Прощание с матерой это повесть или рассказ

Вершина деревенской прозы. Плач по традиционному крестьянскому укладу, гибнущему под натиском цивилизации и прогресса.

комментарии: Денис Ларионов

О чём эта книга?

Деревня Матёра должна быть затоплена в ходе строительства ГЭС на Ангаре.  Почти все её жители переехали в ближайший посёлок, только несколько стариков и старух не могут оставить родные дома и родительские могилы. Одно из самых значительных произведений деревенской литературы, «Прощание с Матёрой» появляется на излёте советской эпохи — когда наступление тяжёлой индустрии на природу воспринимается уже не как победа прогресса, но как фатальное и губительное разрушение традиционного уклада жизни.

Валентин Распутин. 1976 год

ТАСС

Когда она написана?

В 1972 году Валентин Распутин пишет очерк «Вниз и вверх по течению. История одной поездки». Известный писатель по имени Виктор (альтер эго автора) возвращается в места своего детства — но деревни, в которой он вырос, больше не существует: она была разобрана и перенесена на новое место при строительстве гидроэлектростанции. Вместо неё у водохранилища стоит новый посёлок, из которого писатель торопится уехать, чувствуя себя там чужим. Возможно, именно тогда Распутин начинает думать над сюжетом будущей повести, которая была закончена к середине 1976 года.

«Прощание». Режиссёр Элем Климов. СССР, 1981 год
Карта-схема проекта переброски северных рек. 1967 год

Как она написана?

Повесть начинается с трёхстраничного зачина: Распутин в почти фольклорном ключе описывает трёхсотлетнюю историю Матёры. Большая часть повести выдержана в реалистической манере, — впрочем, здесь есть напоминающие стилистику
магического реализма

Художественный стиль, в котором реалистическая манера сочетается с мифологическими элементами. К магическому реализму относят произведения Габриэля Гарсиа Маркеса, Хулио Кортасара, Милорада Павича.

эпизоды из жизни Хозяина острова (охраняющего Матёру «ни на какого другого зверя не похожего зверька»). 

Пожалуй, главное, на что стоит обратить внимание, — речь персонажей. Распутин показывает с её помощью картины мира старой жительницы Матёры Дарьи Пинигиной, её сына Павла, живущего в недавно построенном посёлке, и её внука Андрея, рвущегося на строительство ГЭС. Речь Дарьи, на чьей стороне авторские симпатии, — живая, полная прихотливых диалектизмов; речь Андрея, напротив, наполнена штампами. Характерный, даже утрированный пример столкновения разных речевых пластов — сцена разорения матёринского кладбища, которому пытаются помешать жители острова: 

— В чём дело, граждане затопляемые? — важно спросил мужчина. — Мы санитарная бригада, ведём очистку территории. По распоряжению санэпидемстанции.

Непонятное слово показалось Настасье издевательским.

— Какой ишо сам-аспид-стансыи? — сейчас же вздёрнулась она. — Над старухами измываться! Сам ты аспид! Обои вы аспиды! Кары на вас нету.

Сюжет повести не богат событиями; его центральная точка — неизбежная катастрофа — в книге отсутствует, описывается только её бесконечное ожидание. Каждая глава — это зарисовка из жизни Матёры, многие из них заканчиваются короткой фразой, напоминающей о неизбежной катастрофе, обрыве этой жизни. Например, финал первой главы: «Но вот теперь оставалось последнее лето: осенью поднимется вода»; пятая глава заканчивается фразой «Помянешь, ох помянешь Матёру…»; десятая — «А впереди, если смотреть на оставшиеся дни, становилось всё просторней и свободней. Впереди уже погуливал в пустоте ветер» — тут можно услышать практически намёк на Книгу Бытия: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою».

На реке. Фотография Всеволода Тарасевича. 1965 год

Собрание МАММ

Что на неё повлияло?

Как и другие деревенщики (кроме, быть может, Виктора Астафьева), Распутин всегда был писателем-реалистом. Его тексты чуть ли не напрямую наследуют реализму XIX века, который был для деревенщиков недостижимым образцом. Можно увидеть здесь и влияние короткой прозы Александра Солженицына (героиня рассказа «Матрёнин двор» могла бы быть младшей сестрой распутинской Дарьи) или провести параллель между описанием быта последних жителей Матёры и романами Михаила Шолохова — «Тихим Доном» и «Поднятой целиной» (которые уходят корнями всё в тот же русский реализм XIX века). 

Из зарубежных авторов Распутину явно близок Уильям Фолкнер (с которым его часто сравнивают). Американский классик также описывал «дикие», отдалённые от центра страны места, расположенные в вымышленном южном округе Йокнапатофа. Как и Фолкнер, Распутин очень внимателен к речевой манере «простых людей», через которую раскрывается их характер, биография, страхи и т. д.

В «Прощании с Матёрой» можно увидеть влияние короткой прозы Александра Солженицына
Из зарубежных авторов Распутину близок Уильям Фолкнер

Как она была опубликована?

Повесть была опубликована в октябрьском и ноябрьском номерах журнала
«Наш современник»

Общественно-политический и литературный журнал консервативно-патриотического направления, издающийся в Москве с 1956 года. В журнале в разные годы печатались Виктор Астафьев, Юрий Бондарев, Василий Шукшин, Валентин Распутин и многие другие.

в 1976 году, а позднее несколько раз выходила как отдельными изданиями, так и в собраниях сочинений Распутина. Уже в 1990-е годы Распутин переработал финал повести, обострив, по мнению исследовательницы Анны Разуваловой, «её трагическую безысходность». В финале повести немногие матёринцы, оставшиеся на острове вопреки распоряжению властей, переговариваются в темноте барака, как бесплотные тени в загробном мире, не понимая уже, в разуме они или сошли с ума, ночь или день на дворе: «Дня для нас, однако, боле не будет». В советской версии повести в финале слышится «недалёкий тоскливый вой — то был прощальный голос Хозяина», а следом за ним доносится «слабый, едва угадывающийся шум мотора»: это сквозь туман за старухами едет катер, чтобы вернуть их в мир живых. Но в последней авторской редакции катера нет — воет только Хозяин острова, предвещая скорый конец и Матёре, и её жителям.

Журнал «Наш современник». №11. 1976 год
«Прощание». Режиссёр Элем Климов. СССР, 1981 год

Как её приняли?

Экологический пафос Распутина и интерес к деревенским писателям вообще сделал повесть «Прощание с Матёрой» важным событием в советской литературе. В 1977 году журнал
«Вопросы литературы»

Научный журнал по истории и теории литературы, издающийся в Москве с 1957 года. С 2009 года его возглавляет литературовед Игорь Шайтанов.

пригласил нескольких литературных критиков для обсуждения повести, которое получилось довольно обширным (почти восемьдесят журнальных страниц). Один из центральных тезисов в этом обсуждении принадлежал критику
Юрию Селезнёву

Юрий Иванович Селезнёв (1939–1984) — литературовед, специалист по Достоевскому. С 1976 по 1981 год был главным редактором серии «ЖЗЛ». В 1981–1982 годах — заместитель главного редактора журнала «Наш современник».

, разграничившему понятия «земля» («то, с чем человек нерасторжимо связан от рождения…») и «территория» («элемент государственно-бюрократических языка и практик»). Матёра, разумеется, была «землёй», с которой жителям невозможно расстаться, — именно поэтому конфликт повести был настолько острым. С другой стороны, известный писатель-диссидент
Георгий Владимов

Георгий Николаевич Владимов (1931–2003) — литературный критик, писатель. С 1956 по 1959 год был редактором отдела прозы в «Новом мире». В 1964-м выступил соавтором коллективного детективного романа «Смеётся тот, кто смеётся». После публикации повести «Верный Руслан» за рубежом был исключён из Союза писателей. В 1983 году эмигрировал в ФРГ, был главным редактором журнала «Грани». В 2000 году вернулся в Россию. За роман «Генерал и его армия» был удостоен премии «Русский Букер» и «Русский Букер» десятилетия.

воспринимал его как псевдоконфликт, плод фантазии Распутина, не имеющий отношения к реальности: в частном письме он утверждал, что старые жители Сибири и других расселяемых регионов «пуще всего… мечтают перебраться в квартиры с газом и унитазом, но, согласно Распутину, они так свою «почву» любят, что даже полы моют перед затоплением Матёры».

Как полагал критик Юрий Селезнёв, острота конфликта в повести обусловлена тем, что герои нерасторжимо связаны с Матёрой от рождения
Писатель Георгий Владимов считал конфликт, описанный в «Прощании с Матёрой», плодом фантазии Распутина, не имеющим отношения к реальности

РИА «Новости»

Что было дальше?

«Прощание с Матёрой» стало предвестием экологического движения, развернувшегося в годы перестройки. Во многом благодаря повести Распутина в обществе утвердилось понимание, что за технический прогресс и гигантские стройки приходится платить иногда слишком дорогую цену. После «Матёры» Распутин пишет множество публицистических текстов о важности сохранения Байкала, окружённого заводами. Он высказывается и против других экологически опасных больших строек, в том числе в 1980-е участвует в большой кампании интеллигенции против
поворота сибирских рек

Проект переброски стока сибирских рек в засушливые регионы страны — Казахстан и Среднюю Азию. Проект начали обсуждать в 1960-е годы. В 1970 году было принято постановление о необходимости переброски воды из сибирских рек. В 1986-м проект свернули из-за чрезвычайно высокой стоимости и неблагоприятных экологических последствий.

. Перестроечный съезд Союза писателей, прошедший в 1986-м, называли «съездом мелиораторов»: поворот сибирских рек был главной его темой. В защиту рек Распутин писал, например: «Реки — Обь, Енисей, Лена — могут соперничать лишь между собой. В озере Байкал пятая часть пресной воды на земном шаре. Нет, всё здесь задумывалось и осуществлялось мерою щедрой и полной, точно с этой стороны, от Тихого океана, и начал Всевышний сотворение Земли…» (впрочем, его коллега, писатель-деревенщик Василий Белов, вообще угрожал совершить самосожжение на Красной площади, если поворот рек будет осуществлён). В конце концов проект свернули. 

Э-эх, до чего же мы все добрые по отдельности люди и до чего же безрассудно и много, как нарочно, все вместе творим зла!

Валентин Распутин

 Во время перестройки неприятие Распутиным современного мира лишь усугубляется: картина мира, живой иллюстрацией к которой стала его Дарья Пинигина, претерпевает метаморфозу, выливаясь у писателя в ригоричные публицистические формулы («…всё озлобленней выжигается теле- и радионапалмом историческая, духовная и культурная Россия»). Он подписывает антиперестроечное
«Письмо семидесяти четырёх»

Коллективное письмо деятелей культуры и науки, обвиняющее демократические СМИ в русофобии, глумлении над историческим прошлым страны и создании «фантома «русского фашизма». Было опубликовано в апрельском номере журнала «Наш современник» за 1990 год.

и окончательно становится политическим консерватором, оправдывающим политику Сталина и уверенным в необходимости сильной власти. В 2003 году, после долгого перерыва, Валентин Распутин публикует повесть «Дочь Ивана, мать Ивана», в которой возникшее ещё в «Прощании с Матёрой» разделение на «своих» (деревенских, русских) и «чужих» (городских, нерусских) приобретает тенденциозное, на грани с ксенофобией, звучание. 

Единственная экранизация повести вышла в 1981 году, через пять лет после публикации, — фильм «Прощание», начатый Ларисой Шепитько и законченный (после трагической гибели режиссёра в автокатастрофе) её мужем Элемом Климовым. Суггестивный кинематографический язык Шепитько и Климова сделал центральную коллизию повести ещё более мрачной, придал ей почти апокалиптический оттенок. Спектакли по «Прощанию с Матёрой» неоднократно ставились в российских театрах, а в 2015 году прозаик Роман Сенчин опубликовал роман «Зона затопления», посвящая его Валентину Распутину: по сути, это ремейк его повести, основная сюжетная линия которой перенесена в наше время.

«Прощание». Режиссёр Элем Климов. СССР, 1981 год
Элем Климов и Лариса Шепитько. 1975 год

Деревня Матёра действительно существовала в Сибири?

Нет, населённого пункта с таким названием в Сибири никогда не было. Зато была деревня Матерá (с ударением на последний слог), стоявшая на правом берегу Ангары в устье реки Шаманка и оказавшаяся в зоне затопления Усть-Илимского водохранилища. Другим прообразом деревни Матёры в повести мог быть населённый пункт Горный Куй, затопленный при строительстве Братской ГЭС. Наконец, на дне того же Братского водохранилища оказалась в 1962 году и родная деревня Распутина Усть-Уда: жителей эвакуировали в специально построенный одноимённый посёлок. 

Матёра — очевидно собирательный образ сибирской деревни. Прилагательное «матёринский» выглядит на письме как «материнский», и этот мерцающий смысл нередко обыгрывается в тексте: «Пышно, богато было на матёринской земле — в лесах, полях, на берегах, буйной зеленью горел остров, полной статью катилась Ангара». Когда Петруха, деревенский бездельник и прохиндей, ради лёгкого заработка поджигает предназначенные к затоплению деревни, производя «очистку территории», его мать, переживая это как горе и позор, надеется его усовестить, Дарья же ехидничает: «Поезжай, поезжай. Погляди, чьи избы лутче горят — подволошенские али матёринские? Он тебе за-ради праздничка, что ты приехала, две, а то и все три зараз запалит — ох, хорошо будет видать». Не случайно свою сомнительную карьеру Петруха начал с того, что ради положенной переселенцам денежной компенсации поджёг материнскую (в буквальном смысле слова) избу — единственное здание деревни, которое власти собирались сохранить как памятник архитектуры, перевезя на другое место. 

Река Ангара у мыса Пьяный Бык. Братск, Иркутская область. 1956 год

Зачем вообще понадобилось затапливать Матёру?

Из-за строительства Братской ГЭС (она не названа в повести, но речь именно о ней) уровень воды в Ангаре стремительно повышался, подвергая риску жителей окрестных населённых пунктов (главным образом старых деревень). Чтобы ускорить строительство ГЭС и не допустить жертв, в 1970-е годы власти решили превентивно затопить многие сибирские деревни, а жителей перевезти в посёлки и города Иркутской области. Опыт такой уже был: при строительстве гидроэлектростанций в других регионах затапливались целые города (самый известный случай — затопление города Мологи в Ярославской области в 1930–40-е годы; существуют свидетельства, впрочем не слишком надёжные, что около 300 жителей Мологи так и не покинули свои дома, предпочтя уйти на дно вместе с городом). Кроме положительной стороны (увеличение объёма производства электроэнергии) у этого прогрессистского проекта были и отрицательные: из-за принудительной централизации терпела бедствие не только экологическая система Сибири, но и региональное сообщество и его культура, жители страдали, покидая родные места, а некоторые так никогда не смогли приспособиться к городскому образу жизни. 

Другой важный — практический — изъян проекта объясняется в повести устами Павла. Сын старухи Дарьи и отец комсомольца-энтузиаста Андрея Павел — представитель среднего поколения героев: он переезжает с острова в посёлок, готов скрепя сердце обустраиваться в новой жизни и признаёт неизбежность прогресса, но конкретное воплощение великой идеи идёт для него вразрез со здравым смыслом. Новый посёлок построен «богато, красиво, домик к домику, линейка к линейке», но расположен на земле, почти непригодной для земледелия (и это после плодородной матёринской земли, возделанной многими поколениями). Павел задаётся вопросом, «зачем, по какой такой причине надо было относить его за пять вёрст от берега моря, которое разольётся здесь, и заносить в глину да камни, на северный склон сопки», и находит простое объяснение: посёлок проектировали чужаки — «не для себя строили, смотрели только, как легче построить, и меньше всего думали, удобно ли будет жить».

Строительство Братской гидроэлектростанции. Вид на плотину. 1960 год
Строительство Братской гидроэлектростанции. Линия электропередачи. 1962 год

Почему конфликт между старым миром Дарьи Пинигиной и новым миром её внука Андрея так серьёзен и неразрешим?

Дарья Пинигина — одна из типичных «распутинских старух», живущих согласно вековому семейному и общинному укладу, который не смогла до конца разрушить даже коллективизация в 1930-е годы. Мир за пределами деревни и острова кажется ей непонятным и враждебным, именно оттуда приходят чужаки, горожане, стремящиеся разрушить уклад деревни, разорить кладбище, повалить лес, сжечь дома и хозяйственные постройки. 

Во «внешнем» мире Дарья бывала и достижения прогресса оценить успела. О городской квартире своей дочери она рассказывает соседкам за самоваром почти как о космическом корабле: 

Крант, так же от как у самовара, повернёшь — вода бежит, в одном кранту холодная, в другом горячая. И в плиту дрова не подбрасывать, тоже с крантом — нажмёшь, жар идёт. Вари, парь. Прямо куды тебе с добром! — баловство для хозяйки. А уж хлебушко не испекчи, нет, хлебушко покупной. Я с непривычки да с невидали уж и поохала возле крантов этих — оне надо мной смеются, что мне чудно. А ишо чудней, что баня и уборна, как у нехристей, в одном закутке, возле кухоньки. Это уж тоже не дело. Сядешь, как приспичит, и дрожишь, мучишься, чтоб за столом не услыхали.

За всеми этими курьёзными мелочами скрывается фундаментальное неприятие Дарьей городской жизни и, шире, современной цивилизации, которая лишает человека духовной самостоятельности, связи с природой и умершими предками, замещает глубокие родовые связи поверхностным социальным взаимодействием. Именно из-за этого Дарья и не хочет ехать в город. Конечно, и старую избу, и крестьянский скарб ей тоже жалко: всё это для Дарьи не только какая-никакая собственность, но неотъемлемая, почти одушевлённая часть того жизненного уклада, без которого она не сможет существовать. Избу свою перед поджогом она белит и отмывает — как будто обряжает в гроб покойника. 

Слушать будем или будем базарить? Будем понимать положение или что будем?…

Валентин Распутин

Дарья воспринимает себя как часть обширного, навсегда связанного с деревней Матёрой рода, в который включены как живые, так и мёртвые: «Человек не един, немало в нём разных, в одну шкуру, как в одну лодку собравшихся земляков, перегребающихся с берега на берег». Подобное восприятие себя и других непонятно городским, «рационально мыслящим» героям повести, но для Дарьи подобная синкретическая картина мира, совмещающая в себе православие и миф, остаётся единственно возможной.

Помимо ненужных в новой жизни дедовских ухватов, ушатов, туесов, кадок и кринок, которые приходится оставить на острове, в посёлок невозможно перенести и деревенскую систему социального обеспечения. Если у Дарьи есть дети и внуки, которые прокормят её в посёлке, то судьба других матёринских жителей сложится, видимо, ещё менее благополучно. Одинокий деревенский чудак Богодул живёт на Матёре припеваючи, ночуя в бараке, некогда срубленном армией Колчака, и чаёвничая у привечающих его старух. Старуха Сима, «занесённая в Матёру случайным ветром меньше десяти лет назад» вместе с маленьким внуком, также нашла в деревне дом, кусок хлеба и своё место в прочной системе социальной взаимопомощи. В новой реальности и Богодула, и Симу ждёт, очевидно, горькая жизнь в доме престарелых.

Усть-Илимск. Перекрёсток проспекта Мира и улицы Мечтателей. 1970-е годы

Кто такой Хозяин острова и зачем он в повести?

«Хозяин» острова Матёра и одноимённой деревни — это «маленький, чуть больше кошки, ни на какого другого зверя не похожий зверёк», гений места: «Если в избах есть домовые, то на острове должен быть и хозяин». Он наделён самосознанием и способен чувствовать и слышать самые тонкие вещи мира: стон деревянной избы, дыхание растущей травы и непрестанное шевеление всего, что живёт на острове. Никто из жителей деревни его никогда не видел, но своим незримым присутствием он долго охранял Матёру от различных катаклизмов. Предчувствует он и судьбу Матёры: «что скоро одним разом всё изменится настолько, что ему не быть Хозяином, не быть и вовсе ничем». Каждое его появление знаменует какое-то неприятное происшествие (например, пожар), а в конце повести его вой, который слышит старик Богодул, знаменует приближающуюся катастрофу.

Раньче совесть сильно различали. Ежли кто норовил без её, сразу заметно, все друг у дружки на виду жили

Валентин Распутин

Придумывая Хозяина острова, Распутин отдавал дань народной мифологии, с которой мог столкнуться в детстве. Легко предположить, что этот образ — часть языческой картины мира, «древнего «естественного» пространства» (Разувалова), которое продолжает оказывать влияние на жизнь Дарьи, Богодула и других старых героев повести. Распутина, по его признанию, волновала «поэзия, без которой не жил народ», а исчезновение Матёры влечёт за собой и разрушение «поэтической картины мира», которую разделяют здешние жители.

Мифологические образы позволяют показать затопление Матёры как событие апокалиптического масштаба: старая цивилизация уходит на дно, подобно Атлантиде. Помимо Хозяина острова важную символическую роль играет в повести «царский листвень» — почти
мировое дерево

Один из мифологических архетипов. Согласно Владимиру Топорову, этот образ воплощает универсальную концепцию мира. Ветви, как правило, соотносятся с небом, ствол — с земным миром, а корни — с преисподней.

:

Матёру, и остров, и деревню, нельзя было представить без этой лиственницы на поскотине. <…> Неизвестно, с каких пор жило поверье, что как раз им, «царским лиственем», и крепится остров к речному дну, к одной общей земле, и покуда стоять будет он, будет стоять и Матёра. Не в столь ещё давние времена по большим тёплым праздникам, в Пасху и Троицу, задабривали его угощением, которое горкой складывали у корня и которое потом собаки же, конечно, и подбирали, но считалось: надо, не то листвень может обидеться. 

Старая лиственница возвышается над островом, деревней и лесом, как пастух среди овечьего стада: «Она и напоминала пастуха, несущего древнюю сторожевую службу». Когда мужики, занятые расчисткой территории, сталкиваются с лиственем, противостояние природы и человека обретает эпический размах. «Зверь какой! — восклицает мужик. — Мы тебе, зверю… У нас дважды два — четыре. Не таких видывали». Но топор от дерева отскакивает, его не берут ни огонь, ни бензопила. Как тут не вспомнить вышедшую в том же 1976 году повесть другого деревенщика, Виктора Астафьева, «Царь-рыба»: в ней браконьер Игнатьич из корысти вредит природе, но, едва не погибнув в схватке с гигантским осетром, переосмысляет всю свою жизнь и кается в грехах. У Распутина дерево выходит из схватки победителем, продолжая нести сторожевую службу над опустевшим островом и символизируя торжество жизни над примитивными человеческими расчётами: пока оно стоит, будет стоять и Матёра.

«Прощание». Режиссёр Элем Климов. СССР, 1981 год
Валентин Распутин на берегу озера Байкал. 1988 год

РИА «Новости»

Как отразилось в повести историческое время?

Матёра — место, существующее как бы в мифологическом времени, почти вне истории. Деревня живёт «внутри происходящих в природе перемен, не отставая и не забегая вперёд каждого дня», но исторические перемены практически не затрагивают её жизненный уклад. За триста с лишним лет существования деревня повидала всякое: «Мимо неё поднимались в древности вверх по Ангаре бородатые казаки ставить Иркутский острог; подворачивали к ней на ночёвку торговые люди, снующие в ту и другую стороны; везли по воде арестантов»; здесь два дня шёл бой между занявшими остров колчаковцами и штурмующими его на лодках партизанами. Знала деревня «наводнения… пожары, голод, разбой», а также — хотя эти исторические обстоятельства никак не выделены — коллективизацию, антирелигиозную кампанию, в ходе которой церковь утратила крест и была приспособлена под склад, Великую Отечественную войну, на которой жители Матёры потеряли сыновей, кое-какие достижения прогресса: «В последние годы дважды на неделе садился на старой
поскотине

Пастбище, выгон. В другом значении — изгородь вокруг пастбища.

самолёт, и в город ли, в район народ приучился летать по воздуху».

Как отмечает филолог Игорь Сухих, «Матёра — это и мир мифа, царского лиственя и Хозяина, противопоставленный цивилизации самолёта и электростанции, и малая родина в противопоставлении новому посёлку за рекой, и деревня в её противопоставлении городу, и историческая Русь-Россия с петровских до советских времён, для которой характерна непрерывность
существования»
1
Сухих И. Н. Русский канон: Книги XX века. М.: Время, 2012. C. 759.

.

Несмотря на историческую бессобытийность матёринской жизни, деревня и её старики-жители — единственные в мире Распутина хранители исторической памяти. Живым воплощением истории оказывается старик Богодул, пугающий берданкой чужаков, которые дразнят его: «Эй ты! Партизан! — Снежный человек! — Турок! — С кем воевать собрался, а? Какого она у тебя образца, пушка твоя? — Ты спроси, какого он сам образца. Не служил ли он у Петра Первого? — А у Ивана Грозного не хошь?»

Без самовара всё равно не чай. Только что не всухомятку. Никакого скусу. Водопой, да и только

Валентин Распутин

Будущее, которое стремятся приблизить сторонники прогресса, беспамятно — эту позицию воплощает в повести Андрей, представитель молодого поколения, рвущийся на великую стройку коммунизма: «Много ли толку от этой Матёры? И ГЭС строят… наверное, подумали что к чему, а не с бухты-барахты. Значит, сейчас, вот сейчас, а не вчера, не позавчера, это сильно надо. Вот я и хочу туда, где самое нужное. Вы почему-то о себе только думаете, да и то, однако, памятью больше думаете, памяти у вас много накопилось, а там думают обо всех сразу».

Зато его отец, Павел, к коллективной памяти относится с уважением. Понимая, что сжечь деревню необходимо, он не представляет возможности делать это своими руками: «И двадцать, и тридцать, и пятьдесят лет спустя люди будут вспоминать: «А-а, Павел Пинигин, который Матёру спалил…» Такой памяти он не заслужил».

Как отмечает Сухих, в образе Матёры Распутин описывает исчезновение всей «крестьянской Атлантиды», существовавшей триста лет, от освоения Сибири казаками до строительства электростанции на Ангаре, причём потопить эту старую крестьянскую Россию не могут ни Гражданская война, ни коллективизация, ни репрессии, ни война — конец ей приносит технический прогресс. Одним из источников вдохновения для Распутина могла быть русская легенда о заповедном граде Китеже, ушедшем под воду. 

Деревня Старый Падун до затопления. Братский район, Иркутская область. 1955 год

Какую роль в жизни Матёры играет природа?

Природа — это первое, что видит и с чем соотносит свою жизнь большинство героев «Прощания с Матёрой», кормящихся крестьянским трудом. Согласно Распутину, затопление Матёры неизбежно приведёт не только к разрушению природного баланса (это очевидно), но и к моральной деградации людей, вынужденных перестать обрабатывать, а затем и покинуть родную землю (примечательно, что Андрей, работавший на заводе и рвущийся на стройку, разучился косить). Природа возникает в повести не только в пейзажах, но и в виде символов воды, огня, земли или образа лиственницы, корни которой, согласно поверью, соединяют Матёру и Ангару, обеспечивая устойчивость острова посреди огромной реки. 

И так же, как гигантское дерево, пускает корни в родную землю и человек. Об этом напоминает Дарья внуку: 

Люди про своё место под богом забыли — от чё я тебе скажу. Мы не лутчей других, кто до нас жил… <…> Бог, он наше место не забыл, нет. Он видит: загордел человек, ох загордел. Гордей, тебе же хуже. Тот малахольный, который под собой сук рубил, тоже много чего об себе думал. А шмякнулся, печёнки отбил — дак он об землю их отбил, а не об небо. Никуда с земли не деться.

 Человек не просто так хозяин своей земли: он владеет ей и привязан к ней до тех пор, пока её возделывает. В посёлке Павел чувствует себя не хозяином, а квартирантом, потому что тамошнее хозяйство не требует его трудов: дрова рубить не нужно, печку не топить, да и воду скоро проведут. 

Размышляя и даже мечтая о смерти, Дарья задаётся вопросом, зачем терпеть старость с её неудобствами и мучениями, если традиционной пользы от старости больше нет: «Теперь и подкормку для полей везут из города, всю науку берут из книг, песни запоминают по радио». Удобрения упомянуты не случайно — Дарья рассматривает себя саму фактически как «подкормку»: «Господь жить дал, чтоб ты дело сделала, ребят оставила — и в землю… чтоб земля не убывала. Там теперь от тебя польза». 

Недаром гибель Матёры начинается с разорения кладбища; и Дарья, и другие переселенцы при мысли о переезде больше всего беспокоятся о том, как бы забрать с собой своих покойников, чтобы перезахоронить их и в свой срок улечься к ним под бок (да и помирать в посёлке лучше поторопиться: на новом кладбище «всех подряд по очереди хоронют, кто с кем угадат» — не то что на Матёре, где семьи лежат рядом, как в «другой, более богатой деревне»). Когда Павел досадует, что нужно положить огромные труды, чтобы вырастить что-то на новой глинистой земле, когда затоплена будет прежняя — «самая лучшая, веками ухоженная и удобренная дедами и прадедами и вскормившая не одно поколение», эту фразу можно понять и так, что земля удобрена не только трудами прадедов, но и прадедами как таковыми. Человек в повести Распутина органически включён в природный цикл.

Как Распутину удалось опубликовать свою повесть, ведь картина мира Дарьи и других жителей деревни совсем не советская?

Несмотря на «несоветскость» картины мира, живущая сообразно природным циклам, а не историческому времени Дарья Пинигина никогда не ставит под сомнение, так сказать, легитимность существующей власти. Сам Распутин также напрямую не связывает бесчеловечный прогрессизм с конкретными решениями советского правительства, представляя их как негативную черту современного мира вообще. Подобная идеологическая обтекаемость была свойственна всем писателям-деревенщикам: они считали себя обязанными советской власти, при которой сделали успешную карьеру, и до перестройки не позволяли себе прямых обличений. Кроме того, Валентин Распутин принадлежал к самому правому флангу советской литературы, интересы которого отстаивали представители влиятельной «русской партии» во власти и в цензурном аппарате. В целом деревенская проза была серьёзным идеологическим противовесом ориентированной на западные образцы молодёжной прозе 1960-х (Василий Аксёнов, Анатолий Гладилин) и городской прозе 1970-х (Юрий Трифонов). 

«Прощание». Режиссёр Элем Климов. СССР, 1981 год
Река Ангара в районе строительства Усть-Илимской гидроэлектростанции. Острова Лосята. Иркутская область. 1973 год

ТАСС

В чём Распутин видит выход из экологического и социального кризиса?

Валентин Распутин считал государственный кризис системным явлением, пронизывающим политику, культуру, человеческие отношения: в повести это связано с разрушением природного баланса острова Матёра, а значит, привычного уклада жизни коренных сибирских жителей (и, шире, русского населения вообще). В позднейшей публицистике Распутин привязывает сюда ещё и разнообразные «зарубежные влияния», от либерализма до рок-музыки; один из последних публичных жестов Распутина — подпись под коллективным манифестом «Молчать не позволяет совесть», авторы которого требовали уголовного наказания для участниц панк-группы Pussy Riot. Главный выход из сложившегося тупика Распутин видит в усилении центральной власти и в возрождении национальных форм общественного устройства (в том числе крестьянских общин). Здесь он оказывается близок Александру Солженицыну, который считал крестьянскую общину чуть ли не единственной национальной формой самоуправления, противоположной разобщающим людей демократическим институтам. 

Ты говоришь, машины. Машины на вас работают. Но-но. Давно уж не оне на вас, а вы на их работаете — не вижу я, ли чё ли! А на их мно-ого чего надо!

Валентин Распутин

Распутин, не обладавший идеологическим темпераментом Солженицына, таких сильных утверждений не делал, но очевидно идеализировал жизнь сибирских крестьянских и старообрядческих общин. Он выделял особые свойства «сибирского характера»: «…Нам легче дышится, если зимой мороз, а не капель; мы ощущаем покой, а не страх в нетронутой, дикой тайге; немереные просторы и могучие реки сформировали нашу вольную, норовистую душу»; «Сибиряк, получившийся от слияния славянской порывистости и стихийности с азиатской природностью и самоуглублённостью, быть может, как характер и не выделился во что-то совершенно особое, но приобрёл такие заметные черты, приятные и неприятные, как острая наблюдательность, возбуждённое чувство собственного достоинства, не принимающее ничего навязанного и чужого, необъяснимая смена настроения и способность уходить в себя, в какие-то свои неизвестные пределы, исступлённость в работе, перемежающаяся провалами порочного безделья, а также хитроватость вместе с добротой, хитроватость столь явная, что никакой выгоды от неё быть не
может»
2
 Распутин В. Г. Сибирь, Сибирь… М.: Молодая гвардия, 1991.

.

Такой же идеализированной общности посвящены и, возможно, самые светлые страницы довольно мрачной повести Распутина. Последний сенокос, в котором участвуют и старые, и молодые жители Матёры, воспринимается почти как мистерия крестьянского труда: 

…работали с радостью, со страстью, каких давно не испытывали. Махали литовками так, словно хотели показать, кто лучше знает своё дело, которое здесь же, вместе с этой землёй, придётся навеки оставить. Намахавшись, падали на срезанную траву и, опьянённые, взбудораженные работой, подтачиваемые чувством, что никогда больше такое не повторится, подзуживали, подначивали друг друга… И молодели друг у друга на глазах немолодые уже бабы, зная, что сразу же за этим летом, нет, сразу за этим месяцем, который чудом вынес их на десять лет назад, тут же придётся на десять лет и состариться.

список литературы

  • Время и творчество Валентина Распутина: Междунар. науч. конф., посвящ. 75-летию со дня рождения Валентина Григорьевича Распутина: Материалы. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2012.
  • Каминский П. П. «Время и бремя тревог». Публицистика Валентина Распутина. М.: Флинта; Наука, 2012.
  • Лекманов О. Загубленный талант // https://meduza.io/feature/2015/03/16/zagublennyy-talant
  • Разувалова А. Писатели-«деревенщики»: литература и консервативная идеология 1970-х годов. М.: Новое литературное обозрение, 2015.
  • Распутин В. Г. Сибирь, Сибирь… М.: Молодая гвардия, 1991.
  • Селезнёв Ю. Земля или территория? // Вопросы литературы. 1977. № 2. С. 49–63.
  • Сухих И. Н. Русский канон: Книги XX века. М.: Время, 2012.

Анализ «Прощание с матерой» Распутин

Анализ «Прощание с матерой» Распутин

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 758.

Обновлено 12 Июля, 2021

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 758.

Обновлено 12 Июля, 2021

Началось строительство новой гидроэлектростанции на Ангаре, и многие деревни, стоящие на её пути, должны были исчезнуть с лица земли. Таково решение правительства. О том, как относятся к этому старожилы, живущие в этих деревнях, и написал своё произведение Валентин Распутин. Как ведёт себя человек в таких ситуациях, какие нравственные ценности в нем преобладают, покажет анализ произведения. Этот материал может использоваться на уроках литературы в 11 классе.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Год написания – 1976 г.

История создания – Валентин Распутин как писатель, пишущий о деревне, сам родившийся и выросший в сибирском селе, испытывал большую тревогу за будущее исчезающих поселений, за сохранение древних традиций. Когда началось строительство ГЭС на Ангаре и стали уничтожать маленькие деревни, писатель не мог остаться в стороне и написал «Прощание с Матёрой».

Тема – Вымирание деревни, связь поколений, совесть, семейные отношения.

Композиция – Повесть выстроена в форме диалогов и воспоминаний жителей. Происходит знакомство с главной героиней Дарьей, жителями деревни. Вся деревня живет в ожидании переезда, начинают жечь дома и перевозят жителей.

Жанр – Повесть.

Направление – Реализм.

История создания

Анализ произведения «Прощание с Матёрой» начинается с истории создания.

В 1960-х годах началось строительство Братской ГЭС. Жители маленьких деревень должны были переселяться в другие места, а сами деревни подлежали затоплению.

Писатель за основу сюжета взял реальную историю, когда в результате строительства жители покидали обжитые места, что оказалось для них очень тяжёлым испытанием. Год написания повести – 1976, время упадка и разрухи советских деревень, неперспективных для государства.

Маленькие населённые пункты, которые были признаны государством неперспективными, попросту уничтожались, государство мыслило более глобально, никто не задумывался о поломанных судьбах людей, на глазах которых рушилась связь поколений, уничтожались традиции крестьянской жизни.

Прозаики, пишущие о деревнях, забили тревогу, одним из таких писателей был Валентин Распутин.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тема

Тема повести Распутина «Прощание с Матёрой» – вырождение деревень, включающая в себя нравственную проблематику. Писатель описывает, как ведут себя люди в сложной ситуации: кто остаётся человеком, а кто превращается в «петруху».

Автор затрагивает проблемы взаимосвязи поколений, человеческую совесть, вечный поиск смысла жизни.

Матёра – небольшая деревня – должна быть затоплена. Жителям об этом известно, но пока ещё всё идёт по-старому, герои повести на что-то надеются: вдруг ситуация изменится и всё пойдёт по-прежнему и они останутся жить на своей земле.

Переломный момент в сознании старожилов начинается тогда, когда они узнают о том, что чужие люди разрушают деревенское кладбище, на котором похоронены родные и близкие. Теперь аборигенам становится ясно, что ничего уже изменить и исправить нельзя.

Наступает переломный момент в нравственности каждого человека. Молодежь рада покинуть глухую деревню, им хочется новой, городской жизни. В них нет ничего святого, молодежь без сожаления жжет свои родные дома, лишь бы поскорее перебраться в новые квартиры.

Старики и старухи по-другому относятся к такому переломному моменту своей жизни. Для них здесь всё своё, родное. На кладбище покоятся останки близких им людей. Старики чувствуют себя предателями по отношению к покойным. Чувствуют себя виноватыми в том, что не сумели сохранить последнее место упокоения своих родителей. Старики считают кощунством надругательство над деревенским погостом, они бросаются на его защиту.

Высокая идея нравственности, затронутая автором повести, определяет душевную чистоту этих людей. Пример тому: ради получения денег Петруха Зотов сжигает свой дом, бросив мать на соседей, а Дарья, главная героиня, перед отъездом убирает свой дом, как перед большим праздником. Она белит потолок и стены, чистит и моет его. Этим она показывает свое уважение и почтение дому, который всю жизнь был её защитой, в нём она прожила всю свою долгую жизнь.

Старикам тяжело прощаться со своим прошлым, они корнями вросли в эту землю. Поэтому и старик Егор, переехавший в город, потерял покой и сон, потерял свою связь с прошлым и не выдержал, умер в первые недели после переезда.

Молодые стремятся к будущему, мечтают о новой, счастливой жизни и легко расстаются с родными местами, где их ничего не держит.

Композиция

С первых строк повести начинается знакомство с деревней Матёрой, стоящей на одноимённом острове. Происходит знакомство с главной героиней, настоящей хранительницей старых традиций.

Происходит завязка повести. Все живут в ожидании прощания с родной деревней. Страшным кульминационным моментом является разрушение кладбища. Именно здесь выясняются нравственные ценности человека. Дарья считает, что только люди, в которых нет совести, способны на такие кощунственные действия. Она осуждает молодежь, готовую легко покинуть родные места. Она свято хранит и чтит память предков. В её речь писатель вкладывает слова о том, что у того, кто потерял память, предал своё прошлое, у того нет и жизни.

Печальна и развязка повести, где Павел, сын Дарьи, осознаёт неправильность такого решения. Он начинает понимать, что человек, вырванный с корнем со своей родной земли против воли, на другом месте, каким бы он ни был хорошим, будет лишь квартирантом.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Прощания с матёрой».

Жанр

Жанр произведения «Прощание с Матёрой» – повесть. Повесть “Прощание с Матёрой” относится к такому пласту литературы, как «деревенская проза». Эту повесть можно назвать и притчей, наполненной философским содержанием реалистического направления. Деревенская проза включала в себя описание жизни и быта простых сельских жителей. В ней описывались насущные проблемы человека, их незатейливые запросы. Вместе с этим писатели поднимали огромные проблемы по сохранению старых традиций, касающиеся памяти прошлого, связь поколений.

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Фаниса Максютова

    13/13

  • Наталья Миллер

    12/13

  • Венера Митченко

    13/13

  • Эмма Каражикпай

    13/13

  • Алиса Внукова

    11/13

  • Надежда Александров

    11/13

  • Ирина Алексеева

    13/13

  • Анна Яковлева

    8/13

  • Эъзоза Бердиёрова

    12/13

  • Дарина Михайлова

    13/13

Рейтинг анализа

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 758.


А какую оценку поставите вы?

Далее представлен Прощание с Матерой анализ произведения.

История создания

В произведении речь идет о деревне, которую расселяли из-за строительства гидроэлектростанции в Иркутской области. Братская ГЭС действительно существует и по сей день даже функционирует, но вот только никакой деревни Матёра в этом районе не было. Однако было много других маленьких поселений, из которых были вынуждены переезжать жители, чтобы дать возможность развиваться перспективному советскому проекту.

Современники Валентина Распутина полагали, что прототипом Матёры стал поселок Горный Куй – ныне исчезнувший населенный пункт, жители которого покинули его по настоянию советских властей, приступивших к строительству Братской ГЭС.

После 1960-ых годов Советскому Союзу уже не были так нужны деревни: во всей стране проходила урбанизация, упор был на промышленность, а не на сельское хозяйство. Поэтому многим жителям пришлось прощаться со своими домами и переезжать в город, так как территории населенных пунктов реализовывались под другие цели.

Государство ориентировалось на собственные перспективы, и потому поломанная жизнь и искалеченные судьбы отдельных жителей мало его волновало. Как раз о множестве этих «маленьких» трагедий и писали многие прозаики того времени, в том числе и Валентин Распутин, который сам вырос в селе Аталанка. Это село, кстати, не было расформировано и остается действующим населенным пунктом по сей день – правда, там живет едва ли две сотни человек. Поскольку Распутин сам был привязан к месту своего рождения, он сочувствовал людям, которые теряли свои дома, и писал об их страданиях в своей повести.

распутин прощание с матерой анализ

Тема и идея

Проводя анализ «Прощание с Матерой» Распутина, следует отметить, что в произведении пересекаются сразу несколько тем:

  • массовое расселение деревень;

  • нравственная проблематика вырождения сельской жизни в Советском Союзе;

  • поломанные судьбы людей, которые не хотели жить в городах, но вынуждены были туда отправиться;

  • борьба консерватизма и развития новой жизни.

Сюжет повести построен на одном глобальном событии: деревню Матера расселяют. Остаться не может никто, так как населенный пункт будет затоплен. Плохо ли это вынужденное расселение? С одной стороны – нет, так как жители деревни получат возможность лучше устроиться в городе. Но с другой стороны – большинство жителей вовсе не привлекает городская жизнь. Для них духовные ценности (память предков, родной дом, дающая силы земля, природа) важнее, чем городские возможности и комфорт.

прощание с матерой анализ произведения

Главные герои

Центральные персонажи повести – жители деревни:

  • Дарья Пилигина – восьмидесятилетняя старушка, которая очень любит свой дом. Она не хочет уезжать, но из уважения к родному очагу оставляет дом в лучшем виде;

  • Богодул – одинокий старик, которого считают «домовым» деревни. Ведет маргинальный образ жизни, хотя совсем не злой. Жители деревни, несмотря ни на что, любят и жалеют его;

  • Павел и Андрей Пилигины – сын и внук Дарьи. Относятся к предстоящему переезду с куда большим воодушевлением и думают, что не будут скучать по Матере;

  • Настасья и Егор – пожилая пара, они покинули Матеру одними из первых, но Егор из-за тоски по дому вскоре умер, а Настасья, несколько повредившись умом, вернулась;

  • Катерина Зотова – несчастная пожилая женщина, родившая сына от женатого мужчины, дружит с Дарьей Пилигиной и не хочет покидать деревню;

  • Петруха – маргинальный сын Катерины, много пьет и не любит свою мать, он даже сжигает ее дом, оставляя ее на милость соседей.

Также в повести есть фантастический персонаж – зверек Хозяин Острова. Он является духом деревни и гибнет, когда опустевшую деревню топят.

Композиция повести

Продолжая анализ произведения «Прощание с Матерой», обратимся к его композиции. У повести линейный сюжет. Сначала происходит завязка, в ходе которой читатель знакомится с деревней и его жителями, а также узнает, что вскоре их ждет расселение. В ходе развития сюжета показывается, как каждый персонаж переживает приближающееся прощание с родным домом. В развязке сюжета герои, наконец, покидают Матеру, и некоторые из них переосмысливают свое отношение к деревне.

Жанр произведения

Жанр «Прощания с Матерой» — это повесть (деревенская проза). Также в произведении есть элементы притчи (так как оно дает читателям явные нравственные уроки) и фантастики (в нем появляется вымышленный персонаж, являющийся духом-хранителем деревни).

Прощание с Матёрой
Прощание с Матёрой
Жанр:

повесть

Автор:

Валентин Распутин

Язык оригинала:

русский

Публикация:

1976

Прощание с Матёрой — повесть Валентина Григорьевича Распутинa, издана в 1976 году.

Содержание

  • 1 Сюжет
  • 2 Центральные персонажи книги
  • 3 Экранизации и использование романа как литературной основы
    • 3.1 Инсценировки
  • 4 Ссылки

Сюжет

Действие книги происходит в 60-ых годах XX века в деревне Матёре, расположенной посередине реки Ангары. В связи со строительством Братской ГЭС деревня должна быть затоплена, а жители переселены.

Многие люди не хотят оставить Матёру, в которой провели всю свою жизнь. Это преимущественно старики, принимающие согласие на затопление деревни как измену предкам, похороненным в родной земле. Главная героиня, Дарья Пинигина, белит свою избу, которую через несколько дней предаст огню санитарная бригада и не соглашается, чтобы сын перевёз её в город. Старушка не знает, что будет делать после гибели деревни, боится перемен. В аналогичноӣ ситуации находятся другие старики, которые уже не в состоянии привыкнуть к городской жизни. Сосед Дарьи, Егор, вскоре после уезда в город умирает, а его жена, Настасья, возвращается в Матёру.

Гораздо легче переносит прощание с родной землёй молодёжь — внук Дарьи, Андрей, или её соседка, Клавка. Молодое поколение верит, что в городе найдёт лучшую жизнь, не ценит родной деревни.

Книга говорит о борьбе старой и новой жизни, традиции и современной техники. Старую жизнь символизирует фантастический персонаж — Хозяин Острова, дух, который охраняет деревню и гибнет вместе с нею, а также царский листвень, мощное дерево, которое пожогщики — санитары так и не смогли ни свалить, ни сжечь.

Центральные персонажи книги

  • Дарья Пинигина.
  • Егор — Сосед Дарьи Пинигиной.
  • Настасья — жена Егора.
  • Андрей — внук Дарьи Пинигиной.
  • Клавка — соседка Андрея.

Экранизации и использование романа как литературной основы

  • «Прощание» (СССР, 1981 год.) Фильм, режиссёр — Лариса Шепитько, Элем Климов

Инсценировки

  • «Прощание с Матёрой» — постановка МХАТ им. М. Горького, 1988 г., режиссер — А.С. Борисов. (В главных ролях А.П. Георгиевская, К. Ростовцева, Л. Стриженова, Л. Кудрявцева, А. Семенов, Н. Пеньков)
  • «Прощание с Матёрой» — постановка Московского молодёжного театра под руководством Вячеслава Спесивцева

Ссылки

Валентин Распутин. Прощание с Матерой в библиотеке Максима Мошкова

«Прощание с Матёрой» (В. Распутин)

Цитата: «Мёр-ртвых гр-рабют!».

История создания

При строительстве ГЭС родное село писателя было затоплено. Это спровоцировало Валентина Распутина на горькие размышления о небрежном отношении к традициям и устоям.

Проблематика:

  • совесть, вечные ценности;
  • историческая память;
  • любовь к Родине;
  • взгляды отцов и детей;
  • предупреждение молодёжи об опасности невнимательного отношения к своим истокам.

Смысл названия: прощание, вынесенное в название, становится тематическим стержнем этого произведения. Трудно, болезненно прощаясь с прошлым, автор призывает не забывать истоки.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: повесть.

Жанровые особенности: «Прощание с Матёрой» в жанровом отношении сближается с философской притчей. Деревня Матёра, которую решительно и безапелляционно губят ради прогресса, символизирует Россию и мир в целом.

Время и место действия: действие повести происходит в островной деревне Матёра на берегу реки Ангары. Время — современность автора.

Действующие лица

Дарья Васильевна Пинигина — старая (более 80 лет), но энергичная женщина. Очень любит Матёру и не покидает её до последнего дня.

Павел Миронович Пинигин — сын Дарьи Пинигиной, молчаливый мужчина 50 лет. К Матёре относится тепло, но устал страдать по ней и даже рад, что всё заканчивается.

Андрей Павлович Пинигин — младший внук Дарьи, сын Павла. Недавно вернулся из армии, хочет работать на ГЭС и о затоплении Матёры не грустит.

Богодул — задиристый старик, бродяга, по слухам — бывший каторжник. Плохо говорит по-русски (поляк). Матёра очень дорога ему.

Петруха (Никита Зотов) — алкоголик и лентяй, не помогающий старушке-матери.

Катерина Зотова — мать Петрухи, добрая и симпатичная старушка. Дружит с Дарьей Пинигиной. Остаётся в Матёре до конца.

Сима — старушка, воспитывающая в Матёре внука Колю (её немая дочь не может заниматься воспитанием ребёнка). Сима и Коля остаются в Матёре до последнего.

Настасья и Егор — пожилая супружеская пара. Они раньше всех перебираются в город, но Егор очень тоскует по Матёре, в городе жить не может и умирает. Тогда Настасья возвращается на «малую родину» и остаётся в Матёре до последнего дня.

Воронцов — начальник Павла Мироновича Пинигина, председатель совхоза. Отвечает за отселение людей с Матёры.

Хозяин Матёры — фантастическое существо, некий дух, который, согласно местным поверьям, каждую ночь обходит Матёру и проверяет, всё ли в порядке.

Краткое содержание

Матёра — это деревня на берегу Ангары. Была в ней когда-то церковь, но потом её переоборудовали под склад. Есть в этой деревне маленький местный аэропорт, позволяющий наладить сообщение с окружающим миром. А в целом Матёра — традиционная деревня со старыми устоями.

Матёру скоро уничтожат: собираются строить электростанцию, а эта деревня мешает, поэтому всех жителей Матёры планируют переселить в город. Жителям Матёры жалко свои дома, всё нажитое, жалко вида на Ангару и традиционных неспешных чаепитий. И всё-таки жители Матёры мало-помалу перебираются в город.

Кто-то поджигает свой дом, и Матёра горит. Старожилы, наблюдавшие этот пожар, считают, что он произошёл случайно: разве можно сжечь свой дом?

Некоторые из обитателей Матёры наотрез отказываются уезжать. Возглавляет эту группу Дарья Пинигина: она даже ссорится с сыном Павлом и его семьёй. Дарья, несмотря на преклонный возраст, готова драться за Матёру. На прощание (перед затоплением Матёры) она белит свой дом, словно обмывает и одевает покойника, готовя его в последний путь.

Настасья, приятельница Дарьи, волнуется о своей убежавшей кошке, хотя с животными в самолёт нельзя, так что всех питомцев уничтожат вместе с островом. А Дарью больше всего волнует, что санитарная бригада перед затоплением уничтожит кладбище: пожилой женщине даже снятся толпы предков, пришедших судить её за то, что допустила такое.

Под конец даже молодёжь не рада гибели Матёры. И всё же Матёра опустевает. Скоро она исчезнет с лица земли.

Экранизация

«Прощание» (СССР, 1981).

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Где находится Матёра?

Ответ. В Сибири, на берегу Ангары.

Как Дарья Пинигина поступает со своим домом перед затоплением Матёры?

Ответ. Моет и белит дом. Дарья будто готовит дом к похоронам. Для неё дом — часть Матёры, а Матёра — живая.

Укажите жанр «Прощания с Матёрой».

Ответ. Повесть (по формату сближается с философской притчей).

В 1950-1980-е годы в русской литературе ведущим направлением была так называемая «деревенская проза», описывающая общечеловеческие ценности, максимально сохранившиеся в традиционной деревенской жизни. Творчество В. М. Шукшина, В. П. Астафьева и В. Г. Распутина относится к ярким образцам данного направления.

Поделиться ссылкой

Что мы делаем. Каждая страница проходит через несколько сотен совершенствующих техник. Совершенно та же Википедия. Только лучше.

Прощание с Матёрой

Из Википедии — свободной энциклопедии

«Прощание с Матёрой» — повесть Валентина Распутинa, издана в 1976 году.

Сюжет

Действие книги происходит в 1960-х годах в деревне Матёра, расположенной на одноимённом острове посередине реки Ангары. В связи со строительством Братской ГЭС деревня должна быть затоплена, а жители переселены.

Многие люди не хотят оставлять Матёру, в которой провели всю свою жизнь. Это преимущественно старики, принимающие согласие на затопление деревни как измену предкам, похороненным в родной земле. Главная героиня, Дарья Пинигина, белит свою избу, которую через несколько дней предаст огню санитарная бригада, и не соглашается, чтобы сын перевёз её в город. Старушка не знает, что будет делать после гибели деревни, боится перемен. В аналогичной ситуации находятся другие старики, которые уже не в состоянии привыкнуть к городской жизни. Сосед Дарьи, Егор, вскоре после отъезда в город умирает, а его жена, Настасья, возвращается в Матёру.

Гораздо легче переносит прощание с родной землёй молодёжь — внук Дарьи, Андрей, или её соседка, Клавка. Молодое поколение верит, что в городе найдёт лучшую жизнь, не ценит родной деревни.

Книга повествует о борьбе старой и новой жизни, традиций и современной техники. Старую жизнь символизирует фантастический персонаж — Хозяин Острова, «маленький, чуть больше кошки, ни на какого другого зверя не похожий зверёк», дух, который охраняет деревню и гибнет вместе с ней, а также царский листвень, мощное дерево, которое санитары-поджигатели так и не смогли ни свалить, ни сжечь.

Прототипы Матёры

Жители села Аталанка, где провёл детские годы Валентин Распутин, и соседних сёл предполагают, что прототипом Матёры был посёлок Горный Куй (ныне территория Балаганского района), затопленный в результате строительства Братской ГЭС.

Существовала деревня Матера на правом берегу Ангары в устье реки Шаманка, оказавшаяся в зоне затопления Усть-Илимского водохранилища[1].

Центральные персонажи книги

  • Дарья Пинигина
  • Андрей Пинигин
  • Богодул
  • Воронцов
  • Егор Карпов
  • Катерина
  • Колька
  • Листвень
  • Матера
  • Настасья Карпова
  • Павел Пинигин
  • Петруха
  • Сима
  • Соня Пинигина
  • Хозяин острова

Экранизации и использование повести как литературной основы

  • «Прощание» (1981 год) — советский фильм, режиссёры Лариса Шепитько (погибла на подготовительном этапе съёмок летом 1979 года), Элем Климов

Постановки

  • «Прощание с Матёрой» — постановка МХАТ им. М. Горького, 1988 г., режиссёр — А. С. Борисов (в главных ролях А. П. Георгиевская, К. Ростовцева, Л. Стриженова, Л. Кудрявцева, А. Семенов, Н. Пеньков)
  • «Прощание с Матёрой» — постановка Московского молодёжного театра п/р Вячеслава Спесивцева
  • «Прощание с Матёрой» — Иркутский академический театр драмы им. Н. П. Охлопкова, 2017 г., постановка Геннадия Шапошникова
  • «Прощание с Матёрой» — Калининградский областной драматический театр, 2022 г., постановка Натальи Ковалëвой

Примечания

  1. Лист карты O-47-Г Братск. Масштаб: 1 : 500 000. Издание 1967 г.

Литература

  • Перевалова Светлана Валентиновна. Повести В. Г. Распутина: автор и герои («Прощание с Матёрой», «Живи и помни», «Пожар») : учебное пособие по спецкурсу. — Волгоград: Перемена, 2000. — 103 с. — ISBN 5-88234-429-8.
  • Черников Анатолий Петрович. «Прощание с Матерой» В.Г. Распутина (Памяти великого писателя) // Вестник Калужского Университета : журнал. — 2015. — № 2. — С. 71–77. — ISSN 1819-2173.

Ссылки

  • Прощание с Матёрой в Викицитатнике


Эта страница в последний раз была отредактирована 22 мая 2022 в 08:11.

Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2.
Обычно почти сразу, изредка в течении часа.

© – Родин И. О., 2006

Краткие биографические сведения

Распутин Валентин Григорьевич

1937.15.03 – родился в крестьянской семье в селе Усть-Уда Иркутской области. Отец был арестован и погиб в конце 40-х годов в сибирской тюрьме. Будущий писатель рано познал безотцовщину и нужду. С детства много читал, увлекался литературой. О времени своего учения и возмужания Распутин впоследствии поведал в рассказе «Уроки французского» (1973), носящем автобиографический характер (по рассказу снят одноименный фильм).

1954 – поступает на историко-филологическом факультете Иркутского университета, который оканчивает в 1959 году. На третьем курсе, оставшись без стипендии, с помощью друзей нашел работу в иркутской газете «Советская молодежь». В ней он на первых порах собирал информацию о пожарниках и сборе металлолома, затем работа стала серьезнее, и еще до защиты диплома его взяли в штат этой же газеты. Здесь с ним некоторое время работал вместе А. Вампилов, который окончил тот же факультет, что Распутин, но на год раньше. Поработав в Иркутске, переезжает в Красноярск, работает специальным корреспондентом молодежной газеты на крупнейших стройках начала 60-х гг., трассе Абакан – Тайшет, Братской и Красноярской ГЭС.

С 1961 – начинает печататься: в альманахе «Ангара» опубликован первый рассказ «Я забыл спросить у Лешки».

1965 – показал несколько новых рассказов приехавшему в Читу на совещание молодых писателей Сибири В. Чивилихину, который и стал «крестным отцом» начинающего прозаика. В этом же году выходит книга «Человек с этого света» (1965).

1966 – выходит сразу три сборника очерков и рассказов: «Продается медвежья шкура», «Край возле самого неба» и «Костровые новых городов». Главное в этих произведениях – раскрытие таежной романтики и волевых характеров людей, которые живут в тесной связи с окружающей их сибирской природой.

1967 – первая повесть «Деньги для Марии», в которой Распутин сосредоточивает свое внимание на внутреннем, душевном мире человека. С этой повести, как считает автор, начинается его полностью самостоятельное творчество, свободное от каких бы то ни было влияний. Повесть приносит Распутину всесоюзную известность. Тот же год – принят в Союз писателей СССР.

1970 – повесть «Последний срок», по которой были поставлены спектакли (МХАТ, АБДТ).

1974 – повесть «Живи и помни», начиная с которой Распутин отходит от нравственно-бытовой тематики и переходит к глубинному осмыслению проблем современности, что положило начало становлению в его творчестве жанра философской повести. Повести присуждена Гос. премия СССР за 1977 год.

1976 – повесть «Прощание с Матерой». Позже по повести был снят художественный фильм (реж. Э. Климов).

1982 – сборник рассказов «Век живи – век люби». 1985 – повесть «Пожар», которая является своего рода логическим продолжением повести «Прощание с Матерой».

1987 – присуждение Государственной премии СССР. 1995 – вышли в свет рассказ «В ту же землю», очерки «Вниз по Лене реке».

1996 – рассказ «Поминный день».

1997 – рассказы «Нежданно-негаданно»; «Отчие пределы» («Видение» и «Вечером»).

В последние годы писатель много времени и сил отдает общественной и публицистической деятельности, не прерывая творчества. Член редколлегий журнала «Наш современник», газеты «День», иркутской газеты «Русский Восток».

Общественной деятельностью начал заниматься в первой половине 80-х годов, став инициатором кампании за спасение озера Байкал от стоков Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Активно выступал против проекта поворота северных и сибирских рек (проект был отменен в июле 1987 г.). Во время выборов Президента России в июне 1991 г. был доверенным лицом Н. Рыжкова (премьер в правительстве М. Горбачева). В феврале 1992 г. на учредительной конференции Русского Национального Собора (РНС) был избран сопредседателем РНС, на первом Соборе (съезде) РНС был переизбран сопредседателем. В октябре 1992 г. вошел в Оргкомитет Фронта национального спасения (ФНС). Неоднократно заявлял, что не считает себя политическим деятелем, так как «политика – дело грязное, порядочному человеку там делать нечего; это не значит, что в политике не бывает порядочных людей, но они, как правило, обречены».

До 2015 г. живет и работает в Иркутске и Москве. За большой вклад в развитие отечественной литературы награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Также писатель является Героем Социалистического Труда, награжден орденами Ленина (1984), Трудового Красного Знамени (1981), Знак Почета (1971). Распутин лауреат международной премии имени Федора Достоевского, премии имени Солженицына.

2015 – скончался в Москве.

Прощание с Матёрой

«И опять наступила весна, своя в своем нескончаемом ряду, но последняя для Матёры, для острова и деревни, носящих одно название… Остров растянулся на пять с лишним верст, и не узенькой лентой, а утюгом, – было где разместиться и пашне, и лесу, и болотцу с лягушкой, а с нижней стороны за мелкой кривой протокой к Матёре близко подчаливал другой остров, который называли то Подмогой, то Подногой…». На острове был колхоз, но недавно вышло постановление о строительстве на Ангаре электростанции и затоплении ряда островов, в т. ч. Матёры. Жителей переселяют на берег, в новый благоустроенный поселок. Большинство молодежи радостно принимает известие о переселении, люди среднего возраста также довольно охотно оставляют родную деревню, но старики не желают осознавать необходимости переезда, тянут время, цепляются за дорогие их сердцу места и реликвии. В доме самой старой из них, Дарьи Пинигиной, часто собираются пить чай из самовара остальные старики, словно осиротевшие в преддверии переезда. Настасья с мужем, дедом Егором, должны переехать в город, в многоэтажный дом. У них нет детей (двое сыновей погибли на войне, третий утонул, дочь умерла в городе от рака), заботиться о себе они должны сами. Настасья, всеми силами отталкивая от себя перемены, «слегка трогается умом» – время от времени начинает рассказывать небылицы о деде Егоре (что он плачет, а она его утешает; что он собирается помирать, сколупнув бородавку и изойдя кровью и т. д.). Она все время надеется, что постановление о затоплении Матёры отменят, что их просто пугают и что все останется по-прежнему. Бабка Сима тоже осталась на старости лет без помощи (ее немая дочь родила мальчика и пропала, а Сима взяла маленького Кольку к себе), хотя специально переехала некоторое время назад в Матёру с целью устроить свою личную жизнь. Однако «намеченный» ею на роль спутника жизни дед Максим «заупрямился», и Сима осталась одна, а в Матёре появилась поговорка «хоть Сима, да мимо». У Симы нет собственности, поэтому ей, скорее всего, придется отправляться в дом престарелых. Сама Дарья еще в силе, практически всю работу по дому и в огороде делает сама. У Дарьи сильный и решительный характер, поэтому остальные старухи спрашивают ее совета и добровольно признают ее «старшей» – не по возрасту, а по авторитету. Вместе с ними чаевничает старик Богодул. «Был он на ногах, ступал медленно и широко, тяжелой, навалистой поступью, сгибаясь в спине и задирая большую лохматую голову, в которой воробьи вполне могли устраивать гнезда. Из дремучих зарослей на лице выглядывала лишь горбушка мясистого кочковатого носа да мерцали красные, налитые кровью глаза. От снега до снега Богодул шлепал босиком… увидев раз… змею… подставил ей голую ступню – змея ткнула и не проткнула, ударилась как о камень… одно это слово («Кур-рва!») заменяло ему добрую тысячу».

Старик Богодул приносит известие о том, что приезжие из города (по распоряжению санэпидстанции), «черти», ломают кладбище. Делается это с целью очищения территории, подлежащей затоплению («пойдут большие пароходы, поедут люди… А тут плавают ваши кресты»). Старухи, дед Егор, более молодые женщины, еще оставшиеся в деревне, бегут на кладбище и, несмотря на «разъяснения» в командном тоне председателя сельсовета Воронцова и присутствие других официальных лиц, прекращают разрушение могил и рубку крестов. Дед Егор даже угрожает берданкой Воронцову и приезжим: «А ты, Воронцов, на нас голос не подымай. Ты сам тутака без году неделя. Сам турист… ране моря только причапал. Тебе один хрен, где жить – у нас или ишо где. А я родился в Матёре. И отец мой родился в Матёре. И дед. Я тутака хозяин. И покулева я тутака, ты надо мной не крыль». До поздней ночи старухи ползают по кладбищу, по памяти восстанавливают могилы, втыкают обратно кресты, приспосабливают тумбочки и фотокарточки.

На другой день Дарья делится с Богодулом своими соображениями относительно вандализма на кладбище. Она обвиняет себя за то, что допустила такое преступление. Дарья, как и дед Егор, чувствует себя хозяйкой в Матёре, ответственной перед покойниками и потомками за все, что происходит. Она хочет перевезти родные могилки с собой в совхоз к сыну, потому что не хочет быть похоронена отдельно от родителей и других родственников. Дарья вспоминает, как перед смертью отец завещал ей: «Возьми ты на себя самое напервое: чтоб совесть иметь и от совести не терпеть». В настоящее время люди не уважают, по мнению Дарьи, совесть, «народу стало боле, а совесть, поди-ка, та же – вот и истончили ее».

  • Прощание с матерой рассказ краткое содержание
  • Прошу прощение за задержку как пишется
  • Прощание с матерой проблема экологии сочинение
  • Прошу по возможности как пишется
  • Прощание с матерой краткое содержание для сочинения