним», — писал русский писатель и мыслитель Лев Николаевич Толстой. По мнению классика, главная задача человека – внести свой вклад в развитие и движение общества, мира, жить в сотрудничестве с ними, подчиняться им, а не своим эгоистичным желаниям. 
  10. «Смысл жизни – самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность – вот для чего мы живем», — утверждал английский писатель и поэт Оскар Уайльд. Великий классик английской литературы считал, что смысл жизни заключается в самовыражении, так как любой человек живет для того, чтобы до конца проявить свою сущность.

Проблема смысла жизни человека.

Проблема жизненных ценностей

аргументы к сочинению

   В чём заключается смысл жизни? Зачем человек рождается, живёт и умирает? Неужели лишь за тем, чтобы есть, спать, просто ходить на работу, рожать детей. Почти вся мировая литература стремится дать ответ на два взаимосвязанных философских вопроса «В чём смысл жизни?» и «Какими ценностями должен руководствоваться человек, чтобы прожить жизнь достойно?» 
   Жизненными ценностями называют те представления и идеи, которые становятся главными, определяющими в жизни того или иного человека. Принято выделять материальные и духовные ценности. Опираясь на них, человек строит свою жизнь, свои отношения с людьми.

   Так,%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%

жизненными ценностями представителей «фамусовского общества» стали деньги, связи с вышестоящими по чину, власть и всё, что связано с этими понятиями. В погоне за ними эти люди не останавливаются ни перед чем: подлость, лицемерие, обман, выслуживание перед начальством – всё это излюбленные приемы Фамусова и подобных ему, чтобы добиваться своей цели. Поэтому им так ненавистны свободолюбивые и независимые идеалы Чацкого. Его стремление быть полезным обществу, желание нести просвещение в массы, желание добиваться успеха в жизни только благодаря своим знаниям и умениям вызывают у них непонимание и раздражение. Непонимание в такой степени, что им проще объявить его сумасшедшим, чем хотя бы попытаться вникнуть в его мысли.
   Наташе Ростовой%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%

смысл жизни видится в семье, любви к родным и близким. После свадьбы с Пьером она почти не бывает в свете, всю себя отдав мужу и детям. Но любовь и милосердие Наташи распространяются не только на свою семью. Так, она однозначно выбирает помощь раненым солдатам, находящимся временно в Москве после Бородинского сражения. Она понимает, что у них не хватит сил выбраться из города, куда вот-вот войдут наполеоновские войска. Поэтому девушка без сожаления заставляет родителей отдать раненым повозки, предназначенные для перевозки многочисленных вещей из их дома. Совсем другой выбор делает зять семьи Ростовых – Берг. Для него главное сейчас – нажиться, выгодно купить вещи, которые хозяева рады продать за бесценок. Он приходит к Ростовым с одной-единственной просьбой – дать ему мужиков и телегу, чтобы погрузить приглянувшиеся ему шкафчик и шифоньерку.%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%

перед нами некий богатый человек, цель жизни которого сходна с целями великого множества людей: заработать капитал, жениться, завести детей и умереть в почтенном возрасте. Его существование монотонно, без эмоциональных всплесков, без сомнений и душевных терзаний. Смерть настигает его неожиданно, но она, как лакмусовая бумажка, проявляет всю ценность жизни Господина. Символично то, что если в начале своего морского путешествия герой едет первым классом в роскошных каютах, то назад он, всеми забытый, плывет в грязном трюме, рядом с моллюсками и креветками. Бунин таким образом как бы приравнивает ценность этого человека к существам, всю свою жизнь только и занимающимся что поеданием планктона. Таким образом, по Бунину, судьба Господина из Сан-Франциско и ему подобных символизирует собой бессмысленность человеческой жизни, её пустоту. Жизнь, прожитая без душевных потрясений, сомнений, взлетов и падений, прожитая с единственной целью удовлетворить личные интересы и материальные потребности, ничтожна. Скорое забвение – логическое завершение подобной жизни.

Автор: Парочкина Мария Михайловна

Два года назад эти аргументы я и мои ученики составили к ВариантуС.

1)В чём смысл жизни?

1.Автор пишет о смысле жизни, и мне на ум приходит Евгений Онегин в одноимённом романе А.С.Пушкина. Горька судьба того, кто не обрёл своё место в жизни! Онегин – одарённый человек, один из лучших людей того времени, но он не сделал ничего, кроме зла, — убил друга, принёс несчастье любящей его Татьяне:

           Дожив без цели, без трудов

           До двадцати шести годов,

           Томясь в бездействии досуга,

            Без службы, без жены, без дел

            Ничем заняться не умел.

2.Люди, не нашедшие цели жизни, несчастны. Печорин в «Герое нашего времени» М.Ю.Лермонтова  активен, умён, находчив, наблюдателен, но все его действия случайны, активность бесплодна, и он несчастлив, ни одно из проявлений его воли не имеет глубокой цели. Герой  с  горечью вопрошает себя: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?..»

3.На протяжении всего жизненного пути Пьер Безухов без устали искал себя и истинный смысл жизни. После мучительных испытаний он стал способным не только размышлять о смысле жизни, но и совершать конкретные поступки, требующие воли и решительности. В эпилоге романа Л.Н.Толстого мы встречаем Пьера, увлекающегося идеями декабризма, протестующего против существовавшего общественного строя и борющегося за справедливую жизнь того самого народа, частью которого он ощущает себя сам. В этом органичном соединении личного и народного и есть, по Толстому, и смысл жизни, и счастье.

2)Отцы и дети. Воспитание.

1.Вроде бы Базаров —  положительный герой в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». Умён, смел, независим в суждениях, передовой человек своего времени, но читателей смущает его отношение к родителям, которые сына безумно любят, но он с ними нарочито груб. Да Евгений практически не общается со стариками. Как им горько! И только Одинцовой он сказал прекрасные слова о своих родителях, да старики-то их сами так и не услышали.

2.Вообще, проблема «отцов» и «детей» типична для русской литературы. В драме А.Н.Островского «Гроза» она приобретает  трагическое звучание, так как  выходят из-под слепого повиновения домострою молодые, которые хотят жить своим умом.

А в романе И.С.Тургенева поколение детей в лице Евгения Базарова уже решительно идёт своей дорогой, сметая устоявшиеся авторитеты. И противоречия между двумя поколениями зачастую носят болезненный характер.

3)Нахальство. Хамство. Поведение в обществе.

1.Человеческая несдержанность, неуважительное отношение к окружающим, грубость и хамство имеют прямое отношение к неправильному воспитанию в семье. Поэтому Митрофанушка в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» говорит непростительные, грубые слова. В доме госпожи Простаковой грубая брань, побои  — обычное явление. Вот матушка и говорит Правдину: «…то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится».

2.Грубым, невежественным человеком предстаёт перед нами Фамусов в комедии А.Грибоедова «Горе от ума». Он хамит зависимым людям, говорит ворчливо, грубо, всячески обзывает слуг, не считаясь с их возрастом.

3.Можно привести образ городничего из комедии «Ревизор». Положительный пример: А.Болконский.

4)Проблема бедности, социального неравенства.

1.С  потрясающей реалистичностью изображает Ф.М.Достоевский в романе «Преступление и наказание» мир русской действительности. Он показывает социальную несправедливость, безысходность, духовный тупик, породившие абсурдную теорию Раскольникова. Герои романа – бедные люди, униженные обществом, беднота везде, повсюду страдания. Вместе с автором мы чувствуем боль за судьбу детей. Вступиться за обездоленных – вот что созревает в сознании читателей при знакомстве с этим произведением.

5)Проблема милосердия.

1.Кажется, что со всех страниц романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» обездоленные люди просят нас о помощи: Катерина Ивановна, её дети, Сонечка… Горестная картина образа униженного человека взывает к нашему милосердию и состраданию: «Возлюби ближнего своего…» Автор верит, что человек должен найти свой путь «в царство света и мысли». Он верит,  что придёт время, когда люди будут любить друг друга. Он утверждает, что мир спасёт красота.

2.В сохранении сострадания к людям, милосердной и терпеливой души открывается нравственная высота женщины в рассказе А.Солженицына  «Матрёнин двор». Во всех унижающих человеческое достоинство испытаниях Матрёна остаётся душевной, отзывчивой, готовой прийти на помощь, способной радоваться чужому счастью. Это образ праведницы, хранительницы духовных ценностей. Это без неё, по пословице,  «не стоит село, город, вся земля наша»

6)Проблема чести, долга, подвига.

1.Когда читаешь о том, как был смертельно ранен Андрей Болконский, испытываешь ужас.  Он не бросился со знаменем вперёд, просто не лёг на землю, как остальные, а продолжал стоять, зная, что ядро взорвётся. Болконский не мог иначе. Он, с его чувством чести и долга, благородной доблести, не желал поступить по-другому. Всегда находятся люди, которые не могут бежать, молчать, прятаться от опасностей. Они гибнут раньше других, потому что лучше. И гибель их не бессмысленна: что-то она рождает в душах людей, что-то очень важное.

7)Проблема счастья.

1. Л.Н.Толстой в романе «Война и мир» подводит нас, читателей, к мысли о том, что не в богатстве, не в знатности, не в славе выражается счастье, но в любви, всепоглощающей и всеобъемлющей. Такому счастью нельзя научить. Князь Андрей перед смертью определяет своё состояние как «счастье», находящееся в нематериальных и внешних влияний души, — «счастье любви»… Герой как будто возвращается к поре чистой юности, к вечно живым родникам естественного бытия.

2.Чтобы быть счастливым, надо запомнить пять простых правил. 1.Освободи своё сердце от ненависти – прости. 2.Освободи своё сердце от волнений – большинство из них не сбываются. 3. Веди простую жизнь и цени то, что имеешь. 4.Отдавай больше. 5.Ожидай меньше.

8)Моё любимое произведение.

 Говорят, что каждый человек в своей жизни должен вырастить сына, построить дом, посадить дерево. Мне кажется, в духовной жизни никому не обойтись без романа Л.Н.Толстого « Война и мир». Я думаю, эта книга создаёт в душе человека тот необходимый нравственный фундамент, на котором можно уже возводить храм духовности. Роман является энциклопедией жизни; судьбы и переживания героев актуальны и по сей день. Автор призывает нас учиться на ошибках персонажей произведения и жить «настоящей жизнью».

9)Тема дружбы.

Андрей Болконский и Пьер Безухов в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» — люди «кристально честной, хрустальной души». Они составляют духовную элиту, нравственное ядро до «мозга костей» прогнившего общества. Это друзья, их связывает живость характера и души. Оба ненавидят «карнавальные маски» высшего света, взаимно дополняют друг друга и становятся необходимы друг другу, несмотря на то, что такие разные. Герои ищут и познают истину – такая цель оправдывает ценность их жизни и дружбы.

10)Вера в Бога. Христианские мотивы.

1.В образе Сони Ф.М.Достоевский олицетворяет «Божьего человека», не утратившего в жестоком мире связи с Богом  страстное стремление к «Жизни во Христе». В страшном мире романа « Преступление и наказание» эта девушка  — нравственный  светлый луч, который согревает сердце преступника. Родион исцеляет свою душу и возвращается к жизни вместе с Соней. Получается, что без Бога нет жизни. Так думал Достоевский, так позже писал Гумилёв:

           Есть Бог, есть мир, они живут вовек;

          А жизнь людей мгновенна и убога,

          Но всё в себя вмещает человек,

          Который любит мир и верит в Бога.

2.Герои романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» читают притчу о воскресении Лазаря. Через Соню блудный сын – Родион возвращается к настоящей жизни и Богу. Лишь в конце романа он видит  «утро», а под подушкой у него лежит Евангелие. Библейские сюжеты стали основой произведений Пушкина, Лермонтова, Гоголя. У поэта Николая Гумилёва есть прекрасные слова:

       Есть Бог, есть мир, они живут вовек;

      А жизнь людей мгновенна и убога,

      Но всё в себя вмещает человек,

       Который любит мир и верит в Бога.

11)Патриотизм.

1.Истинные патриоты в романе Л.Н.Толстого « Война и мир» не думают о себе, они чувствуют потребность собственного вклада и даже жертвы, но не ждут за это награды, потому что несут в душе неподдельное святое чувство Родины.

Пьер Безухов  отдаёт свои деньги, продаёт имение, чтобы экипировать полк. Истинными патриотами были и те, кто покинул Москву, не желая покориться Наполеону. Петя Ростов рвется на фронт, потому что «Отечество в  опасности». Русские мужики, одетые в солдатские шинели, яростно сопротивляются врагу, потому что чувство патриотизма для них свято и неотъемлемо.

2.В поэзии Пушкина мы находим источники чистейшего патриотизма. Его «Полтава», «Борис Годунов», все обращения к Петру Великому, «клеветникам России», его стихотворение, посвященное   Бородинской  годовщине, свидетельствуют о глубине народного чувства и силе патриотизма, просвещённого и возвышенного.

12)Семья.

Особые симпатии у нас, читателей, вызывает семья Ростовых в романе Л.Н.Толстого «Война и мир», в поведении которой проявляются высокое благородство чувств, доброта, даже редкая щедрость, естественность, близость к народу, нравственная чистота и цельность. Чувство семьи, которое в мирной жизни свято берут Ростовы, окажется исторически значимым в ходе Отечественной войны 1812 года.

13)Совесть.

1.Наверное, мы, читатели, меньше всего ожидали от Долохова в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» извинения перед Пьером накануне Бородинского сражения. В минуты опасности, в период общей трагедии в этом жестком человеке просыпается совесть. Этому удивлён Безухов. Мы как бы видим Долохова с другой стороны и ещё однажды удивимся, когда он с другими казаками и гусарами освободит партию пленных, где будет и Пьер, когда он с трудом будет говорить, увидев  неподвижно лежащего Петю. Совесть – категория нравственная, без неё невозможно представить себе настоящего человека.

2.Совестливый  — значит порядочный, честный человек, наделённый чувством достоинства, справедливостью, добротой. Спокоен и счастлив тот, кто живёт в ладу со своей совестью. Незавидна участь того, кто разминулся с ней ради сиюминутной выгоды или отрёкся от неё из личного эгоизма.

3.Мне кажется, что вопросы совести и чести для Николая Ростова в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» — это нравственная сущность порядочного человека. Проиграв Долохову большие деньги, он даёт себе слово вернуть их отцу, который спас его от бесчестья. И ещё однажды Ростов удивил меня, когда вступил в наследство и принял все долги отца. Так обычно поступают люди чести и долга, люди  с развитым чувством совести.

4.Лучшие черты Гринёва из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», обусловленные воспитанием, проявляются в минуты суровых испытаний и помогают ему с честью выйти из трудных ситуаций. В условиях бунта герой сохраняет человечность, честь и верность себе, он рискует жизнью, но не отступает от веления долга, отказываясь присягать Пугачёву и идти на компромиссы.

14)Образование. Его роль в жизни человека.

1.А.С.Грибоедов под руководством опытных учителей получил хорошее первоначальное образование, которое продолжил в Московском университете. Современников писателя поражал уровень его образования. Он окончил три факультета (словесное отделение философского факультета, естественно-математический и юридический факультеты) и получил учёные звания  кандидата этих наук. Грибоедов изучил греческий, латинский, английский, французский и немецкий языки, владел арабским, персидским и итальянским языками. Александр Сергеевич увлекался театром. Это был один из прекрасных писателей и дипломатов.

2.М.Ю.Лермонтова мы относим к числу великих писателей России и прогрессивной дворянской интеллигенции. Его называли революционным романтиком. Хотя Лермонтов оставил университет, потому что руководство сочло его пребывание там нежелательным, поэт отличался высоким уровнем самообразования. Он рано начал писать стихи, прекрасно рисовал, музицировал. Лермонтов постоянно развивал свой талант и оставил потомкам богатое творческое наследие.

15)Чиновники. Власть.

1.И.Крылов, Н.В.Гоголь, М.Е.Салтыков-Щедрин в своих произведениях высмеивали тех чиновников, которые унижают подчинённых и угодничают перед  вышестоящими. Писатели осуждают их за грубость, равнодушие к народу, казнокрадство и взяточничество. Недаром Щедрина называют прокурором общественной жизни. Его сатира была насыщена острым публицистическим содержанием.

2.В комедии «Ревизор» Гоголь показал населяющих город чиновников – воплощение бесчинствующих в нём страстей. Он обличил всю бюрократическую систему, изобразил пошлое общество, погрузившееся во всеобщий обман. Чиновники далеки от народа, заняты только материальным благополучием. Писатель не только разоблачает их злоупотребления, но и показывает, что они приобрели характер «болезни». Перед начальством Ляпкин-Тяпкин, Бобчинский, Земляника и другие персонажи готовы унижаться, а простых просителей за людей не считают.

3.Наше общество перешло  на новый виток управления, поэтому в стране изменились порядки, ведётся борьба с коррупцией, проверки. Грустно узнавать во многих современных чиновниках, политиках пустоту, прикрытую равнодушием. Гоголевские типы не исчезли. Они существуют в новом обличии, но с тою же пустотою и пошлостью.

16)Интеллигентность. Духовность.

1.Я оцениваю интеллигентного человека по его умению вести себя в обществе и по духовности. Андрей Болконский в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» — мой любимый герой, которому могут подражать юноши нашего поколения. Он умён, образован, интеллектуален. Ему присуще такие черты характера, составляющие духовность, как чувство долга, чести, патриотизма, милосердие. Андрею претит свет с его мелочностью  и фальшью. Мне кажется, что подвигом  князя является не только то, что он бросился со знаменем на врага, а ещё и то, что сознательно отказался от ложных ценностей, выбрав сострадание, добро и любовь.

2.В комедии  «Вишнёвый сад» А.П.Чехов  отказывает в интеллигентности людям, которые ничего не делают, к труду не способны, ничего серьёзного не читают, о науках только говорят, а в искусстве понимают мало. Он считает, что человечество должно совершенствовать свои силы, много работать, помогать страждущим, стремиться к нравственной чистоте.

3.У Андрея Вознесенского есть прекрасные слова: «Есть русская интеллигенция. Вы думаете – нет? Есть!»

17)Мать. Материнство.

1.С трепетом и волнением вспоминал свою мать А.И.Солженицын, которая ради своего сына пожертвовала многим. Преследуемая властями из-за «белогвардейства» мужа, «былого богатства» отца,  она не могла работать в учреждении, где хорошо платили, хотя прекрасно знала иностранные языки, изучила стенографию и машинопись. Великий писатель благодарен матери за то, что она сделала всё, чтобы привить ему разносторонние интересы, дать высшее образование. В его памяти мать осталась образцом общечеловеческих  нравственных ценностей.

2.В.Я.Брюсов связывает с любовью тему материнства и слагает восторженное славословие женщине-матери.  Такова гуманистическая традиция русской литературы: поэт считает, что движение мира, человечества идёт от женщины – символа любви, самопожертвования, терпения и понимания.

18)Труд-лень.

Валерий Брюсов создал гимн труду, в котором есть и такие страстные строки:

      И на место в жизни право

      Только тем, чьи дни – в трудах:

       Только труженикам — слава,

       Только им — венок в века!

19)Тема любви.

Каждый раз, когда Пушкин писал о любви, его душа просветлялась. В стихотворении: «Я вас любил…» чувство поэта тревожно, любовь ещё не остыла, она живёт в нём. Светлая печаль вызвана безответным сильным чувством. Он признаётся любимой,  и как сильны и благородны его порывы:

            Я вас любил безмолвно, безнадёжно,

            То робостью, то ревностью томим…

Благородство чувств поэта, окрашенных светлой и тонкой грустью,  выражено просто и непосредственно, тепло и, как всегда у Пушкина, чарующе музыкально. Вот истинная сила любви, которая противостоит суете, равнодушию, серости!

20)Чистота языка.

1.За свою историю Россия пережила три  эпохи засорения русского языка. Первая случилась при Петре 1, когда только морских терминов иноязычных слов насчитывалось свыше трёх тысяч. Вторая эпоха пришлась на революцию 1917 года. Но самое мрачное время для нашего языка — конец XX — начало XXI веков, когда мы стали свидетелями деградации языка. Чего стоит только одна фраза, звучащая по телевидению: «Не тормози – сникерсни!»  Американизмы захлестнули нашу речь.  Уверен, что за чистотой речи надо строго следить, необходимо искоренить канцеляризмы, жаргонизмы, обилие иностранных слов, которые вытесняют красивую, правильную литературную речь, являющуюся эталоном  русской классики.

2.Пушкину не довелось спасать Отечество от врагов, но дано было украсить, возвысить и прославить его язык. Поэт извлёк из русского языка неслыханные звуки и «ударил по сердцам»  читателей с неведомой силой. Пройдут века, но эти стихотворные сокровища останутся для потомков во всём обаянии их красоты и никогда не утратят своей силы и свежести:

 Я вас любил так искренно, так нежно,

   Как дай вам бог любимой быть другим!

21)Природа. Экология.

1.Для поэзии И.Бунина свойственно бережное отношение к природе, он переживает за её cохранение, за чистоту, поэтому в его лирике много ярких, сочных красок любви и надежды. Природа питает поэта оптимизмом, через её образы он выражает свою жизненную философию:

                         Пройдёт моя весна, и этот день пройдёт,

                          Но весело бродить и знать, что всё проходит,

                          Меж тем как счастье  жить вовеки не умрёт…

В стихотворении «Лесная дорога» природа – источник счастья и красоты для человека.

2.Книга В.Астафьева «Царь-рыба» состоит из множества очерков, рассказов и новелл. В главах «Сон о белых горах» и «Царь-рыба» рассказывается о взаимодействии человека с природой. Писатель с горечью называет причину истребления природы – это духовное оскудение человека. Его единоборство с рыбой имеет печальный исход. Вообще, в своих рассуждениях о человеке и окружающем мире Астафьев делает вывод о том, что природа – храм, а человек – часть природы, а потому обязан оберегать этот общий дом для всего живого, сохранять его красоту.

3.Аварии на атомных электростанциях оказывают влияние на жителей целых континентов, даже всей Земли. Они имеют долговременные последствия. Много лет  назад произошла самая страшная техногенная катастрофа – авария на Чернобыльской АЭС. Больше всего пострадали территории Белоруссии, Украины и России. Последствия катастрофы глобальны. Впервые в истории человечества промышленная авария достигла такого масштаба, что её последствия можно найти в любой точке земли. Многие люди получили страшные дозы радиации и умерли мучительной смертью. Чернобыльское загрязнение продолжает вызывать повышение смертности населения всех возрастов. Заболевание раком – одно из типичных проявлений последствия облучения. Авария на АЭС повлекла за собой снижение рождаемости, увеличение смертности, генетические нарушения … Люди должны помнить о Чернобыле ради будущего, знать об опасности радиации и делать всё, чтобы подобные катастрофы никогда больше не повторялись.

22)Роль искусства.

О влиянии искусства на человека написала моя современница — поэт и прозаик Елена Тахо-Годи:

И без Пушкина можно прожить

И без музыки Моцарта тоже —

Без  всего, что духовно дороже,

Без сомнения,  можно прожить.

Даже лучше, спокойнее, проще

Без нелепых страстей и тревог

И беспечней, конечно,

Только как этот вынести срок?..

23)О братьях наших меньших.

1.Мне сразу вспомнилась удивительная повесть «Приручи меня», где Юлия Друнина рассказывает о несчастном, дрожащем от голода, страха и холода, никому не нужном зверьке на рынке, который как-то сразу превратился в домашнего идола. Ему радостно поклонялась вся семья поэтессы. В другой же повести, название которой символично,-  «В ответе за всех, кого приручил»,  она скажет, что отношение к «братьям нашим меньшим», к существам, от нас полностью зависящим, — это «пробный камень» для каждого из нас.

2.Во многих произведениях Джека Лондона человек и животные (собаки) идут по жизни бок о бок и помогают друг другу во всех ситуациях. Когда на сотни километров снежного безмолвия ты являешься единственным представителем рода людей, нет лучшего и более преданного помощника, чем собака, к тому же, в отличие  от человека, она не способна на ложь и предательство.

24)Родина. Малая Родина.

У каждого из нас есть своя малая родина – то место, с которого начинается наше первое восприятие окружающего мира, постижение любви к стране. У поэта Сергея Есенина самые дорогие воспоминания связаны с Рязанской деревней: с синью, упавшей в реку, малиновым полем, берёзовой рощей, где он испытывал «озёрную тоску» и щемящую грусть, где подслушал плач иволги, разговор воробьёв, шелест травы. И я сразу представила себе  то красивое росное утро, которое встречал в детстве поэт  и которое подарило ему святое «ощущение родины»:

                          Выткался над озером

                          Алый свет зари…

25)Историческая память.

1.А.Твардовский писал:

                                           Прошла война, прошла страда,

                                          Но боль взывает к людям.

                                          Давайте,  люди,  никогда

                                          Об этом не забудем.

2.Народному подвигу в Великой Отечественной войне посвящены произведения многих поэтов. Память о пережитом не умирает. А.Т.Твардовский пишет о том, что кровь павших пролита не напрасно: оставшиеся в живых должны сохранить мир, чтобы потомки жили счастливо на земле:

          Завещаю в той жизни

          Вам счастливыми быть

           И родимой отчизне

         С  честью дальше служить.

Благодаря  им, героям войны, мы живём в мире. Горит Вечный огонь, напоминая нам об отданных за родину жизнях.

26)Тема красоты.

Сергей Есенин в своей лирике воспевает всё прекрасное. Красота для него – это мир и гармония, природа и любовь к родине, нежность к любимой: «Как прекрасна Земля и на ней человек!»

Люди никогда не сумеют побороть в себе чувство красоты, потому что мир  не будет бесконечно меняться, но всегда останется то, что радует глаз и волнует душу. Мы замираем от восторга, слушая вечную музыку, рождённую вдохновением, любуемся природой,  читаем стихи… И любим, боготворим, мечтаем о чём-то загадочном и прекрасном. Красота – это всё то, что дарит счастье.

27)Мещанство.

1.В сатирических комедиях «Клоп» и «Баня» В.Маяковский высмеивает такие пороки, как мещанство и бюрократизм. В будущем нет места главному герою пьесы «Клоп». Сатира Маяковского несёт острую направленность, выявляет недостатки, которые имеются  в  любом обществе.

2. В одноимённом рассказе А.П.Чехова  Ионы ч- олицетворение   страсти к деньгам. Мы видим обнищание его духа, физическое и духовное «отрешение». Писатель поведал нам о потере личности, ничем невозместимой растрате времени — ценнейшего достояния человеческой жизни, о личной ответственности перед самим собой и обществом. Воспоминания о кредитных бумажках, которые он  с  таким удовольствием вынимает по вечерам из карманов, гасят в нём чувства любви и добра.

28)Великие люди. Талант.

1.Омар Хайям  — великий, блестяще образованный человек, проживший интеллектуально насыщенную жизнь. Его рубаи – история восхождения души поэта к высокой истине бытия. Хайям не только поэт, но и мастер прозы, философ, поистине великий человек. Он умер,  и на «небосводе» человеческого духа уже почти тысячу лет сияет его звезда, и её свет, манящий и таинственный,  не тускнеет, а наоборот, делается ярче:

                           Будь я Творцом, Властителем высот,

                           Испепелил бы старый небосвод.

                           И натянул бы новый, под которым

                            Не жалит зависть, злоба  не снуёт.

2.Александр Исаевич Солженицын – честь и совесть нашей эпохи. Он участник Великой Отечественной войны, был награждён за проявленный в боях героизм. За неодобрительные высказывания в адрес Ленина и Сталина арестован и осуждён на восемь лет исправительных трудовых лагерей. В 1967 году он направил съезду писателей СССР  открытое письмо с призывом покончить с цензурой. Его, известного писателя,  подвергли преследованиям. В 1970 году ему присудили Нобелевскую премию в области литературы. Трудными были годы признания, но он вернулся в Россию, много писал, его публицистику причисляют к нравственным проповедям. Солженицына справедливо считают борцом за свободу и права человека, политиком, идеологом, общественным деятелем, служившим стране честно, самозабвенно. Его лучшие произведения – это «Архипелаг ГУЛАГ», «Матрёнин двор», «Раковый корпус»…

29)Проблема материального обеспечения. Богатство.

Универсальным мерилом всех ценностей многих людей, к великому сожалению,  стали в последнее время деньги, страсть к накопительству. Конечно, для многих граждан это является олицетворением благополучия, стабильности, надежности, безопасности, даже гарантом любви и уважения – как ни парадоксально это звучит.

Таким, как Чичиков в поэме Н.В.Гоголя  «Мёртвые души» и многим российским  капиталистам,  не сложно было сначала «выслуживаться», льстить, давать взятки, быть «помыкаемыми», чтобы потом самим «помыкать» и брать взятки, жить роскошно.

30)Свобода-Несвобода.

На одном дыхании прочитала роман Е. Замятина «Мы».  Здесь прослеживается мысль о том, что может произойти с человеком, обществом, когда они,  подчиняясь  абстрактной  идее, добровольно отказываются от свободы. Люди превращаются в придаток машины, в  винтики. Замятин показал трагедию преодоления человеческого в человеке, потери  имени как потери собственного «я».

31)Проблема времени.

В  течение  долгой творческой жизни Л.Н. Толстому постоянно не хватало времени. Его рабочий день начинался с рассвета. Писатель впитывал утренние запахи, видел восход солнца, пробуждение и ….  творил. Он старался опередить время, предостерегая человечество от нравственных катастроф. Этот мудрый классик то шёл в ногу со временем, то на шаг опережал его. Творчество  Толстого до сих пор востребовано во всём мире : «Анна Каренина», «Война и мир»,  «Крейцерова соната»…

32)Тема нравственности.

Мне кажется, что моя душа – это цветок,  который  ведёт меня  по жизни так, что я живу   по совести, а духовная сила человек а- это та светящаяся материя, что соткана миром моего солнца. Мы должны жить по заповедям Христа, чтобы  человечество было гуманным. Чтобы быть нравственным, надо много работать над собой :

            А Бог молчит,

            За тяжкий грех,

            За то, что, в Боге  усомнились,

            Он наказал любовью всех,

            Что б в муках верить научились.

33) Тема космоса.

Ипостась поэзии Т.И. Тютчев а- это мир Коперника, Колумба, дерзостной  личности, выходящей к  бездне. Этим и близок поэт мне, человеку  века неслыханных открытий, научных дерзаний, покорения Космоса. Он вселяет в нас ощущение беспредельности мира, его величия и тайны. Ценность человека определяется способностью восторгаться и изумляться. Этим  «космическим чувством» был наделён Тютчев как никто другой.

34)Тема столицы — Москвы.

В поэзии Марины Цветаевой Москва – величественный город. В стихотворении «Над синевою подмосковных рощ …..» звон московских колоколов  бальзамом проливается  на душу слепцов . Этот город является для Цветаевой священным. Она признается ему в любви, которую впитала, кажется, с  молоком  матери, и передала собственным детям:

               И не знаешь ты, что зарёй в Кремле

               Легче дышится,  чем на всей земле!

35)Любовь к Родине.

В стихотворениях  С. Есенина мы ощущаем полное  единение лирического героя с Россией. Сам поэт скажет, что чувство Родины – основное в его творчестве. Есенин не сомневается в необходимости перемен в жизни.  Он верит в будущие события,  которые разбудят дремлющую Русь . Поэтому  создал такие произведения, как  «Преображение» , «О Русь, взмахни крылами»:

             О Русь, взмахни крылами,

              Поставь  иную крепь!

              С иными именами

               Встаёт иная степь.

36)Тема памяти войны.

1. «Война и мир» Л.Н.Толстой, «Сотников» и «Обелиск» В.Быкова —  все эти произведения объединены темой войны, неотвратимым бедствием врывается она, затягивая в кровавый водоворот событий. Ужас её и бессмысленность, ожесточение  наглядно показал  Лев Толстой в своём романе «Война и мир». Любимые герои писателя осознают ничтожество Наполеона, нашествием которого были лишь развлечения честолюбца, оказавшегося на троне в результате дворцового переворота. В противовес ему показан образ Кутузова, который руководствовался в этой войне иными мотивами. Не ради славы и богатства воевал он, но ради верности Отечеству и долгу.

2.  68 лет Великой победы отделяют нас от Великой Отечественной войны. Но время не снижает интереса к этой теме, обращает внимание моего поколения к далёким фронтовым годам, к истокам мужества и подвига советского солдата – героя, освободителя, гуманиста. Когда гремели пушки, музы не молчали. Воспитывая любовь к Родине, литература воспитывала и ненависть к врагу. И этот контраст нёс в себе высшую справедливость, гуманизм. В золотой фонд советской литературы вошли такие произведения, созданные в годы войны, как «Русский характер» А.Толстого, «Наука ненависти»  М.Шолохова, «Непокорённые» Б.Горбатого…

  • Произведения про русский язык аргументы к сочинению
  • Произведения про путешествия итоговое сочинение
  • Произведения про предательство для сочинения
  • Произведения про ответственность для сочинения
  • Произведения про науку для сочинения