Прощание катерины с борисом сочинение

Последнее свидание Катерины и Бориса

Катерина и Борис в пьесе «Гроза» являются персонажами, на уровне которых реализуется любовный конфликт произведения. Чувства молодых людей изначально были обречены, любовь Катерины и Бориса была трагична: Катерина была замужем, изменять мужу и сбежать с другим человеком было ниже её моральных принципов. Автор не рассказывает о первой встрече Катерины и Бориса, читатель узнаёт о ней со слов Бориса: «А тут ещё сдуру-то влюбляться вздумал. Да в кого? В женщину, с которой даже и поговорить-то — никогда не удастся! Идёт с мужем, ну, и свекровь с ними! Ну, не дурак ли я? Погляди из-за угла да и ступай домой». Это была не любовь, а скорее влюблённость с первого взгляда. Для Кати чувства значили гораздо больше. В таком увлечении девушка видела ту самую настоящую и искреннюю любовь, о которой мечтало её сердце. Поэтому девушка, чьё воспитание не позволяло изменить мужу, отчаянно пыталась успокоить своё сердце. Решение Кати выйти к Борису в сад было фатальным. После десяти ночей тайных свиданий Катерина призналась мужу и свекрови в том, что чувствует к Борису. Последнее свидание Катерины и Бориса произошло уже после разговора Кати с Тихоном и Кабанихой.

Каждый из героев ищет встречи друг с другом, у каждого есть ощущение, что они должны сказать что-то друг другу. Но оба молчат. И говорить-то собственно, не о чем. Нужно сказать, что перед встречей Катя находилась в некоем пограничном состоянии. Обрывки мыслей и фраз, будто Катя хочет признаться в чём-то важном. Идея о страшном самосуде будто витала в воздухе, ещё не приняв чётких форм, но после встречи с Борисом решение было принято окончательно. Что же произошло во время их разговора?

Катя всё ещё надеется на то, что может быть счастлива с этим человеком, начинает будто оправдываться за свои поступки, извиняться, просить прощения. Её вопрос о том, забыл ли он её заставляет читателей понять, что в чувствах Кати произошли некоторые изменения. На всё реплики девушки Борис отвечает отстранённо, показывая, что ему ничего не нужно. Катя узнаёт, что Борис едет в Сибирь. И вот, последнее, на что решается девушка: «возьмёшь меня с собой?»

Реплика ещё раз доказывает силу характера, непоколебимость и веру Кати в эту любовь. Девушка отчаянно надеется на положительный ответ. В этом вопросе на самом деле были сосредоточены десятки других, более важных. «Любишь ли ты меня?», «что значат для тебя наши чувства?», «не ошиблась ли я в тебе?» — и множество других. Катя говорит о себе, а Борис в такой важный для девушки момент, вспоминает о дяде: «я только отпросился у дяди на минуточку, хотел хоть с местом-то тем проститься, где мы с тобой виделись». Заметьте, проститься с местом, а не с Катей. В этот момент Катерина получает ответы на все свои незаданные вопросы, окончательно приняв решение покончить с собой. Именно после этих слов наступает такое резкое и болезненное прозрение, которого так боялась и вместе с тем ждала девушка.

Несмотря на это, девушка думает над тем, чтобы сказать что-то важное. Действительно важное. Но Борис торопит Катю, у него не так много времени. Девушка молчит о том, что уже решила расстаться с жизнью — это жертва не ради Бориса, а ради самой себя. Гибель не из-за несчастной любви (это бы всё опошлило), а из-за невозможности жить честно.
В прощании Катерины с Борисом есть одна примечательная деталь: Борис начинает догадываться, что у Кати на уме, хочет подойти ближе, обнять девушку. Но Катерина отстраняется. Нет, это не обида, не гордость. Катя просит Бориса подавать милостыню каждому, кто будет её просить, молиться за её грешную душу. Девушка окончательно отпускает Бориса. И Борис уходит, не понимая масштабности и значения этого разговора для Кати.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Патиша Мугутдинова

    18/19

  • アーネ ツクリ

    11/19

  • Елена Адышева

    14/19

  • Алиса Миллионова

    19/19

  • Данил Калинин

    17/19

  • Sherzod Toshtemirov

    15/19

  • Виталий Жищенко

    12/19

  • Владислав Соин

    16/19

  • Андрей Дымков

    19/19

  • Михаил Семенов

    13/19

Пьеса «Гроза» Островского

Жертвы «тёмного царства»

В целом можно сказать, что Борис, как и Катерина, является жертвой воспитания и правил старого общества: он мог бы быть хорошим человеком, способным бороться с неугодными ему вещами, но жизнь в Калинове воспитала его человеком корыстным, эгоистичным и трусливым. В мире, где властвует логика Дикого, невозможно выжить честному и доброму человеку — все потуги быть лучше обрублены на корню воспитанием.

Герои пьесы «Гроза»

Да, в пьесе, помимо главной героини, есть более-менее положительные персонажи, которым можно даже посочувствовать. Но все они ничего не предпринимают, чтобы избавиться от влияния Кабанихи, они привыкли жить по таким правилам, и эта жизнь их вполне устраивает. К числу жертв можно отнести следующих героев:

  1. Катерина.
  2. Тихон.
  3. Борис.
  4. Кулигин.
  5. Варвара.
  6. Кудряш.

Причина поступка

Екатерина является женой Тихона, сына Кабановой, но она его абсолютно не любит. Она его жалеет, сочувствует его положению и тому, что он не может ничего противопоставить своей деспотичной матери. Естественно, никакой поддержки в лице своего мужа героиня найти не может, поэтому ей приходится искать человека, который сможет ей помочь и поддержать в борьбе против «тёмного царства». Героиня находит в Борисе то, что ей могло бы помочь.

Почему девушка выбрала именно Бориса? Почему именно его она решила полюбить? Может быть, из-за отсутствия альтернативного варианта, может быть из-за реальной любви — автор не даёт внятного ответа, но он и не нужен, здесь важно совсем другое.

Катерина надеется, что Борис сможет её понять, принять и помочь. Она верит, что они вместе победят Кабанову и исчезнут из этого скверного тёмного города Калинов.

Любовь Катерины и Бориса

Любовь Катерины и Бориса

В пьесе «Гроза» взаимоотношения Катерины и Бориса раскрываются постепенно, хотя и достаточно быстро. Сначала они встречались тайно, в секрете ото всех, так как героиня была замужем за сыном Кабанихи; потом героиня чувствует, что не может таить в себе тяжёлых грех адюльтера и признаётся всем, что уже 10 ночей встречалась с другим человеком. После всего этого происходит то самое последнее свидание Катерины и Бориса.

Сочинение Островского набирает обороты с каждым явлением, с каждой сценой, и всё это выливается в апофеоз эмоционального накала в виде кульминационного момента с самоубийством главной героини произведения. Однако перед анализом этой части пьесы стоит разобрать последнюю встречу главной героини и её возлюбленного.

Последнее свидание

Действия важной и, возможно, ключевой ветки пьесы подводятся сценой прощания Катерины и Бориса. Их отношения очень быстро пролетели огромный путь:

  1. Сначала Катерина боялась измены мужу и отказывалась от встреч с Борисом.
  2. Вскоре всё сильно изменилось (скорее всего, потому, что Кабаниха окончательно «сломала» героиню и вынудила совершить скверный поступок).
  3. Катерина готова была вытерпеть всё: и божью кару, и общественное порицание, и гнев мужа и свекрови; она была готова на всё это ради надежды, что Борис сможет спасти её.

Но счастливому концу не суждено было быть. Борис мог помочь устроить своей любовнице хотя бы какую-то нормальную жизнь, но его не интересовала судьба Катерины, его заботило только материальное, он сам и его состояние, напрямую зависящее от дядюшки.

Последнее свидание катерины и Бориса

Отвергнутая любимым человеком, героиня решается на отчаянный поступок: покончить с жизнью самоубийством, ведь это последний оставшийся вариант покинуть «царство Кабанихи».

Конечно, вряд ли можно считать Бориса достойным избранником Катерины, так как парень бросил девушку одну в мире, где она никому не нужна и у неё ничего нет. Последнее свидание помогает читателю осознать всю безысходность положения главной героини: у неё нет никого и ничего в этом мире, нет того, кто бы помог, кто бы понял, ради кого стоит жить. Образ героини преисполнен безнадёжности — ничего светлого в её жизни уже не может быть; всё, что остаётся — взять и убить себя.

Тема «горячего сердца»

Островский показывает кризис патриархата своего времени и появление надежды в виде светлых и положительных людей с «горячими сердцами», таких как Екатерина. Героиня несёт в себе настоящий протест против кабановских понятий о нравственности, который она смогла донести до конца в одиночку, без какой-либо поддержки со стороны.

Девушке не удалось организовать себе долгую и счастливую жизнь, а последняя её надежда уезжает в Сибирь, бросив её на произвол судьбы. Существовать во внутреннем конфликте с собой она уже неспособна, как и не готова мириться со своим положением в доме Кабанихи. Девушка делает выбор, что лучше уж не жить вовсе, чем мучиться в «тёмном царстве». Смерть для героини — не что иное, как избавление. Её душа теперь свободна.

Еще материалы по пьесе А.Н. Островского «Гроза»:

  • Протест Катерины против тёмного царства в пьесе А.Н. Островского «Гроза»
  • Виновен ли Борис в гибели Катерины — причины и сущность трагедии героини
  • Душевная драма Катерины в пьесе А.Н. Островского «Гроза» — причины и последствия страданий
  • Трагедия совести в пьесе А.Н, Островского «Гроза» — анализ драмы и образ героини
  • Затерянный город — образ и характеристика в драме А.Н. Островского «Гроза»
  • Сочинение на тему: «Был ли иной путь у Катерины»
  • Варвара и Катерина — сравнительная характеристика героинь пьесы «Гроза»
  • Самодуры в пьесе А.Н. Островского «Гроза» — описание образов и характеров




Сцена прощания Катерины с Борисом - одна из самых пронзительных и лиричных, с одной стороны, и "нагруженных " в смысловом отношении-с другой. Она является ключом к пониманию того трагического конфликта, втянутой в который оказывается Катерина, конфликта, связанного не с внешними событиями (любовь к другому, измена мужу, тяжелая обстановка в доме, суровая свекровь и так далее), а с событиями духовной жизни героини. Основная проблема пьесы есть отражение трагической антиномии внутренней жизни Катерины Кабановой, тех процессов осознания себя как личности, которые в итоге и привели к трагической развязке драмы.

Особенности отношений Катерины с окружающими заклю чаются в том, что это сплошные "диалоги непонимания ". Кем бы ни был собеседник, разговор всегда ни к чему не приводит: Катерина оказывается всегда как бы по другую сторону своих vis-а-vis - либо их убеждений, либо жизненных принципов, либо особенностей личности. Так, ее страдания и мучения в доме Кабанихи кажутся совершенно непонятными Варваре, которая давно нашла удобные способы обхода существующих правил; не понимает Катерину и Тихон, занятый собственными переживаниями. Схожими оказываются и ситуации общения с Борисом, что мы и постараемся показать в анализируемой сцене последнего прощания героев. Эмоциональный настрой Катерины и Бориса при их встрече очень схож: они оба тяжело переживают предстоящую разлуку, но воспринимают они ее по-разному и разными словами говорят о ней. Переживания Катерины отражаются в сбивчивости, прерывистости и непоследовательности реплик: глубина потрясения и насыщенность внутреннего монолога героини, который развертывается в этот момент, делает невозможным полный перевод ее мыслей и чувств во внешнюю речь. Отсюда и ее вопросы "Ты не забыл меня?" и "Ты не сердишься?" хотя совершенно ясно, что эмоциональные и умственные реакции Бориса, которые возможны в данной ситуации, кажутся неподходящими и неожиданными. Но важной здесь оказывается не семантика, а весь эмоциональносмысловой комплекс, который несут реплики главной героини.



 



Катерина просит Бориса взять ее с собой в Сибирь, на что Борис отвечает вполне логичным и закономерным отказом, не понимая, что его "да"-это то, что ей сейчас больше всего необходимо услышать, - и отнюдь не как реальное приглашение поехать с ним, а как свидетельство его чувств к ней. Осознает это и сама Катерина: она не продолжает настаивать, зная, что никогда за ним не последует, и говорит: "Сначала только разве скучно тебе будет, бедному, а там и позабудешь ". Ответ Бориса ("Что обо мне-то толковать! Я вольная птица. Ты-то как? Что свекровь-то?") вновь не совпадает с той возможной его реакцией, которой ожидает Катерина: ее собеседник просто меняет тему. Причины этого могут заключаться в том, что правоту ее слов сам Борис хорошо осознает, но разворачивать эту тему или же лгать Катерине, уверяя ее в своей вечной преданности, в теперешней ситуации становится невозможно. Важен и сам смысл задаваемых здесь им вопросов и той перспективы, на которую они указывают: Борис обеспокоен тем, как же Катерина будет продолжать жить в доме Кабанихи, когда об их тайной связи стало всем известно. Слова Бориса могут расцениваться как проявление его заботы, кроме того, это еще и раскрытие его точки зрения на произошедшее и происходящее. При всей значимости и важности отношений с Катериной, этот разрыв Борис отнюдь не склонен воспринимать как фактический конец жизни - а именно так видит положение вещей сама героиня, хоть и не говорит об этом.

Катерина пытается объяснить Борису, что именно она переживает, какое значение для нее имели отношения с ним, что ей теперь осталось, когда он уезжает навсегда, но оказывается, что все слова не соотносимы с происходящими событиями, не передают реальной сути вещей. Масштабы того, что должно быть проговорено, не соотносятся с реальным временем. В момент лихорадочного и обостренного переживания Катериной своего прошлого, настоящего да и будущего Борис - уже с точки зрения здравого смысла - начинает беспокоиться о том, что их могут застать и у них обоих могут быть неприятности. Это, на мой взгляд, совершенно несоизмеримое со значимостью момента замечание. И Катерина понимает, что далее обсуждать прошлое и трагедию их раздельного будущего просто не имеет смысла. Читатель же здесь впервые с ясностью осознает характер грядущей развязки драмы Островского. Катерина просит Бориса подать всем нищим, которые ему встретятся и просить помолиться за нее: "да прикажи, чтоб молились за мою грешную душу". "Грешную"-это и измена мужу (тяжелейший грех в православной вере), и те изменения в ней самой, которые Катерина рассматривает как невозможные и несоотносимые с ее представлениями о жизни и ее воспитанием, и, возможно, грядущее самоубийство.

Текст не позволяет говорить нам о том, что на этот момент Катерина уже задумала совершить самоубийство, но очевидно то, что она с ясностью осознает невозможность для себя продолжать старую жизнь-в одном доме с нелюбимым и таким далеким от нее мужем и суровой и властной свекровью. Катерина уже сейчас предчувствует скорый и неизбежный конец своей жизни, хотя мысль о самоубийстве еще не произносилась. И именно здесь, видимо впервые, Борис осознает цену для Катерины всего того, что произошло между ними, цену ее согласия на его любовь. Он понимает, что дальнейшей жизни для Катерины нет и быть не может в принципе, что выход остается только один, и произносит последние слова: "Ну, бог с тобой! Только одного и надо у бога просить, чтобы она умерла поскорее, чтобы ей не мучиться долго! Прощай!" И эти слова предрекают скорый конец драмы: Катерине действительно недолго осталось мучиться в "жестоком мире" города Калинова и несравнимо более тяжелых собственных внутренних мучениях, благополучно разрешить которые оказывается невозможно. Проанализировав сцену, мы увидели, что истинного и глубокого понимания между Катериной и Борисом не было и так и не возникло. Они очень по-разному смотрят на произошедшее и его смыслы, хотя ближе к финалу сцены их точки зрения сближаются. Однако смысловая глубина происходящего и того, что скоро произойдет, не позволяет все это проговорить (да и есть ли смысл в этом озвучивании?). И Катерина, и Борис поглощены тем, что происходит внутри них самих, и плохо слышат друг друга в предчувствии того, что скоро произойдет.

Мысль о смерти становится уже неотступной. Воспитанная в лучших народных традициях, Катерина не может и не хочет смириться с деспотическими домостроевскими порядками. Ее мучит вопрос о страшном грехе самоубийства, в ре шении которого она уповает только на христианскую любовь: "Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться". Предсмертный монолог Катерины пронизан мотивами жизненного тепла и света, красоты природного мира. Она отторгается не от Божьего мира, а именно от "темного царства". Согласно добролюбовской интерпретации "Грозы", героиня с сильным и цельным русским характером бросает решительный вызов "темному царству".

Русская жизнь в драме Островского показана на социальном и нравственном переломе, в состоянии глубокого кризиса. По-своему трагично и положение антагонистки трагедии. Кабаниха чувствует, что старый патриархальный мир рушится, и всеми силами старается этому противостоять (важно уточнение: Кабаниха отстаивает худшие порядки старого мира. Но остановить процесс перемен уже невозможно. Варвара и Кудряш бегут из Калинова. Тихон, потрясенный смертью жены, в ее гибели прямо обвиняет Кабаниху: "Вы ее погубили! Вы! Вы!"). Отрицая "темное царство", гениальный драматург утверждает ценность и достоинство человеческой личности. В русской героине из народной среды он открыл героический характер, несущий в себе огромный потенциал любви и добра.









Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Последнее свидание Катерины с Борисом (анализ сцены из 5 го действия пьесы А Н Островского «Гроза»). Поищите еще с сайта похожие.

На чтение 9 мин. Опубликовано 13.05.2020

Любовный конфликт в пьесе «Гроза» осуществляется на уровне взаимоотношений таких персонажей, как Катерина и Борис. Последнее свидание героев — сцена, предшествующая развязке произведения. Их чувства с самого начала были обречены на провал. Любовь молодых людей трагична: Катерина замужем, изменять супругу и сбежать с другим — ниже её моральных устоев.

Содержание

  1. Печальное прощание
  2. Самоубийство как выход
  3. Точка невозврата
  4. Развязка и финал
  5. О «луче света»

Печальное прощание

После прилюдного покаяния в измене мужу над Екатериной был установлен строгий надзор, но молодой женщине удалось тайно выбраться из дома. Она пришла в городской сад, надеясь встретить там возлюбленного, которого его властный дядя Савел Прокофьевич Дикой, один из столпов местного общества, решил отправить в Сибирь. После случившегося Катерине не хочется жить. Единственное желание — увидеть своего избранника.

Узнав, что любимый едет в Сибирь, она просит взять ее с собой, но парень отвечает отказом. Уезжать нужно ему не по своей воле — так говорит Борис Катерине. Вот почему не взял бы ее с собой. Отговорка, конечно, не очень убедительная: если бы хотел по-настоящему, наверняка придумал бы что-нибудь, смог бы организовать побег. Но, говоря кратко, Борис — недостойный член общества, он способен только постоянно ныть и вздыхать.

Печальное прощание с Борисом

Молодой человек смутно догадывается, что девушка решила покончить с собой, но старается об этом не думать и никак не планирует помогать ей. Более того, он жалеет не любимую женщину, а себя: «Ах, кабы знали эти люди, каково мне прощаться с тобой!». А уходя, ведет себя совершенно не по-мужски: не просто плачет, а рыдает и желает, чтобы несчастная умерла поскорее.

Стоит посмотреть, как проявляют свой характер герои пьесы в этой сцене:

  • Девушка всю вину за случившееся берет на себя. Парень даже не пытается помочь ей облегчить эту ношу.
  • Катерина дорожит коротким счастьем, которое у нее было: «Вот теперь тебя видела, этого они у меня не отнимут». Борис сожалеет о происшедшем: «Лучше б бежать мне тогда!».
  • Героиня беспокоится о возлюбленном, он же сосредоточен только на своих переживаниях.

Делая анализ этого эпизода, читатель лицезреет, насколько Катерина выше и чище избранника. Писатель в виде платка, который был бел и накинут на плечи героини во время ожидания возлюбленного, вводит в текст символику добра и нравственности женского персонажа. Белый цвет означает свет, силу духа и чистоту. Таким образом Островский пытается показать, как несмелые шаги девушки обрекают ее на страдания.

В сцене прощания рушится последняя надежда героини на счастье, где возлюбленный, по сути, предает ее, оставляя в плачевной ситуации.

Самоубийство как выход

Самоубийство как выход

После расставания с Борисом Катерина осознает, что дом, куда ей предстоит вернуться, хуже могилы, которая представляется ей чем-то вроде маленького рая с красивыми цветами и поющими птицами. А о самоубийстве она уже думает не как о великом грехе, а как о естественном и желанном выходе, который полностью ее устроит: «Все равно, что смерть придет, что сама…» «…Кто любит, тот будет молиться…». Ее последние мысли и слова обращены к Борису: «Друг мой! Радость моя! Прощай!».

А был ли иной выход? С тех пор как «Гроза» была отдана на суд зрителя и читателя, не утихают споры, насколько неизбежно было самоубийство главной героини. Стоит разобраться в этом вопросе.

«С девичьей холи в ад» — такую строку из поэмы Н. А Некрасова, великого современника А. Н. Островского, вполне можно применить к героине. Катя росла в довольно богатой семье. Окруженная любовью и красотой, она и сама создавала прекрасное вокруг себя:

  • выращивала цветы;
  • вышивала золотом.

Девушка была глубоко религиозной, любила ходить в церковь, которая казалась ей подобием рая. В потоке солнечного света, лившемся из-под купола, виделись ангелы. Замуж за Тихона Кабанова Катя вышла без любви, но и без отвращения. Как было положено в купеческих семьях, девушка подчинилась воле родных, рассудив, что если любящие ее люди так решили, значит, это правильно. Переступив порог дома Кабановых, Катерина оказалась в не просто чужом, а враждебном мире. Злобная и властная свекровь чуть ли не ежеминутно осыпала ее и собственного сына несправедливыми упреками, а безвольный Тихон не мог защитить ни жену, ни самого себя.

Катерина и Варвара

Девушка пыталась полюбить всю свою новую семью, но ее усилия были обречены на провал. Не оправдалась и ее надежда утолить жажду любви материнством. Так что еще до встречи с Борисом жизнь молодой женщины в кабановском доме была невыносимой.

«Я у вас завяла совсем», — призналась Катерина Варваре, единственному члену семьи, кто относился к ней по-человечески.

Сегодня можно было бы сказать, что героиня «Грозы» постоянно подвергалась психологическому насилию. 160 с лишним лет назад такого понятия не существовало, но это не значит, что не было самого явления. Результат такого насилия известен: либо жертва ломается, либо происходит эмоциональный взрыв. Он и произошел.

Точка невозврата

Катерина влюбляется в Бориса

Однажды в Калинов приехал из Москвы племянник Дикого Борис, образованный молодой человек, по-европейски одетый, совершенно непохожий на местных. Он произвел на неискушенную, изголодавшуюся по любви женщину неизгладимое впечатление, а Катерина, сама того не ведая, очаровала москвича своей одухотворенной красотой. «Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то будто светится» — восхищенно говорит он.

Катерина пыталась задавить в себе рождающуюся любовь, но не сумела даже скрыть ее. Когда Тихон, муж Катерины, уехал на две недели в Москву, произошло неизбежное: люди, которых неудержимо влекло друг к другу, сблизились. Уже на первом свидании стало видно, насколько разномасштабны эти две личности:

  • Девушка за свою любовь готова заплатить жизнью, а парень перекладывает на нее всю ответственность: «Ваша воля была на то».
  • Катерина не хочет таиться: «Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?». Борис старается избежать обсуждений: «Никто и не узнает про нашу любовь».
  • Для девушки сближение с молодым человеком — точка невозврата, для него же — просто любовная история.
  • Катерина готова пожертвовать ради чувств тем, что для нее, истинной христианки, дороже жизни — душой. Борис не понимает, почему его избранница думает и говорит о смерти, когда впереди две недели счастья: «О, так мы погуляем! Время-то довольно». Он наверняка встречал немало женщин, которые делят себя между мужем и любовником, считая это в порядке вещей.

Такую исключительно цельную натуру, как Катерина, мало кому удается встретить. Борис так и не понял, с кем и с чем имеет дело.

Развязка и финал

Но вот приехал Тихон. Для Катерины было немыслимо вернуться к прежнему существованию. Она считала тягчайшим грехом свою измену и понимала, что если станет жить с Тихоном и продолжать любить Бориса, то этот грех будет с ней всегда и сведет с ума, что почти равносильно смерти. И женщина кается прилюдно, подсознательно рассчитывая на то, что после этого будет как угодно, только не так, как раньше.

Символично, что ее признание прозвучало на фоне грозы. Что же было дальше? Внешне изменилось не так уж много. Свекровь пилит? Так ведь и прежде было так. Обвиняет в хитрости? Так и в первом действии, когда еще ничего не случилось, Кабаниха упрекала невестку в лицемерии. Стали запирать? Но ведь и раньше свободы почти не было.

Катерина признается Тихону

Познав настоящую любовь, Катерина уже совершенно не могла выносить то, с чем прежде пыталась хоть как-то смириться. Оставалось или умереть, или… После прощания с Борисом она поняла, что никакого «или» нет. Кто-то может спросить: а родительский дом? Туда что, нельзя? Судя по тому, что такая мысль ни на миг не приходила героине в голову, этот вариант был совершенно неприемлем.

Так что оставалось только самоубийство: либо медленное (возвращение домой), либо мгновенное (обрыв и Волга). Катерина сделала свой выбор.

О «луче света»

Прошло более 160 лет со времени написания «Грозы», а споры об этом произведении, особенно о главной героине, не заканчиваются. Говоря о Катерине, невозможно обойти вниманием определение Н. А. Добролюбова «луч света в темном царстве».

Немало авторов выступают против добролюбовской точки зрения. Довольно часто встречается мнение, что Катерина — никакой не «луч света», а грешница, которая, отказавшись нести свой крест, погналась за наслаждениями и совершила то, что недопустимо для христианки — свела счеты с жизнью.

Героиню порой упрекают в том, что она привыкла к беззаботному существованию, а выйдя замуж, столкнулась с прозой жизни и не выдержала испытания. От некоторых упреков девушку хотелось бы защитить. То, что Катя в детстве и юности жила радостно, еще не значит, что существование ее протекало беззаботно.

Катерина в семье мужа

Представление о том, какой должна быть семья, у девушки сложились в родительском доме. Не имея другого опыта, она полагала, что все или почти все живут так, как ее родители. Поэтому, попав в семью, быт которой строился на прямо противоположных принципах, девушка глубоко страдала. Удивительно, что целых пять лет она продержалась в доме Кабановых.

Чувства к Борису — это не погоня за наслаждениями, а естественное стремление утолить жажду любви, которая для нее составляла смысл жизни. Добролюбов усмотрел в гибели несчастной купеческой жены протест против «темного царства» и написал об этом убедительную статью. Вполне можно согласиться с его определением, что «лучом света» в «темном царстве» является в пьесе «Гроза» Катерина. Борис, а точнее, любовь к нему — это свет, а из всех персонажей драмы только Катя наделена даром по-настоящему испытывать эти чувства.

Этот материал поможет написать сочинение на тему: «Любовная линия в пьесе «Гроза». Также позволит подготовиться к открытому уроку по литературе.

Драма А. Н. Островского «Гроза» рассказывает о трагической судьбе женщины, которая не смогла смириться с патриархальными устоями домостроя, погубившими ее любовь, и поэтому она добровольно ушла из жизни. Сцена объяснения главной героини пьесы Катерины с ее возлюбленным Борисом происходит в финале, она является трагической развязкой отношений этих персонажей.

Обратимся к этой сцене. Каково же внутреннее состояние героев? Помочь понять это читателю помогают авторские ремарки. Борис оглядывается при встрече с Катериной, он боится, что их могут заметить вместе. Катерина же не боится проявлять своего чувства, она не в силах скрыть его: подбегает к Борису, обнимает и плачет у него на груди. В доме Кабанихи Катерина чужая, ее унижает свекровь, и поэтому любовь к Борису — тот мимолетный огонек счастья, который бы смог сделать другой ее жизнь. Она готова все бросить, бежать от мужа и ненавистной свекрови, не случайно просит Бориса: «Возьми меня с собой!»

Однако племянник Дикого не способен к решительным поступкам. Он не может изменить свою жизнь, ослушаться Дикого, так как зависит от него материально. Обратим внимание на его реплику: «Не по своей я воле еду: дядя посылает.» Но в зависимость к людям, подобным Дикому, попадают лишь слабые люди. И читатель понимает, что Борис — человек безвольный, он боится изменить свою жизнь.

С другой стороны, племяннику Дикого проще, чем Катерине: он «вольная птица», а она «мужняя жена». Катерина жалуется Борису, что свекровь ее «мучает, запирает», а Тихон ей опостылел: «ласка-то мне его хуже побоев». Мы видим, как слабохарактерный Борис плачет при прощании с любимой, вроде бы сочувствует ей, жалеет. Однако Борис бежит от своей любви, не думая о том, каково Катерине оставаться в доме Кабановых рядом с нелюбимым мужем и ненавистной свекровью.

Герои понимают, что их встреча стала роковой, и реплики персонажей говорят читателю об этом. Катерина: «На беду я увидала тебя. Радости видела мало, а горя-то, горя-то что! Да впереди еще сколько!»; Борис: «Кто ж это знал, что нам за любовь нашу мучиться с тобой! Лучше б бежать мне тогда!»

Однако Катерине намного тяжелее расстаться с Борисом. Не случайно она не отпускает его: «Постой, постой! Дай мне наглядеться на тебя в последний раз». А Борис стремиться поскорее уехать, чтобы больше не видеть Катерину, и считает, что лучшим избавлением от страданий для нее будет смерть: «Только одного надо у Бога просить, чтобы ей не мучиться долго». Однако спасти ее, увезти от ненавистной Кабанихи Борис не может. Я думаю, что его чувство к Катерине не было настолько сильным, чтобы ослушаться дяди. И он, так как сам человек слабохарактерный, не верит в то, что любимая женщина способна совершить самоубийство.

Итак, Катерина остается одна. После этой сцены прощания она решается на са-моубийство. Возможно, такой выход из ситуации уже давно рассматривался ею. Не случайно она просит Бориса: «Поедешь ты дорогой, ни одного ты нищего так не пропусти, всякому подай, чтоб молились за мою грешную душу». Катерина очень на-божна, религиозна. А с точки зрения церкви самоубийство — тяжкий грех. И мы видим, как тяжело ей совершить этот шаг, однако, именно предательство самого близкого человека толкает ее на самоубийство. Катерина разочаровалась в своем возлюбленном, поняла, что он человек безвольный. Посмотрите, как Борис ведет себя в сцене прощания: сначала он жалеет Катерину, а в конце уже сам желает ей смерти.

Конечно же, самоубийство можно расценить как поступок слабохарактерного человека. Но с другой стороны, жизнь в «темном царстве» тоже не для слабых духом. И в этом поступке — сила ее характера. Если Борис бежит от своей любви, бросает Катерину, то как же ей поступить, как жить дальше? И поэтому она решается на самоубийство, так как не может ни разлюбить Бориса, ни простить ему предательство, ни вернуться к прежней жизни. Не случайно ее последние слова обращены именно к нему: «Друг мой! Радость моя! Прощай!»

Сцена прощания Катерины с Борисом подводит нас к трагическому финалу пьесы. Такой финал — закономерная цепь событий. Но я думаю, если бы племянник Дикого решился увезти Катерину, сохранить свою любовь, он был бы сильнее жизненных обстоятельств, и финал пьесы был бы другим.

Последнее свидание Катерины с Борисом

Драма «Гроза», написанная А. Н. Островским в 1859 году, по своему жанру — социально-психологическая драма, но она близка к трагедии. Это доказывает не только трагический финал — самоубийство героини, но и сильнейший накал страстей, классическое противоречие между чувством и долгом в душе Катерины. Как тонкий мастер-психолог, рисует автор глубокие переживания героини, ее страдание, смену настроений. Так же ярко и трогательно рисует он последнее свидание Катерины с Борисом, заставляя читателей сочувствовать героине в той сложной ситуации,
в которой она оказалась. Признавшись публично в своем грехе — измене безвольному слабому мужу, не сумевшему понять Катерину и защитить ее от нападок свекрови, Катерина вызывает на себя шквал упреков и унижений, всеобщее осуждение. Тихону жалко ее, но больше всего жалко ему себя, поэтому он только пьет и жалуется на жизнь. Бориса отсылают на три года «в Тяхту, к китайцам», в контору знакомого купца. Он плачет и только просит не мучить Катерину, но защитить ее не может никто. Героине так тяжело, что она мечтает о смерти как о единственном избавлении от страданий, и единственное, что еще могло бы хоть как-то ее утешить — это увидеть Бориса. Любовь к нему осталась в ее сердце. «Ветры буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску!» — это поэтическое причитание Катерины сродни народному фольклору. Словно в ответ на ее призыв «Откликнись!», появляется Борис, услышавший голос героини. Их радость от встречи искренняя и непосредственная, но это, скорее, последняя возможность для Катерины поплакать на груди у любимого человека, и мало в этой встрече радости. Катерина просит прощения у Бориса, что выдала тайну их любви, что не смогла скрывать это в своей душе. Она себя считает во всем виноватой, искренне желая Борису «не тужить» о ней долго. Ей очень тяжело дома, и она бесхитростно рассказывает об этом: свекровь мучает ее, запирает, муж то сердится, то ласков, да «ласка-то его.хуже побоев». Единственная просьба ее к Борису — взять ее с собой. Но Борис так же слаб и безволен, как и Тихон. Завися от дяди материально, он не может его ослушаться: «Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду.» Когда-то он не хотел думать о том, что предстоит им с Катериной: «Ну, что об этом думать, благо нам теперь-то хорошо!» Теперь же он страдает: «Кто ж это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой! Лучше б бежать мне тогда!» Он беспокоится прежде всего о себе, боится, чтоб их не застали. Осознавая свою слабость, проклиная тех, от кого зависит, он в отчаянии восклицает: «Эх, кабы сила!» В этой сцене Катерина нравственно намного выше Бориса: она готова и к любви, и к самопожертвованию. «Вот теперь тебя видела, этого они у меня не отнимут, а больше мне ничего не надо». Ее внутренний мир гораздо богаче, тоньше, наполнен более сильными чувствами. В самоотверженной любви для героини главное — чтобы не сердился на нее, не проклинал ее Борис, его счастье и душевный покой ей дороже собственного. Поэтому после расставания с ним ей нечего больше ждать от жизни. Борис заподозрил что-то неладное, у него даже появилось предчувствие, что Катерина что-то задумала. Но, попросив, чтоб он подавал по дороге милостыню всем нищим с наказом молиться за ее грешную душу, Катерина настаивает на скорейшем прощании. Уезжает рыдающий Борис, и теперь Катерина остается одна, и ждать ей от жизни больше нечего. Эта сцена глубже раскрывает внутренний мир обоих героев: слабость, бессилие и себялюбие Бориса и глубокое страдание и самоотверженную любовь Катерины. Раскрывается также нравственное превосходство героини: ясно, что Борис не герой, и прав был Н. А. Добролюбов, утверждая, что полюбила его Катерина больше «на безлюдье». Но, кроме более полного раскрытия характеров героев, эта сцена важна и еще по одной причине: она психологически мотивирует последующее самоубийство Катерины, подготавливая читателя к восприятию дальнейших событий. Все это дает нам основание сделать вывод о важности и значимости сцены в трагедии, а также о ярком мастерстве Островского-драматурга, создавшего многие незабываемые шедевры русского театра.

Последнее свидание Катерины с Борисом происходит в третьем явлении пятого действия пьесы Александра Николаевича Островского «Гроза».

Место эпизода в действии?

Он между двумя монологами Катерины. В первом – страх, переживание своей вины, отвращение к жизни. Во втором – страх уходит, рождается невольный порыв к гармонии, уже не отвращение, а любовь к смерти. Могила перестает пугать, становится домом. Этот последний шаг от ненависти к любви Катерина делает, пережив последнее свидание с Борисом.

Какое Чувство сейчас наиболее сильно в Катерине?

Чувство вины. Ни слова упрека Борису. Только просьба о прощении.

Сопоставимы ли в этой сцене Катерина и Борис?

Борис несчастен, слаб и жалок. Всего боится. Но главное – не понимает Катерину. Они не соизмеримы по глубине и нравственной чуткости. Он своей вины не видит. Трусливо и жалко сетует: «Кто ж это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой!». А ведь его предупреждали и Катерина, и Кудряш.

Диалог, происходящий между героями:

– Ты не забыл меня? – Как забыть, что ты! – …Ты не сердишься? – За что мне сердиться?

Для Бориса слова Катерины значат только то, что они значат. Он и отвечает конкретно на конкретные вопросы, плоско, приземлено, бескрыло. Сама же Катерина чувствует, что не может словом выразит чувства, но некому её понять, она сама себя не понимает. Она опять в полете: мыслью, чувством, и тщетно пытается вернуть себя на землю: «Постой, постой! Что-то я тебе хотела сказать!». Так исчерпало себя всё, что удерживало её на земле.

Читаемое в разделе:

  • Лариса и Катерина — две героини одного автора
  • Разговор Катерины с Варварой. Анализ 2 явления 2 действия
  • Образ Катерины в пьесе Островского «Гроза»
  • Анализ сцены прощания Катерины с Борисом по пьесе «Гроза»

Ранее опубликованные в разделе:

  • Образ Катерины в пьесе Островского «Гроза»
  • Лариса и Катерина — две героини одного автора
  • Разговор Катерины с Варварой. Анализ 2 явления 2 действия

Новые материалы раздела:

  • Анализ сцены прощания Катерины с Борисом по пьесе «Гроза»

.site-header .container{ padding-top:0} .site-title{ background:none;padding-top:0}

Катерина и Борис в пьесе «Гроза» являются персонажами, на уровне которых реализуется любовный конфликт произведения. Чувства молодых людей изначально были обречены, любовь Катерины и Бориса была трагична: Катерина была замужем, изменять мужу и сбежать с другим человеком было ниже её моральных принципов. Автор не рассказывает о первой встрече Катерины и Бориса, читатель узнаёт о ней со слов Бориса: «А тут ещё сдуру-то влюбляться вздумал. Да в кого? В женщину, с которой даже и поговорить-то — никогда не удастся! Идёт с мужем, ну, и свекровь с ними! Ну, не дурак ли я? Погляди из-за угла да и ступай домой». Это была не любовь, а скорее влюблённость с первого взгляда. Для Кати чувства значили гораздо больше. В таком увлечении девушка видела ту самую настоящую и искреннюю любовь, о которой мечтало её сердце. Поэтому девушка, чьё воспитание не позволяло изменить мужу, отчаянно пыталась успокоить своё сердце. Решение Кати выйти к Борису в сад было фатальным. После десяти ночей тайных свиданий Катерина призналась мужу и свекрови в том, что чувствует к Борису. Последнее свидание Катерины и Бориса произошло уже после разговора Кати с Тихоном и Кабанихой.

Каждый из героев ищет встречи друг с другом, у каждого есть ощущение, что они должны сказать что-то друг другу. Но оба молчат. И говорить-то собственно, не о чем. Нужно сказать, что перед встречей Катя находилась в некоем пограничном состоянии. Обрывки мыслей и фраз, будто Катя хочет признаться в чём-то важном. Идея о страшном самосуде будто витала в воздухе, ещё не приняв чётких форм, но после встречи с Борисом решение было принято окончательно. Что же произошло во время их разговора?

Катя всё ещё надеется на то, что может быть счастлива с этим человеком, начинает будто оправдываться за свои поступки, извиняться, просить прощения. Её вопрос о том, забыл ли он её заставляет читателей понять, что в чувствах Кати произошли некоторые изменения. На всё реплики девушки Борис отвечает отстранённо, показывая, что ему ничего не нужно. Катя узнаёт, что Борис едет в Сибирь. И вот, последнее, на что решается девушка: «возьмёшь меня с собой?»

Реплика ещё раз доказывает силу характера, непоколебимость и веру Кати в эту любовь. Девушка отчаянно надеется на положительный ответ. В этом вопросе на самом деле были сосредоточены десятки других, более важных. «Любишь ли ты меня?», «что значат для тебя наши чувства?», «не ошиблась ли я в тебе?» — и множество других. Катя говорит о себе, а Борис в такой важный для девушки момент, вспоминает о дяде: «я только отпросился у дяди на минуточку, хотел хоть с местом-то тем проститься, где мы с тобой виделись». Заметьте, проститься с местом, а не с Катей. В этот момент Катерина получает ответы на все свои незаданные вопросы, окончательно приняв решение покончить с собой. Именно после этих слов наступает такое резкое и болезненное прозрение, которого так боялась и вместе с тем ждала девушка.

Несмотря на это, девушка думает над тем, чтобы сказать что-то важное. Действительно важное. Но Борис торопит Катю, у него не так много времени. Девушка молчит о том, что уже решила расстаться с жизнью — это жертва не ради Бориса, а ради самой себя. Гибель не из-за несчастной любви (это бы всё опошлило), а из-за невозможности жить честно. В прощании Катерины с Борисом есть одна примечательная деталь: Борис начинает догадываться, что у Кати на уме, хочет подойти ближе, обнять девушку. Но Катерина отстраняется. Нет, это не обида, не гордость. Катя просит Бориса подавать милостыню каждому, кто будет её просить, молиться за её грешную душу. Девушка окончательно отпускает Бориса. И Борис уходит, не понимая масштабности и значения этого разговора для Кати.

Тест по произведению

Драма А.Н. Островского «Гроза» рассказывает о трагической судьбе женщины, которая не смогла переступить через патриархальные устои домостроя, не смогла сражаться за свою любовь, и поэтому добровольно ушла из жизни. Сцена объяснения главной героини пьесы Катерины с ее возлюбленным Борисом происходит в финале, она является трагической развязкой отношений этих персонажей. Обратимся к этой сцене. Каково же внутреннее состояние героев? Помочь понять это читателю помогают ремарки. Борис оглядывается при встрече с Катериной, он боится, что их могут заметить вместе. Катерина же не стесняется своего чувства, она не в силах скрыть его: подбегает к Борису, обнимает и плачет у него на груди. В доме Кабанихи Катерина чужая, ее унижает свекровь, и поэтому любовь к Борису – тот мимолетный огонек счастья, который бы смог сделать другой ее жизнь. Она готова все бросить, бежать от мужа и ненавистной свекрови, не случайно просит Бориса: «Возьми меня с собой!» Однако племянник Дикого не способен к решительным поступкам. Он не может изменить свою жизнь, ослушаться Дикого, так как зависит от него материально. Обратим внимание на его реплику: «Не по своей я воле еду: дядя посылает…» Но в зависимость к Дикому попадают лишь слабые люди. И читатель понимает, что Борис – человек безвольный, он не может и боится изменить свою жизнь. С другой стороны, племяннику Дикого проще, чем Катерине: он «вольная птица», а она «мужняя жена». Катерина жалуется Борису, что свекровь ее «мучает, запирает», а Тихон ей опостылел: «…ласка-то мне его хуже побоев». Мы видим, как слабохарактерный Борис плачет при прощании с любимой, вроде бы он ей сочувствует, жалеет. Однако Борис бежит от своей любви, не думая о том, каково Катерине оставаться в доме Кабановых рядом с нелюбимым мужем и ненавистной свекровью. Герои понимают, что их встречи были ошибкой, и реплики персонажей говорят читателю об этом. Катерина: «На беду я увидала тебя. Радости видела мало, а горя-то, горя-то что! Да впереди еще сколько!»; Борис: «Кто ж это знал, что нам за любовь нашу мучиться с тобой! Лучше б бежать мне тогда!» Однако Катерине намного тяжелее расстаться с Борисом. Не случайно она не отпускает его: «Постой, постой! Дай мне наглядеться на тебя в последний раз». А Борис стремиться поскорее уехать, чтобы больше не видеть Катерину, и считает, что лучшим избавлением от страданий для нее будет смерть: «Только одного надо у Бога просить, чтобы ей не мучиться долго». Однако спасти ее, увезти от ненавистной Кабанихи Борис не может. Я думаю, что его чувство к Катерине не было настолько сильным, чтобы ослушаться дяди. И он, так как сам человек слабохарактерный, не верит в то, что любимая женщина способна совершить самоубийство. Итак, Катерина остается одна. После этой сцены прощания она решается на самоубийство. Возможно, такой выход из ситуации уже давно был у нее. Не случайно она просит Бориса: «Поедешь ты дорогой, ни одного ты нищего так не пропусти, всякому подай, чтоб молились за мою грешную душу». Катерина очень набожна, религиозна. А с точки зрения церкви самоубийство – тяжкий грех, самоубийцу даже не отпевают. И мы видим, как тяжело ей совершить этот шаг, однако, именно предательство самого близкого человека толкает ее на самоубийство. Катерина разочаровалась в своем возлюбленном, поняла, что он человек слабый, безвольный. Посмотрите, как Борис ведет себя в сцене прощания: сначала он жалеет Катерину, а в конце уже сам желает ей смерти. Возможно, не такой страшной, но все же смерть Катерины заставит Бориса быстрее ее забыть. Конечно же, самоубийство можно расценить как поступок слабохарактерного человека. Но с другой стороны, жизнь в доме Кабанихи для нее невыносима. И в этом поступке – сила ее характера. Если Борис бежит от своей любви, бросает Катерину, то, как же ей поступить, как жить дальше? И поэтому она решается на самоубийство, так как не может и разлюбить Бориса, и простить ему предательство. Не случайно ее последние слова обращены именно к нему: «Друг мой! Радость моя! Прощай!» Сцена прощания Катерины с Борисом подводит нас к трагическому финалу пьесы. Такой финал – закономерная цепь событий. Но я думаю, если бы племянник Дикого решился увезти Катерину, сохранить свою любовь, он был бы сильнее жизненных обстоятельств, и финал пьесы был бы другим.

Задачи и тесты по теме «Последнее свидание Катерины с Борисом (Анализ сцены из 5 действия драмы А.Н. Островского «Гроза»)»

  • Орфография — Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку
    Уроков: 5 Заданий: 7
  • Состав слова — Морфемика, орфография 5 класс
    Уроков: 1 Заданий: 7 Тестов: 1

Взаимоотношения Катерины с Борисом в явл. 3 достигают той кульминационной точки, после которой каждый из них должен на что-то решиться. Четвертое действие пьесы заканчивается «сценой покаяния» Катерины и победоносным криком Кабанихи: «Что, сынок! Куда воля-то ведет!». И вот – последняя прощальная сцена.

На нее Катерина приходит, приняв уже для себя решение. Это трудное решение. Уже с момента первого появления чувствуется, что Катерина пребывает в состоянии мучительных душевных переживаний. Во-первых, она уже решилась. Мы не знаем еще на что. Но мы видим и чувствуем взволнованность души Катерины в коротких ремарках: «подбегает к нему и кидается на шею», «плачет на груди у него», «смотрит ему в глаза». А ее речь… О душевном состоянии говорит интонационное звучание ее слов: то с вопросом, то с восклицанием. («Ты не забыл меня?», «Ты сердишься?», «Уж так тяжело, так тяжело!…») Внутренняя борьба между чувством и долгом, совестью достигает такого напряжения, что мысли в голове путаются, она говорит сбивчиво. Как в бреду, Катерина говорит: «Постой, постой! Что-то я хотела сказать!» Нарастание этой борьбы усиливают слова: «Погоди! Погоди!» — и следующая за ними ремарка (подумав). И как бы вспомнив: «Да! Поедешь ты дорогой, ни одного ты нищего так не пропускай…».

И вот, кажется, муки совести отпустили ее, она приняла решение, что в дом Кабанихи, где она должна будет жить и мучиться от постоянных упреков, унижений, она не вернется. Потеряна и последняя надежда на спасение. На предложение взять ее с собой в Сибирь, Борис ответил отказом.

И Катерина, как бы сбросив с плеч груз душевные мук, в последний раз посмотрит в глаза Борису и скажет: «Ну, будет с меня! Теперь бог с тобой, поезжай». И последняя встреча с Борисом, та гроза, которая бушевала в душе Катерины, в этой сцене прощания станет яркой молнией, вспыхнувшей и погасшей.

А Борис…

Восклицательная и вопросительная интонация голоса говорит о том, что и он с волнением, тревожным предчувствием чего-то, идет на свою последнюю встречу с Катей. («Боже мой! Где же она?») О душевном состоянии говорят и его частицы «ах», витиеватое «кабы», «каково» («Ах, кабы знали эти люди, каково мне…»)

Как по-разному открываются в этом явлении характеры героев. Если Катерина и в последнюю свою встречу думает не о спасении своей души, а о любимом человеке, то безвольный Борис, который встретился. Катерине скорее на безлюдье, унизительно, жалко взамен на эту решительность скажет: «Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду». Более того, он боится, как бы хуже от этой встречи не было: «Не застали б нас здесь».

«Гроза» — одно из лучших произведений А. Н. Ост-ровского. Ее высоко оценили критики. А. И. Герцен писал о пьесе: «В этой драме автор проник в глубочай-шие тайники… русской жизни, бросил внезапный луч света в неведомую душу русской женщины, этой без-гласной, которая задыхается в тисках неумолимой и полудикой жизни патриархальной семьи».

Характер главной героини пьесы, Катерины, во многом раскрывается в ее взаимоотношениях с Бори-сом. Одним из самых ярких эпизодов, позволяющих понять своеобразие образов обоих героев, является последнее свидание Катерины с Борисом.

Отношения героев сложились трагично. Катерина, чистая душой, искренняя, не смогла жить в атмосфе-ре ханжества и самодурства, окружавшей ее в доме Кабанихи, но она также не смогла вытерпеть тяжести тех нравственных мучений, которые были принесены ей совершенным грехом. Не умея лгать, Катерина во всем созналась и свекрови, и мужу. Последней отду-шиной для нее и стало свидание с Борисом.

Увидев Бориса, Катерина со слезами бросается ему на шею. Она ни в чем не винит своего возлюбленного. Всю вину героиня берет на себя. «Ты не сердишься? — спрашивает она Бориса. Не хотела я тебе зла сделать».

Борис сообщает Катерине, что едет в Сибирь. Не бо-ясь ни людского осуждения, ни позора, Катерина го-това бежать с ним, бросить все. Только Борис к этому не готов. Где же его мужская сила, решимость, ответ-ственность за содеянное? Ее нет в его характере. «Нельзя мне, Катя»,— отвечает Борис. Едет он в Си-бирь не по своей воле, а по дядиному наставлению. Дядю Борис почитать должен — от него зависит его дальнейшее материальное благополучие.

Услышав такой ответ, Катерина не ожесточается сердцем, не пугается. «Поезжай с богом!» — говорит она любимому и просит его забыть о ней. Не собствен-ная судьба, а будущее Бориса важны для нее, хотя по-ложение ее трагично. Кабаниха «мучает» Катерину, «запирает», «всем и мужу говорит: «Не верьте ей, она хитрая»», все смеются ей «прямо в глаза». Обостри-лись и ее отношения с Тихоном. Тот «то ласков, то сер-дится, да пьет все», «постыл» он героине. «Ласка-то его мне хуже побоев»,— признается она. Ей так тяже-ло, что «умереть легче». Однако это не толкает Бориса на решительный шаг. Он способен только сожалеть о том, что судьба свела его с Катериной, сделала их не-счастными, заставила мучиться. Ему нелегко про-щаться с Катериной, но он бессилен, о чем красноре-чиво говорит его восклицание: «Эх, кабы сила!». Только об одном он может просить Бога: «чтобы умер-ла она поскорее, чтобы ей не мучиться долго!». Задер-жаться лишнюю минутку он опасается. Только Кате-рине ничего не страшно. Эта цельная натура готова держать самый жестокий ответ за все содеянное. Она до конца остается сама собой. Борис, фактически пре-давший Катерину своим безволием, ее недостоин.

По мнению Н. Добролюбова, истинно народный по своей сущности характер Катерины является единст-венно верным мерилом оценки всех других персона-жей пьесы, в той или иной степени противостоящих самодурной силе.

Последнее свидание Катерины с Борисом происходит в третьем явлении пятого действия пьесы «Гроза». Эта сцена имеет важнейшее значение для раскрытия образов Катерины и Бориса. А также именно она является переломной во всем действии. Можно сказать, что эта сцена привела пьесу к трагическому финалу.

Перед последней встречей Катерина уже доведена до отчаяния. Во втором явлении мы встречаем ее в метаниях и мучениях. Она не хочет жить: «А смерть не приходит. Ты ее кличешь, а она не приходит». Но всё-таки в глубине ее израненной души еще теплится надежда: «Ещё кабы с ним жить, может быть, радость бы какую-нибудь я видела…». Катерина тоскует по своему любимому и молит, почти по-язычески, «ветры буйные», чтобы донесли они до Бориса ее «печаль-тоску».

И вот происходит чудо: героиня встречает того, ради которого пренебрегла всем, ради которого «душу свою…погубила».

Встретившись, влюбленные плачут, от горя ли, от счастья ли, или от того и другого вместе. Ремарка, данная Островским – «Молчание» – как нельзя лучше описывает внутреннее состояние героев. И вправду, о чем говорить?

Первым нарушает молчание Борис. Ведь он пришел сюда не просто так. Он пришел сказать Катерине, что уезжает: «Далеко…в Сибирь».

Первые фразы Катерины в этой сцене отрывисты и коротки. Как будто она готовится сказать что-то чрезвычайно важное, то, что решит ее судьбу. После того, как Борис сообщает ей о своем отъезде, у Катерины вырывается мольба. Она просит героя взять ее с собой. Это почти крик последней надежды. Фраза «Возьми меня с собой отсюда!» является кульминационным моментом всей сцены. От решения, которое примет Борис, зависит судьба Катерины, да и его судьба тоже.

Что же отвечает ей Борис? Он говорит, что «отпросился у дяди на минуточку, хотел хоть с местом-то с тем проститься, где мы с тобой виделись». То, что в такой момент Борис вспоминает дядю, говорит о его бесхарактерности. Он не может сам принимать решения. И отвечает Катерине отказом.

В этот переломный момент Катерина показывает всю широту своей души. Когда рухнула ее последняя надежда и земля начала уходить из-под ее ног, она находит в себе силы сказать Борису: «Поезжай с Богом!». Вместо того, чтобы проклясть бессердечного и бесхребетного Бориса, который оставлял ее на растерзание свекрови и общественного мнения, Катерина говорит ему о своей любви.

А любовь ее, воистину, не знает границ: «Радости видела мало, а горя-то, горя-то что! Да еще впереди сколько! Ну да что думать о том, что будет! Вот я теперь тебя видела, этого они у меня не отымут; а больше мне ничего не надо. Только ведь мне и нужно было увидеть тебя. Вот мне теперь гораздо легче сделалось; точно гора с плеч свалилась. А я все думала, что ты на меня сердишься, проклинаешь меня…»

Читая эти строки, понимаешь, что только великая женщина способна на такую любовь и на такие чувства. Готовая пойти против всех, бросить все и поехать за любимым в далекую и холодную Сибирь, в тяжелую минуту она прощает Бориса. Прощает за все.

Но судорожная мысль всё-таки вертится в голове у Катерины. Она не может найти нужных слов: «Что-то я тебе хотела сказать! Вот забыла! Что-то нужно было сказать! В голове-то все путается, не вспомню ничего».

А Борис, вместо того, чтобы поддержать Катерину, говорит: «Время мне, Катя!»

В следующую секунду идея, которая еще витала в воздухе, и исполнение ее казалось таким невозможным, превратилась в голове Катерины в осознанное и страшное решение. Мы еще не знаем, о чем идет речь, но уже догадываемся. Катерина говорит Борису, чтобы «ни одного нищего» он дорогой не пропускал и всем приказывал, чтобы они молились за ее «грешную душу». Именно в этот момент Катерина решила совершить самый страшный, в христианском понимании, грех, замолить который не под силу и тысяче нищих: самоубийство.

С этой секунды Катерина начинает навсегда прощаться с Борисом, так как поняла, что больше никогда она его не увидит. Борис же, не в силах понять, куда он толкает свою возлюбленную, начинает жаловаться, обвинять всех и вся: «Злодеи вы! Изверги!». И произносит одну из самых важных своих фраз: «Эх, кабы сила!» Он признается в своем бессилии, в том, что он не может сделать ничего, чтобы спасти Катерину. А самое главное, он признается в своем бесконечном эгоизме. Заподозрив, что Катя задумала неладное, он думает не о ней, а том, что он измучается дорогой, думая о героине.

Есть в этой сцене удивительный момент. В последний раз Борис хочет обнять Катерину, но она…не подпускает его к себе. Поверить в то, что, не обидевшись на отказ Бориса сразу, она решила обидеться сейчас, невозможно. Да и не укладывается это в образ Катерины. Просто, решив совершить самоубийство, она не может позволить любимому прикоснуться к ней – страшной грешнице. Кроме того, Катерина торопит Бориса: «Ступай, скорее, ступай!».

Поступок Бориса можно назвать предательством. Он, в данной ситуации, преступник и грешник, а не Катерина. Он предал самое святое и ценное чувство, ради которого люди готовы принять смерть, – любовь. И, уходя, Борис желает Катерине гибели: «Только одного и надо у бога просить, чтоб она умерла поскорее, чтоб ей не мучиться долго!».

Вот какой участи хочет он для Катерины! Вот каким он видит решение проблемы! И мы понимаем, что не помог он Катерине не потому, что был бесхребетным и безвольным человеком, а потому, что не хотел!

Кто знает, как повернулась бы судьба героев, если в ту важнейшую минуту Борис согласился взять Катерину с собой. Да, героев ожидали бы страшные трудности. Быть может, она разочаровалась бы в своем выборе. Но Борис не мог, а точнее, не смог поступить по-другому.

Простившись с Борисом навсегда, Катерина бросается в Волгу, унеся с собой свою огромную любовь к человеку, не захотевшему ее спасти.

Популярные совместимости

Екатерина Борис
Екатерина и Александр [ 76% ] Борис и Анна [ 83% ]
Екатерина и Дмитрий [ 76% ] Борис и Ольга [ 69% ]
Екатерина и Евгений [ 63% ] Борис и Татьяна [ 78% ]
Екатерина и Андрей [ 74% ] Борис и Ирина [ 89% ]
Екатерина и Михаил [ 78% ] Борис и Светлана [ 72% ]
Екатерина и Алексей [ 63% ] Борис и Юлия [ 74% ]
Екатерина и Сергей [ 72% ] Борис и Мария [ 72% ]
Екатерина и Григорий [ 69% ] Борис и Елена [ 83% ]

Рейтинг взаимоотношений в разных сферах жизни

Характеристика Значение (от 1 до 5) Расшифровка
Секс 5 Партнеры настолько тонко чувствуют друг друга, что порой им даже не требуется слов. Одинаковые темпераменты способствуют достижению гармонии в сексе. Между этими людьми настоящая химия: достаточно полувзгляда, полунамека, чтобы мгновенно вспыхнула страсть. Интимная близость дарит незабываемые эмоции обоим.
Дружба 2 Разное мировоззрение не позволяет установить абсолютно гармоничные отношения, но найти общий язык вполне реально. Главное — идти на уступки, слушать и слышать собеседника.
Любовь 4 Эти личности имеют схожие представления о том, как должны выстраиваться любовные отношения. Их тянет друг к другу, им приятно находиться вместе. Если и возникают конфликты, партнерам удается быстро и безболезненно решать их.
Деловые отношения 4 У таких людей, как правило, не возникает разногласий в деловой сфере. Они хорошо понимают друг друга, вне зависимости от занимаемой должности. Если и случаются трудности, эти личности всегда проявляют готовность к конструктивному диалогу.
Семья 1 У этих людей очень уж разные взгляды на семейную жизнь. Конфликты могут возникать буквально на ровном месте. При этом нельзя сказать, что такой брачный союз обречен. Просто людям с такой совместимостью придется постараться больше, чем другим.

Гроза островского Как развиваются отношения катерины и Бориса( по содержанию пьесы)

Из любви да ласки попала Катерина в семью Кабанихи. Эта властная женщина всем заправляла в доме. Сын ее Тихон, муж Катерины, ни в чем не смел матери перечить. И только иногда, вырвавшись в Москву, устраивал там загул. Тихон по-своему любит Катерину и жалеет ее, пытается научить ее жить по- своему . Он не может помочь ей ни тогда, когда она борется с грешной страстью, ни после её публичного покаяния. Высокого напряжения достигают ее проблемы в сцене прощания с Тихоном. На просьбу взять ее с собой, на упреки Тихон отвечает: «…не разлюбил, а с этакой- то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь! Ты подумай-то: какой ни на есть, а я все-таки мужчина; всю-то жизнь вот этак жить, как ты видишь, так убежишь и от жены. Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне? «

Попытка обрести свободу связана с хрупкими надеждами на Бориса. Любовь к Борису является для Катерины уходом от серости и однообразия повседневной безрадост­ной жизни. Катерина не может отказаться от своего чувства. Ведь любовь-единственное, что есть у нее чистого, светлого и прекрасного. И мучаясь виной греховной любви к Борису, она все же решила пренебречь законами среды и связать жизнь с Борисом. Она просит Бориса взять ее в Сибирь, куда он едет по воле дяди. Но Борис оказался слишком слаб для того, чтобы помочь Катерине вырваться на волю. Борис собиралсяся всего лишь погулять с Катериной во время отъезда Тихона, а потом.. . потом видно будет. Его не слишком заботит, чем обернется увлечение для Катерины, Бориса не останавливает даже предупреждение Кудряша: “Вы ее совсем загубить хотите”. На последнем свидании он говорит Катерине: “Кто же это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой”,хотя уже при первой встрече женщина сказала ему: “Загубил, загубил, загубил”.

Совместимость по числу имени

Рассчитываем число имени Екатерина:

Е
(6) +
К
(12 = 1 + 2 = 3) +
А
(1) +
Т
(20 = 2 + 0 = 2) +
Е
(6) +
Р
(18 = 1 + 8 = 9) +
И
(10 = 1 + 0 = 1) +
Н
(15 = 1 + 5 = 6) +
А
(1) = 35 = 3 + 5 = 8

Число имени Екатерина:

8

Рассчитываем число имени Борис:

Б
(2) +
О
(16 = 1 + 6 = 7) +
Р
(18 = 1 + 8 = 9) +
И
(10 = 1 + 0 = 1) +
С
(19 = 1 + 9 = 10 = 1 + 0 = 1) = 20 = 2 + 0 = 2

Число имени Борис:

2

Рассчитываем число пары:

8 + 2 = 10 = 1 + 0 = 1

Общее число пары:

1

Вашу пару обьеденяет число 1

  • Совместимость в любви: 50%
  • Совместимость в браке: 70%
  • Тип отношений: любовь и семья

Это союз уверенных и сильных людей, поэтому период привыкания может быть долгим. Выяснение, кто главный, приводит к постоянным ссорам и скандалам. В такой паре не должно быть лидеров – партнеры равноправны и самодостаточны, но без сомнений готовы пожертвовать карьерой ради отношений. Не ставьте свое эго на первое место, и тогда вас ждут долгие годы любви.

С самого начала отношений партнеры ориентированы на семью. У вас много общих черт, а со временем появляются и совместные увлечения. Общее дело, путешествие и разнообразие эмоций сделают отношения более близкими. Такие отношения – всегда приключение, но не подгоняйте события. Пусть все идет своим чередом.

Общие буквы в именах

Екатерина

Борис

Совпадают 2 буквы из 5 возможных (Р, И).

Если совпадает от одной до половины букв, такой тандем может похвастаться хорошей совместимостью. Партнеры обладают похожим мышлением, смотрят в одном направлении, искренне уважают и разделяют интересы друг друга. Здесь возможно и взаимовыгодное сотрудничество, и крепкая дружба, и романтическая привязанность, и счастливый брак на долгие годы.

Буква Значение
Р Обладатели буквы «Р» в имени отличаются терпеливостью и ответственностью. Они имеют собственное мнение на жизнь и зачастую уверены в своей правоте. Благодаря своему оптимизму, такие люди в случаях неудачи не отчаиваются и быстро настраиваются на новые подвиги. В качестве своей второй половины ищут партнера, который будет им преданный и всегда подставит свое плечо.
И Эти обладатели наблюдательны и находчивы. По своей натуре романтичные, долгое время находятся в поиске партнера с таким же искренним характером. Люди с такой буквой в имени имеют склонность к фантазиям, добродушные, целеустремленные и незаурядные.

  • Прошлые ошибки читать рассказ на дзен
  • Прощай немытая россия сочинение
  • Прошлые и нынешние хозяева вишневого сада сочинение
  • Прощаемся молча как пишется
  • Прошлое чацкого его занятия как автор вводит эти сведения в пьесу сочинение кратко