Произведения про военное детство для сочинения

­Пример сочинения 1

Что такое военное детство (по тексту Л. Улицкой)

Военное детство — это тяжелая взрослая доля, которая лежит на хрупких детских плечиках тех, кто застал войну ребенком. В нашей стране, истощённой войнами, многие люди пережили ранние годы жизни в условиях нищеты и разрухи оккупации.

Об таких детях пишет и Л. Улицкая, автор приведенного текста. Юные герои повествования  «рано начинали трудовую жизнь, и детство у них было украдено» (предложение 29). Они были вынуждены взвалить на себя все заботы о хозяйстве и младших братьях и сестрах. Ребята учились впроголодь и спешили домой скорее, чтобы помочь матерям, которые и так выбивались из сил, стремясь прокормить потомство. Тяжелая жизнь раньше времени состарила детей, сделав их «недоросшими мужиками и бабами».

Не менее удручающий пример мы находим в рассказе А. Платонова «Возвращение». Капитан приезжает домой после четырехлетнего отсутствия и не узнает детей: его сын в свои 12 лет распоряжался по хозяйству с расторопностью и рассудительностью взрослого человека. Он говорил и вел себя как мужчина, был даже грубым и резким. Даже жена капитана слушалась его. Маленькая дочка готовила и управлялась с пирогами, как будто для ее нежного возраста это самое подходящее дело. Война отняла у юных героев детство, но взамен дала лишь лишения, беспросветный труд и нищету.

Таким образом, военное детство — это череда потерь и трудностей, которую переживают дети, ставшие заложниками обстоятельств.


Пример сочинения 2

Что же подразумевает под собой словосочетание «Военное детство?». На мой взгляд, военное детство — это самое страшное событие в жизни всех детей, которым пришлось пережить данный период. Это время подразумевает под собой голод, холод, сиротство, одиночество и потерю близких.

Такие маленькие и, казалось бы, совсем ещё не социально активные существа, вынуждены выживать в тяжелейших условиях. Ребёнок войны-это своего рода клеймо, обозначающее душевную травму, позабыть которую невозможно. В годы войны дети перестают ощущать свою юность. Всё ребячество, задорность и легкомысленность остаётся тайной для детей, постичь которую они уже не смогут. Примером, словесно иллюстрирующим военное детство, может стать произведение А. Луговцовой «Ребята с нашего двора».

Рассказчик произносит следующие строки: «Почти всё время мы лежали… Лежали потому, что не было сил двигаться» демонстрируется яркий пример того, как следствия войны влияют на людей, а точнее детей. Как слова «азарт» и «активность» становятся антонимами к слову «юность». Ту же проблему можно проследить и через такие строки, как: «Мы почти не разговаривали. Да и о чем было говорить? Всё ребячье отошло от нас куда-то далеко-далеко…».

В данных строках видно то, как война лишает детства тех, кто больше всего в нем нуждается. И как человек с «небольшим» возрастом в миг перестаёт быть ребёнком.

Ещё одним примером того, как война отнимает детство, может стать судьба, которую пришлось испытать маленькой 11-летней девочке, Тане Савичевой. Этому ребёнку пришлось пережить 2 мучительных года, на протяжении которых она теряла самых близких и родных её сердцу людей.

С учетом того, что члены её семьи умирали, вся ответственность переходила на плечи хрупкого, ещё морально и физически не окрепшего существа. В такой ситуации речи о полноценном детстве быть не может. Тот моральный груз, который пришлось ощутить Тане Савичевой, мгновенно лишил её детства и всех радостей юношества. Так война и погубила всё то непорочное и святое, что можно было ожидать от счастливого детского будущего. Таким образом, военное детство очень страшно как для детей, так и для всего мира в целом.

Оставшиеся моральные потрясения и посттравматические синдромы будут преследовать прошедшего войну на протяжении всей жизни. Это своего рода груз, избавиться от которого не предоставляется возможности. Война лишает ребёнка радости, счастья, беззаботного времяпровождения, а, следовательно, и всего детства в целом. Так давайте же, не допустим таких ошибок вновь. Вырастим не одно поколение, в котором дети будут счастливыми и не испытают на себе тяготы взрослой и трудной жизни раньше положенного времени.


Пример сочинения 3

Чтобы рассказать в сочинении о военном детстве, необходимо сказать, чем отличается военное детство от мирного, вспомнить примеры из литературы, назвать проблемы.

Военное детство — это непростое детство. Дети рано взрослеют, видя ужасы войны. Они иначе смотрят на жизнь и никогда не забудут всего, что пришлось пережить, будь это тяготы, лишения, связанные с войной, картины прошлого, связанные с гибелью людей или родственников.

Люди, которые детьми пережили войну, стали свидетелями многих невзгод: голода, холода, пожаров, бомбежек. Это дети такие же, как все, но им не пришлось играть во дворе и гонять мяч, рисовать мелом на асфальте, ходить в кино, смеяться и радоваться беспечно и беззаботно. Они лишены были своего детства.

Самая кровопролитная — это Великая Отечественная война. Многие еще помнят то время, когда грохотали залпы и орудия, взрывались снаряды, падали бомбы и надо было бежать в бомбоубежище. Сильный голод, страх за себя и близких людей постоянно держали в напряжении.

Какие они дети войны? Это ребята и девчата, которые мало смеялись и привыкли считать хлебные крохи.

Среди детей, взрослеющих во время войны, найдется немало героев, достойных уважения и подражания. Вспоминая литературу, среди произведений есть много о героических подвигах детей. Например, в творчестве Льва Кассиля «У классной доски». Костя Рожков не выдал место нахождения партизан, когда немец допрашивал трех учеников и учительницу, а ударил мучителя, скрылся в окно и позвал на подмогу красноармейцев, тогда немцев взяли и допрашивали.

Можно вспомнить примеры из других произведений или жизни и кино. Сережа Алешков — самый юный участник и герой войны. Его маму убили немцы. Мальчику было всего шесть лет, когда он оказался на войне. Он носил солдатам почту, поднимал боевой дух, однажды помог взять двух гитлеровских солдат с рацией. Был под Сталинградом, прошел с полком до Польши, награжден медалью за боевые заслуги. А после войны поступил в Суворовское училище и служил по его окончанию на благо родине.

Многие дети до шестнадцати лет так или иначе помогали нашим солдатам, партизанам, как могли, проявили себя по-геройски.

Военное детство — это нелегкое и горькое, украденное детство, память об ужасах войны и невзгодах на всю жизнь.


Пример итоговоего сочинения

Трагическая судьба детей войны» по роману А.А. Лиханова «Непрощённая»

Детство – самая счастливая пора в жизни каждого человека. Пора беззаботная, безоблачная, беспечальная. Так должно быть.  «Но в этой истории всё наоборот. Красота и нежный, весенний возраст притянули к себе не счастье и радость, а испытание редкой тяготы».

Детство героини, которую родители нарекли Алёнушкой, совпало с неимоверными испытаниями военного времени. До начала войны героиня романа живёт в далёком от центра лесном краю, в маленькой деревеньке, в школу её возит отец на телеге, в которую запряжён бурый маленький конёк с человеческим именем Ермолай. Ничто не предвещает грозы. Но появившиеся однажды в школе учительницы Софья Марковна и Сара Семёновна рассказали детям о том, что они еврейки и вынуждены были бежать в Россию из Польши, «потому что есть люди, которые преследуют евреев».

Это были слишком взрослые слова для третьеклассников. Но скоро «несуетная»,  полусонная жизнь деревушки встала на дыбы. Заголосили матери и бабки… «Война…Алёнушка ещё удивилась про себя: чего голосить – то раньше срока? Ведь ничего ещё толком неизвестно, может, война эта тут же и остановится, пойдёт назад. Зря, что ли, у нас есть Ворошилов с Будённым, да и армия вон какая!»

Но однажды в школе появились немцы. Алёнушка видела, как они повесили учительниц, а главный фашист без перевода произнёс: «Мы освободили вас от евреев и коммунистов». «Алёнушка рухнула, точно подкошенная травинка». Ведь она сама по – немецки написала на картонке слово «юден» по приказу немцев. Эти самые таблички накинули на шею Софьи и Сары. Невозможно представить, какое потрясение испытала юная девушка.  Так закончилось Алёнушкино детство, и мы понимаем, что впереди её ожидает далеко не счастливая жизнь, а полная тревог и мучительных попыток спастись. С глубоким психологизмом автор показывает те процессы, которые происходят в душе и в сознании ребёнка: «Судьба наносит взрослые удары по невзрослым ещё, да и вовсе малым людям, не считаясь с их летами».

Алёнушка видела, как фашисты истребляли животных, словно звери. «Казалось, кричала вся деревня, всё её население – и человечье, и скотское». Коров загнали в грузовик и там расстреляли.

Это было началом того ужаса, который выпал на долю девочки.

Лиханов использует в своём романе художественную деталь как основной приём изображения ужасов войны. Чего только не пришлось испытать девочке и её матери! Они месяцами рыли окопы лопатами. «Ладони у всех у них, не раз лопнувшими мозолями иссечённые, покрывались уже и не кожей, а какой – то коркой, почти шкурой….» А потом Алёнушка с матерью оказались в концлагере. «Утром – подъём до  рассвета,  весь световой день – на работе, когда стемнеет – в бараки. Спали каким – то обморочным сном. Ели что – то два раза в день, утром и вечером». Все, кто долго так жил, после завершения работы «больше не требовались». «Людей не собирались использовать дальше». Еда была мечтой, сном, сказкой! Все до одного страдали от голода, «все были почти скелеты». Мать Алёнушки тяжело заболела, но изо всех сил боролась с недугом. Алёнушка и соседка Клава отдавали ей свою еду. Но женщине всё тяжелее было вставать по утрам и двигаться в колонне на работу. И однажды мать Алёнушки рухнула в снег. Её молча обошли другие заключённые. Алёнушка и Клава передвинули иссохшее тело на обочину. Похоронить мать девочке не разрешили. Когда читаешь эпизоды из жизни главной героини, по телу пробегает дрожь. Невозможно представить, с какой жестокостью приходилось сталкиваться людям во время войны, и какие страшные удары судьбы обрушивались на детей.

Следующим испытанием для неё, почти ребёнка, стала любовь немца Вилли. Первоначально мысль о том, что она «в полосатой робе», а он «с автоматом», «она —  русская, а он – немец», вызвала у Алёнушки омерзение. Но Клава, крестьянская женщина, которая заменила пятнадцатилетней девочке мать, понимала, что перед Алёнушкой – весы: «на одной чаше – позор, но жизнь.., на другой – просто смерть, без всякого выбора». И Клава прошептала Алёнушке: «Надо тебе выжить! А как выжить – подумать боюсь. Ступай, милая! Бог не выдаст, чёрт не съест!»

Вилли оказался неплохим человеком. Он понимал ту душевную смуту, которую переживала «измученная, опустошенная изнутри», похожая на скелет Алёнушка. Для девочки этот вражеский солдат Вилли, «тоскующий о какой – то любви», был непонятен. Алёнушка равнодушно слушала рассказ солдата, «ведь он – немец, а она русская».  Но Вилли искренне полюбил Алёнушку и хотел вызволить её из лагеря. А перед глазами девочки были другие немцы: звери, убившие Софью и Сару, не давшие похоронить мать, уничтожающие людей в концлагере. «Все они на одно лицо! На одно и то же – жестокое, без всякого сочувствия – лицо». Но Вилли утверждал другое: «Запомни: я не скотина. Не все немцы скоты. И я люблю тебя».

Алёнушка, вернувшись в барак, ощущала себя предательницей, хотя совесть её была чиста. «Молва заключённых затвердила грех, ею не совершённый». Все  заключённые сторонились Алёнушку. Объяснить им что – либо девочка не могла – всё равно не поверили бы. В душе зародилось отвращение к себе, а к Вилли  сожаление о потерянной судьбе: «Ведь она даже с парнями не зналась, никто её свой, русский, не поцеловал до этого Вилли, и вот она досталась врагу, немцу».

Теперь вокруг Алёнушки не было никого, кроме Вилли. Она хваталась за него, как за соломинку. Вилли мечтал о том, чтобы после него кто – то остался – сын или дочь. Поэтому, когда Алёнушка забеременела, Вилли решил отправить её к своим родителям в Германию.

Алёнушку угнетала мысль о том, что она должна ехать в Германию по доброй воле, сама. Зачем? Чтобы родить немца? Любила ли она? Это она не знала.

Для родителей Вилли её приезд был шоком. Алёнушка так и осталась для них чужой. После из

«Людей не собирались использовать дальше». Еда была мечтой, сном, сказкой! Все до одного страдали от голода, «все были почти скелеты». Мать Алёнушки тяжело заболела, но изо всех сил боролась с недугом. Алёнушка и соседка Клава отдавали ей свою еду. Но женщине всё тяжелее было вставать по утрам и двигаться в колонне на работу. И однажды мать Алёнушки рухнула в снег. Её молча обошли другие заключённые. Алёнушка и Клава передвинули иссохшее тело на обочину. Похоронить мать девочке не разрешили. Когда читаешь эпизоды из жизни главной героини, по телу пробегает дрожь. Невозможно представить, с какой жестокостью приходилось сталкиваться людям во время войны, и какие страшные удары судьбы обрушивались на детей.

Следующим испытанием для неё, почти ребёнка, стала любовь немца Вилли. Первоначально мысль о том, что она «в полосатой робе», а он «с автоматом», «она —  русская, а он – немец», вызвала у Алёнушки омерзение. Но Клава, крестьянская женщина, которая заменила пятнадцатилетней девочке мать, понимала, что перед Алёнушкой – весы: «на одной чаше – позор, но жизнь.., на другой – просто смерть, без всякого выбора». И Клава прошептала Алёнушке: «Надо тебе выжить! А как выжить – подумать боюсь. Ступай, милая! Бог не выдаст, чёрт не съест!»

Вилли оказался неплохим человеком. Он понимал ту душевную смуту, которую переживала «измученная, опустошенная изнутри», похожая на скелет Алёнушка. Для девочки этот вражеский солдат Вилли, «тоскующий о какой – то любви», был непонятен. Алёнушка равнодушно слушала рассказ солдата, «ведь он – немец, а она русская».  Но Вилли искренне полюбил Алёнушку и хотел вызволить её из лагеря. А перед глазами девочки были другие немцы: звери, убившие Софью и Сару, не давшие похоронить мать, уничтожающие людей в концлагере. «Все они на одно лицо! На одно и то же – жестокое, без всякого сочувствия – лицо». Но Вилли утверждал другое: «Запомни: я не скотина. Не все немцы скоты. И я люблю тебя».

Алёнушка, вернувшись в барак, ощущала себя предательницей, хотя совесть её была чиста. «Молва заключённых затвердила грех, ею не совершённый». Все  заключённые сторонились Алёнушку. Объяснить им что – либо девочка не могла – всё равно не поверили бы. В душе зародилось отвращение к себе, а к Вилли  сожаление о потерянной судьбе: «Ведь она даже с парнями не зналась, никто её свой, русский, не поцеловал до этого Вилли, и вот она досталась врагу, немцу».

Теперь вокруг Алёнушки не было никого, кроме Вилли. Она хваталась за него, как за соломинку. Вилли мечтал о том, чтобы после него кто – то остался – сын или дочь. Поэтому, когда Алёнушка забеременела, Вилли решил отправить её к своим родителям в Германию.

Алёнушку угнетала мысль о том, что она должна ехать в Германию по доброй воле, сама. Зачем? Чтобы родить немца? Любила ли она? Это она не знала.

Для родителей Вилли её приезд был шоком. Алёнушка так и осталась для них чужой. После известия о гибели Вилли на фронте у неё отняли ребёнка, так как это было единственное существо, которое стало для родителей памятью о сыне. Что же испытывает мать, которую лишают любимого чада? Конечно же,  опустошение, ощущение потерянной жизни, чувство невосполнимой утраты.

В конце концов после фильтрационного лагеря Алёнушка опять оказалась у родного порога. Деревушка её стояла на своём месте. Но Алёнушка увидела «заколоченные окна, покривившиеся стены». Дом оказался цел, однако не было в нём уже ни отца, ни матери. Она вернулась домой, но радости не ощущала. «Грызла её изнутри, точила, будто короед дерево, непрестанная, неотвязная, не прощаемая её виновность». Алёнушке, пережившей все ужасы войны, было только семнадцать лет, и за плечами была огромная жизнь. Доживала героиня свои дни в одиночестве. Объяснить всё, что с ней случилось в войну, она не могла и не хотела. И Алёнушка так и осталась в собственных глазах «непрощённой», тоскуя по дочери, которую больше никогда не видела.

Умерла Алёнушка в полном одиночестве и была похоронена в лесу, рядом с отцом. Разросшийся мох стёр следы могилки и остатки всех деревенских строений. Но можно ли стереть следы человеческих страданий? Такой вопрос ставит Альберт Лиханов в своём романе и посвящает произведение памяти Алёны Сергеевны Никишиной, судьба которой легла в основу истории о «малолетних узниках фашистских концлагерей», о молодом поколении, чьё детство сгорело в огне войны. Я верю, что мы никогда не забудем о ребятах, жизни которых оказались разрушены, искалечены  страшной Великой Отечественной войной.

МБОУ СОШ №39 г.Смоленска

Учитель Костюченко Любовь Григорьевна

ВОЕННОЕ ДЕТСТВО В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

Введение

Каждый год становится всё меньше и меньше тех, кто имел непосредственное отношение к военным действиям, тех, кто участвовал в боях, трудился на благо Победы в тылу. Но живы ещё другие свидетели войны, кто в военные годы были детьми, нашими сверстниками.

У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне. Их патриотизм во время Великой Отечественной войны, трудовые подвиги и отчаянная храбрость навсегда останутся в памяти нашего народа.

Сегодня многие ветераны войны – это и есть те ребята, которые пережили годы бомбежек, голода и страха. Со слезами на глазах они вспоминают свое военное детство, и, несмотря на то, что некоторые моменты уже стерлись из памяти, тот период они запомнили на всю жизнь и вряд ли забудут. Они могут рассказать нам про свою войну, какой они её знают и помнят.

Работая над данной темой, я поняла самое главное, что все уходит в прошлое: страдания людей, разруха, голод в военные и послевоенные годы. Наше поколение имеет возможность прикоснуться к Великой Отечественной войне, слушая рассказы не только о боевых, но и о трудовых подвигах в воспоминаниях живых свидетелей того времени. Это я и хочу показать в своей работе.

Людям, потерявшим детство, я посвящаю свою исследовательскую работу

Проблема исследования:

Тема детей и войны является одной из самых малоисследованных в истории. И это не случайно: сражения, битвы и ратные подвиги испокон веку считались уделом взрослых мужчин. Детям предназначалось иное: учиться, играть, а ещё помогать по дому. Война -это страшное зло, искалечившее не только жизни взрослых людей, но и лишившее детства самую юную часть населения нашей страны.

Цель исследования: выявить влияние событий Великой Отечественной войны на жизнь и быт детей.

Задачи исследования:

  1. Прочитать художественные произведения о военном детстве.

  2. Изучить публицистику по данной проблеме.

1. Дети и война в классической русской литературе.

Была земля и жёсткой, и

метельной.

Была беда на всех людей — одна.

У нас и детства не было

отдельно,

А были вместе: детство и война.

Л. П. Шевченко

67 лет назад отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. Какую страшную цену заплатил наш народ за эту Победу! Почти из каждого дома, из каждой семьи ушли на фронт и не вернулись — отцы, мужья, сыновья и дочери, братья и сестры.

Эта война покалечила тысячи и тысячи человеческих судеб, не щадя никого: ни женщин, ни стариков, ни детей.

Война и дети…. Нет, наверное, ничего более противоестественного, чем соединение этих изначально враждебных друг другу понятий. Война лишила детей детства, обрушилась на них тяжким грузом, колоссальным потрясением, травмировав их неокрепшие души. Начинающие только жить, они вынуждены были слишком рано взрослеть, принимать на свои неокрепшие плечи все тяготы военного времени.

Поколение военных мальчишек оказалось тем поколением подростков, которые на другой день войны шагнули сразу из мира детства в пучину военной жизни, в многострадальную тыловую действительность, потребовавшую от них далеко не детской зрелости и мужества. Именно это поколение мальчишек и девчонок наравне со взрослыми гибло под снарядами и бомбами, умирало от голода и холода, отдавало все свои силы для Победы. Оно отстояло и победило в этой жестокой войне!

Память о своем суровом военном детстве пронесли они через всю жизнь, оставив подрастающему поколению документальные рассказы и воспоминания.

В современной детской литературе появились и проникновенные художественные произведения, с пронзительной достоверностью рассказывающие о непростых судьбах детей военного времени.

Горькую чашу пришлось испить детям в годы Великой Отечественной войны. Война лишила их детства, искалечила судьбы, многих из них -осиротила.

Теме сурового военного детства посвятили свои произведения многие российские писатели, прошедшие через войну, через тяжелые испытания. Их волнительные рассказы и вошли в данный сборник.

Шестилетний Ванюша из рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека», потерявший на войне всех своих родных, вновь находит свое счастье, обретает доброго и мужественного отца, который становится ему надеждой и опорой.

Герой рассказа Валентина Распутина «Уроки французского» деревенский парнишка, живя самостоятельно в чужом доме, испытывая голод и нужду, встречает надежного старшего друга, который помогает ему в трудные минуты жизни. Получив урок человеческой доброты, участия и понимания он верит, что совсем скоро «наступит для всех счастливое время».

Повесть Николая Воронова «Голубиная охота» знакомит нас ватагой уральских мальчишек, заядлых голубятников. Эти неугомонные мальчишки решили отдать на фронт свою самую дорогую ценность — голубей.

Все эти произведения вошедшие в сборник «Война и дети», признаны лучшими произведениями детской военной прозы.

Далеко-далеко от фронта, в сибирской деревне происходят события повести Виктора Астафьева «Где-то гремит война». Здесь не гремят выстрелы, не гибнут солдаты, но жестокое эхо войны отзывается в далекой Сибири.

Для семнадцатилетнего парнишки — Витьки Потылицына война проявилась по-своему: в обучении профессии, необходимой фронту; в пайке хлеба весом 250 грамм; в похоронке, пришедшей его родной тетке Августе.

Получив из дома тревожное письмо, он возвращается в родное село, где воочию видит страшное горе, что принесла народу война. Но сила человеческой доброты, участия, отзывчивости помогает людям выжить в эти тяжелые дни. И Витька Потылицын открывает для себя очень простую истину: с людьми, с родными и близкими, и горе — с полгоря, и радость вдвое.

Российский писатель Вильям Козлов принадлежит к поколению «мальчишек сорок первого года», детство которых закончилось 22 июля 1941 года.

Потрясения и переживания, перенесенные в годы войны, легли в основу многих произведений писателя.

Нелегкой судьбе одиннадцатилетнего парнишки, попавшего в страшные обстоятельства войны, посвятил свою повесть «Юрка Гусь» Вильям Козлов.

Юрка Гусь долгое время скитался по дорогам войны, беспризорничал, спасался от смерти, мотался между военными эшелонами, попадал во всякие передряги. Этот худой и оборванный мальчишка стремился быть ближе к войне, к неизведанным опасностям.

Судьба закидывает его в небольшой прифронтовой поселок, через который шли бесконечно на фронт военные эшелоны. И здесь, встречая на своем пути добрых и отзывчивых людей, Юрка проходит суровую школу взросления, учится понимать и сочувствовать другим людям. Оттаивает ожесточенная душа подростка, «солнечно и радостно становится вокруг».

Петька из рассказа Виктора Конецкого «Петька, Джек и мальчишки» во многом повторил судьбу самого писателя.

Этот ленинградский парнишка был эвакуирован из страшного холодного города в маленький среднеазиатский городок. Даже здесь, в глубоком тылу, война не отпускала мальчика, постоянно возвращалась к нему воспоминаниями об искрошенном минами льде Ладожского озера, о скрежете проносящихся над самой головой самолетах, о воздушных тревогах, о беспрерывном голоде и холоде.

Ему, одиннадцатилетнему мальчишке, не хотелось жить. «По утрам угрюмо, с тоской и даже страхом думал о том, что за сегодняшним днем придет второй, третий…» Такое отношение к жизни вынес Петька из блокадного Ленинграда.

Ощутить вновь радость жизни, увидеть окружающую красоту помог мальчишке приблудный пес Джек, который стал ему верным другом и защитником.

Но война опять жестоко вмешалась в судьбу Петьки. Узнав о том, что фронту нужны собаки, такие как Джек, способные вынести из боя раненых бойцов, мальчик отдает своего надежного единственного друга солдатам, -«Там он нужнее; вдруг раненого спасет».

Такие самоотверженные мальчишки, как Петька, помогли выстоять и победить нашей стране в Великой Отечественной войне.

Повесть Владислава Крапивина «Тень Каравеллы» — незабываемое воспоминание писателя о своем суровом детстве. Многое осталось в памяти писателя: и беспощадность военных зим, когда распухали пальцы, и лепешки из картофельных очисток, и короткий лязг ножниц, вырезающих из хлебных карточек мелкие квадратики талонов, и напряженное ожидание вестей от отца с фронта.

Из этого же детства и мальчишки, росшие в тяжелые военные годы, которым он посвятил свою повесть. Среди них — семилетний парнишка Владик, напоминающий самого писателя и его друг Павлик, вихрастый четвероклассник.

Хорошо им было вдвоем сидеть у гудящей печки и мечтать. В мечтах уносились мальчишки на своем белом бумажном кораблике в захватывающее морское путешествие, «где бродили пиратские бриги и всплывали под звездное небо невиданные чудовища, у островов сквозь солнечную воду видны были затонувшие корабли, скрывающие тайны и клады».

Несмотря на войну, на все невзгоды, на голод и холод, в жизни этих маленьких героев навсегда останется и радость открытия мира, и радость настоящей мальчишеской дружбы.

«Люди не выбирают родителей, люди не выбирают и детства. Наше детство пришлось на войну, и нас прозвали детьми войны», — так написал о своем поколении Альберт Лиханов, в судьбе которого война оставила глубокий след. Тема военного детства волнующе звучит в произведениях писателя, вошедших в книгу «Русские мальчики».

С таким «русским мальчиком» по имени Колька знакомит нас Альберт Лиханов в повестях: «Крутые горы», «Музыка», «Деревянные кони», объединенные в единую трилогию.

Встречаемся мы с Колькой в первый день войны, когда он, шестилетний мальчишка, не мог еще постигнуть весь трагизм происходящих событий, а расстаемся после Победы, в конце 1946 года. На наших глазах герой вырастает из несмышленого малыша в личность, способную принимать самостоятельные и трудные решения.

Невозможно без слез читать повесть «Последние холода», посвященную судьбе Вадика и Марии Русаковых, на долю которых выпали совсем не детские страдания.

Брат и его младшая сестренка попали в страшные обстоятельства войны, когда, потеряв хлебные карточки и оставшись без средств к существованию, они просто умирали от голода.

Трагично сложилась судьба этих маленьких героев, но Альберт Лиханов оставляет нам надежду на их счастливое будущее.

«Да, войны кончаются рано или поздно. Но голодуха отпускает медленнее, чем враг. И слезы долго не высыхают. И работают столовки с дополнительным питанием. И там живут шакалы. Маленькие, голодные, ни в чем не повинные ребятишки. Мы-то это помним. Не забыли бы, вы, новые люди» — заклинает нас автор в конце своей книги.

В городе Ленинграде в обыкновенной большой семье жила обыкновенная девочка. Звали девочку Таня Савичева. Она училась в простой школе, любила своих родных и близких, любила читать и ходить в кино.

Началась Великая Отечественная война. Фашисты окружили город. Начались страшные блокадные дни.

Война безжалостно перечеркнула счастливое беззаботное детство Тани. Что пережила эта хрупкая девочка в дни блокады?

До наших дней сохранился небольшой блокнотик с синими карандашными строчками, в котором Таня бесстрастно записывала скорбные даты потерь своей большой семьи. И вот последняя запись, сделанная мужественной девочкой: «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня». Сорок одна строчка, написанная девочкой — школьницей вместила в себя трагедию блокадного города.

Повесть Ильи Миксона «Жила-была» написана на основе личного дневника Тани Савичевой, сохранившихся личных документов, воспоминаний очевидцев.

Трагическая история ленинградской девочки и ее семьи до сих пор обжигает сердце современного читателя.

Война с ее жестокими уроками и испытаниями стала для героев повести Радия Погодина «Где леший живёт?» главным в их небольшой жизни.

Самым старшим у этих ребятишек был Сенька — мальчишка лет семи-восьми, который за годы немецкой оккупации привык ощущать себя «добытчиком и защитником», потому что всех детей старше десяти лет немцы угнали в Германию. В этом тощем, большеглазом мальчишке нет ни детской беспечности, ни детской улыбки. Война убила в нем детство, переломала его судьбу. Но Сенька, у которого «и ноги-то растут прямо из спины, а живот изукрашен гнойными струпьями» — память о горячей картошке, которую он утащил для голодных ребятишек у немцев прямо из кипящего котла, вызывает у нас уважение и симпатию.

Великая Отечественная война, не докатившись до далекого татарского села, своим черным крылом накрыла всех, кто в нем жил. Каждый дом, каждая семья проводила на фронт своих мужей, отцов, сыновей, а оставшиеся в селе женщины, старики и дети заменили их.

Среди самоотверженных тружеников тыла была и девятилетняя Даша Плетнева — героиня книги Т. Поликарповой «Листья будущего лета».

К этой душевно красивой девочке, воспринимающей мир ярко, образно, «любящей всех на свете», приходит понимание взрослой жизни, стремление взять на себя часть всенародной беды.

Обостренное восприятие жизни помогает Даше Плетневой не потеряться в этом суровом мире, достойно преодолеть все невзгоды, выстоять в страшной войне, неся веру и надежду людям.

Беспризорный, исковерканный мир детей военной поры предстает перед нами в повести Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая».

Главные ее герои — одиннадцатилетние братья-близнецы Кузьменыши жили в подмосковном детдоме, где «вся напряженная жизнь ребят складывалась вокруг мерзлой картофелины, картофельных очистков и, как верха желания и мечты, — корочки хлеба, чтобы просуществовать, чтобы выжить один только лишний военный день». День за днем Кузьменыши постигают тяжелую науку выживания, учатся бороться за свое существование.

Судьба закидывает их в далекие от родных мест кавказские края, где братья трагически сталкиваются со сталинской политикой уничтожения чеченского народа. Кузьменышам трудно разобраться в том, что происходило вокруг, чему они оказались свидетелями. И в пламени репрессий «предателей-чеченов» гибнут их души, их вера и надежда на счастливую жизнь.

Пройдя через самое страшное — смерть своего брата-близнеца, Колька, обезумевший от горя, вдруг приходит осмысление происходящих событий. Обращаясь к воображаемому чеченцу, убившему его брата Сашку, он произносит очень важные слова: «Ты нас с Сашкой убил, а солдаты пришли, тебя убьют…. А ты солдат станешь убивать, и все: и они, и ты — погибнете. А разве не лучше было то, чтобы ты жил, и они жили, и мы с Сашкой тоже, чтоб жили»?

В память о тех мальчишках — сражавшихся, страдавших и выстоявших -написал Анатолий Приставкин эту пронзительную по достоверности повесть.

Дети Сталинграда… Немало страданий и горя пришлось вынести им в годы Великой Отечественной войны. Почти полгода прожили они рядом с передовой линией, испытывая нестерпимый голод и холод.

Среди нескольких тысяч Сталинградских детей был и семилетний Гена Соколов — герой повести Владимира Шмерлинга «Дети Ивана Соколова». Он «жил и не знал, что такое горе, а оно вот пришло — средь бела дня». Драматично сложилась его судьба: ушел на фронт отец, погибла мама, а младшая сестренка Оля потерялась в суматохе войны.

«160 дней мы жили в окопах и блиндажах, среди тех, кто был награжден медалью «За оборону Сталинграда». Мы были свидетелями Сталинградского сражения. Немыслимые страдания выпали на нашу долю.

Но воины-сталинградцы нас защитили. Они обогрели нас заботой и лаской, относились, как к родным, и мы всегда это будем помнить…

И пусть эти воспоминания о прошлом помогут лучше ценить и беречь настоящее» — с такими словами обращается к читателям Геннадий Соколов -один из тех, кто пережил Сталинградскую трагедию.

2. Анализ произведений русских писателей

2.1. Лев Кассиль

В период войны Л. Кассиль пишет очерки и рассказы, посвя­щенные детям: сборники «Обыкновенные ребята», «Огнеопасный груз», книгу о Советской Армии, адресованную маленьким ребя­там и названную «Твои защитники».

Первые рассказы и очерки Л. Кассиля о войне рассказывали об участии детей и подростков в борьбе за победу советского народа. «Федя из подплава», «Три фабзайца» «Огнеопасный груз» оказа­лись своеобразными эскизами к крупной повести, написанной в период войны, «Дорогие мои мальчишки»

Обложка книги В. Катаева «Сын полка»

А. Рыбаков

(205 слов) Военное детство — это тяжелая взрослая доля, которая лежит на хрупких детских плечиках тех, кто застал войну ребенком. В нашей стране, истощённой войнами, многие люди пережили ранние годы жизни в условиях нищеты и разрухи оккупации.

Об таких детях пишет и Л. Улицкая, автор приведенного текста. Юные герои повествования  «рано начинали трудовую жизнь, и детство у них было украдено» (предложение 29). Они были вынуждены взвалить на себя все заботы о хозяйстве и младших братьях и сестрах. Ребята учились впроголодь и спешили домой скорее, чтобы помочь матерям, которые и так выбивались из сил, стремясь прокормить потомство. Тяжелая жизнь раньше времени состарила детей, сделав их «недоросшими мужиками и бабами».

Не менее удручающий пример мы находим в рассказе А. Платонова «Возвращение». Капитан приезжает домой после четырехлетнего отсутствия и не узнает детей: его сын в свои 12 лет распоряжался по хозяйству с расторопностью и рассудительностью взрослого человека. Он говорил и вел себя как мужчина, был даже грубым и резким. Даже жена капитана слушалась его. Маленькая дочка готовила и управлялась с пирогами, как будто для ее нежного возраста это самое подходящее дело. Война отняла у юных героев детство, но взамен дала лишь лишения, беспросветный труд и нищету.

Таким образом, военное детство — это череда потерь и трудностей, которую переживают дети, ставшие заложниками обстоятельств.


Многомудрый Литрекон написал не только сочинение 9.3 о военном детстве, но и подобрал примеры из жизни и истории на ОГЭ по русскому языку. Дополнительные аргументы о войне Вы можете найти здесь, а тема детства освещена в литературной и «жизненной» подборках.

  1. Пример из жизни. Моя бабушка рассказывала мне, что послевоенные годы были очень тяжелыми для малышей. От недостатка витаминов и голода у нее появились проблемы со здоровьем, которые напоминают о себе до сих пор и не поддаются лечению. Зато испытания той эпохи закалили ее характер: что бы ни случилось, дети войны не унывают, ведь знают, что может быть хуже.
  2. Пример из истории. Один из самых юных героев СССР, Валя Котик был разведчиком во время войны. Ему было всего 11 лет, когда нацисты заняли Украину. Но мальчик не смирился с жизнью в неволе. Все это время он воровал оружие и передавал его партизанам. Также он рисовал карикатуры на немцев и разбрасывал их повсюду. В 1942 году он начал выполнять более серьезные здания: участвовал в диверсиях и нападениях на оккупантов. В 1944 году его ранили смертельно, но добрая память о нем жива до сих пор. Его детство было искалечено и уничтожено войной. История о нем служит нам предостережением о недопустимости повторения тех событий.

  • Произведения про авторитет для сочинения
  • Произведения по первому направлению декабрьского сочинения 2022
  • Произведения по направлению человек путешествующий короткие рассказы
  • Произведения о совести итоговое сочинение
  • Произведения о мечте для итогового сочинения