(335 слов) В. Г. Распутин в повести «Прощание с Матерой» затрагивает не только тему малой родины и памяти, но и бережного отношения к природе. Экологический аспект в книге раскрывается не так полно, как остальные, однако он важен не только для современников писателя, но и для людей нового столетия.
Сюжет для нынешнего читателя кажется обыденным: для того, чтобы построить ГЭС и обеспечить людей энергией, нужно затопить остров – в наше время ради благоустройства вырубают целые леса, застраивают поляны, высушивают пруды. Распутин пытается показать, что прогресс не должен быть в ущерб природе. Он выстраивает четкую организацию Матеры как деревни (человеческого сообщества) и как острова (части флоры и фауны). Кроме описания ветхих домиков и уклада жизни жителей Матеры, здесь присутствуют обильные лесные и луговые пейзажи, символ острова «царский листвень» и даже Хозяин острова – его покровитель и защитник.
Автор как бы проводит границу между Матерой «человеческой» и «природной»: деревня исчезает вместе с разрушающимися домами, умирающими стариками и уезжающей молодежью; в то же время луга и поля приносят обильный урожай, в лесу слышится птичье пение и другие звуки животных. Остров, полный жизни, обречен на погибель, потому что так решил Человек, возомнивший себя всемогущим. Распутин не соглашается с такой позицией:
– Человек – царь природы, – подсказал Андрей.
– Вот-вот, царь. Поцарюет, поцарюет да загорюет. .. [ответила Дарья].
Но жители Матеры проигрывают битву прогрессу. В конце повести они плывут на большую землю в тумане, который, возможно, символизирует неопределенность не только их будущего, но и всех людей. Природа – мать, которую следует беречь; недаром автор берет в качестве названия острова однокоренное слово «Матера». От «матери» и «Матеры» получается одно прилагательное – «материнский». Выходит, что отношения матери и сына в произведении мы видим не только на частном примере Дарьи, ярой защитницы родной земли, и Павла, который сомневается в правильности борьбы за остров, но в глобальном смысле – Природе противостоит своей части в лице Человека.
Распутин не является противником прогресса, но он протестует против потери связи людей и фауны. Устами Дарьи он говорит, что человек теряет себя в погоне за инновациями и начинает служить машинам. Увы, в наше время решить проблемы экологии становится все труднее.
Автор: Альбина Исмаилова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!
/ Сочинения / Распутин В. / Прощание с Матерой / Проблема экологии в современной литературе по повести В.Г.Распутина «Прощание с Матерой»
Проблема экологии в современной литературе по повести В.Г.Распутина «Прощание с Матерой»
Долгие годы наша страна жила мыслью о грандиозном переустройстве жизни, о построении великого светлого будущего, где все будет подчинено творческой воле человека. Возможности человека казались безграничными. Мы могли осушать моря, поворачивать вспять течение рек, заставлять природу работать на себя. А потому в русской литературе советского периода взаимоотношения человека с природой часто изображались в соответствии с тезисом тургеневского Базарова: “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”. И мало кто задумывался о том, что природа не терпит насилия над собой, и как бы беспомощно она ни выглядела под натиском ружей и бульдозеров, она непременно отомстит бездумно нарушающему ее законы человеку. И наконец, пришло время, когда лучшие писатели и публицисты ударили в колокол, стремясь предупредить нас, что природу надо спасать. Ю. Черниченко сравнил современные отношения человека и природы с гражданской войной: “Не было бы граждан — не было бы никакой войны”. С призывом задуматься о проблемах экологии выступили такие замечательные писатели, как Ч. Айтматов, В. Астафьев, С. Залыгин, В. Распутин. На одном произведении мне бы хотелось остановиться подробнее.
“Прощание с Матерой” — книга о том, что взаимоотношения человека и земли — проблема не обычная, а глубоко нравственная. Не случайно слова “Родина”, “народ”, “родник”, “природа” — одного корня. В повести образ Родины неизменно связан с образом родной земли. Матера — это и остров, и древняя деревенька с таким же названием. И все это должно исчезнуть с лица земли. Оттерто будет все: дома, огороды, луга, кладбище — вся земля уйдет под воду навечно. С большой тревогой и безнадежной иронией говорит старуха Дарья: “Она, жисть ваша, ишь какие подати берет: Матеру ей подавай, оголодела она. Одну бы только Матеру?!” Другая жительница деревни, Анна, как и все старики, знает только свою родную Матеру, любит ее и не хочет с ней расставаться. По ее мнению, самый большой грех на свете — это лишить человека его родины. А старая Настасья откровенно тоскует: “Кто ж старое дерево пересаживает?!”
Символична та весть, которая побудила героев начать активное сопротивление. Принес ее Богодул — герой, который воспринимается не иначе как своеобразный дух Матеры (живет он на острове одному богу известно сколько). Войдя к сидящим за самоваром старухами, он возвестил: “Мертвых грабят!” Наверное, многое старухи могли бы снести молча, безропотно, но не это.
Когда жители деревни добрались до расположенного за деревней кладбища, работники санэпидемстанции “доканчивали свое дело, стаскивая спиленные тумбочки, оградки и кресты, чтобы сжечь их одним огнем”. Им и в голову не приходит, что для Дарьи и других сельчан кладбище — нечто святое. Не зря даже сдержанная Дарья, “задыхаясь от страха и ярости, закричала и ударила одного из мужиков палкой, и снова замахнулась, гневно вопрошая: “А ты их тут хоронил? Отец, мать у тебя тут лежат? Ребяты лежат? Не было у тебя, поганца, отца с матерью. Ты не человек. У какого человека духу хватит”. Ее поддерживает вся деревня…
Эта сцена в повести дает повод для глубоких размышлений. Не нами начинается жизнь на свете и не нашим уходом она заканчивается. Как мы относимся к предкам, так и к нам будут относиться потомки, беря пример с нас. “Любовь к отеческим гробам” еще А. С. Пушкин назвал основой человеческой нравственности.
В. Распутин, размышляя об этом, показывает несколько поколений жителей деревни. Получаете, что чем дальше, тем слабее становятся связи. Старуха Дарья свято чтит память об ушедших. Сын ее, Павел, понимает мать, но то, что ее волнует, для него не самое главнее. А внук Андрей и вовсе не понимает о чем речь. Он, не задумываясь, принимает решение устроиться работать на строительстве плотины, из-за которой и будет затоплен остров, И вообще, он уверен, что память — это плохо, без нее лучше. Повесть В. Распутина воспринимается как предупреждение. Такие, как Андрей, будут созидать разрушая, и, когда задумаются, чего же в этом процессе больше, будет уже поздно: надорванные сердца не излечиваются. А такие, как Петруха (он поджег собственный дом, чтобы поскорее получить за него денежную компенсацию), и не станут утруждать себя созиданием: их устраивает разрушение, лишь бы за него платили деньги. Своеобразным символом предупреждения становится новый поселок, куда должны перебраться жители деревни. Поселок хоть и сработан красиво, домик к домику, да поставлен как-то несуразно, не по-людски. Наверное, прощаться в случае надобности с этим поселком будет куда проще, чем с Матерой. Но будет ли человек чувствовать себя хозяином этой земли, сколько поколений должно смениться, прежде чем возродится утерянная связь человека с “почвой”? Да и возродится ли она вообще, если новое поколение начнет свою жизнь с “прощания с Матерой”? “Если земля — территория, и только, то отношение к ней соответствующее. Землю — родную землю, Родину — освобождают, территорию захватывают… Кто мы на этой земле — хозяева или временные пришельцы: пришли, побыли, ни прошлого нам не нужно, ни будущего у нас нет?” — обращается к своим читателям В. Распутин. И его повесть — это напоминание о том, что истоки нравственности русского человека всегда находились в привязанности к земле и, утрачивая эту связь, мы теряем самое святое.
/ Сочинения / Распутин В. / Прощание с Матерой / Проблема экологии в современной литературе по повести В.Г.Распутина «Прощание с Матерой»
Смотрите также по
произведению «Прощание с Матерой»:
- Краткое содержание
- Полное содержание
- Характеристика героев
Размышления над экологическим аспектом воздействия человека на природу
В повести описаны события 50-60-х гг. прошлого века, когда река Ангара, приток Енисея, перегораживалась плотиной Братской ГЭС, а водные массы реки сбрасывались в котлован рукотворного моря. Под затоплением оказывались десятки населенных пунктов с домами жителей, школами и больницами. И нужно было эту инфраструктуру насильственно уничтожить, чтобы расчистить ложе для гигантского водохранилища.
Под толщей воды скрывались леса, плодородные земли с огородами, полями, пастбищами. Страдала не только природа, но без вины виноватыми оказывались люди.
Действие происходит в деревне на острове, расположенном на середине реки Ангары. И деревня, и остров называются одинаково – Матера. Если обратиться к словарю, то слова “мать” и “Матера” имеют общность в значениях корня: в нем звучит материнское, созидающее начало.
Земля Матеры – это часть России, деревня на юго-востоке Сибири. Таков казенно-административный смысл этого слова. Второй его смысл обозначает понятие “земля” как почва – в самом конкретном образе. Земля, поливаемая дождями и согретая живительными лучами солнца, зимой засыпанная снегом, а летом радующая людей щедрыми урожаями, она бесконечно дорога тем, кто на ней живет в трудах, горе и радости.
И земля эта – фундамент, основа жизни сельчан. На ней стоят их дома, созревает вовремя нужный овощ на огородах, плодится скот, а на совхозной ниве доходят до кондиции и зерновые культуры, и обильные травы. Остров всего в пять километров длиной, но и природа, и люди постарались все здесь выстроить “по уму”, исходя из практической надобности и опыта многих поколений.
И вскоре эта благодатная земля скроется под толщей воды и, безмолвная, замрет там навеки.
Теперь же перед жителями Матеры встает задача переселения с обжитого, привычного места в иные – в поселок, где базируется леспромхоз, или в город. Да, жители Матеры соглашаются с новыми нормами жизни, которые в сущности навязываются им сверху – и политикой партии и государства, и местным начальством разных уровней.
Действительно, народу, обществу очень нужна электроэнергия, вырабатываемая гигантской Братской ГЭС. И технический прогресс шагает по свету семимильными шагами. Сработанные на славу новые машины и механизмы назавтра устаревают, и люди стараются совершенствовать сделанные или изобрести новые.
И в этой бешеной гонке, в безудержном стремлении идти в ногу с техническим прогрессом далеко не всегда побеждают люди. Машины “скоро бегают, да много загребают”. “Оне с вас все жилы вытянут… Уже не до себя, не до человека”, – говорит мудрая старуха Дарья.
Переселение в новые места всколыхнуло не только быт, но и сознание людей, высветило те истины, которые им были хорошо известны, но о них не думали и не говорили: не нужно было. Вот и выясняется, что настроения и планы у представителей трех поколений: старшего, среднего и младшего – разные. Старуха Дарья и ее сверстники, старики и старухи, смолоду в колее так называемого исторического процесса.
Они, вовлеченные в коллективизацию, честно трудились в своем островном совхозе, многие проводили на войну сыновей и не дождались их обратно. Но жизнь продолжалась, и старшие как могли, своим опытом и знанием жизни помогали семьям, теперь уже среднему и младшему поколениям: устраивали быт, возились с ребятней, смотрели за огородами и живностью. Потерять приобретенные, наработанные ценности, потерять землю – это становится для них подлинной трагедией.
Вот и рассказывает старуха притчу-аллегорию “про семь братов”: они имели одну кобылу, которая на всех семерых пахала, а они ее продали “за рупь двадцать” бродячему цыгану. Дарья и ее сверстники “из Матеры выросли”, и в потере родной земли она винит не только правительство с его директивами, а целое поколение более молодых, которые идут вслед за старшими. “А вы-то какие? Вы почто так делаете?
Эта земля всем принадлежит – кто до нас был и кто после нас придет”.
Сын Дарьи Павел – степенный, работящий мужик, он исправно трудится в леспромхозе на материке, он с семьей живет в новом поселке, но родительский дом не забывает: помогает старой матери пережить потери и утраты, занимается хозяйством. Младший же из семьи, внук Дарьи Андрей, недавно отслуживший в армии, полон молодых сил и желания свернуть горы. Что ему леспромхозовский поселок или город с заводами и рабочими местами?
Ему нужно непременно трудиться на переднем крае, где возводится одно из величайших технических сооружений века – ГЭС. Но, когда бабка Дарья попросила внука скосить деляну для сена корове, оказалось, что он позабыл, как это делается.
А как же чувствуют себя люди, жители Матеры, и иные, пришлые? Человек заморочен и растерян, у него нет уверенности в завтрашнем дне. Кто поможет ему обрести веру в себя?
Будет ли он счастлив в будущем? Этими или похожими вопросами задаются крестьяне, жители Матеры, хозяева разоряемых и гибнущих домов. И земля гибнет, потому что ее “понужают”.
Вот и мечется ровесник Павла Петруха, неглупый, одаренный от природы мужик, но растерявший и свои таланты, и привычку к оседлой трудовой жизни. Он же одним из первых поджигает свой дом, сработанный собственными руками, самый красивый в деревне.
В повести поднята тема совести. Герои повести видят в ней одну из главных жизненных ценностей. Они, люди с чистой совестью, чувствуя свою правоту, уживутся, привыкнут к новым условиям и перевезут на новую землю упрямых стариков.
Один из самых таинственных образов в повести – образ некого зверя, хозяина острова, вездесущего и всевидящего. Именно он берег покой и уклад жизни местных людей. Повесть заканчивается тем, что последние, не переселенные из деревни старики слышат его полный тоски и отчаяния вой.
Деталь многозначительная: у людей от сердца отрывают ценности, которые до этих пор наполняли их жизнь богатым содержанием и правильным смыслом.
Loading…
Мы изучаем — Прощание с матерой проблема экологии. Подсказки школьнику
Размышления над экологическим аспектом воздействия человека на природу
В повести описаны события 50-60-х гг. прошлого века, когда река Ангара, приток Енисея, перегораживалась плотиной Братской ГЭС, а водные массы реки сбрасывались в котлован рукотворного моря. Под затоплением оказывались десятки населенных пунктов с домами жителей, школами и больницами. И нужно было эту инфраструктуру насильственно уничтожить, чтобы расчистить ложе для гигантского водохранилища.
Под толщей воды скрывались леса, плодородные земли с огородами, полями, пастбищами. Страдала не только природа, но без вины виноватыми оказывались люди.
Действие происходит в деревне на острове, расположенном на середине реки Ангары. И деревня, и остров называются одинаково Матера. Если обратиться к словарю, то слова мать и Матера имеют общность в значениях корня: в нем звучит материнское, созидающее начало.
Земля Матеры это часть России, деревня на юго-востоке Сибири. Таков казенно-административный смысл этого слова. Второй его смысл обозначает понятие земля как почва в самом конкретном образе. Земля, поливаемая дождями и согретая живительными лучами солнца, зимой засыпанная снегом, а летом радующая людей щедрыми урожаями, она бесконечно дорога тем, кто на ней живет в трудах, горе и радости.
И земля эта фундамент, основа жизни сельчан. На ней стоят их дома, созревает вовремя нужный овощ на огородах, плодится скот, а на совхозной ниве доходят до кондиции и зерновые культуры, и обильные травы. Остров всего в пять километров длиной, но и природа, и люди постарались все здесь выстроить по уму, исходя из практической надобности и опыта многих поколений.
И вскоре эта благодатная земля скроется под толщей воды и, безмолвная, замрет там навеки.
Теперь же перед жителями Матеры встает задача переселения с обжитого, привычного места в иные в поселок, где базируется леспромхоз, или в город. Да, жители Матеры соглашаются с новыми нормами жизни, которые в сущности навязываются им сверху и политикой партии и государства, и местным начальством разных уровней.
Действительно, народу, обществу очень нужна электроэнергия, вырабатываемая гигантской Братской ГЭС. И технический прогресс шагает по свету семимильными шагами. Сработанные на славу новые машины и механизмы назавтра устаревают, и люди стараются совершенствовать сделанные или изобрести новые.
И в этой бешеной гонке, в безудержном стремлении идти в ногу с техническим прогрессом далеко не всегда побеждают люди. Машины скоро бегают, да много загребают. Оне с вас все жилы вытянут… Уже не до себя, не до человека, говорит мудрая старуха Дарья.
Переселение в новые места всколыхнуло не только быт, но и сознание людей, высветило те истины, которые им были хорошо известны, но о них не думали и не говорили: не нужно было. Вот и выясняется, что настроения и планы у представителей трех поколений: старшего, среднего и младшего разные. Старуха Дарья и ее сверстники, старики и старухи, смолоду в колее так называемого исторического процесса.
Они, вовлеченные в коллективизацию, честно трудились в своем островном совхозе, многие проводили на войну сыновей и не дождались их обратно. Но жизнь продолжалась, и старшие как могли, своим опытом и знанием жизни помогали семьям, теперь уже среднему и младшему поколениям: устраивали быт, возились с ребятней, смотрели за огородами и живностью. Потерять приобретенные, наработанные ценности, потерять землю это становится для них подлинной трагедией.
Вот и рассказывает старуха притчу-аллегорию про семь братов: они имели одну кобылу, которая на всех семерых пахала, а они ее продали за рупь двадцать бродячему цыгану. Дарья и ее сверстники из Матеры выросли, и в потере родной земли она винит не только правительство с его директивами, а целое поколение более молодых, которые идут вслед за старшими. А вы-то какие? Вы почто так делаете?
Эта земля всем принадлежит кто до нас был и кто после нас придет.
Сын Дарьи Павел степенный, работящий мужик, он исправно трудится в леспромхозе на материке, он с семьей живет в новом поселке, но родительский дом не забывает: помогает старой матери пережить потери и утраты, занимается хозяйством. Младший же из семьи, внук Дарьи Андрей, недавно отслуживший в армии, полон молодых сил и желания свернуть горы. Что ему леспромхозовский поселок или город с заводами и рабочими местами?
Ему нужно непременно трудиться на переднем крае, где возводится одно из величайших технических сооружений века ГЭС. Но, когда бабка Дарья попросила внука скосить деляну для сена корове, оказалось, что он позабыл, как это делается.
А как же чувствуют себя люди, жители Матеры, и иные, пришлые? Человек заморочен и растерян, у него нет уверенности в завтрашнем дне. Кто поможет ему обрести веру в себя?
Будет ли он счастлив в будущем? Этими или похожими вопросами задаются крестьяне, жители Матеры, хозяева разоряемых и гибнущих домов. И земля гибнет, потому что ее понужают.
Вот и мечется ровесник Павла Петруха, неглупый, одаренный от природы мужик, но растерявший и свои таланты, и привычку к оседлой трудовой жизни. Он же одним из первых поджигает свой дом, сработанный собственными руками, самый красивый в деревне.
В повести поднята тема совести. Герои повести видят в ней одну из главных жизненных ценностей. Они, люди с чистой совестью, чувствуя свою правоту, уживутся, привыкнут к новым условиям и перевезут на новую землю упрямых стариков.
Один из самых таинственных образов в повести образ некого зверя, хозяина острова, вездесущего и всевидящего. Именно он берег покой и уклад жизни местных людей. Повесть заканчивается тем, что последние, не переселенные из деревни старики слышат его полный тоски и отчаяния вой.
Деталь многозначительная: у людей от сердца отрывают ценности, которые до этих пор наполняли их жизнь богатым содержанием и правильным смыслом.
Все сочинения
Сочинение «Проблема экологии в «Прощании с Матерой«» школьники пишут уже в старших классах. К этому времени ученик представляет собой уже практически сформированную личность, способную анализировать, проводить параллели между художественным произведением и реальной жизнью, предлагать собственную точку зрения, обоснованную различными аргументами.
Сюжетные линии
Произведение В. Г. Распутина пронизывает множество нитей, связывающих людей друг с другом, с Матерой, где они живут, с социальным строем, который требует от человека прилагать усилия к обустройству новой счастливой жизни и безжалостно стирать прошлое. Но может ли выстоять система, отрицающая собственные корни?
Проблемы экологии в произведении «Прощание с Матерой» затрагивают экологию и человеческих отношений, и веры каждой отдельной личности, и поступков, и, конечно, состояние окружающей среды. Будьте благоразумны, прочитайте данное произведение, если ещё не брали его в руки, и обратите внимание на следующие важные детали.
Природа и человек
Каждый из нас биологически принадлежит к природе. В ходе своего исторического развития человек научился демонстрировать свою силу, создавая себе всё лучшие условия жизни: в буквальном смысле осушать моря, поворачивать вспять течение рек, сравнивать горы с землей. Порой мы не задумываемся о последствиях, и лишь сегодня мы обрели способность видеть плоды деятельности, имевшей место многие десятилетия (и даже столетия) назад.
Именно люди истребили многих животных, стали источником загрязнения окружающей среды, способствовали глобальному потеплению. И хотя в повести Распутина «Прощание с Матерой» проблема экологии в её прямом значении явно поднимается лишь в некоторых фрагментах, общий фон произведения заставляет читателя задуматься.
Убеждения и ценности
Каждый герой повести имеет собственную систему ценностей. Хотя Матера – родное место для каждого из них, отношение к ней у каждого свое. Старшее поколение не знает жизни вне родного острова, вне своей маленькой деревни. Для них стереть Матеру с лица земли – всё равно, что подписать себе приговор: для них закрыт этот новый мир с буйным ритмом жизни, глобальными планами, сроками выполнения задач и «пятилеткой за три года». Эти люди помнят свои корни. В «Прощании с Матерой» проблема экологии для них – не главное. У стариков отбирают святое – их землю, их память, их молодость.
Младшее поколение – это люди, жаждущие действий. Как известно, все революции мира осуществлялись руками молодёжи, потому что они не просто хотят счастья – они к нему стремятся. Чувство уважения к прошлому вырабатывается по мере взросления, и этим людям ещё непонятны убеждения стариков. За глаза они смеются над ними, потому что верят в перспективы, которые сулит завтрашний день. Они имеют на это право, так было всегда.
Самым невзрачным, а с другой стороны, и самым рациональным, выглядит среднее поколение. Они – их родители – ещё живы, но у них уже есть дети, и они просто обязаны понимать и тех и других, хотя бы отчасти. Возможно, поэтому персонажи среднего возраста кажутся «ровными» и не выделяются крайностями в характере.
К светлому будущему
На уроках литературы данное произведение обычно рассматривается с одной точки зрения. Новая власть оказывается виноватой в том, что не прислушивается к людям, и в этом есть свой смысл. Но помните ли вы, как происходила индустриализация, электрификация, коллективизация страны? Как отбирали у церквей их имущество? Казалось бы, ужасные вещи. Но Великая Отечественная война показала: только благодаря этим действиям властей были получены ресурсы – финансовые, промышленные, материальные, – чтобы выстоять и защитить нашу Родину. Проблема экологии в «Прощании с Матерой» — это сложный вопрос, и его нельзя рассматривать однозначно. Однако обязательно нужно отметить один важный момент, которому оправдания как не было, так и нет.
Взаимопонимание
Разные поколения могут иметь разную веру: старики – уважать предков, корни, родную землю; молодежь – жаждать действий, движения вперед, демонстрации своей силы. Но неумение и, главное, нежелание понимать друг друга – вот основная проблема повести, если копнуть чуть глубже.
Вопрос отцов и детей, так ярко продемонстрированный ещё Тургеневым, встает во всей своей полноте: как можно говорить о проблеме экологии в «Прощании с Матерой», если люди не могут понять друг друга даже в мелочах? И только в тот момент, когда мы научимся видеть чужую точку зрения, мы сможем решать по-настоящему сложные вопросы без применения насилия.
Прививка от глупости
Как известно, за глупость не осуждают, но ругают за нежелание умнеть. Обратите внимание на следующий аргумент по проблеме экологии в «Прощании с Матерой»: власти, разрушающие природу руками молодежи, уже отжили своё – мы знаем это из уроков истории. Той страны больше нет, и общество стало умней.
Конечно, решить проблемы государства можно было и иными способами, но грабли, пройденные в то время, оказались действенными. Страшно представить, что бы натворили люди с такими убеждениями сегодня, когда человеческие возможности многократно приумножились. Таким образом, «экологические глупости» сорока-, пятидесяти— и столетней давности можно считать прививкой от их повторения и усугубления в будущем.
Параллели с современностью
В завершение хотелось бы отметить, что вопрос отрицания корней, стирания прошлого в пользу светлого будущего остро поднимается сегодня. С приходом новой власти в соседней, кровно родственной нам стране наши общие предки оказались подвергнуты пересмотру. Нет ничего плохого в том, чтобы развивать национальную идентичность, но если она построена на разрушительном, а не созидательном начале, она не выстоит долго.
Так же как и в «Прощании с Матерой», проблема экологии отношений между поколениями приобретает особую значимость: без взаимопонимания внутри страны не может быть построено никакого будущего, без желания учесть интересы каждой стороны не удастся сдвинуть с места тяжелый груз ответственности властей перед каждым гражданином. А иначе выйдет, как у дедушки Крылова в басне про Лебедя, Рака и Щуку: каждый потянет в свою сторону, телега и развалится.
Проблема экологии в повести В. Распутина «Прощание с Матерой»
Проблема экологии в повести В. Распутина «Прощание с Матерой». |
|
Просмотров: 978 | Добавил: (16.03.2019) (Изменено: 16.03.2019) |
Всего ответов: 2 |
|
Обсуждение вопроса:Всего ответов: 2 Порядок вывода комментариев:
0 V_V В повести описаны события 50-60-х гг. прошлого века, когда река Ангара, приток Енисея, перегораживалась плотиной Братской ГЭС, а водные массы реки сбрасывались в котлован рукотворного моря. Под затоплением оказывались десятки населённых пунктов с домами жителей, школами и больницами. И нужно было эту инфраструктуру насильственно уничтожить, чтобы расчистить ложе для гигантского водохранилища. Под толщей воды скрывались леса, плодородные земли с огородами, полями, пастбищами. Страдала не только природа, но без вины виноватыми оказывались люди. Действие происходит в деревне на острове, расположенном на середине реки Ангары. И деревня, и остров называются одинаково — Матёра. Если обратиться к словарю, то слова «мать» и «Матёра» имеют общность в значениях корня: в нём звучит материнское, созидающее начало. Земля Матёры — это часть России, деревня на юго-востоке Сибири. Таков казённо-административный смысл этого слова. Второй его смысл обозначает понятие «земля» как почва — в самом конкретном образе. Земля, поливаемая дождями и согретая живительными лучами солнца, зимой засыпанная снегом, а летом радующая людей щедрыми урожаями, она бесконечно дорога тем, кто на ней живёт в трудах, горе и радости. И земля эта — фундамент, основа жизни сельчан. На ней стоят их дома, созревает вовремя нужный овощ на огородах, плодится скот, а на совхозной ниве доходят до кондиции и зерновые культуры, и обильные травы. Остров всего в пять километров длиной, но и природа, и люди постарались всё здесь выстроить «по уму», исходя из практической надобности и опыта многих поколений. И вскоре эта благодатная земля скроется под толщей воды и, безмолвная, замрёт там навеки. Продолжение ниже
0 V_V Теперь же перед жителями Матёры встаёт задача переселения с обжитого, привычного места в иные — в посёлок, где базируется леспромхоз, или в город. Да, жители Матёры соглашаются с новыми нормами жизни, которые в сущности навязываются им сверху — и политикой партии и государства, и местным начальством разных уровней. Действительно, народу, обществу очень нужна электроэнергия, вырабатываемая гигантской Братской ГЭС. И технический прогресс шагает по свету семимильными шагами. Сработанные на славу новые машины и механизмы назавтра устаревают, и люди стараются совершенствовать сделанные или изобрести новые. И в этой бешеной гонке, в безудержном стремлении идти в ногу с техническим прогрессом далеко не всегда побеждают люди. Машины «скоро бегают, да много загребают». «Оне с вас все жилы вытянут… Уже не до себя, не до человека», — говорит мудрая старуха Дарья. Переселение в новые места всколыхнуло не только быт, но и сознание людей, высветило те истины, которые им были хорошо известны, но о них не думали и не говорили: не нужно было. Вот и выясняется, что настроения и планы у представителей трёх поколений: старшего, среднего и младшего — разные. Старуха Дарья и её сверстники, старики и старухи, смолоду в колее так называемого исторического процесса. Они, вовлечённые в коллективизацию, честно трудились в своём островном совхозе, многие проводили на войну сыновей и не дождались их обратно. Но жизнь продолжалась, и старшие как могли, своим опытом и знанием жизни помогали семьям, теперь уже среднему и младшему поколениям: устраивали быт, возились с ребятнёй, смотрели за огородами и живностью. Потерять приобретённые, наработанные ценности, потерять землю — это становится для них подлинной трагедией. Вот и рассказывает старуха притчу-аллегорию «про семь братов»: они имели одну кобылу, которая на всех семерых пахала, а они её продали «за рупь двадцать» бродячему цыгану. Дарья и её сверстники «из Матёры выросли», и в потере родной земли она винит не только правительство с его директивами, а целое поколение более молодых, которые идут вслед за старшими. «А вы-то какие? Вы почто так делаете? Эта земля всем принадлежит — кто до нас был и кто после нас придёт». Сын Дарьи Павел — степенный, работящий мужик, он исправно трудится в леспромхозе на материке, он с семьёй живёт в новом посёлке, но родительский дом не забывает: помогает старой матери пережить потери и утраты, занимается хозяйством. Младший же из семьи, внук Дарьи Андрей, недавно отслуживший в армии, полон молодых сил и желания свернуть горы. Что ему леспромхозовский посёлок или город с заводами и рабочими местами? Ему нужно непременно трудиться на переднем крае, где возводится одно из величайших технических сооружений века — ГЭС. Но, когда бабка Дарья попросила внука скосить деляну для сена корове, оказалось, что он позабыл, как это делается. А как же чувствуют себя люди, жители Матёры, и иные, пришлые? Человек заморочен и растерян, у него нет уверенности в завтрашнем дне. Кто поможет ему обрести веру в себя? Будет ли он счастлив в будущем? Этими или похожими вопросами задаются крестьяне, жители Матёры, хозяева разоряемых и гибнущих домов. И земля гибнет, потому что её «понужают». Вот и мечется ровесник Павла Петруха, неглупый, одарённый от природы мужик, но растерявший и свои таланты, и привычку к оседлой трудовой жизни. Он же одним из первых поджигает свой дом, сработанный собственными руками, самый красивый в деревне. В повести поднята тема совести. Герои повести видят в ней одну из главных жизненных ценностей. Они, люди с чистой совестью, чувствуя свою правоту, уживутся, привыкнут к новым условиям и перевезут на новую землю упрямых стариков. Один из самых таинственных образов в повести — образ некого зверя, хозяина острова, вездесущего и всевидящего. Именно он берёг покой и уклад жизни местных людей. Повесть заканчивается тем, что последние, не переселённые из деревни старики слышат его полный тоски и отчаяния вой. Деталь многозначительная: у людей от сердца отрывают ценности, которые до этих пор наполняли их жизнь богатым содержанием и правильным смыслом. |
|
Можно сказать, что понятия «природа» и «Родина» в произведении являются тождественными. Именно поэтому ей уделяется довольно большая роль. Для местных жителей остров значит многое — они не желают покидать места, к которым привыкли. В их речах и действиях чувствуется неимоверная любовь к родным красотам, которые они ни на что не променяют.
В отличие от более старшего поколения, молодежь согласна покинуть остров. Им нечего терять, ведь они не трудились на благо родного края. Что же касается «старух», которые возделывали свои угодья не одно десятилетие, им очень больно и обидно. Действительно, разве можно просто так уйти, оставив то, что дорого?
Но природа острова – это не только красоты, земля – это не только урожай. Также остров – это память об ушедших из жизни предках, которые навсегда останутся в здешней земле. Но могилы хотят сжечь – это нужно ради строительства ГЭС. Разве может какая-то память конкурировать с промышленностью?
Однако символ острова, «царский листвень» оставался нетронутым. Это дерево олицетворяло всю ту духовность пожилых людей, потому никто не осмелился срубить или сжечь его. Осознавая это, невольно приходит мысль о том, что в людях еще остались некие крупицы человечности. Хоть, конечно, для сохранения острова их недостаточно.
Природа Матеры описывается весьма красивой. Только вот душу омрачает тот факт, что человеческая деятельность, в перспективе, способна нарушить все это великолепие. Подобное очень удручает.
Своим произведением автор словно просит людей задуматься о своих губительных для природы и экологии действиях, о своей безжалостности по отношению к окружающему миру. Он показывает, что память о предках должна быть важнее всякой гонки технологий, а те дары, что преподносит родная земля – действительно бесценны. Их стоит не губить, а хранить и преумножать, использовать разумно.
Жаль, что в современное время придерживаться этой точки зрения очень сложно. Честно говоря, герои Распутина порой и сами понимают, что от того, что человек является царем природы, вряд ли произойдет что-то путное – кроме ее полного уничтожения.
Ведь род людской умеет только брать, ничего не давая взамен. Он привык тратить земные ресурсы, забывая о том, что они не безграничны. По сути, в этом и трагедия. Великое горе, которое можно наблюдать собственными глазами.
Порой кажется, что природа острова живая – и она грустит, осознавая, что конец идиллии близок. Рано или поздно все будет сожжено и срублено, погибнет все живое, а вместо торжества цветов и красок пространство займет новое «детище» — холодное, металлическое и пугающее.
2 вариант
Повесть В.Распутина «Прощание с Матёрой» — повесть-предупреждение. Это горькие думы о том, кто мы на этой земле? Есть ли у нас право вмешиваться в природу? Что ждет нас в дальнейшем?
Матера — так называется остров и деревня на этом острове. Есть что-то символическое в данном названии: «матёрый» — старинный, опытный, Матёра — мать-земля. Веками селились на острове люди, сеяли хлеб, хоронили своих близких. И всем давала кров эта земля. А сейчас остров должен быть затоплен. Плодородные пашни уйдут под воду: на Ангаре запускают ГЭС. Но движение вперед не должно разрушать жизненный уклад человека!
Мы видим Матеру в последние дни ее существования. Природа Матеры живая! Вот посреди острова стоит могучий, в три обхвата, «царский» листвень — образ, символизирующий единство человека и природы. Вот обследует свои «владения» Хозяин острова — зверек, олицетворяющий душу этой земли. Свою кровную связь с родной землей остро чувствуют «старинные старухи», не желающие покидать Матеру: здесь родились они и их дети, отсюда уходили на фронт мужья и братья, здесь родные могилы. Поэтому-то оставшиеся в деревне жители встают против бригады «пожогщиков», равнодушно зачищающих территорию. Для крестьян это не просто точка на карте, подлежащая санации, — это их родина.
Особенно остро чувствует свою связь с землей, с предками старуха Дарья Пинигина. Именно земля дает ей нравственную опору. Дарья живет по заветам отцов: «…чтоб совесть иметь и от совести не терпеть». Поэтому не спешит она перебраться на большую землю, где для переселенцев построен поселок. Отчий дом свой она моет и белит перед сожжением, обряжает, как человека перед похоронами.
Горит земля, горят кресты на могилах, горят избы на Матёре… Прерывается связь, соединяющая прошлое, настоящее и будущее. Отрывается от родной земли Павел, сын Дарьи. На большой земле его ждут комфортные условия : свет, газ — все прелести цивилизации. Наблюдая за горящей избой, Павел пытается найти в себе жалость, но не чувствует ничего. «Памяти никакой не стало, вся износилась», — скажет Дарья. Вот и блуждает Павел в утреннем тумане. Сцена символична: не может Павел найти Матеру, утрачены связующие нити. А его сын Андрей, внук старухи Дарьи, вообще после армии переехал жить в город. Ни памяти, ни совести у тех, кто, торопясь перебраться в поселок, сжигает сам свои избы, как Клавка Стригунова и Петруха. «Разорены душой,»- это о них, о тех, кто без сожаления покидает родные места.
Дарья , не потерявшая совесть, чувствует свою вину перед отчей землей, свою ответственность за происходящее. Отвечать за окружающий нас мир должен каждый человек — так считает В.Распутин. Нужна ли людям гидроэлектростанция? Да, нужна. Да, наша жизнь меняется. Но как важно остаться Человеком в любых обстоятельствах!