Прокофьев сказка об инструментах симфонического оркестра петя и волк

Урок музыки. 2 класс, 1-я четверть

раздел «В концертном зале»

по программе «Музыка»

Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной

Тема урока: «Инструменты симфонического оркестра.
Симфоническая сказка  С.С. Прокофьева «Петя и волк».

Тип урока: усвоение новых знаний

Цель урока:  создать условия для формирования у учащихся  систематизированного
представления о симфоническом оркестре, как о  ярком явлении в музыкальной
культуре.

Задачи урока:

— формировать знания об инструментах, входящих в
состав симфонического оркестра.

— познакомить с некоторыми особенностями внешнего вида
инструментов, их устройства и  звучания (тембров);

— обеспечить условия для  развития познавательного
интереса, памяти, внимания школьников, умения анализировать, что имеет благотворное
влияние на мыслительную деятельность в целом;

— воспитывать музыкальный вкус.

Вид урока: мультимедиа урок  с применением смешанных технологий.

(Мультимедиа —
это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного
программного обеспечения с использованием современных технических и программных
средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом
представлении.

Мультимедийный
урок
, т.е. урок с мультимедийной поддержкой, где
мультимедиа используется для усиления обучающего эффекта, является одним из
прогрессивных вариантов проведения уроков в современном информационном
обществе. Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными:
от нескольких минут до полного цикла)

Образовательные технологии:

— технология развивающего, проблемного обучения;

— игровая технология;

— информационно-коммуникационная технология.

Методы: беседа с элементами сравнения, анализа, обобщения; демонстрационно-иллюстративный
метод (звуковая и зрительная наглядности), эвристический(частично поисковый),
рефлексия.

Средства обучения:  интерактивный комплекс; видео-презентация к уроку; 
стенд «Инструменты симфонического оркестра»,  индивидуальные карточки с
изображением музыкальных инструментов, раскраски.

Структура урока

I Организационный этап (2 мин)

Ø Музыкальное приветствие

Ø Просмотр видеофрагмента

II. Мотивация, постановка цели урока (5 мин.)

Ø Беседа, объявление темы урока

III. Актуализация знаний (1 мин.)

Ø Беседа по пройденному материалу с использованием
слайдов

IV. Первичное усвоение новых знаний (22 мин.)

Ø Беседа с учителем

Ø Работа со слайдами презентации «Инструменты
симфонического оркестра в сказке С.Прокофьева «Петя и волк»

Ø Прослушивание аудиофрагментов  симфонической сказки

V. Первичное закрепление (5 мин.)

Ø Видеоролик (фрагменты из мульфильма)

Ø Песня «Весёлые путешественники» с движениями (в
качестве физминутки»

VI.Первичная проверка понимания (8 мин.)

Ø Отгадывание загадок с использованием карточек

Ø Интерактивная игра «Проверь себя»

VII. Информация о домашнем задании (1мин.)

Ø Работа с раскрасками

VIII. Рефлексия (1мин.)

Ход урока

I.     
Организационный
этап.

Музыкальное приветствие.

«Сейчас
музыкальный начнётся урок,

                           Об
этом сказал нам весёлый звонок,

                           Сказал,
заливаясь, на ноте высокой,

                           Вас
всех, поздравляю с началом урока!»

— Наш музыкальный урок с музыки и начнём. Как это уже бывало, наш класс
на несколько мгновений превратится в концертный зал, с музыкантами, с
дирижёром…и зазвучит чудесная музыка!

Просмотр видеофрагмента (П.И.Чайковский «Вальс цветов» из балета
«Щелкунчик»)………………………………………………………….

II. Мотивация, постановка цели урока.

— Красивая музыка? И, наверное, знакомая? Часто звучит с экранов
телевизоров, на волнах радиостанций. Может кто-нибудь знает, как называется эта
музыка? Называется она «Вальс цветов». И сочинил её великий русский композитор,
уже известный вам по первому классу, Пётр Ильич Чайковский (обратить внимание
детей к портрету) для балета под названием «Щелкунчик».

-Композитор сочинил музыку, а кто исполнил её для нас? (музыканты)

— Обратили внимание, как много музыкантов играло это музыку? Целый
оркестр! Оркестр симфонический.

— Ребята, а кто-нибудь из вас может нам разъяснить, что это за «штука»
такая – симфонический оркестр? (слушаем объяснения детей, если они будут)

— Каждый музыкант  оркестра играет на музыкальном инструменте.
Инструменты разные, голоса у них разные, но под управлением опытного дирижера,
звучат они слажено, и получается чудесная музыка. Во всём мире миллионы людей
приходят на концерты, чтобы насладиться звучанием симфонического оркестра!

— Вы наверняка, какие-нибудь  музыкальные инструменты узнали! (выясняем,
есть ли такие инструменты). Фотоиллюстрации……

— Сколько неизведанного! Давайте разбираться. Задача нашей с вами
сегодняшней встречи – разузнать, что же за инструменты так красиво играют в
симфоническом оркестре, как они называются, какие у них голоса.

…………………………………………………………………………..

— А поможет нам в решении этой задачи …сказка. Да, да, не удивляйтесь!
Сказка. Но не обычная, а сказка музыкальная, та, которую мы с вами слушали на
прошлом уроке…………………………………………..

III. Актуализация знаний.

— Кто подскажет, как
она называлась?  («Петя и волк»)

-Назовите фамилию композитора, который сочинил эту сказку? ( С.
Прокофьев)……………………………………………………………

— Ребята, а почему сказка называется «симфоническая»?

— В этой сказке роли исполняют инструменты симфонического оркестра: у
каждого героя есть своя музыкальная тема, которую играет определённый
инструмент симфонического оркестра. Это не просто сказка, а сказка–учебник.
И написал её С.Прокофьев для того, чтобы познакомить вас с инструментами
симфонического оркестра, научить узнавать их голоса, или как говорят музыканты,
«тембры» этих инструментов.

— Давайте вспомним, какие были герои в этой сказке. Назовите их!…………………………………………………………………………………………….

И у каждого из них в сказке своя  музыкальная тема и свои инструменты.

IV. Первичное
усвоение новых знаний.

Ну, вот взять хотя бы Петю………………………………………….

-Приехал к дедушке в гости, весёлый, жизнерадостный, и как выяснится,
ещё и храбрый мальчишка! Какой же инструмент в оркестре исполняет роль Пети?

— Сейчас прозвучит  музыкальная тема Пети, а вы попытайтесь, определить
на слух какие звучат инструменты и  покажите, как на них играют музыканты.

— Вот вы все изобразили скрипку. А на самом деле Прокофьев поручил
исполнять роль  храброго Пети главным инструментам симфонического оркестра –
скрипкам, альтам, виолончелям и контрабасам. Все они входят в струнную группу
симфонического оркестра…………………………… Стенд

Скрипки, их «братики»
– альты, «мама» – виолончель и «папа» – контрабас, целая семья струнно-смычковых
инструментов!

— А почему такое
странное название «струнно-СМЫЧКОВЫЕ»? (дополнить ответы детей пояснениями про
смычок)

Блиц-опрос: Как
играют на…скрипке,

                                           
…виолончели

                                           
… контрабасе?

— А теперь вспомните,  как в сказке звучит тема Дедушки. Какой характер
передаёт музыка? …………………………………………………….

СЕРДИТЫЙ

ВЕСЁЛЫЙ

ВОРЧЛИВЫЙ

Какое слово не
подходит?

— А какой инструмент симфонического оркестра  может хорошо сыграть
сердящегося ворчуна?

-В оркестре очень забавно может ворчать фагот. Этот инструмент похож на
длинную палку, которую музыкант, чтобы сложить после концерта в футляр,
разбирает на три части, три палки покороче (кстати, в переводе на русский язык
слово «фагот» означает вязанка дров).

Скажите,  а как звучит голос фагота,  на каких звуках: высоких или
низких?

Фагот  относится к группе деревянных духовых инструментов, и в этой
группе он самый низкий по звучанию духовой инструмент          плакат 

— А кого изображает
эта музыка?………………………………………………..

Действительно, трудно
не услышать в этих звуках птичку. Так мастерски композитор нарисовал
музыкальный портрет птички!

-Расскажите, какое
настроение у этой музыки?

-Изобразите, как музыканты играют на инструменте, исполняющем тему
Птички.

Молодцы, вы все, так или иначе, показали дудочку. Главное, что вы
услышали, что в этот инструмент, чтобы он зазвучал, нужно дуть. А в нашей
сказке роль птички исполняет флейта.

На ней играют так. Она отлично умеет подражать птичьим трелям. И не
удивительно, ведь в семействе деревянных духовых у неё самый высокий голосок.                плакат

-А кому из героев
нашей сказки принадлежит эта  музыкальная тема?

Покажите жестами, как
движется это персонаж………………..….

— Как, по-вашему, к какой группе инструментов  симфонического оркестра,
относится инструмент, исполнявший роль кошки? (деревянный духовой)

Да, это тоже дудочка, и тоже из семейства деревянных духовых,
называется кларнет.

— Как звучит голос кларнета?

Мягкие, приглушённые звуки кларнета особенно на низких нотах,
напоминают вкрадчивое мурлыканье кошки, осторожные шаги её мягких бархатных
лапок.

— Ещё одна дудочка, из этого замечательного семейства деревянных
духовых, исполняет птичью роль в этой скаке. Правда, эта птица не умела
летать!……………………………………………………………………………………….

— Узнали кто это? С.Прокофьев отдал эту роль инструменту под названием
гобой.

— Как звучит голос гобоя?

— На самом деле в этой сказке с гобоем произошла не совсем обычная
история. Дело в том, что  этот инструмент обычно играет музыку о любви, музыку
полную нежности… Голос у него очень певучий. Но некоторые ноты звучат совсем не
нежно и очень напоминают утиное кряканье. Обычно композиторы и не пользуются
этими нотами, но когда композитору Прокофьеву понадобилось изобразить в
оркестре самодовольное кряканье глупой утки, он вспомнил об этом свойстве гобоя
и поручил ему такую, не совсем обычную для него роль.

— Нечто похожее произошло и с валторнами, которых композитор заставил
изображать рычание волка…………………………………………..
— На самом деле у  валторны звук немножко таинственный, поэтичный. Когда-то они
подавали сигнал к началу рыцарских турниров! Валторна умеет исполнять
необыкновенно красивые мелодии…

Но оказалось, что если несколько валторн сразу,  в один голос, очень
громко «рявкнут» какой-нибудь аккорд, то такое звучание как нельзя лучше
изобразит злого и страшного волка.

Сделана валторна из металлического сплава на основе меди и относится к
другой группе духовых инструментов: МЕДНЫЕ ДУХОВЫЕ…..……плакат
 

— Своим особенным голосом валторна обязана собственной конструкции. 
Труба, свёрнутая в круг, со множеством завитков, такой кренделёк или улитка,
очень длинная!  Если эту  узенькую трубку размотать, то длина валторны
получится почти три с половиной метра.

V. Первичное закрепление.

— Вот такие удивительные инструменты играют роли в этой симфонической
сказке. Давайте ещё раз вслушаемся, как звучат их голоса!(видеоролик)…………………………………………………………..

— Ребята, а про кого из героев этой сказки, мы  забыли
упомянуть? (Охотники)

— Были ещё охотники, которые охотились по соседству в лесу и стреляли
из ружей. Инструменты какой группы, могут хорошо изобразить выстрелы? (ударная
группа)

Да, это УДАРНЫЕ инструменты: большой оркестровый барабан и литавры с 
войлочными колотушками…………………………………………..

— Ритмично бьют барабаны! Ритмично двигаются колотушки у литавр!
Давайте и мы с вами немного подвигаемся, а заодно и отдохнём. В прошлом году в
наших путешествиях по музыкальной стране нам здорово помогала одна весёлая
песенка! Вспоминайте……………….…песня с
ритмопластикой

VI. Первичная
проверка понимания.

— Ну, а сейчас –  загадки! Но отгадывать их мы будем с
помощью карточек, которые лежат у вас в конвертиках. Достаньте их и разложите
перед собой.

— Итак, отгадайте, о каком инструменте идёт
речь!……………………………

Инструмент я очень древний.

К деревянным отношусь.

Мой регистр  самый верхний

Этим очень я горжусь!

Часто певчим подражаю, птичьи трели вывожу,
И Снегурочкой холодной в сказке встретиться могу.

                                                           (флейта)

Правильность ответов сверяем с
доской……………………………

«Я в квартете деревянных ниже всех звучу,
друзья,
В симфоническом оркестре без меня никак нельзя!

Уважает меня деревянная родня,

Хоть ворчу я на народ…» —  глухо вымолвил

(фагот)

С восемнадцатого века композиторы всех стран
Отдают мне предпочтенье, это точно, не обман!
Я звучу проникновенно, удивительно светло.
И скажу, что как солисту, мне, конечно, повезло.
Лучше всех мне удается чувства нежные любви.
Грусть, мечты, переживанья – это образы мои!
И рожок пастуший точно я игрой изображу,
И гнусавой уткой в сказке громко крякнуть я могу

(гобой)

Вышла дудочка точёная,
Вся изящная, вся чёрная.

«Я играл на поле бранном,
На гулянье массовом.
Был я прежде деревянным,
Стал теперь пластмассовым.
Я на весь известен свет,
А зовут меня….»                               

(кларнет)

Сравнить гобой и кларнет на слайде. Найти
различия……………

Я похожа на улитку,
крепко
скручена в кольцо.
Рог охотничий, считают, мне приходится отцом.
Если б кто-нибудь меня, вдруг, сумел бы распрямить,
Я б трубой  длинной в три метра всех смогла бы удивить!!!

(валторна)

Как будто девушка запела,

И в зале словно посветлело.

Скользит мелодия так гибко.

Затихло всё: играет…

                                    (скрипка)

Чуть побольше скрипочки,

А поёт пониже.

Деревянный бочок,

Четыре струнки и смычок…

                                    (альт)

Сравнить скрипку и альт между собой и с
размером смычка…………

Кто Это бум? Кто это Бах?
Кто это прячется в медных котлах?
Гром – отвечают подружки
Войлочные колотушки
                                    (литавры)……………………………………………………….

— Ну, и
напоследок, предлагаю вам поиграть в игру «Проверь себя»………….

…………………………………………………………………….

Эта игра
потребует от вас выдержки: с места отвечать нельзя, подсказывать нельзя! Кто
знает – поднимает руку и мне «сигнализирует».

VI. Рефлексия (анализ деятельности на уроке).

— Вы большие умницы!(после игры) Ничего не перепутали, во всём
разобрались. Скажите ещё разок, о чём вы узнали на сегодняшнем уроке? (об
инструментах симфонического оркестра)

— А что мы о них
узнали? ( как называются, как выглядят, как на них играют, как звучат их
голоса)

— Кому-то было трудно
или непонятно? Понравилось?

— Как вы думаете, где
эти знания могут вам пригодиться в жизни?

VIII. Информация о
домашнем задании.

— Ребята, а кто из вас был с родителями на концерте симфонического
оркестра в нашей Курской филармонии?           Ну, вот, можно смело родителей
позвать на такой концерт. Вы им много чего сможете рассказать о инструментах. А
чтобы вы не забыли инструменты, вам в подарок раскраски. Здесь много всяких
инструментов, но раскрасить надо только те, которые входят  в состав
симфонического оркестра! Но это вы уже сделаете дома, покажете родителям, а на
следующем уроке покажете мне.

— На этом мы
прощаемся. Жду вас через неделю.

Литература:

1. Медушевский В.В.,
Очаковская О.О. Энциклопедический словарь юного музыканта. – М., 1985.

2.Музыка в школе №2 –
2010.

3. Шмагина Т.
С. Музыка в московских школах.  — М., 1993

Сергей Прокофьев «Петя и волк»

Сергей Прокофьев «Петя и волк»Среди творений выдающегося композитора Сергея Прокофьева есть одно удивительное сочинение, пользующееся необычайной популярностью, как среди взрослых, так и совсем юных слушателей. Произведение называется «Петя и волк». Это музыкальная сказка с увлекательным сюжетом, рассказываемая чтецом и озвученная симфоническим оркестром, учит детишек распознавать тот или иной музыкальный инструмент и знакомит с его характерными тембровыми особенностями. Представив каждого персонажа определенным инструментом, Прокофьев мастерски подметил, что гнусавость низких звуков гобоя замечательно подходит для изображения неповоротливой утки, легкость и воздушность флейты для маленькой птички, а ворчливого дедушку колоритно проиллюстрирует фагот – самый низкий из деревянных духовых.

Краткое содержание музыкальной сказки Прокофьева «Петя и волк» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Музыкальные инструменты, озвучивающие героев сказки

Пионер Петя группа струнных инструментов
Птичка флейта
Утка гобой
Кошка кларнет
Дедушка фагот
Волк валторны
Охотники большой барабан и литавры

Краткое содержание сказки «Петя и волк»

Краткое содержание сказки «Петя и волк»

Раннее утро. Юный пионер Петя, открыв калитку, вышел прогуляться на зелёную лужайку. На растущем у забора дереве сидела Птичка. Увидев знакомого мальчика, маленькая птаха, приветствуя его, весело прочирикала о том, что вокруг всё спокойно. Следом за Петей в неприкрытую калитку неторопливой раскачивающейся походкой протиснулась Утка. Она не упустила возможности поплескаться в глубокой луже, которая образовалась на большой лужайке. Птичка, увидев неуклюжую Утку, подлетела к ней поближе и завела разговор, который затем перешёл в спор о том, кто на самом деле считается настоящей птицей. Птичка утверждала, что это она, так как умеет летать. Утка же противилась, уверяя, что истинная птица обязательно должна уметь плавать. Их спор продолжался ещё долго, при этом Утка с удовольствием плескалась в луже, а птичка, ведя с ней разговор, прыгала по краю водоёма. Вдруг какой-то шорох заставил Петю насторожиться. Он увидел, что к луже по траве тихонько пробирается Кошка. У неё были коварные намерения относительно Птички, которая, споря с Уткой, не замечала опасности. Мальчик, вскрикнув, «Берегись», спас Птичку, так как она мгновенно взлетела на дерево, возле которого Кошка ещё немного походила в раздумьях, но вскоре поняла, что осталась ни с чем.

Вскоре на лужайку пришёл дедушка Пети. Он рассердился на мальчика за то, что тот вышел за калитку, ведь в здешних опасных местах водится страшный Волк. Петя в ответ на беспокойство дедушки заявил, что пионеры Волков не бояться, однако послушно пошёл домой. Тем временем из леса вышел большой серый Волк. Увидев его, Кошка вмиг залезла на дерево. Утка, испуганно закрякав, вылезла из лужи и, переваливаясь, бросилась бежать. Однако Волк естественно оказался проворнее, он быстро нагнал Утку и целиком проглотил её. Далее картина была такова: Кошка сидит на одной ветке, Птичка подальше от неё на другой, а Волк, облизываясь, ходит вокруг дерева.

Петя, увидев эту сцену, тихонько подошёл к забору, вдоль которого раскинулась одна из веток дерева и, ухватившись за неё, с ловкостью залез на ствол. Затем мальчик попросил Птичку, чтобы она осторожно покружилась вокруг морды Волка и тем самым отвлекла его. Проворно летая над головой Волка, Птичка стала сильно раздражать и злить его, а Петя в это время сделал из верёвки петлю, набросил на хвост зверя и затянул её. Волк почувствовав, что его поймали, стал яростно вырываться. Мальчик предусмотрительно привязал верёвку к дереву, а Волк, в бешенстве прыгая, ещё туже затягивал петлю, которая была у него на хвосте. В это время из леса вышли Охотники, шедшие по следу Волка. Увидев страшного зверя, они начали стрелять. Петя крикнул, что Волк пойман, и теперь его нужно отвести в зоологический сад.

Сказка заканчивается торжественным шествием, во главе которого шагает Петя, следом Охотники с Волком, а затем ворчливый Дедушка и Кошка. Над головами, радостно чирикая, летает Птичка, а в животе у Волка крякает живая Утка.

Продолжительность сказки
30 мин.

Прокофьев «Петя и волк» содержание Прокофьев «Петя и волк» краткое содержание 

 

Интересные факты

  • Сергей Прокофьев посвятил симфоническую сказку «Петя и волк» руководителю Московского театра для детей, Наталье Ильиничне Сац. Композитор называл её матерью этого произведения, так как именно Наталья Ильинична была инициатором его создания. В следующем, после премьеры произведения, 1937 году Сац была арестована и на пять лет сослана в один из лагерей Гулага. Впоследствии, оставаясь активным пропагандистом музыкального искусства среди подрастающего поколения, она явилась основателем шести театров для детей.
  • Прокофьев настрочил текст сказки «Петя и волк» в своей излюбленной манере, то есть для краткости пропуская гласные буквы. Например, в конце сказки у него было написано так:

«А есл пслушать внимтльно, то слышно бло,кк в жвте у волк крякала утка, птму чт волк тк трпилс, что проглотил её живьём».

  • Музыкальная сказка «Петя и волк» во всём мире является самым исполняемым сочинением Сергея Прокофьева. На сегодняшний день известно около семидесяти записей этой композиции.
  • Свою последнюю гастрольную поездку по странам Европы и в США Прокофьев совершил в 1938 году. Это было триумфальное турне, каждый концерт которого сопровождался бурным успехом. Однако самым запоминающимся для композитора в этом путешествии была встреча с эмигрировавшим из Германии с Арнольдом Шёнбергом и знакомство Уолтом Диснеем. Прокофьев на фортепиано сыграл великому мультипликатору «Петю и волка» и подарил партитуру этого сочинения, которая в 1946 году легла в основу первой анимационной версии произведения. Впоследствии этот фильм сегментом вошёл в знаменитую диснеевскую полнометражку с названием «Сыграй мою музыку».

Уолт Дисней

  • Первый советский мультфильм по симфонической сказке «Петя и волк» сняли в 1958 году. Это был кукольный фильм, а рисованный появился лишь спустя восемнадцать лет. Необходимо также отметить анимационный фильм «Петя и волк», снятый в 2006 году. Работа британских, норвежских и польских мультипликаторов в 2008 году была удостоена премии «Оскар».
  • Первой исполнительницей, выступившей в «Пете и волке» в роли чтеца, была Наталья Сац. Затем рассказчиками сказки были такие знаменитые личности, как Николай Литвинов, Роми Шнайдер, Леонард Бернстайн, Элеонора Рузвельт, Софи Лорен, Шарль Азнавур, Шон Коннери, Джон Гилгуд, Патрик Стюарт, Питер Устинов, Шэрон Стоун, Олег Табаков, Стинг, Дэвид Боуи, Жерар Филип, Сергей Безруков, Билл Клинтон, Михаил Горбачёв, Эммануэль Макрон.
  • Музыкальная сказка «Петя и волк» в нынешнее время во всём мире пользуется настолько большой популярностью, что постоянно ложится в основу балетных спектаклей, цирковых представлений, а также многочисленных джаз, рок и фолк аранжировок.

История создания музыкальной сказки «Петя и волк»

Всем хорошо известно, что Сергей Сергеевич Прокофьев к революционным событиям, произошедшим в России осенью 1917 года, отнёсся весьма настороженно, а потому под предлогом гастрольной поездки он покинул родину и почти двадцать лет прожил за границей. Постоянно совершая турне по разным странам Европы и Америки, где музыканту предоставлялись лучшие концертные залы, и знаменитые оркестры исполняли его сочинения, он всё-таки два раза с выступлениями посещал Советский Союз. Во время этих поездок Прокофьеву оказывался невероятно радушный приём, как со стороны публики, так и властей, которые с обещанием всех благ, настойчиво предлагали ему вернуться назад. После таких посещений России Сергей Сергеевич особо остро ощущал, насколько сильно он соскучился по родине, и как ему тоскливо на чужбине.

Сергей Прокофьев

В 1934 году композитор наконец-то принял для себя жизненно важное решение навсегда переехать в Советский Союз. Вернувшись на родину вместе с женой и двумя сыновьями, Прокофьев сразу активно влился в музыкальную жизнь страны. Он всей душой и сердцем стремился узнать и понять по-новому преобразившуюся Россию. В то время большую радость Сергею Сергеевичу доставляли встречи с друзьями молодости, как, например, Верой Владимировной Алперс, по убедительной просьбе которой композитор сочинил двенадцать поэтичных фортепианных пьес под общим названием «Детская музыка».

Несмотря на плотный рабочий график, Прокофьев считал обязательным для себя присутствие на различных концертных и театральных премьерах. Так, летом 1935 года Сергей Сергеевич решил вместе с женой и сыновьями посмотреть постановку оперы Леонида Алексеевича Половинкина «Сказка о рыбаке и рыбке», поставленную в Московском театре для детей, которым в то время руководила Наталия Ильинична Сац. Через неделю семейство Прокофьевых вновь посетило театр, а впоследствии дети композитора так его полюбили, что вместе с родителями пересмотрели весь репертуар. Необходимо заметить, что в то время нигде за границей не было театров, рассчитанных на юного зрителя. При первом знакомстве со знаменитым композитором, руководитель театра Наталия Ильинична была очень сильно взволнована и даже растеряна, однако спустя время между ними завязались крепкие дружеские отношения.

Наталья Ильинична Сац

Будучи истинной энтузиасткой своего дела, Наталья Ильинична сразу начала обдумывать, как привлечь выдающегося композитора к творческой работе в детском театре. Вот тогда-то ей и пришла идея о создании симфонической сказки, в которой музыка со словом были бы неразрывно связаны, но самое главное, чтобы в ней в доступной и занимательной форме рассказать детишкам о музыкальных инструментах, входящих в симфонический оркестр. Своими мыслями Наталья Ильинична поделилась с Сергеем Сергеевичем. Сац беспокоилась, что композитор, которому заказы поступали как из рога изобилия, серьёзно не воспримет такое предложения, но, несмотря на опасения, Прокофьев стал заинтересованно расспрашивать о том, какими она представляет образы сказки. В дальнейшем в телефонных разговорах и при личных встречах композитор и режиссёр с фантазией обсуждали разные сюжеты и в итоге пришли к выводу, что в детской симфонии помимо людей обязательно должны участвовать звери и птицы.

В процессе работы над произведением Прокофьев и Сац настолько сблизились, что даже перешли на ты, но вот однажды Сергей Сергеевич сильно рассердился на Наталью Ильиничну. Дело в том, что Сац немного переусердствовала и, чтобы усилить темпы работы, поручила молодой поэтессе литературно осмыслить обдуманный материал. Девушка, преклоняясь перед талантом известного композитора, сочиняя ночью и днём, вскоре принесла свои наработки Прокофьеву. Прочитав плоды её творчества, Сергей Сергеевич так прогневался, что изрядно попало не только поэтессе, но и Наталье Ильиничне. Несмотря на недовольство композитора, обсуждение будущего произведения активно продолжалась пока Прокофьев не сказал: «Хватит теперь я сам». После того как Сергей Сергеевич произнёс эти слова прошло несколько дней. Сац с нетерпением ожидала вестей от композитора. И вот, наконец, желанный телефонный звонок и разговор, в котором Прокофьев сообщил, что сказка закончена и ждёт дальнейшего распоряжения. Через неделю после завершения работы над партитурой началась подготовка к премьерному показу, который по стечению различных обстоятельств прошёл в Московской филармонии. Оркестром дирижировал сам Сергей Сергеевич. Возможно потому, что симфоническая сказка была рассчитана не на взрослую, а на детскую аудиторию ожидаемой зрительской реакции на сочинение не последовало. Однако когда «Петю и волка» — так было названо произведение, впервые в рамках фестиваля советского искусства представили в Центральном детском театре, успех был ошеломительным. Этот показ, на котором присутствовали иностранные гости из разных стран, состоялся 5 мая 1936 года.

Музыкальная сказка «Петя и волк» очень полезна для музыкального воспитания детей любого возраста. Она не зря включена в программу всех музыкальных школ, так как в ней можно познакомиться с приемами звукоизобразительности и услышать тембры разных инструментов симфонического оркестра, а кроме того насладиться замечательной музыкой величайшего Сергея Прокофьева.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Сергей Прокофьев «Петя и волк»

С.Прокофьев Симфоническая сказка для детей Петя и волк

Петя и волк

Знакомство с инструментами симфонического оркестра

«Петя и волк» — симфоническая сказка для детей, написанная Сергеем Сергеевичем Прокофьевым в 1936 году, вскоре после его возвращения в СССР, по инициативе Наталии Ильиничны Сац для постановки в ее Центральном детском театре. Премьера состоялась 2 мая 1936 года. Произведение исполняется чтецом и оркестром. Литературный текст написан самим композитором.

Сюжет

Ранним утром пионер Петя выходит на большую зеленую лужайку.
На высоком дереве сидит его знакомая Птичка, которая, заметив Петю, слетает вниз.
В приоткрытую калитку пробирается Утка и направляется к пруду, чтобы поплавать.
Она начинает спорить с птичкой о том, кому считаться настоящей птицей ― Утке, которая не летает, но плавает, или птичке, которая плавать не умеет.
За ними наблюдает Кошка, готовая поймать одну из них, однако птичка, предупрежденная Петей, взлетает на дерево, а утка оказывается в пруду, и Кошка остается ни с чем.
Выходит Петин дедушка. Он начинает ворчать на внука, предупреждая его о том, что в лесу ходит большой серый Волк, и, несмотря на заверения Пети о том, что пионеры не боятся волков, уводит его. Вскоре действительно появляется Волк.
Кошка быстро залезает на дерево, а Утка выскакивает из пруда, но волк настигает ее и проглатывает.
Петя с помощью веревки перебирается через забор и оказывается на высоком дереве. Он просит птичку отвлечь волка, и, когда тот пытается ее поймать, накидывает волку на хвост петлю.
Волк пытается освободиться, но Петя привязывает другой конец веревки к дереву, и петля затягивается на хвосте Волка еще туже.
Из леса выходят Охотники, которые давно следили за Волком.
Петя помогает им связать Волка и отвести его в зоопарк.
Произведение завершается всеобщим шествием, в котором участвуют все его персонажи: впереди идет Петя, за ним охотники ведут Волка, над ними летит Птичка, а сзади ― дедушка с кошкой, продолжающий ворчать. Слышно тихое кряканье: это подает голос Утка, сидящая в животе Волка, который так торопился, что проглотил ее живьем.

Музыка

Состав оркестра:
Флейтa; Гобой; Кларнет (in A); Фагот; Три валторны; Труба; Тромбон; Литавры; Треугольник; Бубен; Кастаньеты; Большой и Малый барабаны; Тарелки; Первые и вторые скрипки; Альты; Виолончели; Контрабасы.

Каждый персонаж представлен определенным инструментом и отдельным мотивом:

Петя ― смычковые струнные инструменты (преимущественно скрипки), C-dur, свободная и открытая мелодия в духе пионерского марша;
Птичка ― флейта в высоком регистре, G-dur, виртуозные пассажи;
Утка ― гобой, Es-dur/As-dur, «крякающая» мелодия в нижнем регистре;
Кошка ― кларнет, G-dur, тема изображает грацию и мягкую поступь кошки;
Дедушка ― фагот, тема в h-moll, пунктирный ритм в нижнем и среднем регистре, имитирующий ворчание;
Волк ― три валторны, тема в g-moll;
Охотники ― литавры и большой барабан (изображение выстрелов), духовые инструменты (финальный марш)
По материалам из Википедии

С.Прокофьев Симфоническая сказка Петя и Волк — мультфильм

петя и волкПетя и волк — детский мультик, в котором дети впервые знакомятся со звучанием инструментов симфонического оркестра, этого яркого явления западноевропейской музыкальной культуры. Если вы решили обучать своего ребёнка музыке, то наверняка он станет более-менее частым посетителем филармонических концертов. Во всех странах это является нормальной потребностью культурного, образованного человека.

А в этом случае ему будет просто необходимо хотя бы в общих чертах познакомиться с инструментами, входящими в состав симфонического оркестра, с их тембрами звучания, (научиться различать их по слуху), знать, как они выглядят.

Информация эта объёмная и потому было бы неправильно наваливать её на ребёнка всю сразу. Ему будет сложно всё запомнить, может возникнуть путаница в голове. Поэтому давайте, как всегда, «кушать слона по кусочкам».

К счастью, для этой цели в нашем распоряжении имеется специально созданное музыкальное произведение. Сергей Сергеевич Прокофьев, наш замечательный композитор, подумал о детях и написал для них свою симфоническую сказку под названием «Петя и волк». Это одновременно и сказка для детей, и знакомство с несколькими инструментами оркестра.

Есть много вариантов записи этого произведения. При выборе видеоролика для размещения на своём блоге я думала о том, что этот фильм должен сочетать в себе богатую информативность, доступность и интересную подачу материала. Поэтому выбор был сделан в пользу записи, сделанной ещё в 1946 году.

К сожалению, более поздние варианты не выдерживают конкуренции с этой записью по указанным выше параметрам. По причине давности записи качество видео в ней несколько уступает более поздним образцам. Однако, думаю, что содержание всё же важнее.

Итак, в сказке за каждым из главных действующих лиц закреплён определённый инструмент (или группа инструментов), которые характеризуют это действующее лицо своей мелодией-лейтмотивом.

Таким образом происходит знакомство с пятью духовыми инструментами и четырьмя из группы струнных инструментов. Вот они:

1.Для характеристики Пети композитор использует струнную группу инструментов (надеюсь, нет необходимости здесь рисовать картинку, поскольку такие инструменты, как скрипка, виолончель или альт всем хорошо известны).

2. Птичка представлена близким ей по тембру деревянным духовым инструментом под названием Флейта.

флейта

3.С Уткой нас познакомит деревянный духовой инструмент Гобой, поскольку его тембр ближе всего к звукам, издаваемым этой птицей.

гобой

4.Кошку характеризует звучание Кларнета. Кларнет (как и флейта, гобой и фагот) относится к той группе инструментов, которые когда-то делали из дерева. Поэтому данная группа так и называется: деревянные духовые.

кларнет

5.Для Дедушки Прокофьев выбрал инструмент из той же группы. Называется он Фагот.

фагот
6.Чтобы выделить волка из всей этой милой компании, использован инструмент из группы медных (сделанных из меди) духовых. Называется он Валторна, причём их задействовано для этой цели сразу три!

валторна

Надеюсь, что просмотр этого фильма об инструментах симфонического оркестра доставит удовольствие всем. По крайней мере, у детей этот фильм всегда пользовался большим успехом:
петя и волк

Подпись
Жду ваших комментариев

Тип урока: Изучение нового материала.

Задачи урока:

  • Обучающие: научить различать музыкальные
    инструменты зрительно и на слух.
  • Развивающие: развивать музыкальный слух и
    память учащихся.
  • Воспитательные: воспитывать музыкальную
    культуру, эстетический вкус, эмоциональное
    восприятие музыки.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Музыкальное приветствие.

2. Актуализация знаний

Учитель: С музыкой какого композитора мы
познакомились на прошлом уроке?

Дети: С музыкой русского композитора
С.С.Прокофьева.

Приложение 1 Слайд 1

На экране — портрет С.С.Прокофьева.

У: Что вы знаете о композиторе, какие
произведения слушали?

Д: «Вальс» из балета «Золушка», песня
«Болтунья». С.Прокофьев начал сочинять музыку с
5 лет. Первую оперу «Великан» написал в 9 лет.

Проверка домашних заданий. Рисунки к
балету «Золушка» (оформляется выставка на
доске).

3. Содержание и организация учебного занятия

Приложение 1  Слайд 2

У: Найдите на слайде название нового
произведения С.С.Прокофьева.

Д: «Петя и волк».

Слайд 3  (На экране — название
сказки)

Приложение 1  Слайд 4

У:  Как вы думаете, почему сказка
называется «симфоническая»?

Д: Наверное, ее играет симфонический
оркестр. Симфоническая, значит, от слова
симфония. Это сказка, как симфония.

У: Правильно! Это музыкальное произведение
для симфонического оркестра. Композитор,
создавая сказку, хотел помочь детям понять
симфоническую музыку. Даже взрослым людям
симфоническая музыка кажется сложной и
непонятной. С.С.Прокофьев был первым, кто решил
познакомить детей с инструментами
симфонического оркестра в увлекательной форме, в
виде сказки.

Приложение 1  Слайд 5

Тема урока: «Инструменты симфонического
оркестра в сказке С.С.Прокофьева «Петя и волк».

Приложение 1  Слайд 6

У каждого героя сказки есть своя музыкальная
тема и свой инструмент с определенным
«голосом».

У: На уроке познакомимся с инструментами
симфонического оркестра, с музыкальными темами
героев сказки.

Приложение 1  Слайд 7

Чему будем учиться на уроке?

Дети с помощью учителя формулируют задачи:
Будем учиться различать музыкальные инструменты
по голосу, по внешнему виду,  определять героев
сказки по характеру музыки, сочинять свои
мелодии для некоторых действующих лиц.

Приложение 1  Слайд 8

У:  Петя — главный герой сказки. Это
мальчик вашего возраста. Какую мелодию вы
сочинили бы для него, если бы были композиторами?
Попробуйте исполнить свою мелодию голосом.

Полина Б.: «Я сочинила бы мелодию
радостную, веселую» (Исполняет мелодию).

Данил М.: «Мне кажется Петя — озорной
мальчик, я хочу в своей мелодии показать Петю
таким:» (Поет мелодию).

Никита Б.:  «Я сочинил бы для него
серьезную мелодию» (Исполняет мелодию).

У:  Спасибо! Слушаем тему Пети
 С.С.Прокофьева. Какой все-таки характер у Пети?
Что изображает музыка?

Дети: Петя веселый, радостный, мальчик. Он
идет, что-то напевает. Мелодия  плавная, иногда
«скачущая», как будто Петя подпрыгивает, может
быть танцует.

У: В каком жанре написана тема Пети: в жанре
песни, танца или марша? (Ответы).

Приложение 1  Слайд 9

У: Какие инструменты исполняют тему Пети?
Покажите движениями рук, как на них играют. (Дети
встают, под музыку имитируют игру на скрипках).

У: Вы показали скрипки, но тему Пети
исполняет группа струнных смычковых
инструментов: скрипка, альт, виолончель,
контрабас.

Приложение 1  Слайд 10

У: Петя приехал отдыхать на каникулы к
Дедушке. (На экране — Дедушка). Если бы вы были
композиторами, мелодию какого характера
сочинили бы для Дедушки?

Д: Добрую, веселую, сердитую, нежную. Дети
исполняют свои мелодии.

У: Какой инструмент вы подобрали бы для
дедушки, если бы были композиторами? (Ответы
детей)

У: Послушайте тему Дедушки у С.С.Прокофьева,
определите характер. (Слушание).

Полина Б.: «Дедушка сердитый, строгий.
Наверное, он сердится на Петю.

У: Действительно Дедушка недоволен
поведением своего внука. Он обеспокоен, что Петя
ушел за калитку и не закрыл ее за собой. «:Места
опасные. А если из лесу придет волк? Что тогда?»

Приложение 1  Слайд 11

У: Инструмент, исполняющий тему Дедушки —
фагот. Давайте определим, какой «голос» у
фагота: низкий или высокий?

Д: Сердитый, ворчливый, низкий

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Приложение 1  Слайд 12

На экране — Кошка, Утка, Птичка.

У: Как вы думаете, кого изображает эта
музыкальная тема? (Слушание).

Д: Это — птичка. Мелодия звучала быстро,
весело. Можно было представить, как она летает,
порхает, машет крыльями.

У: Послушайте тему Птички еще раз,
определите и покажите ее инструмент.

Приложение 1  Слайд 13

Повторное слушание. (Дети под музыку имитируют
игру на инструменте).

Приложение 1 Слайд 14

У: Какой инструмент может изображать птичку? (Ответы)

Приложение 1  Слайд 14

У: Инструмент, исполняющий тему птички —
флейта. Как играют на флейте?

(Ответы)

У: Флейта — деревянный духовой инструмент.

У: Какое настроение у Птички?

Д: Веселое, радостное, счастливое,
беззаботное.

Приложение 1 Слайд 15

На экране — Петя, Кошка, Дедушка, Волк.

У: Кому из героев сказки принадлежит эта
музыка? Покажите жестами, движениями этого героя
сказки. (Под музыку изображают кошку).

У: Почему вы решили, что это кошка?

Д: Мелодия звучала осторожно, тихо. В
музыке слышны были шаги кошки, как будто она
крадется.

Приложение 1 Слайд 16

У: Тему Кошки исполнял инструмент кларнет.
Какой «голос» у кларнета?

Д: Низкий, мягкий, спокойный.

У: Кларнет — деревянный духовой инструмент.
Послушайте музыку и посмотрите, как играют на
кларнете.

Приложение 1  Слайд 17

На экране — Кошка, Охотники, Волк, Уточка.

У: Кого из героев сказки изображает эта
мелодия? (Слушание, анализ).

Д: Уточка! Мелодия неторопливая, плавная;
уточка идет неуклюже, переваливается  с лапки
на лапку, крякает.

Приложение 1  Слайд 18

У: Инструмент, исполняющий тему Уточки,
называется гобой. Какой «голос» у гобоя?

Д: Спокойный, тихий, крякающий.

У: Гобой относится к группе деревянных
духовых инструментов. Посмотрите и послушайте
тему Утки

4. Обобщение

Приложение 1  Слайд 19

(гиперссылка — Игра «Узнай инструмент»)

У: Проведем игру «Узнай музыкальный
инструмент». На экране вы увидите действующих
лиц сказки  и музыкальные инструменты. Надо
назвать инструмент героя, изображенного на
экране.  Дети устно отвечают на вопросы.

5. Закрепление. (Объяснение порядка
практической работы).


Приложение 2 (на компьютерах).

У: Вы сегодня много узнали об инструментах
симфонического оркестра, о героях сказки
С.Прокофьева «Петя и волк». Пришло время
проверить себя. Выполните тест «Инструменты
симфонического оркестра в сказке С.Прокофьева
«Петя и волк» (Работа в парах за компьютерами).

6. Итог урока.

Приложение 1  Слайд 20

На экране появляются все герои сказки.

У: Найдите на экране героев сказки, с
которыми встретимся на следующем уроке.

Д: Волк, Охотники.

Приложение 1  Слайд 21

На экране остаются  Волк, Охотники.

У: На следующем уроке мы продолжим
знакомство с инструментами симфонического
оркестра, послушаем темы Волка, Охотников, узнаем
содержание сказки.

Приложение 1 Слайд 22

У: Что нового узнали сегодня на уроке? Чему
учились на уроке?

7. Домашнее задание (Приглашения на сказку).

Подпишите свои приглашения и выполните
задание.

(Приложение 3 Песня
«Сказка гуляет по свету»)

8. Музыкальное прощание.

Приложение 4

Музыкальное сопровождение к
уроку

  • Прокофьев сказка о жадном мальчике
  • Прокомментируйте фрагмент рассказа дьявол был громаден как утес
  • Проект не согласован как пишется слитно или раздельно
  • Проект народные сказки для 3 класса как сделать
  • Проект на тему что за прелесть эти сказки