Каждый учащийся сталкивается с вопросом, как написать сочинение-рассуждение по русскому языку. Такое задание зачастую встречается на ЕГЭ.
Для самостоятельной подготовки следует повторить весь необходимый материал о том, как пишется сочинение-рассуждение. А тем, у кого нет времени искать информацию в учебниках и прочей литературе, поможет данная статья.
Требования к оформлению сочинения-рассуждения
Основные требования, которые нужно соблюдать при написании сочинения:
-
Так как речь идет о серьезной работе, в тексте не должно присутствовать никаких смайлов, фривольностей, юмора, просторечий и сленговых оборотов (кроме случаев цитирования).
-
Постарайтесь не использовать штампы и обязательно следите за читабельностью текста.
-
Следует максимально исключить наличие ошибок в тексте работы. Речь идет не только об орфографии, но и пунктуации, речевых оборотах и стилистике.
Из каких частей состоит сочинение-рассуждение
Каждое сочинение имеет свою структуру. Это первое, что нужно знать практически о любом труде – его структуру, базовые понятия и основы. На ЕГЭ ученики придерживаются следующей:
- Введение — необходимо подвести читателя к проблеме, сделать это можно путем рассуждений об эпохе, глобально поднятой теме и фактов из биографии писателя.
- Описание проблемы и комментарий к ней — четко определитесь с проблемой, к которой вы с легкостью найдете аргументы.
- Изложение позиции автора — поведайте читетелю об авторском отношении к заявленной проблеме, обязательно подкрепляя примерами.
- Изложение вашей собственной позиции — сформулируйте свои тезисы и аргументы по отношению к позиции автора.
- Аргументы — на них строится все сочинение-рассуждение, воспользуйтесь примерами из литературы, науки или собственной жизни.
- Заключение — обобщайте все, что было до и склоняйте читателя к размышлениям.
Как написать сочинение-рассуждение
Для начала напомним, как выглядит само задание перед написанием сочинения-рассуждения. А потом перейдем к основным рекомендациям, которые помогут вам сдать сочинение на высший балл.
Например:
- Как можно точнее и полнее формулируйте мысль, которую хотите доказать в сочинении.
- Исходя из мысли, можно подобрать парочку (а лучше три) аргументов, которые будут доказывать правильность вашей точки зрения. Лучше оцениваются доводы, полученные из научной, публицистической или художественной литературы.
- В заключении следует использовать вывод, подтверждающий ваш тезис. Не следует перечислять все доводы лишний раз, это ни к чему. Итоговая фраза отлично впишется в эту часть сочинения.
Пример заключения в сочинении-рассуждении
Этапы написания сочинения-расссуждения
-
В качестве тренировки напишите небольшое сочинение-рассуждение. Перечитайте его, проверьте на различные ошибки, подумайте, весомы ли приведенные вами доводы.
-
Распределять аргументы в тексте лучше всего следует по степени их убедительности – от менее надежного довода к неопровержимому.
-
Обязательно перечитывайте свою работу, поскольку это практически всегда помогает выявить ряд ошибок и улучшить текст. Составьте план, как написать сочинение-рассуждение. Это поможет действовать организованно и сэкономить время.
-
Если вдруг не уверены в правильности написания слова, не рискуйте, используя телефон на экзамене. Это может привести к плачевным последствиям. Просто замените слово подходящим синонимом или целиком перестройте предложение.
Вступление в сочинении-рассуждении
Эта часть работы довольно важна, так как с нее начинается рассуждение над поставленной проблемой. Здесь необходимо написать об актуальности вопроса, можно немного сказать об истории возникновении данной проблемы, привести пару примеров. Важной частью вступления является согласие или несогласие с приведенным тезисом и подготовка площадки для аргументов в защиту своего мнения.
Пример вступления в сочинении-рассуждении
Основная часть сочинения-рассуждения
Самая важная часть сочинения. То ради чего оно вообще пишется. Здесь нужно доказать свою точку зрения, приводя аргументы в ее защиту. Можно использовать примеры из жизни, литературы, опираться на слова авторитетных персон. Объем основной части должен быть примерно ⅔ всей работы. Для доказательства своего мнения используйте такие слова: я считаю, с одной стороны, с другой стороны, допустим, можно привести пример, подтверждением сказанного можно считать и т.д.
Пример основной части
Заключение в сочинении-рассуждении
Последняя часть сочинения – это заключение или выводы. Здесь нужно красиво и четко сформулировать итоги своего рассуждения по проблеме. Можно добавить о важности темы в современном мире. Также стоит описать свои впечатления и мысли, которые появились во время рассуждения над проблемой.
Как комиссия оценивает сочинение
- Проверяется правильность формулировки проблемы (для соблюдения данного критерия можете воспользоваться распространенными клише для постановки проблемы).
Пример проблемы в сочинении-рассуждении
- Оценивается соблюдение смысловой целостности изложения и последовательности мыслей.
- Проводится проверка пунктуации, речевых оборотов, орфографии и стилистики.
- Рассматриваются аргументы автора.
На просторах Интернета можно за секунды найти целые банки аргументов для сочинений-рассуждений. Например:
Полезные советы
- Следует понимать, что категоричность в выводе не уместна.
- Лучше всего подвести читателя к размышлению о правильности вашей позиции.
- Старайтесь не дробить текст сильно.
- Подобный труд должен содержать минимум три абзаца.
Для удобства работы с текстом используйте планирование. Как составить план сочинения, читайте в Справочнике.
Возникли трудности с написанием работы? Не знаете, где заказать сочинение? Эксперты сервиса Студворк помогут вам справиться с этой задачей!
Скачать пример сочинения-рассуждения
Третья часть сборника готовит к третьей части экзаменационной работы — написанию сочинения.
Учащиеся пишут небольшое по объёму сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста. Однако сначала ученику придётся выбрать одно из предлагаемых в работе заданий: написать сочинение-рассуждение На лингвистическую тему Или На морально-нравственную тему. В Том и другом сочинении требуется привести не менее двух аргументов из прочитанного текста, подтверждающих рассуждения автора сочинения.
Экзаменационное сочинение — это рассуждение, в котором учащиеся должны показать способность не только думать, размышлять, рассуждать, но и объяснять, убеждать. Такой текст должен быть чётко структурирован и соответствовать схеме: тезис (мысль, которую требуется доказать) — аргументы (доказательства) — вывод.
Приступая к написанию рассуждения, нужно продумать, какой тезис следует формулировать и какими доказательствами аргументировать свою позицию. Составление плана сочинения поможет логически правильно построить текст, обдумать количество и содержание аргументов, с помощью которых будет подтверждаться основная мысль сочинения.
Особое внимание нужно уделить использованию языковых средств, с помощью которых устанавливаются логические связи между частями сочинения-рассуждения. При переходе от тезиса к доказательствам можно употреблять выражения: Докажем это, это можно доказать так, в этом можно легко убедиться, это объясняется следующим, и вот почему И др., а также использовать вопросительные предложения со словами Почему, для чего и др. Сочинение-рассуждение может включать несколько аргументов, последовательно соединяемых друг с другом вводными словами и сочетаниями: Во-первых, во-вторых…, наконец, например, допустим, предположим, так и др. Вывод (заключительная часть рассуждения) может быть связан с доказательствами посредством слов: Поэтому, вот почему, следовательно, значит, итак, таким образом, сделаем вывод, подведём итог, из всего сказанного следует… и др.
Одно из важнейших требований, предъявляемых на экзамене: минимальный объём сочинения-рассуждения должен быть не меньше 50 слов, нужно использовать не менее двух примеров из прочитанного текста, аргументирующих точку зрения учащегося. При этом, приводя примеры, следует либо указывать номера нужных предложений (из текста, который будет на экзамене предложен для чтения и анализа), либо применять цитирование.
Важный этап подготовки сочинения — работа с черновиком. Цель этой работы — скорректировать план сочинения, организовать редактирование текста, исправить ошибки и недочёты. Чтобы редактирование текста прошло успешно, необходимо учитывать, по каким критериям будет оцениваться сочинение-рассуждение.
Содержание текста
1) Соответствие текста теме и основной мысли.
2) Обоснованность ответа на поставленный вопрос, полнота раскрытия темы, наличие примеров-аргументов (не менее двух).
3) Смысловая цельность и последовательность изложения мыслей (развёртывание по плану), правильность выделения абзацев, композиционная стройность работы.
4) Достоверность фактического материала.
5) Соответствие работы учащегося заданному жанру, типу речи (рассуждение) и стилю речи (научному или публицистическому).
Речевое оформление текста
6) Речевая связность (наличие грамматико-смысловой связи предложений, абзацев).
7) Точность и ясность речи; владение достаточным словарным запасом и разнообразными грамматическими средствами, чтобы точно и понятно выразить свою мысль.
Уместное использование выразительных языковых средств.
9) Соответствие высказывания нормам современного русского литерагурного языка (лексическим, грамматическим, речевым, стилистическим, орфографическим и пунктуационным).
Все эти требования необходимо учитывать, выполняя данные ниже тренировочные упражнения.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
1. Письменно обоснуйте, к какому стилю речи относится текст В. Богомолова (текст 4 в части II «Чтение и анализ текста»). Приведите в сочинении-рассуждении не менее двух аргументов из прочитанного текста, подтверждающих вашу точку зрения. Приводя примеры, применяйте цитирование.
2. Некоторые ученики утверждают, что при выборе правильного написания большинства слов нужно учитывать их лексическое значение и морфемное строение. Но есть школьники, которые считают, что совсем не обязательно анализировать значение и морфемное строение, чтобы правильно написать слово. Кто прав?
Выскажите своё мнение по этому вопросу в сочинении-рассуждении «Нужно ли при написании слова учитывать его лексическое значение и морфемное строение?»
Обдумывая ответ на этот вопрос, прочитайте и проанализируйте текст Г. Троепольского. В своём сочинении приведите примеры из этого текста, аргументирующие вашу точку зрения. Приводя примеры, применяйте цитирование.
Деревня, куда привезли Бима, прямо-таки удивила его. Здесь тоже жили люди, но всё было не так, как там, где он родился и вырос. Домики маленькие — прямо на земле, без никаких лестничных площадок, без многочисленных порогов, двери не щёлкают замками. Ночью, правда, двери запирают на засов изнутри. Все домики покрыты ребристыми серовато-белыми листами. Утром, в одно и то же время, из каждого домика идёт вверх дым, но, однако же, они не едут и не улетают никуда, а стоят себе ровненько рядами и дымят тихо и мирно, без скрежета.
Но самым поразительным для Бима оказалось то, что вместе с людьми здесь живут разные животные и птицы: коровы, куры, гуси, овцы, свиньи, знакомство с которыми состоялось не сразу. У животных, позади каждого людского домика, свои домики, покрытые иной раз соломой, а иной раз камышом и огороженные невысокой просвечивающей стеной из перекрученных палок и хворостин. И никто никого не трогает: ни люди животных и птиц, ни животные людей, — и никто ни в кого не стреляет из ружья.
В первый день Биму постелили сена в углу сеней. Человек привязал его за верёвку, хорошо накормил и куда-то ушёл, надев плащ. Остаток дня Бим провёл в одиночестве, при полной тишине и безмолвии. Перед вечером он услышал, как зашуршали копытцами по земле овцы, как они вошли во двор, как промычала корова внутри сарая (чего-то просила).
Незаметно Бим уснул, притеплившись в духовитом сене. В таком сене, дух которого вызывает невольную улыбку, даже человек засыпает немедленно, и от запаха свежего сена у него возникает в очах голубой цвет перед сном. Бим же был далеко чутьистее человека, поэтому каждый тончайший оттенок этого аромата успокаивал, ублажал его тоску.
Разбудил Бима крик петуха. Когда-то он его слышал не раз, но не так близко, а этот — прямо за стеной, громко, протяжно, гордо: «Ку-ка-ре-ку-у-у!» Ему откликнулись все петухи на селе. (Несколько позже Бим узнает, что этот петух — запевала и что такие петухи бывают сердитые.) Бим сидел и слушал удивительную музыку; дальше она перекатывалась волнами по селу — то ближе, то дальше, в зависимости от того, кому подходила очередь, что ли, а последним, в одиночку, прокричал какой-то немощный кукарешник, сипло, коротко и неподобно петуху, заслуживающему уважения. Потом, со временем, Бим разберётся, что именно такие петухи — трусы, убегают даже от чужого петуха, врывающегося во дворовые владения, хотя по всем правилам куриного общежития этот трус обязан защищать покой подведомственных ему кур. А он убегает, идол. Зато именно такой петух безжалостен к чужим цыплятам — клюёт, между тем как любой петух, если он не лишён чувства собственного достоинства, никогда не клюнет цыплёнка, забредшего невесть откуда. Такой вот и пропел последним, и только тогда, когда убедился, видимо, что не ошибся во времени. Люди назвали бы такого петушишку конъюнктурщиком, но Биму было просто-напросто смешно. Кстати, Бим вовсе не представлял, ввиду отсутствия опыта, что по таким задохлым полупетухам никто никогда не отсчитывает время.
Бим прилег и задремал. Вдруг снова прокатилось по селу из конца в конец песнопение. И Бим снова сел и снова слушал с большим удовольствием. Потом — в третий раз, ещё сильнее, голосистее и, право же, возвышеннее. Ах, здорово поют! Вот уж здорово! А что они вытворяли где-то вдали, представить невозможно! Бим пока не знал, что это пели хором на колхозной птицеферме по неписаным нотам белые, как кипень, самоуверенные петухи-красавцы, а в тот раз — не будь он запертым в сенях — он обязательно сбегал бы посмотреть и послушать поближе такое чудо. Но сени были его клеткой.
В шель двери мало-помалу расслабленно вползал серенький осенний рассвет.
3. Как известно, в современном интернет-общении активно высказывается мысль о том, что при письменном общении можно не соблюдать орфографические нормы, так как это совсем не мешает взаимопониманию. Как вы относитесь к этой точке зрения? Выскажите своё мнение по этой проблеме в сочинении-рассуждении «Нужно ли соблюдать орфографические правила в интернет-общении?»
Обдумывая ответ на этот вопрос, прочитайте ещё раз фрагмент повести Г. Троепольского «Белый Бим Чёрное Ухо» (см. предыдущее упражнение). В своём сочинении приведите примеры из данного текста, аргументирующие вашу точку зрения. Приводя примеры, применяйте цитирование.
4. Напишите сочинение-рассуждение, используя в качестве тезиса одно из высказываний (на выбор). Подтвердите или опровергните это высказывание. Приведите не менее двух аргументов, подтверждающих вашу точку зрения.
Слово отражает мысль: непонятна мысль — непонятно и слово… (В. Белинский.)
Необыкновенный язык наш есть ешё тайна. (Н. Гоголь.)
Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. (К. Паустовский.)
Лишь усвоив в возможном совершенстве первоначальный материал, то есть родной язык, мы в состоянии будем в возможном же совершенстве усвоить и язык иностранный. (И. Гончаров.)
5. 1. Выберите одно из данных ниже высказываний и устно обоснуйте свой выбор. Составьте и запишите тезисный план сочинения-рассуждения, в котором может быть использовано это высказывание в качестве тезиса, требующего доказательства.
2. Выберите ещё одно высказывание и на его основе напишите сочинение-рассуждение. Следите за тем, чтобы в сочинении было не менее двух аргументов, подтверждающих вашу точку зрения.
Не умея держать в руке топор — дерева не обтешешь, а не зная языка хорошо — красиво и всем понятно — не напишешь. (М. Горький.)
Берегись такого слова, которое разъединяет людей. (Л. Толстой.)
Синонимика — сфера бесконечных возможностей речевого творчества. (А. Ефимов.)
Язык человека — точный показатель его человеческих качеств, его культуры. (Д. Лихачёв.)
6. Какие два высказывания объединены общей мыслью? Докажите. Напишите сочинение-рассуждение, используя одно из этих высказываний в качестве тезиса, который нужно доказать, а второе — в качестве эпиграфа вашего сочинения. Следите за тем, чтобы тезис был аргументирован.
Язык изменчив, как изменчива сама жизнь. (С. Маршак.)
Острый язык — дарование, длинный язык — наказание. (Д. Минаев.)
Язык — инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть. СМ. Горький.)
Самая изменчивая часть языка — это словарь. Как хороший барометр, откликается словарь на все изменения жизни. (А. Супрун.)
7. 1. Вдумчиво прочитайте высказывания писателей и лингвистов. Устно докажите, что каждое из них можно использовать в качестве цитат или эпиграфа в сочинении «Зачем нужна орфография?»
2. Напишите сочинение-рассуждение, используя в качестве тезиса одно из данных высказываний (на выбор). Подтвердите или опровергните мысль, выраженную в этом высказывании. Приведите не менее двух аргументов, подтверждающих вашу точку зрения
Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как. (Л. Толстой.)
Речевая культура человека — зеркало его духовной культуры. (В. Сухомлииский.)
Правильное письмо — показатель общего развития и обшей культуры человека. (М. Разумовская.)
Орфография предельно упрощает чтение, делает его быстрым и лёгким, поэтому она и заслуживает благодарность всех читающих. (М. Панов.)
8. Напишите сочинение-рассуждение, используя в качестве тезиса одно из высказываний (на выбор). Подтвердите или опровергните это высказывание. Приведите не менее двух аргументов, подтверждающих вашу точку зрения.
Родной язык надо любить, как мать, как музыку, и надо уметь хорошо говорить, чтобы при случае передать свою мысль другому человеку ясно и просто. (М. Горький.)
Слог — это внешняя одежда; мысль — это тело, скрывающееся под одеждой. (И. Гончаров.)
Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения в одно великое историческое живое целое. (К. Ушинский.)
Человек, равнодушный к своему языку, — дикарь. Он вредоносен по самой сути, потому что его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому и будущему своего народа. (К. Паустовский.)
9. Напишите сочинение-рассуждение, используя в качестве тезиса одно из высказываний (на выбор). Подтвердите или опровергните это высказывание. Приведите не менее двух аргументов, подтверждающих вашу точку зрения.
Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей. (М. Горький.)
Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск… (К. Паустовский.)
Смутно пишут о том, что смутно себе представляют. (М. Ломоносов.)
Человек чрез слово всемогущ: язык всем знаниям и всей природе ключ. (Г. Державин.)
10. Вдумчиво прочитайте высказывания зарубежных писателей и лингвистов, общественных деятелей. Напишите сочинение-рассуждение, используя в качестве тезиса одно из данных высказываний (на выбор). Подтвердите или опровергните это высказывание. Следите за тем, чтобы ваша точка зрения была аргументирована.
Кто ясно мыслит, тот ясно и излагает. (Н. Буало.)
Слово ранит быстрее, чем лечит. (И. Гёте.)
Правильно чтобы писать, учиться надобно мыслить. (Гораций.)
Грамматика повелевает даже царями. (Мольер.)
Если не умеешь говорить, научись слушать. (Помпоний.)
Заговори, чтоб я тебя увидел. (Сократ.)
Словарь — это вселенная, расположенная в алфавитном порядке. (А. Франс.)
11. Прочитайте высказывание профессора Казанского университета (XIX в.), автора работ по ораторскому искусству А. Говорова. Напишите небольшое сочинение-рассуждение, взяв за основу главную мысль данного высказывания. Озаглавьте свой текст. Следите за тем, чтобы ваша точка зрения была аргументирована.
Монотонное произнесение, убаюкивающее красоту и отчасти смысл речи, составляет несчастье не только для аудитории, но и для самого говорящего; оно не только неприятно для слушателя, но и вредно для оратора.
12. Выберите одну из пословиц и напишите сочинение-рассуждение, объясняя, как вы понимаете её смысл. Продумайте аргументы, с помощью которых вы будете подтверждать свою точку зрения.
1) Язык голову кормит, он же и спину портит.
2) Поменьше говори, побольше услышишь.
3) Скажешь — не воротишь, напишешь — не сотрёшь, отрубишь — не приставишь.
4) От одного слова да навек ссора.
5) Не ножа бойся, языка.
13. В русском языке есть такие буквенные сочетания, которые пишутся то слитно (одно слово), то раздельно (два слова). Выбор слитного или раздельного написания зависит от контекста, в котором оказываются подобные сочетания. Докажите или опровергните это утверждение в сочинении-рассуждении «Можно ли написать одно и то же буквенное сочетание слитно и раздельно?»
Обдумывая ответ на этот вопрос, проанализируйте текст О. Гойхмана, обращая внимание на выделенные слова. В своём сочинении приведите не менее двух примеров из прочитанного текста, аргументирующих вашу точку зрения. Приводя примеры, применяйте цитирование.
В каждой речевой ситуации используется своя стратегия, которая понимается как осознание ситуации в целом, определение основного направления воздействия на слушателей, Чтобы Максимально достичь цели общения. Стратегия общения реализуется в речевых тактиках, под которыми понимаются речевые приёмы, позволяющие достичь поставленных целей в конкретной ситуации. Нужно иметь В виду, Что в ситуациях бытового общения действуют одни речевые тактики, в деловой сфере — другие. Если Неудачно Выбрать речевую тактику, то можно не достичь коммуникативной цели.
В рассказе А. П. Чехова «Дома» прокурор окружного суда убеждает своего малолетнего сына в том, что таскать табак Нехорошо, А курить вредно. Интересно проследить, как это делает профессиональный оратор, юрист, социальное назначение которого как раз в том, Чтобы Уметь убеждать.
Сначала отец выбирает тактику эмоционального воздействия: «Я тебя не люблю, и ты мне не сын…» Однако она не действует, так как мальчик точно знает, что он всё-таки сын, а родители (которые, кстати сказать, используют подобную тактику довольно часто, и ребёнок уже со второго раза улавливает, что это не так серьёзно, Потому Что вскоре последуют заверения в любви) обязаны его любить, впрочем, как и он их.
Тогда прокурор переходит на привычные для него выражения судебной речи, используя речевую тактику, которую условно можно назвать «закон превыше всего». Он говорит: «Ты не имеешь права брать табак, который тебе не принадлежит. Каждый человек имеет право пользоваться только своим собственным добром». Но и это не действует, Отчасти потому, Что ребёнок просто-напросто не понимает. В самом деле, игрушка, которую ему подарили, — его собственное добро? Если да, то Почему Её могут у него отобрать в любую минуту?
Отец пробует убедить мальчика, используя лексику из медицины («Нельзя курить таким маленьким, как ты. У тебя грудь слабая…»), делая акцент на морально-психологические понятия и т. д. И Несмотря На то что всё логически безупречно, сказано доступным и понятным языком, положительного результата он не добивается.
Наконец, Анализ ситуации, профессиональный и ораторский опыт подсказывают правильное решение.
«Слушай, — начал он… — В некотором царстве, в некотором государстве жил-был себе старый-престарый царь… У царя был единственный сын, который курил. От курения царевич умер, и царь, старый и больной, остался без всякой помоши».
На мальчика сказка произвела очень сильное впечатление, и он сказал «Не буду я больше курить…»
14. Однажды между учениками вышел спор. Одни из них утверждали, что сравнительный оборот является единственным способом выражения значения сравнения в русском языке. Другие ученики считали, что сравнительный оборот — только один из способов выражения значения сравнения. Кто прав?
Выскажите своё мнение по этому вопросу в сочинении-рассуждении «Является ли сравнительный оборот единственным способом выражения значения сравнения в русском языке?»
Обдумывая ответ на этот вопрос, проанализируйте текст В. Короленко. Обратите внимание на выделенные фрагменты текста, которые передают значение сравнения. В своём сочинении приведите примеры из этого текста, аргументирующие вашу точку зрениг. Приводя примеры, применяйте цитирование.
Природа эаскинулась кругом, Точно великий храм, приготовленный к празднику. Но для слепого это была только необъятная тьма, которая необычно волновалась вокруг, шевелилась, рокота та и звенела, протягиваясь к нему так, Словно она прикасалась к его душе со всех сторон неизведанными ещё, необычными впечатлениями, От наплыва которых болезненно билось детское сердце.
С первых же шагов, когда лучи тёплого дня ударили ему в лицо, согрели нежную кожу, он инстинктивно поворачивал к солнцу свои незрячие глаза, Как будто чувствуя, К какому центру тяготеет всё окружающее. Для него не было ни этой прозрачной дали, ни лазурного свода, ни широко раздвинутого горизонта. Он чувствовал только, Словно что-то материальное, ласкающее и тёплое касается его лица нежным, как будто бы согревающим прикосновением. Потом Что-то похожее на прохладу, Лёгкое, хотя и менее лёгкое, Чем тепло солнечных .1учей, Снимает с его лица эту негу и пробегает по нему Свежей прохладой.
В комнатах мальчик привык двигаться свободно, Как будто вокруг него была пустота. Здесь же его охватили какие-то странно сменявшиеся волны, то нежно ласкающие, то щекочущие и опьяняющие. Тёплые прикосновения солнца быстро обмахивались кем-то, и струя ветерка, звеня в уши, охватывая лицо, виски, голову до самого затылка, тянулась вокруг, как Будто стараясь подхватить мальчика, увлечь его куда-то в пространство, Которого он не мог видеть, унося сознание,
6 Рыбченкова
Навевая забывчивую истому. Тогда-то рука мальчика крепче сжимала руку матери, а его сердце замирало так, Точно вот-вот совсем перестанет биться.
15. 1. Сначала по заголовку постарайтесь определить, какой проблеме посвящён данный текст и какова позиция автора. Затем прочитайте текст, проверяя свои предположения.
16. Какие точки зрения существуют по вопросу, поставленному автором текста? Какой из них придерживается автор?
17. Напишите в научном стиле сочинение-рассуждение на тему «Засоряют ли смс-сообщения русский язык?» Аргументируйте свою точку зрения. Постарайтесь использовать для этой цели суждения, содержащиеся в прочитанном тексте.
ЗАСОРЯЮТ ЛИ СМС-СООБЩЕНИЯ РУССКИЙ ЯЗЫК,
ИЛИ НА ЗЕРКАЛО НЕЧА ПЕНЯТЬ…
На улице и в метро, на лекциях и в лифтах, в очереди к кассе супермаркета и на пешеходном переходе мы постоянно видим молодых и не очень молодых людей, азартно или задумчиво нажимающих на кнопки мобильных телефонов. Они набирают не цифры, а буквы, не номера, а смс-сообщения.
Пока люди всех возрастов активно эксплуатируют новый способ коммуникации, преподаватели, филологи, деятели культуры, журналисты бьют тревогу, говоря о том, что примитивный по своей сути смс-язык приводит к обеднению русского языка в целом, а пристрастие к смс-обшению приводит к необратимым изменениям мышления, упрощённому восприятию мира и к безграмотности. Другие защищают этот современный способ коммуникации, так как смс-высказывания не только упрощают процесс общения, но и развивают способность в предельно сжатой форме передавать информацию, что в определённой мере совершенствует речевое творчество человека. Смс-тексты в большинстве своём не только передают информацию или побуждают к действию, но и выполняют функцию установления контакта с собеседником: напомнить о себе, узнать о самочувствии и настроении адресата, поздравить, выразить сочувствие, поощрение, благодарность и т. п. И это тоже положительное свойство смс-обшения.
Как бы мы ни относились к смс-обшению, воздействие новой формы коммуникации на сознание молодого поколения нельзя игнорировать. Однако нужно иметь в виду, что смс-тек- сты — не причина неграмотности современной молодежи, а зеркало. В них отражаются многие негативные процессы, которые произошли с культурой нашего общества за последнее время: падение интереса к чтению хорошей литературы и к чтению вообще, засилье низкопробных журналов, криминала, в полный голос заговорившего в печатных и электронных СМИ на своём уголовном языке; насаждение «клипового мышления»; понижение требований к знанию русского языка и литературы в средней школе. Невольно вспомнишь русскую пословицу: неча на зеркало пенять, коли рожа крива.
Основные черты смски как жанра — краткость, сиюминутность и частный (непубличный) характер содержания, сильная зависимость от средства передачи информации — мобильного телефона, разрешающего лишь небольшой объём сообщения и располагающего ограниченным набором клавиш (причём порой только с латиницей), на каждой из которых не одна, а несколько букв. Эти черты влияют на языковой облик смсок, но не приводят к засорению языка как такового. Серьёзный же вред языковому сознанию современного читателя и зрителя наносят низкопробные тексты, содержащиеся в средствах массовой информации. Нарочито сниженный стиль подобных текстов, речевая небрежность, логическое несовершенство и нравственная убогость — вот реальная проблема современного русского языка. Не смски выращивают глухое к лучшим качествам русской речи и неграмотное поколение, однако если протекающие в обществе и стимулируемые СМИ негативные процессы не будут остановлены, то через некоторое время смс-тексты, как и все другие жанры, отразят ещё более удручающую картину, чем теперь.
(По М. Сидоровой.)
16. Отвечая на вопрос учителя, один ученик сказал, что в научно-популярных текстах используется только книжная лексика. Другой ученик утверждал, что научно-популярный текст не может состоять только из книжных слов и допускает использование разговорной лексики. А третий учащийся настаивал на том, что основой текста любого стиля являются стилистически нейтральные слова. Кто прав? Выскажите своё мнение по этому вопросу в сочинении-рассуждении «Какая лексика (нейтральная, книжная, разговорная) используется в научно-популярных текстах?»
Обдумывая ответ на этот вопрос, проанализируйте текст А. Волкова (текст 15 в части II «Чтение и анализ текста»). В своём сочинении приведите примеры из прочитанного текста, аргументирующие вашу точку зрения. Приводя примеры, применяйте цитирование.
17. В Интернете активно обсуждается вопрос об использовании смайликов. Одни утверждают, что нет никакой практической пользы в их употреблении в интернет-общении и смс-текстах, что они засоряют русский язык, приводят к его упрощению и к тому, что люди перестают обращать внимание на пунктуацию и становятся безграмотными. Другие считают, что в употреблении этих забавных значков заложен большой смысл, так как с их помощью точно и кратко выражаются разнообразные эмоции, а кроме того, смайлики в определённой степени способны замещать пунктуационные знаки. Кто прав?
Выскажите своё мнение по этому вопросу в сочинении-рассуждении «Есть ли практический смысл в употреблении смайликов в интернет-общении и смс-текстах?» Подтверждая свою точку зрения, приведите не менее двух аргументов.
18. Однажды между учениками возник спор. Одни утверждали, что орфографических правил очень много, они все очень разные и их всё равно никогда не запомнить. Другие говорили, что русская орфография не так сложна, как кажется на первый взгляд: достаточно запомнить главное её правило (морфологический принцип) — пиши любую морфему одинаково (единообразно). Кто прав? Выскажите своё мнение по этому вопросу в сочинении-рассуждении. Начните свой текст словами: Я согласен с мнением учеников, которые считают, что… Обоснуйте свой ответ, аргументируя его примерами из данного ниже текста.
С печью связано много русских обычаев, обрядов, поверий. Печь — символ уважения к престарелым: это «законное» место стариков, и потому в русских сказках дед, сидящий на печи, — типичный персонаж. Печь — символ гостеприимства, ибо дорогого человека угощают по принципу «всё, что есть в печи, — на стол мечи», а если он продрог или вымок под дождём, то укладывают спать на печь. Пословица гласит: «Кто сидел на печи, тот не гость, а свой». Печь — символ благосостояния семьи, и потому она играет большую роль в свадебных обрядах. Во многих краях России был прежде распространён обряд «глядения печи» при сватовстве, который заключался в пристрастном осмотре хозяйства жениха. Свято блюдя принцип «сору из избы не выносить», семья использовала печь для уничтожения мусора.
Вся эта положительная символика нашла богатое отражение в русском фольклоре. Вот лишь несколько пословиц и поговорок, демонстрирующих отношение наших соотечественников к этому источнику тепла: «Хлебом не корми, только с печи не гони!», «Без печки холодно, без хлеба голодно», «На своей печи — сам себе голова», «Мала печка, да тёпленька», «Печь нам мать родная».
(По В. Мокиенко.)
19. 1. Сначала по заголовку постарайтесь определить, какой лингвистической проблеме посвящён данный текст. Затем прочитайте текст, проверяя свои предположения.
20. Какие точки зрения существуют по вопросу, поставленному автором текста? Какой из них придерживается автор?
21. Напишите в научном стиле сочинение-рассуждение на тему «Почему пословицы и поговорки активно используются в речи?» Аргументируйте свою точку зрения. Постарайтесь использовать для этой цели суждения, содержащиеся в прочитанном тексте.
КОПИЛКА НАРОДНОЙ МУДРОСТИ
Как показали последние исследования учёных, в лексиконе россиян львиную долю занимают не иностранные заимствования и даже не бранная лексика, как можно было бы подумать, а пословицы, поговорки и крылатые выражения. Так, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, до 81% опрошенных россиян (опрос проводился в 100 городах и сёлах, в нём приняли участие 1600 человек) в обыденной речи используют пословицы, поговорки и крылатые выражения. А 12% из них ещё и сами их придумывают, предпочитая при этом обыгрывать крылатые выражения или афоризмы, чуть реже — пословицы. Далее рейтинг разговорной стилистики расположился так: 66% опрошенных в общении используют цитаты из песен, кино и литературных произведений. И наконец, несколько преувеличенными оказались страхи филологов относительно влияния компьютерного и интернет-сленга на современный русский язык: компьютерный сленг используют 29% опрошенных и лишь 13% говорят на интернет-сленге.
«Неспроста пословицы — явный лидер речевого общения, — полагает Тамара Николаева, профессор филологического факультета МГУ. — Недавно мы тоже проводили научные изыскания о влиянии пословиц на современную речевую стилистику. И пришли к выводу, что пословицы — один из самых частотных по употреблению в разговорной речи оборотов. Например, в среднем на 800 текстов приблизительно 200—250 пословичные. Это много. О чём это говорит? О том, что речевая ситуация в современном обществе нестабильна. Следствием этого является то, что говорящий прибегает к использованию проверенных веками шуток (пословиц и поговорок) для преодоления комплекса социального одиночества, чтобы лучше приспосабливаться к разным условиям общения».
Как полагают многие филологи, человек потому и прибегает к народной копилке мудрости, что она — проверенный способ показаться своим в чужом или не очень комфортном обществе, которое чуть гибче или быстрее адаптируется к переменам. И вот, чтобы догнать авангард, новичок вводит в речь пословицу, подчёркивая тем самым, что его мнение основывается не на оторванных от человеческой жизни представлениях. При этом почти никто не использует пословицы в первозданном виде. Как правило, люди модернизируют их, приспосабливая под ритм и стилистику XXI века.
В целом, отмечают многие исследователи-лингвисты, накопление и эволюция народной мудрости развивается, как и история, — по спирали. В принципе, какими бы новыми или авангардными ни казались нам пословицы, поговорки или крылатые выражения, все они или почти все заимствованы у предков, хотя и видоизменяются со временем.
«Явление пословицы многомерно, — убеждена Ольга Христофорова. — Это явление мысли, языка и культуры, и главное в нём — не логическая природа, не информация, а образ, несущий смысловую двуплановость, иногда — многоплановость. Пословицы как раз своей выживаемостью и доказывают, что самые глубокие суждения, безупречно выстроенные по законам логики, самые умные и чётко сформулированные мысли не приобретут крыльев, если они не имеют соответствующей художественной формы, например такой, как пословица».
Копилка народной мудрости (пословичный фонд языка) не иссякает. Она неисчерпаема и пополняется непрерывно. В речи современного человека пословицы и поговорки занимают значительное место. А это, считают специалисты, говорит о признаках выздоровления языковой культуры современного общества.
(По В. Емельяненко.)
20. Прочитайте текст. Какую проблему поднимает автор? Напишите сочинение-рассуждение, выражая своё отношение к основной мысли данного текста. Следите за тем, чтобы ваша точка зрения была не только чётко выражена, но и аргументирована.
Многие из нас испытывают тревожное ощущение катастрофической порчи языка. Дело в том, что каждый из нас живёт в мире с очень широкой и притом агрессивной языковой средой: телевидение, радио, газеты, Интернет… Кто посещал хоть один чат или телеконференцию, не мог не поразиться вопиющей безграмотности. И везде стирание границ между разными стилистическими пластами, терпимое отношение к сниженным речевым вариантам.
Многие совершенно всерьёз утверждают, что главное, «чтобы тебя понимали». Но действительно ли этого достаточно? Учёные утверждают, что огромное влияние на межличностные отношения оказывает так называемый речевой портрет личности. Надо сказать, наши фотографии могут быть не такими выразительными, точно нас характеризующими, как наш собственный речевой портрет. И, что важно, его не спрячешь в альбоме: «Слово не воробей: вылетит — не поймаешь!»
Не всё ли равно — кофе Чёрный или Чёрное? Тем более что говорят, что вроде бы можно и так, и так? Действительно, если на рынке мы увидим ценник «Чёрное (натуральное, молотое и т. п.) кофе», то наш глаз может проскользнуть мимо. А вот если услышали это от человека, которого считаем умным, интеллигентным, много знающим, то наш речевой слух сразу отметит несоответствие наших ожиданий и речевого портрета собеседника. И вот ведь «несправедливость»: ошибки оказываются сильнее, чем вся речь, может, и правильная, и уместная, и выразительная!
Так что же делать? Как быть с собственным речевым портретом? Нет другого пути, как бережно выращивать его, избегая примитивизма, избавляясь от неуместных слов и словечек, ошибок и речевой небрежности и обогащая собственный арсенал выразительности.
(По Л. Пирожковой.)
21. Прочитайте высказывание известного современного лингвиста Л. Скворцова. Напишите сочинение-рассуждение, выражая своё отношение к основной мысли текста. Аргументируйте свою точку зрения.
Высокая культура языка, яркая и выразительная повседневная речь вместе с художественной литературой прошлого и настоящего, с общественной мыслью, наукой, экономикой, всеми видами искусства — действенный инструмент культурного и духовного обустройства всей жизни. Без этого невозможно наведение порядка в нашем доме, возрождение великой России, укрепление права её народов играть, как и прежде, заметную и всё возрастающую роль в современном динамически изменяющемся мире, вступившем в своё третье тысячелетие.
В эпоху новейших технологий, всеобщей и полной компьютеризации, Интернета, распространения видеотехники и других достижений современной цивилизации глубокое знание родного языка, владение его литературными нормами обязательно для всякого образованного человека и патриота.
22. Проанализируйте стихотворения Я. Козловского и определите, с помощью какого языкового средства созданы эти тексты-каламбуры. Обоснуйте свою точку зрения в сочинении-рассуждении.
1) Однажды кот подкрался к Попугаю:
«Сейчас тебя я, братец, Попугаю…» Но попугай из клетки крикнул: «Брысь!» Что серый кот, здесь убежала Б рысь!
2) Мишка с армией Осиной
Дрался вырванной Осиной.
Мог ли в ярость он не Впасть. Если осы лезли В пасть.
3) Эй, скворец, начинается Сев, Даром клюв о сучок ты не Три. Время завтракать, на поле Сев, Слопай гусениц дюжины Три!
4) иоду в ступе Потолок, Посмотрел на Потолок И зевнул:
— Мне спать Пора, Ночи близится Пора!
23. Выразительно прочитайте высказывание современного лингвиста А. Балакая. Согласны ли вы с мнением учёного? Письменно обоснуйте свою точку зрения. Приведите в своём рассуждении не менее двух аргументов, с помощью которых вы обосновываете сзоё мнение.
Русская речевая культура переживает сегодня далеко не лучшие времена. По мнению специалистов, известная сентенция Как живём, так и выражаемся только половина правды. Вторая её половина Как выражаемся, так и живём тоже должна быть принята во внимание. Речевой этикет очень нуждается в активном сохранении, то есть в собирании, изучении, описании, в широком распространении научных знаний, культивировании лучших национальных традиций и форм доброжелательного обхождения в современном обществе.
Как написать сочинение-рассуждение на любую тему?
Сочинение — как многим может казаться — это одна из самых сложных письменных работ в школе. Ведь при её подготовке школьнику необходимо не только написать грамотный текст, но и подойти к нему творчески. И всё это за один или два урока! Звучит и правда страшно, но на самом деле всё совсем не так. Рассказываем, как запросто написать сочинение-рассуждение на любую тему.
Что представляет собой сочинение-рассуждение?
Не будем давать тебе определение из словаря терминов, ведь из названия и так всё ясно: в нём нужно рассуждать. К слову, в сочинении-описании — описывать всё до малейших деталей, в сочинении-повествовании — делать акцент на развитии событий. Соответственно, в сочинении-рассуждении — объяснять свою точку зрения, подкрепляя её аргументами.
Другой вопрос — что значит «рассуждать»? Как правило, тема сочинения, которая тебе даётся, — это тезис, который нужно либо доказать, либо опровергнуть. И в первом, и во втором случае тебе необходимо привести аргументы, которые убедили бы читателя в правильности твоей точки зрения.
Как писать сочинение-рассуждение?
В написании любых текстов, где тебе нужно отстоять свою точку зрения, мы советуем придерживаться «правила трёх». Этот метод часто используют различные коучи, спикеры и бизнесмены в своих выступлениях, когда им нужно убедить свою аудитории в чём-либо.
По «правилу трёх» можно строить и сочинение:
1) Вступление = твоя оценка (согласен либо нет) тезиса.
2) Основная часть = доказательства твоей точки зрения (аргументы).
3) Заключение = обобщение всего вышесказанного и конечные выводы.
Кстати, если ты пишешь сочинение-рассуждение по произведению, то следуй схеме на инфографике:
Итак, ты получаешь задание: написать сочинение-рассуждение на тему «Мир держится на ласке матерей». Что делать дальше? Разбираемся детально.
Вступление в сочинении-рассуждении
Во вступлении нужно подвести читателя к основной мысли. В начале своего сочинения тебе необходимо дать оценку тезису: согласен ты с ним или нет. Для большей убедительности обратись к «методу Сократа». То есть тебе нужно привести три утверждения или задать три вопроса (снова работает «правило трёх», заметил?), с которыми читатель бы согласился.
Например: «Какое первое слово чаще произносит ребёнок? К кому мы бежим с радостью или с горем? Кто на всю жизнь остаётся самым близким другом для нас? Конечно, мама».
Согласись, по этим трём строкам уже понятна наша позиция: мы согласны с тезисом «Мир держится на ласке матерей».
Кстати, ещё один приём, который можно использовать — эпиграф. Это фраза известного человека, отрывок из художественного произведения, пословицы или поговорки, подходящие под тему. К примеру, в нашем сочинении в качестве эпиграфа можно было бы взять слова Виктора Гюго «Руки матерей сотканы из нежности — дети спят на них спокойным сном».
Во вступлении ты также можешь упомянуть о важности и актуальности данного тезиса, сделать небольшой экскурс в историю или поделиться своим мнением по данной теме.
Основная часть в сочинении-рассуждении
Самая важная и самая объёмная — основная часть сочинения. Здесь тебе необходимо привести аргументы и убедить читателя в верности твоего мнения. И мы снова вспоминаем про «правило трёх»: приводим три аргумента. Желательно, чтобы аргументы были разноплановыми. Универсальная «схема» аргументирования — это наука, искусство и личный опыт (не воспринимай это очень буквально, мы говорим в общих чертах).
В нашей теме о маме в качестве научного тезиса можно было бы упомянуть, что, согласно исследованиям, более психологически устойчивыми и успешными становятся те люди, которые в детстве получали от мамы достаточное количество любви и ласки. Далее можешь обратиться к литературе, вспомнить стихи и прозу, посвящённую маме.
Например: «К теме материнства обращались и многие русские поэты и писатели. Сергей Есенин посвятил маме многие свои стихотворения, например, „Письмо к матери“. Образ матери присутствует и в стихотворении Николая Некрасова „Внимая ужасам войны“, где автор пишет о боли и бесконечной любви тех матерей, чьи сыновья погибли на войне. Однако моё любимое произведение о маме — это стихотворение Расула Гамзатова „Мама“, которое пропитано искренной нежностью и любовью лирического героя к своей маме…»
В качестве третьего аргумента используй личный опыт, историю, связанную с мамой. Возможно, был какой-то особый случай, когда мама была рядом? Или расскажи о том, как мама всегда поддерживает тебя и поэтому ты не боишься пробовать новое и ошибаться. Такая история из жизни добавит в сочинения «живости» и искренности.
Так как это сочинение-рассуждение, важно, чтобы прослеживался ход твоих мыслей, рассуждений. Используй маркеры, которые помогут структурировать текст: допустим, например, во-первых, во-вторых, так как, поэтому, ведь. Также не забывай использовать следующие конструкции: «Я считаю, что…», «Но если посмотреть с другой стороны…», «По статистике…», «На мой взгляд…», «Как мне кажется…» и так далее.
Заключение в сочинении-рассуждении
Наверняка ты замечал: когда читаешь большой текст, забываешь, что было в начале. Именно поэтому в заключении важно, во-первых, кратко пройтись по всему вышесказанному, а во-вторых, сделать выводы. Посмотри структуру своего сочинения и выдели самое важное, что вынесешь в заключительную часть.
Например: «Мама — это не просто первое слово. Мама — это первый человек в нашей жизни. Она всегда рядом и всегда поддержит. Психологи утверждают, что отношения с мамой в детстве напрямую влияют на нашу дальнейшую жизнь. Поэты и писатели восхваляют матерей в своих произведениях. Я же хочу сказать, что мама — самый важный человек для меня, ведь без неё я бы никогда не справился с трудностями. Именно поэтому я считаю, что не только я, но и весь мир держится на ласке наших матерей…»
Надеемся, наши советы помогли разобраться тебе в том, как правильно выстраивать сочинения такого плана. Конечно, рассуждать на различные темы не так-то просто, именно поэтому важна твоя эрудированность: больше читай, изучай, интересуйся различными сферами. И тогда никакое сочинение-рассуждение не будет для тебя «страшным сном».
Cпасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что ответили на твои вопросы. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:
Каталог учебных заведений Адукар
Курсы подготовки к ЦТ и ЦЭ 2023
ЦТ онлайн
Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, Вконтакте, Instagram, Facebook, Telegram, TikTok, уведомления на adukar.ru.
***
Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжись с нами по адресу info@adukar.by. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.
Хочешь быть в курсе новостей ЦТ?
Подписывайся на Адукар в соцсетях!
Начни подготовку к ЦТ и ЦЭ прямо сейчас!
Адукар обещает крутых преподавателей, индивидуальный подход и много полезной практики.
итоговые занятия перед ЦТ? Такие занятия мы проводим уже четвёртый год, и преподаватели нашего учебного центра
научились достаточно точно предсказывать, какие вопросы будут на ЦТ. На этом занятии мы прорешаем их вместе с тобой!
Регистрируйся,
если еще не сделал этого — и увеличь свои шансы на поступление!
-
помогите написать небольшое сочинение-рассуждение,выражая своё отношение к основной мысли этого текста.тема»нуждается ли русский язык в защите?»
-
Предмет:
Русский язык
-
Автор:
carlclarke765
-
Создано:
3 года назад
Ответы
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Математика1 минута назад
Математика, задача 5 класс
-
Математика6 минут назад
Математика, задачи на движение
-
Другие предметы11 минут назад
и составить два предложения наречие места по каз яз
-
Алгебра16 минут назад
Как решить эту задачу, нужен полный ответ.
-
Математика16 минут назад
решите 1 вариант ………………………………
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Вы не можете общаться в чате, вы забанены.
Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно
Вопросы без ответа
-
Математика6 часов назад
Дана последовательность букв фавыдовлыдяюфлчлиоыдсоыжф найдите в этой последовательности частоту
А) буквы Д;Б)буквы Ф;В)буквы Ы;Г)буквы С
-
Другие предметы6 часов назад
Что такое с болталкой случилось? Актива нет с 19:37, подозреваю, что так у всех. Инфы вкиньте
Топ пользователей
-
Fedoseewa27
20709
-
Sofka
7417
-
vov4ik329
5115
-
DobriyChelovek
4631
-
olpopovich
3446
-
zlatikaziatik
2620
-
dobriykaban
2374
-
Udachnick
1867
-
Zowe
1683
-
NikitaAVGN
1210
Войти через Google
или
Запомнить меня
Забыли пароль?
У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться
Выберите язык и регион
Русский
Россия
English
United States
How much to ban the user?
1 hour
1 day