Прощай немытая россия сочинение

Люблю отчизну я, но странною любовью!
М. Ю Лермонтов.

Писать сочинение сложно, тем более избирать в качестве темы стихотворение, но интересно, так как хочется проверить, чему нас научили, можем ли мы дать оценку прочитанным строкам.
Итак, вот оно, стихотворение М. Ю. Лермонтова «Прощай, немытая Россия...» В нём всего восемь строчек, написанных в 1841 г.:Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые, И ты, им преданный народ.
Быть может, за стеной Кавказа Сокроюсь от твоих пашей, От их всевидящего глаза, От их всеслышащих ушей.

Стихотворение написано в период, когда поэт уже отошел от романтических мотивов в своем творчестве, и на передний план вышла тема Родины. Лермонтов размышляет над судьбой страны, прозревает ее будущее. Но одно осталось неизменным, поэт все так же обособлен от государства, хотя и не отрицает своей общественной сущности.

Мы.учили это стихотворение наизусть, мало заставляя себя задумываться над тем, что чувствовал поэт, создавая эти несколько строчек, которые и сейчас поражают своей лаконичностью и глубиной боли и гнева.

Так чем же вызваны эти боль и гнев? Обратимся ко времени, в которое жил М.Ю. Лермонтов. Может быть, оно сумеет помочь постичь что-то, что ускользает от нас, теперешних читателей. Полтора века минуло, а боль за поэта осталась, ведь 1860 г. — год гибели Лермонтова. Имя его уже известно не только всей России, но и Европе. Лермонтов жил в тяжелое и трудное Для страны время, это время называют эпохой безвременья. Поражение декабристских идей волной прокатилось по всей стране, порождая пессимистические настроения. Коснулось это и Лермонтова. Он не видит будущего для своего поколения, «его грядущее — иль пусто, иль темно».

Это нашло отражение и в анализируемом стихотворении.
Мы помним, что в январе поэт выехал из Ставрополя в Петербург, хотел и ждал отставки, думал о своем журнале и литературной деятельности, а 11 апреля генерал Клейнмихель вызывает Лермонтова в главный штаб, чтобы передать сообщение: в 48 часов покинуть столицу и вернуться на Кавказ, в Тегинский полк. А Лермонтову 27 лет... Хлопоты за него не понравились Бенкендорфу. Кому хотелось иметь «беспокойного» молодого человека, становившегося любимцем публики. Можно понять состояние поэта и этим объяснить его боль и гнев.



 



Он прощается с Россией и предчувствует конец, но почему рядом со словом «Россия», которую •он любил «странной любовью», стоит слово «немытая»? И почему стихотворение это появилось в печати в 1873 г.?

Эпитет «немытая» эмоционален, но не конкретен. Вполне возможно, он несет смысл «нецивилизованная», иначе говоря, страна, в которой нет гарантий свободы личности, чести и собственности. Лермонтов это чувствовал на себе (за храбрость был представлен к награде, но не получил).

А вот вторая строчка: «страна рабов, страна господ». Что это? Противопоставление народа и дворян? Нет! О народе читаем ниже. А эти строчки скорее этические, чем социальные. Речь идет о духовном рабстве. Ведь достаточно вспомнить «Думу». Рабство для Лермонтова — покорность, угодливость, лживость, трусость. Можно быть сановником высокого ранга, но рабом по своей психологии, поступкам. Вот почему слова «страна рабов» у него стоят в стихотворении на первом месте. «Перед опасностью позорно малодушны И перед властию — презренные рабы».

Эти строки адресованы дворянской интеллигенции. В первой строфе эмоциональную окраску речи усиливает антитеза: «страна рабов» — «страна господ», «мундиры голубые» — «преданный народ».

Вторая строфа начинается сомнением в том, что на Кавказе возможно будет укрыться от преследований жандармов. Основания сомневаться были, так как генерал Вельяминов предупреждал высланных на Кавказ, что там есть много людей в черных и красных воротниках, которые следят за ними. Эпитетами во второй строфе служат многосложные слова: «все/ви/дя/ще/го/ глаза, все/слы/ша/щих ушей». Замедленность в произнесении этих слов придает им особое значение. Стихотворение отличается афористичностью выражений.

В целом в стихотворении раскрыта порочность самодержавия, при которой человек бесправен, подневолен. Все это тревожило поэта, отсюда боль человека, сознающего, что на его родной земле царствуют «паши», которым всё подвластно. И всё, что было в силах поэта, он сделал—бросил им в лицо стих, «облитый горечью и злостью».

Лермонтову больно видеть страну покорной: «перед властью — смиренные рабы». Поэт, в жизни и творчестве которого свобода занимала важное место, не мог спокойно смотреть на смирение и бездеятельность русского народа, беззаконие и произвол царской власти.

Все стихотворение пронизано негодованием, гневом и даже презрением по отношению не только к положению в стране, но и к самой России. «Прощай, немытая Россия...» резко контрастирует с такими стихотворениями Лермонтова, как «Родина», где поэт признается в любви России, «Тучи».










Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме «Прощай немытая Россия » М Ю Лермонтова (восприятие трактовка оценка). Поищите еще с сайта похожие.

Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Прощай, немытая Россия” отражает острые социальные и политические взгляды автора. Написано незадолго до поездки на Кавказ в 1840 году, оно стало своего рода предвидением скорой смерти поэта. Полный и краткий анализ “Прощай, немытая Россия” по плану пригодится на уроках литературы в 9 классе.

Краткий анализ

История создания – 1841 год, после приказа покинуть Петербург, перед отправлением в ссылку на Кавказ.

Тема – непринятие общества и политики царской России.

Композиция – 2 четверостишия, построенных на антитезе.

Жанр – лирическое стихотворение с чертами политической эпиграммы.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой.

Метафоры – “страна рабов, страна господ”, “стена Кавказа”, “паши”.

Эпитеты “немытая Россия”, “преданный народ”, “всевидящий глаз”, “всеслышащие уши”.

Синекдоха “голубые мундиры”.

Гипербола – “всевидящий глаз”, “всеслышащие уши”.

История создания

Стихотворение написано в 1841 году перед ссылкой поэта на Кавказ. Его личная жизнь снова неустроенна, служба не приносила удовольствия, свобода творчества была практически ограничена. После очередной дуэли с участием Лермонтова его арестовали на основании слухов, было вынесено постановление о ссылке поэта на Кавказ (война там длилась около полувека) “в первую линию наступления”. Фактически это был смертный приговор, и Лермонтов понимал это, не зря его стихотворение начинается со слова “Прощай..”. Именно так в царской России поступали с неугодными людьми, которые мешали режиму, но были слишком яркими личностями, чтобы быть осужденными безвинно. Поэт написал гневное стихотворение зимой 1841 года, летом этого же года его не стало.

Тема

Неприятие общественных устоев и политического режима России. Обида и одиночество человека, не признанного своей страной, ненужного ей. Невозможность жить в условиях слежки, доносов, низости и самоуправства. Это единственное стихотворение, в котором Лермонтов так откровенно осудил ту Россию, которая превратилась в безликую, раболепствующую, угнетённую страну. Он чётко разграничил тех, кто управляет “мундиры голубые”, “паши” и кто пресмыкается “им преданный народ“.

>Будучи человеком с тяжёлым характером, острым и язвительным, Лермонтов практически не имел друзей, не был уважаем в “благородном” обществе, за ним тянулась слава неуравновешенного, обозлённого человека. Этот факт способствовал тому, что он чувствовал себя чужим на балах и светских раутах, ему были неинтересны пышные приёмы, где он часто вступал в конфликты, бросал колкости в адрес присутствующих.

Идея – поэт не принимает раболепское мышление и образ жизни дворянства, вездесущий контроль со стороны жандармерии, которая была одинакова нелюбима гражданскими и военными. Их способы управления и воздействия на думающих людей поэт презирал, как и самого царя. Искренняя любовь к России, как матери, её природе, красоте и обычаям – вот то, что ценил Лермонтов. До конца жизни он был ярым патриотом, несмотря на отношения с властью.

Лирический герой в стихотворении печален и разочарован, он потерян и угнетён. Яркой антитезой звучит сравнение “немытой” России и гордого свободного Кавказа. Такой обидный эпитет родина заслужила за то, что она погрязла во лжи, чинопоклонении, доносах и угодничестве.

Композиция

Небольшое произведение – всего два четверостишия – вместило целую эпоху и характеристику общества XIX века. В первой строфе поэт прощается со всем, что его тяготит, в этих строках чувствуется боль и разочарование. Во второй строфе лирический герой выражает смутную надежду найти своё место “за стеной Кавказа“, где нет отвратительного мировоззрения и устоев, характерных для Москвы и Петербурга (“всевидящих глаз и всеслышащих ушей“).

Ощущение присутствия лирического героя достаточно значимо благодаря формам глаголов, которые использует автор и эмоциональной субъективности во второй строфе.

Размер стихотворения: четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой.

Жанр

Это лирическое стихотворение, затрагивающее тему человека и толпы, непринятия пороков современного общества. В нём отражены мысли и чувства лирического героя, оно очень эмоционально. В произведении есть и черты эпиграммы, оно ярко высмеивает “всевидящий и всеслышащий” режим, рабское сознание людей, их недостатки. Как и эпиграмма, оно обращено к конкретному адресату, даже к нескольким “мундирам”, “народу”, “немытой” родине. С. Наровчатов назвал стихотворение “эпитафией всей николаевской России”.

Средства выразительности

Незабываемые авторские эпитеты, которые делают стихи произведения непревзойдённо “лермонтовскими”: “немытая Россия”, “преданный народ”, “всевидящий глаз”, “всеслышащие уши”. Последние два словосочетания являются также тонкими сатирическими гиперболами.

Синекдоха “голубые мундиры” используется вместо озвучивания слова “жандармы”.

Метафоры – “страна рабов, страна господ”, “стена Кавказа”, “паши”.
­

  • Сочинения
  • По литературе
  • Лермонтов
  • Анализ «Прощай, немытая Россия»

Анализ произведения «Прощай, немытая Россия» Лермонтова

Произведение создается в период перед отправкой поэта в кавказскую ссылку, в момент неустроенности его личной жизни и ограничения свободы творчества.

Жанровая направленность произведения представляется стихотворением, имеющим черты политической эпиграммы, ярко высмеивающей государственный режим, рабское мышление человека, его недостатки. Стихотворным размером произведения автор выбирает четырехстопный ямб в сочетании с перекрестной рифмовкой.

Повествование в стихотворении осуществляется от лица лирического героя, характеризующегося печалью, разочарованием, потерянностью и угнетенностью.

Основной тематикой стихотворения «Прощай, немытая Россия!» являются авторские рассуждения о неприятии общества и политики страны под управлением царя.

Композиционная структура стихотворения представляется в виде двух четверостиший, которые являются образованием антитезы, умещающих в своем содержании целый эпохальный период, относящийся к девятнадцатому веку.

Первая строфа включает в себя прощание поэта со всем тем, что является для него тяготным, выражая тем самым авторскую боль и разочарование в отсутствии ласки со стороны любимой родины. Вторая строфа посвящается выражению лирическим героем смутной надежды, заключающейся в возможности найти свое место за пределами двух российских столиц, отличающихся отрицательным мировоззрением и устоями, избавить от тотальной слежки.

Основой произведения представляется выражение горькой авторской иронии, базирующейся на применении очень резких антитез.

В качестве средств художественной выразительности автор используются многочисленные эпитеты, отличающиеся лермонтовской непревзойденностью, сатирические гиперболы, метонимию, а также разнообразные метафоры и сравнения.

Своеобразием стихотворения «Прощай, немытая Россия!» является применение в нем оглушительного соотношения размера произведения и количества сильных выражений, которые являются определением жестко настроенного характера повествования, выражающего огромное презрение, стремление к скорому расставанию, а также ненавистное отношение поэта к правящей власти.

Главной мыслью стихотворения является демонстрация точки зрения поэта о достижении социально-политического положения в стране самой крайней точки, поскольку автор представляет собой истинного патриота России.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ «Прощай, немытая Россия»

Анализ «Прощай, немытая Россия»

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Внутренний голос

    С самого маленького возраста до самого большого мы ведем постоянный внутренний монолог. Обычно он строится из анализа происходящих событий, построения предложений, вспоминания слов и другой информации

  • Сочинение Что мешает счастливой любви? (итоговое с аргументами)

    Любовь — нежное чувство. Только не все достойны быть возлюбленными. В парах попадаются трусы, которые не готовы взять ответственность за свой поступок. Мужчины могут оставить ребенка у матери, отказаться от настоящей любви взамен наживы

  • Характеристика Костылина и его образ в рассказе Толстого Кавказский пленник

    Я думаю, что в своём произведении «Кавказский пленник» Толстой использовал приём говорящих фамилий. Двух главных героев зовут Жилин и Костылин. Я предполагаю, что Жилин от слова «жилистый» «крепкий», а Костылин от слова «костыль»

  • Образ Аси тургеневской девушки по повести Тургенева Ася сочинение

    Понятие «тургеневской девушки» стало известно с того момента, как была издана повесть «Ася», раскрывающая образ молодой девушки со стороны ее внутреннего мира.

  • Сочинение Генерал Жигалов в рассказе Хамелеон Чехова (образ и характеристика)

    А. П. Чехов в своих многочисленных небольших рассказах изобразил ряд интересных героев, принадлежащих к разным социальным слоям. Каждый из них интересен по-своему. А вот в произведении «Хамелеон»

  • Анализ стихотворений
  • Лермонтов
  • Прощай немытая россия

Анализ стихотворения Лермонтова Прощай немытая Россия

Лермонтов – человек принципов. С годами, его характер становился все тверже и крепче, а потому его окружающие очень недолюбливали его, а многие и ненавидели. Хотя читатели знали его – как борца за справедливость и прекрасного, полного талантов, писателя и поэта.

Стихотворение «Прощай, немытая Россия» было написано поэтом в 1841 году. Это необычное произведение многих поразило своей неприкрытой правдой, которая заставила некоторых возмущаться, а некоторых – восхвалять правоту и справедливость автора. Но, конечно, большинство все же было возмущено. В это время поэт видел свет в темных и серых тонах, недаром было написано такое произведение. Этот человек был очень чувствителен к критике по отношению к себе, и воспринимал все очень серьезно, именно потому его обидчивость не знала границ. А потому он воспринимал все очень пессимистично. Этот человек был очень чувствителен к критике по отношению к себе, и воспринимал все очень серьезно, именно потому его обидчивость не знала границ. А потому он воспринимал все очень пессимистично.

Пример

Это произведение – далеко не романтическое, но это не мешает тому, что стихотворение Лермонтова – поистине достойно похвалы. Ведь оно приоткрывает все недостатки того правительства.

Анализ «Прощай, немытая Россия» Лермонтова

Картинка Анализ стихотворения Лермонтова Прощай немытая россия № 1

  1. История создания
  2. Основная тема и сюжетная композиция
  3. Образные средства, используемые в стихотворении
  4. Реакция на стихотворение современников поэта

Творческое наследие великого русского художника слова М.Ю. Лермонтова богато и многообразно. Оно включает в себя и позднее творчество поэта, к которому принадлежит стихотворение «Прощай, немытая Россия». Анализ «Прощай, немытая Россия» Лермонтова предполагает тщательное изучение истории создания этого поэтического творения, его основной темы и сюжетной композиции, образных средств и отклика на это произведение в сердцах современников.

История создания

Литературоведы сомневаются в точной дате создания этого стихотворения. Традиционно годом рождения этих лермонтовских строк называют трудный для поэта 1841 год.
В этот год Лермонтов был отправлен в новую ссылку на Кавказ, пережив несколько трагических для него историй любви. У него были неприятности по службе, преследовало разочарование в жизни и одиночество. Как результат такого подавленного состояния родилось стихотворение «Прощай, немытая Россия».

Основная тема и сюжетная композиция

Тема стихотворения трагическая: поэт признается читателям в неприятии современной ему российской действительности.

Он не хочет видеть Россию «страной рабов и господ». Фактически поэт предлагает свое понимание Российской империи как колосса на глиняных ногах. Государства, лишенного внутреннего стержня, у которого нет будущего, потому что оно строится на зыбком фундаменте: вместо воинов – защитников родной земли – повсюду «голубые мундиры» (то есть сотрудники жандармерии), умеющие только подслушивать, подглядывать и наказывать, и «преданный» им народ – раболепствующий и поэтому слабый.

Стихотворение состоит из восьми строк и имеет четко выраженное композиционное членение: немытая и неустроенная Россия противопоставляется гордому и свободолюбивому Кавказу, на земле которого поэт надеется обрести успокоение.

Образные средства, используемые в стихотворении

Анализ стихотворения Лермонтова «Прощай, немытая Россия» показывает, что в тексте используется большое количество троп и иных образных средств.

В первую очередь используются эпитеты: «немытая Россия», «мундиры голубые», «преданный народ», «всевидящие глаза», «всеслышащие уши». Эти эпитеты передают атмосферу, в которой приходится существовать лирическому герою стихотворения: атмосферу всеобщей слежки, непорядочности и доносительства. Самый яркий из представленных эпитетов «немытая Россия», то есть страна, которая не может очиститься от вековечного ига рабства, заключенного не только во внешнем устройстве жизни, но и в душах людей. В этой стране рабы все: и крепостные крестьяне, работающие на барщине, и чиновники, пресмыкающиеся перед начальством, и солдаты с офицерами, несущие ярмо воинской службы.

Безликость и закостенелость современной российской жизни подчеркивается использованием приема метонимии. Вместо словосочетания «жандармы в голубых мундирах» поэт использует выражение «голубые мундиры», указывая на то, что в российском обществе человеческая личность практически уничтожена, сведена к должности, которую занимает тот или иной подданный его величества.

Поэтому в тексте присутствует метафора: «голубые мундиры» сравниваются с восточными деспотами – пашами, которые также делают все, чтобы подчинить своей воле покорных им людей.
Отсюда используется прием антитезы, когда рабская Россия противопоставляется свободолюбивому, борющемуся за свою независимость Кавказу.

В стихотворении, написанном четырехстопным ямбом – самым сильным из размеров русского стихосложения, присутствует аллитерация: так на протяжении всего стихотворения повторяется звук «Р», придающий тексту напряженность и трагизм.

Реакция на стихотворение современников поэта

По понятным причинам лермонтовское стихотворение «Прощай, немытая Россия» не было опубликовано в печати ни во время жизни поэта, ни после его смерти. Однако оно разошлось в многочисленных списках.

Стихотворение пользовалось огромной популярностью у свободомыслящей молодежи, мечтающих о коренных преобразованиях российской жизни. Оно вдохновляло революционеров-народников, большевиков и эсеров.

В советские годы стихотворение рассматривалось как приговор царской России. Сегодня его понимание несколько смягчилось: стихотворение М.Ю. Лермонтова «Прощай, немытая Россия» изучается как определенное звено в переживании поэтом судьбы своей Родины.

1 8 41 г… новое изгнание … М.Ю. Лермонтов уезжал на Кавказ в угрюмом настроении. Он чувствовал, что его посылают на верную гибель. Гнев, ярость, презрение владели его рукой, когда он писал знаменитые строки:

Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.

Быть может, за стеной Кавказа
Сокроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.

Основная идея стихотворения — неприятие всех сторон русской действительности находит свое выражение в образной системе, выступающей как форма поэтической мысли.

В качестве средств организации языковых элементов в единую образную систему Лермонтов использовал различные поэтические способы и приемы, одним из которых является антитеза.

Композиция стихотворения строится на принципе противопоставления двух его частей- “в первой строфе объектированная констатация реальности, вторая повернута в план “ субъективный”, здесь все окрашено присутствием лирического “я” (“сокроюсь”)”.

Единство стихотворения создается общим идейно-эмоцио-нальным и ритмико-интонационным настроем, а также структурной связью частей. С эмоционально окрашенным словом “прощай”, являющемся зачином стихотворения, тесно связан образ лирического “Я”. Перефразируя “мундиров голубых” из первой строфы “пашами” во второй, автор усиливает образ деспотической действительности “немытой России”.

Предметом поэтического осмысления в стихотворении являются не отдельные стороны русской жизни, а все самодержавно –крепостническое общество николаевской России.

Основную смысловую и эмоциональную нагрузку несет первая строка- “Прощай немытая Россия.” .Оскорбительно-дерзкое определение (“немытая”) официальной России усугубляется и усиливается в следующих строках. В контрастном противопоставлении “мундиров голубых” и “им преданного народа”. Все это вместе взятое,- “крепостное рабство, жандармский произвол и жалкая “преданность” ему- передает в поэтической формуле Лермонтова как нечто единое, чему он говорит решительное “прощай”. Эта формула предопределяет синтаксическую организацию и тональность стихотворной речи.

Каждая строфа состоит из одного простого осложненного предложения: первое осложнено риторическими обращениями, а второе-однородными членами и вводным словом. Одно это делает строфы в интонационном отношении более напряженными.

Интонационное напряжение усиливается введением инверсии, нарушающей прямой порядок расположения слов, который является доминирующим в стихотворении. Инверсированы две последние строки первой строфы:

И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.

Обычно прямой порядок слов в строке придает речи плавность, делает речь ровной в интонационном отношении. Однако это не наблюдается в тексте стихотворения благодаря синтаксическим параллелизмам, лексическим повторам, вводным словам и переносам:

Страна рабов, страна господ > повтор и внутристрочный

И вы, мундиры голубые
И ты, им преданный народ > повтор и синтаксический параллелизм

Быть может, за стеной Кавказа
Сокроюсь от твоих пашей, > перенос
От их всевидящего глаза,

> повтор и синтаксический

От их всеслышащих ушей параллелизм

Повышение интонационной напряженности, в особенности наиболее значительные из них, приходятся на такие фрагменты стихотворения, которые в смысловом отношении весьма существенны: в первой строфе контрастирующие образы “немытой России” (страна рабов, страна господ; мундиры голубые и им преданный народ), во второй строфе образ жандармов в качестве “пашей”, а также образ страдающего, негодующего лирического героя, предполагавшего освободиться от “всевидящего глаза” и “всеслышащих ушей” деспотических “мундиров голубых”.

Размещение повторов и параллелизмов, выступающих как главное средство создания экспрессивности, определяет постепенное нарастание эмоциональной напряженности к концу стихотворения.

Особое, центральное положение в совокупности языковых выразительных средств принадлежит лексике: она создает смысловую, понятийную основу художественных образов, а также определенные стилевые эффекты, которые придают стихотворению ту или иную тональность.

Лексическая материя стихотворения образуется 32 словами, из которых 12 существительных, 5 прилагательных, 1 глагол, 6 местоимений, 2 союза, 4 предлога, 2 модальных слова. В нем авторские фразеологизмы представлены перифразами “немытая Россия” и “мундиры голубые”.

Большинство существительных представляет тематическую группу слов с общественно-политической семантикой (Россия, страна рабов, страна господ, мундиры, народ, Кавказ, паша). Из приведенных в тексте существительных только 4 использованы

в переносном значении (мундиры — метонимия; страна рабов, за стеной Кавказа, от пашей- метафоры). Среди прилагательных наблюдаются лишь качественно-оценочные единицы с социально-психологической семантикой: немытая, голубые, преданный, всевидящий, всеслышащий. Названные прилагательные являются необычными и емкими поэтическими определениями. Как много сказано одним лишь эпитетом немытая Россия (т.е.отсталая, неразвитая, нецивилизованная); преданный народ (т.е. выражающий духовное рабство).

Отрицательная экспрессия, заключенная в этих словах, передает жгучую ненависть лирического героя к насильникам и соответствует общему эмоциональному тону стихотворения.

Острое лирическое волнение и патетическое напряжение передается повторением предлога от. С этим предлогом связан мотив избавления, спасения от насилия бездумных “мундиров”.

Местоимения (и вы, и ты, от их) логически подчеркивают, противопоставляют те понятия, к которым с гневом обращается лирический герой. В параллельных конструкциях за этими словами “чувствуется эмоциональная жестикуляция”.

Единственный глагол (сокроюсь) вместе с модальным словом (быть может) является связующим звеном текста. Он вводит образ страдающего лирического героя, который говорит “прощай” всей “немытой России” и предполагает освободиться от преследования “пашей” за стеной Кавказа”.

В тексте наблюдаются в основном слова высокого книжного стиля (прощай, преданный, сокроюсь, всевидящий и др. сюда относится также и экзотизм-паша) и нейтральные слова (ты, вы, твоих, страна, глаз, уши и др.). Независимо от стилистической принадлежности эти слова приобретают в тексте эмоциональную оценку отрицательной иронической окраски.

На фоне высоких книжных и нейтральных слов “горит ярким блеском лишь один разговорный эпитет немытая Россия”. который несет большую эмоциональную и смысловую нагрузку.

Сочетанием слов с различной эмоциональной и стилистической окраской создается в стихотворении стилистическая доминанта. В соответствии с интонационно-тематическим содержанием стилистическая доминанта приобретает патетически-изобличительный характер.

Такая тональность вызвана общим ритмическим рисунком, который создают не только лексические и синтаксические средства, но и стихотворный размер и паузы, рифма и фоника поэтического текста.

Стихотворение “Прощай…” написано четырехстопным ямбом

с чередующейся мужской и женской рифмой с цензурой, разбивающей каждую строку на две половины:

Прощай / немытая Россия/

Страна рабов, страна господ

И вы / мундиры голубые/

И ты /им преданный народ/

Из восьми стихов поэтического текста в одном (втором) 4 ударных слога, а в семи- по 3 ударных слога Все строки, кроме второй, пиррихиальные. В 1,3,4,7,8 стихах пиррихий следует после второй, а в 5 и 6-после первой стопы.

Пиррихий выполняет не только экспрессивную функцию

(т.е. способствует усилению напряжения), но и содержательную.

Слова, на которых приходится пиррихий, несут особую смысловую нагрузку. Это в основном эпитеты: немытая, голубые, преданный, всевидящего, всеслышащих.

Пиррихий, приходящий на слова всеслышащего, всевидящих, выполняет особую семантико-стилистическую функцию.

От их всевидящего глаза,

От их всеслышащих ушей.

Благодаря пиррихию (—) сила ударного слога перед безударными усиливается, и безударный интервал увеличивается, поэтому слова произносятся с интонацией протяженности, придающей им гротескное значение. Усиление атрибутивной характеристики “пашей” до гротескного значения способствуют также звуковые повторы ([ф] се…аш) и ритмико-интонационный и синтаксический параллелизм.

Ритмико-интонационный повтор, наблюдаемый по всему тексту, сохраняет эмоциональное напряжение и способствует реализации патетического типа стихотворной речи.

Рифма в первой строфе (господ — народ) выделяет, акцентирует контрастирующие слова со звуковым повтором на [0]: страна рабов, страна господ, им преданный народ.

Во второй строфе в рифмующихся словах (пашей-ушей) выделенный опорный звук [ш], повторяясь в других словах (например, всевидящего, всеслышащих), усиливает звуковую ощутимость рифмы и акцентирует слово “пашей”, которое входит в ряд контрастирующих слов в первой строфе. С помощью рифмы выделяются основные тематические группы слов.

В стихотворении наблюдается лейтмотивная звукопись. По всему тексту рассыпаны опорные звуки слов в зачинной строке

“Прощай, немытая Россия”. Аллитерационный ряд на твердые, резкие согласные Р8, Н6, m61 в первой строфе в сочетании с ассонансом на гласные а3,ы4 придают тексту особую звучность и усиливают образ “немытой России”.

Во второй строфе усиливается неблагозвучие. Отрицательное эмоциональное состояние, негодование лирического героя передается аллитерацией на свистящие, шипящие, глухие согласные: С6, (ж-ш)6, m6,Х4 и ассонансом на О3, Ы4. Неблагозвучие выполняет эмоционально-выразительную функцию и соответствует его интонационно-тематическому содержанию.

В стихотворении Лермонтова “Прощай, немытая Россия” все языковые средства и фонетические, и лексические, и синтаксические, -служат наиболее полному раскрытию темы, в конечном счете, идеи художественного текста.

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Прощай, немытая Россия. »

Картинка Анализ стихотворения Лермонтова Прощай немытая россия № 2

В 1841 году, уезжая из Петербурга, М.Ю. Лермонтов создал стихотворение «Прощай, немытая Россия…». Поэт часто писал произведения, находясь в эмоциональном порыве. В стихотворении «Родина» он возвеличивает Россию и дает понять, что любит свою страну. А в этом стихотворении применяет к России обидный эпитет немытая.

Лермонтову предстояло вернуться на Кавказ, но он не хотел возвращаться туда, где его не любили и не признавали. Так как он был эмоциональным человек с взрывным характером, то резко отреагировал на новость о скором отъезде. В порыве гнева поэт и написал это стихотворение.

Оно состоит всего из двух четверостиший, но передает все отчаяние и злость, испытываемые Лермонтовым. Он мечтает о свободе слова и не понимает, почему людей наказывают за собственное мнение и принципы. Он называет народ рабами, так как все молчат и не хотят ничего делать для своей страны. Лишь декабристы попытались что-то сделать, но их восстание было жестоко подавлено.

Стихотворение про Россию написано четырехстопным ямбом. Присутствует чередование мужской и женской рифм. Усиливают напряжение многочисленные пиррихии. Лирический герой прощается с Россией, как с живым существом. Он не жалеет об отъезде и надеется обрести покой на Кавказе.

Анализ стихотворения Лермонтова «Прощай, немытая Россия»

В творчестве Михаила Лермонтова есть немало спорных произведений, которые были созданы под воздействием сиюминутного порыва либо душевных переживаний. По воспоминаниям очевидцев, поэт был достаточно неуравновешенным, вспыльчивым и обидчивым человеком, который мог затеять ссору из-за любого пустяка и очень болезненно реагировал на то, как к нему относятся окружающие. Одним из такие произведений, которое отражает, в первую очередь, моральное состояние автора и умышленно представляет мир в мрачных тонах, является стихотворение «Прощай, немытая Россия». Оно было создано зимой 1841 года в Санкт-Петербурге, накануне отъезда поэта на Кавказ. Лермонтов провел в северной российской столице больше месяца, рассчитывая выйти в отставку и поставить жирный крест на военной карьере, которая его тяготила. Однако по настоянию бабушки был вынужден отказаться от этой идеи. Светские рауты не прельщали поэта, вызывая в нем острое чувство раздражения, возвращаться на службу тоже не хотелось. Кроме этого, рассчитывая посвятить свою жизнь литературе, Лермонтов осознавал, что из-за своих резких и обличительных стихов находится в опале, и двери многих знатных домов для него уже закрыты.

Пребывая в столь скверном расположении духа, поэт видел мир исключительно в черных тонах. И если в его раннем творчестве присутствует лирика, то стихи последнего года трудно отнести к категории романтических. «Прощай, немытая Россия» — произведение, которое выворачивает наизнанку всю подноготную страны. Первая его строчка является очень емкой и точной, характеризуя не только общественный уклад, но и образ мыслей людей, «немытый», примитивный и лишенный изящества. Кроме этого, символом России для поэта являются «мундиры голубые», в которых щеголяли стражи правопорядка, подавившие восстание декабристов, а также «преданный народ», даже и не помышляющий о том, что жить можно совсем по-другому.

«Быть может, за стеной Кавказа сокроюсь от твоих пашей» — пишет Михаил Лермонтов, давая понять, что устал от постоянной цензуры и невозможности открыто выражать свои взгляды. При этом поэта не только угнетает двойственность его положения, но и пугает перспектива повторить судьбу тех, кто уже отправлен на каторгу. Поэтому очередное назначение на Кавказ представляется Лермонтову наилучшим выходом из ситуации, хотя очередной виток в армейской службе он воспринимает, как добровольную каторгу. Тем не менее, автор выражает надежду, что именно эта поездка поможет ему скрыться от «всевидящего глаза» и «всевидящих ушей» царской охранки, которая пристально следит за каждым шагом поэта.

Будучи по натуре человеком достаточно свободолюбивым и своенравным, Лермонтов, тем не менее, подавляет в себе желание открыто выступить против существующего режима. У него еще свежи в памяти те нападки и унижения, которым незадолго до гибели подвергся Пушкин. Быть публично осмеянным для Лермонтова равнозначно самоубийству, и пребывание на Кавказе, по его мнению, позволит улечься волнениям, которые неизменно вызывали стихи поэта, изредка появляющиеся в печати.

Однако Лермонтов вряд ли предполагал, что прощается с Россией навсегда. Хотя бытует мнение, что поэт не только предчувствовал свою гибель, но и стремился к смерти. Тем не менее, страна, которую автор так любил и восхищался ее героическим прошлым, осталась в творческом наследии поэта именно такой – немытой, грубой, жестокой, порабощенной и превращенной в одну огромную тюрьму для сильных духом и свободных людей, к которым Лермонтов, несомненно, причислял и себя.

«Прощай, немытая Россия», анализ стихотворения Лермонтова

В 1841 году М. Ю. Лермонтов пишет стихотворение «Родина». где рисует неповторимый образ России и признается ей в своей «странной любви». Резким контрастом звучат строки, вышедшие из под пера поэта в том же году: «Прощай, немытая Россия». С бескомпромиссной жестокостью, мощно и пронзительно обличает Лермонтов страну, где власть распоряжается личной жизнью граждан, где делятся люди на рабов и господ, страну, где за мундирами нет воинов, а за безвольными марионетками следит всевидящее и всеслышащее третье отделение.

В основе композиции стихотворения «Прощай, немытая Россия» лежит яркая антитеза. объективное повествование первой части сменяется субъективной окраской второй.

Лирический герой обличает деспотизм и бесправие, дерзко и метко используется эпитет «немытая» Россия, особенно выпукло звучащий на фоне книжной лексики.

Введение инверсии и градации в первой строфе усиливает интонационное напряжение, через которое передается ярость и боль. Резкий контраст «мундиров голубых» и «преданного народа» придает звучанию ноты трагизма.

Но стоит обратить внимание на обращение в первой строчке: «Прощай. » Словно к живому существу обращается поэт к родине. Осуждаются лирическим героем и владыки мира сего, не меньшего осуждения вызывает покорность и раболепие народа. Местоименный параллелизм в одинаковых позициях чертит картину всеобъемлющей трагичности российского быта, она же дополняется обезличивающей метонимией«мундиры». Бессилие от сложившейся ситуации передается через горькую иронию: гротескно звучат образы «пашей». «ушей» и «глаз» . А слово «прощай» подчеркивает глубинную скорбь поэта по своей многострадальной родине. Любовь и горечь слиты воедино в лирическом сознании.

Закабаленная Россия противопоставляется вольному Кавказу, который всегда мыслился поэтом символом свободы духа и мысли .

Метрический рисунок стихотворения — четырехстопный ямб с многочисленными пиррихиями. которые берут на себя эмоциональную нагрузку, т.к. приходятся на эпитеты .

Протянутая через весь текст аллитерация на звук Р в первой строфе и на шипящие во второй согласуются с общей тональностью, усиливая тревожность от первой строчки к последней.

Масштабность видения, заключенная всего в 8 строчках стихотворения, отточенность слова и энергетика лирических раздумий делают это произведение Лермонтова культурным достоянием нашей литературы.

Послушать стихотворение Лермонтова Прощай немытая россия

Темы соседних сочинений

Настроение произведения Прощай немытая россия

Прощай немытая россия

На чтение 6 мин Просмотров 2.8к.
Обновлено 13 декабря, 2020

Полный анализ стихотворения «Прощай, немытая Росси», которое написал Михаил Юрьевич Лермонтов, помогает раскрыть весьма актуальные проблемы и понять настроение автора в тот момент. Команда Литеровед.ру поможет разобрать основные вопрос произведения, а так е раскроет смысл, которые передал нам автор.

Содержание

  1. История создания
  2. Темы, проблемы
  3. Композиция
  4. Жанр, размер
  5. Средства выразительности
  6. Основная мысль произведения

История создания

Стихотворение «Прощай, немытая Россия» было написано Михаилом Юрьевичем в 1841 году, когда он собирался отправиться в ссылку на Кавказ. Личная жизнь не приносила никакой радости, в службе тоже не было никакого просвета, а творчество было настолько ограничено, что автор не мог писать свободно о наболевшем. Благодаря слухам, Михаила Юрьевича арестовали за участие в дуэли. Поэтому было вынесено решение отправить его на Кавказ, где война уже шла далеко не первый год. Автор понимал, что очень вряд ли вернется оттуда. Возможно поэтому он начинает свое стихотворение со слова : «Прощай». Лермонтов так же понимал, что неугоден власти, именно поэтому его отправляют туда, откуда назад нет пути. Зимой 1841 года было написано стихотворение «Прощай, немытая Россия», а летом того же года великий поэт погиб.

Темы, проблемы

Главной темой произведения выступает непринятие того режима, который был в России. Нежелание повиноваться общественным устоям и полная неудовлетворенность властью. В тексте хорошо прослеживается обида поэта на то, что в родной стране его так и не смогли понять и оценить по достоинству. Он не хотел находиться в стране, где правило самоуправство, невежество и низость. Каждый мог донести на другого, что было поэту неприемлемо. Это единственное произведение, где Лермонтов так открыто осуждает Россию и то, что с ней стало. Он не понимает ни сторону правителей, ни тех, кто молча им покорился.

Михаил Юрьевич имел очень непростой характер, из-за которого у него практически отсутствовали друзья. Высшее общество не принимало его из-за вздорного и неуравновешенного характера, который был ярко выражен у поэта. На приемах он часто высказывал свое негативное отношение и мнение на чей-то счет, что, естественно, совершенно не нравилось публики. Острый на язык творец не собирался перед кем-то лебезить. Он открыто высказывал свое мнение, совершенно не заботясь о чувствах окружающих.

Лермонтов высказывает свое недовольство властью и режимом, которые на тот момент царили в России. Он до конца своих дней остается патриотом своей Родины, которую очень любил и ценил. Но принять тот порядок, который устоялся в стране, он так и не смог. Он безумно любит Россию, но ненавидит власть.

Состояние автора прослеживается через лирического героя, который раздавлен и опечален всей ситуацией в его государстве. При помощи антитезы автор показывает яркий контраст между порабощенной Россией и свободным Кавказом. Называя в стихотворении Россию «немытой», он тем самым подчеркивает всю ту ложь и грязь, которая как болото затягивала страну все дальше и дальше.

Композиция

Композиционно стихотворение делится на две строфы. Но даже в этих двух четверостишьях автор сумел емко охарактеризовать всю эпоху. В самом начале лирический герой прощается со всем тем, что так неприятно ему было наблюдать. Весть этот режим, который установился в России, действовал очень удручающе на поэта, и разрушало его. В каждой строчке первой строфы мы можем видеть боль и разочарование.

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ,

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.

В заключительной же строфе автор высказывает некую надежду на то, что возможно его место в жизни находится на далеком Кавказе. Подальше от всего того хаоса, который происходит на родной земле Михаила Юрьевича. Благодаря использованию определенных форм глагола, которые употребляет автор во второй строфе, ощущается присутствие лирического героя.

Быть может, за стеной Кавказа

Укроюсь от твоих пашей,

От их всевидящего глаза,

От их всеслышащих ушей.

Жанр, размер

Поскольку данное творение затрагивает тему отношений в государстве, а также неприятие жизненных устоев общества, то в нем можно заметить черты эпиграммы. Здесь явно показан негатив, который направлен на существующий режим, а так же то, что толпа безмолвно покорилась власти. Так же о чертах эпиграммы говорит обращение к определенному адресату. Автор взывает к родине, а так же к господствующей власти и народу.

Размер стиха – это четырехстопный ямб, рифмовка – перекрестная.

Средства выразительности

Михаил Юрьевич Лермонтов пишет данное стихотворение на эмоциях, о чем говорит большое использование эпитетов. В самом названии автор использует эпитет, чтоб подчеркнуть свое отношение и эмоции. Так же использование сатирической гиперболы и метафор делают текст ещё более ярким и выразительным. Он отлично передает эмоциональный фон поэта, который он выплеснул на бумагу.

Основная мысль произведения

В стихотворении «Прощай, немытая Россия» Михаил Юрьевич Лермонтов передал все свое отношение, которое сложилось относительно действующей власти. Власть, почувствовав свое могущество и безнаказанность, просто издевается над русским народом. Люди же, выбрали вариант просто смириться и преклониться перед действующим режимом, чем попробовать как-либо бороться. Поэту тяжело наблюдать за тем, как его родина превращается просто в сборище пирующих правителей. Ему очень больно и противно наблюдать подобное, что чувствуется практически в каждой строке.

Творец не может больше находиться там, где его никто не понимает и не принимает. Лучшим выходом он видит отъезд. Призрачная надежда лишь мелькает в его сознании, что там на чужбине, возможно, он найдет свое место. Он сам до конца не верит в это, потому что является настоящим патриотом, который готов бороться за светлое будущее государства. Но что он может сделать в одиночку? Он прекрасно понимает всю бесполезность своих действий. Он устал от окружающего его беспредела, поэтому отъезд на Кавказ для него и то становится выходом из данной ситуации.

Настроение автора отлично чувствуется при прочтении этого бессмертного стихотворения. С одной стороны – это призыв к борьбе, высказывание негодования и протест. С другой же стороны, данное произведение – это своего рода стихотворение разочарования. Автор огорчен и разбит, ему невыносимо больно наблюдать все то, с чем пришлось столкнуться его современникам. Он безумно любит свою родину за ее бескрайние пейзажи, обычаи и красоту. Но он так и не смог принять образ жизни дворянства, и понять народ, который молча склонил голову.

Традиционно это произведение М. Ю. Лермонтова изучается на уроках литературы в 9 классе. В нашей статье вы сможете ознакомиться с полным и кратким анализом «Прощай, немытая Россия» по плану.

Содержание

  1. Полный текст стихотворения «Прощай, немытая Россия» М. Ю. Лермонтов
  2. Краткий анализ стиха М. Ю. Лермонтова «Прощай, немытая Россия»
  3. Стихотворение «Прощай, немытая Россия» – анализ по плану
  4. Анализ стихотворения Лермонтова «Прощай, немытая Россия»

Полный текст стихотворения «Прощай, немытая Россия» М. Ю. Лермонтов

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ,

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.

Быть может, за стеной Кавказа

Сокроюсь от твоих пашей,

От их всевидящего глаза,

От их всеслышащих ушей.

1841 год

Краткий анализ стиха М. Ю. Лермонтова «Прощай, немытая Россия»

Вариант 1

В 1841 году, уезжая из Петербурга, М.Ю. Лермонтов создал стихотворение «Прощай, немытая Россия…». Поэт часто писал произведения, находясь в эмоциональном порыве. В стихотворении «Родина» он возвеличивает Россию и дает понять, что любит свою страну. А в этом стихотворении применяет к России обидный эпитет немытая.

Лермонтову предстояло вернуться на Кавказ, но он не хотел возвращаться туда, где его не любили и не признавали. Так как он был эмоциональным человек с взрывным характером, то резко отреагировал на новость о скором отъезде. В порыве гнева поэт и написал это стихотворение.

Оно состоит всего из двух четверостиший, но передает все отчаяние и злость, испытываемые Лермонтовым. Он мечтает о свободе слова и не понимает, почему людей наказывают за собственное мнение и принципы. Он называет народ рабами, так как все молчат и не хотят ничего делать для своей страны. Лишь декабристы попытались что-то сделать, но их восстание было жестоко подавлено.

Стихотворение про Россию написано четырехстопным ямбом. Присутствует чередование мужской и женской рифм. Усиливают напряжение многочисленные пиррихии. Лирический герой прощается с Россией, как с живым существом. Он не жалеет об отъезде и надеется обрести покой на Кавказе.

Вариант 2

Лермонтов – человек принципов. С годами, его характер становился все тверже и крепче, а потому его окружающие очень недолюбливали его, а многие и ненавидели. Хотя читатели знали его – как борца за справедливость и прекрасного, полного талантов, писателя и поэта.

Стихотворение «Прощай, немытая Россия» было написано поэтом в 1841 году. Это необычное произведение многих поразило своей неприкрытой правдой, которая заставила некоторых возмущаться, а некоторых – восхвалять правоту и справедливость автора. Но, конечно, большинство все, же было возмущено.

В это время поэт видел свет в темных и серых тонах, недаром было написано такое произведение. Этот человек был очень чувствителен к критике по отношению к себе, и воспринимал все очень серьезно, именно потому его обидчивость не знала границ. А потому он воспринимал все очень пессимистично. Этот человек был очень чувствителен к критике по отношению к себе, и воспринимал все очень серьезно, именно потому его обидчивость не знала границ. А потому он воспринимал все очень пессимистично.

Это произведение – далеко не романтическое, но это не мешает тому, что стихотворение Лермонтова – поистине достойно похвалы. Ведь оно приоткрывает все недостатки того правительства.

Вариант 3

Это знаменитое стихотворение, относится к 1841 году. Оно входит в сборник стихов и сочинений М.Ю. Лермонтова, но до сих пор историки и культуроведы спорят и не могут до конца быть уверены, что автором данного произведения является Михаил Юрьевич.

Первое, что бросается в глаза, когда читаешь «Прощай, немытая Россия…», соотношение размера произведения и количества мощных фраз в нем, определяющих ожесточенно настроенный характер произведения. Названием стихотворения служит первая строка: «Прощай, немытая Россия, …», она же сражает сразу наповал. Здесь слышится и сильное презрение («немытая») и неожиданное желание скорее расстаться («прощай») с Родиной, качества совершенно несвойственные поэту.

И далее, на протяжении всего короткого произведения (всего два четверостишия), автор «клеймит» страну жестокими сравнениями («Страна рабов, страна господ»). Называет русских людей «рабами», а царский режим: «мундиры голубые», «паши». Изъявляет желание скрыться «за стеной Кавказа» от власти того времени: «От их всевидящего глаза, От их всеслышащих ушей».

Абсолютно каждая строка пропитана ненавистью, будто плевок в сторону государства, и от этого еще более странно выглядит данное произведение среди всей остальной лирики Михаила Юрьевича. Вообще сам стиль написания не свойственен для поэта, он нигде и никогда не употреблял подобных фраз в своем творчестве.

Конечно, Лермонтов всегда шел вразрез с общепринятыми нормами, поэт-бунтарь, поэт-мятежник… Он жил лишь чувствами и эмоциями, у него все было на пределе, если любил, то жарко, если ненавидел, то до глубины души своей! Зная импульсивность поэта, можно подумать, что возможно он находился в расстроенных чувствах и таким образом выразил свою обиду.

Но, это стихотворение слишком выделяется, контрастирует со всеми остальными стихами того временного отрезка. Не совпадает по стилистике, не найдено ни одной достоверной записи в черновиках, некоторые слова имеют несколько вариантов написания (синонимов) и, наконец, о нем стало известно неожиданно, спустя время (в начале 70‑х годов) от предполагаемого выпуска произведения.

Например, в этом же году (1841г.), было написано знаменитое стихотворение «Родина», в котором он буквально с первого вздоха начинает воспевать любовь к России («Люблю отчизну я, но странною любовью!»). И заканчивает его, выражая свою симпатию к простым крестьянам («Под говор пьяных мужичков»).

Именно таким мы привыкли «видеть» Лермонтова, который умел разглядеть красоту во всем русском. Он бесконечно был предан своей отчизне и выражал свою любовь в мелочах: тонко описывая природу, людей и уклад жизни простых крестьян.

Таким образом, это произведение и по сей день создает много вопросов и споров. Большинство «сильнейших умов» небезосновательно считают стихотворение Лермонтова «Прощай, немытая Россия…» подделкой, не имеющей никакого отношения к поэту.

Стихотворение «Прощай, немытая Россия» – анализ по плану

Вариант 1

Творческое наследие великого русского художника слова М.Ю. Лермонтова богато и многообразно. Оно включает в себя и позднее творчество поэта, к которому принадлежит стихотворение «Прощай, немытая Россия». Анализ «Прощай, немытая Россия» Лермонтова предполагает тщательное изучение истории создания этого поэтического творения, его основной темы и сюжетной композиции, образных средств и отклика на это произведение в сердцах современников.

История создания

Литературоведы сомневаются в точной дате создания этого стихотворения. Традиционно годом рождения этих лермонтовских строк называют трудный для поэта 1841 год.

В этот год Лермонтов был отправлен в новую ссылку на Кавказ, пережив несколько трагических для него историй любви. У него были неприятности по службе, преследовало разочарование в жизни и одиночество. Как результат такого подавленного состояния родилось стихотворение «Прощай, немытая Россия».

Основная тема и сюжетная композиция

Тема стихотворения трагическая: поэт признается читателям в неприятии современной ему российской действительности. Он не хочет видеть Россию «страной рабов и господ».

Фактически поэт предлагает свое понимание Российской империи как колосса на глиняных ногах. Государства, лишенного внутреннего стержня, у которого нет будущего, потому что оно строится на зыбком фундаменте: вместо воинов – защитников родной земли – повсюду «голубые мундиры» (то есть сотрудники жандармерии), умеющие только подслушивать, подглядывать и наказывать, и «преданный» им народ – раболепствующий и поэтому слабый.

Стихотворение состоит из восьми строк и имеет четко выраженное композиционное членение: немытая и неустроенная Россия противопоставляется гордому и свободолюбивому Кавказу, на земле которого поэт надеется обрести успокоение.

Образные средства, используемые в стихотворении

Анализ стихотворения Лермонтова «Прощай, немытая Россия» показывает, что в тексте используется большое количество троп и иных образных средств.

В первую очередь используются эпитеты: «немытая Россия», «мундиры голубые», «преданный народ», «всевидящие глаза», «всеслышащие уши». Эти эпитеты передают атмосферу, в которой приходится существовать лирическому герою стихотворения: атмосферу всеобщей слежки, непорядочности и доносительства.

Самый яркий из представленных эпитетов «немытая Россия», то есть страна, которая не может очиститься от вековечного ига рабства, заключенного не только во внешнем устройстве жизни, но и в душах людей. В этой стране рабы все: и крепостные крестьяне, работающие на барщине, и чиновники, пресмыкающиеся перед начальством, и солдаты с офицерами, несущие ярмо воинской службы.

Безликость и закостенелость современной российской жизни подчеркивается использованием приема метонимии. Вместо словосочетания «жандармы в голубых мундирах» поэт использует выражение «голубые мундиры», указывая на то, что в российском обществе человеческая личность практически уничтожена, сведена к должности, которую занимает тот или иной подданный его величества.

Поэтому в тексте присутствует метафора: «голубые мундиры» сравниваются с восточными деспотами – пашами, которые также делают все, чтобы подчинить своей воле покорных им людей.

Отсюда используется прием антитезы, когда рабская Россия противопоставляется свободолюбивому, борющемуся за свою независимость Кавказу.

В стихотворении, написанном четырехстопным ямбом – самым сильным из размеров русского стихосложения, присутствует аллитерация: так на протяжении всего стихотворения повторяется звук «Р», придающий тексту напряженность и трагизм.

Реакция на стихотворение современников поэта

По понятным причинам лермонтовское стихотворение «Прощай, немытая Россия» не было опубликовано в печати ни во время жизни поэта, ни после его смерти. Однако оно разошлось в многочисленных списках.

Стихотворение пользовалось огромной популярностью у свободомыслящей молодежи, мечтающих о коренных преобразованиях российской жизни. Оно вдохновляло революционеров-народников, большевиков и эсеров.

В советские годы стихотворение рассматривалось как приговор царской России. Сегодня его понимание несколько смягчилось: стихотворение М.Ю. Лермонтова «Прощай, немытая Россия» изучается как определенное звено в переживании поэтом судьбы своей Родины.

Вариант 2

История создания

Стихотворение написано в 1841 году перед ссылкой поэта на Кавказ. Его личная жизнь снова неустроена, служба не приносила удовольствия, свобода творчества была практически ограничена. После очередной дуэли с участием Лермонтова его арестовали на основании слухов, было вынесено постановление о ссылке поэта на Кавказ (война там длилась около полувека) “в первую линию наступления”.

Фактически это был смертный приговор, и автор понимал это, не зря его стихотворение начинается со слова “Прощай..”. Именно так в царской России поступали с неугодными людьми, которые мешали режиму, но были слишком яркими личностями, чтобы быть осужденными безвинно. Поэт написал гневное стихотворение зимой 1841 года, летом этого же года его не стало.

Тема

Неприятие общественных устоев и политического режима России. Обида и одиночество человека, непризнанного своей страной, не нужного ей. Невозможность жить в условиях слежки, доносов, низости и самоуправства. Это единственное стихотворение, в котором Лермонтов так откровенно осудил ту Россию, которая превратилась в безликую, раболепствующую, угнетённую страну. Он чётко разграничил тех, кто управляет “мундиры голубые”, “паши” и кто пресмыкается “им преданный народ“.

Будучи человеком с тяжёлым характером, острым и язвительным, Лермонтов практически не имел друзей, не был уважаем в “благородном” обществе, за ним тянулась слава неуравновешенного, обозлённого человека. Этот факт способствовал тому, что он чувствовал себя чужим на балах и светских раутах, ему были неинтересны пышные приёмы, где он часто вступал в конфликты, бросал колкости в адрес присутствующих.

Идея – поэт не принимает раболепское мышление и образ жизни дворянства, вездесущий контроль со стороны жандармерии, которая была одинакова нелюбима гражданскими и военными. Их способы управления и воздействия на думающих людей поэт презирал, как и самого царя. Искренняя любовь к России, как матери, её природе, красоте и обычаям – вот то, что ценил Лермонтов. До конца жизни он был ярым патриотам, не смотря на отношения с властью.

Лирический герой в стихотворении печален и разочарован, он потерян и угнетён. Яркой антитезой звучит сравнение “немытой” России и гордого свободного Кавказа. Такой обидный эпитет родина заслужила за то, что она погрязла во лжи, чинопреклонении, доносах и угодничестве.

Композиция

Небольшое произведение – всего два четверостишия – уместило целую эпоху и характеристику общества 19 века. В первой строфе поэт прощается со всем, что его тяготит, в этих строках чувствуется боль и разочарование. Во второй строфе лирический герой выражает смутную надежду найти своё место “за стеной Кавказа“, где нет отвратительного мировоззрения и устоев, характерных для Москвы и Петербурга (“всевидящих глаз и всеслышащих ушей“).

Ощущение присутствия лирического героя достаточно значимо благодаря формам глаголов, которые использует автор и эмоциональной субъективности во второй строфе.

Жанр

Стихотворение, затрагивающее тему человека и толпы, непринятия пороков современного общества. В произведении есть черты эпиграммы, оно ярко высмеивает “всевидящий и всеслышащий” режим, рабское сознание людей, их недостатки. Как и эпиграмма, оно обращено к конкретному адресату, даже к нескольким “мундирам”, “народу”, “немытой” родине. С. Наровчатов назвал стихотворение “эпитафией всей николаевской России”.

Размер стихотворения: четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой.

Средства выразительности

Незабываемые авторские эпитеты, которые делают стих произведения непревзойдённо “лермонтовским”: “немытая Россия”, “преданный народ”, “всевидящий глаз”, “всеслышащие уши”. Последние два словосочетания являются также тонкими сатирическими гиперболами.

Метонимия “голубые мундиры” используется вместо озвучивания слова “жандармы”.

Метафоры – “страна рабов, страна господ”, “стена Кавказа”, “паши”.

Вариант 3

История создания. Стихотворение “Прощай, немытая Россия” было написано Лермонтовым перед отъездом во вторую ссылку на Кавказ — весной 1840 г. Это одно из наиболее смелых политических произведений поэта. Из-за радикального содержания оно было впервые напечатано только в 1887 г.

Жанр произведения — гражданская лирика.

Основная тема стихотворения — резко отрицательное отношение поэта к полицейскому режиму, установленному Николаем II. Лермонтов с большой любовью относился к России, о чем свидетельствуют многие его стихотворения. При этом он отделял понятия страны и народа от политической власти.

Поэт был уверен, что бедность и отсталость Российской империи вызваны исключительно авторитарным характером власти. Стихотворение может показаться оскорбительным для русского человека, но на самом деле оно является реальной критикой. Лермонтову было бесконечно больно видеть Родину в униженном состоянии.

“Немытая Россия” вызывает насмешки, но это не значит, что ее не нужно любить. В произведении нет ни одной оптимистической ноты. Это объясняется душевным состоянием самого поэта. В 1840 г. Лермонтов переживает тяжелый духовный кризис, усиленный второй ссылкой. Именно поэтому он так негативно настроен.

Наибольший гнев поэта вызывает крепостное право, из-за которого Россия может быть справедливо названа “страной рабов, страной господ”. Крепостничество распространяется не только на помещиков и крестьян. Рабским духом пропитано все население страны. Ужасающий порядок бдительно охраняют “мундиры голубые”.

Во многих произведениях Лермонтов высказывал мысль о бесполезности своего поколения. Современники поэта уже давно смирились со всем и отказались от борьбы с несправедливостью. Крестьяне забиты настолько, что тоже не помышляют об изменении своего положения (“послушный им народ”). Вторая ссылка Лермонтова нанесла ему еще один серьезный удар. Поэт понял, что сопротивляться в одиночку бесполезно. В какой-то степени он даже рад отъезду на Кавказ, потому что там есть возможность укрыться от “всевидящего глаза” и “всеслышащих ушей”.

Композиция. Первая строфа стихотворения содержит в себе горькое прощание автора с неласковой Родиной. Вторая строфа — надежда поэта на избавление от тотальной слежки.

Размер произведения — четырехстопный ямб.

Выразительные средства. В основе всего произведения лежит горькая ирония автора. Она основана на очень резких антитезах: “страна рабов” — “страна господ”; “мундиры голубые” — “послушный народ”. Еще острее и прозрачнее метафоры: “мундиры голубые” — жандармы, “всевидящий глаз” и “всеслышащие уши” — весь государственный аппарат Российской империи, в основе которого лежат цензура, слежка и подозрительность.

Главная мысль стихотворения — социально-политическое положение в России достигло самой крайней точки. Лермонтов был настоящим патриотом, но даже его довели до такого состояния, что ссылку он воспринимает в качестве избавления.

Анализ стихотворения Лермонтова «Прощай, немытая Россия»

Вариант 1

В творчестве Михаила Лермонтова есть немало спорных произведений, которые были созданы под воздействием сиюминутного порыва либо душевных переживаний. По воспоминаниям очевидцев, поэт был достаточно неуравновешенным, вспыльчивым и обидчивым человеком, который мог затеять ссору из-за любого пустяка и болезненно реагировал на то, как к нему относятся окружающие. Одним из произведений, которое отражает, в первую очередь, моральное состояние автора и умышленно представляет мир в мрачных тонах, является стихотворение «Прощай, немытая Россия».

Оно было создано зимой 1841 года в Санкт-Петербурге, накануне отъезда поэта на Кавказ. Лермонтов провел в северной российской столице больше месяца, рассчитывая выйти в отставку и поставить жирный крест на военной карьере, которая его тяготила. Однако по настоянию бабушки был вынужден отказаться от этой идеи. Светские рауты не прельщали поэта, вызывая в нем острое чувство раздражения, возвращаться на службу тоже не хотелось. Кроме этого, рассчитывая посвятить свою жизнь литературе, Лермонтов осознавал, что из-за своих резких и обличительных стихов находится в опале, и двери многих знатных домов для него уже закрыты.

Пребывая в столь скверном расположении духа, поэт видел мир исключительно в черных тонах. И если в его раннем творчестве присутствует лирика, то стихи последнего года трудно отнести к категории романтических. «Прощай, немытая Россия» — произведение, которое выворачивает наизнанку всю подноготную страны. Первая его строчка является очень емкой и точной, характеризуя не только общественный уклад, но и образ мыслей людей, «немытый», примитивный и лишенный изящества. Кроме этого, символом России для поэта являются «мундиры голубые», в которых щеголяли стражи правопорядка, подавившие восстание декабристов, а также «преданный народ», даже и не помышляющий о том, что жить можно совсем по-другому.

«Быть может, за стеной Кавказа сокроюсь от твоих пашей» — пишет Михаил Лермонтов, давая понять, что устал от постоянной цензуры и невозможности открыто выражать свои взгляды. При этом поэта не только угнетает двойственность его положения, но и пугает перспектива повторить судьбу тех, кто уже отправлен на каторгу. Поэтому очередное назначение на Кавказ представляется Лермонтову наилучшим выходом из ситуации, хотя очередной виток в армейской службе он воспринимает, как добровольную каторгу. Тем не менее, автор выражает надежду, что именно эта поездка поможет ему скрыться от «всевидящего глаза» и «всевидящих ушей» царской охранки, которая пристально следит за каждым шагом поэта.

Будучи по натуре человеком достаточно свободолюбивым и своенравным, Лермонтов, тем не менее, подавляет в себе желание открыто выступить против существующего режима. У него еще свежи в памяти те нападки и унижения, которым незадолго до гибели подвергся Пушкин. Быть публично осмеянным для Лермонтова равнозначно самоубийству, и пребывание на Кавказе, по его мнению, позволит улечься волнениям, которые неизменно вызывали стихи поэта, изредка появляющиеся в печати.

Однако Лермонтов вряд ли предполагал, что прощается с Россией навсегда. Хотя бытует мнение, что поэт не только предчувствовал свою гибель, но и стремился к смерти. Тем не менее, страна, которую автор так любил и восхищался ее героическим прошлым, осталась в творческом наследии поэта именно такой – немытой, грубой, жестокой, порабощенной и превращенной в одну огромную тюрьму для сильных духом и свободных людей, к которым Лермонтов, несомненно, причислял и себя.

Вариант 2

В творчестве Михаила Лермонтова есть немало спорных произведений, которые были созданы под воздействием сиюминутного порыва либо душевных переживаний. По воспоминаниям очевидцев, поэт был достаточно неуравновешенным, вспыльчивым и обидчивым человеком, который мог затеять ссору из-за любого пустяка и очень болезненно реагировал на то, как к нему относятся окружающие.

Одним из произведений, которое отражает, в первую очередь, моральное состояние автора и умышленно представляет мир в мрачных тонах, является стихотворение «Прощай, немытая Россия». Оно было создано зимой 1841 года в Санкт-Петербурге, накануне отъезда поэта на Кавказ. Лермонтов провел в северной российской столице больше месяца, рассчитывая выйти в отставку и поставить жирный крест на военной карьере, которая его тяготила. Однако по настоянию бабушки был вынужден отказаться от этой идеи. Светские рауты не прельщали поэта, вызывая в нем острое чувство раздражения, возвращаться на службу тоже не хотелось. Кроме этого, рассчитывая посвятить свою жизнь литературе, Лермонтов осознавал, что из-за своих резких и обличительных стихов находится в опале, и двери многих знатных домов для него уже закрыты.

Пребывая в столь скверном расположении духа, поэт видел мир исключительно в черных тонах. И если в его раннем творчестве присутствует лирика, то стихи последнего года трудно отнести к категории романтических. «Прощай, немытая Россия» — произведение, которое выворачивает наизнанку всю подноготную страны. Первая его строчка является очень емкой и точной, характеризуя не только общественный уклад, но и образ мыслей людей, «немытый», примитивный и лишенный изящества. Кроме этого, символом России для поэта являются «мундиры голубые», в которых щеголяли стражи правопорядка, подавившие восстание декабристов, а также «преданный народ», даже и не помышляющий о том, что жить можно совсем по-другому.

«Быть может, за стеной Кавказа сокроюсь от твоих пашей» — пишет Михаил Лермонтов, давая понять, что устал от постоянной цензуры и невозможности открыто выражать свои взгляды. При этом поэта не только угнетает двойственность его положения, но и пугает перспектива повторить судьбу тех, кто уже отправлен на каторгу. Поэтому очередное назначение на Кавказ представляется Лермонтову наилучшим выходом из ситуации, хотя очередной виток в армейской службе он воспринимает, как добровольную каторгу. Тем не менее, автор выражает надежду, что именно эта поездка поможет ему скрыться от «всевидящего глаза» и «всевидящих ушей» царской охранки, которая пристально следит за каждым шагом поэта.

Будучи по натуре человеком достаточно свободолюбивым и своенравным, Лермонтов, тем не менее, подавляет в себе желание открыто выступить против существующего режима. У него еще свежи в памяти те нападки и унижения, которым незадолго до гибели подвергся Пушкин. Быть публично осмеянным для Лермонтова равнозначно самоубийству, и пребывание на Кавказе, по его мнению, позволит улечься волнениям, которые неизменно вызывали стихи поэта, изредка появляющиеся в печати.

Однако Лермонтов вряд ли предполагал, что прощается с Россией навсегда. Хотя бытует мнение, что поэт не только предчувствовал свою гибель, но и стремился к смерти. Тем не менее, страна, которую автор так любил и восхищался ее героическим прошлым, осталась в творческом наследии поэта именно такой – немытой, грубой, жестокой, порабощенной и превращенной в одну огромную тюрьму для сильных духом и свободных людей, к которым Лермонтов, несомненно, причислял и себя.

Вариант 3

Часто стихи о родине Лермонтова поднимают острые социальные и политические взгляды. Одним из наиболее сильных в этом плане является стихотворение «Прощай, немытая Россия». Оно было создано поэтом в 1840 г., накануне поездки на Кавказ. Многие усматривают в нем предвидение Лермонтовым своей смерти, так как прощание с родиной стало последним.

Недоброжелатели России часто ставят данное произведение в качестве примера суровой критики своей страны одним из лучших ее представителей. Можно признать справедливость такого мнения. Но не стоит забывать, что только личность такого масштаба имеет полное право на такие заявления. Лермонтов глубоко любил Россию, он прекрасно понимал и чувствовал все ее недостатки, главным из которых считал политический строй.

Надо учитывать и время создания произведения. Под конец жизни поэт испытывал чувство горького разочарования в своей жизни. Смерть Пушкина, травля за стихотворение «Смерть поэта», неприятие общества – все это угнетающе действовало на автора.

Лермонтов презирал высшее общество и не хотел продолжать военную службу. Его мечтой было полностью отдаться литературной деятельности. Но жесткие рамки цензуры и здесь ограничивали свободу поэта. Результатом стал тяжелый духовный кризис. В этом состоянии и было написано резко негативное стихотворение «Прощай, немытая Россия».

Первая строфа полна язвительных замечаний. «Немытая Россия» символизирует серость и темноту подавляющей массы населения. Страна четко разделена на два основных класса: «рабов» и «господ». Науки и искусства, великие достижения и победа – лишь внешний косметический налет. В основе лежит власть «мундиров голубых» над «послушным народом». Лермонтов не испытывает особого энтузиазма от поездки на Кавказ. Он рассматривает ее всего лишь как попытку избавиться от «всевидящего глаза» и «всеслышащих ушей». В этих образных выражениях Лермонтов описал обстановку тотального контроля и слежки, пронизывающих все российское общество.

«Прощай, немытая Россия» — беспощадная оценка российской действительности середины XIX века. Во многом она вызвана усталостью и раздражением поэта, но основана на любви к своей Отчизне и желании ей добра и счастья. Печально, что человек, руководствовавшийся в своей жизни только лучшими побуждениями, был вынужден таким образом попрощаться со своей родиной.

Несмотря на то, что Михаил Юрьевич Лермонтов известен, прежде всего, любовными мотивами в лирике и воспеванием красоты окружающего мира, среди его произведений легко отыскать те, что наполнены гражданским пафосом. Обращаясь к теме Родины, поэт говорит не только о положительных сторонах государства, в котором ему довелось жить, но и о негативных, неприглядных моментах. Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с анализом стихотворения “Прощай, немытая Россия…” по плану ниже.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Жанр, направление, размер
  • 3 Композиция
  • 4 Образы и символы
  • 5 Темы
  • 6 Проблемы
  • 7 Основная идея
  • 8 Средства художественной выразительности

История создания

До сих пор ведутся споры насчет того, когда именно было создано стихотворение. По одной версии, Лермонтов написал его в мае 1840 года перед ссылкой на Кавказ из-за дуэли с французом Эрнестом де Барантом. Согласно второй, произведение появилось уже в 1841 году. Тогда поэт должен был покинуть Петербург после двух месяцев отпуска.

При жизни Лермонтова стихи известны не были, напечатали их впервые в 1887 году в одном из выпусков журнала “Русская старина”. Причем указания на имя автора также не было.

Примечательно то, что некоторые исследователи отрицают причастность знаменитого поэта к данному стихотворению. По их словам, сочинить столь злые и обличительные слова в адрес горячо любимой Родины он попросту не мог. Сомнения также вызывают писательский стиль и логические противоречия.

Впрочем, в 2017 году в Пятигорском университете на круглый стол собиралась специальная комиссия, которая после долгих обсуждений все же утвердила авторство Лермонтова.

Жанр, направление, размер

Из жанров произведению “Прощай, немытая Россия…” больше всего подходит лирическое стихотворение, так как явно видны личные эмоции и переживания героя (автора). Заметны и элементы послания, так как есть конкретное обращение (Россия) и выражены чувства относительно объекта речи (боль, разочарование и другие). Также можно отыскать признаки эпиграммы (затрагиваются злободневные темы, которые относятся к сфере политики государства).

Лирику Лермонтова традиционно относят к такому направлению как романтизм. Герой здесь противопоставлен обществу и стремится к свободе, как и подобает романтическому персонажу. Но вместе с тем несложно увидеть черты реализма: обращение к событиям исторической эпохи, в которой существовал автор; наличия конфликта героя и окружающего мира.

Размер стихотворения “Прощай, немытая Россия…” — четырехстопный ямб, перекрестная рифмовка (А-В-А-В).

Композиция

Стихотворение “Прощай, немытая Россия…” состоит из двух четверостиший. Сюжетно их можно поделить на две тематических линии.

  1. Первая — прощание со страной, указание на ее недостатки. Ее настроение разочарованное, негативное, будто говорит уставший от происходящего вокруг человек. 
  2. Вторая же более оптимистичная. В ней содержится надежда на новую, более счастливую жизнь за пределами России, будто лирический герой еще способен верить в лучшее.

Образы и символы

Самый яркий образ здесь — та самая “немытая Россия”, которую изобличает автор через своего лирического героя. В ней царят жесткие порядки, построенные на подчинении: власти указывают, а народ слепо исполняет указы. Удивительно то, какой эпитет использует Лермонтов по отношению к родной стране, указывая на ее запятнанность пороками.

Заметен образ расслоенного общества, которое состоит из “рабов”, “господ” и “голубых мундиров” (полицейских). Но скрыто осуждаются не только те, кто злоупотребляет полномочиями, но и те, кто все это допускает. То есть, сам народ, который не противится беззаконию.

Третий образ — лирический герой стихотворения “Прощай, немытая Россия…”, который прощается с дорогими сердцу местами. Он делает это с горечью и чувством сожаления, потому что вдруг увидел все недостатки России. И теперь надеется, что сможет обрести покой на чужой стороне.

Темы

Затрагиваемые поэтом в стихотворении “Прощай, немытая Россия…” темы связаны с политикой и отражают отношение автора к сложившейся в России обстановке. Это…

  • Неприязнь к существующему строю. 
  • Восприятие себя как лишнего человека. 
  • Осуждение чинопочитания.
  • Неодобрение бездействия со стороны обычных людей.
  • Отъезд на Кавказ как добровольное изгнание.

Проблемы

Проблемы в стихотворении “Прощай, немытая Россия…”, конечно же, напрямую связаны с темами стихотворения. 

  1. Покорность народа, который мирится с происходящим, неготовность что-то менять; 
  2. Неприятие политических установок (безграничная власть контролирующих органов); 
  3. Само существование такой системы, которая держится не на доверии и уважении, а на порабощении — вот основные проблемы, которые поднимает Лермонтов.

Основная идея

Лирический герой, может, и хотел бы остаться на Родине, но он полностью не принимает ее государственное устройство и менталитет. Таков смысл стихотворения “Прощай, немытая Россия…”. Страна, в которой люди беспрекословно подчиняются неким “господам”, не может называться по-настоящему свободной, “чистой”. Поэтому герою остается только надеяться, что где-то есть другое место, где независимость личности ценится гораздо больше. Это и есть главная мысль стихотворения “Прощай, немытая Россия…”.

“Быть может, за стеной Кавказа
Сокроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей…”

Средства художественной выразительности

С помощью литературных приемов автору удается наиболее полно показать собственные чувства и мысли. В стихотворении “Прощай, немытая Россия…” он употребляет эпитеты (“немытая” в обращении к России, “всевидящий” и “всеслышащий” для описания “глаз” и “ушей” надзорщиков), метафоры (“стена Кавказа” — горы; “страна рабов, страна господ”), синекдоху (“мундиры голубые” — жандармы, полицейские).

Из синтаксических средств выразительности можно отметить инверсию (“мундиры голубые” вместо “голубые мундиры”, “быть может” вместо “может быть”), анафору и синтаксический параллелизм (“От их всевидящего глаза//От их всеслышащих ушей…”).

Автор: Инна Колокольникова

  • Прошлые и нынешние хозяева вишневого сада сочинение
  • Прощаемся молча как пишется
  • Прошлое чацкого его занятия как автор вводит эти сведения в пьесу сочинение кратко
  • Прошу так же как пишется
  • Прошлое учит нас как жить сегодня сочинение рассуждение