Формулировка фразы в задании 9.3
Как вы понимаете значение (слова, словосочетания, выражения) ПРОЩЕНИЕ?
Напишите сочинение-рассуждение на тему «Нужно ли уметь просить прощения?»
Пояснение
Умение прощать, то есть великодушие, – это качество личности, позволяющее ему понимать другого, забывать нанесённые обиды, чтобы сохранить хорошие отношения с человеком. Это чувство способно сохранить дружбу и даже любовь. Прощение освобождает человека от чувства вины, страха, отводит в прошлое минуты ссоры, заставляет жить полной и свободной от обид жизнью. Конечно, есть вещи, которые нельзя прощать: предательство друзей в годы войны, жестокость врага, принесшую смерть многим людям. А вот в повседневной жизни лучше учиться забывать обиды и жить дальше, давая возможность человеку самому осознать, насколько он был не прав.
По тексту В. Одноралова
Уметь прощать – это значит понимать другого человека, забывать обиды, чтобы сохранить хорошие отношения с людьми. Того, у кого отсутствует такое качество, как злопамятность, тот, кто умеет прощать человека, совершившего безнравственный поступок, называют великодушными человеком, именно он может давать людям второй шанс, шанс на изменение к лучшему.
Обратимся к тексту В.И. Одноралова, герой которого был влюблен в Аллу Иванову, но не знал, как правильно выразить свои чувства к девочке, поэтому делал все, чтобы привлечь ее внимание – дергал за волосы. Он даже не задумывался о том, что своими поступками мог обидеть Аллу, сделать ей больно. Но в итоге он сумел извиниться перед девочкой, подарив красивые цветы – астры, выразив любовь как настоящий джентльмен. Получив прощение, он был счастлив.
Пример великодушного поведения показывает нам и Лена Бессольцева из повести В.К. Железникова «Чучело». Лена – добрая девочка, которая не понаслышке знает, что такое несправедливость, потому что сама не раз становилась мишенью для одноклассников, получив обидное прозвище «Чучело». Она простила предателя Диму Сомова, своих одноклассников. Ее великодушие стало уроком для них всех, потому в конце повести, когда она уезжает, Рыжий пишет на доске: «Чучело, прости нас!». Этими словами он выражает общее раскаяние, а у читателя появляется надежда на то, что пример Лены сделал ребят добрее и великодушнее.
Таким образом, можно сделать вывод: умение прощать – главный признак великодушного человека. Часто великодушие граничит с мудростью, а поступки великодушного человека учат окружающих поступать правильно.
Названия произведений литературы, которые можно использовать в качестве второго примера-аргумента
А.Пушкин «Дубровский»
В.Астафьев «Конь с розовой гривой»
А.Солженицын «Матренин двор»
На чтение 13 мин Просмотров 64.5к.
Обновлено 26 сентября, 2020
Над вопросом «Что такое прощение» задумывался хоть раз каждый человек, поэтому над ним предлагают подумать и выпускникам школ на ОГЭ по русскому языку в сочинении-рассуждении, для которого нужны аргументы из жизни и литературы. Проблема прощения актуальна во все времена, поэтому над ней мы не только задумываемся в жизни, но и ищем ответ на этот вопрос в произведениях великих мастеров слова, в их мудрых высказываниях.
Содержание
- Проблема
- Отношение автора к проблеме
- Аргументы
- Синонимы к слову прощение
- Эпитеты к слову прощение
- Аргументы из литературы
- Аргументы из жизни
- Аргументы из народной мудрости
- Афоризмы
Проблема
Что такое прощение? Легко ли прощать человека, нанесшего нам глубокую обиду?
Отношение автора к проблеме
Прощение – это отпускание вины или обиды, отказ от недобрых чувств, мести или наказания.
Аргументы
- Прощение – нравственное умение человека, одна из человеческих добродетелей.
- Прощение – единственный путь к примирению.
- Прощение освобождает человека от груза вины, обиды, страха и позволяет жить полной, свободной жизнью.
- Прощение – признак великодушия человека. Прощать и просить прощения умеют люди сильные, которые могут победить свой гнев и не стыдятся признать собственные ошибки.
- Человек, который любит, чаще других готов прощать.
Синонимы к слову прощение
Милость, исправление, амнистия, извинение, пардон, пощада, помилование, отпущение, отмена наказания, милование, взаимопрощение, прощеньице, диспенсация, амнистирование, отпускание.
Эпитеты к слову прощение
Полное, королевское, милостивое, нужное, взаимное, обещанное, великодушное, божье, церковное, искреннее, всеобщее, официальное, царское, слезливое, окончательное, высочайшее, достойное, императорское, общее, условное, письменное, гарантированное, вынужденное, последнее, истинное, полученное, заслуженное, человеческое, объявленное, посмертное, собственное, настоящее, нежное, возможное, безусловное, данное, молчаливое, благородное, чистое, отцовское, святое, пришлое, любящее, чужое, своеобразное, немедленное, очередное, безоговорочное, точное, милосердное, снисходительное, подлинное, требуемое, божественное, легкое, скорое, материнское.
Аргументы из литературы
- Л.Н. Толстой «Война и мир». Груз обид, гнева, злобы, чувство мести часто давит на нас тяжким грузом, не дает свободно дышать думать, двигаться дальше. Он сковывает человека, словно оковы, и отравляет ему жизнь, не дает наслаждаться ее простыми радостями. Осознание важности прощения часто приходит перед смертью. Только лежа на смертном одре, легче простить и попросить прощения. Это простое открытие делает князь Андрей Болконский – один из главных героев романа-эпопеи «Война и мир». Ярким событием его жизни стала встреча с Наташей Ростовой, которую он искренне полюбил всем сердцем. Не представляя своей жизни без нее, князь делает ей предложение, но по настоянию отца откладывает свадьбу на год и уезжает заграницу. В силу своей молодости Наташа не выдерживает испытание разлукой и увлекается Анатолем Курагиным. Узнав о ее измене, князь Андрей тяжело переживает, но гордость не дает ему простить девушку. Он жаждет мести, которая приводит его на войну 1812 года. Но постепенно желание убить Анатоля Курагина сменяется другими стремлениями и чувствами. Он сближается с народом и всем сердцем желает служить своему Отечеству. К сожалению, тяжелое ранение приводит к смерти героя. Но незадолго до этого он встречает Анатоля Курагина, которому должны были ампутировать ногу, и вдруг понимает, что не держит больше зла ни на него, ни на Наташу. Ему безгранично жалко Анатоля, а к Наташе Ростовой он чувствует все ту же искреннюю любовь и прощает ее. Умирает он в полной гармонии с собой и с миром. Л.Н. Толстой этим показывает, что прощение освобождает человека от груза обид и служит единственным способом для примирения.
- Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Часто вина человека бывает настолько большой, а обида на этого человека такой глубокой, что простить его бывает очень трудно или вовсе невозможно даже близким и родным людям. Такие мысли приходят в голову читателю при чтении повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». В центре повествования – история Тараса Бульбы и его сыновей. Главный герой повести наделен богатырским характером. Он самоотверженно борется за родную землю, за национальную независимость. Не было для него большего счастья, чем быть воином и защитником Родины. Сыновья его, Остап и Андрий, воспитанные в бурсе, по возвращении домой попадают сразу в атмосферу Запорожской Сечи. Они становятся сильными, храбрыми, бесстрашными воинами. Тарас Бульба гордится ими, ему было радостно видеть, что его сыновья были одними из первых. Им предсказывали в будущем стать полковниками, которые превзойдут своего отца. Но во время войны с Польшей Андрий предал своих друзей, Родину. Он не смог бросить на смерть свою любимую девушку-полячку. Чувство любви одержало победу в борьбе с чувством долга. Когда Тарас Бульба увидел сына среди врагов, его сердце воспылало гневом. Сын, которым он так гордился, отрекся от святых идеалов братства, долга, чести, поэтому отец не смог понять и простить его. Он казнил Андрия со словами: «Я тебя породил, я тебя и убью!» Родной человек, отец, не прощает сыну измены, предательства. Эта трагедия в жизни героев наталкивает нас на мысль о том, что не всякую вину нам могут простить даже близкие люди.
- А.С. Пушкин «Дубровский». Человек, испытывающий чувство любви, искренне готов забыть об обидах и простить своего врага. Такой вывод читатель делает благодаря роману А.С. Пушкина «Дубровский». Произведение переносит нас в XIX век, когда распри между соседями были нередки. Ссора между К.П. Троекуровым и А.Г. Дубровским становится причиной смерти последнего. Сын Андрея Гавриловича Владимир, приехав из Петербурга, не застал уже своего родителя в живых. У него отобрали дом, в котором он когда-то был счастлив. Здесь все напоминало о рано ушедшей из жизни матери, об отце. У Дубровского даже не будет возможности когда-либо войти под родную крышу, предаться воспоминаниям, сохранить то, что так бережно хранилось его родителями. И он задумывает отомстить жестокому соседу. Под именем француза Дефоржа он проникает в дом к Троекурову, чтобы осуществить задуманное. Он дает уроки маленькому Саше, сыну Троекурова, учит музицировать Машу. С каждым днем он все больше проникается симпатией к этим двум существам, так не похожим на своего отца-тирана. И однажды он понимает, что искренне полюбил Марию Кирилловну за ее скромность, доброту, кротость. Без нее он уже не представлял своей жизни, поэтому решил открыться, кто он на самом деле. Та любовь, которую он испытывает к дочери врага, не позволяет ему мстить. Дубровский понимает, что не сможет причинить никакого зла отцу своей любимой, поэтому отказывается от мести и всей душой прощает своего обидчика. К сожалению, Дубровскому и Маше не удалось соединить судьбы, но читатель понимает: любовь творит чудеса. Любящее сердце готово простить все обиды и злобу и искренне дарить прощение.
- К.Г. Паустовский «Теплый хлеб». К.Г. Паустовский – писатель, чьи произведения не только учат нас видеть красоту окружающего мира, но и заставляют задуматься над многими нравственными ценностями. Рассказ «Теплый хлеб» знакомит нас с молчаливым и недоверчивым мальчиком Филькой, которого в деревне звали «Ну тебя». Однажды он очень сильно обидел коня, которого подкармливали всем селом. Мальчик ударил животное по губам и бросил хлеб для него в снег, сказав, как обычно: «Да ну тебя». После этих поднялась страшная буря, грозящая гибелью всем: животным, птицам, растениям и даже человеку. А бабушка объяснила Фильке, что эта беда от человеческой черствости и жестокости. Испугался мальчик, понял он, кто в этой беде виноват и решил исправить ситуацию. Пошел он за советом к мельнику Панкрату, который считался мудрым человеком. Всем миром, всем селом помогали Фильке исправить его ошибку: жгли костры, чтобы растопить лед на реке, ломали его у лотка мельницы, чтобы вырвать ее из ледяного плена, ведь нужна была мука для хлеба. Не сразу получилось задуманное, но когда вода вырвалась из-подо льда и хлынула на колесо, все обрадовались. Свежеиспеченную буханку хлеба Филька понес коню, но он испугался мальчика, не хотел подходить к нему. Тогда Филька от отчаяния и обиды горько заплакал. Он раскаивался в своем жестоком поступке, полностью признал свою вину. Панкрат, конечно, понял все чувства мальчика, поэтому попросил коня простить Фильку. И конь послушался, взял из рук Фильки хлеб, съел его, а потом положил голову на его плечи, показывая этим, что простил его. Читатель искренне радуется за героев произведения: Филька, который осознал свою ошибку, заслужил прощение.
Аргументы из жизни
- Легко ли жить человеку, который годами вынашивает в душе тяжкий груз обиды и разочарований? Думаю, никому бы не хотелось такой участи. Но жизнь непредсказуема и порой «подкидывает» таких людей, которые своим примером показывают, что прощать умеют не все. В селе все у всех на виду, поэтому за отношениями этих двух соседей наблюдали «всем миром». Поссорились они давно, когда еще были колхозы, огороды были большие, потому что выращенную картошку можно было сдать и получить приличные деньги. Помните, как Иван Иванович и Иван Никифорович у Н.В. Гоголя поссорились из-за пустяка, так и эти два соседа тоже из-за пустяка — не поделили борозду. Федор обычно уступчивый, но в тот день, как говорят, будто бес в него вселился: не уступил и все, потому что знал: правда за ним. Сосед еще с осени немного свой забор подвинул в сторону чужого хозяйства. С этого времени то куры пропадут у Федора, то старая кошка вернулась хромая, а потом и корова пришла с проткнутым вилами выменем. Конечно, Федор понимал, чьих рук это дело, но молчал, не связывался с Егором (так звали соседа). А потом тот заболел, долго мучился, а перед смертью все же решил облегчить душу и попросил позвать соседа. Он признался, что и куры, и кошка, и корова его рук дело, за что он просит простить его, дурака. И себе жизнь отравил обидой, и соседу вредил. Федор, конечно, простил его, ведь тем, кто искренне просит прощения и раскаивается в своих поступках, нужно великодушно дарить прощение.
- Моя бабушка Ирина, в чью честь меня назвали, умела великодушно прощать. Она никогда ни на кого не держала зла, не обижалась, всегда старалась оправдать человека, если тот совершал какой-либо безнравственный поступок. Посплетничает соседка, наговорит о ней небылицы, а бабушка не обижается: «Она одна живет, дети, внуки далеко. Поговорить не с кем, вот и болтает лишнее». Переругаются соседи, выясняя, чьи куры первыми в чужой огород забрались, или чья кошка у кого сметану съела, а бабушка только махнет рукой и займется каким-либо делом. В семье тоже умела закрывать глаза на многое: казалось, не слышала обидных слов, сказанных в свой адрес, не видела несправедливых поступков. Нам, внукам, тоже умела многое прощать. Бывало, расшалимся, раскричимся, родители нас ругают, стыдят: бабушка уже старенькая, ей покой нужен, а бабушка только улыбается: «Они же дети, пусть играют». Так и прожила свой век в ладу с собой и со всем миром. Своим примером она учила быть добрыми, милосердными, чуткими к людям, понимать чужую беду, помогать людям, не требуя ничего взамен. Умение выслушать человека, понять и простить живет во мне благодаря ей, моей любимой бабушке, ее урокам и личному примеру.
Аргументы из народной мудрости
- «Была вина, да прощена», — говорит русская пословица. Вина, которая прощена, остается в прошлом, перестает быть виной.
- «До двух раз прощают, а в третий бьют», — говорил русский народ в пословице. Он советует прощать виноватых два раза, а когда провинятся третий раз, то следует уже наказывать их, так как это злоупотребление добротой и великодушием другого человека.
- «Невольная ошибка прощается», — считал русский народ. Он советовал прощать те ошибки, которые совершаются невольно.
- «Закрой чужой грех – бог два простит», — гласит русская пословица. Она имеет в виду то, что если простить чью-то вину, закрыть чужой грех, то Бог простит за это нам два греха.
- «Три раза прости, а в четвертый прихворости», — советует русская пословица. В ней говорится о том, что человека можно прощать три раза, а на четвертый раз наказать хворостиной, чтобы не злоупотреблял терпением.
- «Прощай, да не стращай», — гласит русская пословица. В ней советуют искренне прощать человека, но не пугать его.
- «Понять — значит простить», — гласит русская пословица. Она нас убеждает в том, что если сначала попытаться понять состояние человека, мотивы его поступка, то простить будет намного легче.
- «Гость, гости́, а кошелек, прости», — говорится в русской пословице, в которой просят прощения у кошелька за разорение, которое бывает, если приходят гости.
- «Лучше десять виновных простить, чем одного невинного наказать», — утверждает русский народ в известной пословице. В ней имеется в виду, что к наказанию за вину нужно подходить ответственно: лучше десять виновных людей простить, чем, не разобравшись, наказать одного невинного.
- «Где гнев, тут и милость», — считал русский народ. В пословице говорится о человеке, который, гневаясь, способен на милость, прощение. Гнев такого человека не страшен.
Афоризмы
- «Нельзя прощать тем, кто не умеет прощать», — говорил немецкий мыслитель Фридрих Ницше. Он советовал прощать только тех, кто сам охотно прощает других, и не дарить прощение людям, не знающим, что такое прощение.
- «Власть прощения — это власть, которой подвластны все и которая доступна каждому», — утверждал австрийский и британский писатель, драматург, мыслитель Элиас Канетти. По его мнению, умение прощать – это не роскошь, оно доступно всем людям.
- «Жизнь научила меня много прощать, но еще больше искать прощения», — писал Отто фон Бисмарк, немецкий канцлер. Он делится своим жизненным опытом, рассказывая, что жизнь научила его прощать, но, так как приходилось кого-то обижать, поэтому чаще всего он сам искал прощения.
- «Прощайте ваших врагов – это лучший способ вывести их из себя», — говорил английский писатель и поэт Оскар Уайльд. Он утверждал, что самый лучший способ вывести врага из себя – простить его.
- «Пока люди любят, они прощают», — говорил французский писатель и философ Франсуа де Ларошфуко. Он считал, что чаще всего прощают те, кто искренне любит.
- «Умение прощать — свойство сильных. Слабые никогда не прощают», — считал индийский общественный и политический деятель Мохандас Карамчанд Ганди. Он считал, что для прощения нужна внутренняя сила, слабые люди не знают, что такое прощение.
- «Ошибаться – свойство человека, прощать – свойство богов», — утверждал английский поэт Александр Поп. По его мнению, ошибаются простые смертные, а прощать умеют только духовно сильные люди.
- «Бог велит людям прощать, но обществу предписывает наказывать», — писал французский философ Луи де Бональд. Он отмечал, что Бог учил человека прощать, ибо все не без греха, но в обществе принято судить и наказывать тех, кто провинился.
- «Прощать всем нисколько не лучше, чем не прощать никому», — считал французский проповедник и писатель-моралист Жан Батист Луи де Ларош. Он считал, что всепрощение – не совсем хорошее качество, но и не прощать никому не лучше.
- «Сердце прощает часто, разум – редко, самолюбие – никогда», — говорил французский писатель и критик Луи Дюмюр. По его словам, чаще всего прощает доброе, мягкое сердце, реже на прощение способен человеческий разум, но, если у человека задето самолюбие, прощения от него не дождаться никогда.
9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Ф. И. Буслаева: «Вся сила суждения содержится в сказуемом. Без сказуемого не может быть суждения».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Алка ничего ему не ответила, осторожно взяла цветы, словно они впрямь были изо льда и могли разбиться, и вдруг астры отразились в её милых от удивления девчоночьих глазах».
Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
3. Как Вы понимаете значение слова ПРОЩЕНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Нужно ли уметь просить прощения?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваш и рассуждения: один пример-аргумент приводите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
(1)У дверей стояло трое ребятишек: две девочки и мальчик. (2)Дед догадался, что они одноклассники внука.
— (3)Андрей Лысов тут живёт? — спросила полноватая девочка.
— (4)Тут, — признался дед.
— (5)Мы пришли высказать ему осуждение, — продолжила девочка.
(6)Дед и внук стояли рядом и на сто процентов были роднёй: круглолицые, голубоглазые. (7)Наверное, поэтому часть Андрейкиной вины само собой переходила на деда.
— (8)У нас в дневнике всё записано, — сказала толстушка и передала тетрадку Александру Клавдиевичу.
— (9)«Дёргал Аллу Иванову за волосы», — грустно прочитал дед.
— (10)А ещё, когда Иванова заплакала, он обозвал её мокрой цаплей, а извиняться не стал, — сказал мальчик.
(11)Когда ребята ушли, дед обратился к внуку:
— (12)Так зачем же ты эту Аллу за косу дёргал?
— (13)Так просто, — буркнул мальчик.
— (14)А я вот знаю и зачем, и почему! (15)Она тебе нравится, а на тебя, противного троечника, внимания не обращает. (16)Так, что ли?
(17)Сломленный дедовой проницательностью, внук заговорил:
— (18)Мы же раньше с ней дружили! (19)А теперь она всё: Толик да Толик. (20)Я раньше её дёрну — она меня книжкой — хлоп! (21)И обоим смешно! (22)А сейчас чуть-чуть тронешь — как плакса плачет…
(23)Дед слушал его внимательно, прищурив глаза.
— (24)Извиняться тебе перед ней придётся, и так, чтобы это отложилось в садовой твоей голове надолго. (25)Мы сейчас идём к ней, ты извиняешься и даришь ей цветы, а иначе миру между нами не бывать.
(26)Миром с дедом внук дорожил, и поэтому он понял, что не миновать ему ни извинения, ни цветов.
(27)В его голове плохо запечатлелось, как в магазине они купили пахнущие горелой листвой и снегом астры, как брели по осеннему парку прямо к Алкиному дому.
(28)Перед выходом из парка дед остановился, они сели на скамейку.
— (29)Небось, никогда девчонкам цветы не дарил? (30)Ты хоть посмотри, что даришь.
— (31)Чего смотреть, на болонок похожи, — убитым тоном сказал внук.
— (32)Нет, болонка — собака глупая и трусливая, а эти чистые, гордые, как изо льда, и ведь смелые, до самого снега на клумбах стоят.
(33)Мальчик взглянул на цветы и подумал: «И правда, какие чистые… ледянистые…»
(34)Вся встреча с Алкой Ивановой пронеслась в смятённой душе Андрейки, словно вихрь. (35)Уже перед самой дверью он рванулся было, чтобы котёнком прыснуть вниз. (36)Но дед кратко сказал: «Не трусь!» — и поставил его рядом с собой.
(37)Дверь открыла Алла. (38)Андрейка кое-как промямлил извинения и сунул в руки потрясённой Алки астры:
— Это тебе… эти ледянистые…
(39)Алка ничего ему не ответила, осторожно взяла цветы, словно они впрямь были изо льда и могли разбиться, и вдруг астры отразились в её милых от удивления девчоночьих глазах.
(По В. И. Одноралову) *
* Одноралов Владимир Иванович (род. в 1946 г.) — оренбургский поэт, прозаик, публицист и детский писатель.
Подготовка к ОГЭ
Сочинение-рассуждение
«Что такое прощение?»
Щербакова Е.В.
МАОУ СОШ № 2
г.Реж
- Сочинение-рассуждение (альтернативные задания 9.1, 9.2, 9.3) проверяет прежде всего умение создавать собственное связное высказывание на заданную тему на основе прочитанного текста. Это высказывание должно соответствовать функционально-смысловому типу речи «рассуждение» и вследствие этого строиться по определённым композиционным законам.
Прочитайте текст
(1)У дверей стояло трое ребятишек: две девочки и мальчик. (2)Дед догадался, что они одноклассники внука.
– (3)Андрей Лысов тут живёт? – спросила полноватая девочка.
– (4)Тут, – признался дед.
– (5)Мы пришли высказать ему осуждение, – продолжила девочка.
(6)Дед и внук стояли рядом и на сто процентов были роднёй: круглолицые, голубоглазые. (7)Наверное, поэтому часть Андрейкиной вины само собой переходила на деда.
– (8)У нас в дневнике всё записано, – сказала толстушка и передала тетрадку Александру Клавдиевичу.
– (9)«Дёргал Аллу Иванову за волосы», – грустно прочитал дед.
– (10)А ещё, когда Иванова заплакала, он обозвал её мокрой цаплей, а извиняться не стал, – сказал мальчик.
(11)Когда ребята ушли, дед обратился к внуку:
– Та-ак… (12)Зачем же ты эту Аллу за косу дёргал?
– (13)Так просто, – буркнул мальчик.
– (14)А я вот знаю и зачем, и почему! (15)Она тебе нравится, а на тебя, противного троечника, внимания не обращает. (16)Так, что ли?
(17)Сломленный дедовой проницательностью, внук заговорил:
– (18)Мы же раньше с ней дружили! (19)А теперь она всё: Толик да Толик. (20)Я раньше её дёрну – она меня книжкой – хлоп! (21)И обоим смешно! (22)А сейчас чуть-чуть тронешь – как плакса плачет…
(23)Дед слушал его внимательно, прищурив глаза.
– (24)Извиняться тебе перед ней придётся, и так, чтобы это отложилось в садовой твоей голове надолго. (25)Мы сейчас идём к ней, ты извиняешься и даришь ей цветы, а иначе миру между нами не бывать.
(26)Миром с дедом внук дорожил, и поэтому он понял, что не миновать ему ни извинения, ни цветов.
(27)В его голове плохо запечатлелось, как в магазине они купили пахнущие горелой листвой и снегом астры, как брели по осеннему парку прямо к Алкиному дому.
(28)Перед выходом из парка дед остановился, они сели на скамейку.
– (29)Небось, никогда девчонкам цветы не дарил? (30)Ты хоть посмотри, что даришь.
– (31)Чего смотреть, на болонок похожи, – убитым тоном сказал внук.
– (32)Нет, болонка – собака глупая и трусливая, а эти чистые, гордые, как изо льда, и ведь смелые, до самого снега на клумбах стоят.
(33)Мальчик взглянул на цветы и подумал: «И правда, какие чистые… ледянистые…»
(34)Вся встреча с Алкой Ивановой пронеслась в смятённой душе Андрейки, словно вихрь. (35)Уже перед самой дверью он рванулся было, чтобы котёнком прыснуть вниз. (36)Но дед кратко сказал: «Не трусь!» – и поставил его рядом с собой.
(37)Дверь открыла Алла. (38)Андрейка кое-как промямлил извинения и сунул в руки потрясённой Алки астры:
– Это тебе… эти ледянистые…
(39)Алка ничего ему не ответила, осторожно взяла цветы, словно они впрямь были изо льда и могли разбиться, и вдруг астры отразились в её милых от удивления девчоночьих глазах.
(По В.И. Одноралову*)
Сочинение 9.3
- Как Вы понимаете значение слова ПРОЩЕНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Нужно ли уметь просить прощения?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
- Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
- Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
- Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Значение слова ПРОЩЕНИЕ
- ПРОЩЕНИЕ – это освобождение от энергии ненависти, ярости и злости.
- Прощение – это свойство человека не помнить о нанесенных обидах, извинять кого-то, не ставить ему в вину ошибки. Говорят, простить – значит понять. Прощение — это отпущение вины, освобождение от наказания.
- Уметь прощать – это значит понимать другого человека, забывать обиды, чтобы сохранить хорошие отношения с людьми.
Нужно ли уметь просить прощения?
Умение прощать, то есть великодушие, – это качество личности, позволяющее кому-то понимать другого, забывать нанесённые обиды, чтобы сохранить хорошие отношения с человеком. Это чувство способно сохранить дружбу и даже любовь. Прощение освобождает человека от чувства вины, страха, отводит в прошлое минуты ссоры, заставляет жить полной и свободной от обид жизнью.
Конечно, есть вещи, которые нельзя прощать: предательство друзей в годы войны, жестокость врага, принесшую смерть многим людям. А вот в повседневной жизни лучше учиться забывать обиды и жить дальше, давая возможность человеку самому осознать, насколько он был не прав.
Прощение (афоризмы)
- Как важно уметь понять и простить, помочь, а не предлагать помощь из вежливости.
- Умей прощать, и мощь твоя умножится.
- Умение прощать – главный признак великодушного человека.
Аргументы:
- А.Пушкин «Дубровский», «Станционный смотритель»
- В.Астафьев «Конь с розовой гривой»
- А.Солженицын «Матренин двор»
- А.Платонов «Юшка»
- К.Паустовский «Тёплый хлеб»
- Н.Гоголь «Тарас Бульба»
Аргументы:
- Прощение – нравственное умение человека, одна из человеческих добродетелей.
- Прощение – единственный путь к примирению.
- Прощение освобождает человека от груза вины, обиды, страха и позволяет жить полной, свободной жизнью.
- Прощение – признак великодушия человека. Прощать и просить прощения умеют люди сильные, которые могут победить свой гнев и не стыдятся признать собственные ошибки.
- Человек, который любит, чаще других готов прощать.
Народная мудрость
- «Была вина, да прощена», — говорит русская пословица. Вина, которая прощена, остается в прошлом, перестает быть виной.
- «Невольная ошибка прощается», — считал русский народ. Он советовал прощать те ошибки, которые совершаются невольно.
- «Закрой чужой грех – бог два простит», — гласит русская пословица. Она имеет в виду то, что если простить чью-то вину, закрыть чужой грех, то Бог простит за это нам два греха.
- «Прощай, да не стращай», — гласит русская пословица. В ней советуют искренне прощать человека, но не пугать его.
- «Понять — значит простить», — гласит русская пословица. Она нас убеждает в том, что если сначала попытаться понять состояние человека, мотивы его поступка, то простить будет намного легче.
- «Где гнев, тут и милость», — считал русский народ. В пословице говорится о человеке, который, гневаясь, способен на милость, прощение. Гнев такого человека не страшен.
Сочинение-рассуждение
Интернет-источники
- https://krot.info/uploads/posts/2020-01/thumbs/1579376155_8-12.png — фон
- http://umoslovo.ru/
- https://literoved.ru/
- https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/070e/000571c5-0808bc35/img4.jpg
- https://школа-пять.рф/wp-content/uploads/2019/09/1-1.jpg
Сочинение-рассуждение на тему «Прощение»
На чтение 3 мин Опубликовано 26.03.2021
Обновлено 26.03.2021
Считается, что умение прощать — это удел исключительно сильных людей. Многие думают, что слабые не смогут позволить себе это сделать. Ведь для того, чтобы переступить через себя и простить другого человека — нужно обладать сильной и открытой душой. Однако именно это качество помогает людям сохранять дружеские и семейные отношения. У каждого случаются ситуации, когда из-за плохого настроения или других обстоятельств, люди могут обидеть других плохим словом или действием. Очень важно уже после того, как основные эмоции улягутся, поговорить и постараться понять другого человека. Конечно же после чего стоит постараться простить. Бывает много ситуаций, когда подобные плохие ситуации происходят необдуманно или даже двусмысленно. В жизни важно уметь признавать свои ошибки и просить прощения, а также уметь прощать и принимать другого человека.
Не нужно долго злиться и обижаться на близких людей. Именно умение прощать позволяет человеку быть разумной и понимающей личностью. Нужно понимать, что каждый человек может оступиться и совершить что-то плохое по отношению к другим людям. Прощение близких людей поможет в какой-то степени исправиться и встать на другой истинный путь исправления. Человеку, совершившему плохое деяние и после осознания своей вины, нужно принятие и понимание со стороны других. Понимание того, что люди простили и приняли оступившегося человека, поможет ему со временем тоже себя простить и избавиться от чувства вины.
Прощение помогает людям чувствовать себя свободнее от обид, которые полностью занимают сердце и разум. Ощущение внутренних обид не дают развиваться и реализовываться. Те люди, которые способны прощать, являются отзывчивыми и более удовлетворены своей жизнью. А те, кто держит внутри себя обиду, развивают в себе чувство агрессии к окружающим. Люди, которые умеют прощать других, создают атмосферу позитива вокруг себя. Также прощение является важным составляющим взаимодействия между людьми, потому что при желании отомстить обидчику начинают проявляться все больше негативные чувства. Месть может зародить целое противостояние между людьми и ничем хорошим это точно закончиться не может.
Часто люди обижают других необдуманно и совершенно не желая сделать другому больно. Плохие слова и поступки совершаются абсолютно не обдумывания последствия. Обиженный человек сразу становится апатичным и в плохом настроении. Важно обиженному человеку не проявлять в свою очередь все свои плохие качества и не стоит прощать, оставляя внутри себя часть обиды на человека. Лучше постараться сделать так, чтобы прощение было искренним и от всего сердца. Только прощение такого рода поможет полностью очистить себя от внутренних негативных чувств. Надо постараться забыть эту ситуацию и посчитать скорей как недоразумение.
Конечно же тяжело пережить то, когда близкие люди обижают и причиняют боль. Простить в таких ситуациях становится очень трудно. Важно не пытаться мстить другому и не пытаться в ответ его задеть. Нужно уметь прощать и в первую очередь думать о своих чувствах к этому человеку, а также понимать и принимать другого. Умение прощать позволяет людям жить в гармонии с собой и с другими. Это дает чувство свободы и помогает людям меньше испытывать негативные чувства. Ведь нужно наслаждаться своей жизнью, а не держать внутри себя всепоглощающее чувство обиды на других.
- Сочинения
- 9 класс ОГЭ
- Умение прощать
Одним из наиценнейших качеств, которым может быть наделен человек, является умение прощать. Как правило, данной способностью обладают лишь единицы, в то время как другие, не могут постичь мудрость этого поступка годами.
Человек, умеющий прощать, легко переживает трудности и неудачи, он не боится разочаровываться в людях, он не затаивает обиду на долгие годы. Если кто-то поступает плохо по отношению к нему, он прощает человека и просто прекращает с ним общение, вместо того, чтобы вынашивать коварный план мести долгие годы, как делают, не умеющие прощать люди.
Безусловно, научиться прощать людей непросто, именно поэтому, данное умение дано далеко не каждому. Человек должен научиться понимать, что все мы – не идеальны, каждый из нас время от времени может совершать оплошности, о которых мы впоследствии жалеем или жаждем их исправить, чтобы вернуть ситуацию в прежнее русло.
Благодаря умению прощать человек не переживает застоя, он не держит обиду, не начинает сосредотачиваться на негативных эмоциях, а наоборот, занимается саморазвитием, вкладывая в себя наибольшее количество духовных и физических сил.
Если человек чрезмерно добрый, то умение прощать, в действительности, может сыграть с ним злую шутку, так как, из раза в раз, он будет прощать человека, который не заслуживает прощения и не осознает ценности быть прощенным, то есть продолжает вести себя соответствующим образом.
Проведенные социологически исследования показали, что более двух третей нашего общества испытывает существенные затруднения с тем, чтобы прощать человека, в то время, как сами считают, что им должны легко прощать те ситуации, где они повели себя не идеально.
Считается, что по-настоящему счастливым может стать только тот человек, который научился искренне прощать другого, не просто принимать извинения и из вежливости изображать, что все хорошо, а действительно быстро отпускать нехорошую ситуацию.
Научиться прощать не так-то и просто, и как правило, ко многим данная способность приходится уже в зрелом возрасте, когда сквозь мудрость прожитых лет. человек осознает, что большинство ситуаций не стоит того, чтобы из-за них переживать и огорчаться.
Вариант 2
Умение прощать, это одна из самых важных составляющих человеческого контакта. В первую очередь страдает тот, кто неспособен простить обиду, обида разрушающая души ноша, что съедает чистоту намерений, ужесточает, даже самых нежных созданий.
Иногда случается так, что повода для обид вовсе не было, но мы так редко даем возможность, кому-то другому озвучить свои чувства, ведь мы так лелеем собственную обиду. Будто это вовсе не тяжесть которая нам отравляет жизнь, а нечто ценное и важное чувство
Беда человечества именно в том, что мы очень хотим, чтобы нас слышали, но совсем не хотим слушать. А ведь на самом деле все приделано просто, не стоит закрываться от окружающего мира, только потому, что сегодня, что-то пошло не так. Все на свете можно решить без излишних утрат. Это вовсе не знает, что стоит прощать все на свете, конечно, есть ситуации когда, человек просто обязан уйти из вашей судьбы, но даже при этом его стоит простить, что бы он не проделал по отношению к вашим чувствам, в первую очередь для себя. Чистые помыслы и свобода от обид, открывает перед нами новые дороги, новые впечатления и целый мир.
Бывает еще так, что вина именно за Вами, зная это тяжело и неприятно, особенно если обидели кого-то совершенно не намерено, горячим необдуманными словом, и теперь и Вам и вашим родным одиноко. Гордость достойное качество, а вот гордыня разъединяет близких людей, по этому, подумайте дважды стоит ли задирать нос и по-прежнему отдаваться тоске, если инцидент может быть исчерпан и все вернется на круги своя.
Люди должны быть немного добрее к близким и просто хорошим людям, именно доброе слово делает нас немного лучше, немного открытие. Но в гневе же мы говорим, не обдумав последствий и это, приводит к ужасным последствиям.
Стоит только начать говорить окружающим хорошее доброе слово, нам, несомненно, есть, за что поблагодарить каждого из своих знакомых, ведь мы не зря окружили себя именно этими людьми. И обязательно в ответ последует улыбка, все мы хотим одного, хотим быть услышанными и оцененными по достоинству, и все это мы можем дать друг другу не прикладывая особых усилий. И Вы увидите, как изнутри меняетесь не только вы сами, но и Ваги близкие люди.
Сочинение рассуцждение на тему Что такое Умение прощать
В нашей жизни очень часто происходят ситуации и конфликты, которые приводят к обиде и разногласиям, непонимании и ссорам. Очень сложно иногда разобраться в сложившихся обстоятельствах, и гордость не позволяет простить друг друга. Поэтому мы так часто теряем друзей и близких, затаив на них глубоко в сердце обиду. Многие из нас не умеют прощать.
Нельзя не согласиться, что ссоры и моменты в жизни бывают очень разные. Сложно простить предательство, ложь, клевету или обман. Но затаив в себе обиду, хуже мы делаем только себе. А иногда упертость и упрямство мешают возобновить дружбу даже с самыми близкими людьми.
Я когда-то очень сильно обиделся на младшего брата, за то, что он разбил мою любимую чашку. Родители пытались объяснить, что он маленький, и не правильно так реагировать и обижаться. Я должен его простить, потому что это мой родной человек. Брат тоже подошел и извинился, но я продолжал дуться, и не понимать, почему я должен просто взять и простить. Ведь это была моя любимая чашка!
Прошел день, и я понял, как мне сложно игнорировать брата и одному играть скучно. Что чашку можно купить и не одну, а внимание брата и нашу братскую дружбу не оценить никакими деньгами. Я простил его, и больше никогда ни на кого так не обижаюсь. Главное, сразу разобраться в ситуации, а не вспыльчиво отталкивать человека, который понял свою ошибку, и уже пытается попросить прощения за нее.
Умение прощать, так же как и признать свою неправоту и попросить прощения — это качества сильного и культурного человека. Это сложно, потому как преодолеть свой гнев и обиду, так же как и осознать свои ошибки, может не каждый.
Как же научиться прощать? Достаточно представить себя на месте обидчика, как ему сейчас, что он испытывает, когда просит прощения, а его не принимают. Мы все совершаем ошибки, и каждому будет неприятно, если его простить не смогут. Прощать нужно всегда от чистого сердца. Только тогда ты больше не вспомнишь об этой ситуации или конфликте, и не упрекнешь этим.
Мое мнение, нужно всегда прощать любые обиды, даже предательство и ложь. Простить, но сделать выводы из каждой ситуации, и больше не доверять настолько и не открываться, либо вообще перестать общаться, но обязательно при этом простить. Мы не имеем права осуждать поступки других, это их жизнь и выбор.
Прощение — это великодушие, и оно может помочь сделать мир добрее. Давайте каждый начнет с себя.
4 вариант
В реальном мире много зла. Добро встречается все реже и реже с каждым годом. Почему-то люди разучились прощать плохие поступки, резкие и жестокие слова, оскорбления и нанесенные обиды. А ведь умение прощать – очень важное для достойной жизни хорошего человека.
Когда мы встречаемся с недоброжелательными людьми, которые могут серьезно расстроить наши планы, мы злимся. Нас бросают, и мы с головы до ног пропитываемся ненавистью. Нам делают больно, и мы уже придумываем коварный план мести. Так делать нельзя, потому как возмездие не несет за собой ничего хорошего. Месть – удел слабых личностей, не знающих, что такое умение прощать. На месть способны недостойные люди. Такие всю жизнь будут окружены злом, которое будет прожигать их души изнутри.
Возмездие приносит блаженство лишь на какие-то доли минут, в то время как сила прощения живет в наших сердцах всю оставшуюся жизнь. Да, сложно отпустить и забыть того человека, который сделал нам больно и плохо. Сложно избавиться от злых чувств в его сторону. Но как бы тяжело ни было это сделать, оно того стоит.
Что такое месть? Месть – это зло. Стоит ли отвечать злом на зло? Наверное, это путь в никуда. Как бы ни была сильна обида на того или иного человека, никто не давал нам право ответить ему той же самой обидой, а иногда и во много раз превосходящей ее по силе. Каждого человека за тот или иной плохой поступок ждет возмездие, но ни в лице другого человека, а просто обстоятельства его жизни сложатся не лучшим образом. Точно так же ждет несчастье человека, способного встать на путь возмездия.
Умение прощать – вот что может принести истинное счастье. Вместе с прощением каждый из нас отпускает негатив, накопившийся в сердце и на душе, начинает дышать спокойнее и свободнее. Как только принимается решение в пользу прощения, человека уже где-то поблизости поджидает счастье. И это не пустые слова. Ведь так же, как зло порождает зло, добро протаптывает дорогу к новому добру. Это простая закономерность жизни.
О том, что прощение сильнее возмездия, стоит помнить всегда. И в очередной раз, когда злость охватит с головы до ног, каждому человеку нужно вспомнить о добре и простить обидчика. Только прощая, мы становимся сильнее, мудрее и благоразумнее. Этому умению следует учить и своих детей, и всех окружающих людей. Необходимо не только с себя снимать оковы злости и желчи, но и с других, помогая им обрести спокойствие и простое человеческое счастье.
Также читают:
Картинка к сочинению Умение прощать
Популярные сегодня темы
- Сочинение Моя лучшая подруга (про подругу с описанием)
Самую лучшую мою подругу зовут Лена, мы учимся с ней не просто в одном классе, но даже сидим за одной партой. Внешне мы с ней очень разные.
- Характеристика и образ Марьи Антоновны в комедии Ревизор Гоголя сочинение
Марья Антоновна Сквозник-Дмухановская – одна из главных героинь комедии Н. В. Гоголя. Красивая девушка восемнадцати лет.
- Судьба Печорина в романе Герой нашего времени Лермонтова
Печорин олицетворяет собой одного из представителей эпохи начала девятнадцатого века, когда процветали цинизм, сомнения и страх перед будущим среди молодого поколения. Старые взгляды общества еще не ушли
- Сочинение Собака — друг человека 5 класс
Откуда же возникла эта фраза? С незапамятных времён собаки верно служат людям. Они ходили вместе на охоту и вместе делили добычу. Они вместе охранили дом и отпугивали диких животных.
- Сочинение Книга в моей жизни
Книга — это важнейшее достижение человечества. Она на протяжении многих веков являлась для людей источником разнообразной информации. А если говорить о художественной книге
Пример 1. Умение прощать является величайшей способностью человеческой души. О важности прощения говорит нам и религия, и мораль, и нравственность, и искусство. Некоторые обиды простить очень легко, а некоторые — практически невозможно. Но умение прощать — это возможность поднять тяжелейший груз со своих собственных плеч и с плеч того, кто причинил тебе боль. Вот почему прощать так нелегко, но так важно. Жить с обидой долгое время просто невозможно, а поэтому нужно уметь отпускать негативные чувства, чтобы продолжать жить дальше.
Пример 2. В чем заключается важность прощения? Прощение позволяет принять точку зрения другого. В 1825 году в России произошло восстание декабристов. Николай I, только взошедший на престол император, приказал казнить всех восставших. Его маленький сын Александр, который в будущем сам станет государем, на вопрос отца “А что сделал бы ты?” ответил — “Я бы простил их”. Александр даже в юном возрасте понимал причины восстания: он видел, что восставшие хотели для их отечества лучшего будущего. Сам Александр II вошел в историю как Великий. Он прошел ряд важнейших реформ, и в том числе отменил крепостное право. Его способность просить декабристов и понять, чего они действительно хотели для страны, дала ему возможность самому изменить Россию к лучшему.
Пример 3. Мы говорим, что важно уметь прощать, но еще важнее уметь просить прощения. Часто провинившийся человек не может переступить через свою гордость и признать свою неправоту. Именно по этой причине многие отношения разрываются: человеческое упрямство, гордыня, нежелание признавать неправоту перечеркнули возможность попросить прощения и быть прощенным. Нужно быть мудрым и уметь признать свою неправоту, чтобы продолжать общение с дорогими людьми.
Пример 4. Откуда идет умение прощать? И умение просить прощения? Почему вообще человек может переступить через небольшие неурядицы и серьезные конфликты? У человека есть совесть — тот внутренний голос, который направляет человека по жизни. Совесть позволяет человеку понять, что он был неправ и попросить прощения за свой плохой поступок. Совесть человека не позволяет ему гордиться и не прощать искренне раскаявшегося. Этот внутренний голос выступает хранителем отношений между людьми, уча человека прощать и просить этого прощения.
Пример 5. Никогда не поздно попросить прощения. Однажды мы разговаривали с подругой и я нечаянно обронила грубое слово, даже не заметив этого. Подруга тогда ничего не сказала, но затаила обиду, так как мои слова действительно задели ее за живое. Недавно она призналась мне, что до сих пор обижена за тот случай, но не хотела об этом говорить. Как же я была удивлена! То слово, которое я бросила без злого умысла, очень задело дорогого мне друга. Я искренне попросила прощения, и после этого наше общение наладилось.
Тексты для сочинения ОГЭ, образцы готовых сочинений по всем темам, примеры и аргументы из жизни — все здесь!