Пропала совесть аргумент к сочинению

Тезисы

  1. Для чего нужна совесть? Она играет роль морального и этического ориентира.
  2. Что значит «жить по совести»? Это выражение означает соответствие человека общепринятым нравственным критериям.
  3. Проблема совести заключается в том, что она противоречит стремлению человека к легкой наживе и бесчестным способам достижения целей.
  4. Нужна ли человеку совесть? Она необходима для того, чтобы личность развивалась в нравственном отношении.
  5. Зачем человеку нужна совесть? Она помогает нам своевременно исправлять ошибки и совершенствовать себя.
  6. Совестливый человек — это тот, кто испытывает нравственные угрызения после совершенной ошибки.
  7. Человеку сложно действовать по соображениям совести, потому что они нередко идут вразрез с его интересами.
  8. Может ли совесть навредить человеку? Да, может, если чувство вины станет навязчивым и неотвратимым призраком, вынуждающим человека на отчаянный поступок — самоубийство.

Аргументы

«Война и мир» Л. Н. Толстой. Роман-эпопея Льва Николаевича Толстого «Война и мир» – это поистине значительное произведение русской классической литературы. Кажется, в нём можно найти примеры на любую тему, аргументы к любым жизненным ситуациям. Проблема совести также не осталась незамеченной. Наиболее яркий эпизод, который подтверждает мысль о том, что совесть необходима каждому благородному и нравственному человеку, – это момент, когда Николай Ростов проигрывает в карты крупную сумму денег в тот момент, когда его семья испытывает материальные трудности. Юноша великолепно воспитан, у него есть собственные нравственные ориентиры, ему не чуждо такое понятие, как мораль. А потому в его душе моментально разгорается внутренний конфликт – борются страх и совесть. Первый стремится заглушить чувство вины, найти способ решить проблему, не сообщая ничего родным. Вторая же стоит на стороне правды, честности и искренности. Совесть побуждает героя признаться в содеянном родителям. Ему действительно стыдно перед ними, он прекрасно осознаёт свою ошибку и раскаивается в своём поступке. Читатель понимает это, когда Николай слышит пение и игру на фортепиано своей сестры – Наташи Ростовой. Музыка, связанная с детством, с добром, с семьёй, пробуждает в герое нравственную натуру, делает громче голос совести. Настоящее искусство и отличное воспитание помогли Николаю Ростову остаться честным и благородным человеком, который нашёл в себе силы признать свою вину и рассказать о своём неправильном поступке. Если бы он не совесть, Николай не нашел бы правильного выхода из этой ситуации и наверняка испортил бы отношения с родными.

«Челкаш» М. Горький. Рассказ Максима Горького «Челкаш» зиждется на антитезе. То есть на противопоставлении двух героев. «Заядлый пьяница и ловкий, смелый вор» Гриша Челкаш встречает бедного крестьянского парня Гаврилу. Первому как раз нужен был подельник для нового преступления, ведь старый товарищ Мишка угодил в больницу. Ночью новые знакомые совершают сделку «успешно» – если можно так выражать в адрес нелегальных действий. Но возникает проблема с тем, как поделить прибыль. Гаврилу не устроила та доля, которую отдал ему Челкаш. Жадность и алчность заглушили голос совести в душе крестьянского юноши. После того, как мирные просьбы и даже мольбы не увенчались успехом, он бросил в Гришу камень. Вначале страх от содеянного затуманил и без того неясный рассудок предателя – он было позабыл про деньги. Но мысли о них очень скоро подсказали ему оправдания чудовищного поступка: кто же будет жалеть о воре, кому он нужен? А вот Гаврила распорядится деньгами с умом. Но эти доводы не убедили Челкаша. Просить прощения было уже поздно – Гриша плюнул в лицо предателю и, презрительно оглядев его, швырнул деньги. М. Горькому удалось с помощью антитезы ярко и наглядно показать, что у Челкаша есть совесть. Несмотря на то, что выживать ему приходится воровством, он не утратил главного – человечности и нравственности. Жадность не застелила его глаза. Голос морали в нём звучит громче алчности, поэтому он бросает деньги и уходит, оставляя несостоявшегося убийцу наедине с корыстью. Вот к чему приводит Гаврилу отсутствие совести: он униженно собирает деньги, за которые чуть было не совершил смертный грех. Именно голос нравственности помогает людям сохранять достоинство и вести себя правильно.

«Смерть чиновника» А. П. Чехов. В рассказе «Смерть чиновника» Антон Павлович Чехов мастерски нарисовал гиперболизированную картину. Читатель знакомится с господином Червяковым. Сначала кажется, что он крайне хорошо воспитан, вежлив и чтит нормы морали. Однако впоследствии становится понятно, что его многочисленные извинения перед начальником, на которого он ненароком чихнул в театре, – это вовсе не вежливость и искреннее сожаление о столь неприятном казусе. На самом деле, это лишь страх наказания или даже увольнения, потери чина и должности. Червяков слушает отнюдь не свою совесть. Ведь в таком случае хватило бы одного искреннего извинения. Таким образом, А. П. Чехов проиллюстрировал ложное понимание совести и нравственности.

«Матрёнин двор» А. И. Солженицын. Яркий пример отсутствия совести можно найти в произведении Александра Исаевича Солженицына «Матрёнин двор». Главная героиня – праведница Матрёна – бескорыстно помогает всем соседям, знакомым и даже незнакомым. Она с радостью приходит на помощь, часто забывая о собственных удобстве и желаниях. Однако в ответ она не получает не то что взаимности, но даже малейшей подмоги. Когда Матрёна заболевает или просто с трудом справляется одна с каким-то тяжёлым делом, никто не подставляет ей плечо и не подаёт руку. Добрая, искренняя и нравственная женщина оказывается в действительности очень одинока. Не приходят на помощь даже те, кому Матрёна не раз оказывала услугу. К сожалению, добро не всегда отзывается добром. Однако главную героиню не останавливало отсутствие совести у окружающих, ведь она была воспитана иначе. Благодаря собственным нравственным ориентирам, она не опускается до злобы, обиды, мести, а также не уподобляется бесчестным людям, которые не приходят на подмогу в ответ. Матрёна всё так же по-настоящему любит помогать другим. Она живет по совести, в отличие от своего окружения, поэтому автор называет ее «праведницей», без которой жизнь в убогой и нищей деревушке утратила бы всякий свет.

«Человек на часах» Н. С. Лесков. В рассказе Николая Семёновича Лескова «Человек на часах» читатель видит столкновение служебного долга и человеческого. Главный герой – солдат Измайловского полка Постников – занимал должность часового в ночь, когда услышал из темноты крики о помощи. Тема совести занимает в этом произведении важное место. Во-первых, Постников делает выбор в пользу совести и нравственности и бросается на помощь человеку, попавшему в беду. И это происходит, несмотря на то, что за оставленный пост герою грозит суровое наказание, ведь он нарушил Устав. Во-вторых, есть и другой персонаж в рассказе, у которого отсутствует совесть. Это офицер, который проезжал мимо на санях, когда Постников спасал человека. Офицер присвоил этот подвиг себе и сообщил об этом начальству. Впоследствии офицер получил награду за поступок, которого не совершал, а Постников – наказание за то, что покинул пост. В этом произведении очень четко расставлены акценты: Постников живет по совести, поэтому спасает человека, рискуя получить наказание, а вот офицер руководствуется только соображениями выгоды, поэтому лжет начальству и, конечно, никого не спасает, если в этом нет его материальной заинтересованности. 

«Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский. Где искать пример на тему «совесть», как не в романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание»? Ведь главный герой – Родион Романович Раскольников – обременил свою совесть страшным преступлением – он убил старуху-процентщицу и ее беременную сестру. Если бы Раскольников был нравственно мёртв и не имел шанса на спасение души, то чувство вины его не терзало бы на протяжении всего произведения. Расследование шло всего несколько дней, но для Родиона они тянулись вечность. Он сильно заболел и ослаб из-за страшных переживаний, вызванных своим ужасным поступком. И, в конце концов, к Раскольникову приходит осознание, что он совершил страшную ошибку, представив, что имеет право распоряжаться чужой жизнью. Таким образом, герой искренне раскаялся в своём страшном поступке, потому что у него есть совесть, к которой он прислушивается. Он не полностью потерял нравственные ориентиры, а лишь временно и по ошибке отвернулся от них. На его примере каждый из нас точно поймет, зачем человеку дано чувство вины? Оно помогает нам исправиться и исцелить душу, даже если мы оступились и упали очень низко.

«Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков. В романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» переплетается несколько историй и даже миров. В одном из них герой по имени Понтий Пилат вынужден судить Иешуа. Понтий Пилат занимает должность римского прокуратора. На самом деле, он понимает, что осуждённый мужчина ни в чём не виноват, что его казнь будет несправедливой. Однако его звание, его чин берут верх над ним и над истиной. Приговор вынесен. Иешуа распят. Судью мучает нескончаемая головная боль, а что ещё хуже – совесть. За свой бесчестный поступок Пилат наказан бессмертием и вечными муками. Однако вспомним слова самого Михаила Афанасьевича Булгакова из того же произведения: «Рукописи не горят». Это значит, что правда навсегда останется правдой, как бы её ни пытались спрятать или уничтожить. В конце концов, Понтий Пилат раскаивается в своём несправедливо вынесенном смертном приговоре и освобождает свою душу от мук. Таким образом, даже у человека, который серьёзно оступился, нарушил нормы морали, есть шанс на духовное спасение, если он действительно искренне сожалеет о своей ошибке и раскаивается, просит прощения. Но на всё это способны только люди, у которых изначально есть совесть. Она спасает и выводит на правильную дорогу даже тех, кто идет на поводу у трусости — самого страшного порока.

«Пропала совесть» М. Е. Салтыков-Щедрин. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин известен как мастер сатиры. Из-под его пера вышла не одна сатирическая сказка. В этих произведениях многое гиперболизировано. Это сделано для того, чтобы ярче и нагляднее изобразить людские пороки. В творчестве этого выдающегося писателя есть и сказка, посвящённая чувству вины, – «Пропала совесть». По сюжету в самом деле люди лишились совести. Но никто и не заботится об этом – совести-то больше нет, зачем переживать? Кто-то начинает обманывать, кто-то строит козни, кто-то клевещет, кто-то льстит – бессовестные люди начинают регулярно совершать ужасные поступки, вредить друг другу. Но самое страшно то, что никого это не волнует. Ведь больше нет совести, которая заставляет задумываться, думать об окружающих, напоминает о нормах морали и нравственности. Сам автор пишет о произошедшем так: «Исчезли досадные призраки, а вместе с ними улеглась и та нравственная смута, которую приводила за собой обличительница-совесть». Некоторое время совесть валялась, будто бы ненужная старая тряпка – все отшвыривали её, не желая забрать себе. Но однажды она попала в руки к пьянице. И с ним произошла удивительная метаморфоза: он протрезвел, к нему пришло осознание, как много ошибок и бесчестных поступков он совершал раньше, он моментально ощутил весь груз ответственности за совершённые деяния. Ему стало настолько тяжело и горестно, что он заплакал. От совести пьяница поспешил избавиться. После небольшого путешествия по людям разных чинов и званий совесть, наконец, обрела дом в сердце ребёнка. Теперь она растёт вместе с малышом, помогает ему принимать решения и жить честно. Таким образом, совесть – важная составляющая человеческой натуры и человеческой жизни. Без нее мир погружается во тьму коварства, насилия, лжи и бесчестия. Поэтому совесть нужно воспитывать с детства, ведь никто из нас не хочет жить в таком мире.

«Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов. Главный герой романа Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» – Григорий Александрович Печорин. В литературе этого персонажа называют «лишним человеком». Жизнь ему опостылела. Любое занятие кажется ему скучным и не может занять героя надолго. В своём внутреннем монологе Печорин признаётся, что ощущает себя «топором в руках судьбы», который приносит окружающим людям только боль, печаль и разочарование. Один из ярких эпизод – история с Бэлой. Эгоистичные желания и поступки Печорина губят бедную девушку. Читателю сначала кажется, что Григорий Александрович остаётся равнодушен и холоден даже после смерти Бэлы. Он не пустил ни одной слезы. Более того, он рассмеялся. Но это был вовсе не злорадный смех и не смех веселья или довольства. За этим смехом кроются страх и боль. Так странно герой реагирует на утрату и пережитый стресс. Впоследствии Печорин всё лучше раскрывается перед читателем. Тогда становится понятно, что Григорий Александрович не полностью утратил совесть. Всё происходящее приносит страдание не только другим людям, но и самому герою. Он глубоко несчастен, но у него не хватает духовных сил справиться со своей скукой и равнодушным отношением к жизни. Однако если мы восстановим правильную хронологию романа, то поймем, что Григорий не выдержал чувства вины и отправился на войну в Персию — погибать. Потому он и отдал свой дневник, дав понять читателю, что его жизнь кончена. Смерть Бэлы терзала его, не давала покоя, поэтому он решился на такой отчаянный шаг. Порой совесть может слишком сильно угнетать человека и вредить ему

«Бедная Лиза» Н. М. Карамзин. Обращаясь к теме совести, стоит обратить внимание на повесть Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза». В особенности на то, как Эраст – юноша-дворянин – реагирует на самоубийство крестьянской девушки Лизы. Ведь она бросилась в воду и утопилась из-за предательства Эраста. Между молодыми людьми вспыхнул роман, они сблизились, и Эраст даже обещал жениться на девушке. Но вскоре юноша сообщил, что его призывают на службу в армию. Там он промотал все деньги, а потом женился на старой богатой женщине, ведь не мог представить себе жизни без роскоши. Да и чувства к Лизе остыли. Когда обман раскрылся, героиня впала в отчаяние и убила себя. Однако Эраст не был злодеем – он был безвольным, слабым, эгоистичным, но не жестоким. Но он не желал причинить боль и вред. У него не было силы, зато была совесть. Так что до конца собственной жизни он почитал себя убийцей, глубоко раскаивался в своём поступке и так и остался несчастен.

«Гранатовый браслет», А.И. Куприн. Совестливый человек никогда не простит себе проступка или ошибки, всегда постарается исправиться и выйти на верный путь. Это доказывает пример из «Гранатового браслета». Вера Шеина была замужней женщиной, но с юности имела одного анонимного ухажера, который писал ей письма и даже присылал подарки. В ее семье к этому относились нормально, ведь женщина не давала поводов для подозрений, а ее поклонник не навязывал своего присутствия. Но однажды она получила в подарок на именины браслет от незнакомца. Ее брата, гордого и надменного военного, очень разозлило данное обстоятельство. Он вынудил мужа Веры вмешаться и найти загадочного дарителя. Им оказался телеграфист Желтков. Мужчины заставили его отказаться от написания анонимных посланий Вере. Не видя смысла в жизни без любви, герой совершил суицид. Героиня узнала об этом и винила себя в смерти Желткова. Конечно, более черствый человек не придрался бы к себе из-за гибели какого-то незнакомца, ведь не она к нему ходила, а ее брат и муж. Но чувство вины не оставляло Веру, несмотря на все доводы рассудка. Только прощальное письмо Желткова и звуки сонаты Бетховена немного успокоили ее, но, без сомнения, голос совести еще не раз напомнит ей о Георгии и его судьбе. 

«Станционный смотритель», А.С. Пушкин. Человек без совести порой совершает ошибку, которую уже невозможно исправить. Именно в этом состоит опасность, который подвергается каждый из нас, кто не чувствует свою вину. Это доказывает пример из произведения «Станционный смотритель». Главная героиня убежала из отцовского дома вместе с гусаром. Отец очень любил ее, никогда не обижал, но не мог обеспечить богатства и процветания дочери. Поэтому Дуня выбрала обеспеченную жизнь в столице, не посоветовавшись с родителем. Самсон Вырин долго искал беглянку, хотел спасти ее от разврата и беды, ведь не знал намерений Минского. Однако при встрече дочь упала в обморок от страха, и офицер выгнал Вырина вон. От горя герой запил и умер в одиночестве. Дочь даже не писала ему. Но спустя несколько лет после смерти смотрителя богато одетая дама с детьми приехала на его могилу и горько плакала. Дуня заглушила голос совести богатством и роскошью, а потому сделала ужасную ошибку, бросив отца. Когда она сама стала матерью и поняла горе Самсона, она раскаялась, но было уже слишком поздно: отец умер. Вот почему нам так необходима совесть: она помогает вовремя одуматься и принять правильное решение.

Текст М. Е. Салтыкова-Щедрина и готовое сочинение для 5 варианта из нового сборника Цыбулько И.П ЕГЭ 2023 русский язык 36 тренировочных вариантов для написания сочинения ЕГЭ задание 27 по русскому языку 11 класс.

Проблема текста

1. Проблема последствий утраты совести для человека. (Что происходит с человеком, утратившим совесть?)

2. Проблема утраты совести для общества. (Что происходит в обществе людей, утративших совесть?)

3. Проблема отношения толпы к совестливому человеку. (Как толпа относится к нравственным мучениям совестливого человека?)

4. Проблема обретения совести. (Почему обретение совести — это «лютейшая из горестей»?)

готовое сочинение по тексту

Позиция автора

1. Без совести легче делается «ход человека»; ловчее подставлять ближнему ногу, удобнее льстить, пресмыкаться, обманывать, наушничать, клеветать; ничто не заставляет задуматься.

2. Без совести «мудрых мира» уже ничего не сдерживает, и они пользуются плодами этой свободы. Люди остервеняются; начинаются грабежи, разбои, всеобщее разорение.

3. Совестливый человек с его нравственными терзаниями становится предметом насмешек и глумления для толпы.

4. Совесть не позволяет жить легко и удобно, требует соблюдения нравственных законов, заставляет думать, «разрывает на части» сердце человека.

Текст ЕГЭ Салтыкова-Щедрина

(1) Пропала совесть. (2)По-старому толпились люди на улицах и в театрах; по-старому они то догоняли, то перегоняли друг друга; по-старому суетились и ловили на лету куски, и никто не догадывался, что чего-то вдруг стало недоставать и что в общем жизненном оркестре перестала играть какая-то дудка. (З)Многие начали даже чувствовать себя бодрее и свободнее. (4)Легче сделался ход человека; ловчее стало подставлять ближнему ногу, удобнее льстить, пресмыкаться, обманывать, наушничать и клеветать. (5)Всякую болезнь вдруг как рукой сняло; люди не шли, а как будто неслись; ничто не огорчало их, ничто не заставляло задуматься; и настоящее, и будущее — всё, казалось, так и отдавалось им в руки, — им, счастливцам, не заметившим пропажи совести.

(б)Совесть пропала вдруг… почти мгновенно! (7)Ещё вчера эта надоедливая приживалка так и мелькала перед глазами, так и чудилась возбуждённому воображению, и… ничего! (8)Исчезли досадные призраки, а вместе с ними улеглась и та нравственная смута, которую приводила за собой обличительница-совесть. (9)Оставалось только смотреть на божий мир и радоваться; мудрые мира поняли, что они наконец освободились от последнего ига, которое затрудняло их движения, и, разумеется, поспешили воспользоваться плодами этой свободы. (10)Люди остервенились; пошли грабежи и разбои, началось вообще разорение.

(11) А бедная совесть лежала между тем на дороге, истерзанная, оплёванная, затоптанная ногами пешеходов. (12)Всякий швырял её, как негодную ветошь, подальше от себя; всякий удивлялся, каким образом в благоустроенном городе, и на самом бойком месте, может валяться такое вопиющее безобразие. (13)И бог знает, долго ли бы пролежала таким образом бедная изгнанница, если бы не поднял её какой-то несчастный пропоец, позарившийся с пьяных глаз даже на негодную тряпицу, в надежде получить за неё шкалик.

(14)И вдруг он почувствовал, что его пронизала словно электрическая струя какая-то. (15)Мутными глазами начал он озираться кругом и совершенно явственно ощутил, что голова его освобождается от винных паров и что к нему постепенно возвращается то горькое сознание действительности, на избавление от которого были потрачены лучшие силы его существа…

(16)Жалкому пропойцу всё его прошлое кажется сплошным безобразным преступлением… (17)Что такое его прошлое, почему он прожил его так, а не иначе, что такое он сам — всё это такие вопросы, на которые он может отвечать только удивлением и полнейшею бессознательностью…

(18)Увы, проснувшееся сознание не приносит ему с собой ни примирения, ни надежды, а встрепенувшаяся совесть указывает только один выход — выход бесплодного самообвинения. (19)И прежде кругом была мгла, да и теперь та же мгла, только населившаяся мучительными привидениями; и прежде на руках звенели тяжёлые цепи, да и теперь те же цепи, только тяжесть их вдвое увеличилась, потому что он понял, что это цепи.

— (20)Батюшки, не могу… несносно! — криком кричит жалкий пропоец, а толпа хохочет и глумится над ним.

(21)Она не понимает, что пропоец никогда не был так свободен от винных паров, как в эту минуту, что он просто сделал несчастную находку, которая разрывает на части его бедное сердце. (22)Если бы она сама набрела на эту находку, то уразумела бы, конечно, что есть на свете горесть, лютейшая из всех горестей, — это горесть внезапно обретённой совести…

(23)«Нет, надо как-нибудь её сбыть, а то с ней пропадёшь, как собака!» — думает жалкий пьяница и уже хочет бросить свою находку на дорогу, но его останавливает близ стоящий хожалый.

— (24)Ты, брат, кажется, подбрасыванием подмётных пасквилей заниматься вздумал! — говорит он ему, грозя пальцем. — (25)У меня, брат, и в части за это посидеть недолго!

(26)Пропоец проворно прячет находку в карман и удаляется с нею. (27)Озираясь и крадучись, приближается он к питейному дому, в котором торгует старинный его знакомый, Прохорыч. (28)Сначала он заглядывает потихоньку в окошко и, увидев, что в кабаке никого нет, а Прохорыч один-одинёхонек дремлет за стойкой, в мгновение ока растворяет дверь, вбегает, и, прежде нежели Прохорыч успевает опомниться, ужасная находка уже лежит у него в руке…

(29)И долго таким образом шаталась бедная, изгнанная совесть по белому свету, и перебывала она у многих тысяч людей. (ЗО)Но никто не хотел её приютить, а всякий, напротив того, только о том думал, как бы отделаться от неё и хоть бы обманом, да сбыть с рук…

По М. Е. Салтыкову-Щедрину

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826-1889) — русский писатель, журналист, редактор журнала «Отечественные записки».

Сочинение ЕГЭ по тексту Салтыкову-Щедрину

Что происходит с человеком, утратившим совесть? Страшно представить мир, в котором не будет существовать добродетели, а зависть и ненависть возьмут верх над людьми. В таком случае нас ждёт настоящая деградация, которая приведёт к окончательному нравственному распаду и разрушению духовных ценностей. В предложенном тексте М.Е. Салтыков-Щедрин поднимает проблему последствий утраты совести.

Автор пытается представить общество, в котором не существует никаких моральных устоев. Это значит, что человеку теперь чуждо чувство вины за свои деяния, и он больше не берёт на себя ответственность за те или иные поступки. По мнению писателя, это приводит к непоправимым последствиям. Так, «мудрые мира поняли, что они наконец-то освободились от последнего ига» и «остервенились», занявшись постоянными разбоями и грабежами. Для людей, утративших совесть, нет ничего святого, поэтому они с абсолютным равнодушием совершают самые страшные преступления.

Напротив, совестливые люди зачастую очень сильно мучаются, подвергая каждое своё действие самой беспощадной оценке: «…встрепенувшаяся совесть указывает только один выход – выход бесплодного самообвинения». М.Е. Салтыков-Щедрин приводит в пример пропойцу, над которым «хохочет и глумится» толпа. Это свидетельствует о том, что люди, способные чувствовать муки совести, подвергаются насмешкам и обречены остаться не понятыми обществом.

Приведённые аргументы противопоставлены друг другу, так как писатель хочет подчеркнуть отличия между бессовестными и совестливыми людьми. Он приходит к выводу, что жить без совести гораздо легче, однако последствия, к которым это может привести, отнюдь не утешительны.

Итогом размышлений автора становится такая позиция: утрата совести позволяет людям льстить, пресмыкаться, обманывать, не задумываясь о своих действиях.

Нельзя не согласиться с точкой зрения М.Е. Салтыкова-Щедрина. Действительно, сердца людей, которые не знают, что такое угрызения совести, ожесточаются. Они получают ничем не ограниченную свободу и пользуются её плодами. Вспомним, например, такого персонажа, как Свидригайлов. Герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» совершает как благородные, так и по-настоящему подлые поступки. Подобная противоречивость объясняется его абсолютным равнодушием и к добру, и к злу.

Таким образом, без совести человека уже ничего не сдерживает и ничто не заставляет задумываться о своих поступках. Напротив, совесть не позволяет жить легко и удобно, потому что она требует соблюдения нравственных законов.

Варианты формате ЕГЭ 2023 по русскому языку с ответами

ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ

Что предостерегает человека от совершения неправильных поступков, способных навредить как ему самому, так и окружающим? Правильно, совесть. На самом деле, совесть – это способность к самоконтролю, позволяющая людям оценивать своё поведение и поступки. Коко Шанель сказала: «Будь хозяином своей воли и слугой своей совести». Действительно человек обязан самостоятельно определить свою жизненную цель и сделать всё, что в его силах, чтобы её достичь, но в то же время он не должен забывать о нравственных принципах. Так, совесть играет важную роль в жизни каждого. Отсутствие умения оценивать свои действия характеризует личность как человека, для которого нет абсолютно никаких преград на пути к получению желаемого. Он готов на всё: подставы, угрозы, взятки, шантаж и многие другие ужаснейшие вещи, которые лишают его уважения.  Многомудрый Литрекон всегда готов помочь с написанием сочинений, поэтому уже подготовил список литературных аргументов по одной из самых сложных тем. Приятного просвещения!

Содержание:

  • 1 Проблема совести
  • 2 Роль совести
  • 3 Суд совести
  • 4 Совесть наказывает сильнее, чем суд
  • 5 Муки совести
  • 6 Человек без совести
  • 7 Совесть на войне

Проблема совести

В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой». В рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» также затрагивается проблема совести. Главный герой произведения – сирота, воспитывавшийся бабушкой. Он мечтал о вкусном прянике, но лишних денег у семьи не было, поэтому сладости Екатерина Петровна почти не покупала. Она поручила внуку отправиться в лес и собрать корзинку земляники для продажи на рынке, на вырученные деньги она собиралась купить заветное лакомство – пряник в форме лошади. Внук вместе с левонтьевскими ребятами пошёл гулять, он практически выполнил поручение бабушки, но поддался на уговоры Саньки. Дети съели ягоды, а в корзину положили траву с землей и слегка присыпали земляникой. Екатерина Петровна не заметила обмана. Совесть мучила мальчика, он не мог спокойно спать, смотреть в глаза бабушке, понимая, насколько ужасен был его поступок. Бедняга попросил прощения, обещал никогда никого не обманывать. Екатерина Петровна видела, что внук действительно раскаивается, конечно, простила его и подарила пряник. Так, совесть заставляет человека чувствовать вину даже за незначительный обман. «Внутренний самоконтроль» не позволит ему повторить одну и ту же ошибку дважды. 

О. Уайльд «Портрет Дориана Грея». Тема совести также раскрывается в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея». Главный герой произведения обладал прекрасной внешностью. Окружающие считали его идеальным, но они судили лишь по привлекательному облику, никто даже не догадывался о том, что происходило у него в душе. Дориан Грей больше всего боялся утратить своё главное сокровище – красоту. К сожалению, мечта молодого человека исполнилась, он действительно перестал стареть, зато портрет юноши менялся каждый раз, когда Дориан совершал неправильный поступок. Грей – ужаснейший человек: по его вине погибла прекрасная девушка, он употреблял запрещённые вещества, посещал притоны, убил друга, пытавшегося ему помочь. Удивительно, но юноша не чувствовал своей вины за совершённые преступления, он считал, что именно Бэзил, художник, написавший картину, ответственен за всё, что произошло с ним. Так, человек без совести, внутреннего контроля не способен здраво оценивать свои действия и признавать ошибки, что, конечно, недопустимо. Личность, не знающая о раскаянии, способна на любое, даже самое страшное преступление.  

Роль совести

Л. Н. Толстой «Война и мир». В романе-эпопее Л. Н. Толстого поднимается множество тем, в том числе и тема совести. Фёдор Долохов был влюблён в Соню, даже сделал предложение девушке, но та отказала, ведь она верила в своё счастье с Николаем Ростовым. Долохов решил отомстить сопернику. Заинтересовав его азартной карточной игрой, он заставил его проиграть крупную сумму денег. Семья Ростовых в этот момент переживала не лучшие времена, приходилось сокращать расходы. Ростов понимал, что известие об огромном долге огорчит и мать, и отца. Он даже хотел застрелиться, чтобы снять с себя ответственность. Но угрызения совести направили героя по другому пути: он понял, что должен признаться отцу во всем и компенсировать траты. Ростов слишком поздно осознал, насколько мстительным был его товарищ, он винил себя за глупость и излишнюю доверчивость. Таким образом, именно совесть заставляет человека отвечать за свои действия. «Внутренний самоконтроль» не позволяет личности забыть о совершённом неправильном поступке.

М. Е. Салтыков-Щедрин «Пропала совесть». В рассказе М. Е. Салтыков-Щедрина «Пропала совесть» также раскрывается тема совести. Произошло невозможное – пропала совесть, а люди даже не заметили исчезновения этой важной составляющей их внутреннего мира. Жизнь стала легче, никто не мучился из-за совершённых ошибок, все были рады свободе и не спешили возвращать себе неприятные мысли о собственных преступлениях. Совесть переходила от одного человека к другому, никто не хотел оставлять её у себя: пьянице она лишь напомнила о его бедственном положении, владельца кабака заставила перестать обманывать и лишила части заработка, вора вынудила прекратить забирать у окружающих их вещи. В финале совесть оказалась о младенца, который впоследствии вырос настоящим мужчиной, обладавшим всеми необходимыми качествами. Таким образом, чувство ответственности и вины за каждое неправильное решение или поступок тяжело для человека, муки совести требуют от людей исправления ошибок и не смогут перестать терзать их, пока они не поменяют своего отношения к жизни. 

Суд совести

А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Совесть —  внутренний самоконтроль, благодаря которому человек может оценивать своё же поведение. В повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» раскрывается множество тем, одной из основных является совесть. Пётр Гринёв – юноша, впервые поступивший на службу. Несмотря на хорошее домашнее образование, жизненный опыт Гринёва не был богат, он не знал, как правильно действовать в той или иной ситуации. Но с детства Пётр усвоил самое главное: за свои слова и поступки необходимо отвечать. Поэтому проиграв в трактире сто рублей, юноша был вынужден вернуть долг. Естественно, наставник Петра был недоволен им и упрекал его за растрату. Подвыпивший Петр ответил оскорблением, напомнив Савельичу, что тот — всего лишь слуга. Утром Петрушка испытывал чувство вины за ссору с Савельичем, ведь обидел его. Юноша жестко осудил себя и пообещал, что больше не позволит себе такое хамство. Совесть заставила Гринёва попросить прощения у старого друга. Так, совесть — это чувство ответственности, которое не позволяет грубить или обижать окружающих людей.

Н. М Карамзин «Бедная Лиза». Тема совести волновала множество писателей. Обращается к ней и Н. М. Карамзин в повести «Бедная Лиза». Лиза выросла в деревне, она – добрая и искренняя девушка. Героиня произведения влюбилась в Эраста, он собирался жениться на девушке, но, проиграв крупную сумму денег, был вынужден взять в жёны богатую помещицу. Эраст рассказал о своём намерении любимой, он даже дал ей денег, но та была настолько предана своим чувствам, что не смогла справиться с потерей дорогого ей человека. Девушка приняла решение утопиться. Эраст, узнав о смерти той, в которую был так влюблён, раскаялся. Он осознал, насколько был неправ, и совесть не дала ему забыть о случившимся. До конца своих дней юноша винил себя в смерти ни в чём не повинной Лизы. Так, именно совесть способна привлечь виновного человека к ответственности за содеянное. Ее суда не миновать.

Совесть наказывает сильнее, чем суд

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание». В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» также затрагивается тема совести. Родион Раскольников был очень беден: его дом напоминал шкаф, весь внешний вид молодого человека говорил о его бедственном положении. Родиону принадлежала удивительная теория, суть которой заключалась в разделении людей на «право имеющих» и «тварей дрожащих». Согласно убеждениям Раскольникова, в обществе есть те, кто способен распоряжаться судьбами окружающим так, как им захочется. Он относил себя именно к этой части населения и решился на преступление: убил и обокрал двух женщин. Совесть быстро настигла Родиона, он заболел, почти не спал и отказался от общения с семьей, боясь ее осквернить.  Ни один суд не мог наказать героя сильнее: он уже был в тюрьме, хотя находился на свободе. Именно чувство вины и раскаяние вынудили Родиона самостоятельно признаться в содеянном. Так, совесть не позволяет человеку забыть о своей ответственности за совершённые проступки, она, заставляя исправлять свои ошибки, позволяет личности искупить вину и исцелить душу. 

А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Совесть и закон идут рука об руку, но нравственное чувство может наказать человека намного сильнее. В этом мы убеждаемся, читая роман Пушкина. Онегин убил своего друга на дуэли и чувствовал свою вину, ведь он мог бы избежать ненужного кровопролития, просто извинившись. Он же сам был виновником ссоры: стал нарочно ухаживать за невестой друга и разозлил его. Но Евгению была дороже репутация, чем жизнь человека. Он не стал отменять дуэль и поплатился за это. Теперь он не мог сбросить с себя груз вины. Даже путешествия и бегство от себя не помогли ему развеяться. Грех был на его душе и тяготил его. Никакой суд не мог наказать его сильнее. Герой потерял смысл жизни и не видел выхода для себя.

Муки совести

Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». Когда человек испытывает муки совести?в тот момент, когда осознает глубину своего нравственного падения. Мы убеждаемся в этом, когда читаем роман Достоевского. Аркадий Свидригайлов за свою жизнь совершил множество грехов. Он обманывал людей, совращал малолетних, насиловал девушек. Автор даже намекает на то, что он убил свою жену. Но Аркадий не чувствовал вины. Он думал, что таким, как он, все дозволено, потому что они могут на это «все» решиться. Однако общение с Дуней и Родионом сильно подействовало на него: он вдруг осознал, что ответственен за тот разврат, который принес в мир. Ему стали видеться наяву призраки жертв. Не выдержав суда совести, Свидригайлов застрелился.

Л. Н. Толстой «Война и мир». В романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» поднимается множество проблема, в том числе и проблема совести. Князь Болконский женился на Лизе, но его чувства к девушке быстро исчезли, брак не приносил счастья ни одному из супругов. Герой мечтал прославиться военными подвигами, стать похожим на Наполеона, но сражение под Аустерлицем, во время которого Андрей получил ранение, заставило его переосмыслить свои жизненные ценности. Теперь вместо славы и признания он хотел обрести простое семейное счастье. Ему удалось вернуться домой именно в тот день, когда его жена умерла, оставив после себя сына. Андрей Болконский чувствовал свою вину за несчастную жизнь Лизы, за своё пренебрежительное отношение к ней. Он пережил сложный духовный кризис и корил себя нещадно. Именно совесть впоследствии помогла молодому князю изменить своё отношение к жизни. Так, совершив какую-либо ошибку, человек начинает чувствовать вину, и лишь совесть способна заставить его исправить содеянное, поменять взгляды и убеждения.

Человек без совести

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Проблема совести также раскрывается в произведении М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Григорий Печорин пытался определить свою жизненную цель, смысл своего существования на Земле. Всё ему казалось привычным и однообразным, поэтому, для того чтобы испытать какие-либо чувства, Печорин вмешивался в жизни окружающих, проверял, могут ли они любить, как завидуют и ревнуют. Ему было интересно наблюдать за поведением людей. Но при этом он совершенно не обращал внимания, на то, что, вмешиваясь в чью-либо жизнь, он портил её и делал человека несчастным. Так, от действий Печорина пострадали Бэла, княжна Мери, Грушницкий, контрабандисты и многие другие герои. Григорий Печорин, несмотря на прекрасное образование, широкий кругозор и богатство внутреннего мира, был совершенно равнодушным человеком. Он не признавал свою вину за разрушенные им судьбы и продолжал ставить «эксперименты». Таким образом, тот, кто не прислушивается к своей совести, не способен признать ошибки и исправить своё поведение.

А. Н. Островский «Свои люди – сочтёмся». В пьесе А. Н. Островского «Свои люди – сочтёмся» также раскрывается тема отсутствия совести. Самсон Силыч Большов не собирался выплачивать долги и расставаться со своим имуществом. Чтобы избавиться от кредиторов, требующих вернуть займы, мужчина решил объявить себя банкротом и передать всё, что у него было, доверенному лицу. Угодничество и лесть Лазаря Подхалюзина убедили Самсона в том, что именно этот мужчина мог бы стать «своим человеком», способным помочь ему избавиться от долгов. Лазарь не просто получил огромное состояние, но и женился на Липочке, дочери Самсона Силыча. Завладев деньгами, молодые люди не спешили с ними расставаться. Они отказали Самсону Силычу в необходимой помощи. Они оставили родного человека в беде и не считали себя ответственными за всё, что произошло с Большовым. Так, «внутренний самоконтроль» позволяет человеку вовремя осознать свои ошибки и постараться их исправить, а отсутствие совести свидетельствует о равнодушии и эгоизме личности.

Совесть на войне

М.А. Шолохов, «Судьба человека». Как проявляется совесть на войне, когда, казалось бы, все грани добра и зла стерты? Она заявляет о себе в поступках, возрождающих гуманизм из пепла. Именно такой нравственный подвиг совершил Андрей Соколов. В лагере он едва не был казнен по доносу. Коменданту понравилось мужество бойца, он решил даровать ему жизнь. Андрея даже наградили хлебом и колбасой. Он имел полное право съесть их сам, ведь едва держался на ногах от голода. Но Андрей счел, что это не будет честно по отношению к другим людям. Совесть не дала ему съесть все это в одиночку. Герой доказал, что не утратил человеческий облик в нечеловеческих условиях войны. Вот так проявились его нравственные качества.

В.Л. Кондратьев, «Сашка». На войне совесть играет важную роль в жизни человека. Она помогает ему сохранить душу незапятнанной для будущего мира. В этом нас может убедить пример из повести «Сашка». Главный герой верил советской агитации и пообещал пленному немцу жизнь. Но он не учел, что у старшего по званию недавно убили сестру, и он пил несколько дней напролет. Допросив пленного с пристрастием, он велел его расстрелять. Сашка не мог нарушить данное слово, но и приказа ослушаться права не имел. Он отчаянно медлил, доказывал, просил, но комбат оставался непреклонен. И все же твердость Сашки произвела на него впечатление. В последний миг он отменил приказ. Сашка спас пленника и сохранил верность слову. Совесть позволила ему возвыситься над врагами, которые не был способны на милосердие. Это качество и стало залогом победы советских войск.

Автор: Анастасия Казарина

22 августа 2022

В закладки

Обсудить

Жалоба

Готовое сочинение к варианту №5 сборника «36 типовых вариантов» под редакцией И.П. Цыбулько, Р.А. Дощинского.

Пропала совесть. По-старому толпились люди на улицах и в театрах; по-старому они то догоняли, то перегоняли друг друга; по-старому суетились и ловили на лету куски, и никто не догадывался, что чего-то вдруг стало недоставать и что в общем жизненном оркестре перестала играть какая-то дудка.

Сочинение

Что происходит с человеком, утратившим совесть? Страшно представить мир, в котором не будет существовать добродетели, а зависть и ненависть возьмут верх над людьми. В таком случае нас ждёт настоящая деградация, которая приведёт к окончательному нравственному распаду и разрушению духовных ценностей. В предложенном тексте М.Е. Салтыков-Щедрин поднимает проблему последствий утраты совести.

Автор пытается представить общество, в котором не существует никаких моральных устоев. Это значит, что человеку теперь чуждо чувство вины за свои деяния, и он больше не берёт на себя ответственность за те или иные поступки. По мнению писателя, это приводит к непоправимым последствиям. Так, «мудрые мира поняли, что они наконец-то освободились от последнего ига» и «остервенились», занявшись постоянными разбоями и грабежами. Для людей, утративших совесть, нет ничего святого, поэтому они с абсолютным равнодушием совершают самые страшные преступления.

Напротив, совестливые люди зачастую очень сильно мучаются, подвергая каждое своё действие самой беспощадной оценке: «…встрепенувшаяся совесть указывает только один выход – выход бесплодного самообвинения». М.Е. Салтыков-Щедрин приводит в пример пропойцу, над которым «хохочет и глумится» толпа. Это свидетельствует о том, что люди, способные чувствовать муки совести, подвергаются насмешкам и обречены остаться не понятыми обществом.

Приведённые аргументы противопоставлены друг другу, так как писатель хочет подчеркнуть отличия между бессовестными и совестливыми людьми. Он приходит к выводу, что жить без совести гораздо легче, однако последствия, к которым это может привести, отнюдь не утешительны.

Итогом размышлений автора становится такая позиция: утрата совести позволяет людям льстить, пресмыкаться, обманывать, не задумываясь о своих действиях.

Нельзя не согласиться с точкой зрения М.Е. Салтыкова-Щедрина. Действительно, сердца людей, которые не знают, что такое угрызения совести, ожесточаются. Они получают ничем не ограниченную свободу и пользуются её плодами. Вспомним, например, такого персонажа, как Свидригайлов. Герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» совершает как благородные, так и по-настоящему подлые поступки. Подобная противоречивость объясняется его абсолютным равнодушием и к добру, и к злу.

Таким образом, без совести человека уже ничего не сдерживает и ничто не заставляет задумываться о своих поступках. Напротив, совесть не позволяет жить легко и удобно, потому что она требует соблюдения нравственных законов.

Проблемы и аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому на тему: Совесть (таблица)

Совесть — важнейшая проблема, которую затрагивают практически все писатели в своих книгах. Поэтому она часто встречается в текстах для подготовки к ЕГЭ. В данной подборке вы найдете примеры из литературы, которые иллюстрируют ту или иную грань этой проблемы. А в конце работы располагается ссылка на скачивание таблицы с аргументами.

Содержание:

  • 1 Конфликт совести и предрассудков
  • 2 Проблема угрызения совести
  • 3 Проблема совести и ответственности
  • 4 Проблема отсутствия совести
  • 5 Проблема проявления совести

Конфликт совести и предрассудков

  1. М. А. Булгаков, «Мастер и Маргарита». При появлении Иешуа у Понтия Пилата начинают проявляться чувства симпатии к человеку, который ни в чем не виновен. Герой мечется между своими представлениями о долге перед Кесарем и тем, что принято называть «совесть». Он сострадает несчастному пророку, понимая, что тот – лишь жертва обстоятельств и глупой толпы, которая перевирает его слова. У него в голове возникла мысль отменить казнь и предстоящие муки. Но его статус не дает ему пойти на достойный поступок — помочь Иешуа. Когда первосвященник отпускает вора и убийцу взамен несчастного философа, прокуратор не вмешивается, потому что боится гнева «ненавидимого города», подстрекаемого священнослужителями. Его трусость и предрассудки против веры Иешуа пересилили его чувство справедливости.
  2. М. Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени». Главный герой, Печорин, украл из селения очаровательную дикарку Бэлу. Девушка не любила его тогда, да и была слишком юна для брака. Но ее семья не поспешила на выручку. Для них похищение женщины – обычное дело. Национальные предрассудки мешают им услышать голос совести, который говорит о том, что Бэла достойна лучшей жизни, что она может сама выбирать свой путь. Но ею распорядились как вещью, как лошадью, как будто у нее нет чувств и разума. Поэтому понятен трагический финал главы: жертву подстерегает еще один охотник за женщинами и убивает ее. Увы, там, где нет уважения к личности, нет и возможности нормально жить. Бессовестные порядки позволяют людям лишать тех, кто слабее, прав и свобод, и это не может кончиться хорошо.

Проблема угрызения совести

  1. А. С. Пушкин, «Капитанская дочка». Петруша Гринев в первый вечер взрослой жизни проиграл в карты сумму в размере ста рублей. Ему необходимо было вернуть долг. Тогда он попросил своего воспитателя, крепостного крестьянина Савельича, дать ему сумму, необходимую для возвращения долга. Тот, в свою очередь, отказал в просьбе. Петруша после этого начал требовать, повышая на него голос, тогда уже старику пришлось выдать юноше деньги. После этого Петруша чувствовал угрызения совести, стыд, ведь старик был прав: его действительно обманули, а он, не видя собственной глупости, обрушил гнев на преданного слугу. Тогда герой понял, что он не имеет морального права унижать кого-либо из-за своей же непрактичности. Он извинился и помирился с Савельичем, ведь совесть терзала его душу.
  2. В. Быков, «Сотников». Партизан Сотников находится в плену у фашистов. В одну ночь к нему приходят воспоминания о детстве, когда он без спроса взял отцовский маузер, случайно выстреливший. После, по совету матери, он признался ему в содеянном, так как его грызла совесть. Случившаяся история оставила сильный след в его дальнейшей жизни. После этого Сотников не обманывал отца, ничего не брал без спроса, поступал только так, как велит нравственный долг. Не жалея жизни, он защищает родину до последнего рубежа. Претерпевая страшные муки пыток, он не сдал своих товарищей, взял всю вину на себя, спасая других пленников. Это и называется «жить по совести».

Проблема совести и ответственности

  1. В. Астафьев, «Конь с розовой гривой». В этом рассказе главному герою тяжело далось признание в своей ошибке. Витя решился обмануть бабушку и на дно корзины с земляникой, которую надо было продавать, положил много травы. Он заигрался с мальчишками и не успел собрать достаточное количество ягод. После подлого поступка его начинает мучить совесть. Утром он решает признаться в содеянном, но пожилая женщина уже направилась в город. Там ее подняли на смех, упрекнули в нечестной торговле. После возвращения бабушки домой, Витя начинает искренне раскаиваться, осознав свою неправоту. Он ответил за свой обман, не скрыл его, а признался. Именно совесть является гарантом ответственности: без нее личность не осознает, что у нее есть нравственный долг перед обществом, семьей и собой.
  2. А. Куприн, «Гранатовый браслет». В произведении рассказывается о Желткове, который без памяти влюблен в замужнюю женщину, Веру Шеину. Он продолжает писать ей любовные письма, зная, что она не ответит. Для героини это был приятный жест, который потом надоел, и она попросила его не писать ей больше. В конце рассказа мужчина не выдерживает и совершает самоубийство, потому что не может разлюбить даму сердца. Вера только после его смерти понимает, что, возможно, утратила настоящую и чистую любовь. Как видно из этого примера, именно совесть обеспечила герою понимание ответственности перед возлюбленной. Он не пытался разрушить семью, не компрометировал женщину, не досаждал своим вниманием. Он понимал, что узы брака священны, что он не имеет морального права вмешиваться в супружескую жизнь Шеиных. Поэтому он довольствовался малым, а когда и это стало в тягость Вере, просто погиб, понимая, что его долг – отпустить замужнюю даму и оставить ее в покое. Но по-другому ее оставить он не мог.

Проблема отсутствия совести

  1. М. Е. Салтыков-Щедрин, «Пропала совесть». В этой сказке поднимается проблема совести. Салтыков-Щедрин воспользовался аллегорией и показал человеческое качество в виде тряпки, которая переходит из рук в руки. На протяжении всей книги каждый герой пытается избавиться от нее. Жалкий пропоец, хозяин питейного дома, надзиратель, финансист: они не могут принять тяжкий груз, муки и истязания души. Они всегда жили без совести, поэтому им легче будет без нее, без «надоедливой приживалки».
  2. Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание». В романе отсутствие совести проявляется у Аркадия Свидригайлова. На протяжении всей жизни он развращал юных девушек и губил судьбы людей. Смыслом бытия для него стало сладострастие, которое он эгоистически искал в каждой жертве. В финале герой испытывает чувство раскаяния, предоставляет помощь детям Мармеладовой после смерти матери и просит прощения у Дуни Раскольниковой, которую он опозорил своим поведением и едва не вынудил на брак по расчету. Увы, чувство морального долга проснулось в нем поздно: его личность уже разлагалась от пороков и грехов. Воспоминание о них сводило его с ума, и он не выдержал мук совести.

Проблема проявления совести

  1. В. Шукшин, «Калина красная». Егор Кудин, главный герой, был уголовником. Из-за своей деятельности, он много горя принес своей матери. Спустя много лет мужчина встретился с нею, но не посмел признаться ей, что он ее сын. Он не хотел больше причинить ей вреда, сделать больно. Именно совесть заставляет Егора остаться неизвестным для пожилой женщины. Конечно, его выбор можно оспорить, но, тем не менее, он достоин уважения за позднее раскаяние. И мораль вознаградила его за это усилие воли: только благодаря совести в конце рассказа Кудин не падает на дно безнравственности.
  2. А. Пушкин, «Капитанская дочка». Пугачев был жестоким и властным лидером, он безжалостно истреблял целые непокорные города. Но когда перед ним оказался дворянин, который помог ему не замерзнуть на дороге, отдав заячий полушубок, мужчина не смог хладнокровно его казнить. Он чувствовал благодарность по отношению к честному и доброму юноше. Бунтовщик отпустил его, зная, что молодой человек встретится с ним в бою. Тем не менее, совесть восторжествовала в этом суровом воине. Он понимал, что пошел войной на государыню, чтобы защитить свободу и жизнь простых людей, а не для того, чтобы убивать барских детей. В нем было даже больше морального превосходства, чем в императрице российской.

Скачать таблицу с аргументами к ЕГЭ

Автор: Вера Куруч

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Метки:

  • 11 класс
  • аргумент из литературы
  • ЕГЭ по русскому языку
  • пример из литературы
  • проблема совести
  • сочинение к ЕГЭ

Читайте также:

Что такое совесть — определение для сочинения

По толковому словарю Даля понятие «совесть» обозначает способность человека понимать мораль, нравственность, контролировать свои действия в рамках права и нравственности, требовать от себя их выполнения, давать отчет о своих поступках.

Достоевский Ф. М. говорил, что это чувство есть действие Бога в человеке. Суворов А. В. дополнял эту мысль тем, что она трогает нежно душу и освещает человека, следует за ним везде, помогает осознать ошибки, не дает ему поступать неправильно.

Древнегреческий философ Демокрит давал определение совести как стыд перед собой.

Аргументы из литературы для сочинения на тему совести

Тема совести актуальна в литературе. Практически в каждом произведении найдется герой, который старается жить по ней.

Например, у В. М. Шукшина главный герой Егор является бывшим уголовником, который принес своей матери много несчастий. Когда после долгих лет жизни он встречает мать, то долго не может признаться, что он является ее сыном.

Впоследствии друзья хотят его вновь вернуть на путь криминала, но он отказывается, не испытывая муки совести, даже под страхом смерти.

Аргументы из литературы

  1. (60 слов) В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» совесть предстаёт перед читателями, как атрибут духовной культуры человека. Так, Чацкий не приемлет службу «не по делу, а по лицам», точно так же, как и ущемление прав крестьян. Именно чувство справедливости заставляет его бороться с фамустовским обществом, показывая его изъяны — это и говорит о том, что «чувство совести» в герое не дремлет.
  2. (47 слов) Подобный пример можно увидеть на страницах романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Татьяна — человек совести. Несмотря на признание Евгения и свои чувства к нему, она выбирает не любовь, а долг, оставаясь преданной женой. В ней говорит совесть, которая подразумевает верность своим принципам и уважение к близким людям.
  3. (57 слов) В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» главный герой — Г.А. Печорин — «страдающий эгоист». Совесть мучает его, но он всячески пытается противостоять ей, доказывая самому себе, что это всего лишь скука. На самом же деле, это осознание собственной несправедливости печалит Григория. Совесть становится не только «мерилом» нравственности, но и настоящим «орудием» души против охватившего ее порока.
  4. (56 слов) Совесть – это, прежде всего, честь и достоинство, которые отсутствуют у главного героя произведения Н.В. Гоголя «Мертвые души» — Чичикова. Человек, у которого нет «угрызения совести», не способен быть честным. Об этом и говорит авантюра Чичикова. Он привык обманывать людей, заставляя их поверить в благородство «душевных порывов», однако все его действия говорят лишь о низости его души.
  5. (50 слов) А. И. Солженицын в рассказе «Материн двор» тоже говорит о нравственных качествах. Главная героиня — Матрёна — является человеком, чьё отношение к жизни говорит о чистоте души, сопереживании людям и настоящем самопожертвовании — это и есть чувство совести. Именно оно руководит Матреной и не позволяет ей пройти мимо чужой беды.
  6. (45 слов) Герой повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» страдал от нападок совести до конца жизни. Несмотря на искреннюю любовь Лизы, Эраст все же выбирает богатую женщину, дабы улучшить своё финансовое положение. Вероломство привело девушку к самоубийству, и виновник казнил себя за это до самой смерти.
  7. (58 слов) И.А. Бунин в сборнике «Темные аллеи» тоже поднимает данную проблему. «Все проходит, да не все забывается», — говорит бывшая крепостная крестьянка случайно повстречавшемуся барину, который бросил ее когда-то. Совесть не заставляла его страдать, наверное, поэтому судьба покарала его, разрушив его семью. Бессовестный человек ничему не учится и не чувствует своей ответственности, поэтому в его жизни все складывается печально.
  8. (58 слов) Д.И. Фонвизин в комедии «Недоросль» раскрывает понятие совести на примере одной из главных героинь — госпожи Простаковой. Она всячески пытается обокрасть свою родственницу, — Софью — чтобы, наконец, «прибрать к рукам» её наследство, заставляя ее выйти замуж за Митофанушку — это говорит о том, что у Простаковой не развито чувство нравственной ответственности перед людьми, чем и является совесть.
  9. (59 слов) М. А. Шолохов в рассказе «Судьба человека» говорит о том, что совесть — это честь и нравственная ответственность, доказывая это на примере главного героя — Андрея Соколова, который совладал с искушением спасти свою жизнь ценой предательства. В честный бой за родину его направляло ощущение своей причастности к судьбе страны, благодаря нему он и выстоял в борьбе за свободу отечества.
  10. (45 слов) Нередко совесть является залогом доверия. Так, например, в произведении М. Горького «Челкаш» главный герой берет в дело крестьянского парня, надеясь на его порядочность. Однако у Гаврилы ее нет: он предает товарища. Тогда вор бросает деньги и уходит от напарника: если нет совести, нет и доверия.

Проблема совести в литературных произведениях

В литературных произведениях часто поднимается такая проблема, поскольку авторы очень любят рассуждать о ней. Достаточно вспомнить романы, повести и рассказы великих авторов, как тут же найдется парочка примеров для рассуждения.

Так, в романе «Война и мир» Николай Ростов проигрывает астрономическую сумму денег Долохову, хотя обещал своему отцу, что больше никогда не будет играть за карточным столом, поскольку семья испытывает серьезные финансовые трудности.

Вначале Николай не чувствует свою вину, но затем, понимая, что отец не оставит в беде, слезно дает себе и ему слово, что больше так не поступит.

В повести В. Быкова «Сотников» главный герой перед казнью фашистами вспоминает слезно эпизод из детства, где однажды берет пистолет отца и он выстреливает дома. Мама, прибежавшая в комнату, поняла, что случилось и говорит сыну, чтобы тот все рассказал отцу.

Герой убеждает отца, что он сам додумался рассказать ему о случившемся. Но это была ложь, которая терзала всю жизнь. Тогда он поклялся себе больше никому и никогда не врать. Такой небольшой эпизод из детства сделал из Сотникова совестливым человеком.

Кроме перечисленных есть и другие, не менее яркие примеры из литературы. Перечислим их далее.

Ф. М. Достоевский “Преступление и наказание”

Роман Федора Михайловича — самый яркий пример совести из книги и всей русской литературы в целом.

Главный герой Родион Раскольников, считая себя не «тварью дрожащей», а тем, кто имеет право, убивает алчную старушку, которая приносит окружающим горе.

Но затем он осознает, что, убив ее, он убил и себя тоже, преступив через закон и мораль. В результате он долго мучается и решает сознаться в убийстве, раскрывая свою бессовестность.

А. С. Пушкин «Капитанская дочка»

В романе главные герои Пугачев и Гринев встречаются во время бури у постоялого двора.

Гринев проявляет милосердие перед незнакомым человеком, видит, что человеку холодно и он нуждается в деньгах.

Он отдает свой тулуп и пару монет, чтобы тот не умер.

Позднее, когда Гринева заключат под стражу, Пугачев вспомнит поступок и освободит Гринева от казни.

В. Астафьев «Конь с розовой гривой»

У В. Астафьева есть рассказ «Конь с розовой гривой».

В нем мальчик Витя поступает плохо, воруя у своей бабушки клубнику для соседских ребятишек, а вместо нее кладет в корзинку траву, чтобы бабушка не заметила.

Позднее он не спит ночью и решается признаться бабушке в своем поступке, тем самым раскаиваясь перед ней. За это она ему дарит пряник в виде коня, вознаграждая проявление голоса совести.

Н. Гоголь «Мертвые души»

Антиподом совести в романе Николая Васильевича является Чичиков. Главный герой не испытывает угрызения и нечестно обманывает людей, наживаясь на их бедах. Все действия говорят о том, что он низкий человек.

М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

В романе Булгакова есть мифический эпизод, обращенный к показу истинных нравственных ценностей: миф о Понтии Пилате и Иешуа.

Пилат является римским чиновником и должен покарать Иешуа.

Он знает, что Иешуа ни в чем не виноват, но не может отпустить пленника, поскольку тогда он лишится своих чинов и работы.

В итоге, Иешуа казнят. После этого Пилат мучается. В конце он осознает свою вину и раскаивается, освобождая свое сердце и душу от угрызений.

М. Е. Салтыков-Щедрин «Пропала совесть»

В романе известного писателя-сатирика обостренная совесть олицетворяется. Она ходит к каждому в гости и просит разрешения остаться. Но каждый житель большого города не желает ее брать себе и отвергает ее.

Тогда последнего странника она просит найти маленького ребенка, чтобы в нем раствориться. Так и случилось.

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Главный герой в романе Михаила Юрьевича является страдающим эгоистом. Его мучают терзания, а он доказывает себе, что это только скука. В итоге, это чувство зарождается в душе и борется с пороком, постепенно становясь мерилом нравственности.

Популярные сочинения

  • Береги честь смолоду — сочинение для 8,11 класса
    В юном возрасте мало кого называют человеком чести, хотя этим моральным качеством человек наделяется с рождения. До нужного момента честь ребенка оберегают родители
  • Сочинение Пейзажная лирика Пушкина (9 класс)
    Описание пейзажей занимает неотъемлемое место в творчестве поэта и отличается разнообразием и богатством. А.С. Пушкин любил и чувствовал природу, находил в ней вдохновение.
  • Сочинение Твой друг — компьютер
    Любой школьник и даже взрослый сознательный человек мечтает о таком друге, с кем можно обсудить любимые интересы, поделиться мнением и от которого можно получить целый ворох уникальных советов

Произведения о совести для детей

В каждом мультфильме, в каждой сказке говорится о ней. С малых лет детей учат поступать правильно, выбирая мораль и нравственность вместо лжи и предательства.

Так, в мультфильме и книге «Даша-Путешественница» главная героиня вместе со своим другом Башмачком исследует мир и помогает всем, кто нуждается в помощи.

Однако на их пути всегда стоит хитрый лис Жулик, который вечно пытается что-то украсить, совершая бессовестный поступок. Тогда Даша говорит Жулику, что красть нехорошо, и тот отдает украденное и искренне просит прощение.

В. М. Гаршин «Человек обостренной совести»

Другое название сказки Аttalea princeps. Она рассказывает про молодую пальму, которая в сказке Гаршина не была совестливой. Она хотела свободы любой ценой, поэтому не считалась ни с какими другими деревьями.

Став большой и сломав крышу здания, она стала погибать. Уже в конце своей жизни пальма призналась, что была неправа и отбирала воду и место у других растений.

Виктор Драгунский «Тайное становится явным»

Сказка Виктора Драгунского повествует о мальчике, который очень не хотел есть кашу и выбросил ее в окно, пока мама не видела. Маме сказал же, что все доел.

Она похвалила сына, и сказала, что они идут к Кремль в награду за хороший аппетит. Чуть позже в дверь стучится человек.

Мама открывает и видит, что этот человек весь в каше. Когда мама очистила пришедшего, мальчик спрятался и не хотел подходить к ней. Но позднее пересилил себя и попросил прощения, запомнив урок.

Дмитрий Пантелеев «Честное слово»

В сказке Леонида Пантелеева мальчик пообещал ребятам не уходить во время игры.

Но ребята обманули и разбежались по домам, а главный герой так и остался стоять, ответственно сдержав свое обещание.

Увидев беду мальчика, мужчина не отвернулся, а решил помочь, поступив по совести, и отвел ребенка домой, сделав так, чтобы тот не бросил свое обещание на ветер.

Владимир Железняков «Чучело»

В рассказе «Чучело» главная героиня, будучи хорошей подругой Димы Сомова, берет вину мальчика перед одноклассниками на себя.

Сам Дима не говорит, что является предателем, а молчит, когда дети начинают издеваться над девочкой.

На дне рождения он все же рассказывает ребятам о том, что девочка ни в чем не виновата. И в конце все дети просят прощения за то, что они терзали девочку.

Альберт Лиханов «Мой генерал»

В рассказе действие разворачивается вокруг Антона Петровича и внука Антона.

Внук очень гордится дедушкой и всем одноклассникам рассказывает, что он был на войне, имеет много орденов и наград. Но, будучи на пенсии, дедушка работает кладовщиком.

За это внуку становится стыдно. Позднее у мальчика просыпаются чувства на могиле дедушки, ведь ему рассказывают правду жизни: дедушка нашел мальчика у тела погибшей матери и передал его на воспитание своим родственникам.

Так, мальчик учится уважению к старшим и тому, что каждая профессия важна, и нельзя судить человека по тому, чем он занимается.

В литературных произведениях

Сильными аргументами к сочинению о совести могут стать сюжеты литературных произведений, в которых затрагивается эта нравственная тема.

Проблемы порядочности очень актуальны и упоминаются во многих текстах различных известных писателей.

Некоторые примеры совести в литературе:

  1. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» — пожалуй, самый яркий пример совести в русской литературе. Зарубив топором старуху-процентщицу и её кроткую сестру Лизавету, внезапно вернувшуюся в квартиру, после этого поступка Родион Раскольников долго испытывает муки совести, осознавая, что, совершив убийство, убил и себя тоже, перешагнув через закон и мораль. В итоге он приходит к раскаянию и признаётся в преступлении.
  2. А. С. Грибоедов «Горе от ума». Александр Чацкий отличается критическим отношением к окружающей действительности, независимостью взглядов, проявлением высоких моральных качеств. Он практически в одиночку противостоит «фамусовскому обществу», старым взглядам, ущемлениям прав крестьян. Он не боится критиковать произвол, деспотизм, лесть, лицемерие. Именно чувство справедливости толкает его на борьбу с пережитками прошлого, обличая все его изъяны.
  3. Н. В. Гоголь «Мёртвые души». Чичиков является хорошим примером бессовестного человека. Автор показывает, как формировался характер героя: с самого детства он был предприимчивым и беспринципным. Повзрослев, он решил стать чиновником, чтобы свободно проворачивать «не очень чистые дела». Одним из его качеств стало приспособленчество: ради достижения своих авантюрных целей он мог подстроиться под каждого человека. Впрочем, в произведении присутствует много других персонажей, в той или иной мере живущих не по совести.
  4. Л. Н. Толстой «Война и мир». Накануне Бородинского сражения Долохов, человек по натуре жёсткий, извиняется перед Пьером, чем удивляет Безухова. В момент опасности и всеобщей трагедии в нём просыпается совесть. Позже он проявляет себя как порядочный человек, когда с другими казаками и гусарами освобождает пленных, в том числе и Пьера. Совесть и честь имеют большое значение и для Николая Ростова. Он проигрывает большую сумму денег Долохову, хотя обещал отцу, что больше не будет играть в карты. Это пробуждает в нём чувство вины. Но отец не оставляет его в беде и спасает от бесчестья, из-за чего он слёзно даёт ему и себе слово, что вернёт деньги и теперь уж точно никогда больше не будет играть. Впоследствии Ростов поступит так же по отношению к отцу, вступив в наследство и приняв все его долги.
  5. А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Когда Онегин убивает Ленского на дуэли, он понимает, что лишил жизни своего ещё совсем молодого, легкомысленного друга. Он страдает от душевных мук, что в итоге заставляет его уехать. Ещё один пример из этого произведения — честность и порядочность Татьяны Лариной. Уже будучи замужней женщиной, она признаётся, что ещё любит Онегина, но, несмотря на эти чувства, верность и преданность мужу для неё важнее: «Но я другому отдана, И буду век ему верна». Это характеризует её как очень совестливого человека.
  6. А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Во время бурана молодой офицер Пётр Гринёв сталкивается с Емельяном Пугачёвым, тогда ещё никому не известным беглым казаком, и дарит ему свой заячий тулуп за то, что тот помогает ему добраться до постоялого двора. Позднее, уже во времена пугачёвщины, Гринёва заключают под стражу и собираются казнить. Но Пугачёв узнаёт в нём человека, когда-то спасшего его: моральные качества заставляют его помнить добро, поэтому он поступает по совести, отпустив Гринёва.
  7. М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». За свою жизнь Печорин совершил немало поступков, которые он честно описывал в своём дневнике, пускаясь в рассуждения о совести. Его дневник таил наблюдения ума над терзаниями души. По вине Печорина умерла прекрасная девушка Бэла, холодностью Печорина был обижен его старый друг Максим Максимыч, на дуэли Печориным был застрелен его бывший сослуживец Грушницкий, а также он играл чувствами юной княжны Мери. Всё это накладывает отпечаток на душу героя. Он путешествует, уверяя себя, что от скуки, но на самом деле — нигде не может обрести покоя.
  8. М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Прокуратор Иудеи Понтий Пилат отправляет на смерть Иешуа Га-Ноцри. Сам он не хочет этого, он понимает, что поступает неправильно, но обстоятельства заставляют его вынести именно такое решение. Впоследствии он мучается угрызениями совести и раскаивается. Единственное, чего он хочет — прощения, свободы от тяжкого груза, который лёг на его сердце.
  9. М. А. Булгаков «Собачье сердце». Шариков, который получил человеческий облик, но не обрёл человеческие моральные качества, является отличным примером бессовестности. Он не испытывает благодарности за то, что для него делают, злоупотребляет добротой и терпением профессора Преображенского, совершает подлые и низкие поступки, за которые не испытывает стыда. Значит, совесть — важное качество и показатель человечности, отличающий людей от животных.
  10. Н. М. Карамзин «Бедная Лиза». Богатый дворянин Эраст обманывает наивную юную крестьянку Лизу, признавшись ей в любви и играя её чувствами, но в итоге женится на другой женщине по расчёту. От горя Лиза погибает, бросившись в глубокий пруд. Узнав об этом, Эраст до конца дней своих сожалеет о том, что так поступил с ней, остаётся несчастлив в браке и посещает могилку Лизы, терзаясь муками совести.
  11. И. А. Гончаров «Обломов». Михей Андреевич Тарантьев и его кум Иван Матвеевич Мухояров несколько раз поступают нечестно по отношению к Илье Ильичу Обломову, пользуясь тем, что он простодушен и несведущ в хозяйственных делах. Например, они заставляют его подписать бумагу о найме жилья на совершенно грабительских для него условиях. Их не заботят вопросы совести, они нечестны, хитры, думают только о наживе.
  12. Д. И. Фонвизин «Недоросль». Госпоже Простаковой явно незнакомы такие понятия, как совесть и честность. Она беспринципна, двулична и невежественна. Желая «прибрать к рукам» наследство дальней родственницы Простаковых, молодой девушки Софьи, она собирается выдать её замуж за своего сына, неуча Митрофанушку. Ради этого она готова идти на любые хитрости и уловки.
  13. М. А. Шолохов «Судьба человека». И во время войны, и после неё простой шофёр Андрей Соколов не раз сталкивается с нравственным выбором, но он привык жить по законам совести. Он с трудом принимает решение убить предателя, готового выдать своего командира. Затем, находясь в плену, резко отказывается от предложения врагов, не желая предавать своих товарищей за кусок хлеба и другие жалкие подачки, стойко выносит все пытки и унижения. В честный бой за родину его направляют доблесть, честь и ощущение причастности к судьбе родной страны. А уже в мирное время он берёт на себя ответственность за воспитание маленького мальчика-сироты. Это тоже является его нравственным выбором.
  14. В. Астафьев «Конь с розовой гривой». Мальчик Витя идёт собирать землянику, чтобы бабушка могла продать её и купить для него пряник в виде коня. Но он съедает ягоды с соседскими ребятишками, а потом идёт на обман, набрав в туесок травы и прикрыв её сверху ягодами. Вскоре он осознаёт свою ошибку, его терзает совесть. В итоге он признаётся в своём поступке, за что бабушка всё-таки награждает его пряником.
  15. М. Е. Салтыков-Щедрин «Пропала совесть». У людей пропадает совесть, после чего они начинают жить без нравственных терзаний, не задумываясь над своими поступками. Между тем олицетворённую совесть находит пьяница, но, испугавшись, незамедлительно подбрасывает её другому человеку, а тот, в свою очередь, другому. Никто не хочет жить с совестью, потому что она мешает людям совершать неблагочестивые поступки. Наконец она просит очередного человека отдать её маленькому ребёнку. В ребёнке она растворяется, чтобы он вырос достойным и честным человеком.

Примеры совести из жизни человека

Если школьник не помнит второй аргумент из литературы на экзамене, то он всегда может привести жизненный пример. Это может быть любой момент из его или жизни его близких или друзей.

Например он может рассказать о том, как обманывал маму или папу, говоря, что в школу нужно идти позже, или что заболел и не может пойти на важное мероприятие, или о том, как первый раз что-то украл из магазина, а потом вернул украденное обратно.

Также можно вспомнить любые милосердные поступки и коротко рассказать о них: о помощи бездомным, о кормлении бездомных животных, о помощи пожилым людям и т. д.

Также в качестве аргумента из жизни может выступить фрагмент из любого фильма или его характеристика. Например, достаточно вспомнить события фильма «Мальчик в полосатой пижаме», где героя терзает то, что у него есть на столе хлеб и вода, лучшие игрушки, а у ровесника нет даже крыши над головой.

Примеры из истории

Практически каждый великий человек из истории был совестливым.

Так, апостол Петр при жизни был гоним за распространение христианства римским полководцем Иродом и большую часть жизни провел за решеткой. Казнить его не могли, поскольку он был гражданином Рима.

Когда дошли слухи, что Петр учит своего лекаря христианскому учению, было принято решение его казнить.

До этого события Петр видел, как мучается сын римского полководца, и сказал, что может помочь ему, если его ненадолго отпустят из-под стражи. Он излечил сына от страшного заболевания.

Тот, понимая, что может спасти Петру жизнь, в качестве благодарности, не решается это сделать и всю жизнь от этого мучается.

  • Промокла насквозь как пишется
  • Промокать фиолетовые чернила как пишется
  • Промокать как пишется правильно слово
  • Промокать как пишется правильно и почему
  • Промокательная бумага как пишется правильно