Пропала совесть сочинение итоговое

22 августа 2022

В закладки

Обсудить

Жалоба

Готовое сочинение к варианту №5 сборника «36 типовых вариантов» под редакцией И.П. Цыбулько, Р.А. Дощинского.

Пропала совесть. По-старому толпились люди на улицах и в театрах; по-старому они то догоняли, то перегоняли друг друга; по-старому суетились и ловили на лету куски, и никто не догадывался, что чего-то вдруг стало недоставать и что в общем жизненном оркестре перестала играть какая-то дудка.

Сочинение

Что происходит с человеком, утратившим совесть? Страшно представить мир, в котором не будет существовать добродетели, а зависть и ненависть возьмут верх над людьми. В таком случае нас ждёт настоящая деградация, которая приведёт к окончательному нравственному распаду и разрушению духовных ценностей. В предложенном тексте М.Е. Салтыков-Щедрин поднимает проблему последствий утраты совести.

Автор пытается представить общество, в котором не существует никаких моральных устоев. Это значит, что человеку теперь чуждо чувство вины за свои деяния, и он больше не берёт на себя ответственность за те или иные поступки. По мнению писателя, это приводит к непоправимым последствиям. Так, «мудрые мира поняли, что они наконец-то освободились от последнего ига» и «остервенились», занявшись постоянными разбоями и грабежами. Для людей, утративших совесть, нет ничего святого, поэтому они с абсолютным равнодушием совершают самые страшные преступления.

Напротив, совестливые люди зачастую очень сильно мучаются, подвергая каждое своё действие самой беспощадной оценке: «…встрепенувшаяся совесть указывает только один выход – выход бесплодного самообвинения». М.Е. Салтыков-Щедрин приводит в пример пропойцу, над которым «хохочет и глумится» толпа. Это свидетельствует о том, что люди, способные чувствовать муки совести, подвергаются насмешкам и обречены остаться не понятыми обществом.

Приведённые аргументы противопоставлены друг другу, так как писатель хочет подчеркнуть отличия между бессовестными и совестливыми людьми. Он приходит к выводу, что жить без совести гораздо легче, однако последствия, к которым это может привести, отнюдь не утешительны.

Итогом размышлений автора становится такая позиция: утрата совести позволяет людям льстить, пресмыкаться, обманывать, не задумываясь о своих действиях.

Нельзя не согласиться с точкой зрения М.Е. Салтыкова-Щедрина. Действительно, сердца людей, которые не знают, что такое угрызения совести, ожесточаются. Они получают ничем не ограниченную свободу и пользуются её плодами. Вспомним, например, такого персонажа, как Свидригайлов. Герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» совершает как благородные, так и по-настоящему подлые поступки. Подобная противоречивость объясняется его абсолютным равнодушием и к добру, и к злу.

Таким образом, без совести человека уже ничего не сдерживает и ничто не заставляет задумываться о своих поступках. Напротив, совесть не позволяет жить легко и удобно, потому что она требует соблюдения нравственных законов.

Текст М. Е. Салтыкова-Щедрина и готовое сочинение для 5 варианта из нового сборника Цыбулько И.П ЕГЭ 2023 русский язык 36 тренировочных вариантов для написания сочинения ЕГЭ задание 27 по русскому языку 11 класс.

Проблема текста

1. Проблема последствий утраты совести для человека. (Что происходит с человеком, утратившим совесть?)

2. Проблема утраты совести для общества. (Что происходит в обществе людей, утративших совесть?)

3. Проблема отношения толпы к совестливому человеку. (Как толпа относится к нравственным мучениям совестливого человека?)

4. Проблема обретения совести. (Почему обретение совести — это «лютейшая из горестей»?)

готовое сочинение по тексту

Позиция автора

1. Без совести легче делается «ход человека»; ловчее подставлять ближнему ногу, удобнее льстить, пресмыкаться, обманывать, наушничать, клеветать; ничто не заставляет задуматься.

2. Без совести «мудрых мира» уже ничего не сдерживает, и они пользуются плодами этой свободы. Люди остервеняются; начинаются грабежи, разбои, всеобщее разорение.

3. Совестливый человек с его нравственными терзаниями становится предметом насмешек и глумления для толпы.

4. Совесть не позволяет жить легко и удобно, требует соблюдения нравственных законов, заставляет думать, «разрывает на части» сердце человека.

Текст ЕГЭ Салтыкова-Щедрина

(1) Пропала совесть. (2)По-старому толпились люди на улицах и в театрах; по-старому они то догоняли, то перегоняли друг друга; по-старому суетились и ловили на лету куски, и никто не догадывался, что чего-то вдруг стало недоставать и что в общем жизненном оркестре перестала играть какая-то дудка. (З)Многие начали даже чувствовать себя бодрее и свободнее. (4)Легче сделался ход человека; ловчее стало подставлять ближнему ногу, удобнее льстить, пресмыкаться, обманывать, наушничать и клеветать. (5)Всякую болезнь вдруг как рукой сняло; люди не шли, а как будто неслись; ничто не огорчало их, ничто не заставляло задуматься; и настоящее, и будущее — всё, казалось, так и отдавалось им в руки, — им, счастливцам, не заметившим пропажи совести.

(б)Совесть пропала вдруг… почти мгновенно! (7)Ещё вчера эта надоедливая приживалка так и мелькала перед глазами, так и чудилась возбуждённому воображению, и… ничего! (8)Исчезли досадные призраки, а вместе с ними улеглась и та нравственная смута, которую приводила за собой обличительница-совесть. (9)Оставалось только смотреть на божий мир и радоваться; мудрые мира поняли, что они наконец освободились от последнего ига, которое затрудняло их движения, и, разумеется, поспешили воспользоваться плодами этой свободы. (10)Люди остервенились; пошли грабежи и разбои, началось вообще разорение.

(11) А бедная совесть лежала между тем на дороге, истерзанная, оплёванная, затоптанная ногами пешеходов. (12)Всякий швырял её, как негодную ветошь, подальше от себя; всякий удивлялся, каким образом в благоустроенном городе, и на самом бойком месте, может валяться такое вопиющее безобразие. (13)И бог знает, долго ли бы пролежала таким образом бедная изгнанница, если бы не поднял её какой-то несчастный пропоец, позарившийся с пьяных глаз даже на негодную тряпицу, в надежде получить за неё шкалик.

(14)И вдруг он почувствовал, что его пронизала словно электрическая струя какая-то. (15)Мутными глазами начал он озираться кругом и совершенно явственно ощутил, что голова его освобождается от винных паров и что к нему постепенно возвращается то горькое сознание действительности, на избавление от которого были потрачены лучшие силы его существа…

(16)Жалкому пропойцу всё его прошлое кажется сплошным безобразным преступлением… (17)Что такое его прошлое, почему он прожил его так, а не иначе, что такое он сам — всё это такие вопросы, на которые он может отвечать только удивлением и полнейшею бессознательностью…

(18)Увы, проснувшееся сознание не приносит ему с собой ни примирения, ни надежды, а встрепенувшаяся совесть указывает только один выход — выход бесплодного самообвинения. (19)И прежде кругом была мгла, да и теперь та же мгла, только населившаяся мучительными привидениями; и прежде на руках звенели тяжёлые цепи, да и теперь те же цепи, только тяжесть их вдвое увеличилась, потому что он понял, что это цепи.

— (20)Батюшки, не могу… несносно! — криком кричит жалкий пропоец, а толпа хохочет и глумится над ним.

(21)Она не понимает, что пропоец никогда не был так свободен от винных паров, как в эту минуту, что он просто сделал несчастную находку, которая разрывает на части его бедное сердце. (22)Если бы она сама набрела на эту находку, то уразумела бы, конечно, что есть на свете горесть, лютейшая из всех горестей, — это горесть внезапно обретённой совести…

(23)«Нет, надо как-нибудь её сбыть, а то с ней пропадёшь, как собака!» — думает жалкий пьяница и уже хочет бросить свою находку на дорогу, но его останавливает близ стоящий хожалый.

— (24)Ты, брат, кажется, подбрасыванием подмётных пасквилей заниматься вздумал! — говорит он ему, грозя пальцем. — (25)У меня, брат, и в части за это посидеть недолго!

(26)Пропоец проворно прячет находку в карман и удаляется с нею. (27)Озираясь и крадучись, приближается он к питейному дому, в котором торгует старинный его знакомый, Прохорыч. (28)Сначала он заглядывает потихоньку в окошко и, увидев, что в кабаке никого нет, а Прохорыч один-одинёхонек дремлет за стойкой, в мгновение ока растворяет дверь, вбегает, и, прежде нежели Прохорыч успевает опомниться, ужасная находка уже лежит у него в руке…

(29)И долго таким образом шаталась бедная, изгнанная совесть по белому свету, и перебывала она у многих тысяч людей. (ЗО)Но никто не хотел её приютить, а всякий, напротив того, только о том думал, как бы отделаться от неё и хоть бы обманом, да сбыть с рук…

По М. Е. Салтыкову-Щедрину

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826-1889) — русский писатель, журналист, редактор журнала «Отечественные записки».

Сочинение ЕГЭ по тексту Салтыкову-Щедрину

Что происходит с человеком, утратившим совесть? Страшно представить мир, в котором не будет существовать добродетели, а зависть и ненависть возьмут верх над людьми. В таком случае нас ждёт настоящая деградация, которая приведёт к окончательному нравственному распаду и разрушению духовных ценностей. В предложенном тексте М.Е. Салтыков-Щедрин поднимает проблему последствий утраты совести.

Автор пытается представить общество, в котором не существует никаких моральных устоев. Это значит, что человеку теперь чуждо чувство вины за свои деяния, и он больше не берёт на себя ответственность за те или иные поступки. По мнению писателя, это приводит к непоправимым последствиям. Так, «мудрые мира поняли, что они наконец-то освободились от последнего ига» и «остервенились», занявшись постоянными разбоями и грабежами. Для людей, утративших совесть, нет ничего святого, поэтому они с абсолютным равнодушием совершают самые страшные преступления.

Напротив, совестливые люди зачастую очень сильно мучаются, подвергая каждое своё действие самой беспощадной оценке: «…встрепенувшаяся совесть указывает только один выход – выход бесплодного самообвинения». М.Е. Салтыков-Щедрин приводит в пример пропойцу, над которым «хохочет и глумится» толпа. Это свидетельствует о том, что люди, способные чувствовать муки совести, подвергаются насмешкам и обречены остаться не понятыми обществом.

Приведённые аргументы противопоставлены друг другу, так как писатель хочет подчеркнуть отличия между бессовестными и совестливыми людьми. Он приходит к выводу, что жить без совести гораздо легче, однако последствия, к которым это может привести, отнюдь не утешительны.

Итогом размышлений автора становится такая позиция: утрата совести позволяет людям льстить, пресмыкаться, обманывать, не задумываясь о своих действиях.

Нельзя не согласиться с точкой зрения М.Е. Салтыкова-Щедрина. Действительно, сердца людей, которые не знают, что такое угрызения совести, ожесточаются. Они получают ничем не ограниченную свободу и пользуются её плодами. Вспомним, например, такого персонажа, как Свидригайлов. Герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» совершает как благородные, так и по-настоящему подлые поступки. Подобная противоречивость объясняется его абсолютным равнодушием и к добру, и к злу.

Таким образом, без совести человека уже ничего не сдерживает и ничто не заставляет задумываться о своих поступках. Напротив, совесть не позволяет жить легко и удобно, потому что она требует соблюдения нравственных законов.

Варианты формате ЕГЭ 2023 по русскому языку с ответами

ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ сказки Пропала совесть

Сочинение Анализ сказки Пропала совесть Салтыкова-Щедрина

Сатирическую сказку «Пропала совесть» М.Е. Салтыков-Щедрин написал в 1869 году. Здесь автор изложил свои размышления на тему жизни, нравственности, морального разложения общества в то время.

Читатель видит жизнь людей, которые утратили свою совесть. Каждый из героев отождествляет собой определенную часть общества. Примечательно, все персонажи в сказке относятся к тем классам, которые не производят материальных благ. Тут нет рабочих и крестьян, автор показывает нам моральный облик «прослойки» общества.

Всем этим людям совесть не нужна. Утратив ее, все они почувствовали облегчение, им стало легче жить. Совесть здесь показана как старая, грязная тряпка, к которой не хочется прикасаться.

Автор показывает нам собственный взгляд на совесть. По его мнению, она способна делать человека лучше, заставляет его различать добро и зло, удерживает от дурных поступков. Даже самые лживые и циничные люди обнаруживают в себе что-то хорошее, когда обретают совесть. Пьяница плачет горькими слезами, трактирщик уговаривает посетителей своего заведения отказаться от пьянства. Рыночный воришка бросает воровать и пытается делать добрые дела, а финансист горит желанием вернуть все обманом полученные деньги. Но все эти порывы не дают никакого результата, ведь в этом обществе царит извращенная мораль, и все хорошее там считается лишним, не нужным.

С горькой иронией автор пишет о людях, которых не радует такая находка, как совесть. Они передают ее друг другу, как обузу, и ни в одних руках она не задерживается. Ведь каждый спешит делать зло, воровать, обманывать, никто не хочет оставить ее себе. Это больное общество, а болезнь вызвана отсутствием совести.

М.Е. Салтыков-Щедрин видел все недостатки существующей системы, он понимал, что все проблемы России следует решать радикально, путем уничтожения старых законов и создания новых. Он критиковал правовые порядки, которые совершенно не отвечали требованиям гуманизма и справедливости. Однако и нравственности автор придавал огромное значение. Причем он считал, что воспитывать в людях любовь, добро и сострадание следует с детства. Недаром измученная совесть просит дать ей покой в сердце обычного русского ребенка.

Именно молодое поколение способно изменить жизнь к лучшему. Но для этого оно должно вырасти честным, милосердным, справедливым. В сердцах молодых людей должна жить совесть, причем она должна занимать там почетное место. Тогда и жизнь станет совсем другой.

Анализ 2

В сказке, пользуясь эзоповской манерой изложения, Салтыков-Щедрин изображает абстрактное понятие совести через конкретный образ. За прямым смыслом высказывания читаются на втором плане подлинные мысли автора о природе человеческого бытия. Салтыков-Щедрин считал совесть проводником к нравственным законам жизни, к вере в Бога, дающей путь к спасению. Совесть мешает комфортно жить, заставляет мучиться от содеянного. Но люди, лишенные совести, развращены вседозволенностью, неосознанно склонны к самоуничтожению. Начиная духовно деградировать, они живут, хватая, как животные, лишь свой кусок, истребляя друг друга ради личной выгоды.

В сказке совесть, выброшенная за ненадобностью из человеческих душ, в образе дряхлой ветошки мытарствует по всем слоям русского общества. Брошенная на дороге и затоптанная ногами прохожих, истерзанная, оплеванная, попадает она сначала к пьянчужке, который, не выдержав внезапного прозрения о своей никчемной жизни, избавляется от этой тягостной ноши, подсунув ее знакомому кабатчику. Тот начинает страдать оттого, что наживается на спаивании народа, пытается вылить все вино в канаву и перебить бутылки и посуду. Его практичная жена, спасая источник наживы, подсовывает эту непотребность в карман мундира квартальному надзирателю. И у того начинаются проблемы, он стал стыдиться брать мзду с торговцев, и даже сам стал отдавать деньги тем, у кого отбирал. Интересно, что, обретя совесть, он становится посмешищем для обывателей. Дальше побывала совесть у еврейского ростовщика-финансиста, в чьем счастливом семействе даже дети умело и с удовольствием считают деньги. Но он, заподозрив обман, ловко сплавил ее в генеральский благотворительный фонд, где совесть вообще потерялась.

Бесприютная совесть, перебывав у многих, не находит себе пристанища, нет ей нигде места. Она просится, наконец, в чистое детское сердце у последнего своего постояльца – мещанина, надеясь, что с этим ребенком, и она вырастет. Тем самым Салтыков-Щедрин показывает, что совесть может выжить только в невинной душе, незапятнанной стремлением к греховным наслаждениям и наживе.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ сказки Пропала совесть

Анализ сказки Пропала совесть

Популярные сегодня темы

  • Искусство и ремесло — Итоговое сочинение

    В разговорах, на телевидении, в интернете часто попадается контрастом «искусство» и «ремесло». Их вечный спор – что лучше, что важней… Обычно приходят к выводу, что Искусство выше какого-то там ремесла. А я не согласен.

  • Леля в рассказе Зощенко Елка сочинение

    Рассказ Зощенко «Елка» является в некой мере поучительным. В нем автор говорит о том, что нельзя брать чужие вещи и о том, что чтобы плохое человек не делал, за плохой поступок обязательно придется расплачиваться.

  • План рассказа Отметки Риммы Лебедевой Кассиля 3 класс

    Римма Лебедева вместе с мамой приехали в город Свердловск из села, в котором проходили бои. Остановились они в квартире у тетки. Римма должна была пойти учиться в третий класс, и тетка решила поговорить прежде с учительницей

  • Деревья в снегу — сочинение 6 класс

    Зима – это очень красивое время года. Осенью трава и листва деревьев вянет, идут дожди, дороги покрыты слякотью и грязью. Когда приходит зима, то белый снег, словно белое большое пушистое одеяло

  • Сочинение Яркие впечатления лета

    Помню, как мы ездили ночью на речку. Мужиков кроме деда было человек пять, добирались долго двумя машинами, уже в темноте на разбитой дороге наш УАЗик подбросило и я больно ударился плечом

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Другие
  4. Анализ сказки Пропала совесть Салтыкова-Щедрина

Анализ сказки Пропала совесть Салтыкова-Щедрина сочинение

Основной идей произведения являются авторские размышления на социально-нравственную тему места в жизни человека чувства в виде совести, раскрывающуюся на примере образов героев сказки, попавших в необычную ситуацию.

Сюжетная композиция сказки выстроена в описании общества, из жизни членов которого вдруг неожиданно пропадают муки совести, при этом герои произведения ничуть не сожалеют об утрате негодной тряпицы и надоедливой приживалки в виде совести, поскольку стали ощущать себя более свободными, почувствовав вседозволенность, порождающую агрессивную злобу и общественный хаос.

Писатель изображает картину падения человека, в котором исчезают человечность, созидание, препятствующие разрушительному краху в душах людей, подставляющим друг друга, выказывающим лесть, пресмыкание, лгущим, оговаривающим ближнего путем клеветы и наушничества.

Повествование сказки пронизано авторским отношением к проблеме совестливого человека, поскольку в этом проявление писатель видит живое и настоящее, что влечет за собой ощущение людьми благодатных чувств в виде удовлетворения собственными поступками и, соответственно, душевного покоя.

Один из героев сказки, изображенный автором в качестве горького пропойцы, алкоголика, первый обретает совесть и, освободившись от пьяного угара, осознает свое бесполезное, никчемное существование, в ужасе вспоминая собственные постыдные поступки. Еще одним из героев, почувствовавших муки совести, становится торговец спиртным Прохор, который испытав впервые данное чувство, ощущает собственное облегчение, впервые совершив поступок ответственного человека.

Писатель доносит собственный взгляд на чувство совести, которое, по его мнению, сочетается с моральными принципами общественного самосознания, способных понимать положительную и отрицательную сторону жизни, подчеркивающих истинную сущность каждого человека. Данная способность развивается с детства, поскольку душа младенца является чистой и непорочной, впитывающей все доброе, хорошее, что вкладывается в маленькое бескорыстное сердце.

Финал произведения ясно демонстрирует необходимость с младенчества воспитывать в детях положительные человеческие качества, заключающиеся в добре, любви, сострадании, милосердии. Совесть в качестве главной героини сказки желает обрести себя в душе малыша, способного принять ее в свое сердце и растворить в нем, ощущая совесть в виде хранительницы истинной человечности.

Вариант 2

Перед вами сказка под названием «Пропала совесть», которую написал знаменитый писатель Салтыков-Щедрин. Здесь он рассказывает не только о своей жизни, но и о жизни других людей.

Многие люди живут много лет, но до сих пор не знают, что такое совесть. Все герои данного произведения относятся к одной категории людей. Здесь нельзя увидеть крестьян или рабочих людей.

Каждый из этих героев уже давно не имеет совести и очень даже хорошо живут без нее. Теперь она не мешает им жить, да и жить без нее намного лучше и проще. В этом произведении совесть показана как негодная тряпка, которую никто не хочет подбирать и мазать об нее руки.

Писатель старается донести до зрителей, что совесть совсем другое чувство. При помощи совести человек может сделаться намного лучше, чем раньше. Он будет понимать, что такое хорошо, а что такое плохо. И стараться не совершать плохого другому человеку. Даже если вы циничный человек, то в нем также можно отыскать положительные качества. Пьяница старается уговорить всех кто принимает алкоголь навсегда от него отказаться. Воришка больше не хочет воровать, а старается вернуть все награбленное на свое место.

Каждый человек, который нашел совесть и подобрал ее, старается практически сразу же передать ее дальше, чтобы она не задерживалась у них, ведь им она совсем не нужна. Никто не хочет жить совестливо, ведь это наоборот им в убыток. Лучше всего воровать, обманывать и делать людям зло.

А вот для того чтобы у людей появлялась совесть и засела глубоко в душе, нужно немного поменять мир, в котором мы сейчас живем. Кроме этого нужно обязательно поменять законы, которые гласят об обратном. И воспитывать людей нужно с самого детства, чтобы это у них осталось.

И это все должны сделать молодые ребята, которые живут в стране. А начинать нужно в первую очередь с себя, а потом уже что-то спрашивать с других людей. Они должны быть грамотными, добрыми, отзывчивыми, милосердными и справедливыми людьми. У каждого молодого человека должна находиться совесть, которая сидит в сердце и занимает там главное и почетное место. Вот только после этого жизнь наша станет немного меняться и спустя некоторое время измениться навсегда.

Идея, тема, смысл

Анализ сказки Пропала совесть Салтыкова-Щедрина

Анализ сказки Пропала совесть Салтыкова-Щедрина

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Береги платье снову, а честь смолоду

    Пока человек молод не совсем разумен, пока у него не хватает жизненного опыта, он не может осознать насколько серьезны его поступки, и как они могут оказать влияние на его дальнейшую судьбу.

  • Крымов Н.П.

    Отец Крымова Н.П. – художник обучил сына первоначальным навыкам рисования. Затем, в 1904 году будущий художник поступает в Московское училище живописи. В своих работах склонялся к импрессионистскому стилю.

  • Сочинение Сила характера (9 класс 15.3 ОГЭ) рассуждение

    В животном мире успешное выживание зачастую зависит от физической силы. Но человеческий мир не так прост, потому чрезвычайно важной здесь считается также сила характера

  • Сочинение Мое отношение к Чацкому 9 класс

    Александр Чацкий – особенный герой, у него твёрдые взгляды и ценности. Он совсем другой, в Фамусовское общество совсем не вписывается. Его ценности гораздо выше

  • Образ и характеристика Шурочка в повести Поединок Куприна сочинение

    Саша приходится супругой поручику Николаеву. Офицер Ромашов служит с поручиком в одной воинской части и является преданным другом его жене.

Тезисы

  1. Для чего нужна совесть? Она играет роль морального и этического ориентира.
  2. Что значит «жить по совести»? Это выражение означает соответствие человека общепринятым нравственным критериям.
  3. Проблема совести заключается в том, что она противоречит стремлению человека к легкой наживе и бесчестным способам достижения целей.
  4. Нужна ли человеку совесть? Она необходима для того, чтобы личность развивалась в нравственном отношении.
  5. Зачем человеку нужна совесть? Она помогает нам своевременно исправлять ошибки и совершенствовать себя.
  6. Совестливый человек — это тот, кто испытывает нравственные угрызения после совершенной ошибки.
  7. Человеку сложно действовать по соображениям совести, потому что они нередко идут вразрез с его интересами.
  8. Может ли совесть навредить человеку? Да, может, если чувство вины станет навязчивым и неотвратимым призраком, вынуждающим человека на отчаянный поступок — самоубийство.

Аргументы

«Война и мир» Л. Н. Толстой. Роман-эпопея Льва Николаевича Толстого «Война и мир» – это поистине значительное произведение русской классической литературы. Кажется, в нём можно найти примеры на любую тему, аргументы к любым жизненным ситуациям. Проблема совести также не осталась незамеченной. Наиболее яркий эпизод, который подтверждает мысль о том, что совесть необходима каждому благородному и нравственному человеку, – это момент, когда Николай Ростов проигрывает в карты крупную сумму денег в тот момент, когда его семья испытывает материальные трудности. Юноша великолепно воспитан, у него есть собственные нравственные ориентиры, ему не чуждо такое понятие, как мораль. А потому в его душе моментально разгорается внутренний конфликт – борются страх и совесть. Первый стремится заглушить чувство вины, найти способ решить проблему, не сообщая ничего родным. Вторая же стоит на стороне правды, честности и искренности. Совесть побуждает героя признаться в содеянном родителям. Ему действительно стыдно перед ними, он прекрасно осознаёт свою ошибку и раскаивается в своём поступке. Читатель понимает это, когда Николай слышит пение и игру на фортепиано своей сестры – Наташи Ростовой. Музыка, связанная с детством, с добром, с семьёй, пробуждает в герое нравственную натуру, делает громче голос совести. Настоящее искусство и отличное воспитание помогли Николаю Ростову остаться честным и благородным человеком, который нашёл в себе силы признать свою вину и рассказать о своём неправильном поступке. Если бы он не совесть, Николай не нашел бы правильного выхода из этой ситуации и наверняка испортил бы отношения с родными.

«Челкаш» М. Горький. Рассказ Максима Горького «Челкаш» зиждется на антитезе. То есть на противопоставлении двух героев. «Заядлый пьяница и ловкий, смелый вор» Гриша Челкаш встречает бедного крестьянского парня Гаврилу. Первому как раз нужен был подельник для нового преступления, ведь старый товарищ Мишка угодил в больницу. Ночью новые знакомые совершают сделку «успешно» – если можно так выражать в адрес нелегальных действий. Но возникает проблема с тем, как поделить прибыль. Гаврилу не устроила та доля, которую отдал ему Челкаш. Жадность и алчность заглушили голос совести в душе крестьянского юноши. После того, как мирные просьбы и даже мольбы не увенчались успехом, он бросил в Гришу камень. Вначале страх от содеянного затуманил и без того неясный рассудок предателя – он было позабыл про деньги. Но мысли о них очень скоро подсказали ему оправдания чудовищного поступка: кто же будет жалеть о воре, кому он нужен? А вот Гаврила распорядится деньгами с умом. Но эти доводы не убедили Челкаша. Просить прощения было уже поздно – Гриша плюнул в лицо предателю и, презрительно оглядев его, швырнул деньги. М. Горькому удалось с помощью антитезы ярко и наглядно показать, что у Челкаша есть совесть. Несмотря на то, что выживать ему приходится воровством, он не утратил главного – человечности и нравственности. Жадность не застелила его глаза. Голос морали в нём звучит громче алчности, поэтому он бросает деньги и уходит, оставляя несостоявшегося убийцу наедине с корыстью. Вот к чему приводит Гаврилу отсутствие совести: он униженно собирает деньги, за которые чуть было не совершил смертный грех. Именно голос нравственности помогает людям сохранять достоинство и вести себя правильно.

«Смерть чиновника» А. П. Чехов. В рассказе «Смерть чиновника» Антон Павлович Чехов мастерски нарисовал гиперболизированную картину. Читатель знакомится с господином Червяковым. Сначала кажется, что он крайне хорошо воспитан, вежлив и чтит нормы морали. Однако впоследствии становится понятно, что его многочисленные извинения перед начальником, на которого он ненароком чихнул в театре, – это вовсе не вежливость и искреннее сожаление о столь неприятном казусе. На самом деле, это лишь страх наказания или даже увольнения, потери чина и должности. Червяков слушает отнюдь не свою совесть. Ведь в таком случае хватило бы одного искреннего извинения. Таким образом, А. П. Чехов проиллюстрировал ложное понимание совести и нравственности.

«Матрёнин двор» А. И. Солженицын. Яркий пример отсутствия совести можно найти в произведении Александра Исаевича Солженицына «Матрёнин двор». Главная героиня – праведница Матрёна – бескорыстно помогает всем соседям, знакомым и даже незнакомым. Она с радостью приходит на помощь, часто забывая о собственных удобстве и желаниях. Однако в ответ она не получает не то что взаимности, но даже малейшей подмоги. Когда Матрёна заболевает или просто с трудом справляется одна с каким-то тяжёлым делом, никто не подставляет ей плечо и не подаёт руку. Добрая, искренняя и нравственная женщина оказывается в действительности очень одинока. Не приходят на помощь даже те, кому Матрёна не раз оказывала услугу. К сожалению, добро не всегда отзывается добром. Однако главную героиню не останавливало отсутствие совести у окружающих, ведь она была воспитана иначе. Благодаря собственным нравственным ориентирам, она не опускается до злобы, обиды, мести, а также не уподобляется бесчестным людям, которые не приходят на подмогу в ответ. Матрёна всё так же по-настоящему любит помогать другим. Она живет по совести, в отличие от своего окружения, поэтому автор называет ее «праведницей», без которой жизнь в убогой и нищей деревушке утратила бы всякий свет.

«Человек на часах» Н. С. Лесков. В рассказе Николая Семёновича Лескова «Человек на часах» читатель видит столкновение служебного долга и человеческого. Главный герой – солдат Измайловского полка Постников – занимал должность часового в ночь, когда услышал из темноты крики о помощи. Тема совести занимает в этом произведении важное место. Во-первых, Постников делает выбор в пользу совести и нравственности и бросается на помощь человеку, попавшему в беду. И это происходит, несмотря на то, что за оставленный пост герою грозит суровое наказание, ведь он нарушил Устав. Во-вторых, есть и другой персонаж в рассказе, у которого отсутствует совесть. Это офицер, который проезжал мимо на санях, когда Постников спасал человека. Офицер присвоил этот подвиг себе и сообщил об этом начальству. Впоследствии офицер получил награду за поступок, которого не совершал, а Постников – наказание за то, что покинул пост. В этом произведении очень четко расставлены акценты: Постников живет по совести, поэтому спасает человека, рискуя получить наказание, а вот офицер руководствуется только соображениями выгоды, поэтому лжет начальству и, конечно, никого не спасает, если в этом нет его материальной заинтересованности. 

«Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский. Где искать пример на тему «совесть», как не в романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание»? Ведь главный герой – Родион Романович Раскольников – обременил свою совесть страшным преступлением – он убил старуху-процентщицу и ее беременную сестру. Если бы Раскольников был нравственно мёртв и не имел шанса на спасение души, то чувство вины его не терзало бы на протяжении всего произведения. Расследование шло всего несколько дней, но для Родиона они тянулись вечность. Он сильно заболел и ослаб из-за страшных переживаний, вызванных своим ужасным поступком. И, в конце концов, к Раскольникову приходит осознание, что он совершил страшную ошибку, представив, что имеет право распоряжаться чужой жизнью. Таким образом, герой искренне раскаялся в своём страшном поступке, потому что у него есть совесть, к которой он прислушивается. Он не полностью потерял нравственные ориентиры, а лишь временно и по ошибке отвернулся от них. На его примере каждый из нас точно поймет, зачем человеку дано чувство вины? Оно помогает нам исправиться и исцелить душу, даже если мы оступились и упали очень низко.

«Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков. В романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» переплетается несколько историй и даже миров. В одном из них герой по имени Понтий Пилат вынужден судить Иешуа. Понтий Пилат занимает должность римского прокуратора. На самом деле, он понимает, что осуждённый мужчина ни в чём не виноват, что его казнь будет несправедливой. Однако его звание, его чин берут верх над ним и над истиной. Приговор вынесен. Иешуа распят. Судью мучает нескончаемая головная боль, а что ещё хуже – совесть. За свой бесчестный поступок Пилат наказан бессмертием и вечными муками. Однако вспомним слова самого Михаила Афанасьевича Булгакова из того же произведения: «Рукописи не горят». Это значит, что правда навсегда останется правдой, как бы её ни пытались спрятать или уничтожить. В конце концов, Понтий Пилат раскаивается в своём несправедливо вынесенном смертном приговоре и освобождает свою душу от мук. Таким образом, даже у человека, который серьёзно оступился, нарушил нормы морали, есть шанс на духовное спасение, если он действительно искренне сожалеет о своей ошибке и раскаивается, просит прощения. Но на всё это способны только люди, у которых изначально есть совесть. Она спасает и выводит на правильную дорогу даже тех, кто идет на поводу у трусости — самого страшного порока.

«Пропала совесть» М. Е. Салтыков-Щедрин. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин известен как мастер сатиры. Из-под его пера вышла не одна сатирическая сказка. В этих произведениях многое гиперболизировано. Это сделано для того, чтобы ярче и нагляднее изобразить людские пороки. В творчестве этого выдающегося писателя есть и сказка, посвящённая чувству вины, – «Пропала совесть». По сюжету в самом деле люди лишились совести. Но никто и не заботится об этом – совести-то больше нет, зачем переживать? Кто-то начинает обманывать, кто-то строит козни, кто-то клевещет, кто-то льстит – бессовестные люди начинают регулярно совершать ужасные поступки, вредить друг другу. Но самое страшно то, что никого это не волнует. Ведь больше нет совести, которая заставляет задумываться, думать об окружающих, напоминает о нормах морали и нравственности. Сам автор пишет о произошедшем так: «Исчезли досадные призраки, а вместе с ними улеглась и та нравственная смута, которую приводила за собой обличительница-совесть». Некоторое время совесть валялась, будто бы ненужная старая тряпка – все отшвыривали её, не желая забрать себе. Но однажды она попала в руки к пьянице. И с ним произошла удивительная метаморфоза: он протрезвел, к нему пришло осознание, как много ошибок и бесчестных поступков он совершал раньше, он моментально ощутил весь груз ответственности за совершённые деяния. Ему стало настолько тяжело и горестно, что он заплакал. От совести пьяница поспешил избавиться. После небольшого путешествия по людям разных чинов и званий совесть, наконец, обрела дом в сердце ребёнка. Теперь она растёт вместе с малышом, помогает ему принимать решения и жить честно. Таким образом, совесть – важная составляющая человеческой натуры и человеческой жизни. Без нее мир погружается во тьму коварства, насилия, лжи и бесчестия. Поэтому совесть нужно воспитывать с детства, ведь никто из нас не хочет жить в таком мире.

«Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов. Главный герой романа Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» – Григорий Александрович Печорин. В литературе этого персонажа называют «лишним человеком». Жизнь ему опостылела. Любое занятие кажется ему скучным и не может занять героя надолго. В своём внутреннем монологе Печорин признаётся, что ощущает себя «топором в руках судьбы», который приносит окружающим людям только боль, печаль и разочарование. Один из ярких эпизод – история с Бэлой. Эгоистичные желания и поступки Печорина губят бедную девушку. Читателю сначала кажется, что Григорий Александрович остаётся равнодушен и холоден даже после смерти Бэлы. Он не пустил ни одной слезы. Более того, он рассмеялся. Но это был вовсе не злорадный смех и не смех веселья или довольства. За этим смехом кроются страх и боль. Так странно герой реагирует на утрату и пережитый стресс. Впоследствии Печорин всё лучше раскрывается перед читателем. Тогда становится понятно, что Григорий Александрович не полностью утратил совесть. Всё происходящее приносит страдание не только другим людям, но и самому герою. Он глубоко несчастен, но у него не хватает духовных сил справиться со своей скукой и равнодушным отношением к жизни. Однако если мы восстановим правильную хронологию романа, то поймем, что Григорий не выдержал чувства вины и отправился на войну в Персию — погибать. Потому он и отдал свой дневник, дав понять читателю, что его жизнь кончена. Смерть Бэлы терзала его, не давала покоя, поэтому он решился на такой отчаянный шаг. Порой совесть может слишком сильно угнетать человека и вредить ему

«Бедная Лиза» Н. М. Карамзин. Обращаясь к теме совести, стоит обратить внимание на повесть Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза». В особенности на то, как Эраст – юноша-дворянин – реагирует на самоубийство крестьянской девушки Лизы. Ведь она бросилась в воду и утопилась из-за предательства Эраста. Между молодыми людьми вспыхнул роман, они сблизились, и Эраст даже обещал жениться на девушке. Но вскоре юноша сообщил, что его призывают на службу в армию. Там он промотал все деньги, а потом женился на старой богатой женщине, ведь не мог представить себе жизни без роскоши. Да и чувства к Лизе остыли. Когда обман раскрылся, героиня впала в отчаяние и убила себя. Однако Эраст не был злодеем – он был безвольным, слабым, эгоистичным, но не жестоким. Но он не желал причинить боль и вред. У него не было силы, зато была совесть. Так что до конца собственной жизни он почитал себя убийцей, глубоко раскаивался в своём поступке и так и остался несчастен.

«Гранатовый браслет», А.И. Куприн. Совестливый человек никогда не простит себе проступка или ошибки, всегда постарается исправиться и выйти на верный путь. Это доказывает пример из «Гранатового браслета». Вера Шеина была замужней женщиной, но с юности имела одного анонимного ухажера, который писал ей письма и даже присылал подарки. В ее семье к этому относились нормально, ведь женщина не давала поводов для подозрений, а ее поклонник не навязывал своего присутствия. Но однажды она получила в подарок на именины браслет от незнакомца. Ее брата, гордого и надменного военного, очень разозлило данное обстоятельство. Он вынудил мужа Веры вмешаться и найти загадочного дарителя. Им оказался телеграфист Желтков. Мужчины заставили его отказаться от написания анонимных посланий Вере. Не видя смысла в жизни без любви, герой совершил суицид. Героиня узнала об этом и винила себя в смерти Желткова. Конечно, более черствый человек не придрался бы к себе из-за гибели какого-то незнакомца, ведь не она к нему ходила, а ее брат и муж. Но чувство вины не оставляло Веру, несмотря на все доводы рассудка. Только прощальное письмо Желткова и звуки сонаты Бетховена немного успокоили ее, но, без сомнения, голос совести еще не раз напомнит ей о Георгии и его судьбе. 

«Станционный смотритель», А.С. Пушкин. Человек без совести порой совершает ошибку, которую уже невозможно исправить. Именно в этом состоит опасность, который подвергается каждый из нас, кто не чувствует свою вину. Это доказывает пример из произведения «Станционный смотритель». Главная героиня убежала из отцовского дома вместе с гусаром. Отец очень любил ее, никогда не обижал, но не мог обеспечить богатства и процветания дочери. Поэтому Дуня выбрала обеспеченную жизнь в столице, не посоветовавшись с родителем. Самсон Вырин долго искал беглянку, хотел спасти ее от разврата и беды, ведь не знал намерений Минского. Однако при встрече дочь упала в обморок от страха, и офицер выгнал Вырина вон. От горя герой запил и умер в одиночестве. Дочь даже не писала ему. Но спустя несколько лет после смерти смотрителя богато одетая дама с детьми приехала на его могилу и горько плакала. Дуня заглушила голос совести богатством и роскошью, а потому сделала ужасную ошибку, бросив отца. Когда она сама стала матерью и поняла горе Самсона, она раскаялась, но было уже слишком поздно: отец умер. Вот почему нам так необходима совесть: она помогает вовремя одуматься и принять правильное решение.

Что предостерегает человека от совершения неправильных поступков, способных навредить как ему самому, так и окружающим? Правильно, совесть. На самом деле, совесть – это способность к самоконтролю, позволяющая людям оценивать своё поведение и поступки. Коко Шанель сказала: «Будь хозяином своей воли и слугой своей совести». Действительно человек обязан самостоятельно определить свою жизненную цель и сделать всё, что в его силах, чтобы её достичь, но в то же время он не должен забывать о нравственных принципах. Так, совесть играет важную роль в жизни каждого. Отсутствие умения оценивать свои действия характеризует личность как человека, для которого нет абсолютно никаких преград на пути к получению желаемого. Он готов на всё: подставы, угрозы, взятки, шантаж и многие другие ужаснейшие вещи, которые лишают его уважения.  Многомудрый Литрекон всегда готов помочь с написанием сочинений, поэтому уже подготовил список литературных аргументов по одной из самых сложных тем. Приятного просвещения!

Содержание:

  • 1 Проблема совести
  • 2 Роль совести
  • 3 Суд совести
  • 4 Совесть наказывает сильнее, чем суд
  • 5 Муки совести
  • 6 Человек без совести
  • 7 Совесть на войне

Проблема совести

В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой». В рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» также затрагивается проблема совести. Главный герой произведения – сирота, воспитывавшийся бабушкой. Он мечтал о вкусном прянике, но лишних денег у семьи не было, поэтому сладости Екатерина Петровна почти не покупала. Она поручила внуку отправиться в лес и собрать корзинку земляники для продажи на рынке, на вырученные деньги она собиралась купить заветное лакомство – пряник в форме лошади. Внук вместе с левонтьевскими ребятами пошёл гулять, он практически выполнил поручение бабушки, но поддался на уговоры Саньки. Дети съели ягоды, а в корзину положили траву с землей и слегка присыпали земляникой. Екатерина Петровна не заметила обмана. Совесть мучила мальчика, он не мог спокойно спать, смотреть в глаза бабушке, понимая, насколько ужасен был его поступок. Бедняга попросил прощения, обещал никогда никого не обманывать. Екатерина Петровна видела, что внук действительно раскаивается, конечно, простила его и подарила пряник. Так, совесть заставляет человека чувствовать вину даже за незначительный обман. «Внутренний самоконтроль» не позволит ему повторить одну и ту же ошибку дважды. 

О. Уайльд «Портрет Дориана Грея». Тема совести также раскрывается в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея». Главный герой произведения обладал прекрасной внешностью. Окружающие считали его идеальным, но они судили лишь по привлекательному облику, никто даже не догадывался о том, что происходило у него в душе. Дориан Грей больше всего боялся утратить своё главное сокровище – красоту. К сожалению, мечта молодого человека исполнилась, он действительно перестал стареть, зато портрет юноши менялся каждый раз, когда Дориан совершал неправильный поступок. Грей – ужаснейший человек: по его вине погибла прекрасная девушка, он употреблял запрещённые вещества, посещал притоны, убил друга, пытавшегося ему помочь. Удивительно, но юноша не чувствовал своей вины за совершённые преступления, он считал, что именно Бэзил, художник, написавший картину, ответственен за всё, что произошло с ним. Так, человек без совести, внутреннего контроля не способен здраво оценивать свои действия и признавать ошибки, что, конечно, недопустимо. Личность, не знающая о раскаянии, способна на любое, даже самое страшное преступление.  

Роль совести

Л. Н. Толстой «Война и мир». В романе-эпопее Л. Н. Толстого поднимается множество тем, в том числе и тема совести. Фёдор Долохов был влюблён в Соню, даже сделал предложение девушке, но та отказала, ведь она верила в своё счастье с Николаем Ростовым. Долохов решил отомстить сопернику. Заинтересовав его азартной карточной игрой, он заставил его проиграть крупную сумму денег. Семья Ростовых в этот момент переживала не лучшие времена, приходилось сокращать расходы. Ростов понимал, что известие об огромном долге огорчит и мать, и отца. Он даже хотел застрелиться, чтобы снять с себя ответственность. Но угрызения совести направили героя по другому пути: он понял, что должен признаться отцу во всем и компенсировать траты. Ростов слишком поздно осознал, насколько мстительным был его товарищ, он винил себя за глупость и излишнюю доверчивость. Таким образом, именно совесть заставляет человека отвечать за свои действия. «Внутренний самоконтроль» не позволяет личности забыть о совершённом неправильном поступке.

М. Е. Салтыков-Щедрин «Пропала совесть». В рассказе М. Е. Салтыков-Щедрина «Пропала совесть» также раскрывается тема совести. Произошло невозможное – пропала совесть, а люди даже не заметили исчезновения этой важной составляющей их внутреннего мира. Жизнь стала легче, никто не мучился из-за совершённых ошибок, все были рады свободе и не спешили возвращать себе неприятные мысли о собственных преступлениях. Совесть переходила от одного человека к другому, никто не хотел оставлять её у себя: пьянице она лишь напомнила о его бедственном положении, владельца кабака заставила перестать обманывать и лишила части заработка, вора вынудила прекратить забирать у окружающих их вещи. В финале совесть оказалась о младенца, который впоследствии вырос настоящим мужчиной, обладавшим всеми необходимыми качествами. Таким образом, чувство ответственности и вины за каждое неправильное решение или поступок тяжело для человека, муки совести требуют от людей исправления ошибок и не смогут перестать терзать их, пока они не поменяют своего отношения к жизни. 

Суд совести

А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Совесть —  внутренний самоконтроль, благодаря которому человек может оценивать своё же поведение. В повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» раскрывается множество тем, одной из основных является совесть. Пётр Гринёв – юноша, впервые поступивший на службу. Несмотря на хорошее домашнее образование, жизненный опыт Гринёва не был богат, он не знал, как правильно действовать в той или иной ситуации. Но с детства Пётр усвоил самое главное: за свои слова и поступки необходимо отвечать. Поэтому проиграв в трактире сто рублей, юноша был вынужден вернуть долг. Естественно, наставник Петра был недоволен им и упрекал его за растрату. Подвыпивший Петр ответил оскорблением, напомнив Савельичу, что тот — всего лишь слуга. Утром Петрушка испытывал чувство вины за ссору с Савельичем, ведь обидел его. Юноша жестко осудил себя и пообещал, что больше не позволит себе такое хамство. Совесть заставила Гринёва попросить прощения у старого друга. Так, совесть — это чувство ответственности, которое не позволяет грубить или обижать окружающих людей.

Н. М Карамзин «Бедная Лиза». Тема совести волновала множество писателей. Обращается к ней и Н. М. Карамзин в повести «Бедная Лиза». Лиза выросла в деревне, она – добрая и искренняя девушка. Героиня произведения влюбилась в Эраста, он собирался жениться на девушке, но, проиграв крупную сумму денег, был вынужден взять в жёны богатую помещицу. Эраст рассказал о своём намерении любимой, он даже дал ей денег, но та была настолько предана своим чувствам, что не смогла справиться с потерей дорогого ей человека. Девушка приняла решение утопиться. Эраст, узнав о смерти той, в которую был так влюблён, раскаялся. Он осознал, насколько был неправ, и совесть не дала ему забыть о случившимся. До конца своих дней юноша винил себя в смерти ни в чём не повинной Лизы. Так, именно совесть способна привлечь виновного человека к ответственности за содеянное. Ее суда не миновать.

Совесть наказывает сильнее, чем суд

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание». В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» также затрагивается тема совести. Родион Раскольников был очень беден: его дом напоминал шкаф, весь внешний вид молодого человека говорил о его бедственном положении. Родиону принадлежала удивительная теория, суть которой заключалась в разделении людей на «право имеющих» и «тварей дрожащих». Согласно убеждениям Раскольникова, в обществе есть те, кто способен распоряжаться судьбами окружающим так, как им захочется. Он относил себя именно к этой части населения и решился на преступление: убил и обокрал двух женщин. Совесть быстро настигла Родиона, он заболел, почти не спал и отказался от общения с семьей, боясь ее осквернить.  Ни один суд не мог наказать героя сильнее: он уже был в тюрьме, хотя находился на свободе. Именно чувство вины и раскаяние вынудили Родиона самостоятельно признаться в содеянном. Так, совесть не позволяет человеку забыть о своей ответственности за совершённые проступки, она, заставляя исправлять свои ошибки, позволяет личности искупить вину и исцелить душу. 

А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Совесть и закон идут рука об руку, но нравственное чувство может наказать человека намного сильнее. В этом мы убеждаемся, читая роман Пушкина. Онегин убил своего друга на дуэли и чувствовал свою вину, ведь он мог бы избежать ненужного кровопролития, просто извинившись. Он же сам был виновником ссоры: стал нарочно ухаживать за невестой друга и разозлил его. Но Евгению была дороже репутация, чем жизнь человека. Он не стал отменять дуэль и поплатился за это. Теперь он не мог сбросить с себя груз вины. Даже путешествия и бегство от себя не помогли ему развеяться. Грех был на его душе и тяготил его. Никакой суд не мог наказать его сильнее. Герой потерял смысл жизни и не видел выхода для себя.

Муки совести

Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». Когда человек испытывает муки совести?в тот момент, когда осознает глубину своего нравственного падения. Мы убеждаемся в этом, когда читаем роман Достоевского. Аркадий Свидригайлов за свою жизнь совершил множество грехов. Он обманывал людей, совращал малолетних, насиловал девушек. Автор даже намекает на то, что он убил свою жену. Но Аркадий не чувствовал вины. Он думал, что таким, как он, все дозволено, потому что они могут на это «все» решиться. Однако общение с Дуней и Родионом сильно подействовало на него: он вдруг осознал, что ответственен за тот разврат, который принес в мир. Ему стали видеться наяву призраки жертв. Не выдержав суда совести, Свидригайлов застрелился.

Л. Н. Толстой «Война и мир». В романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» поднимается множество проблема, в том числе и проблема совести. Князь Болконский женился на Лизе, но его чувства к девушке быстро исчезли, брак не приносил счастья ни одному из супругов. Герой мечтал прославиться военными подвигами, стать похожим на Наполеона, но сражение под Аустерлицем, во время которого Андрей получил ранение, заставило его переосмыслить свои жизненные ценности. Теперь вместо славы и признания он хотел обрести простое семейное счастье. Ему удалось вернуться домой именно в тот день, когда его жена умерла, оставив после себя сына. Андрей Болконский чувствовал свою вину за несчастную жизнь Лизы, за своё пренебрежительное отношение к ней. Он пережил сложный духовный кризис и корил себя нещадно. Именно совесть впоследствии помогла молодому князю изменить своё отношение к жизни. Так, совершив какую-либо ошибку, человек начинает чувствовать вину, и лишь совесть способна заставить его исправить содеянное, поменять взгляды и убеждения.

Человек без совести

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Проблема совести также раскрывается в произведении М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Григорий Печорин пытался определить свою жизненную цель, смысл своего существования на Земле. Всё ему казалось привычным и однообразным, поэтому, для того чтобы испытать какие-либо чувства, Печорин вмешивался в жизни окружающих, проверял, могут ли они любить, как завидуют и ревнуют. Ему было интересно наблюдать за поведением людей. Но при этом он совершенно не обращал внимания, на то, что, вмешиваясь в чью-либо жизнь, он портил её и делал человека несчастным. Так, от действий Печорина пострадали Бэла, княжна Мери, Грушницкий, контрабандисты и многие другие герои. Григорий Печорин, несмотря на прекрасное образование, широкий кругозор и богатство внутреннего мира, был совершенно равнодушным человеком. Он не признавал свою вину за разрушенные им судьбы и продолжал ставить «эксперименты». Таким образом, тот, кто не прислушивается к своей совести, не способен признать ошибки и исправить своё поведение.

А. Н. Островский «Свои люди – сочтёмся». В пьесе А. Н. Островского «Свои люди – сочтёмся» также раскрывается тема отсутствия совести. Самсон Силыч Большов не собирался выплачивать долги и расставаться со своим имуществом. Чтобы избавиться от кредиторов, требующих вернуть займы, мужчина решил объявить себя банкротом и передать всё, что у него было, доверенному лицу. Угодничество и лесть Лазаря Подхалюзина убедили Самсона в том, что именно этот мужчина мог бы стать «своим человеком», способным помочь ему избавиться от долгов. Лазарь не просто получил огромное состояние, но и женился на Липочке, дочери Самсона Силыча. Завладев деньгами, молодые люди не спешили с ними расставаться. Они отказали Самсону Силычу в необходимой помощи. Они оставили родного человека в беде и не считали себя ответственными за всё, что произошло с Большовым. Так, «внутренний самоконтроль» позволяет человеку вовремя осознать свои ошибки и постараться их исправить, а отсутствие совести свидетельствует о равнодушии и эгоизме личности.

Совесть на войне

М.А. Шолохов, «Судьба человека». Как проявляется совесть на войне, когда, казалось бы, все грани добра и зла стерты? Она заявляет о себе в поступках, возрождающих гуманизм из пепла. Именно такой нравственный подвиг совершил Андрей Соколов. В лагере он едва не был казнен по доносу. Коменданту понравилось мужество бойца, он решил даровать ему жизнь. Андрея даже наградили хлебом и колбасой. Он имел полное право съесть их сам, ведь едва держался на ногах от голода. Но Андрей счел, что это не будет честно по отношению к другим людям. Совесть не дала ему съесть все это в одиночку. Герой доказал, что не утратил человеческий облик в нечеловеческих условиях войны. Вот так проявились его нравственные качества.

В.Л. Кондратьев, «Сашка». На войне совесть играет важную роль в жизни человека. Она помогает ему сохранить душу незапятнанной для будущего мира. В этом нас может убедить пример из повести «Сашка». Главный герой верил советской агитации и пообещал пленному немцу жизнь. Но он не учел, что у старшего по званию недавно убили сестру, и он пил несколько дней напролет. Допросив пленного с пристрастием, он велел его расстрелять. Сашка не мог нарушить данное слово, но и приказа ослушаться права не имел. Он отчаянно медлил, доказывал, просил, но комбат оставался непреклонен. И все же твердость Сашки произвела на него впечатление. В последний миг он отменил приказ. Сашка спас пленника и сохранил верность слову. Совесть позволила ему возвыситься над врагами, которые не был способны на милосердие. Это качество и стало залогом победы советских войск.

Автор: Анастасия Казарина

  • Пропала совесть салтыков щедрин сочинение
  • Пропала совесть рассказ краткое содержание
  • Пропала совесть аргумент к сочинению
  • Промокла насквозь как пишется
  • Промокать фиолетовые чернила как пишется