Пронесся нынче какой то странный слух сочинение

21.04.2013

(1)Пронёсся нынче какой-то странный слух, что в школе совсем не обязательно преподавать литературу, отнимать на неё время от точных наук, которые, мол, основа основ, а литература – для немногих и пусть преподаётся факультативно. (2)Говорят об этом умники, которые не в состоянии уразуметь, что Книга – самый глубокий источник познания мира и самое сильное средство воздействия на духовное развитие личности… (3)Чрезвычайно важно понимать, что книга, как ничто, насыщает душу. (4)И привычное выражение, в которое мы подчас даже не вдумываемся, – «Любите книгу, источник знаний» – не случайно. (5)Горький говорил: (6)«Всему, что есть во мне хорошего, я обязан книгам». (7)Думаю, это может сказать любой развитoй человек, даже самый великий. (8)Классические авторы прошлых веков питались теми книгами древности, которые развивали их индивидуальность. (9)Хорошо бы помнить об этом тем, кто сегодня лишает людей привычки к чтению, легкомысленно заявляет: зачем трудиться, читать книгу, когда можно за полтора часа всё увидеть на экране, получить готовый стереотип?

(10)Я болезненно переживаю слухи о том, что литературу уберут из школы. (11)Переживаю не за литературу, ей от этого ничего не сделается, она будет существовать, пока живёт наш мир; я переживаю за наших девчонок и мальчишек, которые не смогут стать сотворцами – они будут беднее, безмерно беднее нас, хотя, может быть, и прагматичнее. (12)Что лучше: […] человек или прагматик? (13)Для меня нет вопроса: внутренне богатый, высокодуховный человек гораздо интереснее человека практического. (14)Духовно развитая личность более гармонична и приятна в общении, содержательна, в отличие от человека скудного духом, хотя и очень богатого материально.

(15)Книги, как ничто другое, могут предостеречь мыслящих людей, молодое поколение, помогут распознать зло, научат добру. (16)Они существуют на Земле несколько тысячелетий – папирусы, пергаментные свитки, наборы Гутенберга, типография Ивана Федорова… (17)Люди стремились запечатлеть и передать своим современникам и потомкам то, что всегда считалось жизненно важным и необходимым. (18)Писатель знает что-то такое, до чего не может додуматься обычный человек, он может словами выразить мысль, которая пронзает душу. (19)Отделённый от меня временем писатель открывает в моей душе что-то такое, что без него было бы неузнанным.

(20)Настоящая книга не только учит, открывает человеку красоту мира, она ещё радует, исцеляет душу, а значит, и тело. (21)Потому что всё духовное тесно связано с физическим.

(22)С литературой неразрывно связана вся моя жизнь с того самого дня, когда я открыл для себя магию слов. (23)И если оправдаются слухи об упразднении литературы в школе, для меня это будет ударом.

(По В. Розову)

КАК ПРАВИЛЬНО НАПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ:

Проблема.

  1. Нужно ли преподавать литературу в школе?
  2. Что важнее сегодня: духовный человек или прагматик?
  3. Роль книги в жизни человека.

Комментарий.

Автор иронично называет тех, кто хотел бы «освободить» школу от литературы, «умниками».

    Он стремится показать читателю значение книги как
«глубокий источник познания мира» и «средство воздействия на
духовное развитие личности».

Особо останавливается
на вопросе о том, что литературе от того, что ее не будут
преподавать в школе, «ничего не сделается», уже будет
школьникам, которых лишат духовного богатства, лишат
возможности стать сотворцами, лишат возможности исцелить душу.

Позиция автора.

  1. Автор обеспокоен слухами об отмене преподавания литературы в школе. Для автора это «болезненный удар».

  2. «Внутренне богатый, высокодуховный человек гораздо интереснее человека практического».

  3. Очень велика.

Аргументация.

  • Стихи Есенина помогли увидеть красоту окружающего мира иначе, книги Достоевского учили сострадать, Лермонтова – понимать душу мужчины, Цветаевой – влюбленной женщины

  • Аргументы «от противного»:

  • Фамусов: «Уж коли зло пресечь, собрать все книги бы да сжечь».

  • Публичное уничтожение книг фашистами

  • «451 по Фаренгейту» Р. Бредбери


36 чел. помогло.

скачать
Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте

и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте

позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему.

Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

^

ТЕКСТ №1

(1)Пронёсся нынче какой-то странный слух, что в школе совсем не обязательно преподавать литературу, отнимать на неё время от точных наук, которые, мол, основа основ, а литература – для немногих и пусть преподаётся факультативно. (2)Говорят об этом умники, которые не в состоянии уразуметь, что Книга – самый глубокий источник познания мира и самое сильное средство воздействия на духовное развитие личности… (3)Чрезвычайно важно понимать, что книга, как ничто, насыщает душу. (4)И привычное выражение, в которое мы подчас даже не вдумываемся, – «Любите книгу, источник знаний» – не случайно. (5)Горький говорил: (6)«Всему, что есть во мне хорошего, я обязан книгам». (7)Думаю, это может сказать любой развитoй человек, даже самый великий. (8)Классические авторы прошлых веков питались теми книгами древности, которые развивали их индивидуальность. (9)Хорошо бы помнить об этом тем, кто сегодня лишает людей привычки к чтению, легкомысленно заявляет: зачем трудиться, читать книгу, когда можно за полтора часа всё увидеть на экране, получить готовый стереотип?

(10)Я болезненно переживаю слухи о том, что литературу уберут из школы. (11)Переживаю не за литературу, ей от этого ничего не сделается, она будет существовать, пока живёт наш мир; я переживаю за наших девчонок и мальчишек, которые не смогут стать сотворцами – они будут беднее, безмерно беднее нас, хотя, может быть, и прагматичнее. (12)Что лучше: […] человек или прагматик? (13)Для меня нет вопроса: внутренне богатый, высокодуховный человек гораздо интереснее человека практического. (14)Духовно развитая личность более гармонична и приятна в общении, содержательна, в отличие от человека скудного духом, хотя и очень богатого материально.

(15)Книги, как ничто другое, могут предостеречь мыслящих людей, молодое поколение, помогут распознать зло, научат добру. (16)Они существуют на Земле несколько тысячелетий – папирусы, пергаментные свитки, наборы Гутенберга, типография Ивана Федорова… (17)Люди стремились запечатлеть и передать своим современникам и потомкам то, что всегда считалось жизненно важным и необходимым. (18)Писатель знает что-то такое, до чего не может додуматься обычный человек, он может словами выразить мысль, которая пронзает душу. (19)Отделённый от меня временем писатель открывает в моей душе что-то такое, что без него было бы неузнанным.

(20)Настоящая книга не только учит, открывает человеку красоту мира, она ещё радует, исцеляет душу, а значит, и тело. (21)Потому что всё духовное тесно связано с физическим.

(22)С литературой неразрывно связана вся моя жизнь с того самого дня, когда я открыл для себя магию слов. (23)И если оправдаются слухи об упразднении литературы в школе, для меня это будет ударом.

(По В. Розову)

^

Проблема 1) Нужно ли преподавать литературу в школе?

2) Что важнее сегодня: духовный человек или прагматик?

3) Роль книги в жизни человека.

Комментарий Автор иронично называет тех, кто хотел бы «освободить» школу от литературы, «умниками».

Он стремится показать читателю значение книги как «глубокий источник познания мира» и «средство воздействия на духовное развитие личности».

Особо останавливается на вопросе о том, что литературе от того, что ее не будут преподавать в школе, «ничего не сделается», уже будет школьникам, которых лишат духовного богатства, лишат возможности стать сотворцами, лишат возможности исцелить душу.

^ 1) Автор обеспокоен слухами об отмене преподавания литературы в школе. Для автора это «болезненный удар».

2) «Внутренне богатый, высокодуховный человек гораздо интереснее человека практического».

3) Очень велика.

Аргументация — Стихи Есенина помогли увидеть красоту окружающего мира иначе, книги Достоевского учили сострадать, Лермонтова – понимать душу мужчины, Цветаевой – влюбленной женщины

— Аргументы «от противного»:

Фамусов: «Уж коли зло пресечь, собрать все книги бы да сжечь».

Публичное уничтожение книг фашистами

«451 по Фаренгейту» Р. Бредбери

ТЕКСТ №2

(1)Недавно я вспомнил статью, которую прочитал в газете двадцать лет назад: «Промысловиками китобойной флотилии «Дальний Восток» добыт абсолютно белый кит». (2)Молодой учёный В. Латышев, находившийся в этом рейсе на флотилии, рассказал: «Встреча с легендарным китом произошла в Тихом океане. (3)Под вечер на горизонте китобои заметили скопление китов. (4)Среди тёмно-серых плыл белый кит. (5)Точный выстрел гарпунной пушки – и белая громада на лине. (6)Наконец лебёдки втянули на слип белоснежную тушу… (7)На земном шаре животные-альбиносы хотя и встречаются, но довольно редко», – читал я дальше рассказ молодого научного работника В. Латышева, и сердце моё закипало бессильной ненавистью к нему.

(8)За этими бездарными, мёртвыми газетными строчками я видел, как в океан опускается солнце. (9)Низкие лучи золотят зыбь. (10)Волны тёмно-синие, густые. (11)Над океаном пахнет рыбьей странной жизнью. (12)Стадо китов провожает светило на ночной покой. (13)Среди стада плывёт белый красавец. (14)Один на десятки тысяч.

(15)Гарпунёр идёт к пушке, ему убить Белого кита – раз плюнуть: море спокойно, а мерцающую белую цель видно и под водой. (16)Латышев кричит: «Белого, белого!» (17)Хлопает выстрел.

(18)Я до сих пор не могу понять: зачем Латышев убил Белого кита? (19)Я понимаю глупое любопытство матросов. (20)Это от молодости, душевной серости, от скуки длинного рейса, от непонимания того, что и зачем делают. (21)И здесь-то Латышев, если он учёный, интеллигент, должен был толкнуть гарпунёра под локоть и обругать капитана за бездумность. (22)И охранять белого кита от дураков, и дать красавцу уплыть дальше в легенды.

(23)«Киты-самоубийцы» – статью с таким названием прочитал я недавно в другой газете. (24)«Стадо китов приблизилось к побережью Калифорнии. (25)И вдруг один за другим киты стали бросаться на скалы и отмели. (26)Острые камни разрывали тела животных, многие из них, быстро теряя силы, оставались на песчаных отмелях и погибали.

(27)Это далеко не первый случай массового самоубийства китов. (28)Что заставляет их «сознательно» идти на верную гибель? (29)Учёные пока ничего не могут ответить на этот вопрос».

(30)Я отлично знаю, что уже давно существуют конвенции по охране китов, что промысел их запрещён. (31)Но кто думает о том, что среди китов шныряют атомные подлодки, ползут бесчисленные тралы, рвутся учебные ракеты, торпеды, мины, снаряды, глубинные бомбы; что в моря ссыпают тысячи и тысячи тонн устаревшего и невзорвавшегося боезапаса, что в моря спускают отходы атомного производства, в моря сбрасывают отравленные воды химических заводов…

(32)И, кроме всего этого, по китам палят из пушек учёные типа Латышева, которые не знают, почему киты кончают самоубийством.

(33)Пусть это звучит смешно, но я могу допустить, что самоубийства китов – это нечто вроде акта самосожжения. (34)У них нет иного языка, чтобы обратить на себя внимание.

(По В. Конецкому)

^

Техническая революция, которую принес с собой двадцатый век, породила не только новые приборы, создающие удобства жизни, но и далеко увела человека от его корней: от природы, от мира животных и растений.

Как должен строить свои взаимоотношения с природой современный человек? Этим вопросом задается автор текста В. Конецкий

Проблема, которую он рассматривает, очень актуальна сегодня, в начале двадцать первого века, когда для удобства своей жизни, или по недомыслию, или ради обогащения человек вступил в противоборство с природой, забыв о том, что он – часть ее.

В тексте рассматривается случай уничтожения редкого белого кита. Уничтожения бессмысленного и жестокого. Зачем? – этим вопросом задается автор. Зачем, вместо того чтобы «сотрудничать» с природой, беречь ее, защищать и передать нашим детям и внукам в целости и полноте – зачем вместо этого мы так зло и беспощадно губим ее, боремся в сущности с собой, со своими корнями, со своими истоками?

Автор текста – яркий публицист, сделавший на основе реального факта, газетной статьи, обобщающий вывод по одной из наиболее важных сегодня проблем – экологической.

В тексте В Конецкий с возмущением и болью пишет о бездумном, бессмысленном уничтожении китобоями редкого белого кита, рисует образ молодого ученого Латышева, забывшего о гуманности своей профессии, азартного, прагматичного. И уже не кажется странным авторский вывод о китах-самоубийцах, «протестующих» против уничтожения природы.

Позиция автора предельно ясна: на его взгляд, человек не должен грубо вторгаться в природу, его задача – заботиться о ней, беречь и охранять.

С автором нельзя не согласиться.

Техническая революция непреодолимо влечет за собой экологическую катастрофу. Глобальное потепление, озоновые дыры, кислотные дожди – в последнее время это становится реальностью. Не выдумкой фантастов, не прогнозом футурологов, не сюжетом фильма ужасов, а нашим ежедневным фоном жизни. Мы шутим над этим, не замечаем драматичности ситуации, свыкаемся с ней. Это ли не ужасно? Как страусы, мы «прячем голову в песок», не видя (или не желая видеть!) очевидного: планета гибнет, и виноват в этом человек.

А началось все с малого… С сорванного в лесу ландыша, с брошенного мимо урны окурка, с бездумно разоренного птичьего гнезда.

«Царь природы» вершит свой суд, «поправляет» натуру и выстраивает ее под себя. И ему уже ничего не стоит подстрелить белого кита (уничтожил же он бизонов, амурских тигров), повернуть вспять северные реки, осушить Аральское море или погубить Байкал. Он распоряжается планетой как своей собственностью, не думая о детях и внуках. И планета начинает мстить человеку. Самоубийство китов – всего лишь первый шаг. Что будет дальше, можно только предполагать.

Не пора ли остановиться, человек?!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Кирилл Ивченко



Ученик

(227),
на голосовании



10 лет назад

Дополнен 10 лет назад

(1)Пронёсся нынче какой-то странный слух, что в школе совсем не
обязательно преподавать литературу, отнимать на неё время от точных наук,
которые, мол, основа основ, а литература – для немногих и пусть
преподаётся факультативно. (2)Говорят об этом умники, которые не в
состоянии уразуметь, что Книга – самый глубокий источник познания мира и
самое сильное средство воздействия на духовное развитие личности…
(3)Чрезвычайно важно понимать, что книга, как ничто, насыщает душу. (4)И
привычное выражение, в которое мы подчас даже не вдумываемся, –
«Любите книгу – источник знаний» – не случайно. (5)Горький говорил:
(6)«Всему, что есть во мне хорошего, я обязан книгам» . (7)Думаю, это может
сказать любой развитóй человек, даже самый великий. (8)Классические
авторы прошлых веков питались теми книгами древности, которые развивали
их индивидуальность. (9)Хорошо бы помнить об этом тем, кто сегодня
лишает людей привычки к чтению, легкомысленно заявляет: зачем
трудиться, читать книгу, когда можно за полтора часа всё увидеть на экране,
получить готовый стереотип?

Дополнен 10 лет назад

(10)Я болезненно переживаю слухи о том, что литературу уберут из
школы. (11)Переживаю не за литературу, ей от этого ничего не сделается,
она будет существовать, пока живёт наш мир; я переживаю за наших
девчонок и мальчишек, которые не смогут стать сотворцами, – они будут
беднее, безмерно беднее нас, хотя, может быть, и прагматичнее. (12)Что
лучше: […] человек или прагматик? (13)Для меня нет вопроса: внутренне богатый, высокодуховный человек гораздо интереснее человека
практического. (14)Духовно развитая личность более гармонична и приятна в
общении, содержательна, в отличие от человека скудного духом, хотя и
очень богатого материально.
(15)Книги, как ничто другое, могут предостеречь мыслящих людей,
молодое поколение, помогут распознать зло, научат добру. (16)Они
существуют на Земле несколько тысячелетий – папирусы, пергаментные
свитки, наборы Гутенберга, типография Ивана Фёдорова… (17)Люди
стремились запечатлеть и передать своим современникам и потомкам то, что
всегда считалось жизненно важным и необходимым. (18)Писатель знает
что-то такое, до чего не может додуматься обычный человек, он может
словами выразить мысль, которая пронзает душу. (19)Отделённый от меня
временем писатель открывает в моей душе что-то такое, что без него было бы
неузнанным.
(20)Настоящая книга не только учит, открывает человеку красоту мира,
она ещё радует, исцеляет душу, а значит, и тело. (21)Потому что всё
духовное тесно связано с физическим.
(22)С литературой неразрывно связана вся моя жизнь с того самого
дня, когда я открыл для себя магию слов. (23)И если оправдаются слухи об
упразднении литературы в школе, для меня это будет ударом.

Дополнен 10 лет назад

А28)Какое слово должно стоять на месте пропуска в предложении 12?
1) деловой
2) духовный
3) воспитанный
4) современный

А29)Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
1) Предложения 3−4 содержат рассуждение.
2) В предложениях 13–14 представлено рассуждение.
3) Предложение 17 содержит описательный фрагмент.
4) Предложение 11 поясняет то, о чём говорится в предложении 10.

А30)Укажите предложение, в котором употреблены антонимы.
1) 10
2) 15
3) 22
4) 23
1)Определите способ образования слова НЕРАЗРЫВНО (предложение 22).

2)Из предложений 5–9 выпишите имя числительное.

3)Укажите тип подчинительной связи в словосочетании ЧТО-ТО ТАКОЕ
(предложение 19).
4)Среди предложений 1–9 найдите сложные, в состав которых входит (-ят)
односоставное (-ые) безличное (-ые) предложение (-я) . Напишите номера всех
этих сложных предложений.

5)Среди предложений 16–23 найдите предложение, в котором есть
обособленные согласованные приложения. Напишите номер этого
предложения.

6)Среди предложений 1–8 найдите сложные предложения с последовательным
подчинением придаточных. Напишите номера этих сложных предложений.

7)Среди предложений 1–5 найдите такое, которое связано с предыдущим при
помощи указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Голосование за лучший ответ

В данном тексте рассказчик повествует о человеке, которого называют Химик.

Этот человек все время проводит за изучением химии и естественных наук. Литература для него «пустое» занятие, а философия — «болтовня». Самый настоящий материалист. Для которого

и даже ответственность за добро и зло лежит на

Семейную жизнь Химик не любил и

То есть, на поверхности мы видим проблему, с которой хорошо знакомы, например по » Отцы и дети» — нигилизм и отрицание традиционных ценностей.

Но, как и Базаров готов, несмотря на свой нигилизм, помогать людям, так и Химик ухаживает за своей больной матерью, окружая её покоем и вниманием.

То есть, вывод очевиден, жизнь состоит не только из материальных ценностей, но и духовных. Любовь и красота — то, что облагораживает. То, что делает жизнь самой жизнью.

Но есть в этом тексте и то, что не так ярко лежит на поверхности, но что мне очень понравилось.

Данный Химик вовсе не представлен в негативном ключе:

Мы очень часто встречаемся с мыслью, как благотворно на человека влияет искусство. Все искусство, в целом. Что оно воспитывает человека, делает лучше.

В этом же тексте Герцен подводит нас к вопросу, а «как влияют на человека естественные науки?»

И видим перед собой Химика. Человека с твердыми убеждениями. Спокойного. Последовательного. Оказавшего огромное влияние на рассказчика.

И текст завершается выводом:

И, лично я, полностью согласна с автором. Естественные науки очень нужны. Именно они строго воспитывают. Именно они бьют фактами. Именно они говорят, что человек — это всего лишь песчинка во Вселенной. Заставляют смириться с этим, а значит еще больше любить и ценить жизнь.


Сочинение по тексту В.Розова

Автор: Узуй-оол Айдана

Какова роль литературы в формировании человека как личности? И что будет, если в школе упразднят уроки литературы? Что важнее: точные науки или литература? Ответы на эти вопросы мы найдем в тексте В.Розова. 

Автор поднимает актуальную в наши дни проблему. В самом начале текста В.Розов пишет: «Пронесся нынче какой-то слух ,что в школе совсем не обязательно преподавать литературу». Этот слух очень огорчил автора, так как он уверен, что книга — «самый глубокий источник познания мира и самое сильное средство воздействия на духовное развитие личности». Кроме того, по словам автора, он переживает не за литературу, а за «девчонок и мальчишек», которые не смогут стать «соавторами». Он убедительно доказывает, что книги играют весьма важную роль в формировании человека мыслящего и внутренне богатого. Поражает, как автор болезненно переживает слухи об упразднении литературы в школе. «Для меня это будет ударом», — заявляет он в конце. 

Невозможно не согласиться с В.Розовым. Я, как и автор, убеждена, что книги играют важнейшую роль в формировании духовно развитой личности.Литература воспитывает в человеке мудрость, душевную красоту, упорство, целеустремленность. 

Алеша Пешков, герой произведения М.Горького «Мои университеты», считал, что только прочитанные книги помогли ему выдержать тяжелейшие жизненные испытания, стать человеком. 

В моей жизни книги тоже играют важную роль. С детства домашняя библиотека моей бабушки привила мне любовь к чтению. Благодаря книгам, думаю, я научилась различать хорошее и плохое в этой жизни. 

Как сказал Д.С. Лихачев: «Литература — это совесть общества, его душа». А какое общество без совести, без души?.. Поэтому каждому необходимо читать книги, чтобы стать настоящими личностями. 

Категория: Творческие работы | Добавил: tertan (17.05.2013)
Просмотров: 13259
| Рейтинг: 4.8/9

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.

[

Регистрация

|

Вход

]

Цель: Знать основные этапы работы с текстом
для написания сочинения; уметь выполнять
различные элементы комплексного анализа текста;
создавать отдельные композиционные части
сочинения по заданному тексту.

Наглядность: Портрет В.Розова, слайды.

Эпиграфы:

Люди перестают мыслить, когда перестают читать.
Д. Дидро.

Литература-это руководство человеческого
разума человеческим ростом.
В.Гюго.

Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески
поможет разобраться в пестрой и бурной путанице
мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать
человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце
чувством любви к миру, к человеку.
М.Горький.

Ход урока

1. Организационный этан.

(Учитель определяет цели, задачи и тему урока).

— Сегодня на уроке мы постараемся закрепить
умения и навыки работы с текстом.

Эти умения и навыки вам буду необходимы при
написании сочинения рассуждения на ЕГЭ по
русскому языку.

Тема урока: «От анализа текста к сочинению».

(Слайд № 1). Презентация.

Для того чтобы наша работа на уроке была
успешной, мы должны

  • знать основные этапы работы с текстом для
    написания сочинения;
  • уметь выполнять различные элементы
    комплексного анализа текста;
  • создавать отдельные композиционные части
    сочинения по заданному тексту.

2. Этан работы над текстом.

Сегодня мы будем работать с текстом Виктора
Сергеевича Розова.

(Портрет драматурга). (Слайд №2).

Виктор Сергеевич Розов, драматург, сценарист,
профессор Литературного института им. М. Горького,
Лауреат Государственной премии СССР, чьи пьесы
радовали и продолжают радовать зрителей на
протяжении десятилетий.

А еще он очень жизнерадостный человек, который
говорит о себе: «Я счастливый человек, жизнь моя
полна радости, глубокого внутреннего
удовлетворения».

Небольшое сообщение о творчестве В.Розова
сделает ученица.

(Сообщение ученицы)

Виктор Сергеевич Розов родился 21 августа 1913
года.

Первой на сцене Центрального детского театра в
1949 году была поставлена пьеса «Ее друзья», но
еще в 1946 году им была написана пьеса «Вечно
живые». Позже по этой пьесе был поставлен
знаменитый фильм «Летят журавли».

Начальный период деятельности B.C. Розова
целиком связан с Центральным детским театром в
Москве, которому он отдавал все свои новые пьесы.
Нa сцене этого театра и состоялась премьера пьесы
«В добрый час!» (1954), которая принесла автору
всесоюзную известность и поставила его в первые
ряды советских драматургов.

Другие произведения В.С.Розова — «В поисках
радости», «Перед ужином», «В день свадьбы»,
«Традиционный сбор», «Четыре капли» — широко
шли в театрах и неоднократно издавались
отдельными изданиями.

Предварительная беседа с учащимися.

— Что для вас литература?

— Какую роль играет книга в вашей жизни.

— Есть ли у вас любимые книги? Какие?

— Нужно ли в школе преподавать литературу?

— Какие произведения вы хотели бы изучать?

Обратимся к нашим эпиграфам. (Слайд №3).

— Как вы понимаете высказывания этих великих
людей.

(Дени Дидро (1713-1794) — французский философ,
писатель).

(Виктор Мари Гюго (1 802-1885) — французский писатель)

(М. Горький (1868-1936) — русский советский писатель).

Учитель читает текст, предваряя его следующим
заданием:

Прослушайте внимательно текст, подумайте, как
его озаглавить.

(Чтение текста учителем)

(«Любите книгу, источник знаний», «Роль книги
в жизни человека», «Роль литературы в
воспитании подрастающего поколения» и т.д.).

— Прочитайте внимательно текст.

Как бы вы его озаглавили? (Запишите заголовок в
тетрадь)

— Определите тему данного текста. (Что такое
тема?). (Ответы учащихся).

(Записать в тетрадях).

— Определить тип речи данного текста (докажите
правильность ответа)ю

(Повествование с элементами рассуждения).
(Повествование и рассуждение).

(записать).

— В каких предложениях наиболее полно раскрыта
основная мысль автора?

(идея текста), (Предложения №2, 3; 13,14; 15; 20)

— Какова основная проблематика текста? (Какие
проблемы поднимаются в тексте?)

— Что такое проблема? А проблематика?

— Какие же проблемы здесь поднимаются?
(формулировка проблем учащимися).

Основные проблемы:

  • роль книги в интеллектуальном, духовном и
    нравственном развитии личности (какова роль
    книги в развитии личности?);
  • необходимость изучения литературы в школе
    (нужно ли изучать литературу современным
    школьникам?). (Записать в тетрадях).

Комментарий к проблемам.

— Актуальны ли эти проблемы в нашей жизни? (в
наши дни?)

— Задумывались ли вы над ними?

Определить стиль текста. ( Доказать
правильность ответа).

(Публицистический).

Каково отношение автора к проблемам, поднятым в
тексте?

Определить авторскую позицию (в каких
предложениях она выражена?), (№2,3; 13,14; 15,20).

Авторская позиция: (Записать)

1. Роль книги в развитии личности уникальна, что
важно для тех современных молодых людей, которые
стремятся стать внутренне богатыми,
высокодуховными членами общества;

2. Литература формирует культурно значимые
ценности, открывает человеку красоту мира, и
помогает познать мир и самого себя, а значит,
изучение литературы и школе необходимо.

— Согласны ли вы с позицией автора?

Сформулируйте свою позицию, свое отношение к
данной проблеме.

Следует четко сформулировать свое мнение по
выдвинутой проблеме и обосновать его. Вы
можете согласиться или не согласиться с мнением
автора текста, но в любом случае необходимо
аргументировать свою точку зрения, привести
доказательства (не менее 2-х), которыми могут быть
читательские или жизненные впечатления.

— Вспомните известных вам людей, известных
личностей, литературных героев, в жизни которых
книга сыграла важную роль?

Какую роль играют книги в вашей жизни, в жизни
ваших родных, близких?

3. Работа над композицией сочинения.

Вступительная, основная, заключительные части.
В соответствии с требованиями в экзаменационной
работе должно быть несколько обязательных
смысловых частей: (Слайд №4).

  1. Общая характеристика темы и проблематики
    текста.
  2. Комментарий к одной и проблем.
  3. Характеристика позиции автора исходного текста
    по выбранной проблеме.
  4. Выражение собственной позиции, ее аргументация
    (не менее 2-х аргументов).

Д/з. Сочинение-рассуждение по тексту.

(№1 Формулировка задания).

5. Этап рефлексии.

— Мне понравилось на уроке, что я :

— Я ощущаю себя на уроке :

— После урока я задумаюсь о :

Оценка ответов учащихся.

Подведение итогов.

Исходный текст

(1) Пронёсся нынче какой-то странный слух, что в
школе совсем не обязательно преподавать
литературу, отнимать на неё время от точных наук,
которые, мол, основа основ, а литература — для
немногих и пусть преподаётся факультативно. (2)
Говорят об этом умники, которые не в состоянии
уразуметь, что Книга — самый глубокий источник
познания мира и самое сильное средство
воздействия на духовное развитие личности… (З)
Чрезвычайно важно понимать, что книга, как ничто,
насыщает душу. (4) И привычное выражение, в которое
мы подчас даже не вдумываемся, — «Любите книгу,
источник знаний» — не случайно. (5) Горький
говорил: (6) «Всему, что есть во мне хорошего, я
обязан книгам». (7) Думаю, это может сказать любой
развитой человек, даже самый великий. (8)
Классические авторы прошлых веков питались теми
книгами древности, которые развивали их
индивидуальность. (9) Хорошо бы помнить об этом
тем, кто сегодня лишает людей привычки к чтению,
легкомысленно заявляет: зачем трудиться, читать
книгу, когда можно за полтора часа всё увидеть на
экране, получить готовый стереотип?

(10) Я болезненно переживаю слухи о том, что
литературу уберут из школы. (11) Переживаю не за
литературу, ей от этого ничего не сделается, она
будет существовать, пока живёт наш мир; я
переживаю за наших девчонок и мальчишек, которые
не смогут стать сотворцами — они будут беднее,
безмерно беднее нас, хотя, может быть, и
прагматичнее. (12) Что лучше: […] человек или
прагматик? (13) Для меня нет вопроса: внутренне
богатый, высокодуховный человек гораздо
интереснее человека практического. (14) Духовно
развитая личность более гармонична и приятна в
общении, содержательна, в отличие от человека
скудного духом, хотя и очень богатого
материально.

(15) Книги, как ничто другое, могут предостеречь
мыслящих людей, молодое поколение, помогут
распознать зло, научат добру. (16) Они существуют
на Земле несколько тысячелетий — папирусы,
пергаментные свитки, наборы Гутенберга,
типография Ивана Федорова… (17) Люди стремились
запечатлеть и передать своим современникам и
потомкам то, что всегда считалось жизненно
важным и необходимым. (18) Писатель знает что-то
такое, до чего не может додуматься обычный
человек, он может словами выразить мысль, которая
пронзает душу. (19) Отделённый от меня временем
писатель открывает в моей душе что-то такое, что
без него было бы неузнанным.

(20) Настоящая книга не только учит, открывает
человеку красоту мира, она ещё радует, исцеляет
душу, а значит, и тело. (21) Потому что всё духовное
тесно связано с физическим.

(22) С литературой неразрывно связана вся моя
жизнь с того самого дня, когда я открыл для себя
магию слов. (23 )И если оправдаются слухи об
упразднении литературы в школе, для меня это
будет ударом.

(По В. Розову)

метки: Личность, Человек, Проблема, Литература, Ребенок, Книга, Становление, Автор

Основным фактором, влияющим на личность человека, является читаемая им литература.

В современном мире приобрести любую книгу стало значительно проще, в сравнении с временами не столь далекого Советского Союза. Прилавки книжных магазинов никогда не пустуют: помимо множества современных авторов, среди которых рождаются новые классики, неизменно проглядываются и заслуженные, получившее признание в прошлом писатели, покорившие сердца людей по всему миру. Купить книгу сейчас, благодаря широкому развитию книжной индустрии, столь же просто, как приобрести товары в продуктовом магазине.

Количество желающих приобрести книгу для прочтения, пополнения личной коллекции или для подарка, вопреки бытующему мнению многих социологов (оценивающих, в основном, количество людей, посещающих библиотеки и крупнейшие книжные магазины) не уменьшается с каждым днем, а лишь приобретает все большее число. Прочтение книги, ознакомление с мировоззрением автора, написавшего её, размышление над поведением и характером героев произведения может повлиять на изменение в личности человека.

Любовь… Сколько писателей посвящали ей свои романы, сколько поэтов восхваляли её в своих стихах?.

Их количество неисчислимо. Рано или поздно каждый человек в своей жизни сталкивается с чувством, заставляющим его улыбаться над милыми глупостями или печалиться над неосторожными усмешками. Влюбляясь, мы радуемся счастью другого человека, ставшего для нас, порой внезапно, близким, а может даже родным. Мы боремся за эту близость, рыдая в душе и наяву, часто скрывая свои чувства от окружающих, обретая счастье в прощении, понимании и тепле глаз, в ответ на наши искренние слова и рвения. Мы любим!.

Где взять те нужные и уместные слова, которые стоит говорить понравившемуся человеку в первые часы общения? Как признаться в своих чувствах позже? Книги, подаренные нам многими авторами в разные времена, содержат в себе ответы на вопросы, связанные с выражением теплых чувств к совершенно разным, ничем не похожим, людям. Первые комплименты, произнесенные прекрасным дамам, первые неповторимо красивые признания в любви, рождались именно в романах и стихах. Обороты речи, позже именуемые «божественными» из-за их непревзойденной очаровательности, и по сей день произносятся влюбленными мужчинами и пленяют сердца юных прелестниц.

2 стр., 887 слов

Почему осторожный человек наступил на сердце Данко, чего он боялся?

… лучшему. Мир станет добрее и лучше. 7 класс Также читают: Картинка к сочинению Почему осторожный человек наступил на сердце Данко, чего он боялся? Популярные сегодня темы В комедии Недоросль Д.И.Фонвизин в шутливой … Большое количество людей окружило его, в выражении их лиц не было благородства и человеколюбия. Данко понимал, что от них нельзя ожидать пощады. Однако любовь к людям помогла Данко …

В любом, даже современном мире, идущим в ногу с техническим прогрессом, эти слова всегда найдут отклик в душах людей.

Каким был бы мир без ласкающих само сердце, фраз? Без стихов, читаемых лишь самым близким, без замысловатых, красивых оборотов речи, которые мы дарим, влюбляясь? Мне представляется лишь пустота и разочарование в тусклом и однообразном мире. Не найди когда-то первый, ничем не примечательный мужчина, именно те слова, написанные влюбленным писателем, не произнеси он их после прочтения и не порази они сердце первой красавицы, обоготворенной в его глазах, кто знает как сложилась бы тогда их судьба? А позже и судьба многих других, совершенно разных, людей? Узнали бы они друг о друге? Были ли бы они вместе? Сложно дать ответы на эти вопросы.

Тем не менее, след, оставляемый произведениями с любовной лирикой, в мыслях и жизни людей, несомненно, развивает и меняет их личности на протяжении многих лет.

Что уж говорить о сказках, знакомых каждому из нас по детству. В них мы когда-то учились отличать добро от зла.

Стремление каждого ребенка отличить в сказочных произведениях героев «хороших», олицетворяющих положительную сторону, от персонажей отрицательных — «плохих», оставляет, как мне кажется, свой след в наших мыслях на протяжении всей жизни. И, видя, что персонажи сказок с чистым, добрым сердцем и поступками в итоге получают заслуженную награду, а зло обязательно понесет наказание, ребенок неминуемо сопереживает положительным героям, тянется к ним. Именно с прочтением сказок, начинает формироваться его личность, моральные, нравственные понятия и ценности, которые будут следовать за ним всю его жизнь. Эта личность будет направлять его к выбору, подобному действиям первых для него победителей несправедливости, настоящих героических персонажей, готовых постоять за правое дело. В сознании отложатся и поступки проигравших «злодеев», с их позициями и поведением, которые никак нельзя в дальнейшем повторять. Благодаря первым в нашей жизни книгам, на мой взгляд, будет зарождаться основа истинного осознания поступков людей в будущем, а именно: что есть «хорошо» и что есть «плохо». Взрослея, с их помощью, мы выстраиваем нашу жизненную позицию.

Разочарование и месть, победа и поражение, солено-кислый вкус предательства и горький привкус измены… Много ли чувств, связанных со страстью в нашей душе мы смогли бы облачить в правильную форму слов, не будь противостояний в произведениях авторов, пишущих нам истины своих героев? Безмятежный мир слишком пресен без эмоций и фраз, несущих наши переживания. Именно книги научили нас расставлять приоритеты слов и действий в ситуациях, затрагивающих нашу честь. Научили быть гибкими или твердыми, импульсивными или тактичными. Научили делать решающий шаг, соответствующий нашим убеждениям, или отступить, считая данный выход самым разумным в этой ситуации. Осадить, поставить на место обидчика словами, задевающими его честь или урезонить, успокоить друга, впавшего в непотребную ярость – все это мы черпаем из книг, когда-либо давших нам шанс воспользоваться опытом героев. Каждое слово произведения, запавшее в нашу душу, столкнувшись с подобными нуждами или проблемами, находит отголосок в наших сердцах. Каждая прочтенная реакция героя книги на ту или иную ситуацию и действие меняет личность человека в соответствии с его потребностями, его чувствами.

6 стр., 2811 слов

Интересные факты о серии книг «Жизнь замечательных людей»

… использовать в качестве аргумента в сочинении по русскому языку на ЕГЭ и ОГЭ, а также в эссе по обществознанию. Тема, проблема. Отражение проблемы . Дружба. В чём проявляется истинная дружба? Роль дружбы в жизни человека. … так отзывался о серии книг ЖЗЛ: « Ни одно из павленковских дел, по моим наблюдениям, не может сравниться с тем огромным влиянием, которое оказала на русских читателей всех слоев, …

Образование… Личность человека, несомненно, меняется так же и от познания наук. Будь то книги по психологии или философии, юриспруденции или истории, физике или химии – все они, без исключения, несут в себе знания и опыт, накопленные людьми за долгие годы жизни. Все они влияют в той или иной степени на человека, ознакомленного с ними, предавая его личности новый виток развития. Опыт авторов и составителей учебной литературы помогает познать нам множество аспектов жизни: экономических, социальных, культурных. Безусловно, без этих книг, развитие человека было бы приостановлено еще на ранней стадии, личность была бы более примитивной. Знания во все времена расширяли невидимые границы сущности, как всего человечества, так и каждой личности в частности. Подкрепленные этими знаниями, люди развивают свою индивидуальность, следуя каждый в своем жизненном направлении.

Книги никогда не теряли своего смысла в изменении истории людей; никогда не теряли своего влияния на их личности. Тысячи напечатанных и рукописных, изданных и забытых произведений настоящего и прошлого, во все времена уверенно меняли наше сознание, характер и поступки. Благодаря их влиянию зарождалось рыцарство, романтизм, теории новой политики. Люди, находят что-то общее между собой и персонажами произведений, учатся у них, учитывая ошибки, постигая философию, меняя жизненные позиции, совершенствуя свои действия, и создавая свой новый, ни на что не похожий мир. Создавая свою личность.

Сочинение по тексту В. Розова: Какова роль книги в развитии личности?

Исходный текст

(1).

Пронёсся нынче какой-то странный слух, что в школе совсем не обязательно преподавать литературу, отнимать на неё время от точных наук, которые, мол, основа основ, а литература — для немногих и пусть преподаётся факультативно.

(2).

Говорят об этом умники, которые не в состоянии уразуметь, что Книга — самый глубокий источник познания мира и самое сильное средство воздействия на духовное развитие личности…

(3).

Чрезвычайно важно понимать, что книга, как ничто, насыщает душу.

(4.) И привычное выражение, в которое мы подчас даже не вдумываемся, — «Любите книгу, источник знаний» — не случайно.

(5).

Горький говорил:

(6).

«Всему, что есть во мне хорошего, я обязан книгам».

(7).

Думаю, это может сказать любой развитой человек, даже самый великий.

(8).

Классические авторы прошлых веков питались теми книгами древности, которые развивали их индивидуальность.

(9).

Хорошо бы помнить об этом тем, кто сегодня лишает людей привычки к чтению, легкомысленно заявляет: зачем трудиться, читать книгу, когда можно за полтора часа всё увидеть на экране, получить готовый стереотип?

1 стр., 455 слов

Какое влияние оказывают книги на человека?

… к книгам и английской литературе. Несмотря на насмешки родных, именно книги помогли ей остаться собой, делать правильный выбор в различных ситуациях, а после стать самой счастливой невестой любимого человека. … или Воланд? Этот роман несет в себе огромное количество проблем, с которыми мы сталкиваемся и в повседневной жизни, учит нас поступать правильно, думать не только о …

(10).

Я болезненно переживаю слухи о том, что литературу уберут из школы.

(11).

Переживаю не за литературу, ей от этого ничего не сделается, она будет существовать, пока живёт наш мир; я переживаю за наших девчонок и мальчишек, которые не смогут стать сотворцами — они будут беднее, безмерно беднее нас, хотя, может быть, и прагматичнее.

(12).

Что лучше: […] человек или прагматик?

(13).

Для меня нет вопроса: внутренне богатый, высокодуховный человек гораздо интереснее человека практического.

(14).

Духовно развитая личность более гармонична и приятна в общении, содержательна, в отличие от человека скудного духом, хотя и очень богатого материально.

(15).

Книги, как ничто другое, могут предостеречь мыслящих людей, молодое поколение, помогут распознать зло, научат добру.

(16).

Они существуют на Земле несколько тысячелетий — папирусы, пергаментные свитки, наборы Гутенберга, типография Ивана Федорова…

(17).

Люди стремились запечатлеть и передать своим современникам и потомкам то, что всегда считалось жизненно важным и необходимым.

(18).

Писатель знает что-то такое, до чего не может додуматься обычный человек, он может словами выразить мысль, которая пронзает душу.

(19).

Отделённый от меня временем писатель открывает в моей душе что-то такое, что без него было бы неузнанным.

(20).

Настоящая книга не только учит, открывает человеку красоту мира, она ещё радует, исцеляет душу, а значит, и тело.

(21).

Потому что всё духовное тесно связано с физическим.

(22).

С литературой неразрывно связана вся моя жизнь с того самого дня, когда я открыл для себя магию слов.

(23).

И если оправдаются слухи об упразднении литературы в школе, для меня это будет ударом.

(По В. Розову).

Сочинение по тексту В. Розова.

Автор поднимает актуальную в наши дни проблему.

В самом начале текста В.Розов пишет: «Пронесся нынче какой-то слух ,что в школе совсем не обязательно преподавать литературу».

Этот слух очень огорчил автора, так как он уверен, что книга — «самый глубокий источник познания мира и самое сильное средство воздействия на духовное развитие личности». Кроме того, по словам автора, он переживает не за литературу, а за «девчонок и мальчишек», которые не смогут стать «соавторами».

Он убедительно доказывает, что книги играют весьма важную роль в формировании человека мыслящего и внутренне богатого. Поражает, как автор болезненно переживает слухи об упразднении литературы в школе. «Для меня это будет ударом», — заявляет он в конце.

6 стр., 2572 слов

На английском языке с переводом. «Роль искусства в жизни человека» …

… сочинение на тему «Самый счастливый день в моей жизни», честно говоря, я растерялся…. Какую роль в моей жизни играет книга? Я думал, что ответить на этот вопрос мне будет сложно. Но на самом… Издревле люди … литература является высоким искусством. В ней собраны накопленные многими поколениями людей нравственные, эстетические, философские, социальные ценности. Но … «Всем хорошим я обязан книге», …

Невозможно не согласиться с В.Розовым. Я, как и автор, убеждена, что книги играют важнейшую роль в формировании духовно развитой личности.

Литература воспитывает в человеке мудрость, душевную красоту, упорство, целеустремленность.

Алеша Пешков, герой произведения М.Горького «Мои университеты», считал, что только прочитанные книги помогли ему выдержать тяжелейшие жизненные испытания, стать человеком.

В моей жизни книги тоже играют важную роль. С детства домашняя библиотека моей бабушки привила мне любовь к чтению. Благодаря книгам, думаю, я научилась различать хорошее и плохое в этой жизни.

Как сказал Д.С. Лихачев: «Литература — это совесть общества, его душа».

А какое общество без совести, без души?.

Поэтому каждому необходимо читать книги, чтобы стать настоящими личностями.

Цель: Знать основные этапы работы с текстом
для написания сочинения; уметь выполнять
различные элементы комплексного анализа текста;
создавать отдельные композиционные части
сочинения по заданному тексту.

Наглядность: Портрет В.Розова, слайды.

Эпиграфы:

Люди перестают мыслить, когда перестают читать.
Д. Дидро.

Литература-это руководство человеческого
разума человеческим ростом.
В.Гюго.

Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески
поможет разобраться в пестрой и бурной путанице
мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать
человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце
чувством любви к миру, к человеку.
М.Горький.

Ход урока

1. Организационный этан.

(Учитель определяет цели, задачи и тему урока).

— Сегодня на уроке мы постараемся закрепить
умения и навыки работы с текстом.

Эти умения и навыки вам буду необходимы при
написании сочинения рассуждения на ЕГЭ по
русскому языку.

Тема урока: «От анализа текста к сочинению».

(Слайд № 1). Презентация.

Для того чтобы наша работа на уроке была
успешной, мы должны

  • знать основные этапы работы с текстом для
    написания сочинения;
  • уметь выполнять различные элементы
    комплексного анализа текста;
  • создавать отдельные композиционные части
    сочинения по заданному тексту.

2. Этан работы над текстом.

Сегодня мы будем работать с текстом Виктора
Сергеевича Розова.

(Портрет драматурга). (Слайд №2).

Виктор Сергеевич Розов, драматург, сценарист,
профессор Литературного института им. М. Горького,
Лауреат Государственной премии СССР, чьи пьесы
радовали и продолжают радовать зрителей на
протяжении десятилетий.

А еще он очень жизнерадостный человек, который
говорит о себе: «Я счастливый человек, жизнь моя
полна радости, глубокого внутреннего
удовлетворения».

Небольшое сообщение о творчестве В.Розова
сделает ученица.

(Сообщение ученицы)

Виктор Сергеевич Розов родился 21 августа 1913
года.

Первой на сцене Центрального детского театра в
1949 году была поставлена пьеса «Ее друзья», но
еще в 1946 году им была написана пьеса «Вечно
живые». Позже по этой пьесе был поставлен
знаменитый фильм «Летят журавли».

Начальный период деятельности B.C. Розова
целиком связан с Центральным детским театром в
Москве, которому он отдавал все свои новые пьесы.
Нa сцене этого театра и состоялась премьера пьесы
«В добрый час!» (1954), которая принесла автору
всесоюзную известность и поставила его в первые
ряды советских драматургов.

Другие произведения В.С.Розова — «В поисках
радости», «Перед ужином», «В день свадьбы»,
«Традиционный сбор», «Четыре капли» — широко
шли в театрах и неоднократно издавались
отдельными изданиями.

Предварительная беседа с учащимися.

— Что для вас литература?

— Какую роль играет книга в вашей жизни.

— Есть ли у вас любимые книги? Какие?

— Нужно ли в школе преподавать литературу?

— Какие произведения вы хотели бы изучать?

Обратимся к нашим эпиграфам. (Слайд №3).

— Как вы понимаете высказывания этих великих
людей.

(Дени Дидро (1713-1794) — французский философ,
писатель).

(Виктор Мари Гюго (1 802-1885) — французский писатель)

(М. Горький (1868-1936) — русский советский писатель).

Учитель читает текст, предваряя его следующим
заданием:

Прослушайте внимательно текст, подумайте, как
его озаглавить.

(Чтение текста учителем)

(«Любите книгу, источник знаний», «Роль книги
в жизни человека», «Роль литературы в
воспитании подрастающего поколения» и т.д.).

— Прочитайте внимательно текст.

Как бы вы его озаглавили? (Запишите заголовок в
тетрадь)

— Определите тему данного текста. (Что такое
тема?). (Ответы учащихся).

(Записать в тетрадях).

— Определить тип речи данного текста (докажите
правильность ответа)ю

(Повествование с элементами рассуждения).
(Повествование и рассуждение).

(записать).

— В каких предложениях наиболее полно раскрыта
основная мысль автора?

(идея текста), (Предложения №2, 3; 13,14; 15; 20)

— Какова основная проблематика текста? (Какие
проблемы поднимаются в тексте?)

— Что такое проблема? А проблематика?

— Какие же проблемы здесь поднимаются?
(формулировка проблем учащимися).

Основные проблемы:

  • роль книги в интеллектуальном, духовном и
    нравственном развитии личности (какова роль
    книги в развитии личности?);
  • необходимость изучения литературы в школе
    (нужно ли изучать литературу современным
    школьникам?). (Записать в тетрадях).

Комментарий к проблемам.

— Актуальны ли эти проблемы в нашей жизни? (в
наши дни?)

— Задумывались ли вы над ними?

Определить стиль текста. ( Доказать
правильность ответа).

(Публицистический).

Каково отношение автора к проблемам, поднятым в
тексте?

Определить авторскую позицию (в каких
предложениях она выражена?), (№2,3; 13,14; 15,20).

Авторская позиция: (Записать)

1. Роль книги в развитии личности уникальна, что
важно для тех современных молодых людей, которые
стремятся стать внутренне богатыми,
высокодуховными членами общества;

2. Литература формирует культурно значимые
ценности, открывает человеку красоту мира, и
помогает познать мир и самого себя, а значит,
изучение литературы и школе необходимо.

— Согласны ли вы с позицией автора?

Сформулируйте свою позицию, свое отношение к
данной проблеме.

Следует четко сформулировать свое мнение по
выдвинутой проблеме и обосновать его. Вы
можете согласиться или не согласиться с мнением
автора текста, но в любом случае необходимо
аргументировать свою точку зрения, привести
доказательства (не менее 2-х), которыми могут быть
читательские или жизненные впечатления.

— Вспомните известных вам людей, известных
личностей, литературных героев, в жизни которых
книга сыграла важную роль?

Какую роль играют книги в вашей жизни, в жизни
ваших родных, близких?

3. Работа над композицией сочинения.

Вступительная, основная, заключительные части.
В соответствии с требованиями в экзаменационной
работе должно быть несколько обязательных
смысловых частей: (Слайд №4).

  1. Общая характеристика темы и проблематики
    текста.
  2. Комментарий к одной и проблем.
  3. Характеристика позиции автора исходного текста
    по выбранной проблеме.
  4. Выражение собственной позиции, ее аргументация
    (не менее 2-х аргументов).

Д/з. Сочинение-рассуждение по тексту.

(№1 Формулировка задания).

5. Этап рефлексии.

Мне понравилось на уроке, что я :

— Я ощущаю себя на уроке :

— После урока я задумаюсь о :

Оценка ответов учащихся.

Подведение итогов.

Исходный текст

(1) Пронёсся нынче какой-то странный слух, что в
школе совсем не обязательно преподавать
литературу, отнимать на неё время от точных наук,
которые, мол, основа основ, а литература — для
немногих и пусть преподаётся факультативно. (2)
Говорят об этом умники, которые не в состоянии
уразуметь, что Книга — самый глубокий источник
познания мира и самое сильное средство
воздействия на духовное развитие личности… (З)
Чрезвычайно важно понимать, что книга, как ничто,
насыщает душу. (4) И привычное выражение, в которое
мы подчас даже не вдумываемся, — «Любите книгу,
источник знаний» — не случайно. (5) Горький
говорил: (6) «Всему, что есть во мне хорошего, я
обязан книгам». (7) Думаю, это может сказать любой
развитой человек, даже самый великий. (8)
Классические авторы прошлых веков питались теми
книгами древности, которые развивали их
индивидуальность. (9) Хорошо бы помнить об этом
тем, кто сегодня лишает людей привычки к чтению,
легкомысленно заявляет: зачем трудиться, читать
книгу, когда можно за полтора часа всё увидеть на
экране, получить готовый стереотип?

(10) Я болезненно переживаю слухи о том, что
литературу уберут из школы. (11) Переживаю не за
литературу, ей от этого ничего не сделается, она
будет существовать, пока живёт наш мир; я
переживаю за наших девчонок и мальчишек, которые
не смогут стать сотворцами — они будут беднее,
безмерно беднее нас, хотя, может быть, и
прагматичнее. (12) Что лучше: […] человек или
прагматик? (13) Для меня нет вопроса: внутренне
богатый, высокодуховный человек гораздо
интереснее человека практического. (14) Духовно
развитая личность более гармонична и приятна в
общении, содержательна, в отличие от человека
скудного духом, хотя и очень богатого
материально.

(15) Книги, как ничто другое, могут предостеречь
мыслящих людей, молодое поколение, помогут
распознать зло, научат добру. (16) Они существуют
на Земле несколько тысячелетий — папирусы,
пергаментные свитки, наборы Гутенберга,
типография Ивана Федорова… (17) Люди стремились
запечатлеть и передать своим современникам и
потомкам то, что всегда считалось жизненно
важным и необходимым. (18) Писатель знает что-то
такое, до чего не может додуматься обычный
человек, он может словами выразить мысль, которая
пронзает душу. (19) Отделённый от меня временем
писатель открывает в моей душе что-то такое, что
без него было бы неузнанным.

(20) Настоящая книга не только учит, открывает
человеку красоту мира, она ещё радует, исцеляет
душу, а значит, и тело. (21) Потому что всё духовное
тесно связано с физическим.

(22) С литературой неразрывно связана вся моя
жизнь с того самого дня, когда я открыл для себя
магию слов. (23 )И если оправдаются слухи об
упразднении литературы в школе, для меня это
будет ударом.

(По В. Розову)

Пронёсся нынче какой-то странный слух, что в школе совсем 
не обязательно преподавать литературу, отнимать на неё время 
от точных наук, которые, мол, основа основ, а литература — для 
немногих и пусть преподаётся факультативно. Говорят об этом 
те, кто не в состоянии уразуметь, что Книга — самый глубокий источник познания мира и самое сильное воздействие на духовное
развитие личности.
Ни опера, ни балет, ни драма — уж не говорю, телевизор, —
не могут заменить книгу. Почему? Вот, к примеру, зрители смотрят какую-нибудь картину по классическому произведению,
допустим по «Войне и миру» Толстого, где играют великолепные
актёры; но зритель в этом случае не создаёт образа, образ преподносится ему готовым, и он думает: вот такой была Наташа
Ростова, таким был князь Андрей, таким — старик Болконский.
Но когда ты имеешь дело с первоисточником, с книгой, у тебя
нет зрительского восприятия, кроме черных буковок, этих муравьёв, бегающих по странице. И ты читаешь и сам создаёшь об-
разы решительно всех героев романа Толстого. И знаменитый
бой воображаешь сам, сцены Бородинского сражения, лично ак-
тивно участвуешь во всех событиях. Перед тобой нет никаких лиц, никаких декораций, есть только черные буковки, и ты,
читая текст, мысленно рисуешь образы, ситуации, отношения
героев. Это самое главное — ты не лишён соучастия в событиях,
в действиях и порой в таких сильных страстях, которые потрясают всё твоё существо. И лишить читателя, особенно юного,
возможности самостоятельно воссоздавать по книге образы,
пейзажи, ситуации — значит обмельчить личность.
Чрезвычайно важно понимать, что книга, как ничто, насыщает
душу. И привычное выражение, в которое мы даже порой не вду-
мываемся, — «Любите книгу, источник знаний» — неслучайно.
Без литературы школа — это не школа: книга воспитывает человека, «вскармливает» в нём доброе начало.

Стиль этого текста публицистический, потому что в центр текста автор ставит проблему — важность преподавания литературы — и имеет цель повлиять на мнение читателя по поводу этой проблему. Для этого он использует эмоциональность и образность, оценочность и уверенность. Для прямого воздействия на читателя используются также обобщенно-личные предолжения, когда автор облекает свою мысль в форму обобщения, перенося действие на читателя (

Перед тобой нет никаких лиц, никаких декораций, есть только черные буковки, и ты,
читая текст, мысленно рисуешь образы…). Кроме того, как пулблицистический этот текст характеризуют наличие разговорных элементов («мол», «уразуметь») и высокой лексики, обилие прилагательных, местоимений и наречий, глаголы в настоящем времени.

logo

    • Предмет:

      Русский язык

    • Автор:

      leandrosoto298

    • Создано:

      3 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • matematika
    Математика

    2 минуты назад

    Математика, задача 5 класс

  • matematika
    Математика

    7 минут назад

    Математика, задачи на движение

  • drugie-predmety
    Другие предметы

    12 минут назад

    и составить два предложения наречие места по каз яз ​

  • algebra
    Алгебра

    17 минут назад

    Как решить эту задачу, нужен полный ответ.

  • matematika
    Математика

    17 минут назад

    решите 1 вариант ……………………………… ​

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • matematika
    Математика

    6 часов назад

    Дана последовательность букв фавыдовлыдяюфлчлиоыдсоыжф найдите в этой последовательности частоту

    А) буквы Д;Б)буквы Ф;В)буквы Ы;Г)буквы С

  • drugie-predmety
    Другие предметы

    6 часов назад

    Что такое с болталкой случилось? Актива нет с 19:37, подозреваю, что так у всех. Инфы вкиньте

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20709

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    zlatikaziatik

    2620

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

Автор: Вера Владимировна Ковина

Мастер – класс  «От анализа текста к сочинению»

Ковина Вера Владимировна, учитель русского языка и литературы

Цель: Знать основные этапы работы с текстом для написания сочинения; уметь выполнять различные элементы комплексного анализа текста; создавать отдельные композиционные части сочинения по заданному тексту.

Наглядность: Портрет В.Розова, слайды.

Эпиграфы:

Люди перестают мыслить, когда перестают читать.
Д. Дидро.

Литература-это руководство человеческого разума человеческим ростом.
В.Гюго.

Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку.
М.Горький.

Ход урока

1. Организационный этан.

(Учитель определяет цели, задачи и тему урока).

— Сегодня на уроке мы постараемся закрепить умения и навыки работы с текстом.

Эти умения и навыки вам буду необходимы при написании сочинения рассуждения на ЕГЭ по русскому языку.

Тема урока: «От анализа текста к сочинению».

(Слайд № 1). Презентация.

Для того чтобы наша работа на уроке была успешной, мы должны

  • знать основные этапы работы с текстом для написания сочинения;
  • уметь выполнять различные элементы комплексного анализа текста;
  • создавать отдельные композиционные части сочинения по заданному тексту.

2. Этан работы над текстом.

Сегодня мы будем работать с текстом Виктора Сергеевича Розова.

(Портрет драматурга). (Слайд №2).

Виктор Сергеевич Розов, драматург, сценарист, профессор Литературного института им. М. Горького, Лауреат Государственной премии СССР, чьи пьесы радовали и продолжают радовать зрителей на протяжении десятилетий.

А еще он очень жизнерадостный человек, который говорит о себе: «Я счастливый человек, жизнь моя полна радости, глубокого внутреннего удовлетворения».

Небольшое сообщение о творчестве В.Розова сделает ученица.

(Сообщение ученицы)

Виктор Сергеевич Розов родился 21 августа 1913 года.

Первой на сцене Центрального детского театра в 1949 году была поставлена пьеса «Ее друзья», но еще в 1946 году им была написана пьеса «Вечно живые». Позже по этой пьесе был поставлен знаменитый фильм «Летят журавли».

Начальный период деятельности B.C. Розова целиком связан с Центральным детским театром в Москве, которому он отдавал все свои новые пьесы. Нa сцене этого театра и состоялась премьера пьесы «В добрый час!» (1954), которая принесла автору всесоюзную известность и поставила его в первые ряды советских драматургов.

Другие произведения В.С.Розова — «В поисках радости», «Перед ужином», «В день свадьбы», «Традиционный сбор», «Четыре капли» — широко шли в театрах и неоднократно издавались отдельными изданиями.

Предварительная беседа с учащимися.

— Что для вас литература?

— Какую роль играет книга в вашей жизни.

— Есть ли у вас любимые книги? Какие?

— Нужно ли в школе преподавать литературу?

— Какие произведения вы хотели бы изучать?

Обратимся к нашим эпиграфам. (Слайд №3).

— Как вы понимаете высказывания этих великих людей.

(Дени Дидро (1713-1794) — французский философ, писатель).

(Виктор Мари Гюго (1 802-1885) — французский писатель)

(М. Горький (1868-1936) — русский советский писатель).

Учитель читает текст, предваряя его следующим заданием:

Прослушайте внимательно текст, подумайте, как его озаглавить.

(Чтение текста учителем)

(«Любите книгу, источник знаний», «Роль книги в жизни человека», «Роль литературы в воспитании подрастающего поколения» и т.д.).

— Прочитайте внимательно текст.

Как бы вы его озаглавили? (Запишите заголовок в тетрадь)

— Определите тему данного текста. (Что такое тема?). (Ответы учащихся).

(Записать в тетрадях).

— Определить тип речи данного текста (докажите правильность ответа)ю

(Повествование с элементами рассуждения). (Повествование и рассуждение).

(записать).

— В каких предложениях наиболее полно раскрыта основная мысль автора?

(идея текста), (Предложения №2, 3; 13,14; 15; 20)

— Какова основная проблематика текста? (Какие проблемы поднимаются в тексте?)

— Что такое проблема? А проблематика?

— Какие же проблемы здесь поднимаются? (формулировка проблем учащимися).

Основные проблемы:

  • роль книги в интеллектуальном, духовном и нравственном развитии личности (какова роль книги в развитии личности?);
  • необходимость изучения литературы в школе (нужно ли изучать литературу современным школьникам?). (Записать в тетрадях).

Комментарий к проблемам.

— Актуальны ли эти проблемы в нашей жизни? (в наши дни?)

— Задумывались ли вы над ними?

Определить стиль текста. ( Доказать правильность ответа).

(Публицистический).

Каково отношение автора к проблемам, поднятым в тексте?

Определить авторскую позицию (в каких предложениях она выражена?), (№2,3; 13,14; 15,20).

Авторская позиция: (Записать)

1. Роль книги в развитии личности уникальна, что важно для тех современных молодых людей, которые стремятся стать внутренне богатыми, высокодуховными членами общества;

2. Литература формирует культурно значимые ценности, открывает человеку красоту мира, и помогает познать мир и самого себя, а значит, изучение литературы и школе необходимо.

— Согласны ли вы с позицией автора?

Сформулируйте свою позицию, свое отношение к данной проблеме.

Следует четко сформулировать свое мнение по выдвинутой проблеме и обосновать его. Вы можете согласиться или не согласиться с мнением автора текста, но в любом случае необходимо аргументировать свою точку зрения, привести доказательства (не менее 2-х), которыми могут быть читательские или жизненные впечатления.

— Вспомните известных вам людей, известных личностей, литературных героев, в жизни которых книга сыграла важную роль?

Какую роль играют книги в вашей жизни, в жизни ваших родных, близких?

3. Работа над композицией сочинения.

Вступительная, основная, заключительные части. В соответствии с требованиями в экзаменационной работе должно быть несколько обязательных смысловых частей: (Слайд №4).

  1. Общая характеристика темы и проблематики текста.
  2. Комментарий к одной и проблем.
  3. Характеристика позиции автора исходного текста по выбранной проблеме.
  4. Выражение собственной позиции, ее аргументация (не менее 2-х аргументов).

Д/з. Сочинение-рассуждение по тексту.

(№1 Формулировка задания).

5. Этап рефлексии.

Мне понравилось на уроке, что я :

— Я ощущаю себя на уроке :

— После урока я задумаюсь о :

Оценка ответов учащихся.

Подведение итогов.

Исходный текст

(1) Пронёсся нынче какой-то странный слух, что в школе совсем не обязательно преподавать литературу, отнимать на неё время от точных наук, которые, мол, основа основ, а литература — для немногих и пусть преподаётся факультативно. (2) Говорят об этом умники, которые не в состоянии уразуметь, что Книга — самый глубокий источник познания мира и самое сильное средство воздействия на духовное развитие личности… (З) Чрезвычайно важно понимать, что книга, как ничто, насыщает душу. (4) И привычное выражение, в которое мы подчас даже не вдумываемся, — «Любите книгу, источник знаний» — не случайно. (5) Горький говорил: (6) «Всему, что есть во мне хорошего, я обязан книгам». (7) Думаю, это может сказать любой развитой человек, даже самый великий. (8) Классические авторы прошлых веков питались теми книгами древности, которые развивали их индивидуальность. (9) Хорошо бы помнить об этом тем, кто сегодня лишает людей привычки к чтению, легкомысленно заявляет: зачем трудиться, читать книгу, когда можно за полтора часа всё увидеть на экране, получить готовый стереотип?

(10) Я болезненно переживаю слухи о том, что литературу уберут из школы. (11) Переживаю не за литературу, ей от этого ничего не сделается, она будет существовать, пока живёт наш мир; я переживаю за наших девчонок и мальчишек, которые не смогут стать сотворцами — они будут беднее, безмерно беднее нас, хотя, может быть, и прагматичнее. (12) Что лучше: […] человек или прагматик? (13) Для меня нет вопроса: внутренне богатый, высокодуховный человек гораздо интереснее человека практического. (14) Духовно развитая личность более гармонична и приятна в общении, содержательна, в отличие от человека скудного духом, хотя и очень богатого материально.

(15) Книги, как ничто другое, могут предостеречь мыслящих людей, молодое поколение, помогут распознать зло, научат добру. (16) Они существуют на Земле несколько тысячелетий — папирусы, пергаментные свитки, наборы Гутенберга, типография Ивана Федорова… (17) Люди стремились запечатлеть и передать своим современникам и потомкам то, что всегда считалось жизненно важным и необходимым. (18) Писатель знает что-то такое, до чего не может додуматься обычный человек, он может словами выразить мысль, которая пронзает душу. (19) Отделённый от меня временем писатель открывает в моей душе что-то такое, что без него было бы неузнанным.

(20) Настоящая книга не только учит, открывает человеку красоту мира, она ещё радует, исцеляет душу, а значит, и тело. (21) Потому что всё духовное тесно связано с физическим.

(22) С литературой неразрывно связана вся моя жизнь с того самого дня, когда я открыл для себя магию слов. (23 )И если оправдаются слухи об упразднении литературы в школе, для меня это будет ударом.

(По В. Розову)

  • Пронесся как пишется правильно
  • Прокрустово ложе как пишется
  • Пронеслась как пишется правильно
  • Промысел божий как пишется
  • Промочить ноги как пишется